Нужно ли платить налоги, взносы и отчисления за сотрудника-пенсионера в РК

Фото: Валерия Змейкова

В Казахстане мужчины выходят на пенсию в 63 года. Планка пенсионного возраста для женщин зафиксирована на уровне 61 года до 2028 года. Некоторые казахстанцы продолжают трудовую деятельность и после достижения пенсионного возраста. Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz подготовил обзор о том, какие налоги, взносы и отчисления платятся за сотрудника-пенсионера по возрасту, а также узнал, какие существуют налоговые льготы для пенсионеров в Казахстане.

Индивидуальный подоходный налог

Индивидуальный подоходный налог (ИПН) – это вид налогообложения, который взимается с дохода физических лиц. ИПН в Казахстане составляет 10%.

В Налоговом кодексе РК (НК РК) нет информации о льготах или освобождении от ИПН по заработной плате работников-пенсионеров. Таким образом, доход сотрудника-пенсионера облагается налогом по п.  1 ст. 322 НК РК.

Напомним, что работник-пенсионер, так же как и другие сотрудники, имеет право на применение вычета в размере 14 МРП ежемесячно из доходов при расчете ИПН согласно пп. 1 п. 1 ст. 346 НК РК . В 2023 году максимальный размер этого вычета составляет 48 300 тенге в месяц (при МРП в 3450 тенге).

Обязательные пенсионные взносы

Физические лица, достигшие пенсионного возраста, освобождаются от уплаты обязательных пенсионных взносов (ОПВ) в Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ) согласно пп. 1 п. 2 ст. 24 Закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».

ОПВ в Казахстане составляют 10% от ежемесячного дохода работника в пределах 50-кратного размера минимальной заработной платы (МЗП). Напомним, что МЗП в 2023 году равняется 70 000 тенге. Получается, максимальный размер ежемесячного дохода, с которого выплачиваются ОПВ, составит 3,5 млн тенге в 2023 году. Таким образом, максимальные возможные ОПВ в месяц в 2023 году – 350 тыс. тенге.

Социальный налог

Социальный налог – это налог, который платит работодатель за сотрудников в государственный бюджет из собственных средств. По п. 1 ст. 485 НК РК ставка социального налога для юридических лиц в Казахстане составляет 9,5%, а с 2025 года она будет равняться 11%.

Плательщики этого налога – юридические лица (резиденты и нерезиденты), лица, которые занимаются частной практикой, а также индивидуальные предприниматели по п. 1 ст. 482 НК РК. От уплаты социального налога освобождаются налогоплательщики, которые применяют специальный налоговый режим на основе патента, крестьянские и фермерские хозяйства, а также специализированные организации, в которых работают лица с инвалидностью – с нарушениями опорно-двигательного аппарата, по потере слуха, речи, зрения, – соответствующие условиям п. 3 ст. 290 НК РК.

Доходы работников, которые исключаются из объекта налогообложения этим налогом, указаны в п. 3 ст. 484 НК РК. Доходов пенсионеров в этом пункте нет.

Таким образом, работодатель платит социальный налог за сотрудника-пенсионера.

Социальные отчисления

Социальные отчисления – обязательные платежи, которые уплачиваются работодателем или самостоятельно занятым лицом в Государственный фонд социального страхования. Они дают право участнику этой системы, за которого производились отчисления, получать социальные выплаты по Закону РК «Об обязательном социальном страховании». А в случае потери кормильца это право получают члены его семьи, которые состояли на его иждивении. Случаи, в которых возникают права на пособия, описаны в п. 7 ст. 19 этого закона.

По ст. 14 Закона РК «Об обязательном социальном страховании» ставка составляет 3,5% от объекта исчисления социальных отчислений, а с 2025 года она будет равняться 5%.

Лица, достигшие пенсионного возраста, не подлежат обязательному социальному страхованию по ст. 7 Закона РК «Об обязательном социальном страховании».

Обязательное социальное медицинское страхование

По системе обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) оказание медицинской помощи в Казахстане осуществляется за счет активов Фонда социального медицинского страхования (Фонд). Единственный учредитель и акционер Фонда – Правительство РК.

Работодатели не делают отчисления на ОСМС в Фонд за сотрудников, которые получают пенсионные выплаты, согласно пп. 1 п. 3 ст. 27 Закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании». Ставка отчислений работодателей на ОСМС в Казахстане составляет 3% от ежемесячного дохода сотрудника.

Сотрудники, получающие пенсионные выплаты, также освобождаются от уплаты взносов на ОСМС в Фонд согласно пп. 1 п. 7 ст. 28 Закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании». Ставка взносов работников на ОСМС в Казахстане равняется 2% от ежемесячного дохода сотрудника.

Прочие налоговые льготы для пенсионеров

Отдельно проживающие

пенсионеры имеют право на льготу по уплате налога на имущество в размере 1000 МРП от общей стоимости всех объектов налогообложения, к которым относятся жилища, здания, дачные постройки, гаражи, парковочные места и иные строения, сооружения, помещения, которые принадлежат физическим лицам на праве собственности. Об этом говорится в пп. 5 п. 2 ст. 526 НК РК.

По информации Комитета государственных доходов Министерства финансов РК (КГД), отдельно проживающие пенсионеры также имеют право на льготу в 1000 МРП по уплате налога на имущество по земельным участкам,

занятым жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем, а также придомовым земельным участкам. Эта льгота действует от общей стоимости всех объектов налогообложения, указанных в пп. 1 ст. 528 НК РК, сообщают в КГД.

В 2023 году максимальная сумма этой льготы равняется 3 450 000 тенге (при МРП в 3450 тенге). Если стоимость имущества превышает эту сумму, то налог уплачивается с разницы, которая превышает 1000 МРП. Ставки по налогу на имущество физических лиц описаны в ст. 531 НК РК.

Для применения этой льготы по юридическому адресу (адресу места их жительства) отдельно проживающих пенсионеров должны быть зарегистрированы только пенсионеры

.

Статья написана в соответствии с действующим Налоговым кодексом РК на дату ее публикации

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital. kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

  • Налогообложение майнинга введут в Казахстане

  • Срок уплаты налога на имущество для физлиц перенесли

  • Налог на имущество на 610 млн тенге начислили 720 казахстанцам

II. Льготы по налогам на имущество физических лиц \ КонсультантПлюс

II. Льготы по налогам на имущество физических лиц

5. От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:

а) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, лица, награжденные орденом Славы всех трех степеней.

Основанием для предоставления льготы является книжка Героя Советского Союза или орденская книжка;

б) инвалиды I и II групп, инвалиды с детства.

Основанием для предоставления льготы является удостоверение инвалида, удостоверение инвалида о праве на льготу или справка врачебно-трудовой экспертной комиссии;

в) участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан.

Основанием для предоставления льготы является удостоверение участника Великой Отечественной войны;

г) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии.

Основанием для предоставления льготы является удостоверение участника Великой Отечественной войны или удостоверение о праве на льготы;

д) лица, получающие льготы в соответствии с Законом РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В соответствии с указанным Законом к таким лицам, в частности, относятся:

— граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с лучевой нагрузкой, вызванные последствиями чернобыльской катастрофы, а также аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения, в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

— инвалиды, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой и другими авариями на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также результатами испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

— граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС, а также военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий указанной катастрофы, включая летный состав гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполняемых работ, а также лица начальствующего состава и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 — 1987 годах службу в зоне отчуждения;

— рабочие и служащие, а также военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, получившие профессиональные заболевания, связанные с лучевым воздействием на работах в зоне отчуждения;

— граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые) из зоны отселения;

— граждане, проживающие (работающие) в населенных пунктах на территории зоны проживания с правом на отселение или на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;

— граждане, проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы;

— граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение после чернобыльской катастрофы;

е) лица, указанные в статьях 2, 3, 5, 6 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;

ж) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

з) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца.

Основанием для предоставления льгот, перечисленных в настоящем пункте, являются специальные удостоверения инвалида, пенсионное удостоверение, в котором проставлен штамп «вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина» или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения, справки о гибели военнослужащего, удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выданные министерствами и ведомствами Российской Федерации и других государств, Советами Министров республик в составе Российской Федерации, исполкомами краевых, областных, окружных Советов народных депутатов, военными комиссариатами и органами социального обеспечения, а также министерствами и ведомствами бывшего СССР;

и) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более.

Основанием для предоставления указанной льготы служит удостоверение воинской части или справка, выданная районным военным комиссариатом, воинской частью, военным образовательным учреждением профессионального образования, предприятием, учреждением или организацией бывших Министерства обороны СССР, Комитета государственной безопасности СССР, Министерства внутренних дел СССР и соответствующими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.

(в ред. Изменений и дополнений Госналогслужбы РФ N 2 от 26.08.94, Изменений и дополнений Госналогслужбы РФ и Минфина РФ N 3 от 13.02.95, 03.03.95)

6. Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается:

а) пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;

б) гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия.

Льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки, выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, военным учебным заведением, предприятием, учреждением или организацией Министерства внутренних дел СССР или соответствующими органами Российской Федерации;

в) родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей.

Льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего либо государственного служащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак;

г) со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, — на период такого их использования.

(в ред. Изменений и дополнений Госналогслужбы РФ N 1 от 10.02.93, N 2 от 26.08.94)

7. От уплаты налога на транспортные средства освобождаются граждане, имеющие моторные лодки с мотором мощностью не более 10 лошадиных сил или 7,4 киловатта.

8. Советы народных депутатов автономной области, автономных округов, районов, городов (кроме городов районного подчинения), районов в городах имеют право уменьшать размеры ставок и устанавливать дополнительные льготы по налогам, установленным Законом как для категорий плательщиков, так и для отдельных плательщиков.

Городские (городов районного подчинения), поселковые, сельские Советы народных депутатов могут предоставлять льготы по налогам только отдельным плательщикам.

9. В случае возникновения в течение года у плательщиков права на льготы по налогам на строения, помещения, сооружения, а также транспортные средства они освобождаются от указанных платежей начиная с того месяца, в котором возникло право на льготу.

При утрате в течение года права на льготу обложение указанными налогами производится начиная с месяца, следующего за утратой этого права.

10. Закон о налогах на имущество физических лиц не затрагивает установленных в соответствии с международными договорами бывшего СССР и Российской Федерации, а также с законодательством Российской Федерации налоговых привилегий персонала иностранных дипломатических и консульских представительств, других приравненных к ним в отношении налоговых привилегий учреждений и организаций иностранных государств и международных организаций.

11. Граждане, имеющие право на льготы, указанные в пунктах 5 и 6 Инструкции, должны подтвердить это право необходимыми документами.

(в ред. Изменений и дополнений Госналогслужбы РФ N 2 от 26.08.94)

Освобождение от налога на имущество пожилых граждан штата Калифорния

Освобождение от налога на имущество пожилых граждан штата Калифорния
Тема:
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ; НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО;
Место нахождения:
НАЛОГИ — ИМУЩЕСТВО;

22 сентября 2000 г.

2000-Р-0836

НАЛОГОВАЯ ЛЬГОТА НА ИМУЩЕСТВО ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН КАЛИФОРНИИ

Автор: Джон Моран, аналитик-исследователь

Вы запросили описание калифорнийских программ льгот по налогу на имущество для пожилых людей.

ОБЗОР

В Калифорнии действуют три программы льгот по налогу на имущество для пожилых людей:

● программа помощи в уплате налога на имущество предоставляет квалифицированным пенсионерам с низкими доходами денежное возмещение части их налога на имущество;

● программа отсрочки уплаты налога на имущество дает квалифицированным пожилым людям возможность оплачивать государство полностью или частично их налоги на имущество до тех пор, пока человек не переедет, не продаст имущество или не умрет; и

● Программа замены жилья позволяет пожилым людям продавать свое жилье, покупать новое равной или меньшей стоимости и переводить оценочную стоимость старого жилья в новый дом (это позволяет им сохранить потолок налога на имущество, полученный в соответствии с Предложением 13).

который обычно теряется при покупке нового дома).

ПРОГРАММА ПОМОЩИ НАЛОГОВ НА ИМУЩЕСТВО

Эта программа, также известная как Закон Гонсалвеса-Дукмеджяна-Петриса о помощи в уплате налога на имущество, предусматривает прямое денежное возмещение государством малоимущим пожилым людям (62 года и старше), слепым или инвалидам части налога на имущество за их дома. Это не уменьшает сумму налогов, причитающихся округу (в Калифорнии налоги на имущество взимаются на уровне округа). Кандидаты должны ежегодно подавать претензии в Государственный совет по налогу на франшизу (FTB).

Помощь — это определенный процент от налога на первые 34 000 долларов США при оценке имущества. Помощь определяется по скользящей шкале в зависимости от дохода домохозяйства, при этом те, кто зарабатывает более низкие доходы, получают больше помощи, а те, кто зарабатывает на максимальном или близком к нему уровне (13 200 долларов в год), получают меньше. FTB указывает, что средняя выплата помощи домовладельцам за 1999-2000 финансовый год составляла 132 доллара. Эта программа также предоставляет помощь арендаторам пенсионеров или инвалидов.

В июле губернатор подписал закон, предусматривающий единовременное удвоение пособий и единовременное расширение допустимого диапазона доходов.

ПРОГРАММА ОТСРОЧКИ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО

Эта программа дает пожилым людям (62 года и старше), слепым или инвалидам возможность оплачивать государством все или часть налогов на недвижимость по их месту жительства до тех пор, пока человек не переедет, не продаст собственность, не умрет или право собственности не перейдет к неадекватное лицо. Общий доход семьи заявителя не может превышать 24 000 долларов США, и заявитель должен иметь не менее 20% доли в собственном доме. Возврат всех налогов происходит при продаже имущества или передаче права собственности.

Для получения отсрочки заявитель должен подать заявление в прокуратуру. Затем на имущество накладывается «старший залог». Проценты начисляются на отсроченные налоги и добавляются к сумме залога. Участники могут выбрать уплату всех или части своих налогов в любое время.

Утвержденные заявители получают свидетельство о соответствии требованиям, которое они подписывают и представляют сборщику налогов округа. Сборщик принимает свидетельство вместо уплаты налога владельцем собственности, а государство платит округу за отсроченные налоги.

Эта программа отделена от программы помощи в уплате налога на имущество, но квалифицированные кандидаты могут участвовать в обеих программах. Любая сумма налоговой помощи, которую получает участник программы отсрочки, вычитается из суммы залога штата на имущество.

ПРОГРАММА ЗАМЕНЫ КОРПУСА

Эта программа позволяет лицам старше 55 лет продать свое жилье, купить новое равной или меньшей стоимости и перевести оценочную стоимость старого жилья в новый дом. Новый дом должен быть приобретен в течение двух лет после продажи предыдущего и должен находиться в том же округе. Программа доступна для всех 55 лет и старше, независимо от дохода или благосостояния.

Предотвращая переоценку рыночной стоимости нового дома, программа предоставляет налоговые льготы в той мере, в какой рыночная стоимость нового дома превышает оценочную стоимость предыдущего дома. В соответствии с Предложением 13 собственность переоценивается по рыночной стоимости только тогда, когда она продается (подробное описание Предложения 13 см. в прилагаемом отчете Управления законодательных исследований, 97-R-1337).

Предложение 13, принятое в 1978 году, создало непреднамеренный стимул для пожилых людей удерживать большие дома, поскольку они становятся «пустыми гнездами», поскольку переезд в новый дом приведет к оценке рыночной стоимости и последующему увеличению налогов. Программа замены жилья, принятая в 1986, является средством расширения налоговых пределов Предложения 13 на новый дом в этих условиях.

ДМ:а

Освобождение от приусадебных участков — Департамент доходов штата Алабама

Усадьба определяется как жилой дом, занимаемый владельцем одной семьи, и земля под ним, не превышающая 160 акров. Собственник недвижимости может иметь право на освобождение от налога на усадьбу, если он или она владеет домом для одной семьи и занимает его в качестве основного места жительства в первый день налогового года, на который они подают заявку. См. меморандум 2013 года по Закону об освобождении приусадебных участков.

Обратитесь в местное отделение округа, чтобы подать заявление на освобождение от налога на усадьбу. Для получения дополнительной информации о Homesteads and Title 40-9-19 по 40-9-21, просмотреть Кодекс Алабамы 1975.

Exemptions

Государственные исключения Hoomestead

4.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ Ограничение по земельной площади Ограничение по доходу
Возраст не старше 65 лет Не более 4 000 долл. США Не более 160 акров Нет
Возраст 65 и более Нет максимальной суммы Не более 160 акров не более 160 акров
Без ограничений Не более 160 акров Нет
Слепые, независимо от возраста Без ограничений Не более 160 акров None

County Homestead Exemptions

04 акров
Eligibility Assessed Value Limitation Land Area Limitation County School Tax Collected Income Limitation
Не старше 65 лет *Не более 2000 долларов США Не более 160 акров Да Нет
Возраст 65 и более *Не более 2000 долл. США Не более 160 акров Да Скорректированный валовой доход в размере 12 000 долл. США или более (государственная налоговая деклара более 5 000 долларов США Не более 160 акров Скорректированный валовой доход в размере 12 000 долларов США или более (Государственная налоговая декларация)
Возраст 65 лет и старше Не более Не более

25

Нет Не более 12 000 долл. США (комбинированная налоговая налоговая декларация)
Постоянная и общая инвалидность независимо от возраста Нет. Слепой, независимо от возраста Не более 5000 долларов Не более 160 акров Нет Нет
.

State, County, & City-Принцип Exemption Residence Title 40-9-21
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Оценка ограничения стоимости Устранение площади . Ограничение дохода
Возраст 65 лет и старше Нет максимальной суммы Не более 160 акров Нет Not more than $12,000 (Combined Taxable Income-Federal Tax Return)
Permanent & Total Disability Regardless of Age No maximum amount Not more than 160 acres No None

Homestead Types

Homestead Type Закон 2013-295 гг. (View 2013 Закон о освобождении от усадьбы)
H-1 Налогоплательщики в возрасте до 60016, которые не имеют значения, а также, которые не имеют налоговых значений, а также, которые не имеют значений, а также, которые не имеют значения, а также, которые не имеют значения, а также, которые не будут-аспекты-аспекты-аспекты-аспекты-аспекты-аспекты-аспекты-аспекты-аспекты-аспекты-аспекты-аспекты-аспекты-не связаны-что не имеет значений. округ.
H-2 Налогоплательщики в возрасте 65 лет и старше с годовым скорректированным валовым доходом менее 12 000 долларов США, отраженным в самой последней налоговой декларации штата или в других соответствующих документах, ИЛИ вышедшие на пенсию в связи с постоянной или полной нетрудоспособностью (независимо от возраста) — освобождены от всех государственных налогов на имущество и 5000 долларов оценочной стоимости округа от адвалорных налогов, включая адвалорные налоги школьного округа.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *