Пирамида Маслоу — мотивация и потребности человека
Вам наверняка хотя бы раз приходилось слышать словосочетание «пирамида Маслоу». Что-то там про уровни потребностей человека, коих у него, заметим, чрезмерно много. Возможно, попадалась даже такая расшифровка структуры пирамиды: «маслоу, хлебоу, икроу». Вкусное толкование, но слишком уж… однобокое.
Предлагаем разобраться, из каких уровней состоит знаменитая пирамида на самом деле, и вообще – насколько сия конструкция отражает реалии современного существования конкретного представителя вида Homo sapiens.
Содержание:
Архитектор пирамиды Абрахам Маслоу
Структура классической пирамиды Маслоу
И все-таки: сендвич или винегрет
Кашу маслоу не испортить
Абрахам Маслоу – американский психолог, один из основателей гуманистического направления этой дисциплины. Его называют самым оптимистичным и жизнелюбивым психологом XX века, и недаром: ведь прежде основным направлением «науки о душе» был психоанализ, а объектом исследований – люди с отклонениями в психике. Маслоу стал пионером в области изучения личности здорового человека.
Абрахам появился на свет в Бруклине, в 1908 году. Дата его рождения на удивление символична: 1 апреля — день смеха, юмора и всевозможных шуток. Семья Маслоу (тогда ещё Масловых) эмигрировала из Киевской губернии. Отец Абрахама – Самуил – работал бондарем; в семье, кроме будущего психолога, было еще шестеро детей помладше.
Робкий и застенчивый юноша, Маслоу проявил недюжинное упорство в учёбе и в 28 лет уже получил степень доктора наук в Висконсинском университете. Его ранние работы относятся к бихевиористскому направлению (от англ. вehavior; основная идея – поведение животного\человека складывается из рефлексов, реакций на изменения в окружающей среде). Очень скоро Абрахам понял, что бихевиоризм не раскрывает истинной сути мыслящего существа, а главное – не подразумевает никакой позитивной программы как для индивида, так и для человечества в целом. Ведь помимо чисто биологических потребностей – еда, сон, размножение – существуют и другие: любовь, творчество, узнавание нового. Эти аспекты бытия прежде оставались за пределами внимания психологов. Маслоу совершил настоящую революцию: он создал иерархическую модель потребностей, объединяющую все сферы деятельности человека.
Теория иерархии потребностей была опубликована в 1943 году, в книге «Теория человеческой мотивации». Маслоу составил подробное вербальное описание уровней мотивации, а вот знаменитое их изображение в виде семислойной пирамиды впервые появилось лишь в 1975 году, в учебнике У. Стоппа. Идея прижилась, и по сей день этот визуальный образ наглядно отражает многосторонние нужды человека.
Слои пирамиды суть следующие:
- Физиологические (или органические) потребности. Основание пирамиды − необходимая для выживания база.
Сюда входят утоление голода и жажды, сон достаточной продолжительности, отправление естественных нужд и т.д.
- Потребность в безопасности − надежная защита от внешних неблагоприятных факторов и внутренних страхов. Недвижимое имущество («Мой дом – моя крепость»), комфортная обстановка; отсутствие врагов, переживаний по поводу неудач, упорядоченность мыслей и проч.
- Социальные потребности: любовь, дружба, взаимодействие с коллективом, забота о близких.
- Потребность в уважении – карьерный рост, профессиональные успехи, признанные обществом заслуги, престиж, внимание, восхищение.
- Познавательные потребности – исследование новых областей знаний, путешествия, высшее образование и т.д.
- Эстетические потребности – порядок, красота, гармония; объекты искусства, культурные мероприятия, художественная литература.
- Самоактуализация – поиск истинного «я», жизненного предназначения, развитие талантов, реализация собственного потенциала.
Маслоу поначалу высказывал мнение, что лишь после удовлетворения насущных потребностей возникают новые, менее приземлённые желания и стремления. Художник, вероятно, может быть голодным непосредственно в момент написания бессмертного шедевра, однако при этом он должен знать, что в холодильнике его ожидает отличный кусок говядины! Человек, лишенный средств к существованию, всю свою энергию тратит на поиск выхода из критической ситуации – тут уж не до прекрасного. В трудные жизненные периоды нам особенно бывают нужны контакты с единомышленниками, поддержка близких, общение с природой, хорошая музыка. Налицо не последовательная, а параллельная актуализация потребностей первого, второго, третьего и шестого уровней. Критики теории Маслоу отмечают, что в зависимости от индивидуальных особенностей личности более «высокие» потребности могут быть приоритетными, а какие-то слои вовсе «выпадают». Многие деятели искусства проводили свои дни в отрыве от общества, страдали от безответной любви, да и бытовые условия зачастую вызывали горькую усмешку у их современников. Однако, базируясь на столь непрочном фундаменте, они сумели реализовать высшую цель – самоактуализация! Обилие таких примеров — весомый аргумент в пользу одновременного существования всех уровней потребностей.
Сам Абрахам Маслоу в 60-е годы отказался от идеи последовательного восхождения от низших уровней к высшим. Он объединил все потребности в две большие категории: «дефицитарные» и «бытийные». Первая включает устранение неблагоприятных для здоровья и жизни состояний: голод, жажда, чувство опасности. Вторая же подразумевает получение нового опыта, расширение кругозора, развитие способностей. Поскольку когнитивное развитие имеет вполне биологическую природу, оно не менее важно, чем здоровье физиологическое, о чём Маслоу прямо заявил в своих поздних работах.
Впрочем, «пирамида потребностей» — неплохой инструмент, которым часто пользуются владельцы бизнеса, менеджеры и PR-специалисты. Она помогает чётко выстроить стратегию развития компании, грамотно мотивировать сотрудников, устранить помехи в работе.
Попробуйте провести анализ собственной жизни, приняв за основу многоуровневую пирамиду – очень вероятно, что это добавит ясности восприятия и поможет проложить короткий путь к заветной цели!
