Мотив — Психологос

Фильм «Школа разума. Консультирует А. Рапопорт.»

Иногда человека по жизни несет, иногда он ведет себя сам, чаще поведением человека управляют его мотивы. Мотив — внутреннее побуждение к действию на основе личного интереса. Мотив — объяснение ради чего человек делает то или иное, ответ на вопросы: «Что тебя побудило? Каков твой интерес?»

Что побудило человека к преступлению: деньги? месть? — Это мотивы преступного поведения.

А каковы мотивы осознанного материнского поведения? Когда-то — радость и здоровье ребенка, когда-то — получение статуса Мамы, занять свое время и развлечься. См.→

Мотив стоит не за каждым действием. Направление движение алкоголика определяет бутылка, ветер и земное тяготение, но не мотивы. Бывает, что девушку несут одни эмоции, у людей наблюдается и немотивированное поведение — поведение по привычке либо по принуждению. Мотивы — только одна из движущих сил поведения, наряду с привычками, разумными соображениями, страхами и состояниями аффекта, стимулами, мотиваторами, жизненными целями и ценностями.

На фоне поведения, определяемого общепонятными традициями и привычками, поведение с мотивом выделяется как особенное и привлекает внимание («Зачем он это сделал?»)

Три ключевых слова, задающим содержание понятия мотив, это: «побуждение», «внутреннее» и «личное».

Мотив — это не страхи, не стремление от, не то что отвращает. Мотив — это стремление к, это всегда побуждение.

Мотив — это всегда внутреннее. Внешние побудители поведения называются стимулами или мотиваторами, см.→

Мотив — это не просто внутреннее, а — личное. За безличными действиями, побуждаемыми например привычками, мотива может и не стоять, но за каждым личным поступком мотив стоит всегда. Вокруг нас много привлекающих нас вещей или пугающих нас обстоятельств, но этот человек сделал свой личный выбор, среди многого выбрал одно. Мотив, это всегда личное, это ответ на вопрос» «Что побудило именно тебя?»

За одним действием могут стоять одновременно несколько мотивов, какие-то из них могут быть вполне осознанными, другие — плохо осознаваемыми, а то и вовсе бессознательными. Чаще осознаются и предъявляются окружающим мотивы более социально приемлемые, однако бывает и наоборот, когда люди в силу тех или иных причин свои мотивы представляют в более невыгодном свете, чем это есть на самом деле.

При том, что мотив характеризует человека как личность, жизнь и действия на основе мотивов едва ли могут быть признаны верхом личностного развития. Мотив выражает только одну из сторон человеческой жизни, а именно выражает первую позицию восприятия, действие на основе личных интересов. Если же человек действует из других позиций восприятия, действует на основе понимания своего долга, воплощает свои жизненные цели и ценности, трудно утверждать, что этим человеком управляют его мотивы. Скорее, такой человек рассматривает смыслы от смыслообразующих мотивов, принимает собственные решения и действует потому, что он так решил, во имя того, что ему дорого.

Виды и формы мотивов

Мотивы могут быть явные и скрытые, проактивные и реактивные, смыслообразующие и мотивы-стимулы, низкие и благородные. Мотив выступает иногда как отношение, чувство и потребностное состояние, иногда — как внешний привлекательный предмет. См.→

Мотив и мотивация

Мотив вместе со стимулами и мотиваторами создают мотивацию (как позитивную, так и негативную). Смотри Влечение, Желание, Интересы, Мотив, Мотиваторы, Обстоятельства, Потребность, Стимул, Увлечение, Цель, Ценность — словарь

Мотивы поведения, деятельности, система мотивов личности

Мотивы личности в психологии — это некая внутренняя сила человека, которая побуждает его к действию, что важно для достижения цели, которую определил для себя индивид. В научном свете определение мотивов личности очень разнообразно. Отдельные исследователи считают, что это есть идеи, а также представление личности, другие называют мотивами мысли и установки человека, которых он придерживается, руководствуясь ими по жизни. Зачастую многим знакомо чувство, когда хочется горы свернуть и удовлетворить свою потребность. Это чувство и переживание придает индивиду силу, а также веру в себя, что побуждает человека к формированию и росту личности. Собственно говоря, это переживание и есть мотивом личности.

