Словарь метафор русского языка
Составим небольшой словарь метафор, которые прочно вошли в нашу речь. Учтем, что многие фразеологизмы являются метафорами.
- Ахиллесова пята
- бегут (мчатся) облака
- бездонное небо
- без гроша в кармане
- безмолвная улица
- бледное небо
- бойкий спор
- борьба без правил
- брачные оковы
- бряцать оружием
- бутылочные (изумрудные) глаза
- быть под каблуком
- быть на высоте
- вверх тормашками
- вдаваться в тонкости
- в духе времени
- ведет себя как хитрый лис
- вешать нос
- визг пилы
- вилами по воде писано
- витать в облаках
- взирать с высоты
- взобраться в гору
- вложить всю душу
- вой ветра
- возводить потёмкинские деревни
- волки сыты и овцы целы
- волчья хватка
- воронка разрыва
- вставлять палки в колеса
- втирать очки
- выдоить все деньги
- выдохшийся человек
- вызвать на «ковёр»
- выплеснуть младенца вместе с водой
- вытравить из сознания
- гвоздь программы
- глаз-алмаз
- глухая ночь
- говор ручья
- головка сыра
- гора вещей
- горбатые крыши
- горит лампочка
- горячая любовь
- гребень птицы
- грибы лисички
- губа не дура
- деликатный вопрос
- дерево стоячее
- деревья-карлики
- держать язык за зубами
- дождь барабанил
- дождь прошёл
- дремлет дорога
- дуги бровей
- душа ушла в пятки
- ежовые рукавицы
- железная воля
- железный характер
- железное здоровье
- железные мускулы
- железные нервы
- жемчужина поэзии
- завыл ветер
- загадывать вперёд
- загнать себя в угол
- загоготал (заржал) от удовольствия
- зайти в тупик
- заложить фундамент отношений
- запускать руку в кассу
- зарыть топор войны
- засучить рукава
- зелёная молодежь
- золотая голова
- золотая листва
- золотая осень
- золотое сердце
- золотые руки
- золотые слова
- зубастый парень
- изливать душу
- каланча (о чрезмерно высоком человеке)
- каменное лицо
- каменное сердце
- кипит желание
- кисель дорог
- кислое выражение лица
- кисея тумана
- ключ проблемы
- кольцо колбасы
- концы с концами не сходятся
- коралловые губы
- корень слова
- кот наплакал
- крошка (о маленьком ребёнке)
- крутая машина
- крыло здания
- ласковые лучи
- лбом стену прошибать
- ледяное сердце
- ледяной взор
- лента дороги
- лес голосов
- лес рук
- лёд (броня) равнодушия
- листья пропитались солнцем
- луковки церквей
- луч надежды
- любопытный вопрос
- мальчик для битья
- мачты стонут
- медь волос
- много воды утекло
- море голов
- море проблем
- мрачнее тучи
- мудрое решение
- найти общий язык
- наступить на любимую мозоль
- начать с чистого листа
- небо на ладони
- неверный глаз
- не зная броду, соваться в воду
- ни капли таланта
- ни перед чем не останавливаться
- ножка стула
- нос корабля
- облако ходячее
- огонь губ
- огненный шар
- оказаться прижатым к стене
- оставить мокрое место
- отложить на черный день
- оставлять зарубки на память
- острое зрение
- острые скулы
- открыть себе путь
- отплатить той же монетой
- паутина лжи
- палка о двух концах
- песочная рубаха
- плечи рычага
- погасить ссору
- подошва горы
- подтянуть потуже пояс
- поезд ползет еле-еле
- пойти как по маслу
- пойти легким путем
- полилась мелодия
- попасть в переплёт
- поставить шах и мат
- поток (океан) слёз
- потускневший взгляд
- приложить руку
- притормозить
- пробить стену непонимания
- провалиться на месте от стыда
- пузатый чайник
- пустая голова
- пустить корни в городе
- пшеничные усы
- пятое колесо в телеге
- раскурить трубку мира
- рев водопада
- розовые мечты
- рубить с плеча
- рыльце в пушку
- самому в петлю лезть
- с глазу на глаз
- сесть в калошу
- сиреневый туман
- скрипучий голос
- сладкие речи
- служебная лестница
- соль разговора
- солнце садилось
- ствол орудия
- стена дождя
- столкнуться с преградой
- считать каждую копейку
- тёплая встреча
- туча комаров
- тучка золотая
- тяжёлая артиллерия
- увязнуть в трясине лжи
- усталые капли пота
- учить азы
- факел знаний
- хвост кометы
- цвет общества
- цепи рабства
- цепь озер
- часы идут
- человек-волк
- чёрная зависть
- чёрная измена
- чёрные мысли
- чугунные ладони
- шепот листвы
- широко простирать руки
- шоколадный загар
- ядовитый человек
- янтарный блеск
Словообразовательные метафоры
Белоручка, безмозглый, бесчеловечный, бесхребетный, бессердечный, быстротечный, бычиться, буквальный, взбеленить, взыграть, взгреть, веский, возродиться, волнолом, горлан, глубокомыслие, дармоед, дальновидный, двоедушный, душегрейка, жестокосердие, ежиться, захребетник, змеистый, змеевик, издержать, легковесный, мальчишество, маячить, миндальничать, мироед, меднолобый, молокосос, нахлебник, небоскреб, новоиспеченный, обездушить, окрыситься, охладеть, перешеек, предвкушать, приземистый, приструнить, проныра, пылкий, сатанеть, скотство, сердцевед, сердцеед, сладкогласный, сластолюбие, услаждать, цепенеть, цыганить, школить, юлить.
В лексике русского языка особое место занимают авторские (индивидуальные) метафоры, которые отличаются яркой образностью, необычностью, а также единичностью своего употребления. Такие метафоры создаются писателем в художественном произведении и не получают общеязыкового распространения.
Приведем примеры авторских метафор из произведений художественной литературы и поэзии.
Примеры метафор из художественной литературы
Допускаю также появление… борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства. (М.Е. Салтыков-Щедрин)
* * *
Волны несутся гремя и сверкая. (Ф.И. Тютчев)
* * *
Умильная прелесть (Ф.И. Тютчев)
* * *
Замшевая походка. (В.В. Набоков)
* * *
Царапающий взгляд. (М. Горький)
* * *
Я хочу кинжальных слов. (К. Бальмонт)
* * *
Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. (Н.С. Тихонов)
* * *
Пустых небес прозрачное стекло. (A. Ахматова)
* * *
Молодость моя! Моя голубка смуглая! (М. Цветаева)
* * *
Мама и убитый немцами вечер. (В. Маяковский)
* * *
Немой покой. (И.А. Бунин)
* * *
Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы. (Б. Л. Пастернак)
Метафоры из русского фольклора
- добрый молодец
- грозный царь
- удалой боец
- дума крепкая
- дума черная
- сердце жаркое
- плечи богатырские
Метафоры в произведениях С.А. Есенина
Кудрявый сумрак.
* * *
В саду горит костер рябины красной.
* * *
Березовым веселым языком.
* * *
Руки милой — пара лебедей
В золото волос моих ныряют.
* * *
Ты — мое васильковое слово,
Я навеки люблю тебя.
Как живет теперь наша корова,
Грусть соломенную теребя?
* * *
«Черемуха»
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
* * *
Дымом половодье
Зализало ил.
Желтые поводья
Месяц уронил.
* * *
Туча кружево в роще связала,
Закурился пахучий туман.
Еду грязной дорогой с вокзала
Вдалеке от родимых полян.
* * *
Лес застыл без печали и шума,
Виснет темь, как платок, за сосной.
Сердце гложет плакучая дума…
Ой, не весел ты, край мой родной.
* * *
Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.
* * *
Не больна мне ничья измена,
И не радует легкость побед,
Тех волос золотое сено
Превращается в серый цвет.
* * *
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?
И мне в ответ березка:
«О любопытный друг,
Сегодня ночью звездной
Здесь слезы лил пастух.
Луна стелила тени,
Сияли зеленя.
За голые колени
Он обнимал меня.
* * *
Младенцем завернула
Заря луну в подол.
* * *
Сердце гложет плакучая дума…
* * *
Прячет месяц за овинами
Желтый лик от солнца ярого.
Высоко над луговинами
По востоку пышет зарево.
Пеной рос заря туманится,
Словно глубь очей невестиных.
Прибрела весна, как странница,
С посошком в лаптях берестяных.
На березки в роще теневой
Серьги звонкие повесила
И с рассветом в сад сиреневый
Мотыльком порхнула весело.
* * *
Прибрела весна, как странница,
С посошком в лаптях берестяных.
На березки в роще теневой
Серьги звонкие повесила
И с рассветом в сад сиреневый
Мотыльком порхнула весело.
* * *
Теперь бы брызнуть в небо
Вишневым соком стих
За отческую щедрость
Наставников твоих.
* * *
Метафоры в произведениях А.С. Пушкина
«К Чаадаеву»
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы.
* * *
«Анчар»
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила…
* * *
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна.
* * *
Утих и шум, и крик торговый;
Лишь только лает страж дворовый
Да цепью звонкою гремит.
Она поет — и звуки тают,
Как поцелуи на устах,
Глядит — и небеса играют
В ее божественных глазах;
Дул север. Плакала трава
И ветви о недавнем зное,
И роз, проснувшихся едва,
Сжималось сердце молодое.
* * *
«Евгений Онегин»
У ночи много звезд прелестных,
Красавиц много на Москве.
Но ярче всех подруг небесных
Луна в воздушной синеве.
Метафоры в произведениях А.А. Фета
Какая холодная осень!
Надень свою шаль и капот;
Смотри: из-за дремлющих сосен
Как будто пожар восстает.
Сияние северной ночи
Я помню всегда близ тебя,
И светят фосфорные очи,
Да только не греют меня.
* * *
На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал.
***
Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.
***
«На стоге сена ночью южной»
И с замираньем и смятеньем
Я взором мерил глубину,
В которой с каждым я мгновеньем
Все невозвратнее тону.
Метафоры в произведениях А.А. Блока
«Снежное вино»
И вновь, сверкнув из чаши винной,
Ты поселила в сердце страх
Своей улыбкою невинной
В тяжелозмейных волосах.
Я опрокинут в темных струях
И вновь вдыхаю, не любя,
Забытый сон о поцелуях,
О снежных вюгах вкруг тебя.
И ты смеешься дивным смехом,
Змеишься в чаше золотой,
И над твоим собольим мехом
Гуляет ветер голубой.
И как, глядясь в живые струи,
Не увидать себя в венце?
Твои не вспомнить поцелуи
На запрокинутом лице?
***
В легком сердце — страсть и беспечность,
Словно с моря мне подан знак.
Над бездонным провалом в вечность,
Задыхаясь летит рысак.
***
И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу.
***
Горек мне мед твоих слов.
