Теория мотивации Хекхаузена

Фундаментальным трудом в разработке проблемы мотивации является работа Хайнца Хекхаузена «Мотивация и деятельность». По мнению автора, любое поведение описывается как мотивированное «изнутри» (интринсивная мотивация), либо «извне» (экстринсивная мотивация).

Хекхаузен определяет мотив как конструкт мышления, то есть теоретическое построение. Мотивы, в действительности, не наблюдаемы непосредственно и поэтому не могут быть проставлены как факты действительности. Они лишь условные, облегчающие понимание вспомогательные конструкты нашего мышления, вставляемые в схему объяснения действительности между наблюдаемыми исходными обстоятельствами и последующими актами поведения.

Мотив не есть мотивация

Хайнц Хекхаузен отмечает, что мотивы определяются как содержательные классы целей действия, которые существуют в форме устойчивых и относительно постоянных ценностных диспозиций. Это ценностные диспозиции «высшего» порядка; иными словами, они не играют решающей роли в поддержании функционирования организма, они не врожденные и развиваются только в процессе онтогенеза, зависят от социализации и, следовательно, от социальных норм той среды, в которой воспитывается ребенок. В понятие мотива не входят физиологически обусловленные потребности в утолении голода, жажды, потребности во сне, выделении и т.д.

«Понятие «мотив» включает такие понятия, как: потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление и т.д. При всех различиях в оттенках значения этих терминов указывают на «динамический» момент направленности действия на определенные целевые состояния, которые независимо от их специфики всегда содержат в себе ценностный момент и которые субъект стремится достичь, какие бы разнообразные средства и пути к этому ни вели. При таком понимании можно предположить, что мотив задается таким целевым состоянием отношения «индивид-среда», которое само по себе (хотя бы в данный момент времени) желательнее или удовлетворительнее наличного состояния». [Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – 2-е изд. — СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003 — 860 с.]

Слово «мотивация» выступает в психологии, по мнению Х. Хекхаузена, в качестве обобщающего обозначения многочисленных процессов и явлений, суть которых сводится к тому, что живое существо выбирает свое поведение, исходя из его ожидаемых последствий, и управляет им в аспекте его направления и затрат энергии. Наблюдаемая целенаправленность поведения, начало и завершение более крупных фрагментов поведения, его возобновление после прерывания, переход к какому-либо фрагменту поведения, конфликт между различными целями и его разрешение – все это относится к проблемной области, называемой «мотивация». Данное понятие является мало пригодным для использования его в качестве гипотетического конструкта, поэтому Хайнц Хекхаузен в работе «Мотивация и деятельность» пытается сузить его и дает свое определение мотивации. По мнению автора, процессы мотивации охватывают побудительные аспекты ситуации, раскрывающиеся через восприятие возможностей достижения определенных целей, привлекательность предвосхищаемых последствий действия, которая раскрывает актуализируемые этой ситуацией мотивы.

Тенцинг Норгей и Эмунд Хиллари – первые покорители Эвереста, 28 мая 1953 года

«Поток поведения состоит из цепочки отдельных действий-эпизодов, а в основе его лежит непрерывный поток нарастающих и затухающих мотивационных тенденций, наиболее сильная из которых определяет действие в конкретный момент времени. Но доминирующая мотивационная тенденция не может определять поведение безотносительно остальных. В обратном случае, только что образовавшаяся, наиболее сильная в данный момент времени тенденция, сразу бы прервала текущую деятельность для того, чтобы реализоваться самой. Упорядоченное действие при наличии подходящей возможности, действие, завершающееся по возможности достижением цели, а также планирование последовательного осуществления имеющихся намерений и отодвигание в сторону наиболее сильной результирующей мотивационной тенденции, если в данный момент складывается более благоприятные условия для реализации более слабой тенденции, – все это вполне возможно. Действующий субъект не является пленником своего изменчивого мотивационного процесса. Следовательно, должны существовать особые процессы, определяющие, какие из мотивационных тенденций следует осуществлять, а также при каких условиях и каким образом это должно быть сделано. Эти процессы получили название волевых». [Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – 2-е изд. — СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003 — 860 с.]

Хекхаузен отмечает, что интенсивность действия выступает не просто как функция силы результирующей мотивационной тенденции, интенсивность действия также подчиняется принципу необходимых в данный момент затрат. Когда на пути осуществления действия встают трудности и препятствия, то совершенно автоматически возникает соответствующая им по величине добавочная мотивация – в смысле усиления энергетического компонента действия. В результате некоторых наблюдений выяснилось, что актуальная сила мотивации не соответствует непосредственно требованиям, предъявляемым к деятельности, но превышает уровень, необходимый для эффективного выполнения действий.

8 проблемных областей психологии мотивации

Хайнц Хекхаузен на основе проведенного им анализа показал, что можно выделить, по меньшей мере, восемь проблемных областей психологии мотивации.

1. «Существует столько различных мотивов, сколько существует содержательно эквивалентных классов отношений «индивид-среда».

Эти классы можно разграничить, основываясь на характерных целевых состояниях, стремление к которым часто наблюдается у людей. Наряду с желаемыми целевыми состояниями, мотивы в рамках некоторых отношений «индивид-среда», можно определить и через избегаемые состояния. В данном случае мы имеем дело с проблемой содержательной классификации мотивов, составления их перечня.

2. Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые оценочные диспозиции. Необходимо выяснить, на основании каких возможностей и активирующих воздействий среды, возникают индивидуальные различия в мотивах, а также выяснить возможности изменения мотивов путем целенаправленного вмешательства. В данном случае мы имеем дело с проблемой развития и изменения мотивов.

3. Люди различаются по индивидуальным проявлениям (характеру и силе) тех или иных мотивов. У разных людей возможны различные иерархии мотивов. В данном случае перед нами встают проблемы измерения мотивов.

4. Поведение человека в определенный момент времени мотивируется не любыми или всеми возможными его мотивами, а тем из самых высоких мотивов в иерархии (т. е. из самых сильных), который при данных условиях ближе всех связан с перспективой достижения соответствующего целевого состояния или, наоборот, достижение которого поставлено под сомнение. Такой мотив активируется, становится действенным. Одновременно могут активироваться и другие мотивы, соподчиненные ему или находящиеся с ним в конфликте. Но, ради простоты, побочными мотивами мы пренебрежем. В данном случае мы сталкиваемся с проблемой актуализации мотива, а именно с проблемой выделения ситуационных условий, приводящих к такой актуализации.

Смотрите также Как заставить человека работать?

5. Мотив остается действенным, т. е. участвует в мотивации поведения, до тех пор, пока либо не достигается целевое состояние соответствующего отношения «индивид-среда», либо индивид к нему не приблизится, насколько позволят условия ситуации, либо целевое состояние не перестанет угрожающе отдаляться, либо изменившиеся условия ситуации не сделают другой мотив более насущным, в результате чего последний активируется и становится доминирующим.

Действие, как и мотив, нередко прерывается до достижения желаемого состояния или распадается на разбросанные во времени части; в последнем случае оно обычно, спустя определенное время, возобновляется. Здесь мы сталкиваемся с проблемой выделения в потоке поведения частей действия, т. е. с проблемой смены мотивации, возобновления или последействия уже имевшей место мотивации.

6. Побуждение к действию определенным мотивом обозначается как мотивация. Мотивация мыслится как процесс выбора между различными возможными действиями, процесс, регулирующий, направляющий действие на достижение специфических для данного мотива целевых состояний и поддерживающий эту направленность. Иными словами, мотивация объясняет целенаправленность действия. В этом случае мы имеем дело с проблемой мотивации как общей целенаправленности деятельности и, в особых случаях, с проблемой мотивационного конфликта между различными целями.

7. Мотивация, безусловно, не является единым процессом, равномерно от начала и до конца пронизывающим поведенческий акт.

Она, скорее, складывается из разнородных процессов, осуществляющих функцию саморегуляции на отдельных фазах поведенческого акта, прежде всего до и после выполнения действия. Так, вначале работает процесс взвешивания возможных исходов действия, оценивания их последствий. В данном случае мы сталкиваемся с проблемой аналитической реконструкции мотивации через гипотетические промежуточные процессы саморегуляции, характеризующие отдельные фазы протекания действия.

8. Деятельность мотивирована, т. е. направлена на достижение цели мотива, однако ее не следует смешивать с мотивацией. Деятельность складывается из отдельных функциональных компонентов – восприятия, мышления, научения, воспроизведения знаний, речи или моторной активности, а они обладают собственным накопленным в ходе жизни запасом возможностей (умений, навыков, знаний), которыми психология мотивации не занимается, принимая их как данное. От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные функциональные способности.

Мотивацией также объясняется выбор между различными возможными действиями, между различными вариантами восприятия и возможными содержаниями мышления, кроме того, ею объясняется интенсивность и упорство в осуществлении выбранного действия и достижении его результатов. В данном случае мы сталкиваемся с проблемой многообразия влияний мотивации на наблюдаемое поведение и его результаты».
[Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – 2-е изд. — СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003 — 860 с.]

1.2 Мотивация в работах отечественных ученых

В настоящее время мотивация как психологическое явление трактуется по-разному.

Все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Например, согласно схеме В. Д. Шадрикова (1982), мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними – знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности.

С учетом этих факторов и происходит принятие решения, формирование намерения. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм. Однако и в том и в другом случае мотивация у авторов выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление. Более того, во втором случае мотивация выступает как средство или механизм реализации уже имеющихся мотивов. Среди отечественных ученых начала XX века, поднимавших вопрос о мотивации поведения человека, следует отметить, прежде всего, А. Ф. Лазурского, опубликовавшего в 1906 году книгу «Очерк науки о характерах». В ней довольно большое место отводится обстоятельному обсуждению вопросов, связанных с желаниями и влечениями, борьбой мотивов и принятием решений, устойчивостью решений (намерений) и способностью к внутренней задержке побудительных импульсов. О влечениях, желаниях и «хотениях» человека, в связи с вопросами о воле и волевых актах, рассуждал в своих работах и другой отечественный психолог Н.
Н. Ланге. В частности, он дал свое понимание отличий влечений от «хотений», полагая, что последние – это влечения, переходящие в активные действия. Для него «хотение» — это деятельная воля.

В 40-х годах мотивацию, с позиции «теории установки», рассматривал Д.Н. Узнадзе, говоривший, что источником активности является потребность, которую он понимал очень широко, а именно как то, что является нужным для организма, но чем он в данный момент не обладает. Основной научной разработкой отечественных психологов в области проблем мотивации является теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека созданная А.Н. Леонтьевым. Согласно его концепции, мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеют свои источники в практической деятельности. В частности, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма, т. е. взаимного соответствия, а в основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит подчиняющееся социальным законам развитие системы деятельностей.

