Урок русского языка по теме «Метафора» (6 класс)

МОУ «АЗОВСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ»

ДЖАНКОЙСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКА КРЫМ

Урок русского языка

в 6-В классе

«Метафора»

Учитель: Григоренко Олеся Николаевна

Октябрь 2016 г.

Урок в 6-В классе 13.10.2016 г.

Урок № 34.

Тема: Метафора.

Цель: Обучающая: Продолжить знакомство с метафорой как средством выразительности, учить применять метафору в устной и письменной речи.

Развивающая: Развивать речь, внимание, умение находить метафору в тексте, творческие способности учащихся.

Воспитательная: Воспитывать любовь к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: Актуализация знаний о прямом и переносном значении слов, об особенности метафоры как изобразительного средства языка.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

осуществлять поиск необходимой информации.

Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения.

Личностные УУД:

Способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе.

Оборудование: учебник, дидактический материал, раздаточный материал (карточки), иллюстрации с изображением осени, презентация, музыкальное сопровождение, высказывания, эпиграф.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

Эпиграф:

Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…

А. С. Пушкин

І. Организационный момент.

(Проверка готовности к уроку, положительная установка на урок.)

ДОБРЫЙ ДЕНЬ, ДОБРЫЙ ЧАС!

КАК Я РАДА ВИДЕТЬ ВАС!

ДРУГ НА ДРУГА ПОСМОТРЕЛИ

И ТИХОНЕЧКО ВСЕ СЕЛИ.

ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.

Орфографическая пятиминутка.

Ранняя осень, пришёл октябрь, над туманной землёй, багряный закат, золото листвы, шорох листьев, костёр рябины, осенняя аллея, разукрасить сад.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Слово учителя.

— Ребята, осень – очень красивое время года. Вы согласны со мной? Многие поэты, художники восхищались этим временем года, а у великого русского поэта А. С. Пушкина осень была любимым временем года.

Обратите, пожалуйста, внимание на слова, записанные в орфографической пятиминутке и отыщете там словосочетания и выражения, употреблённые в переносном смысле. Как они называются?

ІV. Объявление темы и цели урока.

(Учащиеся самостоятельно определяют тему урока.)

V. Работа по теме урока.

1. Чтение стихотворения.

— Давайте прочитаем стихотворение и попытаемся представить картину, нарисованную автором.

В тёмный лес, дремучий,

Заглянула осень.

Сколько свежих шишек

У зелёных сосен.

Сколько алых ягод

У лесной рябинки?

Выросли волнушки

Прямо на тропинке.

И среди бруснички

На зелёной кочке

Вырос гриб-грибочек

В аленьком платочке.

Разыгрался ветер

На лесной полянке,

Закружил осинку

В красном сарафане.

И листок берёзы

Золотистой пчёлкой

Вьётся и летает

Над колючей ёлкой.

2. Беседа по стихотворению.

— Какую картину вы представили?

— А какие строки из стихотворения вам помогли представить эту картину? Подчеркните эти выражения. (Гриб-грибочек в аленьком платочке, осинка в красном сарафане, листок, как золотая пчёлка, ветер закружил.)

— А в прямом или переносном значении автор употребил эти слова?

— Ребята, нас окружает мир явлений, звуков, красок, очертаний. Всему мы придумываем имена, названия. Но человек постоянно стремится что-то с чем-то сравнить, уловить сходство предметов и явлений. И это позволяет ему познавать мир.

— Давайте вспомним, какие слова мы используем для сравнения? (Будто, словно, как, наподобие, похоже).

— Эти слова мы называем сравнительными.

— Давайте подберём сравнения к словам:

Листья берёзы —

Кленовые листья —

3. Работа над новым понятием.

— Сейчас мы посмотрим иллюстрации, на которых изображены красоты нашей родной природы. Хотелось бы услышать, какое впечатление они на вас произвели.

2. Обсуждение после просмотра.

— Подберите сравнения к тому, что вы видите. (Река как зеркало, свет как паутина, листва как сарафан и т. д.)

— А можно сравнивать без союзов? (Зеркало реки, паутина света и т.д.)

— А в прямом или переносном значении употребляются эти сравнения? (В переносном).

— Итак, данные выражения являются метафорой. Давайте при помощи учебника дадим определение этому термину.

Метафора — выражение в переносном значении. Когда одно понятие уподобляется другому. Сравнивается, но без сравнительных союзов.

Метафора – скрытое сравнение.

Ещё в древности Аристотель говорил: «Метафора – это приложение к одной вещи имени, принадлежащего другой».

3. Беседа с классом.

— Сегодня на уроке мы с вами работаем с метафорой. А вопрос у меня следующий: какую роль метафоры играют в нашей речи? (Делают речь красивее, образнее, «рисуют», помогают представить образы.)

4. Работа у доски.

— Запишите предложения, найдите в них и подчеркните метафоры.

1) Слышалась мелодия дождя. 2) Осень роняет золото листьев. 3) Листья золотыми слезами падают на землю. 4) Дождь проплясал.

5. Творческое задание.

(Самостоятельная работа под звук дождя.)

— Напишите несколько предложений об осенней погоде, употребляя метафоры.

6. Проверка написанного.

— Трудно? Но интересно. Создать хорошую метафору очень трудно, ещё Аристотель говорил, что метафора — это отличительный признак гения. Значит, сегодня мы прикоснулись с вами к гениальному.

— А сейчас послушайте, каким увидели дождь художники слова.

1.Сыплет дождик большие горошины (Н. Заболоцкий)

2. Робкий дождик лапками сырыми пробует опавшие листы. (В. Луговской)

VІ. Подведение итогов урока. Выставление оценок за урок.

Беседа.

— Какую роль в нашей речи играют метафоры и олицетворения?

— Ребята, а где живёт метафора? Где мы её можем встретить?

VІІ. Рефлексия.

— Довольны вы своей работой на уроке?

— Какая работа вам понравилась больше всего на уроке?

— При помощи смайликов выразите своё настроение после нашого урока.

VІІІ. Домашнее задание.

Повторить п. 14, написать мини-сочинение (4-6 предложений) на тему «Золотая осень», употребляя метафору.

Вот и подошёл наш урок к концу. Спасибо за работу! До скорых встреч!

Чтение стихотворения.

— Давайте прочитаем стихотворение и попытаемся представить картину, нарисованную автором.

В тёмный лес, дремучий,

Заглянула осень.

Сколько свежих шишек

У зелёных сосен.

Сколько алых ягод

У лесной рябинки?

Выросли волнушки

Прямо на тропинке.

И среди бруснички

На зелёной кочке

Вырос гриб-грибочек

В аленьком платочке.

Разыгрался ветер

На лесной полянке,

Закружил осинку

В красном сарафане.

И листок берёзы

Золотистой пчёлкой

Вьётся и летает

Над колючей ёлкой.

Чтение стихотворения.

— Давайте прочитаем стихотворение и попытаемся представить картину, нарисованную автором.

В тёмный лес, дремучий,

Заглянула осень.

