Противоправная мотивация

Речь идет о специфической мотивации, выступающей непосредственной причиной противоправного поведения. В.Н.Кудрявцев говорит об антиобщественной ориентации личности. Другие используют сходные термины: криминогенная деформация личности, антиобщественен установка, антисоциальная направленность, противоправная мотивация. Данные термины обозначают систему наиболее устойчивых и доминирующих мотивов личности — внутренних побуждений, потребностей, установок, ценностей, интересов и убеждений.

Противоправная мотивация может иметь различные истоки, Формы и степень выраженности — следующие ведущие мотивации противоправных действий: корыстно-алчную, насильственно-эгоистическую, анархистско-индивидуалистическую, легкомысленно безответственную, трусливо малодушную.

Отдельными мотивами, побуждающими к противоправным действиям, могут быть: стремление немедленно получить удовольствие, стремление самоутвердиться, стремление к комфорту или высокому социальному статусу, оппозиционное поведение (внутреннее стремление нарушать запреты), поведенческие стереотипы (опыт пребывания в криминальной среде), агрессия и садистические наклонности, следование социальным стереотипам и традициям, потребность чувствовать принадлежность к группе и получать ее одобрение, скука, стремление к риску и острым ощущениям, фрустрация, необходимость вынужденной защиты, альтруизм (правонарушение ради других людей или высокой цели).

В психоаналитических исследованиях, раскрывающих бессознательную мотивацию, делинквентность рассматривается как следствие внутреннего конфликта и примитивных защит. В случае антисоциального поведения могут действовать следующие бессознательные мотивы делинквентности:

— желания, требующие немедленного удовлетворения;

— переживание бессильного гнева, отчаяния — агрессии, ищущей разрядки;

— обида, требующая мщения;

— зависть, побуждающая к восстановлению справедливости;

— недоверие и стремление сохранять дистанцию;

— фантазии величия и всемогущества.

Доминирующие и наиболее часто проявляющиеся у конкретной личности мотивы определяют общую направленность личности. В зарубежной психологической и медицинской литературе для описания делинквентного поведения взрослых людей (от 18 лет) широко используются термины: «антисоциальная», «социопатическая», «психопатическая» личность. Данные понятия не тождественны привычным для нас понятиям — «криминальная личность», «характерологический психопат» — и не могут выступать в качестве медицинского диагноза.

Социопатическая (антисоциальная) личность представляет собой психологический тип, описанный через глубинные психологические механизмы функционирования личности.

Н. Мак-Вильяме описывает социопатическую личность через выраженную потребность ощущать власть над другими. Это может проявляться как стремление влиять на людей, манипулировать ими, «подняться» над ними. Многие авторы отмечают, что данный характер связан с

базовой неспособностью к человеческой привязанности.

При делинквентном поведении часто используется проекция на общество личных негативных качеств.

Знаменитое отсутствие совести у социопатов свидетельствует не только о дефективном супер-Эго, но также о недостатке первичных взаимных привязанностей к другим людям.

Тот факт, что делинквенты не страдают от дискомфорта из-за своего поведения, составляет одну из основных трудностей социального и психотерапевтического воздействия на них.

Детство антисоциальных людей нередко отличается безнадзорностью, обилием опасностей и хаоса (хаотическая смесь суровой дисциплины и сверхпотворства; слабая мать и вспыльчивый садистичный отец; алкоголизм и наркотики в семье; семейные разрывы).

В таких нестабильных и угрожающих обстоятельствах ребенок не получает чувства защищенности в необходимые моменты развития, что может подтолкнуть его потратить остаток жизни на поиск подтверждения своего всемогущества.

Таким образом, нарушение ранних объектных отношений приводит к серьезному личностному расстройству, переживаемому как неспособность к установлению привязанности и признанию авторитетов.

В обращении с делинквентными личностями целесообразно (насколько это возможно) игнорировать их недоверие. Следует исходить из того, что «они не умеют сдерживаться, но имеют страстное искаженное желание привязанности» [2, с. 184], не удовлетворенное в раннем детстве.

