Содержание

практические навыки и умения чтения

Автор: Ирина Oлeговна Tюpинa, кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Института социологии Российской академии наук.

 

Чтение — одно из лучших и наиболее эффективных средств получения нужной информации. Развитие информационных технологий связано с необходимостью получать актуальные информационные материалы из различных источников, систематизировать их, определяя ценность знаний, объем которых постоянно возрастает.

Научиться читать — значит создать предпосылки для расширения и понимания общего образования, получить возможность своевременно пополнять свои профессиональные знания. Все это — необходимые условия развития интеллекта, повышения конкурентоспособности каждого специалиста.

Вариант чтения зависит от целей и условий этого процесса, от сложности содержания читаемого текста, трудности языка автора, заинтересованности читающего в получении результата, его индивидуальных особенностей и техники чтения.

Самыми важными здесь являются эти факторы:

  • предполагаемое использование полученной информации в дальнейшей деятельности;
  • установка читателя на степень полноты и точности понимания читаемого.


Умение оценочного, первичного чтения: читающий бегло просматривает тексты разного объема, чтобы получить общее представление об их содержании в целом (о теме, основных проблемах, поднимаемых в тексте и т.д.) Далее он определяет, представляет ли текст или отдельный его раздел интерес для более детального прочтения, и проверяет, относится ли данный текст к нужной ему области знаний.

Итак, первое умение читателя — умение оценить тематическую направленность текста для определения уровня заинтересованности в дальнейшей работе с ним.


Умение просмотрового или поискового чтения: читающий бегло просматривает текст, стараясь найти определенные данные (формулировки, цифры, определения, факты). Из общей тематической направленности текста он делает вывод о возможности найти искомые данные именно в этом тексте. Итак, усилия читателя направлены на то, чтобы определить, есть ли в тексте информация, представляющая для него интерес. Отсюда и внутренняя установка на степень полноты понимания (понять в самых общих чертах, о чем данная работа и можно ли ее использовать в своих целях).


Умение чтения с общим охватом содержания: читающий бегло прочитывает текст, не пытаясь заранее прогнозировать его содержание, не занимаясь поиском конкретных данных. Это может быть чтение для себя, для общего развития, для удовольствия. В таком процессе не обязательно возникает установка на воспроизведение информации в будущем.

Типичный пример — чтение художественной литературы, чтение специальной литературы. Читатель знакомится с общим содержанием, выясняя, что именно говорит автор по тому или иному вопросу.

Информация при этом оценивается по принципу: новое — известное, интересно — неинтересно, важно — неважно и т.д. Для того чтобы сделать такую оценку, читателю достаточно понять общую линию содержания, аргументации, доказательств и т.

д. Если оценки будут выражены понятиями «новое», «интересное», «важное», характер чтения изменится на более серьезный.


Умения изучающего чтения: читающий максимально полно и точно извлекает из текста содержащуюся информацию, поскольку полагает, что впоследствии ему придется воспроизводить или использовать в той или иной форме полученные сведения. Такой процесс связан с осмыслением, интерпретацией, установкой на длительное запоминание (всей информации или ее частей) уже в процессе чтения. Обычно именно так читается учебная литература, справочники, специальные издания.

Для достижения целей учебной коммуникации необходимо вырабатывать все перечисленные умения.

Каждый человек когда-то учился читать. Вопрос в том, какого уровня достигла его компетенция в чтении. Нужно ли дальше развивать те умения, которые позволяют стать компетентным специалистом по извлечению актуальной информации из письменноречевых источников? Если развитие компетенции в чтении необходимо, следует выполнять упражнения, автоматизирующие навыки, приводящие в действие механизмы чтения, совершенствующие соответствующие умения.

В развитии умений чтения как вида речевой деятельности большое внимание уделяется упражнениям, способствующим формированию понимания читаемого текста на разных уровнях: на уровне значений и на уровне смыслов.


Смысловое прогнозирование развивается уже в подготовительных упражнениях:

  • работа с перфорированными текстами;
  • прогнозирование отсутствующих окончаний слов или фраз по контексту;
  • предположение об общей тематической направленности текста по названию или первому абзацу;
  • определение общего содержания текста после прочтения заключительных фраз или выводов.