Сколько свежих шишек

У зелёных сосен.

Сколько алых ягод

У лесной рябинки?

Выросли волнушки

Прямо на тропинке.

И среди бруснички

На зелёной кочке

Вырос гриб-грибочек

В аленьком платочке.

Разыгрался ветер

На лесной полянке,

Закружил осинку

В красном сарафане.

И листок берёзы

Золотистой пчёлкой

Вьётся и летает

Над колючей ёлкой.

infourok.ru

Конспект по русскому языку на тему: «Метафора» (6 класс)

ТЕМА: «МЕТАФОРА»

Класс: 6А

Цели:

Обучающая: Продолжить знакомство с метафорой как средством выразительности, учить применять метафору в устной и письменной речи.

Развивающая: Развивать речь, внимание, умение находить метафору в тексте, творческие способности учащихся.

Воспитательная: Воспитывать любовь к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: Актуализация знаний о прямом и переносном значении слов, об особенности метафоры как изобразительного средства языка.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации.

Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения.

Личностные УУД:

Способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе.

Оборудование: учебник Л.М. Рыбченковой, словари, презентация (см. приложение на диске), компьютер, проектор

Тип урока: усвоение новых знаний

Ход урока

Орг. момент. Мотивация.

Я держу в руках засохший цветок. Тонкие остроконечные листья, желтые лепестки, словно крылья бабочки, венчают хрупкий стебель. Цветок утратил аромат, и только наша фантазия возвращает нас в лето. В лесу ли, на лугу ли рос этот цветок? Прохладный ли ветер овевал это маленькое солнышко в зелёной траве?? Мы не знаем. Чья-то рука сорвала этот цветок и положила в книгу. Для чего он годен теперь? Только для гербария или как закладку для книги. А равнодушные руки выбросят, как ненужный мусор. Но, возможно, вот такой цветок оказался однажды в руках А. С. Пушкина. Он нашел его в забытой книге. Цветок попал в руки поэту, и… родились стихи.

— Почему этот засохший цветок так интересен поэту? (Он напоминает о людях).

— Почему так много эпитетов к слову цветок и глаголов в прошедшем времени? (Пушкин «сочинил» судьбу цветка.)

— Судьба цветка здесь — это чья судьба на самом деле?

— Можно ли сказать, что судьба здесь сравнивается с цветком?

Определение темы и целей урока

Теперь давайте попробуем определить тему урока.

— Как вы думаете, почему я обратилась к стихотворению? С чем будет связана тема? (с литературой)

— Что отличает поэтические тексты от обычных, например, научных? (особая выразительность языка)

— Как достигается эта выразительность? С помощью каких средств? На зовите синоним к слову?

— Кто-нибудь догадался о чём будет идти речь на уроке?

— О каком именно лексическом выразительном средстве? С чем сравнивается цветок?

Откроем тетради. Число. Классная работа. Тема.

А теперь попробуем определить цели урока.

С метафорой вы уже немного знакомы. На уроках литературы мы обращались к ней.

(Учитель уточняет и корректирует ответы учеников. Обобщает)

Работа над темой

Ребята, нас окружает мир явлений, звуков, красок. Всему мы придумываем имена, названия. Но человек постоянно стремится что-то с чем-то сравнить, уловить сходство предметов и явлений. И это позволяет ему познавать мир.

— Давайте вспомним, какие слова мы используем для сравнения? (Будто, словно, как, наподобие, похоже).

Заметить что-либо необычное в предмете, найти яркое сравнение -совсем не просто. Что для этого необходимо?

Сейчас мы посмотрим иллюстрации (слайд). Хотелось бы услышать, какое впечатление они на вас произвели.

Подберите сравнения к тому, что вы видите. 

— Какое лексическое выразительное средство вы называете сейчас?

— Можно сравнивать без союзов? (Зеркало реки, паутина света и т.д.)

— В прямом или переносном значении употребляются эти сравнения? (В переносном).

— Кто-нибудь уже догадался, что такое метафора?

А теперь давайте обратимся к учебнику. И найдем там определение метафоры.

Но учебник не единственный источник информации.

— К чему следует обратиться, если необходимо найти значение слова?

Работа со словарями (Толковый словарь Ожегова, Словарь иностранных слов, Литературоведческий словарь)

Затем все определения проецируются на экран

— Что общего? Какое ключевое слово? Какое определение вам ближе, понятнее?

— Ребята, какую роль играет метафора в речи? Зачем мы обращаемся к этой теме?

Закрепление

Работа с учебником (Рыбченкова)

 Упр 99 (устно, подбираем синонимы)

Физкультминутка

Метафора лежит в основе загадок. Давайте немножко отдохнем и поотгадываем их.

Стоят в поле сестрички –

Жёлтый глазок,

Белые реснички.

Ромашки

Где березняк рябой и редкий,

Где тает дымка лозняка,

Он, в серой курточке, на ветке

Сидит и держит червячка.

Воробей

Одеяло белое

Не руками сделано,

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось.

Снег

Анализ стихотворения (слайд)

(Найти лексические выразительные средства, вставить пропущенные буквы)

Возможные варианты ответов: сыпал лес свои вершины, обнажил чело сад, чело сада, дохнул сентябрь, дыханье ночи обожгло, царица роза, благоуханна и пышна, гаснущий день, злоба дня, жестокие испытания

Осенняя роза

Осыпал лес св…и в…ршины,
Са… обнажил свое чело,
Дохнул с…нтябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении м…р…за
Между п…гибшими одна,
Лишь ты одна, царица роза,
Благоуханна и пышна.

Назло ж…стоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня.

Придумаем свои метафоры (слайд)

Трудно? Но интересно. Создать хорошую метафору очень трудно, ещё Аристотель говорил, что метафора — это отличительный признак гения. Значит, сегодня мы прикоснулись с вами к гениальному.

Посмотрите, каким увидели дождь художники слова (слайд)

1.Сыплет дождик большие горошины (Н. Заболоцкий)

2. Робкий дождик лапками сырыми пробует опавшие листы. (В. Луговской)

Синтаксический разор предложений

На экзамене в 9 классе будут проверять знание лексических выразительных средств.

Задания экзамена (слайд)

Ребята, а сейчас мы представим себя в роли писателей. Наверняка вы заметили, что тема урока у нас осенняя. Попробуем написать сочинение- миниатюру об Осени, используя лексические выразительные средства. Чтобы пришло вдохновение, предлагаю посмотреть видеоролик

Сочинение-миниатюра «Осень». Чтение работ.

Рефлексия. Выставление оценок

Достигли ли мы целей, которые ставили на уроке?

Где мы сможем использовать знания, полученные на уроке?

Опишите ваше настроение, эмоции, используя метафору?

Какую метафору вы бы придумали для метафоры?

Кому бы вы поставили сегодня оценку?

