Содержание

Как это работает. Что такое метафора

Текст: Ольга Лапенкова

Метафора — это приём, который часто называют скрытым сравнением. Метафора, как и сравнение, сопоставляет два предмета или явления, причём таких, между которыми вообще-то мало общего. Именно потому, что параллель получается неожиданная, метафора и считается средством художественной выразительности.

Например, «бездна премудрости». Мало кому придёт в голову сравнивать все знания, которые накопило человечество, с провалом в земле. Но, если вдуматься, аналогия довольно точная. Во-первых, бездна — это что-то неизмеримое и таинственное. С информацией примерно то же: никто не способен осилить даже десятую (сотую? тысячную? миллионную?) часть научной литературы, созданной за две с лишним тысячи лет. А если вспомнить, что есть ещё художественная…

Во-вторых, слово «бездна» вызывает не самые приятные ассоциации. Это, скорее, что-то мрачное и опасное, как в рассказах Лавкрафта. В бездне могут прятаться какие угодно чудовища. То же с науками: они не только расширяют наш кругозор, но и показывают, на какие безумства способен человек ради достижения своих целей. Или как тяжело ему приходится страдать, пока не придёт великий учёный/изобретатель/политик и не решит какой-нибудь вопрос. Открой на случайной странице учебник истории — попадёшь на главу о заговорах, восстаниях, пытках, казнях и войнах. Или — об эпидемиях, голоде, стихийных бедствиях…

Но вернёмся к метафоре. Чем же она отличается от сравнения? Почему в метафоре оно «скрытое?»

Как устроена метафора

Метафору можно построить двумя способами.

Первый способ — при помощи грамматической основы (подлежащего и сказуемого). Например, «глаза сияют», «душа поёт», «мускулы играют»… В теории между подлежащим и сказуемым можно поставить союз «как будто»: глаза как будто сияют, душа как будто поёт. На практике в этом нет необходимости. Метафору и так сложно не заметить.

Второй способ — при помощи дополнения, которое стоит в любом падеже, кроме творительного. Чаще всего — в родительном или винительном: «точка (чего?) зрения», «разбить (что?) сердце». Но если перед вами творительный падеж, например — «пыль летит столбом», то это уже сравнение.

Ситуация усложняется тем, что существует ещё понятие «развёрнутая метафора». Это приём, при котором автор, сравнивая что-то одно с чем-то другим, делает это о-о-очень подробно. Больше всех развёрнутые метафоры любил, пожалуй, В. В. Маяковский. Вот отрывок из его поэмы «Во весь голос»:

  • Я, ассенизатор
  •        и водовоз,
  • революцией
  •       мобилизованный и призванный,
  • ушёл на фронт
  •        из барских садоводств
  • поэзии —
  •     бабы капризной.
  • Засадила садик мило,
  • дочка,
  •    дачка,
  •       водь
  •         и гладь —
  • сама садик я садила,
  • сама буду поливать. <…>
  • Мой стих
  •      трудом
  •          громаду лет прорвёт
  • и явится
  •      весомо,
  •          грубо,
  •             зримо,
  • как в наши дни
  •         вошёл водопровод,
  • сработанный
  •        ещё рабами Рима.
  • В курганах книг,
  •         похоронивших стих,
  • железки строк случайно обнаруживая,
  • вы
  •  с уважением
  •        ощупывайте их,
  • как старое,
  •       но грозное оружие.
  • Я
  •  ухо
  •    словом
  •        не привык ласкать;
  • ушку девическому
  •          в завиточках волоска
  • с полупохабщины
  •          не разалеться тронуту.
  • Парадом развернув
  •          моих страниц войска,
  • я прохожу
  •      по строчечному фронту.
  • Стихи стоят
  •       свинцово-тяжело,
  • готовые и к смерти
  •           и к бессмертной славе.
  • Поэмы замерли,
  •         к жерлу прижав жерло
  • нацеленных
  •        зияющих заглавий…

Строго говоря, на этом участке есть аж две развёрнутых метафоры.

Первая — это сравнение «старой» поэзии с «барским садоводством». То есть с добропорядочным имением, где всё ровно, чинно, мило… и невыносимо скучно. «Дачка, водь и гладь» — это, конечно, мило, но разве это имеет что-то общее с настоящей жизнью — бурной, непредсказуемой, страстной? Лирический герой питает презрение к любой фальши, лицемерию, к напускному спокойствию.

Если вы любите отдыхать на даче и возмущены словами Маяковского, не переживайте. Повторимся: автор имел в виду не сады, а поэзию. Причём не всю, а ту, которая, по выражению того же Маяковского, «из любви и соловьёв какое-то варево».

Вторая развёрнутая метафора — это сравнение «новой» поэзии с полем боя. Лирический герой «готов и к смерти и к бессмертной славе»; по сути это одно и то же. Современному читателю может показаться, что герой преувеличивает, но не будем забывать, в какое время создавалась поэма «Во весь голос». А было это в 1929—30 гг., всего через семь лет после того, как завершилась Гражданская война.

Примеры метафоры в стихотворениях русских поэтов

Для начала вспомним программное стихотворение А. С. Пушкина, входящее в корпус так называемой «вольнолюбивой лирики». Именно такие стихи (в опасном сочетании с эпиграммами на видных политиков и на самого Александра I) привели к тому, что в 1820-м году автора отправили в ссылку. Впрочем, «Деревню» — хоть и со значительными цензурными правками — при следующем императоре, Николае I, опубликовать-таки разрешили. Но в первоначальном виде оно было напечатано уже после смерти поэта — и после отмены крепостного права.

Почему мы так подробно об этом говорим? Потому, что не в последнюю очередь дело было в метафорах.

  • Приветствую тебя, пустынный уголок,
  • Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
  • Где льётся дней моих невидимый поток
  • На лоне счастья и забвенья.
  • Я твой — я променял порочный двор Цирцей,
  • Роскошные пиры, забавы, заблужденья
  • На мирный шум дубров, на тишину полей,
  • На праздность вольную, подругу размышленья. <…>

  • Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!
  • В уединеньи величавом
  • Слышнее ваш отрадный глас.
  • Он гонит лени сон угрюмый,
  • К трудам рождает жар во мне,
  • И ваши творческие думы
  • В душевной зреют глубине.

  • Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
  • Среди цветущих нив и гор
  • Друг человечества печально замечает
  • Везде невежества убийственный позор.
  • Не видя слез, не внемля стона,
  • На пагубу людей избранное судьбой,
  • Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
  • Присвоило себе насильственной лозой
  • И труд, и собственность, и время земледельца.
  • Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
  • Здесь рабство тощее влачится по браздам
  • Неумолимого владельца.
  • Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
  • Надежд и склонностей в душе питать не смея,
  • Здесь девы юные цветут
  • Для прихоти бесчувственной злодея… <…>
  • 1819

Начинается всё идеалистически. Лирический герой приезжает в деревню — «приют спокойствия, трудов и вдохновенья». Тут его ждёт «дней поток <…> на лоне счастья и забвенья»: «праздность — подруга размышленья», «сон лени», который сменяется «жаром к трудам»… В общем, всё, что так не любят герои Маяковского.

И правда, если прочесть только начало «Деревни», впечатление сложится не слишком-то приятное. Здорово, конечно, что барин у себя в имении сидит под деревом и чай попивает. Но разве это поэзия?

Однако вскоре оказывается, что картина благословенной деревни приведена лишь для контраста. Ведь в следующих строфах речь пойдёт про «позор невежества», и про «рабство», которое «влачится по браздам», и про «дев», которые «цветут для прихоти злодея».

Эффект колоссальный. Как будто вы загорали у бассейна, и вдруг вас швырнули в холодную воду: каково?

2. М. В. Исаковский, «Враги сожгли родную хату…»

Иногда метафоры идут друг за другом вереницей, как мы только что видели у Пушкина. Оно и немудрено: Александру Сергеевичу нужно было подчеркнуть, насколько ужасно крепостное право — явление, которое столетиями воспринималось в России как нечто само собой разумеющееся. Но иногда ситуация, в которую попадает тот или иной герой, настолько невыносима, что лишняя образность только испортит дело. И тогда перед автором встаёт сложнейшая задача: использовать средства выразительности лишь там, где без них не обойтись.

Классический пример — стихотворение М. В. Исаковского о солдате, который, вернувшись домой после окончания Великой Отечественной войны, узнал, что его близких нет в живых:

  • Враги сожгли родную хату,
  • Сгубили всю его семью.
  • Куда ж теперь идти солдату,
  • Кому нести печаль свою?

  • Пошёл солдат в глубоком горе
  • На перекрёсток двух дорог,
  • Нашёл солдат в широком поле
  • Травой заросший бугорок. <…>

  • «Не осуждай меня, Прасковья,
  • Что я пришел к тебе такой:
  • Хотел я выпить за здоровье,
  • А должен пить за упокой.

  • Сойдутся вновь друзья, подружки,
  • Но не сойтись вовеки нам…»
  • И пил солдат из медной кружки
  • Вино с печалью пополам.

  • Он пил — солдат, слуга народа,
  • И с болью в сердце говорил:
  • «Я шёл к тебе четыре года,
  • Я три державы покорил…»

  • Хмелел солдат, слеза катилась,
  • Слеза несбывшихся надежд,
  • И на груди его светилась
  • Медаль за город Будапешт.
  • 1945

3. Б. А. Ахмадулина, «По улице моей который год…»

Шагаем в следующую эпоху — и оказываемся на концерте поэтов-шестидесятников. И слышим, как Белла Ахмадулина читает одно из самых знаменитых своих стихотворений:

  • По улице моей который год
  • звучат шаги — мои друзья уходят.
  • Друзей моих медлительный уход
  • той темноте за окнами угоден. <…>

  • О одиночество, как твой характер крут!
  • Посверкивая циркулем железным,
  • как холодно ты замыкаешь круг,
  • не внемля увереньям бесполезным.

  • Так призови меня и награди!
  • Твой баловень, обласканный тобою,
  • утешусь, прислонясь к твоей груди,
  • умоюсь твоей стужей голубою. <…>

  • Даруй мне тишь твоих библиотек,
  • твоих концертов строгие мотивы,
  • и — мудрая — я позабуду тех,
  • кто умерли или доселе живы. <…>

  • И вот тогда — из слёз, из темноты,
  • из бедного невежества былого
  • друзей моих прекрасные черты
  • появятся и растворятся снова.
  • 1959

Шестидесятники в принципе тяготели к литературным экспериментам и не жалели средств выразительности. И порой откровенно перебарщивали. Но, кажется, в этом стихотворении все метафоры — сколько бы их ни было! — на своём месте. Или нет?

Кстати, современные поэты тоже используют сравнения, эпитеты и метафоры. Так что, если вы хотите блеснуть знаниями на уроках литературы, это отличная тема для доклада или презентации: берите любого и разбирайте по косточкам!

Что такое метафора? определение, типы и примеры / литература

Что такое метафора и для чего она нужна

В простом понимании, метафора – это выражения, которые мы используем не в прямом значении слов. Метафора может состоять из одного слова или целого предложения, иногда метафорой может являться целый рассказ, который лишь передает важную мысль через образы и подобия.

Углубляясь в семантику слова, хочу сказать, что первоначальный термин был введен в более упрощенном значении Аристотелем. Суть метафоры, по его мнению, заключалась в зеркальном отражении искусства от реалий жизни. Позже само понятие метафоры стало применяться в литературе шекспировского времени и Золотого века в России.

Метафоры делятся на 3 большие категории:

  • Стертая;
  • Контрастная;
  • Реализованная.

Стертая представляет собой устойчивое выражение, закрепленное в языке, как единственное точное описание происходящего или предмета. Такая метафора стирает границу сравнительного употребления и используется, как понятное прямое значение слова.

Контрастная заключается в резком уклоне первоначального значения слова при описании другого. Этот прием более современный в понятии метафоры и стал распространяться со времен возникновения футуризма.  

Реализованный вид используется в основном в юмористической стилистике. Бессмысленное выражение с одной стороны, может обретать форму шутки или употребляться в речи в качестве разряжения смысловой нагрузки.

