Содержание

Словарь метафор русского языка

Составим неболь­шой сло­варь мета­фор, кото­рые проч­но вошли в нашу речь. Учтем, что мно­гие фра­зео­ло­гиз­мы явля­ют­ся мета­фо­ра­ми.

  • Ахиллесова пята
  • бегут (мчат­ся) обла­ка
  • без­дон­ное небо
  • без гро­ша в кар­мане
  • без­молв­ная ули­ца
  • блед­ное небо
  • бой­кий спор
  • борь­ба без пра­вил
  • брач­ные око­вы
  • бря­цать ору­жи­ем
  • буты­лоч­ные (изу­мруд­ные) гла­за
  • быть под каб­лу­ком
  • быть на высо­те
  • вверх тор­маш­ка­ми
  • вда­вать­ся в тон­ко­сти
  • в духе вре­ме­ни
  • ведет себя как хит­рый лис
  • вешать нос
  • визг пилы
  • вила­ми по воде писа­но
  • витать в обла­ках
  • взи­рать с высо­ты
  • взо­брать­ся в гору
  • вло­жить всю душу
  • вой вет­ра
  • воз­во­дить потём­кин­ские дерев­ни
  • вол­ки сыты и овцы целы
  • вол­чья хват­ка
  • ворон­ка раз­ры­ва
  • встав­лять пал­ки в коле­са
  • вти­рать очки
  • выдо­ить все день­ги
  • выдох­ший­ся чело­век
  • вызвать на «ковёр»
  • выплес­нуть мла­ден­ца вме­сте с водой
  • вытра­вить из созна­ния
  • гвоздь про­грам­мы
  • глаз-алмаз
  • глу­хая ночь
  • говор ручья
  • голов­ка сыра
  • гора вещей
  • гор­ба­тые кры­ши
  • горит лам­поч­ка
  • горя­чая любовь
  • гре­бень пти­цы
  • гри­бы лисич­ки
  • губа не дура
  • дели­кат­ный вопрос
  • дере­во сто­я­чее
  • деревья-карлики
  • дер­жать язык за зуба­ми
  • дождь бара­ба­нил
  • дождь про­шёл
  • дрем­лет доро­га
  • дуги бро­вей
  • душа ушла в пят­ки
  • ежо­вые рука­ви­цы
  • желез­ная воля
  • желез­ный харак­тер
  • желез­ное здо­ро­вье
  • желез­ные муску­лы
  • желез­ные нер­вы
  • жем­чу­жи­на поэ­зии
  • завыл ветер
  • зага­ды­вать впе­рёд
  • загнать себя в угол
  • заго­го­тал (заржал) от удо­воль­ствия
  • зай­ти в тупик
  • зало­жить фун­да­мент отно­ше­ний
  • запус­кать руку в кас­су
  • зарыть топор вой­ны
  • засу­чить рука­ва
  • зелё­ная моло­дежь
  • золо­тая голо­ва
  • золо­тая листва
  • золо­тая осень
  • золо­тое серд­це
  • золо­тые руки
  • золо­тые сло­ва
  • зуба­стый парень
  • изли­вать душу
  • калан­ча (о чрез­мер­но высо­ком чело­ве­ке)
  • камен­ное лицо
  • камен­ное серд­це
  • кипит жела­ние
  • кисель дорог
  • кис­лое выра­же­ние лица
  • кисея тума­на
  • ключ про­бле­мы
  • коль­цо кол­ба­сы
  • кон­цы с кон­ца­ми не схо­дят­ся
  • корал­ло­вые губы
  • корень сло­ва
  • кот напла­кал
  • крош­ка (о малень­ком ребён­ке)
  • кру­тая маши­на
  • кры­ло зда­ния
  • лас­ко­вые лучи
  • лбом сте­ну про­ши­бать
  • ледя­ное серд­це
  • ледя­ной взор
  • лен­та доро­ги
  • лес голо­сов
  • лес рук
  • лёд (бро­ня) рав­но­ду­шия
  • листья про­пи­та­лись солн­цем
  • луков­ки церк­вей
  • луч надеж­ды
  • любо­пыт­ный вопрос
  • маль­чик для битья
  • мач­ты сто­нут
  • медь волос
  • мно­го воды утек­ло
  • море голов
  • море про­блем
  • мрач­нее тучи
  • муд­рое реше­ние
  • най­ти общий язык
  • насту­пить на люби­мую мозоль
  • начать с чисто­го листа
  • небо на ладо­ни
  • невер­ный глаз
  • не зная бро­ду, совать­ся в воду
  • ни кап­ли талан­та
  • ни перед чем не оста­нав­ли­вать­ся
  • нож­ка сту­ла
  • нос кораб­ля
  • обла­ко ходя­чее
  • огонь губ
  • огнен­ный шар
  • ока­зать­ся при­жа­тым к стене
  • оста­вить мокрое место
  • отло­жить на чер­ный день
  • остав­лять заруб­ки на память
  • острое зре­ние
  • ост­рые ску­лы
  • открыть себе путь
  • отпла­тить той же моне­той
  • пау­ти­на лжи
  • пал­ка о двух кон­цах
  • песоч­ная руба­ха
  • пле­чи рыча­га
  • пога­сить ссо­ру
  • подош­ва горы
  • под­тя­нуть поту­же пояс
  • поезд пол­зет еле-еле
  • пой­ти как по мас­лу
  • пой­ти лег­ким путем
  • поли­лась мело­дия
  • попасть в пере­плёт
  • поста­вить шах и мат
  • поток (оке­ан) слёз
  • потуск­нев­ший взгляд
  • при­ло­жить руку
  • при­тор­мо­зить
  • про­бить сте­ну непо­ни­ма­ния
  • про­ва­лить­ся на месте от сты­да
  • пуза­тый чай­ник
  • пустая голо­ва
  • пустить кор­ни в горо­де
  • пше­нич­ные усы
  • пятое коле­со в теле­ге
  • рас­ку­рить труб­ку мира
  • рев водо­па­да
  • розо­вые меч­ты
  • рубить с пле­ча
  • рыль­це в пуш­ку
  • само­му в пет­лю лезть
  • с гла­зу на глаз
  • сесть в кало­шу
  • сире­не­вый туман
  • скри­пу­чий голос
  • слад­кие речи
  • слу­жеб­ная лест­ни­ца
  • соль раз­го­во­ра
  • солн­це сади­лось
  • ствол ору­дия
  • сте­на дождя
  • столк­нуть­ся с пре­гра­дой
  • счи­тать каж­дую копей­ку
  • тёп­лая встре­ча
  • туча кома­ров
  • туч­ка золо­тая
  • тяжё­лая артил­ле­рия
  • увяз­нуть в тря­сине лжи
  • уста­лые кап­ли пота
  • учить азы
  • факел зна­ний
  • хвост коме­ты
  • цвет обще­ства
  • цепи раб­ства
  • цепь озер
  • часы идут
  • человек-волк
  • чёр­ная зависть
  • чёр­ная изме­на
  • чёр­ные мыс­ли
  • чугун­ные ладо­ни
  • шепот лист­вы
  • широ­ко про­сти­рать руки
  • шоко­лад­ный загар
  • ядо­ви­тый чело­век
  • янтар­ный блеск

