это кто? Как статьи писателем? Значение слова «писатель»

Писатель – это человек, зарабатывающий себе на жизнь литературным трудом. Существуют и другие определения этого слова. Кто такой писатель? Как им стать? В статье рассмотрены мнения профессиональных литераторов.

Где обучают писательскому мастерству?

Прозаиком или поэтом, безусловно, можно назвать человека, посвящающего свою жизнь творчеству. Но с одной поправкой: не всем писателям удается издавать свои книги. А стало быть, не каждый из них зарабатывает на своем труде. Можно привести несколько определений слову «писатель». Но большая часть из них не соответствует истине.

Писатель – это выпускник литературного института. Однако не все студенты, приходящие в этот вуз, становятся впоследствии сценаристами, поэтами, художественными переводчиками. Первокурсникам в Литинституте вбивают в голову истину о том, что писатель — это профессия не прибыльная. Скорее, убыточная. Более того, для многих она становится своего рода терновым венком.

Психотип писателя

Существуют и другие определения этого понятия. Писатель – это человек, чьи книги публикуют издательства. Но с этим определением поспорят выпускники литературного института и все те, кто разбирается в классической прозе и поэзии. Ведь уметь создавать захватывающий сюжет не значит быть писателем. Что думают об этом профессиональные литературоведы? Кем, по их мнению, является настоящий писатель?

Значение этого слова Ирина Горюнова сформулировала следующим образом: «Писатель – личность, обладающая особым психотипом мышления». По мнению литературного агента, через руки которого прошло несметное количество гениальных и бездарных рукописей, писать литературные произведения способен человек, отличающийся особой поэтической жилкой. Кроме того, он должен обладать оригинальностью мышления, умением создавать яркие образы, и, безусловно, сюжет, увлекающий читателей.

Художник – это судьба

Какими способностями и чертами характера обладает талантливый писатель? Значение этого словосочетания также дано в книге Горюновой. Согласно ее мнению, настоящий писатель обладает способностью полного погружения в творческий мир. Он проживает жизнь своих героев. Это может привести к душевному кризису. Писатель порою настолько сильно вживается в созданный образ, что выбираться из него мучительно больно. Но еще хуже – не делать этого. Литературная деятельность – сущность, воздух, без которого не может жить талантливый писатель.

Все вышесказанное относится к авторам художественных произведений. Написание книг в жанре «нон-фикшн» требует совершенно иного подхода. Однако в этой статье речь идет о представителях художественной прозы. А также о тех, кто претендует на это звание.

Писатель или графоман?

Есть люди, которые не могут не писать. Однако их творчество литературным назвать нельзя. Что такое графомания? Под этим психиатрическим термином понимают болезненную, неудержимую страсть к созданию различного рода текстов. «Произведения» графоманов невыразительны, имеют шаблонный характер. Их творения не представляют интереса ни для критиков, ни для читателей. Графомания – болезнь. Как и прочие психиатрические недуги, она подлежит лечению, в том числе и медикаментозному.

На уроках литературы педагог дает ученикам следующие задания: «Объясните значение слов «талантливый писатель» и «одаренный литератор»», «Сформулируйте определение понятию «художественное произведение»». На вопрос о том, кто такой мастер слова, принято отвечать: «человек, создающий произведения, которые обладают высокой литературной ценностью». Однако следует понимать, что творческая деятельность начинается с умения понимать и анализировать книги других авторов, а также адекватно реагировать на критику. Признак графомании – убежденность в собственной гениальности.

Сочинители, которых не публикуют

Значение слова «писатель» мы сформулировали. Талантливым сочинителем называют личность, творчество которой представляет интерес для читателей и критиков. Но известно немало случаев, когда книги издавались посмертно. Одаренный литератор писал «в стол». Возможно, где-то и сегодня хранятся гениальные романы и повести автора, который так и не стал известен широкому кругу читателей.

Кто такой сочинитель? Даже школьнику понятно значение слова. «Талантливый писатель» – термин, смысл которого мы тоже разобрали. Однако произведения далеко не каждого одаренного автора берутся публиковать издательства. И именно потому, большинство начинающих авторов оставляют литературный труд. Остаются лишь те, для кого существование вне литературы невозможно.

Издательский бизнес

Если автор обладает талантом и не страдает графоманией, это еще не говорит о том, что его творения будут опубликованы. Издательства – коммерческие организации. Их деятельность направлена на получение прибыли. Сотрудники издательства предпочитают заключать договора с авторами, которые создают востребованную прозу. Стихи и драматургия нынче не в моде. Произведения для детей неизвестных авторов неохотно покупают родители, и, соответственно, не стремятся публиковать издательства. Но даже представителям популярных литературных направлений сегодня нелегко.

