Содержание

Как открыть кафе или кофейню по франшизе с нуля

Покупка франшизы общепита — хороший способ начать своё дело, минимизировав риски и издержки. При этом выбирая сеть, под брендом которой вы хотели бы работать, нужно учесть много нюансов — не всегда покупка франшизы будет гарантировать прибыль. Как выбрать надёжного франчайзера и не переплатить за бренд, рассказывает Анна Рождественская, эксперт по работе с франшизами.

Эксперт

Анна Рождественская

руководитель каталога франшиз

franshiza.ru

Термины, которые используем в статье:

Франшиза — способ запустить собственный бизнес под брендом и по технологиям известной компании.

Франчайзер — продавец франшизы.

Франчайзи — покупатель франшизы.

Паушальный взнос — однократный платёж, который франчайзи выплачивает франчайзеру за возможность работать под его брендом.

Роялти — регулярный платёж, который франчайзи выплачивает франчайзеру за возможность работать под его брендом.

Что выбрать: открыть заведение по франшизе или запустить свой проект

Франчайзинг по сравнению с запуском собственного бизнеса может оказаться более удобным, быстрым и эффективным стартом. Вот почему:

  • Франшиза помогает избежать многих ошибок: в поиске помещения, найме персонала или составлении меню. Ведь предприниматель открывает кофейню не с нуля, покупая франшизу, а с поддержкой опытного франчайзера.

  • Можно сразу начать работать под узнаваемым брендом и не тратить время на раскрутку неизвестного имени.

  • Франчайзи получает доступ к специалистам, которые есть в команде франчайзера, — предпринимателю не нужно нанимать их самостоятельно и платить им зарплату. Дизайнер нарисует проект заведения, HR-менеджер обучит персонал, специалист по закупу предоставит поставщиков, которые готовы отгружать товары по выгодным ценам и с необходимыми параметрами качества продукции.

Но несмотря на все преимущества, кофейня по франшизе подходит не всем предпринимателям. Франчайзинг — это игра по правилам. Если предприниматель свободолюбивый и инициативный, ему будет сложно соблюдать жёсткие стандарты. Такому человеку лучше открыть собственный бизнес, в котором он сможет сам принимать решения и экспериментировать.

С точки зрения процессов все франшизы общепита похожи друг на друга и работают одинаково — кофейня по франшизе не отличается от франшизы пекарни или ресторана. Франчайзер точно так же передаёт бренд сети, стандарты работы, элементы фирменного стиля, дизайн точки и прочее.

Выбор франчайзера — где искать надёжного партнёра

Лучше мониторить несколько каналов — так получится быстрее найти подходящую сеть. Начать можно с каталогов франшиз, потому что в них есть информация о большинстве проектов. В каталогах удобно сравнивать франшизы по идентичным параметрам, например, количеству точек в сети, виду заключаемого договора или размерам паушального взноса и роялти.

Если есть возможность, стоит посетить несколько выставок франшиз, чтобы лично познакомиться с франчайзерами. Например, самая крупная выставка в России — BUYBRAND.

Лет 5 назад были популярны кофейни формата to go, предложений в этом сегменте было очень много. Последние несколько лет на рынке появляется всё больше франшиз кофеен самообслуживания и фиксированных цен.

Как проверить надёжность франчайзера

Перед тем, как заключить договор на покупку франшизы, её обязательно нужно проверить:

1. Убедитесь, что сеть франчайзера существует и достаточно развита. Зайдите в любые карты, вбейте название компании и посмотрите, сколько точек открыто по России и соответствует ли их количество заявленным показателям.

2. Проверьте франчайзера как обычного контрагента: есть ли записи по данному юридическому лицу в ЕГРЮЛ, как давно существует компания, какие у неё обороты и прочее.

3. Посмотрите в базе решений арбитражных судов, есть ли судебные дела с участием франчайзера. Если он судится со своими франчайзи и выступает в качестве ответчика, то это, как правило, плохой знак для будущего покупателя франшизы.

4. Проверьте товарный знак. Бренд должен быть зарегистрирован в Роспатенте. Причём обязательно на юридическое лицо, с которым вы собираетесь заключать договор. Как найти товарный знак, описано на сайте Роспатента.

5. Пообщайтесь с действующими франчайзи. Желательно, чтобы это были не новички, а те, кто работает в сети уже 1–2 года. Иногда франчайзер сам даёт контакты тех, с кем можно поговорить. Но лучше выбирать предпринимателей самостоятельно — в таком случае получится узнать самое честное мнение.

6. Встретьтесь с франчайзером в его офисе. Так вы сможете посмотреть на бизнес изнутри и познакомиться с людьми, с которыми будете тесно работать. А ещё убедитесь, что у франчайзера действительно есть команда: маркетологи, закупщики, дизайнеры, менеджеры по сопровождению франчайзинговой системы, а не один человек, который делает всё собственными силами.

Как не переплатить за франшизу

Чем бренд известнее, тем выше паушальный взнос — ведь с помощью узнаваемого имени можно привлечь в заведение больше гостей. Но франчайзи не всегда может извлечь из этого выгоду.

Бывает, что сеть популярна в Центральном федеральном округе, поэтому стоит дороже по сравнению с конкурентами. Но на Дальнем Востоке она известна гораздо хуже и громкое имя не будет там работать. Поэтому за бренд стоит платить больше, только если он известен в регионе, где планируете открыть кофейню.

Кроме этого размер паушального взноса сильно зависит от того, что входит в поддержку франшизы. Например, некоторые сети включают в него подготовку дизайн проекта помещения, другие — нет. Поэтому стоит разложить размер паушального взноса у каждой франшизы, которая вас заинтересовала, и сравнить, что в эту стоимость входит, а за что придётся платить дополнительно.

Поиск и ремонт помещения: чем помогает франчайзер

Есть сети, которые помогают с поиском помещения. Чаще такое бывает, когда франчайзи открывает кофейню в городе франчайзера. У него есть определённый резерв локаций, которые потенциально подходят для открытия точки, и он предлагает эти варианты своему франчайзи. В таком случае часто заключают трёхстороннее арендное соглашение между арендодателем, франчайзером и франчайзи. Арендодатель обещает, что не будет работать с франчайзи, если тот снимет вывеску франчайзера.

Но большинство сетей не помогают с поиском помещений, потому что находятся в Москве, а заведения открываются по всей России. Такие сети только утверждают локацию и помещение, которое франчайзи нашёл самостоятельно.

Маркетинговое продвижение: что входит в поддержку от франшизы

После заключения договора франчайзи получает маркетинговый план для запуска кофейни. В нём прописано, когда и как анонсировать открытие и какие каналы стоит использовать.

После открытия заведения в большинстве случаев маркетинговая поддержка ограничивается рекомендациями со стороны франчайзера и предоставлением дизайн-макетов для рекламных активностей. Он подсказывает, какие инструменты можно использовать для продвижения или какие активности лучше работают у других франчайзи.

Что ещё надо знать о франшизах?

Отвечают рестораторы и эксперты из телеграм-комьюнити «Бизнес, деньги, общепит». Присоединяйтесь к чату — там мы обсуждаем открытие и развитие бизнеса в ресторанной индустрии: https://t.me/resto_business.

Франшиза — это кабала? Зачем такие жёсткие стандарты?

Елизавета Кочнова, международный эксперт по управлению ресторанами ekochnova.ru

Франшизу надо выбирать грамотно, чтобы не оказаться в кабале, когда вы должны всё, а франшиза — ничего, включая обучение процессам. Сейчас на рынке предлагают много франшиз, но не все из них достойные. Начинающему ресторатору с этим тоже не просто разобраться.

Но у слова «кабала» — очень широкий диапазон значений. Я работала как консультант с одной известной франшизой. И понимаю, что без жёстких норм невозможно обеспечить единый стандарт качества во всей сети: франчайзи сразу начнут заменять продукты на более дешёвые, а посетители потом говорят, что продукт испортился и перестают ходить в заведение.

За счёт чего франшизы типа Cofix держат свои цены?

Анатолий Михеев, ресторатор, бизнес-консультант в сфере эффективного управления объектами гостеприимства miheev. pro

Это прекрасный вопрос. Ответ банально прост — за счёт своей прибыли. Потому что головной офис диктует цены, и ничего с этим не поделаешь. Никого не волнует экономика и финансовый результат франчайзи, никого не волнуют их убытки. Главное — франчайзер получает свои отчисления.

На что обращать внимание, выбирая франшизу?

Елизавета Кочнова, международный эксперт по управлению ресторанами

Важно обращать внимание на бизнес-модель — на чём зарабатывает франшиза и что будет требовать от вас. Я сама работала в Италии как франчайзи под брендом крупной иностранной франшизы. Их условие — платить процент от оборота: даже если я работаю в минус, их это не волнует. Весь маркетинг они направляют на то, чтобы увеличить оборот за счёт бешеных скидок. Этого мы не учли, поэтому маржинальность у нашего ресторана была очень маленькая.

Ещё я была сильно недовольна их уровнем поддержки, а сделать ничего не могла. При этом у компании отличная школа, и процедуры описаны шикарно, и контроль за соблюдением стандартов на отличном уровне. Обращайте внимание, проводит ли бренд обучение франчайзи, как и где он это делает, есть ли документация по всем процессам и технологиям. Если обучение будет «на словах и пальцах» — это плохой вариант.

Сергей Алексеев, бизнес-коуч

Основная масса покупателей франшизы смотрят только на маржинальность. Но нужно смотреть и на политику будущего компании. Если политика масштабирования заложена только за счёт копирования (открытие всё новых и новых точек), это утопия — такая франшиза может продержать года два, ну максимум пять лет. А если усиления бизнеса включают открытие собственного производства (например, полуфабрикатов, обжарку зерна), это уже хороший знак, что бренд более устойчив и планирует быть на рынке долго.

Открыть кофейню по франшизе YouCoffee в Беларуси

Франшиза #1

You Coffee — популярная сеть кофеен. Поможем открыть кофейню в Вашем городе. Рассчитаем бюджет. Бесплатная консультация.

Звоните! +37529-535-31-48

Хочу кофейню