Словообразовательные метафоры

Белоручка, без­мозг­лый, бес­че­ло­веч­ный, бес­хре­бет­ный, бес­сер­деч­ный, быст­ро­теч­ный, бычить­ся, бук­валь­ный, взбе­ле­нить, взыг­рать, взгреть, вес­кий, воз­ро­дить­ся, вол­но­лом, гор­лан, глу­бо­ко­мыс­лие, дар­мо­ед, даль­но­вид­ный, двое­душ­ный, душе­грей­ка, жесто­ко­сер­дие, ежить­ся, захре­бет­ник, зме­и­стый, зме­е­вик, издер­жать, лег­ко­вес­ный, маль­чи­ше­ство, мая­чить, мин­даль­ни­чать, миро­ед, мед­но­ло­бый, моло­ко­сос, нахлеб­ник, небо­скреб, ново­ис­пе­чен­ный, обез­ду­шить, окры­сить­ся, охла­деть, пере­ше­ек, пред­вку­шать, при­зе­ми­стый, при­стру­нить, про­ны­ра, пыл­кий, сата­неть, скот­ство, серд­це­вед, серд­це­ед, слад­ко­глас­ный, сла­сто­лю­бие, услаж­дать, цепе­неть, цыга­нить, шко­лить, юлить.

В лек­си­ке рус­ско­го язы­ка осо­бое место зани­ма­ют автор­ские (инди­ви­ду­аль­ные) мета­фо­ры, кото­рые отли­ча­ют­ся яркой образ­но­стью, необыч­но­стью, а так­же еди­нич­но­стью сво­е­го упо­треб­ле­ния. Такие мета­фо­ры созда­ют­ся писа­те­лем в худо­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии и не полу­ча­ют обще­язы­ко­во­го рас­про­стра­не­ния.

Приведем при­ме­ры автор­ских мета­фор из про­из­ве­де­ний худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры и поэ­зии.

Примеры метафор из художественной литературы

Допускаю так­же появ­ле­ние… бор­зо­пис­цев, кото­рые не могут дока­зать, где они вче­ра ноче­ва­ли, и у кото­рых нет дру­гих слов на язы­ке, кро­ме слов, не пом­ня­щих род­ства. (М.Е. Салтыков-Щедрин)
* * *

Волны несут­ся гре­мя и свер­кая. (Ф.И. Тютчев)
* * *

Умильная пре­лесть (Ф.И. Тютчев)
* * *

Замшевая поход­ка.  (В.В. Набоков)
* * *

Царапающий взгляд. (М. Горький)
* * *

Я хочу кин­жаль­ных слов. (К. Бальмонт)
* * *

Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоз­дей. (Н.С. Тихонов)

* * *

Пустых небес про­зрач­ное стек­ло. (A. Ахматова)
* * *

Молодость моя! Моя голуб­ка смуг­лая! (М. Цветаева)
* * *

Мама и уби­тый нем­ца­ми вечер. (В. Маяковский)
* * *

Немой покой. (И.А. Бунин)
* * *

Соловьи сло­во­сло­вьем гро­хо­чу­щим огла­ша­ют лес­ные пре­де­лы. (Б. Л. Пастернак)

Метафоры из русского фольклора

  • доб­рый моло­дец
  • гроз­ный царь
  • уда­лой боец
  • дума креп­кая
  • дума чер­ная
  • серд­це жар­кое
  • пле­чи бога­тыр­ские

Метафоры в произведениях С.А. Есенина

Кудрявый сумрак.
* * *

В саду горит костер ряби­ны крас­ной.
* * *

Березовым весе­лым язы­ком.
* * *

Руки милой — пара лебе­дей


В золо­то волос моих ныря­ют.
* * *

Ты — мое василь­ко­вое сло­во,
Я наве­ки люб­лю тебя.
Как живет теперь наша коро­ва,
Грусть соло­мен­ную тере­бя?
* * *

«Черемуха»

Черемуха души­стая
С вес­ною рас­цве­ла
И вет­ки золо­ти­стые,
Что куд­ри, зави­ла.
А рядом, у про­та­лин­ки,
В тра­ве, меж­ду кор­ней,
Бежит, стру­ит­ся малень­кий
Серебряный ручей.
* * *

Дымом поло­во­дье
Зализало ил.
Желтые пово­дья
Месяц уро­нил.
* * *

Туча кру­же­во в роще свя­за­ла,
Закурился паху­чий туман.
Еду гряз­ной доро­гой с вок­за­ла
Вдалеке от роди­мых полян.


* * *

Лес застыл без печа­ли и шума,
Виснет темь, как пла­ток, за сос­ной.
Сердце гло­жет пла­ку­чая дума…
Ой, не весел ты, край мой род­ной.
* * *

Полыхают зори, курят­ся тума­ны,
Над рез­ным окош­ком зана­вес баг­ря­ный.
* * *

Не боль­на мне ничья изме­на,
И не раду­ет лег­кость побед,
Тех волос золо­тое сено
Превращается в серый цвет.
* * *

Зеленая при­чес­ка,
Девическая грудь,
О тон­кая берез­ка,
Что загля­де­лась в пруд?
Что шеп­чет тебе ветер?
О чем зве­нит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лун­ный гре­бе­шок?
И мне в ответ берез­ка:
«О любо­пыт­ный друг,
Сегодня ночью звезд­ной


Здесь сле­зы лил пас­тух.
Луна сте­ли­ла тени,
Сияли зеле­ня.
За голые коле­ни
Он обни­мал меня.
* * *

