Содержание

Выразительные средства речи. 4 класс

Похожие презентации:

Иван Алексеевич Бунин и Липецкий край

Проект по литературному чтению «Они защищали Родину»

Бауыржан Момышулы (1910-1982)

Исследовательский проект «Пушкин – наше всё»

Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого

Петербург Достоевского. Сцены уличной жизни

Олжас Омарович Сулейменов (род.1936 г.)

Жизнь и творчество Алишера Навои

XIX век в зеркале художественных исканий

Своя игра. Викторина по сказкам Г.Х. Андерсена

2. Выразительные средства речи:

• Сравнение
• Олицетворение
• Метафора
• Эпитет

3. Выразительные средства речи:

• Сравнение
• Олицетворение
• Метафора
• Эпитет

4. Пример сравнения:

Передо мною белый гриб стоял,
как вежливый ребенок…

5. Сравнение

Сопоставление одного предмета с
другим называется сравнением.
Сравнение придает описанию
особую наглядность,
изобразительность.
Сравнение часто присоединяется
союзами КАК, СЛОВНО, БУДТО,
ТОЧНО и другими.

6. Найдите и выпишите сравнения:

• Белая берёза под моим окном
принакрылась снегом, точно
серебром.
С. Есенин
• А подушка, как лягушка, ускакала от
меня.
К. Чуковский

7. Найдите и выпишите сравнения:

• Иногда солнце восходит, как
золотой шар, иногда как белое
видение в густой осенней мгле, а
иной раз как большой искристый
алмаз.
К. Паустовский

8. Примеры сравнения:

• Жужжало подобно пчеле;
• Завертелся волчком;
• Мчится быстрее ветра;
• Улыбка похожа на солнечный свет.

10. Выразительные средства речи:

• Сравнение
• Олицетворение
• Метафора
• Эпитет

11. Пример олицетворения:

Изрыдалась осенняя ночь
ледяными слезами…

12. Олицетворение

Наделение неодушевленных предметов
признаками и свойствами живого
существа называется
олицетворением.
При олицетворении неодушевленным
предметам приписывают действия,
которые часто доступны лишь людям.

13. Примеры олицетворения:

• Зима недаром злиться,
Прошла её пора…
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Ф. Тютчев

14. Найдите и выпишите олицетворения:

• Заводь спит. Молчит вода зеркальная.
Только там, где дремлют камыши…
К. Бальмонт
• Неохотно и несмело
солнце смотрит на поля.
Вдруг за тучей прогремело,
принахмурилась земля…
Ф. Тютчев

15. Найдите и выпишите олицетворения:

• Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
А. С. Пушкин

17. Выразительные средства речи:

• Сравнение
• Олицетворение
• Метафора
• Эпитет

18. Пример метафоры:

Выглянул цветочек
В полутьме лесной –
Маленький разведчик,
Посланный весной.
Ёмкий образ

19. Метафора

Перенос названия с одного
предмета на другой на основании
их сходства называется
метафорой.
Метафора в краткой форме
позволяет создать ёмкий образ.
Хвост по математике

21. Примеры метафор:

• Золото волос, гребень петуха, куча
проблем, верхушка общества,
хвост по математике и т. д.
• В саду горит костёр рябины
красной,
Но никого не может он согреть.
С. Есенин

22. Найдите и выпишите метафоры:

• Высокая гора, мачты сосен,
интересные новости, хвост поезда,
зигзаг судьбы, детская улыбка, корень
зла, острая иголка.
• Вокруг белеющих прудов
Кусты в пушистых полушубках…
С. Я. Маршак

23. Найдите и выпишите метафору:

• Рыхлый снег темнеет в марте.
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте на стене.
С. Я. Маршак

25. Выразительные средства речи:

• Сравнение
• Олицетворение
• Метафора
• Эпитет
весёлое
восходящее
золотистое
ласковое
приветливое
улыбающиеся
жгучее

27. Эпитет

ОБРАЗное определение предмета
называется эпитетом.
Эпитеты отвечают на вопрос КАКОЙ?
Эпитеты используются для передачи
чувств, настроения, часто как
ЦВЕТопись.

