Содержание

«Что такое метафора? » — Яндекс Кью

Популярное

Сообщества

ЛитератураРусский язык

Анонимный вопрос

  ·

160,5 K

На Кью задали 4 похожих вопросаОтветитьУточнить

Бабушка Гофмана

Филология

6

Педагог с тридцатидвухлетним стажем, автор смешных миниатю и серьёзных рассказов (публиков…  · 2 дек 2020

Метафора — скрытое сравнение; литературный троп, основанный на переносе свойств и качеств одного предмета или явления на другие в силу сходства сближаемых предметов и явлений, которые таким образом их замещают.

Комментировать ответ…Комментировать…

Павел Вечный

64

Электромонтер.

Перекос фаз заметен невооруженным глазом. Сдвиг по фазе абсолютный.   · 21 дек 2019

Метафорой называют образное выражение какого-либо значения. Используют такой прием в литературе, чаще в поэтических зарисовках. В результате получается сравнительный оборот, открывающий для читателя необычную точку обзора того или иного явления. Применение метафоры может быть абсолютно любым. Примеры: «заливаясь соловьем, рассказчик вел слушателя по закоулкам… Читать далее

17,1 K

Смирнова Алисочка

23 декабря 2019

Метафора это скрытое сравнение и переносное значение слова

Комментировать ответ…Комментировать…

Первый

Елена Погадай

2

филолог, работаю в вузе  · 12 дек 2021

тут уже верно ответили вполне очевидную вещь о том, что метафора — троп, основанный на сравнении (и то, что это высвечивание неизвестного смысла в уже известном, из этого определения напрямую следует, мне кажется). Автор «Риторического словаря» Г.Г.Хазагеров, например, пишет, что в основе многих известных нам тропов (которые в школьной практике обычно разводятся по… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

alice2014

11,3 K

Мои интересы: разнообразны, но можно выделить следующие: литература, история…  · 25 окт 2018

Метафора от греческого «перенесение» — скрытое сравнение одного предмета или явления с другим на основании их сходства. Например, луну называют «небесным сыром», это метафора, потому что сыр круглый, желтый, покрыт дырками, словно кратерами.

35,9 K

Комментировать ответ…Комментировать…

Первый

Петр Дедков

10

19 янв 2020

Это значение и смысл одного явления перенести на другие действия или картинку. Например,луналикая моя. Звезда эстрады. Холодная война.Где бы не был я,я всегда рядом.

Комментировать ответ…Комментировать…

Сергей Н.

64

27 мар 2020

Что такое метафора?

Метафора (с греческого – перенос) – это способ, помогающий показать новое через известное. Иными словами, метафора это оборот речи, при котором употребленные слова и выражения приобретают переносный смысл на основе какой-либо аналогии, сравнения или сходства.

Источник: http://hi-po.ru/542/что-такое-метафора

18,7 K

ФароМебель

3 мая 2020

здорово! нужный ответ! спасибо!)))

Комментировать ответ…Комментировать…

Первый

Елизавета П.

77

25 нояб 2019

Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

36,0 K

Бабушка Гофмана

2 декабря 2020

Может быть, на уподоблении? А то как-то сложно представить сходные и контрастные предметы и явления, употребляющие друг друга…

Комментировать ответ…Комментировать…

Вы знаете ответ на этот вопрос?

Поделитесь своим опытом и знаниями

Войти и ответить на вопрос

1 ответ скрыт(Почему?)

Ответы на похожие вопросы

Что такое «метафора»? — 1 ответ, задан 

Lena Mettsberg-Ederle

Психология

1,9 K

Все эти зашкварные вопросы я задавала, когда работала в TheQuestion.   · 9 мая 2018

Под метафорой подразумевается употребление слов и выражений в переносном смысле, основанное на какой-либо аналогии, сходстве, сравнении. Например: «пузатый чайник», «золотая листва», «визг пилы», «брачные оковы», «тёплая встреча», «соль разговора», «паутина лжи» и т. д.

Метафоры часто используются поэтами и писателями в их произведениях: «гаснут красные крылья заката» (С. Есенин), «туча кружево в роще связала» (С. Есенин), «сквозь волнистые туманы пробирается луна» (А. Пушкин), «покрытый ржавчиной презренья» (М. Лермонтов).

Возможность развития в слове переносных значений создаёт мощный противовес образованию бесконечного числа новых слов. Польский писатель Ян Парандовский писал: «Метафора выручает словотворчество: без метафоры словотворчество было бы обречено на непрерывное производство всё новых и новых слов и отяготило бы человеческую память неимоверным грузом».

Метафоры могут даже отчасти способствовать лучшему запоминанию информации. Например, куда лучше запомнится информация о том, что грибы лучше всего всасывают токсины из почвы, если назвать их «природными пылесосами». 

Несколько видео по теме:

www. youtube.com/embed/oTg68ipscXk?wmode=opaque

www.youtube.com/embed/FRaudyeURak?wmode=opaque

Комментировать ответ…Комментировать…

Что такое метафора? — 1 ответ, задан 

КУРСАР К.

239

Профессиональная помощь в учебе, в проведении исследований, написании научных работ…  · 10 сент 2019

Мета́фора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.

Примеры метафор: «золотые волосы» , «солнечная улыбка» . Иногда метафору называют скрытым сравнением (Солнечная улыбка = «улыбка, похожая на солнце»).

Примеры метафоры: лабиринты боли, говор волн, бронза мускулов, чаша бытия, время идёт…

16,8 K

Комментировать ответ…Комментировать…

Что такое метафора? — 2 ответа, задан 

Первый

Даниил П.

11 мар 2021

Метафора это оборот речи отражающий действительность путем аналогии или сходства с событиями, действиями, вещами, людьми употребленными в переносном смысле

Комментировать ответ…Комментировать…

Что такое метафора? — 2 ответа, задан 

Сергей Н.

5

27 мар 2020

Что такое метафора

Метафора (с греческого – перенос) – это способ, помогающий показать новое через известное. Иными словами, метафора это оборот речи, при котором употребленные слова и выражения приобретают переносный смысл на основе какой-либо аналогии, сравнения или сходства.

