Содержание

Пунктуация и её отсутствие | Читать свежий выпуск газеты ЧО онлайн и бесплатно — Читинское Обозрение

Продолжаем обсуждать способы пунктуационного оформления письменной речи, характерные для современной интернет-коммуникации.

Наиболее существенное отличие пунктуации в интернете от нормативной пунктуации письменной речи — это негласное «правило» интернет-коммуникации, согласно которому в конце сообщения не ставится точка. Точка — это знак препинания письменной речи, но сегодня сообщения в социальных сетях и мессенджерах по сути представляют собой фиксацию устной речи на письме. Интернет-коммуникация происходит мгновенно, как диалог, а точка воспринимается как завершение мысли, конец разговора, и таким образом «закрывает» диалог. Отсутствие точки в конце предложения как бы намекает на необходимость ответа, продолжения общения:

— Девочки, не все ещё скинули деньги на выпускной! И уже надо бы начать решать, откуда и что будем заказывать на столы и какие цветочки брать

Напротив, точка в конце сообщения может быть сигналом, что диалог окончен:

— А потом не возникнет проблем и недопониманий?

 — Не возникнет.

Характернейшим признаком пунктуационного оформления речи в интернете можно считать и пренебрежение выделяющими знаками препинания, в первую очередь — запятыми. Сообщения в соцсетях и мессенджерах весьма часто оформляются в принципе без запятых. Возможно, это тоже связано с тем, что интернет-коммуникация максимально приближается к устному непосредственному общению, которое не предполагает обилия вводных слов, обособленных оборотов, сложных синтаксических структур и характеризуется лаконичностью и упрощённостью грамматических конструкций. Кроме того, влияние оказывает и растущий темп жизни, объём потребляемой информации, многоканальность общения, что не даёт возможности отвлекаться на предварительное обдумывание, фиксирование на отдельном сообщении. Требуется быстрота переключения между каналами и сообщениями, что достигается в том числе посредством исключения из текстов запятых.

Трудно считать такие тенденции благотворными для языка, поскольку это ведет не только к упрощению изложения и затруднению понимания, но и, возможно, к более примитивному способу мышления.

Отметим, что наиболее существенной в этом (как и во всех других) случае остается проблема понимания: собеседник может и не вкладывать тех смыслов, которые усматривает адресат: точка может быть пропущена случайно, а может быть поставлена исключительно по привычке, даже если в предшествующем диалоге опускалась. Кто-то расценивает отсутствие запятых как неграмотность, а кто-то видит в этом естественность неформального общения.

Вообще проблема понимания остается одной из глобальных проблем человеческого существования, а развитие опосредованных форм коммуникации, к числу которых относится интернет, это только подтверждает.

 

Все материалы рубрики «Говорите по-русски»

Юлия Щурина,
зав. кафедрой русского языка и методики его преподавания ЗабГУ,
Полина Макарова,
выпускник историко-филологического факультета ЗабГУ
Фото с сайта ctoetotakoe.ru

«Читинское обозрение»
№32 (1724) // 10.08.2022 г.

Вернуться на главную страницу

 

Пунктуация в приложениях и уточнениях 10 класс онлайн-подготовка на Ростелеком Лицей

Тема 3: Пунктуация

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория

Заметили ошибку?

Пунктуация при приложениях и уточняющих членах предложения

Всем привет! Сегодня мы продолжаем изучать пунктуацию, и на данном уроке разберемся с очень непростым теоретическим моментом, который довольно часто упускают в школе: это пунктуация при приложениях и уточняющих членах предложения.

Давайте начнем с уточняющих членов предложения. Рассмотрим три правила и примеры к ним:

Уточняющими членами предложения являются:

Примеры предложений

а) определения, обстоятельства времени, места

Вбежала молодая, лет девятнадцати, красивая девушка.

В вышине, над макушками дубов, где лениво летала стая птиц, собирались облака.

Случай произошёл прошлым летом, в прохладный и свежий день.

