Содержание

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в условиях кризиса

№3-4(10-11), 2009
Научная жизнь

Что можно отнести к первоочередным проблемам малого и среднего бизнеса в подверженной кризисным явлениям экономике?

Инвестирование в малый бизнес затруднено: структуры, имеющие средства, скорее, станут их вкладывать в лидеров рынка. Поэтому основной источник стартового капитала для малого и среднего бизнеса — самофинансирование.

Кредиты малодоступны: у начинающих бизнесменов, как правило, отсутствует имущество, которым можно эти кредиты обеспечить. Банки скорее будут кредитовать крупные предприятия, так как это сопряжено с меньшим риском. К тому же из-за высокой ставки рефинансирования 9,75%, ставки по кредитам очень высокие и порой достигают 25-27% (Российская Федерация).

Затруднены лизинг или приобретение дорогого оборудования в кредит: слишком высокие взносы.

Условия инфляции: поскольку, в отличие от крупных предприятий, они имеют лишь ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей.

Но наряду с большим количеством проблем у малого бизнеса есть и свои преимущества. Это прежде всего гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре — намного более гибкая, чем у крупных предприятий, реакция на быстро меняющийся спрос: умение «уловить» возникающую потребность и отреагировать немедленной мобилизацией своих ресурсов и возможностей. Среднее и особенно малое предприятие не связано производственной программой, разработанной на перспективу; не отягощено финансовыми обязательствами перед акционерами, ожидающими дивидендов от вложенного капитала; ему проще перестроить свою рыночную стратегию, как только найдена новая «ниша». Перед малым бизнесом вряд ли встанет проблема организованного противодействия наемных работников, отстаивающих с помощью профсоюза свои рабочие места или уровень заработной платы. Упрощенный менеджмент создает малому бизнесу определенное преимущество, проявляющееся в гибком, быстром приспособлении к меняющимся требованиям и условиям, что особенно важно в неустойчивой, переходной ситуации.

Несмотря на все преимущества, малый бизнес вряд ли сможет развиваться так же эффективно в экономике, которая подвержена кризисным явления, без поддержки государства. А так как малые предприятия обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создают глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без чего невозможна их высокая эффективность, «принимают на себя» решение многих социальных и экономических проблем, то одной из первоочередных задач государства на пути вывода экономики их кризиса является поддержание и субсидирование предприятий малого и среднего бизнеса.

Комплекс мер по стимулированию и поддержке малого и среднего бизнеса в России

В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого и среднего бизнеса в интересах национальных экономик. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано в первую очередь создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому и среднему бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу.

В развитии малого предпринимательства в России за последние 1-2 года наметились негативные тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном замедлении темпов роста их числа. Отсутствие государственной поддержки и досконально проработанной правовой базы только усугубило положение малых предприятий во время мирового экономического криза.

6 апреля 2009 года Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин выступил в Государственной Думе с отчетом Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности за 2008 год, а также отметил некоторые приоритетные направления по развитию экономики в условиях мирового экономического кризиса.

Какие же меры были и будут приняты по регулированию функционирования малого и среднего бизнеса?

  • Будет сокращен перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации.
  • По наиболее распространенным видам деятельности вместо разрешительного устанавливается уведомительный порядок начала нового дела.
  • Субъекты Федерации получили право устанавливать дифференцированную ставку налога на малый бизнес с 15 до 5 процентов.
  • В 2008 году были также снижены налоги на инвестиции предприятий в НИОКР, на технологическое обновление производства.
  • Установление льготных ставок налога на прибыль малых предприятий в третий и четвертый года работы с момента их регистрации
  • Введение четкой инфраструктуры патентования и защиты изобретений для поддержки наукоемких предприятий малого и среднего бизнеса инновационной направленности.
  • Внесены в Государственную Думу законопроекты, направленные на совершенствование антимонопольного регулирования.
  • Распространение на малые предприятия, образованные в результате разделения предприятий-монополистов, при условии их приватизации, льгот по налогообложению, установленных для вновь созданных малых предприятий.
  • Предоставление государственных гарантий предприятиям и организациям для участия в международных тендерах, связанных с проектированием, строительством и поставками машин и оборудования для промышленных объектов за рубежом; пополнение оборотных средств предприятий-экспортеров с использованием механизма учета и переучета векселей через систему учетных банков с участием Центрального банка Российской Федерации.
  • Введение преференций для малого и среднего бизнеса при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.

Положение в сфере малого бизнеса, которое сложилось в настоящее время в нашей стране, свидетельствует о том, что дальнейшее его развитие без активного положительного вмешательства государства может привести к свертыванию (преимущественно через большую тенезацию) данного сектора экономики с соответствующим усилением социального напряжения и обострением экономических проблем. Из-за этого возникает необходимость в просмотре и эффективном внедрении механизмов государственного регулирования предприятий малого и среднего бизнеса.

Соединённые Штаты Америки

Содействие развитию малого и среднего бизнеса в США входит в компетенцию специально созданной Конгрессом США в 1953 г государственной организации — Администрации по делам малого бизнеса (АМБ). На нее возложена обязанность оказывать малым предприятиям финансовую и консультационную помощь, содействовать в получении государственных заказов и заключении контрактов с крупными предприятиями.

В соответствии с федеральными программами поддержки малого и среднего бизнеса предоставляются прямые и гарантированные займы. Прямые ссуды мелкие фирмы получают на определенный срок, но под более низкие процентные ставки, чём при получении кредита на частном рынке капитала. При выдаче гарантированных займов АМБ предоставляет кредиторам (частным банкам, торговым компаниям, страховым фирмам, пенсионным фондам) государственные гарантии на часть ссужаемого капитала (до 90%), что снижает риск кредитования.

Другой мерой поощрения частной инициативы являются налоговые и амортизационные льготы. При общем снижении ставок налога на прибыль максимальная ставка для крупных компаний упала с 46 до 34% для неинкорпорированного бизнеса, включая единоличных собственников; вместо применявшихся ранее 15 ставок, максимальная из которых составляла 50%, были введены только две — 15% и 28%.

Особое внимание федеральные власти уделяют стимулированию развития инновационного малого бизнеса, как путем выделения дотаций (грантов), так и посредством заключения контрактов на разработку новой продукции и технологий.

