Содержание

Что такое план рассказа и как его составить

1

February

2023

Количество просмотров: 214

Время чтения: n- минут(а)

Если история не собственного сочинения, запомнить её сложнее, поэтому нужно сначала правильно составить план рассказа. И как это сделать, мы с вами сейчас разберём.

Содержание:

  • Что такое план рассказа и зачем он нужен
  • Как правильно составить план рассказа
  • Виды планов рассказа
  • Примеры составления разных видов плана
  • Подведём итоги

Все мы знаем, что младшеклассники — это те ещё выдумщики. С каким неподдельным увлечением и энтузиазмом рассказывают они о своих приключениях, даже если это просто история о том, как ребёнок по дороге в школу увидел гоняющуюся за голубями кошку.

А вот когда дело доходит до пересказа текста из учебника по литературе, здесь иногда возникают трудности. Если это история не собственного сочинения, запомнить её сложнее, поэтому нужно сначала правильно составить план рассказа.

И как это сделать, мы с вами сейчас разберём.

Что такое план рассказа и зачем он нужен

План рассказа — это ключевые фразы или формулировки из каждой части произведения, которые кратко передают содержание и расположены последовательно.

План помогает лучше запомнить произведение, не упустить главное и не перепутать местами описанные в нём события. Правильно составленный план показывает, что ребёнок хорошо понял прочитанный текст. 

Составлять план рассказа дети учатся во 2 и 3 классах, но это умение пригодится ребёнку и в старших классах на всех предметах, где есть работа с текстами: на литературе, русском языке, истории, географии и т. д. Поэтому очень важно научиться правильно составлять план рассказа в младших классах.

Каким должен быть план рассказа:

  • последовательным: его пункты идут в том же порядке, что и события в произведении;
  • кратким: каждый пункт плана — это одно, редко два коротких предложения;
  • содержать основное — в плане упускаются все подробности, описания, малозначительные детали;
  • состоять не менее чем из трёх пунктов: произведение принято делить как минимум на три части — вступление, основную часть и вывод. Даже если мы разделим заданный текст на эти части и по каждой сформулируем один пункт плана, то в нём получится уже три пункта. Но лучше эти части поделить на фрагменты поменьше и составить план хотя бы из пяти-шести пунктов, иначе по нему сложно будет пересказать произведение;
  • одинаково оформленным: если пункты обозначаете арабскими цифрами, то делайте так во всём плане. Если подпункты маркируете, например, буквами, то лучше не обозначать какие-то из них русскими, а какие-то латинскими. Желательно внутри одного плана использовать буквы какого-то одного алфавита, чтобы план был оформлен в едином стиле и выглядел эстетично.

Как правильно составить план рассказа

Итак, чтобы правильно составить план рассказа, можно использовать следующий алгоритм.

  1. Прочитайте текст. Не важно, что ребёнок, возможно, уже изучил его в школе. Дома нужно снова его прочитать: вдумчиво, не торопясь, лучше два раза.

Если попались непонятные слова, обязательно объясните ребёнку их значение, иначе он может упустить смысл целой части текста.

Если к тексту есть иллюстрации, рассмотрите их вместе, обсудите, какие именно моменты на них изображены.

Сразу после этого приступайте к написанию плана.

  1. Определите тему текста. Спросите ребёнка: «О чём именно этот рассказ (сказка, отрывок)?». Это будет темой произведения.

Задайте ему наводящие вопросы:

  • кто главные герои;
  • какое событие произошло;
  • когда всё происходило;
  • как всё началось;
  • чем всё закончилось и т. д.

Спросите, какую главную мысль, по мнению ребёнка, автор хотел донести до читателя этим произведением, что именно он хотел сказать — это будет идеей произведения.

Ответы ребёнка на эти вопросы помогут убедиться, что он хорошо понял прочитанное. Без понимания самого произведения составить план рассказа не получится.

  1. Разделите текст на смысловые части. Снова перечитывая произведение, отметьте вместе с ребёнком начало новых частей карандашом прямо в учебнике, чтобы он видел их границы и смог работать с каждой конкретной частью.

