Содержание

Финансовая грамотность для детей, подростков, дошкольников и школьников

Дошкольники

Обучение лучше начинать с самого раннего возраста. Малыши любознательные, они стремительно впитывают знания об окружающем мире. С 1,5 лет дети с удовольствием смотрят мультфильмы. Первыми о деньгах малышу рассказывают их герои. Например, в «Азбуке финансовой грамотности со Смешариками» каждая серия раскрывает разные аспекты денег.

По мере взросления обсуждайте, как строится семейный бюджет, какие расходы есть в семье, нарисуйте коллаж для наглядности. Пусть ребенок видит, что нужно покупать продукты питания, оплачивать услуги ЖКХ, одежду. Это только укрепит доверие между вами и сделает тему денег понятнее.

Однако не стоит жаловаться дошкольникам на финансовые сложности. Также не стоит говорить о деньгах все время, делая из них культ.

Объясните, что такое деньги

Знакомство с деньгами можно начать с маминого кошелька. Расскажите, что они бывают бумажные и металлические. Пусть ребенок их рассматривает, раскладывает, учится отличать. Объясните, что купюра по достоинству равна нескольким монетам, попробуйте «заплатить» за игрушку разными способами.

Расскажите, что такое цены

В магазине объясняйте, сколько денег у вас в кошельке и сколько товаров можно на них купить. Объясните, почему одни покупки обязательные, а другие можно себе позволить только на сэкономленные деньги. Заодно предложите поискать аналогичные товары дешевле.

Покажите, как делать покупки

Первые навыки дошкольникам лучше отрабатывать под присмотром родителей. Дайте задание купить продукты по списку — предложите набор из 3-4 товаров. Пусть малыш сам выберет их таким образом, чтобы на всё хватило.

Научить пользоваться пластиковой картой лучше до школы. Уже в начальных классах школьник сможет купить себе обед или булочку в столовой.

Детскую карту Мир в ВТБ можно выпустить к счету родителя уже с 6 лет. Это гораздо удобнее, чем выдавать наличные. У ребенка всегда будут деньги на небольшую безделушку, при этом вы будете контролировать его покупки. Не ругайте, но и не поощряйте нерациональные расходы. Ребенок только учится быть самостоятельным. Установите лимит расходов, чтобы не переживать, что будущий школьник потратит слишком много.

Не дайте себя обхитрить

Нередко детки проверяют родителей «на прочность». Малыши пытаются заполучить новую игрушку или лакомство любыми способами. В ход идут уговоры, капризы и даже обман.

Важно сохранять последовательность, не поддаваться манипуляциям. В этом возрасте главное — указать на рамки допустимого. Именно сейчас формируются морально-нравственные ориентиры. По реакции родителей ребенок понимает, какие действия не одобряются и не помогают добиться желаемого.

Прививайте уважение к труду

Дошкольник уже способен анализировать. Он может понять, что деньги зарабатываются трудом. Объяснять лучше понятными категориями. Например, так: чтобы заработать на эту игрушку, маме нужно работать целый день. Хорошо объяснить дошкольнику, за что взрослые получают зарплату и какая профессия у мамы и папы. Расскажите, в чем польза вашей работы, и понаблюдайте за работой окружающих людей — продавца, дворника или дорожного рабочего.

Младшие классы (1–4 класс)

Малыши становятся школьниками, а, значит, взрослеют и учатся ответственности.

Заведите журнал расходов

Пора привыкать записывать расходы. Так школьник научится распределять деньги, в первую очередь делать обязательные покупки и откладывать на второстепенные желания.

Ребенок учится делать покупки самостоятельно — платить за товар, брать чек и сдачу. Не стоит тут же пополнять сумму, если он совершил ошибку или потратил деньги слишком быстро. Такие ошибки служат уроком на будущее.