Домашнее задание

Упр. 104 (для всех)

Видеоролик «Метафора» (по желанию)

 

infourok.ru

Урок русского языка на тему «Метафора» (6 класс). По учебнику Л. М. Рыбченковой, О.М Александровой, А.Г. Нарушевича

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

Предмет: русский язык
Класс: 6-ой
Авторы УМК: Л. М. Рыбченкова, О.М Александрова, А.Г. Нарушевич
Тема урока: Метафора

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цели как деятельность ученика:

– пользоваться толковыми словарями, добывать информацию из разных источников (учебника, словарей), соотносить и осмысливать её.

– договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;

– обосновывать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

Предметные:

– знакомятся с метафорой как со средством выразительности;

– уясняют, на основе чего, как сходства могут появляться метафоры;

– развивают творческие способности, устную и письменную речь.

Метапредметные:

Познавательные УУД – самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; анализируют языковые единицы, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений.

Регулятивные – формируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; составляют план и последовательность действий: контролируют, сличая способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные – учитывают позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, участвуют в коллективном обсуждении проблем, умеют работать в парах и в группе, умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и незнания.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания

ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

1. Оргмомент. Мотивация

Формулировка цели и постановка проблемного вопроса урока

– Здравствуйте, ребята! (слайд 2)

Солнце встало из-за тучки –

Протянуло к тебе ручки,

Обняло, поцеловало

И удачи пожелало!

И я тоже желаю вам удачи на сегодняшнем уроке.

– Ребята! А не заметили ли вы чего-нибудь необычного в стихотворении, когда я говорила о солнце? Что оно сделало?

– …

– «Солнце встало». Что означает это выражение?

(слайд 3)

– …

– Соотнесите с действиями человека, встающего с постели. Какое значение у выражения «солнце встало»?

– Человек встаёт на ноги, а у солнца нет ног…

– А если погода ненастная? Как об этом говорят?

– …

– «Идёт дождь». (слайд 4)

– Как это «идёт»? Может быть, у дождя есть ноги?!

– …

– Дело, конечно, не в ногах, которых нет ни у солнца, ни у дождя, а в том, что языке есть особое явление, когда мы говорим о чём-то не в прямом, а в переносном значении. Оно называется метафорой. Знаете ли вы, что это такое?

Формулировка темы урока,

цели урока

– Чего мы пока не знаем? Что хотели бы узнать? Чему хотите научиться?!

– …

Личностные результаты:

1.Интерес к изучению русского языка, к красоте художественного слова.

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

Регулятивные УУД:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Определять цель урока и его последующее содержание.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

2. Пробное действие.

– Давайте проверим, можем ли мы различать прямое и переносное значение у слов и выражений (словосочетания из упражнения 97, распечатанные на карточках) (слайд 5).

Работа в парах: учащиеся определяют, в каком случае выделенные слова использованы в прямом, а в каком — в переносном значении. Что обозначают выделенные слова в переносном значении? Записать сформулированные толкования переносного значения слов. (слайд 6)

Туча комаров множество (слайд 7)

Лиса (о человеке) хитрый

Мягкая зима тёплая

Глухая ночь глубокая, тихая, безмолвная

Острый ум проницательный

Глубокие знания прочные

Температура прыгает резко изменяется

Время течёт уходит, протекает

Самопроверка по эталону (на слайде 7, 8)

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, устанавливать закономерности.

Регулятивные УУД:

  1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

3. Открытие нового знания.

Формулировка определения метафоры, сравнение формулировки с тем, что дано в учебнике (стр. 54-55) и на слайде 9

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, устанавливать закономерности.

Регулятивные УУД:

  1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ЭТАП 3. Практикум (работа в группах): используя материалы упражнения 98, учащиеся каждой группы (их 5) подбирают словосочетания в зависимости от того, какой признак положен в основу переносного значения слова, и записывают их в одну из колонок таблицы. При необходимости пользуются толковыми словарями.

ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция (каждая группа докладывает полученные результаты, объясняя логику помещения слов в группу).

Смотрят демонстрируемые фотографии и рисунки (слайды 11-17). Сверяют полученные результаты с таблицей на слайде 10.

4. Развитие учебно-языковых и речевых умений

Сходство предметов или явлений

По форме

По цвету

По положению

По функциям

По внутренним свойствам, ощущениям, восприятию предметов

и явлений,

их оценке

Головка лука

Серебряный иней

Подошва горы

Часы идут

Чёрствый человек

Шляпка гвоздя

Золотой закат

Шляпка гвоздя

Дворник на автомобильном стекле

Острая боль

Хвост поезда

Хвост поезда

Мягкий климат

Игольное ушко

Золотое время

Горный хребет

Познавательные УУД:

  1. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

РегулятивныеУУД:

  1. Искать пути решения проблемы.

  1. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

2. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

– Как вы думаете, где чаще всего и для чего используются метафоры?

Коммуникатив-ные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Работа с художественным текстом

(слайды 20, 21-22)

* * *
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Кленёночек маленький матке
Зелёное вымя сосёт. (С. Есенин)

– Метафора часто лежит в основе такого произведения устного народного творчества, как загадка.

Чтение загадок, отгадывание и нахождение метафор (слайд 23).

Отгадайте загадки (задание по рядам):

  • Стоят в поле сестрички –

  • Жёлтый глазок,

  • Белые реснички.

Ромашки

  • Где березняк рябой и редкий,

  • Где тает дымка лозняка,

  • Он, в серой курточке, на ветке

  • Сидит и держит червячка.

Воробей

  • Одеяло белое

  • Не руками сделано,

  • Не ткалось и не кроилось,

  • С неба на землю свалилось.

Снег

ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание

5. Итог урока

Рефлексия

Коммуникатив-ные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

– Кто помнит, какая картинка была на слайде, когда вам было дано задание в парах. Что было изображено?

– Репродукция картины Сальвадора Дали «Утекающее время» (слайд 25). В чём её смысл?! Какова связь с темой нашего урока?

– Надеюсь, что время на уроке прошло с пользой для вас, не утекло зря!? Закончите одну из фраз на слайде 26:

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я понял, что…

Я научился…

Я смог…

Было интересно узнать, что…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Оцените своё настроение при помощи картинки на этом же слайде (слайд 26):

— Мне всё удалось!

— Мне не всё удалось…

— У меня ничего не получилось.

6. Домашнее задание

Выберите одно из заданий:

  • Попробуйте привести примеры слов в переносном значении, подобные тем, что были в рубрике «Это интересно» (стр. 55 в учебнике, внизу).

  • Подберите и запишите небольшие тексты с метафорами.

  • Сочините загадку на основе метафоры или найдите такие загадки.

Межпредметные связи: работа с картиной Сальвадора Дали «Утекающее время», с художественными текстами: стихотворениями С. А. Есенина, С. Я. Маршака и народными загадками.

Приложение 1 (материалы упр. 97)

Работа в парах: учащиеся определяют, в каком случае выделенные слова использованы в прямом, а в каком — в переносном значении. Что обозначают выделенные слова в переносном значении? Записать сформулированные толкования переносного значения слов:

Грозовая тучатуча комаров, лиса (животное) лиса (о человеке), мягкое кресло – мягкая зима, глухой человек – глухая ночь, острый нож – острый ум, глубокие ямы – глубокие знания, река течёт – время течёт, заяц прыгает – температура прыгает.

