Содержание

Познавательная мотивация

Поделиться Твитнуть Pin Отпр. по эл. почте SMS

Познавательная мотивация.

У подростков наиболее заметным становится рост самосознания и сознания. Их кругозор и знания о людях, о себе и окружающем мире увеличиваются. Самосознание подростка развивается и находит своё выражение в изменениях таких видов деятельности как: труд, общения и учения.

Те мотивы, которые были присущи ранее в силу возраста, становятся неактуальны. Их места занимают новые мотивы «взрослые», они приводят к пересмотру всех целей и прошлых задач деятельности.

Попытаемся разобраться в процессе формирования деятельностных мотивов и познавательной мотивации.

Из различных мотивов подростка, важное место отведено познавательному мотиву — который несомненно является одним из наиболее ключевых и специфичных что касается подростков старшего возраста. Считается что, в дошкольном возрасте интенсивно формируются познавательные интересы в частности познавательная мотивация.

Умственная активность 5–6 летнего ребенка имеет более самостоятельный характер и позволяет самостоятельно решать всё новые и новые задачи, находить скрытые отношения и свойства в предметах, и устанавливать следственно – причинные связи. Познавательная мотивация, так же как познавательная активность не относится к следствиям возраста, и не все дошкольники имеют в себе это качество.

Развитие познавательной мотивации у подростка выражается в улучшении внимания и в повышении интереса к различным предметам и видам обучения. Из-за перезагруженности лишней информацией, у детей пропадает стремление к новым знаниям.

Это усугубляет ещё то, что во многих школах начинают обучать с 6 лет, а подготавливать детей начинают с 4,5 – 5 лет. Зачастую при таком обучении, у ребенка исчезает любопытство, пропадает инициатива, и дети привыкают лишь подчинятся мнению взрослого.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка появляется иерархия мотивов. Но зачастую непонятно какое же место в ней отведено познавательной мотивации, насколько сильное стремления подростка к познанию и к умственной самостоятельности.

Не раскрыт такой аспект познавательной мотивации как формирования её закономерности, то есть соотношение внешних и внутренних факторов развития.

Подведем итог.

Познавательная мотивация это – внутренняя деятельность или мотивация этой деятельности, не зависимая от внешних факторов. Познавательная мотивация вплотную связанна с такими понятиями как – познавательная активность, познавательная деятельность, познавательный интерес, познавательная потребность и так же мотивы учения.

Познавательная мотивация является внутренняя и самодостаточная направленность человека на познание нового, и получения удовлетворения от самого процесса и затраченных на это усилий.

Эти статьи блога Вам должны быть интересны:

Категории: Бизнес Статьи, Мотивация
Теги: бизнес статья, карьера, мотивация, успех, финансовая грамотность

Познавательная мотивация — презентация онлайн

Похожие презентации:

Деятельность пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «Дружба» МОУ школа № 71

Моя будущая профессия: юрист

Развитие интеллектуальной одаренности детей Новосибирской области с использованием дистанционных образовательных технологий

Творческий проект «Планирование кухни-столовой»

Моя будущая профессия — военный

Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)

Творческий проект «мой профессиональный выбор»

Развитие связной речи у дошкольников

Технология В. А. Илюхиной «Письмо с открытыми правилами» для учащихся начальных классов

Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

1. Познавательная мотивация

Изучив данную тему вы должны уметь:
• Объяснить что такое познавательная мотивация и назвать
факторы ее развития.
• Привести примеры способов развития познавательной
мотивации.
• Использовать способы развития познавательной мотивации у
учащихся.
Познавательная мотивация – это система мотивов, побуждающих
обучающегося к эффективной познавательной деятельности.
Факторы развития познавательной мотивации:
• Внутренние факторы – любознательность и общая
интеллектуальная активность ребёнка.
• Внешние факторы – активизация внимания, поддержание
интереса к процессу работы.

