Психология мотивации, ее общая характеристика

17.07.2012

Мотивация является основой жизнедеятельности всех живых существ. Она выражается в побуждениях, вызывающих активность организма и определяющих ее направленность. То есть мотивация представляет собой определенную энергетическую систему, стремящуюся к разрядке, к удовлетворению мотивов и потребностей, составляющих сущность мотивации. При этом потребность с точки зрения психологии рассматривается как состояние организма, испытывающего нужду в объектах, необходимых для его существования и развития, а мотив — как сила, побуждающая к достижению этих объектов. Обычно эти два понятия не разделяются в структуре мотивационно-потребностной сферы, поскольку потребности аккумулируют энергию, а мотивы побуждают к действию, направляя активность к определенной цели. Нарушение биологического равновесия (гомеостаза) со средой как раз и является основным источником мотивации живых существ, осознаваемой ими как состояние актуализированной потребности (мотива), побуждающей живое существо к активности.

Никакой вид активности не может существовать без энергии, которая ее питает и направляет. Актуализация потребностей и мотивов как раз и является тем фактом, который стимулирует разрядку энергетического потенциала, аккумулированного мотивацией. Стимулом может быть как внутренний, так и внешний побудитель биологического или социального происхождения.

В экспериментах известного психолога К. Левина было показано, как некоторые предметы, попадающие в поле поведения человека, вызывают определенную реакцию, т.е. выступают в роли внешних побудителей поведения, мотивов. Так, в комнате были разложены на столе различные предметы — весы с разновесами, бумага и карандаши, колокольчик, стакан воды, свечка, спички и т.д. Ожидая экспериментатора, который специально запаздывал, испытуемые рассматривали эти предметы, и практически все из них первым брали в руки колокольчик и, позвонив, ставили на место. Такое поведение Левин назвал «полевым», подчеркивая его зависимость от внешних стимулов. На основании этих данных Левин сделал вывод о том, что человек живет и развивается в психологическом поле окружающих его предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность).

Его эксперименты доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, аккумулирующие напряжение. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. к удовлетворению собственной потребности.

В других экспериментах было доказано, что именно актуализированная потребность, стремящаяся к разрядке, является энергией, питающей разнообразную деятельность, в том числе и познавательную. Левин обратил внимание, что официант в кафе, где он с коллегами часто обедал, никогда не записывал заказ, но всегда четко помнил его и воспроизводил при расчете, однако, получив деньги, практически мгновенно все забывал. То есть пока потребность не была полностью удовлетворена, ее энергия поддерживала деятельность. Это положение было доказано и в экспериментах с «незаконченными действиями», при которых испытуемым давали возможность часть заданий выполнить до конца, а выполнение других прерывали.

Впоследствии оказывалось, что те действия, которые были закончены (т.е. энергия, аккумулированная потребностью, разрядилась), полностью забылись испытуемыми, ведь энергии для их сохранения не было. Незаконченные же действия остались в памяти, питаемой энергией фрустрированной, сохранившей свой заряд, потребности.

Анализ структуры мотивационной сферы позволяет выделить биологические и социальные потребности и мотивы. Первыми и в фило- и в онтогенезе появляются биологические потребности, связанные с жизнедеятельностью организма. Однако уже к 1—1,5 месяцам у детей зарождается социальная мотивация, направленная на близких взрослых, так называемый комплекс оживления.

Большинство социальных мотивов появляется вначале как «знаемые», но не реально побуждающие к деятельности. Например, ребенок знает о необходимости этой деятельности (например, делать уроки), но не выполняет ее, пока не появится другой мотив, реально действующий и привлекательный (или вызывающий страх) — вознаграждение или наказание.

Переход «знаемых» мотивов в реально действующие рассматривается как одна из важнейших закономерностей в развитии мотивации. Именно он определяет процесс социализации человека, вхождения в окружающий его мир, поскольку те нормы и правила, которые определяют поведение в конкретной среде, также появляются вначале как знания, постепенно превращаясь в идеалы, установки, мотивы деятельности.

Важным моментом в становлении мотивации является ситуативное развитие потребностей, связанное с тем, что новый объект, попавший в значимую для человека ситуацию, приобретает побудительную силу, трансформируясь в предмет удовлетворения потребности. Один из вариантов такого ситуативного формирования мотива — импринтинг, т.е. запечатление, связывание потребности с первым, иногда случайно попавшим в ситуацию, объектом. Примером импринтинга могут служить известные эксперименты с цыплятами, которые первый движущийся объект, попавший в поле их зрения (например, мячик), отождествляют с матерью, следуя за ним и пытаясь с ним взаимодействовать.