***
Змеиные кудри.
***
Гадать по картам ночи.
***
Вопли скрипок.
russkiiyazyk.ru
НЛП для начинающих — 61. Объясняющие метафоры
Александр Любимов
Метафора — косвенное сообщение в виде истории или образного выражения, использующего аналогию.
Метафоры – один из самых часто используемых инструментов НЛП и Эриксоновского гипноза. Их удобно разделить на объясняющие – которые используются для того, чтобы донести новую информацию, — и терапевтические, направленные на создание изменения. Сейчас мы поговорим именно об объясняющих.
И для начала метафора.
После того, как проложили телеграфную линию Петербург-Париж, на одном из балов к начальнику телеграфа подошла дама и попросила объяснить, как работает телеграф.
— Это очень просто, мадам, — ответил тот. — Представьте себе таксу.
— О! Я могу представить себе таксу.
— Вот хвост у этой таксы в Париже, а голова в Москве. Дергаете за хвост — голова лает.
— Прекрасно себе представляю.
Если бы начальник телеграфа начал объяснять про электричество, сигналы и прочие сложные для светской дамы вещи, скорее всего та просто не поняла. Но образное сравнение дало просто отличный результат.
Вот объясняющие метафоры для того и нужны – донести мысль до человека наиболее простым и надёжным способом. При этом метафоры больше обращаются к подсознанию, с его синтетическим и образным (которое иногда несправедливо называют правополушарным) мышлением.
Вообще говоря, метафоры – язык подсознания.
При попытке объяснить «напрямую», человек может начать сомневаться, вы можете сказать не то слово и т.д. А здесь вы просто рассказываете историю… И возразить вроде нечего. Именно поэтому метафоры могут быть единственно возможным вариантом объяснения.
Объясняющая метафора помогает найти наиболее подходящую аналогию в пределах карты человека и соединить новый опыт с уже имеющимся.
Объясняющие метафоры можно использовать и как главный инструмент обучения, и как мощную вспомогательную систему. Например, объясняя, что такое субмодальности, можно рассказать о фоторедакторе, в котором можно сделать фотографию ярче, контрастнее, изменить размер или обрезать. Рассказывая про якоря, вспомнить про академика Павлова и его собак. Описывая раппорт, привести в пример парный танец.
И у метафор есть одно замечательное свойство: они многозначны. В зависимости от контекста они будут вызывать самые разные переживания и ассоциации, наполняться отдельным смыслом.
Типы метафор
Мы постоянно пользуемся метафорами – все эти анекдоты, истории, ассоциации, сказки и есть метафоры. Так что опыт у вас уже есть, его нужно только использовать в правильном направлении.
— Трактор — это просто очень мощный автомобиль.
— Жираф — это лошадь во-о-о-от с такой шеей. И еще с рожками.
Метафорой так же может быть:
- История.
- Личный опыт.
- Притча.
- Анекдот.
- Пословица, поговорка.
- Легенда.
- Тост
- Сказка.
В большинстве случаев типы метафор отличаются только способом рассказа и окружающим антуражем. Притчи рассказываются нараспев и с метасообщением, что «это очень важно». Анекдоты рассказываются быстро и весело. Легенды требуют сообщения о древности, длинного и пространного изложения. Поговорки просто состоят из одной фразы, и предполагают, что слушающий знаком со стоящим за ними смыслом.
Ульям Джеймс открыл ключи глазного доступа, разделил внутренние процессы на три типа – визуальный, аудиальный и моторный. Это то, что в НЛП теперь называется репрезентативными системами. Он же впервые описал хранение воспоминаний на линии времени. Крутейший был психолог. Жил он, кстати, в конце 19 – начале 20 веков.
История
В конце 19 века жил в Америке психолог по фамилии Джеймс. И он ездил по стране и читал научно-популярные лекции про достижения науки. Однажды он приехал в маленький городок, где большинство населения было фермерами. И вот Джеймс вышел на сцену и начал свою лекцию. Он опасался, что его лекцию могут не понять, но зал слушал достаточно спокойно. Только в первом ряду сидела маленькая сухонькая старушка, которая постоянно хихикала. Джеймс в ответ усиливал свое красноречие, но она продолжала хихикать…
— Мистер Джеймс, так на чем же, по вашему мнению, держится Земля?
Ошарашенный Джеймс сразу начал вспоминать закон Кеплера, но так как он был мудрым человеком, то просто спросил:
— А как вы сами думаете, мэм?
— Земля держится на большой черепахе!
— А черепаха-то на чем держится?!
— Вы меня не запутаете! Там черепахи до самого низа!
Сейчас я сделаю очень-очень плохую вещь – я объясню метафору. Обычно объяснение метафоры очень сильно портит, представьте, как если бы кто-то объяснял анекдоты. Но я это сделаю.
Смысл данной метафоры в последней фразе, остальное просто подвод к ней и создание настроения. А фразу можно интерпретировать, как многоуровневость опыта: на одном уровне движения и громкость голоса, на другом – основные невербальные сообщения, на следующем – метасообщения и так далее. И тому подобное.
Иногда, кстати, добавляют в конце истории: «Но главная тайна НЛП в том, что черепахи не только до самого низа, но и до самого верха!»
Анекдот
Напились как-то Петька с Василием Ивановичем. Хочется с кем-нибудь поговорить. Пошли искать Фурманова. Подходят. Петька спрашивает:
— Да как тебе сказать Петька. Да ни на чем. Сама летает.
