Профессия писатель: особенности, качества, советы

Порой поражаешься обилию печатной информации, окружающей современного человека: она доступна ему в книгах, газетах и журналах, интернете. Востребованность печатного слова определяет и популярность профессии писателя: люди, хорошо владеющие речью и умеющие излагать собственные мысли, всегда имеют шансы хорошо зарабатывать. Всемирная популярность и возведение в ранг классика ожидает не каждого, кто захочет опробовать себя на литературной ниве – для этого действительно нужен талант, изрядная доля везения и недюжинное трудолюбие. Однако ни один упорный и хотя бы средненько пишущий человек не останется без хлеба с маслом. И сегодня мы поговорим о том, как можно зарабатывать писательским трудом, а может быть – и прославиться!

Чем занимается писатель

Писатель – это человек, создающий литературные и прочие печатные произведения различного формата. Порой он пишет стихи и прозу просто для души, без дальнего прицела на солидные гонорары – в этом случае, писательство является просто хобби. В таком отношении к литературному труду существуют свои плюсы, главным из которых является независимость: человек не связан договором с издательством, ему не нужно торопиться сдать книгу четко в оговоренное время и загонять свое творчество в рамки «формата». В общем, пиши для души, издавайся за собственные средства или не издавайся вовсе. Но ведь и существовать на какие-то средства необходимо!



Многие успешные ныне писатели не избирали изначально литературный труд в качестве основной специальности. Например, скандально известный и весьма неоднозначный В. Пелевин вмиру изначально был инженером, а классик современной русской фантастики С. Лукьяненко – врачом-психиатром. И только потом, в процессе жизни они стали полноправными писателями, а литература превратилась в основной источник их дохода. И весьма полноводный источник!

Иногда писателями именуют всех, кто так или иначе связан с написанием текстов. В данном контексте рассматривают преимущественно журналистов, сценаристов и копирайтеров. Да, эти профессии имеют общие черты с литераторством, но назвать их тождественными нельзя.

Общечеловеческие и профессиональные качества

Итак, вас привлекает труд литератора: вы спите и видите собственное имя на красочной обложке новенькой книги, еще благоухающей типографской краской, мечтаете о признании, солидных гонорарах и толпах поклонников. Давайте разбираться, есть ли у вас базовые качества, способные сделать ваш путь к успеху на ниве писательства максимально гладким:

  • Тяга к творчеству. Истинный писатель пишет потому, что не писать просто не может – это, так сказать «заводские настройки». Он может заниматься лечением собак или сборкой вертолетов, но его неумолимо будет тянуть к листу бумаги или вордовскому документу, ожидающему очередного всплеска творческой мысли. Да, муза – дама непостоянная, но истинного писателя она посещает достаточно часто, причем не только в моменты максимального сосредоточения на литературном труде.
  • Наблюдательность. Если вам интересно все вокруг (картины природы, краски города, человеческие характеры и взаимоотношения и так далее), возможно, и стоит задуматься над профессией писателя. Особенно хорошо, если вы имеете привычку коллекционировать и записывать собственные наблюдения, а потом, на досуге, приводить их в удобочитаемый вид.
  • Богатый словарный запас. С запасом слов, как у Эллочки-Людоедки, в литераторы стремиться определенно не стоит. Попробуйте для начала без помощи словаря подобрать хотя бы десять синонимов к слову «хороший». Получилось? Можно продвигаться дальше: работать с эпитетами, всевозможными метафорами и прочими тропами для придания речи максимальной яркости и образности.
  • Образное мышление. Многие писатели визуализируют образы: они «видят» персонажей, пейзажи, сцены в собственном воображении и описывают их словами. В данном случае образ является первичным, поэтому и получается максимально живым и ярким, будучи описанным литературными средствами.
  • Грамотность. Вот тут все спорно. Вопреки распространенному заблуждению, кристально грамотных писателей практически не существует. Дело в том, что яркость и образность речи со знанием грамматики практически не коррелируют. Главное – правильность построения конструкций, их связность и динамика. А для правки грамматических ошибок существуют корректоры – натуры, как правило, не творческие, но весьма дотошные и кристально грамотные.
  • Упорство. Путь к признанию никогда не выслан ковровой дорожкой: к кому-то слава и деньги приходят через несколько лет упорного труда, к кому-то не приходят вовсе. Тут важно четко поставить цель и идти к ней ежедневно, невзирая на обстоятельства, пусть и небольшими шажками.
  • Высокая степень самоорганизации. Устали и нет вдохновения? Да что вы: а издательство ждет рукопись нового романа буквально через неделю. Профессия писателя, связанного договорными обязательствами, не оставляет времени на лень и не прощает отсутствия вдохновения. Поставили цель ежедневно писать, например, десять тысяч знаков, будьте добры выполнять норму при любых обстоятельствах. Литературный труд требует самодисциплины!
  • Умение себя «продавать». Можно, конечно, тихо-мирно сидеть дома и писать собственные опусы «в стол» или выкладывать их на любительских литературных ресурсах, но это дохода, как вы понимаете, не принесет. Писатель должен либо сам прилагать усилия к собственному продвижению (участвовать в литературных конкурсах, писать для газет и журналов, обивать пороги издательств), либо нанять для этой цели литературного агента. Второй вариант, как вы понимаете, возможен лишь при наличии свободных средств.

Плюсы и минусы профессии

Работа писателем, как и любая другая деятельность, имеет положительные и отрицательные стороны. К положительным сторонам литературной деятельности можно отнести:

  • Свободный график. Вам не обязательно вставать четко по будильнику и спешить на работу, боясь начальственного гнева: писатель может придерживаться собственного графика. Однако этот график должен быть: если писать чисто по наитию, когда вдохновение нагрянет, успеха определенно не достигнешь.
  • Отсутствие географической привязки. Работать можно в любой точке мира, был бы ноутбук и доступ в интернет. Многие маститые литераторы работают по системе творческих отпусков: получил аванс от издательства, уехал куда подальше от мирской суеты – и спокойно работаешь над будущим шедевром.
  • Свободу самовыражения. Одним из неоспоримых плюсов профессии писателя является свобода творчества. Литературный рынок диктует свои законы, книги должны продаваться и приносить доход, но порой и явно некоммерческие произведения становятся мировыми бестселлерами. Впрочем, даже в конъюнктурных романах (скандальных детективах, любовной прозе, простеньком фэнтези) можно самовыразиться от души.
  • Различные способы заработка. Написание книг – это не единственный способ заработка литератора. Можно найти достойную, хоть и не столь творческую альтернативу, приносящую твердый доход (об этом мы поговорим чуть позже).
  • Высокие шансы обрести популярность. У любого более-менее мастеровитого литератора есть шанс стать популярным писателем.

Среди наиболее значимых минусов стоит отметить:

  • Долгий путь к признанию. Литературная деятельность далеко не сразу приносит доход и признание: к ним можно идти годами. Бывали случаи, когда писатель становился известным небедным после первой же книги, но это, скорее, исключение из правил.
  • Непостоянство музы. Муза – дама капризная и по расписанию приходить никак не желает. В ее ожидании могут проходить долгие недели, посему следует либо переключаться на другие виды деятельности, либо заниматься аутотренингом и пересиливать себя для выполнения обязательств перед издательством.
  • Дефицит мотивации. Начинающие литераторы порой прямо пылают вдохновением и готовы творить дни и ночи напролет. Однако с течением времени и каждой последующей неудачей руки опускаются все ниже и ниже. В конце концов, перед автором встает вопрос – а нужно ли мне это вообще? Многие не выдерживают и забрасывают творчество, освобождая путь к признанию для наиболее упорных и талантливых. Естественный отбор в чистейшем виде!

Стоит ли тратить время на образование?

Учиться всегда хорошо и полезно – с этим не поспоришь. Любые знания, от устройства самолета до состава детской смеси, могут лечь в канву литературного произведения. Литературный труд требует постоянного самообразования: читатель ныне пошел умный и избалованный, любой фактический ляп заметит и не забудет высмеять в соцсетях. Все знать невозможно, поэтому рационально прибегать к консультациям профессионалов в соответствующих сферах. Даже примитивный бульварный роман требует определенной фактической базы, что уж говорить о серьезной литературе?

А вот нужно ли писателю специальное образование – вопрос неоднозначный. Если совершенно нет литературного дарования (по аналогии с музыкальным слухом), никакой специализированный вуз не сделает из этого человека гения. С другой стороны, если это дарование плюс трудолюбие в наличии, учеба в Литературном институте имени Горького станет неплохим подспорьем. Это поможет избежать типичных ошибок молодых авторов и даст выжимку из практических наработок маститых литераторов. Словом, поможет сэкономить время и обзавестись полезными связями в литературной среде.

В качестве альтернативы можно порекомендовать всевозможные филфаки и журфаки – это не профильное литературное образование, но близко к тому.

Как написать и издать собственную книгу?

Писатели создают книги по-разному. Существуют два основных подхода к творческому процессу:

  • Вдохновенный. Автор изначально представляет себе канву будущего романа весьма приблизительно: существует лишь общий замысел. В данном случае произведение само как бы направляет писателя в произвольную сторону: даже в середине работы он слабо представляет себе финал. Недостаток: повествование может получиться нелогичным, с оборванными сюжетными линиями и массой проходных персонажей.
  • Рациональный. Это более профессионально для писателя: детально проработать сюжет произведения и образы персонажей, составить подробный план, сделать черновые заготовки и только после этого приступать к кропотливой работе над чистовиком. Недостаток: кропотливая работа не заменит вдохновения, посему произведение может лишиться той самой эфемерной субстанции, именуемой «душой». Крепкая качественная работа, но без искры божией – скажем так.

Итак, допустим, книгу вы написали – нужно выносить ее на суд читателей. Перед вами три пути:

  • Обивать пороги издательств. С молодыми авторами сотрудничают практически все издательства, включая гигантов типа «АСТ», «Питер», «Росмэн», «Центрполиграф», «Захаров» или «Эксмо». Рукописи рассматриваются как в электронном, так и печатном виде (простите за каламбур) – для их анализа на пригодность к печати существуют целые штаты сотрудников. Но туда стоит обращаться только с крепкими произведениями, имеющими очевидные шансы на коммерческий успех.
  • Издать книгу за собственные средства. Издание книги – достаточно дорогостоящий процесс, не каждому молодому автору он по карману. Идеальный вариант – заинтересовать финансово состоятельного человека в собственном творчестве и убедить его выступить в качестве спонсора. Не забывайте, что книгу нужно не только оформить и издать, но и распространить, желательно, за деньги.
  • Распространять произведение в электронном варианте. Первый вариант – ограничиться электронной версией книги и продавать ее за деньги. Так поступают преимущественно со специальной и профессиональной литературой: провел тренинг по личностному развитию, например, прорекламировал свой труд на эту тему – его, может быть, и купят. Во втором случае речь идет лишь о наработке репутации и увеличении числа поклонников: выкладываем произведение в свободный доступ, наслаждаемся растущей популярностью и уворачиваемся от стрел интернет-критиков.

На чем еще можно зарабатывать?

В профессии писателя всегда присутствует элемент финансовой нестабильности, особенно когда он не связан контрактом с солидным издательством. В периоды застоя даже маститые авторы не гнушаются заниматься побочными видами деятельности, приносящими стабильный доход. Это:

  • Рецензирование. Написание рецензий на произведения других авторов способно приносить неплохие деньги не только профессиональным критикам, но и прочим литераторам.
  • Редактура. Существует масса людей, полагающих, что им есть, что сказать этому миру, но не обладающих ярко выраженным литературным даром. И они готовы платить осязаемые деньги за приведение своих творений в удобочитаемый вид. Правда, иногда этот труд требует железных нервов, но и оплачивается весьма достойно.
  • Написание сценариев. Новичку вряд ли доверят написание сценария к фильму, но есть и альтернативные варианты. Например, можно сосредоточиться на создании сценариев к детским праздникам, квестам, корпоративным мероприятиям.
  • Стихи на заказ. Написание стихов под заказ – весьма прибыльное предприятие: хвалебные оды с юмором или без оного требуются к юбилеям, свадьбам и прочим торжествам. Можно писать их в оптовых количествах к календарным и профессиональным праздникам и выставлять на продажу на специализированных биржах.
  • Копирайтинг. Прекрасный способ пополнения бюджета – написание текстов рекламного и информационного характера под заказ для различных веб-ресурсов. Работу можно подыскивать как самостоятельно, так и через специализированные биржи контента.
  • Сотрудничество со СМИ. Пусть писатели порой снисходительно отзываются о деятельности журналистов. Но сотрудничеством со всевозможными СМИ «грешат» и многие маститые литераторы.

Известные писатели получают и пассивный доход: от переиздания, перевода на другие языки, экранизации произведений. Определенные гонорары приносят творческие встречи с читателями, судейство на всевозможных конкурсах, участие в телепередачах формата ток-шоу и так далее.

Советы начинающим писателям

Если вы решили освоить профессию писателя, позвольте дать вам несколько практических советов:

  • Трезво оценивайте собственные способности. Если написание текстов приносит вам удовольствие, но формулировать мысли в печатном виде для вас затруднительно, тщательно проанализируйте собственные таланты. Быть может, стоит поискать себя в иной сфере?
  • Побольше читайте. Читайте побольше хорошей литературы – это развивает речь и тренирует воображение. Постарайтесь получать от чтения искреннее удовольствие и запоминать оригинальные профессиональные приемы.
  • Участвуйте в конкурсах. Существует масса конкурсов для начинающих литераторов, о проведении которых можно узнать через интернет. Участвуйте и совершенствуйтесь: в конце концов, вас начнут узнавать.
  • Заводите связи везде. Заводите связи в издательствах, агентствах, профессиональных союзах, на тематических форумах – словом, везде. Никогда не знаешь, как, когда и чем поможет тот или иной человек.
  • Делайте рутинную работу за вознаграждение. Не пренебрегайте рутинной работой, если за нее платят деньги. Поговорка о том, что гений должен оставаться голодным, давно устарела и потеряла актуальность. В конце концов, детям гениев тоже хочется кушать и отдыхать на море.
  • Не опускайте руки. Успех не приходит сразу: первые книги авторов крайне редко издаются большими тиражами и приносят ощутимые гонорары. Верьте в себя, работайте и совершенствуйтесь – удача любит настойчивых!

Профессия литератора подходит не всем, но если вы чувствуете в себе наличие соответствующего дарования, почему бы не попробовать себя на этой стезе? Дерзайте, и вам улыбнется удача: в конце концов, Ремарк, Достоевский и Хемингуэй тоже не родились знаменитыми.

писатель — Викисловарь

  • существительные: аудиозапись, баснописец, борзописание, борзописец, бытописание, вазопись, видеозапись, вписка, вписывание, вписыванье, выписка, выписывание, выписыванье, выпись, высотописец, грамзапись, дописывание, древлеписание, живописец, живопись, жизнеописание, записка, записнушка, записывание, записыванье, запись, звукозапись, звукопись, землеописание, иконописец, иконопись, исписывание, исписыванье, клинопись, краснописец, краснописание, летописание, летописец, летопись, машинопись, младописьменность, многописание, надписывание, надписыванье, надпись, написание, нравоописание, описание, описанье, описатель, описка, описывание, описыванье, опись, отписка, отписывание, перезапись, переписка, переписчик, переписчица, переписывание, переписыванье, перепись, писака, писание, писанина, писанье, писец, письмена, письменность, письмецо, письмишко, письмо, письмоводитель, письмоводительница, письмоноша, подписание, подписант, подписантка, подписанье, подписка, подписывание, подписыванье, подпись, правописание, предписание, приписка, прописка, прописывание, пропись, писателишка, писателишко, писатель, писательница, писательство, пишбюро, пишмашинка, пишбарышня, расписание, расписка, расписывание, расписыванье, роспись, рукописание, рукопись, самописец, самописка, самоописание, светопись, скорописец, скоропись, списание, список, стенописец, стенопись, сыропись, тайнопись, термозапись, чистописание, чистописец, ядописание, ядописец
  • прилагательные: аудиозаписывающий, бесписьменный, видеозаписывающий, вписанный, вписной, выписанный, выписной, дописанный, древлеписаный, живописный, записанный, записной, звукозаписывающий, иконописный, исписанный, клинописный, летописательский, летописный, машинописный, младописьменный, написанный, невписанный, невыписанный, невыписной, недописанный, незаписанный, неисписанный, ненаписанный, неописанный, неописуемый, непереписанный, неписаный, неписательский, неписьменный, неподписанный, непрописанный, нерасписанный, новописаный, описанный, описательный, описуемый, переписанный, переписной, писаный, писательский, письменный, подписанный, подписной, правописный, прописанный, прописной, расписанный, расписной, рукописный, самописный, самопишущий, светописный, скорописный, старописаный, старописьменный, стенописный, сырописный, термопишущий, тайнописный
  • глаголы: вписать, вписаться, вписывать, вписываться, выписать, выписаться, выписывать, выписываться, дописать, дописаться, дописывать, дописываться, живописать, записать, записаться, записывать, записываться, исписать, исписаться, исписывать, исписываться, недописать, недописывать, недописываться, переписать, переписаться, переписывать, переписываться, писа́ть, писаться, писывать, писываться, подписать, подписаться, подписывать, подписываться, повписать, повписаться, повписывать, повписываться, позаписать, позаписаться, позаписывать, позаписываться, поисписать, поисписаться, поисписывать, поисписываться, попереписать, попереписаться, попереписывать, попереписываться, пописать, пописывать, порасписать, порасписаться, порасписывать, порасписываться, предписать, предписывать, предписываться, прописать, прописаться, прописывать, прописываться, расписать, расписаться, расписывать, расписываться, списать, списаться, списывать, списываться
  • наречия: живописно, описательно, письменно; по-писанному, по-письменному; как по писаному

Писатель — Википедия. Что такое Писатель

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Писа́тель, писа́тельница (реже литера́тор) — человек, который занимается созданием словесных произведений, предназначенных так или иначе для общественного потребления (а не только для непосредственного адресата).

Писателем обычно называют человека, для которого указанное занятие является основным либо одним из основных. Кроме того, в качестве критериев принадлежности автора текста к категории писателей может использоваться получение им дохода от своих произведений: в новейшее время — в виде гонораров, роялти, грантов, в более ранние эпохи — материального вознаграждения со стороны представителей привилегированных классов, так или иначе заинтересованных в поддержке искусства (см. также меценатство). Другой формой социализации писателя в этом качестве является признание писательским сообществом, литературными критиками и другими инстанциями литературной экспертной оценки. Такая экспертная оценка может принимать институционализированные формы — например, в виде создания объединений (союзов) профессиональных писателей.

Объём понятия «писатель» неодинаков в разных культурах и в разные эпохи. Так, Энциклопедия Брокгауза и Ефрона и Русский биографический словарь зачастую используют определение «писатель» в статьях об учёных, критиках, журналистах — в том числе в словосочетаниях вроде «писатель о сельском хозяйстве Курляндии 1804—1824 гг.»[1]. Следом такой широкой трактовки понятия является до сих пор сохранившееся выражение «технический писатель», обозначающее автора технических текстов, технической документации, инструкций и т. п. В то же время более современные источники понимают под писателями исключительно авторов художественной литературы: так, уже словарь Ушакова (1935—1940) определял писателя как «человека, пишущего литературные произведения»[2].

Литература

См. также

Примечания

Писатель — это… Что такое Писатель?

ПИСАТЕЛЬ. Все писатели-поэты приходят в мир со своими песнями и сказаниями о жизни и уходят, не открыв своего настоящего лица. То, что мы обычно знаем о писателях, говорит нам больше об их литературном и социальном родстве, но очень мало, или почти ничего — об их т. наз. «писательской сущности». Эта последняя от нас скрыта и, главным образом, потому, что скрытым от нас является творческий процесс писателя. Его осветить пока не удалось ни ученым, ни самим носителям его, писателям-поэтам. Правда, писатели в своих автобиографиях, дневниках и записных книжках пытаются подойти ближе к проблеме о своей сущности. Отдельные эпизоды из своей творческой жизни они хотя и выявляют, но исследователь бессилен по этим эпизодам восстановить полную картину творческого процесса — до того субъективны они и не поддаются обобщению. Творческий путь писателя вне поля его наблюдений: он начинается за пределами сознания.

«Вот настоящий путь (творческий), чтобы человек не знал, что он думает. Все тогда как бы подарено». Эти слова принадлежат не кому другому, как Гете, которому мы, быть может, больше чем кому-нибудь обязаны самыми основными данными о творческих состояниях.

Таким образом, не претендуя в предлагаемой статье разрешить проблему о сущности писателя, попытаемся лишь отметить те более или менее характерные свойства его психики, которые выделяют его из общечеловеческой массы.

В глубокой древности вокруг поэта создаются легенды, и дар слагать песни (поэт — происходит от греческого слова и означает слагатель, формовщик и т. п.) считают даром богов.

«Музы, — повествуются в одном греческом мифе, — изливают росу на уста властителей, которых взыскали с колыбели, и из уст их потом выходят слова сладкие, что мед».

«Я могу спеть всякую песню, — говорит Кара-киргизский певец: — Бог послал мне в сердце дар песни, так что мне искать их нечего, все выходит из меня, из нутра». (А. Веселовский — Поэтика т. I).

А в библии поэт Исаия назван посланником божьим, к которому глас с неба воззвал и приказал идти в народ бичевать его пороки и зло.

И всякий раз, когда человеческая мысль в истории сворачивала с пути положительных знаний, и погружалась в мистические недра, она видела в поэте существо высшего порядка, совершеннейшее создание бога и природы. Так было с романтиками, сменившими «ложноклассиков» в литературе, для которых поэт был ученый. Ради поэта, думали романтики, и создана жизнь на земле, чтобы она могла найти свое отражение в его творческом «я».

В часы вдохновения поэт узнает все то, что было, что будет, говорили они.

«Поэт должен отрешиться от всякой почвы, он созерцает мир сверхчувственный, он безумец» (Новалис).

Современная научная мысль от старых легенд о происхождении поэтического дара отвернулась. Поэтическое дарование она рассматривает, как одну из обычных духовных способностей человека.

«Между поэтом и не-поэтом существует количественное, а не качественное различие, говорит Р. Мюллер-Фрейенфельс. Поэт от остального человечества отличается интенсивностью переживаний и способностью их выражать в родственных чувствам образах — символах. Вдохновение поэтическое нужно рассматривать только как повышенную сильную форму переживания, оно свойственно также ученым и религиозным вождям» (см. его «Поэтику»).

Д. Н. Овсяннико-Куликовский художника определяет так: «Это тот из нас, кто ловит образы, данные в обыденном мышлении». Для нас, — замечает он, — образы, данные в обыденном мышлении, только средство осуществления и функционирования нашей речи-мысли, направленной на текущие потребности жизни. У них (т.-е. у художников) эти образы, служа той же цели, незаметно выделяются, обособляются, освобождаются от служения ближайшим потребностям мысли и, получая самостоятельное значение и особую разработку, приноравливаются уже к другой цели — к познанию жизни и психики человеческой». («Наблюдательный и экспериментальный методы в искусстве». — Вопросы теории и психологии творчества, сб. статей).

Не входя в оценку приведенных здесь взглядов, укажем лишь, что они сходятся в своем определении поэта-писателя, рассматривая его как человека незаурядного, исключительного. Правда, как все люди, писатель зависит от социального уклада той среды, в которой вырос, жил и творил. Среда дает определенный уклон его мировоззрению и заставляет так, а не иначе перерабатывать воспринимаемый жизненный материал. Поэтому не случайно деление писателей по общественным симпатиям и группировкам. В зависимости от времени, от сопутствующих писателю в его жизни социальных пертурбаций, в его творчестве будут преобладать те или другие мотивы.

К тому, чтобы писатели были борцами-подвижниками, мы привыкли, особенно у нас в России. Русские писатели были всегда там,

Где горе слышится,

Где тяжко дышится.

А вся русская литература в целом не переставала быть общественной трибуной, с которой клеймилось позором зло действительности, за что не одна писательская жизнь оборвалась раньше времени.

И на Западе писатели боролись с реакцией. Гейне, Гюго, Зола, и другие мировые писатели были одновременно величайшими борцами за справедливость. Тем не менее, как общее психологическое явление, можно констатировать преобладание элемента созерцательности, располагающей к пассивности в жизни, в натуре писателя. Приэтом, разумеется, надо помнить, что всякое художественное произведение есть проявление особого рода активности писателя.

В момент творчества писатели, поэты — активнейшие среди людей.

Мобилизуя все силы своей души, писатели ведут тогда ожесточенную войну за преодоление будничных шаблонных слов, в которые не идут вдохновенные мысли. И даже после того, когда писатель, казалось, нашел уже новые слова, «одеяние стиля» для своего поэтического замысла, и тогда он не успокаивается. Начинаются опять поиски за формой, «муки слова». Оттого всю жизнь писатель пишет одну каигу, как говорит Флобер, — что не может никак выразить свой основной образ мира, неотступно преследующий его.

Как сердцу высказать себя,

Другому как понять тебя.

Поймет ли он, чем ты живешь.

Мысль изреченная есть ложь.

Знает и чувствует каждый поэт вместе с Тютчевым, что «мысль изреченная есть ложь», но не может примириться. И борется он без конца, чтобы «рассказать свою душу», чтобы разгрузиться от бремени своих сильных переживаний. Не находя же себе выхода, мысли всей своей огненной стихией обрушиваются на сердце поэта, сжигая в нем веру и надежду. Замыкается тогда писатель в себе, погружаясь в нестерпимое молчание. И кажется ему мир пустыней, по выражению Флобера, в которой никто никого не понимает (см. «Муки слова» А. Горнфельда. Вопросы теории и психологии творчества, сб. статей).

Так писатель расходует свои силы на творческие акты и мало их остается у него, чтобы мог он быть участником в жизни.

— Я изнемогаю от усталости всегда изображать человеческое и никогда не принимать в нем участия. Разве художник вообще человек… Кто живет, тот не работает, и чтобы стать творцом, надо умереть, — говорит устами героя рассказа «Тонио Крегер» Томас Манн.

«На какое печальное, случайное и бедственное существование обрекает себя всякий, — замечает в своей биографии-характеристике Бодлера Теофиль Готье, — направляющийся по тому скорбному пути, который зовется литературной карьерой. С этого дня он может себя вычеркнуть из числа людей: всякое действие у него прекращается, он только зритель жизни. Всякое ощущение становится у него объектом анализа. Невольно он раздваивается и, наблюдая как бы нечто для него внешнее, становится соглядатаем самого себя».

О Л. Н. Толстом Софья Андреевна Толстая рассказывает в своих записках следующее: «Сидел он раз у окна задумавшись и смотрел на все происходившее на улице: вот ходит будочник, кто он такой, какая его жизнь? А вот карета проехала, кто там и куда едет и о чем думает, и кто живет в этом доме, какая внутренняя жизнь их. Как интересно было бы все это описать, какую можно было из этого составить интересную книгу»…

Приведенный эпизод из жизни гениального писателя характерен не только для него.

