Психологическая характеристика помогающих профессий | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Эннс, Е. А. Психологическая характеристика помогающих профессий / Е. А. Эннс. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 92-93. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/34/2487/ (дата обращения: 20.12.2022).

Профессионализация – целостный непрерывный процесс становления личности специалиста, который начинается с момента выбора и принятия будущей профессии, и заканчивается, когда человек прекращает активную трудовую деятельность. Наиболее интенсивным периодом профессионализации считается обучение в вузе. Поэтому важной задачей университетского образования, помимо передачи знаний и умений, должно стать формирование личности профессионала, содействие развитию зрелого профессионального самосознания. Особую важность эта задача приобретает для подготовки специалистов, так называемых помогающих профессий.

В своем самом общем понимании помогающее поведение человека относится к категории просоциальной активности [7]. Под просоциальным поведением понимаются любые действия, совершенные с целью принести пользу другому существу (Э. Арансон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт, Р. Чалдини, Д. Кенрик, С. Нейберг). Д. Бэтсон отмечает, что просоциальное поведение включает в себя любые действия, связанные с добровольным оказанием помощи или намерением оказать помощь другим людям независимо от характера ее мотивов. По определению Я. Рейковского, это действия, направленные на «сохранение, защиту, облегчение функционирования или содействие развитию того или иного «социального объекта» (другого человека, группы, коллектива)» [7].

Согласно классификации, предложенной Е.А. Климовым [2, 3, 4], профессии, предполагающие постоянную работу с людьми и постоянное общение в ходе профессиональной деятельности, относятся к системе «человек-человек», то есть к группе профессий социономического типа. Данные профессии, как правило, связаны с такими сферами, как медицинское обслуживание (врач, медсестра и т.д.), обучение и с воспитание (воспитатель, гувернер, тренер, учитель и т.д.), бытовое обслуживание (продавец, проводник, официант и т.д.), правовая защита (юрист, участковый инспектор и т.д.). Отдельно в этой группе можно выделить те сферы деятельности, которые связаны с оказанием той или иной помощи человеку, группам людей, то есть те, которые относятся непосредственно к «помогающим» профессиям (врач, психолог, учитель и др.).

Болучевская В.В., Милакова В.В. основываясь на критериях анализа профессий, которые использует Е.А. Климов, описывают помогающие профессии следующим образом [1, 6].

Предметом деятельности в этих профессиях является культура, понимаемая как целостное динамическое пространство значений, носителем которого является сообщество или отдельный человек. На уровне отдельного человека – это личность.

Из этого определения видно, что помогающие профессии соответствуют описанному Е.А. Климовым типу профессий «человек-человек».

Средства деятельности в помогающих профессиях, как и в большинстве профессий типа «человек-человек», имеют преимущественно внутренний, функциональный характер [3]. Другими словами, средством является сам человек, его психические или личностные свойства и способности. Другая особенность средств в этого типа профессиях состоит в том, что операциональная сторона деятельности представлена и профессионалу, и окружающим свернуто: обеспечить, организовать и таким предъявляет особые требования к индивидуально-творческому процессу реализации деятельности.

Условия деятельности в помогающих профессиях по терминологии Е.А. Климова связаны с повышенной моральной ответственностью. Это, с одной стороны, является следствием особой роли, отводимой профессионалам такого типа в обществе – роли, включающей в себя этические и моральные требования к личностным особенностям профессионала.

С другой стороны – это следствие особенностей результатов деятельности в социальной области.

Цели и результаты в помогающих профессиях отличаются тремя основными особенностями. Во-первых, в большинстве случаев результат труда в этих профессиях задается не определенно, а в виде общего представления. Часто предполагаемый продукт описывается только через необходимые следствия: надо сделать нечто, чтобы, например, человек чувствовал себя лучше.

Во-вторых, в помогающих профессиях, продукт – это в той или иной степени «личностный вклад», то есть, его существование неотделимо полностью от личности, от автора. Личность как бы присутствует в реализованном деле, в данном случае деятельность выступает как авторская. И, наконец, продукт труда в помогающих профессиях практически невозможно оценить объективно, более того, он может быть оценен прямо противоположным образом разными «потребителями», в разное время.

Это, в свою очередь, предполагает максимальное участие внутреннего контроля за профессиональной деятельностью и «правильного» представления профессионала о ее предмете, средствах и т.д.

Милакова В.В. выделяет общие индивидуально-психологическими особенности студентов, овладевающих помогающими профессиями: социабельность, ориентация на процесс профессиональной деятельности, преобладание альтруизма над эгоизмом; доминирующие ценности – здоровье, уверенность в себе, свобода и материально обеспеченная жизнь; у большинства студентов представление о специфике своей специальности формируется в течение первого года обучения, а наиболее важными качествами «идеального» специалиста помогающей профессии являются профессионализм, компетентность, терпимость, ответственность; при этом имеется уверенность в соответствии своих личностных характеристик требованиям профессии [6].

Следует особо подчеркнуть, что средством профессиональной деятельности в этих профессиях выступает сама личность специалиста.

И залогом его эффективной профессиональной деятельности является зрелость его профессионального самосознания.

Е.А. Климов [3] в общем виде структуру профессионального самосознания характеризует следующими положениями: сознание человека своей принадлежности к определенной профессиональной общности; знание, мнение о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных «ролей», на «шкале» общественных положений; знание человека о степени его признания в профессиональной группе; учет оценки себя как профессионала со стороны коллег; знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач, знание своих индивидуальных способов успешного действия, своего наиболее успешного «почерка», стиля в работе; представления о себе и своей работе в будущем («я в будущем») [3; С. 73-74].

По классификации Б.С. Братуся и И. Вачкова, профессиональное самосознание личности специалиста отражается в прохождении следующих его уровней.

Регулятивно-прагматический. Характеризуется ситуационными аспектами самосознания, т.е. специалист привязан к ситуации, выполняя только служебную роль. Это дает возможность человеку лишь в минимальной степени адаптироваться к ситуации и регулировать свое поведение.

Эгоцентрический уровень. Исходным моментом являются личная выгода, удобство, престижность. Другие рассматриваются либо как факторы, способствующие самоактуализации («удобные для меня»), либо как препятствующие ей («плохие»), либо как индифферентные («не мешающие мне»). Такой специалист не может вырваться за пределы эгоцентрического уровня личностно-смысловой сферы.

Стереотипно-зависимый уровень самосознания. На нем жизнедеятельность человека определяется его близким окружением или людьми, которых он ставит выше себя. На этом уровне люди делятся на «своих», обладающих самоценностью, и «чужих», лишенных ценности. Следствием этого становится потеря творческого начала и неизбежное возникновение зависимости от ценностной ориентации значимых других. А это, в свою очередь, тормозит процессы глубокой рефлексии и не способствует поиску конструктивных способов преодоления трудностей.

Субъективно-универсальный уровень. Это высшая ступень профессионального самосознания. Внутренняя устремленность человека на создание таких результатов, которые принесут равное благо другим людям. Такой специалист строит систему отношений с людьми, основанную на принятии их как самоценности и подобное отношение складывается у него к себе, к своему труду. Развивает себя как личность и как профессионала[5].

Таким образом, возникает необходимость совершенствовать в процессе обучения не только основные профессиональные навыки и умения индивида, но и закладывать основы мировоззрения, направлять развитие личности, формировать необходимые для профессионала личностные качества с целью его оптимального функционирования и адаптации в помогающих профессиях.

Литература:

  1. Болучевская В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий. Монография. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. – 264 с.

  2. Климов, Е.А. Некоторые психологические проблемы подготовки молодежи к труду и выбору профессии / Е.А. Климов // Вопросы психологии. – 1985. – № 4.

  3. Климов, Е.А. Психология профессионала. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 400 с.

  4. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Евгений Александрович Климов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 304 с.

  5. Матвеева, Л.Г. Становление профессионального самосознания клинических психологов: дис. … канд. психол. наук. Челябинск, 2004.

  6. Милакова, В. В. Психологические особенности профессионального самоопределения будущих специалистов помогающих профессий социономического типа: автореф. дис. … канд. психол. наук. Астрахань, 2007 г.

  7. Рейковский, Я. Просоциальная деятельность и понятие собственного «Я» / Я. Рейковский // Вестн. Моск. ун-та. – Сер.14. – 1981. – №1. – С. 14-22.

Особенности людей в помогающих практиках. Выбор или приговор? //Психологическая газета

  • #практика
  • #психотерапия
  • #саморазвитие
  • #сообщество
Автор
  • Демьяненко Алексей Михайлович

Доклад «Особенности людей в помогающих практиках. Выбор или приговор?» состоялся в рамках симпозиума «Концепции жизнестойкости и уязвимости в психотерапии».

«…Краткая зарисовка о том, что я понимаю под помогающими профессиями — это широкое поле, куда входят люди, деятельность которых направлена на взаимодействие с другими людьми и помощь им в чем-либо. Сюда можно отнести врачей, психологов, социальных работников, учителей и других, чья деятельность направлена на помощь людям и непосредственное с ними взаимодействие.

Как вы думаете, какой самый частый ответ на вопрос «Зачем вы пришли в помогающую профессию?» был у слушателей кафедры психотерапии? 95 процентов слушателей ответили: «Я пришел в специальность, чтобы помогать другим людям». Тогда я задавал другой вопрос, после которого люди задумывались и обычно злились: «Зачем это другим людям я понял, а зачем это вам?». Там начинались сложности. В конце обычно люди грустили, и эта грусть была связана с тем, что они понимали, что все-таки здесь не все так чисто. И больше всего обычно грустили те люди, которые с «кибальчишевой идейностью» говорили: «Я в профессии затем, чтобы помогать». Потому что они начинали понимать, зачем они находятся в помогающей профессии. Очень часто это история про то, что таким образом я поддерживаю свою ценность. И я прихожу в помогающую профессию, чтобы получить некоторое подкрепление. И вот здесь  дилемма — то, что человек приходит в помогающую профессию, является ли это выбором или это приговор в связи с историей развития каждого?

Скажу немножко про приговор, а потом — про то, каким образом это может стать выбором. У психоаналитиков существует термин «достаточно принимающая мать». Это та мать, которая обеспечивает ребенку достаточное количество тепла и принятия, когда ребенок себя ценит без всяких условий. У него формируется некое право быть просто потому, что он есть на этой земле. Если этого не происходит, то возникает так называемая нарциссическая травма, когда для того, чтобы принимать свою бытийность нужны некоторые специальные условия.

Практика показывает, что никакая другая область кроме помогающих профессий не позволяет получить такого большого количества принятия, нематериальной нарциссической поддержки. Те из вас, кто практикует долго и живет давно, наверняка помнят 90-е годы, когда люди (особенно врачи, учителя) ходили на работу, но им иногда по 7-8 месяцев не платили зарплату.   Но люди приходили на работу и говорили, что это их святой долг, они должны помочь. И здесь у меня возникает такой вопрос: представьте сантехника, который у вас дома устанавливает новый унитаз, вы ему говорите: «Давайте я вас отблагодарю!», а он отвечает: «Мне не надо, мое счастье в том, чтобы вы хорошо какали и унитаз у вас функционировал хорошо». Выглядит немножечко абсурдно. Но в помогающих профессиях, сами понимаете, мы сталкиваемся с этим регулярно. И тогда возникает вопрос люди ли выбирают помогающую профессию или профессия выбирает людей, вынося некий приговор: «Ты идешь в помогающую профессию, потому что ты должен получить некоторое количество поддержки, которая обеспечивает твое право быть!»?

Что на сегодняшний день поддерживает здоровых профессионалов? Как профессия может стать выбором и что для этого нужно? Во-первых, мое искреннее убеждение заключается в том, что большое количество граждан, которые приходят в профессию психолога, психотерапевта (в контексте этой части доклада эти слова — синонимы) приходят в реальную практику по некоторой ошибке. Им хорошо бы прийти в личную терапию, чтобы разобраться с чем-то, что является частью сложного опыта… Ему бы в терапию, но человек приходит на психфак или в медицинский институт, идет на кафедру психотерапии и дальше в клиентах лечит себя. Вместо того чтобы пойти полечиться самому.

Как профессия становится выбором? Я всегда, преподавая на кафедре (я преподаю в Восточно-Европейском гештальт-институте, сертифицированный гештальт-практик), говорю о том, что для меня необходимым условием быть в профессии, профессионально соответствовать профессии и не выгорать, является базовый интерес к людям как к некоторому событию, интерес к другому без всяких условий. Другими словами — моя способность переживать отношения с другим человеком, видя ценность в самих отношениях…»  

Опубликовано 6 июня 2019

Автор

Демьяненко Алексей Михайлович

врач психиатр-психотерапевт, организационный консультант, сертифицированный гештальт-практик, супервизор. Заведующий отделением — Городским психотерапевтическим центром Городской психиатрической больницы №7 им. академика И.П. Павлова (Клиника неврозов). Соучредитель и консультант Центра системного консультирования «Искусство перемен». Ассистент кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова. Преподаватель ВЕГИ.
Санкт-Петербург

Топ-7 публикаций, которые должен прочитать каждый менеджер

Перейти к основному содержанию

Если вы хороший менеджер, вы всегда будете в курсе последних событий в своей отрасли. Если вы отличный менеджер, вы также будете в курсе событий в области управления. Вам будет полезно прочитать следующие семь изданий:

1.Harvard Business Review: Harvard Business Review , один из самых уважаемых деловых журналов в мире, предоставляет научное представление о событиях и тенденциях в мире управления. Он предназначен для ученых, руководителей высшего звена и менеджеров среднего звена, часто предоставляя данные из недавних исследований для обоснования статей. Темы варьируются от лидерства и стратегии до инноваций и управления персоналом — и многое другое.

2. Fortune : Fortune — еще один ключевой элемент делового мира и издатель ежегодного списка Fortune 500 — является основным источником деловых новостей и практических советов по руководству на протяжении 87 лет. Следующие разделы представляют особый интерес для менеджеров: Лидерство , Карьера , Инсайдеры Fortune и Корпорация 21 st Century .

3.Forbes: почти сто лет, Forbes  охватывает широкий круг тем, от новостей бизнеса и финансов до технологий, мнений и лидерства. Хотя большая часть его контента предназначена для руководителей высшего звена, если вы амбициозный менеджер, вы определенно можете извлечь из этого пользу. Кроме того, раздел Lifestyle  – это увлекательная коллекция статей о знаменитостях, дизайнерских товарах и роскошном отдыхе, так что если вам нужна мотивация, чтобы подняться по карьерной лестнице, не ищите дальше!

4. MIT Sloan Management Review: в течение почти 60 лет MIT Sloan Management Review  возглавлял дискуссии о технологических достижениях в практике управления. В его состав входят некоторые из ведущих мировых мыслителей и новаторов. Хотя содержание немного более сухое, чем у других деловых журналов, оно полно передовых исследований и идей. Кроме того, он предлагает значительное количество электронных книг, вебинаров и видеороликов, в которых более подробно рассматриваются определенные темы.

5. Предприниматель: Хотя Предприниматель ориентирован на предпринимателей и малый бизнес, содержит много материалов о лидерстве и менеджменте, полезных для менеджеров среднего звена. От проверенных и проверенных советов по управлению до подробных обсуждений тенденций на рабочем месте — здесь вы обязательно найдете статьи с практическими советами.

6.DiversityInc. На протяжении последних 20 лет DiversityInc предоставляет новости, советы и информацию о разнообразии на рабочем месте. Он представляет взгляды меньшинств на рабочем месте в США, в том числе афроамериканцев, выходцев из Азии, выходцев из Латинской Америки и коренных американцев, представителей ЛГБТКИА, а также людей с ограниченными возможностями и страдающих ожирением. Темы включают управление разнообразием, здравоохранение, законодательство, консультации по вопросам карьеры и даже разнообразие поставщиков. Учитывая растущую важность разнообразия на рабочем месте, эта публикация должна быть на радаре каждого менеджера.

7.Fast Company:  Fast Company  фокусируется на лидерстве, технологиях и инновациях. Хотя его содержание не предназначено специально для управления, тем не менее, это полезная информация для амбициозных менеджеров, которые хотят быть в курсе инноваций, влияющих на деловой мир. Одной из самых интересных его особенностей является раздел Идеи, меняющие мир  , в котором сообщается о самых передовых тенденциях, инициативах и разработках, которые меняют то, как устроен наш мир. Для менеджеров, которые хотят отточить свои навыки «нестандартного мышления», 9 0007 Fast Company  предоставляет информативный и интересный источник информации.

Если у вас нет достаточно времени, чтобы проверять все эти публикации каждую неделю, подписка на их информационные бюллетени может быть хорошей идеей, чтобы получить быстрый обзор самых последних и популярных статей. Помните: никогда не знаешь, когда наткнешься на крупицу информации или совета, который поможет тебе стать еще лучшим менеджером и продвинуться по карьерной лестнице.

Источники:

https://hbr.org

http://fortune.com

http://www.forbes.com

http://sloanreview.mit.edu

https://www.entrepreneur.com

http://www.diversityinc .com

https://www.fastcompany.com

https://www.fastcompany.com

Статья

Важность навыков обслуживания клиентов для каждого сотрудника

работа, то вы можете не думать, что важно оттачивать свой собственный

. .Подробнее >

Статья

Зачем вам нужна карта карьеры и советы по ее созданию

Каждое утро вы встаете и идете на работу. Время от времени ваше внимание привлекает интересная вакансия,

..Подробнее >

Статья

Сотрудничество с трудным коллегой: что можно и чего нельзя делать

Как бы вам ни нравилась ваша работа, она не означает, что всем вашим коллегам приятно работать

..Подробнее >

Публикации Occupational Outlook помогут выбрать лучшую карьеру

Работа против карьеры. Зарабатывать на жизнь или следовать своему призванию. В сегодняшнем жестком экономическом климате многие безработные или частично занятые были бы довольны любой работой и не осмеливаются претендовать на работу мечты. Но что, если бы у вас было все: работа, которую вы любите делать, у вас хорошо получается, и она пользуется спросом, поэтому вам действительно будут платить за ее выполнение?

Изображение: Работа мечты = золотая середина между страстью, навыками и рыночным спросом. Изображение предоставлено: TheUndercoverRecruiter.com

В Послании президента Обамы о положении в стране на этой неделе во вторник, 12 февраля 2013 г., одной из тем была необходимость образования и профессиональной подготовки (и переподготовки), чтобы помочь американцам получить работу или перейти в более стабильные отрасли. Но половина успеха заключается в том, чтобы знать, какая профессия соответствует вашим увлечениям и талантам, какие навыки и образование вам необходимы для выполнения этой работы, а также каковы текущие и будущие перспективы в этой конкретной области, чтобы у вас было больше шансов сохранить эту работу в будущем. будущее.

К счастью, Бюро трудовой статистики Министерства труда США (известное как BLS) имеет две дополняющие друг друга публикации, которые помогут вам выбрать правильный карьерный путь.

Справочник Occupational Outlook Handbook — это главный источник профессиональной ориентации федерального правительства, включающий сотни профессий — как рабочих, так и белых воротничков — от плотников, пожарных и спортивных судей до учителей, медицинских работников, личных финансовых консультантов и даже мультимедийные дизайнеры и ученые. Последняя версия пересматривается каждые 2 года и содержит прогнозы занятости на десятилетие 2010–2020 годов.

Вы «копаете» кости и древние культуры? Узнайте о карьере археологов и узнайте их последние зарплаты в СМИ, требования к образованию начального уровня или эквивалентный опыт работы, количество рабочих мест в этой области сегодня и перспективы работы в этой области в следующем десятилетии.

В настоящее время двумя самыми быстрорастущими профессиями являются помощники по уходу за собой и помощники по домашнему здоровью для обслуживания стареющих бэби-бумеров. Эффект ремонта дома HGTV, кажется, был благом для укладчиков плитки / мрамора и каменщиков и кирпичных каменщиков, а любовь наших котят и щенков к домашним животным сделала ветеринарных техников очень востребованными. Самыми высокооплачиваемыми из 20 самых быстрорастущих профессий являются физиотерапевты со средней годовой оплатой 76 310 долларов и инженеры-биомедики со средней годовой оплатой 81 540 долларов.

НАЖМИТЕ НА ИЗОБРАЖЕНИЕ, ЧТОБЫ УВИДЕТЬ В ПОЛНОМ РАЗМЕРЕ

Изображение: Наиболее быстрорастущие профессии: 20 профессий с наибольшим процентом смены занятости в период с 2010 по 2020 год. Источник: Бюро статистики труда (BLS) Министерства труда США.

Для тех, кто хочет более регулярных обновлений с более подробными статьями, Бюро трудовой статистики (BLS) также предлагает привлекательный журнал Occupational Outlook Quarterly или « OOQ » для знающих. Этот цветной журнал, подходящий для соискателей, студентов, учителей, родителей, консультантов по трудоустройству и профориентации, содержит личные истории и подробные статьи, описывающие взгляды инсайдеров на то, на что похожи разные профессии.

В зимнем выпуске OOQ за 2012–2013 гг. в тематической статье объяснялось, что такое сертификаты и программы сертификации, различия между сертификатами и лицензиями или программами на получение степени, а также то, как сертификация может предложить быстрый способ начать карьеру. Другой описал «горячую» область геотермальной энергии (каламбур) и различные карьеры, чтобы воспользоваться преимуществами этой растущей отрасли. Другие статьи содержат советы по онлайн-ресурсам для сравнения колледжей и доступных стипендий, жизни в сфере недвижимости или личного фитнеса от успешных людей в этих профессиях, а также о том, какие типы карьеры, как правило, предлагают наилучшие преимущества и привилегии.

НАЖМИТЕ НА ИЗОБРАЖЕНИЕ, ЧТОБЫ ПОСМОТРЕТЬ В ПОЛНОМ РАЗМЕРЕ

Хотите превратить свое «хо-хо-хо» в нечто большее, чем хобби? В OOQ даже была забавная статья под названием «Ты , что ? Санта Клаус!» описывая веселую работу Фила Венца, который стал профессиональным Санта-Клаусом и историком Санта-Клауса в рождественском тематическом парке в Иллинойсе.

Изображение: Фил Венц, штатный лектор и историк Санты и Санты. Источник: Бюро статистики труда Министерства труда США (BLS) 9.0008

Как я могу приобрести эти публикации Occupational Outlook?

  • Купите их круглосуточно и без выходных в онлайн-магазине GPO правительства США по адресу http://bookstore.