Семейный бюджет — что это, виды и основы ведения учёта денег в семье
Семья – это сложный социальная группа, которая требует не только организации быта, но и распределения финансовых потоков. Подход к формированию и использованию бюджета схож с управлением финансами небольшой фирмой.
Здесь принципы и подходы используются аналогичные. Совместное или единоличное ведение бухгалтерии, где выбор делает каждый сам. Так или иначе, преимущества и недостатки есть у обоих способов.
Что такое бюджет семьи
Семейный бюджет – это сумма, формируемая общим финансовым доходом супругов и их тратами за рассматриваемый период времени (год или месяц).
Вести семейный бюджет можно по разным причинам.
- Учет доходов. Без знания всех источников дохода семьи (зарплат, подработка, дивиденды и так далее) невозможно спрогнозировать расходы.
- Учет расходов. Знание трат поможет проанализировать бюджет, выявить лишние расходы и сэкономить на этом в будущем.
- Планирование расходов. Весьма полезная вещь для любой семьи. Разумный подход к тратам, положительно сказывается на семейном бюджете и позволяет скопить нужную сумму для будущих больших трат.
- Накопление нужной суммы. Ноутбук, отдых, мебель и другие расходы не всегда возможно оплатить сразу, поэтому рациональный подход к тратам всегда полезен. Ежемесячно откладывая небольшую часть из общих денег, вы сможете накопить нужную сумму и совершить покупку.
- Формирование «подушки безопасности».
Важная составляющая для семьи. Наличие на счету определенного несгораемого остатка, который в нужно время можно потратить.
Читайте также: Инвестиции в монеты или как заработать на драгоценных металлах
«Подушка безопасности» — это тот резерв, который защитит вашу семью от проблем с задержками зарплаты или непредвиденным сокращением.
Эта часть суммы должна позволять вашей семье как минимум три месяца жить без поступления в бюджет денежных средств.
Виды семейного бюджета
Каждая семья по-своему подходит к вопросу формирования финансов, поэтому выделяют несколько видов:
- Совместный. Складывает из доходов мужа и жены. К этой сумме добавляются также и другие источники дохода: помощь родителей, доход от совместного бизнеса и так далее. Такой принцип формирования бюджета предполагает наличие доверия между супругами, планирование и обсуждение крупных покупок, постоянный контроль трат.
- Раздельный. К такому виду чаще прибегают люди, состоявшиеся в финансовом плане. При таком подходе каждый несет ответственность только за свои деньги. Кроме того, супруги должны заранее обсудить оплату общих расходов. Раздельный бюджет позволяет иметь большую свободу при необходимости сделать подарок второй половинке.
- Единоличный. В этом случае всеми деньгами распоряжается один из членов семьи. Подобная практика применяется в семьях, где один из супругов имеет склонность тратить всё до копейки.
Советы окружающих в данном вопросе лишние. Каждая семья самостоятельно должна определить это и сделать так, как удобно будет именно им.
Как вести семейный бюджет
Возможностей для ведения бюджет множество. Каждый выбирает понравившийся удобный способ и приступает к ведению записей.
С помощью Google таблиц
Универсальное решение для тех, кто владеет компьютерной грамотностью и знаком с Excel.
Принцип использования тот же, но при этом Google Таблицы обладают рядом преимуществ:
- отсутствует риск потери данных, так как хранение осуществляется на внешнем ресурсе,
- автоматическое сохранение,
- предоставление общего доступа и возможность совместного ведения.
В таблице Excel
Современные прогрессивные люди много времени проводят за компьютером, поэтому предпочитают пользоваться всеми его возможностями.
Это интересно: Как заработать мамам в декретном отпуске
Контроль денежных средств семь в экселе позволяет настроить автоматический подсчет общей суммы трат и дохода, вывести диаграмму. Такой подход обладает большей наглядностью.
К минусам можно отнести обязательное умение пользоваться персональным компьютером и программой Excel. Кроме того, существует риск потери данных в случае выхода из строя самого устройства или повреждения файла.
Программы для ведения бухгалтерии
На рынке представлено большое количество специализированных приложений, помогающих вести бюджет. Это и Alzex Finance, и DrebeDengi, EasyFinance, Дзен-мани и многие другие.
Как правило, все программы для удобства использования имеют и мобильную версию. В программах реализована возможность выдачи информационных сигналов в случае превышения расходов, группировки расходов по категориям, загрузки операций по банковским картам, построения графиков для анализа и многое другое.
На бумаге
Очень удобный способ. Подходит для всех категорий граждан, не имеет возрастных ограничений. Вам потребуется только ручка, блокнот или тетрадь. В них вы записываете все доходы и планируемые и текущие расходы, а в конце месяца производите общий подсчет.
К минусам относится то, что подсчет производится исключительно вручную.
Советы по экономии общих денег
Каждая семья может самостоятельно выбрать метод экономии денежных средств или воспользоваться проверенными, стандартными методами.
1 Способ. Пять конвертов. Подходит для всех видов бюджета. Полученный доход делиться на 5 конвертов и в неделю тратиться только сумма из одного конверта. Оставшаяся сумма в пятом конверте либо откладывается, либо тратиться на свои собственные развлечения: поход в кино, сладости, фитнес, бассейн.
2 Способ. Распределите деньги на отдельные обязательные категории трат: квартплата, кредит, транспорт, образование. Остальные деньги расходуйте по своему усмотрению. Можно к оставшейся сумме также применить метод пяти конвертов.
3 Способ. Если есть цель накопить на крупную покупку, то разделите ее сумму на количество месяце, за которые хотите на нее накопить, получится некая небольшая часть денег.
Ежемесячно откладывайте эту часть денег в копилку, а оставшийся доход тратьте. Это дисциплинирует и позволяет своевременно скопить и совершить приятную покупку.
Ведение семейного бюджета весьма полезное занятие, имеющее еще и практическую значимость. Оно позволяет нам учиться грамотному планированию и повышению финансовой грамотности.
Семейный бюджет — как распределять, вести и планировать. Личные финансы и финансовая грамотность
Семейный бюджет – это одна из самых популярных тем, которая требует детального рассмотрения. Как правильно делить, вести и планировать
Ледава.центр провел опрос, из-за чего чаще всего ругаются россияне:
- 37% − нехватка денег;
- 16% − неопределенно кто и куда может тратить деньги.
В целом тенденция положительна, поскольку тема семейного бюджета поднимается, многие стараются оптимизировать расходы/доходы. В 2016 году семейный бюджет вела четверть опрошенных, в 2018 году 55 %. Согласно исследованию бизнес школы Сколково, пришли к выводу, что чаще российские миллионеры составляют бюджет, нежели люди со средним достатком и ниже. Из списка Форбс, кто согласился, 73% − признались, что ведут бюджет и следуют ему неукоснительно.
Классификация методов ведения семейного бюджета
Далее мы рассмотрим существующие варианты ведения бюджета, каждый имеет свои преимущества и недостатки, проанализировав которые можно подобрать наиболее выигрышный вариант для вашей ячейки общества.
Раздельный
Каждый зарабатывает деньги, доходы неприкосновенны, и расходы каждого члена семьи собственные. То есть в такой ситуации совместные траты делятся поровну или воспринимаются как подарок, элемент ухаживания, долг. Получается, что личные финансы в распоряжении каждого члена семьи.
Как поступать с питанием? Кто-то заработал на свинину и десерт, другой ничего или на гречку. Такой раздельный бюджет подходит для пар начинающих встречаться, жить вместе, или живут в гостевом браке.
Смешанный бюджет
Партнеры договариваются, что в семье есть личные финансы и общие. Общие тратятся на заранее запланированные расходы, в виде коммунальных услуг, аренды квартиры, обслуживания авто, продукты и т.д. Личные можно тратить на свои индивидуальные расходы: проезд на транспорте, питание вне дома, встречи с друзьями, покупки личных предметов и т.д.
Партнеры в таком случае рассчитывают семейный бюджет семьи, учитывая, сколько нужно в общую копилку, распределяя нагрузку между членами. Чаще мужчина берет больше процентов, но все индивидуально.
Этот вариант считается очень практичным, поскольку можно открывать общий банковский счет, привязать к нему две карты, рассчитываясь общими средствами.
Относительно целей, когда они личные, кто-то желает купить дорогую косметику, он из личного бюджета копит и покупает нужный товар. Если цели совместные, тогда необходимо посчитать, сколько стоит цель, сколько предстоит копить какие сумму нужно откладывать. Партнеры делят финансовую ответственность, делят установленные проценты, и откладывают ежемесячно. Лучше делать это на отдельный финансовый инструмент, банковский счет, карту.
Смешанный бюджет является современным подходом, поскольку он позволяет семье быть полноценной командой, при этом сохраняет финансовую независимость каждого. Отсутствует необходимость отчитываться за каждую потраченную копейку. Как сформировать такой бюджет, если один из партнеров не работает, женщина в декрете, занимается домашними делами, кто-то учиться, и нет возможности работать?
Все просто, составляется общий бюджет из человека, который зарабатывает, и формируется личный бюджет для каждого партнера. Это позволяет избежать проблем, подсчетов, поскольку у каждого есть определенная сумма на свои траты.
