что это такое? Примеры из литературы


Метафора – это слово или сочетание слов, используемое для описания предмета в переносном смысле, основываясь на схожих признаках с другим предметом. Метафора служит для эмоционального приукрашивания разговорной речи. Зачастую она вытесняет первоначальный смысл слова. Метафора используется не только в разговорной речи, но и выполняет определенные функции в литературе. Она позволяет придать предмету, событию некий художественный образ. Это нужно не только для усиления определенного признака, но и для создания в воображении нового образа, при участии эмоций и логики.

Примеры метафор из литературы.


Предлагаем Вашему вниманию
примеры метафор:

«В лесу родилась елочка, в лесу она росла» — понятно, что елочка не может родиться, она может только вырасти из семени ели.

Еще один пример:

«Черемуха душистая


С весною расцвела


И ветки золотистые,


Что кудри, завила.»

Тоже очевидно, что черемуха не может завить кудри, ее сравнивают с девушкой, дабы наглядно показать какая она красивая.


Метафоры бывают резкими, такой вид связывает совершенно разные смысловые понятия, например «начинка фразы», понятно, что фраза не пирожок и у нее не может быть начинки. Так же метафоры бывают развернутыми – просматривается, а скорее прослушивается на протяжении всего высказывания, таким примером может служить отрывок из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:

«У ночи много звезд прелестных,


Красавиц много на Москве.


Но ярче всех подруг небесных


Луна в воздушной синеве.»


Наряду с развернутыми и резкими метафорами существуют стертая метафора и метафора-формула, схожие по своим признакам – придающие предмету фигуральный характер, например «ножка дивана».

Похожие статьи

infoogle.ru

Метафора. Примеры от простого к сложному :: SYL.ru

Один из самых сильных литературных тропов – это метафора. Примеры ее мы видим повсюду и даже сами говорим метафорами, часто не замечая этого. Только с ее помощью в одном маленьком стихотворении можно поместить целый роман, а в одном предложении – жизнь. Как песок сквозь пальцы, убегают годы… Все представляют, что это такое – теплый, золотистый, шелковый песок. Как он неудержимо бежит сквозь пальцы, как его струя становится то тоньше, то толще. Ощущений в связи с этим – масса. А если теперь представить что этот песок – годы, которые человек уже прожил, то чем старше он, тем ярче для него это сравнение. Колоссальную силу воздействия имеет метафора. Это примеры безграничных возможностей сплава мысли и языка.

Суть метафоры

Метафора основывается на принципе схожести или контраста. Конечно, это не сравнение, а лишь подобие и некая ассоциация. Про скрытое сравнение в метафоре говорят, только чтобы облегчить понимание ее сути. Но ведь в сравнении обязательно присутствует два понятия, также в нем есть сравнительные союзы, а метафора примеры для создания образа лишь дает наброском: воображение человека должно показать объемную картину (и у каждого она может быть своя).

Простые метафоры

Простые метафоры бывают замкнутыми и незамкнутыми. В первом случае дается четкое указание на объект, который дополнит субъект восприятия какой-то образностью. Можно вспомнить есенинскую метафору о ситце неба. Небо – это как раз тот субъект, который дополняется объектом «ситец», а уж перед глазами у каждого свое ситцевое небо. Незамкнутая метафора подразумевает отсутствие субъекта, он и так понятен и, опять же, будет индивидуален. Если воспользоваться метафорой Максима Горького «золотистые свечи сосен», то все сразу поймут, что речь идет о сосновых стволах. А еще есть и «бывшие» метафоры — те, которые стали настолько общеупотребительными, даже бытовыми, что уже не способны вызвать какой-то волнующий образ. Это «стертая» метафора, примеры которой повсюду: кого сейчас удивишь бисерным почерком или игольным ушком?

Метафорический образ

Метафора может быть развернутой и составлять целое стихотворение или текст, в котором с помощью подобия создается цельный, индивидуальный образ восприятия жизни или событий. Как правило, это авторская метафора, примеры из литературы яркое тому подтверждение. Нет ни одного классика художественного слова, у которого бы не встретился этот замечательный троп. Метафорическими образами предстают у них и дорога, и жизнь, и время, и чувства. Именно эти субъекты в текстах не называются, но при восприятии создаются только их образы. Так, у Пушкина в «Телеге жизни» субъект «жизнь» упоминается только в заглавии, но потом на протяжении всего стихотворения предстает только образ жизни в понимании лирического героя.

