Содержание

Про упражнения по орфографии. Домашняя онлайн-школа грамотности Екатерины Бунеевой

Про упражнения по орфографии. Домашняя онлайн-школа грамотности Екатерины Бунеевой
  • Главная
  • Блог
  • Орфография
  • Про упражнения по орфографии

Если вы занимаетесь с ребенком правописанием, наверняка задавались вопросом, как выбрать упражнения, в какой последовательности их нужно выполнять, как проверять и т.д.

После того, как вы вместе с ребенком сформулировали правило на основе наблюдений (об этом я отдельно подробно рассказывала), можно делать упражнения.

Как построить систему упражнений? Здесь нужно иметь в виду, что с помощью упражнений должны одновременно развиваться 4 орфографических умения: видеть (находить) в словах орфограммы по определённым признакам, выбирать написание (осознанно применять правило), устно и графически объяснять выбор написания, находить и исправлять орфографические ошибки. Последовательность упражнений должна быть такой:

1. Неосложнённое списывание (без пропусков букв). Ребёнку предлагаются слова или словосочетания, в которых встречается новая орфограмма. Ему нужно сначала найти по определённым признакам эту орфограмму (букву, написание которой подчиняется правилу), объяснить устно и графически, почему именно так нужно было написать. Затем он записывает слово или словосочетание, подчёркивает орфограмму-букву одной чертой. Например: сладкий мёд. Если произнести это словосочетание, мы услышим на конце слова мёд глухой согласный [т], а в слове сладкий в середине перед глухим [к] глухой звук [т]. Парный согласный звук на конце слова или перед другим согласным в середине слова – это признак, по которому можно найти орфограмму-проверяемую букву согласного. Это всё ребёнок сам или с вашей помощью должен проговорить. Дальше – объяснение, почему написано мёд, сладкий. Подбираем проверочные слова так, чтобы согласный оказался перед гласным и звук [д] слышался отчётливо: с мёдом, сладенький. После этого ребенок записывает словосочетание, подчёркивает орфограмму-букву д в обоих словах одной чертой: сладкий мёд.

Далее так же объясняем, а затем записываем следующее сочетание слов.

2. Осложнённое списывание (с пропуском букв). Если списывание без пропусков букв учит видеть в словах орфограммы, выбирать и объяснять написание, то списывание с пропусками букв направлено на развитие умения выбирать написания и объяснять их. Если нужно вставить пропущенные буквы, это означает, что место орфограммы в слове уже показано, её не надо искать, но нужно применить правило и выбрать верное написание. Лучше, если прежде чем написать, ребёнок объяснит, какую букву он выбрал и почему. Затем он списывает слово, вставляет букву и теперь уже графически объясняет написанное.

Эти два вида упражнений можно и нужно чередовать.

3. Разные виды обучающих диктантов. Теперь, когда ребёнок достаточно потренировался с помощью первых двух видов упражнений и чувствует себя более уверенно, можно переходить к обучающим диктантам. Это более сложный вид упражнения. Начать лучше с предупредительного диктанта (сначала ребёнок читает текст или словосочетания, находит и объясняет орфограммы, как при неосложнённом списывании, затем взрослый диктует, ребёнок пишет и в ходе письма графически объясняет выбор написаний.

После того, как всё написано, он проверяет всё ещё раз. Более сложный вид диктанта — объяснительный (ребёнок слушает предложение, старается уже на слух определить некоторые орфограммы, затем пишет и по ходу записи сразу графически объясняет орфограммы в каждом слове. Хорошо, если он по ходу записи будет вслух комментировать свои действия. Этот приём очень хорошо работает при индивидуальном обучении. Для разнообразия и экономии времени полезно проводить выборочные диктанты, когда ребёнок слушает предложения, но записывает не всё, а только отдельные слова с определёнными орфограммами, которые нужно найти на слух. Графическое объяснение выбора обязательно, о нём нельзя забывать! Так постепенно ребёнок привыкнет писать под диктовку и при этом осознанно находить орфограммы по известным признакам, выбирать написания, применяя правила, проверять себя (объяснять свой выбор устно и графически). Те же действия он будет совершать и при написании контрольных диктантов, и при проверке других письменных работ.

