Мотивированные или запрограммированные? – Учительская газета

О тех, кто оказался за бортом успешности

Прилагательное «экзистенциальный» было выбрано словом 2019 года по версии онлайн-словаря английского языка Dictionary. Именно это слово, по данным словаря, чаще всего употреблялось в речи людей при обсуждении экологических проблем и климатических изменений. Но я хочу замолвить слово не о климате и экологии, а об образовании. И в качестве часто употребляемого обратить внимание на словосочетание «мотивированные дети».

Я слышу это словосочетание достаточно часто. От продвинутых мам, которые убеждены, что делают все для образования своего ребенка. И главное в этом всем – отдают в такую школу, куда ходят только мотивированные дети. И не важно, что возить любимое чадо надо за тридевять земель. Оно ж мотивировано, выдержит. Я слышу это словосочетание от учителей – справляются с трудными заданиями и соответственно получают отличные оценки мотивированные дети. Оно звучит и у педагогов дополнительного образования – только мотивированные дети показывают хорошие результаты в музыке, хореографии, рисовании, спорте.
Мне казалось, что дети бывают шумные, любопытные, эмоциональные, спокойные, способные, балованные и воспитанные, обидчивые и не очень, усидчивые и подвижные, трудолюбивые и ленивые. А мотивированные дети – это вообще кто?

Покопавшись в Интернете, нашла определение в одной из учительских статей. Высокомотивированный ребенок – ребенок, у которого высоко развита внутренняя и внешняя потребность быть успешным в определенной области знаний и деятельности. Пожалуй, под это определение подходит выпускник школы, который уже определился с выбором будущей профессии и нацелен на успешную сдачу нужных предметов. Подходит ребенок, который решил связать свою жизнь со спортом высоких достижений и соответственно делает все для победы. Или, например, будущий музыкант, который спит и видит себя играющим на сцене Московской консерватории или Карнеги-холла. Но ведь обо всех детях так явно не скажешь! А ведь они тоже ходят в школу!

Попробовала подойти к этому словосочетанию с другой стороны. С позиции тех, кому нужны такие мотивированные дети. Вспомнила разговор со знакомой мамой восьмиклассницы. Мама спрашивает дочь: «О чем ты мечтаешь?» И та отвечает: «Я мечтаю хорошо сдать выпускные экзамены, чтобы поступить в хороший вуз». Мама в восторге – это именно то, что она хотела услышать. Какой удобный ребенок: не нужно заставлять делать уроки, не нужно уговаривать идти к репетитору, нет поводов волноваться, что на прогулке задержится. А ведь в восьмом классе как не мечтать нравиться мальчикам, иметь красивую фигуру или объехать весь мир?
Учителю мотивированный ребенок тоже по душе. Такие дети активны и внимательны на уроке, у них нет отставаний, все делают в полном объеме и в срок, они знают, как нужно общаться с педагогом. Одна из учителей начальной школы так и сказала родителям об итогах контрольной работы: «Ну, пятерки получили мотивированные дети». А на вопрос, кто же это такие, сказала: «Мотивированные дети знают, зачем они ходят в школу». А немотивированные, выходит, не знают.

И кто им должен об этом рассказать? Родители, скорее программирующие, чем мотивирующие ребенка на успех? Упорная учеба – хорошие оценки – успешная сдача ЕГЭ – хороший вуз – прибыльная работа. Или школьные учителя, перекладывающие ответственность за успешную учебу на самого ребенка, вместо того чтобы искать и находить мотивы, побуждающие ученика к познавательной деятельности? Каждого ученика, а не только мотивированного.

Сложный вопрос, как и тот, как действительно побуждать ребенка к учебе, какие мотивы на самом деле важны и как правильно расставлять акценты. Не находя ответ лично для себя, решила искать его у мудрецов. На ум пришли двое – Януш Корчак, который лично для меня самый что ни на есть настоящий Учитель, и Стив Джобс, один из самых успешных и богатых предпринимателей в мире. Первый не уставал напоминать родителям, что все дети разные. «Вместо того чтобы наблюдать, чтобы видеть и понимать, берется первый пришедший в голову пример «удачного ребенка» и перед собственным ребенком ставится требование: вот образец, на который ты должен равняться…» – писал он в книге «Как любить ребенка: ребенок в семье». Второй же перед самой смертью завещал: воспитывайте детей так, чтобы они стремились быть счастливыми…

Возвращаясь к началу этих размышлений и к слову 2019 года «экзистенциальный», что трактуется как имеющий отношение к существованию, действительно существующий и находящийся под угрозой, задаюсь еще одним вопросом: действительно ли существует такой феномен, как мотивированные дети, и не находятся ли под угрозой оказаться за бортом успешности и нашего внимания дети немотивированные? Мы вообще каких детей любим больше – мотивированных или нет, и кто все-таки в ответе за мотивацию каждого ребенка? Что скажете?

Ольга МОХОВА

7. Внутренняя форма слова. Мотивированные и немотивированные слова.

Кроме лексического значения в содержании слова выделяется внутренняя форма слова. Теорию внутренней формы слова разработал В.фон Гумбольдт.

При образовании слова, называя предмет, признак или процесс, человек выбирает какой-то один признак явления: мельница, потому что на ней мелют зерно. Этот признак не обязательно является самым существенным, важным. Часто предмет называют по второстепенному признаку, лишь наиболее бросающемуся в глаза или отличающему один предмет от другого. Например, город — огороженное место; то, что внутри ограды, забора. В результате исторических преобразований, происходящих в словах, внутренняя форма слова часто оказывается затемненной или полностью утрачивается. Например, исчезновение из языка слова коло – «круг» привело к потере внутренней формы в слове кольцо – первоначально уменьшительного от

коло.

Слова, утратившие внутреннюю форму, называются немотивированными словами. Немотивированные слова одновременно становятся и непроизводными словами. Например, исторически в слове куница от куна «животное коричневого цвета» выделялся корень кун— и суффикс –иц, в современном языке – корень куниц-.

Слова, имеющие внутреннюю форму, называются мотивированными словами. Мотивированные слова – это всегда производные слова (писатель – «тот, кто пишет») или переносные значения непроизводных слов, основанные на образных ассоциациях (осел – «упрямый и глупый человек»).

Внутренняя форма слова – это признак, положенный в основу номинации при образовании слова, семантическая и структурная соотнесенность данного слова с другими словами языка. Внутренняя форма слова объясняет, мотивирует звуковой облик слова, указывает на причину, по которой данное значение оказалось выраженным именно данным сочетанием звуков

Парадигматика – это рассмотрение единиц языка как совокупности структурных единиц, связанных отношениями противопоставления, но сопоставляемых друг с другом. Лексические единицы могут быть подобны друг другу или различаться по тем или иным компонентам формы или значения. Например, слова лингвистика – языкознание имеют совершенно одинаковое значение и различную форму.

Слова брак «супружество» и брак «негодная продукция» имеют одинаковую форму и разное значение. По количеству слов, вступающих в парадигматические отношения, различаются максимальные и минимальные формы их проявления. К минимальным относятся словесные оппозиции, к максимальным – классы слов.

Словесная оппозиция (от лат. орроsitiо – «противоположение») — это противопоставление двух лексических единиц, сходных друг с другом по тем или иным компонентам и в то же время различающихся чем-то.

На основе сходства слов выделяются типы словесных оппозиций

. В зависимости от того, в чем проявляется сходство слов (в форме или в значении) различаются три типа словесных оппозиций: формальные, семантические и формально-семантические.

1. Формальные оппозиции включают лексические единицы, имеющие сходство только в форме – одинаковые морфемы, а семантически не сходные. Например: снимать – понимать, переписать – перейти.

2. Семантические оппозиции составляют слова, не имеющие сходства в форме, но сходные по значению, содержащие общие лексические семы. Например: брат – теща, василек – одуванчик

.

3. Формально-семантические оппозиции составляют слова, имеющие сходство и в форме, и в значении: снеговик – подснежник, подберезовик – подосиновик.