В качестве других мер предложено следующее:

  • Выделение кредитов предприятиям малого и среднего бизнеса в размере 430 млн. долларов для прямого кредитования и гарантирования кредитов, чтобы сделать кредиты более привлекательными для кредиторов. Число кредитов, гарантированных по программе SBA2, сократилось на 57% в I квартале этого года по сравнению с прошлым.
  • Объем кредитов, выданных американскими банками, получавшими помощь из программы TARP, вырос в сентябре на 2%. Американский инвестбанк Goldman Sachs обязался выделить $500 млн. в течение 5 лет, чтобы помочь восстановлению 10 тыс. предприятий малого бизнеса в США.
  • Выделено 30 млн. долларов на оказание помощи малому и среднему бизнесу на развитие услуг в сфере промышленных технологий, предоставив ему доступ к технологиям и сделав его конкурентоспособным в глобальном масштабе
  • Обучение сотрудников региональных и местных банковских институтов методам финансирования малых фирм
  • Информирование малых фирм о возможностях кредитования экспорта
  • Координация деятельности федеральных агентств, которые участвуют в финансировании экспорта

Большое внимание поощрению мелкого предпринимательства уделяется на региональном уровне. Одной из первостепенных задач администрация США и Конгресс считают подключение малого бизнеса к национальному экспорту.

Тем самым в Соединённых Штатах Америки координируются действия различных государственных органов и общественных организаций по регулированию малого бизнеса; предоставляются льготные кредиты, используются механизмы лизинга, франчайзинга, субподрядов и создаются центры развития малого предпринимательства.

Европейский союз

Малый бизнес в Европе стимулирует развитие конкуренции, «вынуждает» крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, эффективность всей экономики ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому, в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, главная цель которой — сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса.

Цели государственной поддержки малого бизнеса в Евросоюзе отличаются от целей, поставленных правительствами ранее рассмотренных государств:

  • укрепление единого внутреннего рынка ЕС;
  • устранение административных барьеров;
  • унификация законодательной базы, усиление взаимодействия стран ЕС для более глубокого экономического сотрудничества.

Чтобы максимально стимулировать малое и среднее предпринимательство, в Европе были приняты меры, чтобы устранить административные препятствия для малого бизнеса.

Государственное регулирование малого бизнеса в Европе осуществляется путём законодательства, разработки и реализации целевых программ финансового, технологического, информационного и кадрового содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Для стимулирования развития малого бизнеса были разработаны новые юридические модели (Европейская акционерная компания, Европейский пул экономических интересов), которые позволяют малым предприятиям из разных стран, вступающим в деловые отношения, эффективно решать проблемы разногласий правовых систем различных государств.

К кризисным условиям малый бизнес в Европе адаптировался наиболее эффективно, имея возможность маневрировать на рынке. Малые предприятия достаточно оперативно стали занимать ниши, неинтересные крупным предприятиям, что в значительной степени помогает европейским странам преодолевать стагнационные явления в экономической сфере.

Политика поддержки малого бизнеса в Европе осуществляется через деятельность государств и через специальные программы, которые реализуются под эгидой Евросоюза. Финансирование мероприятий по поддержке малого бизнеса осуществляется из Структурных фондов Евросоюза, таких как Фонд регионального развития, Социальный фонд.

Какие же меры по улучшению функционирования предприятий малого и среднего бизнеса были приняты правительствами стран Европейского союза в разгар мирового экономического кризиса?

  • Предоставление льготных кредитов, использование механизмов лизинга, франчайзинга, субподрядов;
  • Оказание (за невысокую плату или бесплатно) консультационных услуг и предоставлению научно-технической информации;
  • Разработка и реализация «Стратегических планов развития», учитывающих, специфические социально-экономические особенности региона: уровень экономического развития, специализацию промышленного и сельскохозяйственного производства, исторические и культурно-этнические особенности территории
  • Помощь безработным в организации своего бизнеса
  • Создание справедливой конкуренции при минимизации налогов

Также европейские финансовые регуляторы освобождают самые малые предприятия от ряда требований по финансовой отчетности, видимо решив, что им совершенно необязательно подготавливать те же самые годовые отчеты и проходить точно такие же аудиторские проверки, как их более крупные “собратья”. Всё это не означает, что самым малым предприятиям не нужно вести вообще никакой отчетности, говорят регуляторы — им по-прежнему необходимо фиксировать статьи расходов и выручки, а также сдавать формы налоговой отчетности. Но что им не нужно больше делать, так это соответствовать более сложным правилам для крупных транснациональных компаний, осуществляющих свою деятельность сразу в нескольких регионах.

Заключение

Несмотря на то, что антикризисная политика по отношению к предприятиям малого и среднего бизнеса немного различается, в зависимости от развития экономики, основной акцент в антикризисной политике делается не на прямой госзаказ, а на восстановление деловой активности через субсидирование процентных ставок, развитие лизинга, поддержку потребительского кредитования. Именно такие механизмы уже используются на рынках сельхозтехники, легковых автомобилей, авиационных перевозок. В результате должна получиться реальная, а не искусственная структура внутреннего спроса, который станет эффективной основой для посткризисного восстановления и последующего развития экономики. Правительство пытается не только поддержать внутренний спрос, но за счет реализации масштабных проектов создать инфраструктурный задел на будущее.

Среди возможных мер поддержки малого бизнеса — льготная аренда, пониженные тарифы на подключение к коммунальным сетям, квоты на государственные закупки для малых и средних предприятий.

Установление преференции при выкупе арендуемого недвижимого имущества, снижение платы за присоединение к электросетям, увеличение бюджетных субсидий малому бизнесу.

К сожалению, российское правительство, не смотря на все те преимущества и ту роль в формировании конкурентной среды и улучшения функционирования всей экономической системы, всё ещё не уделяет развитию малого бизнеса достаточно внимания, в отличие от правительств стран с развитой экономикой.

Но хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России.

Всемирный банк: чтобы пережить кризис, малому и среднему бизнесу нужна поддержка государства

Пандемия и связанные с ней ограничения самым негативным образом сказались на мировой экономике. Сегодня, спустя полгода после введения карантинных мер, миллионы людей все еще без работы. Авторы доклада Всемирного банка отмечают, что предприятиям малого и среднего бизнеса удержаться на плаву было гораздо сложнее, чем крупным компаниям. В целом половина из них закрылась к концу первого же месяца, а три из четырех – спустя десять недель с начала карантина. Это связано прежде всего с запасами ликвидности, которые у мелких фирм, как правило, не слишком большие, а также с тем, что природа их деятельности не позволила многим из них перевести сотрудников на удаленную работу.  

Читайте также
Эксперты ООН: пандемия подталкивает Украину к тяжелейшей рецессии, но наихудшего сценария можно избежать 

Эксперты затрудняются сказать, сколько этих компаний вернется на рынок, поскольку многие закрылись на время, чтобы пережить кризис и отсрочить выплаты. Несмотря на крайне низкие ставки, лишь немногие предприятия малого и среднего бизнеса решились брать займы в банке – их ведь надо возвращать, а в условиях неопределенности новые долги только усугубляют положение. В кризисной ситуации многие компании малого и среднего бизнеса могут выжить только в случае предоставления помощи. 

Фото ВБ/Ш.Кесл

По данным ВБ, в среднем половина предприятий малого и среднего бизнеса закрылась к концу первого же месяца карантина, введенного в связи с пандемией. На фото: магазин в Колумбии.

В таких странах, как Кипр, восемь из десяти компаний получили гранты от государства, а в Грузии и Молдове на эти цели могли выделить лишь ограниченную сумму, которая была распределена между крупными компаниями. Кроме грантов у государств есть в распоряжении и другие инструменты поддержки бизнеса: помощь в рефинансировании задолженности, меры по сохранению рабочих мест, налоговые послабления, снижение административных выплат, государственные закупки и создание благоприятных условий для бизнеса. Интересная деталь – эксперты отмечают, что в условиях стесненности в средствах государства в первую очередь поддерживают компании, существующие на рынке более длительное время и доказавшие свою жизнеспособность.

При этом меры в сфере защиты здоровья населения также играют существенную роль. На фоне пандемии потребители откладывают покупку не самых необходимых товаров, что приводит к шоку на рынке. Но потребительская активность зависит от показателей заболеваемости COVID-19 – когда ежедневное число новых случаев снижается, население начинает охотнее делать покупки, в том числе товаров и услуг не первой необходимости. 

Как в США государство помогает малому и среднему бизнесу при пандемии

В США очень долго никто не верил, что карантин может нанести колоссальный экономический удар и фактически остановить одну из самых больших экономик мира. Как говорится, пока петух не клюнет.

Биржа труда

В марте некоторые компании стали отпускать своих сотрудников на удаленную работу из дома. Чем больше становилось зараженных, тем больше штатов вводило карантин. Сначала карантин коснулся школ и университетов – всех учащихся отправили на самоизоляцию. А затем стали закрывать и мелкий бизнес – рестораны, салоны красоты и другие.

Первоначально карантин должен был продлиться всего две недели, но так как количество заболевших неуклонно росло, многие штаты решили карантин продлить. В этом плане, каждый штат, конечно, сам в праве решать насколько и что закрывать.

В сложившейся ситуации очень многие люди потеряли работу, и многие бизнесмены попросту оказались без заработка и, либо должны были сократить своих сотрудников, либо отправить их в бессрочный отпуск. Уже более 30 млн. человек подали документы на получение пособия по безработице.

Что касается малого бизнеса, то правительство США, как во многих странах, в том числе и в России, приняло ряд мер, чтобы ему помочь. В цифрах решили особо не экономить.

Изначально на поддержку малого бизнеса было выделено 350 млрд. долл. Сама программа называется Paycheck Protection Program (в переводе – Программа по Защите Заработной платы). Ее целью было предоставить 1-процентные кредиты всем компаниям, а также самозанятым гражданам и НКО, количество сотрудников в которых не превышает 500 человек (это в штатах малый бизнес – Ред.). Размер самого кредита не мог быть выше 10 млн. долл., чтобы эти компании смогли удерживать своих сотрудников в течение двух месяцев и никого не увольнять, а также покрыть необходимые издержки самого бизнеса на этот период.

Если предприниматели выполняли условия по кредиту (не увольняли сотрудников, не снижали зарплату), то государство частично или полностью должно было долг простить. Эту господдержку можно было получить в любом банке, аккредитованном Администрацией Малого Бизнеса и Департаментом Финансов. По данной программе – кто первый встал того и тапки, то есть кто первый подаст заявку, тот и получит финансирование.

Разумеется, деньги закончились буквально в течение пары недель. Как позже выяснилось, заявки на финансирование, подали не только малые предприятия, но и довольно большие публичные компании, например, Shake Shack (сеть ресторанов быстрого питания) – они функционируют на основе франшизы и смогли подать заявление от каждого ресторана (ведь ни в одном из них не трудится более 500 работников). И после публичной порки компания все же решила вернуть эти деньги. Заметим, что их рыночная стоимость почти 1,6 млрд. долл.

Видимо, везде находятся люди, для которых общенациональное бедствие – всего лишь повод присосаться к халявным деньгам. К примеру, сейчас Генеральная прокуратура России проводит проверку, как в список системообразующих компаний попали букмекерские конторы, в частности «Фонбет» и другие предприятия, которым «срочно должна быть оказана помощь». Этот список составляли чиновники Минэкономразвития. Может быть когда-нибудь мы и узнаем ответ…

Таких компаний в США, которые решили использовать эту лазейку в законопроекте, оказалось также немало. И не все они настолько известны публике, как Shake Shack. Полный список можно посмотреть здесь: factba.se/sba-loans.

Министр финансов США Стив Мнучин в своем интервью подчеркнул, что программа все-таки рассчитана на предприятия, у которых нет возможности взять деньги, например, разместив свои акции на фондовом рынке. И постарался уверить людей, что компании, торгующие публично и получившие ссуду, понесут за это наказание. Какое, пока неизвестно.

На данный момент в числе решивших вернуть числятся такие имена как LA Lakers (баскетбольный клуб, рыночная стоимость которого почти 3,6 млрд. дол), Potbelly Corp (сеть ресторанов), IDT (телекоммуникационная компания), Aquestive Therapeutics (фармацевтическая компания), Manning and Napier (компания по управлению активами), и некоторые другие. На сегодня возвращено уже 182,3 млн. долл.

А буквально 24 апреля был одобрен еще один транш для малого бизнеса в размере 310 млрд. долл. Администрация президента и Конгресс США все-таки смогли закрыть некоторые лазейки в предыдущем фонде помощи. Но, скорее всего, и этот транш исчерпает себя очень быстро.

Управляющий директор Bank of America Брайан Мойнихан уже сообщил, что количество заявок только в этом банке превышает 50 млрд. долл. Еще один из крупнейших банков страны JPMorgan Chase насчитал 150 000 заявок и еще тысячи находятся в обработке.

Конечно, такое выделение денег нуждается в более пристальном надзоре за порядком распределения ссуд на помощь малому и среднему предпринимательству. Посмотрим, что же будет дальше и порадуемся за тех, кому все же удалось получить финансирование.

Для справки: в США почти 1,2 млн. зараженных, из них умерло 68,5 тысяч, смертность от коронавируса составляет 5,8%.

Всемирный банк Финансирование МСП

Формальный дефицит финансирования ММСП в развивающихся странах


Что мы делаем

Ключевым направлением работы Группы Всемирного банка является улучшение доступа МСП к финансам и поиск инновационных решений для открытия источников капитала.

Наш подход является целостным, сочетающим в себе консультационные и кредитные услуги клиентам, чтобы увеличить вклад, который МСП могут внести в экономику, включая сегменты с недостаточным уровнем обслуживания, такие как МСП, принадлежащие женщинам.

Консультационная и политическая поддержка финансирования МСП в основном включает диагностику, поддержку внедрения, глобальную пропаганду и обмен знаниями о передовой практике. Например, мы предоставляем;

  • Оценки финансового сектора для определения областей улучшения нормативных и политических аспектов, обеспечивающих более ответственный доступ МСП к финансам
  • Поддержка реализации таких инициатив, как создание благоприятной среды, разработка и создание схем кредитных гарантий
  • Улучшение кредитной инфраструктуры ( системы кредитной отчетности, обеспеченные сделки и реестры залогового обеспечения, а также режимы несостоятельности), которые могут привести к расширению доступа МСП к финансированию.
  • Внедрение инноваций в финансировании малого и среднего бизнеса, таких как платформы электронного кредитования, использование альтернативных данных для принятия кредитных решений, электронного выставления счетов, электронного факторинга и финансирования цепочки поставок.
  • Политическая работа, аналитическая работа и другие консультационные услуги также могут быть предоставлены в поддержку финансовой деятельности МСП.
  • Пропаганда финансирования МСП на глобальном уровне посредством участия и поддержки Глобального партнерства G20 за доступ к финансовым услугам, Совета по финансовой стабильности, Международного кредитного комитета по кредитной отчетности по вопросам, связанным с финансированием МСП.
  • Инструменты управления знаниями и флагманские публикации о передовой практике, успешных моделях и основах политики

Кредитные операции:

  • Кредитные линии для МСП обеспечивают выделенное банковское финансирование — часто на более длительные сроки, чем обычно доступно на рынке, — для поддерживать МСП в инвестициях, росте, экспорте и диверсификации.
  • Схемы частичного гарантирования кредита (PCG) — разработка PCG имеет решающее значение для успеха МСП, и может быть оказана поддержка для проектирования и капитализации таких механизмов.
  • Финансирование инноваций на ранней стадии предоставляет акционерный капитал и заемные / квазидолги для начинающих или быстрорастущих компаний, которые в противном случае могут не иметь доступа к банковскому финансированию.

Результаты нашей работы

Финансирование малого и среднего бизнеса на ранней стадии

В Ливане проект «Инновационные малые и средние предприятия» (iSME) представляет собой инвестиционную кредитную операцию на сумму 30 миллионов долларов, обеспечивающую совместные инвестиции в акционерный капитал инновационных молодых компаний в в дополнение к окну грантового финансирования для фирм на посевной стадии.По состоянию на август 2019 года фонд соинвестиций iSME инвестировал 10,23 миллиона долларов в 22 инвестиции и смог привлечь 25,47 миллиона долларов в виде софинансирования, продемонстрировав свою способность привлекать финансирование из частного сектора и расширять рынок для раннего финансирования акционерного капитала в Ливане. . На сегодняшний день 60 из 174 получателей грантов использовали финансирование iSME, чтобы привлечь в общей сложности 13,1 миллиона долларов из различных источников финансирования, то есть коэффициент кредитного плеча в 5,3 раза. В целом консультации с заинтересованными сторонами показывают, что проект iSME может играть еще большую роль в будущем финансировании сектора венчурного капитала (ВК) за счет поддержки существующих венчурных капиталовложений и новых игроков, включая повышение внимания к подходу фонда фондов, который также может охватывать фонды роста (более поздняя стадия и частный капитал).

В Индии наш проект по развитию, инновациям и инклюзивному финансированию ММСП улучшил доступ к финансированию для ММСП в трех жизненно важных, но недостаточно обслуживаемых сегментах: ранняя стадия / стартапы, услуги и производство. Кредитная линия в размере 500 миллионов долларов, предоставленная Банку развития малых предприятий Индии (SIDBI), была предназначена для обеспечения доступного долгосрочного источника финансирования для недостаточно обслуживаемых ММСП. Техническая помощь в размере около 3,7 миллиона долларов дополнила компонент кредитования и была сосредоточена на наращивании потенциала SIDBI и участвующих финансовых институтов (УФО).В дополнение к прямому финансированию ММСП, предоставив в общей сложности 265 миллионов долларов в виде займов, проект расширил границы финансирования ММСП за счет разработки инновационных методов кредитования, которые сократили время оборачиваемости, охватили большее количество недостаточно обслуживаемых ММСП и привлекли больше финансирования из частного сектора. Он также охватил новых клиентов, ММСП, принадлежащие женщинам, и ММСП в государствах с низкими доходами. Проект поддержал SIDBI в расширении Фонда фондов для стартапов, который направлен на косвенное выделение стартапам 1,5 миллиарда долларов к 2025 году.Платформа «бесконтактного кредитования» SIDBI, цифровой агрегатор кредитования ММСП и платформа для поиска партнеров, привлекла 1,9 миллиарда долларов частного финансирования для ММСП, что сделало ее крупнейшим онлайн-кредитором в Индии.

Кредитные линии

В Иордании две кредитные линии Группы Всемирного банка направлены на расширение доступа к финансированию для ММСП и, в конечном итоге, на создание рабочих мест. Кредитная линия в размере 70 миллионов долларов способствовала росту и расширению новых и существующих предприятий, расширяя охват ММСП, 58% из которых находились за пределами Аммана, а 73% управлялись женщинами.По кредитной линии стартапам было направлено 22% от общей суммы средств. В рамках проекта было профинансировано 8 149 ММСП, что позволило создать 7 682 рабочих места, из которых 79% наняли молодежь и 42% наняли женщин. Дополнительное финансирование в размере 50 миллионов долларов успешно продвигается к достижению поставленной цели. $ 45,2 млн было передано 3345 ММСП через девять банков-участников. Проект приносит особую пользу женщинам, которые составляют 77% бенефициаров проекта, и молодежи (48% бенефициаров проекта) и расширяет географический охват, поскольку 65% ММСП находятся в провинциях за пределами Аммана.

В Нигерии Проект финансирования развития поддерживает создание Банка развития Нигерии (DBN), оптового учреждения по финансированию развития, которое будет предоставлять долгосрочное финансирование и частичные кредитные гарантии приемлемым финансовым посредникам для последующего кредитования ММСП. Проект также включает техническую помощь DBN и участвующим коммерческим банкам в поддержке масштабирования их операций до недостаточно обслуживаемого сегмента ММСП. По состоянию на май 2019 года по кредитной линии Банка развития Нигерии УФО для перекредитования ММСП было выделено 243 доллара США.7 миллионов, достигнув почти 50 000 конечных заемщиков, из которых 70% составляли женщины, через 7 банков и 10 микрофинансовых банков.

Частичные кредитные гарантии

В Марокко проект развития ММСП был направлен на улучшение доступа к финансированию для ММСП путем поддержки предоставления кредитных гарантий, позволяя поставщику частичных кредитных гарантий в финансовой системе Марокко расширять свои существующие ММСП гарантировать продукты и ввести новый гарантийный продукт, ориентированный на очень малые предприятия (VSE).В результате проекта количество и объем кредитов ММСП, по оценкам, увеличились на 88% и 18%, соответственно, с конца 2011 года. Предполагается совокупный объем кредитов, обеспеченных гарантиями в течение срока действия проекта. в 3,28 миллиарда долларов. Благодаря значительному увеличению объемов кредитования, подкрепленного гарантиями, УФУ смогли продолжить углублять свои знания о клиентах ММСП, совершенствуя свои системы для более эффективного и действенного обслуживания. Благодаря гарантиям многие заемщики впервые смогли создать кредитную историю, что облегчило им получение ссуд в будущем.

Поддержка малых и средних предприятий, принадлежащих женщинам

В Эфиопии Проект развития женского предпринимательства (WEDP) — это операция МАР, предоставляющая ссуды и бизнес-обучение для ориентированных на рост женщин-предпринимателей в Эфиопии. Выявив в Эфиопии постоянный дефицит финансирования «недостающего среднего» финансирования для женщин-предпринимателей, WEDP запустила операцию по расширению масштабов деятельности микрофинансовых организаций (МФО), помогая ведущим МФО Эфиопии внедрять более крупные кредитные продукты с индивидуальной ответственностью, предназначенные для женщин-предпринимателей.Кредиты WEDP дополняются предоставлением женщинам-предпринимателям инновационных, ориентированных на мышление бизнес-тренингов. По состоянию на октябрь 2019 года более 14000 женщин-предпринимателей взяли ссуды и более 20000 приняли участие в бизнес-тренингах, проводимых WEDP. 66% клиентов WEDP были новыми заемщиками. В результате проекта участвующие МФО увеличили средний размер кредита на 870% до 11 500 долларов США, снизили требования по обеспечению в среднем с 200% от стоимости кредита до 125% и начали выплату 30 долларов США.2 миллиона собственных средств в виде кредитов WEDP. Средний кредит WEDP привел к увеличению годовой прибыли эфиопских женщин-предпринимателей более чем на 40% и почти на 56% чистой занятости.

В Бангладеш проект «Доступ к финансированию для женщин МСП» направлен на создание благоприятных условий для расширения доступа женщин МСП к финансированию (WSME) путем поддержки создания схемы кредитных гарантий (CGS), выпуска Политики финансирования МСП и укрепления мощность регулятора и сектора.Проект поддержал выпуск Бангладеш первой Политики финансирования МСП: ступеньки для увеличения финансирования МСП. Первая комплексная финансовая политика Бангладеш в отношении МСП была запущена в сентябре 2019 года благодаря согласованным усилиям в области работы на высоком уровне, усилению потенциала регулирующего органа и формулированию ключевых рекомендаций с более четким гендерным признаком. В Бангладеш дефицит финансирования в размере 2,8 миллиарда долларов преобладает в секторе МСП, где 60% потребностей женщин в финансировании МСП не удовлетворены, а отсутствие доступа к залоговому обеспечению является одним из основных препятствий.В Бангладеш не было единой политики с системным планом по расширению финансирования МСП. Поскольку почти 10 миллионов МСП обеспечивают 23% ВВП, 80% рабочих мест в промышленном секторе и 25% общей рабочей силы, Финансовая политика МСП будет играть ключевую роль в расширении финансирования МСП.

Лизинг

В Эфиопии и Гвинее Группа Всемирного банка оказывает поддержку местным органам власти в создании благоприятной среды, которая способствует запуску и расширению лизинговых операций, а также привлечению инвесторов для расширения доступа к финансированию для МСП.Он делает это, работая на макро-, среднем и микроуровне, поддерживая правительства в проведении законодательных и нормативных реформ, а также работая с участниками отрасли над созданием технических партнерств и повышением осведомленности и потенциала рынка. В Эфиопии в рамках проекта была получена кредитная линия на сумму 200 миллионов долларов США, поддерживающая 7 лизинговых сделок и вывод на рынок 4 новых лизинговых продукта: рассрочка, финансовая аренда, микролизинг и агролизинг. По состоянию на июнь 2019 года 7186 ММСП получили доступ к финансированию на сумму более 147 миллионов долларов.Проект в Гвинее поддержал принятие национального закона о лизинге и соответствующих пруденциальных руководящих принципов для лизинга, которые, в свою очередь, помогли трем компаниям начать лизинговые операции. На сегодняшний день эти учреждения оказали поддержку 31 МСП посредством предоставления арендных платежей на сумму 25 миллионов долларов.

С кем мы работаем

Используя наши экспертные знания, мы работаем по всему миру с государственными заинтересованными сторонами и посредниками из частного сектора в партнерстве с другими многосторонними и двусторонними организациями развития, чтобы поддержать развитие финансирования МСП на развивающихся рынках и в развивающихся странах.

Financial Lifeline для малого и среднего бизнеса и что им нужно знать о каждом варианте

(Фото: Марина Плешкун / Shutterstock.com)

Скорость и серьезность масштабных экономических потрясений, вызванных пандемией COVID-19, вызвали беспрецедентный спрос на финансовую помощь со стороны малого и среднего бизнеса. На компании с числом сотрудников менее 500 человек приходится 48% рабочих мест в Америке и 43,5% ВВП. У большинства этих предприятий недостаточно наличных средств, чтобы противостоять финансовому бремени текущих расходов с уменьшением доходов или отсутствием доходов в течение длительного периода.Закон о помощи, чрезвычайной помощи и экономической безопасности в связи с коронавирусом (Закон CARES) предоставляет финансовую помощь этим предприятиям, которые испытывают экономические трудности, вызванные пандемией COVID-19. Ориентируясь на эти предприятия, Закон CARES учредил Программу защиты зарплаты (PPP) и расширил ссуду на случай бедствия на случай причинения вреда (EIDL). Закон CARES также предоставил Казначейству 454 миллиарда долларов для предоставления займов, гарантий по ссудам и других инвестиций в программы и средства Федеральной резервной системы, которые будут оказывать поддержку соответствующим предприятиям, штатам и муниципалитетам.С этой целью Федеральная резервная система запустила кредитные программы на Мэйн-стрит.

ГЧП позволяет предоставлять государственные гарантии кредитов малому бизнесу кредиторами, утвержденными Управлением по делам малого бизнеса (SBA). В соответствии с Законом CARES первоначально на финансирование программы ГЧП было выделено 349 миллиардов долларов, а примерно месяц спустя было добавлено еще 310 миллиардов долларов. Эти ссуды предназначены для покрытия восьми недель заработной платы, а также некоторых коммунальных расходов и арендной платы, но не более 10 миллионов долларов. Эти ссуды будут прощены, если предприятия будут держать сотрудников на заработной плате, поддерживать определенную заработную плату сотрудников и использовать не менее 75% выручки для покрытия расходов на заработную плату, а остальные 25% — для определенных указанных расходов. Хотя ссуды ГЧП сравнивают со свободными деньгами, правильнее было бы описать их как условные гранты.

Экстренная помощь для малого и среднего бизнеса (COVID-19)

Для облегчения восстановления предприятия, имеющие право на получение AERAM, могут получить дополнительную поддержку в рамках PAUPME. Компания может воспользоваться новой дополнительной финансовой помощью в размере до 50 000 долларов США для покрытия своих потребностей в наличных деньгах для получения общей помощи в размере 150 000 долларов США.

Дополнительная поддержка эквивалентна одному, двум или трем месяцам дополнительного прощения ссуды (безвозвратная финансовая помощь) в дополнение к предыдущим месяцам, которые могут быть востребованы при повторном открытии целевого предприятия.

Для предприятий, закрытых на 90 дней или менее

Максимальная дополнительная сумма, подлежащая выплате, составляет 15 000 долларов США на одно учреждение. Дополнительная поддержка должна покрывать фиксированные расходы, выплаченные в течение месяца после открытия целевых предприятий.

Для предприятий, закрытых на период от 91 до 180 дней

Максимальная дополнительная сумма, подлежащая выплате, соответствует 30 000 долларов США на учреждение, то есть 15 000 долларов США в месяц. Дополнительная поддержка должна покрывать фиксированные расходы, выплаченные в течение двух месяцев после открытия целевых предприятий.

Для предприятий, закрытых более 180 дней

Максимальная дополнительная сумма, которая может быть выплачена, соответствует 45 000 долларов США за учреждение или 15 000 долларов США в месяц. Дополнительная поддержка должна покрывать фиксированные расходы, выплаченные в течение трех месяцев после открытия целевых предприятий.

Повышение добавляется к прощению ссуды за предыдущие месяцы, но не более 100% предоставленного финансирования.

Компания, которая вновь открылась, но должна была приостановить свою деятельность, прежде чем полностью воспользоваться преимуществами расширенной поддержки (повторное открытие улучшения), может получить к ней доступ при следующем повторном открытии.

Компенсация расходов на закрытие

Кроме того, дополнительная поддержка может применяться к ресторанам и тренировочным залам, которые возобновили свою работу, но должны снова закрыть из-за приказа о закрытии, чтобы защитить здоровье населения во время пандемии COVID-19 .

Эта дополнительная поддержка соответствует прощению ссуды на сумму не более 10 000 долларов США на одно заведение для покрытия понесенных расходов и необходимых для открытия предприятия:

  • стоимость неиспользованных скоропортящихся продуктов;
  • клининг торгового предприятия;
  • Затраты на набор и обучение нового персонала.

Государственная помощь малым и средним предприятиям в период восстановления от COVID-19

10.Сентябрь 2020 г.

Ecovis в Шанхае

Правительство Китая приняло различные меры для помощи малым и средним предприятиям (МСП) во время пандемии коронавируса, включая налоговую, социальную, финансовую, научную и техническую поддержку. Основные льготные политики, доступные для МСП, изложены ниже.

Налог:

1.Налог на добавленную стоимость
Предприятия, которые предоставляют определенные услуги, включая транспортировку основных материалов для предотвращения и контроля эпидемий, услуги общественного транспорта, жилищные услуги или услуги экспресс-доставки предметов первой необходимости для жителей, освобождаются от налога на добавленную стоимость (НДС). ). Предметы, подаренные для борьбы с пандемией, также будут освобождены от НДС и налога на потребление. К 31 декабря 2020 года НДС в отношении налогооблагаемой выручки от продаж будет снижен с 3% до 1% для мелких налогоплательщиков НДС, расположенных за пределами провинции Хубэй. Те, кто находится в провинции Хубэй, будут освобождены от уплаты предоплаченного НДС или получат приостановку.

2. Подоходный налог с предприятий
Что касается налоговых убытков, понесенных в 2020 году, переходящий период был увеличен с пяти до восьми лет для предприятий, пострадавших от эпидемии. Пожертвования наличными деньгами и предметами для реагирования на эпидемию, сделанные общественными благотворительными организациями или правительствами на уровне округа или выше, а также их департаментами, могут быть полностью вычтены до расчета подоходного налога с предприятий или индивидуального подоходного налога.Эти пожертвования будут освобождены от налога до 31 декабря 2020 года. Для малых низкоприбыльных предприятий уплата подоходного налога с предприятий за текущий период может быть отложена до первого отчетного периода 2021 года.

Социальное страхование:

1. Периодическое сокращение или освобождение предприятий от выплаты пенсий, страхования от безработицы и производственного травматизма.

С 1 февраля 2020 года по 31 декабря 2020 года микро-, малые и средние предприятия (ММСП) будут освобождены от уплаты взносов социального страхования, взимаемых работодателями.С 1 февраля по 30 июня 2020 года крупные предприятия (за исключением государственных органов и государственных учреждений) будут обязаны платить только 50% своих взносов на социальное страхование в качестве работодателей. Предприятия, испытывающие серьезные трудности в производстве и работе из-за эпидемии, могут подать заявку на отсрочку выплаты взносов социального страхования до 31 декабря 2020 года и не нести штрафы за просрочку платежа в течение этого времени.

2. Возврат по страховке от безработицы
Работодателям и работникам, уплатившим взносы по страхованию от безработицы в предыдущем году, будет возвращено 50% от общей суммы.

3. Задержка выплаты взносов по социальному страхованию
Дата начала и окончания выплат по социальному страхованию в 2020 году муниципальными служащими была скорректирована с 1 июля по 30 июня следующего года. Требование о выплате взносов по социальному страхованию за 2019 год от муниципальных служащих перенесено на 30 июня 2020 года.