Важно! Заявка на сайте ни к чему не обязывает.
11.2. Теория мотивации и управления А. Маслоу
Абрахам Гарольд Маслоу (1908–1970) – американский психолог, основоположник гуманистической психологии, лидер бихевиористского направления управленческой мысли.
А. Маслоу родился в Бруклине. Получив психологическое образование, первоначально занимался изучением социального поведения приматов. Докторская степень по психологии была присуждена А. Маслоу в университете штата Висконсин. Преподавательскую карьеру начал в Бруклинском колледже, впоследствии стал профессором социальной психологии и деканом факультета психологии в Университете Брандейса. В 1967–1968 гг. занимал пост президента Американской психологической ассоциации.
Основные работы: «Теория человеческой мотивации» (1943), «Мотивация и личность» (1954), «К психологии бытия» (1962), «Эупсихическое управление» (1965), «Психология науки» (1967).
Теории А. Маслоу сформировались под влиянием достижений различных научных дисциплин: антропологии, биологии, клинической психологии и психоанализа. По мнению многих ученых, главный вклад исследователя в управленческую науку связан с разработкой теории иерархии потребностей, известной как пирамида потребностей.
Теория мотивации. А. Маслоу сформулировал новую теорию мотивации, в которой изложил свой взгляд на понимание механизмов поведения человека. В отличие от сторонников школы научного управления, он утверждал, что мотивами поступков людей являются в основном не экономические факторы, а различные потребности, которые только частично и косвенно могут быть удовлетворены с помощью денег.
В своей теории А. Маслоу исходил из того, что мотивация непрерывна, бесконечна и изменчива, она является универсальной характеристикой практически любого организмического состояния. Единственным надежным основанием для построения теории мотивации является классификация неосязаемых целей и потребностей человека. По мнению А. Маслоу, человек имеет множество различных потребностей. Условно их можно разделить на базовые и метапотребности.
Базовые потребности постоянны и располагаются согласно принципу иерархии. Их можно разделить на пять основных категорий (уровней)[408]:
1. Физиологические потребности. Они необходимы для ежедневного существования человека (потребности в еде, питье, сне, одежде, жилище и т. п.). Их интенсивность превосходит стремление к насыщению любых других потребностей более высокого уровня, но только при условии их неудовлетворенности[409].
2. Потребность в безопасности (экзистенциальные потребности). Она включает в себя потребности в защите от агрессии со стороны окружающей среды, стабильности, порядке, законе и уверенности в завтрашнем дне. Эта потребность более отчетливо проявляется у детей, а у взрослых носит, как правило, скрытый характер. Потребность в безопасности редко выступает как активная сила, она доминирует только в критической ситуации.
3. Потребность в принадлежности и любви (социальные потребности). Для человека характерно стремление к принадлежности к определенной социальной группе и взаимодействию с другими людьми, входящими в нее. Этого уровня А. Маслоу первоначально определял только как потребность в любви, а позднее добавил и потребность в социализации.
4. Потребность в признании (престижные потребности). Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижения»: самоуважение, уверенность, компетентность. Во второй класс – потребность в уважении со стороны окружающих, признании личных достижений человека и их высокой оценке, завоевании высокого статуса, славы, служебном росте и лидерстве в коллективе.
5. Потребности в самоактулизации (духовные потребности). Духовные потребности предполагают самореализацию личности, наиболее полное использование знаний и способностей, стремление к самовыражению через творчество.
Если предшествовавшие перечни потребностей подразумевали, что человек, испытывающий одну из потребностей, не может в то же самое время испытывать другую, то А. Маслоу подчеркивал, что отношения между потребностями не подчинены принципу взаимоисключаемости. Напротив, они так тесно переплетены друг с другом, что отделить одну от другой практически невозможно. Схематично иерархия базовых потребностей представлена на рис. 11.1.
Рис. 11.1. Пирамида потребностей по А. Маслоу
Для удовлетворения базовых потребностей, по мнению А. Маслоу, необходимо несколько социальных условий: свобода слова, выбора деятельности, свобода самовыражения, право на исследовательскую активность и получение информации, право на самозащиту, а также социальный уклад, характеризующийся справедливостью, честностью и порядком.
В отличие от базовых потребностей, ценность метапотребностей одинакова, поэтому они не имеют иерархии. К метапотребностям относятся: потребность в справедливости, благополучии, единстве социальной жизни и т. д.
А. Маслоу указывал, что метапотребности составляют единство с фундаментальными, базисными потребностями. Отсутствие единства этих потребностей приводит к «метапатологии», проявляющейся в недостатке ценностей, бессмысленности и бесцельности жизни.
Попытки классификации потребностей предпринимали многие ученые, однако только А. Маслоу рассматривал группы мотивов, которые упорядочены в ценностной иерархии согласно их роли в развитии личности, кроме того, он выявил законы построения потребностей и движущие силы мотивации. Не потребности сами по себе являются мотиваторами поведения, а степень их удовлетворения. Движущей силой мотивации является тот факт, что люди никогда не могут достичь поставленных целей в полной мере. Как только достигнута одна цель и удовлетворена какая-либо потребность, возникает новая цель, связанная с необходимостью удовлетворения вновь появившейся потребности, и т. д.
А. Маслоу сформулировал основные принципы, характеризующие природу человека:
1) потребности людей никогда не могут быть удовлетворены абсолютно;
2) состояние частичного или полного неудовлетворения потребностей побуждают человека к действию;
3) существует иерархия потребностей.
Согласно разработанному А. Маслоу принципу иерархии, потребности каждого нового уровня становятся актуальными для индивида только после того, как удовлетворены предыдущие запросы. В отличие от предшествующих теорий мотивации, в которых физиологические потребности являлись отправной точкой мотивации, у А. Маслоу они представляются относительно изолированными и используются в качестве «каналов» для других, более высоких или сложных потребностей. Хотя неудовлетворенная потребность и играет первостепенную роль, но после ее удовлетворения она уже не может доминировать, а существует только потенциально, с акцентом на движение вперед – к более высоким потребностям[410]. При этом все потребности функционируют циклически: повторяются через определенный промежуток времени.