Младенцем завер­ну­ла
Заря луну в подол.
* * *

Сердце гло­жет пла­ку­чая дума…
* * *

Прячет месяц за ови­на­ми
Желтый лик от солн­ца яро­го.
Высоко над луго­ви­на­ми
По восто­ку пышет заре­во.
Пеной рос заря тума­нит­ся,
Словно глубь очей неве­сти­ных.
Прибрела вес­на, как стран­ни­ца,
С посош­ком в лап­тях бере­стя­ных.
На берез­ки в роще тене­вой
Серьги звон­кие пове­си­ла
И с рас­све­том в сад сире­не­вый
Мотыльком порх­ну­ла весе­ло.
* * *

Прибрела вес­на, как стран­ни­ца,
С посош­ком в лап­тях бере­стя­ных.
На берез­ки в роще тене­вой
Серьги звон­кие пове­си­ла
И с рас­све­том в сад сире­не­вый
Мотыльком порх­ну­ла весе­ло.
* * *

Теперь бы брыз­нуть в небо
Вишневым соком стих
За отче­скую щед­рость
Наставников тво­их.
* * *

Метафоры в произведениях А.С. Пушкина

«К Чаадаеву»

Под гне­том вла­сти роко­вой
Нетерпеливою душой Отчизны внем­лем при­зы­ва­нье.

Пока сво­бо­дою горим,
Пока серд­ца для чести живы.
* * *

«Анчар»

Природа жаж­ду­щих сте­пей
Его в день гне­ва поро­ди­ла…
* * *

Сквозь вол­ни­стые тума­ны
Пробирается луна.
* * *

Утих и шум, и крик тор­го­вый;
Лишь толь­ко лает страж дво­ро­вый
Да цепью звон­кою гре­мит.
Она поет — и зву­ки тают,
Как поце­луи на устах,
Глядит — и небе­са игра­ют
В ее боже­ствен­ных гла­зах;
Дул север. Плакала тра­ва
И вет­ви о недав­нем зное,
И роз, проснув­ших­ся едва,
Сжималось серд­це моло­дое.
* * *

«Евгений Онегин»

У ночи мно­го звезд пре­лест­ных,
Красавиц мно­го на Москве.
Но ярче всех подруг небес­ных
Луна в воз­душ­ной сине­ве.

Метафоры в произведениях А.А. Фета

Какая холод­ная осень!
Надень свою шаль и капот;
Смотри: из-за дрем­лю­щих сосен
Как буд­то пожар вос­ста­ет.
Сияние север­ной ночи
Я пом­ню все­гда близ тебя,
И све­тят фос­фор­ные очи,
Да толь­ко не гре­ют меня.
* * *

На сто­ге сена ночью южной
Лицом ко твер­ди я лежал,
И хор све­тил, живой и друж­ный,
Кругом рас­ки­нув­шись, дро­жал.
***

Я ль нес­ся к без­дне полу­ноч­ной,
Иль сон­мы звезд ко мне нес­лись?
Казалось, буд­то в дла­ни мощ­ной
Над этой без­дной я повис.
***

«На сто­ге сена ночью южной»

И с зами­ра­ньем и смя­те­ньем
Я взо­ром мерил глу­би­ну,
В кото­рой с каж­дым я мгно­ве­ньем
Все невоз­врат­нее тону.

Метафоры в произведениях А.А. Блока

«Снежное вино»

И вновь, сверк­нув из чаши вин­ной,
Ты посе­ли­ла в серд­це страх
Своей улыб­кою невин­ной
В тяже­лоз­мей­ных воло­сах.
Я опро­ки­нут в тем­ных стру­ях
И вновь вды­хаю, не любя,
Забытый сон о поце­лу­ях,
О снеж­ных вюгах вкруг тебя.
И ты сме­ешь­ся див­ным сме­хом,
Змеишься в чаше золо­той,
И над тво­им собо­льим мехом
Гуляет ветер голу­бой.
И как, гля­дясь в живые струи,
Не уви­дать себя в вен­це?
Твои не вспом­нить поце­луи
На запро­ки­ну­том лице?
***

В лег­ком серд­це — страсть и бес­печ­ность,
Словно с моря мне подан знак.
Над без­дон­ным про­ва­лом в веч­ность,
Задыхаясь летит рысак.
***

И очи синие, без­дон­ные
Цветут на даль­нем бере­гу.
***

Горек мне мед тво­их слов.
***

Змеиные куд­ри.
***

Гадать по кар­там ночи.
***

Вопли скри­пок.

russkiiyazyk.ru

НЛП для начинающих — 61. Объясняющие метафоры

Александр Любимов

Метафора — косвенное сообщение в виде истории или образного выражения, использующего аналогию.

Метафоры – один из самых часто используемых инструментов НЛП и Эриксоновского гипноза. Их удобно разделить на объясняющие – которые используются для того, чтобы донести новую информацию, — и терапевтические, направленные на создание изменения. Сейчас мы поговорим именно об объясняющих.
И для начала метафора.

После того, как проложили телеграфную линию Петербург-Париж, на одном из балов к начальнику телеграфа подошла дама и попросила объяснить, как работает телеграф.
— Это очень просто, мадам, — ответил тот. — Представьте себе таксу.
— О! Я могу представить себе таксу.
— Вот хвост у этой таксы в Париже, а голова в Москве. Дергаете за хвост — голова лает.
— Прекрасно себе представляю.
— Вот телеграф устроен так же. Только таксы нет.

Если бы начальник телеграфа начал объяснять про электричество, сигналы и прочие сложные для светской дамы вещи, скорее всего та просто не поняла. Но образное сравнение дало просто отличный результат.
Вот объясняющие метафоры для того и нужны – донести мысль до человека наиболее простым и надёжным способом. При этом метафоры больше обращаются к подсознанию, с его синтетическим и образным (которое иногда несправедливо называют правополушарным) мышлением.

Вообще говоря, метафоры – язык подсознания.

При попытке объяснить «напрямую», человек может начать сомневаться, вы можете сказать не то слово и т.д. А здесь вы просто рассказываете историю… И возразить вроде нечего. Именно поэтому метафоры могут быть единственно возможным вариантом объяснения.
Если более строго и структурно

Объясняющая метафора помогает найти наиболее подходящую аналогию в пределах карты человека и соединить новый опыт с уже имеющимся.

Объясняющие метафоры можно использовать и как главный инструмент обучения, и как мощную вспомогательную систему. Например, объясняя, что такое субмодальности, можно рассказать о фоторедакторе, в котором можно сделать фотографию ярче, контрастнее, изменить размер или обрезать. Рассказывая про якоря, вспомнить про академика Павлова и его собак. Описывая раппорт, привести в пример парный танец.  