Поисковая активность, свойственная живым существам, также расширяет круг мотивов, помогая находить все новые предметы, способные удовлетворить уже существующие потребности или сформировать новые. Одним из вариантов такого увеличения числа мотивов служат известные эксперименты Павлова по формированию условных рефлексов. При этом первоначально нейтральный стимул (лампочка), соединяясь с значимым (мясо), также ассоциируется с потребностью в пище, побуждая к деятельности. Таким образом, любое положительное подкрепление нейтрального прежде стимула способно трансформировать его в мотив, вызывающий активность живого существа.

Многие социальные потребности могут и развиваться двумя путями — на основе постепенного изменения содержания естественной мотивации и с помощью ассоциации между значимым и нейтральным стимулом. Так, учебная деятельность может быть результатом развития изначально присущей человеку познавательной мотивации, но может сформироваться благодаря положительному подкреплению (например, награда за выученные уроки).

Привязанность к другому человеку может быть вызвана неосознаваемой страстью, влечением, а может развиться в связи с теплым, влюбленным отношением с его стороны.

Особенности развития потребностей человека связаны и с тем, что предметы их удовлетворения постоянно развиваются, увеличиваются самими людьми, а потому их разнообразие и количество несравнимо больше, чем у животных.

В то же время не все из них становятся значимыми в активизации деятельности, мотивационная сфера имеет четкую структуру, иерархию мотивов. В этой иерархии одни мотивы являются ведущими, смыслообразующими, другие исполняют вспомогательную функцию, облегчая протекание деятельности. Именно смыслообразующие мотивы определяют направление жизни, профессиональных и выборов людей. Обычно таких мотивов несколько (работа, друзья, родные), иногда же в иерархии доминирует один мотив, поглощающий все другие. В структуре присутствуют и менее значимые мотивы, которые связаны лишь с отдельными сторонами жизни человека, либо актуализируются лишь в конкретных ситуациях.

Иерархия мотивов, содержание доминирующих в ней потребностей определяют и структуру личности человека, раскрывая сферу его интересов и стремлений.

Ключевые слова: Мотивация

Источник: Григорович Л.А., Педагогика и психология

Материалы по теме

Анализ теорий мотиваций

Егоршин А.П, Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие. -Н.Новгород: НИМБ, 2003. -…

Патология на уровне мотивационных компонентов волевого акта

Аффилиация в общении: что это такое

Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с….

Мотивация в менеджменте

Ладанов И.Д., Практический менеджмент

Мотивация и деятельность

Кураев Г. А., Пожарская Е.Н., Психология человека

Понятие внутренней мотивации

Психология менеджмента. Карпов. 2005

Мотивация трудовой деятельности

Бодров В.А., Психологические основы профессиональной деятельности

Теория мотивации Д. Мак Клелланда. Краткий обзор

Монина Г.Б., Психология управления персоналом

Департамент психологии – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

22 ноября в России отмечается День психолога. Наши студенты рассказывают о своей учебе на психологии в ВШЭ, делятся опытом внеучебной жизни и поздравляют всех с праздником.

11 ноября в департаменте психологии прошла открытая лекция по провокативной психотерапии. Спикером​ был практикующий психолог Сергей Насибян – сценарист и идейный вдохновитель психологического сериала «Триггер», на примере которого шел разбор значимых ситуаций в жизни психотерапевта, а также возможностей и границ провокативной и иной психтерапии.

Факультет социальных наук приглашает на новую онлайн-программу повышения квалификации «Управление изменениями. Лидер как коуч». Елена Наумцева, старший преподаватель Департамента психологии НИУ ВШЭ, организационный консультант и практикующий бизнес-коуч, представляет программу и рассказывает об актуальных компетенциях руководителя в условиях социальной турбулентности.

Научная группа под руководством проф. Нартовой-Бочавер С.К. подготовила российскую адаптацию Опросника аутентичности М. Керниса и Б. Голдмана, который был разработан в рамках экзистенциального понимания аутентичности.

Сотрудники университета могут подать заявку до 30 ноября

Во главу угла развития общества сегодня ставится психологическое благополучие человека, то есть его удовлетворенность жизнью, способность видеть ее смысл и цель. Как понимают психологическое благополучие гедонисты и кто такие эвдемонисты, как работает персонология — эти темы обсудили на объединенном научном семинаре «Психологические интервенции, психологическое благополучие и развитие субъектности». HSE daily публикует тезисы доклада руководителя департамента психологии Марии Чумаковой.

Завершилась осенняя школа по Психологии бизнеса «Эффективные коммуникации в бизнесе».

«Ананьевские чтения» — традиционная ежегодная научная конференция, проводимая факультетом психологии СПбГУ. На юбилейной конференции в 2022 году были рассмотрены ключевые направления теоретического анализа и прикладного применения результатов фундаментальных психологических исследований.

Исследователи из департамента психологии НИУ ВШЭ разработали рекомендации по преодолению языковой тревожности для изучающих второй иностранный язык. Они рекомендуют уделять больше внимания звуковому, грамматическому и словарному сходству изучаемых языков. Результаты исследования опубликованы в «Вестнике РУДН».

23 октября в Еврейском центре и музее толерантности состоялась открытая лекция проф. департамента психологии С.К. Нартовой-Бочавер. Что такое чувство дома? Обсудили этот предмет с точки зрения антропологии и психологии. Дом — это просто ночлег или символ? Если символ, то символ чего? Как дом определяет нашу личность, какими обладает функциями и значением? Откуда возникает привязанность к месту и что дает тяга к путешествиям? Быть домоседом — это хорошо или плохо? Почему какие-то народы предпочитают оседлый образ жизни, а другие — кочевой? Что теряют люди, когда расстаются с домом? Как обрести чувство дома на новом месте? Все эти вопросы обсудили на открытой лекции.

9.1 Мотивация – Введение в психологию

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Давать определение внутренней и внешней мотивации
  • Поймите, что инстинкты, снижение влечения, самоэффективность и социальные мотивы были предложены в качестве теорий мотивации
  • Объясните основные понятия, связанные с иерархией потребностей Маслоу

 

   Почему мы делаем то, что делаем? Какие мотивы лежат в основе нашего поведения? Мотивация описывает желания или потребности, которые направляют поведение к цели. Помимо биологических мотивов, мотивы могут быть внутренними (вытекающими из внутренних факторов) или внешними (вытекающими из внешних факторов) (рисунок ниже). Внутренне мотивированное поведение осуществляется из-за чувства личного удовлетворения, которое оно приносит, в то время как внешне мотивированное поведение осуществляется для того, чтобы получить что-то от других.

 

Внутренняя мотивация исходит изнутри человека, а внешняя мотивация исходит извне.

 

   Подумайте, почему вы сейчас учитесь в колледже. Вы здесь, потому что вам нравится учиться и вы хотите получить образование, чтобы стать более разносторонним человеком? Если да, то вы внутренне мотивированы. Однако если вы здесь, потому что хотите получить высшее образование, чтобы сделать себя более привлекательным для высокооплачиваемой карьеры или удовлетворить требования своих родителей, то ваша мотивация носит более внешний характер.

В действительности наши мотивы часто представляют собой сочетание как внутренних, так и внешних факторов, но характер сочетания этих факторов может меняться со временем (часто таким образом, который кажется нелогичным). Есть старая поговорка: «Выбери работу, которую любишь, и тебе не придется работать ни дня в своей жизни», означающая, что если тебе нравится то, чем ты занимаешься, работа не кажется… . . ну работай. Некоторые исследования показывают, что это не обязательно так (Daniel & Esser, 1980; Deci, 1972; Deci, Koestner, & Ryan, 19).99). Согласно этому исследованию, получение некоторого вида внешнего подкрепления (т. е. оплаты) за поведение, которое нам нравится, приводит к тому, что это поведение рассматривается как работа, которая больше не приносит того же удовольствия. В результате мы можем тратить меньше времени на эти переклассифицированные модели поведения в отсутствие какого-либо внешнего подкрепления. Например, Одесса любит печь, поэтому в свободное время печет для удовольствия. Часто после того, как она заполнила полки в продуктовом магазине, она часто готовит выпечку по вечерам, потому что ей нравится печь. Когда сотрудник отдела хлебобулочных изделий магазина увольняется с работы, Одесса претендует на его должность и переводится в отдел хлебобулочных изделий. Хотя ей нравится то, что она делает на своей новой работе, через несколько месяцев у нее больше нет желания состряпать вкусняшки в свободное время. Выпечка стала такой работой, что изменила ее мотивацию (рисунок ниже). То, что испытала Одесса, называется эффектом сверхоправдания: внутренняя мотивация уменьшается, когда дается внешняя мотивация. Это может привести к угасанию внутренней мотивации и возникновению зависимости от внешних вознаграждений за непрерывную работу (Deci et al., 19).99).