Общий семейный бюджет
Расходы, доходы семейного бюджета – общие. Все деньги, заработанные двумя партнерами, сбрасываются в общую казну. В такой семье совместными усилиями формируются затраты, прибыль, цели для накопления, осуществляется оптимизация расходов. Здесь не важно кто сколько зарабатывает. Такой метод работает в семьях, которые давно живут вместе, есть совместные дети, соответственно не готовы делать разделение.
Здесь преимущество в том, что бюджет способен уравнять в правах на первый взгляд члена семьи, который не работает. Общий бюджет – это конфликтная история. В такой ситуации у членов семьи нет личных денег, и все траты нужно заранее планировать и обсуждать. Возможны претензии к партнеру, который желает купить что-то дороже, нежели второй. Есть трудности со спонтанными покупками, поскольку их также нужно обсуждать.
В ситуации со смешным бюджетом, каждый может самостоятельно решить, пить ему ежедневно кофе в кофейне, или накопить на сумку, диск для игры. Здесь присутствует персональная ответственность за собственные расходы. Существуют рамки, в которые нужно вписаться, как ты это сделаешь, все зависит от личных решений.
Как составить семейный бюджет?
Здесь нет каких-то отличий от личного бюджета. Рассмотрим самые основные пункты:
- Финансовые цели − реалистичные и выполнимые. Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели, все это прописывается в плане, с учетом срока выполнения. По каждой цели нужно рассчитать сумму, требуемую для отложения, после суммируем.
- Расходы семейного бюджета и доходы. Условно: доход – заработные платы партнеров, пенсии, алименты, от подработок или инвестиций. Расходы делим на постоянные и переменные. Первый тип – ежемесячные выплаты по кредитам, плата за аренду жилья, коммунальные услуги, заносим сюда же расходы, проводимые 1 раз в год (страховка на авто). Переменные – питание, одежда, дети, развлечения и личные расходы членов семьи. На протяжении месяца нужно отслеживать расходы/доходы, можно использовать приложения. После ведения учета на протяжении пары месяцев появляется общая картина средних трат, это позволит безболезненно сократить определенные расходы. Затем приступаем к составлению бюджета на следующий месяц, записываем в отдельную таблицу.
Напомним вам, что 10% которые ежемесячно откладываются для создания финансовой подушки – это постоянные расходы, о которых не следует забывать. Финансовая грамотность сводится к составлению и контролю бюджета семьи на протяжении всего времени. Благодаря такому подходу можно избавить себя от негативных финансовых привычек и накопить быстрей деньги на поставленные цели.
Семейный бюджет
Семейная экономика
Определение 1
Дословно само слово «экономика» с древнегреческого переводится как «искусство ведения домохозяйства». Это можно объяснить тем, что первоначально экономика являлась, так сказать, семейным делом, то есть, осуществляла функции регулирования доходов и расходов домашнего хозяйства. Конечно же, в дальнейшем данный термин стали активно использовать для обозначения гораздо более широкой сферы деятельности.
Ни для кого не секрет, что бюджет является важнейшим компонентом семейного благополучия. Семейный бюджет определяет возможности расходования средств и диктует стиль жизни. Любой бюджет, в том числе и семейный подразумевает наличие по крайней мере двух основных статей: доходы и расходы. Чтобы у семьи не возникало финансовых трудностей, необходимо рационально расходовать средства и не допускать того, чтобы расходы превышали доходы.
Как известно, потребности человека неограниченные и, при этом, непрерывно возрастают вместе с ростом доходов. Таким образом, стремясь удовлетворить потребности, следует всегда исходить из реальных доходов семьи, учитывать фактор стабильности поступлений в семейный бюджет, а также стараться не прибегать к заемным средствам (например, для покупки очередного телевизора или модного смартфона). Для непредвиденных трат желательно иметь своеобразную «подушку финансовой безопасности» в виде сбережений.
Особенное внимание следует обращать на разного рода мелкие траты. Не секрет, что у многих людей порой средства расходуются с просто молниеносной скоростью.
Учет и планирование
Для того, чтобы управление семейным бюджетом было максимально эффективным и упорядоченным, необходимо следовать 4 основным принципам — это:
- планирование
- учет
- организация
- контроль
Учет – это, пожалуй, первое, что следует освоить, взяв в руки «штурвал семейного корабля». В наши дни можно найти множество программных продуктов с интуитивно понятным интерфейсом, созданных для «домашней бухгалтерии».
Планирование подразумевает четкое представление о том, какие именно экономические блага следует приобретать в первую очередь, в какой последовательности, а также, от каких товаров и услуг можно и обойтись (или же отложить покупку на будущее).
Замечание 1
Таким образом, планируя семейный бюджет следует целесообразно расставлять приоритеты и классифицировать блага на категории:
- обязательные
- желательные
- дорогостоящие (включая товары долгосрочного пользования)
- необязательные
Основные статьи расходов семейного бюджета
Всю совокупность расходов бюджета семьи условно можно разделить на две основные категории: главные (первоочередные) и второстепенные. Первоочередные расходы, как правило включают расходы на питание, плату за коммунальные услуги и квартплату, интернет и телефон и т. д.
Питание — это, пожалуй, самая главная статья расходов бюджета любой, без исключения, семьи (ведь все знают, что человек не может жить без еды). На питание семи расходуют от 10 до 70 % своих общих доходов (в зависимости от экономического развития страны и равномерности распределения ВВП среди населения). Очень многое, конечно же, зависит и от гастрономических пристрастий той или иной конкретной семьи, от мастерства хозяйки, от наличия приусадебного участка и т. д.
Важной и, пожалуй, неотъемлемой в современных условиях статьей расходов являются средства гигиены и предметы ухода за телом.
Для многих семей (особенно проживающих в крупных городах) расходы на культурные мероприятия и досуг играют достаточно важную роль. Они подразумевают оплату билетов в театры, музеи, кинотеатры, покупку книг, фильмов, видеокурсов, компьютерных игр, аудиозаписей и т. д.
Еще одна довольно важная и большая статья расходов – это «Разное», которая включает затраты на покупку подарков различных сувениров и безделушек, подарков, лекарств, канцтоваров, журналов, игрушек для детей и т. д. В данную категорию также можно отнести так называемые «карманные расходы»
Замечание 2
Нельзя не упомянуть такую важную статью расходов семейного бюджета, как покупка товаров долгосрочного пользования (например, бытовой техники, автомобилей, мотоциклов и т. д.) затраты на проведение отпуска. Подобного рода расходы целесообразно планировать заранее, а для их осуществления, для того чтобы не прибегать к потребительским кредитам, можно ежемесячно откладывать некоторую сумму (к примеру, на банковский депозит, срочный или до востребования).
Тест с ответами: “Семейный бюджет”
1. Какой период времени считается самым удобным для составления бюджета:
а) 1 месяц +
б) 1 год
в) 1 неделя
2. Как называется общая сумма, заработанная всеми членами семьи за месяц:
а) финансы семьи
б) доход семьи +
в) заработок семьи
3. Какая самая распространенная форма заработной платы:
а) сдельная
б) понедельная
в) помесячная +
4. Как называется оплата труда за проделанную работу:
а) сдельная +
б) фактическая
в) премиальная
5. Как называется денежное вознаграждение художников, поэтов и музыкантов за проделанную работу:
а) грант
б) премия
в) гонорар +
6. Кто получает пенсию:
а) матери по уходу за ребенком
б) пожилые люди +
в) нетрудоспособные граждане
7. Какие траты семьи не являются первостепенными:
а) продукты питания
б) коммунальные платежи
в) поездка в экзотическую страну +
8. Что должен сделать безработный гражданин, чтобы получать пособие:
а) встать на учет на биржу труда +
б) оформить трудовую книжку
в) разместить свое резюме
9. План доходов и расходов семьи – это пример:
а) семейных потребностей
б) семейных накоплений
в) семейного бюджета +
10. Петровы вырастили крыжовник на дачном участке. Из части ягод мама сварила варенье, а остальные купила соседка. Полученные деньги стали частью:
а) произвольных расходов
б) фиксированных доходов +
в) переменных доходов
11. Рантье -это прослойка людей, которые:
а) живут на проценты от банковских вкладов +
б) не имеют никаких доходов
в) занимаются умственным трудом
12. Продолжительность трудового дня для подростков 14-16 лет, которые посещают школу и работают, должна составлять:
а) не более 5 часов
б) не более 2,5 часа +
в) не более 6 часов
13. Что из перечисленного свидетельствует о рациональном ведении домашнего хозяйства:
а) жизнь по принципу «доход и расход» +
б) экономия на продуктах питания
в) отказ от дорогих покупок
14. Найдите слово (словосочетание), которое является лишним среди перечисленного:
а) транспортные расходы
б) расходы на питание
в) приобретение предметов роскоши +
15. Установите соответствие между денежными средствами / видами деятельности и составными частями семейного бюджета:
расходная часть
а) содержание сына в детском саду +
б) заработная плата родителей
в) пенсия дедушки
16. Установите соответствие между денежными средствами / видами деятельности и составными частями семейного бюджета:
доходная часть:
а) занятия дочери в музыкальной школе
б) заработная плата родителей +
в) содержание сына в детском саду
17. Выберите правильное высказывание:
а) К фиксированным доходам семьи относят доход от коммерческой деятельности членов семьи.
б) В ведении домашнего хозяйства нужно участвовать только одному семьи.
в) В ведении домашнего хозяйства нужно участвовать всем членам семьи. +
18. Выберите правильное высказывание:
а) К фиксированным доходам семьи относят доход от коммерческой деятельности членов семьи.
