Урок 15. изобразительно-выразительные средства языка — Русский язык — 6 класс
Русский язык
6 класс
Урок № 15
Изобразительно-выразительные средства языка
Перечень рассматриваемых вопросов
1. Изобразительно-выразительные средства языка.
2. Роль эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений, гипербол в предложениях и текстах.
Тезаурус
Изобразительно-выразительные средства языка – это поэтические обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении.
Гипербола – это образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении размеров, красоты, значения изображаемого предмета или явления.
Литота – это образное выражение, состоящее в преуменьшении размеров, значения изображаемого предмета или явления.
Метафора – Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства предметов или явлений (скрытое сравнение).
Олицетворение – разновидность метафоры, наделение неодушевлённого предмета признаками и свойствами человека.
Сравнение – сопоставление одного предмета с другим с целью художественного описания первого.
Эпитет – образное определение предмета или действия.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.
2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – 191 с.
- Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.
- Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019.
- Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Отгадайте загадку Бориса Заходера:
Нахмурилось небо
(Наверно, не в духе!).
Летают, летают
Белые мухи!..
И носятся слухи,
Что белые мухи,
Не только летают,
Но даже – не тают!
Конечно, вы догадались, что речь идёт о снеге. Как вам удалось определить правильный ответ? Поэт создал образ снега, сравнив его с мухами. Всё это удалось благодаря употреблению слов в переносном значении. Например, небу приписано действие человека: оно нахмурилось, оно не в духе.
Слова или обороты, употреблённые в переносном значении, называются тропами.
К основным тропам относятся: метафора, олицетворение, эпитет, гипербола.
Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства предметов или явлений (скрытое сравнение).
Олицетворение – это наделение неодушевлённого предмета признаками и свойствами человека. В тексте загадки небу приписаны действия человека: нахмурилось небо.
У слова барабанить прямое значение – бить в барабан, а переносное – часто и дробно стучать. В стихотворных текстах можно найти олицетворение барабанит дождь:
Барабанят капли по крыше,
Ходит ветер серой волной.
Барабанщик из дому вышел
Под весенний дождь проливной. (Владислав Крапивин)
В этом тексте и ветру приписаны свойства человека, он ходит.
Эпитет – это образное определение предмета или действия.
Например, человека, который много работает, многое умеет, много знает, не устаёт, не ошибается, называют человек-компьютер.
Чаще всего эпитеты используют в художественных текстах.
Например, Виктор Балашов в качестве эпитетов использует и прилагательное, и существительное:
Гипербола – это образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении размеров, красоты, значения изображаемого предмета или явления.
Необычность, выразительность придаёт тексту Владимира Маяковского гипербола:
В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла –
на даче было это.
Выразительным средством языка является сравнение. Людям свойственно сравнивать предметы по размеру, цвету, функции и другим признакам.
Раньше был он звонкий, точно птица,
Как родник, струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.
А потом, как дальнее рыданье,
Как прощанье с радостью души,
Стал звучать он, полный покаянья,
И пропал в неведомой глуши.
Как отличить сравнение и метафору? Метафора – это скрытое сравнение. Рассмотрим примеры: бронзовый подсвечник – бронза загара – загар как бронза. Бронзовый подсвечник
В одном тексте могут использоваться различные средства выразительности. Рассмотрим пример – отрывок из текста Бориса Васильева: «Мы испуганно заспешили домой. Но не успели сделать и сотни шагов, как из взорванного громом неба на нас обрушились потоки воды.
Если нам нужно сообщить информацию, факты, мы избегаем образных средств. Мы говорим: наступает ночь.
А если необходимо рассказать собеседнику так, чтобы он представил всю картину события, то прибегаем к изобразительно-выразительным средствам. Например, как это сделал Михаил Шолохов:
Тренировочные задания:
Установление соответствия между элементами двух множеств
Определите, какие средства выразительности использованы в предложениях.
Забормотал спросонок гром… (К. Паустовский) | |
Вошёл мужик с брюхом, похожим на тот исполинский самовар, в котором варится сбитень для всего прозябнувшего рынка. (Н. Гоголь) | |
Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака. (М. Лермонтов) |
Для правильного выполнения задания нужно найти слова, употреблённые в переносном значении.
1. Забормотал спросонок гром… Грому приписаны действия человека. Это олицетворение.
2. Вошёл мужик с брюхом, похожим на тот исполинский самовар, в котором варится сбитень для всего прозябнувшего рынка. Брюхо сравнивается с самоваром. Ищем показатель сравнения – слово похожим. Это сравнение. Кроме того, Н. Гоголь преувеличивает размер брюха. Это гипербола.
3. Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака. Облака сравниваются с горами. Показатель сравнения – слово чем. Это сравнение.
Правильный ответ
Забормотал спросонок гром… (К. Паустовский) | олицетворение |
Вошёл мужик с брюхом, похожим на тот исполинский самовар, в котором варится сбитень для всего прозябнувшего рынка. (Н. Гоголь) | гипербола, сравнение |
Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака. (М. Лермонтов) | сравнение |
Добавление подписи к изображениям.
Выберите наиболее подходящий вариант подписи к фотографии. Название должно передавать образ.
Дельфин.
Весёлый дельфин.
Дельфины – наши лучшие друзья.
Дельфин улыбается.
Весёлый трюкач.
Анализируем варианты. Название должно отражать все элементы изображения: героя (дельфин), его настроение (весёлый), действия (трюк с мячом).
Правильный ответ
Весёлый трюкач.
Конспект урока по русскому языку на тему «Тема урока: «Метафора».(1 урок)
Урок № 166
Предмет русский язык
Класс 6-А
Дата 11.04.2018 г.
Тема урока: «Метафора».
Цель урока: – пользоваться толковыми словарями, добывать информацию из разных источников (учебника, словарей), соотносить и осмысливать её.
– договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;
– обосновывать свою точку зрения.
Планируемые результаты:
предметные: – знакомятся с метафорой как со средством выразительности;
– уясняют, на основе чего, как сходства могут появляться метафоры;
– развивают творческие способности, устную и письменную речь.
метапредметные:
познавательные УУД: самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; анализируют языковые единицы, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений.
коммуникативные УУД:
учитывают позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, участвуют в коллективном обсуждении проблем, умеют работать в парах и в группе, умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.
регулятивные УУД:
формируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; составляют план и последовательность действий: контролируют, сличая способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.
личностные дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и незнания.
Оборудование: Компьютер, карточки-задания, презентация.