Мотив личности очень важный атрибут в жизни индивида. Именно мотивы определяют, каких высот достигнет личность. В карьерном росте стремления сотрудников приобретают особенных свойств, поэтому начальство часто старается создавать внешние мотивы. К внешним мотивам относят повышение заработной платы или премии, иногда это просто похвала и т.д. Эти вещи побуждают человека проявить интерес и прибавить усилий, чтобы получить внешнюю награду и в результате работать лучше.

Но стоит отметить, что внутренние мотивы гораздо сильнее внешних. Если индивид, так сказать, загорелся изнутри некой целью и непременно хочет ее достичь, то он может преодолеть все преграды, поскольку он это делает для себя.

Мотивы поведения личности

Тема поведения человека интересовала психологию с давних времен. Ответы на вопрос «почему?» люди делают так, а потом ведут себя иначе, искали величайшее умы нашего мира. Сегодня, можно считать, что на человеческое поведение влияет множество разных феноменов. Это может быть определенная ситуация, личные качества человека, внешнее давление на личность, или же мотивы самой личности.

Мотивы поведения личности на что влияют? Рассматривая понятие личностных мотивов, можно говорить о том, что разные мотивы не только всячески влияют на поведение личности, но также в определенных ситуациях, мотивы могут определять поведение человека. Дело заключается в том, что мотив представляет собой слияние внутренних переживаний индивида, что нередко стает атрибутом личности и формулируется в личностное качество. Например, мотивы стать лучше, помогать людям и изменить этот мир на благо человечеству, могут стать характерными для личности, которая их испытывает, и сформироваться в отдельную черту — альтруизм.

Мотивы деятельности личности

В зависимости от того, какую цель видит перед собой человек, он будет действовать соответственным путем, чтобы достичь желаемого и получить наслаждение. Если человек голоден, то он будет действовать таким образом, чтобы найти еду и перекусить, удовлетворив данную потребность. Такое поведение будет обусловлено потребностью в пище, а поиски пищи и будут мотивом деятельности личности.
Зависимо от потребностей или целей человека, мотивы деятельности могут быть очень разнообразными. Например, если потребности касаются базисных явлений, какие обеспечивают жизнь и развитие человека, то мотивы деятельности, которые заставляют удовлетворять такие потребности, будут называться органическими. Если конкретизировать, то к данным потребностям можно отнести уже упоминаемое чувство голода, потребность дышать, потребность спрятаться от жары в летний день, или потребность бежать от опасности с целью самосохранения. Все эти нужды являются базисными, и их человек стремится удовлетворить в первую очередь, чтобы позволить своему организму естественно существовать и развиваться.

Мотивы деятельности личности выделяют также функциональные. Они касаются потребностей, которые обеспечивают рост человека в культурной сфере. Это может быть активный отдых на озере, или занятие спортом, поход в церковь или театр. Все эти потребности создают мотивы деятельности, которые в свою очередь движут человеком к удовлетворению данных потребностей, что обеспечивает функциональный рост личности.

Мотивы деятельности личности бывают материальные. Материализм этих мотивов подразумевает под собой создание материальных вещей, для удовлетворения надобностей человека, которые касаются уюта или бытовой необходимости.

Ни для кого не секрет, что потребность быть уважаемым в обществе очень важна для человека. Иметь свое место среди других людей, занимать соответственный статус, а также возможность проявить свои социальные интересы — все это потребности, которые являются причиной возникновения социальных мотивов деятельности человека. В этом случае личность будет действовать таким образом, чтобы состояться среди людей, которые составляют ее общество. К примеру, деятельность такого рода может выражаться в участии в разнообразных социальных группах, принадлежности к волонтерам, в побуждении к принятию участия в разных акциях, организациях и т. д.