Все писатели с исключительной жаждой устремляют свои взоры на окружающий их мир. Но созерцая этот мир, писатель одним простым наблюдением не ограничивается. Из всего виденного он выбирает только 1/100.000, по выражению Л. Н. Толстого, что всего больше соответствует его внутренним состояниям (см. Воплощение) — это труд, который требует колоссальнейшего терпения (Талант — это терпение, говорит Бюффон).

У простого смертного не может его хватить.

Оттого так непохожа жизнь писателя на жизнь простого смертного и бедна внешними событиями. Недаром Флобер, наиболее типичный в этом смысле писатель, на просьбу прислать свою автобиографию ответил:

— У меня нет никакой биографии.

Личные радости и горести, выпадая на долю писателя, никогда не поглощают его целиком, как это случается с простыми смертными. Вспыхивая в душе писателя, они приводят в движение всю творческую его организацию. Писатель тогда забывает себя.

Творческое воображение дорисовывая и углубляя его переживания, лишает их личной субъективной окраски, так что и в эти минуты писатель не участник жизни. Точно все переживания для того и возникают в душе поэта, чтобы он мог о них рассказать миру, как об этом с иронией говорит А. Пушкин:

Постигнет ли певца волненье,

Утрата скорбная, изгнанье, заточенье,

«Тем лучше», говорят любители искусств.

«Тем лучше», говорят любители дум и чувств.

И нам их передаст.

(Из «Ответа Анониму»).

Но не только тем отличается писатель от простого смертного, что умеет как-то поддаваться своим житейским переживаниям, не растворяясь в них, что готов принести в «жертву Аполлону» самое близкое и единственное. Об этом прекрасно повествуется в рассказе «Овальный портрет» Эдгара По.

В то время, как простой смертный испытывает на себе дыхание «житейских бурь» лишь тогда, когда они проносятся, задевая его, писатель чувствует их дважды: в первый раз слабее, ибо, как мы указали, он зритель жизни, и второй раз очень сильно во время творческого акта. Вот почему Л. Н. Толстой в беседе с А. Гольденвейзером сказал, что «он часто сильнее чувствует не пережитое им действительно, а то, что он писал и переживал с людьми, которых описывал», — т.-е. свои собственные переживания, но только отлитые в поэтические образы, после их преображения в мире его фантазии. Подобное воссоздание переживаний, правда, знакомо каждому человеку: в воспоминаниях и сновидениях минувшее проходит перед ним. Но, всплывая на поверхность сознания, эти образы минувшего способны лишь на миг увлечь человека, и затем, словно пена на гребне волны, исчезают бесследно. Между тем, как образ минувшего, захватив поэта, не покидает его уж до тех пор, пока не найдет своего воплощения в творческом акте.

«Во время творчества идей, звуков, образов, — говорит Короленко, — писатель становится несколько выше средней личности. Он как бы удаляется в маленькую горную часовенку, отгороженную от наших будней».

За порогом этой «часовенки» он сбрасывает свои будничные одежды, пропитанные запахами повседневности, убивающими непосредственное творческое восприятие жизни и людских отношений. Освобожденный — он легко проникает в тайники человеческой души. Перевоплощается. В этом, возможно, ему помогает та неизрасходованная на участие в жизни энергия, которую он сберегает, как зритель жизни.

Определяя так писателя, мы должны подчеркнуть, что косвенно писатель всегда участник жизни, т. к. каждое его произведение производит соответствующий эффект в том обществе, где оно появляется. Кроме того, слупой, когда писатель оставляет свой наблюдательный пост и кидается в битву общественной жизни, наравне со всеми смертными, нередки, но тогда он только нам облегчает задачу по определению его социальной сущности, ибо, как участник жизни, он всегда ярче является сыном своей эпохи, класса.

Душа поэта не может вместить в себе по закону как бы психической непроницаемости и волю к участию в жизни, и волю к творчеству. Становясь же в ряды активных членов общества в прямом смысле, писатель заглушает в себе свой художественный талант, перестает следовательно быть для нас загадкой, оттого легче уловить тогда его социальную сушность. Что нельзя одновременно быть и участником жизни и поэтом-творцом, об этом очень убедительно говорит в своем «Дневнике» В. Короленко — писатель, отдавший много энергии и лет общественной деятельности.

«Художественный талант должен органически расти, отстаиваться, так сказать, как чистый кристалл. С того времени, как человек сознает себя, — начинается постепенное нарастание художественного темперамента и оно должно итти непрерывно. Я же, хотя меня и называют молодым беллетристом, начинаю свою карьеру уже за 30 (мне теперь 34 года), и хотя с детства я мечтал о литературе, но после целый период прошел для меня в иных увлечениях, в иных впечатлениях. Это не беда конечно, но дело в том, что в этот период я перестал даже «относить все явления к их изображению» (курсив наш — Э. Л.), что всегда инстинктивно делал раньше, и что, по верному замечанию Флобера, есть непременный признак художественного настроения. Среди замутившихся, т. сказать, «вихрящихся» условий нашей современности, многие у нас подверглись тому же процессу. Я знал очень многих талантливых молодых людей с сильными задатками художника, которые направляли все силы души в другую сторону, а художественные инстинкты подавляли и глушили.

Таким образом проходили полосы жизни, которые нарушали целостность развития, и кристалл (возвращаясь к этому сравнению), получивший основание и верхушку, в средней части остался аморфным». («Отрывки из Дневника», 1887 г. — Вопросы теории и психологии творчества, т. 8).

В эпоху кровавой схватки классов, в период гражданской войны, когда все силы и энергия целого коллектива расходуются на борьбу, невозможно поэтому и процветание искусства.

«Неверно, — указывает Л. Троцкий, — будто искусство революции может быть создано только рабочими. Именно потому, что революция рабочая, она слишком мало рабочих сил освобождает для искусства. В эпоху французской революции величайшие произведения, прямо или косвенно отражавшие ее, творились не французскими художниками, а немецкими, английскими и другими.

Так, национальная буржуазия, которая непосредственно совершала переворот, не могла выделить достаточно сил, чтобы воспроизводить и записывать его («Партийная политика и искусство», — Литература и революция, Л. Троцкий.).

«В до-революционную эпоху и в первый период революции пролетарские поэты относились к стихосложению не как к искусству, имеющему свои законы, а как к одному из способов пожаловаться на тяжкую участь или проявить свое революционное настроение. К поэзии, как к искусству и мастерству, поэты подошли лишь за последние годы, когда ослабело напряжение гражданской войны» («Пролетарская культура и пролетарское искусство» — там же).

В заключение необходимо отметить, что художественный талант не требует, однако, чтобы носитель его был бесстрастным созерцателем в жизни. Не все, что писатель созерцает, он потом творчески воспроизводит. Очевидно, лишь те явления жизни могут стать объектом изображения, которые в той или другой форме захватывают душу писателя, оставляя в ней известный след. А это возможно только тогда, когда писатель активно созерцает явления жизни. Вне активного созерцания немыслимы были бы вообще какие-либо «внутренние состояния» — переживания и настроения поэта, а следовательно и самое творчество его. Гете, этот «бесстрастный олимпиец», даже и он говорил, что «не сочинял и не высказывал того, что его не мучило и не жгло». Итак, писатель — зритель жизни, но зритель, у которого созерцание всегда активно. Чем крупнее талант художника, тем он больше и дальше видит в жизни (отсюда поэты-пророки), сильно переживает, тем больше он активен. Но активность свою он осуществляет через художественные произведения: в этом основная черта, отличающая поэта и не-поэта.

Э. Лунин. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925

писатель — это… Что такое писатель?

  • писатель — Беллетрист, газетчик, драматург, журналист, историк, компилятор, критик, литератор, летописец, памфлетист, поэт, публицист, рецензент, романист, сочинитель, фельетонист, хроникер, писака, щелкопер. Ср. . .. См …   Словарь синонимов

  • Писатель — ПИСАТЕЛЬ. Все писатели поэты приходят в мир со своими песнями и сказаниями о жизни и уходят, не открыв своего настоящего лица. То, что мы обычно знаем о писателях, говорит нам больше об их литературном и социальном родстве, но очень мало, или… …   Литературная энциклопедия

  • Писатель —     ПИСАТЕЛЬ. Все писатели поэты приходят в мир со своими песнями и сказаниями о жизни и уходят, не открыв своего настоящего лица. То, что мы обычно знаем о писателях, говорит нам больше об их литературном и социальном родстве, но очень мало, или …   Словарь литературных терминов

  • ПИСАТЕЛЬ — ПИСАТЕЛЬ, писателя, муж. Человек, пишущий литературные произведения. Союз советских писателей. Известный писатель. Талантливый писатель. Писатели 40 х годов. Библиотека русских писателей. Изучать какого нибудь писателя (его сочинения, биографию и …   Толковый словарь Ушакова

  • ПИСАТЕЛЬ — ПИСАТЕЛЬ, писателя, муж. Человек, пишущий литературные произведения. Союз советских писателей. Известный писатель. Талантливый писатель. Писатели 40 х годов. Библиотека русских писателей. Изучать какого нибудь писателя (его сочинения, биографию и …   Толковый словарь Ушакова

  • писатель — ПИСАТЕЛЬ, я, м. Убийца, орудующий ножом, бритвой, шилом и т. п. Я писатель не местный, попишу, попишу и уеду. От ПИСАТЬ …   Словарь русского арго

  • писатель —     ПИСАТЕЛЬ, автор, беллетрист, литератор, сочинитель, пренебр. борзописец, неодобр. графоман, устар. литературщик, устар. щелкопер, разг. бумагомарака, разг. бумагомаратель, разг., презр. писака, разг. сниж., презр. пачкун     ПИСАТЕЛЬНИЦА,… …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • ПИСАТЕЛЬ — ПИСАТЕЛЬ, я, муж. Человек, к рый занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения. Писатели классики. Писатели русского зарубежья. | жен. писательница, ы. | прил. писательский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И.… …   Толковый словарь Ожегова

  • Писатель — см. Художник (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • писатель — я, м. dépecer, dépicéer резать. 1. угол., мол., шутл. Убийца, орудующий ножом, бритвой, шилом. Мокиенко 2000. 2. угол., мил., шутл. То же, что писака. Мокиенко 2000 …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Писатель — Писатель (реже литератор) человек, который занимается созданием словесных произведений, предназначенных так или иначе для общественного потребления (а не только для непосредственного адресата). Писателем обычно называют человека, для… …   Википедия

  • это кто? Как статьи писателем? Значение слова «писатель»

    Писатель – это человек, зарабатывающий себе на жизнь литературным трудом. Существуют и другие определения этого слова. Кто такой писатель? Как им стать? В статье рассмотрены мнения профессиональных литераторов.