Ожившая метафора

Метафора способна и на метаморфозы, то есть на употребление в первоначальном смысле. Такую ее особенность называют реализацией. Но, что самое удивительное, троп при этом не лишается своей образности, наоборот, метафора, примеры которой встречаются у Владимира Маяковского, обретает новый оттенок звучания, становится сатирической. В стихотворении «Прозаседавшиеся» удивительно реализуется общеупотребительная метафора, которую все говорят, когда накапливается много дел: «разрываюсь на части». Вот автор и описывает, что на одном заседании сидят половины людей, потому что им приходится разрываться от такого количества собраний, значит, другие половины в это время на другом совещании решают другие проблемы.

www.syl.ru

Метафора: понятие и примеры / Теория литературы

В отличие от сравнения в метафоре отсутствуют формальные признаки сближения предметов, все эти слова-связки: как, словно, будто и т. д. Сопоставляемые явления в ней неожиданно и дерзко сдвинуты друг с другом. Сравниваемые явления, обнаруживая сходство, все-таки разобщены в сравнении, между тем как в метафоре они взаимопроницаемы.

Как и другие элементарные формы словесного изображения, метафора в литературе не только явление поэтического стиля, но и общеязыковое достояние. Множество слов в языке образованы метафорически или метафорически применяются. В ходе развития языка прямой смысл слова нередко вытесняется переносным и оно начинает жить исключительно переносным своим значением. Но в этом случае и переносное значение уже не осознается, так как первоначальный, прямой смысл его уже потускнел или даже совсем утратился. Такое метафорическое происхождение обнаруживается у отдельных, самостоятельно употребляемых слов (чернила, трогательный, очарованье, грозный и т. д.). Но еще чаще оно встречается в словосочетании, где смысловое «подспорье» второго слова освобождает нас от необходимости знать его внутреннюю форму (крылья мельницы, горный хребет и т. п.).

О метафоре же как о явлении художественного стиля чаще всего имеет смысл говорить тогда, когда в слове или в словосочетании ощущается и прямое, и переносное значение. В полнозвучной по объему ассоциаций поэтической метафоре непременно совершается эта своеобразная «игра» смыслов, переходы значений то в прямой, то в переносный план. От этого метафорический образ широко раздвигает свои смысловые границы. В метафоре порою открывается не один, а несколько смыслов, потому-то метафорический стиль — показатель богатства и полноты поэтической фантазии. Метафора еще в большей степени, чем сравнение, демонстрирует родство отдаленного, причем это родство пребывает уже не на поверхности, а в глубине явлений реальности. Чем отдаленнее предметы, вступающие в метафорическую связь, тем дерзновенней и неотразимей неистощимость и сила поэтического воображения. Когда Толстой говорил о «лирической дерзости» Фета, он, конечно, и это имел в виду. Иногда эта метафорическая «отвага» выглядит произволом в глазах современников, им кажется, что такой метафоризм слишком вероломно покушается на традицию.

Стихотворение Фета «Какая грусть! Конец аллеи…» казалось мучительно непонятным даже Тургеневу, признанному в свое время авторитету во всем, что касалось поэтического вкуса. Садовые дорожки могут быть похожи на серебряных змей лишь в солнечный зимний день, когда они до блеска утоптаны, или ранней весной, когда они оплавлены солнцем. Но если в стихотворении Фета изображен завьюженный сад, если неистовство зимней бури здесь так велико, что даже «ворон против бури Крылами машет тяжело» (какая, кстати, неповторимая в своей зоркости деталь!), то мысль о поземке приходит совершенно естественно: скольжение ее снежных струй действительно напоминает скольжение «серебряных змей».