Этапы урока | Ход урока | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Оргмомент. Мотивация Формулировка цели и постановка проблемного вопроса урока | – Здравствуйте, ребята! (слайд 2) Солнце встало из-за тучки – Протянуло к тебе ручки, Обняло, поцеловало И удачи пожелало! И я тоже желаю вам удачи на сегодняшнем уроке. – Ребята! А не заметили ли вы чего-нибудь необычного в стихотворении, когда я говорила о солнце? Что оно сделало? – … – «Солнце встало». Что означает это выражение? (слайд 3) – … – Соотнесите с действиями человека, встающего с постели. Какое значение у выражения «солнце встало»? – Человек встаёт на ноги, а у солнца нет ног… – А если погода ненастная? Как об этом говорят? – . .. – «Идёт дождь». (слайд 4) – Как это «идёт»? Может быть, у дождя есть ноги?! – … – Дело, конечно, не в ногах, которых нет ни у солнца, ни у дождя, а в том, что языке есть особое явление, когда мы говорим о чём-то не в прямом, а в переносном значении. Оно называется метафорой. Знаете ли вы, что это такое? Формулировка темы урока, цели урока – Чего мы пока не знаем? Что хотели бы узнать? Чему хотите научиться?! – … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Пробное действие. | – Давайте проверим, можем ли мы различать прямое и переносное значение у слов и выражений (словосочетания из упражнения 97, распечатанные на карточках) (слайд 5). Работа в парах: учащиеся определяют, в каком случае выделенные слова использованы в прямом, а в каком — в переносном значении. Что обозначают выделенные слова в переносном значении? Записать сформулированные толкования переносного значения слов. (слайд 6) Туча комаров – множество (слайд 7) Лиса (о человеке) – хитрый Мягкая зима – тёплая Глухая ночь – глубокая, тихая, безмолвная Острый ум – проницательный Глубокие знания – прочные Температура прыгает – резко изменяется Время течёт – уходит, протекает Самопроверка по эталону (на слайде 7, 8) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Открытие нового знания. | Формулировка определения метафоры, сравнение формулировки с тем, что дано в учебнике (стр. 54-55) и на слайде 9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЭТАП 3. Практикум (работа в группах): используя материалы упражнения 98, учащиеся каждой группы (их 5) подбирают словосочетания в зависимости от того, какой признак положен в основу переносного значения слова, и записывают их в одну из колонок таблицы. При необходимости пользуются толковыми словарями. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция (каждая группа докладывает полученные результаты, объясняя логику помещения слов в группу). Смотрят демонстрируемые фотографии и рисунки (слайды 11-17). Сверяют полученные результаты с таблицей на слайде 10. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Развитие учебно-языковых и речевых умений |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
– Как вы думаете, где чаще всего и для чего используются метафоры? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа с художественным текстом (слайды 20, 21-22) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
* * * | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
– Метафора часто лежит в основе такого произведения устного народного творчества, как загадка. Чтение загадок, отгадывание и нахождение метафор (слайд 23). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
– Отгадайте загадки (задание по рядам):
Ромашки
Воробей
Снег | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Итог урока | Рефлексия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
– Кто помнит, какая картинка была на слайде, когда вам было дано задание в парах. Что было изображено? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
– Репродукция картины Сальвадора Дали «Утекающее время» (слайд 25). В чём её смысл?! Какова связь с темой нашего урока? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
– Надеюсь, что время на уроке прошло с пользой для вас, не утекло зря!? Закончите одну из фраз на слайде 26: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сегодня я узнал. .. Было трудно… Я понял, что… Я научился… Я смог… Было интересно узнать, что… Меня удивило… Мне захотелось… | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Оцените своё настроение при помощи картинки на этом же слайде (слайд 26): — Мне всё удалось! — Мне не всё удалось… — У меня ничего не получилось. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Домашнее задание | Выберите одно из заданий:
|
Межпредметные связи: работа с картиной Сальвадора Дали «Утекающее время», с художественными текстами: стихотворениями С. А. Есенина, С. Я. Маршака и народными загадками.
Приложение 1 (материалы упр. 97)
Работа в парах: учащиеся определяют, в каком случае выделенные слова использованы в прямом, а в каком — в переносном значении. Что обозначают выделенные слова в переносном значении? Записать сформулированные толкования переносного значения слов:
Грозовая туча – туча комаров, лиса (животное) – лиса (о человеке), мягкое кресло – мягкая зима, глухой человек – глухая ночь, острый нож – острый ум, глубокие ямы – глубокие знания, река течёт – время течёт, заяц прыгает – температура прыгает.
Приложение 2 (материалы упр. 98):
прочитав метафоричные выражения,
определите, какие из них относятся к вашей группе,
аргументируя свой выбор.
Часы идут, головка лука, игольное ушко, горный хребет, дворник на автомобильном стекле, подошва горы, бездна горя, шляпка гвоздя, хвост поезда, чёрствый человек, чёрная зависть, мягкий климат, острая боль, серебряный иней, золотое время, золотой закат.
Приложение 3: «Это интересно»:
Человеку свойственно описывать мир в сравнении с собой. Поэтому в языке часто встречаются метафоры, основанные на сравнении предметов и явлений с частями тела, свойствами, чертами характера человека:
головка сыра, горлышко бутылки, ножка стула, нос корабля, спинка дивана, сердце страны, дверной глазок, злой ветер, добрый урожай, хмурый день, небо нахмурилось, ветер поёт, природа улыбается и т. д.
Урок 6 «Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства выразительности речи».
Урок 6. 5 класс
Тема. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства.
Цель: ввести понятия: метафора, олицетворение, эпитет; дать представления о художественно-выразительных средствах речи; на примере стихотворения Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою» изучить данные виды тропов; уметь их находить в поэтическом тексте и определять.
Планируемый результат: знать художественно-выразительные средства речи; уметь находит, различать и определять их в художественном тексте.
Ход урока
Оргмомент.
Николай Васильевич Гоголь писал: «…нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».
АОЗ.
▼ Послушайте стихотворение Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою»
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, —
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
? О чём это стихотворение? А вы любите зиму? А расскажите, как вы её любите.
Чувствуете разницу между вашими ответами и стихотворением? Почему?
? Чем отличается стихотворная речь от прозаической?
Чем отличается язык ХЛ от других функциональных разновидностей языка?
= образность
Что такое образность и с помощью чего она достигается?
Новый материал.
▼ Давайте разберёмся, что же делает это стихотворение таким необыкновенным и чарующим?
IV. Работа с текстом
▼ Подчеркните в стихотворении все прилагательные волнистой линией. Зачем мы это сделали?
А теперь прочтите 1 строфу без прилагательных. Что получилось. Почему? Какую цель достигает автор, используя прилагательные.
Образность — это выразительно-изобразительные качества речи, создаваемые лексическими и грамматическими средствами (экспрессивной лексикой, тропами и фигурами речи).
Эпитет — вид тропа: образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.
— художественное определение — перенос значения (какой, чей, который) Золотые руки, золотые волосы, синий вечер;
= определение, в котором есть перенос значения.
? А как вы понимаете слова: зима-чародейка. (Сравнение)
Тогда, объясните выражения: цепью пуховой, не мертвец, не живой… — скрытое противопоставление.
Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.
Метафора — это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.
? А как вы понимаете выражения: Зимою околдован, опутан, весь окован, он весь вспыхнет…
какая картина у вас возникает перед глазами, почему? Что происходит с лесом? Какой он?
Живой.
Олицетворение — литературный прием, приписывающий свойства одушевленных предметов неодушевленным, один из часто используемых тропов.
Троп — слово или оборот речи в переносном, иносказательном смысле.
?! Итак, тема нашего урока — Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства.
▼ Запишите тему урока и сформулируйте цели.
Самостоятельная работа.
В стихотворении А.С. Пушкина «Зимняя дорога» найдите художественно-выразительные средства речи.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне…
Рефлексия
? Что нового вы узнали на уроке?
Чему научились?
Где вам это пригодится?
Как вы думаете, для чего мы изучаем средства выразительности речи?
Д/з. Выучить термины. Стихотворение А.А. Пушкина «Зимняя дорога» разобрать до конца
Выразительные средства 6 класс онлайн-подготовка на Ростелеком Лицей
Текст. Выразительные средства.
Основным средством выразительности являются тропы — специальные изобразительно-выразительные средства языка, основанные на использовании слов в переносном значении.
Виды тропов: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение и другие.
Эпитет — это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в явлении.
От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение. К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаются прилагательными: задумчивый шелест, печальный туман, немая тишина.
Эпитеты могут также выражаться:
— существительными, которые дают образную характеристику предмета: Волга-матушка; осень-чародейка;
— наречиями, выступающими в роли обстоятельств: Он горячо любит свою избранницу;
— местоимениями, выражающими превосходную степень того или иного состояния человеческой души: -Говорят, был отличный концерт! -Да, еще какой!
Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления с другим.
Сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета.
Пример: Озеро было гладким, как зеркало. Озеро, как зеркало — сравнение.
Сравнения выражаются различными способами:
— формой творительного падежа существительных: молодость прошла одним днем;
— формой сравнительной степени прилагательного или наречия: ее глаза ярче звезд.
— сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и др.: луна, будто огромная сырная голова;
— при помощи слов «подобный», «похожий», «это»: ее руки подобны тонким ветвям ивы.
Сравнения могут быть прямыми и отрицательными.
Отрицательные сравнения особенно характерны для устной народной поэзии и могут служить способом стилизации текста: то не конский топ, не людская молвь…
Сравнения как средства языковой выразительности могут использоваться не только в художественных текстах, но и в публицистических, разговорных, научных.
Метафора — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. Иногда говорят, что метафора – это скрытое сравнение.
Например, метафора: Ее серебряные волосы ниспадали с плечи — содержит сравнение волос с серебром.
Многие метафоры стали обычными в повседневном употреблении и потому не привлекают внимания, утратили в нашем восприятии образность: дело прогорело, хождение рубля, кружится голова.
В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слова.
В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям и т.п.: гора сообщений, стена льда, искра ненависти.
Олицетворение — это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия.
Чаще всего олицетворения используются при описании природы:
Ведь уж осень на двор
Через прясло глядит.