 

Исследования показывают, что когда то, что мы любим делать, например глазурь тортов, становится нашей работой, наши внутренние и внешние мотивы для этого могут измениться. (кредит: Агустин Руис)

 

   Другие исследования показывают, что внутренняя мотивация может быть не так уязвима для воздействия внешнего подкрепления, и на самом деле такие подкрепления, как словесная похвала, могут фактически усиливать внутреннюю мотивацию (Arnold, 1976; Cameron & Pierce, 19). 94). В этом случае мотивация Одессы заниматься выпечкой в ​​свободное время может оставаться высокой, если, например, клиенты будут регулярно хвалить ее навыки выпечки или украшения тортов.

Эти очевидные расхождения в выводах исследователей можно понять, рассмотрев несколько факторов. Во-первых, физическое подкрепление (например, деньгами) и словесное подкрепление (например, похвала) могут совершенно по-разному воздействовать на человека. На самом деле материальные вознаграждения (т. е. деньги) имеют тенденцию оказывать более негативное влияние на внутреннюю мотивацию, чем нематериальные (т. е. похвала). Кроме того, ожидание внешнего мотиватора со стороны человека имеет решающее значение: если человек ожидает получить внешнее вознаграждение, то внутренняя мотивация для выполнения задачи имеет тенденцию к снижению. Однако если такого ожидания нет, а внешняя мотивация преподносится как неожиданность, то внутренняя мотивация к выполнению задачи, как правило, сохраняется (Deci et al. , 19).99).

В образовательных учреждениях учащиеся с большей вероятностью будут испытывать внутреннюю мотивацию к обучению, когда они чувствуют чувство принадлежности и уважения в классе. Эта интернализация может быть усилена, если оценочным аспектам в классе будет придаваться меньше значения, и если учащиеся будут чувствовать, что они осуществляют некоторый контроль над учебной средой. Кроме того, предоставление учащимся заданий, которые являются сложными, но выполнимыми, наряду с обоснованием участия в различных учебных мероприятиях может повысить внутреннюю мотивацию для выполнения этих заданий (Niemiec & Ryan, 2009).). Возьмем Хакима, студента первого курса юридического факультета, который в этом семестре изучает два курса: семейное право и уголовное право. У профессора семейного права довольно пугающий класс: он любит ставить студентов в тупик, задавая сложные вопросы, из-за чего студенты часто чувствуют себя униженными или смущенными. Оценки выставляются исключительно на основе викторин и экзаменов, и инструктор вывешивает результаты каждого теста на двери класса. Напротив, профессор уголовного права способствует обсуждениям в классе и уважительным дебатам в небольших группах. Большая часть оценок за курс не основана на экзаменах, а сосредоточена на разработанном студентом исследовательском проекте по проблеме преступности по выбору студента. Исследования показывают, что Хаким будет менее внутренне мотивирован на своем курсе семейного права, где студенты запугиваются в классе, а упор делается на оценки, проводимые учителем. Хаким, вероятно, испытает более высокий уровень внутренней мотивации на своем курсе уголовного права, где обстановка в классе поощряет инклюзивное сотрудничество и уважение к идеям, а студенты имеют больше влияния на свою учебную деятельность.

ТЕОРИИ О МОТИВАЦИИ

Уильям Джеймс (1842–1910) внес важный вклад в ранние исследования мотивации, и его часто называют отцом психологии в Соединенных Штатах. Джеймс предположил, что поведение определяется рядом инстинктов, которые помогают выживанию (рисунок ниже). С биологической точки зрения инстинкт – это видоспецифичный образец поведения, которому не учат. Однако между Джеймсом и его современниками возникли серьезные разногласия по поводу точного определения инстинкта. Джеймс предложил несколько десятков особых человеческих инстинктов, но у многих его современников были свои списки, которые отличались. Защита матерью своего ребенка, стремление лизать сахар и охота на добычу были среди человеческих поведений, которые в эпоху Джеймса считались истинными инстинктами. Эта точка зрения, согласно которой человеческим поведением управляют инстинкты, подверглась значительной критике из-за неоспоримой роли обучения в формировании всех видов человеческого поведения. Фактически уже в 19 г.В 2000-х годах было экспериментально продемонстрировано, что некоторые инстинктивные формы поведения являются результатом ассоциативного обучения (вспомните, когда вы узнали об условном рефлексе реакции страха Уотсона в «Маленьком Альберте») (Faris, 1921).