К мотивам деятельности личности могут принадлежать духовные мотивы. Они проявляются там, где человек имеет потребность в саморазвитии, а также в самосовершенствовании. Чтобы удовлетворить такие нужды, человек может читать книги, молиться Богу, заниматься йогой или действовать каким-либо другим образом, чтобы обрести духовное насыщение.

Потребности и мотивы личности

В психологии существуют разнообразные взгляды на определение потребностей личности, собственно говоря, также как и на определение мотивов. Но все взгляды объединяет мысль о том, что потребность — это состояние человека, которое обусловлено той или иной нуждой. Это могут быть материальные или духовные объекты. Такое состояние вызывает внутреннее напряжение у индивида. Чтобы снять напряжение, или иными словами, удовлетворить конкретную нужду, человек начинает действовать соответственным образом, руководствуясь мотивами, которые порождает эта потребность.

Потребности человека могут быть очень разными. Как уже упоминалось, потребности могут касаться органической, функциональной, материальной, социальной или духовной среды человека. Кроме того, ученые выделяют индивидуальные и групповые потребности, а также потребности суточные и годовые, интеллектуальные и психологические.

В одной и той же ситуации, у человека могут возникать несколько потребностей разного рода одновременно. Соответственно, внутреннее напряжение будет в этом случае очень велико, и человеку надо выбирать какие потребности удовлетворять в первую очередь. В этом контексте важно отметить, что существует иерархия потребностей.
Наиболее важными являются физиологические, или органические потребности. Если человек голоден, ему будет трудно сосредоточиться над работой, или когда речь идет о самосохранении, например, если у человека что-нибудь болит, он будет думать только о том, как избавится от этой боли, и пока она не исчезнет, человек не сможет удовлетворить другие свои, социальные потребности.

Абрахам Маслоу разработал иерархию потребностей, которая в свою очередь определяет иерархию мотивов личности. По его мнению, мотивы можно разместить на пяти условных полочках, которые образуют пирамиду Маслоу. На самом нижнем уровне размещены физиологические потребности человека. Поднимаясь уровнями выше, рассматриваются потребности в привязанности, в уважении, эстетические и потребности в самореализации. Важно отметить, что в данной иерархии мотивов, А. Маслоу считает, что нельзя подняться на уровень выше, если потребности нижнего уровня не удовлетворены.

Социальные мотивы личности

Как уже упоминалось, социальные мотивы личности порождаются из потребностей социализации в обществе. Абрахам Маслоу относит к социальным мотивам привязанность. Эти мотивы представляют собой желание быть кому-то нужным, полезным, иметь одобрение со стороны других людей. Кроме того, социальные мотивы обусловлены потребностью в уважении, а также в самоуважении, что не менее важно.

Каждый человек существует в обществе и связан с людьми. Взаимоотношения между людьми никогда не бывают простыми, поэтому возникают разнообразные конфликты, враждебность и прочие неприятные явления. Но, так или иначе, человек рожден в обществе, однако иногда само общество порождает человека. По этой причине, является очень естественным то, что личность пытается найти свое место в социуме, и утвердить свою личность среди людей, которых она знает.

В этой сфере человек может действовать различными способами, руководствуясь социальными мотивами. Например, чтобы понравиться другим людям, чтобы не нарушать идей общества, человек может проявлять конформность, то есть действовать так, как большинство.

Природа человека очень сложная и загадочная. Взаимоотношения между двумя людьми также бывают очень непредсказуемы. Люди движутся социальными мотивами для того, чтобы не быть одинокими. Каждый человек ищет другого человека, который способен его понять, поддержать, а главное любить таким, каков он на самом деле. Это желание заставляет людей искать компромиссы в разногласиях, изменять свое поведение, изменяться в лучшую сторону. Это важнейшие социальные мотивы человека.

Стоит также отметить подчинение власти. Даже если люди жалуются на власть в стране и не считают ее конструктивной, они признают ее легитимность и убеждены, что власть необходима обществу. Отсюда происходит подчинения авторитетам, что также является социальным мотивом личности.