Какие метафоры бывают: классификация для удобства применения

Существуют разные виды метафор. Чтобы применять метафоры осознанно, нам пригодится их классификация.

Стертые метафоры

Один пример стертой метафоры я вам уже приводила: ножка стула. Это выражение стало настолько привычным, что мы даже не замечаем, что за ним стоит какая-то метафора. Стертыми метафорами часто являются слова и выражения, имеющие несколько значений.

Примеры стертых метафор:

  • горлышко бутылки;
  • анютины глазки;
  • дуновение ветра;
  • скачок давления;
  • рукав реки;
  • подножие горы.

Мертвые метафоры

В таких метафорах используются устаревшие слова, первоначальный смысл которых уже стерся и не осознается.

Пример: бить баклуши

Для современного человека выражение “бить баклуши” – означает бездельничать или заниматься ерундой. А вот что такое “баклуша”, знает далеко не каждый. Я, например, не знала, пришлось порыться в поисковике Яндекс.

Оказывается, баклуша – это деревянный чурбачок, заготовка, из которой впоследствии будут сделаны деревянные изделия, например, ложка или скалка. Изготовление баклуш считалось настолько неквалифицированной работой, что приравнивалось к безделию. Отсюда и пошла метафора “бить баклуши”.

Другие примеры стертых метафор:

  • добраться на перекладных;
  • решить с кондачка;
  • сбить с панталыку.

Стертые и мертвые метафоры (их ещё называют “сухие”) мы часто употребляем в повседневной речи и специально заострять на них внимание смысла нет. Другое дело – образные метафоры

Это именно тот инструмент, который следует освоить каждому пишущему человеку

Другое дело – образные метафоры. Это именно тот инструмент, который следует освоить каждому пишущему человеку.

Образные метафоры

Образные метафоры – это иносказательные обозначения предметов и действий. Есть образные метафоры, которые уже широко вошли в обиход и даже превратились в клише, например:

  • золотая осень;
  • серебро седины;
  • хмурое небо.

Такие метафоры рекомендую употреблять в текстах очень аккуратно, иначе можно легко скатиться до банальщины.

А вот примеры клише копирайтеров, метафор, которые давно превратились в пустые фразы:

  • демократичные цены;
  • гибкая система скидок;
  • дружный коллектив;
  • динамично развивающаяся компания;
  • лидер в своей отрасли;
  • огромный опыт работы;
  • индивидуальный подход;
  • высокий уровень сервиса.

От частого употребления их первоначальный смысл стерся. Не рекомендую употреблять подобные выражения в своих текстах.

Чтобы писать увлекательно, придется придумывать свои собственные образные метафоры.

Разная тактика

    Эпиграф.

    — Я работаю с утра до вечера!

    — А когда же вы думаете?

    (Диалог между молодым физиком и гениальным Резерфордом)

    Вы могли видеть это по телевидению, слышать об этом по радио или из газет, но в этот раз ежегодный мировой чемпионат проводился в британской Колумбии. Финалистами были канадец и норвежец.

 Их задача была такова. Каждому из них отводился определенный участок леса. Победителем становился тот, кто смог бы повалить наибольшее количество деревьев с 8 утра до четырех часов дня.

    В восемь часов утра раздался свисток и два лесоруба заняли свои позиции. Они рубили дерево за деревом, пока канадец не услышал, что норвежец остановился. Поняв, что это его шанс, канадец удвоил свои усилия.

    В девять часов канадец услышал, что норвежец снова принялся за работу. И снова они работали почти синхронно, как вдруг без десяти десять канадец услышал, что норвежец снова остановился. И снова канадец принялся за работу, желая воспользоваться слабостью противника.

    В десять часов норвежец снова включился в работу. Пока без десяти одиннадцать он ненадолго не прервался. С все возрастающим чувством ликования канадец продолжил работу в том же ритме, уже ощущая запах победы.

    И так продолжалось целый день. Каждый час норвежец останавливался на десять минут, а канадец продолжал работу. Когда раздался сигнал об скончании соревнования, ровно в четыре часа пополудни, канадец был совершенно уверен, что приз у него в кармане.

    Вы можете себе представить, как он удивился, узнав, что проиграл.

    — Как это получилось? — спросил он норвежца. — Каждый час я слышал, как ты на десять минут прекращаешь работу. Как, черт тебя подери, ты умудрился нарубить больше древесины, чем я? Это невозможно.

  — На самом деле все очень просто, — прямо ответил норвежец. — Каждый час я останавливался на десять минут. И в то время как ты продолжал рубить лес, я точил свой топор.

Метафоры в литературе (объяснение)

41. «Его пергаментная луна / драгоценное прикосновение приходит» (Федерико Гарсиа Лорка).

Объяснение: это чистая метафора, в которой реальный термин заменен нереальным. Пергаментная луна относится к бубну.

42. «Когда я думаю, как мой свет гаснет …» (Джон Мильтон).

Объяснение: чистая метафора. Истекающий свет указывает на его слепоту.

43. «На мельницу любви / счастливая девушка идет» (Тирсо де Молина).

Объяснение: это метафора дополнения предлога, в которой два термина связаны через предлог из: «в мельница из люблю’.

44. «Если магнит твоей притягательной милости / служит моей груди из послушной стали, / почему ты мне льстишь, / если ты должен издеваться надо мной, то беглец?» (Сор Хуана Инес Де Ла Крус).

Объяснение: метафора предложного дополнения в первом («из») и втором («из») стихах: «al магнит из ваша благодарность привлекательная’, ’моя грудь из послушная сталь’

45. «Тело женщины, белые холмы, белые бедра, / вы похожи на мир в своей позиции подчинения. / Мое тело дикого крестьянина подрывает вас / и заставляет сына прыгать со дна земли» (Пабло Неруда).

Объяснение: первый стих содержит аппозиционную метафору, в которой термины сравнения разделены запятыми: «Тело женщины, белые холмы, белые бедра. «Третья строка является метафорой предложного дополнения:»Мое телоиздикий крестьянин подрывает вас «.

46. ​​«Пока вы соревнуетесь со своими волосами, / Полированное золото, солнце светит напрасно» (Луис де Гонгора).