Проблема антиобщественного поведения существует не только как абстрактное социальное явление. Повседневная жизнь, ставит перед каждым из нас непростые задачи: не поддаться криминогенной обстановке, избежать страха, защитить себя и свою семью, воспитать законопослушание в детях, помочь людям (вставшим на путь нарушения закона) вернуться в общество. Эти задачи требуют огромных усилий со стороны государства и

его граждан. Одновременно с этим решение проблемы преступности тесно связано с серьезным научным осмыслением Противоправного поведения как отклоняющегося поведения личности

Мотивация — общая психология

Мотивация — это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.

Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе — у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.

Мотивы являются относительно устойчивыми образованиями личности, однако мотивация включает в себя не только мотивы, но и ситуативные факторы (влияние различных людей, специфика деятельности и ситуации). Такие ситуативные факторы, как сложность задания, требования руководства, установки окружающих людей, сильно влияют на мотивацию человека в некоторый промежуток времени. Ситуативные факторы динамичны, легко меняются, поэтому существуют возможности влиять на них и на активность в целом. Интенсивность актуальной (действующей «здесь и теперь») мотивации состоит из силы мотива и интенсивности ситуативных детерминант мотивации (требований и влияния других людей, сложности заданий и т.п.).

Термин «мотивация» — более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смыс-ле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта. Кроме того, на уровне познавательных процессов мотивационному объяснению подлежат их избирательность, эмоционально специфическая окрашенность.

Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Обнаружение и описание причин устойчивых измене-ний поведения — ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором — внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором — о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Диспозиционная и ситуационная мотивации не являются независимыми. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, и, напротив, активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению ситуации, точнее, ее восприятия субъектом.

Поведение личности в ситуациях, которые кажутся одинаковыми, представляется разнообразным, и это разнообразие трудно объяснить, апеллируя только к ситуации. Установлено, например, что даже на одни и те же вопросы человек отвечает по-разному в зависимости от того, где и как эти вопросы ему задаются. В этой связи есть смысл определить ситуацию не физически, а психологически, так, как она представляется субъекту в его восприятии и переживаниях, т. е. так, как человек понимает и оценивает ее.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Мотив — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.

Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существова-ния и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсюда название «потребность») организму (личности).

Второе после потребности по мотивационному значению понятие — цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность.

Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизирован-ность. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов — диспозиций (мотивов), потребностей и целей, представленных на каждом из уровней.

Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения. Интересом называют особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью.

Задача возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определенной цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Желания и намерения — это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.

Интересы, задачи, желания и намерения хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.

Понятие о мотивации как о сознательном и бессознательном процессе

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет.

Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств.

На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся.


Конкретная мотивация: определение и типы

Конфеты были достаточным мотиватором для нас в детстве. Но, будучи взрослыми, мы обнаруживаем, что мотивация не так проста. Иногда бывает трудно найти мотивацию. Иногда вообще нет никакой мотивации.

  • Что такое конкретная мотивация?
  • Как работает конкретная мотивация?
  • Что такое ситуационная мотивация?
  • Какие существуют четыре типа мотивации?
  • Что такое мотивация для конкретной задачи?

Определение конкретной теории мотивации

Многочисленные теории мотивации показывают, насколько сложной является мотивация. Люди получают мотивацию по-разному, и ваша мотивация может не сработать для другого человека. Теория конкретной мотивации объясняет способы, которые побуждают нас действовать через конкретных мотиваций . Но сначала, что такое конкретная мотивация?

Фг. 1 Двое мужчин играют в баскетбол, демонстрируя мотивацию компетентности, pexels.com

Конкретные мотивы обычно представляют собой краткосрочные мотивы, основанные на ожиданиях или целях, установленных человеком. Внешние факторы в основном влияют на конкретную мотивацию.

Как правило, все мы хотим получить новые знания или освоить новые навыки. Но то, участвуем мы или нет в онлайн-семинаре, зависит от наших конкретных мотивов, таких как достижение , компетенция , сила и принадлежность .

В одну сторону конкретная мотивация работает через положительное подкрепление . Когда усилия человека увенчаются успехом в сочетании с положительной обратной связью от значимых для него людей (например, семьи, друзей и учителей), он начинает усваивать стандарт совершенства, который он устанавливает для себя, повышая чувство компетентности. Высокое чувство компетентности побуждает его браться за более сложные задачи и прилагать огромные усилия. Поскольку значимые люди влияют на мотивацию, значение положительного подкрепления также имеет значение, а также основа оценки, например, результат или личное мастерство.

Конкретные мотивы, такие как мотив принадлежности , работают, когда люди испытывают эмоциональные триггеры (например, страх, тревогу и радость). Взаимодействие биологических и социальных элементов лежит в основе аффилиативного поведения, о чем свидетельствуют формирующиеся у наших предков социальные привязанности, которые помогали им в их способности выживать и размножаться. Социальные привязанности давали нашим предкам доступ к основным потребностям и другим материальным ресурсам.

Итак, что такое конкретная теория мотивации?

Конкретные теории мотивации объясняют, как конкретные мотивы, такие как потребность в достижениях или власти, заставляют человека работать для достижения цели.

Примеры конкретной теории мотивации

Теория мотивации компетентности Хартера

В своей теории мотивации компетентности Сьюзен Хартер предположила, что люди участвуют в деятельности, основанной на их воспринимаемой компетентности. Она построена на работе Роберта Уайта , который представил « effectance «, чтобы описать мотивацию присоединиться к своему окружению и влиять на него. Согласно Уайту, если человек достигает успеха, он будет продолжать взаимодействовать со своим окружением.

Эта идея является центральной в теории мотивации Хартера с некоторыми модификациями:

  • Индивидуумы обладают различной воспринимаемой компетентностью во многих аспектах (например, интеллектуальные способности и социальные навыки)

  • Они мотивированы проявлять компетентность во всех этих областях

  • Мотивация компетентности улучшается, когда люди успешно справляются со своими задачами и получают социально-эмоциональную поддержку от своих близких.

Ребенок, получивший похвалу от родителей после успешного рисования собаки, продолжит совершенствовать свои навыки рисования.

Теория мотивации достижения

Согласно Дэвиду Макклелланду , каждый стремится к определенному уровню совершенства, определяемому как мотивация достижения . Люди с высокой мотивацией достижения выбирают несколько трудные виды деятельности, которые приносят удовлетворение, но в то же время избегают слишком легких или невыполнимых задач. Люди с низкой мотивацией достижения выбирают очень легкую или недостижимую деятельность, чтобы не винить себя за неудачи.

Студенты колледжей с высокой мотивацией к достижениям, скорее всего, объяснят свои неудачи на экзаменах недостаточной подготовкой и усилиями.

Теория защитной мотивации

Рональд Роджерс представил идею о том, что люди мотивированы защищать себя и других при восприятии опасности или угрозы. Человек определяет свою реакцию, оценивая серьезность угрозы и возможность ее реализации. Он также смотрит на то, насколько эффективной будет реакция, на сложность ее реализации и на свои собственные убеждения в способности справиться с ситуацией. Если человек считает, что угроза не так серьезна, а цена принятия нового поведения выше, он может отрицать или преуменьшать опасность.

Человек, которому врач посоветовал похудеть, считает, что изменение диеты и образа жизни обходится слишком дорого, и вместо этого вообще игнорирует этот вопрос.

Четыре типа мотивации

У всех нас есть занятия, которые нам нравятся, потому что они приносят удовольствие. Это наслаждение проистекает из внутренней мотивации .

Внутренняя мотивация — это внутренняя решимость сделать что-то ради самого действия, а не ради вознаграждения. Люди, которые больше полагаются на внутреннюю мотивацию, в целом имеют лучшее психическое здоровье.

Рэйчел любит проекты «сделай сам», потому что она считает достижением возможность делать что-то с нуля.

Но внутренняя мотивация не всегда сохраняется, поскольку при выполнении задачи может возникнуть внешняя мотивация, которая является эффектом сверхоправдания .

Эффект сверхоправдания возникает, когда человек с внутренним желанием чего-то добиться получает внешнее вознаграждение. Награда заменяет внутреннее удовлетворение как мотиватор для этой работы.