Расскажите, что деньги можно и нужно экономить

После подсчетов расходов объясните, что деньги можно экономить неочевидными способами. Например, выключать телевизор, когда его никто не смотрит, свет в комнате, в которой никого нет, или воду во время чистки зубов. И конечно, надо беречь свои вещи и одежду.

Средние классы (5–8 класс)

Повзрослевшие школьники изучают экономические термины, простые финансовые инструменты и учится азам планирования.

Делайте накопления на первые крупные покупки

Журнал расходов становится сложнее. Теперь заносите в него не только траты, но и накопления. В первое время лучше вести его вместе. Предложите ребенку использовать специальные приложения для смартфона или веб-версии подобных планировщиков. Пусть он выберет, как ему удобнее делать записи.

Заведите копилку. Начните откладывать на желанную дорогую вещь каждый месяц. Объясните, что такое банковские вклады, какая от них польза.

Делите цели на краткосрочные и долгосрочные

Научите различать желания, которые можно исполнить быстро, от тех, на которые потребуется время. Пусть ребенок расскажет, что нужно, чтобы получить желаемое, и какие действия для этого предпринять.

С 14 лет в ВТБ уже можно оформить Детскую Мультикарту Мир к собственному счету. Ребенок сможет контролировать расходы, пополнять вклад, следить за остатком на счету.

Расскажите о правилах безопасности

Предупредите, что о деньгах не нужно никому рассказывать. Объясните, как важно хранить в тайне код, указанный на обороте карты, и что нельзя держать ПИН-код в открытом доступе.

Старшие классы (9–11 класс)

Финансовая грамотность детей — это не только умение распоряжаться деньгами, но и зарабатывать. Примерно с 14–16 лет подростки стремятся к независимости и пробуют работать.

Помогите найти подработку

Несложные задания на фриланс-биржах принесут первый опыт и заработок. А еще можно оказывать посильные услуги друзьям и знакомым. Например, помогать выгуливать собаку, ходить за покупками, мыть машину. Подумайте, чем любит заниматься ребенок и чем это может быть полезно окружающим.

Находить способы заработка — это навык. Уделите время тому, чтобы подумать, в чем нуждаются люди. Ищите вдохновение в историях успеха предприимчивых ровесников.

Помогите выбрать профессию

Если выбор еще не сделан, составьте список привлекательных специальностей. Проанализируйте, какие навыки нужны для каждой из них, сколько и каких ресурсов понадобится для их освоения. Решите, какая профессия подходит больше.

Повышайте финансовую грамотность всей семьи

Совершенствовать знания о деньгах можно всю жизнь. Для повышения уровня финансовой грамотности людей в России проводится большая работа. Разработаны образовательные программы, которые учат формировать бюджет, делать необходимые расчеты, знакомят с современными финансовыми инструментами. Можно изучать бесплатные материалы в интернете или приобрести платный обучающий курс.

Методические и учебные пособия составляются при содействии Банка России, Министерства финансов, крупных образовательных и финансовых институтов. Затрагиваются все важные сферы:

  • финансовое планирование,

  • кредиты,

  • депозиты,

  • расчетно-кассовые операции,

  • страхование,

  • инвестиции,

  • пенсионное обеспечение,

  • налогообложение.

Вовлекайте ребенка в финансовую жизнь семьи

Старайтесь принимать финансовые решения в семье вместе с подростком. Например, выбирайте новую технику или мебель, кредитную программу или планируйте поездку в отпуск. Теоретические знания приобретают значение только после применения их на практике.

Школьники и карманные деньги: 5 важных вопросов эксперту

Ребёнок пошел в школу: учится отвечать за себя и решать многие проблемы самостоятельно. А как обстоят дела с финансами? Готов ли ученик младших классов распоряжаться карманными деньгами и продумывать расходы? Спросим у эксперта-консультанта по финансовой грамотности Анны Деньгиной

Анна Деньгина, основатель и преподаватель школы семейных финансов «Деньгин’s», консультант-методист по финансовой грамотности, эксперт проекта «Финансовое здоровье»

Стоит ли давать первокласснику карманные деньги и почему?

Ребёнок, который идет в школу, выходит за рамки привычной для себя экономической среды. Если раньше его материальные потребности и желания решались за счет родителей, то теперь он точно получает больше свободы и ответственности. Поэтому приобретение базовых навыков обращения с деньгами становится для него очень актуальной задачей. Начинать финансовое развитие ребенка лучше до школы: ходить вместе в магазин, банк, объяснять основные правила ведения семейного бюджета, заводить копилку и, в том числе, выдавать карманные деньги. Но если этого еще не произошло, то ранний школьный возраст — отличное время, чтобы начать. Почему?

  • Ребёнок уже умеет или очень скоро научится читать, писать и считать. Эти навыки нужны для грамотного обращения с деньгами, то есть ребенок точно будет готов к тому, чтобы вести свой бюджет.
  • Он открыт к познанию всего нового, а мир денег, экономики и финансов — это очень интересная область для новых открытий.
  • С помощью личных денег ребенок будет приобретать собственный опыт в финансовой жизни. Деньги — это базовая категория, которая важна для каждого человека, и лучше начинать учиться взаимодействовать с ними со школьной скамьи, чтобы не тратить время и не делать потребительских ошибок во взрослой жизни.
  • Карманные деньги — это хороший повод поговорить о безопасности и бдительности.
Сколько денег давать с собой? Как рассчитать сумму?

Надо вместе разобраться, какие статьи расходов у ребёнка в принципе будут и сколько для этого нужно денег. Например, точно будет обязательная статья — обеды, перекусы. Возможно — транспорт. Всё это достаточно легко рассчитать.
Дальше, по аналогии с семейным бюджетом, появляются необязательные, но важные статьи — канцелярские товары, книги. И какие-то желаемые расходы, которые родители часто называют «всякой ерундой».

На желаемые статьи можно выделить какую-то сумму, которая с одной стороны даст некоторую свободу ребенку (в том числе свободу в принятии решения: тратить эти деньги или копить), но с другой, — не будет обременительной для бюджета, в рамках здравого смысла. Можно вместе составить бюджет на подготовку к школе и поискать способы экономии.

Первоклассник сразу потратил всё на шоколадки и печенье. Как объяснить, что расходы надо планировать?

Если выдача карманных денег сопровождалась проработкой бюджета, то деньги «на шоколадки и печеньки» — это как раз те самые «желаемые» расходы. И если ребенок пару раз так сделал, то это его право и его опыт.
Дальше с этим «опытом» надо работать. И эта работа будет строиться на ценностях и правилах семьи. Например, если есть какие-то запрещенные продукты и товары для всей семьи — ребенку нужно это озвучить, если нарушает — лишать части карманных денег. Дальше ему нужно показать, что у него есть право тратить на то, что хочет, но другие его желания не будут финансироваться за счет родителей, поэтому он должен выбирать, что покупать. Если появляются какие-то более дорогие желания, то у него не останется никаких вариантов, кроме как экономить и регулировать свое потребление.

Конечно, нужно совместно отработать процесс планирования. Здесь можно показать, как это происходит в общем семейном бюджете, предложить сделать финансовый дневник (или использовать цифровые технологии для этого) и какое-то время записывать свои расходы и желания.

Стоит ли платить ребёнку за успехи в школе? Может быть, это развивает финансовую грамотность (хорошо поработал — получил прибыль)?

Вопрос про оплату оценок, контрольных и домашек зависит от ценностей каждой семьи. Однозначного ответа нет. У школьника точно должны быть деньги на его личные расходы — именно это развивает финансовую грамотность. Источник получения этих денег может быть разным. Стимулировать хорошую учебу деньгами, на мой взгляд, нелогично, потому что в современном мире за хорошее образование и развитие надо платить: ребенок должен понимать на уровне ценности, зачем он учится и сколько денег родители вкладывают в него. Это не так просто донести, если деньги, ценности и финансовые планы в семье в принципе не принято обсуждать.

Ребёнок стал «считать» деньги одноклассников: у кого-то родители очень щедрые.
Как объяснить ему разницу в подходах и доходах?

Объяснять разницу надо «как есть», честно. Во-первых, рассказать о том, что у разных семей — разные доходы и почему так происходит. Дальше объяснить, что количество карманных денег — это решение родителей, ну, а почему другие родители решили по-другому, вы не знаете — это их право. Обосновать почему вы даете столько, сколько даете (возвращаемся к вопросу статей на личные расходы): это не жадность, а рациональный подход. Можно привести примеры сверхбогатых людей, которые живут очень экономно и детей своих не балуют, потому что дают им возможность быть самостоятельными и ответственными за собственную жизнь.

Если ребёнок прямо или косвенно говорит о том, что ему надо больше денег можно обсудить его цели: зачем ему нужно больше? Подумайте вместе о том, как он может заработать своим трудом. Например, выполнять какую-то дополнительную работу по дому или придумать способ подработки.

Читайте также:

Дети и деньги: как создать полезные финансовые привычки?

11 способов научить ребёнка бережному отношению к вещам

Как говорить с детьми о деньгах

Фото: Phovoir, Syda Productions, KIRYAKOVA ANNA/Shutterstock

школаразвитие

Центр управления денежными средствами студентов (SMMC)

Центр управления студенческими деньгами (SMMC) Перейти к основному содержанию Перейти к основной навигации Перейти к нижнему колонтитулу

Профессиональный персонал Центра управления денежными средствами студентов (SMMC) занимается обучением и расширением возможностей студентов UNG в области финансовой грамотности.

Сотрудники стремятся предоставить студентам возможность улучшить свои финансовые знания с помощью различных мероприятий и семинаров, предлагаемых в течение года.

Финансовые консультации Мероприятия и услуги Денежные наставники Ресурсы SMMC

 

Позвольте нам помочь вам достичь ваших финансовых целей

Присоединяйтесь к iGrad , программе личных финансов, разработанной Университетом Северной Джорджии.

Зарегистрируйтесь в iGrad сегодня!

Наша миссия

Центр управления финансами студентов Университета Северной Джорджии стремится предоставить студентам возможность улучшить свои знания в области эффективного управления денежными средствами путем повышения финансовой грамотности и предоставления студентам возможности принимать ответственные финансовые решения.

Наше видение

Создание финансово независимого студенческого сообщества.

Наша цель

Наша цель: Обучить  учащихся и повысить их финансовую грамотность,

Дать возможность  учащимся принимать правильные финансовые решения и помочь учащимся Упражнение  накачать новые финансовые мускулы.

  • Educate : предоставить каждому учащемуся необходимые ресурсы для повышения финансовой грамотности.
  • Расширение возможностей : призвать каждого учащегося посвятить себя поиску финансовой независимости и процветания.
  • Упражнение : Подготовить и вдохновить каждого учащегося на принятие разумных финансовых решений.

Связь с Центром управления финансами студентов

Твиттер Инстаграм Фейсбук

Установление соединения.

..

AskNigel

Студенты и деньги — Рэмси

Рэмси Солюшнс

Рэмси Солюшнс

STUDY SUMMARY

  • Студенты, посещающие занятия по личным финансам, на 23% реже планируют использовать кредиты для оплаты обучения в колледже.
  • 87% уверены в своей способности инвестировать в будущее.
  • Они более чем в три раза чаще говорят, что предпочли бы иметь 500 долларов в банке вместо смартфона.

Загрузки

  • Полное исследование (PDF)
  • Пресс-релиз (PDF)
  • Инфографика
    • Процент учащихся, разбирающихся в денежных предметах
    • Как студенты планируют платить за колледж
    • Процент подростков, уверенных в составлении бюджета, инвестировании и сбережениях
    • Студенты, которые говорят, что зарабатывают деньги
    • Подростки, которые говорят, что составляют месячный бюджет
    • 500 долларов вместо смартфона
    • штатов, в которых требуется курс личных финансов перед выпуском

Есть вопросы по этому исследованию? Чтобы получить дополнительную информацию, напишите нам или посетите наш отдел новостей.


Учащиеся старших классов с образованием в области личных финансов демонстрируют сильные знания и привычки в отношении денег

Личный опыт может быть хорошим учителем, особенно в отношении денег. К сожалению, извлеченные уроки могут дорого обойтись — просто спросите любого, кто подписался на выплату по автокредиту, составляющую четверть их дохода, забыл получить надлежащее страховое покрытие или столкнулся с нехваткой пенсионных сбережений.

Однако, когда уроки личных финансов преподаются в классах средней школы, учащиеся создают прочную базу знаний о том, как работают деньги, рано вырабатывают хорошие финансовые привычки и вступают во взрослую жизнь с уверенностью в том, как управлять своими деньгами.

Высокие баллы за общие знания о деньгах

Компания Ramsey Solutions провела опрос более 76 000 старшеклассников по всей стране в рамках национального исследования «Студенты и деньги». Этот отчет, первый из пяти частей, основанных на результатах опроса, фокусируется на финансовых знаниях и денежных привычках студентов, которые посещают курсы по обучению личным финансам в рамках своего образования в старшей школе.

В ходе опроса оценивалось понимание учащимися нескольких финансовых тем, начиная от базовых, таких как разница между дебетовой и кредитной картой, и заканчивая более сложными понятиями, такими как подоходный налог, страхование, студенческие кредиты и 401(k)s.

Студенты, прошедшие курс по личным финансам, не только получили более высокие баллы по каждой теме, чем студенты, не прошедшие такой курс, но и получили очень высокие баллы по каждой категории. Например:

  • 86% учащихся сообщили о полном понимании разницы между дебетовой и кредитной картой.
  • 87% сказали, что понимают, как платить подоходный налог.
  • 90% сказали, что понимают, как работает страхование жилья, автомобилей и жизни.

Более глубокое понимание студенческих кредитов

Курсы по личным финансам на уровне средней школы также хорошо подготавливают учащихся к теме студенческих кредитов: 94% этих учащихся говорят, что они понимают, как работают студенческие кредиты. С другой стороны, студенты, которые не закончили такой курс, в два раза чаще, чем те, кто должен был сказать, что они не понимают, как работают студенческие ссуды.

«Многие студенты колледжей используют кредиты для оплаты учебы в колледже, не понимая, на что они подписываются, и с какой тяжелой борьбой они столкнутся после выпуска», — говорит Энтони О’Нил, эксперт по вопросам молодежи и денег и спикер Ramsey Solutions.

«Мы видим, что недавние выпускники колледжей выходят на работу со средним долгом по студенческому кредиту в размере 37 000 долларов», — добавил ONeal. «Вместо того, чтобы иметь свободу выбирать, где они будут жить или работу своей мечты, этот долг ограничивает их выбор и мешает им сделать следующий шаг в своей жизни».

Студенты, прошедшие курс по личным финансам, похоже, согласны с ONeal в том, что следует избегать студенческих кредитов. Они на 23% реже говорили, что планируют использовать студенческие кредиты для оплаты учебы в колледже, чем студенты, которые не посещали курс личных финансов. Их основные источники финансирования колледжа включают стипендии (69%), помощь родителей (53%) и личное финансирование/я (51%).

«Это  можно окончить колледж без задолженности по студенческому кредиту, даже если вам придется оплачивать весь счет самостоятельно», — сказал ОНил. «Это будет тяжелая работа, но она того стоит, чтобы получить высшее образование и начать следующий этап своей жизни без бремени студенческих кредитов».

Студенты планируют выход на пенсию с уверенностью и ноу-хау

Когда дело доходит до сбережений на пенсию, студенты, прошедшие курс обучения личным финансам, получат преимущество при трудоустройстве. Почти 80% сказали, что понимают, что такое форма 401(k) и как она работает, по сравнению с 63% студентов, которые не проходили такой курс.

Помимо передачи финансовых знаний, занятия по личным финансам дают учащимся уверенность, необходимую им для применения этих знаний на практике. Почти все студенты, прошедшие курс по личным финансам, сообщают о высоком уровне уверенности в некоторых навыках работы с деньгами: 95% студентов уверены в составлении бюджета, 87% — в инвестировании и 94% — в экономии денег.

«Многим взрослым не хватает этих трех важных навыков, что мешает им выигрывать деньги в долгосрочной перспективе», — сказал ONeal. «Важно, чтобы молодые люди научились составлять бюджет, экономить деньги и инвестировать средства для выхода на пенсию в раннем возрасте, чтобы они могли избежать финансовых ошибок и сожалений, которые есть у многих взрослых», — сказал ONeal.

Образование влияет на поведение

Уроки, полученные в классе, уже воплотились в жизнь. Согласно опросу, почти 80% студентов, изучающих личные финансы, имеют собственные банковские счета.

И эти счета не пылятся, ожидая очередного вливания денег на день рождения. Почти две трети студентов, прошедших курс по личным финансам, говорят, что они зарабатывают деньги, принося средний ежемесячный доход в размере 243 долларов США, что в сумме составляет 3000 долларов США в год.

Мало того, почти 8 из 10 студентов, прошедших курс по личным финансам, говорят, что составляют ежемесячный бюджет на свои деньги, а 20% говорят, что у них есть машина, за которую они заплатили сами.

Финансовые приоритеты ясны

Учащиеся, получившие образование в области личных финансов, также демонстрируют твердую способность расставлять финансовые приоритеты, исходя из необходимости и безопасности, а не из роскоши.

Например, студенты, прошедшие курс по личным финансам, более чем в три раза чаще говорят, что предпочли бы иметь 500 долларов в банке вместо смартфона.

Если вы сделаете неправильный выбор в классе, вы получите плохую оценку за тест. Если вы сделаете неправильный выбор в реальной жизни, вы можете расплачиваться за него годами!
— Anthony ONeal

Студенты, не имеющие образования в сфере личных финансов, на 25% чаще считали телевидение/кабельное телевидение необходимостью. Студенты, прошедшие курс по личным финансам, с большей вероятностью считают обязательными страхование (96%), коммунальные услуги (94%), ипотеку/арендную плату (83%) и высшее образование (83%).

«Возможность распознавать желания и потребности имеет ключевое значение для людей всех возрастов. Но есть реальная польза в изучении этого в классе», — сказал ONeal. «Если вы сделаете неправильный выбор в классе, вы получите плохую оценку за викторину. Если вы сделаете неправильный выбор в реальной жизни, вы можете расплачиваться за это годами!»

Немногие учащиеся получают преимущества обучения личным финансам

Несмотря на преимущества обучения личным финансам в средних школах, только пять штатов требуют, чтобы их учащиеся проходили отдельный семестровый курс по личным финансам до окончания учебы, согласно Совету по экономическому образованию.

«Наши преподаватели выполняют важную работу по подготовке старшеклассников к будущему», — сказал ОНил. «Но независимо от того, поступят ли эти дети в колледж или сразу же начнут работать, им всем нужно будет научиться управлять своими деньгами.

«Если мы даем им возможность освоить эти навыки на ранней стадии в безопасной среде, такой как классная комната, мы также даем им возможность избежать ошибок, которые совершили многие из нас, и встать на путь к более яркому и надежному финансовому положению.