Эти небезопасные метафоры. Примеры из художественной литературы

Творческое соотнесение свойств и признаков одного объекта для более рельефного художественного представления другого – такова литературная функция метафоры. Примеры из художественной литературы убеждают: такая креативная находка – очевидная творческая удача. Литература жестко внедряет метафору в фрагмент текста. Однажды попав в него, она становится его неотъемлемым элементом.

Творческое наследие практически любого литературного классика – это кладезь подобных соотношений. Наполнена ними мысль Пушкина и Лермонтова, создавшая художественные примеры метафоры, которые внесли незаурядные акценты в неповторимую пейзажную лирику. Уникальный образ водной стихии создан пушкинскими тропами: «озер равнины», «фонтан любви», «пена вод», «говор вод», «прохладу черпать», «по зеркалу рек». Лермонтовские метафоры столь же убедительны: «слезы брызгами», «жизни море». Этот перечень можно значительно увеличить. Вышеупомянутые классики и сегодня воздействуют на наше ассоциативно-образное восприятие, соотнеся движения человеческой души с неповторимой динамикой природы. Образное мышление классиков позволяет легко привести примеры метафоры: «жизни мышья беготня», «душа в огне», «мы пьем из чаши бытия», «звездою севера», «ночи тень», «стихий тревожный рой», «зима старуха», «молчанье ночи», «молнии змея». Этот перечень можно продолжать бесконечно.


Средства художественной выразительности: примеры в…

Полная, сочная, точная, яркая речь наиболее хорошо передаёт мысли, чувства и оценки ситуации….

Более сложные ассоциации порождают развернутые метафоры. Примеры из художественной литературы таких тропов наполняют произведения Мандельштама. Его стихотворение «Раковина» вызывает у читателя ассоциации «раковины без жемчужин» с автором, а его любимой женщины – с морем, влекущим и наполняющим ее.

Учение о метафорах развили русские лингвисты. Они определили, что литературные тропы имеют жизненный цикл. Виктор Максимович Жирмунский усмотрел проблему «поблекших метафор», от которых надо избавлять тексты. Пример — устаревшее слово метафоричного происхождения «постреленок» (в нашем понимании – гиперактивный ребенок). Блекнут тропы и из-за их трансформации. («Крыло дома» постепенно переместилось в архитектуру.) Константин Александрович Кедров первым ввел в употребление термин «метаметафора». Ее суть: в каждый объект можно углубляться бесконечно, как во вселенную. Михаил Наумович Эпштейн определил понятие «метаболы» — «раздвижения» внутреннего смысла предметов, соотнесения их сразу с несколькими понятиями.

Обратимся после литературных к другой группе метафор – языковых. Они обладают особыми родовыми свойствами: относительно свободной, запоминающейся конструкцией, широко используемой различными людьми при сходных обстоятельствах. Впрочем, языковая метафора традиционно «имеет свободный вход» в литературу. Художественные образы индивидуализируются посредством оригинальной постановки устной речи. Российский литературовед и писатель Александр Павлович Квятковский писал, что устные аллегории рассыпаны в бесчисленном множестве вокруг каждого человека: «кружится голова», «встает солнце», «горящие глаза», «идет дождь». Действительно бесконечны языковые метафоры. Примеры из художественной литературы – не единственная демонстрация их применения. Данный вид тропов (художественных фигур) давно взят на вооружение во многих профессиональных сферах: политиками, журналистами, рекламными агентами, педагогами. Случайно ли это? Ответ следует искать в свойствах метафоры. Психологи утверждают, что она запоминается сильнее остального художественного текста, поскольку воздействует непосредственно на подсознание человека. Метафора -идеальный инструмент, если нужно выйти за рамки, показать перспективу, воздействовать на убеждения людей, их настроение. Она настолько сильна, что ее используют в транстерапии.


Оксюморон, примеры из художественной литературы. Средства…

Оксюморон основан на двуедином противопоставлении, создавая из отношения противоположностей единое…

Возможно, поэтому авторам художественных произведений следовало бы порекомендовать не увлекаться деструктивными метафорами. За примером, как говорится, долго идти не надо. Классический роман «Над пропастью во ржи» (первоначальное название – «Ловец на хлебном поле») даже в своем названии содержит образец метафоры. Примеры из художественной литературы XX века, к сожалению, часто несут заряд неудовлетворенности, хронического пессимизма. «Дурацкое детство», «сплошная липа», «свинство так говорить», «треклятую тетрадку», «гнусная привычка», «ужасный лгун», «вскочить на трибуны и трубить», «зубы… заплесневелые», «я тоже могу быть ядовитым». Весь, без исключений, текст романа Сэлинджера пропитан депрессивностью. Результаты соотнесения художественной книги с реальной жизнью говорят сами за себя.

Джон Хинкли, стрелявший в Рональда Рейгана, был одержим этим романом. 19-летний Джон Бардо, произвевший смертельный выстрел в голливудскую актрису Реббеку Шеффер, держал в левой руке сэлинджеровского «Ловца». После пяти выстрелов в кумира миллионов Джона Леннона Марк Чепмен спокойно ожидал полицию, сидя под фонарем с открытой книгой в руках.

Метафора: виды и примеры — Теория литературы

Самым частотным для художественной литературы тропом следует признать метафору — перенос признака предмета на основе сходства; скрытое (имплицированное) сравнение.

Выстиранная, выглаженная

Простыня залива

Шуршит оборками.

Как видим, море в стихотворении Бродского неожиданно уподобляется чистому, выглаженному и накрахмаленному белью. Образ интересен тем, что затрагивает сразу три ассоциативных уровня восприятия человеком реальности (поэтому кому-то покажется трудным воспринять его сразу: концентрация велика!): во-первых, это зрительный уровень (светлая, прозрачная, чистая вода), во-вторых, тактильный уровень (ровная, гладкая и теплая поверхность моря), ну и наконец, звуковой уровень (шорох волн, едва набегающих на берег), который усиливается благодаря использованию звукописи: шуршит оборками. На стыке этих трех ассоциаций и рождается образ моря. Перечитаем отрывок еще раз, убедимся в том, что теперь наше восприятие стало гораздо глубже первоначального.

А теперь совершим небольшой экскурс в теорию метафоры. И это увлекательное путешествие поможет нам прочувствовать самое главное в правильном чтении: пути и способы рождения образа. Итак, традиционно различают несколько видов метафор:

1. Отметим прежде всего так называемую стертую метафору. Ее новизна, оригинальность теряется от многократного повторения не только в поэзии, но и на бытовом уровне, поскольку исчезает само ощущение переноса признака:

Я вас любил, любовь еще, быть может,

В моей душе угасла не совсем.

Любовь угасла. Сравнение любви с огнем отмечается уже в фольклорных текстах. Оно стало настолько традиционным и привычным даже в повседневной жизни, что в сущности уже не выполняет своей основной функции — создания образа. Образ в приведенных пушкинских строках создается иначе — благодаря мерцанию чувства, подобному колебанию пламени свечи: еще, быть может, не совсем. А вот этот образ стертым уже не назовешь: перед нами загадка: люблю? — не люблю? — люблю? которую предстоит разгадать и самому автору, и его читателю.

2. Интересное явление представляет собой так называемая ожидаемая метафора. Перенос здесь осуществляется на основе главных, доминантных свойств объекта, он заложен в его семантике и предсказан ею:

Гремят раскаты молодые.

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

Капли дождя, на мгновение удержавшиеся на ветвях деревьев, уподобляются Тютчевым перлам — жемчужинам. Нетрудно догадаться, что в основе уподобления лежит и форма сравниваемых предметов, и способность их переливаться на солнце всеми цветами радуги. Следующая метафора — золотые нити — продолжает и развивает первую. Дождевые капли — это уже не просто перлы, но жемчужные серьги на ветках деревьев.

3. Самой же интересной, на мой взгляд, является неожиданная метафора. Она основана на мгновенной, сиюминутной ассоциации, на сходстве с непостоянным, временным признаком предмета:

Нет, не спрятаться мне от великой муры

За извозчичью спину — Москву,

Я трамвайная вишенка страшной поры

И не знаю, зачем я живу.