— Не,- говорит Василий Иванович,- она лежит на черепахе.
— А черепаха на чем: — изумляется Фурманов.
— А они там до самого низу.
Пословица
Земля держится на черепахе, и черепахи там до самого низу.
Так как такой пословицы нет, пришлось её самому придумывать.
Притча
Задумался как-то один Крестьянин о том, на чем держится Земля. Размышлял он над этим день и ночь и отправился к Ходже Насреддину. Пришел он к нему и сказал:
— О, Ходжа. Ты прочитал множество книг, твоя голова седа и о твоей мудрости ходят легенды. Ответь мне на вопрос: на чем держится Земля, почему она не падает в бездну?
— А как ты сам думаешь, на чем держится Земля?
— По моему разумению, на гигантской черепахе.
— А черепаха то на чем, — изумился Ходжа.
— Я так думаю господин, они там до самого низу.
Легенда
Это было так давно, что даже память о тех странах стерлась из людской памяти, кости тех героев истлели а города превратились в развалины, которые занесло песком. Но сохранилась легенда, которая передавалась из уст в уста, и хотя прошло множество лет, правда, содержащаяся в ней, не стерлась о время.
Жил в одной древней стране юноша, сын богатого купца. И пока остальные дети развлекались, бегали и крали яблоки в соседних садах, он изучал мудрые книги, пытаясь постичь окружающий мир. И вот однажды его стал мучить один вопрос:
И он спрашивал об этом Учителей и Мудрецов, Священников и Старцев, читал мудрые книги, написанные так давно, что мы даже не можем себе представить, но нигде не мог найти ответа. Он истратил кучу денег, перестал пить и есть, и его мать плакала по ночам, а отец поседел раньше времени. И вот однажды, когда в их город пришел странствующий дервиш, юноша обратился со своим вопросом к нему.
Загорелся юноша, взял у отца последние деньги и снарядил караван. Долго шли они через пустыни, пересекали бурные реки, отбивались от разбойников и воров. И вот наконец они пришли к горе, на которой в хижине жил Мудрец. Юноша пришел к нему с горой самых замечательных шелков, золотых блюд украшенных драгоценными камнями, мешками монет и положив все это перед ним, спросил:
— О, мудрейший. Я шел сюда сотни дней и претерпел множество опасностей и трудностей. Я принес тебе богатые дары. Ты — моя последняя надежда. Я знаю, что твоя мудрость так велика, что ты знаешь все на свете. Ответь мне: на чем держится земля.
— Она стоит на громадной черепахе.
— А на что опирается та черепаха? — с почтительностью спросил юноша.
— Они там до самого низу, — с улыбкой ответил Мудрец.
Правила конструирования
При конструировании объясняющих метафор стоит ориентироваться на три правила:
· идея
· соответствие опыту
· яркость
Идея
Какую идею вы хотите донести, на что обратить внимание? Чем хороши метафоры – вы можете сфокусироваться только на каком-то важном свойстве или качестве того, что вы объясняете: эффективности, полезности, разносторонности, дешевизна, применимость в повседневной жизни или доступность.
Есть несколько метафор, что такое НЛП.
В этой метафоре как раз идея о том, что «объект» имеет много разных сторон.
Трое слепых мудрецов очень хотели узнать, что такое слон. И вот однажды в город, в котором они жили, приехал цирк и привел с собой слона. Мудрецы собрались и после выступления попросили разрешить им изучить это таинственное животное.
Один потрогал за хвост и сказал, что слон – это верёвка.
Второй потрогал за ногу и сказал, что слон – это колонна.
Третий потрогал за хобот и сказал, что слон – это змея.
Вот НЛП, как этот слон, имеет очень много сторон, и для кого-то оно верёвка, для кого-то колонна, для кого-то змея.
А вот эта метафора фокусируется на мастерстве.
Однажды на пароходе что-то сломалось в двигателе. Механики никак не могли обнаружить место поломки. Пришлось пригласить мастера с берега. Он тщательно изучил весь двигатель и стукнул молоточком по какой-то детали. Двигатель заработал. На следующий день его владельцу приходит счет на 1 000 долларов. Владелец просит объяснить. Мастер ответил: «За удар — один цент, остальная сумма — за знание, где, когда и как именно нужно ударить».
Вот НЛП – это про то, где, когда и как именно ударить.
А эта метафора про пользу в повседневной жизни.
Я как-то проводил цикл тренингов по НЛП в славном городе Пермь. И когда я приехал в следующий раз организатор тренингов рассказала о практическом использовании того, чему я их научил.
— Пошла я как-то с моим бухгалтером в налоговую. В окошке нам сказали, что документы оформлены неправильно и отправили к начальнице. Заходим в кабинет. Начальница довольно грубо: «Чего пришли?» Мой бухгалтер начинает кипятиться, я его успокаиваю. А сама сажусь на стул напротив начальницы и подстраиваюсь под дыхание. Сижу молча минуту, полторы. Вдруг начальница вполне доброжелательно: «Давайте сюда документы, я сама поправлю».
Соответствие опыту
Один из важных плюсов метафор – мы можем связать объясняемую вещь с уже известной человеку информацией. Как в анекдоте вначале статьи, где телеграф описывался как такса. Если нужно человеку объяснить как работает трактор, а он представляет себе как работает вентилятор – опишите трактор через вентилятор. Если человек знаком с литературой, но не знаком с программированием – объясните программирование через литературу.
Маркетолог спрашивает программиста: «В чём сложность поддержки большого проекта?»