Написать хороший роман не значит стать известным писателем. Во-первых, книги сегодня не так востребованы как, например, тридцать-сорок лет назад. Во-вторых, представители издательского бизнеса предпочитают не связываться с начинающими авторами.

О том, как стать известным автором, написано немало книг. Кто такой востребованный писатель? Значение словосочетания раскрыто в трудах авторов, прошедших тернистый путь в мир современной литературы. Этой теме посвятила одну из книг Энн Ламотт. Ниже приведены советы американской писательницы начинающим авторам.

Впечатление о собственном труде

В книге «Птица за птицей» автор рассказывает о своей жизни и первых шагах в литературе. Энн Ламотт признается, что ей далеко не всегда нравится то, что она пишет. Она часто перечитывает рукописи и довольно редко бывает удовлетворена результатом своего труда. Подобные ощущения знакомы всем авторам. Энн Ламотт утверждает, что это нормально. И недовольство собственными творениями посещает даже опытного писателя. Важно не останавливаться на достигнутом и продолжать трудиться.

Так ли важна публикация?

Энн Ламотт не только создала книгу о писательском творчестве. Она также преподает на литературных курсах. Начинающих авторов создатель книги «Птица за птицей» убеждает в том, что не так уж важно, опубликовано произведение или нет. Безусловно, стать известным прозаиком мечтает каждый новичок в литературном мире. Но публикация в писательском деле играет не главную роль.

Писать правду легче

Как сказал один из литературных героев: «Правду говорить легко и приятно». Эту фразу можно применить и к писательскому делу. Энн Ламотт в своей книге убеждает читателей в том, что создать правдивую, но интересную историю намного проще, чем может показаться. Не стоит придумывать невероятные сюжеты. Обычная повседневная жизнь – это то, что может послужить материалом для гениальной книги.

О чем писать?

Таким вопросом нередко задаются авторы, мечтающие в один прекрасный день поразить издателей, а впоследствии и читателей своей невероятной историей. Но личность в литературном смысле одаренная нередко пребывает в творческом ступоре.

С чего начать писать? На этот вопрос отвечает Энн Ламотт. Писательница утверждает, что начинать нужно с детства. Она советует молодым авторам изображать события ранних лет, первые впечатления, наблюдения. Книга «Птица за птицей», к слову сказать, начинается именно с изображения детства автора.

Системность

Что такое вдохновение? Это особое состояние души, позволяющее создавать произведения искусства и литературы. Но случается, что вдохновение покидает автора. Неужели следует ожидать его появления? Энн Ламотт утверждает, что писать нужно каждый день. И, желательно, по строго установленному графику. Каждый автор, независимо от опыта, знает, что первые два часа пребывания за письменным столом или компьютером протекают словно впустую. Настроиться на писательский лад удается не сразу. Но написание текстов – это труд, который требует системности, организованности.

Стать писателем может каждый

В этом убежден Юрий Никитин – автор произведений в жанре научной фантастики. Вопросам, которые особенно интересуют начинающих авторов, он посвятил книгу «Как стать писателем».

Никитин изложил основные приемы, которым обучают студентов на Высших литературных курсах, опровергнул мнение о том, что мастерами слова рождаются, и лишил значение словосочетания «талантливый писатель» оттенка таинственности. Научиться писать, по мнению российского автора, может каждый, так же как и приобрести навыки игры на скрипке. Безусловно, не каждый музыкант – Паганини. Но ведь и Стивен Кинг, получающий огромные гонорары, – не Уильям Шекспир.

fb.ru

ПИСАТЕЛЬ — это… Что такое ПИСАТЕЛЬ?

  • писатель — Беллетрист, газетчик, драматург, журналист, историк, компилятор, критик, литератор, летописец, памфлетист, поэт, публицист, рецензент, романист, сочинитель, фельетонист, хроникер, писака, щелкопер. Ср. . .. См …   Словарь синонимов

  • Писатель — ПИСАТЕЛЬ. Все писатели поэты приходят в мир со своими песнями и сказаниями о жизни и уходят, не открыв своего настоящего лица. То, что мы обычно знаем о писателях, говорит нам больше об их литературном и социальном родстве, но очень мало, или… …   Литературная энциклопедия

  • Писатель —     ПИСАТЕЛЬ. Все писатели поэты приходят в мир со своими песнями и сказаниями о жизни и уходят, не открыв своего настоящего лица. То, что мы обычно знаем о писателях, говорит нам больше об их литературном и социальном родстве, но очень мало, или …   Словарь литературных терминов