 

Последнее формируется не только упражнениями, но и всем жизненным опытом читателя, так как предполагает понимание того, что стоит за текстом, следовательно, связано не столько с пониманием его содержания, сколько с пониманием позиции автора, его умозрительного настроения.

Итак, чтобы хорошо понимать читаемый текст, необходимы:

  • определенный уровень речевых умений вообще и в данном виде речевой деятельности в частности;
  • определенный уровень техники чтения;
  • наличие конкретной мыслительной задачи, коммуникативной цели в процессе чтения;
  • соотнесение собственных возможностей с уровнем трудности текста по форме и содержанию;
  • знание предмета, о котором идет речь в тексте, наличие собственного опыта в данной области; знание отдельных (опорных) слов, терминов, профессионализмов, слов, заимствованных из других языков, и т.
    д. помогает быстрее и точнее понять текст. При отсутствии перечисленных знаний даже многократное прочтение текста не поможет его понять;
  • степень умственного развития читающего, общее развитие, словарный запас, наличие навыков языковой догадки, умение пользоваться словарями и справочниками.

 

Решив зафиксировать содержание какого-либо текста, следует выбирать тип письменной фиксации — выписки, тезисы, реферат, аннотацию.


1. Выписки.

Умение делать выписки — основа работы над любой книгой. Выписки могут быть сделаны из конкретной части текста, содержать сокращения или обходиться без них. Выписки делают из «чужих» книг, статей, текстов и из собственных, ранее созданных текстов, при подготовке к устному выступлению для этой цели используют письменные материалы, данные эксперимента и т.д.

Выписки из чужих материалов снабжают точными ссылками на источник информации, помещая их в скобках или в конце текста. Выписки полезно делать лишь тогда, когда книга прочитана до конца. Это позволит ранжировать их, отбирая более ценные. Выписать можно определение, статистические данные, цитату и т.д.


2. Тезисы в записи — это положения, вбирающие в себя сущность значительной части текста, то, что доказывает или опровергает автор, то, в чем он стремится добиться большей убедительности (определенная форма вывода, к которому он приходит). Тезис — это доказываемое или опровергаемое положение, обобщающее содержание источника информации.

Основные тезисы разделяют: на принципиально важные положения, обобщающие содержание источника (в своей совокупности они иногда носят характер главных выводов), и простые — главные мысли, входящие иногда как составная часть в конспект или реферат и не имеющие специфических особенностей основных тезисов. К каждому основному тезису может быть составлено несколько простых, раскрывающих и разъясняющих его. Записи, включающие и простые, и основные тезисы, называются сложными тезисами (их можно сравнить со сложным планом, состоящим из пунктов и подпунктов).


3. Реферат — краткая, «обогащенная» запись идей, содержащихся в одном или нескольких первоисточниках. Рефераты готовят для дальнейшего использования, например, ученые создают авторефераты тех научных произведений, которые впоследствии будут обсуждаться широкой научной общественностью (диссертаций, статей, научных отчетов и т.д.)

Лаконичное изложение в реферате мыслей автора первоисточника не допускает описания собственной позиции автора реферата по рассматриваемому вопросу. Он может лишь выразить согласие или несогласие с положениями первоисточника, обобщить их в резюме, разъяснить отдельные использованные в первоисточнике термины.

В реферате однородные факты группируются в обобщениях, цифровые данные систематизируются. Все это отражается в композиции текста реферата в предельном лаконизме, простоте и нормативности языковых средств (исключения составляют фразеологизмы, образные выражения, сравнения).


4. Аннотация — крайне сжатый справочный текст, включающий основные данные о книге.

Аннотация, при некоторой схожести с рефератом, значительно отличается от него. Назначение реферата — замена подлинника кратким и обобщающим его вариантом, тем не менее достаточно полно отражающим его содержание.

Аннотация сообщает о наличии некоторых сведений, информативного материала из конкретной области знаний и в то же время дает краткую оценку этого материала, объясняя, кому и для чего он может быть полезен. Научившись делать выписки, составлять тезисы, рефераты и аннотации, можно переходить к исполнению более сложных типов письменноречевых произведений — продуцированию собственных текстов с целью их дальнейшего использования в той или иной сфере речевой коммуникации.