Объяснение: Это аппозиционная метафора, в которой запятая указывает на то, что золото напоминает солнце: «Полированное золото, солнце напрасно блестит «.

47. «Твои глаза — родина молний и слез» (Октавио Пас).

Объяснение: первая часть предложения — нечистая метафора, в которой устанавливается отождествление между реальным концептом (ваши глаза) и воображаемым (родина молний и слез) посредством глагола быть (они есть). Вторая часть предложения является метафорой предложного дополнения: «the Родинаизвспышка молнии Y из то рвать’.

48. «Мое сердце — арестованная герань» (Сильвия Плат).

Объяснение: это нечистая метафора, связанная с глаголом to be (is) to сердце с герань остановилась.

49. «Эти кровавые удары — треск хлеба, который горит на дверце духовки». (Сезар Вальехо).

Объяснение: это нечистая метафора. В нем это похоже кровавые удары с треск хлеба, который горит на дверце духовки.

50. «Твои руки — моя ласка / мои повседневные аккорды» (Марио Бенедетти).

Объяснение: эти стихи представляют собой нечистую метафору (ваши руки находятся моя ласка), с аппозиционной метафорой (твои руки — моя ласка, мои повседневные аккорды).

Виды

В современной теории метафоры принято различать диафору (резкую, контрастную метафору) и эпифору (привычную, стертую метафору):

  • Резкая метафора представляет собой метафору, сводящую далеко стоящие друг от друга понятия. Модель: начинка высказывания.
  • Стёртая метафора есть общепринятая метафора, фигуральный характер которой уже не ощущается. Модель: ножка стула.
  • Метафора-формула близка к стёртой метафоре, но отличается от неё ещё большей стереотипностью и иногда невозможностью преобразования в нефигуральную конструкцию. Модель: червь сомнения.
  • Развёрнутая метафора — это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом. Модель: Книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка всё чаще оказываются несвежими — их приходится выбрасывать, даже не попробовав.
  • Реализованная метафора предполагает оперирование метафорическим выражением без учёта его фигурального характера, то есть так, как если бы метафора имела прямое значение. Результат реализации метафоры часто бывает комическим. Модель: Я вышел из себя и вошёл в автобус.

Два маленьких мальчика

 Прошлым летом, учительница сидела на берегу моря, отдыхая после долгой экскурсии. Она ела сандвич и наблюдала за тем, что происходит на пляже. Два маленьких мальчика, около 6 лет, играли вместе. Они бегали вокруг, смеялись и сейчас, немного устав от этого, уселись рядышком, неподалеку от нее, и начали разговаривать.

 Возможно, они только что познакомились (дети легко знакомятся на каникулах). Наконец один сказал другому:

   — Кем ты хочешь стать, когда ты вырастешь? Я хочу быть нейрохирургом.

— Я не знаю. Я никогда не думал об этом. Знаешь, я не очень умный.

   Ветер унес их разговор. А учительница задумалась о том, где второй мальчик почерпнул такую веру в ограниченность собственных возможностей. Возможно, от другого учителя! Или от родителей. Ему шесть лет, и если он не изменит свое мнение, или кто-нибудь другой не поможет ему изменить свою точку зрения, это окажет отрицательное влияние на его жизнь, ограничив его веру в собственные возможности, сковывая его потенциал.

Убеждения не являются истиной. Они конструируются окружением, которое организует наше поведение. Каждый из нас действует, как если бы эти убеждения были истинными. И по этим причинам все наши убеждения подтверждаются и становятся «истинными» по принципу самоисполняющегося пророчества.

Соотношение образа, символа и метафоры в культуре

В этом исследовании мы попытаемся проследить, как функционирует метафора в культуре и какое место она там занимает. Так как культура представляет собой явление, пронизывающее все стороны жизни человека, его «возделанную» среду обитания, каждый культурный процесс обладает собственной внутренней динамикой и собственными закономерностями, все элементы культуры, объединяясь в единое целое, образуют сложную систему взаимосвязей, то для решения поставленных задач мы не можем удовольствоваться определением метафоры как простого перенесения свойств одного предмета или явления на другой. Подспорьем нам может стать сама этимология слова, которая уже несет в себе информацию, позволяющую нам перешагнуть, выйти за пределы метафоры, как риторической фигуры. Ведь это слово может быть разбито на две части: «мета» (приставка имеет два значения: 1) после, над, через, за, пере 2) совместно, сообща) и «фора» (движение). Отсюда мы можем сделать следующие выводы: 1) метафора как-то связана с объединением, 2) но это объединений отличается от механической суммации, оно предполагает взаимовлияние, взаимосвязь элементов с возможной их последующей трансформацией. То есть метафора — это не просто механический перенос, но некоторое совместное движение навстречу, посредством которого некие элементы объединяются, чтобы образовать уже совершенно новое целостное образование. Об этом очень образно и красиво написал Ортега-и-Гассет: «В столкновении предметов ломается их твердый остов, и внутренняя материя в расплавленном состоянии напоминает плазму, готовую принять новую форму и структуру» . Когда поэт называет кипарис «призраком мертвого пламени», то мы знаем, что и кипарис, и призрак, и пламя принадлежат к миру реальных, знакомых нам предметов. Но, соединяясь в этой метафоре, кипарис перестает быть кипарисом, призрак призраком, а пламя пламенем. Перед нами совершенно новый объект, который Ортега-и-Гассет называет «прекрасным кипарисом», в отличие от «реального кипариса».

Метафора является одним из возможных вариантов такого слияния, так как всего, согласно Потебне В. В., возможно два исхода борьбы двух комплексов представлений: «А» полностью заключается в «X» (синекдоха) -количественный перенос одного знания предмета на другое, «А» отчасти заключено в «X» (метонимия) — качественный перенос, «А» и «X» не совпадая друг с другом прямо, совпадают через третье «В» — метафора.