  • ПИСАТЕЛЬ — ПИСАТЕЛЬ, писателя, муж. Человек, пишущий литературные произведения. Союз советских писателей. Известный писатель. Талантливый писатель. Писатели 40 х годов. Библиотека русских писателей. Изучать какого нибудь писателя (его сочинения, биографию и …   Толковый словарь Ушакова

  • ПИСАТЕЛЬ — ПИСАТЕЛЬ, писателя, муж. Человек, пишущий литературные произведения. Союз советских писателей. Известный писатель. Талантливый писатель. Писатели 40 х годов. Библиотека русских писателей. Изучать какого нибудь писателя (его сочинения, биографию и …   Толковый словарь Ушакова

  • писатель — ПИСАТЕЛЬ, я, м. Убийца, орудующий ножом, бритвой, шилом и т. п. Я писатель не местный, попишу, попишу и уеду. От ПИСАТЬ …   Словарь русского арго

  • писатель —     ПИСАТЕЛЬ, автор, беллетрист, литератор, сочинитель, пренебр. борзописец, неодобр. графоман, устар. литературщик, устар. щелкопер, разг. бумагомарака, разг. бумагомаратель, разг., презр. писака, разг. сниж., презр. пачкун     ПИСАТЕЛЬНИЦА,… …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • Писатель — см. Художник (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • писатель — я, м. dépecer, dépicéer резать. 1. угол., мол., шутл. Убийца, орудующий ножом, бритвой, шилом. Мокиенко 2000. 2. угол., мил., шутл. То же, что писака. Мокиенко 2000 …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Писатель — Писатель (реже литератор) человек, который занимается созданием словесных произведений, предназначенных так или иначе для общественного потребления (а не только для непосредственного адресата). Писателем обычно называют человека, для… …   Википедия

  • dic.academic.ru

    Писатель — это… Что такое Писатель?

    ПИСАТЕЛЬ. Все писатели-поэты приходят в мир со своими песнями и сказаниями о жизни и уходят, не открыв своего настоящего лица. То, что мы обычно знаем о писателях, говорит нам больше об их литературном и социальном родстве, но очень мало, или почти ничего — об их т. наз. «писательской сущности». Эта последняя от нас скрыта и, главным образом, потому, что скрытым от нас является творческий процесс писателя. Его осветить пока не удалось ни ученым, ни самим носителям его, писателям-поэтам. Правда, писатели в своих автобиографиях, дневниках и записных книжках пытаются подойти ближе к проблеме о своей сущности. Отдельные эпизоды из своей творческой жизни они хотя и выявляют, но исследователь бессилен по этим эпизодам восстановить полную картину творческого процесса — до того субъективны они и не поддаются обобщению. Творческий путь писателя вне поля его наблюдений: он начинается за пределами сознания.

    «Вот настоящий путь (творческий), чтобы человек не знал, что он думает. Все тогда как бы подарено». Эти слова принадлежат не кому другому, как Гете, которому мы, быть может, больше чем кому-нибудь обязаны самыми основными данными о творческих состояниях.

    Таким образом, не претендуя в предлагаемой статье разрешить проблему о сущности писателя, попытаемся лишь отметить те более или менее характерные свойства его психики, которые выделяют его из общечеловеческой массы.

    В глубокой древности вокруг поэта создаются легенды, и дар слагать песни (поэт — происходит от греческого слова и означает слагатель, формовщик и т. п.) считают даром богов.

    «Музы, — повествуются в одном греческом мифе, — изливают росу на уста властителей, которых взыскали с колыбели, и из уст их потом выходят слова сладкие, что мед».

    «Я могу спеть всякую песню, — говорит Кара-киргизский певец: — Бог послал мне в сердце дар песни, так что мне искать их нечего, все выходит из меня, из нутра».


    (А. Веселовский — Поэтика т. I).

    А в библии поэт Исаия назван посланником божьим, к которому глас с неба воззвал и приказал идти в народ бичевать его пороки и зло.

    И всякий раз, когда человеческая мысль в истории сворачивала с пути положительных знаний, и погружалась в мистические недра, она видела в поэте существо высшего порядка, совершеннейшее создание бога и природы. Так было с романтиками, сменившими «ложноклассиков» в литературе, для которых поэт был ученый. Ради поэта, думали романтики, и создана жизнь на земле, чтобы она могла найти свое отражение в его творческом «я».

    В часы вдохновения поэт узнает все то, что было, что будет, говорили они.

    «Поэт должен отрешиться от всякой почвы, он созерцает мир сверхчувственный, он безумец» (Новалис).

    Современная научная мысль от старых легенд о происхождении поэтического дара отвернулась. Поэтическое дарование она рассматривает, как одну из обычных духовных способностей человека.

    «Между поэтом и не-поэтом существует количественное, а не качественное различие, говорит Р. Мюллер-Фрейенфельс. Поэт от остального человечества отличается интенсивностью переживаний и способностью их выражать в родственных чувствам образах — символах. Вдохновение поэтическое нужно рассматривать только как повышенную сильную форму переживания, оно свойственно также ученым и религиозным вождям» (см. его «Поэтику»).

    Д. Н. Овсяннико-Куликовский художника определяет так: «Это тот из нас, кто ловит образы, данные в обыденном мышлении». Для нас, — замечает он, — образы, данные в обыденном мышлении, только средство осуществления и функционирования нашей речи-мысли, направленной на текущие потребности жизни. У них (т.-е. у художников) эти образы, служа той же цели, незаметно выделяются, обособляются, освобождаются от служения ближайшим потребностям мысли и, получая самостоятельное значение и особую разработку, приноравливаются уже к другой цели — к познанию жизни и психики человеческой». («Наблюдательный и экспериментальный методы в искусстве». — Вопросы теории и психологии творчества, сб. статей).

    Не входя в оценку приведенных здесь взглядов, укажем лишь, что они сходятся в своем определении поэта-писателя, рассматривая его как человека незаурядного, исключительного. Правда, как все люди, писатель зависит от социального уклада той среды, в которой вырос, жил и творил. Среда дает определенный уклон его мировоззрению и заставляет так, а не иначе перерабатывать воспринимаемый жизненный материал. Поэтому не случайно деление писателей по общественным симпатиям и группировкам. В зависимости от времени, от сопутствующих писателю в его жизни социальных пертурбаций, в его творчестве будут преобладать те или другие мотивы.

    К тому, чтобы писатели были борцами-подвижниками, мы привыкли, особенно у нас в России. Русские писатели были всегда там,

    Где горе слышится,

    Где тяжко дышится.

    А вся русская литература в целом не переставала быть общественной трибуной, с которой клеймилось позором зло действительности, за что не одна писательская жизнь оборвалась раньше времени.

    И на Западе писатели боролись с реакцией. Гейне, Гюго, Зола, и другие мировые писатели были одновременно величайшими борцами за справедливость. Тем не менее, как общее психологическое явление, можно констатировать преобладание элемента созерцательности, располагающей к пассивности в жизни, в натуре писателя. Приэтом, разумеется, надо помнить, что всякое художественное произведение есть проявление особого рода активности писателя.

    В момент творчества писатели, поэты — активнейшие среди людей.

    Мобилизуя все силы своей души, писатели ведут тогда ожесточенную войну за преодоление будничных шаблонных слов, в которые не идут вдохновенные мысли. И даже после того, когда писатель, казалось, нашел уже новые слова, «одеяние стиля» для своего поэтического замысла, и тогда он не успокаивается. Начинаются опять поиски за формой, «муки слова». Оттого всю жизнь писатель пишет одну каигу, как говорит Флобер, — что не может никак выразить свой основной образ мира, неотступно преследующий его.

    Как сердцу высказать себя,

    Другому как понять тебя.

    Поймет ли он, чем ты живешь.

    Мысль изреченная есть ложь.

    Знает и чувствует каждый поэт вместе с Тютчевым, что «мысль изреченная есть ложь», но не может примириться. И борется он без конца, чтобы «рассказать свою душу», чтобы разгрузиться от бремени своих сильных переживаний. Не находя же себе выхода, мысли всей своей огненной стихией обрушиваются на сердце поэта, сжигая в нем веру и надежду. Замыкается тогда писатель в себе, погружаясь в нестерпимое молчание. И кажется ему мир пустыней, по выражению Флобера, в которой никто никого не понимает (см. «Муки слова» А. Горнфельда. Вопросы теории и психологии творчества, сб. статей).

    Так писатель расходует свои силы на творческие акты и мало их остается у него, чтобы мог он быть участником в жизни.

    — Я изнемогаю от усталости всегда изображать человеческое и никогда не принимать в нем участия. Разве художник вообще человек… Кто живет, тот не работает, и чтобы стать творцом, надо умереть, — говорит устами героя рассказа «Тонио Крегер» Томас Манн.

    «На какое печальное, случайное и бедственное существование обрекает себя всякий, — замечает в своей биографии-характеристике Бодлера Теофиль Готье, — направляющийся по тому скорбному пути, который зовется литературной карьерой. С этого дня он может себя вычеркнуть из числа людей: всякое действие у него прекращается, он только зритель жизни. Всякое ощущение становится у него объектом анализа. Невольно он раздваивается и, наблюдая как бы нечто для него внешнее, становится соглядатаем самого себя».