Приведем несколько практических советов:

  • если вы делаете записи, выписки, располагайте их на листе, карточке или в файле так, чтобы одна единица информации помещалась полностью на одной странице;
  • помечайте свои записи каким-либо символом, общепринятым или собственным. Так, среди индивидуальных символов, помогающих некоторым авторам, встречается: □ — точка зрения, ∑ — объединить, ? — проверить;
  • оставляйте в записях на бумаге широкие поля, что позволит позже дополнить их, внести коррективы;
  • датируйте важные выписки из периодических изданий, электронных версий текстов, из других материалов. Это позволит проследить развитие определенных идей;
  • учитывая коммуникативную направленность записей, возможность их использования в устных выступлениях, дискуссиях, на семинарских занятиях, делайте собственные комментарии к текстам, т.е. сопровождайте выписки записями, содержащими собственную точку зрения.

 

Научитесь быстро и качественно читать с помощью курса «Техники скорочтения»:

Техники скорочтения: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс

Изучите сегодня

Также смотрите

Работа с текстом — Психологос

Работа с текстом — это много разных дел. Это поиск нужных текстов, это правильное чтение нужных вам текстов, это умение самому писать понятные, яркие и живые тексты.

Эффективное чтение

Как найти нужный текст и нужную информацию? Во-первых, нужно понять и определиться, чего вы на самом деле хотите, какие ваши цели. Во-вторых, нужно читать правильные книги. В-третьих, эти книги нужно читать правильно, а не как вы :).

Чтение бывает разным. Одному важно, будет ли книга интересной и увлекательной, другому – какие результаты она позволит достичь. Одни читают, потому что чтение захватывает, и потому что так можно провести время, другие – для того, чтобы достичь поставленных целей. Первое чтение назовем процессным, отслеживают результаты после каждой прочитанной книги. Это — важнейший навык.

Поэтому общее направление остается: если вы берете в руки книгу, тем более начинаете ее читать, вы должны четко знать, что вы в ней будете читать, как долго будете это делать, какой результат вы от чтения ждете и где результаты чтения вы в своей жизни примените.

Отдельная задача — понимание текста. Текст можно понимать на разных уровнях. Три основных уровня понимания — возможность презентации (знать — не знаю, а рассказать — расскажу), уровень рабочего понимания (понимаю все основное, но в общих чертах) и глубокое понимание текста (понимаю в мельчайших деталях). Учитывая, что это все разные технологии, то и пониманию текста нужно учиться, как и любым другим важным для жизни навыкам.

Глубокое понимание текста предполагает логический анализ текста (ЛАТ). Что это такое? Это навык находить в самом запутанном тексте его основные смыслы (или обнаруживать, что смысл в тексте отсутствует), восстанавливать логику написанного текста и логику мышления автора, писавшего текст.

Область применения — научные и научно-популярные тексты Как читать художественную литературу — отдельный разговор, см..→

Когда автор что-то пишет, он сам еще не всегда разобрался в том, что он хочет сказать. Но — пишет. Задача читателя в этом случае — понять то, что написал бы автор, если бы разобрался сам в своих мыслях. Чем выше ясность мышления писателя, тем более осмысленные, четкие и логически простроенные тексты он пишет. Чем лучше отработан у вас навык ЛАТ (логического анализа текста), тем лучше и быстрее вы разбираетесь в текстах. И не только в текстах письменных, но и устных — начинаете лучше понимать, что хотят сказать вам люди, с которыми вы разговариваете.

Навык ЛАТ помогает не только эффективному чтению, но и эффективному написанию текстов.

Эффективное написание текстов

Тут — разумные алгоритм, как быстро написать достаточно разумную статью. Как написали, проверьте свой текст по следующим правилам, которые сделают его более удобным и привлекательным для чтения. Если собираетесь работать со своим текстом более серьезно, обратите внимание на статью Создание текста…

Тут — как писать продающие тексты.

Некоторые идеи для работы с текстами – inlingua International

Введение

Хотя обучение языку inlingua в основном основано на обучении посредством разговора (см. ссылку на мой блог), бывают случаи, когда проведение урока по простому тексту может быть вариантом . Преподаватели могут столкнуться с необходимостью подменить коллегу в короткие сроки или провести индивидуальный урок, когда учащемуся требуется конкретная тема или регистрация.