Вслед за нею зима
В теплой шубе идет,
Путь снежком порошит,
Под санями хрустит…
Реже олицетворения связаны с предметным миром:
Вдалеке плакала скрипка.
На олицетворении строится один из самых близких к фольклору литературных жанров — басня.
Аллегория — один из видов художественных тропов, который широко используется в литературе. Можно сказать, что аллегория — это иносказательное изображение какого-либо явления действительности. Примеры аллегорий:
осел — это глупость, баран — упрямство, голубь — мир.
Использование аллегории художниками слова способствует раскрытию абстрактного понятия добра, зла, подлости, жадности и пр. в конкретном художественном образе.
Презентация «.Метафора. Определение понятия» — литература, презентации
библиотека
материалов
Содержание слайдов
Номер слайда 1
МЕТАФОРАопределение понятия7класс
Номер слайда 2
Метафора – слово древнегреческое, означает оно «перенесение»свойств и признаков одного явления на другое, сходное с ним.
Номер слайда 3
Звёзды гаснут…
Номер слайда 4
Заря разгорается…
Номер слайда 5
В основе метафоры – сравнение, но не просто сравнение, а перенос смысла на другой объект, явление. Эти нестандартные описания обыкновенных вещей и есть метафора.
Номер слайда 6
Крылья мельницы
Номер слайда 7
Зеркало озера
Номер слайда 8
Камень сердца
Номер слайда 9
Метафора – это лучший инструмент для расцвечивания и раскрашивания текста.
Номер слайда 10
На картинке метафора души. В изобразительном искусстве душа в метафоричном виде выглядит вот так.
Номер слайда 11
Полет мысли
Номер слайда 12
Жар сердца
Номер слайда 13
Костер рябины красной
Номер слайда 14
В багрец и золото одетые леса…
Номер слайда 15
Частным случаем метафоры является олицетворение, с помощью которого предметы и явления природы изображаются как живые существа
Номер слайда 16
Цель метафоры – описывать, а не называть!
Номер слайда 17
Метафора – могучее средство воздействия на воображение
Номер слайда 18
Белеет парус одинокий…
Номер слайда 19
Примеры метафор из поэмы А. Пушкина «Полтава»Мгновенно сердце молодое. Горит и гаснет…
Номер слайда 20
Тесним мы шведов рать за ратью;Темнеет слава их знамен…
Номер слайда 21
На холмах пушки, присмирев,Прервали свой голодный рев…
Номер слайда 22
Метафора – своеобразный рычаг, приводящий в движение ум и душу читателя
Номер слайда 23
Источники
Номер слайда 24
Г. И. Беленький Литература 7 класс Москва 2012 год. Составитель презентации учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 8г. Моздока РСО-Алания Погребняк Н. М.
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Метафора как средство выразительности речи»
Цели урока:
1) образовательные:
– познакомить с метафорой с целью подготовки учащихся к восприятию художественного стиля речи;
– рассмотреть основные свойства и функции метафоры на примере загадок русского УНТ;
– дать понятие «метафора»;
2) развивающие:
–формировать умение использовать и применять знания о загадках по данной теме;
–развивать умение анализировать готовые и составлять собственные загадки;
–формировать умение отличать загадку от других фраз на основе метафоры;
3) воспитательные:
–воспитывать культуру умственного труда;
–воспитывать интерес к слову;
–развивать образное мышление и основы эстетического вкуса.
Оборудование.
1. Раздаточный материал с загадками.
2. Определение «Метафора».
3. Иллюстрации к загадкам.
План урока.
I. Организационный момент.(1 мин)
II. Вступительное слово учителя. Целеполагание. (4 мин)
III. Объяснение нового материала на основе наблюдения над языковым материалом. (10 мин)
IV. Метафора – вид уподобления одного предмета другому на основе сходства. (27 мин)
1. Анализ загадок, основанных на метафоре. (15 мин)
2. Составление собственных загадок, основанных на метафоре. (12 мин)
V. Подведение итогов. Выставление и комментирование оценок. (2 мин)
VI. Объяснение д/з. (1 мин)
Ход урока.
Приветствие.
I. Организационный момент.
II. Сегодня на уроке мы продолжим работу, связанную с изучением стилей речи. Благодаря учебнику «Русская речь», мы познакомились с разговорным стилем и стилем научной литературы. В рамках этого большого раздела нам предстоит познакомиться с самым ярким и выразительным стилем речи – с художественным. Сегодня мы будем готовиться к восприятию художественного стиля речи. В центре нашего внимания будут находиться давно знакомые, привычные нам понятия, но, посмотрев на них сегодня с другой стороны, вы поймете, сколько скрытых возможностей они таят в себе…
Сейчас вы, наверное, думаете, что я говорю какими-то загадками?
И вы в чем-то правы: загадки сегодня сыграют не последнюю роль в нашем разговоре.
– А что нам известно о загадках? (Загадка относится к УНТ, она отражает особенности мышления народа, мировосприятия наших предков, древних славян; загадка похожа на «тайный» язык.)
– Действительно, загадка – это иносказательное изображение какого-нибудь предмета или явления, которое нужно отгадать, узнать.
Загадка рассчитана на сообразительность, нестандартность мышления. Не случайно в далекой древности загадка была не только развлечением, но и испытанием, ценой отгадки могла стать жизнь.
III. Задумывались ли вы, как устроена загадка?
– Перед вами несколько фраз. Найдите загадку среди них и объясните, чем она отличается от всех остальных.
На доске:
1. Новая метла по-новому метет. (Пословица)
2. Бытовой предмет для уборки мусора на длинной палке. (Научное описание)
3. Главный инструмент дворника, хорошая, нужная вещь.
4. Скручена, связана, на кол посажена. (Загадка)
(Учащиеся без труда находят и доказывают: загадкой является фраза №4, т.к. она обладает признаками загадки, которые мы называли выше: в иносказательной манере дается описание метлы.)
– Существует загадка о загадке: «Без лица в личине». Попробуйте прокомментировать ее (ребята отвечают: в основе загадки всегда лежит уподобление одного другому. Это уподобление связано с выделением в предметах схожих черт, особенностей. Загадываемый предмет «как бы надевает «личину» (т.е. маску), но при этом не утрачивает основных свойств. Личины могут быть разными, поэтому у нескольких загадок может быть одна отгадка. ).
IV. Подобное уподобление предметов на основе их сходства называется в стилистике метафорой. Таким образом, метафора – это основной прием формирования загадки, т.к. представляет собой перенос наименования с одного предмета на другой на основании какого-либо сходства между ними. (Появляется наглядный материал. Определение метафоры записывают в тетради.)
Так, например, метафора «увидела» сходство зерен овса и сережек. Отсюда загадка …? (отвечают)
Или другое сходство: метафора «сочла» небо похожим на шатер. Загадка? (отвечают)
Загадываемый предмет не называется, а полностью заменяется метафорой, т.е. уподоблением. Поэтому, чтобы разгадать загадку, надо понять метафору, т.е. основу этого уподобления.
Попробуем определить, по какому признаку создается метафора в загадках, как создается образ загадываемого предмета.
Работаем с раздаточным материалом.
1. Черный конь скачет в огонь.
2. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.
3. Прилетел капитан – всех людей напитал.
4. Стоят столбы точеные, головки золоченые.
5. Скатерть бела, весь свет одела.
Записываются в тетрадь метафоры:
1. метафора «черный конь – кочерга», уподобление этих предметов создается по цвету и действию;
2. метафора «краюшка хлеба – месяц», уподобление создается по форме;
3. метафора «капитан – половник», уподобление по функции;
4. «столбы – колосья», «головки – зерна», уподобление по форме;
5. «скатерть – снег», уподобление по функции.
Однако хитрость загадки состоит в том, чтобы затруднить уподобление, сделать метафору сложной, порою даже парадоксальной. Например:
6. Утка в море, хвост на заборе.
7. Без рук, без ног, а рисовать умеет.
8. В одном бочонке – два сорта вина.
(ответы:
6. «утка с хвостом – ковш»;
7. «калека – мороз»;
8. «бочонок с разными винами – яйцо»)
НО: в любой загадке должны быть названы качества, присущие загаданному предмету, – иначе загадка теряет смысл.
В выборе этих качеств проявляются определенные традиции.
Какие предметы чаще всего уподобляются друг другу? (Предметы быта чаще всего становятся похожими на животных, человека, другие предметы и наоборот)
Например, загадка № 9, 10, 11, 12.