Программист: — Ну представь, что ты писатель и поддерживаешь проект «Война и мир». У тебя ТЗ — написать главу как Наташа Ростова гуляла под дождём по парку. Ты пишешь «шёл дождь», сохраняешь, вылетает сообщение об ошибке «Наташа Ростова умерла, продолжение невозможно». Почему умерла? Начинаешь разбираться. Выясняется, что у Пьера Безухова скользкие туфли, он упал, его пистолет ударился о землю и выстрелил в столб, а пуля от столба срикошетила в Наташу. Что делать? Зарядить пистолет холостыми? Поменять туфли? Решили убрать столб. Получаем сообщение «Поручик Ржевский умер.» Выясняется, что он в следующей главе облокачивается о столб, которого уже нет…
Понятно, что многие вещи человеку скорее всего известны: изучались в школе, постоянно об этом говорят, умеет завязывать шнурки, потому что сейчас в кроссовках со шнурками. В крайнем случае можно спросить: «Ты ведь представляешь себе, как завязывать галстук?»
Яркость
Желательно, чтобы метафора была запоминающейся, яркой: смешной анекдот, захватывающая история, красивая легенда. Я до сих пор помню выступление Фрэнка Пьюселика на одной из ступеней тренерского курса, который я проходил – он рассказывал истории из своей жизни. Вот эти истории я помню. А всё остальное уже нет.
Метафоры по случаю
Если вы хотите тренироваться в использовании метафор — хороший способ, это собирать анекдоты, истории, фразы на заданную тему. Здесь задача объяснить что-то, обратить внимание человека на некоторые элементы его поведения.
О дискретности критериев:
Мужик заходит в магазин:
— Взвесьте мне 999 граммов колбасы.
Продавщица:
— Hу, может быть вам килограмм?
— Да что мне, обожраться что ли?
Если кто-то не торопится присоединится к какой-нибудь совместной работе, то его можно поторопить таким анекдотом:
Жена — мужу: — Дорогой, давай займемся сексом…
Муж: — Иди начинай, я сейчас подойду.
Если человеку более важна форма, а не смысл:
Важен не размер трактора, а время, за которое он может вспахать поле.
Вполне древний анекдот на эту тему:
Мужчина голосует на улице. Останавливается машина.
— Это такси?
— Да?
— А где шашечки?
— Вам шашечки или ехать?
О различных способах посмотреть на ситуацию.
То есть примеры рефреймингов.
Неестественное поведение — вот главное отличие человека от животного.
Сейчас столько пишут о вреде курения, что я твердо решил бросить читать.
Покупать легко. Трудно только платить.
Моих денег мне хватит до конца жизни, если только я не захочу чего-нибудь купить.
Судья — коллеге: — Уже пятый состав присяжных меняем, а они все оправдывают и оправдывают подсудимого.
Коллега: — Смените подсудимого.
Техасец рассказывает о размерах своего ранчо:
— У меня уходит два дня, чтобы проехать из конца в конец на машине.
— Раньше у меня тоже была дрянная машина, — сочувственно говорит ему собеседник.
О разнице между кинестетиками и визуалами:
Даже самые темные очки не скроют запаха перегара.
О буквальном исполнении инструкций:
— Подсудимый, вы должны говорить правду и ничего, кроме правды
Подсудимый:
— Правда, правда, правда….
О том, что многое следует из ситуации:
Мужчина заказал портному костюм. Приходит мерить — у пиджака три рукава.
Мужчина: — Зачем три рукава? У меня же две руки!!!
Портной: — Ну что же вы не предупредили!
О многозначности слов:
Беседуют три подруги. Одна говорит:
— Мой муж не выносит собак!
Вторая:
— А мой — не выносит кошек!
Третья:
— А мой — не выносит ведро с мусором!
Пословиц в русском языке много и всегда есть «как в одну, так и в другую стороны»:
Работа не волк, в лес не убежит.
Без труда не вынешь рыбку из пруда.
О личном опыте и доверии:
На одном из перекрестков Одессы скопилось много народу.
— Почему собралось столько людей? — спрашивает прохожий, — что случилось?
— Ничего, но каждый хочет убедиться в этом лично.
О независимости событий:
— Вы не подскажите, если я пойду в эту сторону, там будет вокзал?
— Он там будет, даже если вы туда не пойдёте.
Упражнения
Упражнение «Определение»
Придумайте объясняющую метафору для таких понятий:
- НЛП
- Калибровка
- Подстройка
- Ведение
- Модальность
- Рефрейминг
- Якорь
- Субмодальность
- Намерение
- Вторичная выгода
Не менее 5 понятий.
Упражнение «Объясняющие метафоры»
Выберите понятие (например, из предыдущего упражнения) и придумайте к нему объясняющие метафоры каждого типа:
- Прямая аналогия.
- История.
- Личный опыт.
- Притча.
- Анекдот.
- Пословица, поговорка.
- Легенда.
- Тост
- Сказка.
Не менее 3 тем.
Упражнение «Что такое…»
В группах по 3-4 человека. Члены группы задают Водящему вопрос, начинающийся с «что такое»:
— Что такое дружба?
— Что такое цветной телевизор?
Задача Водящего ответить объясняющей метафорой.
Упражнение «Анекдоты под тему»
Выберите тему и подберите к ней не менее 10 анекдотов. Анекдоты можно добыть из рассылок, книг, сайтов и т.д.
Не менее 3 тем.
