Мотивация: что это, виды, как мотивировать себя
Из этой статьи вы узнаете, что такое мотивация, какие виды мотивации бывают, как мотивировать себя, какие существуют заблуждения о мотивации, а также признаки мотивированных людей.
Содержание
- Что такое мотивация
- Виды мотивации
- 1. Стимул
- 2. Страх
- 3. Достижение
- 4. Саморазвитие
- 5. Власть
- 6. Социум
- Частое заблуждение о мотивации
- Мифы о мотивации
- 1. Запишите свои цели, и успех гарантирован
- 2. Просто сделайте всё возможное
- 3. Просто визуализируйте успех
- Как мотивировать себя
- 1. Просто начните, и пусть ваша мотивация догонит вас
- 2. Начните с малого
- 3. Сократите ежедневные отвлекающие факторы
- 4. Получайте мотивацию от окружающих вас людей
- 5. Получайте мотивацию от незнакомых вам людей
- 6. Слушайте музыку, которая дает вам энергию
- 7.
Ищите возможности в негативных событиях
- 8. Будьте добры к себе, совершая ошибки
- 9. Посмотрите назад и оцените результаты
- 10. Дружеское соревнование
- 11. Напомните себе, зачем вы это делаете
- 12. Подумайте, что вы можете упустить
- 13. Будьте благодарны за то, что у вас есть
- 14. Наведите порядок на рабочем месте
- 15. Сократите список дел до одной задачи
- 16. Не забывайте про перерывы
- 17. Калибровка цели
- 18. Физические нагрузки
- 19. Отмечайте свои достижения
- 20. Будьте осведомлены, прежде чем начать
- 21. Сделайте перерыв на медитацию
- 22. Отправьтесь на прогулку
- Признаки мотивированных людей
Мотивация — это совокупность внутренних и внешних факторов, которые стимулируют желание и энергию человека на поддержание интереса и посвящение его определенной деятельности либо приложение усилий для достижения цели.
Мотивация — это готовность делать что-то.
Мотивация возникает в результате взаимодействия как сознательных, так и бессознательных факторов, таких как стремление или потребность, ценность вознаграждения, ожидания индивида. Эти факторы и являются причинами, по которым человек ведет себя определенным образом.
В какой-то момент боль от того, что вы ничего не делаете, становится сильнее, чем боль, возникающая в результате ваших действий.
Стивен Прессфилд
Согласно исследованиям, проведенным Андерсом Эрикссоном, мотивация является важным предвестником успеха. Самыми успешными становятся те, кто постоянно продолжает двигаться к своей цели.
Люди, обладающие высокой мотивацией, как правило, подготовлены наилучшим образом и обладают максимальной производительностью, что в итоге приводит к положительным результатам.
Легче всего быть мотивированным в отношении деятельности, которой вы страстно увлечены. Поэтому задайте себе вопрос: что вас сильно заводит, а что навевает на вас скуку?
Занимаясь любимым делом, вы не только будете мотивированы, но также сможете привлечь к своей деятельности других людей, и получить поддержку, необходимую для выполнения задуманного.
1. Стимул
Это вид мотивации, который включает в себя вознаграждения, как денежные, так и нематериальные.
Многие люди руководствуются осознанием того, что будут вознаграждены определенным образом в результате достижения поставленной цели.
Различного рода поощрения и бонусы являются хорошими примерами стимулов, которые используются для мотивации.
2. Страх
Мотивация страха связана с возможностью наказания или наступления неблагоприятных последствий. Такой вид мотивации часто используется, когда мотивация стимулов не срабатывает.
Наверняка вам не понаслышке известен метод «кнута и пряника», стимулом в котором является пряник, ну а в роли пугающего инструмента выступает кнут.
Этот вид мотивации часто используется в системе образования, а также на профессиональном поприще для регулирования поведения сотрудников.
Если учащийся либо работник нарушают установленные для них правила или не достигают поставленной цели, к ним будут применены негативные меры стимулирования.
3. Достижение
Мотивация достижения также часто называется стремлением к компетентности.
Мы стремимся к реализации целей и решению новых задач. Мы хотим улучшить свои навыки и доказать свою компетентность как другим, так и самим себе.
Как правило, мотивация достижения по своей природе является неотъемлемой спутницей человека. Однако в определенных обстоятельствах мотивация достижения может включать в себя необходимость внешнего признания.
У нас часто возникает желание или необходимость получать положительную оценку со стороны нашего окружения: близких людей, коллег и др. Эта потребность может включать в себя что угодно: от материального поощрения до простого рукопожатия за хорошо выполненную работу.
4. Саморазвитие
Необходимость самосовершенствования является очень сильной внутренней движущей силой. Мотивация саморазвития лучше всего проявляется в стремлении к переменам.
Конечно же не все, но многие из нас стремятся совершенствовать свой внутренний мир, а также свое тело.
Большинство из нас обусловлены собственной личностью или воспитанием, которые становятся отправной точкой для осуществления изменений в нашей внутренней сущности, знаниях или внешней среде, потому что застой — это не тот показатель, которому следует придерживаться.
5. Власть
Мотивация власти может принимать форму стремления к управлению собственной жизнью, либо желания контролировать окружающих людей.
Мы стремимся к развитию способности оказывать влияние на нашу сегодняшнюю жизнь, а также на улучшение условий жизни в будущем.
Кроме того, нередко мы пытаемся контролировать других людей, и у некоторых из нас такое стремление к контролю окружающих развито намного сильнее, чем у остальных.
Иногда ярко выраженное стремление к власти побуждает людей к негативному, аморальному или даже противозаконному поведению. В других ситуациях стремление к власти — это просто желание оказать влияние на других.
Мы испытываем потребность в том, чтобы люди делали то, что мы хотим и как мы этого хотим.
6. Социум
Многие люди мотивированы социальными факторами. Это может быть желание принадлежать и быть принятыми определенной группой людей, либо стремление к взаимодействию с другими людьми в разных сферах.
Люди имеют врожденную потребность ощущать связь с другими, а также необходимость в принятии и принадлежности обществу.
Другой формой социальной мотивации может выступать подлинное и страстное желание внести свой вклад в жизнь других людей.
Если вы имеете стремление изменить окружающий мир, это, как правило, признак социальной мотивации.
Частое заблуждение о мотивацииОдно из самых удивительных свойств мотивации проявляется в том, что она часто возникает после совершения новых действий, а не предшествует им.
Люди испытывают распространенное заблуждение, полагая, что мотивация приходит в результате пассивного знакомства с мотивационным видео или чтения вдохновляющей книги. Однако активное вдохновение является гораздо более сильным мотиватором.
Чаще всего мотивация становится результатом действия, а не его причиной. Первый шаг в новом деле является формой активного вдохновения, дающего толчок к дальнейшим действиям.
Объекты в движении имеют тенденцию оставаться в движении. Объекты в покое, как правило, остаются в покое.
Первый закон Ньютона
Таким образом, как только вы оттолкнулись от состояния бездействия, вам намного легче продолжить движение вперед.
Почти все трудности для решения какой-либо задачи находятся в самом начале. Но после того, как вы уже начали, прогресс происходит более естественно.
Другими словами, часто легче выполнить задачу, чем положить начало ее выполнению. Поэтому одним из ключей к мотивации является упрощение начальной стадии.
Мифы о мотивацииНет начала и конца. Только действие.
Цитата из х/ф «Мирный воин», 2006
1. Запишите свои цели, и успех гарантирован
На просторах интернета можно нередко наткнуться на историю, согласно которой в 1953 году было проведено одно исследование.
У выпускников Йельского университета выясняли, имеются ли у них конкретные цели, которые они хотели бы достичь в будущем. Утвердительно ответили лишь 3% респондентов.
Двадцать лет спустя исследователи обнаружили, что эти 3% студентов, имеющих в прошлом конкретные цели, достигли большего финансового благополучия, нежели оставшиеся 97%. Разве это не удивительно?
И такое развитие событий стало бы действительно впечатляющим фактом, если бы оно было правдой, но это не так. В 1997 году журнал Fast Company разоблачил эту историю, причислив ее к разряду легенд.
Более того, даже такой человек как Форрест Марс (младший), генеральный директор компании Mars, а также внук ее основателя, ответил отрицательно на вопрос о том, были ли у него перспективы трудоустройства на момент окончания Йельского университета.
Хотелось бы, чтобы все было так просто. Однако следует добавить, что наличие конкретных целей является немаловажных аспектом достижения успеха. Сама по себе цель необходима, но одной ее недостаточно.