Система мотивов личности

Исходя из того, что у человека постоянно возникают те или другие потребности, можно говорить о том, что человеком постоянно движут какие-нибудь мотивы. В психологической науке, считается, что на протяжении жизни у людей формируются устойчивые мотивы. Как уже упоминалось, они могут порождать поведение людей, быть относительно независимыми от ситуации или даже формировать личностные черты. Именно эти устойчивые мотивы человека, которые определяют его деятельность, в совокупности представляют собой направленность личности.

Направленность личности обусловливается родительским воспитанием и социумом. В своей жизни человек познает мир, в котором живет и формирует свои мысли относительно вещей и людей, которые его окружают.

Эти мысли стают установками индивида, которые оказывают очень сильное влияние на направленность личности. Установки, которые стают свойствами личности, образуют разные формы направленности личности, в основе их лежит система мотивов.

Среди форм направленности личности выделяют: влечения, идеал, желания, интерес, стремления, склонность, мировоззрение и убеждение, как наивысшую из форм.

Влечение являет собой неосознанную надобность в чем-то. Эта надобность не является необходимой для личности и вскоре, может просто исчезнуть. Это самая простая форма направленности личности.
Но если влечение осознается человеком, оно может перерасти в желание.

Желание характеризуется нуждой человека в чем-то определенном, например, в каком-нибудь объекте. Зачастую желание имеет побуждающий эффект, заставляющий человека действовать, проявляя силу воли, четко определяя для себя желание и пути достижения целей. В этом случае желание превращается в стремление.

Важной формой направленности личности является интерес. Собственно интерес определяет желание человека, а также придает смысл его деятельности и самим целям.

Если человек проявляет интерес в определенной сфере, подключает силу воли, а также  направляет свои усилия и действия в эту сферу, то такое явление будет рассматриваться, как стремление.

На протяжении жизни люди строят свои идеалы. У каждого имеется мнение о том, каким должен быть человек, и, безусловно, люди судят других людей, руководствуясь собственными идеалами. Направленность личности состоит из постоянных действий со стремлением достичь своего идеала. Эта форма направленности порождает мировоззрение.

Все вышеперечисленные формы направленности личности могут не связываться друг с другом. Но мировоззрение определяется целостностью. Это как план всего мира в голове человека. Мировоззрение позволяет объединить мысли в одну картину и построить свое, индивидуальное представление о мире и о людях. Это дает возможность человеку увидеть свое место в мире, а также прогнозировать свою будущую деятельность, строить планы и добиваться целей.

Система мотивов личности, которые определяют деятельность человека с учетом его принципов, интересов, взглядов на мир называется убеждением. Когда перед человеком стоит осознанная потребность, он будет действовать в зависимости от своих убеждений, в основе которых лежат мотивы, которые движут человеком и способствуют достижению успехов.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

мотивация — В чем разница между потребностью, стремлением и мотивом?

Задавать вопрос

спросил

Изменено 3 года, 7 месяцев назад

Просмотрено 27 тысяч раз

$\begingroup$

Следуя теории снижения влечений Халла, изложенной в Psychology , Ciccarelli, 4-е издание:

Потребность – это потребность в некотором материале (например, в пище или воде), необходимом для выживания организма.

Когда у организма есть потребность, это приводит к психологическому напряжению, а также к физическому возбуждению, которое побуждает организм действовать, чтобы удовлетворить потребность и уменьшить напряжение. Это напряжение называется драйвом (Hull, 1943).

В реферате Mahatoo’s (1989) документ «Мотивы должны быть дифференцированы от потребностей, побуждений, желаний: последствия для стратегии», говорится следующее:

В предлагаемой модели мотивы предлагаются как особый мотивационный элемент, который направляет стремление потребителя к определенной реакции. Таким образом, в то время как потребности порождают склонность к ответу, мотивы определяют конкретное поведенческое действие.