    писатель это

    Где обучают писательскому мастерству?

    Прозаиком или поэтом, безусловно, можно назвать человека, посвящающего свою жизнь творчеству. Но с одной поправкой: не всем писателям удается издавать свои книги. А стало быть, не каждый из них зарабатывает на своем труде. Можно привести несколько определений слову «писатель». Но большая часть из них не соответствует истине.

    Писатель – это выпускник литературного института. Однако не все студенты, приходящие в этот вуз, становятся впоследствии сценаристами, поэтами, художественными переводчиками. Первокурсникам в Литинституте вбивают в голову истину о том, что писатель — это профессия не прибыльная. Скорее, убыточная. Более того, для многих она становится своего рода терновым венком.

    писатель значение

    Психотип писателя

    Существуют и другие определения этого понятия. Писатель – это человек, чьи книги публикуют издательства. Но с этим определением поспорят выпускники литературного института и все те, кто разбирается в классической прозе и поэзии. Ведь уметь создавать захватывающий сюжет не значит быть писателем. Что думают об этом профессиональные литературоведы? Кем, по их мнению, является настоящий писатель?

    Значение этого слова Ирина Горюнова сформулировала следующим образом: «Писатель – личность, обладающая особым психотипом мышления». По мнению литературного агента, через руки которого прошло несметное количество гениальных и бездарных рукописей, писать литературные произведения способен человек, отличающийся особой поэтической жилкой. Кроме того, он должен обладать оригинальностью мышления, умением создавать яркие образы, и, безусловно, сюжет, увлекающий читателей.

    талантливый писатель значение

    Художник – это судьба

    Какими способностями и чертами характера обладает талантливый писатель? Значение этого словосочетания также дано в книге Горюновой. Согласно ее мнению, настоящий писатель обладает способностью полного погружения в творческий мир. Он проживает жизнь своих героев. Это может привести к душевному кризису. Писатель порою настолько сильно вживается в созданный образ, что выбираться из него мучительно больно. Но еще хуже – не делать этого. Литературная деятельность – сущность, воздух, без которого не может жить талантливый писатель.

    Все вышесказанное относится к авторам художественных произведений. Написание книг в жанре «нон-фикшн» требует совершенно иного подхода. Однако в этой статье речь идет о представителях художественной прозы. А также о тех, кто претендует на это звание.

    значение слова писатель

    Писатель или графоман?

    Есть люди, которые не могут не писать. Однако их творчество литературным назвать нельзя. Что такое графомания? Под этим психиатрическим термином понимают болезненную, неудержимую страсть к созданию различного рода текстов. «Произведения» графоманов невыразительны, имеют шаблонный характер. Их творения не представляют интереса ни для критиков, ни для читателей. Графомания – болезнь. Как и прочие психиатрические недуги, она подлежит лечению, в том числе и медикаментозному.

    На уроках литературы педагог дает ученикам следующие задания: «Объясните значение слов «талантливый писатель» и «одаренный литератор»», «Сформулируйте определение понятию «художественное произведение»». На вопрос о том, кто такой мастер слова, принято отвечать: «человек, создающий произведения, которые обладают высокой литературной ценностью». Однако следует понимать, что творческая деятельность начинается с умения понимать и анализировать книги других авторов, а также адекватно реагировать на критику. Признак графомании – убежденность в собственной гениальности.

    значение словосочетания талантливый писатель

    Сочинители, которых не публикуют

    Значение слова «писатель» мы сформулировали. Талантливым сочинителем называют личность, творчество которой представляет интерес для читателей и критиков. Но известно немало случаев, когда книги издавались посмертно. Одаренный литератор писал «в стол». Возможно, где-то и сегодня хранятся гениальные романы и повести автора, который так и не стал известен широкому кругу читателей.

    Кто такой сочинитель? Даже школьнику понятно значение слова. «Талантливый писатель» – термин, смысл которого мы тоже разобрали. Однако произведения далеко не каждого одаренного автора берутся публиковать издательства. И именно потому, большинство начинающих авторов оставляют литературный труд. Остаются лишь те, для кого существование вне литературы невозможно.

    Издательский бизнес

    Если автор обладает талантом и не страдает графоманией, это еще не говорит о том, что его творения будут опубликованы. Издательства – коммерческие организации. Их деятельность направлена на получение прибыли. Сотрудники издательства предпочитают заключать договора с авторами, которые создают востребованную прозу. Стихи и драматургия нынче не в моде. Произведения для детей неизвестных авторов неохотно покупают родители, и, соответственно, не стремятся публиковать издательства. Но даже представителям популярных литературных направлений сегодня нелегко.

    Написать хороший роман не значит стать известным писателем. Во-первых, книги сегодня не так востребованы как, например, тридцать-сорок лет назад. Во-вторых, представители издательского бизнеса предпочитают не связываться с начинающими авторами.

    О том, как стать известным автором, написано немало книг. Кто такой востребованный писатель? Значение словосочетания раскрыто в трудах авторов, прошедших тернистый путь в мир современной литературы. Этой теме посвятила одну из книг Энн Ламотт. Ниже приведены советы американской писательницы начинающим авторам.

    Впечатление о собственном труде

    В книге «Птица за птицей» автор рассказывает о своей жизни и первых шагах в литературе. Энн Ламотт признается, что ей далеко не всегда нравится то, что она пишет. Она часто перечитывает рукописи и довольно редко бывает удовлетворена результатом своего труда. Подобные ощущения знакомы всем авторам. Энн Ламотт утверждает, что это нормально. И недовольство собственными творениями посещает даже опытного писателя. Важно не останавливаться на достигнутом и продолжать трудиться.

    Так ли важна публикация?

    Энн Ламотт не только создала книгу о писательском творчестве. Она также преподает на литературных курсах. Начинающих авторов создатель книги «Птица за птицей» убеждает в том, что не так уж важно, опубликовано произведение или нет. Безусловно, стать известным прозаиком мечтает каждый новичок в литературном мире. Но публикация в писательском деле играет не главную роль.

    значение слова писатель

    Писать правду легче

    Как сказал один из литературных героев: «Правду говорить легко и приятно». Эту фразу можно применить и к писательскому делу. Энн Ламотт в своей книге убеждает читателей в том, что создать правдивую, но интересную историю намного проще, чем может показаться. Не стоит придумывать невероятные сюжеты. Обычная повседневная жизнь – это то, что может послужить материалом для гениальной книги.

    О чем писать?

    Таким вопросом нередко задаются авторы, мечтающие в один прекрасный день поразить издателей, а впоследствии и читателей своей невероятной историей. Но личность в литературном смысле одаренная нередко пребывает в творческом ступоре.

    С чего начать писать? На этот вопрос отвечает Энн Ламотт. Писательница утверждает, что начинать нужно с детства. Она советует молодым авторам изображать события ранних лет, первые впечатления, наблюдения. Книга «Птица за птицей», к слову сказать, начинается именно с изображения детства автора.

    Системность

    Что такое вдохновение? Это особое состояние души, позволяющее создавать произведения искусства и литературы. Но случается, что вдохновение покидает автора. Неужели следует ожидать его появления? Энн Ламотт утверждает, что писать нужно каждый день. И, желательно, по строго установленному графику. Каждый автор, независимо от опыта, знает, что первые два часа пребывания за письменным столом или компьютером протекают словно впустую. Настроиться на писательский лад удается не сразу. Но написание текстов – это труд, который требует системности, организованности.

    объясните значение слов талантливый писатель

    Стать писателем может каждый

    В этом убежден Юрий Никитин – автор произведений в жанре научной фантастики. Вопросам, которые особенно интересуют начинающих авторов, он посвятил книгу «Как стать писателем».

    Никитин изложил основные приемы, которым обучают студентов на Высших литературных курсах, опровергнул мнение о том, что мастерами слова рождаются, и лишил значение словосочетания «талантливый писатель» оттенка таинственности. Научиться писать, по мнению российского автора, может каждый, так же как и приобрести навыки игры на скрипке. Безусловно, не каждый музыкант – Паганини. Но ведь и Стивен Кинг, получающий огромные гонорары, – не Уильям Шекспир.

    Писатель — это… Что такое Писатель?

        ПИСАТЕЛЬ. Все писатели-поэты приходят в мир со своими песнями и сказаниями о жизни и уходят, не открыв своего настоящего лица. То, что мы обычно знаем о писателях, говорит нам больше об их литературном и социальном родстве, но очень мало, или почти ничего — об их т. наз. «писательской сущности». Эта последняя от нас скрыта и, главным образом, потому, что скрытым от нас является творческий процесс писателя. Его осветить пока не удалось ни ученым, ни самим носителям его, писателям-поэтам. Правда, писатели в своих автобиографиях, дневниках и записных книжках пытаются подойти ближе к проблеме о своей сущности. Отдельные эпизоды из своей творческой жизни они хотя и выявляют, но исследователь бессилен по этим эпизодам восстановить полную картину творческого процесса — до того субъективны они и не поддаются обобщению. Творческий путь писателя вне поля его наблюдений: он начинается за пределами сознания.

        «Вот настоящий путь (творческий), чтобы человек не знал, что он думает. Все тогда как бы подарено». Эти слова принадлежат не кому другому, как Гете, которому мы, быть может, больше чем кому-нибудь обязаны самыми основными данными о творческих состояниях.

        Таким образом, не претендуя в предлагаемой статье разрешить проблему о сущности писателя, попытаемся лишь отметить те более или менее характерные свойства его психики, которые выделяют его из общечеловеческой массы.

        В глубокой древности вокруг поэта создаются легенды, и дар слагать песни (поэт — происходит от греческого слова и означает слагатель, формовщик и т. п.) считают даром богов.

        «Музы, — повествуются в одном греческом мифе, — изливают росу на уста властителей, которых взыскали с колыбели, и из уст их потом выходят слова сладкие, что мед».

        «Я могу спеть всякую песню, — говорит Кара-киргизский певец: — Бог послал мне в сердце дар песни, так что мне искать их нечего, все выходит из меня, из нутра». (А. Веселовский — Поэтика т. I).

        А в библии поэт Исаия назван посланником божьим, к которому глас с неба воззвал и приказал идти в народ бичевать его пороки и зло.

        И всякий раз, когда человеческая мысль в истории сворачивала с пути положительных знаний, и погружалась в мистические недра, она видела в поэте существо высшего порядка, совершеннейшее создание бога и природы. Так было с романтиками, сменившими «ложноклассиков» в литературе, для которых поэт был ученый. Ради поэта, думали романтики, и создана жизнь на земле, чтобы она могла найти свое отражение в его творческом «я».

        В часы вдохновения поэт узнает все то, что было, что будет, говорили они.

        «Поэт должен отрешиться от всякой почвы, он созерцает мир сверхчувственный, он безумец» (Новалис).

        Современная научная мысль от старых легенд о происхождении поэтического дара отвернулась. Поэтическое дарование она рассматривает, как одну из обычных духовных способностей человека.

        «Между поэтом и не-поэтом существует количественное, а не качественное различие, говорит Р. Мюллер-Фрейенфельс. Поэт от остального человечества отличается интенсивностью переживаний и способностью их выражать в родственных чувствам образах — символах. Вдохновение поэтическое нужно рассматривать только как повышенную сильную форму переживания, оно свойственно также ученым и религиозным вождям» (см. его «Поэтику»).

        Д. Н. Овсяннико-Куликовский художника определяет так: «Это тот из нас, кто ловит образы, данные в обыденном мышлении». Для нас, — замечает он, — образы, данные в обыденном мышлении, только средство осуществления и функционирования нашей речи-мысли, направленной на текущие потребности жизни. У них (т.-е. у художников) эти образы, служа той же цели, незаметно выделяются, обособляются, освобождаются от служения ближайшим потребностям мысли и, получая самостоятельное значение и особую разработку, приноравливаются уже к другой цели — к познанию жизни и психики человеческой». («Наблюдательный и экспериментальный методы в искусстве». — Вопросы теории и психологии творчества, сб. статей).

        Не входя в оценку приведенных здесь взглядов, укажем лишь, что они сходятся в своем определении поэта-писателя, рассматривая его как человека незаурядного, исключительного. Правда, как все люди, писатель зависит от социального уклада той среды, в которой вырос, жил и творил. Среда дает определенный уклон его мировоззрению и заставляет так, а не иначе перерабатывать воспринимаемый жизненный материал. Поэтому не случайно деление писателей по общественным симпатиям и группировкам. В зависимости от времени, от сопутствующих писателю в его жизни социальных пертурбаций, в его творчестве будут преобладать те или другие мотивы.

        К тому, чтобы писатели были борцами-подвижниками, мы привыкли, особенно у нас в России. Русские писатели были всегда там,

        Где горе слышится,

        Где тяжко дышится.

        А вся русская литература в целом не переставала быть общественной трибуной, с которой клеймилось позором зло действительности, за что не одна писательская жизнь оборвалась раньше времени.

        И на Западе писатели боролись с реакцией. Гейне, Гюго, Зола, и другие мировые писатели были одновременно величайшими борцами за справедливость. Тем не менее, как общее психологическое явление, можно констатировать преобладание элемента созерцательности, располагающей к пассивности в жизни, в натуре писателя. Приэтом, разумеется, надо помнить, что всякое художественное произведение есть проявление особого рода активности писателя.

        В момент творчества писатели, поэты — активнейшие среди людей.

        Мобилизуя все силы своей души, писатели ведут тогда ожесточенную войну за преодоление будничных шаблонных слов, в которые не идут вдохновенные мысли. И даже после того, когда писатель, казалось, нашел уже новые слова, «одеяние стиля» для своего поэтического замысла, и тогда он не успокаивается. Начинаются опять поиски за формой, «муки слова». Оттого всю жизнь писатель пишет одну каигу, как говорит Флобер, — что не может никак выразить свой основной образ мира, неотступно преследующий его.

        Как сердцу высказать себя,

        Другому как понять тебя.

        Поймет ли он, чем ты живешь.

        Мысль изреченная есть ложь.

        Знает и чувствует каждый поэт вместе с Тютчевым, что «мысль изреченная есть ложь», но не может примириться. И борется он без конца, чтобы «рассказать свою душу», чтобы разгрузиться от бремени своих сильных переживаний. Не находя же себе выхода, мысли всей своей огненной стихией обрушиваются на сердце поэта, сжигая в нем веру и надежду. Замыкается тогда писатель в себе, погружаясь в нестерпимое молчание. И кажется ему мир пустыней, по выражению Флобера, в которой никто никого не понимает (см. «Муки слова» А. Горнфельда. Вопросы теории и психологии творчества, сб. статей).

        Так писатель расходует свои силы на творческие акты и мало их остается у него, чтобы мог он быть участником в жизни.

        — Я изнемогаю от усталости всегда изображать человеческое и никогда не принимать в нем участия. Разве художник вообще человек… Кто живет, тот не работает, и чтобы стать творцом, надо умереть, — говорит устами героя рассказа «Тонио Крегер» Томас Манн.

        «На какое печальное, случайное и бедственное существование обрекает себя всякий, — замечает в своей биографии-характеристике Бодлера Теофиль Готье, — направляющийся по тому скорбному пути, который зовется литературной карьерой. С этого дня он может себя вычеркнуть из числа людей: всякое действие у него прекращается, он только зритель жизни. Всякое ощущение становится у него объектом анализа. Невольно он раздваивается и, наблюдая как бы нечто для него внешнее, становится соглядатаем самого себя».

        О Л. Н. Толстом Софья Андреевна Толстая рассказывает в своих записках следующее: «Сидел он раз у окна задумавшись и смотрел на все происходившее на улице: вот ходит будочник, кто он такой, какая его жизнь? А вот карета проехала, кто там и куда едет и о чем думает, и кто живет в этом доме, какая внутренняя жизнь их. Как интересно было бы все это описать, какую можно было из этого составить интересную книгу»…

        Приведенный эпизод из жизни гениального писателя характерен не только для него.

        Все писатели с исключительной жаждой устремляют свои взоры на окружающий их мир. Но созерцая этот мир, писатель одним простым наблюдением не ограничивается. Из всего виденного он выбирает только 1/100.000, по выражению Л. Н. Толстого, что всего больше соответствует его внутренним состояниям (см. Воплощение) — это труд, который требует колоссальнейшего терпения (Талант — это терпение, говорит Бюффон).

        У простого смертного не может его хватить.

        Оттого так непохожа жизнь писателя на жизнь простого смертного и бедна внешними событиями. Недаром Флобер, наиболее типичный в этом смысле писатель, на просьбу прислать свою автобиографию ответил:

        — У меня нет никакой биографии.

        Личные радости и горести, выпадая на долю писателя, никогда не поглощают его целиком, как это случается с простыми смертными. Вспыхивая в душе писателя, они приводят в движение всю творческую его организацию. Писатель тогда забывает себя.

        Творческое воображение дорисовывая и углубляя его переживания, лишает их личной субъективной окраски, так что и в эти минуты писатель не участник жизни. Точно все переживания для того и возникают в душе поэта, чтобы он мог о них рассказать миру, как об этом с иронией говорит А. Пушкин:

        Постигнет ли певца волненье,

        Утрата скорбная, изгнанье, заточенье,

        «Тем лучше», говорят любители искусств.

        «Тем лучше», говорят любители дум и чувств.

        И нам их передаст.

        (Из «Ответа Анониму»).

        Но не только тем отличается писатель от простого смертного, что умеет как-то поддаваться своим житейским переживаниям, не растворяясь в них, что готов принести в «жертву Аполлону» самое близкое и единственное. Об этом прекрасно повествуется в рассказе «Овальный портрет» Эдгара По.

        В то время, как простой смертный испытывает на себе дыхание «житейских бурь» лишь тогда, когда они проносятся, задевая его, писатель чувствует их дважды: в первый раз слабее, ибо, как мы указали, он зритель жизни, и второй раз очень сильно во время творческого акта. Вот почему Л. Н. Толстой в беседе с А. Гольденвейзером сказал, что «он часто сильнее чувствует не пережитое им действительно, а то, что он писал и переживал с людьми, которых описывал», — т.-е. свои собственные переживания, но только отлитые в поэтические образы, после их преображения в мире его фантазии. Подобное воссоздание переживаний, правда, знакомо каждому человеку: в воспоминаниях и сновидениях минувшее проходит перед ним. Но, всплывая на поверхность сознания, эти образы минувшего способны лишь на миг увлечь человека, и затем, словно пена на гребне волны, исчезают бесследно. Между тем, как образ минувшего, захватив поэта, не покидает его уж до тех пор, пока не найдет своего воплощения в творческом акте.

        «Во время творчества идей, звуков, образов, — говорит Короленко, — писатель становится несколько выше средней личности. Он как бы удаляется в маленькую горную часовенку, отгороженную от наших будней».

        За порогом этой «часовенки» он сбрасывает свои будничные одежды, пропитанные запахами повседневности, убивающими непосредственное творческое восприятие жизни и людских отношений. Освобожденный — он легко проникает в тайники человеческой души. Перевоплощается. В этом, возможно, ему помогает та неизрасходованная на участие в жизни энергия, которую он сберегает, как зритель жизни.

        Определяя так писателя, мы должны подчеркнуть, что косвенно писатель всегда участник жизни, т. к. каждое его произведение производит соответствующий эффект в том обществе, где оно появляется. Кроме того, слупой, когда писатель оставляет свой наблюдательный пост и кидается в битву общественной жизни, наравне со всеми смертными, нередки, но тогда он только нам облегчает задачу по определению его социальной сущности, ибо, как участник жизни, он всегда ярче является сыном своей эпохи, класса.

        Душа поэта не может вместить в себе по закону как бы психической непроницаемости и волю к участию в жизни, и волю к творчеству. Становясь же в ряды активных членов общества в прямом смысле, писатель заглушает в себе свой художественный талант, перестает следовательно быть для нас загадкой, оттого легче уловить тогда его социальную сушность. Что нельзя одновременно быть и участником жизни и поэтом-творцом, об этом очень убедительно говорит в своем «Дневнике» В. Короленко — писатель, отдавший много энергии и лет общественной деятельности.

        «Художественный талант должен органически расти, отстаиваться, так сказать, как чистый кристалл. С того времени, как человек сознает себя, — начинается постепенное нарастание художественного темперамента и оно должно итти непрерывно. Я же, хотя меня и называют молодым беллетристом, начинаю свою карьеру уже за 30 (мне теперь 34 года), и хотя с детства я мечтал о литературе, но после целый период прошел для меня в иных увлечениях, в иных впечатлениях. Это не беда конечно, но дело в том, что в этот период я перестал даже «относить все явления к их изображению» (курсив наш — Э. Л.), что всегда инстинктивно делал раньше, и что, по верному замечанию Флобера, есть непременный признак художественного настроения. Среди замутившихся, т. сказать, «вихрящихся» условий нашей современности, многие у нас подверглись тому же процессу. Я знал очень многих талантливых молодых людей с сильными задатками художника, которые направляли все силы души в другую сторону, а художественные инстинкты подавляли и глушили.

        Таким образом проходили полосы жизни, которые нарушали целостность развития, и кристалл (возвращаясь к этому сравнению), получивший основание и верхушку, в средней части остался аморфным». («Отрывки из Дневника», 1887 г. — Вопросы теории и психологии творчества, т. 8).

        В эпоху кровавой схватки классов, в период гражданской войны, когда все силы и энергия целого коллектива расходуются на борьбу, невозможно поэтому и процветание искусства.

        «Неверно, — указывает Л. Троцкий, — будто искусство революции может быть создано только рабочими. Именно потому, что революция рабочая, она слишком мало рабочих сил освобождает для искусства. В эпоху французской революции величайшие произведения, прямо или косвенно отражавшие ее, творились не французскими художниками, а немецкими, английскими и другими.

        Так, национальная буржуазия, которая непосредственно совершала переворот, не могла выделить достаточно сил, чтобы воспроизводить и записывать его («Партийная политика и искусство», — Литература и революция, Л. Троцкий.).

        «В до-революционную эпоху и в первый период революции пролетарские поэты относились к стихосложению не как к искусству, имеющему свои законы, а как к одному из способов пожаловаться на тяжкую участь или проявить свое революционное настроение. К поэзии, как к искусству и мастерству, поэты подошли лишь за последние годы, когда ослабело напряжение гражданской войны» («Пролетарская культура и пролетарское искусство» — там же).

        В заключение необходимо отметить, что художественный талант не требует, однако, чтобы носитель его был бесстрастным созерцателем в жизни. Не все, что писатель созерцает, он потом творчески воспроизводит. Очевидно, лишь те явления жизни могут стать объектом изображения, которые в той или другой форме захватывают душу писателя, оставляя в ней известный след. А это возможно только тогда, когда писатель активно созерцает явления жизни. Вне активного созерцания немыслимы были бы вообще какие-либо «внутренние состояния» — переживания и настроения поэта, а следовательно и самое творчество его. Гете, этот «бесстрастный олимпиец», даже и он говорил, что «не сочинял и не высказывал того, что его не мучило и не жгло». Итак, писатель — зритель жизни, но зритель, у которого созерцание всегда активно. Чем крупнее талант художника, тем он больше и дальше видит в жизни (отсюда поэты-пророки), сильно переживает, тем больше он активен. Но активность свою он осуществляет через художественные произведения: в этом основная черта, отличающая поэта и не-поэта.

        Э. Лунин.

    Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель. Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. 1925.

