Информационная переработка текста (виды плана) 5 класс (новый ФГОС)

Информационная переработка текста. Виды плана

Основными способами фиксации и сохранения информации при углубленном чтении являются составление конспекта, тезисов, плана, реферата, аннотации. Каждая работа начинается с внимательного чтения всего текста. Планы бывают нескольких типов: простой, сложный, вопросный, цитатный, тезисный, план — опорная схема.

План – перечень важных и основных положений текста, расположенных в той же последовательности, в которой они представлены в тексте.

Составить план помогает деление текста на абзацы (микротемы), пункты плана составляются от абзаца к абзацу.

Простой план – перечень микротем, основных пунктов.

Например: 1. Старый воробей охраняет воробьишек. 2.Появляется ястреб-разбойник. 3.Воробей-часовой предупреждает об опасности.

Когда необходимо дополнить пункты, раскрыть их более детально, простого плана бывает недостаточно. Тогда составляется сложный план текста.

Сложный план – более развёрнутый, объёмный. Отдельные пункты плана имеют подпункты.

Например: 1. Национальный символ. 2. История слова. а) Введение термина. б) Вилы. в) Троица. 3. Утверждение государственного герба. 4. Распространение термина. 5. Помнить историю.

Вопросный план – план в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос задается к какой-либо одной микротеме. Вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста. Составить вопросный план помогут составить вопросительные слова (как?, когда?, где?, почему?, сколько?)

Например: 1. Как появился первый птенец? 2. Сколько птенцов появляется у кукушки? 3. Почему кукушка бросает птенцов? 4. Как вырастают птенцы кукушки?

Назывной план – план в виде тезисов, в которых не используются глаголы. В назывном плане много существительных и прилагательных.

Например,

  • Ценный мех чёрной лисицы.
  • Хитрость лисицы.
  • Молодой зверолов и лисица.

Тезисный план – краткое отражение основной сути текста в виде коротких предложений. Тезисный план оформляется как связный текст.

Например,

  • Мех чёрной лисицы ценится необыкновенно дорого.
  • Охотники хотели поймать чёрную лисицу, но она сумела перехитрить их.
  • Молодой зверолов хотел хитростью поймать лисицу, но ему это не удалось.

Цитатный план: 1. «Видеть не могу манную кашу!» 2. «Вы вываливаете разную гадость за окно!» 3. «Ты должен съесть все до конца!» 4. «Ты это запомнил на всю жизнь!» 5.

«А я остался с кашей наедине!»

Упражнение 1

1) Столяру Джузеппе попалось под руку полено, которое пищало человеческим голосом. 2) Джузеппе дарит говорящее полено своему другу Карло. 3) Карло мастерит деревянную куклу и называет ее Буратино. 4) Говорящий Сверчок дает Буратино мудрый совет. 5) Буратино едва не погибает по собственному легкомыслию. 6) Папа Карло клеит ему одежду из цветной бумаги и покупает азбуку.

По данным пунктам плана вы догадались, о какой книге идет речь?

В каждом пункте плана выражено самое основное содержание главы. План помогает узнать о событиях, воспроизведенных в тексте.

Упражнение 2

История 1, в которой говорится о зеркале и ее осколках. История 2. Мальчик и девочка. История 3. Цветник женщины, умевшей колдовать. История 4. Принц и принцесса. История 5. Маленькая разбойница. История 6. Лапландка и финка. История 7. Что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом.

  • Что вы узнали об этой сказке из ее плана?
  • Захотелось ли прочитать ее?
  • Из плана можно узнать, какие герои действуют в сказке?

Прочитайте планы двух русских сказок. Знакомы ли вам события, о которых говорится в этих сказках?

1) Жили-были кот, дрозд да петушок. 2) Лиса обманывает петушка и уносит его. 3) Кот и дрозд спасают петушка. 4) Лиса второй раз обманывает петушка. 5) Опять кот и дрозд спасают петушка. 6) Лисе удается унести петушка в свою нору. 7) Кот и дрозд наказывают лису и приносят петушка домой.

1) Медведь грозится мужика «сломать». 2) Уговор медведя и мужика. 3) Мужику достается репа, медведю – ботва. 4) Новый уговор медведя с мужиком. 5) Медведь получает корешки, мужик берет рожь. 6) «С тех пор у медведя с мужиком вражда пошла».

  • С помощью планов вспомните названия этих сказок.
  • («Кот, дрозд и петух», «Мужик и медведь»)

Составьте простой план (письменно)

Мы купили в зоологическом магазине маленького желтого цыпленка, закутали его в вату, принесли домой и назвали его Цыпом. А у нас в квартире жила охотничья собака Зента. Всю свою жизнь она охотилась за разными птицами и спокойно вытерпеть птичий запах не могла. Медленно она вошла в комнату и остановилась над бедным Цыпом. Цып пискнул и поднял вверх свой розовый носик. Тут все увидели, что у Зенты к носу прилипла крупинка гречневой каши. Цып тоже увидел крупинку. Он разбежался, подпрыгнул и клюнул Зенту в нос. Крупинка исчезла. Никогда еще Зента не видела такой маленькой храброй птицы. Нет, она не испугалась, но удивилась и растерялась. Оглянулась Зента на нас и тихо вышла из комнаты.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Составить сложный план по тексту (файл в элжуре).

План как структурно-содержательный компонент научного текста. Структурные элементы плана. Простой план. Сложный план. Тезисный план. Ошибки при составлении плана

Байланысты:
ПЗ6 неделя-2сем (2)
Абдумалик Қымбат мінез акцентауциясы, algoritm i programma, Жоспар Атамекен диктант


©melimde.com 2023
әкімшілігінің қараңыз


ПЗ 6 неделя
Тема: План как структурно-содержательный компонент научного текста.
Структурные элементы плана. Простой план. Сложный план. Тезисный план. Ошибки при составлении плана.

Цель:-дать сведения о плане и правилах составления простого и сложного планов;

— познакомить с видами плана;

-сформировать навыки составления плана ;

— сформировать умение употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения;

— сформировать речевую культуру;

-развить память, внимание;

-привить интерес к научно-исследовательской работе.

Межпредметные связи: сцецдисциплины

Наглядные пособия: схема «Виды плана».

*Теоретические сведения

План – самый короткий вид записи. План отражает порядок, последовательность в изложении научного текста, статьи, речи. Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для восстановления в памяти содержания прочитанного текста, для развития навыков четкого формулирования мыслей.

Удачно составленный план помогает понять и запомнить прочитанный материал, говорит об умении анализировать текст — его содержание и композицию, поскольку план всегда отражает структуру текста и вскрывает структурные отношения между частями текста. Восстановление содержания текста по плану является еще и средством самоконтроля и самооценки.

Работа над планом предполагает следующие этапы: осмысление темы, определение микротем и их следования.

Планы бывают простые и сложные. Простой план состоит из перечня основных пунктов в виде заглавий. Такой план может быть тематическим, где все пункты представлены назывными предложениями и фиксируют информативные центры текста. Вопросный план позволяет акцентировать свое внимание читателю на информативных центрах текста. При составлении вопросного плана используются вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (Есть ли).

План может быть тезисным, то есть каждый пункт плана представлен двусоставным предложением и передает основную мысль части текста. Тезис обычно совпадает с информативным центром абзаца.

Выделяя подтемы, раскрывающие и детализирующие основную тему, вы получите сложный план текста. Раскрывая пункты сложного плана, с опорой на текст, можно написать подробный конспект текста.

Ценность плана состоит в том, что он раскрывает построение работы, позволяет выявить ход мыслей автора и их последовательность. Он мобилизует внимание, помогает быстро восстановить в памяти прочитанное.

Ошибки при составлении плана: несоответствие плана теме, отсутствие детальности проработки пунктов, пункты взаимоисключают друг друга, пункты не пропорциональны, нарушена логика в порядке следования пунктов плана, отсутствует вступление и заключение.

*Грамматический материал

Задание 1. Озаглавьте текст, составьте простой вопросный план.

Это слово рейтинг – популярность, узнаваемость – вошло к нам с началом перестройки и быстро стало вполне понятным и привычным. Социология, где рейтинг получил свое утверждение как показатель доверия людей к политику и власти, рассматривает его в качестве ролевого инструмента, позволяющего определить позиции той или иной личности, группы, движения, партии глазами общества.

Рейтинг тем самым может носить четко персонофицированный (личностный) характер или быть массовым, если он относится к политической партии или даже стране.

Особая роль рейтинга как показателя качества политика, его программы и деятельности, во многом говорят о сходстве политики и торговли. Но в первом случае речь идет о власти, во втором – об обычном товаре. Рейтинг становится в современной политике маркой качества и востребованности политика.

Задание 2.Составьте тестовые вопросы по теме «План». ( 5-6 вопросов, варианты А,В,С,Д,Е)

Задание 3.Сформулируйте вопросы мозговой атаки по теме «План».

Задание 4. Составьте план к тексту «Классификация профессий» и подготовьте пересказ.

Задание 5. Составьте схему к тексту «План».

При подготовке к устному или письменному высказыванию большую помощь оказывает план. План- это схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей-заголовков, это «скелет произведения, монографии, статьи и др.» В нем формулируются вопросы, которые необходимо раскрыть, продумывается их последовательность, смысловая связь, переходы от одной части будущего высказывания к другой. Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для организации умственного труда, для развития навыка четкого формулирования и умения вести другие виды записей.

По форме членения и записывания планы делятся на простые и сложные. План может быть составлен в виде схемы, отражающей взаимосвязь положений. Это план-схема.

План имеет ряд достоинств, которые выдвигают его, наряду с конспектами и тезисами, в независимую, самостоятельную форму записи. К таким достоинствам относятся: краткость записи, наглядность и обозримость, возможность обобщения содержания,последовательность изложения прочитанного.

Задание 6. *Письмо по памяти « Планирование»

Контрольные вопросы.

Для чего необходим план?

Как правильно составить план?

Какие существуют виды планов?

Как составляется тезисный план?

Чем отличается сложный план от простого плана?

В чем заключается ценность плана в научной сфере?

Какие существуют ошибки при составлении плана?


Литература №1,2,5,6,7,8.

жүктеу/скачать 22.09 Kb.


Достарыңызбен бөлісу:

Руководство по сложности текста для начинающих

Никакая волшебная фея не сделает эту работу за нас. В соответствии с Common Core текст будет становиться все более сложным. Задача учителя — понять, почему это сложно и что с этим делать.

– Тим Шеннон

В Единых базовых государственных стандартах (CCSS) все больше внимания уделяется тому, чтобы учащиеся самостоятельно читали широкий диапазон и сложность текстов, необходимых для поступления в колледж и карьеры. Важность увеличения сложности текстов, которые читают учащиеся, и необходимость для учителей лучше понимать, что делает тексты сложными, возникла в результате исследования, которое показало, что почти половина учащихся, заканчивающих среднюю школу, нуждаются в какой-либо коррекции, чтобы справиться с чтением, требуемым в школе. колледже и во время их карьеры. Исследование также показало, что самым явным отличием в чтении между учащимися, готовыми к поступлению в колледж, и не готовыми к поступлению в колледж, является способность понимать сложные тексты (ACT, 2006).

По мере продвижения по классам учащиеся сталкиваются с текстами, которые становятся все более длинными и сложными с точки зрения используемого словарного запаса, структуры предложений и организации текста. В средней и старшей школе тексты представляют собой более сложные концептуальные задачи и могут включать более подробные графические изображения, что требует от читателя гораздо большей способности синтезировать информацию.

Центральное место в Стандартах занимает идея о том, что учитель может сопоставлять тексты и задания учащихся, чтобы способствовать обучению учащихся. Учителя должны знать, могут ли учащиеся самостоятельно читать весь диапазон и сложность материалов по конкретным дисциплинам на уровне своего класса, и если нет, то какая поддержка и стратегии им необходимы. Для этого преподавателям необходимо иметь информацию о:

  • Их ученики в качестве читателей
  • Сложность текстов, которые они используют со студентами, т.е. поддержка и вызов
  • Характер поставленных задач (как учащиеся будут взаимодействовать с текстом) и уровень поддержки со стороны учителей

Это руководство предназначено для того, чтобы помочь учителям определить сложность текстов, которые они используют.

Что мы подразумеваем под сложностью текста?

Точной науки для определения сложности текста не существует. Не существует и единого источника информации, который мог бы точно обобщить сложность текста. Учителя должны использовать свое профессиональное суждение, поскольку они принимают во внимание целый ряд факторов.

1. Качественные показатели

Качественные показатели сложности текста требуют информированного суждения о сложности текста с учетом ряда факторов. Стандарты используют цель или уровни значения, структуры, языковой условности и ясности, а также требования к знаниям в качестве меры сложности текста.

2. Количественные меры

Количественные меры сложности текста используют такие факторы, как длина предложения и слова и частота незнакомых слов, для расчета сложности текста, назначая единую меру (эквивалент уровня обучения, число, лексика и т. д.). ). Существует множество формул для расчета сложности текста, и, хотя они служат ориентиром, удобочитаемость или уровень сложности текста могут варьироваться в зависимости от используемых формул или показателей.

3. Чтение и задание

Третье измерение смотрит на то, что учащийся привносит в текст и поставленные задачи. Учителя должны использовать свои знания о своих учениках и текстах, чтобы сопоставлять тексты с конкретными учениками и задачами.

Как определить сложность текстов?

Стандарты Common Core повышают ожидания учащихся в отношении сложности текстов, которые они читают. Это означает, что учителя должны быть знакомы с уровнем сложности, ожидаемым для их оценок, и как они соотносятся со сложностью текстов, которые они используют в своих классах. Учителя должны руководствоваться несколькими соображениями при выборе текстов.

Количественные показатели

Качественные показатели являются очень полезным ориентиром при определении сложности текстов. Однако их недостаточно, когда они используются изолированно. Большинство издателей присваивают своим текстам эквивалентные оценки или уровень Lexile. Книга с Lexile 1200 будет значительно сложнее, чем книга с Lexile 770. Чего количественная мера не может дать, так это природы сложности.

Качественные факторы для описания сложности

Это качественные показатели, которые предоставляют ценную информацию при принятии решений о сложности текста и о том, как его лучше всего использовать со студентами. Стандарты Common Core State определяют ряд факторов, взаимодействие которых способствует общей сложности. Рубрики были разработаны как для грамотных, так и для информационных текстов, которые включают дескрипторы для:

  • Макет
  • Назначение и значение
  • Структура текста
  • Особенности языка
  • Знание требует

Не все дескрипторы в каждой категории обязательно встречаются вместе на каждом уровне сложности. Текст может иметь очень простой словарный запас и короткие простые предложения, но все же быть сложным из-за выраженных тонких идей.

Что насчет Читателя и Задания?

Качественные и количественные показатели описывают сложность текста. В третьей части диаграммы рассматриваются учащиеся и то, как мы ожидаем, что они будут взаимодействовать с текстом. На любом уроке ученики могут читать сложные тексты по-разному. Учителя должны будут использовать свое профессиональное суждение при принятии решений о том, какие тексты использовать и как их следует использовать. Это профессиональное суждение зависит от учителей:

  • Знать своих учеников как читателей
  • Понимание сложности текстов
  • Способность гибко использовать ряд учебных подходов

Задания, как и тексты, усложняются по мере того, как учащиеся рассматривают идеи и информацию по-разному. Происходит «переключение передач» с поиска и оценки актуальной информации на поиск, оценку и синтез информации из нескольких разных источников.

Баланс поддержки и вызовов

Чем сложнее текст, тем больше поддержки потребуется учащимся. Учащиеся знакомятся со все более сложными текстами в средней и старшей школе. Это достигается за счет постепенного освобождения от ответственности, когда сложные тексты вводятся в наиболее благоприятном контексте посредством чтения учащимся и совместного чтения.

Учащиеся должны активно работать со сложными текстами, чтобы понимать прочитанное. Это требует приверженности и риска со стороны читателя. Студенты не будут вкладывать столько усилий в тексты, которые скучны и неинтересны или не видят смысла в поставленных задачах.

Использование рубрик для определения сложности текста

Задача учителей, работающих со Стандартом 10 (CCSS), состоит в том, чтобы определить сложность текста и решить, какие стратегии и средства поддержки потребуются учащимся для успешного чтения текста. Хотя издатели часто дают рекомендуемые уровни оценок или уровни лексики для текстов, их недостаточно, когда они используются изолированно. Учителям по-прежнему необходимо принимать решения о характере сложности текстов, которые они используют. Хотя многие учителя могут сказать, что текст сложный, точно описать, что делает его сложным, гораздо сложнее. Рубрики были разработаны для поддержки учителей в:

  • Развитие общего языка для описания и обсуждения текстов
  • Выявление характера сложности текстов с помощью показателей

Стандарты определяют качественные факторы и профессиональные суждения, которые необходимо использовать для сопоставления текстов и заданий с читателями. В настоящее время не существует количественных показателей, охватывающих все элементы, которые делают текст легким или сложным для чтения (CCSS). Рубрика использует факторы, а также включает в себя расположение текста.

Верстка текста. В первую очередь учащиеся реагируют на внешний вид и расположение текста. Небольшой, плотно упакованный, непрерывный текст оттолкнет многих читателей. Размер шрифта, расположение текста, использование иллюстраций, графики, глоссариев и указателей в тексте могут оказывать поддержку или создавать проблемы для читателей, в зависимости от того, как они используются.

Назначение информационных текстов и смысл в художественных текстах. Информационные тексты, единственной целью которых является передача фактической информации, будут легче читать, чем тексты, требующие изучения или оценки теоретической и оспариваемой информации. В художественном тексте содержание, которое имеет несколько уровней и конкурирующих элементов значения, ставит перед учащимися проблемы с определением, разделением и интерпретацией контекста по сравнению с текстами только с одним явно выраженным уровнем значения. Многие тексты по обучению грамоте имеют очевидные темы, в то время как другие имеют неявные, тонкие, часто двусмысленные темы, которые раскрываются на протяжении всего текста.

Структура текста. Структура текста учитывает организацию идей. Хронологические тексты, как правило, менее сложны, чем нелинейные. Художественные тексты, которые бросают вызов читателям, часто сложно организованы в отношении таких элементов, как повествовательная точка зрения, сдвиги во времени, несколько персонажей, сюжетные линии и сложные детали.

Особенности языка.  Языковые особенности включают в себя используемый словарный запас, структуру предложения и стиль, используемый автором. Информационные тексты со сложными предложениями, с плотным концептуальным содержанием, высокой номинализацией и обширной академической лексикой будут читаться гораздо труднее, чем тексты с простыми предложениями и знакомой лексикой. В художественных текстах широкое использование образного или литературного языка, такого как метафоры, аналогии и коннотативные выражения, усложняет текст.

Требования к знаниям.  Предварительные знания, которые читатель привносит в текст, являются очень важным фактором при выборе текстов. Не все дескрипторы в каждом критерии обязательно встречаются вместе на каждом уровне сложности. Текст может иметь очень простой словарный запас и короткие простые предложения, но все же быть сложным, потому что выраженные идеи тонкие и требуют изощренности со стороны читателя. Для поддержки учителей были разработаны две рубрики: одна для литературных текстов и одна для информационных текстов.

Организация текста сложна в отношении таких элементов, как повествовательная точка зрения, сдвиги во времени, несколько персонажей, сюжетные линии и детали. Связи между событиями или идеями неявны или неуловимы по всему тексту. -линейные тексты.

Используя рубрику, легко увидеть, в чем заключается сложность текста. Если мы знаем, какие аспекты текста могут вызвать затруднения у учащихся, можно принять решение о том, подходит ли текст и какая поддержка может понадобиться учащимся для его успешного чтения.

Природа сложности имеет значение

Способность учащегося читать сложный текст может сильно различаться в зависимости от типа текста, который он читает. Учащиеся, которые могут легко читать текст, используемый в ELA, могут испытывать затруднения при чтении научного текста того же уровня сложности. Исследования показывают, что учащиеся не переносят автоматически стратегии, введенные в ELA, на чтение в других областях. Что еще более важно, способ чтения текстов различается в зависимости от дисциплины, и стратегии, используемые для понимания повествования в ELA, могут не работать в естественных науках и социальных исследованиях. Чтобы показать разницу, мы использовали два текста с одинаковыми уровнями лексики (870–9).00), оба рекомендованы как подходящие для учащихся 6 класса.

Текст 1:  Раковины, рассказ Синтии Райлант из  Все живое

Этот текст будет легко «читать» для большинства шестиклассников, так как словарный запас и язык знакомы. Диалоги используются для того, чтобы продвигать историю, но за ними легко следить. Проблема связана с чертами цели и значения рубрики. Текст имеет несколько уровней значения и требует, чтобы читатель делал выводы по мере чтения. Только к концу текста становится ясным значение действий персонажей.

Чтобы прочитать этот текст с пониманием, учащиеся должны комплексно использовать следующие стратегии понимания:

  • Учащиеся должны использовать свои базовые знания и информацию из текста для формирования предварительных теорий/выводов о значении событий
  • Это короткий рассказ, и понимание структуры рассказа (проблема/решение) необходимо, чтобы понять, что отношения Майкла и его тетушек изменились в конце
  • Учащиеся должны задавать вопросы по мере чтения, чтобы глубже вникнуть в текст и критически осмыслить прочитанное

Поскольку в тексте явно не объясняется аналогия между раком-отшельником, находящим более подходящую раковину, и позитивными изменениями в отношениях между Майклом и его тетей, ученикам придется сделать собственные выводы.

Что такое «сложный текст»? – Д-р Кэтлин Такер

В прошлом месяце я посетила тренинг, посвященный обучению «сложным текстам» в соответствии с Common Core Standards. К сожалению, когда я ушел с тренинга, я так и не приблизился к пониманию того, что такое сложный текст или как я могу оценить сложность данного текста. Итак, я решил немного покопаться в этой фразе, чтобы лучше понять, что Common Core ELA Standards требует от учителей английского языка, истории и естественных наук.

Важно начать с ответа на вопрос: «Почему учителей просят преподавать более сложные тексты?» Причина проста… исследования показывают, что все больше учащихся заканчивают среднюю школу неподготовленными к чтению на уровне колледжа. «В 2008 году средний балл по части чтения SAT упал в этом году до 496 из 800 возможных, что является самым низким показателем с 1972 года и ниже прошлогодних 497».

Общие базовые стандарты гласят, что учащиеся, окончившие среднюю школу, должны уметь «независимо и умело читать и понимать сложные литературные и информационные тексты». Хотя требования к чтению в колледже остались прежними или возросли за последние сто лет, сложность текстов, которые учащиеся должны читать в начальной и средней школе, за тот же период времени медленно и неуклонно снижалась. Результатом является большее количество студентов, которые не готовы к чтению на университетском уровне. Многие из этих студентов борются с работой в колледже, нуждаются в исправлении или не могут получить высшее образование.

Учитывая этот увеличивающийся разрыв между тем, что учащиеся читают в школе, и тем, что они должны читать и понимать в колледже, акцент на повышении сложности текста в классах K-12 кажется стоящей целью. Тем не менее, многие преподаватели не знают, как определить сложный текст.

Существуют три аспекта текста, которые Common Core измеряет для определения его «сложности»:

    • Количественный 
    • Качественный
    • Считыватель и Задача

Количественный

Количественный относится к частоте слов, длине предложения и связности текста. Это сложные элементы для человеческого читателя, чтобы оценить. Для оценки количественных показателей учитель может обратиться к электронному ресурсу, такому как Lexile Framework. Lexile Framework будет оценивать текст на основе оценки этих элементов.

Учащиеся, которые «готовы к поступлению в колледж и карьере», должны уметь читать и понимать тексты с оценкой 1185–1385 баллов по шкале Lexile. Мне было любопытно сравнить уровни текстов Lexile, которые учащиеся должны читать в старшей школе, с этим показателем готовности к колледжу и карьере.

Я был удивлен, обнаружив, что многие тексты, преподаваемые в моем школьном кампусе, значительно не соответствуют целевому уровню Lexile. Если вас интересует качественная мера текста, вы можете ввести текст в меру Lexile, чтобы получить оценку.

Качественные 

Качественные показатели включают структуру, языковую условность и ясность, требования к знаниям и уровни смысла и цели. Качественные показатели дополняют количественные, и учителям легче их оценивать без помощи технологий.

Группа учителей из разных штатов совместно разработала ресурс для помощи учителям в оценивании текста. Я включил скриншот ниже, но его можно найти здесь.

Эта оценка размещает тексты в континууме, а не на определенном этапе.

Сложные тексты:

    • содержат больше скрытого значения и используют нетрадиционные структуры. В литературных текстах используются ретроспективные кадры, флэш-форварды и/или множественные точки зрения. Информационные тексты могут включать сложную графику и/или отклоняться от традиционных соглашений и норм для этого типа письма.
    • использовать образный язык, двусмысленность, архаичный или незнакомый язык (академический или специфичный для предметной области).
    • предполагают, что читатель имеет жизненный опыт (культурные, литературные и содержательные знания), который будет способствовать его/ее пониманию информации в тексте.
    • имеют буквальное значение, которое намеренно расходится с основным значением.