2. Просто сделайте всё возможное
Считается, что психологическая установка «просто сделай всё возможное» является отличным мотиватором. Это не так.
Несомненно, такое убеждение несет в себе позитивный заряд, но не имеет существенного эффекта.
Психологи Эдвин Локк и Гэри Лэтхэм посвятили большое количество времени изучению различий между целью «сделай всё возможное» и ее оппоненту — труднодостижимой цели с конкретным планом по ее реализации.
Результаты исследований показывают, что цели, которые устанавливают высокую планку, а также детально раскрывают, что нужно сделать для их достижения, приводят к гораздо более высокой производительности, чем просто попытка «сделать всё возможное».
Это связано с тем, что более сложные но проработанные задачи заставляют людей, часто бессознательно, прилагать большие усилия, повышать концентрацию и оставаться верными цели, упорствуя дольше и лучше используя наиболее эффективные стратегии.
3. Просто визуализируйте успех
Одна лишь визуализация успеха не просто бесполезна, но и является отличным способом настроить себя на неудачу.
Вера в то, что вы добьетесь успеха, и уверенность в том, что успех дается легко — совершенно разные взгляды на одни и те же вещи.
Реалистично настроенные люди убеждены, что добьются успеха, но также они готовы прилагать любые необходимые усилия, проявлять настойчивость, а также уделять время тщательному планированию и выбору правильных стратегий.
Они не уклоняются от размышлений о препятствиях, с которыми им придется столкнуться, и о способах их преодоления.
Нереалистично настроенные люди считают, что успех придет сам по себе, если они будут постоянно и помногу визуализировать. Но по иронии судьбы такой подход способен привести лишь к истощению внутренней энергии, необходимой для достижения целей.
Люди, которые проводят слишком много времени, фантазируя о прекрасном будущем, тем самым лишают себя топлива, необходимого чтобы добраться до своей мечты.
Вы можете развивать более реалистично-оптимистичный взгляд, сочетая уверенность в своей способности добиться успеха с объективной оценкой проблем, которые могут возникнуть у вас на пути.
Не занимайтесь постоянной и изнурительной визуализацией своего успеха, но при этом визуализируйте шаги, которые вы предпримете, чтобы реализовать задуманное.
Как мотивировать себяБудь несчастен. Или мотивируй себя. Все, что ты делаешь — это твой собственный выбор.
Уэйн Дайер
1. Просто начните, и пусть ваша мотивация догонит вас
Вам не нужно ждать мотивацию, чтобы начать. Если вы хотите работать последовательно, каждый день, то все, что вам необходимо, это совершить первый шаг.
Спустя какое-то время все становится проще и интереснее, а мотивация догонит вас.
2. Начните с малого
Если проект или задуманные цели слишком масштабны и сложны для реализации, не позволяйте этим обстоятельствам сдерживать вас.
Вместо облачения размышлений в негативные оттенки, разбейте задачи на промежуточные цели, а затем, сконцентрировавшись на ближайшей из них, начните движение вперед.
3. Сократите ежедневные отвлекающие факторы
Когда вы находитесь в окружении отвлекающих факторов, вам становится трудно сосредоточиться.
Поэтому закройте дверь в офисе, переведите свой телефон в беззвучный режим и прекратите проверять сообщения в социальных сетях.
4. Получайте мотивацию от окружающих вас людей
Проводите меньше времени с отрицательно настроенными людьми, которые всегда и во всем видят негативную сторону вещей, фильтруйте то, о чем вы им рассказываете или полностью исключите общение с ними.
Уделяйте больше внимания позитивному успешному окружению, энергия которых будет переходить к вам и заряжать на новые свершения.
5. Получайте мотивацию от незнакомых вам людей
Не ограничивайте себя мотивацией, которую вы можете получить исключительно от близких вам людей.
Существует большое количество мотивационных книг, видеоматериалов, историй успеха других людей, которые вы можете использовать, чтобы мотивировать себя.
6. Слушайте музыку, которая дает вам энергию
Одна из самых простых вещей, которая поможет вам мотивировать себя в тот момент, когда вы ощущаете недостаток энергии или мотивации, заключается в прослушивании музыки, которая способна вдохновить вас.
Поэтому создайте музыкальный плейлист, способный зарядить вас энергией.
Отдых от работы, который вы заполните прослушиванием мотивационных музыкальных композиций, окажет положительное влияние на прогресс в вашем деле.
7. Ищите возможности в негативных событиях
Пессимистичный настрой способен истощить вашу энергию и мотивацию. С другой стороны, позитивный и конструктивный способ взглянуть на ситуацию может стать прекрасным помощником мотивировать себя.
Поэтому когда вы столкнулись с негативным событием, задайте себе вопросы: «Что в этом хорошего?» и «Какая здесь существует скрытая возможность?».
Затем учтите полученный опыт и примите меры, чтобы улучшить то, что вы делаете.
8. Будьте добры к себе, совершая ошибки
Очень легко попасть в ловушку самобичевания и ненависти к себе, когда вы спотыкаетесь или терпите неудачу.
Но такое отношение является проводником отрицательной энергии, убивая мотивацию и снижая вашу самооценку.
Поэтому будьте добры к своей прекрасной личности, и в случае неудачи подтолкните себя, чтобы снова выйти на ваш путь, сделав очередной шаг вперед.
9. Посмотрите назад и оцените результаты
Вместо того, чтобы убивать свою мотивацию, сравнивая себя с теми, кто находится впереди, оглянитесь назад.
Пускай вас все еще ожидает долгий путь, но как много уже пройдено.
10. Дружеское соревнование
Как правило, элемент конкуренции оживляет ситуацию. Поэтому найдите себе оппонента и придумайте дружеское соревнование с коллегой, одногруппником, другим человеком, занятым в той же деятельности.
С целью дополнительной мотивации можете определить приз, например победитель получает порцию мороженого или бутылку виски.
11. Напомните себе, зачем вы это делаете
Когда вы не знаете, как мотивировать себя, легко упустить из виду, почему вы этим занимаетесь, зачем вы все это начали.
Поэтому уделите 2 минуты свободного времени и выпишите 3 основные причины осуществления ваших действий, получения образования, реализации проекта, экономии денег и т.п., после чего разместите эту запись на видном месте или сохраните ее в своем смартфоне.
12. Подумайте, что вы можете упустить
Вы можете мотивировать себя, чтобы продолжить движение к намеченной цели, рассматривая негативные последствия прекращения ваших действий. Что в итоге вы можете упустить.
Спросите себя: каковы могут быть результаты, если я продолжу делать это в течение еще одного года? А в течение 5 лет?
13. Будьте благодарны за то, что у вас есть
Когда уровень мотивации оставляет желать лучшего, легко начать наблюдать свою жизнь в мрачных тонах.
Чтобы зарядить себя позитивом, а также сосредоточиться на том, что вы имеете, и кем являетесь, задайте себе вопрос: «Какие 3 вещи имеются в моей жизни, которые я принимаю как должное, но могу быть благодарен за них?»
14. Наведите порядок на рабочем месте
Наличие незагроможденного и минималистичного рабочего пространства помогает мыслить более ясно.
Вы почувствуете себя более сосредоточенным и готовым решить следующую задачу.
15. Сократите список дел до одной задачи
Переполненный список дел может быть настоящим убийцей мотивации, поэтому попробуйте уменьшить текущий список задач до одной.
Выберите наиболее важную из них или задачу, которую вы слишком долго откладывали, после чего перейдите к ее выполнению.
Вы удивитесь, как в ближайшее время все дела будут выполнены.
16. Не забывайте про перерывы
Если вы хотите лучше разобраться, как мотивировать себя, прекратите работать без остановок.
Вместо этого работайте в течение 45 минут каждый час и используйте отдых на перерыв, чтобы перекусить, выйти на свежий воздух или сделать разминку.
17. Калибровка цели
Если масштабность цели вас пугает, определите меньшую цель, чтобы снова найти мотивацию.
Если незначительность цели не кажется вдохновляющей, установите более высокую планку и наблюдайте, как это повлияет на вашу мотивацию.
18. Физические нагрузки
Физические нагрузки оказывают положительное влияние не только на ваше тело.
20-30 минут физических упражнений снизят внутреннее напряжение и позволят снова сосредоточиться.
19. Отмечайте свои достижения
Если вы ожидаете поощрение, которое получите после достижения цели, ваша мотивация, как правило, повышается.
Независимо от того, насколько велики либо незначительны ваши текущие успехи, отметьте свои результаты или сделайте себе подарок.
20. Будьте осведомлены, прежде чем начать
Изучение достижений других людей в интересующей вас сфере поможет вам избежать ловушек и составить реалистичный график реализации целей.
В противном случае вы можете получить демотивацию, если будете продвигаться не так быстро, как изначально предполагали.
21. Сделайте перерыв на медитацию
Когда ваш ум немного устал или сильно утомлен, запас энергии и мотивация истощаются.
Поэтому во второй половине дня, или когда вы посчитаете это необходимым, можете заняться медитацией. Просто закройте глаза и сосредоточьтесь на своем дыхании в течение удобного для вас периода времени.
Медитация очищает разум и снижает внутреннее напряжение.
22. Отправьтесь на прогулку
Прогулка по свежему воздуху отлично помогает мотивировать себя, а также освежить голову и размять тело.
1. Жизнерадостность. Мотивированные люди в предвкушении счастливого будущего и имеют стратегии достижения своих целей.
2. Настойчивость. Они не относятся к возможным препятствиям как к неразрешимым проблемам.
3. Энергичность. Они само воплощение энтузиазма, и не видят причин, чтобы угасать от сожалений и разочарований. Мотивированные люди всегда продолжают прилагать усилия, чтобы достичь результата.
4. Позитив. Они знают, что все будет хорошо и, не дожидаясь приближения счастливого момента, получают удовольствие от выполнения очередной задачи.
5. Концентрация. Они понимают, куда направляются, и не отвлекаются от задуманного.
6. Уверенность. Они осознают свои слабости, но вместо проявления комплекса неполноценности, мотивированные люди компенсируют их другими качествами. В результате возникает уверенность, что поставленные цели обязательно будут достигнуты.
7. Осведомленность. Они не тратят время впустую, вместо чего получают новые знания и совершенствуют навыки.
8. Перфекционизм. Они всегда пытаются найти лучшие способы выполнения задачи, в большей степени ориентируясь на качество.
extraMan.ru рекомендует свой мужской форум: задавайте вопросы и общайтесь на различные темы без регистрации.
Перейти на форум →
Мотивация — что это и как работает…
Есть два рычага, которыми можно двигать людей, — страх и личный интерес.Наполеон I БонапартЯ думаю, все вы, уважаемые читатели, прекрасно знаете о том, что мотивация играет очень важную роль в нашей жизни. Именно от нее зависит, насколько активным, целеустремленным, упорным и стойким будет человек, и даже, можно сказать, “живым”, в более широком смысле этого слова. А то, что нам нужно быть именно такими в этой жизни, чтобы достойно ее прожить, это на мой взгляд, очевидно. Но важность важностью, а мотивацией ведь еще и пользоваться нужно уметь правильно, чтобы грамотно управлять своей энергией и своими желаниями, и не позволять этого делать другим людям. Мы сами должны решать, к чему стремиться в этой жизни и каким именно образом, потому что наша жизнь – это именно наша жизнь, и никто кроме нас, не вправе ею распоряжаться. Другие люди могут быть для нас достойным примером для подражания, учителями, наставниками, вдохновителями, но никак не теми, кто будет решать за нас, как и для чего нам жить. Так что давайте рассмотрим тему мотивации самым тщательным образом, чтобы вы, друзья, смогли научиться правильно мотивировать, в первую очередь самих себя, а по возможности и необходимости и других людей.
Первым делом, конечно же, давайте с вами выясним, что такое мотивация. Давайте дадим определение этому слову и понятию. Нам ведь надо понимать, с чем именно мы имеем дело. Мотивация – это сила, основанная на глубинном желании, которая заставляет людей стремиться к достижению своих целей. Вот, в общем-то, и все, что можно о ней сказать. Но в ходе обсуждения этого вопроса, вы, уважаемые читатели, убедитесь в том, что мотивация – это гораздо более сложное понятие, чем видно из его определения.
Внутренняя мотивация
Мотивация бывает внешней и внутренней. Давайте сначала выясним, что такое внутренняя мотивация. Внутренняя мотивация [интринсивная] – это движущая человеком сила, которая возникает не из-за внешнего воздействия, а берет свое начало внутри самого человека. Что же порождает внутри нас эту силу? Очень хорошим примером в данном случае, я считаю, будет такая эмоция, как интерес, то есть, интерес к чему-либо или к кому-либо, благодаря которому мы испытываем желание что-то делать. Мне очень нравится именно этот пример, потому что, когда мы что-то делаем, прежде всего из интереса, или даже можно сказать, из любви к этому делу – мы делаем это очень хорошо, потому что считаем это дело своим и видим в нем смысл. Вот представьте себе, что я занимаюсь чем-то, прежде всего потому, что мне это интересно, а не потому, что я должен или вынужден этим заниматься, ради тех же денег или чего-то еще. Имею я в таком случае право считать то дело, к которому я проявил интерес и которое я сам выбрал – проявлением моего собственного желания? Полагаю, что имею. А значит в данном случае речь идет о моей внутренней мотивации. Я делаю то, что хочу делать, а хочу я делать то, что мне интересно. А вот почему мне что-то интересно – это уже другой вопрос. Совсем необязательно, что мой интерес к чему-то берет свое начало исключительно внутри меня самого и никак не связан с внешним миром. Но дело не в этом – дело в том, как мой интерес может быть связан с внешним миром. Здесь я считаю, важную роль играет такое чувство, как свобода. А что такое свобода? Это прежде всего свобода выбора, верно?
Вот, скажем, когда я выбирал, на кого мне учиться – я руководствовался не чьими-то там советами и даже не учитывал потребности рынка труда, я руководствовался исключительно своим интересом и своим представлением о том, что важно для меня в этой жизни. Мне говорили – иди учиться на юриста или экономиста, или на худой конец на программиста, потому что эти специалисты востребованы на рынке труда и им хорошо платят. А я отвечал, что мне плевать на рынок труда, плевать на то, в ком он нуждается – я буду изучать то, что мне интересно, а именно, психологию. Я буду изучать ее потому, что я хочу этого, потому что мне это интересно, и потому, что считаю, что те знания, которые она дает, являются одними из самых важных для жизни. Безусловно, есть и другие науки, тоже очень интересные и не менее полезные для жизни, та же философия – мать всех наук, которая помогает людям обрести мудрость, или медицина, которая заботится о здоровье человека, важность которого мы все прекрасно понимаем. Или, если говорить о точных науках, физика – тоже очень интересная наука. Но мне больше всего нравится именно психология, поэтому я решил изучать ее. А все остальное, мне тоже интересно, но в несколько меньшей степени. Я бы и рад изучать все, что есть в этом мире, потому что понимаю, что мир не делится на науки – он един и целостен, поэтому в нем обо всем нужно знать. Вот только никакой жизни на это не хватит, на то, чтобы все узнать, все изучить. Поэтому приходится выбирать что-то конкретное. Главное, чтобы это что-то конкретное, нам нравилось, чтобы мы испытывали к этому интерес.
А что касается заработка денег, то друзья, давайте взглянем правде в глаза – действительно классные специалисты, тем более в таких областях, как психология, которая будет жить столько, сколько будут жить люди, всегда и практически везде нужны. Следовательно, чтобы не остаться без куска хлеба – я, и вообще кто угодно, просто должен стать одним из самых лучших в своей области, тогда проблем с деньгами у человека не будет. А чтобы стать в чем-то лучшим – человек должен любить то, чем он занимается. А как вы сможете что-то полюбить – если вы сами не выбирали то, чем вам заниматься, если у вас нет искреннего интереса к своему делу, потому что вы не считаете его своим? Ну, люди, конечно, умудряются влюбляться в то, к чему они просто привыкают, но как по мне, то без изначальной страсти и влюбленности в свое дело – его сложно по-настоящему полюбить всем своим естеством.
Так что без сильной внутренней мотивации вы не сможете стать одним из лучших в своем деле, если только вы не любите деньги так сильно, что готовы ради них стараться быть лучшим в том, чем вы занимаетесь. Но как показывает жизнь, деньги далеко не всегда способствуют преданности человека своему делу, они скорее способствуют его преданности им самим. А преданность делу, основанная на любви и интересе к нему, и преданность деньгам, которые за счет этого дела зарабатываются – это разные вещи.