Таким образом, данная концепция объясняет происхождение и динамику мотивационной сферы человека. Она показывает, как может изменяться система деятельностей, как преобразуется ее иерархизированность, каким образом возникают и исчезают отдельные виды деятельности и операции, какие модификации происходят с действиями. В соответствии с закономерностями развития деятельностей можно вывести законы, описывающие изменения в мотивационной сфере человека, приобретение им новых потребностей, мотивов и целей. По А.Н. Леонтьеву, направленность побуждению придает именно объект (принимаемый очень широко, не только как предмет, вещь). Он выступает в роли стрелочника, указывающего направление реализации имеющегося у человека побуждения. Больше того, «опредмечивание потребности», как выражался А.Н. Леонтьев, придает этому побуждению смысл, и, по существу, побудителем деятельности выступает не сам предмет, а его значение для субъекта. Отсюда становятся понятными рассуждения о «сдвиге мотива на цель», когда побуждает к деятельности уже не желание завладеть предметом, а выполнение самого действия, получение от него удовольствия [12,c.
48]. Л.И. Божович считает, что предметы, постоянно удовлетворяющие ту или иную потребность, как бы фиксируют в себе эту потребность. В результате они и приобретают способность побуждать поведение и деятельность человека даже в тех случаях, когда соответствующая потребность не была предварительно актуализирована. Следовательно, предметы, в представлении Л.И. Божович, являются лишь побудителями потребностей, а не действий или деятельности. Без оживления потребности под воздействием предмета активность человека проявиться не может. В.А. Иванников предлагает сузить содержание понятия «мотив» до какой-то одной реальности, а для обозначения других ввести новые понятия. Термин «мотив», по его мнению, нужно закрепить за устойчивыми образованиями мотивационной сферы в виде опредмеченных потребностей, а для обозначения конкретного ситуативного образования, непосредственно инициирующего деятельность, использовать термин «побуждение».

Р.А. Пилоян пишет, что мотивация и мотив – взаимосвязанные, взаимообусловленные психические категории и что мотивы действия формируются на базе определенной мотивации (т. е. мотивы вторичны). И в тоже время он утверждает, что через выработку отдельных мотивов мы можем влиять на мотивацию в целом (т. е. уже мотивация зависит от мотивов, которые становятся первичными). Кроме того, автор считает, что мотивы относятся к действиям, а мотивация – к деятельности, не давая этому кого-либо объяснения. В.Г. Асеев считает, что важной особенностью мотивации человека является двумодальное, положительно-отрицательное ее строении. Эти две модальности побуждений (в виде стремлений к чему-либо и избегания, в виде удовлетворения и страдания, в виде двух форм воздействия на личность – поощрения и наказания) проявляются во влечениях и непосредственно реализуемой потребности – с одной стороны, и в необходимости – с другой. Речь идет не столько о знаке побуждения, мотивации, сколько об эмоциях, сопровождающих принятие решения.

Ни в понимании сущности мотивации, ее роли в регуляции поведения, ни в понимании соотношения между мотивацией и мотивом нет единства взглядов. Во многих работах эти два понятия используются как синонимы. Выход из создавшегося положения нам видится в том, чтобы рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива.

Роль мотивации в решении сложных проблем

Роль мотивации в решении сложных проблем

Предыдущие исследования в области решения сложных проблем (CPS) в основном были сосредоточены на когнитивных факторах, как указано ниже. В данной статье обсуждается роль мотивации во время CPS и утверждается, что мотивация, эмоции и познание взаимодействуют и не могут быть изучены изолированно. Мотивация — это процесс, определяющий активизацию и направление поведения (Хекхаузен, 19).91).

Рассматриваются три теории мотивации и их связь с CPS: мотивация достижения Макклелланда, иерархия потребностей Маслоу и потребности Дёрнера, изложенные в PSI-теории. Мы выбрали эти три теории по нескольким причинам. Во-первых, пространство заставляет нас быть избирательными. Во-вторых, эти три теории относятся к наиболее известным мотивационным теориям. Наконец, им нужны теории, постулирующие несколько мотиваций, а не одну. Протокол размышлений вслух иллюстрирует роль мотивационной и когнитивной динамики в CPS.

Проблемы являются частью всех сфер человеческой жизни. Область CPS исследует проблемы, которые являются сложными, динамичными и непрозрачными (Dörner, 1996). Сложные задачи состоят из множества интерактивно взаимосвязанных переменных. Динамические со временем меняются и развиваются, независимо от того, предпринимают ли вовлеченные люди какие-либо действия. А непрозрачные проблемы имеют многие аспекты проблемной ситуации, которые неясны или неизвестны вовлеченным людям.

Исследователи CPS сосредоточены именно на таких проблемах. С узкой точки зрения CPS можно определить как мышление, направленное на преодоление барьеров и достижение целей в сложных, динамичных и непрозрачных ситуациях (Frensch and Funke, 19).95). Действительно, прошлые исследования показали влиятельную роль свойств задачи (Berry and Broadbent, 1984; Funke, 1985) и когнитивных факторов, таких как интеллект, на стратегии и эффективность CPS (например, Süß, 2001; Stadler et al. , 2015). знание предметной области (например, Wenke et al., 2005), когнитивные предубеждения и ошибки (например, Dörner, 1996; Güss et al., 2015) или саморефлексия (например, Donovan et al., 2015).