Комментировать ответ…Комментировать…

Что такое метафора? — 2 ответа, задан 

По жизни с оптимизмом

1,2 K

23 янв 2019

Метафора — это литературный прием, который употребляется для обозначения переносного значения слова или выражения.

Например, стальные нервы, золотые руки, серебряный ручей и т.д.

Впервые термин ввел и дал ему определение Аристотель 2,5 тыс. лет назад.

Комментировать ответ…Комментировать…

Что такое метафора? определение, типы и примеры / литература

Что такое метафора и для чего она нужна

В простом понимании, метафора – это выражения, которые мы используем не в прямом значении слов. Метафора может состоять из одного слова или целого предложения, иногда метафорой может являться целый рассказ, который лишь передает важную мысль через образы и подобия.

Углубляясь в семантику слова, хочу сказать, что первоначальный термин был введен в более упрощенном значении Аристотелем. Суть метафоры, по его мнению, заключалась в зеркальном отражении искусства от реалий жизни. Позже само понятие метафоры стало применяться в литературе шекспировского времени и Золотого века в России.

Метафоры делятся на 3 большие категории:

  • Стертая;
  • Контрастная;
  • Реализованная.

Стертая представляет собой устойчивое выражение, закрепленное в языке, как единственное точное описание происходящего или предмета. Такая метафора стирает границу сравнительного употребления и используется, как понятное прямое значение слова.

Контрастная заключается в резком уклоне первоначального значения слова при описании другого. Этот прием более современный в понятии метафоры и стал распространяться со времен возникновения футуризма.  

Реализованный вид используется в основном в юмористической стилистике. Бессмысленное выражение с одной стороны, может обретать форму шутки или употребляться в речи в качестве разряжения смысловой нагрузки.

Какие метафоры бывают: классификация для удобства применения

Существуют разные виды метафор. Чтобы применять метафоры осознанно, нам пригодится их классификация.

Стертые метафоры

Один пример стертой метафоры я вам уже приводила: ножка стула. Это выражение стало настолько привычным, что мы даже не замечаем, что за ним стоит какая-то метафора. Стертыми метафорами часто являются слова и выражения, имеющие несколько значений.

Примеры стертых метафор:

  • горлышко бутылки;
  • анютины глазки;
  • дуновение ветра;
  • скачок давления;
  • рукав реки;
  • подножие горы.

Мертвые метафоры

В таких метафорах используются устаревшие слова, первоначальный смысл которых уже стерся и не осознается.

Пример: бить баклуши

Для современного человека выражение “бить баклуши” – означает бездельничать или заниматься ерундой. А вот что такое “баклуша”, знает далеко не каждый. Я, например, не знала, пришлось порыться в поисковике Яндекс.

Оказывается, баклуша – это деревянный чурбачок, заготовка, из которой впоследствии будут сделаны деревянные изделия, например, ложка или скалка. Изготовление баклуш считалось настолько неквалифицированной работой, что приравнивалось к безделию. Отсюда и пошла метафора “бить баклуши”.

Другие примеры стертых метафор:

  • добраться на перекладных;
  • решить с кондачка;
  • сбить с панталыку.

Стертые и мертвые метафоры (их ещё называют “сухие”) мы часто употребляем в повседневной речи и специально заострять на них внимание смысла нет. Другое дело – образные метафоры

Это именно тот инструмент, который следует освоить каждому пишущему человеку

Другое дело – образные метафоры. Это именно тот инструмент, который следует освоить каждому пишущему человеку.

Образные метафоры

Образные метафоры – это иносказательные обозначения предметов и действий. Есть образные метафоры, которые уже широко вошли в обиход и даже превратились в клише, например:

  • золотая осень;
  • серебро седины;
  • хмурое небо.

Такие метафоры рекомендую употреблять в текстах очень аккуратно, иначе можно легко скатиться до банальщины.

А вот примеры клише копирайтеров, метафор, которые давно превратились в пустые фразы:

  • демократичные цены;
  • гибкая система скидок;
  • дружный коллектив;
  • динамично развивающаяся компания;
  • лидер в своей отрасли;
  • огромный опыт работы;
  • индивидуальный подход;
  • высокий уровень сервиса.

От частого употребления их первоначальный смысл стерся. Не рекомендую употреблять подобные выражения в своих текстах.

Чтобы писать увлекательно, придется придумывать свои собственные образные метафоры.

Разная тактика

    Эпиграф.

    — Я работаю с утра до вечера!

    — А когда же вы думаете?

    (Диалог между молодым физиком и гениальным Резерфордом)

    Вы могли видеть это по телевидению, слышать об этом по радио или из газет, но в этот раз ежегодный мировой чемпионат проводился в британской Колумбии. Финалистами были канадец и норвежец.

 Их задача была такова. Каждому из них отводился определенный участок леса. Победителем становился тот, кто смог бы повалить наибольшее количество деревьев с 8 утра до четырех часов дня.

    В восемь часов утра раздался свисток и два лесоруба заняли свои позиции. Они рубили дерево за деревом, пока канадец не услышал, что норвежец остановился. Поняв, что это его шанс, канадец удвоил свои усилия.

    В девять часов канадец услышал, что норвежец снова принялся за работу. И снова они работали почти синхронно, как вдруг без десяти десять канадец услышал, что норвежец снова остановился. И снова канадец принялся за работу, желая воспользоваться слабостью противника.

    В десять часов норвежец снова включился в работу. Пока без десяти одиннадцать он ненадолго не прервался. С все возрастающим чувством ликования канадец продолжил работу в том же ритме, уже ощущая запах победы.

    И так продолжалось целый день. Каждый час норвежец останавливался на десять минут, а канадец продолжал работу. Когда раздался сигнал об скончании соревнования, ровно в четыре часа пополудни, канадец был совершенно уверен, что приз у него в кармане.

    Вы можете себе представить, как он удивился, узнав, что проиграл.

    — Как это получилось? — спросил он норвежца. — Каждый час я слышал, как ты на десять минут прекращаешь работу. Как, черт тебя подери, ты умудрился нарубить больше древесины, чем я? Это невозможно.

  — На самом деле все очень просто, — прямо ответил норвежец. — Каждый час я останавливался на десять минут. И в то время как ты продолжал рубить лес, я точил свой топор.

Метафоры в литературе (объяснение)

41. «Его пергаментная луна / драгоценное прикосновение приходит» (Федерико Гарсиа Лорка).

Объяснение: это чистая метафора, в которой реальный термин заменен нереальным. Пергаментная луна относится к бубну.

42. «Когда я думаю, как мой свет гаснет …» (Джон Мильтон).

Объяснение: чистая метафора. Истекающий свет указывает на его слепоту.

43. «На мельницу любви / счастливая девушка идет» (Тирсо де Молина).

Объяснение: это метафора дополнения предлога, в которой два термина связаны через предлог из: «в мельница из люблю’.

44. «Если магнит твоей притягательной милости / служит моей груди из послушной стали, / почему ты мне льстишь, / если ты должен издеваться надо мной, то беглец?» (Сор Хуана Инес Де Ла Крус).

Объяснение: метафора предложного дополнения в первом («из») и втором («из») стихах: «al магнит из ваша благодарность привлекательная’, ’моя грудь из послушная сталь’

45. «Тело женщины, белые холмы, белые бедра, / вы похожи на мир в своей позиции подчинения. / Мое тело дикого крестьянина подрывает вас / и заставляет сына прыгать со дна земли» (Пабло Неруда).

Объяснение: первый стих содержит аппозиционную метафору, в которой термины сравнения разделены запятыми: «Тело женщины, белые холмы, белые бедра. «Третья строка является метафорой предложного дополнения:»Мое телоиздикий крестьянин подрывает вас «.

46. ​​«Пока вы соревнуетесь со своими волосами, / Полированное золото, солнце светит напрасно» (Луис де Гонгора).

Объяснение: Это аппозиционная метафора, в которой запятая указывает на то, что золото напоминает солнце: «Полированное золото, солнце напрасно блестит «.

47. «Твои глаза — родина молний и слез» (Октавио Пас).

Объяснение: первая часть предложения — нечистая метафора, в которой устанавливается отождествление между реальным концептом (ваши глаза) и воображаемым (родина молний и слез) посредством глагола быть (они есть). Вторая часть предложения является метафорой предложного дополнения: «the Родинаизвспышка молнии Y из то рвать’.

48. «Мое сердце — арестованная герань» (Сильвия Плат).

Объяснение: это нечистая метафора, связанная с глаголом to be (is) to сердце с герань остановилась.

49. «Эти кровавые удары — треск хлеба, который горит на дверце духовки». (Сезар Вальехо).

Объяснение: это нечистая метафора. В нем это похоже кровавые удары с треск хлеба, который горит на дверце духовки.

50. «Твои руки — моя ласка / мои повседневные аккорды» (Марио Бенедетти).

Объяснение: эти стихи представляют собой нечистую метафору (ваши руки находятся моя ласка), с аппозиционной метафорой (твои руки — моя ласка, мои повседневные аккорды).

Виды

В современной теории метафоры принято различать диафору (резкую, контрастную метафору) и эпифору (привычную, стертую метафору):

  • Резкая метафора представляет собой метафору, сводящую далеко стоящие друг от друга понятия. Модель: начинка высказывания.
  • Стёртая метафора есть общепринятая метафора, фигуральный характер которой уже не ощущается. Модель: ножка стула.
  • Метафора-формула близка к стёртой метафоре, но отличается от неё ещё большей стереотипностью и иногда невозможностью преобразования в нефигуральную конструкцию. Модель: червь сомнения.
  • Развёрнутая метафора — это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом. Модель: Книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка всё чаще оказываются несвежими — их приходится выбрасывать, даже не попробовав.
  • Реализованная метафора предполагает оперирование метафорическим выражением без учёта его фигурального характера, то есть так, как если бы метафора имела прямое значение. Результат реализации метафоры часто бывает комическим. Модель: Я вышел из себя и вошёл в автобус.

Два маленьких мальчика

 Прошлым летом, учительница сидела на берегу моря, отдыхая после долгой экскурсии. Она ела сандвич и наблюдала за тем, что происходит на пляже. Два маленьких мальчика, около 6 лет, играли вместе. Они бегали вокруг, смеялись и сейчас, немного устав от этого, уселись рядышком, неподалеку от нее, и начали разговаривать.

 Возможно, они только что познакомились (дети легко знакомятся на каникулах). Наконец один сказал другому:

   — Кем ты хочешь стать, когда ты вырастешь? Я хочу быть нейрохирургом.

— Я не знаю. Я никогда не думал об этом. Знаешь, я не очень умный.

   Ветер унес их разговор. А учительница задумалась о том, где второй мальчик почерпнул такую веру в ограниченность собственных возможностей. Возможно, от другого учителя! Или от родителей. Ему шесть лет, и если он не изменит свое мнение, или кто-нибудь другой не поможет ему изменить свою точку зрения, это окажет отрицательное влияние на его жизнь, ограничив его веру в собственные возможности, сковывая его потенциал.

Убеждения не являются истиной. Они конструируются окружением, которое организует наше поведение. Каждый из нас действует, как если бы эти убеждения были истинными. И по этим причинам все наши убеждения подтверждаются и становятся «истинными» по принципу самоисполняющегося пророчества.

Соотношение образа, символа и метафоры в культуре

В этом исследовании мы попытаемся проследить, как функционирует метафора в культуре и какое место она там занимает. Так как культура представляет собой явление, пронизывающее все стороны жизни человека, его «возделанную» среду обитания, каждый культурный процесс обладает собственной внутренней динамикой и собственными закономерностями, все элементы культуры, объединяясь в единое целое, образуют сложную систему взаимосвязей, то для решения поставленных задач мы не можем удовольствоваться определением метафоры как простого перенесения свойств одного предмета или явления на другой. Подспорьем нам может стать сама этимология слова, которая уже несет в себе информацию, позволяющую нам перешагнуть, выйти за пределы метафоры, как риторической фигуры. Ведь это слово может быть разбито на две части: «мета» (приставка имеет два значения: 1) после, над, через, за, пере 2) совместно, сообща) и «фора» (движение). Отсюда мы можем сделать следующие выводы: 1) метафора как-то связана с объединением, 2) но это объединений отличается от механической суммации, оно предполагает взаимовлияние, взаимосвязь элементов с возможной их последующей трансформацией. То есть метафора — это не просто механический перенос, но некоторое совместное движение навстречу, посредством которого некие элементы объединяются, чтобы образовать уже совершенно новое целостное образование. Об этом очень образно и красиво написал Ортега-и-Гассет: «В столкновении предметов ломается их твердый остов, и внутренняя материя в расплавленном состоянии напоминает плазму, готовую принять новую форму и структуру» . Когда поэт называет кипарис «призраком мертвого пламени», то мы знаем, что и кипарис, и призрак, и пламя принадлежат к миру реальных, знакомых нам предметов. Но, соединяясь в этой метафоре, кипарис перестает быть кипарисом, призрак призраком, а пламя пламенем. Перед нами совершенно новый объект, который Ортега-и-Гассет называет «прекрасным кипарисом», в отличие от «реального кипариса».

Метафора является одним из возможных вариантов такого слияния, так как всего, согласно Потебне В. В., возможно два исхода борьбы двух комплексов представлений: «А» полностью заключается в «X» (синекдоха) -количественный перенос одного знания предмета на другое, «А» отчасти заключено в «X» (метонимия) — качественный перенос, «А» и «X» не совпадая друг с другом прямо, совпадают через третье «В» — метафора.

Так действует метафора, связывая два предмета в единый образ. Но что нового из этого мы можем узнать о культуре? Если только приглядеться, то окажется, что этот же самый принцип повторяется на более масштабных уровнях организации. Если попросить группу людей закрыть глаза и представить себе тот круг образов, предметов, фраз и цитат, с которыми у них ассоциируется наша эпоха, то полученный результат обнаружит как наличие сугубо индивидуальных, неповторяющихся элементов, связанных с субъективным опытом, так и общие компоненты — все то, что нас повсеместно окружает, что мы слышим с экранов телевизоров, читаем в газетах и т. д. Какую-то часть из этого составят метафоры, ведь образный язык обладает колоссальными возможностями убеждения, способствует четкому и быстрому формированию общей картины. Яркие образы гораздо дольше остаются в памяти; эту аксиому применяют и опытные педагоги и успешные политики.

И когда мы обращаемся к наследию прошлого, мы то и дело вновь сталкиваемся со знакомыми метафорами: жизнь как бушующее море, в котором человек плывет на утлом суденышке; мир, как огромный театр, где «каждый не одну играет роль», возлюбленная, как прекрасный цветок и т.д. Мир эмоций и переживаний прошлого становится доступен нам, в том числе и в силу того, что за такими метафорами прочно закрепился пережитой опыт и именно в таком виде они вошли в культуру. То есть эти метафоры выступают как бы ключами, открывающими двери в иные эпохи. Как бы ни отличались переживания людей прошлого от того, что мы чувствуем сейчас, все же существует этот доступный и понятный для всех язык. Иными словами метафора — это информационный канал, связывающий два отделенных друг от друга мира. Это путь, возможность общения, некоторый надязык, нечто подобное эсперанто, искусственному языку, придуманному человеком ьа основе интернациональных корней, который принадлежит одновременно многим языкам и никакому из них в отдельности. Эти каналы, связанные воедино, подобно артериям и сосудам человеческого тела, образуют живую и пульсирующую карту культуры.

Метафоры в произведениях русских классиков

Особое отношение к метафоре отмечается у русских классиков. Например, Ф.М. Достоевский употреблял иносказания одному ему свойственным образом, стараясь не переусердствовать. В произведениях Достоевского метафоры встречаются редко, И. Анненский и вовсе считал, что Федор Михайлович все украшательство в тексте презирал, за исключением случаев употребления лиричных слов. Достоевский прибегает к метафорам, желая с их помощью показать персонажа с не самой лучшей стороны, рассказать читателю о том, что реальное положение дел героя несколько не соответствует тому, что он о себе мнит. Пример: «Фома Опискин был сыт одним благородством своей души!..» («Село Степанчиков и его обитатели»).

Совсем по-другому относились к метафорам Ф. Тютчев, А. Пушкин, М. Лермонтов и С. Есенин. В поэмах и прозе названных авторов метафоры нередкие гости.

Метафоры — слова, употребление которых делает русский язык образным, певучим, лиричным. Есть подобные выражения и в иностранных языках, но именно русские метафоры наиболее интересны, многие из них авторские и даже народные.

Какие бывают виды метафор?

Существует несколько разных классификаций метафор. Здесь приводится деление на номинативную, когнитивную, образную и концептуальную.

Номинативная метафора

Это перенос названия с одного предмета/явления на другой, служит образованием новых названий предметов. Например: спинка дивана, молния (застёжка), ручки (посуды).

Когнитивная метафора

Метафора за счёт переноса признаков (предикатных слов), понимание абстрактных понятий из конкретных. Например: деревья таяли в тумане (как масло), колючий ответ (как игла).

Образная метафора

Присутствует синтаксический сдвиг: переход из дескриптивного в предикатное. Например: звезда (кино), жемчужина (поэзии).

Концептуальная метафора

Формирование новой метафоры на основе другой. Например: метафора «наши отношения зашли в тупик» (новая метафора) подразумевает идею того, что «любовные отношения — путешествие».

Виды метафоры

Различают два основных вида метафор — сухая и развёрнутая. Различия между ними очевидны и сразу бросаются в глаза, поэтому вопроса, как найти метафору, возникать не должно, даже у неопытных читателей.

Сухая метафора — сравнение, зачастую, уже накрепко вошедшее в обиход, которое иногда бывает сложно заметить в разговоре, к примеру:

  • Глазное яблоко — метафора значение которой, очевидно, а сравнение находится в слове яблоко, благодаря схожести форм;
  • Ножка шкафа — ножка, это сравнение, употребляемое благодаря тому, что это опора, так же как и человеческие нижние конечности, хотя мебель явно не может на ней двигаться;
  • Золотые слова — естественно, слова не сделаны из драгоценного камня, но проведена такая параллель, благодаря большой ценности произнесённого;
  • Горящая листва — на самом деле листва не пылает, просто её цвет очень напоминает костёр, кстати, пора «горящей листвы» это любимая пора Пушкина, также одного из поклонников использования ярких метафор в своих стихах.

Развёрнутой метафорой зачастую пользуются люди литературы. Такое сравнение может длиться на протяжении строчки, предложения, абзаца, страницы или книги.

Итак, можно сделать вывод, что наш язык богат и разнообразен. Более того, он обширен и велик. Огромное количество писателей, поэтов и философов не одно столетие доказывают эти простые истины. От великого ума Аристотеля и до Пушкина, Лермонтова, Толстого и, в конце концов, Маяковского и Высоцкого. Все они говорили о прелестях родного разговора. А нам нужно запомнить только то, что словом можно как убить, так и исцелить. Владейте родной речью и находите прекрасное в обыденном, удачи.

Что такое развернутая метафора в русском языке: определение, суть, анализ

Если обычная метафора подразумевает (зачастую) одну ассоциацию между живыми и неживыми предметами по сходству, то в случае с развернутой метафорой в русском языке, их может быть несколько. Что это такое? Вот определение и суть:

  • Это обширная форма тропа, в которой идет более сильное, мощное сравнение явлений и предметов.
  • По сравнению с обычной метафорой, имеет большую «загруженность» по отношению к предложению.

Причина употребления:

  • Усиление эмоциональности речи и более детальное описание ситуации.
  • Можно сказать, что развернутая метафора – это подробная ассоциация, а обычная метафора – ассоциация «в общих чертах».

В случае с развернутой метафорой, одна ассоциация влечет за собой новые, которые подходят к ней по смыслу. Порой это рождает достаточно сложные конструкции:

  • «Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады» (Горький).
  • «Потом звонок бьет где-то далеко-далеко, усыпительно, хлопают двери вагонов, и доносится жалобный гул паровоза, напоминающий о бесконечной дали и ночи. Что-то начинает вздрагивать и подталкивать под бок. Металлически-лучистый блеск фонарей проходит по стеклам и гаснет. Пружины дивана покачиваются все ровнее и ровнее, и наконец непрерывно возрастающий бег поезда снова погружается в дремоту» — И. А.Бунин.
  • «И неуклюжий грязный сапог отставного солдата, под тяжестью которого, кажется, трескается самый гранит, и миниатюрный, легкий, как дым, башмачок молоденькой дамы, оборачивающей свою головку к блестящим окнам магазина, как подсолнечник к солнцу, и гремящая сабля исполненного надежд прапорщика, проводящая по нем резкую царапину, — все вымещает на нем могущество силы или могущество слабости» — Н. В. Гоголь «Невский проспект».

Если бы авторы не использовали в своем тексте развернутые метафоры, то рассказы получались бы скучными и неинтересными. В разговорной речи также нужно использовать средства выразительности, и тогда вас будут считать душой компании — интересным человеком с яркой речью.

Функции

Зачастую люди используют метафору неосознанно (например, стертую). Каковы же ее функции в сознательном употреблении?

Оценочная

Сопоставление одного и того же предмета с различными явлениями позволяет дать ему совершенно разную оценку. Хорошо работает на выявление этой оценки метод ассоциаций: для одних, например, школа – это тюрьма, для других – большая семья.

Эмоционально-оценочная

Наряду с образностью, говорящий может вызвать у собеседника какие-либо эмоции и, что часто бывает, породить новый образ: Отелившееся небо лижет красного телка. (С. Есенин). Сравнение месяца с новорожденным теленком вызывает нежность, умиление, теплоту.

Номинативная (назывная)

Так, например, действие, обычно называемое одним словом, именуется несколькими: дурачиться – валять дурака, валять Ваньку и т. д. В контекст фразы вводится новый объект, а речь приобретает выразительность.

Познавательная

Позволяет заметить в предмете главное либо открыть новые его стороны: Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. (Мф. 5:13).

Я бы еще выделила мнемоническую функцию, вытекающую из предыдущей.

Иногда метафора облегчает понимание и запоминание. Классический школьный пример: Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.

Примеры метафоры в стихах русских поэтов XX века

Метафоры в поэзии XX века звучат несколько иначе. Необычностью метафор отличается поэзия Маяковского. Связано это в первую очередь с эпохой, в которую создавались его стихи – время потрясений и культурного сдвига в искусстве, поиск обновленного поэтического языка.

Многие из его метафор основаны на визуальных образах: «розы столиц в лепестках площадей». Во вступлении к поэме «Во весь голос» поэзия уподобляется строю войск:

Военные, кровавые, навеянные революцией метафоры – отличительная особенность стихов Маяковского: «баррикады сердец и душ», «окровавленный сердца лоскут». Также Маяковским используется прием одушевления неживого, в частности – города и городских улиц:

***

Городские, урбанистические пейзажи становятся более живыми, чем люди, их населяющие:

У современника Маяковского – Есенина – напротив, метафоры совсем другие, образы тесно связаны с природой, крестьянской жизнью: «снег черемухи», «красные крылья заката», «мельница – бревенчатая птица», «дремлют в тумане плетни».

Метафору в поэтическом творчестве Цветаевой можно определить как одну из главных особенностей ее стихов. Природа у Цветаевой воплощает живительную силу: «беседую с ветром», «ветра поцелуи», «зоркая ночь», «лес – моя колыбель».

Метафоричность – базовый эстетический принцип раннего творчества Пастернака. Его поэтические образы строятся на приеме метафорического оживления:

Отличает стихи Пастернака от других коллег-поэтов метафора-абсурд, в основном присущая прозе: «час похож на таракана», «был мак, как обморок, глубок». В таких метафорах понятия «абстрактное» и «конкретное» зачастую меняются местами.

19 лучших примеров метафор из литературы

Изучение хороших метафор — один из лучших способов научиться их писать. Откройте для себя наш гид с 19 лучшими примерами метафор из литературы.

Метафоры — распространенный литературный прием, используемый во всех типах письма. Сравнивают ли они влюбленность с американскими горками или говорят, что у кого-то «каменное сердце», писатели могут использовать визуальные метафоры, чтобы сделать свой текст богаче и эффективнее. Хотя метафоры широко используются и изучаются в поэзии, например в произведениях таких великих людей, как Роберт Фрост и Эмили Дикинсон, вы также можете найти примеры метафор в прозе, песнях и фильмах.

Вот несколько классических примеров метафор, которые заставят вас задуматься о том, как использовать эту фигуру речи в своем письме.

Содержание

  • 1. «Как вам это понравится» Уильяма Шекспира
  • 2. «Виноваты звезды» Джона Грина
  • 3. «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира
  • 4. «Великий Гэтсби» Ф. Скотта Фитцджеральда 90
  • 5. «Гончая собака» Джерри Лейбера и Майка Столлера
  • 6. «Бегущий за ветром» Халеда Хоссейни
  • 7. «Клуб радости и удачи» Эми Тан
  • 8. «Начало»
  • 9. «Макбет» Уильяма Шекспира
  • 10. «Лицо на пакете с молоком» Кэролайн Б. Куни
  • 11. «Аладдин»
  • 12. «Между действиями» Вирджинии Вульф «Рэббит»
  • 14 900. Джон Апдайк
  • 14. Гамлет Уильям Шекспир
  • 15. Слепой убийца Маргарет Этвуд
  • 16. Люди, которых мы пожинали Джесмин Уорд
  • 17. Шоу Трумана
  • 3 90 Кэти1Перри 18. «Фейерверк» 19. «Повелитель мух» Уильяма Голдинга
  • Автор

1. «Как вам это понравится» Уильяма Шекспира

Уильям Шекспир через Википедию, общественное достояние

«Как вам это понравится», все люди на нем актеры. Это неудивительно, ведь Шекспир известен использованием образного языка в своих стихах и пьесах. Многие из простых метафор и сравнений, которые он использовал в своих произведениях, стали распространенными метафорами и фразами в нашей современной культуре и языке.

«Весь мир — сцена, а все мужчины и женщины просто игроки».

Уильям Шекспир, Как вам это понравится

2. Ошибка в наших звездах Джона Грина

Джон Грин через Википедию, общественное достояние

Ошибка в наших звездах рассказывает историю молодой девушки, которая борется с терминалом Диагноз рак, которая встречает свою настоящую любовь. Эта пронзительная, душераздирающая история исследует, что значит быть влюбленным и живым, и как жить полной жизнью, несмотря на надвигающуюся трагедию. Автор, Джон Грин, использует на протяжении всей книги несколько различных типов метафор, в том числе эту известную строчку:0005

«Солнышко было малышом, настойчиво отказывающимся ложиться спать; Было уже полдевятого, а еще светло.

Джон Грин, Ошибка в наших звездах

3. «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира

«Ромео и Джульетта» — еще одна классическая пьеса Шекспира, в которой используется множество различных литературных приемов. В историю несчастных влюбленных вплетено много стихов, наполненных любовью. В одной из самых известных строк всей пьесы проводится прямое сравнение Джульетты с солнцем, и это пример метафоры.

«Но мягкий! Какой свет сквозь младшие окна пробивается?
Это восток, а Джульетта — солнце».

Уильям Шекспир, Ромео и Джульетта

4. Великий Гэтсби Ф. Скотта Фицджеральда

Ф. Скотт Фицджеральд через Википедию, общественное достояние

Великий Гэтсби Ф. Скотта Фицджеральда является примером классической литературы. Использование автором метафор делает письмо интересным, рисуя образы в сознании читателя, чтобы сделать его более значимым. В этой книге рассказывается о Джее Гэтсби, богатом человеке, который влюбляется в Дейзи Бьюкенен. Он наиболее известен тем, что изображает жизнь в эпоху джаза в Америке. В книге многие цитаты содержат метафоры, например, эта: «Матовый свадебный торт потолка». Буквальное значение потолка, сделанного из торта, не имеет смысла, но творческое письмо создает словесный образ в сознании читателя. Он также сравнивает людей с лодками, плывущими против течения.

«Итак, мы плывем, лодки против течения, непрестанно несущиеся назад в прошлое».

F. Scott Fitzgerald, The Great Gatsby

5. «Hound Dog» Джерри Лейбера и Майка Столлера

Hound Dog — блюзовая песня 1950-х годов, написанная Джерри Лейбером и Майком Столлером. Она стала известной, когда король рок-н-ролла Элвис Пресли записал ее, и она заняла 19-е место в списке Rolling Stone из 500 величайших песен всех времен. В песне этот предмет сравнивается с гончей собакой, которая плачет, но никогда не может поймать кролика. Термин «гончая собака» часто относится к беспорядочному человеку, еще одна метафора в беззаботной песне.

«Ты не что иное, как гончая собака,
все время плачешь.
Ну, ты никогда не ловил кролика
И ты мне не друг.

Джерри Лейбер и Майк Столлер, Гончая собака

6. Бегущий за ветром Халеда Хоссейни

Халед Хоссейни через Википедию, общественное достояние

турнир по кайтфайтингу. Когда он и его друг направляются на мероприятие, русские вторгаются в Афганистан. Действие происходит в 1970-х годов, книга представляет собой историко-фантастическое произведение, исследующее сложное историческое время. Хотя метафора встречается не в каждой главе, у Халеда Хоссейни есть один пример в этой цитате, где он сравнивает воздушного змея с ключом к чьему-то сердцу:

«Позади него на кучах металлолома и щебня сидел синий коршун. Мой ключ к сердцу Бабы».

Халед Хоссейни, Бегущий за ветром

7. Клуб радости и удачи Эми Тан

Эми Тан через Википедию, общественное достояние

Эми Тан — современный писатель, использующий метафоры в своем произведении « Клуб радости и удачи». Эта история рассказывает о четырех китаянках, которые создают связь, когда иммигрируют в Соединенные Штаты. Еженедельно они встречаются, чтобы поиграть в маджонг и вспомнить о жизни в Китае, при этом воспитывая дочерей, не связанных с китайской культурой, эти женщины тесно связаны друг с другом. Тан использует свои способности рассказчика, чтобы помочь читателям соединиться с этими женщинами, и она также включает метафору, сравнивающую одного персонажа с пешкой в ​​игре в шахматы.

«В ее руках я всегда становился пешкой. Я мог только убежать. И она была королевой, способной двигаться во всех направлениях, неутомимой в своем преследовании, всегда способной найти мое самое слабое место».

Эми Тан, Клуб радости и удачи

8. Начало

В фильме Начало много глубоких метафор. На самом деле, концовка фильма оставляет зрителя в недоумении, был ли весь фильм просто одной большой метафорой или же события имели место быть. Многие рецензенты считают, что весь фильм — это расширенная метафора кинопроизводства, а вершина, которая появляется на протяжении всего фильма, — это метафора реальности. Независимо от метафоры, которую вы обнаружите при просмотре фильма, ясно, что создатель фильма имел в виду основной смысл и сравнение при его создании.

«Вы хотите сделать прыжок веры или стать стариком, полным сожалений, ожидающим смерти в одиночестве?»

Начало

9. «Макбет» Уильяма Шекспира

«Макбет » — еще одна пьеса Шекспира, полная метафор. Эта трагическая пьеса рассказывает о падении Макбета, когда он уступает своим демонам и реалиям вины. Услышав пророчество о том, что он станет королем, Макбет совершает убийство, разрушая свою жизнь и свою семью. Он показывает безрассудство слишком больших амбиций и развращающую природу власти для большинства людей. В одной известной строфе драматург сравнивает время с семенами зерна.

«Если ты можешь заглянуть в семена времени,
И сказать, какое зерно вырастет, а какое нет,
Скажи тогда мне, кто не умоляет и не боится
Твоих милостей и твоей ненависти».

Уильям Шекспир, Макбет

10. «Лицо на пакете с молоком» Кэролайн Б.

Куни

«Лицо на пакете с молоком» которая видит свое лицо на фотографии «пропавший ребенок» на обратной стороне пакета с молоком для школьных обедов. Это отправляет ее в путешествие самопознания, поскольку она понимает, что ее жизнь не такая, какой она думала. Понятно, что это создает некоторую путаницу, которую Кэролайн Б. Куни улавливает в этой метафоре:

«Она была разумом, плавающим в океане замешательства».

Кэролайн Б. Куни, Лицо на пакете с молоком

11.

Аладдин

В диснеевском фильме Аладдин пророческое слово говорит Джафару искать «алмаз в необработанном виде». Эта распространенная метафора относится к человеку, который кажется грубым и неопрятным, но в конечном итоге становится таким же ценным, как бриллиант, когда вы узнаете его поближе. Аладдин идеально вписывается в эту картину. Он кажется не более чем уличным мальчишкой и вором, но оказывается достойным руки принцессы Жасмин.

«Найди необработанный алмаз»

Аладдин

12. Между действиями Вирджинии Вульф

Вирджиния Вульф через Википедию, общественное достояние семья во время подготовки к конкурсу, который они устраивают в своем доме. Она использует свой литературный стиль потока сознания, чтобы показать повседневную жизнь даже при планировании большого мероприятия. Красочные описания персонажей писателя и использование метафор делают эту книгу привлекательной, особенно метафора, сравнивающая книги с зеркалом.

«Книги — зеркало души».

Вирджиния Вулф, Между действиями

13. Кролик, бегущий Джоном Апдайком

Джон Апдайк через Википедию, общественное достояние

молодой человек, который бросает свою семью в поисках удовлетворения в другом месте. Автор мастерски излагает книгу: первоначальное знакомство с Кроликом заставляет читателя полюбить его только для того, чтобы его истинная импульсивная и эгоистичная натура постепенно раскрывалась. Книга сделала Джона Апдайка опытным современным американским писателем и включает в себя эту известную метафорическую цитату, в которой руки двух влюбленных сравниваются с морской звездой:0005

«Но это всего лишь двое влюбленных, которые держатся за руки и спешат к своей машине, их сцепленные руки — морская звезда, прыгающая в темноте».

Джон Апдайк, Кролик, Беги

14. Гамлет Уильяма Шекспира

Уильям Шекспир использует метафору почти в каждой своей пьесе, поэтому неудивительно, что Гамлет также попал в этот список. В этой пьесе рассказывается о Гамлете, принце Дании, который пытается убить короля, который оказался убийцей своего отца. На протяжении всей пьесы Гамлет симулирует безумие и произносит множество речей о смысле жизни и смерти. Его дядя, король, также разрабатывает заговор с целью убить Гамлета, и предательство является обычным явлением на протяжении всей истории. В одной из самых известных цитат из этой пьесы используется смешанная метафора, сравнивающая две вещи, армию и океан, для создания метафоры «море проблем», представляющей жизненные испытания.

«Быть ​​иль не быть, вот в чем вопрос:
Что благороднее в душе страдать
Пращи и стрелы яростной судьбы,
Или с оружием в руках идти против моря бед
И противным концом их.»

Уильям Шекспир, Гамлет

15. Слепой убийца Маргарет Этвуд

Маргарет Этвуд через Википедию, общественное достояние30-е и 1940-е годы прекрасно исследуют самоубийство, то, что привело к самоубийству, и последствия смерти. В нем также есть роман в романе, что делает его особенно мастерски написанным. В одной из самых известных цитат книги Этвуд создает подразумеваемую метафору между временем и поднимающимся океаном воды. Это подразумевается, потому что вода прямо не названа, но мысль об утоплении создает подразумеваемое сравнение.

«Время все растет и растет, и когда оно достигает уровня ваших глаз, вы тонете».

Уильям Шекспир, Гамлет

16.

Люди, которых мы пожинали, Джесмин Уорд Джесмин Уорд через Википедию, общественное достояние

Мужчины, которых мы пожинали i Это мемуары, посвященные пяти молодым людям, которых Джесмин Уорд знала в своем родном городе. Она следит за их жизнью и смертью, переплетается с историей самой Уорд. Поскольку она выросла в Миссисипи, ураган Катрина сыграл важную роль в ее детстве. Она намекает на это на протяжении всей книги и даже метафорически сравнивает жизнь с ураганом.

«Жизнь — это ураган, и мы забираемся на борт, чтобы спасти то, что можем, и низко кланяемся до земли, чтобы присесть в том маленьком пространстве над грязью, куда не долетит ветер».

Джесмин Уорд, Мужчины, которых мы пожинали

17. Шоу Трумана

Шоу Трумана — это фильм, который представляет собой расширенную метафору. Главный герой, Трумэн, находится под пристальным вниманием, поскольку он является героем реалити-шоу, о котором он не знает. В фильме прослеживается множество метафор, в том числе лестница, представляющая свободу, и создатель шоу, представляющий контролирующее правительство. Зрители задаются вопросом, как может выглядеть контролирующее правительство в будущем, когда они смотрят, как Трумэн добивается своей свободы.

«Это большой парень. Какая у него большая кисть.

Шоу Трумана

18. «Фейерверк» Кэти Перри

Кэти Перри через Википедию, общественное достояние

Современная культура часто использует метафоры в песнях, письменном и изобразительном искусстве. В культовом сингле Кэти Перри Firework тема песни сравнивается с фейерверком, который вот-вот взорвется. Она также сравнивает людей с пластиковыми пакетами в начале песни, улавливая чувство безнадежности, которое испытывают многие люди. Слушатели воодушевляются, когда думают, что ждут, чтобы взорваться красивыми искрами, слушая эту песню.

«Потому что, детка, ты фейерверк
Давай, покажи им, чего ты стоишь
Заставь их кричать «о, о, о»
Пока ты стреляешь по небу.

Кэти Перри

19. Повелитель мух Уильяма Голдинга

Уильям Голдинг через Википедию, общественное достояние дополнение к более широкому символическому значению. В этой книге рассказывается, что происходит, когда группа школьников оказывается на необитаемом острове без присмотра взрослых. Их попытки создать общество и выжить — дань уважения человеческому упорству и порочности человеческого существования. Он считается одним из лучших примеров метафоры в англоязычной литературе, а также содержит метафору сравнения сына с каплей золота.

«Солнце на западе было каплей горящего золота, которая скользила все ближе и ближе к порогу мира».

Уильям Голдинг, Повелитель мух

Ищете больше? Ознакомьтесь с нашим руководством о том, как анализировать стихотворение!

Присоединяйтесь к более чем 15 000 писателей сегодня

Получите БЕСПЛАТНУЮ книгу с подсказками по письму и узнайте, как заработать больше денег на писательстве.

Работает на ConvertKit

Автор

Какова функция метафоры в литературе? (с картинками)

`;

Язык

Факт проверен

Алан Рэнкин

Функция метафоры в литературе двояка. Первая и более практичная функция состоит в том, чтобы позволить читателю лучше понять описываемую концепцию, объект или персонаж. Это делается путем сравнения его с элементом, который может быть более знаком читателю. Вторая функция — чисто художественная: создать образ красивый, глубокий или иным образом производящий желаемый автором эффект. По этим причинам писатели использовали метафору с самых ранних записанных рассказов.

Термин «метафора» широко используется в этом смысле для описания любого случая, когда что-то образно сравнивается с чем-то другим. Это включает в себя сравнение, которое сравнивает вещи, используя такие слова, как подобный или как. Напротив, метафора в ее обычном значении обходится без таких слов, описывая что-то, называя это другим, как, например, когда шекспировский Ромео говорит: «Джульетта — это солнце». Другие метафорические фигуры речи включают метонимию, когда одно слово используется для обозначения сложной идеи; например, слово Голливуд часто используется для описания киноиндустрии. Метафора в литературе служит для того, чтобы сделать письмо более доступным и красочным одновременно.

Примеры метафоры в литературе появляются в самых ранних сохранившихся литературных произведениях, включая Эпос о Гильгамеше , 1000 г. до н.э., и Одиссея Гомера . Гомер, в частности, был известен своими обширными эпическими сравнениями, в которых персонажи сравнивались с предметами или животными на значительном протяжении. Метафоры Шекспира, часто используемые в диалогах в его театральных постановках, славятся своей красотой. Это выполняло вторую функцию метафоры в литературе так же, как и первую. Поэты-романтики 18-го века развили эту красоту дальше, например, шотландский поэт Роберт Бернс написал: «Моя любовь подобна красной красной розе».

В наше время писатели могут использовать метафору в более сложных целях, таких как расширенная метафора. Например, в его пьесе The Crucible , Артур Миллер использует Салемский суд над ведьмами как метафору антикоммунистической истерии Америки 1950-х годов. Эта метафора не прописана в самом произведении и требует, чтобы знание истории и замысел писателя были очевидны. В частности, научная фантастика дает множество примеров расширенной метафоры в литературе. Истории из серий Star Trek и X-Men часто используют инопланетян или человеческие мутации в качестве метафор расизма, сексизма и гомофобии.

Использование метафоры требует от автора некоторой осторожности. Плохо подобранная метафора может выбить читателя из повествования, и это частая ошибка неподготовленных писателей. Смешанная метафора возникает, когда две разные метафоры применяются к одному и тому же предмету, например, «вверх по ручью без подсказки».