Потребности низших уровней присущи всем людям примерно в равной мере, а высших уровней – в неодинаковой степени. Высшие потребности помогают дифференцировать индивидов и имеют большое значение для формирования ценностных ориентаций личности человека.
Высшая потребность человека – самореализация. Потребности самоактуализации не имеют достаточно четкого определения и отражают широкий спектр культурных и индивидуальных различий. По подсчетам А. Маслоу, самоактуализирующиеся и самореализующиеся личности составляют около 1 % населения. Они представляют собой пример психологически здоровых личностей и служат эталоном для большинства людей. Именно самореализующимся личностям присущи метапотребности.
Изучая мотивацию развития личности, А. Маслоу сформулировал 15 основных черт, присущих так называемым самореализующимся личностям[411]:
1. Эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотношения с реальностью. Для самоактуализированных людей характерно адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, отсутствие страха перед неизвестностью и неопределенностью.
2. Приятие (себя, других, природы). Самоактуализированные люди принимают человеческую природу такой, какая она есть, не приукрашивают реальность, для них свойственно отсутствие искусственных, защитных форм поведения (лицемерие, ханжество, фальшь и притворство), а также неприятие такого поведения со стороны других.
3. Спонтанность, простота и естественность. Самоактуализированные люди достаточно спонтанны в своем поведении и предельно спонтанны в своей внутренней жизни, мыслях, при этом соблюдают установившиеся ритуалы, традиции, церемонии, однако относятся к ним с добродушной усмешкой.
4. Служение. Это предполагает акцентирование внимания на проблемах внешнего порядка, решение фундаментальных вопросов (жизнь в глобальной системе координат). Такие люди заняты не самоанализом, а своей жизненной миссией или призванием. Они часто соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента.
5. Отстраненность, потребность в уединении. Для таких людей характерна склонность к одиночеству, они занимают позицию отстраненности по отношению ко многим событиям, в том числе событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными воздействиям внешней среды.
6. Автономия, независимость от культуры и среды, воля и активность. Это означает высокую устойчивость под воздействием деструктивных сил, способность к самовосстановлению, независимость от мнения других. При этом автономность предполагает самоопределение, способность к принятию ответственности, активный поиск решений.
7. Свежий взгляд на вещи. Самоактуализированные люди просто радуются жизни, находят каждый раз новое в уже известном.
8. Мистические переживания и высшие переживания. Ощущение исчезновения собственного «я», предельная концентрация и погруженность в проблему.
9. Чувство идентификации с человечеством в целом.
10. Межличностные отношения. Самоактуализированный человек способен полностью сливаться с близким, становиться его частью. Характерно отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях.
11. Демократичность. Это проявляется в уважении к любому человеку, готовности учиться у других.
12. Умение отличать средство от цели, добро от зла. Самоактуализирующиеся личности ведут себя высоконравственно, остро чувствуют добро и зло. Они ориентированы на цели и умеют получать удовольствие от процесса.
13. Философское чувство юмора. Такие люди относятся с юмором к жизни в целом, к своей профессиональной деятельности, к самим себе.
14. Креативность. Эта черта понимается как способ мировосприятия и взаимодействия с реальностью, она не зависит от того, чем занимается человек, и появляется во всех действиях самоактуализирующейся личности.
15. Сопротивление культурным влияниям, трансценденция культуры. Самоактуализированные люди не принимают безоговорочно ту культуру, к которой принадлежат, относятся к ней достаточно критично, выбирая из нее хорошее и отвергая плохое.
Таким образом, по мнению А. Маслоу, самоактуализирующуюся личность отличает индивидуальная установка по отношению к окружающей действительности. А. Маслоу не идеализирует подобную личность, подчеркивая, что она также подвержена недостаткам, неправильным поступкам, упрямству, раздражительности, невниманию к окружающим.
Концепция иерархии потребностей А. Маслоу послужила основой многих моделей мотивации труда. В соответствии с его учением, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то уровень их удовлетворенности будет возрастать, что, в свою очередь, будет способствовать росту производительности труда. Управление должно выявлять потребности работника и использовать соответствующие именно этим потребностям методы мотивирования.
Концепция просвещенного менеджмента. На основе дневниковых записей А. Маслоу начала 1960-х гг. была выпущена книга, получившая в первом издании название «Эупсихическое управление». В России она была переиздана под названием «Маслоу о менеджменте». В этой работе представлены взгляды ученого на такие проблемы менеджмента, как: формирование новой просвещенной экономики и менеджмента, лидерство, различие стилей руководства на разных уровнях управленческой иерархии, психологические характеристики менеджеров и предпринимателей, социальное совершенствование и самоактуализация личности.
Автор отмечал, что по мере развития экономики и общества, роста уровня образования и психического здоровья людей происходит отказ от прежних авторитарных форм управления и увеличивается потребность в использовании методов просвещенного управления, которые становятся главным условием победы в конкурентной борьбе. Эупсихичный, или просвещенный менеджмент представлялся ему характерной приметой будущего.
А. Маслоу выделил 37 характерных черт и принципов просвещенной управленческой политики[412]. Кратко их можно охарактеризовать следующим образом.
• Доверие к людям, учет индивидуальных различий работников.
• Предоставление работникам наиболее полной и релевантной информации о ситуации в организации.
• Постоянное стремление работников к совершенствованию и самоактуализации. Учет того, что люди в организациях не ограничиваются удовлетворением только потребности в безопасности. Работники должны получать осмысленные задания, в результате чего даже самая рутинная работа будет рассматриваться как путь к достижению некой значимой цели.
• Отказ от доминантно-субординационной иерархии или авторитаризма.
• Замена поляризации и дихотомий любого рода на принцип иерархической интеграции. Учет того, что все сотрудники преследуют одни и те же управленческие цели и ассоциируют себя с ними, вне зависимости от места, занимаемого ими в организации или в иерархии.