Упражнение «К чему подходит»
Если вам встретился хороший (на ваш взгляд) анекдот, подумайте — к какой теме или темам он подойдет. И какие свойства будет объяснять. Просто держите в голове этот фильтр внимания.
Где проходим
Тренинг:: Мастерство Коммуникации 2
По теме
Статья:: Простая стратегия конструирования терапевтических метафор
Видео:: Объясняющие метафоры
Статья:: Анекдоты по делу
nlp.trenings.ru
Что такое метафора, примеры из русского языка и литературы
Как часто вам встречаются люди, умеющие говорить чистым русским языком, без повторений и банальщины, так, чтобы загипнотизировать собеседника с первых слов, и накрыв потоком мысли, пронести его до самого конца диалога, не давая упускать нить разговора и внимательно наблюдая за тем, что излагаемый текст интересен слушателю?
Вконтакте
Одноклассники
Мой мир
Зачастую, опытные дикторы, писатели и люди, чья профессия, так или иначе, связана с коммуникацией и литературой, умеют произвести такое впечатление на собеседника, находить его слабые места. Удаётся им это благодаря множеству различных уловок в том числе, при использовании литературной речи — троп. Одной из троп, что помогают сделать высказывание ярче, сочнее и образней является метафора. И мы попытаемся понять, что же это такое, и в чём её суть и значение.
История метафоры
Хотелось бы написать что-то о зарождении метафоры, но, к счастью, или, наоборот, это невозможно. Она зародилась, пожалуй, вместе с языком, фантазией, да и с человеком в принципе. С ним же она росла и развивалась.
Это интересно: что означает понятие этнос, примеры.
Так что такое метафора в литературе? Если рассматривать этот вопрос наименее подробно, то, можно сказать, что это сравнение, но, копнув глубже, определение окажется для вас более обширным. Метафора — образное сравнение одного предмета с другим на основе каких-либо свойств, это правило, кстати, футуристы старались максимально обходить и игнорировать. Значение этой тропы для них — передача чувств, эмоций и находящихся перед взором картин читателю. Примеры эпатажа футуристической метафоры в стихотворениях Маяковского не счесть, поэтому на нём и стоит остановиться:
- За солнцем улиц где-то ковыляла никому не нужная, дряблая луна – поэт сравнивает луну со старухой, немощной и одинокой;
- Улица муку молча перла.
Крик торчком стоял из глотки.
Топорщились, застряв поперёк горла,
Пухлые taxi и костлявые пролётки.
Грудь испешеходили.
Чахотки площе. — это стихотворение описывает сравнение, где улица уподобляется больному человеку;
моей души изъезженной
шаги помешанных
вьют жёстких фраз пяты. — в этом же стихотворении, наоборот — сам человек уподобляется улице.
Это интересно: что такое архаизмы?
- Млечный путь перекинув виселицей, возьми и вздёрни меня, преступника. — невероятное предложение, в котором чётко описано значение, того, как видит звёздное небо писатель, а именно — сравнение млечного пути с верёвкой для виселицы, где должен быть повешен автор.
О метафоре, как о литературном тропе мы узнаём ещё с учений Аристотеля, который считал, что она должна быть максимально приближена к истине и олицетворять неоспоримое сходство с предметом. Философ древности был уверен в том, что искусство, в том числе и литература, должно максимально передавать реализм окружающей жизни творца, в этом его суть и значение.
Но, со временем мнения о свойстве и функциях сравнения заметно поменялись и во время эпохи футуризма, о котором было немного сказано выше, творцы пришли к мнению о том, что это сложное сравнение нужно использовать чтобы заставлять читателя задуматься над тем, почему автор хотел сказать именно так и в чём он увидел сравнение.
В общем — метафора, это описание мировоззрения самого писателя, тропа, суть которой — передать образы, роящиеся в голове у пишущего, и дать читателю возможность максимально чётко представить себе точку зрения автора.
Это интересно! Что такое метонимия в русском языке?
Структура и принципы метафоры
Метафора сама по себе является многогранным и сложным понятием, в котором все не так легко разложить по полочкам, как может показаться, на первый взгляд, но у всех есть право на шанс, поэтому попробуем и мы.
Составляющие построения метафоры
Такое многогранное сравнение, отображающее всю суть внутреннего мира автора и его видения жизни, не может быть не структурировано, согласно хоть каким-то догмам и законом литературной лексики. Итак, рассмотрим смысловые элементы, которые представляются частицами единого цельного полотна — метафоры.
Рассмотрим составляющие на примере такой метафоры: «она увядала, теряя свой шарм».
- Предмет сравнения — то, что автор сравнивает в своем произведении. К примеру, в представленной метафоре предметом сравнения является девушка, которая теряет своё обаяние, подобно цветку;
- Образ сравнения — тот самый предмет либо явление, с которым сравнивают предмет сравнения. В вышеприведённом предложении образом является цветок, и именно с ним сравнивается изнемогающая девушка;
- Признак сравнения — свойство, внутреннее либо внешнее, на основе которого проводится аналогия. В примере признаком сравнения является красота, общая как для девушки, так и для цветка.
Виды метафоры
Различают два основных вида метафор — сухая и развёрнутая. Различия между ними очевидны и сразу бросаются в глаза, поэтому вопроса, как найти метафору, возникать не должно, даже у неопытных читателей.