Новая часть должна отличаться от предыдущей каким-то новым содержанием, мыслью, событием или действием. На сколько частей вы разделите текст — столько и будет пунктов в вашем плане рассказа.

  1. Выделите в каждой части главную мысль. Спросите ребёнка, что наиболее ярко запомнилось ему в этом небольшом отрывке. Предложите ему придумать название к отрывку. Возможно, он сам сможет сформулировать готовый пункт плана. Если же сразу не получится, помогите ему прийти к основной мысли, опять же задавая наводящие вопросы.

Кратко запишите сформулированные по отрывкам названия. Это можно сделать в виде вопроса, тезиса, цитаты и т. д. Всё зависит от того, какой именно вид плана рассказа был задан учителем.

  1. Отредактируйте получившийся план. Перечитайте его, поправьте, если требуется. Посмотрите, нет ли повторов. Уберите то, что можно убрать, оставив самое основное.

  1. Перескажите текст. Опираясь на план, ребёнок должен сам пересказать произведение. Если план составлен грамотно, ребёнок без труда перескажет содержание, отразив в своём пересказе самое главное.

Виды планов рассказа 

Есть несколько видов планов. Если учитель не задал составить конкретный вид плана, то можно выбрать любой из них, какой больше понравится. Главное, чтобы ребёнку было удобно по нему восстановить содержание произведения и кратко его пересказать, если требуется.

Виды планов:

  • Вопросный. В нём каждый пункт записан в виде вопроса. Развёрнуто отвечая на эти вопросы, ребёнок как раз и сможет кратко пересказать произведение. Пример пункта такого плана для сказки «Колобок»: «Как старуха испекла колобок?».

  • Назывной. Такой план записывается с помощью существительных или существительных в сочетании с прилагательными. Например: «Старик, старуха и колобок».

  • План-опорная схема. Он состоит из «опор» — слов или коротких выражений из произведения. В них содержится основной смысл частей, на которые поделили произведение. Здесь могут быть выписаны важные цифры, даты, названия чего-либо, факты и т. д. Например: «Старуха печёт колобок».

  • Тезисный. Тезис — это короткая формулировка, в которой заключена основная мысль части текста. Тезисы могут представлять собой полноценные предложения. В тезисном плане часто используется много глаголов. Например: «Старуха испекла колобок по просьбе старика».

  • Цитатный. Состоит только из цитат. Цитаты — это предложения или отрывки предложений, которые взяты прямо из произведения в неизменённом виде. Например: «Испеки мне, старая, колобок».

  • Комбинированный. Он же смешанный, а это означает, что здесь можно использовать и сочетать пункты из разных видов планов. Например, первый пункт записать в виде вопроса, второй в виде тезиса, третий в виде цитаты, четвёртый снова в виде вопроса и т. д.

А ещё все планы делятся на простые и сложные (или развёрнутые). В сложном плане, в отличие от простого, пункты делятся на подпункты, которые подробнее раскрывают содержание пунктов. Сложные планы удобно составлять к произведениям большого объёма, чтобы при пересказе не упустить все важные эпизоды и события.

Примеры составления разных видов плана

А теперь давайте составим разные виды планов пересказа. Для этого возьмём хорошо известную всем сказку «Колобок».

Вопросный план:

  1. Как старуха испекла колобок?
  2. Почему колобок укатился?
  3. Кого колобок встретил первым?
  4. Как колобок повстречался с волком?
  5. Как колобок встретил медведя?
  6. Чем закончилась встреча с лисой?

Назывной план:

  1. Старик, старуха и колобок.
  2. Сбежавший колобок.
  3. Заяц.
  4. Волк.
  5. Медведь.
  6. Лиса.

План-опорная схема:

  1. Старуха печёт колобок.
  2. Колобок сбежал.
  3. Встреча с зайцем.
  4. Встреча с волком.
  5. Встреча с медведем.
  6. Встреча с лисой и конец колобка.

Тезисный план:

  1. Старуха испекла колобок по просьбе старика.
  2. Колобку надоело лежать.
  3. Колобок встретил зайца.
  4. Колобок встретил серого волка.
  5. Колобок встретил медведя.
  6. Колобок встречает лису и пропадает.

Цитатный план:

  1. «Испеки мне, старая, колобок».
  2. «Надоело колобку лежать».
  3. «… а навстречу ему — заяц».
  4. «… а навстречу ему — серый волк».
  5. «… а навстречу ему медведь идёт».
  6. «… а навстречу ему — лиса».

Комбинированный план:

  1. Как старуха испекла колобок?
  2. Колобку надоело лежать.
  3. Встреча с зайцем.
  4. Волк.
  5. «… а навстречу ему медведь идёт».
  6. Чем закончилась встреча с лисой?

Подведём итоги

Составить план рассказа, не зная его содержание, невозможно. Если план составлен правильно, по нему ребёнок без труда перескажет содержание произведения.

 

Чтобы составить план, нужно:

  1. Прочитать произведение.
  2. Определить его тему и идею.
  3. Разделить текст на смысловые части.
  4. В каждой части найти самое главное и кратко записать в виде пунктов.
  5. Перечитать готовый план, убрать лишнее, дополнить, если это необходимо.
  6. Пересказать текст по получившемуся плану. Если нужно — внести изменения. И снова пересказать текст, как говорится — «на чистовик».  

Составление плана рассказа — это очень важное и нужное школьнику умение. Чтобы ваш ребёнок научился максимально хорошо составлять план рассказа, зарегистрируйте его на образовательной платформе iSmart, которая имеет ряд неоспоримых преимуществ:

  • в  разделе «Русский язык» вы найдёте множество заданий на определение темы и главной мысли текста, составление плана текста и прочее. Выполнив все задания подтемы, ребёнок гарантированно освоит учебный материал;
  • задания составлены педагогами и методистами так, чтобы было интересно даже самому немотивированному ребёнку;
  • платформа удобная, простая и интуитивно понятная, на ней ребёнок сможет заниматься самостоятельно. А у родителей появится свободное время для домашних дел или семейного отдыха;
  • занимаясь регулярно по 15-20 минут в день, ваш ребёнок отлично закрепит материал и сможет улучшить успеваемость на 1-2 балла.

Регистрируйте ребёнка на платформе iSmart и начинайте заниматься!

Урок 3. Построение плана обучения. Необходимые компетенции

Планирование – важнейшая составляющая человеческой жизни. Умение грамотно планировать процесс своей деятельности позволяет достигать наибольших результатов максимально быстро и без отвлечения на второстепенные вещи.

В бизнесе планирование способствует достижению стратегических целей, на работе – выполнять планы, продвигаться по карьерной лестнице и повышать уровень дохода, в личной жизни – самореализовываться, личностно расти и достигать нового уровня жизни. Не менее важно планирование и в обучении, тем более, если вы обучаетесь самостоятельно.

Содержание:

  • Коротко о планировании в обучении
  • Создание плана обучения: этапы и задачи
  • Создание плана
  • Следование плану обучения: да или нет?
  • Как не уйти от плана?
  • Когда можно отойти от плана?
  • Гибкость в обучении: внесение изменений в план и творческий подход
  • Компетенции, необходимые для самостоятельного обучения
  • Проверочный тест

Коротко о планировании в обучении

Нужно иметь в виду, что планирование в обучении представляет собой не просто список дел, которые нужно выполнить. Составить план и следовать ему – значит, взять на себя ответственность за своё образование и распределять время наиболее лучшим образом. Если нет плана, всё пускается на самотёк, т.к. в делах и задачах легко запутаться, а что-либо постороннее способно, словно ветер, ворваться в процесс деятельности, навести в ней сумбур и неразбериху, и даже отбить всё желание заниматься обучением. Если же есть план, мы можем чётко распределить время на важные дела и второстепенные, на отдых и общение с близкими людьми, на целенаправленное развитие и приятное времяпрепровождение.

Руководствуясь этими размышлениями, можно выделить следующие преимущества составления плана обучения:

Вы сами выстраиваете процесс своей деятельности, отсекая неразбериху и посторонние вмешательства.
Вы экономите время и силы, не распыляясь на выполнение нескольких дел одновременно.
Вы конкретно знаете, когда и чем вам требуется заниматься.
Вы имеете возможность давать оценку и характеристику общей картине процесса обучения, по причине чего можете производить корректировки в случае необходимости.

Однако на начальных этапах любого планирования люди нередко сталкиваются с некоторыми трудностями, о которых тоже стоит упомянуть.

Для начала, это внутренний дискомфорт, который связан с потерей привычной свободы действий, т.к. если человек придерживается плана, он не может позволить себе оставить начатое невыполненным только потому, что он устал или ему надоело. Но тут важно уметь отличать реальную свободу действий от иллюзорной, за которой прячется лишь привычка удовлетворять свои вредные привычки, например, оставлять важные дела на потом, а более лёгкие и приятные делать в первую очередь. Если это осознать, справиться с внутренним дискомфортом будет намного проще.

А некоторые люди вообще избегают планирования, руководствуясь тем, что якобы у них нет времени на это и они очень заняты.

Но дело в том, что здесь играет роль восприятие: любые изменения воспринимаются с трудом, а вести себя гораздо проще в соответствии со старыми моделями. В действительности же, чтобы составить простой, но неплохой план, требуется порядка 10-15 минут, что в итоге позволяет сэкономить массу энергии и времени.

Итак, мы разобрались с тем, почему важно планирование и что оно даёт (о пользе планирования вы также можете почитать здесь). Но решить заниматься собственным обучением по конкретному плану – это только часть дела, причём не самая важная. Основная же сложность заключается в том, как составляется план, ведь у этого процесса есть свои особенности. Рассмотрим этот вопрос детально.

Создание плана обучения: этапы и задачи

Скорее всего, вы знакомы с житейской истиной о том, что счастье запланировать невозможно. В большинстве случаев так оно и есть, т.к. никто не знает, что подстерегает его за «следующим поворотом». Однако когда речь заходит о самостоятельном обучении, от умения планировать зависит львиная доля успеха. Чем чётче будет ваш план, тем под большим контролем вы сможете держать весь образовательный процесс, а также будете видеть, насколько близок намеченный результат – какой объём информации усвоен, и как он усвоен.

Создание плана по самостоятельному обучению подразумевает несколько этапов:

1

Постановка цели

Задачей первого этапа является составление списка того, какими знаниями вы намереваетесь овладеть и каким навыкам научиться. Для этого нужно понять конечную цель и разделить её достижение на несколько составляющих – например, занятий. Это называется стратегическим планированием – вы детально продумываете каждое занятие и определяетесь с тем, какой результат будет в конце каждого занятия достигнут.

Теперь переходите к тактическому планированию. Суть его заключается в том, что вы самым тщательнейшим образом продумываете те действия, которые будете выполнять во время каждого занятия. Сюда следует включить поиск и обработку информации, о чём мы говорили в предыдущем уроке, её изучение, выполнение проверочных заданий и практических упражнений, если таковые имеются.

2

Определение времени

Задачей второго этапа является распределение времени, которое вы планируете выделять на самостоятельное обучение. Изначально нужно определить общее количество времени, которое уйдёт на всё обучение, например, полгода. Затем руководствуйтесь теми пунктами плана, которые вы наметили на предыдущем этапе.

К примеру, если вы уверены, что освоите необходимый материал за 360 часов, то получится, что вам нужно заниматься по 3 часа в день 5 дней в неделю: 3 часа * 5 дней 15 часов * 4 недели 60 часов * 6 месяцев 360 часов. Аналогичным же образом можно провести и обратные расчёты, но тут нужно точно знать, за какое время вы освоите материал и каким количеством времени вы вообще располагаете. Например, если знаете, что у вас есть полгода, а материал вы на 100% освоите за 360 часов, то получится: 360 часов/6 месяцев 60 часов в месяц/4 недели 15 часов в неделю/5 дней (ведь 2 дня нужно отдохнуть) 3 часа в день вам нужно заниматься.

Кроме того, очень важно учитывать, что от того количества времени, которое вы отведёте на изучение материала, будет зависеть и объём полученной информации.

3

Определение методов

Третий этап не менее важен, чем два предыдущих. Его задачей является определить способы и методы, которые вы будете использовать в обучении, а также установить, какие для этого будут использоваться источники информации (Интернет, книги, учебники, пособия, обучающие видео-или аудиоматериалы), устройства и инструменты (ПК, ноутбук, смартфон, тетради, ручки, маркеры, карандаши). Но если с источниками информации и инструментами всё просто, то о методах стоит сказать подробнее.

 Традиционно, методы обучения разделяются на три группы:

Организационные методы

. Они, в свою очередь, могут отличаться:

  • По источникам знаний: практические, наглядные и словесные (в случае самостоятельного обучения используются практические и наглядные)
  • По характеру получения знаний: проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно-иллюстративные и репродуктивные (в случае самостоятельного обучения используются поисковые, исследовательские, проблемные и репродуктивные)
  • По характеру изложения и восприятия материала: дедуктивные и индуктивные (в случае самостоятельного обучения используются дедуктивные)

Контролирующие методы.

Здесь имеется в виду та форма, в которой вы будете осуществлять контроль своего обучения. При самостоятельном обучении рекомендуется устраивать самопроверки.

Стимулирующие методы. Предполагают применение комплекса мер по самомотивации к обучению. Можно использовать различного рода поощрения, к примеру, после продуктивной недели занятий можно позволить себе два полноценных выходных, встречу с друзьями, поход в кино или парк отдыха и т.д.

В дополнение к этим методам, считающимся основополагающими, существуют и вспомогательные. К ним относятся:

1
Пассивный метод. Как правило, он подразумевает пассивное восприятие информации, когда, например, преподаватель объясняет ученикам материал, управляет процессом урока и проверяет степень усвояемости информации учениками. Но в нашем случае данный метод не подходит, т.к. речь идёт о самостоятельном обучении. Единственным вариантом применения такого метода может служить использование аудио- и видеоматериалов, когда вы являетесь пассивными слушателями или зрителями.
2 Активный метод. Обычно под активным методом обучения понимается активное взаимодействие учащихся с преподавателем. В ситуации же с самостоятельным обучением активный метод находит своё выражение в самостоятельном и независимом поиске и обработке данных, составлении конспектов, использовании ментальных карт, блок-схем и т.п. Сюда же относится самопроверка и контроль следования намеченному плану. Проще говоря, этот как раз наш случай.
3 Интерактивный метод.

Определившись с методами, переходим к следующему этапу составления плана.

Создание плана

Убедившись в том, что вы успешно прошли три предыдущих этапа, можно начинать составлять сам план.

Для составления плана можно использовать специальные методики (во всех подробностях процесс составления плана изложен на этой странице) или же можно составить простой план, для чего не требуются особые знания.

Отличным примером простого плана является таблица, в графы которой внесены все необходимые данные: сроки, названия занятий и их краткая характеристика, список задач, которые нужно выполнить, пункт проверки и результат. Данная таблица может выглядеть так:

ПЛАН ОБУЧЕНИЯ НА СЕНТЯБРЬ 2015 ГОДА

СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ

ДАТА НАЧАЛА

НАЗВАНИЕ

(ХАРАКТЕРИСТИКА)

ЗАДАЧИ

ДАТА ПРОВЕРКИ

РЕЗУЛЬТАТ

01.09.2015-07.09.2015

(1 неделя)

01. 09.2015

Подготовка материала (исследовать материал)

  1. Выбрать источники информации
  2. Найти источники информации
  3. Найти нужные данные
  4. Обработать данные и сделать конспекты

05.09.2015

ГОТОВО

08.09.2015 – 15.09.2015

(2 неделя)

08.09.2015

Первое занятие

(изучить процесс планирования)

  1. Что такое планирование?
  2. Виды планов
  3. Как составить план?
  4. Этапы планирования
  5. Можно ли отходить от плана?

13.09.2015

В РАБОТЕ

 

Имейте в виду, что это лишь пример. Вы можете составить таблицу или просто список задач, внести любые пункты и подпункты. Самое главное, чтобы при обращении к своему плану, даже отвлёкшись от обучения на несколько дней, вы сразу же могли увидеть и понять, на каком этапе работы вы находитесь, и что следует делать дальше.

План обучения лучше всего составлять на весь период изучения необходимого предмета. В том случае, если обучение будет долгосрочным (продолжаться несколько лет), нужно составить общий план обучения, а затем разбить его на каждый учебный год. Кроме того, если у вас есть желание построить процесс своего самостоятельного обучения максимально приближенно к государственным стандартам или к стандарту обучения какого-то образовательного учреждения, вы можете изучить Федеральные государственные образовательные стандарты либо найти учебную программу интересующего вас учебного заведения и составить свой план на основе этих документов.

После того как ваш учебный план будет составлен, и вы почувствуете, что готовы приступать к обучению, начнётся основной этап – выполнение плана. Нужно просто пошагово выполнять все его пункты. Но в процессе вы будете получать много новой информации и что-то варьировать. Возможно, у вас появятся интересные мысли по поводу своего обучения и плана, которым вы руководствуетесь. Так или иначе, вы можете столкнуться с небольшим затруднением, а именно: стоит ли безукоризненно следовать своему плану или же можно в нём что-то менять?

Следование плану обучения: да или нет?

Давайте немного поразмышляем на тему следования плану.

Учась в школе или институте, вы не могли не заметить, что по мере изучения какого-либо предмета открываются всё новые его грани, о которых вы изначально и понятия не имели. Сначала предмет рассматривается в общих чертах, затем появляются какие-то новые темы, на которые разделяется весь материал касательно данного предмета. В новых темах тоже есть отдельные пункты и подпункты, о которых обязательно нужно знать, и т.д. и т.п.

Но тем и отличается обучение в образовательном учреждении от самостоятельного обучения, что в первом случае имеется чёткая программа, отработанная годами, проверенная опытом и освоенная огромным количеством учащихся, а во втором случае такой программы нет, а значит, обучающийся самостоятельно человек может столкнуться с множеством «подводных камней».

Учитывая эту особенность, вы должны иметь в виду, что разработанный вами план обучения всегда можно корректировать. Но и здесь нужно мыслить правильно, и понимать, когда от плана отходить не стоит, а когда можно немного уйти в сторону. В связи с этим, рассмотрим два момента.

Как не уйти от плана?

Вопрос о том, как не уйти от плана, можно разделить на две составляющих.

Первая составляющая касается новой информации, которую вы получаете. Нередко, в процессе изучения предмета внимание может «зацепиться» за что-то, что может показаться более интересным. Это могут быть какие-то научные факты, информация о смежном направлении и т.д. Например, планирование идёт рука об руку с достижением целей, и, изучая тонкости планирования, можно невольно переключиться на новую тему, которая вроде бы и касается основного предмета, но прямо к нему не относится.

В итоге можно углубиться в «дебри» другого знания, а главную задачу из вида упустить. Чтобы этого избежать, очень важно всегда помнить о том, что именно вы изучаете и для чего.

В качестве «напоминателя» вы можете использовать записки или стикеры – их можно развесить по дому или прикрепить к компьютеру. Главное, чтобы они были перед глазами и выполняли свою функцию – напоминали вам о главном. Также можно использовать и сам план – всегда держите его рядом и время от времени заглядывайте в него – так фокус всегда будет сохраняться на основной задаче.

Вторая составляющая касается, в большей степени, самодисциплины. Ясное дело, что всем нужно отдыхать и время от времени переключать внимание на другую деятельность. Но это может быть чревато тем, что вы, лишь на время отвлёкшись от своего плана, рискуете вернуться к нему очень нескоро. Следование плану – это самоконтроль. Если же, как говорится, «отпустить вожжи», можно весь день прозаниматься чем-нибудь более приятным, отложить начало работы на «понедельник» и т.п. Этого нужно всеми силами избегать.

Чтобы не попасть в ловушку мнимой усталости, «нехватки времени» или прокрастинации, необходимо уметь мотивировать себя на следование плану. Мотиваторами могут служить цели, которых вы желаете достичь, результаты, к которым вы стремитесь, навыки, которыми желаете овладеть. Нужно постоянно вспоминать о том, к чему вы стремитесь.