На основе различий в словах выделяется три вида словесных оппозиций: оппозиции тождества, привативные и эквиполентные оппозиции.

1. Оппозицией тождества является оппозиция слов, тождественных по форме или по значению.

К формальным оппозициям тождества, где слова тождественны по форме, относятся омонимы: гриф 1 — «птица» и гриф 2 — «печать», месяц 1 – «небесное тело» и месяц 2 – « отрезок времени». В семантике эти слова абсолютно не сходны, так как не имеют общих сем.

К семантическим оппозициям тождества, где слова тождественны по значению и абсолютно не сходны по форме, относятся абсо­лютные синонимы типа бегемот — гиппопотам, приставка – префикс.

2. Привативная оппозиция, или оппозиция включения (лат. Privation – «лишение»). В нее вступают лексические единицы, одна из которых включается в другую, а вторая имеет специфические компоненты.

К семантическим привативным оппозициям относятся оппозиции слов, связанных родо-видовыми отношениями: животное — собака, передвигаться — лететь, цветной — синий. Обобщающее слово, обозначающее род, называется гиперонимом. Слова, обозначающие вид, называются гипонимами. Например:

дерево – тополь. Значение первого слова полностью включается в значение второго слова, и у слова тополь есть особая дифференциальная сема « из семейства ивовых».

К формальным привативным оппозициям относятся деэтимологизировавшиеся однокоренные слова. Например: стол – столица, око – окно. Слова имеют сходство только в форме. Корень первого слова полностью входит во второе слово, у которого выделяется свой суффикс –иц-, -н-.

К формально-семантическим привативным оппозициям относятся оппозиции слов, связанных отношениями словообразовательной производности.

Например: читать – читатель. Производное слово полностью включает в себя производящее и имеет свой компонент в форме –тель и свой компонент в значении «человек».

3. Эквиполентная оппозиция, или оппозиция пересечения (лат. Aequus – «равный» + pollens – «имеющий значение, силу»). В нее вступают слова, каждое из которых, кроме общих компонентов, имеет свои, специфические компоненты в форме или в значении. Слова пересекаются друг с другом, частично совпадая и частично различаясь.

К семантическим эквиполентным оппозициям относятся:

а) оппозиции гипонимов, обозначающих видовые отношения: стол – стул. Слова имеют сходство только в значении, общую сему «мебель». Каждое из слов имеет свои специфические семы «для еды», «для сидения».

б) оппозиции разнокоренных антонимов: жар — холод. Слова имеют общую сему « температура окружающей среды». Кроме этого, слово жар имеет дифференциальную сему «очень высокая», а слово холод – сему «очень низкая».

К формальным эквиполентным оппозициям относятся оппозиции слов, не имеющие сходства в семантике с частично совпадающими второстепенными морфемами: наградить – насыпать. Слова имеют общий компонент в форме – приставку на- и в то же время различаются корнями и суффиксами.

К формально-семантическим эквиполентным оппозициям относятся:

а) оппозиции слов, образованных по одной словообразовательной модели, имеющие одну словообразовательную морфему. Например: мечтатель – мучитель. Слова имеют сходство в форме – суффикс –тель и сходство в семантике – сему «склонный к …». В то же время они различаются корнями и глагольными суффиксами и имеют специфические семы «мечтательству», «мучительству».

б) оппозиции однокоренных слов, сохранивших семантическую близость. Например: ученик – учитель

. Слова имеют сходство в форме – корень –уч- и сходство в семантике – сему «учить». Различаются суффиксами -е-, -и-, -ник, -тель и семами «тот, кто учит», «тот, кто учится».

в) оппозиции однокоренных антонимов. Например: входить – выходить. Слова имеют сходство в форме – корень ход, суффикс –и- и сходство в семантике – сему «движение по направлению». Различаются приставками в-, вы- и семами «внутрь», «наружу».

г) оппозиции паронимов. Например: царский – царственный. Слова имеют сходство в форме – корень цар- и сходство в семантике – сему «царь». Различаются суффиксами -ск-, -ств- + -енн- и семами «принадлежащий», «свойственный».