б) К обязательным расходам семьи относится оплата коммунальных услуг. +
в) К необязательным расходам семьи относится оплата коммунальных услуг.
19. Константин – студент и получает стипендию. В его семье стипендия представляет:
а) постоянный расход
б) произвольный доход
в) фиксированный доход +
20. Найдите слово (словосочетание), которое обобщает перечисленное:
а) пособие по уходу за ребёнком
б) доходы семьи +
в) проценты от банковского вклада
21. Установите соответствие между денежными средствами / видами деятельности и составными частями семейного бюджета:
доходная часть:
а) проценты от банковского вклада +
б) проценты по взятому кредиту
в) подоходный налог
22. Установите соответствие между денежными средствами / видами деятельности и составными частями семейного бюджета:
расходная часть:
а) материнский капитал
б) проценты по взятому кредиту +
в) проценты от банковского вклада
23. Установите соответствие между денежными средствами / видами деятельности и составными частями семейного бюджета:
расходная часть:
а) материнский капитал
б) проценты от банковского вклада
в) посещение занятий по фитнесу +
24. Установите соответствие между денежными средствами / видами деятельности и составными частями семейного бюджета:
доходная часть:
а) подоходный налог
б) материнский капитал +
в) посещение занятий по фитнесу
25. Установите соответствие между денежными средствами / видами деятельности и составными частями семейного бюджета:
расходная часть:
а) материнский капитал
б) проценты от банковского вклада
в) подоходный налог +
26. Выберите правильное высказывание:
а) Все денежные средства, которые вносят в семейный бюджет члены семьи, нельзя назвать доходами семьи.
б) Все денежные средства, которые вносят в семейный бюджет члены семьи, можно назвать доходами семьи. +
в) Личное подсобное хозяйство не учитывается в структуре семейного бюджета.
27. Выберите правильное высказывание:
а) К фиксированным доходам семьи относится пенсия, которую получает бабушка. +
б) В соответствии с Трудовым кодексом до 16 лет ребёнок не может поступить на работу.
в) Личное подсобное хозяйство не учитывается в структуре семейного бюджета.
28. Лучшим считается бюджет, в котором:
а) доходы равны расходам
б) доходы меньше расходов
в) доходы больше расходов +
29. Деньги, которые тратятся из бюджета это:
а) расходы +
б) доходы
в) прибыль
30. Доходом семьи НЕ является:
а) зарплата
б) плата за квартиру +
в) стипендия
15 вопросов и ответов по семейному бюджету
В каждой семье есть свои доходы и расходы, финансовые активы и пассивы. Управление всем этим неразрывно связано с понятием семейного бюджета.
1. Зачем все усложнять, в чем практическая польза от ведения семейного бюджета?
Многие жизненно важные вопросы не решить без денег, поэтому имеет смысл постоянно работать над улучшением финансового благополучия семьи. При этом грамотное управление денежными потоками даст гораздо лучший результат, чем хаотичное и дилетантское. Деньги любят бережное и продуманное отношение, при правильном подходе они принесут намного больше пользы.
2. Мы хорошо зарабатываем, у нас достаточно денег. Зачем нам тратить время на ведение семейного бюджета?
Финансовое состояние семьи зависит не только от доходов, но и от расходов. Планирование бюджета не займет много времени, а результаты не заставят себя долго ждать. Любой, даже состоятельной семье не помешает стать еще богаче. Возможно, вам откроются новые перспективы, подумайте об этом.
3. Для нас эта тема не актуальна, поскольку учитывать особо нечего, так как доходы слишком малы. Какая нам польза от семейного бюджета?
Если не получается зарабатывать больше, нужно грамотно распоряжаться тем, что есть. В этом случае особенно важна грамотная корректировка расходов. Без нее малообеспеченным гражданам действительно сложно сводить концы с концами.
4. В чем основные задачи ведения семейного бюджета?
В первую очередь грамотное управление деньгами подразумевает выбор типа семейного бюджета, от этого зависит стимулирование роста доходной части и оптимизация расходов. Грамотная финансовая стратегия непременно поможет улучшить качество жизни: появится больше свободных средств, станет проще создавать денежные фонды, а также решать проблему долгов, если таковые имеются.
5. Из чего состоит семейный бюджет?
Из двух частей: доходной и расходной. В этом он не отличается от бюджета организации или государства.
6. С чего начать ведение семейного бюджета?
Сначала нужно определиться с типом семейного бюджета, то есть распределить финансовые полномочия между супругами и разобраться с порядком расходования средств.
7. Какой тип семейного бюджета эффективнее: общий, раздельный или смешанный?
Все зависит от доходов, характера супругов и отношений между ними. При раздельном бюджете желательно, чтобы муж и жена хорошо зарабатывали. Для нашей страны более привычен уклад с общим семейным бюджетом, однако такое положение вещей чревато регулярными конфликтами из-за денег. Любителям искать оптимальные решения, возможно, подойдет смешанный тип бюджета, который представляет собой некий усредненный вариант, попытку совместить преимущества двух первых видов ведения финансов.
8. У меня со второй половинкой нет взаимопонимания по поводу того, кто должен быть основным добытчиком и распорядителем финансов, как быть?
В такой ситуации лучше подумать о ведении раздельного бюджета. Пусть каждый зарабатывает и тратит деньги по своему усмотрению. Еще один вариант решения проблемы – переход к смешанному типу бюджета.
9. У нас постоянные конфликты из-за финансовых разногласий, что делать?
Пересмотреть отношение к деньгам. Эмоции здесь не помогут, нужно подходить к финансам практически. Ведение семейного бюджета – это важная совместная работа, которая наверняка улучшит микроклимат в семье. Нужно выбрать оптимальный вариант ведения финансов, и тогда ссор на этой почве станет гораздо меньше.
10. Кто должен оплачивать текущие траты?
Современные семьи не живут по Домострою, определенные обязательства могут быть прописаны в брачном контракте, но для нашей страны это не типично. Супруги сами должны договариваться как им удобнее вести совместное хозяйство на принципах равноправия и комфорта для обеих сторон.
11. Муж/жена мало зарабатывает, как решать финансовые вопросы в такой ситуации?
Семейные отношения не должны сводиться только к деньгам. В браке каждый должен вносить свой вклад в бюджет по мере возможностей. Тут важно найти компромисс, который устроит обе стороны. Как один из вариантов решения проблемы можно рассмотреть переход к раздельному бюджету. Когда каждый распоряжается своими деньгами, появляется дополнительный стимул зарабатывать больше.
12. Муж/жена не умеет жить по средствам, любит сорить деньгами. Что делать с этим?
Переход на раздельный или смешанный бюджет поможет умерить аппетиты второй половинки. По крайней мере, муж/жена не будет транжирить заработанные вами деньги.
13. Как разобраться с расходами, если непонятно куда уходят деньги?
Ведение семейного бюджета и элементарной домашней бухгалтерии поможет разобраться с этим. Когда расходы фиксируются на бумажном или электронном носителе, в конце месяца не составит труда найти брешь в бюджете.
14. Надоели проблемы с долгами. Ведение семейного бюджета поможет их решить?
Конечно поможет, ведь правильное отношение к деньгам — это важный шаг к финансовой стабильности. Грамотное ведение семейного бюджета позволяет высвободить средства на погашение долгов. К тому же когда все расходы под контролем, проще планировать погашение задолженности.
15. Какие результаты дает ведение семейного бюджета? Насколько быстро наступит финансовое оздоровление?
Вы измените свое отношение к деньгам с потребительского на управленческое. В результате в вашем распоряжении окажутся более значительные финансовые ресурсы, вы станете успешнее в достижении поставленных целей. Финансовое оздоровление начнется не позже, чем через 2-3 месяца. Такая динамика основана на том, что в первом месяце придется в основном заниматься сбором данных, в следующем – первой корректировкой расходной части, а дальше уже будет виден результат.
Было интересно?
Пожалуйста, поделитесь в социальных сетях: И подпишитесь, чтобы ничего не пропустить:Таблица расходов и доходов семейного бюджета в Excel
Анализ доходов и расходов проводит каждый человек, которому небезразлично финансовое благополучие его семьи. Если вы не знаете, сколько у вас денег, значит, у вас их нет. Управление бюджетом позволяет всегда оставаться в плюсе, предотвращать ненужные траты, реализовывать цели и мечты.
Есть много готовых программ для учета доходов и расходов. Но найти лучшую программу, которая бы отвечала всем запросам конкретной семьи, сложно.Ведь запросы разные. Предлагаем создать семейный бюджет в Excel и адаптировать его под свои нужды.
Взаимодействие с другими людьмиБюджет личных доходов и расходов в Excel
В пакет Microsoft Office встроено несколько шаблонов для решения тех или иных задач. Откройте Excel — нажмите «ФАЙЛ» — «Личный» — «Личный месячный бюджет» — «Создать» — ОК.
Если по какой-то причине у вас нет этого шаблона или вы не смогли его найти, вы можете:
скачать личный бюджет в Excel.
Откроется простейший шаблон, в котором можно ввести плановые, фактические показатели. Распределять доходы и расходы по статьям, автоматически подсчитывать суммы.
Готовый шаблон семейного бюджета адаптируем под наши нужды:
- добавлять / удалять статьи;
- изменить параметры условного форматирования;
- названий строк;
- цветов заливки и т. Д.