Ханна любит печь торты для своих друзей и семьи, но это казалось менее приятным, когда ее увлечение превратилось в семейный бизнес.

Когда ребенок выполняет работу по дому в обмен на игрушку, его мотивация для выполнения задачи является внешней .

Внешняя мотивация относится к желанию участвовать в поведении в обмен на внешнее (внешнее) вознаграждение, которое включает признание , деньги и материальные вещи .

В более ранних взглядах на мотивацию утверждалось, что поведение, вызванное внешней мотивацией, не было детерминировано из-за отсутствия выбора. Тем не менее, исследования (Deci & Ryan, 2004) выявили четыре типа внешней мотивации в соответствии с уровнями самоопределения и недетерминированности.

Виды внешней мотивации: внешняя, интроецированная, идентифицированная, и интегрированная регламентация .

  1. Внешнее регулирование — это наименее самоопределяемая внешняя мотивация для достижения конечного состояния, отдельного от поведения.

  2. Интроецированное регулирование — это внешняя мотивация, включающая действия, вызванные внутренним давлением, таким как чувство вины или стыда.

  3. Выявленное регулирование — это внешняя мотивация, включающая действия, вызванные причинами, которые человек считает важными.

  4. Интегрированное регулирование представляет собой наиболее самоопределяемую внешнюю мотивацию, включающую действия, соответствующие личности. Мотивация человека соответствует его ценностям.

Когда вы знаете, что есть задача, которую необходимо выполнить, но не выполняете ее, это указывает на идентифицированную мотивацию .

В выявлена ​​мотивация , человек видит потребность действовать, но желание не полностью материализовалось, поэтому пока ничего с этим не делает. Эта мотивация постепенно накапливается с течением времени.

Интроецированная мотивация в основном отражает негативную сторону мотивации; внутреннее давление становится мотивацией человека к действию.

Ситуационная мотивация

Ситуационная мотивация относится к мотивации в настоящий момент при выполнении деятельности. Эта мотивация проявляется в зависимости от ситуации. Специфичные для ситуации мотивы могут меняться в зависимости от характеристик задачи и других факторов.

Мотивация учащегося, связанная с конкретной ситуацией, например, проявляется в обучении решению математического уравнения. На его мотивацию может повлиять сложность задачи, его учитель или его чувства по поводу этой конкретной ситуации.

Фг. 2 Студент колледжа сдает экзамен, pexels.com

Другим примером является мотивация к сдаче теста , которая подпадает под мотивацию, зависящую от ситуации, поскольку студент, например, попадает в конкретную ситуацию, и этот вид мотивации определяется как желание настойчиво и усердно работать над набором тестовых заданий. Специфические для ситуации факторы, влияющие на мотивацию и, в свою очередь, на результаты теста, могут включать интерес к самому предмету и воспринимаемую ценность теста.

Конкретная внутренняя мотивация

В долгосрочной перспективе внутренняя мотивация оказывается более эффективной в достижении целей. Вы находите удовольствие и более глубокий смысл в своих действиях, когда у вас есть внутренняя мотивация. Этот вид мотивации коренится во внутреннем удовлетворении независимо от результата.

Существует три типа внутренней мотивации (Vallerand et al., 1989, 1992, 1993):

  1. Внутренняя мотивация знать — это мотивация через получение удовольствия от получения знаний и навыков.

  2. Внутренняя мотивация выполнить вещей – это мотивация через чувство удовлетворения от достижений.

  3. Внутренняя мотивация испытывать стимуляцию — это мотивация посредством сенсорной стимуляции, возникающей во время деятельности.

Типы: Теория мотивации

Существует два типа теорий мотивации: содержание и теории процессов .

содержательных теорий мотивации подчеркивают, что наши потребности занимают центральное место в нашей мотивации. Мотивация прекращается, когда потребность уже удовлетворена.

Самая известная содержательная теория мотивации — это Иерархия потребностей Маслоу , которая состоит из пяти уровней: физиологические потребности, безопасность, любовь и принадлежность, уважение и самоактуализация. Основные потребности (физиологические и безопасность) должны быть более или менее удовлетворены, чтобы перейти на следующий уровень. В этой теории он предположил, что все люди способны достигать самореализация . Проблема возникает, когда человек переживает неблагоприятные события (например, проблемы в отношениях), заставляя его двигаться вперед и назад, чтобы удовлетворить свои изменчивые потребности.

Процессуальные теории мотивации подчеркивают цель и курс действий, которые мы предпринимаем, что приводит к поведению, включая планирование целей и работу, которую мы проделываем для достижения наших целей.

Теория ожидания мотивации Виктора Врума предполагает, что мотивация человека в деятельности зависит от его ожиданий ценного вознаграждения за его тяжелые усилия и веры в то, что он может выполнить работу.

Теория мотивации, зависящей от задачи

Не существует единой теории, которая подробно объясняет, что определяет мотивацию задачи . В науке о мотивации существует множество противоречивых идей. Итак, для понимания этого явления была предложена унифицированная модель конкретной мотивации задачи . Предполагается, что факторы, специфичные для задачи, взаимодействуют, что приводит к общей мотивации задачи.

Мотивация, связанная с задачей относится к готовности к конкретным действиям, таким как подготовка к собеседованию при приеме на работу или сдача экзаменов в совет директоров. ожидаемое значение напрямую влияет на мотивацию задачи.

Ожидаемая ценность — воспринимаемая ценность деятельности в результате взаимодействия четырех валентностей: аффективной, когнитивной, положительной, и отрицательной .

Аффективные и когнитивные валентности

Аффективные валентности — это положительные эмоциональные реакции (например, удовольствие) в предвкушении и выполнении действия. Для сравнения, когнитивных валентностей — это стоимостная оценка прогнозируемых результатов деятельности. Эти два типа валентностей функционируют как два разных регулятора мотивации, но все же взаимодействуют друг с другом, в которых они иногда поддерживают или противостоят друг другу, влияя на мотивацию задачи.

Положительные и отрицательные валентности

Мотивация приближения , возникающая из положительных валентностей , является мотивацией от приятных ощущений для достижения своих целей. Эта мотивация состоит из действий, направленных на вознаграждение. С другой стороны, мотивация избегания возникает из негативных валентностей . Мотивация избегания включает в себя действия, направленные на избегание аверсивных ситуаций. Эта мотивация также включает в себя инициирование мыслей и действий, направленных на предотвращение намеченного действия.

Другими факторами, влияющими на мотивацию задачи, являются ожидаемая выполнимость, автономия, связанность и субъективная норма .

  1. Ожидаемая осуществимость — это вера в личную компетентность и ситуационные факторы (например, доступную внешнюю поддержку), влияющие на мотивацию.

  2. Автономия отражает то, как человек воспринимает себя как единственный источник своих решений и чувство свободы при планировании своего курса действий.

  3. Родственность — это чувство принадлежности или связи, которое человек испытывает по отношению к людям, участвующим в мотивированном действии.

  4. Субъективная норма — тенденция соответствовать стандартам лиц, значимых для мотивированного действия.

Конкретные мотивы — ключевые выводы

  • Конкретные мотивы — это краткосрочные мотивы, основанные на целях человека.

  • Четыре типа мотивации: внутренняя (внутренняя решимость), внешняя (внешнее вознаграждение), интроецированная (внутреннее давление) и выявленная (постепенная) мотивация .

  • Мотивация, зависящая от ситуации относится к мотивации в данный момент или текущему мотивационному состоянию в конкретной деятельности в определенное время.

  • Существует два типа теорий мотивации: содержание (сосредоточено на потребностях) и процесс (сосредоточено на механизме) теории .

  • Мотивация, специфичная для задачи n – это готовность к действию в конкретной деятельности под влиянием взаимодействия переменных, специфичных для задачи, таких как валентности , ожидаемая выполнимость , автономия , связанностьсубъективная норма .


Ссылки

  1. De Brabander, CJ, & Martens, R.L. (2018). Эмпирическое исследование единой модели мотивации конкретной задачи. Психология, 9(4), 540-560.
  2. Де Брабандер, С.Дж., и Мартенс, Р.Л. (2014). К единой теории мотивации, зависящей от задачи. Обзор образовательных исследований, 11, 27–44.
  3. Деси, Э. Л., и Райан, Р. М. (ред.). (2004). Справочник по исследованиям самоопределения. Университет Рочестер Пресс.
  4. Валлеран, Р. Дж., Пеллетье, Л. Г., Блейс, М. Р., Бриер, Н. М., Сенекаль, К., и Вальер, Э. Ф. (1993). Об оценке внутренней, внешней и амотивации в образовании: данные о одновременной и конструктивной валидности Шкалы академической мотивации. Педагогическое и психологическое измерение, 53(1), 159-172.
  5. Валлеран, Р. Дж., Пеллетье, Л. Г., Блейс, М. Р., Бриер, Н. М., Сенекал, К., и Вальер, Э. Ф. (1992). Шкала академической мотивации: мера внутренней, внешней и амотивации в образовании. Образовательные и психологические измерения, 52(4), 1003-1017.

Теории мотивации: Индивидуальные потребности

Мотивация – сложное явление. Несколько теорий пытаются объяснить, как работает мотивация. В управленческих кругах, вероятно, самые популярные объяснения мотивации основаны на потребностях человека.

Модель базовых потребностей, называемая теорией содержания мотивации, выделяет конкретные факторы, мотивирующие человека. Хотя эти факторы находятся внутри человека, внешние факторы также могут влиять на него или ее.

Короче говоря, у всех людей есть потребности, которые они хотят удовлетворить. Некоторые из них являются первичными

потребностями, такими как потребности в еде, сне и воде — потребности, которые связаны с физическими аспектами поведения и считаются невыученными. Эти потребности имеют биологический характер и относительно устойчивы. Их влияние на поведение обычно очевидно, и поэтому его легко идентифицировать.

Вторичные потребности, , с другой стороны, являются психологическими, что означает, что они познаются в основном через опыт. Эти потребности значительно различаются в зависимости от культуры и человека. Вторичные потребности состоят из внутренних состояний, таких как стремление к власти, достижениям и любви. Выявить и интерпретировать эти потребности сложнее, поскольку они проявляются по-разному. Вторичные потребности отвечают за большую часть поведения, которым занимается руководитель, и за вознаграждение, которое человек ищет в организации.

Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу

Несколько теоретиков, в том числе Абрахам Маслоу, Фредерик Герцберг, Дэвид Макклелланд и Клейтон Альдерфер, предложили теории, помогающие объяснить потребности как источник мотивации.

Абрахам Маслоу определил потребность как физиологический или психологический дефицит, который человек испытывает принуждение удовлетворить.

Эта потребность может создать напряженность, которая может повлиять на отношение к работе и поведение человека. Маслоу сформировал теорию, основанную на его определении потребности, которое предполагает, что люди мотивированы множеством потребностей и что эти потребности существуют в иерархическом порядке. Его предпосылка состоит в том, что только неудовлетворенная потребность может влиять на поведение; удовлетворенная потребность не является мотиватором.

Теория Маслоу основана на следующих двух принципах:

  • Принцип дефицита:
    Удовлетворенная потребность больше не мотивирует поведение, потому что люди действуют для удовлетворения лишенных потребностей.
  • Принцип прогрессии: Пять выявленных им потребностей существуют в иерархии, что означает, что потребность любого уровня вступает в игру только после того, как удовлетворена потребность более низкого уровня.

В своей теории Маслоу выделил пять уровней потребностей человека. Таблица иллюстрирует эти пять уровней и предлагает варианты удовлетворения каждой потребности.


Хотя исследования не подтвердили строгие принципы дефицита и прогрессии теории Маслоу, его идеи могут помочь менеджерам понять и удовлетворить потребности сотрудников.

Двухфакторная теория Герцберга

Фредерик Герцберг предлагает еще одну схему для понимания мотивационных последствий рабочей среды.