В русском языке есть словесные оппозиции, в которых слова формально связаны одним способом, а семантически – другим. Например:

боль – болезнь. Слова формально связаны привативной оппозицией, так как форма слова болезнь включает слово боль и имеет суффиксы –е-, -зн-. Семантически они связаны эквиполентной оппозицией, так как каждое из слов имеет свои специфические семы

9. Парадигматические отношения в лексике. Классы слов.

Классы слов – это широкие объединения слов, сходных по каким-либо общим компонентам. В зависимости от того, какие компоненты (формальные или семантические) являются общими для слов, выделяется три типа классов слов: формальные, формально-семантические и семантические.

Формальные классы объединяют в себе слова, сходные только по форме, не имеющие общих лексических сем. Формальные классы слов изучаются в морфологии. К ним относятся продуктивные и непродуктивные классы глаголов, классы глаголов I и II спряжения, существительные I, II и III склонения, класс существительных среднего рода и род у неодушевленных существительных.

Семантические классы объединяют в себе слова, сходные только по значению. Они изучаются в лексикологии. К семантическим классам слов относятся:

1. Тематическая группа слов.

Тематическая группа слов – это тематическая парадигма, или тематический ряд, в который входят слова, обозначающие смежные отрезки действительности, объединенные общностью темы. Например, тематическая группа «Животные» включает слова, называющие животных; части их тела: рога, копыта, хвост; свойства: спаривание, груминг – «уход за мехом другой особи»; биологический род и вид: членистоногие, млекопитающие, простейшие; способ внутренней организации: стадо, стая, прайд; место проживания: берлога, нора, гнездо.

В тематическую группу входят слова, связанные парадигматически и синтагматически. Например, в тематическую группу «торговля» входят слова торговать, торговаться, рынок, магазин, покупатель, продавец, продажа, продавать. Кроме этого, в нее входят разные ЛСГ, например, ЛСГ «торговые заведения»: магазин, лавка, киоск, бутик, супермаркет. В нее входят синонимы: приобретать, покупать; антонимы: дорогой – дешевый; гипонимы: магазин – гастроном; конверсивы: купля — продажа.

2. Семантическое поле.

Семан­тическое поле — это иерархическая организация слов, объединенная одним родовым значением и пред­ставляющая в языке определенную семантическую сфе­ру. Теорию семантического поля разработали немецкие ученые Йост Трир и Вальтер Порциг. Слова входят в семантическое поле на основе общности категориально-лексической семы, или гиперсемы, обозначающей класс объектов.

В семан­тическое поле могут входить слова разных частей речи. Например, в семантическое поле «Движение» входят существительные, глаголы, причастия и деепричастия, способные обозначать движение: идти, ходьба, идущий, идя, плыть, пловец, плывущий, плывя.

Семантическая структура поля представляет собой сферу. Слова располагаются слоями на разном удалении от ядра. В поле выделяется ядро, центр и периферия:

1) ядро поля представле­но родовой семой (гиперсемой). Гиперсема поля — семан­тический компонент высшего порядка, организующий во­круг себя семантическое развертывание поля. Родовая сема может быть обозначена гиперонимом . В ядро поля могут входить слова, выражающие общее значение поля. Например, ядром семантического поля «Движение» являются слова движение, двигаться, движущийся, двигаясь;

2) центр поля состоит из единиц, имеющих общее с ядром и друг с другом значение и различающихся дифференциальны­ми семами. «Центровые» единицы более сложны по своей семантике. Они имеют достаточно общее значение, нейтральны и частотны. Они уточняют слова ядра. Например, центром семантического поля «Движение» являются слова, обозначающие различные виды движения: существительные ходьба, ползание, плавание, течение, бег; глаголы идти, ползать, плыть, течь, бежать; причастия идущий, ползущий, плывущий, текущий, бегущий; деепричастия идя, ползая, плывя.

3) периферия поля включает единицы, наиболее уда­ленные в своем значении от ядра. Периферийные единицы уточняют значение слов центра. Они имеют больше дифференциальных сем. На периферии находятся все производные и стилистически закрепленные слова. Например, слова пробег, заплыв, летчик, кандыбать, тащиться, капать. Обычно периферийные слои поля вступают в контакты с другими семантическими по­лями, образуя лексико-семантическую непрерывность язы­ковой системы.