Сухая метафора — сравнение, зачастую, уже накрепко вошедшее в обиход, которое иногда бывает сложно заметить в разговоре, к примеру:
- Глазное яблоко — метафора значение которой, очевидно, а сравнение находится в слове яблоко, благодаря схожести форм;
- Ножка шкафа — ножка, это сравнение, употребляемое благодаря тому, что это опора, так же как и человеческие нижние конечности, хотя мебель явно не может на ней двигаться;
- Золотые слова — естественно, слова не сделаны из драгоценного камня, но проведена такая параллель, благодаря большой ценности произнесённого;
- Горящая листва — на самом деле листва не пылает, просто её цвет очень напоминает костёр, кстати, пора «горящей листвы» это любимая пора Пушкина, также одного из поклонников использования ярких метафор в своих стихах.
Развёрнутой метафорой зачастую пользуются люди литературы. Такое сравнение может длиться на протяжении строчки, предложения, абзаца, страницы или книги.
Итак, можно сделать вывод, что наш язык богат и разнообразен. Более того, он обширен и велик. Огромное количество писателей, поэтов и философов не одно столетие доказывают эти простые истины. От великого ума Аристотеля и до Пушкина, Лермонтова, Толстого и, в конце концов, Маяковского и Высоцкого. Все они говорили о прелестях родного разговора. А нам нужно запомнить только то, что словом можно как убить, так и исцелить. Владейте родной речью и находите прекрасное в обыденном, удачи.
obrazovanie.guru
Что такое метафора: примеры показывающие ее суть
Железные нервы, ледяное сердце и золотые руки заставляли всех завидовать ему черной завистью. Как вам четыре метафоры в одном предложении?
Доброго времени суток, дорогие читатели, если вы попали на мой сайт, значит, вы хотите узнать что-то новое о том, как писать те или иные тексты, продвигать свой сайт или похожую информацию. Сегодня речь пойдет о том, что такое метафора, научимся создавать свои и поймем поймем, как она усиливает текст. Также покажу примеры из литературы.
Как сравнение, но не сравнение
Что же это такое? Метафора – это слово или сочетание слов, которые употребляются в переносном значении. Целью употребления метафоры является сравнение неназванного имени, свойства или значения предмета с другим предметом, свойством или значением, на основании схожих признаков. Все не так сложно, как в формулировке, так что не бойтесь.
Данное языковое средство часто путают со сравнением, но главное их отличие в том, что в сравнении сразу понятно, что и с чем вы сравниваете, например, «он был красив, как цветок». Примером же метафоры будет просто выражение «пурпур розы». Всем понятно, что роза не пурпурная, но обладает ярким цветом, похожим на далекий оттенок пурпурного.
Великий и могучий
На сегодняшний день в современном русском литературном языке огромное количество всевозможных средств, призванных усилить эффект. Такие средства называются художественными приемами и используются в таких стилях речи:
В художественном, выразительные словосочетания используются для разбавления сухого текста. В публицистическом – для усиления эффекта и воздействия на читателя, с целью заставить его делать что-то или хотя бы задуматься над смыслом прочитанного.
Учимся создавать
Завел интстаграм. Показываю жизнь копирайтера, прикалываюсь в сторис, давай дружить!ПЕРЕЙТИ В ИНТСАГРАМ
Для того чтобы вы смогли создать классную метафору, необходимо уяснить одно правило: она должна быть понятной массам. То есть, ее должны понимать. Конечно, некоторым очень нравится думать и гадать, что же все-таки хотел сказать автор, но это малый процент читателей. Большая часть же хочет узнавать в тексте что-то знакомое и ассоциировать с собой.
Уяснив первое правило, стоит также помнить о том, что в современном языке огромное количество клише (очень заезженных фразочек). Они могут очень сильно резать глаз читателю. Посудите сами, как же сильно осточертели такие фразы, как «любовь зла» и «купить недорого». С первым понятно, но второе – это вынужденное клише, которое нужно для
copirayter.ru
Метафора – значение слова. Примеры в литературе
Метафора — полет фантазии
Метафора (лат. metaphora — перенос) — употребление слова в переносном значении для более точного с точки зрения автора какого-то предмета, явления или события.— Метафора — оборот речи, иносказание, образное выражение понятия.
— Метафора — риторическая фигура речи, употребление слова не в собственном, чувственном его смысле, а в переносном, картинном, на основании сходства между понятиями
Язык метафоры
Дороги нет ли поровней?
Лишь эта, на холмы .
И целый день идти по ней?
До тьмы, друг мой, до тьмы.А на холмах — стоит ли дом?
Его скрывает мрак.
Во мраке — мимо не пройдем?
Пройти нельзя никак.Кого случится повстречать?
Тех, кто ушел до нас.
Мне постучать или позвать?
Там ждут и в поздний час.Что ждёт — покой и тишина?
Там очень тихий край.
Постель постелена для сна?
Постелена. Ступай.
(Кристина Джорджина Россетти, 1830 — 1894)
В этом стихотворении дороге уподобляется сама жизнь с её подъёмами и спусками («на холмы»), встречами и расстованиями, а заканчивается она всегда и для всех одинаково — покоем и тишиной дома, которого не миновать
Метафора: жизнь человеческая — это дорога
Пример метафор
- Зеркальная гладь озера — ровная поверхность
- Океанская ширь тайги — бескрайние лесные пространства
- Ледяной взгляд — холодный, злой, жестокий
- Человек в футляре — закрытый, недоступный
- Деревянный бушлат — гроб
- Восковая келья — улей
(«Пчела из кельи восковой
Летит за данью полевой». Пушкин)
Видео о метафоре в русском языке
Теория, способы классификации, примеры из художественной литературы в видео-уроке от Елены Красновой.
chtooznachaet.ru
Что такое метафора примеры?