• Формирование отношений между членами организации на основе доброжелательности, а не соперничества или зависти. Акцент на хорошей командной работе, дружбе, коллективном духе, общности интересов и любви.
• Наличие синергизма. Синергизм А. Маслоу определяет как культуру, в рамках которой то, что полезно для индивида, выгодно и обществу. Культура с высоким уровнем синергизма характеризуются безопасностью, благожелательностью и высокой моралью, а основными чертами культур с низким уровнем синергизма являются конфликтность и низкая мораль, при которых успех одного оборачивается неудачей для всех остальных.
• Беспристрастность и объективность оценки способностей и умений не только работников, но и управленцев.
• Свобода в выражении несогласия, недовольства и раздражения.
• Отношение работников к своему начальнику с любовью (а не с ненавистью), с уважением (а не с презрением). Хотя большинство людей хотели бы не бояться других, они, однако, предпочитают боязнь презрительному отношению к своему начальнику.
• Рассмотрение работников как квалифицированных, сильных, способных справляться со сложными заданиями и предпочитающих ответственность зависимости и пассивности. Работники должны чувствовать себя уважаемыми и востребованными со стороны организации. В организациях, применяющих просвещенную систему управления, работник стремится быть не просто пассивным помощником, дополнением или «орудием», а движущей силой развития организации.
Однако, как замечает А. Маслоу, подобный тип людей не является универсальным, поэтому на предприятии необходимо совершенствовать систему подбора персонала.
По мнению А. Маслоу, его теория эупсихического управления соответствовало концепции «продвинутых человеческих существ Теории Y» Д. Макгрегора и современному уровню развития США. Использование принципов просвещенного управления должно было способствовать успеху в самых разных сферах, в том числе и в финансовой, и приведет к построению лучшего общества. При этом ценность методов просвещенного менеджмента определяется не только производственным поведением, количеством и качеством производимого продукта, но и «побочными» проявлениями. К последним А. Маслоу относил формирование более совершенных личностей, готовых к альтруизму, помощи другим и нетерпимых к несправедливости[413]. По сути, он стремился к трансформации своего подхода в религиозную концепцию в духе современной религии New Age («Новая эра»)[414].
В 1968 г. А. Маслоу предложил ввести в теорию менеджмента концепцию «Теории Z». Он исходил из того, что люди, достигшие определенного уровня экономической безопасности, стремятся к новым ценностям, они хотят, чтобы работа позволяла человеку раскрывать свои творческие потенции. А. Маслоу писал, что «по мере развития личности деньги постепенно теряют свое относительное значение, в то время как всё большую значимость начинают приобретать другие, развитые формы вознаграждения (метавознаграждение). Даже в тех случаях, когда денежное вознаграждение продолжает сохранять внешнюю значимость, она может быть связана не с собственным его значением, но с его символическим смыслом, который может являться отражением статуса, успеха, самооценки»[415].
А. Маслоу обратил внимание на то, что при найме на работу квалифицированных и административных работников важными для них являются не только деньги, но возможность удовлетворения потребностей более высокого порядка. Для таких работников особую значимость приобретают высокий статус компании, хорошие условия труда, дружественная атмосфера, независимость, автономность и возможность реализации собственных идей. По его мнению, США превращаются в управленческое сообщество, а в сфере производства происходит увеличение влияния гуманистических позиций.
А. Маслоу настаивал на создании таких организаций, в которых человек получает возможность для наиболее полной реализации своего истинного потенциала. Большую роль в этом должен сыграть руководитель. По мнению исследователя, власть нельзя доверять человеку, который ищет власть ради власти. В большинстве ситуаций лучшим руководителем и лидером будет тот, кто ближе к самоактуализации, кто сумел удовлетворить все
свои базовые потребности, добиться признания и уважения.
Теория лидерства. А. Маслоу предложил новый подход к оценке лидерства и его организующей роли[416]. Он выделял D-лидерство – стремление к власти над другими людьми – и В-лидерство (руководство второго уровня, или функциональное лидерство) – стремление к власти, которая может позволить решить задачу. В D-лидерстве индивид сам стремится к занятию командных постов. Как правило, D-руководитель недооценивает или игнорирует объективные потребности группы, ситуации или работы.
В В-лидерстве подчиненные предоставляют руководителю власть добровольно и осознано, поэтому между группой и лидером устанавливаются доверительные отношения. То, что человек не стремится к лидерству, говорит в его пользу. В производственной ситуации В-лидером является тот, кто лучше других может справиться с работой или организовать выполнение задания лучшим образом. В-лидер должен уметь отдавать приказы, быть сильным и властным.
С понятием В-лидерства связано понятие В-власти, т. е. власти, необходимой для реализации ценностей второго уровня (В-ценностей): истины, блага, красоты, справедливости, совершенства, порядка и т. д. В-власть позволяет построить лучший мир или сделать его совершеннее. По аналогии А. Маслоу вводит понятие В-последователя – работника, настолько отождествляющего себя с поставленной задачей, что ему хочется выполнить соответствующую работу наилучшим образом. В некоторых ситуациях В-последователь может превратиться в В-лидера.
Требования, предъявляемые к В-последователю и В-лидеру, примерно одинаковые. К ним относится: способность выполнять работу лучше других, возможность лучше отслеживать ситуацию и контролировать ход работы, наличие особой психологической предрасположенности, означающей умение радоваться успехам и самоактуализации других людей. Этим требованиям должен отвечать и хороший менеджер. Кроме того, А. Маслоу подчеркивает наличие связи между психологическим здоровьем и характеристиками лучших менеджеров, контролеров и т. д.