И у метафор есть одно замечательное свойство: они многозначны. В зависимости от контекста они будут вызывать самые разные переживания и ассоциации, наполняться отдельным смыслом.

Типы метафор

Мы постоянно пользуемся метафорами – все эти анекдоты, истории, ассоциации, сказки и есть метафоры. Так что опыт у вас уже есть, его нужно только использовать в правильном направлении.
Итак, нам нужно что-то объяснить. Самый простой вариант — это прямая аналогия.
— Трактор — это просто очень мощный автомобиль. 
— Жираф — это лошадь во-о-о-от с такой шеей. И еще с рожками.

Метафорой так же может быть:

  • История.
  • Личный опыт.
  • Притча.
  • Анекдот.
  • Пословица, поговорка.
  • Легенда.
  • Тост
  • Сказка.

В большинстве случаев типы метафор отличаются только способом рассказа и окружающим антуражем. Притчи рассказываются нараспев и с метасообщением, что «это очень важно». Анекдоты рассказываются быстро и весело. Легенды требуют сообщения о древности, длинного и пространного изложения. Поговорки просто состоят из одной фразы, и предполагают, что слушающий знаком со стоящим за ними смыслом.
При некотором терпении и сноровки один вид метафоры легко перевести в другой. Если я хочу рассказать притчу, я рассказываю про Ходжу Насреддина или Буддийского Мастера, медленно и серьёзно. Если я хочу рассказать анекдот, то это будет история про Петьку с Василием Ивановичем, Штирлица, или Нового Русского, кратко и весело. Легенда будет повествовать о героях и мудрецах прошлого, рассказывается с умным видом, плавно и несколько печально. Пословица обычно просто напоминает о каком-то опыте и приводится «кстати». Личный опыт — это про то, как что-то (возможно) случилось со мной — и тут нужно быть максимально искренним и конгруэнтным. И т.д.
Есть такая история про психолога по фамилии Джеймс – одна из любимых в НЛП. Есть даже книжка Джона Гриндера и Джудит Делозье «Черепахи до самого низа» про новый код НЛП.

Ульям Джеймс открыл ключи глазного доступа, разделил внутренние процессы на три типа – визуальный, аудиальный и моторный. Это то, что в НЛП теперь называется репрезентативными системами. Он же впервые описал хранение воспоминаний на линии времени. Крутейший был психолог. Жил он, кстати, в конце 19 – начале 20 веков.

История

В конце 19 века жил в Америке психолог по фамилии Джеймс. И он ездил по стране и читал научно-популярные лекции про достижения науки. Однажды он приехал в маленький городок, где большинство населения было фермерами. И вот Джеймс вышел на сцену и начал свою лекцию. Он опасался, что его лекцию могут не понять, но зал слушал достаточно спокойно. Только в первом ряду сидела маленькая сухонькая старушка, которая постоянно хихикала. Джеймс в ответ усиливал свое красноречие, но она продолжала хихикать…
Но вот лекция закончилась, все пошли к выходу, а старушка из первого ряда подошла к Джеймсу и ехидно спросила:
— Мистер Джеймс, так на чем же, по вашему мнению, держится Земля?
Ошарашенный Джеймс сразу начал вспоминать закон Кеплера, но так как он был мудрым человеком, то просто спросил:
— А как вы сами думаете, мэм?
— Земля держится на большой черепахе!
— А черепаха-то на чем держится?!
— Вы меня не запутаете! Там черепахи до самого низа!

Сейчас я сделаю очень-очень плохую вещь – я объясню метафору. Обычно объяснение метафоры очень сильно портит, представьте, как если бы кто-то объяснял анекдоты. Но я это сделаю.
Смысл данной метафоры в последней фразе, остальное просто подвод к ней и создание настроения. А фразу можно интерпретировать, как многоуровневость опыта: на одном уровне движения и громкость голоса, на другом – основные невербальные сообщения, на следующем – метасообщения и так далее. И тому подобное.
Иногда, кстати, добавляют в конце истории: «Но главная тайна НЛП в том, что черепахи не только до самого низа, но и до самого верха

Анекдот

Напились как-то Петька с Василием Ивановичем. Хочется с кем-нибудь поговорить. Пошли искать Фурманова. Подходят. Петька спрашивает:
— Скажи, Фурманов, а на чем земля держится?
— Да как тебе сказать Петька. Да ни на чем. Сама летает.
— Не,- говорит Василий Иванович,- она лежит на черепахе.
— А черепаха на чем: — изумляется Фурманов.
— А они там до самого низу.

Пословица

Земля держится на черепахе, и черепахи там до самого низу.

Так как такой пословицы нет, пришлось её самому придумывать.

Притча

Задумался как-то один Крестьянин о том, на чем держится Земля. Размышлял он над этим день и ночь и отправился к Ходже Насреддину. Пришел он к нему и сказал:
— О, Ходжа. Ты прочитал множество книг, твоя голова седа и о твоей мудрости ходят легенды. Ответь мне на вопрос: на чем держится Земля, почему она не падает в бездну?
Ходжа задумался, и, чтобы выиграть время, сам задал вопрос старику:
— А как ты сам думаешь, на чем держится Земля?
— По моему разумению, на гигантской черепахе.
— А черепаха то на чем, — изумился Ходжа.
— Я так думаю господин, они там до самого низу.

Легенда

Это было так давно, что даже память о тех странах стерлась из людской памяти, кости тех героев истлели а города превратились в развалины, которые занесло песком. Но сохранилась легенда, которая передавалась из уст в уста, и хотя прошло множество лет, правда, содержащаяся в ней, не стерлась о время.
Жил в одной древней стране юноша, сын богатого купца. И пока остальные дети развлекались, бегали и крали яблоки в соседних садах, он изучал мудрые книги, пытаясь постичь окружающий мир. И вот однажды его стал мучить один вопрос:
— На чем держится земля? Яблоко держится за дерево, дерево растет из земли, а на чем держится сама земля?
И он спрашивал об этом Учителей и Мудрецов, Священников и Старцев, читал мудрые книги, написанные так давно, что мы даже не можем себе представить, но нигде не мог найти ответа. Он истратил кучу денег, перестал пить и есть, и его мать плакала по ночам, а отец поседел раньше времени. И вот однажды, когда в их город пришел странствующий дервиш, юноша обратился со своим вопросом к нему.
— Я сам не могу ответить на твой вопрос. Но на востоке лежит страна, в которой живет мудрец. Он так мудр, что даже звери приходят спросить у него совета, и он отвечает им на их языке.
Загорелся юноша, взял у отца последние деньги и снарядил караван. Долго шли они через пустыни, пересекали бурные реки, отбивались от разбойников и воров. И вот наконец они пришли к горе, на которой в хижине жил Мудрец. Юноша пришел к нему с горой самых замечательных шелков, золотых блюд украшенных драгоценными камнями, мешками монет и положив все это перед ним, спросил:
— О, мудрейший. Я шел сюда сотни дней и претерпел множество опасностей и трудностей. Я принес тебе богатые дары. Ты — моя последняя надежда. Я знаю, что твоя мудрость так велика, что ты знаешь все на свете. Ответь мне: на чем держится земля.
Мудрец прервал медитацию, открыл глаза и, посмотрев на юношу, сказал:
— Она стоит на громадной черепахе.
— А на что опирается та черепаха? — с почтительностью спросил юноша.
Они там до самого низу, — с улыбкой ответил Мудрец.