В фетовской метафоре поражает и неожиданное сопряжение «далековатых» (ломоносовское слово) предметов и точный ход ассоциаций за кажущейся прихотливостью образа. Вообще фетовская метафорическая дерзость, в которой даже Тургенев склонен был видеть проявление «бессмыслицы», менее всего результат ассоциативного произвола. Чаще всего она порождение уникальной наблюдательности (во всяком случае, в фетовской лирике природы), намного превышающей созерцательный опыт читателя. А кроме того, при всей неожиданности сцеплений, на которых вырастает фетовская метафора, она чаще всего подкреплена ассоциативным фоном стихотворений. В них порой одна за другой следуют метафоры единого смысловою ряда, в пределах которого становятся понятны даже резкие метафорические смещения смысла.

Источник: Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение: кн. для учит. Нижний Новгород: Нижегородский гуманит. центр, 1997

classlit.ru

Что такое метафора в литературе

Что же такое метафораЭто словоформа/ словосочетание, которое употребляется в неконкретном значении. По-другому можно сказать, что это скрытое сравнение.

Впервые этот термин в литературу ввел еще Аристотель. В своем труде «Поэтика», он говорил о ее особом значении и утверждал, что текст без метафор очень сух и неинтересен.

Чаще всего метафоры используются в художественных текстах. Они придают произведениям наибольшую поэтичность и эстетичность. У А.С. Пушкина все творчество пронизано метафорами: «фонтан любви», «пена вод». Все их, естественно, невозможно перечислить.

3 составляющие метафоры (элементы сравнения):

  • То, что сравнивается (т.е. предмет сравнения).
  • То, с чем сравнивается (т.е. образ).
  • По каким основаниям сравнивается (т.е. признак).

Функции метафор

Все они разнообразны, но рассмотрим основные из них.

  • Эмоционально-оценочная функция. Она применяется тогда, когда необходимо создать в тексте экспрессию. Это делается, чтобы произвести на читателя эмоциональное воздействие. К примеру: «Что ты смотришь на меня, как баран на новые ворота?»
  • Оценочная функция. Используется для создания у читателя некой ассоциации о явлении. К примеру: «человек-волк», «холодное сердце». Таким образом, метафора «человек-волк» ассоциируется с определенным негативом и злобой.
  • Номинативная функция. С помощью этой функции язык пополняется новыми фразеологическими и лексическими конструкциями. Например: «барабанит дождь», «переваривать информацию».
  • Познавательная функция. Тут и объяснять особо нечего. Эта функция помогает заметить главные свойства предмета.

Основные типы метафор

  • Развернутая метафора. Этот вид метафоры разворачивается по ходу большого фрагмента текста. Это может быть как большое высказывание, так и несколько предложений.
  • Стертая метафора. Общепринятый вид метафор, которые люди не замечают в ходе повседневного общения («ножка стола», «солнечный удар»…)
  • Резкая метафора. Это метафора, которая связывает понятия, в принципе не совместимые друг с другом (пример: «начинка высказывания»…)

Важно!

Не путайте метафору с метонимией.

Иногда даже говорят, что метонимия – это разновидность метафоры. Они довольно похожи друг на друга, так как в их основе лежит скрытое сравнение и переносное значение. Но: в основе метонимии лежит перенос свойств явлений или предметов по смежности («съесть несколько чашек супа», «читать Пушкина»).

А в основе метафоры – скрытое сравнение («небо на ладони», «железное сердце»). Не забывайте об этом.

Загрузка…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

voprosblog.ru

Что такое метафора в литературе? – Ответы на все вопросы

Метафорой в литературе называют перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой, основанный на их сходстве в каком-либо отношении. Метафора – это один из наиболее часто используемых художественных тропов в литературных произведениях. Основой метафоры служат сходства предметов или явлений  в самых разных чертах. Для образования метафоры необходимо отыскать точки соприкосновения двух предметов или явлений в чём-либо, например:

 

руки, как золото – золотые руки;

волосы, как серебро – серебряные волосы.

 

Метафору нередко рассматривают как скрытое сравнение, в котором выявляются как постоянные, так и временные случайные сходства предметов.