Помимо уже сказанного выше, следует сказать также и то, что наши желания, основанные на нашем интересе к чему-либо, в некоторой степени вызваны и внешними раздражителями. Я хоть и говорю об интересе, как о проявлении внутренней мотивации, но боюсь, что с этой эмоцией не все так просто. И если рассуждать о ней более глубоко, то мы обязательно увидим ее связь с внешним воздействием на нас. Скажем, мое желание изучать психологию, основанное на моем интересе к ней, в определённой степени было вызвано также и воздействием на меня внешнего мира. Тот же интерес возник не сам по себе, он сформировался под воздействием внешних факторов, и в частности, он появился у меня благодаря той информации о психологии, которую я получил из внешнего мира. Но нам сейчас такие рассуждения не очень нужны, нам главное понять, что интерес к чему-либо, возникший внутри нас – это очень хороший пример внутренней мотивации.
Теперь давайте вернемся к одной очень важной мысли, высказанной мною выше – к мысли о чувстве свободы. Именно чувство свободы поддерживает в человеке внутреннюю мотивацию на чрезвычайно высоком уровне. Я в этом лично много раз убеждался. А свобода – это, как я уже говорил, прежде всего свобода выбора. Вот когда человек убежден в том, что его решение – это результат его собственного выбора, вот тогда его внутренняя мотивация достаточно сильна и продолжительна. Вот почему свободные, или условно свободные люди, всегда мотивированы лучше тех людей, которых каким-либо образом заставляют что-то делать. И упомянутый мною выше интерес к чему-либо, часто возникает именно тогда, когда человек чувствует себя свободным, и что особенно важно – если он хочет быть свободным. Тут, знаете ли, тоже не все так просто. Ведь свобода – это не только свобода выбора, но и ответственность. А ее не всякий человек готов нести. Поэтому не все люди любят свободу. А любовь к свободе – это основа внутренней мотивации. Значит, не всех людей можно мотивировать изнутри, вернее, это очень сложно сделать. Поэтому некоторых из них приходится мотивировать извне.
Любовь как таковую, я пока в качестве внутренней мотивации рассматривать не буду, так как нам вначале надо разобраться с тем, что такое настоящая любовь. А это мы с вами сделаем в другой статье. Тем не менее, мы с вами знаем, что любящие люди очень сильно мотивированы. А их любовь, с точки зрения мотивации – это синтез внешней и внутренней мотивации.
Давайте рассмотрим другой пример внутренней мотивации – это наши врожденные потребности, которые мы стремимся разными способами удовлетворить. Мы их еще можем назвать инстинктивными потребностями, так как они заложены в нас природой. Так вот, помимо отнесения этих потребностей к внутренней мотивации, их также можно поделить на индивидуальную, групповую и познавательную мотивацию. Индивидуальная мотивация основана на таких потребностях, как голод, жажда, половое влечение, стремление избежать боли, стремление к комфорту и так далее. Групповая мотивация вызвана такими потребностями, как забота о потомстве, стремление занять определенное место в групповой иерархии, желание понравиться другим людям, поддержание присущего конкретному виду структуры общества и некоторыми другими потребностями. А говоря о познавательной мотивации, мы можем привести в качестве примера такие потребности, как потребность в исследовании окружающего мира, потребность в игровой деятельности, а также любопытство и интерес, о чем я уже писал выше. Общее у всех этих видов мотивации то, что они основаны на наших врожденных потребностях, а следовательно, они имеют отношение к внутренней мотивации. Хотя если так вдуматься, то конечно же, нельзя не признать и важность внешних факторов, от которых зависит наше стремление удовлетворить те или иные свои потребности в первоочередном порядке. Скажем, потребность в безопасности может в определенных ситуациях заместить собой нашу потребность в том же комфорте, то есть, одна потребность может вступить в конфликт с другой, по вине внешних обстоятельств, и тогда мы будем вынуждены выбирать – какое решение принять, чтобы постараться не потерять одно и приобрести другое.
Так что повторю, на нашу мотивацию оказывает влияние множество внешних и внутренних факторов, поэтому нельзя с полной уверенностью утверждать, что тот или иной человек мотивирован исключительно внутренними или исключительно внешними силами.
Я убежден в том, что успех в любом деле в значительной степени зависит от внутренней мотивации, так как именно она способна поддерживать в нас страсть к чему-либо на протяжении очень долгого времени, а в некоторых случаях всю жизнь. Но и внешняя мотивация имеет для человека очень большое значение, так как позволяет ему действовать гибко, ситуативно, принимая во внимание все изменения во внешней среде. Вот давайте теперь о ней и поговорим.
Внешняя мотивация
Итак, что же такое внешняя мотивация. Внешняя мотивация [экстринсивная] – это сила, которая вызвана в человеке внешними по отношению к нему обстоятельствами. Другими словами, что-то извне вызывает в вас определенную эмоцию, и эта эмоция высвобождает в вас энергию, которая подпитывает ваши желания. А что вызывает в нас те или иные эмоции, какие внешние обстоятельства? Это могут быть обстоятельства, при которых мы чувствуем сильные положительные или сильные отрицательные эмоции. Ну вот, к примеру, стремление человека к тому, чтобы занять определенное положение в обществе, с одной стороны связано с его врожденной потребностью в этом, а значит и с внутренней мотивацией, а с другой, здесь все зависит от удовлетворенности человека своей жизнью. Если вам не нравится ваша жизнь так сильно, что вы хотите ее изменить, посредством повышения своего социального статуса, то вы будете к этому стремиться, руководствуясь в разной степени разными эмоциями и чувствами. Скажем, вы можете чувствовать злость от того, что кто-то вами командует, кто-то вас заставляет что-то делать, что вам не нравится, кто-то ограничивает ваши возможности, вашу свободу и так далее. Или, вы можете испытывать сильное желание что-то получить, например, какое-то удовольствие, которое доступно тем, у кого большие возможности.
А может и то, и другое в разной степени влиять на вас – и нежелание жить плохой, с вашей точки зрения, жизнью, и желание жить красивой жизнью.
Внешнюю мотивацию нужно постоянно поддерживать, для чего необходимо принимать и преодолевать новые вызовы внешнего мира, тем самым пробуждая в себе новые сильные эмоции, как положительные, так и отрицательные. Нельзя довольствоваться достигнутым, нельзя мириться с не устраивающими вас обстоятельствами, подавляя в себе недовольство ими и обманывая себя с помощью “розовых очков”. Если вы чего-то хотите – берите это, а вернее, стремитесь к этому, приемлемым для вас способом. Не надо подавлять свои желания, ищите возможность их удовлетворить. И то же самое можно сказать о тех вещах, которые вас в жизни не устраивают – не миритесь с ними, ищите возможность изменить свою жизнь. Как только человек начинает привыкать к плохому и перестает стремиться к большему и лучшему – он теряет свою внутреннюю силу и лишается своей энергии. А немотивированный человек теряет интерес и к самой жизни, которая начинает казаться ему бессмысленной. Также у него понижается самооценка, из-за того, что он перестает добиваться успеха и бороться с тем, что его не устраивает.
Вызов – вот что необходимо человеку, чтобы быть всегда достаточно мотивированным. Этот вызов ему могут бросить другие люди, обстоятельства или он сам. Но этот вызов нужно принять, чтобы пробудить в себе нужные силы и энергию. Страх, гнев, жадность, тщеславие, половое влечение, стремление к самореализации, интерес – все эти эмоции постоянно возникают у каждого человека, но не каждый использует их для мотивации себя к достижению каких-то целей или для борьбы с различными обстоятельствами.
Внешняя мотивация, конечно, не всегда отражает наши интересы, поэтому далеко не на все вызовы внешнего мира имеет смысл отвечать. К примеру, каждый человек желает чем-то обладать и это желание ложится в основу его мотивации, но многое из того, чем хотят обладать люди, может быть вызвано внешним воздействием на них, а не их естественной потребностью. Плохо это или хорошо зависит от каждого конкретного случая. Взять к примеру ту же рекламу, которая побуждает людей к покупкам подчас абсолютно ненужных им вещей. С одной стороны – мотивация хорошая, если она побуждает человека что-то делать, к чему-то стремиться, чтобы чем-то обладать. Но с другой стороны – прожигать свою жизнь в погоне за тем, что тебе не очень-то и нужно, нередко принося в жертву более важные вещи, более важные ценности – это не самый, на мой взгляд, лучший способ прожить свою жизнь. Не зря же многие люди, сначала что-то очень сильно захотев, спустя некоторое время теряют к этому интерес и все бросают, или перестают радоваться той же покупке. Это признак того, что их желание, вызванное внешними факторами, было ненастоящим, потому что не отвечало их действительным потребностям. А в некоторых ситуациях наоборот – внешние факторы могут оказать на человека положительное воздействие, побудив его к чему-то полезному для него. Скажем, какой-нибудь умный человек может вызвать в вас сильное желание чему-то научиться, что изменит вашу жизнь в лучшую сторону.