Так действует метафора, связывая два предмета в единый образ. Но что нового из этого мы можем узнать о культуре? Если только приглядеться, то окажется, что этот же самый принцип повторяется на более масштабных уровнях организации. Если попросить группу людей закрыть глаза и представить себе тот круг образов, предметов, фраз и цитат, с которыми у них ассоциируется наша эпоха, то полученный результат обнаружит как наличие сугубо индивидуальных, неповторяющихся элементов, связанных с субъективным опытом, так и общие компоненты — все то, что нас повсеместно окружает, что мы слышим с экранов телевизоров, читаем в газетах и т.д. Какую-то часть из этого составят метафоры, ведь образный язык обладает колоссальными возможностями убеждения, способствует четкому и быстрому формированию общей картины. Яркие образы гораздо дольше остаются в памяти; эту аксиому применяют и опытные педагоги и успешные политики.

И когда мы обращаемся к наследию прошлого, мы то и дело вновь сталкиваемся со знакомыми метафорами: жизнь как бушующее море, в котором человек плывет на утлом суденышке; мир, как огромный театр, где «каждый не одну играет роль», возлюбленная, как прекрасный цветок и т. д. Мир эмоций и переживаний прошлого становится доступен нам, в том числе и в силу того, что за такими метафорами прочно закрепился пережитой опыт и именно в таком виде они вошли в культуру. То есть эти метафоры выступают как бы ключами, открывающими двери в иные эпохи. Как бы ни отличались переживания людей прошлого от того, что мы чувствуем сейчас, все же существует этот доступный и понятный для всех язык. Иными словами метафора — это информационный канал, связывающий два отделенных друг от друга мира. Это путь, возможность общения, некоторый надязык, нечто подобное эсперанто, искусственному языку, придуманному человеком ьа основе интернациональных корней, который принадлежит одновременно многим языкам и никакому из них в отдельности. Эти каналы, связанные воедино, подобно артериям и сосудам человеческого тела, образуют живую и пульсирующую карту культуры.

Метафоры в произведениях русских классиков

Особое отношение к метафоре отмечается у русских классиков. Например, Ф.М. Достоевский употреблял иносказания одному ему свойственным образом, стараясь не переусердствовать. В произведениях Достоевского метафоры встречаются редко, И. Анненский и вовсе считал, что Федор Михайлович все украшательство в тексте презирал, за исключением случаев употребления лиричных слов. Достоевский прибегает к метафорам, желая с их помощью показать персонажа с не самой лучшей стороны, рассказать читателю о том, что реальное положение дел героя несколько не соответствует тому, что он о себе мнит. Пример: «Фома Опискин был сыт одним благородством своей души!..» («Село Степанчиков и его обитатели»).

Совсем по-другому относились к метафорам Ф. Тютчев, А. Пушкин, М. Лермонтов и С. Есенин. В поэмах и прозе названных авторов метафоры нередкие гости.

Метафоры — слова, употребление которых делает русский язык образным, певучим, лиричным. Есть подобные выражения и в иностранных языках, но именно русские метафоры наиболее интересны, многие из них авторские и даже народные.

Какие бывают виды метафор?

Существует несколько разных классификаций метафор. Здесь приводится деление на номинативную, когнитивную, образную и концептуальную.

Номинативная метафора

Это перенос названия с одного предмета/явления на другой, служит образованием новых названий предметов. Например: спинка дивана, молния (застёжка), ручки (посуды).

Когнитивная метафора

Метафора за счёт переноса признаков (предикатных слов), понимание абстрактных понятий из конкретных. Например: деревья таяли в тумане (как масло), колючий ответ (как игла).

Образная метафора

Присутствует синтаксический сдвиг: переход из дескриптивного в предикатное. Например: звезда (кино), жемчужина (поэзии).

Концептуальная метафора

Формирование новой метафоры на основе другой. Например: метафора «наши отношения зашли в тупик» (новая метафора) подразумевает идею того, что «любовные отношения — путешествие».

Виды метафоры

Различают два основных вида метафор — сухая и развёрнутая. Различия между ними очевидны и сразу бросаются в глаза, поэтому вопроса, как найти метафору, возникать не должно, даже у неопытных читателей.

Сухая метафора — сравнение, зачастую, уже накрепко вошедшее в обиход, которое иногда бывает сложно заметить в разговоре, к примеру:

  • Глазное яблоко — метафора значение которой, очевидно, а сравнение находится в слове яблоко, благодаря схожести форм;
  • Ножка шкафа — ножка, это сравнение, употребляемое благодаря тому, что это опора, так же как и человеческие нижние конечности, хотя мебель явно не может на ней двигаться;
  • Золотые слова — естественно, слова не сделаны из драгоценного камня, но проведена такая параллель, благодаря большой ценности произнесённого;
  • Горящая листва — на самом деле листва не пылает, просто её цвет очень напоминает костёр, кстати, пора «горящей листвы» это любимая пора Пушкина, также одного из поклонников использования ярких метафор в своих стихах.

Развёрнутой метафорой зачастую пользуются люди литературы. Такое сравнение может длиться на протяжении строчки, предложения, абзаца, страницы или книги.

Итак, можно сделать вывод, что наш язык богат и разнообразен.

Более того, он обширен и велик. Огромное количество писателей, поэтов и философов не одно столетие доказывают эти простые истины. От великого ума Аристотеля и до Пушкина, Лермонтова, Толстого и, в конце концов, Маяковского и Высоцкого. Все они говорили о прелестях родного разговора. А нам нужно запомнить только то, что словом можно как убить, так и исцелить. Владейте родной речью и находите прекрасное в обыденном, удачи.

Что такое развернутая метафора в русском языке: определение, суть, анализ

Если обычная метафора подразумевает (зачастую) одну ассоциацию между живыми и неживыми предметами по сходству, то в случае с развернутой метафорой в русском языке, их может быть несколько. Что это такое? Вот определение и суть:

  • Это обширная форма тропа, в которой идет более сильное, мощное сравнение явлений и предметов.
  • По сравнению с обычной метафорой, имеет большую «загруженность» по отношению к предложению.

Причина употребления:

  • Усиление эмоциональности речи и более детальное описание ситуации.
  • Можно сказать, что развернутая метафора – это подробная ассоциация, а обычная метафора – ассоциация «в общих чертах».