    О Л. Н. Толстом Софья Андреевна Толстая рассказывает в своих записках следующее: «Сидел он раз у окна задумавшись и смотрел на все происходившее на улице: вот ходит будочник, кто он такой, какая его жизнь? А вот карета проехала, кто там и куда едет и о чем думает, и кто живет в этом доме, какая внутренняя жизнь их. Как интересно было бы все это описать, какую можно было из этого составить интересную книгу»…

    Приведенный эпизод из жизни гениального писателя характерен не только для него.

    Все писатели с исключительной жаждой устремляют свои взоры на окружающий их мир. Но созерцая этот мир, писатель одним простым наблюдением не ограничивается. Из всего виденного он выбирает только 1/100.000, по выражению Л. Н. Толстого, что всего больше соответствует его внутренним состояниям (см. Воплощение) — это труд, который требует колоссальнейшего терпения (Талант — это терпение, говорит Бюффон).

    У простого смертного не может его хватить.

    Оттого так непохожа жизнь писателя на жизнь простого смертного и бедна внешними событиями. Недаром Флобер, наиболее типичный в этом смысле писатель, на просьбу прислать свою автобиографию ответил:

    — У меня нет никакой биографии.

    Личные радости и горести, выпадая на долю писателя, никогда не поглощают его целиком, как это случается с простыми смертными. Вспыхивая в душе писателя, они приводят в движение всю творческую его организацию. Писатель тогда забывает себя.

    Творческое воображение дорисовывая и углубляя его переживания, лишает их личной субъективной окраски, так что и в эти минуты писатель не участник жизни. Точно все переживания для того и возникают в душе поэта, чтобы он мог о них рассказать миру, как об этом с иронией говорит А. Пушкин:

    Постигнет ли певца волненье,

    Утрата скорбная, изгнанье, заточенье,

    «Тем лучше», говорят любители искусств.

    «Тем лучше», говорят любители дум и чувств.

    И нам их передаст.

    (Из «Ответа Анониму»).

    Но не только тем отличается писатель от простого смертного, что умеет как-то поддаваться своим житейским переживаниям, не растворяясь в них, что готов принести в «жертву Аполлону» самое близкое и единственное. Об этом прекрасно повествуется в рассказе «Овальный портрет» Эдгара По.

    В то время, как простой смертный испытывает на себе дыхание «житейских бурь» лишь тогда, когда они проносятся, задевая его, писатель чувствует их дважды: в первый раз слабее, ибо, как мы указали, он зритель жизни, и второй раз очень сильно во время творческого акта. Вот почему Л. Н. Толстой в беседе с А. Гольденвейзером сказал, что «он часто сильнее чувствует не пережитое им действительно, а то, что он писал и переживал с людьми, которых описывал», — т.-е. свои собственные переживания, но только отлитые в поэтические образы, после их преображения в мире его фантазии. Подобное воссоздание переживаний, правда, знакомо каждому человеку: в воспоминаниях и сновидениях минувшее проходит перед ним. Но, всплывая на поверхность сознания, эти образы минувшего способны лишь на миг увлечь человека, и затем, словно пена на гребне волны, исчезают бесследно. Между тем, как образ минувшего, захватив поэта, не покидает его уж до тех пор, пока не найдет своего воплощения в творческом акте.

    «Во время творчества идей, звуков, образов, — говорит Короленко, — писатель становится несколько выше средней личности. Он как бы удаляется в маленькую горную часовенку, отгороженную от наших будней».

    За порогом этой «часовенки» он сбрасывает свои будничные одежды, пропитанные запахами повседневности, убивающими непосредственное творческое восприятие жизни и людских отношений. Освобожденный — он легко проникает в тайники человеческой души. Перевоплощается. В этом, возможно, ему помогает та неизрасходованная на участие в жизни энергия, которую он сберегает, как зритель жизни.

    Определяя так писателя, мы должны подчеркнуть, что косвенно писатель всегда участник жизни, т. к. каждое его произведение производит соответствующий эффект в том обществе, где оно появляется. Кроме того, слупой, когда писатель оставляет свой наблюдательный пост и кидается в битву общественной жизни, наравне со всеми смертными, нередки, но тогда он только нам облегчает задачу по определению его социальной сущности, ибо, как участник жизни, он всегда ярче является сыном своей эпохи, класса.

    Душа поэта не может вместить в себе по закону как бы психической непроницаемости и волю к участию в жизни, и волю к творчеству. Становясь же в ряды активных членов общества в прямом смысле, писатель заглушает в себе свой художественный талант, перестает следовательно быть для нас загадкой, оттого легче уловить тогда его социальную сушность. Что нельзя одновременно быть и участником жизни и поэтом-творцом, об этом очень убедительно говорит в своем «Дневнике» В. Короленко — писатель, отдавший много энергии и лет общественной деятельности.