Стихотворение Осипа Мандельштама датировано 1931 годом. Сравнение с вишней, странное, на первый взгляд, оказывается тем не менее необыкновенно точным. Определение трамвайная подчеркивает: речь идет о раздавленной вишне, поскольку московский трамвай практически во все времена своего существования ассоциировался в сознании сведущего читателя прежде всего с понятием давка:

Шел трамвай десятый номер

По бульварному кольцу.

В нем сидело и стояло

Сто пятнадцать человек.

(С. Михалков)

«Хуже этой работы (кондуктора в московском трамвае. — Т.И.) нет ничего на свете» (Кот Бегемот).

Важными являются и следующие уровни ассоциации: вишенка — одна из множества подобных, обезличенных; сок же раздавленной вишенки по цвету напоминает кровь — этот уровень ассоциации подтверждает соседство образа страшной поры. Таким образом, перед нами сложная, многоуровневая метафора, детерминированная временем и одновременно создающая образ этого времени. В наши дни она не вполне понятна без знания эпохи, в которую было написано стихотворение.

Источник: Ивлева Т.Г. Как «сделан» художественный текст / Т.Г. Ивлева. — М: ФЛИНТА, 2018

Метафоры и сравнения с примерами из литературы

(главная страница > художественная литература > метафоры и сравнения)

Метафоры и сравнения используются для сравнения. Метафоры делают прямое сравнение, говоря, что одно есть другое. Они часто содержат «есть» и «было». Сравнения также делают сравнение, но они используют «как» или «как». «Ее кожа холодная, как лед» — это сравнение, а «Она — ледяная королева» — метафора. Метафоры и сравнения — это фигуры речи, встречающиеся в прозе, поэзии и песне.

Сравнения и метафоры должны вызывать отклик у читателя и иметь смысл на каком-то уровне. Стивен Кинг говорит в книге «О написании »: «Когда сравнение или метафора не работает, результат иногда бывает забавным, а иногда смущающим».

Образцы

«Ее глаза сверкали, как бриллианты» — это сравнение из-за сравнения. Использование слова «нравится» является основным признаком того, что это сравнение. Сравнение сверкающих глаз с бриллиантами или звездами — это сравнение, которое использовалось много-много раз. Некоторые другие распространенные сравнения включают «белый, как призрак», «быстрый, как мчащийся локомотив», «ложь, как ковер», «чистый, как грязь», «танцуй, как маньяк» и «высокий, как дерево».

Simile определяется Dictionary.com как «форма речи, в которой явно сравниваются две непохожие вещи». Их использование может помочь сделать ваше письмо более интересным.

Ян Хорнунг говорит в своей статье «Семь шагов к лучшему написанию юмора», что сравнения «могут быть забавными сами по себе». Она приводит в пример забавное сравнение: «Я счастлива, как комар в колонии нудистов».

Плохие сравнения также могут повлиять на ваше письмо. Сравнение, которое Индия «висит, как мокрая тряпка для мытья посуды, с вешалки для полотенец Азии», получило премию Grand Panjandrum за плохое письмо в 2005 году.

Иногда сравнения могут не работать или могут быть слишком резкими для вашего рассказа или стихотворения. Вы же не хотите злоупотреблять ими.

Примеры сравнений из литературы

  • «Она плачет, как девка, потерявшая молоко» — Все хорошо, что хорошо кончается по Шекспиру.
  • «Кафе было похоже на линкор, раздетый для боя» — И восходит солнце
    Эрнест Хермингуэй
  • «В любом случае, или в обоих случаях, он умер как жук под микроскопом.» — Долгая прогулка Стивена Кинга.
  • «И жизнь слишком похожа на бездорожный лес, Где твоё лицо горит и щекочет паутиной» — Берёзы» Роберта Фроста
  • «У него было широкое лицо и маленький круглый живот, Который трясся, когда он смеялся, как чаша, полная желе. — «Визит Святого Николая» Клемента Кларка Мура
  • «Из земли ты вырастаешь, как огненное облако» — «К жаворонку» — Перси Биши Шелли
  • «Любовь заставляет вас двигаться, как толстые золотые часы» — «Утренняя песня» Сильвии Плат.