Приложение 2 (материалы упр. 98):

прочитав метафоричные выражения,

определите, какие из них относятся к вашей группе,

аргументируя свой выбор.

Часы идут, головка лука, игольное ушко, горный хребет, дворник на автомобильном стекле, подошва горы, бездна горя, шляпка гвоздя, хвост поезда, чёрствый человек, чёрная зависть, мягкий климат, острая боль, серебряный иней, золотое время, золотой закат.

Приложение 3: «Это интересно»:

Человеку свойственно описывать мир в сравнении с собой. Поэтому в языке часто встречаются метафоры, основанные на сравнении предметов и явлений с частями тела, свойствами, чертами характера человека:

головка сыра, горлышко бутылки, ножка стула, нос корабля, спинка дивана, сердце страны, дверной глазок, злой ветер, добрый урожай, хмурый день, небо нахмурилось, ветер поёт, природа улыбается и т. д.

infourok.ru

Урок литературы в 5-6 классе. Метафора

Понятие о метафоре

Урок литературы в 5 классе

Слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство.

Аристотель

Цель урока: сформировать понятие о метафоре, обогатить речь учащихся находками художников слова, развивать стремление к художественному чтению.

I. Актуализация знаний.

— Мы называем гиперболу, эпитет, сравнение средствами художественной выразительности. Так что же они выражают?

(Отношение автора к изображаемому, отличительные признаки предмета, явления; настроение героя.)

— Какие сравнения вы выписали из «Сказки о золотом петушке» А.С.Пушкина и какую роль они играют в тексте?

II. Формирование понятия о метафоре. Осмысление опорного конспекта.

1. В стихотворении Ф.Тютчева «Чародейкою зимою» есть удивительный образ, который помогает нам увидеть картину безмолвия, тишины, зимнего величия уснувшего леса (слайд №3 – Сравнение) – «цепью пуховой». Поэт использует инверсию, чтобы выделить переносный смысл удивляющего нас эпитета «пуховой». Снежные узоры, как цепь, но нет союза как, и поэтому у этого тропа есть своё название – МЕТАФОРА.

2. Метафора – это основной приём формирования загадки, основанный на уподоблении. Метафорой называют перенос наименования с одного предмета или явления на другой на основании какого-либо сходства между ними. В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создаёт компактность и образность употребления слов. Поэтому образование метафоры-загадки можно представить через сравнение: поле как в серёжках – поле в серёжках: «Всё поле в серёжках стоит» (овёс). Небо как шатёр – небо = шатёр, шатёр неба, небесный шатёр: «Голубой шатёр весь мир покрыл» (небо).

3. Попробуем определить, по какому признаку соотнесены загаданный предмет и его именование, образ в загадках.

«Чёрный конь скачет в огонь». Чёрный конь – кочерга (по цвету и действию).

«Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка». Хлеба краюшка – месяц (по форме).

«Прилетел капитан – всех людей напитал». Капитан – половник (по функции).

«Сани бегут, а оглобли стоят». Река и берега (по соотношению в движении).

«Два братца глядятся, ввек не сойдутся». Пол и потолок (или берег и река) – по соотношению друг с другом.

Метафора смелее, чем сравнение, отодвигает один из сопоставляемых предметов и наделяет другой новыми качествами.

Вот маленькая зарисовка С.Есенина, она похожа на загадку:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Кленёночек маленький матке

Зелёное вымя сосёт.

Природа и все, что в ней совершается, представлены здесь через знакомые крестьянину действия: полив огорода, кормление телёнка.

Таким образом, в основу метафоризации может быть положено сходство самых разных признаков:

— по форме: луковка церквей, лента дороги;

— по расположению: голова и хвост поезда, цепь озёр, подошва горы;

— по цвету: золото волос, шоколадный загар;

— по размеру, количеству: море слёз, выпить каплю горя, гора книг;

— по характеру звучания: дождь барабанит, визг пилы, стоны сосен, вой ветра;

— по степени ценности: жемчужина поэзии, золотой работник, соль статьи;

— по производимому впечатлению: тёплый приём, ледяной взгляд, кислая мина, сладкие речи;

— по характеру действия: «лениво дышит полдень».

Метафора создаёт образ, который передаётся читателю или слушателю. Метафора помогает увидеть предмет по-новому, передать отношение автора к явлению. «В саду горит костёр рябины красной…» (С.Есенин) – красный цвет гроздьев рябины поэт сравнил с пламенем. Сравнение в этом случае выглядело бы так: гроздья рябины краснеют, как пламя, и осеннее дерево, словно костёр.

Часто в стихах мы встречаем такие выражения, как «железный стих», «туманная юность», «шёлковые ресницы», «утро седое». В этих случаях метафоричны определения. Они выполняют функцию эпитета и метафоры, потому и называются метафорическими эпитетами. Это образование переносного значения слова, в основе которого лежит сходство. По существу, метафора – это свёрнутое сравнение, которое всегда можно «развернуть» в настоящий сравнительный оборот. Метафора бывает как одиночной, так и развёрнутой, сложной. Это цельный художественный образ.

В метафоре всегда проявляется совмещение и взаимодействие различных обозначаемых предметов, поэтому она многопланова. Большой мастер поэтической метафоры – И.С.Тургенев. Понаблюдаем за текстами-отрывками из «Бежина луга»:

«Я… увидел далеко под собою огромную равнину. Широкая река огибала её уходящим от меня полукругом; стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обозначали её теченье… Ещё нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке… Не успел я отойти двух вёрст, как уже полились кругом меня…сперва алые, потом красные золотые потоки молодого, горячего света…».

В метафоре нельзя отделить определение от определяемого слова: исчезает смысл.

Выразительная сила метафоры:

  • подчёркивает самый существенный признак;

  • создаёт индивидуальный образ;

  • производит эмоциональный эффект;

  • требует духовного усилия, воображения, работы ума.

III. Работа с текстами на выявление метафоры и определения её выразительной силы.

1.

Идёт-гудёт Зелёный Шум,

Зелёный Шум, весенний шум!

Как молоком облитые,

Стоят сады вишнёвые,

Тихохонько шумят;

Пригреты тёплым солнышком,

Шумят повеселелые

Сосновые леса.

А рядом новой зеленью

Лепечут песню новую

И липа бледнолистая,

И белая берёзонька

С зелёною косой!

Шумит тростинка малая,

Шумит высокий клён…

Шумят они по-новому,

По-новому, весеннему…

  • Выразительно прочитайте стихотворение Н.А.Некрасова «Идёт-гудёт Зелёный шум». Каким настроением оно проникнуто? Нарисуйте мысленно картину, которая изображена автором. Проанализируйте образную систему стихотворения, т.е. охарактеризуйте использованные в нём известные вам тропы.

  • У вас есть возможность сравнить настроение, переданное в стихотворении, и настроение, отражённое на картине А.А.Рылова. Поделитесь собственными наблюдениями.