Имеем сводный отчет о доходах и расходах. Возможно, для некоторых семей это будет удобно.Но предлагаем детализировать таблицы.
Взаимодействие с другими людьмиТаблица семейного бюджета в Excel
Например, в семье отдельный бюджет. Важно, кто сколько вносит в дом. Необходимо учитывать ежемесячный заработок мужа и жены. И деньги поступают неравномерно. Через день — зарплата, через неделю — предоплата. Через пару дней — проценты по депозиту. И плюс к периодической подработке.
Для детализации доходов, на отдельном листе создаем таблицу доходов и расходов семьи в формате Excel.Дайте ему имя.
Обозначим графики: «Дата», «Статья доходов», «Сумма». Ниже — «Итого». В эту ячейку мы помещаем формулу для расчета суммы.
Возвращаемся к сводному списку. Выделите ячейку, над которой мы хотим вставить строку. Правая кнопка мыши — «Вставить». Подписываем: «Семейный бюджет на месяц».
Теперь вам необходимо сделать так, чтобы общая сумма из детального отчета автоматически переносилась в отчет. Выберите пустую ячейку, в которой должны появиться числа.Входим «равно». Переходим к листу с подробным отчетом. И нажимаем общую сумму дохода за месяц. Ввод:
К основному консолидированному отчету прилагается детальный отчет. Вы можете вносить изменения в подробный лист сколько угодно раз в течение месяца. Суммы в отчете будут пересчитаны автоматически.
Детализация бюджетных расходов
Деньги тратятся практически каждый день: покупаются продукты, топливо, проездные. Чтобы оптимизировать управление семейным бюджетом, рекомендуется немедленно оплатить расходы.Вы потрачены — вы записаны.
Для удобства создадим сводные таблицы по всем расходам. На каждом — развернутая таблица расходов семейного бюджета в Excel. «Дата» — «Статья расходов» — «Сумма». Достаточно сделать это один раз. А потом копирование и вставка.
Для присвоения имени листу данных щелкаем правой кнопкой мыши по его обозначению. «Переименовать».
Не забудьте записать формулу суммы в строку «Итого».
Сейчас подключаем отчеты с расходами к консолидированной отчетности.Принцип подключения такой же.
Попробуйте выделить в ячейку общую сумму!
Защита данных в ячейке от изменений
Затраты и доходы часто вводятся в спешке. Из-за этого вы можете сделать ошибку, введя недопустимое значение. В результате — неверные сводные данные. И запомнить в конце месяца, где именно была неточность, иногда невозможно.
Как защитить ячейку от изменений в Excel:
- От ввода неверных значений.ДАННЫЕ — Проверка данных — Настройки. Во всплывающем списке выберите тип данных «Целое число». ХОРОШО.
- Запретить изменение значений в ячейке. «ОБЗОР» — «Защитить лист». В открывшейся вкладке нужно ввести пароль, который отключит защиту. Во всплывающем списке вы можете выбрать, что запрещено, а что разрешено. В этом примере мы оставили пользователю возможность выделять ячейки.
- Выборочно для защиты ячеек. Семейный бюджет могут использовать сразу несколько человек.Для каждого из них можно организовать доступ в определенную область листа. «ОБЗОР» — «Разрешить пользователям редактировать диапазоны» — «Новый». Введите название диапазона, адреса ячеек (к которым будет осуществляться доступ) и пароль для доступа.
Для защиты всей книги на вкладке «ПРОСМОТР» нажмите соответствующую кнопку.
Работа с формулами в таблице личных финансов
Если в таблице с доходами и расходами поставить формулу («умножить» на весь столбец), есть опасность смещения ссылки.Ссылка на ячейку в формуле должна быть приложена.
В строке формул выделите ссылку (относительную), которую необходимо исправить (сделать абсолютной):
Нажмите F4. Перед названием столбца и названием строки стоит знак $:
Повторное нажатие F4 приведет к такой ссылке: C $ 17 (смешанная абсолютная ссылка). Линия только фиксированная. Столбец можно перемещать. Нажмите еще раз — $ C17 (столбец фиксированный). Если вы введете $ C $ 17 (абсолютная ссылка), значения относительно строки и столбца будут фиксированными.
Семейный бюджет дисциплинирован. Помогает развивать финансовое поведение, избегать ненужных денежных трат. А Excel позволяет учитывать особенности той или иной семьи.
Обзор бюджета | Бюджет 2019-20
Экономические перспективы
Возврат бюджета до профицита
Восстановление национальных финансов путем наложения ответственного пути к излишкам
После более чем десятилетнего дефицита бюджет в 2019-2020 гг. Возвращается к профицитному.
Это был долгий путь с того момента, когда этот процесс начался, когда впервые было избрано Правительство.
В 2013-14 годах, примерно через пять лет после мирового финансового кризиса, дефицит по-прежнему был вторым по величине в истории Австралии. С тех пор правительство добилось устойчивого прогресса в восстановлении бюджета и намечении ответственного пути возврата к профициту.
Прогнозируется, что общий оборот баланса бюджета в период с 2013-14 по 2019-20 годы составит 55 долларов.5 миллиардов, или 3,4 процента ВВП.
План правительства по укреплению экономики гарантирует, что оно может гарантировать предоставление основных услуг, одновременно возвращая излишек бюджета.
В этом бюджетном году профицит составит 7,1 миллиарда долларов, что равно 0,4 процента ВВП.
Профицит бюджета увеличится в среднесрочной перспективе и, как ожидается, превысит 1 процент ВВП в 2026–2027 годах.
Правительство сокращает долг не за счет повышения налогов, а за счет правильного управления бюджетом и роста экономики.
Выплачивая долг, правительство поставит финансы страны на более устойчивую основу и уменьшит нагрузку на будущие поколения. Планируется, что чистый долг будет ликвидирован к 2029-2030 гг.
Правительство имеет опыт и план по развитию экономики, обеспечению основных услуг и обеспечению безопасности австралийцев.
Первый профицит за более чем десятилетие
Последние 10 лет
Следующие 10 лет
Перспективы мировой экономики
Рост основных торговых партнеров Австралии остается устойчивым, но есть риски
Глобальный рост увеличился в 2017 и 2018 годах, но замедлился во второй половине 2018 года.
Уровень безработицы в ряде стран с развитой экономикой близок к рекордно низким, а рост заработной платы ускорился в США, зоне евро и Японии.
Ожидается, что Австралия продолжит извлекать выгоду из роста основных торговых партнеров, причем экономика азиатского региона растет относительно высокими темпами.
Это важно для ряда австралийских экспортных товаров. В дополнение к постоянному спросу на добычу полезных ископаемых и экспорт сельских районов, в Азии существует высокий спрос на туристические и образовательные услуги Австралии.
Сохраняется неопределенность в отношении торговой напряженности, уязвимости долга развивающихся стран и геополитических проблем. Австралия будет продолжать поощрять свободную и открытую торговлю и извлекать из нее выгоду.
За последние пять с половиной лет общий объем торговли, охваченной соглашениями о свободной торговле, вырос с примерно 26 процентов до примерно 70 процентов.
Рост в основных странах с развитой экономикойПерспективы внутренней экономики
Экономика Австралии в целом устойчива, что способствует росту стабильных рабочих мест
Экономика Австралии находится на пути к достижению 28-го года подряд ежегодного экономического роста, и ее основы являются прочными.
Экономика Австралии поддерживает стабильный рост рабочих мест: с сентября 2013 года было создано более 1,2 миллиона рабочих мест.
Сильный рост занятости в последние годы сопровождался высоким уровнем участия, особенно женщин. Уровень безработицы снизился до 4,9 процента. В последнее время результаты на рынке труда молодежи также улучшились.
Ожидается, что устойчивый рост занятости продолжится. Поскольку свободные мощности на рынке труда продолжают сокращаться, а экономический рост усиливается, ожидается ускорение роста заработной платы.
Существенные погодные явления, включая засуху и наводнения, негативно скажутся на экономическом росте в 2018-19 годах. Правительство привержено делу оказания помощи отдельным лицам и местным общинам в восстановлении и восстановлении после стихийных бедствий и сильной засухи.
Прогнозируется, что экономика Австралии вырастет на 2¾ процента в 2019-20 и 2020-2021 годах.
Ожидается, что потребительские расходы, инвестиции предприятий и постоянный спрос на австралийский экспорт будут способствовать экономическому росту.Ожидается, что активность в жилищном строительстве снизится после недавнего снижения цен на жилье и разрешений на строительство, отчасти в ответ на изменение баланса спроса и предложения.
Меры правительства по освобождению от подоходного налога с населения, постоянное предоставление основных услуг и его план транспортной инфраструктуры на сумму 100 миллиардов долларов на следующее десятилетие также будут поддерживать экономический рост.
Уровень безработицыОбеспечение самоокупаемости государства
Хозяйственный план Правительства возвращает профицит бюджета
Впервые за более чем десятилетие правительство обеспечивает профицит бюджета в размере 7 долларов.1 млрд в 2019-2020 гг.
Устойчивая фискальная дисциплина обеспечит рост профицита в ближайшие годы, который превысит 1 процент ВВП в среднесрочной перспективе.
Государственные расходы по-прежнему сосредоточены на предоставлении высококачественных основных услуг, но при тщательном определении адресности платежи рассматриваются как доля ВВП, возвращающаяся к уровням ниже долгосрочного среднего.