    «Художественный талант должен органически расти, отстаиваться, так сказать, как чистый кристалл. С того времени, как человек сознает себя, — начинается постепенное нарастание художественного темперамента и оно должно итти непрерывно. Я же, хотя меня и называют молодым беллетристом, начинаю свою карьеру уже за 30 (мне теперь 34 года), и хотя с детства я мечтал о литературе, но после целый период прошел для меня в иных увлечениях, в иных впечатлениях. Это не беда конечно, но дело в том, что в этот период я перестал даже «относить все явления к их изображению» (курсив наш — Э. Л.), что всегда инстинктивно делал раньше, и что, по верному замечанию Флобера, есть непременный признак художественного настроения. Среди замутившихся, т. сказать, «вихрящихся» условий нашей современности, многие у нас подверглись тому же процессу. Я знал очень многих талантливых молодых людей с сильными задатками художника, которые направляли все силы души в другую сторону, а художественные инстинкты подавляли и глушили.

    Таким образом проходили полосы жизни, которые нарушали целостность развития, и кристалл (возвращаясь к этому сравнению), получивший основание и верхушку, в средней части остался аморфным». («Отрывки из Дневника», 1887 г. — Вопросы теории и психологии творчества, т. 8).

    В эпоху кровавой схватки классов, в период гражданской войны, когда все силы и энергия целого коллектива расходуются на борьбу, невозможно поэтому и процветание искусства.




    «Неверно, — указывает Л. Троцкий, — будто искусство революции может быть создано только рабочими. Именно потому, что революция рабочая, она слишком мало рабочих сил освобождает для искусства. В эпоху французской революции величайшие произведения, прямо или косвенно отражавшие ее, творились не французскими художниками, а немецкими, английскими и другими.

    Так, национальная буржуазия, которая непосредственно совершала переворот, не могла выделить достаточно сил, чтобы воспроизводить и записывать его («Партийная политика и искусство», — Литература и революция, Л. Троцкий.).

    «В до-революционную эпоху и в первый период революции пролетарские поэты относились к стихосложению не как к искусству, имеющему свои законы, а как к одному из способов пожаловаться на тяжкую участь или проявить свое революционное настроение. К поэзии, как к искусству и мастерству, поэты подошли лишь за последние годы, когда ослабело напряжение гражданской войны» («Пролетарская культура и пролетарское искусство» — там же).

    В заключение необходимо отметить, что художественный талант не требует, однако, чтобы носитель его был бесстрастным созерцателем в жизни. Не все, что писатель созерцает, он потом творчески воспроизводит. Очевидно, лишь те явления жизни могут стать объектом изображения, которые в той или другой форме захватывают душу писателя, оставляя в ней известный след. А это возможно только тогда, когда писатель активно созерцает явления жизни. Вне активного созерцания немыслимы были бы вообще какие-либо «внутренние состояния» — переживания и настроения поэта, а следовательно и самое творчество его. Гете, этот «бесстрастный олимпиец», даже и он говорил, что «не сочинял и не высказывал того, что его не мучило и не жгло». Итак, писатель — зритель жизни, но зритель, у которого созерцание всегда активно. Чем крупнее талант художника, тем он больше и дальше видит в жизни (отсюда поэты-пророки), сильно переживает, тем больше он активен. Но активность свою он осуществляет через художественные произведения: в этом основная черта, отличающая поэта и не-поэта.


    Э. Лунин.
    Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель,
    1925

    dic.academic.ru

    писатель — это… Что такое писатель?

  • писатель — Беллетрист, газетчик, драматург, журналист, историк, компилятор, критик, литератор, летописец, памфлетист, поэт, публицист, рецензент, романист, сочинитель, фельетонист, хроникер, писака, щелкопер. Ср. . .. См …   Словарь синонимов

  • Писатель — ПИСАТЕЛЬ. Все писатели поэты приходят в мир со своими песнями и сказаниями о жизни и уходят, не открыв своего настоящего лица. То, что мы обычно знаем о писателях, говорит нам больше об их литературном и социальном родстве, но очень мало, или… …   Литературная энциклопедия

  • Писатель —     ПИСАТЕЛЬ. Все писатели поэты приходят в мир со своими песнями и сказаниями о жизни и уходят, не открыв своего настоящего лица. То, что мы обычно знаем о писателях, говорит нам больше об их литературном и социальном родстве, но очень мало, или …   Словарь литературных терминов