Итак, «метафора не украшение, не побрякушка, она мощнейшее средство, позволяющее поэту выразить свою жизненную философию», — писал известный стиховед Е.Эткинд.

2. Читаем стихотворение М.Цветаевой:

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

— Как передать смену чувств в этом стихотворении?

— Как вы понимаете скрытое содержание последней строфы?

— Найдите метафоры. Что в них «заколдовано», какой скрыт смысл?

— Какой вы представляете себе лирическую героиню стихотворения?

— Почему происходит смена, движение эпитетов: красную – жаркую – горькую рябину?

— Какое символическое значение имеет слово-образ «рябина»? (Символ предусматривает вариативность толкования: символ любви к жизни, символ испытаний, тревог, преодолений; символ пути.)

Вывод: в произведениях словесности метафоры помогают ярко изобразить картину, выявить сходство в непохожих на первый взгляд явлениях и передать мысль автора и эмоции.

IV. Применение полученных знаний.

1. Найдите метафору:

  • Солнце смеется.

  • Бродячая толпа облаков…

  • Барка жизни встала. (А.Блок)

  • Усердней с каждым днем гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь. (С.Маршак)

  • Российский корабль, вышедший в свободное плавание по своенравному океану мирового рынка с его штормами и ураганами, вряд ли достигнет желанного берега. (Из газет)

  • В багрец и золото одетые леса. (А.Пушкин)

  • Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя. (А.Пушкин)

  • Ночь тихо опустилась на землю; Земля окутала всё белым покрывалом.

  • Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком. (С.Есенин)

2. Прочитайте выразительно стихотворение И.Токмаковой «В чудной стране». Почему эта страна «чудная», что в ней необычного? Найдите метафоры и объясните, почему признак одного предмета перенесён на другой.

В чужой стране,

В чудной стране,

Где не бывать

Тебе и мне,

Ботинок чёрным языком

С утра лакает молочко,

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поёт,

Концерты вечером даёт,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку…

В чужой стране,

В чудной стране…

Ты почему не веришь мне?

3. Прочитайте отрывок из повести Н.В.Гоголя «Сорочинская ярмарка». Докажите, что выделенные в тексте слова – метафоры. Покажите, что нового открывают метафоры в предметах и какое настроение они помогают передать.

Лениво и бездумно, будто гуляющие без цели, стоят подоблачные дубы, и ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые живописные массы листьев, накидывая на другие тёмную, как ночь, тень, по которой только при сильном ветре прыщет золото. Изумруды, топазы, яхонты эфирных насекомых сыплются над пёстрыми огородами, осеняемыми статными подсолнечниками. Серые стога сена и золотые снопы хлеба станом располагаются в поле и кочуют по его неизмеримости.

4. Выпишите метафоры и заполните пропуски в стихотворении С.Есенина.

Поёт зима – аукает.

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

…в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

…у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И… все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная

В …солнца, ясная

Красавица весна.

— Проверьте, угадали ли вы те слова, которые были у Есенина. Почему поэт выбрал именно эти слова:

плывут, прижались, злится, улыбках?

5. А теперь подумайте, что в природе вы любите сильнее всего: лес, море, поле, деревья, скалы, облака … Попытайтесь рассказать об этом явлении природы, употребляя метафоры и сравнения.

V. Итог урока.

— Что вы узнали о метафоре?

— Какую метафору можно считать удачной?

(если она помогает увидеть предмет, создаёт настроение, передаёт переживание, заражает им; если запоминается и удивляет, помогает взглянуть на предмет по-новому.)

VI. Дома:

1. Выучить стихотворение М.Цветаевой наизусть.

2. Составить монологический ответ о метафоре по опорному конспекту.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

infourok.ru

Методическая разработка по литературе (6 класс) по теме: Понятие о метафоре

Цели урока:

  1. Закрепить представление о метафоре как основном средстве создания художественного образа.
  2. Учить работать с алгоритмом по словесному образу.
  3. Учить анализу художественного текста.

               Эпиграф:  Чтобы придумывать, надо знать.

                                                            Е.Шварц.

Л/з: Что нужно знать, чтобы творить?

Учебная ситуация №1. Работа с художественным образом.

В:Что такое художественный образ?

-картинка, которая возникает в нашем воображении, рождает определённые чувства и мысли.

В: Кто является мастерами создания  художественных образов?

-писатели, поэты.

Учитель: Сейчас послушаем стихи о кошках. Задача чтецов- прочитать так, чтобы мы почувствовали, образ какой кошки создаёт автор.

1. Даниил Хармс. «Удивительная кошка».

В: Образ какой кошки создаёт автор?

-образ спасённой кошки, довольной всеобщим вниманием.

В: Что необычного в содержании ст-ия?

-необычна предлагаемая помощь »чтобы вылечить кошкину лапу, воздушные шарики надо купить»)

2. Борис Заходер.

В: Образ какой кошки создаёт автор?

-обиженной, вороватой.

3. Юнна Мориц.  «Малиновая кошка».

В: А здесь какая кошка?

-Довольная, вальяжная, важная, гордая.

4. Новелла Матвеева.  «Она умеет превращаться».

В: Образ какой кошки создаёт Новелла Матвеева?

-изменчивой; и хитрой, и злобной, и ласковой, и послушной.

5. Евгений Меркулов. «Хозяин двора».

-А здесь какой кот?

Бойкий, хулиганистый,  сможет постоять за себя. Учитель:Удивительно! Какие разные кошки! Но ведь слова одни и те же, знакомые нам с детства. Какой же секрет знают художники, которые умеют сочинять, творить? Это и предстоит выяснить.Поможет нам в этом игра «Четвёртый лишний»

. Учебная ситуация №2. Задание-игра на различение троп.

Даны три группы слов по 4 словосочетания. В каждом из них по одному лишнему.

Какое? Почему?

 *кошка похожа на маленькую-премаленькую пантеру;  

*на лапках пятнышки, как заплатки;

*полосатенький котёнок кажется тигрёнком;

*какая красивая наша кошка!

*кошка свернулась на коврике;

*уши, грозные сторожа, навострились на макушке.

*малиновый бантик-бабочка завязан на шее кошки;

* хвостом-гадюкой кошечка обвила ногу хозяйки.

*все четыре лапки кошки в белых носочках;

*когда кошка принюхивается, усики шевелятся острыми кисточками;

*в темноте глаза горят зелёными огоньками;

*шёрстка у кошки пушистая, блестящая и очень мягкая.

В:Какие словосочетания лишние? Что их объединяет?

-4, 1, 4- лишние. Слова употреблены в прямом значении.

В остальных словосочетаниях есть слова в переносном значении.

Уч.: А что ещё  объединяет все остальные с/соч.?

-в них присутствует сравнение. В первом столбике прямое сравнение создаёт словесный образ. Прямое сравнение вводится сравнительными союзами, словами «похожа на», «кажется» +сущ. В Тв. Падеже.