В более широком смысле CPS можно определить как изучение когнитивных, эмоциональных, мотивационных и социальных процессов, когда люди сталкиваются с такими сложными, динамичными и непрозрачными проблемными ситуациями (Schoppek and Putz-Osterloh, 2003; Dörner and Гюсс, 2011, 2013; Функе, 2012). Здесь предполагается, что сосредоточение внимания исключительно на когнитивных процессах выявляет неполную или неточную картину.

Для изучения CPS исследователи часто использовали смоделированные компьютером проблемные сценарии, также называемые микромирами, виртуальными средами или стратегическими играми. В этих ситуациях участники сталкиваются со сложной проблемой, смоделированной на компьютере, из которого они собирают информацию и находят решения. Затем эти решения внедряются в систему и приводят к изменению проблемной ситуации.

Предыдущие исследования мотивации и CPS

Идея изучения взаимодействия мотивации, эмоций и познания не нова (Саймон, 19 лет).67). Однако на практике это редко исследовалось в области CPS. В одном исследовании оценивалась потребность в познании (т. е. склонность к размышлениям и размышлениям) и было показано, как высокая потребность в познании связана с более широким сбором информации и лучшими результатами в моделировании управления (Nair and Ramnarayan, 2000).

Vollmeyer и Rheinberg (1999, 2000) в двух исследованиях изучали роль мотивационных факторов в CPS. В качестве мотивационных факторов они оценили уверенность в своем мастерстве (по аналогии с самоэффективностью), страх некомпетентности, интерес и вызов. Их результаты показали, что уверенность в своем мастерстве и страх некомпетентности являются хорошими предикторами обучения и приобретения знаний.

Оценка CPS

Прежде чем мы опишем три теории мотивации и то, как они могут быть связаны и применимы к CPS, мы кратко опишем компьютерное моделирование WINFIRE (Gerdes et al. , 1993; Schaub, 2009) и предоставим часть протокол мыслей вслух одного участника при работе на WINFIRE. WINFIRE — это симулятор маленьких городов, окруженных лесами. Участники берут на себя роль командиров пожарных, которые пытаются защитить города и леса от приближающихся пожаров. Участники могут отдать серию команд нескольким пожарным машинам и вертолетам. В WINFIRE необходимы быстрые решения и многозадачность, чтобы избежать распространения пожара. В одном исследовании участников также просили думать вслух, т. е. произносить вслух все, что пришло им в голову во время работы над WINFIRE. Эти протоколы размышлений вслух, также называемые вербальными протоколами, были записаны на аудиокассеты и расшифрованы в пяти странах и сопоставлены (см. Güss et al., 2010).

Ниже приводится дословный протокол размышлений вслух WINFIRE участника из США (Güss et al., 2010):

Хорошо, я пока не вижу пожаров. Я пытаюсь понять, как вертолеты забирают воду из прудов. Я поставил вертолеты в режим патрулирования. Не совсем уверен, что это делает. Кажется, он не движется. О, вот оно, оно движется… Я думаю, вам придется подождать, пока не покажется огонь… Хорошо, огонь только начался в середине, так что я должен найти людей, чтобы потушить его. Хорошо, теперь у меня есть еще один огонь здесь. Я в беде. Хорошо. Хорошо, когда я нажимаю погасить, он, кажется, не отвечает. Думаю, я не понимаю, как направить грузовики прямо к огню. Итак, один пожар потушен, но в том же районе начался новый. Я вызываю больше грузовиков, пытаясь выяснить, как доставить вертолеты к пруду. Я до сих пор этого не понял, потому что они должны забрать воду. Ладно, здесь разгорелся неплохой костер, так что я запущу все грузовики, ладно, эта штука с водой меня бесит. Хорошо. Я не уверен, как это происходит? Ладно, сейчас горит лес — туши! Ладно, ладно, у меня тут большие проблемы…

Психологические теории мотивации и их применение в CPS

Теория мотивации человека Макклелланда

В своей теории мотивации человека Макклелланд выделяет три потребности (власть, принадлежность и достижение) и утверждает, что мотивация человека является реакцией на изменения в аффективных состояния. Конкретная ситуация вызовет изменение аффективного состояния за счет неспецифической реакции вегетативной нервной системы. Эта реакция будет мотивировать человека к достижению цели достичь другого аффективного состояния (McClelland et al., 19).53). Аффективное состояние может быть как положительным, так и отрицательным, определяя направление мотивированного поведения либо на приближение, т. е. на поддержание состояния, либо на избегание, т. е. на избегание или прекращение состояния (McClelland et al., 1953).

Интенсивность мотивации варьируется у разных людей в зависимости от восприятия стимула и адаптивных способностей человека. Следовательно, когда существует несоответствие между ожиданием и восприятием, человек будет мотивирован устранить это несоответствие (McClelland et al., 19).53). В утверждении из протокола размышлений вслух мы можем сделать вывод о мотивации достижения участника: « Думаю, я не понимаю, как направлять грузовики прямо к огню. Хорошо, один пожар потушен, но в том же районе начался новый». Участник сначала начинает сдаваться и снижать усилия, но потом делает шаг к цели. Это достижение вызывает переоценку несоответствия между способностями и целью как не слишком большого, чтобы его преодолеть. Это осознание мотивирует участника продолжать работу над сценарием. Принимая во внимание, что потребность в достижениях, по-видимому, руководит CPS, потребности во власти и принадлежности не могут наблюдаться в текущем протоколе мышления вслух.

На основе предыдущего обсуждения мы можем сделать следующие прогнозы:

Прогноз 1 : Ориентация на приближение приведет к большей вовлеченности в CPS по сравнению с ориентацией на избегание.

Предсказание 2 : В зависимости от личного опыта власть, принадлежность или достижения станут доминирующими и будут определять стратегический подход в CPS.

Иерархия потребностей Маслоу

Иерархия потребностей Маслоу (Maslow, 1943, 1954) предполагает, что у каждого есть пять основных потребностей, которые действуют как мотивирующие силы в жизни человека. Иерархия Маслоу принимает форму пирамиды, в которой потребности ниже в пирамиде являются основными мотиваторами. Они должны быть удовлетворены, прежде чем высшие потребности смогут стать движущей силой. Внизу пирамиды находятся самые основные потребности, начиная с физиологических потребностей, таких как голод, за которыми следуют потребности в безопасности. Затем следуют психологические потребности в принадлежности и любви, а затем в уважении. Как только эти четыре группы потребностей будут удовлетворены, человек может достичь стадии самореализации самоактуализации, на которой человек может быть мотивирован на полное раскрытие своего потенциала (Маслоу, 19).43).

Первые четыре группы потребностей являются внешними мотиваторами, потому что они мотивируют как через недостаток, так и через удовлетворение. По сути, человек удовлетворяет потребность, которая затем высвобождает следующую неудовлетворенную потребность, которая становится доминирующим мотиватором (Маслоу, 1943, 1954). Потребность в безопасности часто понимается как поиск убежища, но Маслоу также понимает безопасность как желание «предсказуемого, упорядоченного мира» (Маслоу, 1943, с. 377), «организованного мира, а не неорганизованного или неструктурированного» (Маслоу, 1943, с. 377). Безопасность относится к «обычному предпочтению знакомых, а не незнакомых вещей» (Маслоу, 1943, стр. 379).

В этом смысле потребность в безопасности активизируется, когда человек не понимает, что происходит в микромире, как показано в следующем фрагменте протокола размышлений вслух. « Я перевел вертолеты в режим патрулирования. Не совсем уверен, что это делает. Кажется, он не движется». Потребность в безопасности проявляется в стремлении человека к организации, поскольку неизвестные и неожиданные события рассматриваются как угрозы безопасности.

Потребность в уважении как мотиваторе становится очевидной из утверждения: « Думаю, я не понимаю, как направлять грузовики прямо в огонь». Участник осознает свою неспособность контролировать ситуацию, которая влияет на его самооценку. Потребность в уважении никогда не удовлетворяется в описанной ситуации и остается основным мотиватором. Следующие утверждения показывают, насколько на потребность участника в уважении влияет неспособность контролировать горящий огонь. “ Хорошо. Я не уверен, как это происходит? Ладно, сейчас горит лес — туши! Хорошо, хорошо, у меня большие проблемы ».

Прогноз 3 : Сильная потребность в безопасности будет связана со сложным и подробным сбором информации в CPS по сравнению с низкой потребностью в безопасности.

Предсказание 4 : Люди с высокой потребностью в уважении будут больше сталкиваться с трудностями в CPS и будут чаще вести себя для защиты своей репутации по сравнению с людьми с низкой потребностью в уважении.

Теория мотивации Дёрнера как часть PSI-теории

PSI-теория описывает взаимодействие когнитивных, эмоциональных и мотивационных процессов (Dörner, 2003; Dörner and Güss, 2011). Здесь рассмотрена лишь малая часть теории. Вкратце, теория охватывает пять основных потребностей человека: экзистенциальные потребности (жажда, голод и избегание боли), потребность в сексуальности и социальная потребность в принадлежности (групповая привязанность), потребность в определенности (предсказуемость) и потребность в компетентность (мастерство). Если среда непредсказуема, активизируется потребность в уверенности. Если мы не в состоянии справиться с проблемами, активизируется потребность в компетентности. Потребность в компетентности также становится активной, когда активизируется любая другая потребность. С ростом потребности возрастает возбуждение.

Первые три потребности нельзя наблюдать или вывести из предоставленного протокола размышлений вслух. Утверждения типа: «Я пытаюсь понять, как вертолеты забирают воду из прудов». и «Кажется, я не понимаю, как направлять грузовики прямо в огонь», демонстрируют потребность в уверенности и компетентности, т. е. в том, чтобы сделать окружающую среду предсказуемой и контролируемой.

Следующие утверждения отражают потребность участника в компетентности, т. е. неэффективность или неспособность справляться с проблемами. У меня тут проблемы… хорошо, вода меня бесит . Неспособность потушить пожары, приближающиеся к городам и уничтожающие леса, переживается как гнев. Возбуждение возрастает по мере снижения уровня разрешения мышления. Таким образом, участник не продумывает детально различные варианты. Тем не менее, участник осознает свою неудачу. Затем потребность в компетентности заставляет участника искать возможные решения: « Я до сих пор этого не понял, потому что им нужно набрать воды…» Потребность в компетентности удовлетворяется, когда тот, кто решает проблемы, способен изменить либо окружающую среду, либо свои взгляды на окружающую среду.

Прогноз 5 : Сильная потребность в уверенности положительно связана с сильной потребностью в компетентности.