  • ПИСАТЕЛЬ — ПИСАТЕЛЬ, писателя, муж. Человек, пишущий литературные произведения. Союз советских писателей. Известный писатель. Талантливый писатель. Писатели 40 х годов. Библиотека русских писателей. Изучать какого нибудь писателя (его сочинения, биографию и …   Толковый словарь Ушакова

  • ПИСАТЕЛЬ — ПИСАТЕЛЬ, писателя, муж. Человек, пишущий литературные произведения. Союз советских писателей. Известный писатель. Талантливый писатель. Писатели 40 х годов. Библиотека русских писателей. Изучать какого нибудь писателя (его сочинения, биографию и …   Толковый словарь Ушакова

  • писатель — ПИСАТЕЛЬ, я, м. Убийца, орудующий ножом, бритвой, шилом и т. п. Я писатель не местный, попишу, попишу и уеду. От ПИСАТЬ …   Словарь русского арго

  • писатель —     ПИСАТЕЛЬ, автор, беллетрист, литератор, сочинитель, пренебр. борзописец, неодобр. графоман, устар. литературщик, устар. щелкопер, разг. бумагомарака, разг. бумагомаратель, разг., презр. писака, разг. сниж., презр. пачкун     ПИСАТЕЛЬНИЦА,… …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • ПИСАТЕЛЬ — ПИСАТЕЛЬ, я, муж. Человек, к рый занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения. Писатели классики. Писатели русского зарубежья. | жен. писательница, ы. | прил. писательский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И.… …   Толковый словарь Ожегова

  • Писатель — см. Художник (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • писатель — я, м. dépecer, dépicéer резать. 1. угол., мол., шутл. Убийца, орудующий ножом, бритвой, шилом. Мокиенко 2000. 2. угол., мил., шутл. То же, что писака. Мокиенко 2000 …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Писатель — Писатель (реже литератор) человек, который занимается созданием словесных произведений, предназначенных так или иначе для общественного потребления (а не только для непосредственного адресата). Писателем обычно называют человека, для… …   Википедия

  • dic.academic.ru

    Писатель — Википедия. Что такое Писатель

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Писа́тель, писа́тельница (реже литера́тор) — человек, который занимается созданием словесных произведений, предназначенных так или иначе для общественного потребления (а не только для непосредственного адресата).

    Писателем обычно называют человека, для которого указанное занятие является основным либо одним из основных. Кроме того, в качестве критериев принадлежности автора текста к категории писателей может использоваться получение им дохода от своих произведений: в новейшее время — в виде гонораров, роялти, грантов, в более ранние эпохи — материального вознаграждения со стороны представителей привилегированных классов, так или иначе заинтересованных в поддержке искусства (см. также меценатство). Другой формой социализации писателя в этом качестве является признание писательским сообществом, литературными критиками и другими инстанциями литературной экспертной оценки. Такая экспертная оценка может принимать институционализированные формы — например, в виде создания объединений (союзов) профессиональных писателей.

    Объём понятия «писатель» неодинаков в разных культурах и в разные эпохи. Так, Энциклопедия Брокгауза и Ефрона и Русский биографический словарь зачастую используют определение «писатель» в статьях об учёных, критиках, журналистах — в том числе в словосочетаниях вроде «писатель о сельском хозяйстве Курляндии 1804—1824 гг.»[1]. Следом такой широкой трактовки понятия является до сих пор сохранившееся выражение «технический писатель», обозначающее автора технических текстов, технической документации, инструкций и т. п. В то же время более современные источники понимают под писателями исключительно авторов художественной литературы: так, уже словарь Ушакова (1935—1940) определял писателя как «человека, пишущего литературные произведения»[2].

    Литература

    См. также

    Примечания

    wiki.sc

    ПИСАТЕЛЬ — это… Что такое ПИСАТЕЛЬ?

  • писатель — Беллетрист, газетчик, драматург, журналист, историк, компилятор, критик, литератор, летописец, памфлетист, поэт, публицист, рецензент, романист, сочинитель, фельетонист, хроникер, писака, щелкопер. Ср. . .. См …   Словарь синонимов

  • Писатель — ПИСАТЕЛЬ. Все писатели поэты приходят в мир со своими песнями и сказаниями о жизни и уходят, не открыв своего настоящего лица. То, что мы обычно знаем о писателях, говорит нам больше об их литературном и социальном родстве, но очень мало, или… …   Литературная энциклопедия

  • Писатель —     ПИСАТЕЛЬ. Все писатели поэты приходят в мир со своими песнями и сказаниями о жизни и уходят, не открыв своего настоящего лица. То, что мы обычно знаем о писателях, говорит нам больше об их литературном и социальном родстве, но очень мало, или …   Словарь литературных терминов