По мнению А. Маслоу, хороший менеджер должен уметь соответствовать «объективным требованиям объективной ситуации»[417]. Это предполагает выстраивание управленческой политики с учетом особенностей поведения различных социальных групп и типов личности. Такой подход распространяется на сферу экономики, политики, образования, семейные, дружеские отношения и т. д. Например, недопустимо в полной мере использовать американские политические ценности и принципы управления в странах с иной историей, культурой, с иными индивидами. Также по отношению к авторитарным личностям А. Маслоу считал, что целесообразнее использовать силовые методы воздействия, а когда характер работника будет действительно меняться и он сможет работать в условиях, предполагающих надежность и самостоятельность, тогда можно будет попытаться использовать более демократический стиль управления.
Идеи А. Маслоу уже более пятидесяти лет остаются популярными среди теоретиков и практиков управления. Однако его концепции мотивации, иерархии потребностей, принципов управленческой политики содержат ряд спорных и дискуссионных моментов.
Основные положения теории иерархии потребностей не получили подтверждения в научных исследованиях. Критики его теории мотивации указывают на следующие моменты:
• отсутствие эмпирических подтверждений;
• отсутствие четкой пятиступенчатой иерархической структуры потребностей;
• недостаточный учет индивидуальных различий людей, того, что потребности по-разному проявляются в зависимости от пола, возраста работника, его положения в организации, содержания работы и т. д.;
• невозможность для рядового сотрудника точного определения своего собственного уровня потребностей;
• сложность разработки для менеджеров эффективных методов мотивации, основанной исключительно на теории иерархии
потребностей;
• недостаточный учет влияния организационных, социальных, экономических и политических факторов на поведение индивида;
• распространение на всё общество результатов клинических исследований невротиков.
Несмотря на это, с момента опубликования концепции мотивации в 1943 г. и примерно до 1970-х гг. А. Маслоу считался ведущим теоретиком в области мотивации, а большинство более поздних теорий мотивации в той или иной степени также основывались на его идеях.
_____________________________________________________________________________________________________________________
[408] Маслоу А. Мотивация и личность. Санкт-Петербург : Евразия, 1999. С. 77–101.
[409] Классики менеджмента : пер с англ. / под ред. М. Уорнера. Санкт-Петербург : Питер, 2001. С. 510.
[410] Классики менеджмента : пер с англ. / под ред. М. Уорнера. Санкт-Петербург : Питер, 2001. С. 509.
[411] Маслоу А. Мотивация и личность. Санкт-Петербург : Евразия, 1999. С. 224–252.
[412] Маслоу А. Маслоу о менеджменте : пер. с англ. Санкт-Петербург : Питер,2003. С. 53–82.
[413] Там же. С. 164.
[414] Голубев К. И. История менеджмента: тенденция гуманизации. Санкт-Петербург : Юридический центр Пресс, 2003. С. 66.
[415] Маслоу А. Маслоу о менеджменте : пер. с англ. Санкт-Петербург : Питер,2003. С. 121.
[416] Там же. С. 219–228.
[417] Там же. С. 145.
Выходные данные учебного пособия:
История менеджмента : учебное пособие / Е. П. Костенко, Е. В. Михалкина ; Южный федеральный университет. — Ростов-на- Дону: Издательство Южного федерального университета, 2014. — 606 с.
Вернуться к оглавлению «История менеджмента: учебное пособие»
Иерархия потребностей Маслоу в образовании
Применение иерархии потребностей Маслоу в образовании
Студенты в классах или на учебных курсах могут отвлекаться. У них в голове крутятся другие мысли, такие как другие занятия, личная жизнь, дружба, хобби, физические отвлекающие факторы, такие как голод или усталость, и многое другое. Когда учащиеся отвлекаются на эти или любые другие проблемы, их собственное образование и достижения могут быть поставлены выше их более насущных потребностей. Почему это? Один человеческий психолог предполагает, что это происходит потому, что насущные потребности определяют немедленные действия ученика. Когда они беспокоятся об этих вещах, они сосредотачиваются исключительно на этих отвлекающих факторах. Эти заботы будут иметь приоритет над образованием и достижениями. Как лучше всего привлечь внимание наших студентов и заставить их уделять учебе приоритетное внимание? Учителя могут помочь учащимся избавиться от отвлекающих факторов, позволяя учащимся сделать главным приоритетом учебный материал, образование и достижения.
Иерархия Маслоу
Человеческие существа мотивированы достижением цели. Достижение целей позволяет людям удовлетворять свои индивидуальные желания и потребности. Потребности мысленно расставляются в порядке важности (Маслоу, 1943). Менее насущные потребности должны быть удовлетворены, прежде чем можно будет удовлетворить более важные потребности. Действия человека будут сосредоточены на удовлетворении потребностей с более низким приоритетом, а затем перейдут к удовлетворению потребностей с более высоким приоритетом.
Начиная с основания пирамиды (рис. 1), физиологические потребности являются первоочередными и должны быть удовлетворены в первую очередь. Эти потребности включают питание, сон, одежду и кров. Люди должны удовлетворять эти основные потребности, чтобы сосредоточиться на чем-либо другом, иначе их действия будут сосредоточены исключительно на удовлетворении этих физиологических потребностей. Они имеют наивысший приоритет и, следовательно, являются наиболее важным движущим фактором для человека. Если человек голоден, он будет игнорировать любые другие желания или желания, сосредоточившись на утолении своего голода. Если учащийся голоден, он может вести себя отвлекающе или нарушать правила, потому что его приоритетом является не образование, а голод. Учащийся может заснуть на уроке вместо того, чтобы работать над своими заданиями, потому что не выспался прошлой ночью. В этом примере ученик, естественно, отдает предпочтение сну, а не обучению.
Когда физиологические потребности удовлетворены, следующим приоритетом становится безопасность. Потребности в безопасности обычно связаны с окружающей средой, которая включает в себя домашнюю среду учащегося, школьную среду и любую другую среду, частью которой он регулярно является. Если у учащегося возникают личные проблемы дома (например, родители спорят, родители борются с зависимостью, отсутствие родительской структуры и т. д.) или он живет в опасном районе, ему будет трудно учиться, потому что его основные потребности в безопасности не были удовлетворены. встретил. Точно так же, если учащийся подвергается издевательствам или если он не чувствует себя принятым и любимым своим педагогом, ему будет трудно учиться и выполнять свою работу. Их приоритетом будет обретение безопасности. Ученикам нравится предсказуемость и структура, и они связывают эти факторы с чувством безопасности. Они лучше всего справляются с отсутствием нарушений в их рутине. Если им не хватает рутины или если есть факторы, угрожающие их рутине, они могут чувствовать себя небезопасно и боязливо. Это может привести к плохой успеваемости ученика.
После того, как физиологические требования и требования безопасности соблюдены, любовь и чувство принадлежности становятся приоритетом. Это касается семейных и дружеских отношений. Учащийся может развить чувство принадлежности, вступая в клубы, работая волонтером, участвуя в церковных группах или выполняя другие групповые обязательства. Когда человек не чувствует себя любимым или не чувствует себя своим, он жаждет привязанности или принятия в группе. Потребность в любви и принадлежности может быть забыта, но она может быть столь же важной для ученика, как и его физиологические потребности.
Следующей потребностью, которую необходимо удовлетворить, является самооценка. Самоуважение включает в себя индивидуальность, уважение к другим, достижения и уверенность. Большинство людей крайне критично относятся к себе, что проистекает из их собственной оценки самореализации и потенциала. Самооценка может быть двоякой. Во-первых, люди будут жаждать достижений, уверенности, компетентности и силы духа. Во-вторых, они будут стремиться к важности, признательности, признанию и статусу. Когда все эти потребности будут удовлетворены, люди будут чувствовать себя адекватными, способными, сильными и достойными. Если эти потребности не будут удовлетворены, люди будут чувствовать себя некомпетентными, незащищенными и неважными.
Все эти первые четыре потребности можно считать потребностями депривации. Если эти потребности не будут удовлетворены, эти недостатки будут мотивировать людей сосредоточиться на удовлетворении своих самых приоритетных потребностей. За этими потребностями депривации следует еще одна потребность — самоактуализация. Это стремление реализовать свой потенциал. Эта потребность вызвана не неадекватностью, а стремлением к самосовершенствованию. Маслоу предполагает, что очень немногие люди когда-либо достигают этого уровня. Самореализованные люди, как правило, импульсивны, независимы, аналитичны и реалистичны.
Применение иерархии Маслоу – преподавание и обучение
Теперь, когда мы рассмотрели предпосылки иерархии потребностей Маслоу, также важно понять, как эту информацию можно использовать в образовании. Во-первых, важно понимать, что, к сожалению, мы не можем удовлетворить все физиологические потребности каждого студента. Для учителя или лидера было бы невозможно обеспечить каждого ученика достаточным количеством сна, крова, одежды и питания. К счастью, программы бесплатных и льготных обедов — отличный способ решить некоторые проблемы голода в школах. Предоставление одежды, соблюдение правил гигиены и достаточное количество сна по-прежнему являются важными факторами. На основе модели становится ясно, что если эти основные потребности не будут обеспечены, учащиеся не смогут расставить приоритеты в обучении. Это потребности, которые учителя не всегда могут удовлетворить. Однако учителя могут стремиться предлагать учащимся ресурсы и рекомендации по школьным программам, чтобы удовлетворить как можно больше потребностей.
Учителя и руководители должны учитывать многие аспекты, чтобы помочь учащимся чувствовать себя в безопасности. Как упоминалось ранее, чувство безопасности может исходить от рутины и предсказуемости. Учителя и руководители должны установить распорядок в своих классах. Сформулируйте четкие правила и процессы для своих учеников. Поддерживайте предсказуемый распорядок дня, позволяя учащимся предвидеть и ожидать порядка в классе. Учащиеся будут чувствовать контроль в своей среде в классе, потому что они могут предвидеть, что произойдет дальше. Кроме того, у учащихся должно быть чувство психологической и эмоциональной безопасности в классе. Учителя должны создавать среду, обеспечивающую здоровый уровень риска, задавания вопросов и ответов, открытого обмена мыслями и здорового обсуждения. Они не должны бояться осуждения со стороны других учащихся. Студенты жаждут доверительных отношений со своим учителем.
Чтобы удовлетворить потребности в принадлежности, самоуважении и любви, учащиеся хотят чувствовать себя нужными, любимыми и заботливыми. Учащиеся могут искать удовлетворения у учителей или школьного персонала. Как учителя и лидеры, важно рассматривать каждого ученика как уникальную личность, ценя их за уникальные черты характера. Подчеркните здоровое, позитивное поведение и самооценку. Приложите усилия, чтобы показать студентам, что их тяжелая работа и самоотверженность действительно ценятся. Такая расстановка приоритетов будет способствовать развитию самооценки и самоуважения каждого учащегося.
Учителя и лидеры, как правило, в первую очередь удовлетворяют четыре потребности депривации (самоуважение, чувство принадлежности, безопасность и физиологические потребности). Каждый шаг, который педагог делает для удовлетворения этих основных потребностей, повышает способность учащихся к обучению и достижениям в классе. Убедитесь, что вы прилагаете реальные усилия, чтобы узнать каждого ученика и понять уровень их знаний и их уровень в Иерархии Маслоу. При этом вы можете наилучшим образом помочь учащимся продвигаться по иерархии. Возможно, потребуется изучить внешние или государственные ресурсы для учащихся с более низкими потребностями, чтобы помочь учащимся преуспеть в своей учебной среде. Однако более глубокое понимание основных потребностей каждого учащегося, вероятно, приведет к способности учителя помочь учащемуся преодолеть свои личные образовательные препятствия, позволяя каждому учащемуся реализовать свой образовательный потенциал.
Ссылки
Маслоу, А. Х. (1943). Теория мотивации человека. Психологический обзор, 50(4), 370-96.
Иерархия потребностей Абрахама Маслоу и социальные сети
Перейти к основному содержанию
Командующий сержант-майор Крис Миллер, Массачусетс, RBLP-T, SOF армии США, TS / SCIКомандующий сержант-майор Крис Миллер, Массачусетс, RBLP-T, SOF армии США, TS / SCI
Командование батальона сержант-майор | Сертифицированный специалист высшего образования в области онлайн-обучения и личного обучения | Разработчик учебного плана
Опубликовано 19 мая 2020 г.
+ Подписаться
Что действительно мотивирует человека? Авраам Маслоу хотел знать этот ответ. Он утверждал, что «люди обладают набором систем мотивации, не связанных с наградами или бессознательными желаниями» (McLeod, 2016). Следуя этому первоначальному аргументу, Маслоу почувствовал, что мотивами человека движут особые потребности. Каковы эти потребности, которые выделил Маслоу? Теория Абрахамса Маслоу гласит: «Есть четыре типа потребностей, которые должны быть удовлетворены, прежде чем человек сможет действовать бескорыстно» (Гриффин, 19).91, с. 125). Модель из пяти частей, часто изображаемая в виде треугольника или пирамиды, была разделена на базовые, психологические потребности и потребности роста. Основные потребности включают пищу, воду, кров, отдых, безопасность и безопасность. Психологические потребности включают потребности в принадлежности и любви; в частности, интимные отношения и друзья. Потребности в уважении включают в себя психологические потребности и охватывают чувство выполненного долга и престижа. Потребности в росте или самореализация — это просто реализация своего полного потенциала.
Иерархия потребностей Абрахама Маслоу
Подъем вверх от основания пирамиды осуществляется путем удовлетворения одного набора потребностей, прежде чем подниматься выше. По словам Эма Гриффина (1991, стр. 126), «Маслоу назвал четыре низшие потребности «потребностями дефицита», потому что их отсутствие создает внутри нас напряжение». Я бы сказал, что это веский аргумент. Хотя все категории важны для людей, вода, основная потребность, важнее, чем иметь друзей, психологическая потребность. Я бы сказал, что как только основные потребности удовлетворены, например, пища, вода Например, приют, фокус может смещаться на психологические, а затем на потребности самореализации, но не раньше. мотивация в первую очередь основана на уважении, любви и других социальных потребностях. Обнадеживающая часть этого аргумента заключается в том, что все люди могут продвигаться вверх по иерархии в погоне за самореализацией. случайный «кривой мяч». Однако это не должно мешать нам пытаться достичь самого высокого уровня в иерархии.0005
Физиологические потребности являются самыми основными потребностями. Кислород, регулирование температуры, вода и пища являются примерами физиологических потребностей. По словам Кори Биннса (2012), «вы можете прожить 3 минуты без воздуха, хотя мы не рекомендуем пытаться. В суровых условиях, идет снег, скажем, у вас есть 3 часа, чтобы выжить без укрытия. Через три дня вам понадобится вода, иначе вы погибнете».
Социальные сети и физиологические потребности
Кто бы мог подумать, что общение с другими через социальные сети может быть столь же важным, как и базовые потребности, описанные выше? Многие врачи в области медицины утверждают, что это так. Согласно профессору Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Мэтью Либерману в его книге Social: Почему наш мозг подключен к сети , заявил: «растущий объем исследований показывает, что потребность в социальных связях с другими так же важна, как наша потребность в еде, воде и крове» (2013). В подтверждение своего утверждения он привел более тысячи неопубликованных и опубликованных исследований, в которых показано, что на протяжении многих лет эволюции люди были «более связаны с социальным миром и более зависимы от социального мира» (Lieberman, 2013). Опираясь на медицину, Либерман провел магнитно-резонансную томографию (МРТ), чтобы показать, насколько люди общительны. Результаты Либермана и его соратников были поразительны. Было установлено, что социальная обида (боль) приводит к тому, что наш мозг болит так же, как ваш мозг реагирует на физическую боль (Lieberman, 2013). Однако при рассмотрении иерархии потребностей Маслоу, и что более важно, физиологических потребностей, трудно провести прямую связь того, как можно приравнять отсутствие использования социальных сетей и отсутствие воды или еды.
Проще говоря, если вы остаетесь без воды, вы умираете. Если у вас нет смартфона и вы не можете получить доступ к Facebook, Instagram или Twitter, шансы умереть от отсутствия взаимодействия с социальными сетями крайне малы. Несмотря на то, что существуют эмпирические данные, подтверждающие аргумент о том, что социальные сети являются основной потребностью, я твердо придерживаюсь своего мнения о том, что хотя социальные сети и играют определенную роль в нашей жизни, их действительно не следует рассматривать как физиологические (базовые) потребности.
Требования безопасности
Маслоу утверждал, что человек попытается найти безопасность, если он чувствует себя небезопасным или в опасности. Примеры безопасности и защищенности включают место для проживания, способ зарабатывать на жизнь, здоровье и общую безопасную среду. Маслоу пошел еще дальше и включил рутину и предсказуемость в категорию безопасности. Гриффин утверждал, что большинству детей нравились рутинные мероприятия, поскольку они обеспечивали постоянную и безопасную среду с небольшим количеством сюрпризов (1991, стр. 127). Я бы сказал, что это есть и у взрослых. Я сохраняю спокойствие в течение дня, когда все идет по плану; или рутина.
Социальные сети и потребности в безопасности
Согласно исследованию Pew Research, проведенному в 2015 году, «65 процентов американцев в настоящее время используют платформы социальных сетей, и для многих пользователей эти сайты предлагают место для освещения профессиональных достижений для потенциальных работодателей, поиска работу через свои сети и оповещение друзей об имеющихся возможностях трудоустройства» (Smith, 2015). Это утверждение тесно связано с требованиями безопасности Маслоу. Технологии стали движущей силой глобализации. В частности, Интернет изменил способ ведения бизнеса в мире, включив в него процессы найма. Привлекательность Интернета, который предлагает глобальный охват в сочетании с эффективностью использования времени, очень привлекательна для пользователей социальных сетей.
Потребности в любви и принадлежности
Несмотря на то, что потребности в любви и принадлежности стоят выше в иерархии Маслоу, они очень похожи как на физиологические потребности, так и на потребности в безопасности. По сравнению с обоими, любовь и принадлежность мотивируют кого-то только тогда, когда этого не хватает в их жизни. Маслоу утверждал, что «любовь теряет свою привлекательность, когда с вас достаточно» (Гриффин, 1991, стр. 128). Удивительно, но ведутся споры о том, считают ли люди, что любовь и принадлежность должны быть выше физиологических потребностей.
Социальные сети и потребности в любви и принадлежности
До появления современных технологий пары завязывали дружеские отношения и налаживали связи лицом к лицу. В условиях широкого использования компьютеров и смартфонов отношения формируются, закрепляются и прекращаются через платформы социальных сетей. По словам Рианны С. Фарруджа (2013), «сайты социальных сетей (СНС) пытались воссоздать общение лицом к лицу в Интернете, позволяя людям взаимодействовать публично или конфиденциально». Одним из недостатков этого метода является отсутствие отточенных навыков межличностного общения, полученных в результате реального человеческого контакта. Я считаю, что технологии не должны заменять платформу подлинного взаимодействия. Связь разбавлена, и сигналы, как правило, пересекаются. Это приводит к смешанным сигналам и предположениям, поскольку истинные чувства теряются в напечатанных словах и смайликах. Я считаю, что люди должны держаться подальше от платформ социальных сетей, когда ищут дружеские отношения или даже любовь. Истинные чувства просто невозможно почувствовать или установить через экран ноутбука или динамик смартфона.
Потребность в уважении
Потребность в уважении двояка. Первый тип — это самооценка, которая является результатом овладения определенным навыком. Дэвид Макклелланд (1961) определил, что потребность в достижениях была одним из трех мотиваторов, которыми обладали люди. Двумя другими мотиваторами были потребность в принадлежности и власти. Вторым типом потребности в уважении было внимание и признание со стороны других. Маслоу (1943) утверждает, что «удовлетворение потребности в самоуважении приводит к чувству уверенности в себе, ценности, силе, способности и адекватности того, чтобы быть полезным и необходимым в мире». Более того, отсутствие этих потребностей приводит к полной противоположности; смирение и чувство жалкой и неадекватной.
Социальные сети и потребность в уважении
В этих интернет-сообществах вы можете стать кем угодно. Неудивительно, что женщины используют платформы социальных сетей чаще, чем мужчины. Если у вас есть женщина, которая может иметь проблемы с самооценкой и проводить большую часть своего времени, рассматривая то, что общество считает «красивым», и она не видит себя в этой категории, это может вызвать у этой женщины более высокий уровень беспокойства. Точно так же мужчина, который просматривает страницы Facebook, такие как «Rock Abs» или «Gentlemen-vs-Swag», может не обладать прессом как стиральная доска или глазом на одежду уровня GQ, может считать себя нестандартным по стандартам общества. Еще одна ловушка, от которой многие страдают, Путь платформ социальных сетей заключается в поиске одобрения со стороны семьи, друзей или даже незнакомцев. Хотя социальные сети являются ценным инструментом, я бы сказал, что искать кого-то, кто будет поддерживать вас издалека, нездорово. Я твердо верю, что чрезмерное или навязчивое использование социальных сетей может превратить благословение технического прогресса в проклятие личностного роста 9.0005
Потребности в самоактуализации
Маслоу (1943) описал потребность в самоактуализации как «желание становиться все более и более тем, кто вы есть, стать всем, чем вы способны стать». Самоактуализация может проявляться в различных формах. Примерами могут служить поиск знаний, смысла жизни, красоты или простого понимания. Потребности в самоактуализации линейны в том смысле, что они не организованы иерархически (Griffin, 199).1, с. 130). Важно отметить, что самоактуализация представляет собой циклический процесс, а не стационарное состояние. С учетом сказанного, это непрерывный процесс, чтобы оставаться в этом счастливом, эйфорическом состоянии.
Заключение
Тезис Абрахама Маслоу об иерархии потребностей выдержал испытание временем с момента открытия в 1948 году. Хотя я согласен с его описанием человеческих потребностей, я утверждаю, что с изменением времени человеческие потребности не являются четкими, как предположил Маслоу с его иерархической структурой. Я верил, что люди сталкиваются с проблемами по мере их поступления, а жизнь намного сложнее, чем он описывает. Люди действительно социальные животные. С учетом сказанного я считаю, что социальные сети в определенной степени имеют место в нашей жизни. По мере того, как общества становятся более связанными в результате глобализации в сочетании с технологическим прогрессом, эта ассоциация через платформы социальных сетей будет способствовать постоянному удовлетворению наших основных, психологических потребностей и потребностей роста.
Ссылки
Биннс, К. (30 ноября 2012 г. ). Как долго человек может прожить без воды? Получено 22 июля 2016 г. с http://www.livescience.com/32320-how-long-can-a-person-survive-without-water.html
Farrugia, RC (4 сентября 2013 г.). Facebook и отношения: исследование того, как использование социальных сетей влияет на долгосрочные отношения. Получено 1 августа 2016 г. с http://scholarworks.rit.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1033&context=theses
Griffin, E. (1991). Иерархия потребностей. В Э. Гриффин, Первый взгляд на теорию коммуникации (стр. 9). Макгроу-Хилл. Получено 20 июля 2016 г. с http://www.afirstlook.com/docs/hierarchy.pdf
Lieberman, M. (2013). Социальные сети: почему наш мозг настроен на общение. Корона; Издание первого издания.
Маслоу, А. Х. (1943). Теория мотивации человека. Получено 20 июля 2016 г. с http://www.simplypsychology.org/maslow.html
McClelland, DC (1961). Общество достижений. Проверено 26 июля 2016 г.
Маклеод, С. (2016). Иерархия потребностей Маслоу.