9. Три братца пошли купаться: два купаются, третий на берегу валяется. Искупались, вышли, на третьем повисли.
10. Есть на свете конь – всему свету не сдержать.
11. Белая кошка лезет в окошко.
12. Глаза бычьи, а сама – с кулак.
(ответы:
9. «три братца – ведра и коромысло»;
10. «конь – ветер»;
11. «кошка – свет»;
12. «бык – лягушка»)
Анализируя загадки, мы постарались увидеть, как они устроены, что лежит в их основе. Сделаем вывод: как строится загадка? (Загадка строится на метафоре, в ее основе лежит уподобление разных предметов друг другу по принципу общих, сходных свойств)
Попробуем и мы свои силы. Придумаем загадку свою, собственную.
Чтобы было легче, а загадка получилась бы яркой, подумаем, с чего следует начать? (Придумать метафору, т. е. подобрать предметы, которые обладают схожими свойствами, и уподобить их друг другу)
(Составляют письменно в тетрадях.)
– Приведите примеры своих загадок. (Зачитывают вслух и дают объяснение метафор.)
– Молодцы! С заданием справились.
V. Подведем итоги нашего урока.
– С каким средством достижения особой выразительности речи мы сегодня познакомились? (С метафорой. Метафора – это уподобление предметов на основе их сходства)
– На примере какого языкового материала мы рассматривали действие метафоры? (На примере загадок)
– Почему загадки были и остаются любимыми в древности и в наше время и взрослыми, и детьми? (Потому что благодаря загадкам мы учимся образно мыслить, развиваем воображение и эстетический вкус; загадка дает возможность посмотреть на окружающие привычные с детства предметы и явления с удивительной стороны; загадка открывает безграничные возможности слова и языка в целом.)
– Любите загадки! Загадывайте их всем! Создавайте их сами!
VI. Д/з: придумать метафору для слова «заря» и составить с ней загадку.
МБОУ «СОШ №29» — Употребление в речи существительных, прилагательных, глаголов — конспект урока
Цели:
1) повторить роль в речи существительных, прилагательных, глаголов:
а) повторить понятия «синонимы», «антонимы», «тропы», «фразеологизмы»;
б) закрепить умение подбирать синонимы и антонимы;
в) закрепить умение находить в тексте тропы, определять их роль, использовать в своей речи;
г) закрепить умение объяснять фразеологизмы, использовать в своей речи;
2) развивать связную устную и письменную речь;
3) развивать внимательное отношение к слову.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Цель нашего с вами урока – повторить изученное в рамках темы «Употребление в речи существительных, прилагательных, глаголов» и подготовиться к проверочной работе. Итак, какова роль названных частей речи? Для чего нужны в речи существительные, прилагательные, глаголы? Какая часть речи является самой употребительной?
3. Сегодня мы с вами повторим понятия лексики и фразеологии, так как они
напрямую связаны с особенностями употребления слов в речи. Предлагаю отгадать кроссворд.
С |
И |
Н |
О |
Н |
И |
М |
Ы |
||||||
Ф |
Р |
А |
З |
Е |
О |
Л |
О |
Г |
И |
З |
М |
Ы |
|
Т |
Р |
О |
П |
Ы |
|||||||||
С |
Л |
О |
В |
А |
Р |
Ь |
|||||||
А |
Н |
Т |
О |
Н |
И |
М |
Ы |
— Слова одной части речи, близкие по смыслу.
— Устойчивое сочетание слов, равное по значению чаще всего одному слову.
— Художественные средства выразительности.
— Книга, в которой дается толкование значений слов.
— Слова одной части речи, противоположные по смыслу.
(Ученик, отгадавший слово, записывает его на доске. В это время класс приводит пример угаданного понятия.)
4. Определим на практике роль тропов в тексте.
- Прочитайте текст, напечатанный на опорных листах. Определите его тему, идею. Подумайте, как его можно озаглавить. (На выполнение задания дается 3 минуты.)
Удивителен лес зимой! Деревья одеты в теплые серебряные шубки. Все сверкает алмазной россыпью. В ясный морозный день небо синее – пресинее. Величественные ели тянутся к небу своими снежными вершинами.
Лес зимой не безжизненный, а живой. На снежном ковре много звериных следов. Вот мелькнул заячий хвостик, а за ним побежала по ледяному насту лиса. Хвост у нее обмерз, каждая волосинка покрылась стеклянным колокольчиком. Вот под снегом видны мышиные норки. Но в снегу прячутся и птицы. В снежной постели устраиваются на длинную ночь куропатки, рябчики, глухари. Всю зиму лежит в берлоге сонный медведь.
В ветреный день лес резко меняется. Бушуют метели и превращают его в необыкновенный каменный замок. Вход туда закрыт.
- Прочитайте текст выразительно вслух.
Что такое тема? Какова тема этого текста? (Описание зимнего леса.)
Что такое идея? Какова идея этого текста? (Восхищение автора зимним лесом.)
Как можно озаглавить текст?
(Дети записывают в тетрадь понравившееся название.)
- Как автору удалось передать свое восхищение зимним лесом?
Первый ряд найдет в тексте олицетворения, определит их роль. Что такое олицетворение?
Второй ряд – эпитеты. Что такое эпитет?
Третий ряд — метафоры. Что такое метафора?
(На выполнение задания дается 2 минуты. )
- Употребление синонимов и антонимов делает речь яркой и выразительной. Подберите синонимы к словам: удивительный, сверкать, прятаться, величественный. Подберите антонимы к словам: ясный, длинный, сонный, резко.
- Представьте, что вы находитесь в зимнем лесу. Вальс Свиридова «Метель» поможет вам в этом. Напишите небольшой текст (5 – 6 предложений) о красоте зимнего леса. Постарайтесь в своем тексте использовать тропы. (По желанию ученики зачитывают получившиеся тексты.)
5. Текст рассказал нам не только о красоте зимнего леса, но и о его обитателях. Кто из животных и птиц встретился в тексте?
В русском языке есть выражения, связанные с животными: утиная походка, мышиная возня, ослиное упрямство и т.д. Как называют такие сочетания?
Поработаем с фразеологизмами.
- Выйти к доске и соотнести фразеологизм со значением. (Два ученика работают на закрытых досках. Затем друг друга проверяют.)
(Нести ахинею – говорить глупости
Сжигать корабли – порвать с прошлым
Положить на лопатки – победить
Мозолить глаза – надоедать
Витать в облаках – мечтать
Язык без костей – много разговаривать
Играть в бирюльки – попусту тратить время
Как кот наплакал – очень мало)
- В это время класс отгадывает фразеологизмы, изображенные на рисунках (страницы фразеологического журнала).
Выполним задание в тестовой форме, напечатанное на опорных листах. В каком примере неверно определено значение фразеологизма?
а) не лезть за словом в карман – «молчать»
б) ждать у моря погоды – «бездействовать»
в) ни пуха ни пера – «пожелание удачи, успеха»
г) далеко пойти – «добиться больших успехов»
а) проба пера – «первый литературный опыт»
б) жить своим умом – «быть хитрым»
в) проще пареной репы – «очень просто»
г) строить воздушные замки – «мечтать»
- Умеете ли вы использовать в своей речи фразеологизмы? Составьте, используя фразеологизм, простое предложение или с прямой речью.
6. Подведем итог нашего урока. На доске записана пословица: «Хорошую речь хорошо и слушать». Какую речь вы считаете хорошей?
Надеюсь, ваша речь будет грамотной и выразительной. В этом вам помогут уроки русского языка.
7. Комментарий поставленных оценок за урок.
Примеры метафор для детей
Метафора — это фигура речи, которая используется для сравнения двух вещей, которые не похожи друг на друга, но имеют что-то общее. В отличие от сравнения, где две вещи сравниваются напрямую, используя , например , или как , сравнение метафор является более косвенным, обычно оно делается путем утверждения, что — это , что-то другое. Метафора очень выразительна; его не следует понимать буквально. Возможно, вам придется немного поработать, чтобы найти смысл в метафоре.
Например, река и слезы не очень похожи. Один из них представляет собой водоем в природе, а другой может создаваться нашими глазами. Однако у них есть одна общая черта: оба представляют собой текучую воду. Метафора использует это сходство, чтобы помочь писателю сформулировать точку зрения:
- Ее слезы были рекой, текущей по ее щекам.
Поскольку река намного больше, чем несколько слез, эта метафора — творческий способ сказать, что человек много плачет. Слез так много, что они напоминают писателю реку.
Метафоры помогают писателям и поэтам сделать точку зрения более интересной. Они также помогают читателю увидеть что-то с новой точки зрения. Например, описав слезы как реку, писатель нашел творческий способ описать, насколько велика была грусть девушки, и помог читателю увидеть сходство между слезами и рекой, которое они, возможно, не заметили раньше. Это делает чтение более увлекательным и интересным.
Разница между сравнениями и метафорами
Сопоставления — это еще один способ сравнения двух разных вещей, но сравнение делает это более прямо, используя слова , такие как или as. Например:
- Ее слезы текли, как реки, по ее щекам.
В этом случае сравнение говорит читателю, что слезы похожи на реку, но не то же самое. Метафора, с другой стороны, говорит, что что-то — это что-то еще; то есть девичьи слезы равны реке. Метафора не совсем верна. Это следует понимать как фигуру речи, а не как фактическое утверждение.
Детские метафоры
Теперь, когда вы понимаете, как работают метафоры, взгляните на этот список простых примеров метафор для детей, которые идеально подходят для демонстрации этого типа речи.Ищите сравнение. И посмотрите видео под списком, чтобы узнать больше о метафорах.
Подразумеваемые метафоры
Хотя простые метафоры проводят прямое сравнение двух вещей, говоря, что одно равно другому, не все метафоры так легко понять. Подразумеваемые метафоры не указывают напрямую на один из сравниваемых объектов. Вместо этого они описывают один элемент теми словами, которые вы обычно используете для описания другого. Например:
- Девушка преследовала своего брата, прежде чем, наконец, набросилась на свою добычу .
В данном случае девушку описывают как нечто иное, но что это? Слово преследовало , а фраза , нападающая на свою жертву , дает ключ к разгадке. Эти слова часто используются для описания хищных животных, таких как тигр или лев. Описывая девушку таким образом, автор косвенно сравнивает девушку с большой кошкой, но на самом деле не выходит и не говорит этого.
Подразумеваемые метафоры бывает трудно понять, когда вы впервые узнаете о них, поскольку они должны доверять своему воображению, чтобы понять, о чем идет речь.Этому навыку можно научиться со временем, но для большинства детей лучше начинать с прямых метафор для практики.
Рабочие листы для сравнений и метафор | Электронные таблицы
Сравнения и метафоры связаны с техниками образного языка . И сравнения, и метафоры проводят сравнения между двумя или более вещами; однако между ними есть некоторые ключевые различия. Сравнение всегда использует слово как или слово как , чтобы провести сравнение.Метафоры не используют слово как или как . Следовательно, метафоры могут быть более неявными и их труднее идентифицировать.
Вот пример, который поможет вам понять мою мысль: Я потерялся в голубом безоблачном небе ее глаз. Это пример метафоры. Спикер сравнивает свои глаза с небом, но явно не делает этого. Подразумевается сравнение. Вот тот же пример, но превращенный в сравнение: Ее глаза подобны голубым безоблачным небесам. В этом примере сравнение более явное. Легче определить, что говорящий проводит сравнение.
Рабочие листы и задания на этой странице предоставят студентам целенаправленную лазерную практику (неявная метафора, BTW), которая поможет им стать экспертами в области сравнений и метафор. Эти рабочие листы доступны в различных форматах: PDF-файлы для печати точно так же, как я отформатировал эти рабочие листы, RTF-файлы для внесения изменений перед их использованием в вашем собственном классе и электронные таблицы для заполнения онлайн на любом подключенном к Интернету устройстве.
Рабочий лист сравнения и метафор 1 — Этот рабочий лист содержит 20 примеров сравнения и метафоры. Учащиеся читают каждый пример, определяют, является ли он сравнением или метафорой, а затем объясняют, какие две вещи сравниваются. Хотите дифференцировать обучение и усложнить задачу некоторым ученикам? Попросите своих успешных учеников также перевести каждый пример на дословный язык. Попросите их объяснить, что говорит говорящий, без поэтических приемов. С двумя двухсторонними листами этот рабочий лист занимает не только полезную работу, но и занимает много времени.
Рабочий лист сравнения и метафор 1 | RTF
Рабочий лист сравнения и метафор 1 | PDF
Рабочий лист сравнения и метафор 1 | Предварительный просмотр
Рабочий лист сравнения и метафор 1 | Ответы
Рабочий лист сравнения и метафор 1 | Электронный рабочий лист — онлайн-задание
Рабочий лист сравнения и метафор 2 — Вот еще 20 примеров сравнений и метафор, которые помогут студентам овладеть этим навыком образного языка. Опять же, ученики читают каждый пример, обводят ли он сравнение или метафору, а затем объясняют, какие две вещи сравниваются.Кроме того, я рекомендую вам, чтобы ваши ученики с высокими достижениями также переводили каждый пример на буквальный язык, особенно если вы назначаете это как классную работу. Я считаю, что некоторые ученики справляются с этими проблемами очень быстро и нуждаются в дополнительной познавательной задаче, чтобы поддерживать их.
Рабочий лист сравнения и метафор 2 | RTF
Рабочий лист сравнения и метафор 2 | PDF
Рабочий лист сравнения и метафор 2 | Предварительный просмотр
Рабочий лист сравнения и метафор 2 | Ответы
Рабочий лист сравнения и метафор 2 | Электронный рабочий лист — онлайн-задание
Рабочий лист сравнений и метафор 3 — Еще 20 примеров сравнений и метафор, чтобы дать студентам необходимую им практику различения сравнений и метафор.Как и в других, на этом листе используются два двусторонних листа, но вы можете сэкономить много бумаги, вообще не печатая их. Просто назначьте учащимся Таблицу электронного чтения внизу этого абзаца. Он содержит те же вопросы и длинное поле для ответов, поясняющее, какие две вещи сравниваются. Конечно, онлайн-вопросы оцениваются автоматически, что обеспечивает мгновенную обратную связь для учащихся и снижает нагрузку на учителей, а результаты можно распечатать, сохранить, отправить по электронной почте или даже поделиться в FaceBook.Вам действительно стоит попробовать, если у ваших учеников есть доступ к Интернету.
Рабочий лист сравнения и метафор 3 | RTF
Рабочий лист сравнения и метафор 3 | PDF
Рабочий лист сравнения и метафор 3 | Предварительный просмотр
Рабочий лист сравнения и метафор 3 | Ответы
Рабочий лист сравнения и метафор 3 | Электронный рабочий лист — онлайн-задание
Рабочий лист сравнения и метафор 4 — Вот еще один рабочий лист по сравнениям и метафорам, который поможет студентам освоить эти техники.Этот немного сложнее трех других, но все же довольно простой, если вы знаете, что делаете. Снова студенты прочитают 20 примеров сравнений и метафор. Они определят каждую технику и объяснят, какие две вещи сравниваются. Если ваши ученики смогут успешно выполнить это задание, они могут быть готовы к более сложному образному языку.
Рабочий лист сравнения и метафор 4 | RTF
Рабочий лист сравнения и метафор 4 | PDF
Рабочий лист сравнения и метафор 4 | Предварительный просмотр
Рабочий лист сравнения и метафор 4 | Ответы
Рабочий лист сравнения и метафор 4 | Электронный рабочий лист — онлайн-задание
Я надеюсь, что эти рабочие листы дадут учащимся достаточный объем практики для определения сравнений и метафор.Я верю, что так и будет. Если вашим ученикам нужно больше практики с образным языком и поэтическими приемами, у меня есть много других занятий на этом сайте. Проверьте некоторые ссылки ниже, чтобы узнать о своем следующем действии. Спасибо за визит!
Общие основные государственные стандарты, относящиеся к сравнениям и метафорам
Стандарты анкеровРазверните, чтобы просмотреть все общие основные государственные стандарты, относящиеся к сравнениям и метафорамCCSS. ELA-Literacy.CCRA.R.4 — интерпретировать слова и фразы в том виде, в котором они используются в тексте, включая определение технических, коннотативных и переносных значений, и анализировать, как выбор конкретных слов формирует значение или тон.
CCSS.ELA-Literacy.CCRA.L.5 — Продемонстрировать понимание образного языка, соотношения слов и нюансов в значениях слов.
Стандарты ELA: литература
CCSS.ELA-Literacy.RL.3.4 — Определяет значение слов и фраз, используемых в тексте, отличая буквальный язык от нелитерального.
CCSS.ELA-Literacy.RL.4.4 — Определяет значение слов и фраз, используемых в тексте, в том числе те, которые относятся к значимым персонажам, встречающимся в мифологии (например, геркулесовским).
CCSS. ELA-Literacy.RL.5.4 — Определите значение слов и фраз, используемых в тексте, включая образный язык, такой как метафоры и сравнения.
CCSS.ELA-Literacy.RL.6.4 — Определять значение слов и фраз, используемых в тексте, включая переносные и коннотативные значения; проанализировать влияние выбора конкретного слова на значение и тон.
CCSS.ELA-Literacy.RL.7.4 — Определение значения слов и фраз, используемых в тексте, включая переносные и коннотативные значения; анализировать влияние рифм и других повторений звуков (например, аллитерации) на конкретный стих или строфу стихотворения, раздела рассказа или драмы.
CCSS.ELA-Literacy.RL.8.4 — Определять значение слов и фраз, используемых в тексте, включая переносные и коннотативные значения; проанализировать влияние выбора конкретного слова на значение и тон, включая аналогии или намеки на другие тексты.
CCSS.ELA-Literacy. RL.9-10.4 — Определять значение слов и фраз, используемых в тексте, включая переносные и коннотативные значения; проанализировать совокупное влияние выбора конкретного слова на значение и тон (например, как язык вызывает чувство времени и места; как он задает формальный или неформальный тон).
CCSS.ELA-Literacy.RL.11-12.4 — Определить значение слов и фраз, используемых в тексте, включая переносные и коннотативные значения; проанализировать влияние выбора конкретного слова на значение и тон, включая слова с несколькими значениями или язык, который является особенно свежим, привлекательным или красивым.(Включите Шекспира, а также других авторов.)
Стандарты ELA: язык
CCSS.ELA-Literacy.L.3.5 — Продемонстрировать понимание образного языка, соотношения слов и нюансов в значениях слов.
CCSS.ELA-Literacy.L.4.5a — Объясните значение простых сравнений и метафор (например, красивых, как картинка) в контексте.
CCSS.ELA-Literacy.L.4.5b — Распознавать и объяснять значение распространенных идиом, пословиц и пословиц.
CCSS.ELA-Literacy.L.5.5a — Интерпретация образного языка, включая сравнения и метафоры, в контексте.
CCSS.ELA-Literacy.L.5.5b — Распознавать и объяснять значение распространенных идиом, пословиц и пословиц.
CCSS.ELA-Literacy.L.6.5a — Интерпретация фигур речи (например, персонификация) в контексте.
CCSS.ELA-Literacy.L.7.5a — Интерпретация фигур речи (например, литературных, библейских и мифологических намеков) в контексте.
CCSS.ELA-Literacy.L.8.5a — Интерпретация фигур речи (например, словесная ирония, каламбур) в контексте.
CCSS.ELA-Literacy.L.9-10.5a — Интерпретация фигур речи (например, эвфемизм, оксюморон) в контексте и анализ их роли в тексте.
CCSS. ELA-Literacy.L.11-12.5a — Интерпретация фигур речи (например, гипербола, парадокс) в контексте и анализ их роли в тексте.
Просмотреть исходный код
Общие основные занятия и планы занятий
Общие сведения о государственных стандартах общего ядра
Ищете больше?
Рабочие листы образного языка
Образные языковые упражнения
Образные языковые стихи с вопросами
Примеры сравнений
Примеры метафор
Рабочие листы идиомы
Рабочие листы по гиперболам и преуменьшению
Орфей Лирический: игра для анализа образного языка
Poetry Cat: Poetic Devices Review Game
Учебный ресурс для детей с подобиями и метафорами
Преподавание сравнений и метафор — это первый шаг к тому, чтобы вывести ваших учеников за пределы буквального значения и научить их становиться писателями.Студентам необходимо много раз увидеть и услышать образный язык, прежде чем они будут использовать его в своем письме. Перенос этих навыков в письмо — долгий процесс, и вашим ученикам потребуется частое знакомство с такими понятиями, как сравнения счастья в течение учебного года, чтобы научиться определять и маркировать этот тип письма.
Вот несколько советов и ресурсов, которые помогут вам построить модуль сравнения и метафоры для ваших уроков ELA. Эти ресурсы предназначены для уроков ELA для 3–6 классов, но могут быть адаптированы для младших школьников.
Шаг 1. Идентификация и определение терминов: создание якорных диаграммНачните уроки метафор и сравнений для детей и студентов любого возраста с определения образного языка, сравнений и метафор.
- Образный язык описывает что-то творчески.
- Сравнения и метафоры — это разновидность образного языка.
- Писатели используют сравнения и метафоры, чтобы сравнивать вещи и создавать более интересные изображения для читателей.
Думали ли вы об использовании образной языковой диаграммы привязок? Я люблю использовать диаграммы привязки в моем классе, чтобы передать навык или концепцию, на которые студенты могут ссылаться. Создайте якорную диаграмму, демонстрирующую разницу между сравнениями и метафорами. Ограничьте количество текста и изображений на диаграмме, чтобы сосредоточиться только на определении терминов и демонстрации различий. Выбирайте изображения, передающие очень четкое значение, особенно если вы учите изучающих язык.
simile сравнивает две вещи, используя like или as.Например: Волны были размером с динозавров.Щелкните по этой диаграмме, чтобы загрузить.
Метафора
сравнивает две вещи, говоря, что это одно и то же. Например: Волны динозавров били о берег. Метафорам научить труднее, чем сравнениям. Они часто используют меньше слов и не имеют сигналов «нравится» или «как».Щелкните по этой диаграмме, чтобы загрузить.
Шаг 2. Модельные сравнения и метафоры в литературеПредставляя новую тему, включите несколько отдельных примеров от известных авторов. Продемонстрируйте учащимся, что их любимые авторы используют сравнения и метафоры в своих письмах для передачи ярких образов. Прочитав каждый отрывок, спросите своих студентов, что сравнивают слова и что они означают. Стихи — также отличный способ представить примеры сравнений и метафор.
Например:
Карен Акерман описывает танцы и пение дедушки в книге Song and Dance Man , получившей награду Caldecott:
«Сначала его ноги двигались медленно, а тапочки издают мягкие, скользкие звуки, как дождь по жестяной крыше… (Он) делает новый шаг, который звучит, как стук дятла по дереву.Внезапно его туфли начинают двигаться быстрее, и он начинает петь. Его голос круглый и сильный, как эхо каньона… » (По сравнению)
Это сравнение его ботинок, стучащих по жестяной крыше, и дятла, стучащего по дереву.
Патрисия Полакко использует их в I Can Hear the Sun , когда гуси возвращаются на озеро Мерритт:
«Тогда они слышат звук в темноте. Сначала это была мягкая далекая симфония стремительного ветра, но она строилась, как летний гром, низкий, глубокий и величественный.” (Метафора)
Автор сравнивает ветер с симфонией и бурей.
Шаг 3. Практикуйтесь в распознавании улыбок и метафорПредоставьте вашим ученикам множество возможностей попрактиковаться в определении сравнений и метафор.
Рабочие листы для практики сравнения и метафор : В начале выберите страницы практики, которые сосредоточены на одной концепции, а не на обеих. Эта стратегия обучения может помочь студентам сконцентрироваться на одной концепции и полностью усвоить ее, прежде чем двигаться дальше.Ниже перечислены примеры практических занятий из Language Fundamentals , 4 класс. Щелкните здесь, чтобы перейти на бесплатную страницу практики сравнения и страницу практики метафор (из Language Fundamentals , 4 класс).
Упражнение по рисованию сравнений и метафор: Используйте простое упражнение по рисованию, чтобы помочь своим ученикам понять сравнения и метафоры. Дайте вашим ученикам список примеров сравнений и метафор и попросите их нарисовать пример каждого из них. Вашим ученикам понравится быть творческими, и это простое упражнение поможет закрепить образный язык.
Шаг 4. Применяйте сравнения и метафоры в письмеКогда ваши ученики научатся определять сравнения и метафоры, ваши уроки могут перейти к их написанию. Смоделируйте творческий процесс написания сравнения или метафоры для своего класса и потренируйтесь писать их вместе. Вот пример того, как помочь студентам перейти от идентификации сравнений и метафор к их написанию.
Прежде чем просить студентов написать свои собственные сравнения и метафоры, полезно подготовить их с помощью руководства по написанию, которое поможет им провести мозговой штурм по темам и идеям.
- Вспомните, когда вы что-то сделали в первый раз. Составьте описание этого события. Ответьте на вопросы, чтобы помочь вам.
пр .: Я впервые покатался на лыжах.
Напишите сравнение, которое описывает, что вы чувствуете перед событием.
пр .: нервный, возбужденный - Напишите сравнение, которое описывает, что вы чувствовали.
ex: Я чувствовала себя ребенком в ее день рождения, гадая, что внутри самый большой подарок. - Как вы себя чувствовали во время мероприятия?
пример: немного напуган, несогласован - Напишите метафору, описывающую, что вы чувствовали.
Пример: Я был младенцем, учился ходить, упал без причины. - Какие глаголы могут описать событие или ваши чувства?
Пример: зум, падение, падение - Какие прилагательные вы могли бы использовать, чтобы описать событие?
Пример: холодный, опасный, захватывающий - Напишите пример персонификации, описывающий событие или свои чувства.
Одна нога хотела пойти направо, а другая настаивала на том, чтобы идти налево.
Напомните учащимся, чтобы они проверяли соответствие предмета и глагола.
Опишите, когда вы впервые сделали что-то захватывающее или пугающее. Включите сравнения и метафоры. Используйте свое руководство по подготовке к написанию для вдохновения.
Дополнительные ресурсы ELA для сравнений и метафор:Для дополнительной практики с отождествлением сравнений и метафор посетите:
Основы языка
(доступно для 1–6 классов) охватывает соответствующий класс языковых и словарных навыков.
Ежедневный пакет письма с 6 характеристиками, недели 1-5 5 класс
Метафора Поэзия 3-6 классы
5 класс Возьмите его на свое место Центры чтения и языка : сравнения и метафоры на TeachersPayTeachers.
6 класс Занимайся чтением и языковыми центрами : сравнения и метафоры на TeachersPayTeachers
Примечание: Ежедневное письмо с шестью особенностями — отличный ресурс для написания учеников.Этот еженедельный блок сравнений и метафор дает вашим ученикам возможность попрактиковаться в переносе их понимания сравнений и метафор в свои собственные письма. Уроки постепенно продвигают учащихся к написанию собственных сравнений и метафор.
Чтобы получить больше интересных советов и идей для уроков, подпишитесь на наш Evan-Moor Education E-Newsletter .
Прикрепите!
Идеи уроков были взяты из книги Эвана-Моора «Написание сказочных предложений и абзацев» , Основы языка и Ежедневное письмо с шестью особенностями .
Хизер Фоуди — сертифицированный учитель начальных классов с более чем 7-летним опытом работы в качестве преподавателя и волонтера в классе. Ей нравится создавать содержательные и творческие уроки для учеников. В настоящее время она работает в отделе маркетинга и коммуникаций Эван-Моора и любит создавать возможности для обучения, которые являются значимыми и творческими как для студентов, так и для учителей.
Категории: Идеи для уроков, Без категорий | Теги: уроки ELA, сравнения для пятого класса, как преподавать образный язык, деятельность по метафорам, диаграмма привязки метафор, примеры метафор, метафоры, диаграмма привязки сравнения, сравнения, уроки письма, уроки письма уроки сравнения | Постоянная ссылка
Практические игры с метафорами — Списки слов-метафор для детей
Метафоры — это слова или фразы, которые описывают человека или объект, ссылаясь на что-то с похожими характеристиками, например Задание было легким .В этом примере задание сравнивается с легкостью. В отличие от сравнений, таких как острый как прихват , слова «как» или «как» не используются для сравнения. Некоторые распространенные метафоры в детских списках слов стали клише или идиомами, что сделало их популярной темой в планах уроков по образному языку. Практика метафор может помочь студентам под этими фразами, общепринятыми или нет. Попросите ваших учеников попрактиковаться со списком метафор для более подробного описания человека, места, вещи, события, животного или чего-либо еще!
Практика преподавания метафор
Метафоры не так очевидны, как сравнения, но они обычно используются как в письменном, так и в устном английском.Следовательно, планы уроков, в которых используется список метафор для практики, должны быть сосредоточены на четких инструкциях по определению и интерпретации метафор. VocabularySpellingCity предоставляет учителям K-12 списки слов-метафор для детей, интерактивные игры для отработки метафор и бесплатные рабочие листы для печати в дополнение к планам уроков по метафорам.
Метафоры и сравнения часто преподаются вместе во втором классе. Позднее в третьем классе учащихся проверяют на образные языковые концепции. Учащиеся начальной школы учатся различать эти два понятия: и метафоры, и сравнения являются сравнениями, но в то время как сравнение описывает человека или объект как нечто похожее на что-то другое, метафора говорит, что человек или объект на самом деле — это что-то еще. Студенты часто могут идентифицировать метафоры, сравнивая переносное значение с буквальным значением.
В средней и старшей школе ожидается, что учащиеся интерпретируют метафоры в контексте, например, в прозе или стихах, и анализируют свою роль в тексте.Намерение сравнений и метафор ведет к урокам коннотаций и обозначений, поскольку учащиеся интерпретируют сравнения и метафоры в контексте. Учащиеся 6–12 классов могут использовать программу VocabularySpellingCity Paragraph Writing Practice в качестве игры для отработки метафор для использования метафор в тексте. Студенты также могут использовать Paragraph Writing Practice , чтобы написать свои собственные метафоры из списков слов для детей.
Возможным дополнительным заданием для учащихся 4–12 классов является музыкальная метафора попурри.Многие популярные тексты используют метафоры, такие как хит Firework Кэти Перри («Детка, ты фейерверк») или классическая мелодия Hound Dog , прославленная Элвисом Пресли («Ты не что иное, как гончая »). Студентам может быть предложено найти метафоры в соответствующей возрасту музыки и интерпретировать то, что художник пытается выразить. Позже учащиеся могут представить классу отрывки из песен и их интерпретации, чтобы продемонстрировать ценность практического упражнения с метафорой.
Общие основные государственные стандарты, относящиеся к метафорам
CCSS.ELA-Literacy.L.3.5.a
Различать буквальные и небуквальные значения слов и фраз в контексте (например, предпринимать шаги).
CCSS.ELA-Literacy.L.4.5.a
Объясните значение простых сравнений и метафор (например, красивых, как картинка) в контексте.
CCSS.ELA-Literacy.L.5.5.a
Интерпретировать образный язык, включая сравнения и метафоры, в контексте.
CCSS.ELA-Literacy.L.5.5
Продемонстрировать понимание образного языка, соотношений слов и нюансов в значениях слов.
Планов уроков метафор
Искусство метафоры
Как метафоры помогают нам лучше понять мир? И что делает метафору хорошей? Изучите эти вопросы с такими писателями, как Лэнгстон Хьюз и Карл Сэндберг, которые овладели искусством оживления сцены или эмоции.Это видео TED-ED (5:39) снабжено субтитрами и включает дополнительные вопросы и другую поддержку.
Расширенная метафора
В этом уроке используется стихотворение Билли Коллинза «Клише» (текст стихотворения включен) для изучения расширенной метафоры. Перейдите по ссылке на задание в раздаточном материале для учащихся.
Расширенная метафора: Уилл Феррелл
Примеры расширенной метафоры взяты из литературы. Не пропустите клип Уилла Феррелла, в котором он описывает свое образование в школе жестких ударов (соответствующая школе).
Церемония награждения победителей конкурса образного языка
Учащиеся изучают книги, богатые образным языком, и номинируют свои любимые примеры сравнений, метафор и персонификаций на награду за образный язык. После того, как номинации поданы, класс голосует, выбирая победивший пример в каждой категории. Наконец, учащимся предлагается написать приветственную речь для одного из победителей, используя в своей речи как можно больше литературных приемов (сравнение, метафора, персонификация).Предназначен для 3–5 классов.
Образный язык Эдгара Аллана По
10 цитат из рассказов и стихов. Студенты идентифицируют метафору, сравнение, персонификацию или гиперболу. Доступны ответы. Можно распечатать в виде рабочих листов или заполнить онлайн.
Образный язык О. Генри
23 цитаты из разных рассказов. Студенты идентифицируют фигуры речи.4 страницы; ответы доступны. Можно распечатать в виде рабочих листов или заполнить онлайн.