Для этого подойдут как те инструменты, о которых мы уже сказали (записки, стикеры), так и всевозможные средства, которые будет напоминать вам о ваших целях, к примеру, фотографии людей, обладающих теми качествами, знаниями и умениями, которыми хотите обладать вы, тематические картинки, фоны рабочего стола на компьютере, будильник на телефоне и т.п. Но самым главным мотиватором (и это важно запомнить) является, конечно же, ежедневная погружённость в деятельность – следование своему плану.

Когда можно отойти от плана?

Уйти от плана немного в сторону можно только в том случае, если по ходу изучения материала у вас возникают вопросы, ответы на которые вы не знаете, но без ответов на которые продолжать эффективное обучение вы не сможете. Подумайте только: если вы изучаете ораторское искусство, вы, непременно, столкнётесь с вопросом поведения на сцене, который непосредственно связан с актёрским мастерством.

А это значит, что для становления профессиональным оратором вам обязательно потребуется овладеть навыком сценического движения. Исходя из этого, от своего плана, который первоначально не подразумевал изучение актёрского мастерства, вы можете немного отойти, уделив, к примеру, одну неделю на изучение основ движения на сцене.

И подобных ситуаций может быть сколько угодно. Главное здесь – понять суть: отходить от намеченного плана можно только тогда, когда требуется изучить дополнительный материал, необходимый для полноценного усвоения основного и не снижающий эффективность самостоятельного обучения.

Важно заметить также, что отход от плана предполагает разовое действие, которое не будет повторяться систематически. Если же на практике вы столкнулись с тем, что ваш план неполноценен или освоение материала невозможно без чего-то, что вы ранее не учли, план следует адаптировать под новые потребности. На деле это несложно, но сказать об этом не будет лишним.

Гибкость в обучении: внесение изменений в план и творческий подход

Процесс обучения, тем более самостоятельного, не следует понимать как нечто перманентное и не допускающее изменений. Осуществляться он всегда должен интуитивно, ведь никто лучше вас не может знать его тонкостей и деталей. Соответственно, если вы столкнулись с тем, что стартовый вариант плана в чём-то неполноценен, а единичные попытки улучшить его не приносят нужного результата, план можно и нужно адаптировать.

Адаптация учебного плана, собственно, и есть применение гибкого подхода к обучению. Адаптировать план означает внести в него такие изменения, посредством которых он станет наиболее эффективным и позволит овладеть изучаемым материалом в полной мере.

Если, например, вы решили изучить тайм-менеджмент, скорее всего, при составлении плана вы могли не учесть, что эта технология организации и управления временем, помимо того, что состоит из специфических систем и обязывает к применению особых инструментов, включает в себя также такие процессы как целеполагание и планирование, и без их изучения овладеть тайм-менеджментом в полной мере никак не получится.

Выход один: адаптировать план – расширить его, включить дополнительные пункты и выделить время на изучение целеполагания и планирования. Так, у вас появятся новые источники информации, новые занятия, новые задания и новые этапы самопроверки, иначе говоря, ваш план будет адаптирован под специфику изучаемого предмета.

Но есть и ещё один нюанс адаптации плана. Заключается он не просто в гибком, а ещё и творческом подходе к обучению. Это значит, что если ещё на этапе составления плана вы не видели, так скажем, общей картины, то по мере занятий вы станете замечать, что для более полного и быстрого освоения материала вам могут потребоваться какие-либо инструменты, о которых вы прежде не задумывались.

К примеру, наиболее важную информацию можно изобразить в виде схемы на магнитно-маркерной доске, чтобы она всегда была перед вашими глазами. Если вы хотите удостовериться в чём-то на практике, то можете собрать дома друзей и провести собственный эксперимент. Не совсем понимая, как тот или иной принцип действует на деле, вы можете отправиться в школу, где учились, найти знакомого преподавателя и попросить его разъяснить непонятные моменты.

Если вам мешают заниматься ваши домашние, вы можете придумать для себя «официальный» урок – пойти в читальный зал библиотеки и провести отведённое на занятие время там, или же вообще организовать себе кабинет для занятий, обозначив пространство подвешенными одеялами или даже листами гипсокартона.

Творческий подход – это применение к процессу обучения нестандартного мышления и креативности: встав лицом к лицу с той или иной проблемой, «включайте мозг» и придумывайте, как её можно решить, если стандартные методы не годятся.

И в заключение урока стоит коснуться тех знаний, умений и навыков, т.е. компетенций, которые могут повысить эффективность самостоятельного обучения и усвоения материала.

Компетенции, необходимые для самостоятельного обучения

Ниже мы представим небольшой список тех компетенций, которыми желательно овладеть перед тем (можно и в процессе), как приступать к самостоятельному обучению, а также укажем ссылки на те страницы нашего интеллектуального клуба, на которых вы можете найти всю необходимую информацию:

  1. Выполнять важные дела без промедлений – полезный навык, который поможет вам научиться выполнять задуманное, невзирая на сложность, в намеченные сроки. Рекомендуем вам узнать, что такое прокрастинация и познакомиться с эффективными способами борьбы с промедлением. Также вы можете изучить интересный материал на тему того, куда уходит наше время.
  2. Самодисциплина – способность человека управлять собой и своим поведением, выполнять важную работу безо всяких отговорок и следовать тому, что определил для себя как образ жизни. Советуем познакомиться с материалом по развитию самодисциплины.
  3. Самомотивация – умение самому влиять на себя таким образом, чтобы выполнять даже самые неприятные дела без внутреннего сопротивления, а также способность поддерживать в себе желание непрестанно добиваться целей. Можете почитать о нескольких полезных советах по самомотивации и уделить время изучению способов самомотивации (для тех, кто желает быстрее перейти к практике, предлагаем 10 практических способов самомотивации на каждый день).
  4. Полезные привычки – привычки, которые позволяют действовать максимально продуктивно. Для начала можете почитать о непродуктивных привычках и узнать о том, как избавиться от вредных привычек (можно воспользоваться некоторыми приёмами борьбы с плохими привычками), а затем перейти к развитию полезных привычек.
  5. Тайм-менеджмент – эффективная технология управления и использования времени, снискавшая популярность среди людей по всему миру. Этой технологии посвящён целый курс. Используйте время с максимальной пользой для себя – изучите его.
  6. Память – способность человека накапливать, сохранять и воспроизводить информацию. Чем лучше будет ваша память, тем больше вы сможете запомнить и применить в жизни. Выделите несколько дней на улучшение своей памяти.
  7. Логическое мышление – особый мыслительный процесс, во время которого человек оперирует логическими понятиями и конструкциями, и становится способным делать правильные выводы на основе получаемых данных. Для развития логического мышления вы можете пройти обучающий курс.
  8. Творческое мышление и креативность – способность человека к выполнению различного рода задач при помощи нестандартных способов, и умение находить необычные выходы из любых ситуаций. Для освоения таких навыков специально для вас составлен прекрасный обучающий материал на тему развития креативности.
  9. Скорочтение и устный счёт – ещё две наиполезнейших компетенции, помогающих человеку в жизни. Развив способность считать в уме, вы научитесь производить сложные математические операции без использования бумаги и ручки или калькулятора. А научившись быстро читать, вы сможете изучать и обрабатывать огромные массивы текстовых данных в рекордные сроки.
  10. Целеполагание и планирование – два навыка, уже не раз упомянутые нами в данном уроке. Названия говорят сами за себя: освоив мастерство ставить цели, вы сможете добиваться в жизни самых высоких результатов, чего бы это ни касалось. А умение планировать станет для вас прекрасным подспорьем, как в достижении целей, так и в любой другой деятельности.

Плюс к этому, вы можете воспользоваться и ещё несколькими рекомендациями по самостоятельному обучению.

Мы искренне надеемся на то, что информация, которую вы узнали из третьего урока, сослужит вам хорошую службу в вашем рвении самостоятельно обучаться новому и познавать тонкости любого знания.

В следующем уроке мы более подробно поговорим о том, что такое мотивация в обучении, как и какие нужно ставить цели, чтобы обучение было эффективным, а также затронем вопросы управления временем и расскажем о важности развивать усидчивость и быть открытым новой информации.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.