Таким образом, фрагменты поля представляют собой вертикальную ядерную и центро-периферийную структуру. Семантическое поле делится на сегменты, в которых располагаются слова одной части речи, образующие лексико-семантические группы.

В лингвистике выделяют различные виды семантических полей:

1. Лексико-семантические поля, состоящие из слов с общей категориально-лексической семой. Например, лексико-семантическое поле «Время» включает слова час, год, минута, прошлое, настоящее, будущее.

2. Ассоциативно-семантические поля, составляемые на основе ассоциативного эксперимента. Например, в ассоциативно-семантическое поле «Время» войдут слова лететь, вперед, деньги как ассоциации выражений «время летит», «время — вперед», «время — деньги».

3.Функционально-семантические поля, включающие слова, в которых значение поля выражается лексическими и грамматическими средствами. Например, в функционально-семантическое поле «Время» войдут не только слова со значением времени, но и грамматические формы выражения времени: ходил, читал, хожу, читаю, пойду, прочитаю.

4. Лексико-грамматическое семантическое поле, включающее в свой состав две или три части речи: существительное и глагол, существительное, глагол и прилагательное. Например, в лексико-грамматическое поле вежливости входят обращения «Леди и джентльмены, господа», местоимение «вы», отчества, глаголы во множественном числе.

5. Лексико-словообразовательное семанти­ческое поле, объединяющее однокорневые производные слова. Например, в ядро лексико-словообразовательного поля «Освещенность» войдет гипероним освещенность.

В центре поля находятся антонимы: свет — тьма. На периферии поля находятся словообразовательные дериваты светлый, светлеть, светитъ, светиться, светать, светило, светильник, светильня. Они обра­зуют словообразовательное гнездо. Противоположная сторона освещенности также представлена словообразовательным гнездом темный, темень, темнота, темнеть, темнеться.

Формально-семантические классы объединяют в себе слова, сходные и по форме, и по значению. Они изучаются в морфологии и лексикологии. К формально-семантическим классам слов относятся:

1. Части речи, в которых слова объединяются на основе общей категориально-грамматической семы. Например, предлоги имеют общую категориально-грамматическую сему «отношение». Слова одной части речи имеют сходные суффиксы и окончания. Например, в лингвистическом эксперименте Н.М.Шанского Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка носители языка безошибочно определили части речи, ориентируясь только на форму слов.

Пример лексико-словообразовательного антонимического поля

2. Лексико-семантическая группа слов.

Лексико-семантической группой называется группа слов одной части речи с общими категориально-грамматической и категориально-лексической семами, имеющих формальное сходство. Категориально-лексическая сема является общей для ядра семантического поля и для ядра ЛСГ.

Структура ЛСГ дублирует структуру семантического поля. В ядре ЛСГ находится базовое слово. Это слово с наиболее общим значением, часто употребляемое и нейтральное. Оно обозначает класс предметов, признаков, процессов, отноше­ний. Центр ЛСГ составляют слова с более конкретным значением, часто употребляемые и нейтральные. Вокруг этих слов внутри ЛСГ образуются семантические парадигмы, подгруппы и минигруппы слов с еще более конкретным значением. На периферии ЛСГ находятся производные, стилистически закрепленные слова и слова с наиболее конкретным значением.

Фрагментом ЛСГ называется совокупность слова ядра, центра и периферии.

Например, базовым словом лексическо-семан­тической группы «Возраст человека» является слово возраст. Центр занимают име­на с собирательно-абстрактным значением, которые называют шесть периодов возраста: детство, отрочество, юность, моло­дость, зрелость, старость. Периферию занимают слова с конкретными значениями, называющие членов возраст­ных групп: ребенок, подросток, взрослые люди. Один из фрагментов ЛСГ образован словами возраст, детство, ребенок, дитя, младе­нец. Другой — словами возраст, зрелость, взрослые люди, мужчина, мужик, жен­щина, баба, жена и т.д.