Из этих двух источников информации я делаю следующие выводы:

1) Потребность – это физиологическая/психологическая потребность

2) Побуждение – это то, что побуждает организм к устранению дисбаланса

3) Мотив – это образ действий, предпринимаемый организмом при возникновении побуждения.

Примером пункта 3 может быть случай, когда выздоравливающий наркоман, злоупотребляющий психоактивными веществами, чувствует стремление к рецидиву, он может не с помощью надлежащего клинического вмешательства, если его мотивом является достижение трезвости.

Мой вопрос: я прав? Если нет, я был бы признателен, если бы вы опубликовали исправление как для различий, так и для примера.

  • мотивация

$\endgroup$

$\begingroup$

Упомянутые вами источники и теория довольно старые и могут быть устаревшими. Я узнал о побуждениях, потребностях и мотивах в более современном контексте во время вводного курса промышленной и организационной (I/O) психологии. Общие влечения — это скорее нечеловеческая концепция, которая слишком упрощена, чтобы объяснить сложное человеческое поведение (Landy & Conte, 2013). В настоящее время приведенные ниже определения часто используются психологами.

Согласно Buchanan and Hyczynski (2013), потребность является врожденной и связана с выживанием, например потребность в воде, кислороде и т. д. Потребности, вызванные депривацией, известны как побуждения .

Buchanan and Hyczynski (2013) используют следующее описание мотива :

Социально приобретенная потребность, активизируемая желанием удовлетворения.

Побуждения и мотивы можно противопоставить, используя информацию, предоставленную Buchanan and Huczynski (2013): Диски 1. являются врожденными 2. иметь физиологическую основу 3. активируются депривацией 4. направлены на насыщение

Мотивы 1. выучены 2. иметь социальную основу 3. активируются окружающей средой 4. направлены на стимуляцию

Я знаю, что несколько приукрасил теорию, которую вы упомянули, но я посмотрел ее, и она кажется мне несколько устаревшей. Я надеюсь, что эта более свежая информация поможет ответить на ваш вопрос!

Дальнейшее чтение: Лэнди, Ф. Дж. и Конте, Дж.М. (2013). Работа в 21 веке: введение в промышленную и организационную психологию (6-е издание). Нью-Йорк: Макгроу-Хилл. (Глава 8) Бьюкенен, Д. и Хучински, А. (2013). Организационное поведение: вводный текст (8-е издание). Эссекс, Великобритания: Pearson Education. (Глава 9)

$\endgroup$

$\begingroup$

Хотите улучшить этот пост? Добавьте цитаты из авторитетных источников, отредактировав пост. Сообщения с неисходным содержанием могут быть отредактированы или удалены.

В этом контексте мотив относится не к всеобъемлющей цели, а к более непосредственной цели. Судя по приведенным вами выдержкам, вот пример:

1) Моему организму нужно питательных вещества, чтобы выжить. 2) Эта потребность приводит к психологическому и физиологическому дискомфорту, также известному как 9.0031 диск : голод. 3) Из-за голода я заказываю еду на вынос. Мой мотив для этого состоит в том, что я хочу еды.

То, как я концептуализирую различия, состоит в следующем: потребность -> побуждение -> мотив -> результирующее действие.

$\endgroup$

1

Спасибо за ответ на Stack Exchange по психологии и нейробиологии!

  • Пожалуйста, не забудьте ответить на вопрос . Предоставьте подробности и поделитесь своим исследованием!

Но избегать

  • Просьба о помощи, разъяснении или ответ на другие ответы.
  • Заявления, основанные на мнении; подкрепите их ссылками или личным опытом.

Используйте MathJax для форматирования уравнений. Ссылка на MathJax.

Чтобы узнать больше, ознакомьтесь с нашими советами по написанию отличных ответов.

Зарегистрируйтесь или войдите в систему

Зарегистрируйтесь с помощью Google

Зарегистрироваться через Facebook

Зарегистрируйтесь, используя электронную почту и пароль

Опубликовать как гость

Электронная почта

Обязательно, но не отображается

Опубликовать как гость

Электронная почта

Требуется, но не отображается

Нажимая «Опубликовать свой ответ», вы соглашаетесь с нашими условиями обслуживания, политикой конфиденциальности и политикой использования файлов cookie

.

Сила, достижения, близость: прикоснись к своей бессознательной мотивации

*** Эта статья является частью серии статей о выгорании. Чтобы узнать, как неявная мотивация влияет на выгорание, см. раздел 9.0016 Сгорел? Возможно, виноваты неудовлетворенные бессознательные мотивы

В нашем ориентированном на успех обществе много говорилось о том, что мотивирует людей. У нас есть целые теоретические системы, разработанные для рассмотрения мотивации, такие как схема вознаграждения-наказания или парадигма внутренней (например, хорошее самочувствие) против внешней (например, денежной выгоды) мотивации. Все, от Тони Роббинса до Forbes, публиковали статьи по этому вопросу.

Так почему же многие из нас время от времени чувствуют себя застрявшими и потерянными?

Я предполагаю, что большинство этих работ посвящено тому, что известно как сознательная, или самооценка, мотивация. Конечно, они пытаются объяснить такие явления, как внутренние потребности, и получить представление о поведенческой экономике — да, вознаграждение лучше мотивирует поведение, чем наказание. Однако они упускают из виду бессознательную мотивацию (исчерпывающий список бессознательных процессов см. в Weinberger & Stoycheva [2019]).

Что такое бессознательная (неявная) мотивация?

Исследование того, что мы называем имплицитной мотивацией, началось в конце 1940-х годов и было вдохновлено новаторской работой Генри Мюррея — разработчика теста тематической апперцепции (ТАТ). Дэвид Макклелланд и Джон Аткинсон произвели революцию в нашем понимании мотивации, предположив, что люди в значительной степени не осознают свои собственные движущие силы, и провели серию экспериментов с манипулированием изображениями, чтобы задействовать бессознательные мотивы участников. Теоретические и эмпирические разработки в области имплицитной мотивации охватывают десятилетия и включают новаторские работы Дэвида Макклелланда, Ричарда Кестнера, Джоэла Вайнбергера, Дэвида Винтера, Дэна МакАдамса и Оливера Шультайса. Было сделано несколько важных основных выводов:

  • Существует разница между имплицитными (бессознательными) и самоприписываемыми (сознательными) мотивами. Исследователи обнаружили, что люди на удивление плохо описывают свои неявные мотивы, а их самоотчеты редко соответствуют инструментам проективной оценки или даже долгосрочному поведению (см. Schultheiss & Brunstein, 2010).
  • Неявные и явные мотивы представляют собой две разные мотивационные системы. Другими словами, нами движут две разные сущности, одна из которых доступна сознанию, а другая действует ниже порога сознания. Кроме того, обе системы, по-видимому, управляют различным поведением: сознательная система управляет краткосрочным поведением и вербальными целями, а бессознательная система предсказывает спонтанное и долгосрочное поведение.
  • Неявные и самоприписываемые мотивы могут быть несогласованными или прямо противоречащими друг другу. Часто из-за семейного, социального или культурного давления мы можем явно осознавать мотив достижения, скажем, высшего положения в иерархии нашей компании. Однако мы можем неосознанно руководствоваться потребностью чувствовать близость и связь, а не подниматься по корпоративной лестнице. Итак…
  • Конфликт неявных и самоприписываемых мотивов может привести к дистрессу и ощущению тупика. Если достижение ранга требует от нас действий, которые могут вызвать неприязнь к нам со стороны других, мы можем столкнуться с внутренним конфликтом, депрессией или саботировать собственное продвижение по службе.
  • Существует ограниченное количество имплицитных мотивов/потребностей, которые движут нами

Три имплицитных мотива/потребности

Ранние работы Макклелланда, Винтера и МакАдамса привели к открытию и углубленному пониманию трех основных имплицитных мотивов Достижений, Власти и Близости.

Мотив Достижения

Неявный мотив/потребность Достижения был обнаружен первым и был в основном в центре внимания ранних работ Макклелланда. Люди с высоким уровнем этой потребности стремятся к достижению ради достижения. Достижение — единственный мотив трех бессознательных потребностей, который не связан с отношениями. Другими словами, люди с высоким уровнем этой потребности стремятся решить проблему ради поиска решения, а не ради, скажем, похвалы, которую они могут получить в результате, или ради влияния, которое решение окажет на других.

Как внутренний мотив, Достижение может подвергаться негативному влиянию внешних стимулов. Более того, хотя успешные люди обычно заинтересованы в сложных задачах, они с меньшей вероятностью будут браться за слишком сложную задачу. Это связано с тем, что такая задача имеет меньшую вероятность того, что она будет освоена, и даже в случае успешного выполнения она с большей вероятностью будет выполнена благодаря удаче, а не навыкам. Точно так же слишком легкие задачи не дадут достаточного стимула, поскольку не принесут чувства удовлетворения.

Мотив Власти

Удовлетворение потребности во Власти, как и в Близости, требует присутствия других. Таким образом, этот мотив по своей сути реляционен. Люди с высоким уровнем этого мотива получают удовольствие от влияния на других. Однако, несмотря на плохую репутацию, которую слово заработало в просторечии, мотив Власти по своей сути не является «хорошим» или «плохим». Скорее, это просто означает необходимость влиять на других. Важно то, как выражена эта потребность, поэтому способы удовлетворения этого мотива могут иметь для них как положительные, так и отрицательные стороны. Например, негативное выражение имплицитного мотива власти — это попытка контролировать или подавлять других, в то время как позитивное выражение — воздействовать на других, вдохновляя их, обучая или наделяя их полномочиями. Дэвид Уинтер сравнил этот мотив с огнем, который может принести много добра (усилие), но требует постоянного контроля из-за его разрушительного потенциала (подавления).

Мотив близости

Неявный мотив/потребность близости вырос из исследования ранее выявленной потребности в принадлежности. Бессознательные мотивы Принадлежности, Близости и Единства иногда группируются вместе, поскольку все они связаны с нашей потребностью в близости. Однако есть некоторые тонкие различия.

В первоначальной концепции мотива Принадлежности считалось, что люди с высокой потребностью в Принадлежности получают удовольствие от социальных связей. Было показано, что удовлетворение этой потребности приводит к снижению стресса и долгосрочной пользе для здоровья. Однако исследования выявили более темную сторону этого мотива; а именно открытие того, что поведенческое выражение потребности в принадлежности больше направлено на то, чтобы избежать отторжения, а не просто на получение удовольствия от связи. Другими словами, было показано, что избегание негативных взаимодействий является более сильным мотиватором, чем достижение позитивных.

Чтобы устранить некоторые из этих несоответствий, Дэн МакАдамс разработал концепцию мотивации близости, которая кристаллизует аспекты взаимного подхода (против неудовольствия-избегания) этой потребности. По своей сути мотив Близости отражает потребность во взаимности и в разделении своей внутренней реальности с другим человеком. Он качественно отличается от прежнего мотива Принадлежности, заключавшегося в избегании обиды в отношениях. Мотив близости также тесно связан с недавно выявленной потребностью в Единстве (Weinberger & Smith, 2011) — более глубокой потребностью в принадлежности к большему целому.

Было показано, что бессознательные (имплицитные) мотивы имеют разные предикторы развития и берут свое начало, по крайней мере частично, в разных стилях воспитания (см. Weinberger & Stoycheva, 2019). Они в значительной степени довербальные и, как таковые, не могут быть сообщены самими собой. Скорее, степень, в которой каждый из нас обладает каждым типом, можно измерить с помощью проективных показателей. Неявная мотивация также влияет на то, как разворачивается наша жизнь, на нашу удовлетворенность межличностными отношениями, творчество и профессиональное развитие (Weinberger & Stoycheva, 2019).