Правила конструирования

При конструировании объясняющих метафор стоит ориентироваться на три правила:

·       идея
·       соответствие опыту
·       яркость

Идея

Какую идею вы хотите донести, на что обратить внимание? Чем хороши метафоры – вы можете сфокусироваться только на каком-то важном свойстве или качестве того, что вы объясняете: эффективности, полезности, разносторонности, дешевизна, применимость в повседневной жизни или доступность.

Есть несколько метафор, что такое НЛП.

В этой метафоре как раз идея о том, что «объект» имеет много разных сторон.

Трое слепых мудрецов очень хотели узнать, что такое слон. И вот однажды в город, в котором они жили, приехал цирк и привел с собой слона. Мудрецы собрались и после выступления попросили разрешить им изучить это таинственное животное.
Один потрогал за хвост и сказал, что слон – это верёвка. 
Второй потрогал за ногу и сказал, что слон – это колонна.
Третий потрогал за хобот и сказал, что слон – это змея.
Вот НЛП, как этот слон, имеет очень много сторон, и для кого-то оно верёвка, для кого-то колонна, для кого-то змея.

А вот эта метафора фокусируется на мастерстве.

Однажды на пароходе что-то сломалось в двигателе. Механики никак не могли обнаружить место поломки. Пришлось пригласить мастера с берега. Он тщательно изучил весь двигатель и стукнул молоточком по какой-то детали. Двигатель заработал. На следующий день его владельцу приходит счет на 1 000 долларов. Владелец просит объяснить. Мастер ответил: «За удар — один цент, остальная сумма — за знание, где, когда и как именно нужно ударить».
Вот НЛП – это про то, где, когда и как именно ударить.

А эта метафора про пользу в повседневной жизни.

Я как-то проводил цикл тренингов по НЛП в славном городе Пермь. И когда я приехал в следующий раз организатор тренингов рассказала о практическом использовании того, чему я их научил.
— Пошла я как-то с моим бухгалтером в налоговую. В окошке нам сказали, что документы оформлены неправильно и отправили к начальнице. Заходим в кабинет. Начальница довольно грубо: «Чего пришли?» Мой бухгалтер начинает кипятиться, я его успокаиваю. А сама сажусь на стул напротив начальницы и подстраиваюсь под дыхание. Сижу молча минуту, полторы. Вдруг начальница вполне доброжелательно: «Давайте сюда документы, я сама поправлю».

Соответствие опыту

Один из важных плюсов метафор – мы можем связать объясняемую вещь с уже известной человеку информацией. Как в анекдоте вначале статьи, где телеграф описывался как такса. Если нужно человеку объяснить как работает трактор, а он представляет себе как работает вентилятор – опишите трактор через вентилятор. Если человек знаком с литературой, но не знаком с программированием – объясните программирование через литературу.

Маркетолог спрашивает программиста: «В чём сложность поддержки большого проекта?»
Программист: — Ну представь, что ты писатель и поддерживаешь проект «Война и мир». У тебя ТЗ — написать главу как Наташа Ростова гуляла под дождём по парку. Ты пишешь «шёл дождь», сохраняешь, вылетает сообщение об ошибке «Наташа Ростова умерла, продолжение невозможно». Почему умерла? Начинаешь разбираться. Выясняется, что у Пьера Безухова скользкие туфли, он упал, его пистолет ударился о землю и выстрелил в столб, а пуля от столба срикошетила в Наташу. Что делать? Зарядить пистолет холостыми? Поменять туфли? Решили убрать столб. Получаем сообщение «Поручик Ржевский умер.» Выясняется, что он в следующей главе облокачивается о столб, которого уже нет…

Понятно, что многие вещи человеку скорее всего известны: изучались в школе, постоянно об этом говорят, умеет завязывать шнурки, потому что сейчас в кроссовках со шнурками. В крайнем случае можно спросить: «Ты ведь представляешь себе, как завязывать галстук?»

Яркость

Желательно, чтобы метафора была запоминающейся, яркой: смешной анекдот, захватывающая история, красивая легенда. Я до сих пор помню выступление Фрэнка Пьюселика на одной из ступеней тренерского курса, который я проходил – он рассказывал истории из своей жизни. Вот эти истории я помню. А всё остальное уже нет. 

Метафоры по случаю

Если вы хотите тренироваться в использовании метафор — хороший способ, это собирать анекдоты, истории, фразы на заданную тему. Здесь задача объяснить что-то, обратить внимание человека на некоторые элементы его поведения.

О дискретности критериев:
Мужик заходит в магазин:
— Взвесьте мне 999 граммов колбасы.
Продавщица:
— Hу, может быть вам килограмм?
 — Да что мне, обожраться что ли?

Если кто-то не торопится присоединится к какой-нибудь совместной работе, то его можно поторопить таким анекдотом:
Жена — мужу: — Дорогой, давай займемся сексом…
Муж: — Иди начинай, я сейчас подойду.

Если человеку более важна форма, а не смысл:
Важен не размер трактора, а время, за которое он может вспахать поле.
Вполне древний анекдот на эту тему:
Мужчина голосует на улице. Останавливается машина.
— Это такси?
— Да?
— А где шашечки?
— Вам шашечки или ехать?

О различных способах посмотреть на ситуацию.

То есть примеры рефреймингов.

Неестественное поведение — вот главное отличие человека от животного.

Сейчас столько пишут о вреде курения, что я твердо решил бросить читать.

Покупать легко. Трудно только платить.