В двух других группах слов словесный образ создаётся с помощью скрытого сравнения.

Чаще всего сравнивается неживое и живое в природе,  и свойства человека, а иногда его называют лицом, переносят на неодушевлённый предмет.

В: Как называется этот приём?

-олицетворение.

Этот способ создания художественного образа относится к пра-пра-временам, когда человеку всё на земле казалось живым. Всё одушевлялось, олицетворялось.

В:Какой ещё способ создания художественного образа основан на переносном значении слова.?

— метафора.-перенос названия с одного предмета на другой на основе сходства.

Уч.:А что такое словесный образ?

-картинка, которая создаётся с помощью слова в  переносном значении.

 В.: В чём же состоит секрет творчества? Что нужно, чтобы творить?

Надо уметь увидеть необычное в предмете, с чем-то его сравнить и найти нужное слово.

Мастера русской речи пользуются выразительностью переносного значения слова и создают специальные средства художественной изобразительности: метафору, олицетворение, эпитет.

Учебная  ситуация  №3. Работа с текстом.

Уч.: Перед вами отрывки из повести Александра  Куприна «Ю-ю». Прочитайте и ответьте, как относится автор к кошке? Образ какой кошки создаёт?

-ответы уч-ся (образ умной, благородной, с чувством собственного достоинства, привязанной к своим хозяевам)

Уч. Вы почувствовали правильно, но А. Куприн прямо не говорит о своём отношении, а передаёт его через любимый способ создания  художественного образа– метафору.

Подтвердите справедливость моего вывода или поспорьте. Попробуйте найти метафору, главное – докажите, что это метафора.

Сначала это был только  пушистый  комок  с  двумя  веселыми  глазами  и бело-розовым носиком.

Дремал этот комок на подоконнике, на солнце;  лакал,

жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка; ловил лапой мух на окне; катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом… И мы  сами  не помним, когда  это  вдруг  вместо  черно-рыже-белого  пушистого  комка  мы увидели большую,  стройную,  гордую  кошку,  первую  красавицу  и  предмет зависти любителей.

********          *********             ******

Выросла,  словом,  всем  кошкам  кошка.  Темно-каштановая  с  огненными пятнами, на груди пышная белая манишка,  усы  в  четверть  аршина,  шерсть длинная и вся  лоснится,  задние  лапки  в  широких  штанинах,  хвост  как ламповый ерш!..

*******         *********         ********     ******

  Бывали у меня с Ю-ю особенные часы спокойного  семейного  счастья.  Это тогда, когда я писал по ночам: занятие довольно изнурительное, но  если  в

него втянуться, в нем много тихой отрады

        ……….        ……………                  …..

И все люди спят, и все звери спят, и лошади, и птицы, и дети, и Колины игрушки в соседней комнате. Даже собаки и те не лают, заснули. Косят глаза, расплываются и пропадают мысли.

Где я: в дремучем лесу или на верху высокой башни? И вздрогнешь от мягкого упругого толчка.

Это Ю-ю легко вскочила с пола на стол. Совсем неизвестно, когда пришла.

….. ……. ……. ……. ……… …… ……

Поворочается немного на столе, помнется,  облюбовывая  место,  и  сядет рядышком со мною, у правой руки, пушистым, горбатым в лопатках комком; все четыре  лапки  подобраны  и  спрятаны,  только  две   передние   бархатные перчаточки чуть-чуть высовываются наружу.

Я опять пишу быстро и с увлечением. Порою,  не  шевеля  головою,  брошу быстрый взор на  кошку,  сидящую  ко  мне  в  три  четверти.  Ее  огромный изумрудный глаз пристально устремлен на огонь, а поперек его, сверху вниз, узкая, как лезвие бритвы, черная  щелочка  зрачка.    Но  как  ни  мгновенно

движение моих ресниц, Ю-ю успевает поймать его и  повернуть  ко  мне  свою изящную мордочку.

Щелочки вдруг превратились в блестящие черные  круги,  а вокруг них тонкие каемки янтарного цвета. Ладно, Ю-ю, будем писать дальше.

**********       *********              *********

Учебная ситуация №4 Работа с алгоритмом.

 Не все метафоры нашли и трудно доказывать.

Учитель: Перед вами алгоритм, который поможет увидеть и объяснить словесный образ.

 Алгоритм.

  1. Найди в тексте слова, которые сочетаются необычно.
  2. Уточни, что с чем сравнивается, что общего между этими предметами?
  3. Назови слово, которое используется в переносном значении.

Иначе:кроме обычного своего значения (укажи его, пользуясь словарём), получило новый образный смысл: какой, укажи.

  1. Объясни, с какой целью автор использует именно эту метафору (или олицетворение). Картинка-образ? Настроение? Мысли?

 

Образец работы

1.Солнце смотрит (неохотно, несмело)

2. Солнце сравнивается с человеком, который смотрит, т.е. устремляет лучи

на что-то (словарь Даля)

  1. Значит, слово «смотрит» используется в переносном смысле. Оно получило новый образный смысл: устремляет лучи, светит (неохотно, т.е. слабо, редко)
  1. Автор с помощью олицетворения делает картинку живой, дорисовывает её каждый читатель по-своему, вспоминая и своё грустное в такие дни.

*****      *******      *******      ******     ******      ******    

   

         

             

  1. Комок– уплотнённый округлый кусок чего-нибудь мягкого, рыхлого (словарь Ожегова)
  2. Свернувшаяся кошка сравнивается с округлым комком.
  3. Значит, слово «комок» используется в переносном значении. Оно получило новый образный смысл:пушистый живой комок с глазками и носиком.

1.Манишка – белый нагрудник, пришитый или пристёгнутый к мужской сорочке(словарь Ожегова)

2. Белая шёрстка на груди сравнивается с белым нагрудником, манишкой.

3. Значит, слово «манишка» используется в переносном значении.Оно получило новый образный смысл:белый окрас шерсти на груди кошки видится как манишка.

1. Штанины — часть штанов, брюк, закрывающая ногу (словарь Ожегова).

2. Темная шерсть на задних лапах кошки сравнивается со штанинами.

3. Значит, слово «штанины» используется в переносном значении. Оно получило новый образный смысл: тёмная густая шерсть на задних лапах кажется брючками, закрывающими задние лапки кошки.

  1. Перчаточки – изделие из ткани, ниток, кожи с отделением для каждого пальца, надеваемого на кисть руки.
  2. Две передние лапки кошки сравниваются с перчаточками, надетыми на кисть руки.
  3. Значит, слово «перчаточки» использовано в переносном значении. Оно получило новый образный смысл:подчёркивается сходство кошки с девочкой-модницей.
  1. Щелочка – узкое продольное отверстие.
  2. Зрачок глаза сравнивается с узким отверстием, щёлочкой.
  3. Значит, слово «щёлочка» употреблено в переносном значении. Оно получило новый образный смысл: узость зрачка обостряет, углубляет глаз кошки.Взгляд её, устремлённый на огонь, кажется более острым.

1. Круги – окружность.

