Где вы, спонсоры-меценаты?
Мой давний знакомый, стихотворец со стажем, на днях говорит мне:
— Подготовил новую книгу. Не подскажешь, где найти спонсора?
— Себе бы найти, — вполне искренне ответствовал я. «А еще лучше – мецената», — подумал.
Впрочем, на бытовом уровне эти два понятия тождественны. Но это не совсем так. Меценат – богатый покровитель наук и искусств. Меценатство весьма широко было распространено в России в начале прошлого века. Кому не известно, например, имя Саввы Морозова, бескорыстно помогавшего Художественному театру? Меценаты калибром поменьше активно способствовали развитию науки и культуры на местах, в провинции.
Спонсорство в России появилось с зарождением рыночных отношений. До недавнего времени этого слова и в словарях не было. Если меценат помогает талантам бескорыстно, то спонсор преследует при этом какую-то свою цель, например, продвигая свое имя, рекламируя, пусть и косвенно, свою фирму, свою продукцию.
Правда, тем, кому помогают, в общем-то, без разницы, спонсор ты или меценат.
Не скажу, что нет спонсоров в наше время. Без них не выжили бы многие театры, другие учреждения культуры, спортивные коллективы. Помогают они и художникам, музыкантам, писателям. В книгах, выпускаемых «за счет авторов», обязательно перечисляются организации и частные лица, «благодаря которым осуществлено данное издание».
И все-таки спонсорство (а меценатство тем более) пока редкое явление. По рассказам коллег, порой приходится унижаться, выпрашивая «у богатеньких» средства на издание книги.
А между тем в большинстве цивилизованных стран меценатство, спонсорство в порядке вещей. Прочитал недавно в одной из газет статью о том, как поставлено это дело в Канаде, где спонсоры стоят в очереди, чтобы помочь – больнице ли, учреждению ли культуры, частному ли лицу, потому что, цитирую, «заниматься благотворительностью в Канаде – это ловить на себе восхищенные взгляды окружающих и выслушивать их комплименты». «У нас бы так», — подумалось.
Нынешний год в России – Год культуры. Но что-то всплеска благотворительности в отношении культуры не ощутилось. 2015-й уже объявлен Годом литературы. Изменится ли что для книгоиздателей, писателей, поэтов? Хотелось бы надеяться.
Мне могут сказать: что же, написал графоман книгу – и ему надо помогать? Отнюдь. При министерстве культуры следовало бы создать комиссию из профессионалов, и она будет определять, достоин сей труд спонсорства или нет. Другие пусть издаются за свой счет. «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами».
Более активно в качестве мецената следовало бы выступать государству. В Государственной Думе не первый год тянут с принятием закона о благотворительности, устанавливающего налоговые льготы для меценатов.
А пока остается повторять слова, сказанные Дмитрием Григоровичем полтора века назад: «Где те меценаты, те поощрители изящных искусств, которые открывали свои кошельки и летели навстречу художнику с распростертыми объятиями?».
Алексей ЗОЛОТИН.
Бекер? Донор? Спонсор? Благотворитель? Меценат / Хабр
Недавно мне довелось выступить с темой «Зачем дарить деньги» в клубе «Экономика заслуг». Наша текущая кампания народного финансирования Дару-дара задаёт нам много вопросов, и на некоторые из них я попробовал ответить в своём выступлении.
Прежде всего, я попытался разобраться с тем, что такое «краудфандинг», возникший как понятие совсем недавно и чьё появление символизирует собой новый способ отношения людей друг к другу и к окружающему их миру. Как этот новый способ дарения денег соотносится с уже существующими способами, такими как спонсорство, благотворительность и меценатство?
В настоящей статье я вкратце резюмирую своё выступление. Не претендую на исчерпывающий рассказ, но надеюсь, это публикация будет интересна и полезна всем, кто пробует заниматься краудфандингом в русскоязычном пространстве.
А по картинке справа можно перейти на видео, в котором мы на Арбате поём популярную песню под гармошку — в поддержку Дару-дара (=
О важности русских слов
В нашей кампании народного финансирования Дару-дара самым ярким вопросом, пожалуй, следует признать такой: «Зачем помогать интернет-проекту, если он сам должен уметь зарабатывать? Не лучше ли помочь тем, кто сам зарабатывать не может в принципе?» Причиной подобных вопросов является широко распространенное непонимание, кому и почему мы можем дарить деньги, в каких обстоятельствах это имеет смысл и к каким последсвиям может вести.