  • ПИСАТЕЛЬ — ПИСАТЕЛЬ, писателя, муж. Человек, пишущий литературные произведения. Союз советских писателей. Известный писатель. Талантливый писатель. Писатели 40 х годов. Библиотека русских писателей. Изучать какого нибудь писателя (его сочинения, биографию и …   Толковый словарь Ушакова

  • писатель — ПИСАТЕЛЬ, я, м. Убийца, орудующий ножом, бритвой, шилом и т. п. Я писатель не местный, попишу, попишу и уеду. От ПИСАТЬ …   Словарь русского арго

  • писатель —     ПИСАТЕЛЬ, автор, беллетрист, литератор, сочинитель, пренебр. борзописец, неодобр. графоман, устар. литературщик, устар. щелкопер, разг. бумагомарака, разг. бумагомаратель, разг., презр. писака, разг. сниж., презр. пачкун     ПИСАТЕЛЬНИЦА,… …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • ПИСАТЕЛЬ — ПИСАТЕЛЬ, я, муж. Человек, к рый занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения. Писатели классики. Писатели русского зарубежья. | жен. писательница, ы. | прил. писательский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И.… …   Толковый словарь Ожегова

  • Писатель — см. Художник (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • писатель — я, м. dépecer, dépicéer резать. 1. угол., мол., шутл. Убийца, орудующий ножом, бритвой, шилом. Мокиенко 2000. 2. угол., мил., шутл. То же, что писака. Мокиенко 2000 …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Писатель — Писатель (реже литератор) человек, который занимается созданием словесных произведений, предназначенных так или иначе для общественного потребления (а не только для непосредственного адресата). Писателем обычно называют человека, для… …   Википедия

  • dic.academic.ru

    Писатель — это… Что такое Писатель?

  • писатель — Беллетрист, газетчик, драматург, журналист, историк, компилятор, критик, литератор, летописец, памфлетист, поэт, публицист, рецензент, романист, сочинитель, фельетонист, хроникер, писака, щелкопер. Ср. . .. См …   Словарь синонимов

  • Писатель — ПИСАТЕЛЬ. Все писатели поэты приходят в мир со своими песнями и сказаниями о жизни и уходят, не открыв своего настоящего лица. То, что мы обычно знаем о писателях, говорит нам больше об их литературном и социальном родстве, но очень мало, или… …   Литературная энциклопедия

  • Писатель —     ПИСАТЕЛЬ. Все писатели поэты приходят в мир со своими песнями и сказаниями о жизни и уходят, не открыв своего настоящего лица. То, что мы обычно знаем о писателях, говорит нам больше об их литературном и социальном родстве, но очень мало, или …   Словарь литературных терминов

  • ПИСАТЕЛЬ — ПИСАТЕЛЬ, писателя, муж. Человек, пишущий литературные произведения. Союз советских писателей. Известный писатель. Талантливый писатель. Писатели 40 х годов. Библиотека русских писателей. Изучать какого нибудь писателя (его сочинения, биографию и …   Толковый словарь Ушакова

  • ПИСАТЕЛЬ — ПИСАТЕЛЬ, писателя, муж. Человек, пишущий литературные произведения. Союз советских писателей. Известный писатель. Талантливый писатель. Писатели 40 х годов. Библиотека русских писателей. Изучать какого нибудь писателя (его сочинения, биографию и …   Толковый словарь Ушакова

  • писатель — ПИСАТЕЛЬ, я, м. Убийца, орудующий ножом, бритвой, шилом и т. п. Я писатель не местный, попишу, попишу и уеду. От ПИСАТЬ …   Словарь русского арго

  • писатель —     ПИСАТЕЛЬ, автор, беллетрист, литератор, сочинитель, пренебр. борзописец, неодобр. графоман, устар. литературщик, устар. щелкопер, разг. бумагомарака, разг. бумагомаратель, разг., презр. писака, разг. сниж., презр. пачкун     ПИСАТЕЛЬНИЦА,… …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • ПИСАТЕЛЬ — ПИСАТЕЛЬ, я, муж. Человек, к рый занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения. Писатели классики. Писатели русского зарубежья. | жен. писательница, ы. | прил. писательский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И.… …   Толковый словарь Ожегова

  • Писатель — см. Художник (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • писатель — я, м. dépecer, dépicéer резать. 1. угол., мол., шутл. Убийца, орудующий ножом, бритвой, шилом. Мокиенко 2000. 2. угол., мил., шутл. То же, что писака. Мокиенко 2000 …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Писатель — Писатель (реже литератор) человек, который занимается созданием словесных произведений, предназначенных так или иначе для общественного потребления (а не только для непосредственного адресата). Писателем обычно называют человека, для… …   Википедия

  • dic.academic.ru