Предсказание 6 : Высокая потребность в уверенности в сочетании с высокой потребностью в компетентности может привести к защитному поведению, т. е. фоновому мониторингу.

Предсказание 7 : Увеличение потребностей в компетентности и неопределенности приводит к повышенному возбуждению и снижению уровня разрешения мышления. CPS становится одномерным и возможным долговременным, а побочные эффекты не учитываются должным образом.

Резюме и оценка

Мы кратко обсудили три теории мотивации и их связь с CPS, ссылаясь на один протокол размышлений вслух: мотивация достижения Макклелланда, иерархия потребностей Маслоу и потребности Дёрнера, изложенные в PSI-теории.

Сравнение трех теорий потребностей в контексте CPS.

Сравнивая объем трех теорий и ссылаясь на объем и различные потребности, охватываемые тремя теориями, теория Макклелланда описывает три потребности (власть, принадлежность и достижения), теория Маслоу описывает пять групп потребностей (физиологические потребности, безопасность, любовь и потребности). принадлежность, уважение, самоактуализация), а теория Дёрнера описывает пять различных потребностей (экзистенциальные, сексуальность, принадлежность, уверенность и компетентность).

Все три теории применимы к CPS. Потребность Макклелланда в достижениях, потребность Маслоу в уважении и безопасности и потребность Дёрнера в уверенности и компетентности можно вывести из отрывка «Размышления вслух». Потребность в аффилиации, которая является частью каждой из трех теорий, может играть важную роль, когда группы решают сложные проблемы.

Экзистенциальные потребности и потребность в принадлежности, изложенные в PSI-теории, также можно найти в иерархии потребностей Маслоу. Эти две теории различаются адаптивностью потребностей. Однако потребности Маслоу в уважении активируются в качестве основного мотиватора только тогда, когда удовлетворяются физиологические потребности, потребности в принадлежности и любви. Потребности более плавно описываются как мотиваторы в PSI-теории. Одна потребность становится доминирующим мотивом в соответствии с принципом ожидаемой ценности. Ожидание означает предполагаемую вероятность успеха. Ценность мотива означает силу потребности. Согласно теории Макклелланда, роль трех мотиваций развивается через жизненный опыт в конкретной культуре; и часто одна из трех становится главной движущей силой человека, почти как черта личности. В этом смысле особой гибкости нет.

Мотивация и эмоция тесно связаны, что частично стало ясно при обсуждении теории Макклелланда. Эмоции подробно обсуждаются в PSI-теории, но объем не позволяет нам подробно обсуждать их здесь (см. Dörner, 2003). Эмоции не описаны подробно в Иерархии потребностей Маслоу.

Индивидуальные различия в мотивации и потребностях обсуждаются в двух из трех теорий. Согласно Макклелланду, человек развивает мотив индивидуального достижения, изучая собственные способности на основе прошлых достижений и неудач. Основываясь на разных историях обучения, у разных людей будет разная доминирующая мотивация, определяющая поведение в данной ситуации. Изучение истории также влияет на потребность в компетентности в PSI-теории. Кроме того, PSI-теория предполагает индивидуальные различия, которые моделируются с помощью различных индивидуальных мотивационных параметров в теории. Потребность в уверенности, например, становится активной при отклонении от заданной уставки. Индивидуальные различия связаны с разными заданными значениями и тем, насколько чувствительными являются отклонения (например, отклонение начинается быстро, а отклонение начинается медленно).

Заключение

Пример мышления вслух из микромира WINFIRE, описанный ранее, демонстрирует, что на процесс CPS человека влияют потребности человека. В нашем обсуждении мы сосредоточились на мотивационных процессах, рассматриваемых в рамках теорий потребностей. Помимо этого, существуют и другие мотивационные теории, которые фокусируются на важности мотивации для обучения и достижений (например, ожидание, причины участия, см. Eccles and Wigfield, 2002). Таким образом, применимость этих теорий к CPS также может быть изучена в будущих исследованиях.

Мы обсудили три мотивационные теории: Мотивацию достижения Макклелланда, Иерархию потребностей Маслоу и Теорию мотивации Дёрнера как часть PSI-теории. Хотя теории различаются, наше обсуждение показало, что три теории могут быть применены к CPS. Решение проблем – это мотивированный процесс, определяемый человеческими мотивами и потребностями.

Авторские взносы

Первый автор CG разработал концепцию рукописи, выбрал отрывок для размышлений вслух, второй автор MB в основном резюмировал теории Макклелланда и Маслоу. Все авторы внесли свой вклад в написание рукописи.

Заявление о конфликте интересов

Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.

Ссылки

Берри, округ Колумбия, и Бродбент, Д.Э. (1984). О взаимосвязи между выполнением задачи и связанными с ней вербализуемыми знаниями. QJ Exp. Психол. 36А, 209–231. doi: 10.1080/14640748408402156

CrossRef Полный текст | Академия Google

Донован, С., Гусс, К.Д., и Наслунд, Д. (2015). Улучшение динамического принятия решений посредством обучения и саморефлексии. Суд. Реш. Изготовление 10, 284–295.

Google Scholar

Дёрнер, Д. (1996). Логика отказа. Распознавание и предотвращение ошибок в сложных ситуациях . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Основные книги.

Google Scholar

Дёрнер, Д. (2003). Bauplan für eine Seele [Чертеж души] . Рейнбек: Ровольт.

Дёрнер, Д., и Гюсс, К.Д. (2011). Психологический анализ принятия решений Адольфом Гитлером на посту главнокомандующего: summa trustia et nimius metus. Rev. General Psychol. 15, 37–49. doi: 10.1037/a0022375

Полный текст CrossRef | Google Scholar

Дернер, Д., и Гюсс, К.Д. (2013). PSI: вычислительная архитектура познания, мотивации и эмоций. Rev. General Psychol. 17, 297–317. doi: 10.1037/a0032947

Полный текст CrossRef | Академия Google

Экклс, Дж. С., и Вигфилд, А. (2002). Мотивационные убеждения, ценности и цели. год. Преподобный Психолог. 53, 109–132. doi: 10.1146/annurevsych.53.100901.135153

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Френш П. и Функе Дж. (ред.) (1995). Комплексное решение проблем: европейский взгляд . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates Inc.

Google Scholar

Funke, J. (1985). Steuerung dynamischer Systeme durch Aufbau und Anwendung subjektiver Kausalmodelle [Управление динамическими системами посредством построения и применения субъективных причинно-следственных моделей]. Zeitschrift für Psychol. 193, 443–465.

Google Scholar

Функе, Дж. (2012). «Сложное решение проблем», в Encyclopedia of the Sciences of Learning , ed NM Seel (Heidelberg: Springer), 682–685.

Google Scholar

Гердес Дж., Дорнер Д. и Пфайффер Э. (1993). Интерактивный компьютерный симулятор «Winfire». [Интерактивное компьютерное моделирование «Winfire»] . Университет Отто-Фридриха в Бамберге: Lehrstuhl Psychologie, II.

Гусс, К.Д., Туасон, М.Т., и Герхард, К. (2010). Межнациональные сравнения сложных стратегий решения проблем в двух микромирах. Познан. науч. 34, 489–520. doi: 10.1111/j.1551-6709.2009.01087.x

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Гусс, К.Д., Туасон, М.Т., и Ордунья, Л.В. (2015). Стратегии, тактики и ошибки в динамическом принятии решений. Дж. Дин. Реш. Изготовление 1, 1–14. doi: 10.11588/jddm.2015.1.13131

CrossRef Full Text

Heckhausen, H. (1991). Мотивация и действие . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Спрингер.

Google Scholar

Маслоу А. Х. (1943). Теория мотивации человека. Психология. Ред. 50, 370–396. doi: 10.1037/h0054346

Полный текст CrossRef | Google Scholar

Маслоу, А. Х. (1954). Мотивация и личность . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Харпер и Роу.

Google Scholar

McClelland, D.C., Atkinson, J.W., Clark, R.A., and Lowell, E.L. (1953). Мотив достижения . Восточный Норуолк, Коннектикут: Appleton-Century-Crofts.

Google Scholar

Наир К.У. и Рамнараян С. (2000). Индивидуальные различия в потребности в познании и решении сложных проблем. Дж. Рез. Перс. 34, 305–328. doi: 10.1006/jrpe.1999.2274

Полный текст CrossRef | Google Scholar

Шауб, Х. (2009). Имитация пожара . Оттобрунн: IABG.

Шоппек, В., и Путц-Остерлох, В. (2003). Individuelle Unterschiede und die Bearbeitung komplexer Probleme. Zeitschrift für Differentielle und Diagnostische Psychol. 24, 163–173. doi: 10.1024/0170-1789.24.3.163

CrossRef Полный текст | Google Scholar

Саймон, Х.А. (1967). Мотивационный и эмоциональный контроль познания. Психология. Ред. 74, 29–39. doi: 10.1037/h0024127

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Süß, H.-M. (2001). «Die Rolle von Intelligenz und Wissen für erfolgreiches Handeln in komplexen Problemsituationen [Роль интеллекта и знаний для успешной работы при решении сложных проблем]», в Komplexität und Kompetenz: Ausgewählte Fragen der Kompetenzforschung , изд. Г. Франке (Билефельд: Bertelsmann), 249–275.

Штадлер, М., Беккер, Н., Гёдкер, М., Лойтнер, Д., и Грейфф, С. (2015). Комплексное решение проблем и интеллект: метаанализ. Разведка 53, 92–101. doi: 10.1016/j.intell.2015.09.005

Полный текст CrossRef | Google Scholar

Фоллмейер Р. и Райнберг Ф. (1999). Мотивация и метапознание при изучении сложной системы. Евро. Дж. Психол. Образовательный 14, 541–554. doi: 10.1007/BF03172978

CrossRef Полный текст | Google Scholar

Фоллмейер Р. и Райнберг Ф. (2000). Влияет ли мотивация на производительность через настойчивость? Учиться. Проинструктировать. 10, 293–309. doi: 10.1016/S0959-4752(99)00031-6

Полный текст CrossRef | Google Scholar

Венке Д., Френш П. А. и Функе Дж. (2005). «Сложное решение проблем и интеллект: эмпирическая связь и причинно-следственная связь», в Познание и интеллект: определение механизмов разума , редакторы Р. Дж. Штернберг и Дж. Э. Прец (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета), 160–187.

Google Scholar

Теории мотивации, основанные на потребностях | Принципы управления

Результаты обучения

  • Проведите различие между иерархией потребностей Маслоу и двухфакторной теорией потребностей Герцбергера.
  • Объясните теорию Альдерфера о связи между существованием и ростом.
  • Объясните теорию приобретенных потребностей Макклелланда.