Каждый фрагмент ЛСГ представляет собой гиперо-гипонимическая парадигму: возраст — детство, отрочество, юность, молодость, зрелость, старость. В свою очередь, эти гипонимы являются гиперонимами по отношению к словам периферии: детство- ребенок, дитя, младенец. Периферия тоже может иметь гиперо-гипонимическое уст­ройство: подросток – мальчик, отрок, девочка, отроковица.

Каждая из гиперо-гипонимических парадигм имеет свое внутреннее семантическое уст­ройство. В каждом фрагменте есть синонимы и антонимы. Например, синонимической является пара­дигма мужчина — парень (разг.), мужик (прост.), антонимическая парадигма отражает различие по полу: мальчик – девочка, юноша – девушка, мужчина – женщина, старик — старуха.

Слова, образующие ЛСГ, обладают характерными особенностями:

1. Категориально-лексическая сема в ЛСГ уточняется однотипными дифференциальными семами. В каждой ЛСГ набор дифференциальных сем является специфическим. Например, в ЛСГ глаголов движения категориально-лексическая сема «движение» уточняется в трех аспектах:

а) «направление движения». Глаголы взбежать, взлететь имеют сему «вверх», глаголы войти, вбежать — сему «внутрь», глаголы уйти, убежать — сему «удаление».

б) «средство передвижения». Глаголы идти, бежать имеют сему «с помощью ног», глаголы лететь, порхать — сему «с помощью крыльев», глаголы ехать, причаливать — сему «с помощью транспортных средств».

в) «среда передвижения». Глаголы шагать, ползти имеют сему «по земле», глаголы лететь, порхать — сему «по воздуху», глаголы плыть, причаливать — сему «по воде».

2. Все слова в ЛСГ связаны определенными оппозициями. С базовым словом они связаны привативными оппозициями: двигаться – лететь, двигаться – плыть. Между собой слова связаны эквиполентными оппозициями: плыть – лететь, ползти – течь.

3. Слова одной ЛСГ обладают типовой сочетаемостью. Например, все глаголы движения сочетаются со словами, обозначающими скорость и место движения: быстро идти; идти по полю. То есть слова одной ЛСГ обладают одинаковыми синтагматическими свойствами.

4. Слова одной ЛСГ обладают одинаковыми парадигматическими свойствами:

а) они вступают между собой в синонимические отношения: идти, шагать, плестись, маршировать, ковылять;

б) они вступают между собой в антонимические отношения: влетать – вылетать, втекать – вытекать;

в) при полисемии у слов одной ЛСГ под влиянием друг друга развиваются одинаковые переносные значения. Например, у слов ЛСГ «Животные» развиваются вторичные значения «человек со свойствами этого животного»: лиса – «хитрый, льстивый человек», осел – «упрямый человек».

Почему мотивация важна для детей, которые учатся и думают по-другому

Представьте, что вы снова и снова слышите, что вы делаете что-то не так или что, даже если вы стараетесь изо всех сил, этого все равно недостаточно. Как это повлияет на вашу уверенность и самооценку? И как бы вы нашли способность продолжать подталкивать себя к совершенствованию?

Многие дети, которые учатся и думают по-другому, имеют негативный опыт в школе — и каждый день. Ребенок, у которого проблемы с концентрацией внимания, может забыть домашнюю работу и день за днем ​​получать за нее отметки. Или ребенок, у которого проблемы с математикой, может получить много неправильных ответов на листе и решить не сдавать его из-за страха. Такой плохой опыт может быть  расстраивает  и заставляет детей чувствовать себя побежденными или «недостаточно хорошими».

Так что же помогает детям, которые учатся и думают иначе, продолжать стремиться к самосовершенствованию? Что заводит их достаточно, чтобы попробовать что-то новое? Они мотивированы и, даже столкнувшись с новой задачей, остаются мотивированными.

Важность мотивации

Мотивация – это стремление. Это сила, которая поддерживает детей, даже когда они сталкиваются с трудной задачей. У ребенка, который часами тренируется перед игрой в бейсбол или не ложится спать допоздна, чтобы выполнить научный проект, есть мотивация.