2. Щёлочки глаз превращаются в окружность.Форма зрачка сравнивается с окружностью.

3. Значит, Слово «окружность» употреблено в переносном значении. Оно получило новый образный смысл: подчёркивается быстрая, мгновенная реакция кошки.

 

  1. Каёмки — рама; отличное от поля ткани украшенье тесмою, вдоль конца или края (словарь Даля).
  2. Ободочек янтарного цвета вокруг чёрного блестящего зрачка сравнивается с каёмкой, рамочкой.
  3. Значит, слово «каёмки» стоит в переносном значении. Оно получило новый образный смысл. Каёмочка янтарного цвета отделяет чёрный зрачок глаз кошки.

Учебная ситуация №5. Подведение итогов урока.

  1. Записать словарь урока.
  2. Рефлексия. Каждый говорит. Что нового узнал на уроке? Что показалось скучным, неинтересным, а что, наоборот, особенно интересным?

   

                                                                 

nsportal.ru

Урок русского языка по теме Метафора (6 класс)

МОУ «АЗОВСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ»
ДЖАНКОЙСКИЙ РАЙОНРЕСПУБЛИКА КРЫМ

Урок русского языка
в 6-В классе

«Метафора»

Учитель: Григоренко Олеся Николаевна

Октябрь 2016 г.


Урок в 6-В классе 13.10.2016 г.
Урок № 34.
Тема: Метафора.
Цель: Обучающая: Продолжить знакомство с метафорой как средством выразительности, учить применять метафору в устной и письменной речи.
Развивающая: Развивать речь, внимание, умение находить метафору в тексте, творческие способности учащихся.
Воспитательная: Воспитывать любовь к природе.
Планируемые результаты:
Предметные: Актуализация знаний о прямом и переносном значении слов, об особенности метафоры как изобразительного средства языка.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации.
Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения.
Личностные УУД:
Способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе.
Оборудование: учебник, дидактический материал, раздаточный материал (карточки), иллюстрации с изображением осени, презентация, музыкальное сопровождение, высказывания, эпиграф.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
Эпиграф:
Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса…
А. С. Пушкин
І. Организационный момент.
(Проверка готовности к уроку, положительная установка на урок.)
ДОБРЫЙ ДЕНЬ, ДОБРЫЙ ЧАС!
КАК Я РАДА ВИДЕТЬ ВАС!
ДРУГ НА ДРУГА ПОСМОТРЕЛИ
И ТИХОНЕЧКО ВСЕ СЕЛИ.
ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.
Орфографическая пятиминутка.
Ранняя осень, пришёл октябрь, над туманной землёй, багряный закат, золото листвы, шорох листьев, костёр рябины, осенняя аллея, разукрасить сад.
ІІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Слово учителя.
— Ребята, осень – очень красивое время года. Вы согласны со мной? Многие поэты, художники восхищались этим временем года, а у великого русского поэта А. С. Пушкина осень была любимым временем года.
Обратите, пожалуйста, внимание на слова, записанны

weburok.com

План-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме: Эпитеты в художественной речи

Урок развития речи по русскому языку в 6 классе с компьютерной поддержкой.

Разработал учитель

 русского языка и литературы

 Тропина А.А.

Тема:   Эпитеты в художественной речи

Цели:

обучающая – дать понятие об эпитете как о средстве художественной

                              изобразительности;

развивающая – закрепить умения по распознаванию и выделению эпитетов в речи;

воспитывающая – воспитать эстетическое отношение к слову, чувство

                                      ответственности по отношению к слову

Тип урока – урок-презентация по развитию речи; урок повторения и закрепления

Оборудование – тетради, справочники учащихся, учебник Разумовской М.  6 кл.,

                              мультимедиа, раздаточный дидактический материал

Учебная литература –

       1. «Русская словесность. От слова к словесности. 5 класс» Автор:  Р.И.Альбеткова. –

            М.: Дрофа, 2009.

       2. «Русский язык 6 класс». Под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.:

           Дрофа, 2009.

       3. Русская речь. Развитие речи. 5, 6 кл.: учебник / Е.И.Никитина.- М.: Дрофа, 2008.

 

Ход урока:

I. Организационный момент

   А сейчас звенит звонок,

   Начинается урок!

Слайд 1. Мы несколько уроков с вами изучаем имена прилагательные.

          Сегодня на уроке мы продолжим разговор о роли и  употреблении имён  

          прилагательных в речи.

II. Подготовка к восприятию   новой темы

Слайд 2.  Повторим изученный на прошлом уроке материал

                 И вот вам вопрос: Расскажите о роли и  употреблении имён  

                 прилагательных в речи.

Слайд 3. Обобщим сказанное вами (примерные ответы учащихся)

    — О чём мы на прошлом уроке не говорили подробно?

    — О чём будем говорить сейчас?  Это и есть тема нашего сегодняшнего урока.

Слайд 4.  Тема:  Эпитеты   в художественной речи

Слайд 5. Сообщение целей урока

III. Повторение по теме

Слайд 6.   Вспомним

1) В своей повседневной речи мы постоянно пользуемся словами, которые употребляются в переносном значении: кружится голова, горячее сердце, встаёт солнце, пришла весна, горящие глаза, тяжёлый характер, тонкий голос.

2) Но поэты и писатели, создавая свои произведения, ищут свежие, неожиданные и более точные средства для передачи мыслей и чувств. Мастера русской речи пользуются при этом особой выразительностью переносного значения слова и создают специальные средства художественной изобразительности: метафору, олицетворение, эпитет и др.

3) Таким образом, перенос наименования предмета на другой предмет служит для создания образной и выразительной речи.

На основе переносного значения слов создаются метафоры, олицетворения,  эпитеты. Соотнесите художественные средства и примеры переносного употребления речи: костёр рябины красной, запела капель, холодный взгляд.

Слайд 7.  Вспомним, что такое эпитет.

Слайд 8. Эпитет — это художественное определение предмета или явления (яркое, образное определение предмета). В художественном произведении эпитет помогает живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему.

IV. Проверка домашнего задания

Слайд 9. Дома было дано задание по выбору:

1.Найти эпитеты в стихотворениях А.А.Блока, т.к. У Блока была недавно знаменательная дата – 130 лет со дня рождения поэта ( «Звучи, звучи, живая речь/

Поэта Александра Блока», — В.Лазарев)                  

2.Сочинить собственные стихотворения, используя эпитеты.

(Заслушать подборки учащихся и собственные сочинения, исправляя и корректируя)

Заранее дома небольшую исследовательскую работу выполняли ребята по следующим темам:

Слайд 10. Проверка индивидуального домашнего задания. Цветовые эпитеты

Для поэзии А.Блока характерно использование цветовых эпитетов (алый, красный, золотой, белый, чёрный, синий). Синий у А.Блока – цвет разлуки, расставания, тоски, печали, отчаяния, недостижимого счастья.        