Моих денег мне хватит до конца жизни, если только я не захочу чего-нибудь купить.

Судья — коллеге: — Уже пятый состав присяжных меняем, а они все оправдывают и оправдывают подсудимого.
Коллега: — Смените подсудимого.

Техасец рассказывает о размерах своего ранчо:
— У меня уходит два дня, чтобы проехать из конца в конец на машине.
— Раньше у меня тоже была дрянная машина, — сочувственно говорит ему собеседник.

О разнице между кинестетиками и визуалами:
Даже самые темные очки не скроют запаха перегара.

О буквальном исполнении инструкций:
— Подсудимый, вы должны говорить правду и ничего, кроме правды
Подсудимый:
 — Правда, правда, правда….

О том, что многое следует из ситуации:
Мужчина заказал портному костюм. Приходит мерить — у пиджака три рукава.
Мужчина: — Зачем три рукава? У меня же две руки!!!
Портной: — Ну что же вы не предупредили!

О многозначности слов:
Беседуют три подруги. Одна говорит:
— Мой муж не выносит собак!
Вторая:
— А мой — не выносит кошек!
Третья:
 — А мой — не выносит ведро с мусором!

Пословиц в русском языке много и всегда есть «как в одну, так и в другую стороны»:
Работа не волк, в лес не убежит.
Без труда не вынешь рыбку из пруда.

О личном опыте и доверии:
На одном из перекрестков Одессы скопилось много народу.
— Почему собралось столько людей? — спрашивает прохожий, — что случилось?
— Ничего, но каждый хочет убедиться в этом лично.

О независимости событий:
— Вы не подскажите, если я пойду в эту сторону, там будет вокзал?
— Он там будет, даже если вы туда не пойдёте.

Упражнения

Упражнение «Определение»

Придумайте объясняющую метафору для таких понятий:

  • НЛП
  • Калибровка
  • Подстройка
  • Ведение
  • Модальность
  • Рефрейминг
  • Якорь
  • Субмодальность
  • Намерение
  • Вторичная выгода

Не менее 5 понятий.

Упражнение «Объясняющие метафоры»

Выберите понятие (например, из предыдущего упражнения) и придумайте к нему объясняющие метафоры каждого типа:

  • Прямая аналогия.
  • История.
  • Личный опыт.
  • Притча.
  • Анекдот.
  • Пословица, поговорка.
  • Легенда.
  • Тост
  • Сказка.

Не менее 3 тем.

Упражнение «Что такое…»

В группах по 3-4 человека. Члены группы задают Водящему вопрос, начинающийся с «что такое»:
— Что такое дружба?
— Что такое цветной телевизор?
Задача Водящего ответить объясняющей метафорой.

Упражнение «Анекдоты под тему»

Выберите тему и подберите к ней не менее 10 анекдотов. Анекдоты можно добыть из рассылок, книг, сайтов и т.д.
Не менее 3 тем.

Упражнение «К чему подходит»

Если вам встретился хороший (на ваш взгляд) анекдот, подумайте — к какой теме или темам он подойдет. И какие свойства будет объяснять. Просто держите в голове этот фильтр внимания.

Где проходим

Тренинг:: Мастерство Коммуникации 2

По теме

Статья:: Простая стратегия конструирования терапевтических метафор

Видео:: Объясняющие метафоры

Статья:: Анекдоты по делу

 

 

nlp.trenings.ru

Что такое метафора, примеры из русского языка и литературы

Как часто вам встречаются люди, умеющие говорить чистым русским языком, без повторений и банальщины, так, чтобы загипнотизировать собеседника с первых слов, и накрыв потоком мысли, пронести его до самого конца диалога, не давая упускать нить разговора и внимательно наблюдая за тем, что излагаемый текст интересен слушателю?

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Мой мир

Twitter

Зачастую, опытные дикторы, писатели и люди, чья профессия, так или иначе, связана с коммуникацией и литературой, умеют произвести такое впечатление на собеседника, находить его слабые места. Удаётся им это благодаря множеству различных уловок в том числе, при использовании литературной речи — троп. Одной из троп, что помогают сделать высказывание ярче, сочнее и образней является метафора. И мы попытаемся понять, что же это такое, и в чём её суть и значение.

История метафоры

Хотелось бы написать что-то о зарождении метафоры, но, к счастью, или, наоборот, это невозможно. Она зародилась, пожалуй, вместе с языком, фантазией, да и с человеком в принципе. С ним же она росла и развивалась.

Это интересно: что означает понятие этнос, примеры.

Так что такое метафора в литературе? Если рассматривать этот вопрос наименее подробно, то, можно сказать, что это сравнение, но, копнув глубже, определение окажется для вас более обширным. Метафора — образное сравнение одного предмета с другим на основе каких-либо свойств, это правило, кстати, футуристы старались максимально обходить и игнорировать. Значение этой тропы для них — передача чувств, эмоций и находящихся перед взором картин читателю. Примеры эпатажа футуристической метафоры в стихотворениях Маяковского не счесть, поэтому на нём и стоит остановиться:

  • За солнцем улиц где-то ковыляла никому не нужная, дряблая луна – поэт сравнивает луну со старухой, немощной и одинокой;
  • Улица муку молча перла.

Крик торчком стоял из глотки.

Топорщились, застряв поперёк горла,

Пухлые taxi и костлявые пролётки.

Грудь испешеходили.

Чахотки площе. — это стихотворение описывает сравнение, где улица уподобляется больному человеку;

моей души изъезженной

шаги помешанных

вьют жёстких фраз пяты. — в этом же стихотворении, наоборот — сам человек уподобляется улице.

Это интересно: что такое архаизмы?

  • Млечный путь перекинув виселицей, возьми и вздёрни меня, преступника. — невероятное предложение, в котором чётко описано значение, того, как видит звёздное небо писатель, а именно — сравнение млечного пути с верёвкой для виселицы, где должен быть повешен автор.

О метафоре, как о литературном тропе мы узнаём ещё с учений Аристотеля, который считал, что она должна быть максимально приближена к истине и олицетворять неоспоримое сходство с предметом. Философ древности был уверен в том, что искусство, в том числе и литература, должно максимально передавать реализм окружающей жизни творца, в этом его суть и значение.

Но, со временем мнения о свойстве и функциях сравнения заметно поменялись и во время эпохи футуризма, о котором было немного сказано выше, творцы пришли к мнению о том, что это сложное сравнение нужно использовать чтобы заставлять читателя задуматься над тем, почему автор хотел сказать именно так и в чём он увидел сравнение.

В общем — метафора, это описание мировоззрения самого писателя, тропа, суть которой — передать образы, роящиеся в голове у пишущего, и дать читателю возможность максимально чётко представить себе точку зрения автора.

Это интересно! Что такое метонимия в русском языке?

Структура и принципы метафоры

Метафора сама по себе является многогранным и сложным понятием, в котором все не так легко разложить по полочкам, как может показаться, на первый взгляд, но у всех есть право на шанс, поэтому попробуем и мы.

Составляющие построения метафоры

Такое многогранное сравнение, отображающее всю суть внутреннего мира автора и его видения жизни, не может быть не структурировано, согласно хоть каким-то догмам и законом литературной лексики. Итак, рассмотрим смысловые элементы, которые представляются частицами единого цельного полотна — метафоры.

Рассмотрим составляющие на примере такой метафоры: «она увядала, теряя свой шарм».

  • Предмет сравнения — то, что автор сравнивает в своем произведении. К примеру, в представленной метафоре предметом сравнения является девушка, которая теряет своё обаяние, подобно цветку;
  • Образ сравнения — тот самый предмет либо явление, с которым сравнивают предмет сравнения. В вышеприведённом предложении образом является цветок, и именно с ним сравнивается изнемогающая девушка;
  • Признак сравнения — свойство, внутреннее либо внешнее, на основе которого проводится аналогия. В примере признаком сравнения является красота, общая как для девушки, так и для цветка.

Виды метафоры

Различают два основных вида метафор — сухая и развёрнутая. Различия между ними очевидны и сразу бросаются в глаза, поэтому вопроса, как найти метафору, возникать не должно, даже у неопытных читателей.

Сухая метафора — сравнение, зачастую, уже накрепко вошедшее в обиход, которое иногда бывает сложно заметить в разговоре, к примеру:

  • Глазное яблоко — метафора значение которой, очевидно, а сравнение находится в слове яблоко, благодаря схожести форм;
  • Ножка шкафа — ножка, это сравнение, употребляемое благодаря тому, что это опора, так же как и человеческие нижние конечности, хотя мебель явно не может на ней двигаться;
  • Золотые слова — естественно, слова не сделаны из драгоценного камня, но проведена такая параллель, благодаря большой ценности произнесённого;
  • Горящая листва — на самом деле листва не пылает, просто её цвет очень напоминает костёр, кстати, пора «горящей листвы» это любимая пора Пушкина, также одного из поклонников использования ярких метафор в своих стихах.

Развёрнутой метафорой зачастую пользуются люди литературы. Такое сравнение может длиться на протяжении строчки, предложения, абзаца, страницы или книги.

Итак, можно сделать вывод, что наш язык богат и разнообразен. Более того, он обширен и велик. Огромное количество писателей, поэтов и философов не одно столетие доказывают эти простые истины. От великого ума Аристотеля и до Пушкина, Лермонтова, Толстого и, в конце концов, Маяковского и Высоцкого. Все они говорили о прелестях родного разговора. А нам нужно запомнить только то, что словом можно как убить, так и исцелить. Владейте родной речью и находите прекрасное в обыденном, удачи.

obrazovanie.guru

Что такое метафора: примеры показывающие ее суть

Железные нервы, ледяное сердце и золотые руки заставляли всех завидовать ему черной завистью. Как вам четыре метафоры в одном предложении?

Доброго времени суток, дорогие читатели, если вы попали на мой сайт, значит, вы хотите узнать что-то новое о том, как писать те или иные тексты, продвигать свой сайт или похожую информацию. Сегодня речь пойдет о том, что такое метафора, научимся создавать свои и поймем поймем, как она усиливает текст. Также покажу примеры из литературы.

Как сравнение, но не сравнение

Что же это такое? Метафора – это слово или сочетание слов, которые употребляются в переносном значении. Целью употребления метафоры является сравнение неназванного имени, свойства или значения предмета с другим предметом, свойством или значением, на основании схожих признаков. Все не так сложно, как в формулировке, так что не бойтесь.

Данное языковое средство часто путают со сравнением, но главное их отличие в том, что в сравнении сразу понятно, что и с чем вы сравниваете, например, «он был красив, как цветок». Примером же метафоры будет просто выражение «пурпур розы». Всем понятно, что роза не пурпурная, но обладает ярким цветом, похожим на далекий оттенок пурпурного.

Великий и могучий

На сегодняшний день в современном русском литературном языке огромное количество всевозможных средств, призванных усилить эффект. Такие средства называются художественными приемами и используются в таких стилях речи:

В художественном, выразительные словосочетания используются для разбавления сухого текста. В публицистическом – для усиления эффекта и воздействия на читателя, с целью заставить его делать что-то или хотя бы задуматься над смыслом прочитанного.

Учимся создавать

Завел интстаграм. Показываю жизнь копирайтера, прикалываюсь в сторис, давай дружить!ПЕРЕЙТИ В ИНТСАГРАМ

Для того чтобы вы смогли создать классную метафору, необходимо уяснить одно правило: она должна быть понятной массам. То есть, ее должны понимать. Конечно, некоторым очень нравится думать и гадать, что же все-таки хотел сказать автор, но это малый процент читателей. Большая часть же хочет узнавать в тексте что-то знакомое и ассоциировать с собой.

Уяснив первое правило, стоит также помнить о том, что в современном языке огромное количество клише (очень заезженных фразочек). Они могут очень сильно резать глаз читателю. Посудите сами, как же сильно осточертели такие фразы, как «любовь зла» и «купить недорого». С первым понятно, но второе – это вынужденное клише, которое нужно для

copirayter.ru

Метафора – значение слова. Примеры в литературе

Метафора — полет фантазии

Метафора (лат. metaphora — перенос) — употребление слова в переносном значении для более точного с точки зрения автора какого-то предмета, явления или события.
— Метафора — оборот речи, иносказание, образное выражение понятия.
— Метафора — риторическая фигура речи, употребление слова не в собственном, чувственном его смысле, а в переносном, картинном, на основании сходства между понятиями

Язык метафоры

Дороги нет ли поровней?
Лишь эта, на холмы .
И целый день идти по ней?
До тьмы, друг мой, до тьмы.

А на холмах — стоит ли дом?
Его скрывает мрак.
Во мраке — мимо не пройдем?
Пройти нельзя никак.

Кого случится повстречать?
Тех, кто ушел до нас.
Мне постучать или позвать?
Там ждут и в поздний час.