 

(а) Уильям Джеймс предложил инстинктивную теорию мотивации, утверждая, что поведение управляется инстинктами. (b) У людей инстинкты могут включать в себя такие действия, как стремление младенца ухватиться за сосок и сосание. (кредит b: модификация работы «Mothering Touch»/Flickr)

 

   Другая ранняя теория мотивации предполагала, что поддержание гомеостаза особенно важно для управления поведением. Вы можете вспомнить из ранее прочитанного, что гомеостаз — это тенденция поддерживать баланс или оптимальный уровень в биологической системе. В системе организма центр управления (который часто является частью мозга) получает информацию от рецепторов (которые часто представляют собой комплексы нейронов). Центр управления направляет эффекторы (которые могут быть другими нейронами) на исправление любого дисбаланса, обнаруженного центром управления.

Согласно теории влечений мотивации, отклонения от гомеостаза создают физиологические потребности. Эти потребности приводят к состояниям психологического влечения, которые направляют поведение на удовлетворение потребности и, в конечном счете, возвращают систему к гомеостазу. Например, если вы давно не ели, уровень сахара в крови упадет ниже нормы. Этот низкий уровень сахара в крови вызовет физиологическую потребность и соответствующее состояние влечения (например, чувство голода), которое заставит вас искать и потреблять пищу (рисунок ниже). Прием пищи устранит чувство голода, и, в конечном счете, уровень сахара в крови вернется к норме. Интересно, что теория влечений также подчеркивает роль привычек в типе поведенческой реакции, которой мы занимаемся. Привычка – это модель поведения, которой мы регулярно занимаемся. Как только мы добились поведения, которое успешно ослабляет влечение, мы с большей вероятностью повторим это поведение всякий раз, когда столкнемся с этим влечением в будущем (Graham & Weiner, 19).96).

Голод и последующее переедание являются результатом сложных физиологических процессов, поддерживающих гомеостаз. (кредит «слева»: модификация работы «Грейси и Вив»/Flickr; кредит «в центре»: модификация работы Стивена Деполо; кредит «справа»: модификация работы Моники Ренаты)

Расширения теории влечений учитывают уровни возбуждения в качестве потенциальных мотиваторов. Как вы помните из своего исследования обучения, эти теории утверждают, что существует оптимальный уровень возбуждения, который мы все пытаемся поддерживать (рисунок ниже). Если мы недостаточно возбуждены, нам становится скучно, и мы ищем какую-то стимуляцию. С другой стороны, если мы чрезмерно возбуждены, мы будем вести себя так, чтобы снизить возбуждение (Берлин, 19 лет).60). Большинство студентов испытывали эту потребность поддерживать оптимальный уровень возбуждения в течение своей академической карьеры. Подумайте о том, какой стресс испытывают студенты ближе к концу весеннего семестра. Они чувствуют себя перегруженными кажущимися бесконечными экзаменами, бумагами и важными заданиями, которые необходимо выполнить вовремя. Они, вероятно, жаждут отдыха и релаксации, которые ждут их во время продолжительных летних каникул. Однако, как только они заканчивают семестр, не проходит много времени, прежде чем они начинают скучать. Как правило, к началу следующего семестра осенью многие студенты вполне счастливы вернуться в школу. Это пример того, как работает теория возбуждения.

 

Здесь представлена ​​концепция оптимального возбуждения по отношению к выполнению задания. Производительность максимальна при оптимальном уровне возбуждения и снижается при недостаточном и чрезмерном возбуждении.

 

   Так каков оптимальный уровень возбуждения? Какой уровень обеспечивает лучшую производительность? Исследования показывают, что лучше умеренное возбуждение; когда возбуждение очень сильное или очень низкое, производительность, как правило, страдает (Yerkes & Dodson, 1908). Подумайте о своем уровне возбуждения перед сдачей экзамена по этому классу. Если ваш уровень очень низкий, например, скука и апатия, ваша производительность, скорее всего, пострадает. Точно так же очень высокий уровень, например крайняя тревожность, может парализовать и мешать работе. Рассмотрим пример команды по софтболу, сталкивающейся с турниром. Им нравится выигрывать свою первую игру с большим отрывом, поэтому они вступают в игру с более низким уровнем возбуждения и проигрывают менее опытной команде.

Но оптимальный уровень возбуждения сложнее простого ответа, что средний уровень всегда лучше. Исследователи Роберт Йеркес (произносится «Йерк-ЭЭС») и Джон Додсон обнаружили, что оптимальный уровень возбуждения зависит от сложности и сложности выполняемой задачи (рисунок ниже). Эта взаимосвязь известна как закон Йеркса-Додсона, согласно которому простая задача выполняется лучше всего при относительно высоком уровне возбуждения, а сложная задача лучше всего выполняется при более низком уровне возбуждения.

 

Лучшее выполнение задачи достигается при среднем уровне возбуждения, при этом сложные задачи лучше всего выполнять при более низком уровне возбуждения, а простые задачи лучше всего выполнять при более высоком уровне возбуждения.

Самоэффективность и социальные мотивы

Самоэффективность — это вера человека в свою способность выполнить задачу, которая может включать в себя предыдущее успешное выполнение конкретной задачи или аналогичной задачи. Альберт Бандура (1994) предположил, что чувство собственной эффективности человека играет ключевую роль в мотивации поведения. Бандура утверждает, что мотивация проистекает из наших ожиданий относительно последствий нашего поведения, и, в конечном счете, именно оценка нашей способности участвовать в данном поведении будет определять то, что мы делаем, и будущие цели, которые мы ставим перед собой. Например, если вы искренне верите в свою способность достичь высочайшего уровня, вы с большей вероятностью возьметесь за сложные задачи и не позволите неудачам помешать вам довести задачу до конца.

Ряд теоретиков сосредоточили свои исследования на понимании социальных мотивов (McAdams & Constantian, 1983; McClelland & Liberman, 1949; Murray et al., 1938). Среди мотивов, которые они описывают, потребности в достижениях, принадлежности и близости. Именно потребность в достижениях движет достижением и производительностью. Потребность в принадлежности побуждает к позитивному взаимодействию с другими, а потребность в близости заставляет нас искать глубокие, значимые отношения. Генри Мюррей и др. (1938) разделил эти потребности на домены. Например, потребность в достижениях и признании относится к области амбиций. Доминирование и агрессия были признаны потребностями в сфере человеческой власти, а игра была признанной потребностью в сфере межличностной привязанности.

Иерархия потребностей Маслоу

. В то время как теории мотивации, описанные ранее, относятся к основным биологическим побуждениям, индивидуальным характеристикам или социальным контекстам, Абрахам Маслоу (1943) предложил иерархию потребностей, которая охватывает спектр мотивов, начиная от биологических и заканчивая индивидуальными и социальными. Эти потребности часто изображают в виде пирамиды (рисунок ниже).

 

Здесь показана иерархия потребностей Маслоу. В некоторых версиях пирамиды познавательные и эстетические потребности также включаются между уважением и самоактуализацией. Другие включают еще один уровень на вершине пирамиды для самопревосхождения.

 

   В основании пирамиды находятся все физиологические потребности, необходимые для выживания. За ними следуют базовые потребности в безопасности и защищенности, потребность быть любимым и иметь чувство принадлежности, а также потребность в самоуважении и уверенности. Верхний уровень пирамиды — это самоактуализация, потребность, которая по существу приравнивается к раскрытию своего полного потенциала, и она может быть реализована только тогда, когда удовлетворены потребности, расположенные ниже пирамиды. Для Маслоу и теоретиков-гуманистов самоактуализация отражает гуманистический акцент на положительных аспектах человеческой природы. Маслоу предположил, что это непрерывный пожизненный процесс и что лишь небольшой процент людей действительно достигает состояния самоактуализации (Francis & Kritsonis, 2006; Maslow, 19).43).

Согласно Маслоу (1943), необходимо удовлетворить потребности более низкого уровня, прежде чем обращаться к тем потребностям, которые возникают на более высоких уровнях пирамиды. Так, например, если кто-то изо всех сил пытается найти достаточно еды, чтобы удовлетворить свои потребности в питании, маловероятно, что он будет тратить чрезмерное количество времени на размышления о том, считают ли его другие хорошим человеком или нет. Вместо этого вся его энергия будет направлена ​​на то, чтобы найти что-нибудь поесть. Однако следует отметить, что теория Маслоу подвергалась критике за ее субъективный характер и неспособность объяснить явления, происходящие в реальном мире (Leonard, 19).82). В другом исследовании совсем недавно было рассмотрено, что в конце жизни Маслоу предложил уровень самопреодоления выше самоактуализации — чтобы представить стремление к смыслу и цели за пределами забот о себе (Koltko-Rivera, 2006). Например, люди иногда идут на самопожертвование, чтобы сделать политическое заявление или в попытке улучшить положение других. Мохандас К. Ганди, всемирно известный сторонник независимости посредством ненасильственных протестов, несколько раз объявлял голодовки в знак протеста против определенной ситуации. Люди могут морить себя голодом или иным образом подвергать себя опасности, проявляя мотивы более высокого уровня, выходящие за рамки их собственных потребностей.

 

ОБЗОР

   Мотивация к определенному поведению может исходить от внутренних и/или внешних факторов. В отношении мотивации было выдвинуто несколько теорий. Более биологически ориентированные теории имеют дело с тем, как инстинкты и необходимость поддержания телесного гомеостаза мотивируют поведение. Бандура постулировал, что наше чувство самоэффективности мотивирует поведение, и существует ряд теорий, которые сосредоточены на различных социальных мотивах. Иерархия потребностей Абрахама Маслоу — это модель, показывающая взаимосвязь между многочисленными мотивами, которые варьируются от физиологических потребностей более низкого уровня до очень высокого уровня самоактуализации.

 

Каталожные номера:

Текст Openstax Psychology, написанный Кэтрин Дампер, Уильямом Дженкинсом, Арлин Лакомб, Мэрилин Ловетт и Марион Перлмуттер, под лицензией CC BY v4. 0. https://openstax.org/details/books/psychology

 

 

Упражнения

Контрольные вопросы:

1.  Потребность в ________ относится к поддержанию позитивных отношений с другими.

а. достижение

б. принадлежность

c. близость

d. мощность

 

2. ________ предложил иерархию потребностей.

а. Уильям Джеймс

б. Дэвид Макклелланд

c. Авраам Маслоу

d. Альберт Бандура

 

3. ________ — это вера человека в свою способность выполнить какую-либо задачу.

а. физиологические потребности

b. самооценка

c. самореализация

д. самоэффективность

 

4. Каждую неделю Карл косит двор своего пожилого соседа за 20 долларов. Что это за тип мотивации?

а. внешний

б. внутренний

c. диск

д. биологический

 

Вопросы критического мышления: 

1. Как человек, придерживающийся теории мотивации возбуждения, может объяснить посещение парка развлечений?

2. Школы часто используют конкретные поощрения для улучшения адаптивного поведения. Как это может быть недостатком для студентов, внутренне мотивированных к обучению? Каковы образовательные последствия того, что конкретные вознаграждения могут снизить внутреннюю мотивацию для выполнения данной задачи?

 

Вопрос личного заявления:

1. Можете ли вы вспомнить недавние примеры того, как иерархия потребностей Маслоу могла каким-то образом повлиять на ваше поведение?

 

Glossary: ​​

drive theory

extrinsic motivation

habit

hierarchy of needs

instinct

intrinsic motivation

мотивация

самоэффективность

закон Йеркса-Додсона

 

Ответы на упражнения

Обзор Вопросы:

1. B

2. C

3. D

4. A

Вопросы критического мышления:

1. Идея оптимальных уровней уровней. возбуждения похоже на теорию влечения мотивации. Предположительно, все мы стремимся поддерживать какой-то промежуточный уровень возбуждения. Если мы недостаточно возбуждены, нам скучно. Если мы чрезмерно возбуждены, мы испытываем стресс. Аттракцион в парке развлечений обеспечит более сильное возбуждение (однако мы надеемся, что эти аттракционы на самом деле не представляют серьезной угрозы личной безопасности, которая может привести к состоянию паники), чтобы подтолкнуть нас к нашему собственному оптимальному уровню возбуждения. Люди в парке выбирали разные аттракционы в зависимости от своего порога возбуждения; например, один человек может счесть простую водную прогулку оптимально возбуждающей, а экстремальные американские горки чрезмерно возбуждающей, в то время как другие сочтут экстремальные американские горки оптимально возбуждающей.

2. Мы ожидаем увидеть переход от обучения ради обучения к обучению ради вознаграждения. Это подорвет фундамент, на котором строятся традиционные высшие учебные заведения. Для учащегося, мотивированного внешними наградами, зависимость от них может создать проблемы в более позднем возрасте (после школы), когда обычно нет внешних наград за обучение.