    Метафоры

    Метафоры сравнивают напрямую, говоря, что что-то есть другое. Если вы говорите, что кто-то — змея, вы используете метафору, то есть «Вы — змея». На самом деле вы не говорите, что они не люди, а безногие рептилии. Вы говорите, что у них есть подлые характеристики, которые, как мы узнали, есть у змей. Все понимают эту метафору, потому что мы знаем, что и змеи, и люди могут быть хитрыми, хотя и по-разному.

    Некоторые распространенные и запоминающиеся метафоры включают «жизнь — это шоссе», «она сходит с ума», «он болван», «ты не что иное, как гончая собака» и «США — это плавильный котел».

    Метафоры из литературы

    Одной из самых известных литературных метафор является шекспировская строчка «Весь мир театр» из Как вам это понравится .

    Вот еще:

    • «Любовь — это дух, слитый из огня» — Венера и Адонис , Шекспир.
    • «Ты нарыв, чумная язва» — Король Лир , Шекспир. Этим оскорблением и метафорой Шекспир переносит на человека отвратительный характер фурункула.
    • «Вишневые деревья — это море цветов и мягкого аромата» — «Шарманка» Альфреда Нойеса
    • «Мои мысли — звезды, которые я не могу разложить на созвездия» — «Ошибка наших звезд»
      Джона Грина.
    • «И как моя душа была подобна безсветному морю», — «Эпипсихидион» Перси Биши Шелли.
    • «Смерть — это дикая ночь и новая дорога», — написала поэтесса Эмили Дикинсон в письме.
    • «Жизнь: освещенное окно И закрытая дверь.» — «Я прохожу освещенное окно» Клемента Вуда
    • «Не уходи нежно в эту спокойную ночь.» — Дилан Томас очень эффектно использует ночь как метафору смерти в своем стихотворении Не уходи нежно в эту спокойную ночь .

    Вот видео, в котором показаны сравнения и метафоры, используемые в популярных песнях, например, метафора из сингла Кэти Перри «Firework».

    Вот музыкальное видео с участием девушки-сравнения и мужчины-метафоры, которое показывает разницу между сравнениями и метафорами. В песне говорится, что метафоры «просто говорят именно то, что хотят сказать», и не используют «как» или «как».

  • 53 Примеры метафор в литературе, музыке и повседневной жизни

    Если вы писатель или поэт, вы, вероятно, слышали о метафорах и, возможно, даже любите использовать их в своих произведениях. Метафоры придают написанному слову силу, убедительность и красоту.

    Здесь мы объясним, что такое метафора, и перечислим 50+ примеров метафор в литературе, популярных песнях, известных цитатах и ​​многом другом. Мы также даем вам несколько советов о том, как придумать собственные уникальные метафоры.

     

    Что такое метафора?

    Метафора — это литературный прием и фигура речи, с помощью которых сравнивают две непохожие вещи небуквальным образом . Обычно две сравниваемые идеи имеют одну общую черту, но различаются во всех других отношениях.

    Метафоры используются писателями для ясности, риторического эффекта и акцента; они также используются для добавления цвета описаниям. Метафоры чаще всего встречаются в поэзии, художественной литературе/прозе и текстах песен.

    Итак, чем метафора отличается от сравнения? Сравнение — это тип метафоры, в которой специально используются слова «как» или «подобно» для сравнения двух непохожих вещей.

    Напротив, в метафорах не используется ни одно из этих слов; скорее, они скажут, что «А есть Б», чтобы провести сравнение (даже если мы знаем, что А буквально не то же самое, что Б).

    По сути, все сравнения являются метафорами, но не все метафоры являются сравнениями .

     

    Полный список из 53 примеров метафор

    В этот список мы включили широкий спектр примеров метафор, которые разделены на следующие категории:

  • Примеры метафор в известных цитатах
  • Примеры метафор в музыке
  • Примеры повседневных метафор для детей и взрослых
  • Оригинальные примеры метафор
  •  

     

    Примеры метафор в литературе

    Эти примеры метафор взяты из известных произведений художественной литературы и поэзии. Мы также включили пример расширенной метафоры , которая представляет собой длинную метафору, поддерживаемую для всего абзаца, рассказа или стихотворения (см. ниже).

    «Но твое вечное лето не увянет» — Уильям Шекспир, Сонет 18

    Но, мягко! какой свет сквозь то окно пробивается?
    Это восток, а Джульетта — солнце.
    — Уильям Шекспир, Ромео и Джульетта

    Если вы можете заглянуть в семена времени,
    И сказать, какое зерно вырастет, а какое нет,
    Скажите тогда мне, кто не просит и не боится
    Ваши милости ни твоей ненависти.
    — Уильям Шекспир, Макбет

    Весь мир театр,
    И все мужчины и женщины просто актеры.
    — Уильям Шекспир, Как вам это понравится

    «Ее рот был фонтаном восторга». — Кейт Шопен, «Буря»

    «Солнце было малышом, настойчиво отказывающимся ложиться спать: было полдевятого, а еще светло». — Джон Грин, Ошибка наших звезд

    «Она — все государства и все принцы, я» — Джон Донн, «Восход солнца»

    «Надежда» — это существо с перьями—
    Это окуни в душе —
    И поет мелодию без слов —
    И никогда не останавливается — вообще
    — Эмили Дикинсон, «Надежда — это существо с перьями»

    «Солнце на западе было каплей горящего золота, которая скользнула ближе и ближе к порогу мира». — Уильям Голдинг, Повелитель мух

    Я загадка из девяти слогов,
    Слон, массивный дом,
    Дыня, гуляющая на двух усиках.
    — Сильвия Плат, «Метафоры»

    Брак — это не
    дом и даже не палатка
    — Маргарет Этвуд, «Жилище»

    «Она была разумом, плавающим в океане смятения». — Кэролайн Б. Куни, Лицо на пакете с молоком

    Расширенная метафора Пример:

    Птица в клетке поет
    пугающей трелью
    неизвестных вещей
    но желанных еще
    и слышна его мелодия
    на далеком холме
    для птицы в клетке
    поет о свободе.

    — Майя Энджелоу, «Птица в клетке»

     

     

    Примеры метафор в известных цитатах

    90 002 Все следующие примеры метафор взяты из цитат, сказанных или написанных известными писателями, политиками, учеными. , художники и так далее.

    «Смерть — это дикая ночь и новая дорога». — Эмили Дикинсон

    «Время — движущийся образ вечности». ― Платон

    «Книги — зеркала души». — Вирджиния Вульф

    «Все религии, искусства и науки — ветви одного дерева». — Альберт Эйнштейн

    «Искусство смывает с души пыль будней». — Пабло Пикассо

    «Сама твоя плоть будет великой поэмой». — Уолт Уитмен

    «Совесть — это компас человека». — Винсент Ван Гог

    «Реклама — это стук палки в ведре для помоев». — Джордж Оруэлл

    «Но нам еще предстоит подняться на многие горы. Мы не успокоимся, пока каждый американец не насладится полнотой свободы, достоинства и возможностей, которые принадлежат нам по праву рождения». — Рональд Рейган, вторая инаугурационная речь

    «Деревья — это стихи, которые земля пишет на небе». — Халиль Джебран

     

    Примеры метафор в музыке

    Эти примеры метафор были взяты из текстов популярных песен.

    Потому что, детка, ты фейерверк
    Давай, покажи им, чего ты стоишь
    — Кэти Перри, «Фейерверк»

    Стреляй, стреляй
    Ты стреляй в меня, но я не упаду
    Я титан
    — Дэвид Гетта ft Сиа, «Титан»

    Ты мой огонь
    Единственное желание
    Верь, когда я говорю
    Я так хочу
    — Backstreet Boys, «Хочу так»

    Я джинн в бутылка
    Ты должен растереть меня правильно
    — Кристина Агилера, «Джинн в бутылке»

    Жизнь — это шоссе
    Я хочу ехать по нему всю ночь напролет
    — Том Кокрейн, «Жизнь — это шоссе» фор Примеры для детей и взрослых

    В этом разделе представлены повседневные примеры метафор для детей и взрослых. Вы часто будете слышать их в повседневной жизни. Эти метафоры чаще всего называют идиомами , которые являются устоявшимися высказываниями, значения которых нельзя вывести из отдельных слов в них.

    Несмотря на то, что использовать идиомы в повседневной речи вполне нормально (и совершенно нормально), в письменной речи они могут звучать клишированно, поэтому их следует избегать.

    Все метафоры выделены жирным шрифтом (за исключением случаев, когда метафорой является все предложение).

    Глаза – зеркало души.

    Здесь дождь из кошек и собак !

    Звук проливного дождя был музыкой для моих ушей .

    Любовь — это поле битвы.

    Время — деньги.

    У него каменное сердце .

    У нее сила быка .

    Мой лучший друг ударил меня ножом в спину .

    Пришло время встретиться лицом к лицу с музыкой .

    Это имя не звонит в колокол .

    Наши планы на отпуск все еще в воздухе .

    Мне пришлось сорвать банк , чтобы позволить себе эту машину.

    Этот экзамен был проще простого .

    Я люблю читать романы, но поэзия на самом деле не моя чашка чая .

    Этот малыш — одно умное печенье .

    Рассказывать анекдоты — хороший способ растопить лед .

    Мой двоюродный брат своего рода паршивая овца семьи.

     

    Примеры оригинальных метафор

    Наконец, вот краткий список примеров оригинальных метафор, чтобы дать вам представление о том, как вы могли бы придумать свои собственные метафоры.

    Она так сильно рыдала, что ее слезы вскоре превратились в фонтан.

    Лес был пышным изумрудным океаном, ожидающим исследования.

    Его глаза были яркими бриллиантами, выводившими меня из темноты.

    Собеседование было последней битвой, и она была готова победить.

    Он не мог представить себе мир без нее: она была его страстью, его надеждой.

    Я начал тонуть в море воспоминаний.

    Надежда — последний огонек свечи.

    Всякий раз, когда она бежит, она становится гепардом, преследующим свою добычу.

     

     

    Как использовать метафоры в письме: 3 важных совета более эффектным образом. Вот три совета, которые помогут вам более эффективно использовать метафоры.

     

    #1: Избегайте клише и общих идиом

    Несмотря на то, что выше мы дали вам множество метафорических идиом, в письменной речи вам следует избегать их использования, так как они могут сделать ваше письмо неоригинальным и скучным .

    Использование клише во всем, что вы пишете, как правило, сигнализирует читателю, что вы ленивый, невдохновленный писатель, который не считает, что стоит тратить время на придумывание собственных уникальных творческих метафор.

    В вашем словаре есть длинный список клише, которых вам следует избегать при написании.

    Единственный случай, когда вы можете захотеть использовать клишированную метафору или идиому, это когда вы пишете диалог для персонажа и хотите, чтобы его речь звучала более реалистично . Однако, кроме этого, определенно избегайте их!

     

    № 2: используйте логические сравнения

    Метафора сравнивает две непохожие вещи, и хотя эти вещи, безусловно, должны сильно отличаться друг от друга, они все же должны иметь некоторую явно обнаруживаемую общность . Это означает, что вы не можете сравнивать две вещи, настолько разные, что метафора не будет иметь никакого смысла для читателя.

    Например, если вы хотите использовать метафору для описания ритмичной, приятной, нежной мелодии флейты, было бы нелогично сравнивать ее с чем-то резким, неудобным или неправильным.

    В конечном счете, ваши метафоры должны быть легко понятны читателю. Если вы не уверены в том, что смысл вашей метафоры ясен или уместен, попросите друга или члена семьи прочитать ее (в контексте) и сказать вам, легко ли они ее интерпретировали.

     

    #3: Не засоряйте текст слишком большим количеством метафор

    Наконец, не засоряйте текст слишком большим количеством метафор.

    Несмотря на то, что метафоры являются отличным средством для выделения и поэтического эффекта, они также могут загромождать ваш текст слишком большим количеством сравнений и сделать то, что вы пытаетесь сказать, неясным и расплывчатым.

    Вы рискуете не только оттолкнуть читателя, когда у вас так много метафор, но и уменьшить воздействие каждой метафоры , так как все они начнут сливаться и станут менее запоминающимися.

    Если вы когда-нибудь сомневаетесь, подумайте, не лучше ли не размещать метафору в определенном месте и вместо этого посмотреть, как текст читается без нее. Помните также, что вы хотите использовать только свои самые сильные метафоры !

     

    Что дальше?

    Чем именно сравнения отличаются от метафор? Наше подробное руководство дает четкое объяснение и дает вам несколько полезных примеров обеих фигур речи.