    90000 The Writer (TV Series 2019-) 90001 90002 User Lists 90003 90004 Related lists from IMDb users 90005 90006 90004 a list of 38 titles 90008 created 6 months ago 90005 90004 90005 90012 90004 a list of 44 titles 90008 created 9 months ago 90005 90004 90005 90012 90004 a list of 542 titles 90008 created 11 months ago 90005 90004 90005 90006 90004 a list of 1892 titles 90008 created 1 week ago 90005 90004 90005 90006 90004 a list of 91 titles 90008 created 08 Apr 2019 90005 90004 90005 .90000 Hello | Writing | Training | Naming | Tone of voice 90001 90002 We work with companies all over the world to get their words working harder. We’ll help you stand out from your competitors 90003 Changed this from ‘competition’; felt more vivid 90004 [second brain’s comments], improve how you deal with customers, shape your culture, and even make and save you cold, hard 90003 Non-native English speakers might not understand what ‘cold’ or ‘hard’ mean here 90004 [editor’s comments] cash.90007 90008 90009 90010 Storytelling. The science of email. Reports people really read. Introducing The Writer’s Virtual Academy: six of our most popular topics. In 60-minute virtual sessions. 90011 90012 90009 90010 How do you write like a leader? Our virtual language of leaders session looks at how to communicate difficult messages, when teams are hanging on your every word. 90011 90012 90009 90012 90009 90012 90021 90008 90009 90024 Our two cents 90025 90010 ‘If you want someone to do something, please make it clear.This is as true in a time of crisis as it is in everyday business. ‘On the blog, we’ve written about the danger of vague language — especially during a pandemic. 90011 90012 90009 90024 Let’s talk business 90025 90010 Is it possible to have a distinctive tone of voice in an industry tightly wrapped in red tape? On The Writer’s podcast, we spoke to Franklin Templeton to find the answers. 90011 90012 90009 90024 Is tone of voice worth it? 90025 90010 Yes it is.Download one of our whitepapers to find out everything from how to make your Ts & Cs clearer to the value of tone of voice. 90011 90012 90009 90024 How readable is your writing? 90025 90010 Clearer than BBC News or denser than the Harvard Business Review? Use our readability checker to find out how your writing measures up. 90011 90012 90021 .90000 Writer Posts Archive — — iA Writer: The Focused Writing App 90001 Writer Posts Archive — — iA Writer: The Focused Writing App Style Check is like a having a personal editor-in-chief on your device, carefully reviewing your text for redundancies, clichés and filler words as you type. It’s simple, different, and powerful. → iA Writer for Windows 1.3 is the biggest update the platform has ever seen. It’s available to download right now and comes as a free update for existing users.→ iA Writer 5.5 for Mac and iOS has arrived. The update adds a powerful mix of functionality and delicate subtlety that will improve your writing workflow. → 2019 was a good year for iA Writer. Sales were good, reviews were good and in the end we got rewarded for our work with the App of the year prize from MacStories. → You’ve waited patiently for it, and now it is here. Version 1.2 of iA Writer for Windows has launched. This release packs in a boatload of improvements, making it the biggest update to hit the platform since the initial release.→ iA Writer 5.3 is ready for iOS13. It now comes with multi-window support, Dark Mode, and Content Block improvements. → It seems the times of free online advertising for indies are over. Blogs are not what they used to be, RSS is about to be buried. Facebook is a commercial and moral nightmare, and so is Facebook’s Instagram. On Twitter, our main marketing channel since 2007, our engagement is sinking year after year. On Google, VC powered startups steal our ad positions, and we’re all too old for Snapchat or TikTok.So what can you do in 2019 to get the word out? → We make music when we speak. When we write, the music is in our head, and typing we play the drums. Being fully immersed in writing is like composing and playing music while we drum up our perceptions into letters, words, sentences, and paragraphs. How does it all play together? → iA Writer for Windows came out one year ago. We launched version 2 and called it 1.1. It comes with a cleaner UI, sweeter typography, tighter templates, better word export, and a powerful file library.At first sight, it just looks like we’ve closed a gap to its older sibling, the Mac app. But there is a subtle twist → iA Writer 5.2 offers premium Microsoft Word export for markdown and lays the ground for a great iOS GitHub synchronization. → The next update of iA Writer does some extreme typographic acrobacy. It comes with three variable fonts which give us 1000s of grades. This allows us to adjust the weight of the font depending on size, device and background color. Additionally, we adjust the line height and spacing depending on column width and type size.The crazy part is that you probably will not see any of this. But you might feel it. → Creating the latest update to iA Writer was a slow burn. Beginning with some basic maintenance and then improvements for the new iOS 12 and macOS Mojave, the Kraken was released in the final weeks of preparation. The all new Tags and x-callback-urls are so hip they’ll take you to funky town. → Both iA Writer for Mac and iOS are localized in English, German, Japanese, Chinese, French, Italian, Portuguese and Spanish.For this update, we’ve decided to add a little present: 17 beautiful wallpapers for your desktop, mobile phone, or tablets. → iA Writer for Mac, version 5.0, is now available for download in the Mac App Store. It comes with a brand new document library, and apart from English, German and Japanese, it now also speaks French, Spanish, Chinese, Italian and Portuguese. → This update to iA Writer brings support for tabs in macOS High Sierra. Version 4.2 also comes with a subtle UI polish in typography and transitions, all in preparation for the big 5.0 upgrade. → iA Writer 5.0.5 for iOS introduces a fail-safe backup system for any documents opened from other applications. This means if you’ve opened a file from Dropbox, Google Drive or any other storage provider, everything you write in iA Writer is preserved-no matter what. → Sending too much traffic too the App Stores might negatively impact your App Store ranking. → iA Writer for Windows has been a long time coming. Ever since we first launched iA Writer for Mac you have asked, «Will you make a Windows version?» After over two Million downloads on iOS, Mac and Android, we’re excited to bring iA Writer to the world’s largest desktop platform.And to fulfill the vision we have for this app, we’ve just launched our first-ever Kickstarter campaign. → In 2017, we gave you a major iOS rewrite, the complete redesign of Android and a new type of writing font. 2018 is going to be a big year for iA Writer. There is an upcoming update of the Mac library and a backup solution for iOS is under construction. Next, we’ll add a Windows version, web collaboration and a physical product to the family. What? When? How? → .90000 Writer, the Internet Typewriter 90001 90002 Used by over 908,000 writers, Writer is the coolest and fastest distraction-free writing app around. No fonts, no bold, no italics — just you and your words. It’s the perfect online writing tool that helps you focus and finish. 90003 Learn more … 90004 90002 90006 90006 90006 90006 90006 90003 «I write and blog quite a bit. This is a great tool for just writing. I love the typewriter sounds.It reminds me of the days gone by! » -Andy 90004 90002 Register for free and start writing 90004 90002 Already a member? Sign in. 90004 90017 Distraction-free focus 90018 90002 Writer lets you focus on what’s important: your words. Writer eliminates distractions so that you can concentrate, be more productive, and get your writing done. Its no-nonsense, minimal interface gets out of your way. But do not let that fool you… Writer packs a ton of powerful features into its sleek design. 90004 90017 Write as much as you like 90018 90002 Do you write a lot? Not a problem. Writer lets you save an unlimited number of documents of any length. All of your writing is saved online so that it’s available no matter where you are or what computer you use. You never have to worry about running out of storage space. 90004 90017 Safe and secure automatic backups 90018 90002 We know how important your writing is.Multiple revisions of every document are saved automatically as you write so you can go back to your document as it existed a day, a week, or years ago. And all of your writing is transmitted securely to our servers and backed up nightly. Never worry about losing your novel just because you lost your computer. 90004 90017 Plays well with others 90018 90002 Writer has built-in exporters for Google Drive, Evernote, Dropbox, WordPress, and more. You can also automatically convert directly to PDF, HTML, and even ePub ebook formats.Writer has you covered no matter how you want to share or distribute your documents. Your writing belongs to you and we try to enable as many ways as possible for you to use it. 90004 90017 Vintage typewriter sounds and customization 90018 90002 Take your pick from electric or mechanical typewriter sound effects to complement your writing. Get into the flow and zen out. Or turn off the sounds entirely. Choose paper and text colors, fonts, sounds, and line spacing.You can make Writer your own by customizing it so that it looks and feels exactly the way you want. 90004 90017 Writing goals and statistics 90018 90002 Writing goals can be set per document or per session. And you can set a word or character count goal or a timer. Writing goals keep you focused, on track, and make sure you can hit your daily word count. Writer also keeps track of your writing history and can chart how many words you’ve written over time, when you’re most productive, and keep track of streaks.90004 90002 90006 90006 90006 90006 90006 90003 «I purchased the Pro version, and the creature comforts it adds are definitely worth the price.» -James 90004 90002 Register for free and start writing 90004 90051 90052 90053 Feature 90054 90053 Free 90054 90053 Pro 90054 90059 90052 90061 A fast and distraction-free fullscreen writing environment 90062 90061 90006 90062 90061 90006 90062 90059 90052 90061 Saves automatically as you write 90062 90061 90006 90062 90061 90006 90062 90059 90052 90061 All writing is private, secure, and backed up regularly 90062 90061 90006 90062 90061 90006 90062 90059 90052 90061 Save an unlimited number of documents 90062 90061 90006 90062 90061 90006 90062 90059 90052 90061 Works online and off 90062 90061 90006 90062 90061 90006 90062 90059 90052 90061 Customize colors, fonts, and line spacing 90062 90061 90006 90062 90061 90006 90062 90059 90052 90061 Optional typewriter sounds 90062 90061 90006 90062 90061 90006 90062 90059 90052 90061 Automatic word count and writing goals 90062 90061 90006 90062 90061 90006 90062 90059 90052 90061 PDF and text export 90062 90061 90006 90062 90061 90006 90062 90059 90052 90061 Markdown formatting 90062 90061 90006 90062 90061 90006 90062 90059 90052 90061 No annoying banner ads 90062 90061 90006 90062 90061 90006 90062 90059 90052 90061 Works with Crio Grammar Correction browser extension 90062 90061 90006 90062 90061 90006 90062 90059 90052 90061 Export to Dropbox, Google Docs, Evernote, WordPress, and more 90062 90183 90061 90006 90062 90059 90052 90061 Built-in thesaurus 90062 90183 90061 90006 90062 90059 90052 90061 Word count updates as you type 90062 90183 90061 90006 90062 90059 90052 90061 Hemingway mode (backspace disabled) 90062 90183 90061 90006 90062 90059 90052 90061 Revision history 90062 90183 90061 90006 90062 90059 90052 90061 Create downloadable eBooks 90062 90183 90061 90006 90062 90059 90052 90061 Organize your writing with folders 90062 90183 90061 90006 90062 90059 90052 90061 Track your productivity with writing statistics 90062 90183 90061 90006 90062 90059 90052 90061 Downloadable archive of all your writing 90062 90183 90061 90006 90062 90059 90052 90061 Premium support 90062 90183 90061 90006 90062 90059 90260 90002 Register for free and start writing 90004 90017 Pricing 90018 90002 Writer is free to use.Create a new account and start writing immediately with no credit card required. Pro accounts that add a ton of helpful features are available in monthly and yearly subscriptions and a lifetime (one-time payment) option. 90004 90051 90052 90061 90270 Writer Basic 90271 90062 90061 Free 90062 90059 90052 90061 90270 Writer PRO monthly subscription 90271 90062 90061 $ 5 / month 90062 90059 90052 90061 90270 Writer PRO yearly subscription 90271 90062 90061 $ 30 / year 90062 90059 90052 90061 90270 Writer PRO Lifetime 90271 90062 90061 $ 99 once 90062 90059 90260 90002 Copyright © 2020 John Watson LLC.All Rights Reserved. Terms | Privacy | Press 90004.


    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *