Содержание

Особенности и критерии выбора профессии

Внутренние факторы – это способности, возможности и интересы самого человека.

  • Способности обычно проявляются в процессе обучения. Если человек не преуспел в математике, то программист из него не получится. А человек без артистических данных не сможет стать хорошим актером.
  • Возможности касаются как физиологических особенностей, так и здоровья. Музыканты должны обладать слухом, летчики – быстрой реакцией и т. п. При наличии аллергических заболеваний человек не сможет стать химиком.
  • Интересы у каждого человека свои собственные. Чем больше связана профессия с личными увлечениями, тем больших успехов можно в ней добиться.

Подготовить абитуриентов к поступлению в ВУЗ и определиться с выбором направления в Украине, к примеру, может институт istu.edu.ua.

К внешним факторам относятся следующие:

  • Мнения и пожелания близких родственников. В этом отношении большое значение имеет мнение родителей. С одной стороны, у них есть большой жизненный опыт, использование которого может оказаться полезным. С другой стороны, они не всегда понимают реалии современного рынка труда. Поэтому чужие мнения можно принимать во внимание, но окончательное решение следует принимать самостоятельно.
  • Престижность профессии. Данный фактор определяет выбор для множества молодых людей. Однако надо учитывать, что на пике популярности определенной специальности рынок труда может оказаться перенасыщенным, что создаст проблемы с трудоустройством.
  • Зарплата в выборе профессии не является определяющим фактором, так как ее размер чаще всего зависит от занимаемого места на карьерной лестнице. Если высокая зарплата связана именно с профессией, то это говорит о высоких рисках данной профессии.
  • Востребованность. Этот фактор в значительной мере зависит от экономической ситуации. Профессии, популярные на подъеме экономики, могут оказаться невостребованными при наступлении кризиса.
  • Возможность получения профессии. Она может быть ограничена нехваткой финансовых средств, трудностью поступления в учебное заведение и т. п. Чтобы решить данные проблемы, необходимо изменить ограничивающие условия, к примеру, взять кредит, поступить в другое аналогичное учебное заведение и т. п.

Если при выборе профессии возникли затруднения, то полезно почитать специальную литературу, обратиться за советом в профессиональные службы занятости. Это поможет найти именно ту профессию, которая в максимальной мере будет способствовать полному раскрытию личных талантов.

Критерии выбора профессии — Кто кем работает

Перед каждым человеком рано или поздно встает вопрос о выборе будущей профессии. Особенно остро он начинает ощущаться после окончания школы. Так как же определить выбор своей будущей деятельности, которая будет приносить вам доход? На этот вопрос нет однозначного ответа — здесь существует множество факторов, которые будут оказывать воздействие на ваш выбор. Давайте рассмотрим каждый из них…

— Востребованность. Чем выше спрос на профессию и меньше предложение, тем лучше. Так, например, на данный момент в России наблюдается большое количество экономистов и юристов. Предложение огромное — спрос низкий, соответственно устроится на работу по данным профессиям достаточно сложно. Именно поэтому следует делать свой выбор, основываясь на спросе деятельности, которую вы будете представлять.

— Выбранная вами профессия, должна нравиться вам. Многие люди, сделав ошибку в молодости и не обдумав свое решение, вынуждены мучиться на протяжении многих лет только из-за того, что выбранная профессия не нравится им. Да, действительно, деятельность, от которой вы получаете только негатив, приносит множество стресса. Подумайте, что лучше получать удовольствие от работы, при этом, получая за это зарплату, либо же все время чувствовать себя некомфортно только из-за того, что она не приносит вам удовольствие. Думаю, ответ очевиден.

— Коллектив. Каждый коллектив специфичен — в нем существуют различные шутки, связанные с профессиональной деятельностью и прочие особенности. Также, немаловажное значение играют люди, которые и являются ячейками системы, которые образуют коллектив.

— Зарплата. Зарплата — единственный из факторов, которым руководствуются некоторые люди при выборе профессии. Это в корне неправильно. Вернее, зарплата, конечно, играет не самую последнюю роль, но делать выбор исходя из нее — большая ошибка. Такой выбор может привести к выбору неправильной профессии, которая не подойдет вам по каким-либо особенностям.

По этой причине, вы не добьетесь значительного успеха в своей профессиональной деятельности, а следовательно, не сможете подняться по карьерной лестнице, что, в свою очередь, сведет на нет все мечтания о зарплате, которые вы хотели воплотить в жизнь.

— Психология. Каждый человек имеет свои отличительные психологические черты и особенности, которые и определяют такое разнообразие людей. Психическая составляющая — одна из самых важнейших при выборе профессии, если ее не учитывать, то профессия не принесет вам удовольствие, а даже наоборот, введет вас в депрессию. Стоит отметить, что существует некая классификация людей по их психологическим признакам, которая делит их на интровертов и экстравертов.

Говоря кратко, экстраверт — человек, который направлен ко внешнему миру, общителен, легко преодолевает любые преграды. Для такого человека отлично подойдут профессии, связанные с взаимодействием с людьми, такие, как журналист, сценарист, тамада.

В противовес им, интроверты — люди, которые направлены в себя, малообщительны, но, при этом, обладающие богатым внутренним миром. Таким людям больше всего подойдут профессии связанные с одиночеством, такие, как таксист, фрилансер, финансовый аналитик.

Таким образом, выбор профессии — один из важнейших шагов в жизни человека. Для того чтобы максимально эффективно сделать свой выбор, следует хорошо подумать — мимолетные решения, как правило, приводят только к негативным последствиям.

Читать ещё:


Критерии и мотивы для выбора профессии. Профориентация » mozok.click

Обдумайте и обсудите ситуацию. Девятиклассники обсуждали вопросы выбора профессии. Богдан сказал, что ему безразлично, какая у него будет профессия, главное, чтобы за работу хорошо платили. Настя сказала, что она хочет выбрать профессию, связанную с рисованием или песочной анимацией, и неважно, сколько она будет получать за это денег. А Глеб сказал, что он станет фармацевтом, поскольку так решили его родители. Чем отличаются критерии выбора профессии у этих подростков? Осознанно ли они выбирают род деятельности?

Критерии и мотивы для выбора профессии

Профессиональная деятельность является важной частью жизни человека, а профессиональное самоопределение — это важный момент становления личности.

Мотив — это то, что заставляет вас действовать. Какими могут быть ваши мотивы при выборе профессии? Выделяют внешние и внутрен-

ние мотивы. Внешние мотивы обусловлены влиянием окружающей социальной среды, а внутренние мотивы связаны с вашим характером, способностями, склонностями, привычками. Основные мотивы, побуждающие подростков выбрать ту или иную профессию,— это престиж, высокий уровень зарплаты, карьерный рост, интерес к профессии, условия работы, возможности дальнейшего образования.

Критерии профессионального самоопределения, т. е. выбора профессии, могут быть разными.

Нужно прислушиваться к советам взрослых и друзей, анализировать сказанное, учитывать эту информацию при принятии собственного решения. Но помните, что это только ВАШЕ решение.



На выбор профессии влияют также способности, склонности, желание получить общественное признание. Способности — это те ваши качества, которые свидетельствуют о готовности к освоению желаемой профессии. Ваш исключительный слух и музыкальные способности открывают вам дорогу к профессии пианиста, дирижера, композитора, певца, а математические способности, уникальная память, логическое мышление — к профессии математика или программиста. Ваши склонности проявляются в том, на что вы тратите свободное время. А его вы обычно тратите на то, к чему у вас есть способности. Обратите на это внимание, выбирая профессию.

Важным критерием профессионального самоопределения является информированность. Что вы знаете о разных профессиях? Какие из них

нужны сегодня? А какие понадобятся завтра? Каковы перспективы данной профессии на рынке труда? Без такой информации сложно выбирать профессию. Важно, чтобы информация, которой вы пользуетесь, была объективной, актуальной и чтобы она соответствовала действительности.

Итак, выбирать профессию необходимо в соответствии с собственными желаниями, способностями и перспективами на рынке труда. Помните также, что профессиональное самоопределение будет продолжаться на протяжении всей вашей жизни. В связи с этим к выбору профессии следует относиться очень серьезно и основательно.

Найдите необходимую информацию и ответьте на вопрос. Каким вы видите свое профессиональное будущее через 10 лет? Кем вы себя представляете? Кем бы вам хотелось быть? Какой результат вашей профессиональной деятельности вас удовлетворит?

Профориентация

Профориентация, т. е. ориентация на профессию,— это процесс выявления склонностей человека к определенному виду деятельности.

Ваша профориентация будет происходить постепенно. Сначала вы определяете, к чему вы стремитесь в первую очередь, каковы ваши желания, склонности, предпочтения относительно будущей профессии. Полезно иметь перечень современных профессий, чтобы было из чего

выбирать. Можно использовать списки профессий по направлениям: технические, экономические, медицинские, педагогические и т. п.


Далее необходимо выяснить, какая работа вас привлекает — с людьми или с документами, с животными или с техникой?

Затем нужно проанализировать свои возможности, интеллектуальные, коммуникативные и организаторские умения. Можно опираться на собственный опыт, а можно поинтересоваться мнением ваших близких: кем они вас видят? 

Выбирая профессию, учитывайте, что каждая из них требует определенных способностей, умений, личностных качеств. Спросите себя: «Имею ли я такие качества? Могу ли я что-то сделать, чтобы приобрести эти качества?».

Для получения необходимой информации найдите профессиограмму выбранной профессии. Профессиограмма — это перечень характеристик, описывающих ту или иную профессию, а также перечень норм и требований данной профессии к работнику.

Найдите необходимую информацию и ответьте на вопрос. Наибольший

спрос в мире в 2016 году имели специалисты по инжинирингу, IT-специалисты, врачи, специалисты в сфере туризма, логисты, экологи, химики, энергетики, нанотехнологи, сервис-специалисты, журналисты, имиджмейкеры. Что вы знаете об этих профессиях?

Изучая информацию о профессиях, сравнивайте требования со своими возможностями. Не сужайте круг профессий, которые вы рассматриваете. Если у вас есть возможность, то пообщайтесь со специ-алистами-практиками, поинтересуйтесь реальными условиями работы в выбранной профессии. Проанализируйте ситуацию на рынке труда, отметьте профессии, которые сегодня наиболее востребованы в стране.

Если вы все это сделали, то можно выбирать. Окончательное решение должно быть только вашим. Скажите себе: «Именно я выбрал/ выбрала эту профессию и могу объяснить почему».

В дополнительном материале к параграфу на сайте вы можете прочитать о типах профессий и ознакомиться с профессиограммой корректора.

Опорные точки. Главные мотивы выбора профессии — престиж, высокий уровень зарплаты, карьерный рост, условия труда, возможности дальнейшего образования.


На выбор профессии влияют ваши способности, склонности, желание получить общественное признание. Критерии профессионального самоопределения могут быть разными, но решение принимаете только вы. Профориентация — это процесс выявления у человека склонностей к определенной профессии.

Вопросы для повторения и обсуждения

I уровень

1. Что предусматривает процесс профориентации?

2. Какие типы профессий вы знаете?

3. Зачем нужна профессиограмма?

II уровень

4. Какие существуют критерии и мотивы для выбора профессии?

5. Как можно выявить свои профессиональные склонности?

6. Какова роль профессиональной деятельности в жизни человека?

III уровень

7. Кто отвечает за выбор профессии? Почему?

8. Какие особенности свидетельствуют о готовности к овладению желаемой профессией?

9. Какие мотивы побуждают подростков выбрать ту или иную профессию?

IV уровень

10. Докажите, что профессиональное самоопределение является важным моментом личностного самоопределения.

11. Докажите, что важным критерием профессионального самоопределения является информированность.

12. Докажите, что выбирать профессию нужно в соответствии с собственными желаниями, способностями и ее перспективами на рынке труда.

Практическое задание № 5

Выявление профессиональных склонностей

Цель: научиться выявлять свои профессиональные склонности. Материалы: модифицированный дифференциально-диагностический вопросник.

Порядок выполнения работы

1. Ознакомьтесь с инструкцией к вопроснику.

Эта методика предназначена для выявления склонностей человека к определенным типам профессий. В ней выделяют пять типов профессий.

Первый тип «человек — природа» подходит людям, которые легко идут на контакт с природой, которых интересуют растения, животные или микроорганизмы. Это профессии садовника, ландшафтного дизайнера, работника лесной промышленности, ветеринара, эколога и т. п. Данный тип профессий обозначен в тестовом задании буквой П.

Второй тип «человек — техника» лучше всего подойдет людям, которых интересуют технические системы и объекты, материалы, виды энергии. Такие люди склонны к техническим профессиям, работе с техникой. Этот тип обозначен в вопроснике буквой Т.

Третий тип «человек — знаковая система» подходит людям с аналитическим и математическим складом мышления. Это такие профессии, как программист, бухгалтер, экономист, нотариус, редактор, инспектор, историк, математик. Этот тип обозначен в вопроснике буквой 3.

Четвертый тип «человек — художественный образ» связан с созданием художественных образов, он лучше всего подойдет людям творческим, склонным к художественной, писательской, музыкальной и архитектурной деятельности. Это профессии дизайнера, художника, композитора, писателя, режиссера, музыканта, актера. Этот тип обозначен в вопроснике буквой X.

Пятый тип «человек — человек» подходит людям, склонным к общению, помощи другим, находящим взаимопонимание с аудиторией. Эти профессии связаны с образованием, воспитанием, социальной деятельностью, медициной, правовой помощью, журналистикой, а также административной работой. Данный тип обозначен в вопроснике буквой Л.

2. Выполните тестовое задание.

Если вы согласны с пунктом вопросника, поставьте на отдельном листе рядом с номером пункта пометку «+», если нет — пометку «-».

3. Проанализируйте результаты тестового задания.

Выполнив все 30 пунктов тестового задания, подсчитайте сумму баллов в каждом из столбцов «П», «Т», «с», «X», «Л», учитывая только строки с пометкой «+». Наибольшее число будет в столбцах, соответствующих наиболее подходящим для вас типам профессий.

4. Сделайте выводы.

Мини-проект

Исследование рынка труда по материалам средств массовой информации

Этапы выполнения проекта

1. Постановка цели.

Цель проекта: исследовать рынок труда по материалам средств массовой информации для дальнейшего использования полученных результатов во время профориентации.

2. Поиск информации о рынке труда в своем городе, области.

3. Анализ полученных материалов, их классификация, структурирование, оформление в виде таблиц, диаграмм, схем.

4. Формулирование выводов о ситуации на рынке труда (наиболее нужные профессии, их характеристики, профессиограммы).

5. Оформление результатов проекта в виде презентации, газетной статьи, текста доклада и т. п.

6. Защита проекта.

 

Это материал учебника Основы здоровья 9 класс Таглина

 

Конспект и презентация к уроку «Мотивы и потребности в выборе профессии» 9 класс

Конспект урока

«Мотивы и потребности выбора профессии»

  1. Актуализация знаний учащихся

Вам необходимо взять бланк «Найди ошибку» и выбрать позиции, которыми необходимо руководствоваться при выборе профессии.

Бланк «Найди ошибку»

Инструкция: на бланке в таблице №1 перечислены критерии выбора профессии. Пожалуйста, в таблице №2 проставьте номера или напишите словами, какие из представленных критериев считаются основными, правильными. Из перечисленных девяти – правильные только три. Подумайте!

Таблица № 1

1.

Иду в это учебное заведение, так как его диплом котируется на рынке труда при трудоустройстве

2.

Выбираю эту профессию, так как она модная, престижная, ее представителям многие завидуют

3.

Основываю свой выбор на своих способностях

4.

Выбираю эту профессию, так как мне нравиться математика

5.

С этой профессией у меня всегда будет возможность трудоустройства

6.

Пойду в это учреждение, так как у меня нет четкого ориентира

7.

Основываю свой выбор на своем интересе

8.

Возможность учится, и работать с друзьями

9.

Хотя я и не знаю тонкостей этой профессии, но мне очень нравиться работать с цифрами

Таблица № 2

При выборе профессии следует руководствоваться тремя позициями:

«хочу» — это ваши интересы, склонности, желание заниматься интересующим вас делом,

«могу» — уровень вашей подготовленности, уровень знаний, наличие способностей к выбранному виду деятельности,

«надо» — спрос на профессию, потребность в ней общества.

Соблюдение этих 3-х условий обеспечивает успешность в выборе профессии.

В нашем регионе большую роль играет пункт: «востребованность на рынке труда». Вот именно поэтому большинство из вас не рассматривает такие профессии, как полярник, разведчик, космонавт и балетмейстер, а выбирает обыденные и более знакомые профессии.

Но положение можно изменить, если иметь мечту, очень сильное желание, стремление к поставленной цели. И вот об этом мы сегодня и поговорим.

Тема и цели урока

Начать я хочу с одной истории (притчи).

Шел мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому  по вопросу.

     У первого спросил:

-Что ты делаешь?

        И тот с ухмылкой ответил, что целый день возит проклятые камни.

        У второго спросил:

-А что ты делаешь целый день?

И тот ответил:

-Я добросовестно выполняю свою работу и зарабатываю деньги для своей семьи.

       -А ты чем занимаешься? – спросил мудрец у третьего.

       А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:

-А я принимаю участие в строительстве прекрасного храма.

Попытайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные.

Обсуждение: Отношение у людей к работе разное, потому что внутренний настрой каждого свой. Для одного это – тяжкое бремя, для другого – долг, а для третьего- святое. У них разные мотивы и потребности.

Именно так и будет звучать наша тема урока. Сегодня вы не только познакомитесь с этими понятиями, но и на основе самодиагностики изучите свои ведущие мотивы и потребности при выборе профессии.

Действительно, в трех ответах людей, занятых одним делом, отражены основные мотивы трудовой деятельности.

Мотив — это причина, лежащая в основе выбора всех действий и поступков человека. Большинство наших мотивов выражается в виде ответа на вопрос: для чего я это делаю?

Вопрос к учащимся: «Для чего ты учишься?», «Для чего ты хочешь получить профессию?» («Я учусь для того, чтобы ….» «Я хочу получить профессию… чтобы…»)

Осознание мотивов поведения — дело важное, но трудное. Нередко мы приписываем себе или другому человеку ложные мотивы.

Например, маститый ученый беспощадно критикует своего молодого коллегу. Чем вызвана эта критика? Желанием помочь или старческой завистью?

Молодой человек помогает одинокой старушке. Он делает это бескорыстно или рассчитывает на завещание в свою пользу?

Некоторые мотивы скрыты так глубоко, что не всегда осознаются.

Например, мама страстно мечтает, чтобы ее дочь стала балериной. Хотя девочка к балету не проявляет ни малейшего интереса и не имеет необходимых данных. Просто мама, таким образом, пытается реализовать свою неосуществленную мечту стать балериной.

Юноша хочет стать полицейским. Что движет им? Стремление защитить людей от преступников или возможность распоряжаться судьбами других людей?

Молодой человек устроился в полицию. За три месяца ни разу не пришел в бухгалтерию за зарплатой. Коллеги спрашивают:

— Ты что же за деньгами не идешь?

— Еще и зарплату дают? А я думал: пистолет дали, и крутись, как хочешь.☺ 


Для каждой профессии существует свой минимальный уровень способностей, позволяющий выполнять профессиональные действия, а более высокий уровень профессионализма определяется мотивацией и системой ценностей человека.

Нередко человек, наделенный множеством замечательных качеств, не может полностью реализовать свой профессиональный потенциал — мешает отсутствие мотивации, то есть побуждений к действиям.

«Природная лень не дает развиваться природным талантам» (Ю. Рыбников).

Могу давать уроки английского, немецкого, французского. Но не хочу. ☺

Мотивация — это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Важнейшим условием профессиональной самореализации личности являются не столько способности, сколько мотивация человека и его жизненные цели. Мотивация — это двигатель человеческих поступков.

Задание. Ознакомьтесь со следующими примерами и ответьте на вопрос, что роднит этих успешных и счастливых в профессиональной деятельности людей?

…Цирковой артист Валентин Дикуль, выполняя акробатический трюк, получил травму, приковавшую его к постели. Врачи не оставляли никакой надежды. Благодаря ежедневным многочасовым упражнениям Валентина не только встал на ноги, но и вернулся на арену цирка, где жонглирует гирями, выдерживая груз почти в тонну.


…В 1996 году во время тренировки конек партнера буквально раскроил Лене череп. Врачи сделали все возможное — Лена осталась жива. А сама Лена и ее новый партнер Антон сделали невозможное — после нескольких лет упорных тренировок в 2002 году пара Бережная — Сихарулидзе завоевала олимпийскую золотую медаль.


…Великолепная, яркая балерина, обладающая безупречной техникой и заслуженно получающая награды за свое мастерство — такой мы знаем Анастасию Волочкову. Но, чтобы достичь этого, надо было преодолеть множество препятствий, в том числе сомнения специалистов, которые считали Анастасию слишком высокой для балета.


Тысячи девочек, завороженных волшебным танцем балерин, порхающих над сценой в кружевах и перьях, приходят в балетную студию. И уходят, когда поймут, что балет — это, прежде всего, тяжелый изнурительный труд и отказ от многих радостей жизни. Остаются — единицы. Только так можно достичь мастерства. А слава и все, что ей сопутствует — это уже приложение. И так — в любом деле.

Задание. «Определение мотивации» (методика Головахи).

Прочитайте приведенные суждения о профессиях и выберите два из них, наиболее соответствующие вашим взглядам.

Если выбранные вами суждения находятся в левой части таблицы (профессиональная мотивация), значит, в данный момент для вас актуальна профессиональная самореализация (выбор профессии и путей ее получения, профессиональный рост и карьера).

Если выбранные суждения находятся в правой части таблицы (внепрофессиональная мотивация), значит, в данный момент для вас важнее вопросы, не связанные с профессиональной самореализацией (семья, здоровье, личностный рост, который не всегда связан с профессиональным).

Если выбранные вами суждения оказались в разных частях таблицы, значит, ваша мотивация носит противоречивый характер. Решите, что для вас в данный момент важнее – профессиональное самоопределение или другие вопросы.

Помните, как начинается «Сказка о царе Салтане»?

Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, — говорит одна девица,

Я б на весь крещеный мир приготовила бы пир».

«Если б я была царица, — говорит ее сестрица,

Я б на целый мир одна наткала бы полотна».

«Если б я была царица, — третья молвила девица,

Я б для батюшки-царя родила богатыря».

Царь в этой сказке поступает как профессиональный менеджер по работе с персоналом: находит каждой девице применение с учетом ее мотивации. У первых двух — профессиональная мотивация, исходя из которой царь их «трудоустроил»: одну сделал ткачихой, а вторую поварихой. У третьей девушки была ярко выраженная внепрофессиональная мотивация, она не хотела работать, а хотела быть царской женой. Поэтому именно ее царь взял в жены.

Многие люди, подобно сестрам-неудачницам из сказки Пушкина, испытывают чувство досады и бессилия оттого, что не могут достичь всего, что хотят от жизни, разрываясь между взаимоисключающими мотивами. Как видим, это невозможно. Поэтому следует таким образом выстроить сценарий своей жизни, чтобы последовательно и планомерно добиваться поставленных целей.

Подумайте, что для вас важнее всего в данный момент? Учеба? Работа? Личная жизнь? Творчество? Здоровье? Или что-то другое?

Итак, для достижения успеха в профессиональной деятельности недостаточно одной профессиональной пригодности — необходима мотивация.

В основе любой мотивации лежат цели и потребности человека. Давайте вспомним пирамиду потребностей американского психолога А. Маслоу, с которой вы уже должны быть знакомы из уроков обществознания.

Согласно его теории потребности подразделяются на низшие и высшие. В слове «низшие» нет ничего обидного, они есть у всех людей. Это физиологические потребности (в пище и воде, воздухе, тепле, крыше над головой и т. д.) и потребность в защищенности от враждебных действий других людей, стихийных бедствий и техногенных катастроф, уверенность в завтрашнем дне. Далее идут социальные потребности (чувство принадлежности к семье, потребность в любви). Следующий уровень — потребности в уважении и самоуважении. Высший уровень — потребности в самореализации, максимальном раскрытии своих способностей.

По мнению Маслоу, для большинства людей выход на более высокий уровень невозможен до тех пор, пока не удовлетворена потребность более низкого уровня. Таким образом, пока не удовлетворены первичные потребности, трудно ждать от человека проявления высших потребностей (в самоуважении и самореализации).

Другими словами, вы страдаете от жажды, а в это время вам рассказывают о перспективах нанотехнологий. Вы не спали двое суток, а вас приглашают в ресторан. Вы хотите есть, а вас тянут в консерваторию. Мы испытывает дискомфорт и раздражение от того, что наши актуальные потребности игнорируются. Остальные потребности отступают на второй план как менее актуальные: когда утолим жажду, сможем воспринимать информацию, а, выспавшись, с удовольствием поужинаем.

Но большинство людей не способны подняться выше второй ступени, оставаясь на уровне физиологических потребностей. А они, в отличие от высших, имеют границу насыщения. Не все ее улавливают, не все могут вовремя остановиться. Всякие попытки увеличить потребление сверх нормы приводят к заболеваниям как расплате. Потребление сверх нормы — это излишество. Римская империя пала, потому что ее правители остановились на нижних ступенях. Еда стала для них целью, а не средством: пожирая блюда в неимоверных количествах, они искусственно вызывали у себя рвоту, чтобы дальше поглощать вино и продукты. Эти оргии длились сутками. Медицина определяет это состояние как психическое заболевание, церковь — как одержимость бесами, что, в принципе, одно и то же.

Застревание на «нижних этажах» иерархии потребностей возникает и в том случае, если они не удовлетворяются. Помните Акакия Акакиевича, героя гоголевской «Шинели»? У бедного чиновника была одна, но пламенная страсть — сшить новую шинель. Когда уличные грабители сняли с него эту шинель, жизнь для бедолаги потеряла смысл, и он умер. Жизнь теряет смысл и в том случае, когда человек получает все, что хочет. Может быть, поэтому клиентами психоаналитиков и психиатров чаще всего становятся очень обеспеченные люди.

Человек развивается полноценно только в том случае, если не останавливается на низших ступенях. Если вам посчастливится найти такой вид деятельности, в котором вы сможете реализовать высшие потребности — потребность в общении, уважении и самореализации, то вам не грозит пресыщение, поскольку эти потребности ненасыщаемы.

В конце жизни А. Маслоу понял ограниченность своей классификации потребностей. Как вы думаете, в чем несовершенство его «пирамиды»?

Ведь именно человек способен ради высших целей пойти на многие лишения, пренебречь безопасностью ради любви, поделиться с ближним последним куском хлеба, отдать жизнь за свои убеждения.

А какие потребности преобладают у вас?

Задание. Самодиагностика «Актуальные потребности»

Перед вами список важнейших потребностей. Попробуйте расставить их по степени важности для себя: самую важную потребность поставьте под №1, следующую по значимости потребность – под №2 и так далее до №15. Мысленно проговаривайте фразу «Я хочу…»

1. Добиться признания и уважения.

2. Иметь теплые отношения с людьми.

3. Обеспечить себе будущее.

4. Избавиться от боли

5. Иметь хороших собеседников.

6. Упрочить свое положение.

7. Развивать свои силы и способности.

8. Иметь возможность утолить голод и жажду

9. Повышать уровень мастерства.

10. Избегать неприятностей.

11. Стремиться узнавать что-то новое.

12. Обеспечить себе положение, влияние.

13. Иметь возможность отдохнуть после тяжелой работы

14. Заниматься делом, требующим полной отдачи.

15. Быть понятым другими.

В первую пятерку входят самые значимые для вас на данный момент потребности (оцениваются в 3 балла). Во второй пятерке – менее значимые (оцениваются в 2 балла). В последнюю пятерку- неактуальные для вас потребности в данный момент (оцениваются в 1 балл). Подсчитайте и запишите сумму баллов по каждой группе потребностей.

  • Материальные потребности – 4, 8, 13.

  • Потребности в безопасности – 3, 6, 10.

  • Социальные потребности – 2, 5, 15.

  • Потребности в признании – 1, 9, 12.

  • Потребности в самовыражении – 7, 11, 14.

Группа потребностей, которая набрала наибольшее число баллов, является для вас ведущей. Это необходимо учитывать при выборе профессии и планировании карьеры.

Я благодарю вас за активное участие на уроке и напоследок предлагаю вашему вниманию еще одну притчу.

Притча о бабочке

Давным-давно в старые-старые времена. В высоких тибетских горах жил мудрец. Слава о его мудрости обошла весь свет. Со всех стран спешили к нему люди за советом, помощью, поделиться своими радостями и печалями.

Тогда же в низовьях этих гор жил юноша. Он не верил в мудрость старца, и хотел доказать всем, что тот простой обманщик. Решил он, что пойдет в поле, поймает бабочку, возьмет её в ладони, поднимется к мудрецу и задаст ему вопрос «Мудрец, как ты думаешь, бабочка жива или мертва?» Если он скажет — жива, я сожму ладони, и бабочка умрет, а если скажет – мертва, я разожму ладони, и она улетит. Решил так и сделал. Пошел в поле поймал бабочку, поднялся к мудрецу и спросил «Мудрец, бабочка жива или мертва?» Посмотрел на него мудрец и ответил «Все в твоих руках».

Все в ваших руках: ваша судьба, ваша жизнь, ваш путь, ваш профессиональный выбор. Вы открыли еще некоторые свои сильные стороны и знания. С вами интересно работать. Спасибо за урок.

Рефлексия ???

Домашнее задание.

Прочитайте отрывок из книги М. Веллера. Согласны ли вы с тем, что перечисленные ценности — главные в жизни? Разделяете ли вы взгляды автора на то, как большинство людей обходится с этими ценностями? Запишите свои мысли.

Потребности большинства людей различаются незначительно. Если выйти на улицу и каждому задать вопрос: «Что для Вас в жизни главное?», мы получим примерно одни и те же ответы:

Здоровье.

Благополучие семьи и близких.

Материальная обеспеченность.

Хорошая работа.

Любовь.

Карьера.

Слава.

Как же большинство людей обходится с этими жизненно важными для них ценностями?

Здоровье.
Гробят всевозможными способами. Пьют, курят, употребляют наркотики. Переедают, недосыпают, мало двигаются. Перенапрягаются, нервничают.

Благополучие семьи.
Ругаются, тиранят, родных, лгут, изменяют, заначивают деньги. Забывают родителей, бросают детей. Погружаются в собственные дела и интересы настолько, что для семьи уже нет времени.

Материальная обеспеченность.
Проигрывают в азартные игры все. Пускаются в аферы и разоряются. В погоне за лишним лишаются необходимого. Пьют. Ленятся. Тратят деньги на явно ненужные вещи, а в тяжелый час идут по миру.

Хорошая работа.
Большинство людей к своей работе равнодушно, или, более того, ее ненавидит. Устают, переутомляются, мечтают об отпуске. Занимаются черной поденщиной — ради денег, которые в таком количестве не являются для них строго необходимыми.

Любовь.
Если все люди хотят любить и быть любимыми — то уже просто по закону больших чисел большинство должно это иметь. Жизнь убеждает нас в том, что ничего подобного. Почему, зачем эта «главная ценность» связана так часто с огромным количеством страданий, лишений и всяческих несчастий?

Карьера.
Напрягаться, лицемерить, прогибаться перед начальством, сносить несправедливые попреки, переступать через людей — и на это ты хочешь потратить свою жизнь?

Слава.
Разоренные страны и два миллиона трупов в итоге. Вот вам непревзойденная слава Наполеона. Бывает и безвредная слава. Усердно тренируйтесь в плевках — и попадете в Книгу рекордов Гиннеса. Спортивная слава — угробленное здоровье, укороченная жизнь и режим, полный тяжелейшего труда и жестоких ограничений. И что он скажет во вратах небесных Апостолу Петру? «Что ты делал в жизни?» — «Я прыгал в длину». (Веллер М. Все о жизни).

Гордеева И.В. Критерии выбора профессии и мотивация получения высшего образования студентами УрГЭУ

Гордеева Ирина Викторовна
Уральский государственный экономический университет
доцент кафедры физики и химии, кандидат биологических наук

Gordeeva Irina
Ural State University of Economics
associated professor of the chair of physics and chemistry, candidate of biology

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеева И.В. Критерии выбора профессии и мотивация получения высшего образования студентами УрГЭУ // Культура и образование. – Декабрь 2014. — № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/12/2730 (дата обращения: 29.12.2014).

Повышение качества высшего образования, безусловно, входит в перечень национальных приоритетов в современной России. Несмотря на всю сложность определения самого понятия «качество образования» с учетом того, что потребителями образовательных услуг являются одновременно сами обучающиеся, а также работодатели, общество и государство, следует признать, что претензии к качеству знаний, получаемых выпускниками большинства современных российских вузов, небезосновательны. Для этого есть целый ряд серьезных причин, таких как пресловутое «старение кадров», снижение уровня общеобразовательной подготовки значительной части абитуриентов, а также недостаточная гибкость учебных программ и стандартов, в соответствии с которыми необходимо осуществлять образовательный процесс.

Тем не менее, общеизвестным фактом является массовое стремление выпускников российских школ к получению высшего образования. Согласно статистическим данным, в нашей стране в вузы поступает до 90% лиц, получивших общее среднее образование, по сравнению с 60% в странах Западной Европы [1, с.192]. В связи с этим высказывается мнение о «перегреве» отечественной системы высшего образования, что приводит к девальвации получаемых дипломов, так как система обучения, поставленная «на поток», логичным образом приводит к тому, что количество (в данном случае количество выпускаемых специалистов) достигается в ущерб качеству (т.е. качеству полученных знаний).

Все это вызывает справедливые нарекания работодателей, прекрасно известно абитуриентам и их родителям, но ежегодно мы наблюдаем одну и ту же картину: сотни и тысячи (в зависимости от вуза и направления подготовки) вчерашних школьников в буквальном смысле слова «осаждают» приемные комиссии университетов и академий. Что можно сказать о мотивации получения высшего образования? Первый ответ, который лежит на поверхности, звучит следующим образом: наличие диплома о высшем образовании и соответствующих знаний становится обязательным условием успешного трудоустройства, профессионального роста и высокого дохода. Действительно, не секрет, что в среде работодателей наблюдается очевидное предпочтение найма специалистов с дипломами о высшем образовании, в том числе на должности, реально не требующие высокого уровня подготовки (продавцов и пр.), причем нередко даже безотносительно к содержанию диплома и профилю специалиста.

С целью выяснения мнения современных студентов о мотивах получения высшего образования как такового, среди учащихся 1-2 курса УрГЭУ на протяжении ряда лет проводилось анонимное анкетирование [2, с.535]. В числе вопросов анкеты предлагались как затрагивающие саму организацию учебного процесса, так и причины, заставляющие современную молодежь выбирать конкретный вуз, специальность, а также дальнейшее намерение работать по данной специальности. Ниже приведены результаты опроса по поводу мотивов поступления в вуз у современных учащихся (Табл.1). Для сравнения приведены результаты опросов 2008 и 2013 гг.

 Результаты опроса подтверждают приведенный выше тезис. Действительно, ¾ опрошенных по результатам 2013 г. называли в качестве ведущих мотивов получения высшего образования возможность сделать в дальнейшем успешную карьеру, а также требования работодателей. Показательно, что последний мотив практически не утратил значимость, в то время как восприятие вузовского диплома как гаранта более высокой заработной платы за 5 лет почти на ¼ снизило количество своих приверженцев. Очевидно, что одна из причин этого – пресловутый «перегрев» рынка труда дипломированными специалистами. Кроме того, следует обратить внимание, что 1/10 опрошенных в качестве единственной причины поступления в университет называют рекомендации родителей, свидетельствующее о гораздо меньшей самостоятельности современных абитуриентов в принятии решений, чем обычно полагают. Симптоматично, что в ходе опроса 5-тилетней давности подобных ответов не было выявлено.

Следующий вопрос анкеты задавался с целью прояснить мотивы выбора конкретного вуза (в нашем случае УрГЭУ). Существует мнение [3, с.37], что современная студенческая молодежь обладает «продвинутым» рыночным сознанием и самостоятельностью в принятии решений. Так ли это? Табл.2 демонстрирует результаты ответов учащихся на вопрос о причинах выбора ими УрГЭУ.

Результаты анкетирования показывают, что количество учащихся, самостоятельно принимавших решение, за 5 лет практически не изменилось и составляет около 1/3 общего количества студентов. В то же время число тех, кто руководствовался исключительно рекомендациями ближайших родственников, достоверно снизилось (с 33,0% в 2008 г. до 19,8% в 2013 г.). Однако это вовсе не означает перехода к самостоятельному принятию решений, ведь одновременно практически в 4 раза возросло количество учащихся, ориентирующихся на мнение друзей и, возможно, поступивших «за компанию». Таким образом, на смену одним авторитетам приходят другие. В то же время количество абитуриентов, стремящихся «подстраховаться», одновременно подавая документы в несколько вузов, осталось практически на прежнем уровне, а количество тех, кому было все равно, куда поступать, даже несколько снизилось (10,5% в 2013 г. против 15,1% в 2008 г.). очевидно, последние и составляют то самый контингент, для которого важен только сам факт наличия диплома о высшем образовании.

Особое внимание следует уделить мотивам выбора конкретной специальности. О. Богословская отмечает [4, с.45], что выбор профессии для молодого человека является основой его самоутверждения в обществе и определяет дальнейшую жизнь. В то же время подчеркивается [5, с.75], что мы наблюдаем диссонанс между стремлением молодых людей получить престижную профессию и их подлинными способностями. Автор приводит ссылку на результаты опроса абитуриентов российских вузов [4, с.46] газетой “RBCdaily”, показавшие, что приоритетом при поступлении остается интерес к той или иной специальности, тогда как престижность и спрос на рынке труда интересуют гораздо меньше. Изменились ли приоритеты студенческой молодежи за последние годы? Третий вопрос анкеты был задан с целью прояснить мотивацию учащихся при выборе конкретной специальности. Результаты представлены в Табл.3. Как следует из данных таблицы, престижность профессии является доминирующим фактором выбора специальности. Симптоматично, что количество ориентирующихся на данный показатель, за 5 лет существенно выросло. В то же время значительно снизилось количество опрошенных, ориентирующихся в первую очередь на возможность трудоустройства (в связи с низкой безработицей в Екатеринбурге данный аргумент утрачивает свое значение). Парадоксально, что количество студентов, выбирающих в качестве основного мотива получение высокой заработной платы, снизилось более чем в два раза, что нельзя объяснить исключительно погрешностью методики исследования. Что касается количества тех, кто при выборе специальности ориентируется на свое призвание, либо исключительно на мнение ближайших родственников, то оно за последние 5 лет существенно не изменилось.

Последним из рассматриваемых вопросов является намерение будущих выпускников в дальнейшем работать по специальности. Данная тема давно уже стала наболевшей, так как по различным данным, от 60 до 80% выпускников российских вузов выбирают профессию, имеющую очень мало или вообще не имеющую ничего общего со специальностью, фигурирующей в дипломе. Результаты опроса представлены в Табл.4.

Результаты опроса показывают, что около половины студентов УрГЭУ намерены в дальнейшем работать по специальности. Интересно, что результаты мало изменились за последние 5 лет и в общем соотносятся с результатами опросов по другим вузам [3, с.40; 5, с.76]. К сожалению, подобные высказывания студентов 1-2 курса можно рассматривать пока в большей степени в качестве «декларации о намерениях», нежели реального прогноза на будущее. В то же время увеличение более чем в 5 раз количества тех, кто уже сейчас принял решение не работать по специальности, – повод для серьезных размышлений. Причинами могут быть как разочарование в специальности, так и изначальная нацеленность исключительно на получение диплома. Вспомним, что 15% опрошенных (Табл.2) было все равно, в какой вуз поступать.

Подводя итоги, можно сказать, что результаты опроса в целом не являются неожиданными. Они коррелируют с литературными данными и подтверждают тезис как о некотором инфантилизме значительной части современной молодежи, так и о конъюнктурном стремлении последней к модным специальностям с ориентацией более на престижность профессии, нежели на свое призвание. В то же время исключительно меркантильные мотивы играют при выборе будущей профессии гораздо меньшую роль, чем это принято думать. Определенный оптимизм вызывает также факт, что примерно 50% учащихся выражают намерение работать в дальнейшем по специальности, подтверждая, таким образом, сделанный выбор. Остается надеяться, что данное решение останется неизменным, а выбранная профессия не разочарует тех, кто потратил немало сил на ее получение.


Библиографический список
  1. Экономика знаний: Коллективная монография / Отв. ред. В.П. Колесов. М.: ИНФРА-М, 2008.-423 с.
  2. Гордеева И.В. Экономика знаний и современный университет: проблема качества образования // Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ. М.: изд-во МГУ, 2010. С.532-545.
  3. Довейко А. Образовательные ориентации вузовской молодежи в условиях рынка // Высшее образование в России. №5, 2006. С. 37-44.
  4. Богословская О. Мотивация получения высшего образования в контексте выбора профессии//Высшее образование в России. №5, 2006. С.44-47.
  5. Старикова Л. Профессиональное самоопределение и профориентация //Высшее образование в России. №5, 2007. С.75-77.

16 критериев выбора вуза | Все, на что нужно обратить внимание

Если вы ученик старших классов, пора задуматься – куда пойти учиться дальше. Вузов много, а выбрать нужно только один. Как это сделать правильно, чтобы потом не пожалеть? Мы составили перечень основных критериев выбора, которые помогут вам определиться.

Начните поиск вуза как можно раньше, посещайте дни открытых дверей и ищите важную информацию в интернете

Базовые критерии

1. Наличие интересующей программы

Если определились с профессией, то для начала вам нужно найти вуз с выбранной специальностью. Обратите внимание на то, что по одному и тому же направлению специализации в разных вузах могут отличаться. Внимательно изучайте программы, ищите тот профиль, который вам нужен. Если еще не определились с направлением, выбирайте многопрофильный вуз.

2. Государственный или негосударственный

Узнайте статус собственности вуза, обычно он указан в самом полном названии учреждения. В большинстве случаев государственные вузы предоставляют больше бюджетных мест, чем частные. Кроме того, вы сможете рассчитывать на социальную поддержку и помощь от государства.

Подробнее об этом читайте в нашей статье «Как выбрать хороший негосударственный вуз».

3. Наличие государственной аккредитации

Обязательно проверяйте аккредитацию не только у вуза в целом, но и по выбранному направлению. В случае ее отсутствия, вы получите диплом негосударственного образца, который не имеет ценности на рынке труда. Также учреждения без аккредитации не имеют права давать отсрочку от армии. Узнай статус учебного заведения.

С дипломом государственного образца работу найти проще

Источник фото: http://www.uc-ba.ru/upload/iblock/c0c/c0c7eaff97607d0fa819a237ac220c4d.jpg

Важные критерии

1. Бюджетные места и конкурс

Все вузы страны выделяют определенное количество мест: на бюджетное и платное отделения, на очную или заочную формы обучения. Узнать эти цифры можно на нашем сайте в разделе «Вузы и специальности». Для сравнения: «много мест» – от 50 и выше. «Высокий конкурс» – от 25 и выше. Это характерно для большинства направлений подготовки, кроме медицинских.

При выборе вуза адекватно оценивайте свои шансы попасть на бюджет

2. Стоимость обучения

Не всегда удается поступить на бюджет, поэтому выясните заранее стоимость обучения на платном отделении. На разные программы обычно заявлены разные цены. Лайфхак: в топовом вузе можно учиться относительно недорого на новых или непопулярных программах – ищите их! И уточните, на какую сумму увеличивается оплата каждый год с учетом инфляции.

3. Наличие общежития

Если вы иногородний – это один из самых важных критериев. Узнайте, сможет ли вуз обеспечить жильем всех желающих. В некоторых заведениях мест в общежитии мало, они распределяются на конкурсной основе. Также выясните размер оплаты, состояние корпусов и расстояние от них до вуза.

Выясните, какие условия проживания в общежитии

4. Коррупция

В некоторых вузах процветает коррупция. Чтобы не нарваться на такое учебное заведение, ищите отзывы в сети, мониторьте новости. Скандалы такого рода всегда освещают в прессе. Также ищите тематические сообщества студентов в социальных сетях, где информацию можно получить от проверенных лиц.

5. Количество корпусов

Некоторые вузы имеют несколько корпусов в разных местах. Лучше, когда их меньше, а находятся они близко к друг другу. В этом случае вам не придется ездить на другой конец города за справкой или для сдачи зачета. Чем меньше корпусов, тем реже теряют и чаще подписывают документы, лучше коммуникация с управляющим составом вуза.

Оцените расстояние между корпусами вуза и местом проживания

6. Лояльность

Чтобы не вылететь уже с первого курса, выбирайте вуз с лояльным отношением к студентам. Узнайте, за какие промахи могут отчислить, есть ли возможность пересдавать хвосты, насколько строгие преподаватели. Всю эту информацию можно найти на студенческих форумах и тематических группах в социальных сетях.

7. Преподавательский состав

Идеальный вариант, когда в вузе преподают доктора наук и профессоры, только у кандидата наук можно защитить магистерскую работу, и только у доктора наук – кандидатскую диссертацию. Хорошо, если в преподавании задействованы иностранные лекторы. Всегда лучше знать про прогрессивные зарубежные практики, не зацикливаться на отечественных подходах.

Ищите вуз с нестандартным подходом к лекциям

И еще несколько интересных моментов

Стипендиальные программы

В каждом учреждении своя система начислений. Выясните, какой размер выплат в конкретном заведении, возможно ли их повышение за особые достижения в учебе. Выбирайте вуз, в котором точно есть стипендии, если вы планируете жить за свой счет и отдельно от родителей.

Международные программы

Критерий для тех, кто грезит заморскими странами. В вузах с международными программами есть возможность поехать на стажировку либо бесплатно, либо за смешные деньги. В любом случае это будет дешевле, чем прибегать к услугам агентств.

Магистерские программы

Если вы не очень любите перемены в жизни, то ищите вуз, в котором есть большой выбор магистерских программ. Магистратура – отличный шанс углубиться в науку или сменить профиль обучения в случае разочарования в выборе профессии.

Ускоренные программы

Если есть способности к быстрому освоению информации, вы сможете перейти на ускоренную программу после 1 курса. Для этого нужно будет пройти переаттестацию. А если у вас уже есть диплом колледжа или техникума, можете сразу поступать на сокращенный срок обучения. Так вы сэкономите время и деньги, быстрее приступите к работе.

Выбирайте удобный для себя формат обучения

Как видите, перечень критериев для выбора достаточно большой. Чтобы все изучить и узнать понадобится много времени. Не откладывайте поиск учебного заведения на последний момент. Начинайте его как минимум за год до окончания школы.

 

Воронежский государственный технический университет | ВГТУ

Объявления 7 мая 2019