Бывают случаи, когда требуется дополнительная практика определенной структуры или темы. Дополнительная работа с текстом, представленным в материалах inlingua, может быть использована для расширения урока в этой ситуации.

В дополнение к чтению для получения конкретной информации, общего понимания или деталей, текст можно использовать множеством способов. Некоторые идеи обсуждаются в этом посте, но есть много других способов использования текста.

Диктант

Диктант может показаться немного «грязным словом» любому, кто имел несчастье получить старомодное формальное образование, но как упражнение по изучению языка он может быть веселым и продуктивным. Инструктор может, например, зачитать текст просто в качестве упражнения на прослушивание, предварительно попросив учащихся обратить внимание на определенную информацию. Его можно использовать в качестве плацдарма для дальнейшего обсуждения, задав вопрос для общего понимания. Затем можно также обратиться к тексту для подробного изучения и обсуждения, т.е. почему автор употребил в тексте «попробовал», а не просто «попробовал»?

Можно выполнить диктовку письма, чтобы сосредоточиться на орфографии или пунктуации, или диктовку сверстников, чтобы одновременно отработать некоторые проблемы с произношением.

Восстановление текста по памяти в парах также может быть сложным упражнением после диктовки.

Сократите текст

Попросите учащихся сократить текст до определенного количества слов или просто максимально сократить общее количество используемых слов. Это можно сделать в паре, чтобы побудить учащихся работать вместе, общаясь, конечно же, на изучаемом языке.

Прилагательные

В коротких простых текстах попросите учащихся добавлять прилагательное перед каждым существительным или наречие перед каждым глаголом.

Преобразование текста

Попросите учащихся изменить текст, как если бы он был с другой точки зрения. Это может означать написание от третьего лица вместо первого или изменение жанра на театральную пьесу, а не на фактический отчет и так далее.

Заполнение пропусков

Создание упражнений на заполнение пропусков требует некоторой подготовки, но инструктор должен позаботиться о том, чтобы выделить определенные части, а не просто случайные слова. Это могут быть только предлоги или словосочетания в тексте.

Догма

Хотя преподавание Догм очень ориентировано на учащихся, его также можно использовать с текстовым уроком. Щелкните здесь для примера.

Дополнительные идеи см. здесь и здесь.

Next Блог: Держите вас в поле зрения: некоторые способы использования изображений для обучения языку.

23 способа использования текстовых сообщений для общения с сотрудниками

Обмен текстовыми сообщениями — это относительно новый способ общения с сотрудниками, но он быстро становится популярным инструментом для работодателей. У большинства людей телефон круглосуточно и без выходных, и они с большей вероятностью ответят на короткое сообщение, чем на телефонный звонок или электронное письмо; большинство текстовых сообщений читаются в течение трех минут после получения.

Текстовые сообщения особенно эффективны при общении с почасовыми сотрудниками, поскольку им требуется более постоянное общение и сотрудничество, чем в офисе. Сотрудники, которые находятся в пути, больше работают со своими мобильными телефонами, чем за экраном компьютера. Если вы работаете с этими сотрудниками, текстовые сообщения могут быть лучшим способом связаться с вашими сотрудниками.

23 способа использования текстовых сообщений для общения с вашими сотрудниками

1. Отправка еженедельного обновления расписания

Привет, команда! Я только что выслал новое расписание. Дайте знать, если у вас появятся вопросы.

2. Поделитесь обновлением расписания
Поделитесь обновлением расписания с сотрудником.
3. Сообщите сотрудникам об открытой смене

Команда, у нас есть открытая смена в этот четверг с 7:00 до 15:00. Ответьте здесь, если вы хотите заявить об этом. Спасибо.

4. Спросите у сотрудников, могут ли они подобрать последнюю смену

Может ли кто-нибудь подобрать последнюю смену сегодня с 15:00 до 15:00. до 10 вечера?

5. Расскажите, как добраться до места работы

Доброе утро, команда. Я прикрепил PDF-файл с инструкциями к сегодняшнему сайту вакансий. Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с ним, и, как всегда, вы можете ответить здесь на любые вопросы.

