Содержание

© В. И. Пупкин, 2008 / Хабр

Ещё одна мелочь, на которую не вредно обращать внимание — оформление знака охраны авторского права (который часто неграмотно называют «копирайтом»). К сожалению, на сайтах этот элемент подвала страницы зачастую ставят «чтобы был», и оформляют кто во что горазд. Однако, на сей счёт есть не просто сложившиеся правила, а целый ГОСТ Р 7.0.1—2003 (PDF, 652 КБ).

Ничего сложного в оформлении знака охраны авторского права нет, нужно просто знать определённые правила.

Итак, собственно авторское право возникает в силу самого факта создания интеллектуального произведения. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо формальностей. Соответственно, издатель произведения (а в случае с сайтом — владелец этого сайта) формирует знак самостоятельно в соответствии с существующим законодательством и договором с правообладателем публикуемого произведения.

Знак охраны авторского права

обязательно должен включать в себя следующие элементы.

  • Символ охраны авторского права — латинскую букву «C» в окружности, ©. Обратите внимание, что использовать пережиток машинописной эпохи «©» нехорошо. Символ © имеет десятичный код 169 в Unicode, шестнадцатиричный — 00A9. Соответственно, для вставки символа в тело страницы можно использовать любую из мнемоник ©, &xa9;, ©. Также в Windows его можно ввести с помощью цифровой клавиатуры, набрав на ней при зажатой клавише Alt последовательность цифр 0, 1, 6, 9.
  • Имя физического или наименование юридического лица, которому принадлежат авторские права. Имя физического лица обычно указывается в виде фамилии и инициалов, а название юридического — в форме, установленной при его регистрации (форма собственности указывается в виде аббревиатуры: ООО, ОАО, ЗАО и т. п.).
  • В том случае, если охраняется право не на основной текст, а только на оформление, перевод текста, сопроводительный текст, и т. д., то указывается объект защиты права. Если охраняются права на основной текст, объект защиты права можно не указывать.
  • Год первой публикации произведения. При этом дополнять дату словом «год» или сокращением «г.» не требуется.

Ставить точку в конце знака охраны авторского права не нужно.

В переложении на интернет-сайты правила остаются совершенно теми же. Однако, поскольку на сайте материалы могут публиковаться в разное время и в разные годы (а обычно так и бывает), то можно использовать диапазон дат, например, «1998—2008» (не забывайте, что в диапазоне используется тире —, а не дефис, и оно не отбивается пробелами от чисел). ГОСТ такого употребления не предполагает, но оно соответствует как смыслу и духу ГОСТ, так и сложившейся традиции.

Набор знака охраны авторского права без указания владельца авторских прав, как я считаю, особого смысла не имеет (так сделано, например, на Хабре в подвале страниц), так как несёт неясную смысловую нагрузку и не имеет юридической силы. Поэтому в случае социальных сетей или коллективных блогов нужно либо оформлять знак охраны авторского права в конце каждой записи, либо в подвале ставить знак и но указывать в нём объект защиты права (например, «оформление сайта»).

Указание никнейма в качестве владельца также особого смысла не имеет, так как не идентифицирует правообладателя.

Примеры оформления на сайтах


Правильно

  • © В. И. Пупкин, 2000
  • © Пупкин В. И., 2000—2005
  • © ООО «Рога и копыта», 2000—2005
  • © Оформление сайта. ООО «Рога и копыта», 2002
  • © Иванов И. И., перевод на русский язык, 2006

Неправильно

  • © 2005
  • © В. И. Пупкин, 2000 г.
  • 2008 © В. И. Пупкин
  • (с) Пупкин В. И., 2000—2005
  • © Пупкин В. И., 2000-2005
  • © 2006, Пупкин В. И.
  • © ООО «Рога и копыта», 2000—2005.
  • Copyright © 1997—2008 «Яндекс»
  • © Futurico 2000—2005
  • © -=MeGaPiHaR=-

Дополнение: необходимость использования знака

Возникает также вопрос, а обязательно ли нужно использовать знак охраны авторского права? На эту тему есть ряд статей в Интернете.

Вкратце ответ такой: использовать знак необязательно, и лучше уж не использовать никакого, чем криво оформленный. 🙂

По российским нормам, а также согласно Всемирной конвенции об авторском праве (которую Россия разделяет), авторское право возникает в момент создания произведения и дополнительно его регистрировать не требуется. Автор вправе использовать знак охраны авторского права для оповещения о том, что авторские права на произведение защищены. Отсутствие такого знака на экземпляре произведения как российского, так и иностранного автора не лишает это произведение авторско-правовой охраны.Правовое значение знака охраны авторского права лишь косвенное: он свидетельствует о том, что проставившее этот знак лицо считает себя владельцем авторского права и заявляет об этом. Сам по себе знак охраны авторского права не создает каких-либо дополнительных прав.

кивнуть на автора и спать спокойно?

Профессия

Роман Жолудь журналист

Светлана Кузеванова медиаюрист

Теги: 

юридические советы

Cамые распространенные заблуждения об авторском праве

Авторское право в нашей стране регулируется IV частью Гражданского кодекса. Она начала действовать в 2008 году, отменив существовавший до этого отдельно Закон «Об авторском праве и смежных правах». Но до сих пор многие нарушают копирайт — и часто не по злому умыслу, а по незнанию.

Эксперты Центра защиты прав СМИ собрали для вас самые распространенные заблуждения, которые часто приводят журналистов и редакции к судебным конфликтам с правообладателями и выплатам компенсации авторам.

 

•   «Где вы регистрировали ваше авторское право?»

На удивление живучий миф о том, что копирайт нужно обязательно где-то зарегистрировать. Такое мнение можно услышать даже в судах от ответчиков по искам о нарушении авторских прав: они пытаются доказать, что у истца нет никаких официальных документов, подтверждающих авторство.

Сложно сказать, откуда пошло такое заблуждение. Возможно, здесь авторское право путают с регистрацией товарного знака или патентов на изобретения. Не исключено, что срабатывает представление о том, что право обязательно должно подтверждаться «бумажкой».

Но Гражданский кодекс не требует регистрации авторских прав на произведение. Они появляются в момент его создания. Любой текст, изображение, звуковая композиция, видеозапись принадлежит какому-то автору. Авторов может быть несколько: например, если вы имеете дело с переводом зарубежного романа, то копирайт будет защищать права и самого автора, написавшего текст на иностранном языке, и переводчика, переведшего его на русский. У музыкального произведения (песни) обладателями авторских прав могут быть и композитор, и автор слов. В случаях с музыкой закон защищает и смежные права — исполнителей. Не стоит думать, что записи оркестра, играющего Моцарта, ничто не защищает, потому что композитор давным-давно умер. В этом случае закон будет защищать права исполнителей, записавших концерт.

Наличие авторского права никак не зависит от качества, значения или ценности для искусства конкретного произведения. Шедевр и любительская работа — перед законом все равны.

Нужно иметь в виду, что авторы могут передавать права на использование произведения третьим лицам: редакциям, издательствам, студиям, продюсерским центрам и т.

п. В этих случаях претензии из-за незаконного использования произведения могут предъявить эти правообладатели.

А все же как человек сможет доказать свое авторство? Для этого будет достаточно предъявить, например, первоисточник — текст, снимок, запись, которые были опубликованы ранее. Если публикации не было, то хватит оригинала произведения, черновиков, исходников, доказывающих его создание.

 

•   «Все, что я создал, принадлежит мне»

Это мнение возникает уже у самих авторов или организаций, где люди производят какой-то контент. Сотрудник считает, что все произведения, которые он создал на работе, он может использовать как хочет. А его руководство полагает, что все права — у предприятия. Кто здесь ошибается?

Все зависит от того, в каких отношениях автор состоит с заказчиком. Если заказчик — это работодатель, с ним заключен трудовой договор и в обязанности работника входит создание такого контента, — начинает действовать режим «служебного произведения» (статья 1295 ГК РФ). Это значит, что права на весь созданный контент автоматически переходят к заказчику. В договоре может быть также прописано, что работодатель имеет право редактировать произведение и публиковать его без указания авторства. Если в договоре не закреплено право автора использовать произведение, то он не может передавать его кому-либо еще.

НАЛИЧИЕ АВТОРСКОГО ПРАВА НЕ ЗАВИСИТ ОТ КАЧЕСТВА ИЛИ ЦЕННОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ШЕДЕВР И ЛЮБИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА — ПЕРЕД ЗАКОНОМ ВСЕ РАВНЫ

Если автор — внештатный сотрудник, фрилансер, то права на произведение обговариваются в договоре с заказчиком. В случае если договор с внештатником не был составлен или там не оговорена передача прав — они остаются у автора.