В своей двухфакторной теории Герцберг выделяет два набора факторов, влияющих на мотивацию на рабочем месте:

  • Гигиенические факторы включают заработную плату, гарантии занятости, условия труда, организационную политику и техническое качество надзора. Хотя эти факторы не мотивируют сотрудников, их отсутствие может вызвать неудовлетворенность. Такая простая вещь, как добавление музыки в офис или введение запрета на курение, может уменьшить неудовлетворенность людей этими аспектами их работы. Однако эти улучшения гигиенических факторов не обязательно повышают удовлетворенность.

  • Удовлетворяющие или мотиваторы включают такие вещи, как ответственность, достижения, возможности роста и чувство признания, и являются ключом к удовлетворению работой и мотивации. Например, менеджеры могут узнать, что люди действительно делают на своей работе, и внести улучшения, тем самым повысив удовлетворенность работой и производительность.

Следуя двухфакторной теории Герцберга, менеджеры должны убедиться, что гигиенические факторы адекватны, а затем внедрять в рабочие места людей, удовлетворяющих требованиям.

ЭРГ-теория Альдерфера

Теория ERG (существование, родство, рост) Клейтона Альдерфера построена на теории иерархии потребностей Маслоу. В начале своей теории Альдерфер сводит пять уровней потребностей Маслоу к трем категориям.

  • Потребности существования – это желания физиологического и материального благополучия. (В терминах модели Маслоу потребности существования включают физиологические потребности и потребности в безопасности)

  • Потребности в родстве — это желания удовлетворения межличностных отношений. (В терминах модели Маслоу соответствие родственности социальным потребностям)
  • Потребность в росте — это желание постоянного психологического роста и развития. (В терминах модели Маслоу потребности роста включают в себя потребность в уважении и потребности в самореализации)

Этот подход предполагает, что неудовлетворенные потребности мотивируют поведение и что по мере удовлетворения потребностей более низкого уровня они становятся менее важными. Однако потребности более высокого уровня становятся более важными по мере их удовлетворения, и если эти потребности не удовлетворяются, человек может двигаться вниз по иерархии, которую Альдерфер называет принцип фрустрации-регрессии. Под этим термином он подразумевает, что уже удовлетворенная потребность более низкого уровня может реактивироваться и влиять на поведение, когда потребность более высокого уровня не может быть удовлетворена. В результате менеджеры должны предоставить работникам возможность извлечь выгоду из важности потребностей более высокого уровня.

Теория приобретенных потребностей Макклелланда

Теория приобретенных потребностей Дэвида Макклелланда признает, что каждый расставляет потребности по своему приоритету. Он также считает, что люди не рождаются с этими потребностями, а на самом деле узнают их через жизненный опыт. Макклелланд выделяет три конкретные потребности:

  • Потребность в достижениях — это стремление к совершенству.
  • Потребность во власти — это желание заставить других вести себя так, как иначе они бы себя не вели.
  • Потребность в принадлежности – стремление к дружеским, близким межличностным отношениям и избегание конфликтов.

McClelland связывает каждую потребность с определенным набором рабочих предпочтений, и менеджеры могут помочь адаптировать среду для удовлетворения этих потребностей.

Отличники отличаются от других своим желанием делать что-то лучше. Эти люди сильно мотивированы рабочими ситуациями с личной ответственностью, обратной связью и средней степенью риска. Кроме того, отличники часто демонстрируют следующее поведение:

  • Стремление к личной ответственности за поиск решений проблем
  • Требуют быстрой обратной связи о своей работе, чтобы они могли легко сказать, улучшаются они или нет
  • Ставьте цели средней сложности и добивайтесь наилучших результатов, когда вероятность успеха оценивается как 50-50

Человек с высокой потребностью во власти, скорее всего, со временем пойдет по пути постоянного продвижения по службе. Люди с высокой потребностью во власти часто демонстрируют следующее поведение:

  • Наслаждайтесь командованием
  • Желание влиять на других
  • Предпочитает находиться в конкурентных и статусно-ориентированных ситуациях
  • Склонны больше заботиться о престиже и получении влияния на других, чем об эффективной работе

Люди с потребностью в общении ищут общения, общественного одобрения и межличностных отношений, приносящих удовлетворение.