б) Члены предложения со словами-маркерами: то есть, (а) именно, или (— то есть), иначе и т. п.

Малышка была избалована, то есть окружена теплом, заботой, подарками…

В этот самый день, именно год назад, я ещё верил её словам.

Мы разрезали арбуз на тонкие дольки, или, по местному, скибочки.

в) На уточняющие члены предложения указывают слова-маркеры: и (= и притом), и то, да и, даже, особенно, в особенности, (и) в частности, в том числе, главным образом, например, причём и т. п.

Уже на месте я узнал, и то не от экскурсовода, что мы уже несколько раз сбились с пути.

Дедушкины истории были очень интересны,

даже с драматизмом, и производили чарующее впечатление.

В детёнышах животных столько добра и непоседливости, особенно в котятах.

Многие ребята, и Андрей в том числе, вызвались помочь бездомному.

Однако есть и те уточняющие члены предложения, которые вообще не обособляются, давайте их тоже зафиксируем:

Если перед уточняющими членами предложения мы видим: вернее, точнее, скорее, то знаем, что эти слова имеют значение вводных, значит, они должны выделяться запятыми

Я уже иду, вернее, бегу к вам с материалом статьи.

Автобус ехал по узкой дороге, или, точнее, по горному серпантину, извивающемуся причудливо и непредсказуемо.

Голос или, скорее, шёпот был еле слышен.

И конечно, отметим, что уточняющие члены предложения могут выделяться ТИРЕ. Давайте тоже посмотрим. По сути, эти уточняющие члены предложения можно выбросить и смысл не поменяется.

Мария Ивановна была для нас наставником и вовсе не в старом возрасте — сорока лет — на наших уроках.

Мы выполнили обязанность посетителей музея — слушали внимательно и следовали за экскурсоводом — и учительница нас похвалила.

Теперь давайте обратимся к приложениям. Давайте начнем с тире, потому что во всех остальных случаях, где не ставится тире, ставится запятая.

Разберём случаи, когда приложения выделяются тире.

  1. Приложение носит пояснительный характер, перед «тире» можно поставить (или они стоят) слова: а именно, то есть.

    В тёмном углу светилось желтое пятно – огонь в окне соседской квартиры, пристроенной к стене конюшни.

  2. Приложение относится к слову, которое стоит в ряду однородных.

    В вазе стояли ромашки – желтоглазые цветы, астры, герберы, колокольчики и лютики.

    В данном примере приложение желтоглазые цветы определяет слово ромашки. Если это приложение обособить, его можно будет перепутать с однородным, сравните: В вазе стояли ромашки, желтоглазые цветы, колокольчики и лютики.

    Чтобы не подумать, что желтоглазые цветы – не

    ромашки, а астры (однородный член предложения), например, которые тоже стоят в вазе, приложения отделяют со стороны определяемого слова тире

  3. Приложением заканчивается предложение.

    В вазе стояли колокольчики – мои любимые цветы.

Заметили ошибку?

Расскажите нам об ошибке, и мы ее исправим.

Письмо с правильной пунктуацией Онлайн-класс

  1. Все темы
  2. Бизнес
  3. Профессиональное развитие
  4. Письмо
Предварительный просмотр

С Миньон Фогарти Понравилось 2305 пользователям

Продолжительность: 41м Уровень мастерства: средний Дата выпуска: 23.12.2020

Начать бесплатную пробную версию на 1 месяц

Детали курса

Помогите своим читателям легко и полностью понять ваш текст, используя основы правильной пунктуации. В этом курсе инструктор Миньон Фогарти, более известный как Grammar Girl, покажет вам, как это сделать.

Во-первых, она знакомит с апострофом и тем, как он используется, чтобы показать принадлежность, делать сокращения и иногда образовывать множественное число. Затем Миньон углубляется во множество вариантов использования запятых, в том числе после вводного элемента, между различными предложениями и в качестве последовательной запятой. Узнайте, как использовать дефисы в составных модификаторах, с префиксами и в качестве приостанавливающего дефиса. Узнайте, как использовать вопросительные знаки в различных типах вопросов. Узнайте, как использовать кавычки с запятыми и точками, а также с другими знаками препинания. После этого Миньон проведет вас через использование точек с запятой для соединения основных предложений и в сложных списках. Она также охватывает круглые скобки, аббревиатуры, звездочки, двоеточия, тире и многое другое.

Навыки, которые вы приобретете

  • Пунктуация

Познакомьтесь с инструктором

  • Миньон Фогарти

    Grammar Girl и основатель сети подкастов Quick and Dirty Tips

Отзывы учащихся

572 оценки

Общий рейтинг рассчитывается на основе среднего значения представленных оценок. Оценки и обзоры могут быть отправлены только тогда, когда неанонимные учащиеся завершат не менее 40% курса. Это помогает нам избежать поддельных отзывов и спама.

  • 5 звезд Текущее значение: 456 79%
  • 4 звезды Текущее значение: 93 16%
  • 3 звезды Текущее значение: 20 3%
  • 2 звезды Текущее значение: 2 <1%
  • 1 звезда Текущее значение: 1 <1%
Голгофа Окьере Обуоби

Голгофа Окьере Обуоби

Транскрипционист в TranscribeMe

5/5 14 февраля 2023 г.

Это один из лучших курсов для эффективного письма, редактирования и корректуры.

Полезный · Отчет

Наги Осман

Наги Осман

врач Минздрава
Данетт Нелл

Данетт Нелл

Я творческий человек с разнообразным жизненным опытом, что дает мне преимущество, когда я пишу контент для туристических брендов. Я переживаю, размышляю, а потом…

5/5 1 февраля 2023 г.

Я посмотрел только два видео и уже стал более понятен в отношении пунктуации.

Полезный · Отчет

Содержание

Что включено

  • Проверьте свои знания 7 викторин
  • Учитесь на ходу Доступ на планшете и телефоне

Похожие курсы

Скачать курсы

Используйте приложение LinkedIn Learning для iOS или Android и смотрите курсы на своем мобильном устройстве без подключения к Интернету.

Пунктуация | Тесты по грамматике

Тесты по грамматике › Дополнительные практики › Помощь при письме › Пунктуация

Краткое изложение практики

 

 

Диагностика

Диагностика пунктуации: определите конкретные моменты, требующие повторения

Это страница диагностики грамматики со ссылками для изучения.

Тест 1: начальный – средний

Тест 2: средний – продвинутый

Апострофы: отмечайте сокращения и притяжательные существительные

Intermediate–Advanced ESL, носители языка

Он здесь. Он был бы здесь, если бы мог. Он будет здесь.

идти, не делать, до, день и ночь

Учебник для учащихся/учеников, класса/классов.

Это дом Джеймса, Джонса.

Это дом Джека и Джилл, Джека и Джилл.

Это их (их дом). Там его дом.

Компьютер моего друга
Офис моего босса
Детская комната
День пути

Компьютер моих родителей
Спальня Линкольнов
Новый дом Уильямсов

 

Маркированные списки: сравните стили формулировок и пунктуации вертикальных списков

Intermediate–Advanced ESL, носители языка

Соискатели должны иметь:  

  • 0 высшее образование
  • степень бакалавра
  • два года опыта
  • три рекомендации

Практика маркированных списков: изучите варианты формулировок и пунктуации вертикальных списков

Промежуточный–продвинутый ESL, носители языка

Кандидатам на работу потребуется следующее:  

  • диплом средней школы
  • Сертификация аквалангиста
  • два года опыта
  • три рекомендации

 

Заглавные буквы: распознавать, когда использовать заглавные буквы

Промежуточный–продвинутый английский как второй язык, носители языка

заглавные и
нижний регистр

Он принял аспирин и лег. (торговая марка Bayer AG)
Я принял аспирин, чтобы избавиться от головной боли.

Двоеточие: соедините слова или фразу, которая поясняет или иллюстрирует

Средний-продвинутый ESL, носители языка

Он всегда брал одно и то же такси: желтое такси с доступом в Интернет.

Мои обязанности в Цонге заключались в следующем: планирование, закупки, организация и сбор.

В мои обязанности в Цонге, например, входило: планирование, закупки, организация и сбор.

Использование запятой: уточнение значения путем разделения слов и фраз

Начальный уровень – продвинутый английский как второй язык, носители языка

Поскольку стадо овец нуждается в защите, их охраняет пастух.

Пастух охраняет стадо овец, потому что они нуждаются в защите.

Будучи пастухом, он целыми днями пас овец.

Джордж, пастух, пас большое стадо овец.

Серия запятых: отдельные элементы серии 

Средний–продвинутый английский как второй язык, носители языка

Он пьет шипучку и пунш. (глагол, существительное, существительное)

Он пьет, хлопает и бьет. (глагол, глагол, глагол)

Он пьет шипучку, а потом бьет. (глагол, существительное, глагол)

Тире (длинное тире): отделить содержание от остальной части предложения

Intermediate–Advanced ESL, носители языка

Эдвард Ли — отец, актер, бизнесмен и мэр — снова баллотируется на пост.

 

Для примера / То есть: добавить примеры или пояснение

Промежуточный-продвинутый ESL, носители языка

Кальций содержится в зеленых листовых овощах, например, в брокколи, листовой капусте, рукколе и шпинате.

Кальций содержится в овощах, таких как брокколи, капуста, руккола и шпинат.

Крестоцветные овощи (например, Brassicaceae) имеют цветы в форме креста.

Дефисы и использование заглавных букв в заголовках: свяжите слова, чтобы пояснить значение

Промежуточный–продвинутый ESL, носители языка

Две подставки для ног проданы за полмиллиона долларов на Sothebys.

Двухфутовые табуретки проданы на аукционе Sothebys за полмиллиона долларов.

 

Нестероидные противовоспалительные препараты

Избранный президент / избранный Барак Обама

трансамериканский (но трансатлантический, трансконтинентальный)

Курсив: отметьте названия основных работ и другие термины в письме

Средний-продвинутый ESL, носители языка

Опера «Риголетто» была написана Джузеппе Верди.

Самые известные протокубистские работы Пабло Пикассо — «Авиньонские девицы» (1907) и «Герника» (1937).

Лепра вызывается Mycobacterium leprae.

Скобки: добавьте объяснения и пояснения к предложениям

Intermediate–Advanced ESL, носители языка

Скобки (часто используемые слишком часто) заключают пояснения или уточнения.

Американская ассоциация каякинга (AKA) выпускает информационный бюллетень.

Точки: отмечайте окончания предложений, сокращения и десятичные знаки

Intermediate–Advanced ESL, носители языка

Рейс UA прибудет в Лос-Анджелес в субботу, 21 сентября, в 18:00. ТИХООКЕАНСКОЕ СТАНДАРТНОЕ ВРЕМЯ.

Кавычки: выделять цитируемую речь, названия второстепенных произведений и термины

Промежуточный–продвинутый ESL, носители языка

Он сказал: «Время — деньги».

«Что это значит?» он спросил.

Вы не согласны «Время — деньги»?

Джим Дейл озвучивает одиннадцатью разными голосами персонажей из «Запроса лорда Волдеморта» в записи аудиокниги «Гарри Поттер и Принц-полукровка».

Точки с запятой: пунктуация соединенных фраз

Промежуточный–продвинутый ESL, носители языка

Варианты бутербродов включают помидоры, бекон и салат; сыр, ветчина и салат; арахисовое масло и желе.

Он не хотел помощи; он не просил об этом. (ни)

Нам нужно было получить отчет о безопасности; иначе мы бы не пошли.

В центре города есть маленькие узкие улочки; например, две машины не могут разъехаться по улице в старом городе.

Связанные (предложения с запятыми)

ФАНБОЙЦЫ: соединяйте слова, фразы и предложения с координаторами

Начальный уровень – продвинутый английский как второй язык, носитель языка

Она танцевала и махала веером.

Она танцевала и махала веером, а он играл на флейте.

Но / Но все же: укажите контраст или противоположный результат [использование запятой]

Начало — английский как продвинутый, носитель языка

как сахар в моем кофе, тогда как Эдвард любит черный кофе.
Я люблю сахар в кофе, в отличие от Эдварда, который не любит ничего.

С одной стороны, я люблю сахар в кофе.
С другой стороны, Эдгарда нет!

Я не должен есть сахар, но все же ем.
Хотя мне не следует есть сахар, я его ем.
Я не должен есть сахар. Тем не менее, я делаю.

Так что: выраженная цель или эффект [использование запятой]

Средний – продвинутый английский как второй язык, носитель языка

Ребенок потянулся, чтобы взять конфету.

Ребенку ничего не досталось, вот он и плакал.

And so / too: сокращение повторяющегося глагола в соединенном предложении

Beginning-Advanced ESL

У моего брата новая игрушка, и у меня тоже.    (американский английский)

У моего брата новая игрушка, и у меня тоже.  (британский английский)

Мой брат получил новую игрушку, и я тоже.

Мой брат получил новую игрушку, а я нет.

У тебя новая игрушка, не так ли? Да, я сделал. / Нет, я этого не делал.

Тоже/Либо: добавьте положительный или отрицательный комментарий

Начальный уровень английского как продвинутого, носитель языка

Мне сегодня восемь, и моему двоюродному брату тоже.

Я уже не ребенок, и мой двоюродный брат тоже.

Я взволнован. Я тоже! (неофициальный) / Я тоже!

Я не беспокоюсь. Я тоже! (неформально) / Я тоже нет!

Мне никто не помог. Я тоже. (отрицательное местоимение)

Мы едва понимаем это. Я тоже. (отрицательное наречие)

 

Оба и: соединить элементы предложения с парными выражениями

Начальный уровень – английский как продвинутый, носитель языка

И фильм, и спектакль были хороши.

Не только фильм, но и спектакль был хорош.

Ни фильм, ни спектакль не понравились.

Либо фильм, либо спектакль были хороши. Я не могу вспомнить.

Но / Но все же: укажите контраст или противоположный результат

Начальный уровень – английский как продвинутый, носитель языка

как сахар в моем кофе, тогда как Эдвард любит черный кофе.

Я люблю сахар в кофе, в отличие от Эдварда, который не любит ничего.

С одной стороны, я люблю сахар в кофе.

С другой стороны, Эдгар нет!

Я не должен есть сахар, но все же ем.

Хотя я не должен есть сахар, я его ем.

Мне нельзя есть сахар. Тем не менее, я делаю.

 

Потому что: укажите причинно-следственную связь [используйте запятую]

Средний – продвинутый ESL, носитель языка

Она вышла замуж в возрасте тринадцати лет, потому что у нее не было других вариантов.
У нее не было других вариантов. Следовательно, она вышла замуж в возрасте тринадцати лет.

Неграмотность возникает в результате плохого образования в детстве.
Плохое детское образование приводит к неграмотности.

Действительно / Даже : подчеркнуть неожиданные или экстраординарные детали  [использование запятой]

Промежуточный–продвинутый ESL, носители языка

Его работа действительно более удивительна, чем раньше
Его работа еще более удивительна, чем раньше
Его работа на самом деле более удивительна, чем раньше

When vs.0014

Когда вы позвонили, он взял трубку. (прерывание)

Пока он разговаривал по телефону, малыш спал. (одновременно)

 

Когда я звоню, приходит доктор. (примерно в то же время)

Когда входит доктор, я задаю вопросы. (сразу после)

Редактирование предложения: исправление использования соединителя [использование запятой]

Средний — продвинутый английский как второй, носитель языка

*Поскольку мне нужно было пропустить заседание правления, поэтому я уведомил докладчика.