мотив — это… Что такое мотив?

1. Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность (см. мотивация).

2. Предмет, материальный или идеальный, достижение коего выступает смыслом деятельности, — побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, ради коего она выполняется.

3. Осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Мотив явлен субъекту в виде специфических переживаний, характерных либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, то есть для включения этих переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа.

В отечественной психологии как общий механизм появления мотивов рассматривается реализация потребностей в ходе поисковой активности и тем самым превращение ее объектов в мотивы — «предметы потребностей». Отсюда — центральная закономерность: развитие мотива происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную действительность.

У человека источник развития мотивов — это безграничный процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. В качестве таких потенциальных мотивов в онтогенезе выступают присущие данному обществу ценности, интересы и идеалы, кои в случае их интериоризации личностью могут приобрести побудительную силу и стать реальными мотивами.

Эти мотивы выполняют функцию смыслообразования — придают отражаемой в индивидуальном сознании действительности смысл личностный. Функция смыслообразования связана с контролированием общей направленности деятельности личности. Функция контролирования обеспечивается мотивами не прямо, а через механизм коррекции эмоциональной поведения: эмоции оценивают смысл личностный происходящих событий; при несоответствии этого смысла мотивы изменяют общую направленность деятельности личности. Динамика мотива в конкретных ситуациях обусловлена активностью надситуативной, приводящей к постановке личностью сверхзадач и к появлению новых мотивов деятельности. Изучение сферы мотивационно-смысловой — центральная проблема психологии личности.

Мотив рождается в акте опредмечения потребности (см. потребность: опредмечение). Определяется как предмет потребности. Это определение не нужно понимать слишком буквально: предмет потребности — не обязательно вещь, он может быть идеальным. Можно сказать, что через опредмечение потребность получает свою конкретизацию. Поэтому мотив еще определяется как опредмеченная потребность. Согласно другому определению, мотив — то, ради чего совершается действие, деятельность.

Вслед за опредмечением деятельности и появлением мотива резко меняется тип поведения: если до этого оно было ненаправленным, поисковым, то теперь оно обретает направленность. Оно направлено на предмет или от него — если мотив отрицательно валентен.

Типичный признак мотива — множество, «гнездо» действий, кои собираются вокруг одного предмета. Эта совокупность действий, вызываемых одним мотивом, и называется деятельностью, точнее — деятельностью особенной.

Мотив может удовлетворяться набором разных действий; с другой стороны, действие может побуждаться разными мотивами. Если взять конкретного индивида, то обычно его действия побуждаются сразу несколькими мотивами. Эта полимотивированность — типичное явление.

По своей роли не все мотивы, побуждающие к некоей деятельности, равнозначны: один из них, главный, называется мотивом ведущим, второстепенные — мотивами-стимулами.

Мотивы осознаются далеко не всегда, и потому их нужно разбить на два больших класса: мотивы осознаваемые и мотивы неосознаваемые.

Если при теоретическом анализе деятельности естествен путь потребность — мотив — цель — действие, то в реальной деятельности постоянно идет обратный процесс: в ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности. То, как новые мотивы образуются в ходе деятельности — вопрос очень сложный. В теории деятельности намечен один механизм образования мотивов, названный механизмом сдвига мотива на цель.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

psychology.academic.ru

мотив — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

мо-ти́в

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -мотив- [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

  • МФА: ед. ч. [mɐˈtʲif]  мн. ч. [mɐˈtʲivɨ]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. разг. напев, мелодия ◆ Плясовой мотив. ◆ Веселый мотив. ◆ И он начал увязывать и складывать небольшие пожитки наши, насвистывая мотив из «Калифа Багдадского». А. И. Герцен, «Сорока-воровка», 1846 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. муз. ритмическая единица мелодии ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. филол. простейшая единица сюжета; тема, сюжет произведения искусства ◆ Мотив борьбы с чудовищем в мифах и сказках. ◆ Осенние мотивы в картинах Левитана.
  4. книжн. повод, побуждение к какому-либо действию ◆ По мотивам личного характера. ◆ Какими мотивами вы руководствовались? ◆ В обоих случаях очень существенно, что владение собственностью в добавление к оплате создаёт дополнительный мотив для работников, чтобы способствовать достижению успеха.
    Леонид Малков, «Собственность как товар», 2003.10.23 // «Бизнес-журнал» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  5. книжн. довод в пользу чего-нибудь ◆ Привести мотивы в пользу своего предложения.
Синонимы[править]
  1. напев, мелодия
  2. муз.: идея, лейтмотив
  3. тема, сюжет
  4. повод, причина; частичн.: побуждение
  5. довод
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
  1.  
  2. муз.: мелодия, тема
Гипонимы[править]
  1. муз.: звук, доля
  2. лейтмотив
Холонимы[править]
  1. песня
  2. муз.: мелодия
Меронимы[править]
  1. муз.: звук, доля

Родственные слова[править]

Этимология[править]

Происходит от ср.-лат. motivus «подвижный», из лат. mōtus «движение», далее из movēre «двигать», из праиндоевр. *meue- Русск. мотив заимств. через нем. Моtiv «мотив» или непосредственно из франц. motif. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Библиография[править]

Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить примеры словоупотребления для всех значений с помощью {{пример}}
  • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

ru.wiktionary.org

мотив — это… Что такое мотив?

1)

, м.

Побудительная причина, основание, повод к какому-л. действию, поступку.

Кроме повара, гневались и на лакеев, прислуживавших за столом. Мотивы были самые разнообразные; не так ступил, не так подал, не так взглянул. Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина.

— Был у меня и другой мотив желать сближения с вами: сходство наших убеждений. Чернышевский, Пролог.

||

Довод в пользу чего-л.

Вольф стал очень оживленно выставлять мотивы, по которым дело должно было быть кассировано. Л.

Толстой, Воскресение.

Сабуров еще раз повторил все мотивы, по которым он решил отложить атаку до ночи. Симонов, Дни и ночи.

[франц. motif]

2)

, м.

1.

Составной элемент темы произведения искусства.

Основной мотив повести. Вышивка по народным мотивам.

Когда-то Пастухов купил несколько его картин — излюбленные гривнинские мотивы: вода, пепельные ветлы, дороги, уходящие в нежные дали. Федин, Костер.

2. муз.

Простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая обычно из двух-трех звуков, объединенных одним логическим акцентом.

3.

Напев, мелодия.

[Райский] сел за фортепьяно и начал брать сильные аккорды —. Перебрал мотивы из нескольких опер.

И. Гончаров, Обрыв.

[Музыканты] подхватывали все тот же мотив мазурки. Л. Толстой, После бала.

[Зина] попыталась припомнить их [Журбиных] песню — и слова и мотив упорно от нее ускользали. Кочетов, Журбины.

[франц. motif]

Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.

dic.academic.ru

МОТИВЫ — это… Что такое МОТИВЫ?

(франц., ед. ч. motif, от лат. moveo – двигаю) – побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением определ. потребностей; совокупность внутр. психологич. условий, вызывающих, направляющих и управляющих человеч. действиями и поступками. Объект потребности, отражаясь в голове человека и побуждая к деятельности, выступает в качестве М., предполагающих более или менее осознанную цель действия. Отношение М. к цели действия выражает смысл деятельности. Т.о., М. не тождественны целям действия, образуя с ними единство. Одни и те же M. порождают различные по целям действия, сходные действия могут вызываться разными М.Поскольку потребности человека детерминированы его обществ.-историч. деятельностью, то и М., как форма проявления его потребностей, всегда означают «…то объективное, в чем эта потребность конкретизуется в данных условиях и на что направляется деятельность, как на побуждающее ее» (Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, 1959, с. 225–26). В качестве побуждений сознат. деятельности М. являются «идеальными силами» и «идеальными стремлениями». Материалистич. взгляд на М. человеч. деятельности состоит в том, чтобы, признавая существование идеальных побудит. сил, не останавливаться на них, а идти к их движущим обществ.-историч, причинам, к-рые в головах действующих людей принимают форму данных M. или побуждений. М. могут выступать в форме образов, мыслей и волевых стремлений, отличаясь значит. многообразием. В зависимости от того, насколько осознаны М., различают влечения и желания. Влечения – это М. деятельности, представляющие собой еще не дифференцированную, недостаточно отчетливо осознанную потребность. Желание как М. деятельности характеризуется осознанностью потребности, при этом опознаваться могут не только объекты потребности, но и возможные пути ее удовлетворения. Среди разнообразных М. в каждый момент жизни человека одни получают большее, другие меньшее значение и в связи с этим может возникать борьба М. Одно желание субъективно противопоставляется другому, сталкивается с ним. Исход борьбы М. зависит от уровня развития личности. М, отличаются друг от друга видом потребности, к-рой они отвечают, формой, к-рую они принимают (понятие, образ, мысль, мечта и т.п.), степенью актуализации или действенности, широтой или узостью, конкретным содержанием деятельности, в к-рой они реализуются (М. трудовой деятельности, М. учебной деятельности и т.д.). Сложные виды деятельности, как правило, отвечают не одному, а нескольким одновременно действующим и взаимодействующим М., образующим разветвленную систему мотивации действий и поступков человека. Психологич. изучение М. открывает широкие возможности науч. предвидения характера, хода и результата деятельности, а также ее формирования. См. также Воля, Интерес, Личность, Потребности.

А. Петровский. Москва.

dic.academic.ru

МОТИВ это что такое МОТИВ: определение — Психология.НЭС



МОТИВ это что такое МОТИВ: определение — Психология.НЭС
  • Психология.НЭС
    • Право.НЭС
    • Философия.НЭС
    • Социология.НЭС
    • Экономика.НЭС
    • Педагогика.НЭС
    • Политика.НЭС
    • История.НЭС
О проекте | Правила | Контакты Национальная психологическая энциклопедия β
  • Словари
  • Термины
  • Персоны
  • Новости
  • Каталог

vocabulary.ru

Мотив — это… Что такое Мотив?

– то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В современной психологии термин «мотив» применяется для обозначения самых различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта. В роли мотива могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы.

Изучением проблемы мотивации занимались также представители бихевиоризма и психоанализа. Бихевиористы понимают под мотивом действие любых стимулов, как внешних, так и внутренних, способных вызвать или активизировать поведение. В психоанализе роль мотива приписывается заложенным в человеке биологическим инстинктам и влечениям, которые под влиянием социальных условий отчасти подавляются и выступают в своих непрямых, символических формах (3. Фрейд и др.). Известным вкладом в развитие учения о мотиве была разработка идей о субъективно-объективной природе мотива (в частности, понятия о «побудительной силе» вещей К. Левина), о независимости мотива человека от элементарных биологических потребностей (Г. Оллпорт) и об «идеаторном», осознанном характере мотивов, выражающих систему жизненных ценностей человека (Ж. Нюттен).

В советской психологии проблема мотивов разрабатывается в связи с исследованием структуры человеческой деятельности и сознания, общественно-исторических по своей природе. Соответственно мотив определяется как то, что в отражаемой человеком реальности побуждает и направляет его деятельность. В мотиве конкретизируются, «опредмечиваются» потребности, которые не только определяют собой мотив, но, в свою очередь, изменяются и обогащаются вместе с изменением и расширением круга объектов, служащих их удовлетворению, и способы их удовлетворения. Еще более ярко роль мотива в формировании человеческих потребностей проявляется при возникновении мотивов, не имеющих аналогов у животных и впервые возникающих лишь в обществе. Представление о предметной и социальной природе мотива противостоит как теориям, ставящим человеческие мотивы в зависимость от «глубинных» инстинктивных влечений, так и теориям, приписывающим побудительную силу субъективным эмоциональным переживаниям, поскольку не эмоции определяют сферу мотивов человека, а, наоборот, развитие мотива человеческой деятельности обогащает и перестраивает сами эмоции и чувства.

Первичная форма существования мотива – вещественные предметы, отвечающие простейшим материальным потребностям человека. Впоследствии мотивами становятся также предметы идеальные, выступающие в форме тех или иных побудительных представлений или сознательных целей («мотивы-цели»). Деятельность человека побуждается обычно одновременно несколькими мотивами, один из которых является основным, ведущим, а другие – подчиненными, иногда выполняющими лишь функции дополнительной стимуляции (например, собственно мотив труда и его материальное стимулирование). Особенность ведущих мотивов состоит в том, что кроме функции побуждения и направления деятельности они придают деятельности, ее объектам и условиям тот или иной субъективный личностный смысл. Например, труд в коммунистическом обществе имеет для рабочего иной смысл, чем в условиях капиталистического производства, когда он вынужден трудиться лишь ради заработка.

Мотивы могут находиться в различных отношениях между собой и различными внешними обстоятельствами: усиливать или ослаблять друг друга, вступать во взаимные противоречия и в противоречия с объективными возможностями реализации действия. Поэтому мотивация, процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий и поступков, часто представляет собой сложный акт, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решений. Этот процесс психологически осложняется также тем, что далеко не всегда реальные мотивы осознаются субъектом актуально, т. е. при подготовке и выполнении действий; нередко они обнаруживают себя лишь после того, как соответствующее действие уже совершено. От мотивов следует отличать мотивировки, т. е. высказывания, оправдывающие то или иное действие путем указания на побуждающие его объективные и субъективные обстоятельства; мотивировки могут не совпадать с действительными мотивами поступка или даже сознательно маскировать их.

Развитие мотивов находит свое выражение не только в их обогащении, но и в установлении определенной иерархии мотива – в выделении главных жизненных мотивов личности. При этом мотивы, отвечающие элементарным потребностям, подчиняются высшим социальным и духовным мотивам, так что при определенных условиях человек способен жертвовать материальными благами и даже самой жизнью во имя идеальных побуждений.

Словарь-справочник по социальной работе. — СПб.: Питер. М. А. Гулина. 2008.

social_work.academic.ru

Вопрос № 21. Мотивы. Их функции и виды.

В самом общем виде мотивация личности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих личность к осуществлению определенных действий. Для понимания мотивационной сферы необходимо раскрыть некоторые термины, тесно связанные с этим процессом.

Под деятельностью в психологии понимают мотивированный процесс использования тех или иных средств для достижения цели. Важнейшими видами деятельности являются: игра, учение и труд.

Потребностно-мотивационная сфера личности включает в себя три группы потребностей: витальные, социальные и идеальные. Удовлетворение витальных потребностей обеспечивает биологическое существование индивида, признание со стороны себе подобных связано с социальными потребностями. В идеальных потребностях лежит причина творчества, добра, красоты, справедливости и всего подобного. Социальные потребности возникают вследствие осознания личностью общественной необходимости труда каждого человека для общества, государства. Все социальные потребности личности осознаваемы. Биологические потребности могут, как осознаваться, так и не отражаться в сознании. Например, потребность в витаминах.

Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие – цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направленно действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализирующую потребность. Цели разделяют на объективные (заданные обществом) и субъективные (самостоятельно поставленные человеком или принятые извне). Цель, поставленная человеком самостоятельно, усиливает мотивацию, создает позитивное настроение и удерживается дольше.

Под мотивом Леонтьев рассматривал, то объективное, что отвечает за потребности, побуждает и направляет деятельность. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие. Выделяют следующие виды мотивов:

1. Мотив самоутверждения, связанный с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили.

2. Мотив идентификации — стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т.п.). Идентификация с другим человеком приводит к повышению энергетического потенциала индивида за счет символического «заимствования» энергии у кумира (объекта идентификации): появляются силы, вдохновение, желание работать и действовать так, как делал это герой (кумир, отец и др.).

3. Мотив власти — одна из самых главных движущих сил человеческих действий, это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность. Этот мотив является едва ли не единственным мотивом деятельности, активность которого не следует усиливать, поскольку последствия могут быть ужасными.

4. Мотив саморазвития — это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность, это ожидание, предвидение новых приятных ощущений и впечатлений. Саморазвитие часто сопровождается внутриличностным конфликтом, но не является насилием над собой.

5. Мотив достижения цели — это стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Может оказаться, что у субъекта с сильным мотивом достижения в определенной ситуации мотивация достижения будет невысока, поскольку эта деятельность не имеет для него ценности. А человек с высоким показателем мотива достижения в некоторой конкретной ситуации, возможно, не будет стремиться достичь успеха, поскольку задание будет слишком сложным и вероятность достижения успеха – незначительными. Тогда как индивид, с низким мотивом достижения, при определенных обстоятельствах (посильность задания, большие шансы достичь успеха, привлекательность деятельности) будет демонстрировать высокий уровень мотивации достижения.

6. Мотив аффилиации — это стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними. Потребность в нем возникает как стремление к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью к самопознанию и самооценке. Эта потребность строиться в онтогенезе на основе других потребностей, которые начинают функционировать ранее.

По направленности и содержанию мотивы классифицируют на:

  • Социальные

  • Познавательные

  • Профессионально-ценностные

  • Эстетические

  • Коммуникационные

  • Статусно-позиционные

  • Традиционно-исторические

  • Утилитарно-практические (меркантильные)

Все группы мотивов находятся в динамической связи между собой, сочетаясь самым причудливым образом в зависимости от возникающих условий.

По степени осознанности можно выделить осознанные и неосознанные мотивы. Выделяют мотивы реальные, осознаваемые личностью и определяющие достижения и мотивы мнимые (надуманные), которые могли бы действовать при определенных обстоятельствах. Также мотивы можно разделить на: побудительные (они лежат в основе различных целенаправленных действий) и смыслообразующие (переводят общественно значимые ценности на личностный уровень – «для меня»).

Мотивы бывают внутренние и внешние. К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе деятельности, познание нового, неизвестного. К внешним мотивам можно отнести стремление к похвале, общению, потребность быть первым и т.д.

Л.И. Божович: по критерию общественной значимости выделяла:

  1. Общественно значимые мотивы.

  2. Личностно значимые мотивы (эгоистические).

Мотивы, которые занимают ведущее место, постоянно актуализируются и обладают существенным мотивационным влиянием на деятельность личности, называются действующими мотивами. Мотивы, находящиеся внизу мотивационной иерархии, незначительно влияют на активность человека и часто вообще не проявляются. А.Леонтьев называет их потенциальными мотивами, поскольку в данный конкретный промежуток времени они не совершают побуждающего влияния, но могут актуализироваться при определенных обстоятельствах.

Выделяют следующие функции мотивов:

  • Побуждающая — связана с возникновением потребностей, которые приводят к  мобилизации силы человека для их удовлетворения

  • Направляющая — направляет деятельность на конкретный объект

  • Управляющая — связана с планированием действий

  • Организующая — деятельность мысленно организовывается

  • Смыслообразующая — человек оценивает жизненное значение потребностей в связи с существующими обстоятельствами

  • Отражательная — отражение в сознании человека средств достижения и последствий достижения поставленных целей или потребностей.

Потребности, цели и мотивы – являются основными составляющими мотивационной сферы человека. Поиск методов повышения мотивации личности к активной деятельности привел к рождению множества теорий мотивации. Каждая из них по-своему пытается ответить на вопрос, чем именно определяется тот или иной поступок в деятельности личности. Современные теории мотивации разделяются на две категории: содержательные и процессуальные.

Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (потребностей), которые заставляют личность делать так, а не иначе. Эти теории в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию. При закладке основ современных концепций наибольшее значение имели работы Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида МакКелланда.

Процессуальные тории мотивации появились позже содержательных и основываются в первую очередь на том, что как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Имеются три основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости и модель Портера Лоулера.

В современной психологии мотивом называют все, что составляет так называемые внутренние силы поведения, что актуализирует деятельность человека. По Леонтьеву, в ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом. В момент встречи потребности с предметом происходит опредмечивание потребности. Это очень важное событие. Оно важно тем, что в акте опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности.

Если посмотреть на то же событие со стороны потребности, то можно сказать, что через опредмечивание потребность получает свою конкретизацию. В связи с этим мотив определяется еще иначе – как опредмеченная потребность.

studfile.net