В случае с развернутой метафорой, одна ассоциация влечет за собой новые, которые подходят к ней по смыслу. Порой это рождает достаточно сложные конструкции:

  • «Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады» (Горький).
  • «Потом звонок бьет где-то далеко-далеко, усыпительно, хлопают двери вагонов, и доносится жалобный гул паровоза, напоминающий о бесконечной дали и ночи. Что-то начинает вздрагивать и подталкивать под бок. Металлически-лучистый блеск фонарей проходит по стеклам и гаснет. Пружины дивана покачиваются все ровнее и ровнее, и наконец непрерывно возрастающий бег поезда снова погружается в дремоту» — И.А.Бунин.
  • «И неуклюжий грязный сапог отставного солдата, под тяжестью которого, кажется, трескается самый гранит, и миниатюрный, легкий, как дым, башмачок молоденькой дамы, оборачивающей свою головку к блестящим окнам магазина, как подсолнечник к солнцу, и гремящая сабля исполненного надежд прапорщика, проводящая по нем резкую царапину, — все вымещает на нем могущество силы или могущество слабости» — Н. В. Гоголь «Невский проспект».

Если бы авторы не использовали в своем тексте развернутые метафоры, то рассказы получались бы скучными и неинтересными. В разговорной речи также нужно использовать средства выразительности, и тогда вас будут считать душой компании — интересным человеком с яркой речью.

Функции

Зачастую люди используют метафору неосознанно (например, стертую). Каковы же ее функции в сознательном употреблении?

Оценочная

Сопоставление одного и того же предмета с различными явлениями позволяет дать ему совершенно разную оценку. Хорошо работает на выявление этой оценки метод ассоциаций: для одних, например, школа – это тюрьма, для других – большая семья.

Эмоционально-оценочная

Наряду с образностью, говорящий может вызвать у собеседника какие-либо эмоции и, что часто бывает, породить новый образ: Отелившееся небо лижет красного телка. (С. Есенин). Сравнение месяца с новорожденным теленком вызывает нежность, умиление, теплоту.

Номинативная (назывная)

Так, например, действие, обычно называемое одним словом, именуется несколькими: дурачиться – валять дурака, валять Ваньку и т. д. В контекст фразы вводится новый объект, а речь приобретает выразительность.

Познавательная

Позволяет заметить в предмете главное либо открыть новые его стороны: Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. (Мф. 5:13).

Я бы еще выделила мнемоническую функцию, вытекающую из предыдущей.

Иногда метафора облегчает понимание и запоминание. Классический школьный пример: Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.

Примеры метафоры в стихах русских поэтов XX века

Метафоры в поэзии XX века звучат несколько иначе. Необычностью метафор отличается поэзия Маяковского. Связано это в первую очередь с эпохой, в которую создавались его стихи – время потрясений и культурного сдвига в искусстве, поиск обновленного поэтического языка.

Многие из его метафор основаны на визуальных образах: «розы столиц в лепестках площадей». Во вступлении к поэме «Во весь голос» поэзия уподобляется строю войск:

Военные, кровавые, навеянные революцией метафоры – отличительная особенность стихов Маяковского: «баррикады сердец и душ», «окровавленный сердца лоскут». Также Маяковским используется прием одушевления неживого, в частности – города и городских улиц:

***

Городские, урбанистические пейзажи становятся более живыми, чем люди, их населяющие:

У современника Маяковского – Есенина – напротив, метафоры совсем другие, образы тесно связаны с природой, крестьянской жизнью: «снег черемухи», «красные крылья заката», «мельница – бревенчатая птица», «дремлют в тумане плетни».

Метафору в поэтическом творчестве Цветаевой можно определить как одну из главных особенностей ее стихов. Природа у Цветаевой воплощает живительную силу: «беседую с ветром», «ветра поцелуи», «зоркая ночь», «лес – моя колыбель».

Метафоричность – базовый эстетический принцип раннего творчества Пастернака. Его поэтические образы строятся на приеме метафорического оживления:

Отличает стихи Пастернака от других коллег-поэтов метафора-абсурд, в основном присущая прозе: «час похож на таракана», «был мак, как обморок, глубок». В таких метафорах понятия «абстрактное» и «конкретное» зачастую меняются местами.

5 Метафоры в Гарри Поттере

Что такое метафора?

Метафоры сравнивают две вещи, объекты, людей или даже чувства. Это сравнение часто скрыто, но иногда может быть совершенно очевидным, в зависимости от замысла автора.

Если вы сравниваете или изображаете человека, вещь, действие, чувство или место как на самом деле являющиеся чем-то другим, вы говорите метафорами.

Гарри Поттер

Автор книги о Гарри Поттере Дж. К. Роулинг — мастер сравнения одного предмета с другим. Серия книг, которую прочитали (по некоторым оценкам) 65% детей в развитых странах, представляет собой кладезь образного языка, раскрывающего еще более глубокие истории персонажей и волшебного мира. Эти сравнения часто имеют скрытый смысл, который позже раскрывается в сериале. Вот лишь несколько ее лучших метафор:

Гарри Поттер и Философский камень Дж. К. Роулинг

Миссис Дурсль была худой и светловолосой, а ее шея была почти в два раза больше обычного, что оказалось очень кстати, поскольку она проводила так много времени , вытягивая над садовыми заборами , шпионит за соседями.

В этой метафоре Роулинг сравнивает Петунию Дурсль с журавлем, грациозной, но очень мощной птицей. Давние читатели сериала увидят этот образ еще раз, когда ее история с Гарри подойдет к концу: она сильная и свирепая, но есть в ней и грация.

Гарри Поттер и Дары Смерти Джоан Роулинг

«Для него?» — крикнул Снейп. «Экспекто патронум!»

Из кончика его палочки вырвалась серебряная лань . Она приземлилась на пол офиса, перепрыгнула через офис и вылетела из окна. Дамблдор смотрел, как она улетает, и когда ее серебристое сияние погасло, он снова повернулся к Снейпу, и его глаза были полны слез.

«После стольких лет?»

«Всегда», — сказал Снейп.

