Что такое изложение и как его писать. Домашняя онлайн-школа грамотности Екатерины Бунеевой

Изложение – это специальное речевое упражнение: письменный пересказ текста. Оно развивает речь и помогает научиться писать без ошибок. Изложения бывают подробные, сжатые и выборочные.

Здесь мы говорим про подробное изложение. Если в двух словах, оно проходит так: учитель читает несколько раз текст вслух, ученики стараются запомнить, составляют план и излагают (письменно пересказывают) текст по памяти.

Если изложение обучающее (то есть ребёнок учится его писать), текст сразу на слух воспринимать трудно. Поэтому начинаем с чтения и анализа текста, затем покажем, как составлять план и зачем он нужен, проанализируем орфограммы и знаки препинания и только потом – послушаем текст ещё раз и письменно его перескажем.

Как готовиться к изложению (алгоритм)

Все этапы и шаги алгоритма надо пройти последовательно, ничего не пропуская!

Этап 1.

Читаем и анализируем текст, устно пересказываем каждую часть

1. Прочитай заглавие. Можно догадаться, о чём будет текст?

2. Прочитай текст про себя. Подтвердились наши догадки, текст именно об этом?

3. Сколько в тексте частей? Как определил? (Сколько в тексте абзацев, столько и частей.) Как написана каждая часть? (Каждая часть начинается с отступа, его называют абзац или красная строка.)

4. Перечитай вслух 1-ю часть. О чём в ней говорится? Расскажи.

5. Как можно озаглавить эту часть текста? (Выбираем подходящий заголовок из данных или озаглавливаем самостоятельно, записываем заголовок под цифрой 1.)

6. Точно так же работаем со всеми частями текста.

Этап 2. Составляем план текста, ищем ключевые слова каждой части

7. Запиши и перечитай заголовки к частям текста. У тебя получился план этого текста. План поможет письменно пересказать текст.

8. Найди ключевые слова каждой части текста (они несут основной смысл). Запиши их справа от каждого заголовка.

Этап 3. Объясняем написание слов, знаки препинания

9. Найди в тексте слова, в которых можно допустить ошибку. Подчеркни орфограммы-буквы, орфограмму-пробел. Обозначь графически знакомые орфограммы. Запомни, как пишутся слова, которые нельзя проверить.

10. Найди предложения, в которых есть запятые и другие знаки. Подчеркни грамматические основы, составь схемы этих предложений (так мы графически объясняем знаки препинания).

Этап 4. Слушаем текст, пишем изложение

11. Закрой текст, послушай его ещё раз.

12. Напиши изложение. Тебе помогут план текста и ключевые слова.

Этап 5. Самопроверка

13. Проверь свою запись: сравни содержание с планом текста, подчеркни и обозначь в словах все знакомые орфограммы, графически объясни знаки препинания. Проверь абзацы, большую букву в начале и знаки в конце предложений.

Исправь ошибки, если они есть.

14. Открой текст, сравни свой письменный пересказ с оригиналом. Твой вариант будет отличаться от авторского, но должен передавать тот же смысл.

Покажу на примере очень короткого и простого текста, как все эти этапы проходят.

Этап 1. Читаем и анализируем текст, устно пересказываем каждую часть

В зимнем парке

     Наш парк зимой так красив! Лежит пушистый снег. Мороз. Снег скрипит под ногами. Я слышу каждый свой шаг.

     На краю парка пруд. Он замёрз. Рыбаки долбят толстый лёд. Им нужна прорубь. А вдруг там живёт сказочная щука?

1. Прочитай заглавие. Можно догадаться, о чём будет текст?

2. Прочитай текст про себя. Мы правильно догадались?

3. Сколько в тексте частей? Как ты догадался? (Два абзаца, значит, две части) Как написана каждая часть? (Каждая часть начинается с отступа, его называют абзац или красная строка. )

4. Перечитай вслух 1-ю часть. О чём в ней говорится? Расскажи.

5. Какое заглавие больше подходит к 1-й части? Выбери и подчеркни.

Зимой.
Зимний день.
Морозный зимний день.

(Выбираем и подчёркиваем третий вариант: ключевое слово «морозный» точнее передаёт содержание 1-го абзаца и помогает его запомнить.)

6. Перечитай 2-ю часть текста. О чём в ней говорится? Расскажи.

7. Какое заглавие больше подходит ко 2-й части? Выбери и подчеркни.

Пруд.
Рыбаки на пруду.

(Второе заглавие точнее, ключевое слово «рыбаки».)

8. Перечитай последнее предложение. Чья это мысль? Какой человек мог так подумать? (Это мысль рассказчика, человека, от лица которого ведётся рассказ. Так мог подумать человек, который знает сказки, у него развита фантазия…)

Этап 2. Составляем план

9. Если мы запишем заголовки, которые выбрали к частям текста, получится план этого текста. План поможет пересказать текст:

1) Морозный зимний день.
2) Рыбаки на пруду.

Этап 3. Анализируем орфограммы и знаки препинания

10. Найди в тексте слова, в которых можно допустить ошибку. (В тексте есть слова с орфограммами: с буквами безударных гласных в корне – красив, зимой, лежит и др., с буквами парных согласных на конце слова – мороз, лёд и т.д. Их надо найти и графически объяснить выбор написаний.)

Обрати внимание на знаки в конце предложений. Там только точки? (Нет, есть восклицательный знак, вопросительный. Полезно прочитать вслух эти предложения с нужной интонацией.)

Этап 4. Слушаем текст, пишем изложение

11. Закрой текст. Послушай его ещё раз. Напиши изложение. Тебе поможет план текста. (План должен быть перед глазами.)

Этап 5. Самопроверка

12.

Проверь свою запись: подчеркни и обозначь в словах все знакомые орфограммы. Проверь абзацы, большую букву в начале и знаки в конце предложений. Исправь ошибки, если они есть. Открой учебник, сравни текст и твоё изложение.

Материалы по теме на нашем сайте:

Подготовка к изложению. Сокращённый вариант (только алгоритм): https://buneeva.vsepravilno.com/upload/content/2022-11-07/1/2485ff2469-pmizlozeniech-b.pdf

Подробное описание методики и тексты для проведения изложений – в учебных пособиях Е. В. Бунеевой: для 2–4 классов https://buneeva.vsepravilno.com/book/svobodnye-diktanty-i-izlozheniya-po-russkomu-yazyku-sbornik-tekstov-i-metodika-obucheniya-2-4-klassy и для 5–9 классов https://buneeva.vsepravilno.com/book/izlozheniya-po-russkomu-yazyku-sbornik-tekstov-59-klassy

Запись вебинара «Как научить ребёнка писать изложение» (ведёт доктор пед. наук Е. В. Бунеева): https://buneeva.vsepravilno.com/study/course?id=27

Онлайн-курс «Учимся писать сжатое изложение», 7–9 классы: https://buneeva. vsepravilno.com/study/course?id=41

© Е. В. Бунеева, 2018-2023

Как подчеркивать орфограммы (подчеркнуть буквы гласные и согласные, знаки)

Подчеркивание орфограмм — это та тема, которая тянется из 1-2 класса до самого 11-го, и если уяснить для себя принципы подчеркивания в начальных классах, то гораздо легче ребенку будет учиться в старших классах. Все правила русского языка изучаются в начальной школе, далее идет лишь наработка опыта их применения. 

Орфограммы — это буквы в слабой позиции. Что это значит? Это те места в слове и предложении, где кто-то может сделать ошибку вопреки правилам или словарю. Но даже если ребенок разобрался, что такое орфограмма, всегда встает вопрос как ее подчеркнуть.

Общепринято подчеркивание орфограмм одной черточкой, а опознавательных признаков орфограмм — двумя.

Список обязательных орфограмм первого класса

  • Большая буква в начале предложения.
  • Имена собственные.
  • Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.
  • Мягкий знак – показатель мягкости.
  • Разделительный мягкий знак*.
  • Сочетания ЧК-ЧН.
  • Проверяемые безударные гласные в корне слова.
  • Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
  • Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова.
  • Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова.*
  • Имена собственные.
  • Предлоги.

* Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.

* Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова  проходятся не во всех программах первого класса.

Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм

Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут  ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)

Образец устного разбора

Мы  — пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.

Машей — пишем с большой буквы. Орфограмма – имя собственное пишется с большой буквы.

Идём – орфограмм нет.

Гулять – орфограмма — мягкий знак показатель мягкости.

В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.

Чащу – ча пишем с А. Орфограмма —  сочетания ча-ща пишутся с буквой А. Ч подчеркиваем 2 черточками, А одной

Чащу – щу пишем с У. Орфограмма —  сочетания чу-щу пишутся с буквой У. Щ подчеркиваем 2 черточками, У одной.

. – В конце предложения ставится точка.

Цветут — пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Цвету́т – орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВÉТ. (Обязательно ставим ударение, чтобы показать, что гласная безударная).

Ландыши – ши пишем с И. Орфограмма —  сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ш подчеркиваем 2 черточками, И одной чертой.

. – В конце предложения ставится точка.

Вот – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Бы́стро – словарное слово. Пишется БЫСТРО. В конце О. Ударение на звук Ы.

Бежи́т – орфограмма  — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕГ.

Бежит — жи пишем с И. Орфограмма —  сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ж подчеркиваем двумя, И одной.

Колю́чий – орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКÓЛ.

Ёж – орфограмма — парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖИК.

. – В конце предложения ставится точка.

Пищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Пищáт — орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово писк.

Пищат — ща пишем с А. Орфограмма —  сочетания ча-ща пишутся с буквой А.

Пушистые — ши пишем с И. Орфограмма —  сочетания жи-ши пишутся с буквой И.

Мышки — орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово мы́ши.

. – В конце предложения ставится точка.

Птички — пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Птички – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака. ЧК подчеркивается двумя чертами.

Вьют – орфограмма – разделительный мягкий знак.

Гнёзда – орфограмм нет.

. – В конце предложения ставится точка.

Выделяем орфограммы

1. Заглавные буквы, знаки препинания, ь показатель мягкости нужно подчеркнуть одной чертой.

2. Подчеркиваем буквы, где можно ошибиться, в словарных словах и ставим ударение.

3. Подчеркиваем сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши. Согласную в этих буквосочетаниях — двумя чертами, гласную одной.

чашка

4. Подчеркиваем сочетания чк-чн двумя чертами.

очки

5. Подчеркиваем безударные проверяемые гласные одной чертой и ставим ударение.

В проверочном слове гласную, на которую падает ударение, подчеркнем двумя чертами.

лови́л — улóв

6. Подчеркиваем проверяемые парные согласные одной чертой. В проверочном слове эту согласную подчеркиваем тоже одной чертой, а гласную за ней — двумя.*

дуб — дубы, ложка — ложек

7. Подчеркиваем непроизносимые согласные в корне слов одной чертой. В проверочном слове ту же согласную нужно подчеркнуть тоже 1 чертой, а следующую за ней букву — двумя. Если непроизносимой согласной нет — подчеркиваем подозрительное буквосочетание одной чертой, а в проверочном слове — первую букву буквосочетания одной, а вторую за ней — двумя чертами.*

местный — место, опасный — опасен

8. Разделительный мягкий знак или твердый знак нужно подчеркнуть одной чертой, а буквы, которые он разделяет — двумя.

семья

 9. Удвоенную согласную подчеркиваем одной чертой.