 

•   «Если произведение выложено в интернет, его можно использовать»

Нет, нельзя. Интернет в этом случае — это такая «витрина», на которой мы можем полюбоваться на продукцию. Использовать произведение без разрешения автора нельзя. Но произведение можно цитировать. Однако здесь необходимо помнить, что размер цитаты должен соответствовать целям цитирования. Например, если вам нужно привести фрагмент песни как цитату, нужно вырезать из аудиотрека именно этот кусок, а не публиковать всю композицию.

 

•   «Укажем автора и источник — претензий не будет»

Законодательство об авторском праве защищает не только право на имя автора, но и право распоряжаться своим произведением по собственном у усмотрению. Поэтому если вы без разрешения используете произведение, но указываете автора — вы спасаете себя только от первой претензии.

Указание источника зачастую вообще ни от чего не спасает. Велика вероятность, что сайт, с которого вы копируете чье-то произведение, не владеет правами на него. До сих пор можно встретить наивные подписи к фото: «из социальной сети «ВКонтакте», «из паблика N». Иногда в качестве источника контента указывают даже «Яндекс. Картинки» или YouTube. Такие подписи точно ни от чего не спасут.

Есть также вероятность, что владельцы ресурса, где выложено произведение, сами нарушили копирайт. Вас это от претензий в любом случае не убережет: ссылаться на то, что до вас кто-то уже нарушил авторское право на произведение, — бессмысленно.

 

•   «Используем в некоммерческих целях — значит, компенсацию не потребуют»

Ничего подобного в законодательстве нет. Незаконное использование произведения в коммерческих целях повлечет за собой, скорее всего, увеличение размера компенсации автору в случае суда. Но это не означает, что за некоммерческое использование автор не имеет права с вас ничего взыскать.

Некоторые правообладатели, например информационные агентства, делают на этот счет отдельные «дисклеймеры». Скажем, они могут разрешить некоммерческое использование своего контента в блогах и соцсетях с условием публикации ссылки на источник. Но это их добрая воля, далеко не все правообладатели разделяют такую позицию.

 

•   «Сейчас отредактируем — и это будет уже новое произведение»

На самом деле закон однозначно запрещает редактировать произведение без согласия автора. Это называется «правом на неприкосновенность и защитой от искажения» (статья 1266 ГК РФ). Даже банальные сокращение текста, кадрирование фотографии или наложение на него текста без согласия автора будут считаться правонарушением.

Правда, это положение авторского права входит в конфликт со статьей 42 ФЗ «О СМИ». В ней редакции дается право редактировать письма читателей в материалах и сообщениях СМИ, не изменяя при этом их смысл.

 

•   «Автор не указан — авторских прав нет»

Авторские права на произведение существуют на протяжении жизни автора и в течение 70 лет после его смерти (статья 1281 ГК РФ). То, что кто-то не указал авторство конкретного человека, не освободит от ответственности вас.

Строго говоря, даже сам автор по закону не обязан подписывать свои произведения. И даже если оно было обнародовано анонимно или под псевдонимом, право на него сохраняется в течение 70 лет после его обнародования.

Иллюстрация: shutterstock.com

Сообщить об ошибке


Подписаться на журнал

Подписаться на рассылку

Авг 11, 2020

Авторские права в целом (FAQ) | Бюро регистрации авторских прав США

Что такое авторское право?

Авторское право — это форма защиты, основанная на Конституции США и предоставленная законом для оригинальных авторских произведений, зафиксированных в материальном носителе выражения. Авторское право распространяется как на опубликованные, так и на неопубликованные произведения.

Что защищает авторское право?

Авторское право, форма закона об интеллектуальной собственности, защищает оригинальные авторские произведения, включая литературные, драматические, музыкальные и художественные произведения, такие как поэзия, романы, фильмы, песни, компьютерное программное обеспечение и архитектура. Авторское право не защищает факты, идеи, системы или методы работы, хотя может защищать способ их выражения. См. Циркуляр 1, Основы авторского права , раздел «Защищаемые произведения».

Чем авторское право отличается от патента или товарного знака?

Авторское право защищает оригинальные авторские работы, а патент защищает изобретения или открытия. Идеи и открытия не охраняются законом об авторском праве, хотя способ их выражения может охраняться. Товарный знак защищает слова, фразы, символы или рисунки, идентифицирующие источник товаров или услуг одной стороны и отличающие их от товаров или услуг других.

Когда моя работа защищена?