Чтобы какая-либо социальная практика обрела жизнь, необходимо дать ей название, наполнить смыслом, который был бы всем понятен. Не секрет, что большинство новых смыслов сейчас зарождается в англоязычной среде, и там же обретает свои наименования. Заимствованные англоязычные слова при этом плохо транслируются. Они быстро усваиваются теми, кто постоянно вращается в англоязычной среде, но дальше распространяются очень медленно — в том числе среди тех, кто владеет английским, но не пользуется им в своей повседневной жизни. Если же мы говорим о формировании социальных практик, мы предполагаем именно широкое и быстрое распространение нового слова.
Поэтому очень важно уметь переводить англоязычные понятия и договариваться о совместном использовании этих новых слов. Либо, если дословный перевод не выходит, нужно подыскивать подходящие слова, передающие похожий смысл. И только в крайнем случае прибегать к побуквенному переводу. Ведь за каждым известным всем словом стоит целая череда ассоциаций, ссылок на другие важные смыслы.
Народное финансирование
Итак, «краудфандинг». Звучит совсем не по-русски. И максимум, с чем имеет ассоциацию, так это с другим неблагозвучным словом «краудсорсинг». Почему бы не перевести его просто: «народное финансирование»? Да, у нас ещё осталось стеснение от слова «народный», что напрямую связано с нашим коллективным комплексом неполноценности по отношению к несостоявшейся мечте о советском союзе, социализме и коммунизме. Но пора уже освободиться от этого комплекса, признать наш коллективный опыт как офигенный социальный эксперимент, которого не было ни у какого другого народа! И почему жители США почти каждый свой проект, претендующий на глобальное распространение, называют не иначе как «national project», а мы не можем себе такого позволить? «Народное финансирование» звучит убедительно и романтично.
Народный меценат
А как называть тех, кто становится участником народного финансирования, дарит проекту свои деньги? В английском языке их называют «бекерами» (на Кикстартере) или «донорами» (на Википедии). Первое слово ничего не значит для нас вообще, второе имеет прямую ассоциацию с жертвованием органов, тоже как-то не в тему. Как же назвать?
По-другому, «народное финансирование» можно назвать «народным меценатством». Соотвественно человека, который дарит проекту деньги, можно назвать «народным меценатом» или просто «меценатом». Это очень хорошее и подзабытое сегодня слово, что даёт нам возможность наделить его новым современным звучанием. У меценатства богатая и благородная история в России. Предки большинства известных меценатов вышли из простого народа. Проекты, которые они поддерживали финансово, нередко были непонятны современникам.
Если раньше меценатами могли быть в основном обеспеченные люди, единолично поддерживающие тот или иной проект, то в эпоху повсеместного интернета, объединяющего и связывающего воедино миллиарды людей, подобная практика обретает смысл для каждого. Потому что мы понимаем, что наш личный, очень небольшой вклад соединяется с тысячами и миллионами других подобных вкладов и так двигает большое общее дело.
Спонсор? Благотворитель? Меценат!
Представим себе бедного художника.Так вот, благотворитель дарит этому бедному художнику деньги, потому что он беден. Меценат дарит бедному художнику деньги, потому что он художник. А спонсор тому же самому бедному художнику дарит деньги для того, чтобы тот нарисовал его
логотип.
Мне показалось это очень красивым объяснительным примером, из которого всё остальное следует. То есть, иными словами, благотворительность направлена на решение фундаментальных человеческих проблем, связанных с жизнью и выживанием, с тем, что составляет биологическую основу нашего существования. А меценатство уже имеет отношение к культуре. Меценат — это человек, который поддерживает не биологическое существование человека, а заложенные в нём возможности, важные для блага других людей, для культуры в целом. Спонсор же просто занимается бизнесом, его поддержка к дарению денег имеет опосредованное отношение.
Этика мецената
![](/800/600/http/rusmecenat.ru/wp-content/uploads/2015/12/jqAfGX77wB8-1041x684.jpg)
Меценатство же — это твой вклад в то, чем ты увлекаешься, что тебе интересно, во что ты веришь. Это твоя безвозмездная социальная инвестиция в то, что может принести пользу в будущем очень многим людям, таким же, как ты. И потому этим надо гордиться, об этом надо рассказывать своим друзьям и знакомым, даже если они не понимают твоего увлечения.
Отсюда следует вывод, каким образом должна быть организована визуализация меценатских взносов на площадках народного финансирования. Денежный взнос — это красивый поступок, которым человек должен гордиться. Из таких поступков складывается профиль его увлечений и демонстрируется их реальная сила.
По картинке снизу можно перейти на отзывы меценатов Дару-дара
Заплати, сколько хочешь
В последнее время набирает обороты практика «Заплати, сколько хочешь».
В интернете теперь мы всё чаще не заставляем человека платить в обязательном порядке за скачивание книги, музыки, фильма или программы. Мы предлагаем скачать бесплатно, но по возможности заплатить столько, насколько ценным тебе покажется скачанный файл в рамках бюджета, которым ты располагаешь. Такой добровольный платёж — это наша благодарность автору произведения за субъективную пользу, которую мы получили.
В каком-то смысле эта практика родственна практике народного меценатства. Особенно, если мы собираем меценатские взносы непрерывно и в фоновом режиме. Таким образом люди благодарят проект за ту конкретную пользу, которую этот проект им уже принёс.
Однако если мы говорим о кампании народного финансирования, тут всё же речь идёт не о выражении коллективной благодарности, а о социальных безвозмездных инвестициях в будущее проекта. И делая свой вклад в будущее, мы скорее оцениваем не только личную пользу, которую получим от проекта, а еще и пользу, которую получат другие.
Безвозмездное и бонусное меценатство
Меценатсво может быть безвозмездным (как на Википедии) или бонусным (как на Кикстартере). Статитстика показывает, что безвозмездное меценатство пока больше распространено. Но это уже отдельная история.
Покровитель. Донор. Спонсор. Каковы различия? – sponsoo_blog
Дитмар Хопп в Хоффенхайме, Вильфрид Финке в Падерборне, Клаус-Михаэль Кюне в Гамбурге или беспокойный Хасан Исмаик в Мюнхене. Эти 4 бизнесмена, которые все родом из разных частей экономики и мира, имеют общее хобби: футбол.
В качестве меценатов все четверо вложили десятки миллионов собственных денег в свои любимые футбольные клубы.
Платежи покровителя, по определению, являются частными расходами, которые не облагаются налогом.
Но чем эти выплаты отличаются от тех, которые приходят от доноров или спонсоров? Вы пришли в нужное место! Мы собираемся объяснить все в этой статье.
Покровители
Покровитель определяется как лицо, поддерживающее других лиц или учреждения деньгами или безналичными услугами. Он не ждет никакой прибыли взамен. Он просто хочет сделать что-то хорошее, так сказать.
Тем не менее, упомянутые ребята столкнулись с ненавистью со стороны фан-клубов других команд. Такие покровители, как Хопп и Исмаик, разрушили бы прекрасную игру в футбол и превратили бы ее в индустрию, в основе которой лежат деньги. Но давайте будем честными: профессиональный спорт вот уже пару десятилетий является суперкоммерциализированной отраслью. Несмотря на то, что услуги по возврату не являются обязательными, глобальная компания SAP уже много лет размещает свой логотип в контексте спонсорства футболки на футболке TSG Hoffenheim. Эти услуги по возвращению являются необязательными, в отличие от правового постановления в отношении доноров. Донорам не разрешается брать какие-либо услуги взамен.
Доноры
Доноры – это частные лица или компании, которые безвозмездно предоставляют финансовую помощь, продукты или рабочую силу другим. Предоставляемые услуги должны использоваться в государственном секторе принимающего учреждения, чтобы быть объявленными не подлежащими налогообложению. Если это не так, т. Е. Подарки на клубную рождественскую вечеринку, получателю не разрешается выдавать квитанцию о пожертвовании.
Спонсоры
Классический спонсор также может быть описан как физическое лицо, организация или компания, которые поддерживают человека, группу или другую организацию. Однако в этом случае спонсор ожидает вознаграждение за свои услуги, которое должно быть прописано в контракте. По мнению ученого Андреаса Уилла, термин «спонсорство» можно использовать при соблюдении следующих условий:
- Спонсор поддерживает спонсируемого
- Спонсор предоставляет услуги или преимущества спонсируемому
- Спонсор предоставляет преимущества спонсору
- Систематический процесс управления имел место до начала спонсирования
- Обмен услугами осуществляется на основе подписанного договора
Подводя итог, можно сказать, что мотивация спонсоров, в отличие от меценатов и жертвователей, всегда эгоистична. Рассмотрение является обязательным, и все должно быть записано в договоре. В этом нет необходимости с донорами и меценатами.
В то время как покровители не могут вычитать свои платежи из налогов, жертвователи и спонсоры могут сделать это, если захотят.
Sponsoo — крупнейшая в Европе площадка для спонсирования спорта. Пожалуйста, свяжитесь с нами по адресу [email protected] или воспользуйтесь нашей базой данных. Мы будем более чем рады помочь вам в выборе подходящей для вашей компании. Наша база данных с более чем 5000 спортсменов и клубов предоставляет широкий спектр возможностей.
Меценаты и спонсоры предлагают художникам средства для творчества
Брейнард Кэри, влиятельный американский художник, провел веб-семинар, в котором давал советы художникам о том, как найти покровителей и спонсоров. Кэри представил этот конкретный вебинар 19 октября в 20:00. и более 400 человек приняли участие.
Чтобы лучше понять эту тему, меценаты — это люди, которые поддерживают художников, предлагая свою финансовую поддержку.
«Меценаты и спонсоры занимаются культурным производством», — сказал Кэри. «Я говорю о деньгах для вашей студии. Речь идет о сборе денег, о чеках в вашей студии».
Один только художник может сделать не так много с тем, что у него есть. Для создания искусства деньги обычно являются огромным требованием, и иногда художники не могут создавать из-за отсутствия финансирования. Меценаты и спонсоры — это люди, которые могут оказать артистам финансовую поддержку, в которой они нуждаются.
«Существует три типа спонсоров и покровителей: один — для личных проектов, другой — корпоративный покровитель, а третий — так называемые спонсоры в сумке, — сказал Кэри. «Спонсоры в сумке — это работа с местным бизнесом. Корпоративные покровители — это, очевидно, такие корпорации, как компьютеры Bose и Apple, а покровители личных проектов могут быть похожи на покровителей, разработанных на Kickstarter».
Однако, в отличие от Kickstarter, спонсоры и покровители личных проектов не рассчитывают на компенсацию за произведения искусства или объекты за пожертвование больших сумм художнику. Соглашение не для объекта. Хотя Kickstarter — отличный ресурс для художников, может возникнуть проблема с отправкой большого количества вознаграждений донорам.
«Это более расширенная версия того, как спонсоры развиваются на более интимной основе», — сказал Кэри. «Он существовал сотни лет. Они до сих пор существуют в самом большом количестве, когда-либо существовавшем».
Влияние личных спонсоров и покровителей проекта значительно по сравнению с Kickstarter. Если артисты найдут время, чтобы действительно инвестировать в своих сторонников, результаты будут значительными. Кроме того, это был успешный процесс дольше, чем Kickstarter.
— Микеланджело писал Людовико Сфорца, — сказал Кэри. «Он дал ему понять, почему он должен поддерживать свою студию, а не потому, что Людовико Сфорца собирается заработать деньги на своей студии или потому, что он что-то ему дает. Ему нужны деньги, и он артист, которому нужно заплатить за целую студию. Ему нужно немного больше денег, чтобы продолжать работать и потенциально получать больше комиссионных. Это происходило веками».
У Кэри было достаточно времени, чтобы изучить эту практику, и последние 15 лет она искала покровителей и спонсоров. У него родился ребенок в один из самых отчаянных периодов поиска покровителей.
«Я хотел продолжать делать то, что хотел, пока у меня был ребенок, и не чувствовать, что мне нужно устроиться на работу, которую я ненавидел, поэтому с тех пор я получил более 100 000 в поддержку от покровителей и спонсоров. Это до сих пор мой основной доход. Мне нравится система; Мне нравится парадигма, согласно которой люди платят вам за работу до того, как она будет сделана. Это другой вид поддержки, очень личный и очень поддерживающий».
Кэри получила степень бакалавра искусств вскоре после того, как начала бороться в Род-Айленде и Нью-Йорке. В конце концов он открыл галерею в Род-Айленде и занимался столярным делом, чтобы прокормить себя после окончания колледжа. Он много работал и в конце концов попал на выставку биеннале Уитни в Музее американского искусства Уитни в Нью-Йорке.
