что это такое? Примеры из литературы
Метафора – это слово или сочетание слов, используемое для описания предмета в переносном смысле, основываясь на схожих признаках с другим предметом. Метафора служит для эмоционального приукрашивания разговорной речи. Зачастую она вытесняет первоначальный смысл слова. Метафора используется не только в разговорной речи, но и выполняет определенные функции в литературе. Она позволяет придать предмету, событию некий художественный образ. Это нужно не только для усиления определенного признака, но и для создания в воображении нового образа, при участии эмоций и логики.
Примеры метафор из литературы.
Предлагаем Вашему вниманию
примеры метафор:
«В лесу родилась елочка, в лесу она росла» — понятно, что елочка не может родиться, она может только вырасти из семени ели.
«Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Метафоры бывают резкими, такой вид связывает совершенно разные смысловые понятия, например «начинка фразы», понятно, что фраза не пирожок и у нее не может быть начинки. Так же метафоры бывают развернутыми – просматривается, а скорее прослушивается на протяжении всего высказывания, таким примером может служить отрывок из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:
«У ночи много звезд прелестных,
Красавиц много на Москве.
Но ярче всех подруг небесных
Луна в воздушной синеве.»
Наряду с развернутыми и резкими метафорами существуют стертая метафора и метафора-формула, схожие по своим признакам – придающие предмету фигуральный характер, например «ножка дивана».
Похожие статьи
infoogle.ru
Метафора. Примеры от простого к сложному :: SYL.ru
Один из самых сильных литературных тропов – это метафора. Примеры ее мы видим повсюду и даже сами говорим метафорами, часто не замечая этого. Только с ее помощью в одном маленьком стихотворении можно поместить целый роман, а в одном предложении – жизнь. Как песок сквозь пальцы, убегают годы… Все представляют, что это такое – теплый, золотистый, шелковый песок. Как он неудержимо бежит сквозь пальцы, как его струя становится то тоньше, то толще. Ощущений в связи с этим – масса. А если теперь представить что этот песок – годы, которые человек уже прожил, то чем старше он, тем ярче для него это сравнение. Колоссальную силу воздействия имеет метафора. Это примеры безграничных возможностей сплава мысли и языка.
Суть метафоры
Метафора основывается на принципе схожести или контраста. Конечно, это не сравнение, а лишь подобие и некая ассоциация. Про скрытое сравнение в метафоре говорят, только чтобы облегчить понимание ее сути. Но ведь в сравнении обязательно присутствует два понятия, также в нем есть сравнительные союзы, а метафора примеры для создания образа лишь дает наброском: воображение человека должно показать объемную картину (и у каждого она может быть своя).Простые метафоры
Простые метафоры бывают замкнутыми и незамкнутыми. В первом случае дается четкое указание на объект, который дополнит субъект восприятия какой-то образностью. Можно вспомнить есенинскую метафору о ситце неба. Небо – это как раз тот субъект, который дополняется объектом «ситец», а уж перед глазами у каждого свое ситцевое небо. Незамкнутая метафора подразумевает отсутствие субъекта, он и так понятен и, опять же, будет индивидуален. Если воспользоваться метафорой Максима Горького «золотистые свечи сосен», то все сразу поймут, что речь идет о сосновых стволах. А еще есть и «бывшие» метафоры — те, которые стали настолько общеупотребительными, даже бытовыми, что уже не способны вызвать какой-то волнующий образ. Это «стертая» метафора, примеры которой повсюду: кого сейчас удивишь бисерным почерком или игольным ушком?
Метафорический образ
Метафора может быть развернутой и составлять целое стихотворение или текст, в котором с помощью подобия создается цельный, индивидуальный образ восприятия жизни или событий. Как правило, это авторская метафора, примеры из литературы яркое тому подтверждение. Нет ни одного классика художественного слова, у которого бы не встретился этот замечательный троп. Метафорическими образами предстают у них и дорога, и жизнь, и время, и чувства. Именно эти субъекты в текстах не называются, но при восприятии создаются только их образы. Так, у Пушкина в «Телеге жизни» субъект «жизнь» упоминается только в заглавии, но потом на протяжении всего стихотворения предстает только образ жизни в понимании лирического героя.Ожившая метафора
Метафора способна и на метаморфозы, то есть на употребление в первоначальном смысле. Такую ее особенность называют реализацией. Но, что самое удивительное, троп при этом не лишается своей образности, наоборот, метафора, примеры которой встречаются у Владимира Маяковского, обретает новый оттенок звучания, становится сатирической. В стихотворении «Прозаседавшиеся» удивительно реализуется общеупотребительная метафора, которую все говорят, когда накапливается много дел: «разрываюсь на части». Вот автор и описывает, что на одном заседании сидят половины людей, потому что им приходится разрываться от такого количества собраний, значит, другие половины в это время на другом совещании решают другие проблемы.
www.syl.ru
Метафора: понятие и примеры / Теория литературы
В отличие от сравнения в метафоре отсутствуют формальные признаки сближения предметов, все эти слова-связки: как, словно, будто и т. д. Сопоставляемые явления в ней неожиданно и дерзко сдвинуты друг с другом. Сравниваемые явления, обнаруживая сходство, все-таки разобщены в сравнении, между тем как в метафоре они взаимопроницаемы.
Как и другие элементарные формы словесного изображения, метафора в литературе не только явление поэтического стиля, но и общеязыковое достояние. Множество слов в языке образованы метафорически или метафорически применяются. В ходе развития языка прямой смысл слова нередко вытесняется переносным и оно начинает жить исключительно переносным своим значением. Но в этом случае и переносное значение уже не осознается, так как первоначальный, прямой смысл его уже потускнел или даже совсем утратился. Такое метафорическое происхождение обнаруживается у отдельных, самостоятельно употребляемых слов (чернила, трогательный, очарованье, грозный и т. д.). Но еще чаще оно встречается в словосочетании, где смысловое «подспорье» второго слова освобождает нас от необходимости знать его внутреннюю форму (крылья мельницы, горный хребет и т. п.).
О метафоре же как о явлении художественного стиля чаще всего имеет смысл говорить тогда, когда в слове или в словосочетании ощущается и прямое, и переносное значение. В полнозвучной по объему ассоциаций поэтической метафоре непременно совершается эта своеобразная «игра» смыслов, переходы значений то в прямой, то в переносный план. От этого метафорический образ широко раздвигает свои смысловые границы. В метафоре порою открывается не один, а несколько смыслов, потому-то метафорический стиль — показатель богатства и полноты поэтической фантазии. Метафора еще в большей степени, чем сравнение, демонстрирует родство отдаленного, причем это родство пребывает уже не на поверхности, а в глубине явлений реальности. Чем отдаленнее предметы, вступающие в метафорическую связь, тем дерзновенней и неотразимей неистощимость и сила поэтического воображения. Когда Толстой говорил о «лирической дерзости» Фета, он, конечно, и это имел в виду. Иногда эта метафорическая «отвага» выглядит произволом в глазах современников, им кажется, что такой метафоризм слишком вероломно покушается на традицию.
Стихотворение Фета «Какая грусть! Конец аллеи…» казалось мучительно непонятным даже Тургеневу, признанному в свое время авторитету во всем, что касалось поэтического вкуса. Садовые дорожки могут быть похожи на серебряных змей лишь в солнечный зимний день, когда они до блеска утоптаны, или ранней весной, когда они оплавлены солнцем. Но если в стихотворении Фета изображен завьюженный сад, если неистовство зимней бури здесь так велико, что даже «ворон против бури Крылами машет тяжело» (какая, кстати, неповторимая в своей зоркости деталь!), то мысль о поземке приходит совершенно естественно: скольжение ее снежных струй действительно напоминает скольжение «серебряных змей».
В фетовской метафоре поражает и неожиданное сопряжение «далековатых» (ломоносовское слово) предметов и точный ход ассоциаций за кажущейся прихотливостью образа. Вообще фетовская метафорическая дерзость, в которой даже Тургенев склонен был видеть проявление «бессмыслицы», менее всего результат ассоциативного произвола. Чаще всего она порождение уникальной наблюдательности (во всяком случае, в фетовской лирике природы), намного превышающей созерцательный опыт читателя. А кроме того, при всей неожиданности сцеплений, на которых вырастает фетовская метафора, она чаще всего подкреплена ассоциативным фоном стихотворений. В них порой одна за другой следуют метафоры единого смысловою ряда, в пределах которого становятся понятны даже резкие метафорические смещения смысла.
Источник: Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение: кн. для учит. Нижний Новгород: Нижегородский гуманит. центр, 1997
classlit.ru
Что такое метафора в литературе
Что же такое метафора? Это словоформа/ словосочетание, которое употребляется в неконкретном значении. По-другому можно сказать, что это скрытое сравнение.
Впервые этот термин в литературу ввел еще Аристотель. В своем труде «Поэтика», он говорил о ее особом значении и утверждал, что текст без метафор очень сух и неинтересен.
Чаще всего метафоры используются в художественных текстах. Они придают произведениям наибольшую поэтичность и эстетичность. У А.С. Пушкина все творчество пронизано метафорами: «фонтан любви», «пена вод». Все их, естественно, невозможно перечислить.
3 составляющие метафоры (элементы сравнения):
- То, что сравнивается (т.е. предмет сравнения).
- То, с чем сравнивается (т.е. образ).
- По каким основаниям сравнивается (т.е. признак).
Функции метафор
Все они разнообразны, но рассмотрим основные из них.
- Эмоционально-оценочная функция. Она применяется тогда, когда необходимо создать в тексте экспрессию. Это делается, чтобы произвести на читателя эмоциональное воздействие. К примеру: «Что ты смотришь на меня, как баран на новые ворота?»
- Оценочная функция. Используется для создания у читателя некой ассоциации о явлении. К примеру: «человек-волк», «холодное сердце». Таким образом, метафора «человек-волк» ассоциируется с определенным негативом и злобой.
- Номинативная функция. С помощью этой функции язык пополняется новыми фразеологическими и лексическими конструкциями. Например: «барабанит дождь», «переваривать информацию».
- Познавательная функция. Тут и объяснять особо нечего. Эта функция помогает заметить главные свойства предмета.
Основные типы метафор
- Развернутая метафора. Этот вид метафоры разворачивается по ходу большого фрагмента текста. Это может быть как большое высказывание, так и несколько предложений.
- Стертая метафора. Общепринятый вид метафор, которые люди не замечают в ходе повседневного общения («ножка стола», «солнечный удар»…)
- Резкая метафора. Это метафора, которая связывает понятия, в принципе не совместимые друг с другом (пример: «начинка высказывания»…)
Важно!
Не путайте метафору с метонимией.
Иногда даже говорят, что метонимия – это разновидность метафоры. Они довольно похожи друг на друга, так как в их основе лежит скрытое сравнение и переносное значение. Но: в основе метонимии лежит перенос свойств явлений или предметов по смежности («съесть несколько чашек супа», «читать Пушкина»).
А в основе метафоры – скрытое сравнение («небо на ладони», «железное сердце»). Не забывайте об этом.
Загрузка…Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
voprosblog.ru
Что такое метафора в литературе? – Ответы на все вопросы
Метафорой в литературе называют перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой, основанный на их сходстве в каком-либо отношении. Метафора – это один из наиболее часто используемых художественных тропов в литературных произведениях. Основой метафоры служат сходства предметов или явлений в самых разных чертах. Для образования метафоры необходимо отыскать точки соприкосновения двух предметов или явлений в чём-либо, например:
руки, как золото – золотые руки;
волосы, как серебро – серебряные волосы.
Метафору нередко рассматривают как скрытое сравнение, в котором выявляются как постоянные, так и временные случайные сходства предметов.
Однако метафоре в отличие от сравнения свойственно выражать устоявшиеся сходства предметов. К примеру, в основе метафорической связи возможных значений существительного нос находится сравнение предметов по их форме и расположению в пространстве. Так слово
часть человеческого лица или морды животного;
клюв птицы;
выступающая часть у кувшина, чайника и других предметов быта;
передняя часть ступни, обуви или чулка;
передняя часть самолёта, корабля и т.д.
За счёт внешнего сходства получили одинаковые названия швейная и хирургическая игла, игла некоторых животных (ежа, дикобраза) и игла хвойных деревьев (сосны, ели, кедра).
К метафоре относятся и сопоставления человека с животным в ругательной и иных формах:
баран, осёл, лиса, свинья, волк, медведь, петух.
Благодаря общности признака становится возможным и следующего типа перенос признака лица на предмет:
деликатный человек – деликатный вопрос;
мудрый старик – мудрое решение;
любопытная соседка – любопытный вопрос.
Вместе со статьёй «Что такое метафора в литературе?» читают:
Что такое гипербола в литературе?
Что такое олицетворение в литературе?
Что такое эпитет в литературе?
Загрузка…Примеры метафор | Обучение гипнозу
Примеры метафор, направленных на вызов у собеседника неуверенности в себе
Ты как котенок на улице… Всем нравишься, но никому нахрен не нужен
Если глупость не укладывается в голове, она обязательно прорвется наружу
А ты не сторонник подвигов в мирное время
Да, красотою мир Вы не спасете
Бог тебя обидел и поступил правильно
Перья, прилипшие к твоей заднице еще не делают из тебя орла
Когда расходятся взгляды 2 человек – это может быть отличием мнений, но когда одного – это уже косоглазие
Миллионы лет эволюции нашей планеты для тебя прошли напрасно…
Ты человек слова. Но не дела
Сложно говорить с тем, кто не понимает языка, на котором думает
Как ни крутись, а попа сзади!
Тебя в детстве не роняли, а выстреливали из пушки
У тебя голова варит как самогонный аппарат
Бабайку тобой в детстве не пугали?
У нас правовое государство. Но твое право иметь свое мнение еще не обязывает меня выслушать этот бред
Как через метафору указать человеку на необходимость осторожнее высказывать свои мысли и меньше доверять определенным людям
Метафора — анекдот: – Милая, я хочу чтобы ты вышла за меня замуж. – Хорошо дорогой, я согласна! (тишина…) – Ты больше мне ничего не скажешь? – Похоже я и так уже лишнего сболтнул.
Не мотай на ус то, что тебе вешают на уши
Наблюдай почаще за своим ртом. Через него входят болезни
Пример метафоры — возражения на аргумент «Это дорого»
Есть одна такая старая пословица: «Недолгое удовольствие от экономии на цене товара очень быстро меняется на разочарование от его низкого качества»
Знаете, когда по настоящему начинаешь задумываться о жизни – это когда ждешь вылета в открытый космос в скафандре, купленном на ярмарке конфиската (метафора используется для товаров, от качества которых зависит здоровье и жизнь человека)
Метафоры, направленные на подчеркивание исключительности девушки
Бриллиант не знает о своем блеске, только ювелир знает о нем
Прикосновения твоих рук отдаются в моей душе
Все наши маленькие безумства будят во мне вулкан страстей
Прочие примеры метафор
О нецелесообразности ввязываться в мелкие своры
Не тягайся со свиньей. Оба измажетесь, но свинье это нравится
О том, что знание (веру) необходимо воспринимать без фанатизма
Любое, даже самое великое учение по сути похоже на плот: с его помощью можно перебраться на другую сторону реки. Но отсюда не следует, что его нужно везде таскать за собой
Поддержка в трудную минуту
В свое время Уолт Дисней был с позором уволен из газеты за недостаточное количество идей, великий Менделеев имел 3 по химии, Эйнштейн не умел говорить до 4 лет, его учитель дал ему характеристику как умственно отсталого. Вспоминай об этом каждый раз, когда тебе вдруг покажется, что у тебя ничего не получается (эффективная метафора, не правда ли?)
avernus.ru