Образный язык Шекспира
23 цитаты из различных пьес. Студенты идентифицируют метафору, сравнение, персонификацию или гиперболу. 3 страницы; ответы доступны. Можно распечатать в виде рабочих листов или заполнить онлайн.
Стихи с вопросами на образном языке
Вопросы для анализа и ключи для ответов на 9 различных стихотворений.Предназначен для средней школы и выше. Можно распечатать в виде рабочих листов или заполнить онлайн.
Образный язык: обучение идиомам
На этом уроке студенты изучают образный язык с упором на буквальный и метафорический перевод идиом. Посредством чтения вслух, моделирования учителем и ориентированных на учащихся действий, которые проводятся в классе, учащиеся будут дальше развивать свое понимание образного языка. Предназначен для 3–5 классов.
Образно говоря: исследование того, как метафоры обретают смысл
Учащиеся исследуют общие метафоры в стихах и песнях, анализируют использование метафор в различных коротких текстах и исследуют метафоры, используемые в повседневной жизни. Этот урок предназначен для старшеклассников. Это может быть подходящим для средней школы с некоторыми изменениями.
Четыре метафоры поэзии
Эта письменная деятельность подчеркивает умелое создание метафор.Он предназначен для сопровождения Уилфрид Гордон Макдональд Партридж пользователя Mem Fox.
«Литания»
В этом видео на YouTube (4:10) Билли Коллинз обсуждает свое вдохновение для этого юмористического стихотворения перед его чтением. Рассмотрите возможность включения в урок метафор. 9 класс и старше.
Знакомство с метафорами через поэзию
Студенты читают отрывки из работ Лэнгстон Хьюз, Маргарет Этвуд и Наоми Шихаб Най, чтобы глубже понять метафоры.
Вопрос идентичности: написание расширенного стихотворения-метафоры
Студенты применяют свои знания литературных приемов, читая и анализируя стихотворение Хулио Нобоа Поланко «Самобытность». Затем студенты создают свое собственное стихотворение, используя литературные приемы, изученные и проанализированные в стихотворении. В этот урок внесены изменения для ученика с ограниченным уровнем английского языка для начинающих.
Примеры метафор
50 примеров для средней и старшей школы.
Уникальные коллекции метафор
По мотивам первой главы романа Девушка с жемчужной сережкой Трейси Шевалье, студенты откроют для себя метафоры в своем мире и чтении и создадут свои собственные уникальные метафорические описания для коллекции, которой они посвящают страницу в своих писательских блокнотах или своих дневниках. После того, как в записной книжке для писателей будет собрана коллекция уникальных метафор, учителя могут предложить учащимся создать более длинный текст (стихотворение, повествование, размышления и т. Д.)), вдохновленный одной или несколькими их метафорами.
«Визит святого Николая» Клемента Кларка Мура
Раздаточный материал для печати: текст стихотворения и проверка на сравнения и метафоры. Включает ключ ответа.
Что я? Обучение поэзии через загадки
Введение в поэзию через метафору, сравнение, метонимию, конкретные образы и творчество.
Написание о письме: расширенное присвоение метафор
В этом уроке используется стихотворение Ричарда Уилбура «Писатель», чтобы побудить студентов развить расширенную метафору, описывающую себя как писателей.
Упражнения по подобию и метафоре для класса 6 Примеры CBSE с ответами
Ищу простой способ изучения новой элементарной английской грамматики и композиции для класса 6 ответы, Решения. Вы должны выучить основные темы грамматики английского языка, такие как Времена глаголов, существительные и т. Д. В этой статье мы рассмотрим лучшие темы грамматики английского языка и сравним их друг с другом. По аналогии: Для сравнения проводится сравнение двух совершенно разных объектов, имеющих хотя бы одну общую точку.Сравнение обычно вводится такими словами, как вроде, так или как.
Пример:
- Мелки такие же красочные, как радуга.
Как сформировать сравнение
Есть два способа сформировать сравнение.
1. as + прилагательное / наречие + as + существительное
Пример:
- Овцы были пушистыми, как сахарная вата.
2. глагол + лайк + существительное
Пример:
- Прошлой ночью я спал как бабв.
Это список некоторых общих сравнений.Добавьте тему в начале каждого сравнения, чтобы завершить предложение.
Ниже приведены некоторые примеры.
Шаблон 1: как + прилагательное / наречие + как + существительное
холодный как лед белый как снег нежный, как ягненок забавный, как клоун , легкий, как перо такое же красочное, как радуга медленное, как черепаха такое же красивое, как цветок такое же высокое, как гигант , тихое, как мышь , пушистое, как сахарная вата, , мудрое, как сова, , такое же голодное, как медведь крепкий, как гвоздь |
Образец 2: глагол + лайк + существительное
пахнет розой ест как свинья поет как ангел бегает как гепард спал как ребенок плачет, как младенец, прыгает, как лягушка, воет, как собака. сверкает, как алмаз. ревел, как лев.Здесь слово или выражение, которое используется в буквальном смысле, означает, что одна вещь применяется к совершенно разному типу вещей с целью предложить сходство между ними. В отличие от сравнения, метафора не утверждает, что одна вещь похожа на другую или действует как другая, но принимает это как должное и действует так, как если бы эти две вещи были одним целым.
Обратите внимание, что каждое сравнение можно сжать до метафоры, а каждую метафору можно развернуть в сравнение.Когда мы говорим: «Ее глаза были как бриллианты», мы используем сравнение, но когда мы говорим: «Ее глаза были бриллиантами», мы используем метафору. И сравнения, и метафоры сравнивают две разные вещи, которые обычно не идут вместе. Разница между ними в том, что в сравнении используются слова «подобный» или «как», а в метафоре — нет. с подобным / как => сравнение без подобного / как => метафора Как сформировать метафору
Примеры упражнений на сравнение и метафоры с ответами для класса 6 CBSEA. Для каждой приведенной ниже метафоры напишите, что сравнивается. Пример: 1. Мой отец был злым зверем, когда я принес домой свою бедную табель успеваемости. Б.Обозначьте каждое предложение сравнением или метафорой. Пример: 1. Этот человек — ангел ____________ ELA 6: Metaphor Meanies VideoПодобные сравнения гладкие, как наждачная бумага. Метафоры — младенцы и котята. Подождите, мы сделали это неправильно, не так ли? Сделаем шаг назад, но мы чувствуем себя в большей безопасности в наших плавучих средствах, чем мы могли бы вспомнить [ybaby, плавающий в бассейне] Образный язык — это использование слов без их буквальные значения мы видели одну форму образного языка до сравнений, которые сравнивают одно с чем-то другим, используя слово как или также могут быть сравнения [ два человека катаются на американских горках] отличный способ оживить наше описание, но если вы используете слишком много подряд, все эти лайки могут привлечь вашу аудиторию так же скучно, как космонавт на батуте батут хорошо, батуты могут быть интересны для нас [космонавт прыгает на батуте] но как только вы en в космос ничего не очень волнует, к счастью, мы можем по-прежнему использовать образный язык, и мы можем делать это, не прибегая к одному лайку или добавлению как [люди прыгают со скалы в воду] время, чтобы прыгнуть в метафоре, сравнивает одно с чем-то другим, не используя слово «нравится» или «как нет» даже одно из них звучит как магия хорошо, давайте посмотрим, как это работает с примером, скажем, мы описываем действительно очень горячее метро [желтое метро, проезжающее через платформу] остановка, мы можем использовать сравнение и сказать, что остановка метро была настолько горячей, насколько ад или , мы могли бы просто вырезать все эти «как» и слово «горячо» и сказать «остановка метро» [горящий поезд метро] был адом на случай, если вы мы беспокоимся я сказал что-то ложное, о, не волнуйтесь мы все еще используем образный язык Я не говорю, что остановка метро была буквально ад наступает на людей после все это действительно сложно бежать [пожарный стоял у разбившегося поезда метро] Рельсы метро расплавились, но мы просто сравниваем два элемента Приговорите остановку метро и ад, и вот так у нас большой [большой большой пожар] метафора в наших руках, и никому на остановке метро не нужно беспокоиться о своих [мужчина на остановке метро в горящей шляпе] горит одежда, метафоры настолько распространены в повседневной речи, что вы, вероятно, используете их постоянно, когда-либо слышали о свежих снегопад r обозначается как снежное одеяло да, вы догадались, это метафора сравнения снега с одеяло очень редко кто-нибудь встретит маленькое одеяло из снега это [одеяло в шляпе на снегу] вместе были бы настоящим кошмаром |