Именно такая система упражнений – в онлайн-курсе русского языка: https://buneeva.vsepravilno.com/study/course?id=1

© Е. В. Бунеева, 2018

08.01.2021 Екатерина Валерьевна Бунеева

 

обучение, орфография

Разделы

  • Орфография
  • Пунктуация
  • Развитие речи
  • Обучение чтению
  • Научные статьи Е. В. Бунеевой
  • Популярная методика
  • Шпаргалки для родителей
  • Опыт коллег
  • Что почитать с ребёнком
  • Что посмотреть с ребёнком
  • Дети-авторы
  • Дошкольникам

Учимся находить и проверять орфограммы в слове – конспект урока – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Разработки уроков (конспекты уроков)

Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)

Русский язык

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Задачи урока

    повторить изученные орфограммы корня, правила написания прописной буквы, словарные слова

Ключевые понятия

    орфограммы, корень, проверочные слова, словарные слова

План урока

Название этапаМетодический комментарий
11. Организационный этап урока

Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок.

22. Калиграфическая минутка

Прописать в рабочей тетради вынесенные учителем на доску буквы и соединения, качественное написание которых не удаётся ученикам (например, еле, вд, аж, еж). Предварительно анализируются особенности соединения этих букв в словах, также записанных на доске: телевизор, однажды, дежурный, вдруг.

33. Закрепление изученного материала

Упражнение 1 в тетради «Пишем грамотно» (№ 2) — повторение орфограмм корня. Выполняется фронтально. Учащиеся, работая по цепочке, называют орфограмму, подбирают проверочное слово (класс записывает его), называют букву, которую нужно вставить (класс вставляет букву), выделяют корень и подчёркивают букву-орфограмму.

44. Закрепление изученного материала

Упражнение 2 в тетради «Пишем грамотно» (№ 2) — повторение правила написания прописной буквы в фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Выполняется самостоятельно. Во время устной проверки учащиеся обосновывают свой выбор.

55. Закрепление изученного материала

Упражнение 3 в тетради «Пишем грамотно» (№ 2) — определение места орфограммы в слове, выбор нужного способа проверки и подбор правильного проверочного слова. Выполняется самостоятельно.

Перед началом работы учитель пишет на доске слово молоко, просит назвать орфограммы в этом слове и сказать, какую из них можно проверить, а какую нельзя. В результате обсуждения первая буква о подчёркивается двумя чёрточками, а вторая буква

о — одной. Слово как образец остаётся на доске.

При проверке ученики по цепочке читают слова, в которых были пропущены буквы, называют вставленную букву, тип орфограммы, доказывают, почему необходимо вставить именно эту букву. Допущенные ошибки исправляются.

В зависимости от темпа работы подготовка к письму по памяти проводится на уроке (после чего ученики записывают несколько строчек) или предлагается в качестве домашнего задания.

66. Закрепление изученного материала

Упражнение 4 в тетради «Пишем грамотно» (№ 2) — повторение: выделение частей слова как подготовка к определению места орфограммы в слове. Выполняется фронтально. В зависимости от уровня подготовленности класса возможны два варианта работы.

1. Если дети легко справляются с разбором слов по составу, учитель предлагает читать слово и находить соответствующую этому слову модель состава слова (учащиеся должны устно провести разбор слова по составу).

2. Если разбор слов по составу представляет для учащихся некоторую трудность, если они допускают ошибки при выделении частей слова, учитель предлагает сначала разобрать каждое слово по составу, при этом выделение окончания, корня, суффикса и приставки идёт в строгом соответствии с алгоритмом, введённым в первом полугодии в процессе изучения раздела «Состав слова».

После того как слово разобрано, ученики ищут модель, которая соответствует слову.

Дополнительное задание. Подчеркнуть в данных словах орфограммы; объяснить их написание.

77. Закрепление изученного материала

Упражнение 5 в тетради «Пишем грамотно» (№ 2) — развитие орфографической зоркости. Выполняется фронтально. Учитель записывает текст на доске. Ученики по очереди выходят к доске и выполняют необходимые действия. Если орфограмма в окончании, учащиеся подчёркивают её и отмечают, что орфограммы в окончаниях проверять ещё не умеют. Учитель обращает внимание детей на проверочные слова к слову свисают: повис, повисший. Во время работы со словом капельки в зависимости от уровня подготовки класса учитель может сообщить о чередовании в корне -капл-//-капел (при образовании слова капелька от слова капля в корне появляется буква е) и о том, что беглый гласный может быть обозначен только буквой е. В результате текст выглядит так:

Хороша берёзка весной! До самой земли свисают её тонкие ветки. Все они покрыты серёжками. Вот пробежал по берёзке луч солнца. За блестели на ветках капельки росы.

(Непроверяемые буквы подчёркиваются двумя чёрточками, выделяется часть слова, в которую входит орфограмма.)

Учитель просит объяснить постановку восклицательного знака в конце первого предложения (предложение является повествовательным по цели высказывания и восклицательным по интонации. Оно произносится с особым чувством — чувством восхищения берёзкой). После того как учащиеся прочитают предложения орфографически и подготовятся к записи под диктовку, учитель закрывает запись на доске, а ученики закрывают тетради «Пишем грамотно». Текст записывается под диктовку учителя в рабочих тетрадях. Орфограммы в окончаниях следует проговаривать чётко. По окончании диктовки учитель открывает запись на доске, просит сравнить записи в тетрадях с записью на доске и исправить ошибки, если они были допущены.

88. Закрепление изученного материала

Упражнение 6 в тетради «Пишем грамотно» (№ 2) — развитие орфографической зоркости. Выполняется фронтально. Учащиеся определяют по звуковой записи наличие орфограмм в слове, устанавливают, в какой части слова находится орфограмма, проверяют или вспоминают написание данной части слова, делают буквенную запись. В результате запись выглядит так:

[гн’издо́] – гнездо́

[с‘ирца́] – сердца́

[св‘итло́] – светло́

[пакупа́т‘] – покупа́ть

Возможная трудность. При работе со словом сердца́ учащиеся могут не узнать слово, не догадаться о наличии непроизносимого согласного.

Помощь. В первом случае учитель говорит, что задумана одна из форм слова, о значении которого он сейчас расскажет, а учащиеся должны догадаться, какое слово задумано: «Это внутренний орган, находится в груди, заставляет кровь передвигаться по всему организму, можно услышать его биение». Во втором случае учитель называет слова сердечко, сердечный.

99. Закрепление изученного материала

Упражнение 7 в тетради «Пишем грамотно» (№ 2)— повторение словарных слов. Выполняется фронтально.

Учитель сообщает, что в предложение нужно обязательно вставить словарное слово. После того как учащиеся называют слово, которое нужно дописать, учитель просит класс хором произнести его орфографически и назвать букву, написание которой в слове следует запомнить. В первое предложение можно вставить слово мороз, во второе — иней, в третье — ветер, в четвёртое — дорога.

1010. Словарная работа

Вставить пропущенные буквы в словарные слова: т…л…виз…р, н…род, …дна…ды, н…я…рь, д…журный, кла…, …дру… . Один из учеников работает у доски, а класс проверяет правильность выполнения. После этого ученики орфографически прочитывают слова и пишут их в рабочих тетрадях под диктовку учителя, который проговаривает слова орфографически.

Словарный диктант на повторение ранее выученных слов:

Москва, Московский Кремль, столица, отец, корова, январь, картина, русский, соловей, праздник, адрес, работа, что

1111. Дополнительный материал. Интерактивное задание

Найти ошибки в записи на доске и сделать работу над ошибками. Запись на доске:

Мы снежную бабу

Слипили вчера,

И шляпа у бабы

Была изведра,

А нос из моркофки,

А руки из палки,

Митла из метлы,

А коса из мочалки.

Запись работы над ошибками:

1) ле́пят — слепили, снег — снежок, шесть — шестой

2) из старого ведра — из ведра, из большого города — из города, из пустой банки — из банки

3) морковочка – морковка, связочка – связка, сказочка – сказка

4) мётлы – метла, тёмный – темнота, брёвна – бревно (в слове метла корень -мет-, так как слово образовано от глагола мести; суффикс -л-).

1212. Дополнительный материал. Интерактивное задание

Учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке, под руководством учителя выполняют упр. 82 и 83 в тетради «Учусь писать без ошибок»; сильные учащиеся самостоятельно работают с упр. 87 (четвёртая и пятая части рассказа), после чего приступают к самостоятельному выполнению упр. 82 и 83. По окончании самостоятельной работы необходимо организовать фронтальную проверку (с участием учеников, которые работали с учителем).

1313. Рефлексия. Домашнее задание

Учитель подводит итоги работы на уроке.

Домашнее задание. Выучить словарные слова, списать в рабочую тетрадь предложения упр. 7 из тетради «Пишем грамотно» (№ 2).

Установить параметры проверки—ArcGIS Pro | Документация

Опции проверки правописания позволяют вам проверять орфографию в ArcGIS Pro. Например, вы можете проверять правописание текстовых элементов в компоновке и метаданных наборов данных, карт, слоев и других элементов проекта. Проверка орфографии также доступна в некоторых других областях приложения.

Чтобы открыть параметры проверки, выполните следующие действия:

  1. В открытом проекте щелкните вкладку «Проект» на ленте. Или на стартовой странице ArcGIS Pro щелкните вкладку Настройки .
  2. В списке боковых вкладок щелкните Параметры.
  3. В меню диалогового окна «Параметры» в разделе «Приложение» выберите «Проверка».

Включить или отключить проверку орфографии

Проверка орфографии включена по умолчанию. Чтобы отключить проверку орфографии, снимите флажок Включить проверку орфографии. Установите флажок, чтобы снова включить проверку орфографии.

Проверка орфографии

Для элементов, которые можно проверить на орфографию, слова подчеркнуты красной волнистой линией, если они не распознаны. Такие слова могут включать орфографические ошибки, названия продуктов, технические термины и необычные географические названия. Вы можете исправить выделенное слово, приняв предложение по написанию или повторно набрав слово.

Вы также можете игнорировать отмеченное слово или добавить его в свой пользовательский словарь. Игнорируемое слово не будет помечено в непосредственном контексте, например в поле метаданных, но останется помеченным в других контекстах. Слово, добавленное в ваш пользовательский словарь, не будет помечено ни в каком контексте.

Орфографические ошибки отображаются только при редактировании метаданных элемента, а не при их просмотре.

Проверка правописания в метаданных

Вы можете проверить правописание метаданных для наборов данных, слоев карты и элементов проекта, таких как карты и сцены. В следующем примере показано, как проверить правописание метаданных для класса пространственных объектов.

  1. При необходимости включите проверку орфографии в диалоговом окне «Параметры» на странице «Параметры», как описано выше.
  2. В открытом проекте на панели Каталог перейдите к классу пространственных объектов. Щелкните правой кнопкой мыши класс пространственных объектов и выберите Редактировать метаданные .
  3. В представлении метаданных щелкните правой кнопкой мыши слово с ошибкой и выберите предлагаемую замену.

    В этом примере исправлена ​​опечатка. Другие отмеченные слова могут быть проигнорированы или добавлены в ваш пользовательский словарь.

  4. На ленте на вкладке Метаданные в группе Управление метаданными щелкните Сохранить .

Проверка правописания в макете

В следующем примере показано, как проверить правописание текстового элемента в макете.

  1. При необходимости включите проверку орфографии в диалоговом окне «Параметры» на странице «Параметры», как описано выше.
  2. В открытом проекте сделать вид компоновки активным.
  3. На панели Содержание или в макете выберите текстовый элемент, содержащий орфографическую ошибку.
  4. В компоновке щелкните правой кнопкой мыши выбранный элемент и выберите Редактировать текст . (Можно также дважды щелкнуть выбранный текстовый элемент.)

    Текстовый элемент выделяется синим цветом, чтобы показать, что его можно редактировать.

  5. Щелкните правой кнопкой мыши подчеркнутое слово и выберите предлагаемую замену.

Добавление слов в пользовательский словарь

Некоторые допустимые слова, такие как технические термины или названия продуктов, могут быть помечены как орфографические ошибки. При проверке орфографии вы можете добавить эти слова в пользовательский словарь, щелкнув их правой кнопкой мыши и выбрав Добавить в пользовательский словарь. Слова в вашем пользовательском словаре больше не помечаются как орфографические ошибки.

Вы также можете добавлять слова в свой пользовательский словарь на Вкладка «Правописание» диалогового окна «Параметры». В поле Word введите слово и нажмите «Добавить». Слово появится в поле «Словарь» вместе с другими добавленными словами.

Пользовательский словарь хранится в виде файла Microsoft .dic с именем ArcGISPro.dic. Файл хранится в каталоге вашего профиля пользователя; например, в C:\Users\\AppData\Roaming\Microsoft\Spelling\en-US. Файл совместим с приложениями Microsoft Office.

Удалить слова из пользовательского словаря

Вы можете удалить слова из пользовательского словаря с помощью Вкладка «Правописание» в диалоговом окне «Параметры». В поле «Словарь» выберите слово, которое хотите удалить, и нажмите «Удалить». Чтобы удалить все слова из пользовательского словаря, нажмите «Удалить все».

Изменить язык проверки

Вы можете изменить язык, используемый для проверки, на вкладке «Язык» диалогового окна «Параметры».

Список доступных языков соответствует списку языковых пакетов для Windows, установленных на вашем компьютере. Используйте языковые настройки в Windows, чтобы добавить языки и загрузить языковые пакеты операционной системы. После установки нового языкового пакета этот язык будет доступен в качестве языка проверки в ArcGIS Pro.

Проверка орфографии в ArcGIS Pro не поддерживает языки CJK (китайский, японский или корейский). Это известное ограничение базового механизма проверки правописания, встроенного в Microsoft Windows и Windows Presentation Framework (WPF).

Похожие темы

Отзыв по этой теме?

eLearning Solutions Company For Business

что мы делаем.

Интеллектуальное обучение, которое работает вместе, вовлекает ваших сотрудников и вдохновляет на реальные изменения.
Геймификация
10 готовых игровых шаблонов и виртуальная игровая обучающая среда.

Узнать больше

Виртуальная реальность
360° интерактивных впечатлений, доступных в любом месте и на любом устройстве.

Подробнее

Практика с видео
Улучшайте производительность сотрудников и навыки общения с помощью видеотренировок.

Узнать больше

Инструменты для разработки
Создайте учебный курс любого типа — мобильный, интерактивный, доступный.

Подробнее

Платформы обучения
Предоставляйте, отслеживайте и управляйте обучением на платформе, которая растет вместе с вами.

Подробнее

Стратегия обучения
Используйте проверенные стратегии, которые работают для лучшего обучения.

Подробнее

Индивидуальное обучение
Мы адаптируем обучение к вашим конкретным потребностям и бюджету.

Подробнее

Расширение штата
Наймите краткосрочных или долгосрочных консультантов, которые снимают стресс.

Узнайте больше

от ведущих брендов.

Мы помогли тысячам компаний добиться исключительных результатов в разработке, проведении и отслеживании обучения.
Есть проект? Мы можем помочь.

начинается в ELB Learning.

Наши специалисты по обучению заинтересованы в вашем успехе. Мы понимаем ваши потребности и можем обеспечить измеримые результаты. Мы работаем в гибкой среде и предлагаем решения, которые подходят для любых сроков и бюджета.

«ELB Learning взяла на себя очень сложный набор учебных задач, которые у нас были в Twitch, и предоставила восхитительный опыт, который стал хитом с первого дня. Не могу рекомендовать их больше!”

Гас Мурад

Глобальный директор отдела продаж

«Нам нравится ELB Learning, потому что они делятся своим мнением и дают советы.