При достижении этой цели ожидается, что средний рост реальных расходов правительства будет самым низким из всех правительств Содружества за более чем 50 лет.
Правительство также удерживает налоги как долю от ВВП в пределах 23,9%, что ограничивает налоговое бремя австралийцев.
Ответственное налогово-бюджетное управление правительства гарантирует, что Австралия лучше подготовлена к решению будущих проблем и уменьшит финансовую нагрузку на будущие поколения.
Общие выплаты ниже 30-летнего среднего Отношение налогов к ВВП в пределах 23,9%Погашение долга
Правительство планирует погасить чистый долг
По мере того, как бюджет становится профицитным, правительство теперь выплачивает долг.
Сокращение долга гарантирует, что финансы страны останутся устойчивыми и мы будем готовы к будущим вызовам.
Это также гарантирует, что будущие поколения не будут обременены сегодняшними расходами.
Постоянная приверженность правительства строгому налогово-бюджетному управлению приведет к значительному улучшению финансового положения правительства в среднесрочной перспективе.
Правительство сосредоточено на сокращении чистого долга как доли экономики, который, как ожидается, достигнет пика в 2018-19 годах и составит 19.2 процента ВВП.
Правительство планирует ликвидировать чистый долг к 2029-2030 годам.
Правительство также со временем сокращает общие заимствования (валовой долг) как долю экономики.
Валовой долг достиг пика в 2017-18 годах и составлял менее 30 процентов ВВП. Прогнозируется, что в среднесрочной перспективе он упадет ниже 30-летнего среднего показателя до 12,8 процента ВВП.
Чистая финансовая стоимость также, по прогнозам, со временем улучшится в соответствии с бюджетной стратегией правительства.
Погашение чистого долга
В процентах от ВВП
Конфликтующие роли в составлении бюджета для операций
Старший инженер-конструктор крупного американского производителя автомобилей недавно пожаловался одному из своих коллег.
«Эти маркетологи хотят все. Они решили, что в следующей дизайнерской серии им нужен «All-American Car». Они говорят, что он должен быть достаточно большим для семьи из пяти человек (плюс собака), достаточно маленьким, чтобы ездить в городском потоке, и достаточно мощным. тянуть с собой туристический трейлер, достаточно спортивный, чтобы хозяин дома чувствовал, что то, что он ведет, находится всего в нескольких шагах от Формулы-1, достаточно роскошный, чтобы его можно было увидеть в загородном клубе, достаточно безопасный, чтобы соответствовать всем федеральным стандартам, и он должен получать 35 миль за галлон и продаваться по цене менее 3499 долларов.Какого черта они ожидают? Одна машина не может все ».
Разочарование инженера-конструктора автомобилей не совсем отличается от разочарования контролера компании, которого недавно спросили, почему он не может спроектировать систему бюджетирования, которая отвечала бы всем требованиям, которые к ней предъявляли менеджеры всей компании. Казначей сказал, что ему нужен бюджет, достаточно реалистичный для целей кассового планирования. Вице-президент по маркетингу сказал, что ему нужен бюджет, который мотивировал бы продавцов.Начальник производства сказал контролеру, что он нужен ему для оценки операционной эффективности. Президент попросил использовать бюджет в качестве основного механизма координации для согласования всей деятельности компании. Наконец, пришел консультант и сказал контролеру, что ему следует использовать бюджет как инструмент для развития управления. Как и инженер-конструктор, диспетчер справедливо спросил: «Как можно рассчитывать на один бюджет, чтобы все сделать?»
Проблемы, с которыми сталкиваются инженер-конструктор и контролер компании в этих гипотетических примерах, возникают из-за того, что и автомобили, и бюджетные системы выполняют несколько ролей — в то же время они должны быть многим для многих.И проблемы были бы значительно упрощены, если бы ни одна из этих множественных ролей не конфликтовала ни с одной из других. К сожалению, это не тот случай. Автомобиль не может быть роскошным и мощным, если в то же время он должен быть недорогим и экономичным. Точно так же бюджет не может одинаково хорошо выполнять все задачи, которые менеджеры организации могут пожелать возложить на него.
Определение оперативного бюджета
Составление бюджета — это часть процесса управленческого контроля, с помощью которого «менеджеры гарантируют, что ресурсы получены и используются эффективно и результативно для достижения целей организации. 1 Существует несколько видов бюджетов, и хотя конкретная терминология может варьироваться от компании к компании, бюджеты обычно делятся на одну из трех категорий.
Капитальные бюджеты. Эти бюджеты отражают запланированные и утвержденные капитальные затраты корпорации на период от одного до десяти лет.
Финансовые бюджеты. Такие бюджеты обычно включают отчеты о движении денежных средств, балансы и отчеты об источниках и использовании средств.
Операционные бюджеты. Они обычно состоят из прогнозируемых отчетов о доходах и ряда подтверждающих отчетов, таких как запланированные продажи, запланированное производство (подробно), бюджетная стоимость проданных товаров, запланированные расходы на продажу, а также общие и административные расходы, заложенные в бюджет.
Мы будем заниматься исключительно оперативным бюджетированием. Мы определяем это как процесс формализации, количественной оценки и выражения в наборе подробных операционных планов краткосрочных ожиданий и целей руководства компании.
Роль операционных бюджетов
Бюджеты могут быть задействованы для выполнения различных ролей. Мы обсудим пять из них. Три основные роли: планирование, мотивация и оценка; два второстепенных: координация и образование.
Планирование —Операционные бюджеты — это планы; они предоставляют подробную информацию о том, чего руководство надеется достичь и как. Их ценность в процессе планирования заключается в том, что составление бюджета вынуждает руководство детально изучать как общую экономическую ситуацию, частью которой является компания, так и экономические взаимосвязи между всеми различными видами деятельности компании.Составление бюджета позволяет менеджерам исследовать, как затраты и доходы будут вести себя при определенных наборах операционных предположений.
Процесс часто указывает на конфликты между целями высшего руководства и реальными возможностями компании. Посредством составления бюджета руководство может как определить ресурсы, которые потребуются для достижения целей, так и узнать, как эти ресурсы необходимо использовать. Если имеющиеся ресурсы не могут удовлетворить запланированные цели, процесс оперативного бюджетирования может привести к изучению финансовых последствий закупки дополнительных активов (составление бюджета капиталовложений).
Мотивация — Руководство может использовать операционные бюджеты, чтобы мотивировать людей помогать в достижении общих целей организации, привлекая их к заранее определенному плану действий. Можно сказать, что у мотивации есть два элемента: направление и сила. 2
Бюджеты определяют направление, в котором бюджет представляет собой количественную оценку целей руководства. Когда процесс составления бюджета завершен, каждый менеджер ставит перед собой конкретную цель.Но одной цели редко бывает достаточно. Для достижения целей менеджер должен стремиться к их достижению.
Менеджеры могут добиться приверженности (силового элемента мотивации) разными способами. Один из часто используемых приемов — увязать оценку эффективности менеджера с системой мотивации компании. Когда менеджеры понимают, что уровень их вознаграждения и их продвижение по службе в значительной степени зависят от их работы, их приверженность целям бюджета может быть усилена.
Оценка — Данные операционного бюджета служат стандартом для сравнения фактических результатов руководителя или бизнес-подразделения. Без такого стандарта у высшего руководства не было бы ничего, кроме прошлого, по сравнению с которым можно было бы оценивать результаты настоящего. Хотя сравнения настоящего и прошлого могут быть интересны с исторической точки зрения, они часто дают мало значимую оценку деятельности компании или менеджера.
Оценка нынешних результатов деятельности с точки зрения прошлых результатов предполагает, что нынешнее состояние и операционная среда компании такие же, как и в прошлом.Так бывает редко.
Если цель оценки состоит в том, чтобы измерить операционные способности менеджеров в отличие от их навыков прогнозирования, также может быть желательно устранить последствия неконтролируемых или непредвиденных изменений окружающей среды, которые произошли в течение бюджетного периода. Примерами неконтролируемых экологических переменных могут быть изменения в правительственных постановлениях, волнения рабочих, а также нехватка или неожиданное повышение стоимости сырья.
В роли оценки бюджеты получают поддержку со стороны других элементов системы управленческого контроля.Бюджет служит полезным стандартом измерения, но именно система отчетности должна предоставлять данные о фактических результатах, которые должны быть сопоставлены со стандартом. Предварительно определенные критерии оценки (рентабельность инвестиций, рентабельность активов и т. Д.), Формальные процедуры оценки и встречи руководства также подтверждают роль бюджета в оценке.
Координация — Операционные бюджеты также выполняют координирующую роль. В сочетании с финансовыми бюджетами в общий главный бюджет операционные бюджеты помогают координировать деятельность различных частей организации, предоставляя консолидированный план действий.
Бюджеты можно координировать двумя способами. Во-первых, бюджетирование операций в крупной организации должно быть до некоторой степени децентрализовано. В большинстве компаний руководители различных организационных элементов готовят бюджеты на предстоящий год. По мере того, как эти бюджеты переходят на более высокие уровни в организации, они анализируются и консолидируются, и в процессе устраняются несовместимости между запланированными операциями различных организационных элементов.
Выходные данные соответствуют прогнозируемым продажам, графики закупок материалов согласовываются с планами производства, распределение по производственным линиям координируется, избыточность в маркетинговых или торговых операциях проверяется и т. Д.Короче говоря, операционный бюджет, когда он полностью консолидирован, служит средством согласования деятельности всей организации с целью убедиться, что ресурсы не используются чрезмерно или недостаточно.