Серебряная лань — особенно мощная метафора в мире Гарри Поттера. Снейп всегда любил мать Гарри, Лили, хотя она вышла замуж за другого. Олень олицетворяет все, что Снейп видел в ней: грацию, силу и красоту, а также тот факт, что она никогда не оставалась.

Гарри Поттер и узник Азкабана Дж. К. Роулинг

« Дементоры — одни из самых отвратительных существ, которые ходят по этой земле. Они наводняют самые темные, самые грязные места, они гордятся разложением и отчаянием, они истощают мир, надежду и счастье из окружающего их воздуха. […] Подойди слишком близко к дементору, и все хорошие чувства, все счастливые воспоминания будут высосаны из тебя. Если сможет, дементор будет питаться тобой достаточно долго, чтобы превратить тебя в нечто подобное ему самому — бездушное и злое».

Эта метафора сложна, потому что она не сформулирована явно, и читатель должен смотреть глубже. Здесь Дж.К. использует дементоров как метафору депрессии. В то время как волшебное сообщество знает, что это дементоры, немагические люди чувствуют только последствия и дали ему название депрессии.

Гарри Поттер и Принц-полукровка Дж. К. Роулинг

«Я не думаю, что тебе стоит быть аврором, Гарри», — неожиданно сказала Луна . Все смотрели на нее. «Авроры — часть Заговора Гнилых клыков, я думал, все это знают. Они работают над тем, чтобы разрушить Министерство Магии изнутри, используя смесь темной магии и болезни десен.

Луна Лавгуд — один из самых любимых персонажей в серии книг о Гарри Поттере, однако она также является метафорой луны. «Луна» буквально означает «луна», а луна — мифологический знак безумия. Во многих книгах Луна также описывается как «светящаяся» и «бледная». Луна довольно причудлива, и некоторые даже называют ее «сумасшедшей» из-за теорий заговора, которые она поддерживает.

Гарри Поттер и Тайная комната / Кубок огня Дж. К. Роулинг

«Ну, сначала комитет по очереди говорил о том, «почему мы были там». Тогда я встал и сказал свое слово, как Клювокрыл был хорошим гиппогрифом, всегда чистил свои перья. А потом Люциус Малфой встал…»

Роулинг любит превращать одного персонажа в метафору для другого персонажа, и Клювокрыл — самый яркий тому пример. Клювокрыл, мифологическое существо, казненное после «нападения» на привилегированного ученика, является метафорой крестного отца Гарри, Сириуса. Оба преследовались за преступления, которых они не совершали, потому что не могли бороться против правительства.

Заключение

Метафоры иногда трудно распознать, потому что они требуют некоторого размышления. Некоторые метафоры, такие как дементоры как метафора депрессии, на самом деле должны быть явно указаны автором. Просмотрите книги (и фильмы) о Гарри Поттере и посмотрите, какие метафоры вы можете найти!

сообщите об этом объявлении

Расширенная метафора – примеры и определение

Расширенное определение метафоры

стих. Он часто состоит из нескольких предложений, а иногда и из целого абзаца.

Расширенные примеры метафор в прозе

Пример #1: «Лови ночь» Дин Кунц

«Бобби Холлоуэй говорит, что мое воображение — это цирк с тремя сотнями арен. Сейчас я был на двести девяносто девятом ринге, где танцевали слоны, клоуны крутили тележки, а тигры прыгали через огненные кольца. Пришло время отступить, покинуть основную палатку, пойти купить попкорна и кока-колы, кайфовать, остыть».
– Дин Кунц, Лови ночь . Бантам, 19 лет99

Здесь видно, что «цирк» сравнивался с авторским «воображением».

Пример № 2: Союз полицейских на идиш Майкл Чабон

«Когда они собираются вместе, им требуется всего несколько минут, чтобы все вернулись в естественное состояние, как группа, выброшенная на берег кораблекрушением. Вот что такое семья. И буря на море, и корабль, и неведомый берег. И шляпы, и перегонные кубы для виски, которые вы делаете из бамбука и кокосов. И огонь, который ты зажигаешь, чтобы отпугнуть зверей».
— Майкл Чабон, Союз еврейских полицейских . Harper, 2007

В приведенном выше отрывке автор сравнил «семью» с «кораблекрушением».

Пример № 3: Жизнь на Миссисипи Марк Твен

«Однажды [Мр. Биксби] внезапно обратился ко мне с этим поселенцем —
‘Какой формы Уолнат-Бенд?’»

«Он мог бы также спросить меня мнение моей бабушки о протоплазме. Я уважительно задумался, а затем сказал, что не знал, что он имеет какую-то особую форму. Мой пороховой шеф выстрелил, конечно, с грохотом, а затем продолжал заряжать и стрелять, пока не закончились прилагательные.

«Я давно узнал, что он носил с собой только ограниченное количество патронов и, как только все кончались, превращался в очень миролюбивого и даже полного раскаяния старого гладкоствольного ружья».
– Марк Твен, Жизнь на Миссисипи . Webster, 1883

Здесь можно увидеть, что автор использует такие метафоры, как «порох из ружья», «стрельба» и «боеприпасы», чтобы описать «гнев» мистера Биксби.

Пример №4: «Как вам это понравится» Уильяма Шекспира

«Весь мир — сцена, и все мужчины и женщины — просто актеры;
У них есть свои выходы и свои входы; И один человек в свое время играет много ролей».

Шекспир замечательно сравнил «землю» со «сценой» в приведенном выше отрывке.

Пример №5: «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира

«Но мягко! Какой свет пробивается сквозь то окно?
Это Восток, а Джульетта — солнце!
Встань, прекрасное солнце, и убей завистливую луну,
Который уже болен и бледен от горя.

Здесь Шекспир снова использовал расширенную метафору, сравнивая «Джульетту» с «солнцем».

Пример развернутой метафоры в поэзии

Пример №6:

Надежда — это существо с перьями (Эмили Дикенсон)

«Надежда — это существо с перьями» мелодия – без слов,
И никогда не прекращается вовсе,

«И сладчайшее в буре слышно;
И страшна, должно быть, буря
Что могла смутить маленькую птичку
Которая столько согрела.