4. Продление срока выплаты взносов на социальное страхование
Предприятия, пострадавшие от эпидемии, должны сообщать в управление социального страхования в Шанхае, чтобы получить продление.Выплаты не потребуются до истечения трех месяцев после того, как эпидемический кризис будет признан оконченным. Плата за просрочку платежа не взимается.

5. Периодическое сокращение взносов по основному медицинскому страхованию
С февраля 2020 года отчисления по основному медицинскому страхованию работников, требуемого предприятиями, будут сокращены вдвое на период до пяти месяцев. Предприятия, испытывающие трудности, могут отложить эти платежи на срок до шести месяцев, в течение которых не будут взиматься просроченные штрафы.

6. Более низкие ставки Medicare
С февраля по декабрь 2020 года ставка базовой медицинской страховки для сотрудников в Шанхае (включая страхование материнства) будет снижена на 0,5%.

7. Периодическое сокращение взносов по социальному страхованию в Шанхае
Что касается предприятий, расположенных в Шанхае, крупные предприятия должны были платить только 50% своих обычных взносов на страхование пожертвований, страхование от безработицы и страхование от производственных травм, начиная с периода С февраля по апрель 2020 г.МСП были освобождены от налога с февраля по июнь 2020 года. Что касается базового медицинского страхования (включая страхование материнства), с февраля по июнь 2020 года взнос работодателя был снижен до 5,25% (обычно 10,5%). С июля по декабрь 2020 года взнос работодателя составит 10% (снижение на 0,5% от предэпидемической ставки). Сотрудникам по-прежнему нужно будет платить.

8. Субсидия на обучение
Предприятия, расположенные в Шанхае, затронутые эпидемией, могут получить субсидию в размере до 95% наличных расходов на предоставление онлайн-профессионального обучения своих сотрудников (включая персонал диспетчерской службы, работающий на предприятиях). ) в период блокировки.

9. Дополнительная поддержка
Другая доступная поддержка может включать снижение арендной платы, ссуды для малых и средних предприятий, финансовые льготы для технологических предприятий и поддержку инновационных предприятий в облачных сервисах.

Внимание: иностранные резиденты Китая

Физические лица, проживающие в Китае 183 дня или более в календарном году, считаются резидентами для целей налогообложения. Однако из-за эпидемии любые иностранцы, которые обычно проживают в Китае, но в настоящее время находятся за границей, не могут вернуться.Это окажет существенное влияние на декларацию по подоходному налогу с физических лиц с точки зрения расчета их ежемесячной заработной платы и бонусов в 2020 году. Любой, кто пострадал от этой ситуации, должен проконсультироваться со своим налоговым специалистом, чтобы обсудить свои конкретные обстоятельства.

Пингвен Ху и Цао И

Подпишитесь на нашу рассылку!

Поддержка Google и Facebook для малого и среднего бизнеса в ответ на COVID-19

В целях поддержки малого и среднего бизнеса во время пандемии COVID-19 и Google, и Facebook будут оказывать помощь малому бизнесу с помощью комбинации программ.

Пока не все подробности доступны, но вот что мы знаем:

GOOGLE:

Google будет предоставлять рекламные кредиты активным рекламодателям малого и среднего бизнеса, позволяя им размещать рекламу на платформах Google, включая поиск, контекстно-медийную сеть и YouTube.

1. Кто именно имеет право на участие?

Рекламные кредиты будут предоставлены малым и средним предприятиям, которые были активными рекламодателями в Google, начиная с 1 января 2019 года. Хотя предприятия малого и среднего бизнеса часто определяются как «предприятия с годовым доходом менее 100 миллионов долларов», Google не предоставил определение.Неясно, сколько получит каждый бизнес, но это может быть основано на прошлых расходах по счету.

2. Что означает «активные рекламодатели»?

Пока не ясно, как Google будет определять «активного» рекламодателя. Согласно самому вольному толкованию, организация может считаться активной, если она показала любых утвержденных рекламных объявлений в период с 1 января по настоящее время. Это еще одна область, которая потребует разъяснений от Google.

3.Когда будут доступны кредиты?

Официальное сообщение от Google — «в ближайшие месяцы.«Общая сумма кредитов, которые будут предложены, составляет 340 миллионов долларов, но эта цифра может измениться. Соответствующие компании будут получать уведомления через свой аккаунт Google Рекламы, когда программа будет запущена.

4. Применяются ли кредиты непосредственно к учетной записи или к учетной записи MCC?

MCC означает «Мой центр клиентов», инструмент «зонтичной учетной записи» для управления несколькими учетными записями AdWords от клиентов. Хотя MCC не упоминается ни в одном из материалов, которые Google еще выпустил о рекламных кредитах, тот факт, что уведомления будут отправляться непосредственно в аккаунты Google Рекламы компаний, может означать, что кредиты также будут отображаться непосредственно в MCC.

Обновлено 22 апреля: Сегодня Google обновил свою страницу рекламных кредитов COVID-19, добавив «дополнительную информацию о критериях участия и деталях рекламного кредита». Эти обновления см. Ниже:

5.Если несколько учетных записей объединяются в одну управляющую учетную запись, будет ли каждая учетная запись получать рекламный кредит?

Рекламный кредит будет применен к каждому подходящему клиенту. Если несколько подходящих аккаунтов сводятся к одному управляющему аккаунту, каждый из допущенных аккаунтов получит рекламный кредит.

6.Как будет работать рекламный кредит?

Это рекламный кредит для будущих расходов на Google Рекламу. Он не будет применяться к выставленным счетам прошлым или текущим расходам в Google Рекламе. Эти рекламные кредиты будут применяться ко всей платформе Google Рекламы, включая поиск, контекстно-медийную сеть и YouTube, а также ко всем типам кампаний.

7. Когда подходящие клиенты получат рекламный кредит?

С конца мая мы начнем поэтапно предоставлять рекламный кредит. В течение следующих месяцев подходящие клиенты получат уведомление и увидят, что рекламный кредит применен в их аккаунте Google Рекламы.

8. Сколько стоят рекламные кредиты?

Сумма рекламного кредита будет зависеть от клиента в зависимости от прошлых расходов на Google Рекламу, а также страны и валюты, в которой создана компания и аккаунт Google Рекламы.

Нажмите здесь, чтобы узнать больше о рекламных кредитах Google для малого и среднего бизнеса Google Реклама

FACEBOOK:

Facebook предлагает денежные гранты и рекламные кредиты в размере 100 миллионов долларов США для 30 000 соответствующих критериям малых предприятий в более чем 30 странах, где работает Facebook.

1. Кто именно имеет право на участие?

Чтобы получить грант, предприятия должны подать заявку. Чтобы иметь право подать заявку, компания должна:

  • Быть коммерческой компанией
  • Имеют от 2 до 50 сотрудников
  • Работаем более года
  • Испытывали проблемы, связанные с COVID-19
  • Находиться в месте, где работает Facebook, или рядом с ним.

2.Как подать заявление?

Если вы соответствуете перечисленным выше требованиям, вы можете подать заявление, когда приложения станут доступны в вашем районе.

Ближайшие местоположения:

  • 18 апреля — Нью-Йорк и Сиэтл
  • 20 апреля — Область залива Сан-Франциско
  • 22 апреля — все остальные города США, соответствующие критериям

Нажмите здесь, чтобы узнать больше о программе Facebook Small Business Grants Program.

Как мы знаем, эта страница будет обновляться. Для получения более ценной информации о том, как оставаться в безопасности, продуктивности и здоровью во время COVID-19, посетите нашу страницу ресурсов.

Почему малый бизнес важен

Оживленный сектор малых и средних предприятий является жизненно важным элементом здоровой рыночной экономики.Малые и средние предприятия (МСП) составляют более 99% от общего числа предприятий в странах, где мы работаем. Они несут ответственность за большой вклад в добавленную стоимость и занятость.

Однако из-за внутренней неэффективности и ограничений деловой среды их вклад может быть значительно ниже его потенциального.

МСП также играют важную роль в политической экономии, помогая продвигать и укреплять реформы. С экономической точки зрения им присуща заинтересованность в продвижении политики, способствующей созданию равных условий, в то время как с политической точки зрения процветающий сектор МСП расширяет возможности и способствует росту сильного среднего класса, который затем может служить в качестве группы, стремящейся к демократическим реформам и разумному экономическому управлению.

Хотя малые предприятия, как правило, более гибкие и быстро меняются, чем более крупные корпорации, они гораздо более уязвимы к ухудшению деловой среды. Они также более чувствительны к преследованиям со стороны государственных учреждений и имеют меньше ресурсов, которыми можно воспользоваться в тяжелые времена.

Одна из серьезных проблем для малого бизнеса — получить доступ к финансам, необходимым им для развития и роста. Вопросы обеспечения и соответствия международным стандартам бухгалтерского учета непропорционально затрагивают МСП, в то время как финансовые учреждения имеют меньший опыт кредитования сегмента малого бизнеса и часто воспринимают их как более рискованные, чем свидетельствуют имеющиеся данные.

В Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР) мы считаем, что создание условий для процветания малого бизнеса имеет основополагающее значение для экономического роста.

Наряду с реструктуризацией государственных фирм и содействием усилению конкуренции, МСП играют важную роль в поддержании экономического баланса в странах с переходной экономикой.

Мы убеждены, что во всех странах, где мы работаем, процветающий сектор МСП лежит в основе устойчивого и инклюзивного экономического роста.

Исследование

подтверждает необходимость поддержки малых и средних предприятий на их пути к цифровизации и устойчивости

Хотя все ключевые результаты относятся к МСП ЕС, опрос проводился среди более 12000 компаний из всех стран ЕС (и более 3000 компаний из 12 стран). страны, не входящие в ЕС) с февраля по май этого года. Он показывает, что 42% малых и средних предприятий ЕС говорят, что доступность поддержки, помогающей предприятиям стать более устойчивыми, является недостаточной.

Опрос был проведен незадолго до того, как экономические последствия кризиса COVID-19 стали полностью ощутимы предприятиями ЕС, а также во время принятия новой стратегии ЕС в отношении МСП в марте этого года.Стратегия направлена ​​на значительное увеличение числа малых и средних предприятий, занимающихся устойчивой деловой практикой, а также числа малых и средних предприятий, использующих цифровые технологии, поэтому этот новый Евробарометр подтверждает, что новая стратегия не только остается в силе, но и важнее, чем когда-либо. важный инструмент для восстановления после кризиса COVID-19.

Другие ключевые результаты исследования Евробарометра по МСП, стартапам, расширению масштабов и предпринимательству в ЕС

  • Примерно каждое пятое МСП считает недостаток навыков препятствием для внедрения более устойчивых методов работы, перехода на цифровые технологии и инноваций.Таким образом, чтобы поддержать МСП, чтобы они смогли справиться с двойным переходом к устойчивости и цифровизации и расти, нам также необходимо убедиться, что они имеют доступ к нужным навыкам и опыту.
  • Стимулирование спроса на экологически чистые продукты и услуги также является проблемой при переходе к устойчивому развитию, поскольку недостаток потребительского спроса (30%) преодолевает препятствия на пути к устойчивости, с которыми сталкиваются МСП. Наиболее упоминаемым препятствием на пути к цифровизации является неуверенность в отношении будущих цифровых стандартов (24%).С точки зрения как устойчивости, так и цифровизации отсутствие финансовых ресурсов является следующим наиболее часто упоминаемым препятствием.
  • Необходимо помочь МСП использовать возможности роста, предлагаемые международными рынками как внутри ЕС, так и за его пределами. Только 26% МСП ЕС экспортировали свои товары или услуги в 2019 году, девять из десяти из них — только в другие страны ЕС.
  • Данные исследования также подтверждают необходимость решения других ключевых вопросов, определенных новой стратегией для МСП. МСП сообщают, что самые большие проблемы, с которыми они сталкиваются, — это нормативные препятствия или административное бремя (55%), задержки платежей (35%), плохой доступ к финансам (21%) и отсутствие навыков (17%), все это относится к числу ключевые направления новой стратегии МСП.
  • Исследование подтверждает, что стартапы и компании по расширению масштабов имеют те же основные потребности, что и МСП, но с некоторыми нюансами. Например, по сравнению с МСП, более высокая доля стартапов и расширяющихся компаний имеет проблемы с доступом к финансам и навыкам. Среди тех, кто планирует рост, более высокая доля стартапов (28%) и расширений (24%), чем МСП в целом (17%), планирует рост в других странах ЕС. Большая доля стартапов и расширений (около 30%), чем у малых и средних предприятий (около 20%), имеет стратегию или план действий по цифровизации.Аналогичная картина наблюдается с точки зрения наличия стратегии или плана действий по обеспечению устойчивости, поскольку они есть у четырех из десяти стартапов и расширений, по сравнению с тремя из десяти МСП в целом.

Flash Eurobarometer — это специальные тематические интервью, проводимые по запросу любой службы Европейской комиссии. Они позволяют Комиссии быстро получать результаты и фокусироваться на конкретных целевых группах.

Новое исследование является богатым источником новых данных о малых и средних предприятиях, стартапах и масштабных компаниях.