Вторая координирующая функция операционного бюджета наступает после фактического начала операций. Если каждый организационный элемент управляется таким образом, чтобы соответствовать заложенным в бюджет целям, то координация, заложенная в бюджет в процессе планирования, не будет потеряна.Если, как это часто бывает, условия меняются и бюджет не выполняется всеми подразделениями, то полученные ранее знания об экономических взаимосвязях между различными видами деятельности компании могут быть полезны при разработке пересмотренных планов или бюджетов.
Образование —Роль бюджета в сфере образования связана с координационной ролью. Чтобы правильно подготовить свои бюджеты, менеджеры на всех уровнях организации должны систематически и тщательно анализировать, как функционирует их часть бизнеса, и знать поведение затрат и доходов в своих подразделениях.Бюджеты также могут быть полезными аналитическими инструментами для определения того, как можно улучшить производительность.
Консолидация бюджетов различных организационных элементов может также заставить менеджеров лучше понимать организационную динамику компании в целом. Чтобы иметь возможность объяснить и обосновать свою часть общего бюджета, менеджер должен сначала изучить взаимосвязи и взаимозависимости между различными видами деятельности в его сфере бизнеса.
Из-за постоянной консолидации, которая происходит во время процесса, понимание взаимозависимостей может стать более явным по мере того, как бюджет достигает более старших линейных руководителей.Но на самом деле менеджеры на всех уровнях должны лучше понимать, как их действия и деятельность их подразделений влияют на связанные подразделения компании. Хотя на практике это не всегда так, составление бюджета следует рассматривать как средство, позволяющее руководителям лучше понять, как работает организация в целом.
Конфликты между основными ролями
Требования, предъявляемые к системе оперативного бюджетирования в силу ее основных ролей, затрудняют выполнение одной системой их всех.И именно потому, что эти требования различаются, возникают ролевые конфликты.
Поскольку существует три основных роли для любой бюджетной системы, могут возникнуть по крайней мере три основных ролевых конфликта: планирование против мотивации, мотивация против оценки и планирование против оценки (см. Приложение). Более пристальный взгляд на разницу между требованиями каждой роли показывает, что на самом деле существует только два основных конфликта: один между ролями планирования и мотивации, другой между мотивацией и оценкой.Третий предполагаемый конфликт — между планированием и оценкой — представляет меньшую проблему.
Показывать конфликты между требованиями к ролям
Планирование против мотивации
Для того, чтобы бюджет был наиболее эффективным при планировании, он должен основываться на реалистичной оценке операционных возможностей компании и суждениях руководства о наиболее вероятном результате взаимодействия компании с окружающей средой. Поскольку финансовые бюджеты компании и ее бюджеты капиталовложений частично основаны на цифрах, содержащихся в операционном бюджете, бюджет должен отражать наилучшие оценки руководства в отношении доходов и расходов.Если операционный бюджет чрезмерно оптимистичен, компания может недостаточно использовать свои ресурсы. Если он чрезмерно пессимистичен, может быть недостаточно ресурсов для полного использования рыночных возможностей. Бюджет, используемый для целей планирования, должен основываться на том, что наиболее вероятно.
Тем не менее, операционный бюджет, основанный на том, что наиболее вероятно, рискует установить настолько низкие цели, что это отрицательно скажется на мотивации. Чтобы мотивировать должным образом, в бюджете должны быть поставлены цели выше, чем те, которые ставятся при планировании, и должны быть поставлены задачи, которые трудно, но достижимы.В среднем маловероятно, что все менеджеры в организации уложатся в свой бюджет.
Однако сложные цели, скорее всего, можно приравнять к чрезмерно оптимистичному бюджету, и, если бюджет установлен на возможном, но маловероятном уровне, существует риск не достичь цели и недоиспользовать ресурсы компании. Очевидно, что один и тот же бюджет вряд ли будет полностью эффективным как в плане планирования, так и в плане мотивации.
Конфликт между планированием и мотивацией обостряется, если мы посмотрим на процесс составления бюджета с точки зрения менеджеров, которые его готовят.Они могут знать, что для целей планирования компании нужны их наилучшие оценки вероятного уровня деятельности на предстоящий год. Они также могут знать по опыту, что их начальство, вероятно, повысит вероятный уровень активности, необходимой для целей планирования, чтобы отразить цели, которые они считают трудными, но достижимыми. Руководители также знают, что они могут столкнуться с непредвиденными трудностями при достижении заложенных в бюджет целей.
Принимая во внимание эти факты, менеджеры — в своих первоначальных бюджетных предложениях — часто чувствуют необходимость дополнить бюджет или ввести то, что иногда называют «бюджетным резервом», чтобы повысить шансы на благоприятное сравнение между заложенными в бюджет и фактическими результатами.Комментируя свое желание достичь с потребностью в безопасности, некоторые менеджеры намеренно ставят цели ниже тех уровней производительности, которые они считают достижимыми.
Если процесс обзора и утверждения бюджета не устраняет бюджетный резерв, это может повлиять на эффективность бюджета как в планировании, так и в мотивации. Во-первых, это только случайное совпадение, что расширенный бюджет будет представлять цели, отвечающие реалистичному, наиболее вероятному критерию результата. Во-вторых, мотивация менеджера максимизировать свои собственные результаты может быть ослаблена, поскольку увеличенный бюджет вряд ли будет ставить трудные, но достижимые цели.
Хотя на практике бюджетный резерв, скорее всего, будет устранен по мере консолидации бюджетов по мере их увеличения, потенциал конфликта остается. То, что лучше всего подходит для целей планирования, не лучше для мотивационных целей.
Мотивация в сравнении с оценкой
Важным для понимания этого конфликта ролей является широко распространенное мнение, что цели, поставленные в бюджете, должны рассматриваться менеджером как фиксированные стандарты, по которым будет оцениваться эффективность.Сторонники этой позиции считают, что, как только цели определены, они должны стать относительно фиксированными, чтобы человек, работающий над ними, не терял направление. Кроме того, также считается, что менеджер будет более привержен достижению целей бюджета, если он или она заранее знает, что невыполнение этого может рассматриваться как менее чем удовлетворительная работа.
С другой стороны, при оценке отдельных менеджеров часто желательно исключить из бюджетных стандартов влияние затрат или обстоятельств, над которыми менеджер не мог повлиять.Примерами расходов, которые отдельные менеджеры могут назвать «неконтролируемыми», являются распределение корпоративных накладных расходов и корпоративных расходов на исследования и разработки, а также прибыли или убытки из-за колебаний обменных курсов.
Если цель оценки состоит в том, чтобы измерить операционные способности менеджеров в отличие от их навыков прогнозирования, также может быть желательно устранить последствия неконтролируемых непредвиденных изменений окружающей среды, которые произошли в течение бюджетного периода.Примерами неконтролируемых экологических переменных могут быть изменения в правительственных постановлениях, волнения среди рабочих, а также нехватка или неожиданное повышение стоимости сырья.
Во многих ситуациях бюджет, который наиболее эффективен при оценке, можно назвать бюджетом задним числом. Это тот, который учитывает влияние неконтролируемых или непредвиденных событий, и строится или корректируется постфактум.
Потенциальный конфликт ролей между ролями мотивации и оценки включает влияние на мотивацию использования стандарта ex post facto в процессе оценки.Маловероятно, что менеджеры будут полностью привержены достижению целей бюджета, если они знают, что стандарты эффективности, по которым они будут оцениваться, могут измениться. И все же мотивация может быть так же легко ослаблена жестким применением философии «фиксированного стандарта». Менеджер, который несет строгую ответственность за достижение запланированных целей независимо от того, что происходит в течение периода, вероятно, потеряет энтузиазм, если столкнется с продолжающимися большими отрицательными отклонениями, возникающими из-за неконтролируемых переменных.Существует порог разочарования, при достижении которого может исчезнуть всякая надежда на выполнение бюджета. Потеря надежды легко может привести к потере усилий.
Планирование и оценка
На первый взгляд может показаться, что требование роли планирования по предоставлению реалистичной оценки будущих перспектив будет противоречить необходимости изолировать или исключить влияние неконтролируемых или непредвиденных переменных окружающей среды из бюджета, используемого для целей оценки.Тем не менее, фактически, поскольку они разделены во времени, конфликт между этими требованиями значительно сокращается.
В начале бюджетного периода руководство должно подготовить реалистичный бюджет, отражающий его оценку наиболее вероятного результата будущего взаимодействия между компанией и ее окружением. Однако влияние на роль оценки можно уменьшить, поскольку бюджет будет использоваться для оценки не раньше конца бюджетного периода (или его частей).
В конце бюджетного периода могут быть внесены корректировки или модификации для изменения условий окружающей среды, которые произошли в течение бюджетного периода. Это может быть сделано без отрицательного влияния на предыдущую роль бюджета в планировании. Если на время проигнорировать роль бюджета в мотивации и сосредоточиться только на планировании и оценке, кажется возможным иметь два бюджета: один для планирования, другой — для оценки. Следовательно, между этими ролями не должно быть конфликта.Роль операционного бюджета в мотивации может препятствовать использованию двух совершенно разных версий. Однако обратите внимание, что этот факт сам по себе не создает конфликта между требованиями ролей планирования и оценки.