«Я слышал это в самой холодной земле,
И в самом странном море;
Тем не менее, никогда, в крайнем случае,
Оно не просило у меня крохи.

В приведенном выше стихотворении Эмили Дикинсон замечательно использовала инструмент расширенной метафоры, сравнивая «надежду» с «маленькой птичкой».

Пример расширенной метафоры в хип-хопе

«Но если бы вы были Леброном Джеймсом, то я был бы Дуэйном Уэйдом
Мы оба закончили в одно и то же время один и тот же класс
Он был старостой в классе, по телевидению со знаменитостями,
Но это чемпионское кольцо было тем, что вы никогда не могли понять,
Я был немного ниже по рейтингу, пришлось бороться получить известность
и это, возможно, сделало бы меня медленнее
но теперь я взял на себя
И я в Майами Хит,
воплощаю в жизнь свои детские мечты
И для вас, чтобы сделать то, что я сделал,
вы бы должны присоединиться к МОЕЙ команде!»

(Автор Айрон Соломон)

В отрывке, процитированном выше, Железный Соломон сравнивает «Леброна Джеймса» и «Дуэйна Уэйда».

Краткие примеры расширенных метафор

  1. Жизнь похожа на поедание грейпфрута . Во-первых, сдирают с него кожу; затем делается несколько укусов, чтобы привыкнуть к его вкусу, и, наконец, начинаешь наслаждаться его вкусом.
  2. Темный — неизвестное и страшное черное одеяло, место кошмаров. Это глубокая дыра, куда не может проникнуть свет и где обитает ужас.
  3. Их сердце ледяное , кровь морозная, его желудочки богаты сосульками; и их слова превратились в кубики льда, которыми можно охладить чай со льдом.
  4. Жизнь — это книга , лежащая на столе, ее страницы расправлены, как тысяча крыльев птицы.
  5. Я элегантно расцветаю в июле,
    Одетая в нежный шелк,
    Я бахромчатая лилия .
  6. Поэзия — это мелодия для ума,
    Она течет и рифмуется,
    Она утешает и вызывает мысль.
  7. Мир — это сцена ,
    где каждый игрок,
    а потом занавес падает.
  8. Человеческий мозг — это компьютер . У него есть программы, которые позволяют думать, действовать и принимать решения.
  9. Он яркая звезда , сияющая все время, помогающая и направляющая всех.
  10. Глаза Марии — светлячки, сверкающие, говорящие и выражающие многое.
  11. Они наводят пушек на людей, которые являются пулями их желаний.
  12. Ты орел ,
    Парящий выше чайки.
  13. Кафе — это лес ,
    Где дикие животные борются за еду.
  14. Картина — дикое животное ,
    Художник может свободно выражать свои чувства.
  15. Моя комната — страна грез ,
    С пушистыми подушками свои облака
    И щебечут птицы ее ангелы.

Структура расширенной метафоры

Поскольку расширенная метафора встречается в каком-то классическом поэтическом произведении или пьесе, она распространяется более чем на одну строку, отрывок или даже строфу. Поэтому он охватывает несколько других небольших метафор и включает в себя описание сравнений. Большинство структур расширенных метафор имеют длинные описания с небольшими сравнениями и метафорами в действии. Одна расширенная метафора связана с другой, и это составляет серию расширенных метафор, таких как в «Одиссее» и «Илиаде».

Какова цель расширенной метафоры

Как маленькая или одиночная метафора создает образ, так и расширенная метафора не только создает образ, но и поддерживает его. Этот образ, созданный развернутой метафорой, находит отклик в воображении читателей и зрителей. Эти примеры встречаются как в поэзии, так и в прозе.

Как использовать расширенную метафору

Не существует жесткого правила использования расширенной метафоры. Писатель может использовать его в любом месте. Однако лучше использовать его в следующих ситуациях, случаях или проблемах.  

  1. Сравнение символов для преувеличения
  2. Использование гипербол для ситуаций и окружения
  3. Использование преувеличенного и возвышенного языка для описаний
  4. Говоря о великих событиях, личностях или сверхъестественных элементах
9000 2 Типы расширенной метафоры (тщеславие и аллегория)

Есть два типа расширенных метафор. Первое — это тщеславие, а второе — аллегория. Тщеславие — это также устойчивая метафора, в которой используются различные приемы для создания маловероятного, необычного и необычного сравнения, которое иногда кажется надуманным, как, например, в стихах Джона Донна. Однако аллегория — это устойчивая аллегория, которая проходит через всю историю или стихотворение. В то время как тщеславие имеет содержащиеся в нем значения, аллегория имеет значения вне ее, передаваемые через повествование, такое как 9.0013 Скотный двор Джорджа Оруэлла. Это показывает, что его значения в основном показаны через символы.

Примеры расширенных метафор в литературе

Пример #1: Дорога, не пройденная Робертом Фростом

«Две дороги расходились в желтом лесу…
Я выбрал ту, по которой меньше ходили,
И в этом вся разница. ”

В этом стихотворении Фрост сравнивает жизненный опыт и путешествия с дорогами, по которым идет человек. Используя расширенную метафору, он поясняет, что более трудный путь дает больше наград в жизни.

Пример #2: От матери к сыну Лэнгстон Хьюз

«Ну, сынок, я тебе скажу:
Жизнь для меня не была хрустальной лестницей…

Я все еще карабкаюсь,
И жизнь для меня не было хрустальной лестницы».

В этом стихотворении Хьюз сравнивает жизнь и хрустальную лестницу. Мать в стихотворении подробно описывает свою борьбу и переживания, объясняя, что ее лестница испорчена «осколками» и «гола». Несмотря на это, она продолжает «карабкаться», что еще больше усиливает метафору лестницы как средство стать лучше или выше. Ее борьба вдохновляет и дает советы сыну.

Пример #3: Жилье Маргарет Этвуд

«Брак — это не
дом и даже не палатка

«это до этого, и холоднее: …

«до сих пор
мы учимся разводить огонь».

Этвуд использовал расширенную метафору жилья для объяснения брака. Она считает, что брак — это не стабильное убежище, вроде «дома или даже палатки». Она скорее описывает его как нестабильную «опушку» леса или пустыни.