Нет ни кнута, ни пряника: как репетитору мотивировать учеников


Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Школьные учителя оценивают учеников с помощью отметок. Репетиторы лишены этого инструмента. Как же тогда родителям понять, какие успехи делает их чадо? И как частному учителю мотивировать ученика без двойки или пятерки? Педсовет попросил репетиторов рассказать об этой стороне своей работы. 

Почему мотивировать необходимо

К репетитору приходят совершенно разные дети. Как по возрасту, так и по уровню подготовки, с разной тягой к знаниям и различными целями. Одни пытаются подготовиться к ЕГЭ, другие изучают предмет, чтобы освоить новую профессию, третьих отправила мама из-за троек по математике. 

Апокалипсия Армагеддоновна (псевдоним), автор популярного блога «Записки репетитора»:

«Дети часто сами не понимают, зачем им вообще нужен этот загадочный английский. Особенно это касается младших школьников. Плюс ученики приходят ко мне с уже заложенной ненавистью к языку. Для них это какой-то странный урок, где все непонятно, и что с этим делать – тоже неизвестно. Есть и такая стандартная проблема, как банальная лень. Думаю, правда, это не только у детей». 

Причем проблемы с мотивацией случаются не только на старте, но и в процессе обучения. 

Елизавета Гончарова, автор блога «SeñoraProfesora»:

«Когда дети понимают, что все не так просто, как им изначально казалось, мотивация начинает таять на глазах. Поэтому ее нужно поддерживать искусственно. Уверена, что любые успехи толкают учеников на новые свершения. Поэтому я часто прибегаю к помощи международных экзаменов для поддержания мотивации у своих учеников».

«Репетитор. Как педагогу развить личный бренд и зарабатывать больше» — курс повышения квалификации от Учебного центра Педсовета.

За 60 ак. часов обучения вы узнаете:
— какие есть тонкости и «подводные камни» в работе репетитора,
— как организовывать и планировать свою деятельность,
— как выйти на высокий, стабильный доход.

Программа основана на реальном опыте экспертов-практиков. По ее окончании выдается удостоверение о прохождении курса.

Удобный формат обучения. Доступна рассрочка.

Узнать подробнее

Как повысить мотивацию

Опытные преподаватели используют самые разные приемы и методы. 

Елизавета Гончарова: 

«Прежде чем взять нового ученика, я провожу небольшое собеседование. И не только для того, чтобы оценить уровень знаний и «поле деятельности». Если я с самого начала вижу, что ребенок не хочет заниматься и инициатива исходит только от родителей, отказываю сразу. Заставить учиться кого-то невозможно, особенно когда этот кто-то сам не платит за занятия». 

Помогает и беседа с родителями. 

Апокалипсия Армагеддоновна: 

«Наиболее сильная мотивация — это пригрозить разговором с родителями. Обычно дети этого не любят, потому что получают нагоняй. Иногда даже сильнее, чем за двойку в школе, ведь тут родители деньги платят».  

Репетиторам сильнее, чем школьным учителям, приходится искать индивидуальный подход к ученику. 

Апокалипсия Армагеддоновна: 

«Кого-то мотивирует элемент соревновательности с самим собой: например, у меня ученики на скорость читают или вопросы задают и так далее. Кто-то начинает активнее заниматься, если невзначай рассказать, что другие ученики его же возраста не могут вот это и вот то. С кем-то надо активнее использовать все, что можно переложить и потрогать: карточки, игрушки и прочее. Универсальных методов нет. И то, что прекрасно работает с одним, может не сработать с другим. Надо пробовать все». 

Репетитор может стать ближе к ребенку, чем школьный учитель — налаживание дружеских отношений помогает добиться результатов. 

Руслана Проскурняк, репетитор с шестилетним стажем: 

«Вы должны быть с учеником друзьями, и тогда нет страха, боязней и начинается магия: ребенок сам хочет учить язык, ему интересно, он хочет быть с вами на одной волне».

Елизавета Гончарова: 

«Важно быть собой и выбрать тему, которая интересует и ученика, и учителя. Английский язык — это средство общения, а значит, вам никто не запрещает говорить о компьютерных играх, косметике и френдзоне».

Многие репетиторы говорят о волшебной силе похвалы, когда даже самый незначительный результат обязательно положительно оценивается.

Руслана Проскурняк: 

«Есть дети, которым нужна внешняя мотивация: похвала, маленькие подарочки, разрешение поиграть в игру, тут все зависит от возраста. Для детей 7–12 лет и старше такой внешней мотивацией могут быть соревнования, поощрения, поддержка, разговоры о планах на будущее, в котором им обязательно нужно знать английский». 

Что делать, если ничего не помогает

Иногда репетиторы сталкиваются с детьми, не желающими двигаться вперед. 

Апокалипсия Армагеддоновна:

«Похоже, будто эти дети активно включили режим энергосбережения. Делают ровно то, что от них требуется, и не больше. Ну, не нужен им этот английский и все тут. И все наши «ценные» мотивации: сможешь говорить по-английски, общаться с зарубежными ровесниками, за границей пригодится, будешь читать книги на языке, проходить игры – все это не работает». 

Елизавета Гончарова: 

«Если человек твердо решил, что ему что-то не нужно, то вы хоть с бубном пляшите, хоть семь раз в неделю занимайтесь, толку не будет. Методика, учитель, пособия или подход не играют в этом случае никакой роли. Это деньги на ветер, конвертировать которые в знания не получится. Такую проблему встречаю исключительно у подростков. Малыши учатся с удовольствием из-за природной любознательности. Взрослые – потому что платят деньги из своего кармана. Тут мотивация зашкаливает. Подростки же застряли посередине. Школа уже отбила у них интерес к учебе, а цену деньгам они пока еще не знают. Поэтому могут долго просиживать штаны у репетитора за родительский счет. Честный репетитор всегда сразу бьет тревогу.

Потому что брать деньги за то, чтобы кто-то для галочки посещал занятия, — непрофессионально».

В таких случаях стоит попробовать отправить ученика к другому репетитору и понаблюдать, принесло ли это пользу. Если ребенок сменил несколько педагогов, а интерес так и не появился, то дело тут явно не в учителе.


Материалы по теме:

  • Работа репетитора от А до Я: юридические тонкости, поиск клиентов, увеличение дохода
  • Как репетитору «подружиться» с родителями учеников
  • Пять ошибок, которых нужно избегать репетиторам

 

 

 

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Семь вещей, которых не должен делать репетитор

Найдите работу или работника поблизости

Ищу нянюИщу репетитораИщу домработницуИщу сиделкуИщу водителяИщу психологаИщу массажистаИщу работу нянейИщу работу репетиторомИщу работу домработницейИщу работу сиделкойИщу работу водителемИщу работу психологомИщу работу массажистом

Выбрать район

  • Статьи и советы
  • Няни и гувернантки
  • Репетиторы
  • Домработницы
  • Сиделки

12503

Преподаватель, к сожалению, не всегда прав. Чтобы взаимодействие ученика и репетитора приносило пользу обоим, стоит понимать, за какие рамки лучше не заходить и чего репетитор не должен делать никогда.

  • Чересчур сближаться с учеником. Выходить за рамки профессиональных отношений. Предлагать дружбу в соцсетях. Выносить на публику любые аспекты частной жизни ученика и его семьи.
  • Перебарщивать с физическим контактом. Трепать по плечу или давать “пять” — в некоторых случаях вполне допустимо, а вот обнимать, щекотать или в шутку бороться — уже выходит за рамки. Стоять над учеником тоже не рекомендуется, это не дает никакой положительной мотивации, а только смущает или раздражает ученика.
  • Приходить неподготовленным. Учитель, явившийся на урок с опозданием, без всякого плана занятия, создает впечатление, что он не заинтересован в своей работе. Репетиторство — это как раз та работа, которая всегда требует тщательного планирования.
    Если учитель не готовится к занятию сам, то как он подаст пример ученику готовиться к урокам?
  • Терять терпение, взрываться, выражать негативные эмоции. Это не значит, что репетитор должен быть как каменный истукан. И также это не значит, что с лица репетитора не должна сходить натянутая пустая улыбка. главное — знать меру. Если преподаватель начнет ворчать, повышать голос или разозлится так, что начнет выдирать у себя волосы (или того хуже — выдирать волосы у ученика), то очень скоро ему придется подыскивать себе новое место работы.
  • Быть негибким
    . Каждый ученик требует индивидуального подхода. Именно для этого семья и нанимает преподавателя! От репетитора ждут умения и желания объяснять одни и те же вещи по многу раз разными способами и каждый раз находить интересные и понятные примеры и сравнения. Не надо пытаться втолковать родителям, что их ребенок неспособный, ленивый и глупый. Если семья наняла репетитора, значит, родителям небезразлично образование и развитие их чада, они готовы в него инвестировать, и их не интересует, почему ребенку невозможно объяснить что-либо, они хотят видеть результат.
    И заинтересованный и вдохновленный ребенок — это прекрасный результат, за который они будут платить с удовольствием!
  • Слишком торопиться. Это недопустимо, потому что важно не просто пройти с учеником определенный материал для галочки. Смысл в том, чтобы ученик этот материал усвоил! К тому же если родители озаботились поисками репетитора, вполне возможно, что их не устраивало то, как торопятся учителя у их ребенка в школе. И им не нужен еще один такой же слишком быстрый учитель дома за дополнительную плату!
  • Обещать слишком много. Как правило, репетитора нанимают с каким-то конкретными целями: поступить в определенный ВУЗ, сдать экзамен или, к примеру, подтянуть знание иностранного языка до определенного уровня. Лучше, если цели сформулированы достаточно четко. Однако они должны быть обговорены репетитором и нанимателем еще раз, после одного-двух первых занятий, тогда педагог сможет проанализировав возможности ученика, сказать, реально ли достичь поставленных целей и что для этого необходимо.
    Трезво оценивать как свои возможности, так и возможности ученика — одно из ценных качеств для репетитора.

    Мария Иванникова

  • Репетитор vs школьный учитель: занять правильную позицию

Наши репетиторы — Tutor.com

Избранные репетиторы


Кристал К.

Предметы:

Анатомия и физиология

Любит репетиторство, потому что:

Я хочу помочь тем, кто в моих силах, преуспеть в учебе им нравится изучать науку.

История:

Имеет степень бакалавра биологических наук.

Для развлечения:

Ведение блога, Кулинария.

Джоэл С.

Предметы:

Химия

Любит репетиторство, потому что:

Репетиторство позволяет мне помочь учащимся понять материал в менее формальной обстановке, чем в классе. Это также позволяет мне быть в курсе того, чему учат в других школах.

Справочная информация:

Окончил Колледж Святого Ансельма со степенью бакалавра химии, а затем Дартмутский университет со степенью магистра химии.

Для развлечения:

Каякинг, Боевые искусства.

Джессика О.

Субъектов:

Анатомия и физиология, биология

Любит заниматься репетиторством, потому что:

«Счастлив тот, кто передает то, что знает, и учится тому, чему учит». — Кора Коралина

Предыстория:

Получила степень бакалавра биологических наук, а затем получила степень доктора биологических наук.

Allava C.

Предметы:

Науки о Земле, естествознание

Любит репетиторство, потому что:

Решение задач доставляет мне огромное удовольствие, и мне нравится помогать учащимся решать и осваивать материал, который вызывает у них затруднения .

Справочная информация:

Окончил Фордхэмский университет со степенью бакалавра психологии, а затем окончил Нью-Йоркский университет со степенью M.Ed. в образовании.

Для развлечения:

Любительская астрономия, американский футбол, баскетбол, кулинария, игры.

Показать больше

Anita Z.