(Заслушать подборки учащихся)

Слайд 11. Проверка индивидуального домашнего задания. Постоянные эпитеты

В русских народных сказках и былинах при определённых существительных встречаются эпитеты:  красна девица, добрый молодец, шелкова трава, сыра земля, богатырь святорусский, конь ретивый,  речка быстрая, поле чистое, синее море.

Такие эпитеты называются  постоянными.

V. Закрепление изученного по теме

Слайд 12.

Познакомимся подробнее со средством художественной изобразительности —

 с эпитетом. Мы увидим его в стихотворении А. С. Пушкина «Зимняя дорога»

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льёт печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Прочитаем сначала без прилагательных. Чего здесь не хватает, полная ли картина предстала перед нами?

Попробуйте сами вставить прилагательные, вспомните стихотворение.

Слайд 13. Ключ

Вы заметили, как благодаря прилагательным мы наглядно увидели картину и прониклись грустным чувством? Ведь поляны — печальные, дорога зимняя, скучная, тройка борзая, колокольчик однозвучный. Тому же служат и наречия: луна светит печально, колокольчик гремит утомительно. Все эти слова эпитеты. Так называются слова, помогающие увидеть свойства, признаки предмета или действия.

Какие слова-эпитеты употреблены А. С. Пушкиным в прямом значении, а какие — в переносном? Дорога зимняя, то есть зимнее время года, тройка борзая, то есть быстрая, резвая, колокольчик однозвучный, то есть издающий один и  тот же звук. Все эти слова употреблены в прямом значении. А вот печальные поляны и луна льёт свет печально, дорога скучная, то есть вызывает скуку — слова в переносном значении, эти слова обозначают состояние человека, а здесь они перенесены на неодушевлённые предметы.

Вы спросите: а почему мы не обратили внимание на прилагательное волнистые? Да потому, что вместе со словом туманы оно обозначает совсем другой предмет — тучи, волнами движущиеся по небу. Сквозь них пробирается луна. Слова волнистые туманы — это как бы загадка, которую надо разгадать. Такое изобразительное средство называется метафорой, мы о ней будем говорить позже.

VI. Тренировочные упражнения

А сейчас потренируемся, научимся находить чужие и придумывать  свои эпитеты.

(можно в форме физминутки, хлопки в ладоши при назывании эпитета)

Слайд 14.

    № 1. Из данных прилагательных выберите такие, которые могут быть эпитетами к

         слову лес.

Багряный, безмолвный, берёзовый, ближний, весёлый, волшебный, дубовый, заволжский, изумрудный, кедровый, лиственный, мохнатый, серебристый, смешанный, соседний, угрюмый.

*Есть очень интересный словарь. Его составили учёные-лингвисты  Кирилл Сергеевич Горбачевич и Евгений Петрович Хабло, а называется он так: «Словарь эпитетов русского литературного языка». Знаете, сколько эпитетов в нём, например, к слову лес? 238!

Слайд 15.

 №2.Спишите предложения. Подчеркните в них эпитеты  к слову лес.

      2) Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом

          блестит. (А. Пушкин)

2) В зеркало залива сонный лес глядит, в чаще молчаливой темнота лежит.

   (И. Никитин)            

Постарайтесь объяснить, почему в первом предложении эпитет к слову лес прозрачный, а во втором — сонный.

Слайд 16.

№3.Приходилось ли вам видеть зимний лес после обильного снегопада? Кого только не напоминают покрытые снегом деревья, их ветви! Подберите эпитеты к данным фотографиям.

Слайд 17.

 № 4.Подберите эпитеты, которые помогут ярко представить осенний лес, почувствовать ваше отношение к нему.  (Исаак Ильич Левитан «Золотая осень»)

Слайд 18.

№ 5. Наверное, каждому из вас приходилось видеть, как в жаркий летний день переливается волнами поле поспевающей ржи. (И.И.Шишкин «Рожь»)

Восстановите  в стихотворении А.А.Фета опущенные эпитеты, выбрав их из каждой группы

Зреет рожь над … нивой,

и от нивы и до нивы

Гонит ветер …

  …             переливы.

Слова для выбора:

1) над ближней, жаркой, тёплой;

2) шаловливый, торопливый, прихотливый;

3) дорогие, золотые, багряные.

Слайд 19.  Ключ к №5

Зреет рожь над жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы.

Слайд 20.

№ 6. Прослушайте отрывок из повести К.Г.Паустовского «Золотая роза»:

«Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, ещё видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг. При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.

Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков — от мерного стука по тесовой крыше и жидкого звона в водосточной трубе до сплошного, напряжённого гула, когда дождь льёт, как говорится, стеной».

Слайд 21.

Запомнили ли вы, каким эпитетам к слову звон в разных контекстах отдал предпочтение К.Г. Паустовский? Вставьте вместо точек недостающие слова.

Во время спорого дождя по всей реке стоит .. . звон;

в водосточной трубе во время любого дождя слышен   …    звон.

Слайд 22. Ключ к №6

Слайд 23

 № 7.  Подберите эпитеты к слову звон в следующих контекстах:

1) … звон жаворонка;

2) … звон бьющихся льдинок;

З) … звон бьющихся сосулек;

4) … звон бубенцов;

5) … звон часов;

б) … звон разбитого стекла;

7) … звон стеклянной посуды.

Слова для выбора: высокий, жалобный, дребезжащий. лёгкий, мерный, раздольный, серебристый, стеклянный. хрустальный.

Слайд 24.  Самостоятельная работа

№ 8.     Подберите е эпитеты  (на столе раздаточный дидактический материал)

                      Звёзды.

                                   С. Есенин.

Звёздочки ……., звёзды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете?

Звёзды, таящие мысли глубокие,

Силой какою вы душу пленяете?

Частые звёздочки, звёздочки ……..!

Что в вас прекрасного, что в вас могучего?

Чем увлекаете, звёзды небесные,

Силу великую знания ………..?

И почему так, когда вы сияете,

Маните в небо, в объятья широкие?

Смотрите нежно так, сердце ласкаете.

Звёзды небесные, звёзды …….?

Задания:

1. Синоним к слову светлые.

2. Синоним к слову частые.

3. Выберите одно из прилагательных: горячий, кипучий жгучий.

4. Выберите одно из прилагательных: высокие, глубокие, далёкие,

Слайд 25. Ключ к №8

VII. Домашнее задание

Слайд 26.

Упр. № 252 (З).  

Рассмотрите репродукцию картины А.А. Пластова  «Сенокос»                                                  

Напишите небольшой текст по данной картине. Используйте в своём сочинении  эпитеты для более точного и выразительного описания картины и своего отношения к ней.

VIII.  Итоги урока

Слайд 27.

Какое средство художественной изобразительности мы сегодня вспомнили?

Дайте определение, расскажите о его видах.

Выставление оценок за урок.

IX. Физминутка

При наличии времени, исходя из состояния уч-ся.

Провести в форме физминутки: дети встают и при назывании эпитета хлопают в ладоши перед лицом, потом над головой и так чередовать

           БЕРЁЗКА

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застёжками.

С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

                                 (А. Прокофьев)

nsportal.ru