28. Примеры эпитетов:

• Ветер вольный, жгучий,
заунывный, игривый, ласковый,
легкокрылый, неуёмный,
шаловливый…
• Дождь бесконечный, грибной,
долгожданный, затяжной,
моросящий, проливной, слепой…

29. Примеры эпитетов:

Закружилась листва золотая
в розоватой воде на пруду…

30. Примеры эпитетов:

• Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
А. С. Пушкин
• Седое небо надо мной
И лес, раскрытый, обнажённый.
И. Бунин

31. Простые определения и эпитеты:

• Золотой браслет;
• Чугунный ковш;
• Каменное здание;
• Чёрствая булка;
• Старая женщина;
• Голубая лента;
• Золотой луч;
• Чугунный грохот;
• Каменное сердце;
• Чёрствая душа;
• Старая история;
• Голубая мечта;

32. Выпишите к словам эпитеты:

• Слёзы
• Корабль
• Характер
• Тучи

33. Найдите и выпишите эпитеты:

• Грустная картина:
Степь да небеса,
Голая равнина,
Чахлые леса.
Д. Минаев

English     Русский Правила

Что сравнение в литературе 4. Изобразительные средства языка: сравнение, метафора

На вопрос, что такое сравнение в литературе, коротко можно ответить, что это — троп, то есть особый Основывается этот приём на отображении неких свойств описываемого предмета или явления путём сравнения этих признаков с другими, опираясь на то, как их видят или воспринимают окружающие или индивидуально сам автор.

Составные части сравнений

Для этого тропа характерно наличие трёх составляющих: описываемого предмета или явления, объекта, с которым он сравнивается, и основание для аналогии, то есть общий признак. Интересен тот факт, что само название, указание на этот общий признак, может опускаться в тексте. Но читатель либо слушатель всё равно прекрасно понимает и чувствует, что хотел донести до собеседника или читателя автор высказывания.

Однако само понимание определения, разъясняющего, что такое сравнение в литературе, ещё не даёт полной картины без примеров. И вот тут сразу возникает уточнение: при помощи каких частей речи и в каких формах авторы образуют эти тропы?

Виды сравнений в литературе для имен существительных

Можно выделить несколько видов сравнений.


Сравнения образа действия в литературе

Обычно в таких конструкциях бывают задействованы глаголы и наречия, существительные или целые обороты и


Зачем нужны сравнения в литературе

Разобравшись с вопросом, что такое сравнение в литературе, необходимо понять: а нужны ли они? Для этого следует провести небольшое исследование.

Вот в котором используются сравнения: «Тёмный лес стоял, словно после пожара. Луна пряталась за тучками, как укрывает лицо чёрным платком. Ветер будто уснул в кустах».

А вот тот же текст, в котором убрали все сравнения. «Тёмный лес стоял. Луна пряталась за тучками. Ветер». В принципе, сам смысл передан в тексте. Но насколько образнее представлена картина ночного леса в первом варианте, чем во втором!

Нужны ли сравнения в обычной речи

Некоторые могут подумать, что сравнения необходимы лишь писателям да поэтам. А вот обычным людям в их обычной жизни они вовсе и не нужны. Это утверждение абсолютно неверно!

На приёме у врача пациент, описывая свои ощущения, обязательно прибегнет к сравнениям: «Сердце болит… То как будто ножом режет, а то — словно в кулак его кто сжимает…» Бабушка, поясняя внучке, как делать тесто для блинов, также вынуждена сравнивать: «Воду добавляешь до тех пор, пока тесто не станет похожим на густую сметану». Мама устало одёргивает не в меру развеселившегося малыша: «Хватит уже скакать будто заяц!»

Наверное, многие возразят, что статья-то посвящена сравнения в литературе. При чём тут наша обыденная речь? Гордитесь, обыватели: многие люди разговаривают, используя литературную речь. Поэтому даже просторечье — это один из пластов литературы.

Сравнения в узкоспециализированной литературе

Даже технические тексты не могут обойтись без сравнений. Например, чтобы в рецепте приготовления жареной рыбы не повторять уже описанный выше процесс, для сокращения, автор часто пишет: «Рыбу следует жарить так же, как котлеты».

Или в пособии для людей, осваивающих азы конструирования из фанеры или дерева, можно встретить фразу: «Дрелью вкручиваются саморезы так же, как и выкручиваются. Только перед работой следует установить на ней нужный режим».

Сравнения — необходимый приём в литературе самых разных направлений. Умение правильно употреблять их отличает культурного человека.

Сравнение — образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета.

Цель литературного сравнения – как можно полнее раскрыть образ через общие признаки. В сравнении всегда упоминаются оба сравниваемых предмета, хотя сам общий признак может опускаться.

Иногда одного сравнения достаточно, чтобы дать емкую, четкую характеристику персонажу или явлению.

Тонкая, как голландская сельдь, мамаша вошла в кабинет к толстому и круглому, как жук, папаше и кашлянула. (Чехов. Папаша)

Как плавающий в небе ястреб, давши много кругов сильными крыльями, вдруг останавливается распластанный на одном месте и бьет оттуда стрелой на раскричавшегося у самой дороги самца-перепела, — так Тарасов сын, Остап, налетел вдруг на хорунжего и сразу накинул ему на шею веревку.

(Гоголь. Тарас Бульба)

Сравнение служит для создания зрительных образов, является инструментом словесной живописи — глаза Катюши Масловой в «Воскресении» Толстого, «черные, как мокрая смородина», или княжны Марьи из «Войны и мира», «большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света изредка снопами выходили из них)».

ВИДЫ ЛИТЕРАТУРНЫХ СРАВНЕНИЙ

Простейшая форма сравнения выражается обычно с помощью подсобных слов:

КАК — встал, как столб
ТОЧНО — он пролетел мимо, точно пуля
БУДТО — будто смерч вырвался из-под колес
СЛОВНО — ты, словно командир, рапортуешь

ПОДОБНО — черной молнии подобный
КАК БЫ — он был как бы раненный солдат
КАК БУДТО — как будто обожгло его.. .
ПОХОЖ НА — ты похож на медвежонка

Укрытый снегами холм – точно громадный торт, обильно посыпанный сахарной пудрой.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ – один объект противопоставляется другому – «Попытка — не пытка», «голод – не тетка».
Отрицательные сравнения часто применяется в народных выражениях:
«То не ветер ветку клонит, Не дубравушка шумит».

РОДИТЕЛЬНЫЕ сравнения можно получить с помощью существительного в родительном падеже.

«Старше сестры»
«Вернуться раньше марта»
«Сделать не хуже других»
«Глазами святого смотрел на меня».
«Гарун бежал быстрее лани»
Такой тип, прежде всего, используется для того, чтобы зрительно передать, описать, охарактеризовать внешний вид, внутренне свойство и состояние, поведение и т.п. человека.
В неодушевленных родительных сравнениях чаще всего встречаются устоявшиеся языковые конструкции.

А теперь сравните нюансы выражений: «Бежал со скоростью ветра» и «Бежал с такой же скоростью, как у ветра».

Сравнения ТВОРИТЕЛЬНЫЕ образуются с использованием существительного в творительном падеже.
«Пыль стоит столбом», «Дым коромыслом».

Сравнение могут быть созданы при помощи НАРЕЧИЯ ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ – «Закричал по-звериному».

Существуют БЕССОЮЗНЫЕ сравнения, образованные посредством составного именного сказуемого.
«Так тонок халат мой летний – Крылья цикады!»

Есть так называемое НЕОПРЕДЕЛЕННОЕ сравнение, которое выражает превосходную степень состояния:

«А когда ночью светит месяц, Когда светит — черт знает как?»

Иногда опускается само действие предмета или явления, а в выражении используется только сравнение – о самом действии следует догадаться самостоятельно.
«Дождь будто бы взбесился: хлестал напропалую всех подряд серебряной плёткой, пенил лужи, захлёбывался сильнейшим ветром»

РАЗВЕРНУТЫЕ СРАВНЕНИЯ
В этом случае автор обращает внимание читателя на несколько признаков.
Он (стих Пушкина) нежен, сладостен, мягок, как рокот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря. (В. Белинский)

ИЗБИТЫЕ СРАВНЕНИЯ

Когда-то, давным-давно – и это были благословенные времена – все сравнения были свежими.
Когда впервые верблюда назвали кораблем пустыни, это было очень поэтично.
Однако все со временем портится – сравнения в том числе.
Тогда мы говорим об ИЗБИТЫХ СРАВНЕНИЯ – то есть, надоевших, опошленных частым употреблением, затасканных, заезженных.

Безрадостная жизнь – это непременно длинный темный туннель.
Голубые глаза – непременно, как васильки или как небесная лазурь.
Блондинка – значит, волосы – как золото.
И т.д.

Когда волосы сравниваются со снегом на основании признака белизны, образность речи ослабевает, потому что основание для такого сопоставления слишком общеизвестное. (с) А.И. Ефимов.

Самый значимый признак художественного сравнения — это элемент неожиданности, новизны, изобретательности.

О Генри. Вождь краснокожих.
Есть там один городишко, плоский, как блин, и, конечно, называется Вершины. Живёт в нем самая безобидная и всем довольная деревенщина, какой впору только плясать вокруг майского шеста.

Сынок был мальчишка лет десяти, с выпуклыми веснушками по всему лицу и волосами приблизительно такого цвета, как обложка журнала, который покупаешь обычно в киоске, спеша на поезд.
Мальчишка этот дрался, как бурый медведь среднего веса, но в конце концов мы его запихали на дно шарабана и поехали.
— Сейчас он еще ничего, — говорит Билл, закатывая штаны, чтобы разглядеть ссадины на голенях. — Мы играем в индейцев. Цирк по сравнению с нами — просто виды Палестины в волшебном фонаре.

На рассвете меня разбудил страшный визг Билла. Не крики, или вопли, или вой, или рёв, какого можно было бы ожидать от голосовых связок мужчины, — нет, прямо-таки неприличный, ужасающий, унизительный визг, каким визжат женщины, увидев привидение или гусеницу. Ужасно слышать, как на утренней заре в пещере визжит без умолку толстый, сильный, отчаянной храбрости мужчина.
Я увернулся и услышал глухой тяжёлый стук и что-то похожее на вздох лошади, когда с нее снимают седло. Чёрный камень величиной с яйцо стукнул Билла по голове как раз позади левого уха. Он сразу весь обмяк и упал головою в костер, прямо на кастрюлю с кипятком для мытья посуды.
Как только мальчишка обнаружил, что мы собираемся оставить его дома, он поднял вой не хуже пароходной сирены и вцепился в ногу Билла, словно пиявка. Отец отдирал его от ноги, как липкий пластырь.

Художественное сравнение не обязано быть строго логичным, материалом для него могут служить самые разнообразные предметы и явления. Главное — какое новое качество возникнет, какой образ родится.

…Дорожка песочная от листвы разузорена – Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый. (Северянин. Кензели)

И сходство, и контраст одинаково важны и ценны как источник новых смыслов и чувств.

Таким образом,
Сравнение обычно служит для того, чтобы при помощи одного факта объяснить другой. Отвлеченная мысль становится понятной, если для сравнения привлекается нечто осязаемое, зримое, очевидное. (c)Е. Эткинд.

Русский язык богат и разнообразен, с помощью него мы задаем вопросы, делимся впечатлениями, информацией, передаем эмоции, рассказываем о том, что запомнилось.

Наш язык позволяет рисовать, показывать и создавать словесные картины. Литературная речьподобна живописи (рис. 1).

Рис. 1. Живопись

В стихах и прозе яркая, живописная речь, которая побуждает воображение, в такой речи используются изобразительные средства языка.

Изобразительные средства языка — это способы и приемы воссоздания действительности, дающие возможность сделать речь яркой и образной.

У Сергея Есенина есть следующие строки (рис. 2).

Рис. 2. Текст стихотворения

Эпитеты дают возможность посмотреть на осеннюю природу. С помощью сопоставления автор дает читателю возможность увидеть, как падает листва, словно стая бабочек (рис. 3).

Рис. 3. Сопоставление

Словно является указанием на сопоставление (рис. 4). Такое сопоставление называется сравнение .

Рис. 4. Сопоставление

Сравнение — это сопоставление изображаемого предмета или явления с другим предметом по общему для них признаку. Для сравнения нужно:

  • Чтобы между двумя явлениями нашлось что-то общее;
  • Особое слово со значением сопоставления — будто, точно, как, как будто, словно

Рассмотрим строку стихотворения Сергея Есенина (рис. 5).

Рис. 5. Строка стихотворения

Сначала читателю представляется костер, а потом уже рябина. Это происходит из-за уравнивания, отождествления автором двух явлений. В основе лежит сходство гроздьев рябины с огненно-красным костром. Но слова будто, словно, точно не используются потому, что автор не сравнивает рябину с костром, а называет ее костром, это метафора.

Метафора — перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства.

Метафора , как и сравнение, основана на сходстве, но отличие от сравнения в том, что это происходит без использования особых слов (так, словно, будто).

При изучении мира можно увидеть что-то общее между явлениями, и это отражается в языке. На сходстве предметов и явлений основаны изобразительные средства языка. Благодаря сравнению и метафоре речь становится ярче, выразительнее, можно увидеть словесные картины, которые создают поэты и писатели.

Иногда сравнение создается без особого слова, по-другому. Например, как в строках стихотворения С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…» (рис. 6):

Рис. 6. Строчки из стихотворения С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»

Месяц сравнивается с жеребенком , который растет на наших глазах. Но слов, указывающих на сравнение, нет, используется творительный сравнения (рис. 7). Слово жеребенком стоит в Творительном падеже.

Рис. 7. Использование творительного падежа для сравнения

Рассмотрим строки стихотворения С. Есенина «Отговорила роща золотая…»(рис. 8).

Рис. 8. «Отговорила роща золотая…»

Кроме метафоры (рис. 9), используется прием олицетворения, например, в словосочетании отговорила роща (рис. 10).

Рис. 9. Метафора в стихотворении

Рис. 10. Олицетворение в стихотворении

Олицетворение является разновидностью метафоры, когда неодушевлённый предмет описывается как живое. Это один из самых древних речевых приемов, потому что наши предки одушевляли неживое в мифах, сказках и народной поэзии.

Задание

Найдите сравнения и метафоры в стихотворении Сергея Есенина «Береза» (рис. 11).

Рис. 11. Стихотворение «Береза»

Ответ

Снег сопоставляется с серебром , потому что схож с ним внешне. Используется слово точно (рис. 12).

Рис. 13. Творительный сравнения

Метафора используется в словосочетании горят снежинки (рис. 14).

Рис. 15. Олицетворение

  1. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 частях. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. М.: Просвещение, 2014.
  2. Русский язык. 4 класс. Часть 1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. М.: Просвещение, 2013.
  3. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 частях. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. 5-е изд., перераб. М., 2013.
  4. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 частях. Рамзаева Т.Г. М., 2013.
  5. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 частях. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. М., 2013.
  1. Интернет портал «Фестиваль педагогических идей ”Открытый урок”» ()
  2. Интернет портал «literatura5.narod.ru» ()

Домашнее задание

  1. Для чего используются изобразительные средства языка?
  2. Что необходимо для сравнения?
  3. Чем отличается сравнение от метафоры?

Литература (настоящая) представляет собой подлинное мастерство создания текстов, сотворение нового объекта при посредстве слов. Как и в любом сложном ремесле, в литературе существуют свои специальные приёмы. Один из них ─ «сравнение». При его помощи для большей выразительности или иронического контраста сличаются те или иные объекты, их качества, люди, черты их характера.

Вконтакте

Чайник со своим задранным хоботом пыхтел на плите, словно юный слонёнок, несущийся к водопою .

─ Ироническое уподобление маленького неодушевленного предмета крупному животному при помощи сопоставления длинного носика чайника и слоновьего хобота.

Сравнение: определение

Существует минимум три определения сравнения в литературе.

Для художественного текста более верным будет первое определение. Но наиболее талантливые авторы художественной литературы успешно работают со вторым и третьим определениями, настолько велика роль сравнения в тексте. Примеры сравнений в литературе и фольклоре последних двух типов:

Он глуп, как дуб, но хитер как лиса .

Не в пример Афанасию Петровичу, Игорь Дмитриевич был телосложением худ, словно ручка от швабры, такой же прямой и вытянутый.

Ростом пигмеи дельты Конго похожи на детей, кожа их не как у негров черна, а желтовата, словно палая листва.
В последнем случае вместе с употреблением «отрицательного сравнения» («не») совмещено прямое уподобление («словно»).

Русский язык настолько богат, что авторы художественных произведений используют огромное количество типов сравнений. Филологи могут их лишь приблизительно классифицировать. Современная филология выделяет следующие два основных типа сравнения и еще четыре сопоставлений в художественной литературе.

  • Прямое. В данном случае используются сравнительные обороты (союзы) «как будто», «как», «точно», «словно». Он оголил перед ним душу, как нудист обнажает тело на пляже .
  • Косвенное. При таком уподоблении не используются предлоги. Ураган гигантским дворником вымел с улиц весь мусор .

Во втором предложении сравниваемое имя существительное («ураган») используется в именительном падеже, а сравниваемое («дворником») ─ в творительном. Остальные типы:

Филолог и славист М. Петровский еще в XIX веке выделил из развернутых сравнений в литературе «гомеровское» или «эпическое» уподобление. В данном случае автор художественного текста, не заботясь о краткости, разворачивает сравнение, отвлекаясь от основной сюжетной линии, от сравниваемого предмета настолько далеко, насколько позволит ему воображение. Примеры просто найти в «Илиаде» или у постмодернистов.

Бросился Аякс на врагов, словно оголодавший лев на испуганно сгрудившихся, потерявших пастуха овец, которые остались без охраны беззащитными, как дети без присмотра, и способны лишь робко стенать и пятиться в страхе перед львиною жаждой крови и смертоубийства, которое охватывает хищника, словно безумие, усиливающееся, когда он чует ужас обреченных…
К эпическому типу сравнений начинающему автору художественных текстов лучше не прибегать. Молодому писателю нужно подождать, пока не возрастет его литературное мастерство и чувство художественной гармонии. Иначе неопытный новичок сам не заметит, как, накручиваясь одна на другую, как нитки из разных клубков, подобные «вольные ассоциации» увлекут его далеко от фабулы его основного повествования, создадут смысловую путаницу. Так что сравнения в художественном тексте могут не только упростить понимание описываемого предмета (тигр ─ огромный хищный кот), но и запутать повествование.

Сравнение в стихах

Особенно важна роль литературного сравнения в стихах. Поэт использует богатство языка, чтобы создать неповторимое и эстетически ценное художественное произведение, точнее донести до читателя свою мысль.

Нам часто тяжко так и худо

От трюков каверзной судьбы ,

Но мы с покорностью верблюдов

Своих невзгод несем горбы .

Такими строками поэт поясняет читателю собственную мысль о том, что большинство бед, случающихся в жизни, естественны, как горбы у верблюдов, что от них иногда просто не избавиться, а нужно просто «пронести» какое-то время.

Без тебя ни трудов, ни отдыха:

женщина ты или птица?

Ведь ты как создание воздуха ,

«воздушница»-баловница!

В большинстве же стихов, авторы используют сравнения для создания яркого, красивого, легко запоминающегося образа. Больше всего таких красочных сравнений в текстах у Н. Гумилёва, Маяковского. А вот И. Бродский остается непревзойденным мастером использования развёрнутых сравнений в художественном литературном стихосложении.

Сравнения используются и в разговорном языке. При написании любого текста, даже школьного сочинения, не обойтись без сравнений. Так что нужно накрепко запомнить несколько правил пунктуации литературного русского языка. Запятые ставятся перед сравнительными оборотами со словами:

  • будто,
  • словно,
  • как будто,
  • подобно,
  • точно,

Поэтому, когда вы пишите:

  • Он был выше, чем тот подросток, что ей запомнился .
  • День разгорелся быстро и жарко, подобно костру, в который вдруг плеснули бензина.

─ в этих ситуациях не сомневайтесь, запятые необходимы. Гораздо больше проблем поджидает вас с союзом «как». Дело в том, что, даже если частица «как» является частью сравнительного оборота, запятая перед ним не нужна, если:

Его можно заменить тире. Степь как море трав .

Этот союз является частью устойчивого фразеологизма. Верен как пёс .

Частица входит в сказуемое. Для меня прошлое как сон .

Союз, по смыслу предложения, заменяется наречием или существительным. Он смотрел как волк , возможны замены: смотрел по-волчьи , смотрел волком .

Где еще не нужны запятые

Не нужны, по правилам пунктуации, запятые перед «как» и тогда, когда в предложении его предваряют наречия или частицы:

Пора заканчивать, полночь вроде как пробило .

Не выделяется запятыми «как», если перед ним стоит отрицательная частица.

Он посмотрел на новые ворота не как баран .
Так что, когда будете прибегать к сравнениям, чтоб украсить или сделать более понятным ваш текст, помните о коварстве частицы «как» и правилах пунктуации, и у вас всё будет хорошо!

Образное сравнение — это фигура речи, которая интересным образом сравнивает две разные вещи. Цель сравнения — вызвать интересную связь в уме читателя или слушателя. Сравнение — одна из наиболее распространенных форм образного языка. Образное сравнение можно найти где угодно: от стихотворений до текстов песен и даже в повседневных разговорах.

Сравнения и метафоры часто смешиваются друг с другом. Основное отличие между сравнением и метафорой состоит в том, что в сравнении используется слова «как» для сравнения, а метафора просто указывает сравнение без использования «как». Примером сравнения является: она такая невинная, как ангел. Пример метафоры: она ангел.

Сравнения в повседневном языке

Сравнения используются в литературе, чтобы сделать речь более яркой и сильной. В повседневной речи они могут быть использованы для передачи смысла быстро и эффективно, так как многие часто используемые выражения являются сравнениями. Например, когда кто-то говорит: «Он так занят, как пчела», это означает, что он работает тяжело, так как пчелы, как известно, очень трудолюбивы и заняты.

Некоторые другие хорошо известные сравнения, которые вы часто слышите:

  • Счастливый, как слон.
  • Легкий, как перышко.
  • Невинный, как ягненок.
  • Высокий, как жираф.
  • Белый, как призрак.
  • Сладкий, как сахар.
  • Черный, как уголь.

Как и в случае с большим количеством образного языка, когда вы разговариваете с кем-то из другого региона или не говорите на своем родном языке, они могут не понимать смысл многих сравнений.

Сравнения добавляют глубину в вашу речь

Образные сравнения могут сделать наш язык более наглядным и приятным. Писатели часто используют сравнения, чтобы добавить глубину и подчеркнуть то, что они пытаются передать читателю или слушателю. Сравнения могут быть смешными, серьезными, обыденными или творческими.

Образные сравнения — отличный инструмент для использования его в творческом языке. Они не только делают то, что вы пишете, либо говорите, более интересным, но и часто могут интриговать читателя. Создавая свои собственные сравнения, следите за клише и старайтесь выйти за рамки очевидных сравнений.

3 шага, которые необходимо предпринять для обучения сравнениям и метафорам

Почему всегда так трудно обучать сравнениям и метафорам? Почему сравнения учащимся так же легко понять, как 1+1, а метафоры — это карта без ключа? Видишь, что я там сделал? Веселый я знаю. Что не смешно, так это то, сколько раз я рвал на себе волосы из-за того, что студенты изо всех сил пытались отличить одно от другого. Если вы находитесь в той же лодке, я рыскал по Интернету и ходил по домам к своим коллегам, чтобы найти лучшие советы, чтобы вам не пришлось.

Преподавание сравнений и метафор с помощью книжек с картинками

Я преподаю в 4-м классе, и книжки с картинками являются краеугольным камнем моей учебной программы. Нет предмета, который не получил бы пользы от книжки с картинками. Поверьте мне, когда я говорю вам, книжки с картинками — идеальный способ научить сравнениям и метафорам!

  1. Идеально подходят для мини-уроков.
  2. Они быстрые
  3. Они увлекательные
  4. Учащиеся любят, когда им читают. Неважно, сколько им лет. Чем старше они становятся, тем более новой и захватывающей кажется идея — поверьте мне, им это понравится.

Книги с картинками и тексты наставников:

1. Луна-сова – Джейн Йолен

2. Откупоривающая морские бутылки – Мишель Куэва    

3. Кожа как молоко, шелковые волосы – Брайан Клири

Шаг первый: Поиск сравнений и метафор при чтении

1 : Знакомство с сравнениями и метафорами и обучение им. Определите их как можно точнее.

2: Создайте Т-диаграмму и приведите примеры каждой из них.

Якорная таблица сравнений и метафор

4: Продолжить чтение; пусть учащиеся поднимают руки, когда замечают какие-либо сравнения или метафоры. Обсудите и добавьте в таблицу.

5 : Предложите учащимся найти сравнения и метафоры в собственном чтении или в книжках с картинками по вашему выбору.

Второй этап — использование сравнений и метафор в письме

Как только ваши учащиеся поймут разницу между сравнениями и метафорами, им нужно будет написать их самостоятельно, чтобы полностью овладеть ими.

Мы делаем это, выполняя небольшой письменный проект «Первый снег». По сути, это стихотворение, составленное из сравнений и метафор о первом снеге.

* Более подробные инструкции можно найти здесь. Придумайте тему – собаки, школа, пустыня. Попросите учащихся составить список прилагательных, описывающих эту тему, на одной стороне диаграммы. С другой стороны, перечислите дополнительные существительные, которые описывают эти прилагательные. Дайте своим ученикам примеры объединения этих идей, чтобы сформировать как сравнения, так и метафоры. (см. рисунок ниже)

Опорная таблица для использования сравнений и метафор в письме.

После того, как вы нарисуете диаграмму, очень легко сложить эти предложения в стихотворение, которое станет отличной рекламой на доске объявлений! Мы сделали это на первом снегу. Вы можете выбрать любую тему – новый учебный год, природа, друзья, что угодно!

* Посмотреть весь продукт здесь

Шаг третий: сделайте армирование увлекательным!

Чтобы ваши ученики действительно запомнили разницу, вам необходимо укрепить урок и усложнить поиск и использование сравнений и метафор.

1. Остановитесь, когда встретите сравнение или метафору во время чтения вслух. «Хммм, он был крут, как огурец. Что это такое?» Не делайте это сейчас, вам нужно будет делать это до конца года.

2. Создайте место, где учащиеся могут публиковать сравнения и метафоры, которые они находят в своем прочтении. Позвольте учащимся использовать забавные стикеры, чтобы показать свои выводы на видном месте в комнате.

3. Получайте удовольствие от идиом! Идиомы — отличный способ научить сравнениям и метафорам. Взгляд на идиомы с этой точки зрения помогает учащимся найти в них смысл.

Для просмотра идиоматических центров и проектов в моем магазине TPT щелкните здесь.

Не принимайте это буквально Центры доступны на TPT

Что бы вы ни делали, не учите сравнениям и метпахорам один раз, а затем двигайтесь дальше. Вам нужно как можно больше поднимать их, находить в своих учебниках, электронных письмах и информационных бюллетенях. Воспитывайте их рано и часто — к концу года они станут профессионалами!

Ищете информацию об использовании академического выбора в классе?

Метафора – определение и примеры

Что такое метафора?

Что такое метафора?  Ниже вы найдете определение метафоры, примеры метафор и инструменты, необходимые для понимания того, как их использовать в языке и письме.

Метафора — это своего рода образный язык, который сравнивает две разные вещи или идеи. В отличие от сравнения, метафора делает это сравнение без , используя слова «подобно» или «как». Иногда с метафорой две вещи или идеи в этой метафоре будут очень похожи друг на друга, а иногда они будут разными.

Писатели могут использовать индивидуальную метафору, чтобы улучшить свои предложения, но они также могут создать более крупную метафору, которую они будут использовать для полного изучения текста. В этом ресурсе мы сосредоточимся на отдельной метафоре, включая советы о том, как использовать и идентифицировать такую ​​метафору, а также важные примеры.

Как определить, что такое метафора в письме?

Метафора очень похожа на другую форму образного языка, сравнение. Основное различие между метафорой «что такое» и сравнением «что такое» заключается в том, что когда вы пишете сравнение, вы используете слова «подобно» или «как», чтобы создать сравнение между двумя разными вещами. Чтобы идентифицировать метафору, просто замечайте каждый раз, когда вы видите, что вещь, человек, объект, идея, место или чувство описываются путем приравнивания к чему-то другому. Например, следующая метафора: «Она была высоким деревом». Описываемому человеку не буквально дерево; писатель использует метафору, чтобы мы могли понять, что она очень высокий человек.

Когда использовать метафору в письме

Метафора может сделать ваше письмо более увлекательным и захватывающим для читателя. Вы хотите найти правильный баланс между поиском интересной связи для метафоры и тем, чтобы сделать метафору понятной. Будьте конкретны и ясны в своей метафоре, и метафора добавит много богатства.

Метафора прекрасно подходит для использования в поэзии и более лирической прозе, такой как рассказы, описательные эссе или короткие рассказы. Вы также можете время от времени использовать метафоры в научно-популярных произведениях, чтобы лучше привлечь внимание аудитории или выразить мысль творчески.

Примеры метафор

Итак, как на самом деле выглядит метафора? Прочтите 10 примеров использования метафор, а затем щелкните ссылку ниже, чтобы ознакомиться с нашим полным ресурсом примеров метафор.

  • Что такое метафора #1) Моя мать одновременно королева и президент.
  • Что такое метафора #2) Выходной из школы был золотым билетом на свободу.
  • Что такое метафора #3) Ее лицо — солнце, а я — пасмурный день.
  • Что такое метафора #4) Он настоящий крутой кот.
  • Что такое метафора № 5) Америка — плавильный котел.
  • Что такое метафора #6) Его решение проблемы было просто пластырем.
  • Что такое метафора № 7) Долгие дни заключения были приговором к тюремному заключению.
  • Что такое метафора #8) Если вы слишком напуганы, чтобы использовать трамплин для прыжков в воду, то вы должны быть цыпленком.
  • Что такое метафора № 9) Машина моего отца — старый громкий динозавр.
  • Что такое метафора #10) Детский смех был музыкой для моих ушей.

Ознакомьтесь с дополнительными примерами метафор

Дополнительная литература

Для получения дополнительной информации о том, что такое метафора, примеры метафор или определение метафоры, включая примеры метафор из литературных произведений, посетите наш ресурс «Примеры метафор».