4. Учитель, который умеет развивать познавательную мотивацию, отличается:

• Знанием своего предмета,
умением соотнести
теоретические знания с
жизненным опытом.
• Ясностью изложения,
умением встать на позицию
ребёнка, связать получаемые
знания с «картиной мира»
ученика, его жизненным
опытом.
• Энтузиазмом, интересом к
своему предмету. Желанием
научить мыслить своих
учеников.
• Понимает потребности
учеников, умеет посмотреть
на ситуации с точки зрения
учеников.

5. 1. Учебный материал должен включаться в «картину мира» ученика, связываться с его повседневным жизненным опытом.

• Существует множество способов узнать то, что
интересует школьников. Наиболее простой –
напрямую спросить самих учеников, что они уже
знают об этом, где можно использовать эти знания.
Повышенная внимательность учеников к
определённым моментам урока – еще один ключ.
• Например, учитель истории, выяснив, что
некоторые ученики любят исторические романы,
показал, как эти романы обосновываются
реальными историческими событиями.

6. Связывайте учебную информацию с жизненным опытом школьников.

• Актуализируйте имеющиеся знания
учеников.
При введении новой темы спросите учеников,
что они знают об этой проблеме.
Что они слышали или читали об этом…
Какие идеи и ассоциации у них возникают и
т.п.
• Сделайте цель урока целью учеников.

7. Используйте все возможности учебного материала для развития любознательности учеников.

• Все что можно сделать для повышения любознательности
может быть включено в урок, или целый цикл обучения.
Новые необычные факты и взгляд на события, яркие
наглядные пособия и изготовление самоделок – всё
можно включить в урок.
• Следует обратить внимание на то, как выглядит кабинет. В
обстановке, которая давно не менялась, школьники ведут
себя пассивно. Один учитель придумал «стол загадок» с
чередующимися выставками, состоящих из странных и
необычных вещей, которые он находил сам или ученики
приносили в класс.
• Полезно также использовать игры и все активные методы
обучения.

9. 2. Делайте класс и урок более привлекательным и интересным

• Используйте загадки, головоломки и игры,
демонстрирующие понятия, которым вы
обучаете
• Попробуйте по-новому оформить классное
помещение и парты
• Обеспечивайте урок музыкальным
сопровождением или используйте плакаты,
относящиеся к изучаемому материалу.
• Приглашайте на уроки гостей.
3. Используйте проблемное обучение.
Учителя должны создавать проблемные ситуации, которые
подтолкнули бы учащихся к изучению объекта.
• Различают изучение через открытие, где учащиеся в
значительной степени работают сами и управляемое открытие,
в котором учитель управляет процессом.
• Чтобы решить проблему, учащиеся должны использовать
интуитивное и аналитическое мышление.
• Этапами работы являются введение, экспериментирование,
обдумывание, применение и проверка.

12. Используйте любую возможность для представления информации в форме проблемы или проблемного вопроса.

• Представляйте различные точки зрения по
рассматриваемому вопросу.
• Говорите о сомнениях и неясностях в отдельных аспектах
темы.
• Используйте все идеи и соображения детей по решению
проблемы.
• Поощряйте догадки, вопросы и критику.
• Позволяйте им доказывать и проверять даже явно ложные
идеи.
• Учите спорить друг с другом и опровергать версии.
4. Используйте «метод проектов».
«Проект» — исследовательская работа школьников под
управлением учителя, может выполняться индивидуально или
группами учащихся в течение заданного времени, иногда целой
четверти.
Стадии работы над проектом:
• Подготовка и планирование.
• Проведение исследования.
• Результаты,
представление отчёта.
• Оценка результата и процесса

15. Основные функции учителя в ходе работы над проектом:

• Помочь разработать программу
исследования.
• Помочь в поиске источников информации.
• Самому быть источником информации.
• Поощрять и поддерживать энтузиазм.
• Помогать при появлении трудностей.
• Поддерживать обратную связь.

16. Например, на первой стадии выбора темы и подтем проекта:

– Учитель выдвигает проблему и просит детей задавать
вопросы.
– Если вопросов много и тема заинтересовала, начинается
работа.
– Тема разбивается на подтемы при анализе вопросов и их
объединении по смыслу и направленности.
– Класс делится на подгруппы, каждая получает свою
подтему для разработки.
– Даётся время на подготовку. Дети сами ищут литературу и
информацию из других источников, анализируют её,
делают выводы и готовят сообщение.

17. Целенаправленно и постепенно учите использовать и реализовывать исследовательский подход.

• Учите правильно формулировать цель
исследования.
• Определять объект исследования.
• Формулировать гипотезы.
• Выбирать способы проверки гипотезы.
• Делать обоснованные выводы.

18. Плюсы метода проектов:

• Развиваются познавательные интересы.
• Используются различные формы работы: дискуссии,
работа с литературой, сбор эмпирической информации
и т.п.
• Происходит мотивирование, появляется
удовлетворение в деятельности, ребята видят
результат своего труда.
• Отсутствует формализм знаний, постоянная связь с
жизненным опытом.
• В случае использования групповых проектов
развивается умение сотрудничать.
• Развивается метапознаие и саморегуляция в
деятельности.

English     Русский Правила

Что такое когнитивная мотивация? (с картинками)

`;

Наука

Факт проверен

Даниэль Лиден

Мотивацию можно определить как состояние или процесс в уме, который стимулирует, продвигает и контролирует действия по достижению цели. Познание — это средство, с помощью которого разум получает знания, и относится к мыслительным процессам и восприятию. В психологии

когнитивная мотивация — это теория, которая пытается объяснить человеческое поведение с точки зрения изучения и рассмотрения полученной информации, в отличие от встроенного набора инструкций, регулирующих реакцию на различные ситуации. Это относится к природе логики мотивации, которая приводит к действию. Например, у новых учеников некоторые будут использовать обучение как мотивацию в первый рабочий день, в то время как другие будут с нетерпением ждать формирования новых социальных групп. Другими словами, действие человека является результатом мыслительного процесса, а не автоматизированной реакции, основанной на заранее запрограммированных правилах. Это означает, что для большинства произвольных действий мыслительный процесс человека всегда будет иметь первостепенное значение.
Например, старшеклассники способны высказывать суждения, несмотря на свой юный возраст.

Внутренняя и внешняя мотивация

Психологи и ученые-бихевиористы обычно признают две формы мотивации, хотя это не является общепринятым. Внутренняя мотивация относится к задачам, которые вознаграждаются сами по себе, например удовольствие от решения головоломки, обучения или игры. Учащиеся старших классов не обязательно воспринимают занятия как вознаграждение, поэтому учитель должен создать среду, в которой дети будут внутренне мотивированы посещать занятия и участвовать в них.
В этих случаях мотивирующий фактор является внутренним. Внешняя мотивация предполагает участие в задаче из-за внешних факторов, таких как работа за деньги и еду, или принятие мер, чтобы избежать вреда. В старших классах внешней мотивацией может быть окончание школы, возможность найти хорошую школу или найти летнюю работу, чтобы купить новую машину. Пока и мотивация, и цели хороши, всегда полезно предложить поддержку, когда это возможно. Теории мотивации пытаются объяснить, как возникает поведение, направляемое этими факторами.

Теории мотивации, основанной на потребностях, утверждают, что человек выбирает работу, которая лучше всего позволяет ему удовлетворять свои потребности, что обычно включает в себя зарабатывание денег для получения еды и жилья, а также для обеспечения детей.

Теории когнитивной мотивации объясняют, почему люди иногда выбирают работу, которая им нравится больше, даже если они платят меньше и приносят меньше. То же самое касается людей, которым не нужны престижные стипендии с финансовой точки зрения, но они все равно берут их, чтобы они отображались в их документах. Существует внутренний фактор мотивации, который побуждает людей делать что-то только ради удовольствия, которое оно им приносит, даже если это означает в некоторой степени жертвовать своими потребностями.