Иерархия потребностей Маслоу

Абрахам Маслоу, один из самых выдающихся психологов двадцатого века, создал иерархию потребностей, проиллюстрированную пирамидой, представляющей ранжирование человеческих потребностей. Теория Маслоу основана на предпосылке, что люди мотивированы потребностями, расположенными в иерархическом порядке. Некоторые из этих потребностей просто необходимы всем людям. Когда базовая потребность удовлетворена, мы начинаем искать потребности более высокого порядка.

Иерархия потребностей Абрахама Маслоу показывает физиологические потребности как наиболее существенные.

Первыми важными мотивационными потребностями, согласно Маслоу, являются наши физиологические потребности, такие как воздух, пища и вода. Как только наши физиологические потребности удовлетворены, мы начинаем беспокоиться о безопасности, которая включает в себя нашу собственную физическую безопасность, а также нашу безопасность на работе. Следующая потребность, которую необходимо заполнить, — социальная: наша потребность в общении с другими людьми. Потребность в любви, дружбе и семье считается фундаментальной человеческой мотивацией. Когда мы достигли чувства принадлежности, наша потребность в уважении — желание быть уважаемым сверстниками, чувствовать себя важным и быть оцененным — становится более заметной. Высший уровень иерархии — это потребность в самореализации, которая означает «стать всем, на что вы способны стать». [1] Люди могут удовлетворить эту потребность, изучая новые навыки, принимая новые вызовы и предпринимая действия для достижения своих жизненных целей. [2]

Двухфакторная теория

Изучая мотивацию, Фредерик Герцберг начал с того, что спросил сотрудников, что приносит удовлетворение и что неудовлетворяет их работа. Герцберг обнаружил, что определенные факторы просто необходимо было выполнить, и они не вызывали удовлетворения. Однако если эти факторы, называемые гигиеническими факторами, не соблюдались, это приводило к сильной неудовлетворенности. гигиенических факторов , вызывающих неудовлетворенность, были частью контекста, в котором выполнялась работа. Политика компании, надзор, условия труда, заработная плата, безопасность на рабочем месте — вот некоторые примеры гигиенических факторов. Например, вы можете не связывать свое удовлетворение с хорошим освещением в офисе, но вы будете очень недовольны, если освещение будет слишком плохим для чтения.

Мотиваторы — это факторы, которые необходимы сотрудникам, чтобы прилагать больше усилий. По Герцбергу, самыми сильными мотиваторами являются интересная работа, ответственность, достижения, признание, рост и продвижение.

Теория ERG

Клейтон Алдерфер модифицировал иерархию потребностей Маслоу, разделив ее на три категории: существование, родство и рост (ERG). На рисунке ниже показано, как потребности ERG соответствуют пяти уровням Маслоу. Экзистенция соответствует психологическим потребностям и потребностям безопасности; связанность соответствует социальным потребностям и потребностям в самооценке; а рост соответствует потребности в самореализации. Теория ERG не навязывает порядок удовлетворения потребностей и поддерживает одновременное стремление к разным уровням. Как менеджер, вы можете заметить, что некоторые люди регрессируют, что проявляется, когда они продолжают прилагать усилия к потребностям более низкого уровня, а не к удовлетворению потребностей более высокого уровня. Теория предполагает, что менеджеры должны помочь регрессирующим сотрудникам увидеть важность их стремления к более высоким потребностям для их личного роста. Это называется принцип фрустрации-регрессии .

Теория ERG Клейтона Альдерфера модифицирует теорию иерархии потребностей Абрахама Маслоу

 

Теория приобретенных потребностей

Некоторые исследования показали, что теория приобретенных потребностей Дэвида Макклелланда может предсказать успех в управлении. Потребность в достижениях, принадлежности и власти действуют в сочетании и являются результатом жизненного опыта человека.

Люди с сильной потребностью в успехе имеют высокую потребность в достижение . Высокая потребность в достижениях приводит к высокому уровню удовлетворения, когда этот человек завершает проекты вовремя, закрывает сделки с потенциальными клиентами или продвигает новые и инновационные идеи. Работа, имеющая очень четкие цели, идеально подходит для людей с высокой потребностью в достижениях. Обратная связь должна быть регулярно доступна и проста для понимания, поскольку им нужна обратная связь, чтобы определить свои следующие шаги в достижении цели. Однако высокая потребность в достижениях может быть проблематичной, когда человек продвигается по службе. Вместо того, чтобы неуклонно преследовать свои собственные цели, этот менеджер теперь должен выполнять работу, мотивируя других. Менеджеры с высокой потребностью в достижениях нередко считают коучинг и встречи с подчиненными излишними. Этот тип менеджера должен сопротивляться микроуправлению или попыткам сделать работу самому.

Люди с высокой потребностью в принадлежности ценностном построении отношений. Сотрудник, ориентированный на принадлежность, будет эффективен в командных условиях, будет сильным сотрудником и будет стремиться работать с новыми людьми.

Менеджерам с высокой потребностью в членстве может быть трудно сообщать неприятные новости и критические отзывы. Менеджер, ориентированный на членство, должен увидеть ценность предоставления обратной связи, которая поможет улучшить работу плохо работающих подчиненных.

Люди с высокой потребностью в 9Сила 0307 мотивирована влиять на других и контролировать их окружение.