 

Однако метафоре в отличие от сравнения свойственно выражать устоявшиеся сходства предметов. К примеру, в основе метафорической связи возможных значений существительного нос находится сравнение предметов по их форме и расположению в пространстве. Так слово нос может употребляться как:

 

часть человеческого лица или морды животного;

клюв птицы;

выступающая часть у кувшина, чайника и других предметов быта;

передняя часть ступни, обуви или чулка;

передняя часть самолёта, корабля и т.д.

 

За счёт внешнего сходства получили одинаковые названия швейная и хирургическая игла, игла некоторых животных (ежа, дикобраза) и игла хвойных деревьев (сосны, ели, кедра).

 

К метафоре относятся и сопоставления человека с животным в ругательной и иных формах:

 

баран, осёл, лиса, свинья, волк, медведь, петух.

 

Благодаря общности признака становится возможным и следующего типа перенос признака лица на предмет:

 

деликатный человек – деликатный вопрос;

мудрый старик – мудрое решение;

любопытная соседка – любопытный вопрос.

 

Вместе со статьёй «Что такое метафора в литературе?» читают:

Что такое гипербола в литературе?

Что такое олицетворение в литературе?

Что такое эпитет в литературе?

Загрузка…

snipeclass.ru

Примеры метафор | Обучение гипнозу

Примеры метафор, направленных на вызов у собеседника неуверенности в себе

Ты как котенок на улице… Всем нравишься, но никому нахрен не нужен

Если глупость не укладывается в голове, она обязательно прорвется наружу

А ты не сторонник подвигов в мирное время

Да, красотою мир Вы не спасете

Бог тебя обидел и поступил правильно

Перья, прилипшие к твоей заднице еще не делают из тебя орла

Когда расходятся взгляды 2 человек – это может быть отличием мнений, но когда одного – это уже косоглазие

Миллионы лет эволюции нашей планеты для тебя прошли напрасно…

Ты человек слова. Но не дела

Сложно говорить с тем, кто не понимает языка, на котором думает

Как ни крутись, а попа сзади!

Тебя в детстве не роняли, а выстреливали из пушки

У тебя голова варит как самогонный аппарат

Бабайку тобой в детстве не пугали?

У нас правовое государство. Но твое право иметь свое мнение еще не обязывает меня выслушать этот бред

Как через метафору указать человеку на необходимость осторожнее высказывать свои мысли и меньше доверять определенным людям

Метафора — анекдот: – Милая, я хочу чтобы ты вышла за меня замуж. – Хорошо дорогой, я согласна! (тишина…) – Ты больше мне ничего не скажешь? – Похоже я и так уже  лишнего сболтнул.

Не мотай на ус то, что тебе вешают на уши

Наблюдай почаще за своим ртом. Через него входят болезни

Пример метафоры — возражения на аргумент «Это дорого»

Есть одна такая старая пословица: «Недолгое удовольствие от экономии на цене товара очень быстро меняется на разочарование от его низкого качества»

Знаете, когда по настоящему начинаешь задумываться о жизни – это когда ждешь вылета в открытый космос в скафандре, купленном на ярмарке конфиската (метафора используется для товаров, от качества которых зависит здоровье и жизнь человека)

Метафоры, направленные на подчеркивание исключительности девушки

Бриллиант не знает о своем блеске, только ювелир знает о нем

Прикосновения твоих рук отдаются в моей душе

Все наши маленькие безумства будят во мне вулкан страстей

Прочие примеры метафор

О нецелесообразности ввязываться в мелкие своры

Не тягайся со свиньей. Оба измажетесь, но свинье это нравится

О том, что знание (веру) необходимо воспринимать без фанатизма

Любое, даже самое великое учение по сути похоже на плот: с его помощью можно перебраться на другую сторону реки. Но отсюда не следует, что его нужно везде таскать за собой

Поддержка в трудную минуту

В свое время Уолт Дисней был с позором уволен из газеты за недостаточное количество идей, великий Менделеев имел 3 по химии, Эйнштейн не умел говорить до 4 лет, его учитель дал ему характеристику как умственно отсталого. Вспоминай об этом каждый раз, когда тебе вдруг покажется, что у тебя ничего не получается (эффективная метафора, не правда ли?)


avernus.ru