Например, он может побудить вас к тому, чтобы научиться зарабатывать деньги каким-нибудь интересным способом, к которому вы ранее не проявляли интереса или вовсе о нем не знали. Или он может воспитать в вас какую-нибудь полезную привычку, например, привычку к самообразованию, с помощью которой вы можете подняться до небывалых высот. Так что внешняя мотивация бывает разной, как с точки зрения ее формы [разные эмоции], так и с точки зрения того, к чему она побуждает [разные желания].
Любая мотивация, как внешняя, так и внутренняя, может быть устойчивой и неустойчивой. Устойчивая мотивация в значительной степени основана на нуждах человека, то есть, на тех его врожденных потребностях, без удовлетворения которых он не может обойтись, так как от этого зависит его жизнь. Такая мотивация не требует дополнительного подкрепления, так как независимо от наших желаний, мы всегда будем хотеть есть, пить, спать, испытывать половое влечение до определенного момента и так далее. Поэтому пока человек жив, он будет стремиться к удовлетворению определенных своих потребностей, связанных с поддержанием его жизни. В случаях с внутренней мотивацией – эти потребности имеют более простую форму, когда, к примеру, человек стремится удовлетворить чувство голода самым простым для него способом. А в случаях с внешней мотивацией, у человека возникает желание удовлетворить свои потребности каким-то особенным образом – например не просто утолить свой голод, а сделать это за счет поглощения особенной пищи, например, очень вкусной и дорогой. Или, если речь идет о желании иметь жилье, то внешняя мотивация может побуждать его к тому, чтобы иметь шикарное жилье, а следовательно, и очень дорогое, для обретения которого нужно многое сделать. При этом, внешняя мотивация может быть весьма устойчивой, если человек очень сильно хочет получить то, что его заинтересовало. Например, человек может сильно и долго о чем-то мечтать, потому что когда-то это что-то произвело на него очень сильное впечатление. Некоторые люди стремятся к своей мечте всю жизнь, даже не сомневаясь в том, что она действительно важна для них.
Неустойчивая мотивация – это короткая мотивация, которая требует постоянного подкрепления. К примеру, у человека может быть желание достичь какой-то цели, ну, скажем, денег много заработать, каким-то конкретным способом. Или это может быть желание похудеть, или бросить курить, или чему-то научиться. Чтобы достичь этих целей – человеку нужно постоянно помнить о том, ради чего он это делает – он должен видеть перед собой либо “морковку”, которую он хочет получить, либо кто-то или что-то должно подгонять его с помощью “пинков”, чтобы он не расслаблялся. Неустойчивая мотивация часто связана с отсутствием у человека веры в конечный успех, а заодно и с отсутствием у него веры в себя. Вот почему иногда очень важно во время стремления к своей цели, добиваться маленьких успехов, так сказать, промежуточных побед, которые будут повышать в человеке веру в себя и в свою цель. Иногда эти маленькие победы важно просто замечать и фиксировать в своем сознании, а иногда их нужно воображать, чтобы укрепить свою веру.
Вообще, любые наши желания должны нами осознаваться, чтобы никто, в том числе и мы сами, не мог нас с них переключить на что-то другое, что может быть менее важным и ценным для нас. Наши желания могут быть действительно нашими желаниями, независящими от других людей, а могут являться следствием воздействия на нас других людей или обстоятельств. Но в любом случае, эти желания нужно в себе поддерживать, нужно подкреплять свою мотивацию правильными, осознанными мыслями, заряжающими энергией словами, яркими образами, сильными желаниями, разного рода внешними раздражителями, вызывающими у вас, как положительные, так и отрицательные, но вместе с тем и побуждающими к активности, эмоции. Допустим, вы хотите разбогатеть и для этого вам нужно что-то конкретное сделать – чему-то научиться, выполнить какую-то работу, с кем-то о чем-то договориться и так далее. Чтобы это желание не пропало, чтобы мотивация в вас поддерживалась на достаточном для выполнения нужных действий уровне, вы можете сравнивать себя с другими людьми, более успешными чем вы, в том деле, в котором вы хотите преуспеть. Если вас это не подавляет, а наоборот, вызывает в вас чувство злости и/или зависти, или любое другое чувство, которое толкает вас вперед, то значит такое сравнение будет делать вас упорным и в целом активным.
Другие люди могут и восхищение у вас вызывать, и таким образом мотивировать вас к достижению важных для вас целей. Чтобы понять, что заставляет вас быть активным – изучите себя, свои чувства, желания. Ищите то, что не дает вам покоя, что пробуждает в вас сильные эмоции, неважно какие, положительные или отрицательные, хотя желательно, чтобы они были положительными, благодаря которым вы готовы делать что-то, что вам, по вашему мнению, нужно делать.
Кнут и пряник
Говоря о мотивации нельзя не сказать о том, что и внутренняя и внешняя мотивация делятся на два типа – на мотивацию, которая основана на боли, и на мотивацию, которая основана на удовольствии. Эти два типа мотивации еще называют: “от” и “к”. То есть, в одном случае человек хочет от чего-то уйти – от какой-то боли, от дискомфорта, от того, что ему не нравится, а в другом, он хочет к чему-то прийти – к удовольствию, к счастью, к радости, к блаженству. Говоря более образно, речь идет о “методе кнута и пряника”. Это метод поощрения и наказания. Здесь можно сказать, что наказание – это скорее стимул, нежели мотивация, но поскольку наказание может быть разным, в том числе и таким, при котором человека наказывают путем лишения его чего-то, — каких-то благ, привилегий, положения в обществе, то будем относить такой способ воздействия на людей к внешней мотивации.
Таким образом, можно сказать, что одни люди лучше мотивируются болью, страданиями, лишениями, унижениями, а для других хорошей мотивацией является желание получить удовольствие, желание обрести счастье, независимо от того, в чем они его для себя видят, желание испытать радость от достижения каких-то целей, от побед и тому подобных вещей. Можно также сказать, что мотивированные “кнутом” люди – боятся потерять что-то, а люди, мотивированные “пряником” – хотят что-то приобрести. В жизни, надо сказать, и та и другая мотивация по-своему полезна. И как правило, они сочетаются друг с другом для большей эффективности. Человек всегда должен понимать, что он потеряет, если чего-то не сделает и что он приобретет, если сделает, тогда он будет более активным. Оба этих типа мотивации бывают связаны и с внешней, и с внутренней мотиваций. То есть, человек сам может причинять себе боль, в основном моральную, чтобы к чему-то себя мотивировать, и точно также, либо другие люди, либо в целом внешние обстоятельства, могут причинить ему боль, которая станет для него хорошей мотивацией к действию. Так же обстоят дела и с удовольствием – мы или сами можем пробудить в себе сильное желание что-то получить, к чему-то прийти, либо кто-то другой может подобным образом повлиять на нас. Я считаю, что нужно пользоваться обоими “видами топлива”, нужно и боль себе причинять, и пострадать какое-то время, когда это необходимо для переосмысления своей жизни, и удовольствием себя заинтересовывать нужно, чтобы иметь хороший аппетит к жизни. Самое главное – быть активным и к чему-то стремиться, пока мы живы. Ведь если мы сами о себе не позаботимся, тогда кто-нибудь другой обязательно позаботится о нас, но при этом, не исключено, что такая “забота” о нас не пойдет нам на пользу.
Вообще, если подумать, то становится ясно, что сама жизнь нас постоянно мотивирует к активности. В ней не расслабишься. Другое дело, что нужно как-то реагировать на эту мотивацию до того, как она станет слишком уж сильной и не превратится для человека в проблему, которая может, так сказать, придавить его своей тяжестью и сломать его, в результате чего он станет еще более пассивным и апатичным. Так что не запускайте, ни свои проблемы, ни свои желания, ибо и то и другое – это то, что призвано вас мотивировать к настоящей, достойной человека жизни.
Смысл жизни
Лично мне, как и некоторым моим клиентам, с которыми мы работали над мотивацией, очень хорошо помогают рассуждения на тему смысла жизни. Они, эти рассуждения, хороши тем, что позволяют человеку, во-первых, понять свою текущую жизнь, свои желания, цели, идеалы, ценности, а во-вторых, позволяют посмотреть на нее со стороны, чтобы найти в ней что-то, что будет определять ее смысл. Но вот подумайте сами – что есть наша жизнь? По вселенским меркам – это крошечный отрезок времени, в течение которого мы можем что-то делать, как-то влиять на этот мир, что-то в нем менять, создавать, чтобы что-то после себя в нем оставить. Это своего рода шанс для нас что-то привнести свое в этот мир, которым грех не воспользоваться. Как при понимании этого можно вести посредственный образ жизни, не принимая в ней активного участия, не проявляя ни к чему интерес, ничего не желая добиться, ничего не желая изменить, я даже не знаю. Если человек приходит к пониманию того, что значит его жизнь для него, я уверен, он на диване валяться не сможет, и не будет бояться что-то в своей жизни изменить. Он обязательно использует свой шанс и попытается сделать что-то важное для него, чтобы достойно прожить свою жизнь. Так что сама жизнь, если ее понимать – это отличная мотивация.
Смысл мотивации
Но и у самой мотивации тоже есть свой смысл, и его нужно понимать, чтобы не делать чего-то просто так. Мотивация – это ведь не только сила и не только желание что-то делать – это еще и понимание человеком своего желания, понимание природы той силы, которая им движет. Для чего человеку мотивация, какой в ней смысл, какой смысл в том, чтобы вообще что-то делать в этой жизни? Честно скажу – я не знаю. У меня есть мнение на этот счет, которым я поделюсь с вами в других своих статьях, а пока скажу, что я чувствую, что делать что-то нужно, что человек должен быть активным и целеустремленным, чтобы исполнить свое предназначение на земле. Я не могу знать, какая миссия возложена на каждого конкретного человека и на человечество в целом, но уверен, что она есть. Поэтому являясь человеком, надо жить как человек, то есть, вести активный образ жизни.
На мой взгляд смысл мотивации заключается в том, чтобы человек раскрыл свои возможности и возможности этого мира. А чтобы раскрыть свои возможности – человек должен прожить свою жизнь, в которой именно его, полностью осознанные им желания, станут для него ориентиром. Нет смысла быть копией кого-то другого или воплощать в реальность чужие мечты, жить нужно так, как нужно и как хочется вам – это мое мнение.
Конечно, умный читатель скажет, что человеку сложно отличить “свое” от “не своего”, ибо порой просто невозможно понять природу своих желаний, ведь у каждого желания есть определенная внешняя подпитка, если только речь не идет об инстинктах, которые независимо от внешней среды призывают нас к определенным действиям, которые нам необходимо совершить для самосохранения и самореализации. Но инстинкты тоже могут реагировать на внешние раздражители, ими можно манипулировать. Все так, но нам нужно стремиться чувствовать и по возможности понимать, какие выгоды мы можем получить, если будем мотивировать себя определенным образом, независимо от того, в какой степени эта мотивация будет связана с внешними или внутренними факторами. Природа заложила в нас такие потребности, которые нам нужно удовлетворять, чтобы соответствовать ее целям [а заодно и своим], а наш интеллект просто ищет возможность для того, чтобы сделать это наилучшим для нас образом. Поэтому познавая себя, вы можете многое узнать о природе своих желаний, а заодно и о природе желаний других людей. Ведь кто его знает, чего еще, помимо уже известного нам, мы можем хотеть, и на что мы ради этого способны. Так что порой не так важно, что именно вас мотивирует, и даже неважно то, к чему вас что-то или кто-то мотивирует, вам нужно просто понять – насколько вам интересно и выгодно то, что вы хотите и к чему вы стремитесь.
А чтобы в полной мере познать себя, нужно опять-таки что-то делать, что-то, что вам не только необходимо, для того же выживания, но и то, что вам интересно. Я снова возвращаюсь к этому положительно окрашенному и очень важному для человека эмоциональному процессу. И делаю я это для того, чтобы показать вам его важность. Я делюсь с вами тем, что пережил и переживаю в настоящий момент сам, и чему знаю цену. А цена интереса, поверьте, очень высокая. Многими людьми движет страх, или даже скорее он сковывает их, мешая им раскрыть свои возможности. А кого-то одолевает лень, из-за которой человек не может почувствовать вкус жизни. А кто-то делает только то, что, как он считает, должен делать, беря пример с других и стараясь быть на них похожим. Я же хочу, чтобы в основе вашей мотивации лежал интерес, тот самый интерес, который вы испытывали ко всему, что вас окружало, когда вы были маленькими. Потому что он наполняет нашу жизнь смыслом и вызывает чувство любви к ней. А испытывая любовь к жизни и к тому, чем вы в ней занимаетесь, вы почувствуете любовь и к самому себе, как к личности, которая действительно живет и получает от жизни удовольствие, независимо от того, как она складывается.
14.1 Мотивация: направление и интенсивность – Принципы управления
- Дайте определение мотивации и различайте направление и интенсивность мотивации.
Способность относится к знаниям, навыкам и восприимчивости к обучению, которые человек привносит в задачу или работу. Знания – это то, что знает человек. Умение — это их способность выполнять определенную деятельность (например, сварку или бухгалтерский учет), включая знание того, что от них ожидается (так называемое точное восприятие роли). Восприимчивость к обучению зависит от того, насколько быстро человек усваивает новые знания. Некоторые люди обладают большими способностями, чем другие, и люди с высокими способностями обычно работают лучше, чем люди с низкими способностями (хотя мы увидим, что это не всегда так).
Точное восприятие роли показывает, насколько хорошо человек понимает свою организационную роль. Это включает в себя цели (результаты), которых человек должен достичь, и процесс, с помощью которого эти цели будут достигнуты.
Среда производительности относится к тем факторам, которые влияют на производительность сотрудников, но по существу находятся вне их контроля. Многие факторы окружающей среды влияют на производительность. Одни факторы способствуют производительности, другие ограничивают ее. Текстовый процессор, которому приходится работать с неисправным персональным компьютером, определенно не будет работать на пике производительности, независимо от способностей или желания. Студенты, которые работают полный рабочий день и несут полную нагрузку, могут не так хорошо сдать экзамен, как если бы они могли сократить свое рабочее время, несмотря на то, что они обладают высокими способностями и высокой мотивацией.
Мотивация — четвертый основной фактор, определяющий, хорошо ли человек выполнит задание. Мотивация — это сила внутри или вне тела, которая заряжает, направляет и поддерживает поведение человека. Внутри тела примерами могут быть потребности, личные ценности и цели, в то время как стимул может рассматриваться как сила вне тела. Слово происходит от латинского корня
Экспонат
14.3
Том Брэди
В Мичиганском университете Том Брэди всегда был дублером перспективных квотербеков и был выбран на драфте в шестом раунде после окончания учебы в колледже. Он прокомментировал: «Многие люди не верят в тебя. К настоящему времени это очевидно, шесть других квотербеков взяты и 198 других пиков. И я всегда думал: «Знаешь что, как только я получу свой шанс, я буду готов». Я действительно воспользуюсь этим». Вместо того, чтобы сдаться, он нанял спортивного психолога, чтобы тот помог ему справиться с постоянным разочарованием. Брэди в конечном итоге стал элитным квотербеком и сейчас считается одним из величайших игроков всех времен. «Думаю, в каком-то смысле у меня всегда была фишка на плече. Если бы вы были 199-й выбор, вы были выбраны 199-м по причине: потому что кто-то не думал, что вы достаточно хороши». Его страсть и мотивация помогли ему достичь этого статуса. (Источник: Brook Ward/flickr/ Attribution 2.0 Generic (CC BY 2.0))
Проще говоря, трудовая мотивация — это количество усилий, которые человек прилагает для достижения определенного уровня производительности труда. Некоторые люди очень стараются хорошо выполнять свою работу. Они много работают, даже если это мешает их семейной жизни. Высоко мотивированные люди идут на «лишнюю милю». Те, кто набрал высокие баллы на экзамене, должны убедиться, что они знают экзаменационный материал в меру своих возможностей, независимо от того, сколько полуночного масла им придется сжечь.
Мотивация представляет большой интерес для работодателей: Все работодатели хотят, чтобы их сотрудники работали с максимальной отдачей. Они прилагают большие усилия для проверки кандидатов, чтобы убедиться, что у них есть необходимые способности и мотивация для хорошей работы. Они стремятся предоставить все необходимые ресурсы и хорошую рабочую среду. Тем не менее, мотивация остается трудным фактором для управления. В результате он получает наибольшее внимание как от организаций, так и от исследователей, которые задают вечный вопрос: «Что мотивирует людей работать хорошо?»
В этой главе мы рассмотрим текущие ответы на этот вопрос. Какие условия труда способствуют мотивации? Как теории мотивации могут помочь нам понять общие принципы, которыми руководствуется организационное поведение? Вместо того, чтобы анализировать, почему тот или иной учащийся усердно готовится к тесту, мы рассмотрим основополагающие принципы нашего общего поведения в различных ситуациях (включая сдачу теста).
До сих пор наше обсуждение подразумевало, что мотивация — это вопрос усилий. Это верно лишь отчасти. Мотивация состоит из двух основных компонентов: направления и интенсивности. Он представляет собой энергию, которую мы расходуем, чтобы что-то сделать. Если наши усилия ни к чему не приведут, попробуем ли мы другие стратегии, чтобы добиться успеха? (Люди с высокой интенсивностью мотивации настойчивы!)
Важно различать направленность и интенсивность аспектов мотивации. Если или отсутствуют, производительность пострадает. Человек, который знает, чего хочет добиться (направление), но не прилагает больших усилий (интенсивность), не добьется успеха. (Набрать 100 % на экзамене — ваша цель — не получиться, если вы не будете учиться!) И наоборот, люди, у которых нет направления (чего они хотят достичь), скорее всего, тоже не добьются успеха. (В какой-то момент вам придется выбрать специальность, если вы хотите получить высшее образование, даже если у вас есть пятерки.)
Цели сотрудников не всегда совпадают с тем, чего хотят их работодатели. Одним из основных примеров является невыход на работу (некоторые сотрудники называют это «приходом вовремя»). 2 Заниматься своим любимым хобби (ваша цель) в рабочий день (цель вашего работодателя) — конфликт направления; ниже мы рассмотрим некоторые теории о том, почему возникает этот конфликт.
Есть еще одна причина, по которой цели сотрудников иногда противоречат целям их работодателей — иногда работодатели не следят за тем, чтобы сотрудники понимали, чего хочет работодатель. Сотрудники могут иметь большую интенсивность, но плохое направление. Работа руководства заключается в том, чтобы задать направление: должны ли мы делать акцент не только на количестве, но и на качестве? Работать самостоятельно или в команде? Уложиться в сроки за счет затрат? Сотрудники барахтаются без направления. Уточнение направления дает точные восприятие роли, поведение, которое сотрудники, по мнению сотрудников, должны выполнять как члены организации. Сотрудники с точным восприятием роли понимают свое предназначение в организации и то, как выполнение их должностных обязанностей способствует достижению целей организации. Некоторые теоретики мотивации предполагают, что сотрудники знают правильное направление своей работы. Другие нет. Эти различия подчеркнуты при обсуждении теорий мотивации ниже.
На этом этапе, когда мы начинаем обсуждение различных теорий мотивации, уместно спросить: «Почему не существует только одной теории мотивации?» Ответ заключается в том, что разные теории основаны на разных философиях мотивации. Некоторые теоретики предполагают, что люди больше руководствуются потребностями и инстинктами, чем разумными действиями. Их теории содержательной мотивации сосредоточены на содержание того, что мотивирует людей. Другие теоретики сосредотачиваются на процессе мотивации людей. Теории процессной мотивации обращаются к тому, как люди становятся мотивированными, то есть как люди воспринимают ситуацию и думают о ней. Теории содержания и процесса пытаются предсказать мотивацию в различных ситуациях. Однако ни одна из этих теорий не может предсказать, что будет мотивировать человека в данной ситуации в 100% случаев. Учитывая сложность человеческого поведения, «великая теория» мотивации, вероятно, никогда не будет разработана.
Второй резонный вопрос на данный момент: «Какая теория лучше?» Если бы на этот вопрос можно было легко ответить, эта глава была бы довольно короткой. Простой ответ заключается в том, что не существует «одной лучшей теории». Все они были подтверждены исследованиями организационного поведения. У всех есть сильные и слабые стороны. Однако понимание каждой теории является важным шагом на пути к эффективной практике управления.
Проверка концепции
- Объясните два фактора мотивации: направление и интенсивность.
- Каковы различия между содержательной и процессуальной теориями мотивации?
- Будет ли когда-нибудь великая теория мотивации?
Мотивация — Психология мотивации
Ключевые цифры и теории
Абрахам Маслоу
Абрахам Маслоу был гуманистическим психологом, который считал, что люди мотивированы выживанием и другими потребностями. Потребности, которые он определил, были физиологическими, потребность в безопасности, потребность в принадлежности, уважении и самоактуализации.
- Физические потребности: пища, вода, сон
- Охрана/безопасность: убежище, безопасная среда
- Принадлежность и любовь: друзья, семья и близость
- Уважение: уважение, самоуважение, признание
- Самореализация: реализация полного потенциала человека
Он организовал эти потребности в треугольник, который назвал иерархией потребностей. Маслоу считал, что у всех людей есть врожденное желание или стремление к самореализации; однако люди удовлетворяли свои потребности в соответствии с определенным порядком или иерархией. Наиболее важными для жизни потребностями являются те, которые обеспечивают физическую поддержку, такие как пища, вода и кров. Маслоу заявил, что люди должны были удовлетворить эти основные потребности, прежде чем другие потребности, такие как уважение и принадлежность, могли быть удовлетворены.
Исходное изображение: http://en.wikipedia.org/wiki/Maslow’s_hierarchy_of_needs
Фредерик Герцберг
Фредерик Герцберг предложил двухфакторную теорию мотивации, основанную на его исследовании удовлетворенности работой. Его теорию также называют теорией мотивации и гигиены. Мотивационная часть его теории гласит, что люди мотивированы на поведение, которое обеспечивает рост и личное удовлетворение. Гигиена относится к физическому и эмоциональному комфорту. Герцберг считал, что люди мотивированы избегать лишений. Например, люди работают, чтобы избежать увольнения или потери зарплаты. Вы можете заметить, что его двухфакторная теория звучит знакомо с моделью внутреннего и внешнего. Мотивация будет считаться внутренней, в то время как гигиена соответствует внешней мотивации.
Другая важная часть этой теории заключается в том, что мотивация может приносить положительное удовлетворение, но если ее не удовлетворить, она не обязательно вызовет неудовлетворенность. С другой стороны, гигиенические факторы не будут мотивировать человека к действию, но при их несоблюдении вызовут неудовлетворенность. Другими словами, люди, которые получают большие преимущества на своей работе, не обязательно будут мотивированы работать усерднее. Однако если у них нет никаких преимуществ, они будут несчастны или неудовлетворены. С точки зрения мотивации, люди могут получать большее удовлетворение от своей работы, если они чувствуют себя компетентными и получают достаточно сложные задачи. Если им не будут предоставлены возможности для роста, это не означает, что их удовлетворенность работой снизится.
Clayton Alderfer
Clayton Alderfer расширил теорию Маслоу и разделил потребности на 3 категории; существование, родство и рост (ERG). Потребность в существовании по Альдерферу относится к физическим потребностям, таким как пища, вода, кров и т. д. Потребность в отношениях — это потребность в отношениях с другими людьми. Потребности роста относятся к необходимости полностью раскрыть свой потенциал. Вы увидите, что они очень похожи на потребности в иерархии Маслоу. Однако, вопреки теории Маслоу, Альдерфер считал, что потребности удовлетворяются не в каком-либо порядке, а одновременно в разной степени. Некоторые люди отдают больший приоритет «высшим потребностям», чем «низким». кто-то тратит больше времени на изучение и удовлетворение своих потребностей роста, чем на еду или сон.
Последний пункт теории ЭРГ — идея регрессии фрустрации. Если потребность более высокого порядка, такая как рост, не удовлетворяется, человек регрессирует к более легкой потребности и сосредотачивает больше энергии на удовлетворении этой потребности. Модель Альдерфера также учитывает, как потребности людей меняются со временем в зависимости от их окружения и восприятия опыта.
Дуглас МакГрегор
Дуглас МакГрегор предложил «Теорию X» и «Теорию Y» для объяснения мотивации на рабочем месте. Его Теория X заключалась в том, что люди избегают работы, потому что она им не нравится. (это глубокомысленно или что?) Люди, соответствующие критериям теории x, не амбициозны, они хотят выполнять минимум требуемой работы и выполняют задачи только для обеспечения занятости. С другой стороны, «Теория Y» относится к людям творческим и стремящимся к ответственности. Эти люди обычно амбициозны и получают удовлетворение от работы.
МакГрегор считал, что если понять мотивы работы, менеджеры смогут встречаться с работниками их уровня и использовать правильные стратегии для мотивации каждого типа. Например, если вы работаете по принципу «теория х», то у вас не будет мотивации стараться больше, если наградой будет продвижение по службе. Для вас повышение означало бы больше ответственности и больше работы, которую вы не хотели делать. Поэтому мне пришлось бы использовать такую тактику, как обзоры производительности, по которым вам нужно было бы получить высокие баллы, чтобы сохранить свою работу.
Дэвид Макклелланд
Дэвид Макклелланд предложил теорию о том, что у людей не только есть потребности, но и у них появляется больше потребностей по мере взросления. Его теория, теория приобретенных потребностей, состояла из трех конкретных потребностей; достижения, принадлежность и власть. Достижение – это необходимость справляться с задачами и добиваться успеха. Принадлежность – это потребность формировать позитивные отношения. И, наконец, власть — это потребность контролировать или иметь власть над другими.
Макклелланд выдвинул гипотезу, что наш опыт, особенно наш ранний детский опыт, определяет, какая из этих трех потребностей будет развиваться и в какой степени. Следовательно, у меня, как у взрослого, есть потребность контролировать других (власть), тогда власть и контроль были вещами, которые были подкреплены в детстве или произошло что-то, что заставило меня хотеть контролировать других.
Виктор Врум
Виктор Врум отвечал за теорию ожидания. Эта теория утверждает, что если человек верит, что он или она может что-то сделать, то он с большей вероятностью добьется этого. Мысли и усилия жизненно важны для этой теории, потому что, если кто-то не думает, что может выполнить задачу, он или она вряд ли приложит много усилий. Поэтому мотивация снижается. Неудача не мотивирует человека стараться больше. Успехи, даже если они небольшие, мотивируют людей совершенствоваться.
Стейси Адамс
Теория справедливости Стейси Адамс основана на сравнениях и равенстве. Она считала, что люди были мотивированы, если чувствовали, что получают компенсацию, равную тому, что получали другие. Обычный сюжет, изображаемый на телевидении в старшей школе, — это ситуация, в которой один ученик подвергается дискриминации до такой степени, что он или она всегда получает низкие баллы, независимо от того, какое домашнее задание сдано. В этом сюжете никто не верит ученику, поэтому он или она меняет домашнюю работу с одноклассником, известным своими высокими оценками. В конце концов, ученик все равно получает низкую оценку, а отличник учится хорошо, несмотря на то, что они поменялись домашним заданием.
Это пример того, как неравенство может привести к снижению мотивации обоих учащихся. Отличник не почувствует одобрения своих усилий, а другой ученик, возможно, бросит занятия. Согласно теории Стейси, если существует неравенство или «несправедливость», люди будут увеличивать или уменьшать свои усилия, они могут оспаривать неравенство и требовать справедливости или даже полностью уходить.
Б. Ф. Скиннер
Скиннер считал, что люди мотивированы наградами. Теория Скиннера, оперантное обусловливание, касается подкрепления и наказания. Подкрепление — это стимул, который дается сразу после поведения, что увеличивает вероятность повторения целевого поведения. Наказание — это стимул, который дается сразу после поведения, что снижает вероятность повторения целевого поведения. Подкрепление и наказание также делятся на 2 типа: положительные и отрицательные. Положительное — это то, что добавляется, а отрицательное — что-то убирается. Эти типы перечислены в следующей таблице:
Усиление | Наказание | |
Положительный | Что-то добавляется для увеличения вероятности возникновения поведения | Что-то добавлено, чтобы уменьшить вероятность возникновения поведения |
Отрицательный | Что-то (обычно неприятное) убирается, чтобы повысить вероятность поведения | Что-то (обычно приятное) у нас отняли, чтобы уменьшить вероятность поведения |
Примером мощного отрицательного подкрепления является кричащий ребенок. Звук настолько раздражает, что многие взрослые дадут ребенку все, что он или она хочет, чтобы прекратить крик. Ребенок перестанет кричать (уберет пронзительный звук), когда взрослый даст ему или ей конфету (повышает вероятность того, что такое поведение произойдет). Поэтому ребенок использовал отрицательное подкрепление, чтобы побудить взрослого к действию, например, давать конфеты. К сожалению, родитель использовал положительное подкрепление, уступая ребенку, что будет мотивировать ребенка, и в будущем у него будет больше истерик!
Стивен Рейсс
Стивен Рейсс считал, что мотивация зависит от желаний человека. Рейсс определил 16 желаний, которые, по его мнению, влияли на поведение, власть, независимость, любопытство, принятие, порядок, спасение, честь, идеализм, социальные контакты, семью, статус, месть, романтику, еду, физические упражнения и спокойствие.
Как и Клейтон Алдерфер, Рейсс заявил, что эти желания очень индивидуальны. У людей эти желания бывают в разных комбинациях и в разном количестве, т. е. люди отдают предпочтение одним желаниям по сравнению с другими желаниями. Рейсс считал, что проблемы с мотивацией возникли в результате игнорирования этих индивидуальных желаний.
Майкл Аптер
Майкл Аптер разработал реверсивную теорию мотивации. Теория обращения разделена на 4 домена:
- Средства/Цели: человек может быть мотивирован либо потому, что он или она хочет достичь цели, либо потому, что ему или ей нравится заниматься деятельностью.
- Conforming/Rebellious: этот домен относится к правилам. Либо человек мотивирован следовать правилам, либо он хочет быть свободным от каких-либо ограничений.
- Мастерство/Сочувствие: В этой области человек руководствуется властью и контролем или состраданием.
- Аутик/Аллоик (Сам/Другой): Это означает, что человек руководствуется личными интересами или интересами других.
Интересным моментом теории Аптера является то, что мотивация меняется и колеблется. Человек может пройти «бунтарскую стадию», а затем переключиться на мотивацию следовать правилам. Другим примером является человек, который иногда проявляет сострадание к дрессировщику сковороды, а иногда очень груб с ним.
Альберт Бандура
Альберт Бандура ввел термин «самоэффективность» для описания мотивации. Самоэффективность — это вера человека в свою способность и способность решить проблему в любой будущей ситуации. Например, если человек считает, что он блестящий ученый и может завершить любой научный эксперимент, он обладает высокой самоэффективностью в науке, потому что верит в свою компетентность для проведения будущего эксперимента. Правда ли, что он блестящий в науке или нет, на самом деле не имеет значения, важно только то, во что он верит.
Бандура заявил, что самоэффективность влияет на мотивацию целей, действий и успехов (или неудач) человека в жизни. Например, если ваша самоэффективность в какой-то области намного ниже ваших способностей, у вас не будет мотивации бросать себе вызов или совершенствоваться. Если ваша самоэффективность в какой-либо области намного выше, чем ваши способности, вы можете сначала быть мотивированными, но затем будете ставить слишком высокие цели, которые не сработают, что также приведет к снижению мотивации. Идеальная самоэффективность немного выше способностей человека: достаточно высока, чтобы быть сложной, но при этом оставаться реалистичной.
Еще одним важным вкладом Бандуры является его теория социального обучения. Он заявил, что люди будут повторять поведение, которое, как они видят, делают другие, если они также видят полученную награду. Таким образом, люди мотивированы копировать действия других, потому что они верят, что они также будут вознаграждены.
Мотивационное интервью
Мотивационное интервью — это терапевтическая техника, разработанная Уильямом Миллером и Стивеном Роллником. Их теория мотивации заключается в том, что люди мотивированы к изменению, когда есть несоответствие между тем, где они находятся в настоящий момент, и тем, где они хотят быть. Частью мотивационного интервьюирования является подчеркивание этого несоответствия без конфронтации. В мотивационном интервью конфронтация рассматривается как контрпродуктивная, поскольку она вызывает оборонительную позицию или сопротивление изменениям. Идея состоит в том, чтобы заставить человека определить свое собственное несоответствие и желание измениться, а не терапевта, говорящего ему, что делать. Рассмотрим следующий сценарий.
Мужчина приходит на терапию недобровольно, потому что суд запретил ему получать вождение в нетрезвом виде. Мужчина не хочет быть там, поэтому одна цель терапии — заставить его изменить свое отношение, а другая цель — заставить его осознать влияние употребления алкоголя на его поведение. Что касается DUI мужчины, терапевт может спросить его, что ему нравится в употреблении алкоголя. Затем терапевт спрашивал, есть ли что-то, что ему не нравится в употреблении алкоголя. Это приводит мужчину к выявлению плюсов и минусов своего собственного поведения, и, надеюсь, затраты (или несоответствие) побудят его отказаться от употребления алкоголя или сократить его употребление.