Когнитивная мотивация основана на двух основных вещах: доступной информации и прошлом опыте. Человек будет думать о ситуации на основе доступных сенсорных данных, а также будет обращаться к своему прошлому и пытаться связать предыдущий опыт с текущей ситуацией. Теории мотивации используются в образовании, спорте, на рабочем месте и помогают людям преодолевать проблемы со здоровьем, такие как неправильное питание, переедание, злоупотребление алкоголем или наркотиками. Под общим заголовком когнитивной мотивации ученые-бихевиористы разработали ряд теорий о том, почему люди совершают те действия, которые не исключают друг друга.

Теория социального познания

Согласно этой теории, на поведение сильно влияет наблюдение за другими. Люди учатся, рассматривая действия других людей и то, привели ли эти действия к успеху или неудаче, вознаграждению или наказанию и так далее. Не всегда необходимо взаимодействовать с другими, чтобы подвергаться их влиянию; эксперименты показали, что телевидение, видео и другие средства массовой информации могут оказывать важное влияние на поведение и мотивацию. Это нечто большее, чем простое копирование чужого поведения: наблюдатель думает о том, что видит, и делает из этого выводы. Этот вид обучения часто быстрее и может быть безопаснее, чем метод проб и ошибок.

Самоопределение

Этот подход основан на внутренней мотивации и утверждает, что люди мотивированы встроенными психологическими потребностями, три из которых были идентифицированы. Компетентность – это потребность добиться успешного результата задачи собственными усилиями; автономия – это потребность контролировать или, по крайней мере, существенно влиять на события в своей жизни; и связанность — это желание быть связанным с другими через социальное взаимодействие. Исследования показали, что введение внешних факторов, таких как финансовое вознаграждение, имеет тенденцию подрывать внутреннюю мотивацию. Например, люди, занятые задачей, которая удовлетворяет потребность в автономии, могут больше сосредотачиваться на вознаграждении и находить само задание менее удовлетворительным.

Атрибуция

Теория атрибуции имеет дело с восприятием людьми причин своих успехов и неудач. Есть три основных элемента, основанных на том, приписывают ли люди успехи и неудачи внутренним или внешним факторам, стабильным или нестабильным факторам, контролируемым или неконтролируемым факторам. Люди в целом склонны считать свои успехи следствием внутренних факторов, таких как талант и трудолюбие, а свои неудачи — внешними факторами, такими как невезение или действия других. Очевидны и некоторые гендерные различия: мужчины склонны рассматривать способности как главный фактор успеха, а лень — как причину неудачи; женщины склонны приписывать успех тяжелой работе, а неудачу — неспособности. Исследования показали, что люди с меньшей вероятностью изменят свое поведение, если считают, что неудача вызвана факторами, которые одновременно стабильны и находятся вне их контроля.

Ожидаемое значение

Эта теория утверждает, что человека мотивирует преследовать цель комбинация его ожидания успеха и его оценки его ценности. Ценность определяется с точки зрения затрат на достижение цели и возможного вознаграждения за ее достижение. Когда и ожидания, и ценность рассматриваются как высокие, человек будет высоко мотивирован и проявит усилия и решимость. Когда и то, и другое низко, мотивация низкая, и человек не будет преследовать цель или будет делать это нерешительно.

Конкурирующие теории

Когнитивная мотивация — лишь одно из нескольких объяснений того, почему люди и животные делают то, что делают. Большинство теоретиков, которые не поддерживают эту идею, считают, что мотивация основана на потребностях или сокращении побуждений. Мотивация, основанная на потребностях, предполагает, что действия людей основаны на их потребностях, например, в еде, воде или размножении. Теории снижения влечения основаны на идее, что животные, включая людей, обладают сильными влечениями к еде, сексу и другим целям и что они мотивированы предпринимать действия только для того, чтобы уменьшить эти влечения. Та же логика используется при использовании пищевой мотивации при дрессировке служебных животных. Познание может иметь место в этих теориях, но оно не считается основой мотивации и поведения.

Вам также может понравиться

Рекомендуется

КАК ПОКАЗАНО НА:

Когнитивная теория мотивации — Штаб-квартира The Psychology Notes

Когнитивные теории мотивации стремятся объяснить наше поведение как результат тщательного изучения, активной обработки и интерпретации полученной информации.


Такая точка зрения противоречит рационализации нашего поведения как результата автоматических реакций, управляемых заранее запрограммированными правилами или врожденными механизмами, включающими влечения, потребности и реакции.

Наши действия помимо того, что побуждает нас совершать такие конкретные действия, являются продуктом преднамеренных мыслительных процессов, таких как убеждения, ожидания, знания о вещах и прошлый опыт.

Предположения

Сторонники когнитивной теории мотивации утверждают, что наши ожидания определяют наше поведение, как правило, таким образом, чтобы добиться желаемых результатов.

Считается, что познавательная мотивация коренится в двух основных факторах:

  • Первый фактор связан с доступной нам информацией. Сначала мы будем обрабатывать ситуацию, основываясь на любой информации, доступной для наших органов чувств.
  • Второй фактор связан с нашим прошлым опытом, на который мы ссылаемся, когда пытаемся осмыслить информацию, доступную в настоящее время, и при определении того, как реагировать или относиться к текущей ситуации.

Типы мотивации

Деси и Райан предполагают, что существует два типа мотивации.

Внутренняя мотивация — это сила, которая заставляет нас реализовывать наш внутренний потенциал и интересы. Этот тип мотивации соответствует нашему неотъемлемому желанию выразить свое подлинное «я» через избранные действия и поведение в различных условиях, будь то на работе или в игре.

Более того, внутренняя мотивация весьма эффективна, поскольку те из нас, кто обладает внутренней мотивацией, чувствуют, что могут влиять на результаты своих усилий и определять их результаты.

Понятие внутренней мотивации помогает объяснить, почему некоторые люди предпочитают низкооплачиваемую работу, которая им нравится, более прибыльной, которая может приносить больше материального вознаграждения, но не столько удовольствия.

Внешняя мотивация , с другой стороны, проявляется, когда на наши действия влияет желание достичь целевых объектов или вознаграждения. Награды могут быть материальными, такими как еда или деньги, или нематериальными, такими как гордость и признание.

Теория постановки целей

Согласно одной из когнитивных теорий мотивации, теории постановки целей, на нашу вероятность успеха в достижении результата влияют три фактора. В частности, это

  1. время, установленное для достижения цели
  2. степень сложности или трудности цели
  3. специфика цели

В идеале, чем короче время между началом действия по цель и время достижения цели, тем больше шансов на успех. Что касается уровня сложности цели, то этот фактор определяет, насколько цель для нас привлекательна.

Цель наиболее привлекательна и привлекательна для нас, если ее достичь не слишком легко и не слишком сложно. Слишком простые цели не приносят удовлетворения, в то время как цели, которые слишком трудно достижимы, могут заставить нас чувствовать себя обескураженными и тратить меньше усилий на достижение цели.

Кроме того, цели должны быть точными, чтобы мы точно знали, чего от нас ожидают, а также тип и объем усилий/действий, необходимых для достижения цели.

Ожидание – Теория ценности

Проще говоря, Теория ценности утверждает, что наша мотивация и вероятность успеха в достижении наших целей в значительной степени зависят от наших ожиданий успеха, умноженных на ценность, которую мы придаем успеху.

У разных людей разные ожидания, на которые влияет прошлый опыт и оценка этого прошлого опыта, а также социальные и культурные факторы, такие как родительские ценности и гендерно-ролевые стереотипы.

Те из нас, у кого позитивные ожидания, убеждены, что у нас есть все необходимое, чтобы добиться успеха в задании, в то время как те, у кого негативные ожидания, верят в свою неминуемую неудачу.

Люди, которые рассчитывают преуспеть в достижении цели и для которых достижение цели очень важно, более мотивированы к действиям, которые гарантируют достижение цели.