Он также работал на Йельском радио в Йельском университете, проводя интервью с артистами. Он основал программу интервью на Йельском радио под названием The Art World Demystified, а также основал онлайн-школу для художников, позже названную Центром эстетических исследований Praxis. Кроме того, он написал пять книг. Кэри также по-прежнему каждую неделю берет интервью у профессионалов из мира искусства, и это дает обширные знания о мире искусства.
— Радио Йельского университета — особенное, — сказал Кэри. «Я начал там ток-шоу. Это студенческое радио, и оно до сих пор у меня. Я взял интервью у сотен людей, сегодня их более 600. Каждую неделю я брал интервью у четырех-пяти человек: директоров музеев, кураторов, художников со всего мира. Я спрашиваю их, что они делают и как они это делают. Я всегда черпаю информацию и вдохновение из этих интервью».
После разговора о личных спонсорах и покровителях проекта Кэри обсудил, как он любит называть спонсоров в сумке. На выставках художники могут раздавать своим посетителям сумки с визитками спонсоров или другими саморекламными вещами. Спонсоры и покровители могут платить за рекламу в этих сумках.
«Вы говорите им, что они могут быть в специальной спонсорской сумке, которую получают 100 человек, когда они приходят и уходят с вашей выставки», — сказал Кэри. «Это культурно ориентированные люди, поэтому их доход выше, и у них больше денег, чем у большинства».
Это беспроигрышный вариант для спонсоров, художника, устраивающего выставку, и зрителей, посещающих выставку.
«Это более эффективно, чем реклама в Facebook или печатная реклама, потому что эти люди получают карту в свои руки», — сказал Кэри.
Последним типом покровителей и спонсоров, о которых говорил Кэри, были личные покровители. Это люди, которые лично будут поддерживать артистов. Личные покровители — это те, кому можно писать письма.
— Им можно написать три типа писем, — сказал Кэри. «Есть письмо с просьбой о пожертвовании только для студийной практики. Второй тип письма — это просьба о поддержке конкретного проекта, а третий — это письмо с просьбой о встрече, результатом которой станет визит в студию».
Личные покровители просто хотят увидеть, как художники создают искусство, и узнать о художниках как можно больше. С личными покровителями лучше всего быть искренними и слушать их. Художники могут извлечь из них пользу, просто уделив им свое время и чтобы отношения продолжались.
«Чрезвычайно важно, чтобы этот разговор продолжался», — сказал Кэри. «Встретьтесь с посетителем в галерее или музее и прогуляйтесь с ним, выпейте с ним кофе, пообедайте с ним. Им нравится знакомиться с художниками. Художники для них — существа экзотические».
Корпоративные спонсоры — последний тип спонсоров, о котором говорил Кэри. Этот тип спонсора требует наибольшей настойчивости. Художникам нужно задавать много вопросов и активно общаться с корпоративными спонсорами, если они хотят что-то получить от них. Некоторым корпорациям легче получить спонсорство, чем другим, но все сводится к тому, насколько художник готов протянуть руку и попробовать.
«Я неоднократно звонил в Apple, — сказал Кэри. «Я хотел, чтобы они одолжили мне 40 iPod для демонстрации видео на стене. Итак, сначала я написал в Apple и не получил ответа, а затем позвонил по телефону 1-800-MY-APPLE для отдела продаж. В конце концов они дали мне номер, и на этом номере была запись».
По сути, это был тупик для Кэри, поэтому он нашел магазин Apple и решил начать все сначала. Сотрудник дал ему информацию о ком-то в бизнесе.
«Я написал этому парню и спросил, знает ли он кого-нибудь, кому я мог бы отправить это», — сказал Кэри. «Он сказал: «Ну, я никогда не слышал, чтобы кто-то так делал, но спросить не помешает; пришли мне что-нибудь». Кому он отправлял письмо, так это кому-то из Buzz Marketing. Отдел Buzz Marketing — это отдел, который есть в некоторых корпорациях; У Apple есть один. Это отдел, где, если вы видите компьютеры Apple и все такое в фильмах, они попали туда, и эти фильмы или телешоу были одолжены или даны, и это прошло через этот отдел. Итак, через два дня я получил электронное письмо. Это было что-то загадочное, и казалось, что в нем не хватает слов».