Предметы:

Информатика — C

Любит репетиторство, потому что:

У меня есть страсть к обучению, поэтому я обнаружил, что у меня есть естественная интуиция для преподавания и сочувствие к студентам, которые приводит к очень эффективным результатам. Кроме того, преподавание — это мой способ помочь сообществу и передать свои знания другим, чтобы помочь им в их карьере в индустрии программного обеспечения.

Справочная информация:

Окончил Государственный университет Бриджуотер со степенью бакалавра компьютерных наук, а затем окончил Университет Массачусетса в Бостоне со степенью магистра компьютерных наук.

Для развлечения:

Изучение иностранных языков, чтение, путешествия.

Кирк Л.

Предметы:

Алгебра, Химия

Любит заниматься репетиторством, потому что:

Это дает мне возможность работать один на один со студентом, которому нужна помощь.

Фон:

Окончил Северо-Западный университет со степенью бакалавра химии, а затем окончил Национальный университет Луи со степенью магистра педагогики.

Для развлечения:

Пеший туризм, кулинария, фотография, бег, триатлон, деревообработка.

Ребекка П.

Предметы:

Английский язык, Написание эссе

Любит репетиторство, потому что:

Мне нравится репетиторство с Tutor.com, потому что это позволяет мне общаться со студентами из разных слоев общества и помогать им. Нет ничего более приятного, чем знать, что я помог людям, которые находятся на пути к улучшению своего будущего.

Справочная информация:

Имеет степень бакалавра в области телерадиожурналистики.

Для развлечения:

Чтение, бег, плавание, тяжелая атлетика, йога.

Джейн Б.

Предметы:

Алгебра, Алгебра 2, Математика, Средняя математика

Любит репетиторство, потому что:

Мне очень нравится работать со студентами. Это так здорово — помочь им узнать, как решать задачи, и узнать, почему процесс работает именно так. Я тоже люблю математику!

Фон:

Окончил Варбургский колледж со степенью бакалавра общей математики.

Для развлечения:

Наблюдение за птицами, коллекционирование монет, охота за окаменелостями, генеалогия.

Игнасио М.

Предметы:

Алгебра, Алгебра 2, исчисление, предварительный исчисление

Любит заниматься с репетиторами, потому что:

Это позволяет мне распространять свои знания по всему миру. Это лучший способ стать действительно хорошим профессором, просто практиковаться и изучать, какие методы обучения являются лучшими, что является наиболее важным, что делает нас хорошими учителями.

История:

Окончил Национальный университет Ла-Платы со степенью бакалавра физических наук.

Для развлечения:

Игры, садоводство, гимнастика, чтение, спорт, винтажные книги, письмо, йога.

Четан В.

Предметы:

Химия

Любит репетиторство, потому что:

Это дает мне возможность делиться знаниями по химии. Меня очень радует, когда студенты, наконец, понимают концепцию и чувствуют себя уверенно, решая подобные задачи самостоятельно.

История:

Окончил со степенью бакалавра.

Для развлечения:

Крикет, Футбол, Чтение.

3500 опытных преподавателей с реальным опытом использования и преподавания своих предметов.

В нашу репетиторскую сеть входят сертифицированные преподаватели, преподаватели колледжей, аспиранты и специалисты со степенью магистра, доктора наук и дипломами Лиги плюща.

Каждый репетитор проходит тщательный отбор с предметными экзаменами, пробными репетиторскими занятиями, рецензированием наставника и сторонней проверкой биографических данных.

Каждый репетитор имеет опыт преподавания в нашем онлайн-классе и помогает учащимся понять концепции с помощью общей доски, чата и обмена файлами.