Обычно это вознаграждение. Награда может быть простой. Создание бейсбольной команды или похвала учителей и сверстников за научный проект — это хорошо. Это хорошее самочувствие заставляет тяжелую работу, которую проделал ваш ребенок, казаться стоящей. Положительный отзыв или хорошая оценка также повышают мотивацию. Мотивированный ребенок, который чувствует себя вознагражденным похвалой и положительным результатом, с большей вероятностью будет продолжать снова и снова, даже когда что-то кажется трудным.

Мотивация и дети, которые учатся и думают иначе

Что побуждает детей пробовать что-то новое? И что заставляет их продолжать заниматься грузоперевозками, работая над важным проектом? Часто это простая идея добиться успеха или улучшить что-то. Чем больше дети чувствуют себя хорошо при выполнении задачи, тем больше вероятность того, что они получат от нее удовольствие и захотят добиться большего.

Но дети, которые учатся и думают по-другому, обычно сталкиваются с большим количеством проблем и неудач, чем их сверстники. И улучшение может происходить медленнее или реже, даже если они много работают. Это может сказаться на мотивации.

Если ребенок готовится к тесту и все еще не справляется, у него может возникнуть мотивация повторить попытку в следующий раз. Но если ребенок с номером снова и снова будет продолжать плохо учиться по номеру , он может начать думать: «Зачем готовиться к следующему тесту? Это ничего не изменит».

Со временем дети могут ожидать плохого результата во всем, что бы они ни попробовали. Чувствуя себя побежденным, они могут захотеть сдаться или вообще избежать проблем. Вместо этого, если ребенок сможет найти мотивацию, чтобы попробовать еще раз, он будет более склонен придерживаться сложного проекта или задачи в долгосрочной перспективе.

Как помочь ребенку обрести мотивацию

Детям, которые учатся и думают иначе, нужна мотивация, чтобы пробовать снова и снова. Без истории предполагаемых «побед» вашему ребенку может потребоваться больше поддержки от вас. Вот как вы можете помочь своему ребенку оставаться мотивированным.

Поддержите чувство успеха. Ощущение успеха не ограничивается окончанием или завершением проекта. С небольшой помощью с вашей стороны в начале большой задачи у вашего ребенка могут быть положительные моменты и чувства успеха на этом пути.

Например, если вашему ребенку нужно написать большой лист бумаги, вы можете скачать его и помочь с планом. Эта дополнительная поддержка в начале может помочь вашему ребенку чувствовать себя более вовлеченным во весь процесс письма.

Он также может укрепить уверенность в себе на протяжении всего путешествия. Таким образом, даже если ваш ребенок не получит наивысшую оценку, это чувство успеха при исследовании, письме и работе над бумагой может помочь вашему ребенку подойти к следующему заданию с дополнительной мотивацией.

Сосредоточьтесь на усилиях, а не на результатах. Если ваш ребенок хорошо сдал тест, не просто делитесь своим волнением по поводу оценки. Есть много других полезных способов воздать должное. Спросите, как они готовились к тесту. Использовали ли они карточки для запоминания или получали дополнительную помощь от учителя?

Возможно, что еще более важно, убедитесь, что вы делаете то же самое, если они плохо справляются с тестом. Размышляя о том, как они готовились к экзамену, вы можете открыть для себя новые способы обучения в следующий раз. Это может мотивировать вашего ребенка попробовать новый подход на следующем этапе.

Избегайте «фиксированного мышления». Вместо этого развивайте мышление роста. «Фиксированное мышление» — это убеждение в том, что если вы от природы не сильны в чем-то, вы никогда не станете в этом профессионалом. Вместо этого сосредоточение внимания на «в следующий раз» может помочь вашему ребенку развить то, что называется «мышлением роста». Это вера в то, что вы становитесь лучше с практикой. Это гораздо больше мотивирует.

Если ваш ребенок пытается, но безуспешно, не говорите, что сделано, то сделано, и не останавливайтесь на этом. Сформируйте обсуждение вокруг следующих шагов, которые необходимо предпринять. Вы хотите помочь своему ребенку двигаться вперед, а не чувствовать себя застрявшим.

Вытащите своего ребенка из зоны комфорта. Когда дети сталкиваются с негативными последствиями, они могут потерять мотивацию пробовать что-то новое. Но риск и новый опыт могут помочь детям раскрыть новые сильные стороны и увлечения.

Вот почему важно подчеркивать положительные стороны начинающих проектов или увлечений, которые поначалу кажутся сложными. Например, ваш ребенок начал брать уроки игры на фортепиано, но не хочет заниматься из-за неудачного прошлого опыта. Это нормально. Все дети немного шатаются, когда начинают осваивать новый навык. Вы можете помочь своему ребенку, сказав что-то вроде: «Я знаю, что сейчас тяжело. Но представьте, как здорово будет, когда вы сможете сыграть ту песню, которую так любите». Это напомнит ребенку о награде, к которой он стремится.

Признать успех. Неважно, как ваш ребенок что-то делает, найдите хотя бы один положительный момент, о котором вы можете сказать. Примеры: «Сегодня вы были отличным командным игроком», или «Ваши весы улучшаются», или «Здорово, что вы обратились за помощью к учителю».

Не всегда легко найти мотивацию, когда что-то трудно сделать, но отдача может быть огромной. Узнайте, как помочь ребенку, если он иногда чувствует себя побежденным. И узнайте, как хвалить, чтобы повысить самооценку.

Основные выводы

  • Мотивация может помочь детям продолжать попытки, даже когда они сталкиваются с трудностями.

  • Важно найти способы помочь вашему ребенку оставаться мотивированным.

  • Когда вы сосредотачиваетесь на формировании «установки на рост», ваш ребенок старается придерживаться новых вещей.

    Похожие темы

    • Воспитание детей

    • Уверенность и самооценка

    5 советов, как оставаться мотивированным0001

    5 советов, как сохранить мотивацию (ДАЖЕ ЕСЛИ ВЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕ ЧУВСТВУЕТЕ)

    Иногда жизнь может начать замедляться слишком сильно. Вам может казаться, что вы не продвигаетесь к своим целям, или вам кажется, что вас окружает негатив. Именно в это время может быть очень сложно мотивировать ставить цели и достигать их. Как бы ни было трудно начать, важно довести до конца то, что вы хотите сделать. Вот несколько советов, которые помогут вам запустить ваши механизмы.

    1. Ставьте реалистичные цели. Возможно, вы слышали это раньше, но постановка SMART-целей может помочь организовать ваш подход к различным достижениям. Вы можете использовать цели SMART не только для долгосрочных целей, но и для более мелких. Если вам нужно, используйте рабочий лист для постановки целей, чтобы помочь спланировать свой процесс. SMART расшифровывается как

    1. S – Специальный
    2. М – Измеримый
    3. А — Достижимо
    4. R — Реалистичный
    5. T — на основе времени

    Например, если вашей долгосрочной целью является повышение оценки за один семестр, вы можете установить цель SMART для каждой учебной сессии. Вы можете измерить вне времени, чтобы изучить конкретный предмет в течение четырех часов с 15-минутными перерывами ( по времени ), за один день ( реалистично). Этот план кажется вполне достижимым!

    2. Наличие системы поддержки. Окружающие вас люди действительно важны и помогают вам решать проблемы. Вы захотите окружить себя людьми, которые заботятся о вас и вашем благополучии. Если вы сочтете это полезным, вы можете спросить людей, которым вы доверяете, могут ли они помочь вам отслеживать ваши цели и время от времени проверять ваш прогресс. Они также могут помочь вам, если вы начинаете чувствовать себя подавленным.

    3. Распознавайте свои препятствия . Знаете ли вы, что вас сдерживает? Вы можете быть удивлены тем, что есть что-то, что мешает вам достичь ваших целей. Это «что-то» может быть отсутствием навыков в одной области или качеством, о котором вы, возможно, не подозреваете, которое может сдерживать вас.