 

Глоссарий:

теория влечений: отклонения от гомеостаза создают физиологические потребности, которые приводят к состояниям психологического влечения, которые направляют поведение для удовлетворения потребности и в конечном итоге возвращают систему к гомеостазу

внешняя мотивация: мотивация, возникающая из внешних факторов или вознаграждения

привычка: модель поведения, которой мы регулярно занимаемся -актуализация

инстинкт: специфический для вида образец поведения, который не усвоен

внутренняя мотивация:  мотивация, основанная на внутренних чувствах, а не на внешних вознаграждениях

мотивация: хочет или нуждается в таком поведении, направленном на достижение какой-либо цели уровень возбуждения относительно высок, в то время как сложные задачи лучше всего выполнять, когда возбуждение ниже

 

Заметки о мотивации, эмоциях и личности – Подготовка к тесту Каплана

/в AP Psychology /от admin

  • Мотивация: Процессы, которые инициируют, направляют и поддерживают поведение.
  • Внешняя мотивация: Мотивация, движимая внешним вознаграждением или наказанием.
  • Внутренняя мотивация: Мотивация, обусловленная внутренними факторами, такими как удовольствие и удовлетворение.
  • Конфликты сближения: Конфликты, в которых вы должны выбирать между желаемыми вариантами.
  • Конфликты избегания-избегания: Конфликты, в которых вы должны выбирать между нежелательными вариантами.
  • Конфликты приближения-избегания: Конфликты, в которых вы должны выбирать между вариантами как с желательными, так и с нежелательными характеристиками.
  • Инстинкты: Врожденные, фиксированные модели поведения, проявляющиеся в ответ на определенные стимулы и часто видоспецифичные.
  • Теория инстинктов: Теория, основанная на работе Дарвина, утверждающая, что люди ведут себя определенным образом благодаря инстинктам, развившимся в ходе эволюции поколений.
  • Стремление: Состояние беспокойства или раздражения, которое побуждает к определенному поведению, чтобы смягчить его.
  • Первичные побуждения: Врожденные потребности, присущие всем людям и животным и жизненно важные для выживания, такие как потребность в еде, воде и тепле.
  • Гомеостаз: Динамическое состояние равновесия, поддерживаемое выполнением побуждений и регулированием внутренних условий, таких как температура тела и кровяное давление.
  • Дополнительные диски: Потребности, такие как деньги и общественное одобрение, приобретаются с опытом.
  • Теория уменьшения влечений: Теория, утверждающая, что дисбаланс во внутренней среде вашего тела порождает влечения, которые заставляют вас действовать таким образом, чтобы восстановить гомеостаз.
  • Возбуждение: Физиологическое и психологическое состояние активности и бдительности, что отражается такими факторами, как частота сердечных сокращений, мышечный тонус, активность мозга и кровяное давление.
  • Теория возбуждения: Теория, утверждающая, что люди мотивированы на поведение, чтобы поддерживать оптимальный уровень возбуждения, обычно умеренный.
  • Закон Йеркса-Додсона: Умеренный уровень возбуждения обеспечивает оптимальную производительность, хотя этот оптимальный уровень может варьироваться в зависимости от человека и характера задачи.
  • Теория поощрения: Теория мотивации, утверждающая, что поведение мотивируется желанием получить вознаграждение и избежать наказания.
  • Потребность: Внутреннее желание или недостаток, который может мотивировать поведение.
  • Иерархия потребностей Маслоу: Теория, классифицирующая потребности по пяти категориям, ранжированным по приоритету от низшего к высшему: физиологические, безопасность, любовь, уважение и самореализация.
  • Самоактуализация: Последний уровень в иерархии Маслоу, эта потребность удовлетворяется, когда люди принимают себя и полностью раскрывают свой потенциал.
  • Ожирение: Медицинское состояние, характеризующееся индексом массы тела более 30 и связанное с различными проблемами со здоровьем, такими как повышенный риск сердечных заболеваний и диабета.
  • Половое влечение: Пример первичного влечения, он описывает, насколько человек мотивирован участвовать в сексуальном поведении.
  • Сексуальная ориентация: Идентичность человека по отношению к группе или полу, к которым он испытывает влечение; чаще всего гомосексуальные, гетеросексуальные, бисексуальные или асексуальные.

 

Теги: AP Психология
Поделиться этой записью
    0 0 администратор http://wpapp.kaptest.com/wp-content/uploads/2020/09/kaplan_logo_purple_726-4.png admin2020-04-20 01:22:172020-09-11 20:39:58AP Психология: заметки о мотивации, эмоциях и личности

    Нужна помощь?

    Позвоните по телефону 1-800-KAP-TEST или напишите по адресу customer.