Академический, подготовка к SAT/ACT, стипендия, колледж и карьерный блог

General / Todd VanDuzer

Вы хотите стать успешным ассистентом стоматолога? Если это так, то вы пришли в нужное место! Быть ассистентом стоматолога — это больше, чем просто сидеть в задней части кабинета стоматолога. Это требует навыков и самоотверженности, которые могут проявить только опытные профессионалы. С помощью этого сообщения в блоге мы дадим …

Станьте успешным ассистентом стоматолога с помощью этих умных советов Подробнее »

General / By Todd VanDuzer

Для любого родителя может быть трудное время, когда их ребенок готовится к экзаменам — давление, необходимое для того, чтобы хорошо сдать экзамены и добиться результатов, может быть высоким, и вы, как родитель, должны быть рядом, чтобы оказать ребенку как эмоциональную, так и практическую поддержку. Но как именно вы должны поддерживать …

Полное руководство по поддержке вашего ребенка во время сезона экзаменов Подробнее »

General / By Todd VanDuzer

Если вы являетесь родителем, тетей или дядей или другом семьи молодого человека, вам может быть интересно, как вы можете помочь ему добиться успеха в учебе в колледже. Когда дело доходит до принятия решения о том, поступать ли в колледж и в какой из них поступать, приходится много манипулировать, включая учебу, планы на будущую карьеру, …

5 способов помочь молодому человеку в вашей жизни добиться успеха в колледже. / By Todd VanDuzer

Вот что вы можете делать со степенью медсестры Существует множество неправильных представлений о том, что вы можете делать со степенью медсестры. Некоторые люди думают, что медсестры несут ответственность только за уход за пациентами в больницах, но это далеко не так! Медсестры играют жизненно важную роль в нашем здравоохранении …

Вот что вы можете делать со степенью медсестры Подробнее »

General / By Todd VanDuzer

Социальная работа считается одной из помогающих профессий. Люди, работающие в этой области, помогают отдельным лицам, семьям и группам с различными проблемами. Они могут предоставлять услуги людям, борющимся с зависимостью, проблемами психического здоровья или бедностью. Или они могут выступать за социальную справедливость от имени маргинализированных сообществ. Существует много различных типов …

Карьера в сфере социальной работы: объяснение Подробнее »

General / By Todd VanDuzer

Стать консультантом — многообещающая и приносящая удовлетворение карьера. Обладая соответствующей квалификацией, подготовкой и опытом, вы можете реально изменить жизнь людей, помогая им справляться со своими проблемами и разрабатывать более здоровые стратегии выживания. Консультирование требует терпения, самоотверженности и понимания человеческого поведения, но оно также приносит огромное удовлетворение от работы, поскольку …

Причины, по которым вы можете стать консультантом Подробнее »

General / By Todd VanDuzer

Некоторые учащиеся чувствовали себя брошенными и потерянными в школьной системе, как будто их школы не помогают им добиться успеха. Некоторые школы, несомненно, более благосклонны, чем другие, но может быть предпринято много закулисных мер, чтобы заложить основу для успеха учащихся. И учебные заведения, и их преподаватели могут выполнять некоторые из…

Как ваша школа помогает вам добиться успеха Подробнее »

General / By Todd VanDuzer

Вы хотите улучшить свои навыки чтения на английском языке? Независимо от того, являетесь ли вы студентом, готовящимся к экзаменам, или профессионалом, желающим оставаться впереди конкурентов, у вас есть множество преимуществ для улучшения ваших навыков чтения на английском языке. В этом блоге мы рассмотрим пять проверенных советов, которые помогут вам улучшить свои навыки чтения на английском языке. The …

Улучшите свои навыки чтения на английском языке: 5 проверенных советов по улучшению Подробнее »

General / Todd VanDuzer

Чувствуете ли вы себя отягощенными повседневными обязанностями в школе? Не волнуйся; вы не одиноки. Многие студенты становятся жертвами академического давления. Академическое давление относится к ситуации, когда учащийся чувствует, что ему мешают требования времени и энергии, необходимые для достижения его образовательных целей. Давление положительно до определенного момента, потому что …

Академическое давление и как с ним справиться Читать дальше »

General / By Todd VanDuzer

Основная задача экспертов в области образования — адаптировать стратегии обучения к потребностям учащихся для достижения оптимальной эффективности. Одной из тенденций, которая набирает популярность в последнее десятилетие, является совместное обучение.