6. Предоставьте сотрудникам более подробную информацию о рабочей площадке

Обратите внимание, что вы можете припарковаться здесь на сегодняшнее обслуживание, но клиент попросил, чтобы никто не парковался на подъездной дорожке или со стороны соседей. [Изображение] 

7. Отвечайте на вопросы сотрудников во время работы
Отвечайте на вопросы сотрудников с помощью текстовых сообщений, пока они на работе.
8. Попросите сотрудников подтвердить место работы

Привет, Терренс. Можете ли вы отправить мне быструю фотографию вашего местоположения? Я хочу убедиться, что это правильный сайт.

9. Попросите сотрудников подтвердить выполнение задания

Привет, Ник. Можешь прислать фото гаража, как только закончишь? Спасибо!

10. Поделитесь изменением времени оплаты

Привет, команда. Из-за ошибки в системе расчет заработной платы не будет производиться до утра пятницы. Приносим свои извинения за доставленные неудобства.

11. Сообщите об изменении рабочего времени ведения журналов

Всем привет. Поскольку система начисления заработной платы не работает, нам нужно, чтобы все вручную записывали свои часы и отправляли их по электронной почте Кристе для обработки. Криста может ответить на любые вопросы. Спасибо!

12. Дайте информацию об отключении

Команда, пожалуйста, вручную запишите время отключения, пока мы работаем над запуском системы. Спасибо.

13. Сообщите сотрудникам об отсутствии заработной платы

Платежная ведомость только что вышла. Пожалуйста, напишите Саре с любыми проблемами. Спасибо!

14. Сообщите об изменении в клиентском или корпоративном протоколе

Всем привет. В связи с всплеском случаев заражения коронавирусом мы снова вводим политику обязательного ношения масок. Это касается как привитых, так и непривитых сотрудников. Здоровье и безопасность каждого на первом месте.

15. Сообщите сотрудникам об отмене из-за изменения погоды

Привет, команда. Мы приостановили строительство из-за непогоды. Пожалуйста, держитесь подальше от дорог, в безопасности и тепле!

16. Предупредите сотрудников о незавершенных документах

Привет, Перла. Нам нужно, чтобы вы заполнили свою предыдущую историю трудоустройства, прежде чем отправлять свое резюме в местные больницы. Дайте мне знать, как только вы закончите его или если у вас есть какие-либо вопросы. Спасибо!

17. Предупредите сотрудников о реферальных бонусах

Доброе утро, команда! У нас масса открытых позиций, которые нужно заполнить как можно скорее. Напоминаем, что мы предлагаем реферальный бонус в размере 200 долларов всем, кто поможет нам заполнить эти вакансии. Спасибо!

18. Отправьте сообщение сотрудникам о групповом мероприятии

Спасибо за проделанную работу, команда! Сегодня у нас обед. У нас есть тако, чипсы и сальса в комнате отдыха.

19. Отправьте напоминание о правилах поведения

Привет, команда. Напоминаем, что ванные комнаты закрыты для клиентов из-за пандемии. У нас есть ванные комнаты, которые дезинфицируются каждый час, но нам нужна помощь каждого, чтобы содержать их в чистоте.

20. Отправить сообщение с благодарностью

Спасибо всем за убийственный месяц. Мы не смогли бы сделать это без усилий каждого.

21. Напомните сотрудникам о выходном

Привет, команда. Напоминаем, что мы не работаем в понедельник в связи с Днем труда. Хороших трехдневных выходных!

22. Напоминайте сотрудникам о конкурсах компании

Всем привет! Не забывайте, что завтра мы начинаем наш челлендж по шагам, чтобы быть здоровее. У нас есть призы за первое и второе место (и они очень, очень хороши!)

23. Отправьте напоминание о ежегодном продлении сертификата

Всем привет. Не забудьте пройти ежегодный тренинг по борьбе с сексуальными домогательствами. Пожалуйста, напишите Кристе копию вашего сертификата в качестве доказательства завершения.

Когда НЕЛЬЗЯ отправлять текстовые сообщения своим сотрудникам

Хотя отправка текстовых сообщений вашим сотрудникам удобна для большинства сторон, она имеет свои ограничения, как и любая другая платформа. Текстовые сообщения лучше всего подходят для коротких, лаконичных сообщений с прямым призывом к действию. Телефонный звонок или электронное письмо могут быть лучше, если вы отправите подробное сообщение с несколькими элементами задачи.