Что ждёт — покой и тишина?
Там очень тихий край.
Постель постелена для сна?
Постелена. Ступай.
(Кристина Джорджина Россетти, 1830 — 1894)

В этом стихотворении дороге уподобляется сама жизнь с её подъёмами и спусками («на холмы»), встречами и расстованиями, а заканчивается она всегда и для всех одинаково — покоем и тишиной дома, которого не миновать

Метафора: жизнь человеческая — это дорога

Пример метафор

  • Зеркальная гладь озера — ровная поверхность
  • Океанская ширь тайги — бескрайние лесные пространства
  • Ледяной взгляд — холодный, злой, жестокий
  • Человек в футляре — закрытый, недоступный
  • Деревянный бушлат — гроб
  • Восковая келья — улей
    («Пчела из кельи восковой
    Летит за данью полевой»
    . Пушкин)

Видео о метафоре в русском языке

Теория, способы классификации, примеры из художественной литературы в видео-уроке от Елены Красновой.

chtooznachaet.ru

Что такое метафора примеры?

Выражения вида «метафорически говоря» и «в переносном смысле» употребляются в русском языке достаточно часто, но какое именно значение люди обычно вкладывают в слово «метафора», и насколько оно совпадает с принятым в филологии?

Метафора – разновидность тропа. Для того чтобы дать определение слову «метафора», вначале стоит разобраться с более общим понятием – «троп». Итак, под тропом понимается речевая конструкция, используемая в переносном значении. Тропы предназначены для усиления образности речи, придания ей дополнительной художественной окраски.

Не стоит думать, что тропы встречаются только в художественной литературе – повседневные разговоры тоже содержат в себе тропы, пусть даже собеседники и не отдают себе отчета в их использовании.   Метафору считают одним из трех основных тропов, наряду с синекдохой и метонимией.

Более того, некоторые исследователи полагают, что метафора, по сути, является первичным тропом, а остальные – просто его разновидностями. Согласно классическому определению, метафора – это слово или словосочетание, которое употребляется в переносном смысле, а его основой является сравнение одного предмета или явления с другим с опорой на некий общий признак.

Проще говоря, метафора – это скрытая аналогия. Например, выражение «глаза как звезды» — это сравнение, в то время как «звезды глаз» — метафора. Виды метафор Традиционно выделяется два вида метафор: диафора или резкая метафора, и эпифора – так называемая «стертая» метафора.

Под резкой метафорой понимается троп, который соединяет далеко отстоящие друг от друга по смыслу понятия или явления для создания контраста. «Музыка волн», к примеру, является как раз диафорой. Что же касается стертой метафоры, то здесь речь идет о выражении, настолько устоявшемся в языке, что оно вообще не воспринимается в переносном смысле.

Например, «время тянулось», «ножка стола», «носик чайника» — это метафоры, но они привычны до такой степени, что кажутся прямыми значениями. Существует простой способ определить стертую метафору: нужно попробовать перевести выражение на другой язык. Если в результате получится бессмыслица, значит речь идет именно об эпифоре.

Прокомментируйте, пожалуйста, вопрос:

Какие метафоры встречались Вам и запомнились? → Ответить

ctoetotakoe.ru

Метафора — примеры и образы

Каждый день любой человек говорит несколько сотен слов. Речь разных людей отличается в зависимости от образованности, начитанности, ситуации общения, профессии и даже настроения. Красочные, сочные слова невольно притягивают наше внимание. Это происходит потому, что речь таких разговорных виртуозов образная и насыщена метафорами. Простыми словами метафору можно охарактеризовать как изменение значения слова или выражения, перенос смысла слова на другое явление или объект. Это языковое свойство активно используется в речи, порой мы даже не замечаем, что употребляем то или иное выражение в переносном значении. Какой может быть такая «стертая» метафора? Примеры вполне очевидны: ножка стула, шляпка гвоздя, горькое разочарование, горлышко бутылки, подошва горы. В этих выражениях переносное значение уже утрачено.

Художественная литература — сплошь метафора. Примеры из литературы, особенно поэзии, наиболее обширны и интересны. Разумеется, одаренные поэты не просто вставляют метафорическое слово, а последовательно развивают образ либо усложняют его противопоставлением двух метафор.

«Горек мне мед твоих слов» у Блока.

«Я хочу кинжальных слов» у Бальмонта.

Тютчев, используя олицетворение и метафору, представляет зиму в образе злой и сердитой женщины: «Зима недаром злится…».

Не только русским поэтам свойственно прибегать к таким способам оживления поэзии, как метафора. Примеры из английской поэзии. Шекспир, например, сравнивал глаза любимой женщины с мерцающими звездами, а Бернс писал о бурлящей, бушующей крови.

Английский романтик Вордсворт рисует изумительную параллель между человеческим и природным. Он сравнивает маргаритку то «со скромной монахиней, потупившей взор», то с «королевой, увешанной короной из рубинов».

В литературоведении существует термин авторская или индивидуальная метафора. Примеры такого переноса прекрасно иллюстрируют языковое чутье и особое проникновение внутрь живого мира поэта из народа Сергея Есенина. Именно поэтому так сложно переводить русских авторов на европейские языки. Метафоры Есенина поистине уникальны: снег сравнивается с серебром, плач метели напоминает ему протяжные мелодии цыганской скрипки, осенние листья цвета меди, облетающая цветом черемуха ассоциируется с холодным снегом.

Неслучайно именно в творчестве русских поэтов метафора получила особенно мощное развитие. Взаимоотношения поэтов с обществом и властью всегда в России носили сложный характер. Это одна из причин, благодаря которым мы наслаждаемся замысловатой красотой и утонченностью образов поэзии. Иосиф Бродский через всю свою лирику пронес образ движения к смерти через череду страданий и выразил это уникальной метафорой про равнины и холмы. «Смерть — это только равнины, жизнь – холмы, холмы».

Не менее колористичен и русский фольклор, особенно ругательная (обсценная) метафора. Примеры целесообразно привести из фольклора, так как русский мат в примерах не нуждается.

Судьба придет, ноги сведет, а руки свяжет. Бьётся, как рыба об лёд.

Народная поэтика точно отмечает краткий миг женской молодости, которая «соколом» пролетает, «соловьем» просвистывает, «черным вороном» каркает.

Можно уверенно утверждать, что метафора – это примеры и подтверждения глубокой поэтичности русского языка и его тонкой связи со всем сущим миром.

fb.ru