Выражения вида «метафорически говоря» и «в переносном смысле» употребляются в русском языке достаточно часто, но какое именно значение люди обычно вкладывают в слово «метафора», и насколько оно совпадает с принятым в филологии?
Метафора – разновидность тропа. Для того чтобы дать определение слову «метафора», вначале стоит разобраться с более общим понятием – «троп». Итак, под тропом понимается речевая конструкция, используемая в переносном значении. Тропы предназначены для усиления образности речи, придания ей дополнительной художественной окраски.
Не стоит думать, что тропы встречаются только в художественной литературе – повседневные разговоры тоже содержат в себе тропы, пусть даже собеседники и не отдают себе отчета в их использовании. Метафору считают одним из трех основных тропов, наряду с синекдохой и метонимией.
Более того, некоторые исследователи полагают, что метафора, по сути, является первичным тропом, а остальные – просто его разновидностями. Согласно классическому определению, метафора – это слово или словосочетание, которое употребляется в переносном смысле, а его основой является сравнение одного предмета или явления с другим с опорой на некий общий признак.
Проще говоря, метафора – это скрытая аналогия. Например, выражение «глаза как звезды» — это сравнение, в то время как «звезды глаз» — метафора. Виды метафор Традиционно выделяется два вида метафор: диафора или резкая метафора, и эпифора – так называемая «стертая» метафора.
Под резкой метафорой понимается троп, который соединяет далеко отстоящие друг от друга по смыслу понятия или явления для создания контраста. «Музыка волн», к примеру, является как раз диафорой. Что же касается стертой метафоры, то здесь речь идет о выражении, настолько устоявшемся в языке, что оно вообще не воспринимается в переносном смысле.
Например, «время тянулось», «ножка стола», «носик чайника» — это метафоры, но они привычны до такой степени, что кажутся прямыми значениями. Существует простой способ определить стертую метафору: нужно попробовать перевести выражение на другой язык. Если в результате получится бессмыслица, значит речь идет именно об эпифоре.
Прокомментируйте, пожалуйста, вопрос:
Какие метафоры встречались Вам и запомнились? → Ответитьctoetotakoe.ru
Метафора — примеры и образы
Каждый день любой человек говорит несколько сотен слов. Речь разных людей отличается в зависимости от образованности, начитанности, ситуации общения, профессии и даже настроения. Красочные, сочные слова невольно притягивают наше внимание. Это происходит потому, что речь таких разговорных виртуозов образная и насыщена метафорами. Простыми словами метафору можно охарактеризовать как изменение значения слова или выражения, перенос смысла слова на другое явление или объект. Это языковое свойство активно используется в речи, порой мы даже не замечаем, что употребляем то или иное выражение в переносном значении. Какой может быть такая «стертая» метафора? Примеры вполне очевидны: ножка стула, шляпка гвоздя, горькое разочарование, горлышко бутылки, подошва горы. В этих выражениях переносное значение уже утрачено.
Художественная литература — сплошь метафора. Примеры из литературы, особенно поэзии, наиболее обширны и интересны. Разумеется, одаренные поэты не просто вставляют метафорическое слово, а последовательно развивают образ либо усложняют его противопоставлением двух метафор.
«Горек мне мед твоих слов» у Блока.
«Я хочу кинжальных слов» у Бальмонта.
Тютчев, используя олицетворение и метафору, представляет зиму в образе злой и сердитой женщины: «Зима недаром злится…».
Не только русским поэтам свойственно прибегать к таким способам оживления поэзии, как метафора. Примеры из английской поэзии. Шекспир, например, сравнивал глаза любимой женщины с мерцающими звездами, а Бернс писал о бурлящей, бушующей крови.
Английский романтик Вордсворт рисует изумительную параллель между человеческим и природным. Он сравнивает маргаритку то «со скромной монахиней, потупившей взор», то с «королевой, увешанной короной из рубинов».
В литературоведении существует термин авторская или индивидуальная метафора. Примеры такого переноса прекрасно иллюстрируют языковое чутье и особое проникновение внутрь живого мира поэта из народа Сергея Есенина. Именно поэтому так сложно переводить русских авторов на европейские языки. Метафоры Есенина поистине уникальны: снег сравнивается с серебром, плач метели напоминает ему протяжные мелодии цыганской скрипки, осенние листья цвета меди, облетающая цветом черемуха ассоциируется с холодным снегом.
Неслучайно именно в творчестве русских поэтов метафора получила особенно мощное развитие. Взаимоотношения поэтов с обществом и властью всегда в России носили сложный характер. Это одна из причин, благодаря которым мы наслаждаемся замысловатой красотой и утонченностью образов поэзии. Иосиф Бродский через всю свою лирику пронес образ движения к смерти через череду страданий и выразил это уникальной метафорой про равнины и холмы. «Смерть — это только равнины, жизнь – холмы, холмы».Не менее колористичен и русский фольклор, особенно ругательная (обсценная) метафора. Примеры целесообразно привести из фольклора, так как русский мат в примерах не нуждается.
Судьба придет, ноги сведет, а руки свяжет. Бьётся, как рыба об лёд.
Народная поэтика точно отмечает краткий миг женской молодости, которая «соколом» пролетает, «соловьем» просвистывает, «черным вороном» каркает.
Можно уверенно утверждать, что метафора – это примеры и подтверждения глубокой поэтичности русского языка и его тонкой связи со всем сущим миром.
fb.ru