Уменьшение конфликта ролей
Для уменьшения конфликтов, связанных с основными функциями операционного бюджета, использовались различные методы управления. Некоторые из этих методов являются результатом сознательных усилий со стороны высшего руководства по разработке системы бюджетирования, чтобы уменьшить ролевые конфликты.В других случаях уменьшение ролевого конфликта является случайным и, возможно, незамеченным преимуществом способа построения системы бюджетирования.
Мы выбрали шесть примеров методов, используемых крупными компаниями для уменьшения или устранения негативных последствий ролевых конфликтов. Первые два касаются прежде всего конфликта планирования и мотивации. Следующие два в основном касаются конфликта между мотивацией и оценкой. Последние два содержат элементы, которые можно рассматривать как устранение обоих этих двух ролевых конфликтов.Хотя мы будем рассматривать отдельные техники по отдельности, читатель должен помнить, что вполне возможно комбинировать элементы двух или более из них. Фактически, многие компании сделали именно это.
Конфликт планирования и мотивации
Наиболее частое проявление конфликта между планированием и мотивацией вращается вокруг убеждения, что для мотивационных целей операционный бюджет должен содержать сложные, но достижимые цели. Очевидно, как мы уже видели, цели такого бюджета вряд ли будут достигнуты в среднем всеми менеджерами и бизнес-подразделениями в компании.Если цели, поставленные в бюджетах подчиненного, находятся на сложном, но достижимом уровне, а бюджет старшего менеджера представлен как сумма целей подчиненного, то для того, чтобы старший менеджер смог уложиться в свой бюджет, его подчиненные также должны (в среднем) выполнить их. Если перед старшим менеджером подотчетны пять или шесть менеджеров, вероятность этого может быть довольно низкой.
Одна компания использует то, что она называет суждением генерального директора (GMJ), как средство решения этой проблемы.GMJ — это форма бюджетного резерва, но он не используется так же, как рассмотренный ранее бюджетный резерв. В этой компании бюджетные цели достаточно высоки, чтобы эффективно мотивировать менеджеров на нижних уровнях организации. Затем, по мере увеличения бюджета, цели снижаются до уровней, более соответствующих целям планирования и координации.
Генеральные менеджеры в этой компании просят своих подчиненных взять на себя обязательства по достижению целей, которые, по мнению генеральных менеджеров, будет трудно достичь.По мере того, как генеральный менеджер консолидирует бюджеты своих подчиненных, он сокращает общие цели консолидированного бюджета до уровней, которые, по его мнению, более реалистичны для целей финансового планирования. Таким образом уменьшается очевидное противоречие между ролями бюджета.
Используя GMJ, эта компания подвергается риску. Подчиненные могут подумать, что на самом деле существует два бюджета: один используется для их мотивации, а другой, менее оптимистичный, для планирования и оценки работы старших менеджеров.Вдобавок они могут почувствовать, что старшие менеджеры оцениваются по более низким стандартам, чем к ним. Это может отрицательно повлиять на их мотивацию к достижению первоначального бюджета.
Другой подход к уменьшению конфликта между планированием и мотивацией воплощен в философии управленческого контроля, которую можно назвать жесткой судовой политикой. Здесь цели ставятся достаточно высоко, чтобы мотивировать, и планирование основывается на этих заложенных в бюджет целях. Бюджеты не увеличиваются, как в случае с GMJ; нет двойных стандартов.Ожидается, что все менеджеры достигнут своих бюджетных целей.
При строгой философии поставок есть только один больший грех, чем невыполнение бюджета, — знание того, что заложенные в бюджет цели не будут достигнуты, и не информирование об этом высшее руководство. Старшие менеджеры такой компании полагают, что предварительное знание того факта, что бизнес-единица не собирается выполнять бюджет, позволяет им уменьшить влияние, которое дефицит может оказать на другие операционные единицы в организации.Они также считают, что выгоды от планирования и координации бюджета часто могут быть сохранены за счет своевременных и эффективных корректирующих действий.
Еще одним средством уменьшения возможных неблагоприятных последствий планирования с бюджетами, цели которых достаточно высоки, чтобы их мотивировать, является планирование на случай непредвиденных обстоятельств. Одна компания, которая работает с системой бюджетирования, основанной на жесткой судовой политике, имеет свои операционные подразделения для подготовки планов действий в чрезвычайных ситуациях в начале каждого бюджетного периода. Эти планы составлены для уровней продаж на 20% и 40% ниже, чем указано в операционном бюджете.
Хотя основная цель этого типа планирования на случай непредвиденных обстоятельств — помочь отдельным менеджерам быстрее реагировать на изменения запланированного уровня активности, это также может помочь уменьшить конфликт ролей. Имея планы на случай непредвиденных обстоятельств для нескольких результатов, высшее руководство имеет представление о том, как каждый результат может повлиять на организацию в целом.
Конфликт мотивации и оценки
Один из методов, который может уменьшить конфликт между мотивацией и оценочной ролью, — это различать уровни организации в отношении того, где будут оцениваться менеджеры на основе пересмотренных или задним числом бюджетов.Очевидно, что на нижних уровнях организации существует меньше возможностей прогнозировать, контролировать или влиять на случайные внешние переменные. Таким образом, отдельные менеджеры на этих уровнях не могут быть наказаны за невыполнение предусмотренных в бюджете целей, когда дефицит вызван обстоятельствами, которые им нелегко контролировать или на которые они не влияют.
Менеджер производства, например, может быть оценен на основе его способности соблюдать заложенные в бюджет стандарты для переменных затрат, постоянных затрат, сроков поставки и стандартов качества (продукции).Если в течение этого периода от него потребовалась крупная экстренная партия, влияние этой перевозки на результаты, о которых он сообщил, можно было бы показать отдельно от результатов остальных его операций.
Чем выше в организации, тем большее количество внешних переменных можно прогнозировать, контролировать или влиять на них. А старшие менеджеры занимают руководящие должности в основном из-за их способности справляться с более сложной и сложной средой. Таким образом, бонусы и другие финансовые стимулы, предлагаемые таким менеджерам, могут быть более тесно связаны с достижением целей, установленных в первоначальном бюджете.Такое разделение основы для оценки работы и вознаграждения помогает поддерживать как приверженность заложенным в бюджете целям наверху, так и мотивацию со стороны людей, находящихся ниже в организации, чьи цели не достигаются из-за событий, которые, по их мнению, находятся вне их контроля.
Конфликт между ролями мотивации и оценки также можно уменьшить с помощью «регулируемых бюджетов». Это операционные бюджеты, цели которых могут быть изменены при заранее определенных стечениях обстоятельств.Таким образом, доработка возможна в течение периода эксплуатации, и стандарт производительности может быть изменен.
В одной компании, которая использует такую систему составления бюджета, менеджеры берут на себя обязательства по бюджету, понимая, что в случае существенных изменений в любой из пяти ключевых экономических или экологических переменных высшее руководство пересмотрит бюджет и будут установлены новые критерии эффективности. . Эта компания автоматически пересматривает бюджет всякий раз, когда происходят значительные изменения в любой из этих пяти переменных.Естественно, порог, запускающий новый бюджет, будет зависеть от относительной важности каждой переменной.
Благодаря этой системе менеджеры знают, что от них ожидают выполнения своих бюджетов. Бюджет сохраняет свою мотивационную характеристику, потому что он представляет собой цели, которых можно достичь. Неконтролируемым событиям не разрешается влиять на запланированные цели таким образом, чтобы у них было мало шансов на достижение. Тем не менее, внесенные изменения не должны отрицательно сказаться на обязательствах, поскольку изменения согласовываются в авансе , а процедуры их внесения структурированы в общую систему бюджетирования.
Множественные конфликты ролей
Некоторые компании используют скользящие бюджеты для уменьшения конфликтов нескольких ролей. При скользящем бюджете каждый бюджетный период, вероятно, будет намного короче, чем традиционный 12-месячный период: квартал или, возможно, четыре месяца. Составление бюджета становится более или менее непрерывным процессом. По окончании каждого бюджетного периода подготавливаются или пересматриваются бюджеты на будущие периоды.
Например, скользящий бюджет может работать следующим образом. В конце периода 3 (произвольная отправная точка для этого примера) высшее руководство сравнивает фактические результаты за период с целями, заложенными в бюджет, и производит оценку эффективности.В то же время он в последний раз пересматривает бюджет на период 5. Кроме того, он впервые пересматривает бюджет для периода 6 и формулирует первоначальный бюджет для периода 7. Бюджет на следующий период, период 4, был завершен в конце последнего периода. Работа менеджера в текущем периоде должна соответствовать запланированным целям, прежде чем будет выплачен бонус.
Обязательства поддерживаются с помощью скользящего бюджета, потому что менеджер знает, что, будучи окончательным, бюджет не будет изменен для целей оценки.Неспособность достичь заложенных в бюджет целей приводит к потере стимулирующей компенсации. Тем не менее, поскольку период составления бюджета был значительно сокращен, индивидуальный менеджер считает, что финансовые последствия такой неудачи легче переносятся. Прежде чем стать окончательным, бюджет подвергается двум пересмотрам. Таким образом, его можно скорректировать с учетом того, что можно было бы назвать непредвиденными событиями в рамках более традиционной бюджетной системы. Тем самым несколько уменьшаются неблагоприятные последствия непересмотра бюджетов.
Некоторые компании используют вторую технику для уменьшения конфликтов между несколькими ролями: они требуют регулярного представления пересмотренных прогнозов в течение года.Такие компании (как и большинство других) делят период, охватываемый бюджетом, на месяцы или кварталы для целей отчетности. В конце каждого отчетного периода менеджеры несут ответственность не только за то, чтобы сообщать фактические результаты операций; они также должны предоставить прогноз операционных результатов на оставшуюся часть общего бюджетного периода.
Эти пересмотренные прогнозы становятся исходными данными для процесса планирования и служат для обновления тех планов, которые были основаны либо на исходном бюджете, либо на самом последнем прогнозе.Эти постоянно обновляемые прогнозы частично восстанавливают реалистичность, необходимую для интеллектуального планирования. Сравнение во времени первоначальных бюджетов с пересмотренными прогнозами также дает представление о способности менеджера прогнозировать будущие операционные условия.
В одной компании, которая использует методику, аналогичную только что описанной, оценка эффективности основана на сравнении как первоначального бюджета с фактическими результатами, так и фактических результатов с последним прогнозом. Таким образом, для этой компании ролевой конфликт между мотивацией и оценкой уменьшается, поскольку оценка эффективности частично основана на сравнении фактических результатов с последним прогнозом.Результаты менеджера сравниваются как с фиксированным стандартом, так и со стандартом, который предположительно был скорректирован с учетом неконтролируемых или непредвиденных изменений окружающей среды.
Общие рекомендации
Разрешение конфликтов между различными ролями бюджетной системы может быть сложной задачей. Отчасти это связано с тем, что, хотя планирование — это в основном простая бизнес-деятельность, концепции мотивации и оценки являются частью сложной области поведенческих наук.Поэтому следует с осторожностью относиться к обобщениям о том, как руководство может лучше всего действовать для уменьшения таких конфликтов. Тем не менее, следующие моменты могут помочь старшим менеджерам, когда они думают, как решить или облегчить такие проблемы:
1. Признайте, что существуют конфликты ролей. Хотя отрицательные последствия конфликтов часто можно уменьшить, их нельзя полностью устранить. Простое признание того, что существуют ролевые конфликты, — это гигантский шаг к решению проблемы.Во многом недовольство современными системами бюджетирования проистекает из попыток заставить один бюджет выполнять несколько ролей.
2. Помните, что относительная важность каждой бюджетной роли может варьироваться в зависимости от уровня организации. Метод GMJ, рассмотренный ранее, основан на том принципе, что относительная важность нескольких ролей, выполняемых бюджетом, является функцией уровня вовлеченной организации. Важность планирования и мотивации зависит от уровня организации, на которой используется бюджет.На более низких уровнях бюджет используется для мотивации. На более высоких уровнях его актуальность для финансового планирования и внутриорганизационной координации становится более важной. Хотя GMJ не устраняет ролевые конфликты, установка приоритетов для каждой роли на различных уровнях организации снижает влияние ролевых конфликтов.
Точно так же метод разграничения уровней организации в отношении того, где эффективность менеджеров будет оцениваться на основе пересмотренных бюджетов или бюджетов ex post facto, основан на том принципе, что отдельные роли бюджета не имеют одинакового значения. на всех уровнях организации.
3. Помните, что использование других элементов системы управленческого контроля может помочь в сокращении ролевых конфликтов. Можно сказать, что компании, придерживающиеся жесткой судовой политики, придают первостепенное значение мотивации. Бюджетные цели устанавливаются на трудном, но достижимом уровне в целях мотивации. Любые неблагоприятные последствия, которые это может иметь для финансового планирования, устраняются путем создания своевременных и (есть надежда) эффективных систем отчетности, планирования на случай непредвиденных обстоятельств и других механизмов координации управления.
4. Осознайте, что ролевые конфликты можно уменьшить путем реструктуризации самой бюджетной системы. В случае скользящих бюджетов и регулируемых бюджетов ролевой конфликт уменьшается за счет повторения процесса составления бюджета несколько раз в течение года. Эта переработка позволяет вводить постоянно обновляемую информацию в процесс планирования. Это также позволяет четко учитывать непредвиденные или неконтролируемые факторы, которые не были бы частью процесса установления бюджетных целей в более традиционной бюджетной системе.Мотивация поддерживается за счет использования фиксированных (или, в случае регулируемых бюджетов, переменных в соответствии с известными критериями) стандартов.
Если предоставляются регулярно пересмотренные прогнозы, ролевые конфликты могут быть уменьшены как путем предоставления постоянно обновляемой информации для процесса планирования, так и за счет частичного базирования оценки эффективности на сравнении фактических результатов с последним прогнозом.
1. Роберт Н. Энтони, Джон Дирден и Ричард Ф. Вансил, Системы контроля управления: текст, случаи и чтения, ред.изд. (Хоумвуд, Иллинойс: Ричард Д. Ирвин, 1972), стр. 4.
2. Чарльз Т. Хорнгрен, Учет затрат: управленческий акцент, 3-е изд. (Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл, 1972), стр. 167.
Сущность финансов и финансовой системы. Финансовая функция. Государственный бюджет и его структура. Государственный долг.
Государственное регулирование экономики возникло не в один день. Это результат длительного исторического процесса общества.Однако хозяйственная практика XIX-XX вв. Подтвердила, что рыночный механизм не лишен недостатков и противоречий, не может обеспечить эффективное использование ограниченных ресурсов. Саморегулирующаяся рыночная система приводит к потере социальной работы, поскольку производители работают на малоизвестный рынок, но нестабильность цен, инфляция и кризис опустошают многих производителей.
Рыночный механизм, ориентированный на максимизацию прибыли, не в состоянии решить все экономические и социальные проблемы: охрана окружающей среды, развитие фундаментальной науки, здравоохранение.Рыночный механизм безразличен к проблеме социальной справедливости и равенства, и он снижает дифференциацию прибылей, социальную открытость людей, аргументы. Присущая рынку тенденция концентрации производства и монополий разрушает свободную конкуренцию, которая необходима для реализации регулирующей функции рынка.
Государственное регулирование экономики представляет собой принципиальную систему методов законодательного, исполнительного и контрольного характера. Среди иерархии голов есть одна главная цель.Он включает в себя такие звенья развития общества, как обеспечение интенсивного экономического роста, экономической и социальной стабильности, укрепление существующей системы, международных условий страны. Именно от этой главной цели идут все остальные цели, и все они подчинены главной.
Экономическая роль государства конкретизируется в его функциях. Вот несколько функций состояния:
1. Обеспечение правовой базы и социального климата, способствующее эффективному функционированию рыночной экономики, регулирование рыночной экономики с помощью рыночных уровней влияния на поведение субъектов рыночных отношений.
2. Муравьиная монополистическая политика и поддержка конкуренции.
3. Разработка эффективных общих условий воспроизводства
4. Реализация государственной собственности за счет развития производственной деятельности в государственном секторе экономики.
5. Распределение ресурсов, их рациональное перераспределение между различными сферами промышленности, экономики.
6. Стабилизация воспроизводства на макроуровне с помощью регулирования экономической динамики с помощью инвестиционно-структурированной политики, финансового и налогового контроля за уровнем производства, безработицы, инфляции.
7. Обеспечение принципа справедливости, социальных гарантий за счет перераспределения прибыли, осуществления трансфертных платежей.
8. Поддержка малого и среднего бизнеса.
9. Организация фискальной политики по отчислению части прибыли хозяйствующих субъектов с целью формирования государственного бюджета.
В механизме государственного регулирования экономики важную роль играют средства ( инструментов, ), которые делятся на 2 группы: административные (допуски, принуждения) и экономические (бюджетные, кредитные, ценовые и комиссионные).Все они используются как по отдельности, так и вместе, особенно при программировании государственной экономики, использовании средств государственного сектора. Поэтому основное значение имеет правильный выбор форм, методов с учетом целей и социально-экономической ситуации, объектов и субъектов, эффективности реализации.
В процессе регулирования экономики государство должно поставить
1. минимизация негативных процессов в экономике
2.правовые, финансовые и социальные основы эффективного функционирования экономики
3. Социальная защита тех социальных групп, которые в этом нуждаются.
:
Основы денег: создание бюджета
закрыть поиск поиск менюТемы
печать- Английский expand_more expand_less
- Español
- Português
Создание бюджета
Вернуться к учебнику закрыть- Я бы хотел…
- Начать работу с компьютерами
- Изучите Microsoft Office
- Устроиться на работу
- Улучшить свои рабочие навыки
- Создавайте красивые документы
- Больше…
- Microsoft
- Офис 2019 | 2016 | 2013
- слово
- Excel
- Силовая установка
- Доступ
- Формулы Excel
- Больше…
- Основные навыки
- Компьютеры
- Смартфоны и планшеты
- Учебник по вводу текста
- Windows
- Больше…
- Интернет-навыки
- Интернет
- Интернет-безопасность
- Социальные медиа
- Эл. адрес
- Поиск лучше
- Больше…
- Google
- Gmail
- Гугл документы
- Google Таблицы
- Больше…
- Работа и карьера
- Планирование карьеры
- Написание резюме
- Сопроводительные письма
- Поиск работы и работа в сети
- Деловое общение
- Больше…
- Навыки на сегодня
- Адаптация к изменениям
- 3D печать
- Носимые
- Внештатную работу
- Личные финансы
- Совместная экономика
- Принятие решений
- Больше.