Ваше произведение находится под защитой авторских прав с момента его создания и фиксации в материальной форме, когда оно может быть воспринято либо непосредственно, либо с помощью машины или устройства.

Должен ли я зарегистрироваться в вашем офисе, чтобы быть защищенным?

Нет. Как правило, регистрация является добровольной. Авторское право существует с момента создания произведения. Однако вам придется зарегистрироваться, если вы хотите подать иск о нарушении авторских прав на произведение в США. См. Циркуляр 1, Основы авторского права , раздел «Регистрация авторских прав».

Зачем мне регистрировать свою работу, если защита авторских прав осуществляется автоматически?

Регистрация рекомендуется по ряду причин. Многие предпочитают регистрировать свои произведения, потому что хотят, чтобы факты их авторского права были общедоступными, и иметь свидетельство о регистрации. Зарегистрированные произведения могут иметь право на возмещение убытков по закону и оплату услуг адвоката в случае успешного судебного разбирательства. Наконец, если регистрация происходит в течение пяти лет после публикации, она считается prima facie доказательства в суде. См. Циркуляр 1, Основы авторского права , раздел «Регистрация авторских прав», и Циркуляр 38b, Основные моменты поправок к авторскому праву, содержащихся в Законе о соглашениях Уругвайского раунда (URAA) , в отношении неамериканских произведений.

Я слышал об «авторских правах бедняков». Что это такое?

Практику отправки копии своей работы самому себе иногда называют «авторским правом бедняка». В законе об авторском праве нет положения о каком-либо таком типе защиты, и он не заменяет регистрацию.

Мои авторские права действительны в других странах?

Соединенные Штаты поддерживают авторские отношения с большинством стран мира, и в результате этих соглашений мы уважаем авторские права граждан друг друга. Однако Соединенные Штаты не имеют таких отношений в области авторского права с каждой страной. Список стран и характер их отношений в области авторского права с Соединенными Штатами см. в Circular 38a, International Copyright Relations of the United States 9.0014 .

Авторское право

  • Главная
  • Об IP
  • Авторское право

На этой странице

  • Основы авторского права
  • Темы и вопросы
  • Законы и договоры
  • Постоянный комитет
  • Инициативы ВОИС
  • Заработок в творческой индустрии
  • Коллективное управление

Что такое авторское право?

Авторское право (или авторское право) — это юридический термин, используемый для описания прав, которыми обладают авторы в отношении своих литературных и художественных произведений. Работы, защищенные авторским правом, варьируются от книг, музыки, картин, скульптур и фильмов до компьютерных программ, баз данных, рекламы, карт и технических чертежей.

Что можно защитить с помощью авторского права?

Исчерпывающие списки произведений, на которые распространяется авторское право, обычно не содержатся в законодательстве. Тем не менее, в широком смысле произведения, обычно охраняемые авторским правом во всем мире, включают:

  • литературные произведения, такие как романы, стихи, пьесы, справочники, газетные статьи;
  • программы для ЭВМ, базы данных;
  • фильмов, музыкальных композиций и хореографии;
  • художественных произведений, таких как картины, рисунки, фотографии и скульптуры;
  • архитектура
  • ; и
  • рекламных объявлений, карт и технических чертежей.

Защита авторских прав распространяется только на выражения, а не на идеи, процедуры, методы работы или математические концепции как таковые. Авторское право может быть или не быть доступным для ряда объектов, таких как заголовки, слоганы или логотипы, в зависимости от того, содержат ли они достаточное авторство.

Какие права мне дает авторское право? Каковы мои права как автора произведения?

Существует два вида авторских прав:

  • экономические права , которые позволяют правообладателю получать финансовое вознаграждение от использования его произведений другими лицами; и
  • неимущественные права , которые защищают неэкономические интересы автора.

В большинстве законов об авторском праве указано, что правообладатель имеет экономическое право разрешать или запрещать определенные виды использования произведения или, в некоторых случаях, получать вознаграждение за использование своего произведения (например, посредством коллективного управления). Владелец имущественных прав на произведение может запретить или разрешить:

  • его воспроизведение в различных формах, таких как печатное издание или звукозапись;
  • его публичное исполнение, например, в пьесе или музыкальном произведении;
  • его запись, например, в виде компакт-дисков или DVD-дисков;
  • его передача в эфир по радио, кабелю или через спутник;
  • его перевод на другие языки; и
  • его адаптация, такая как роман по сценарию фильма.

Примеры общепризнанных неимущественных прав включают право заявлять об авторстве произведения и право возражать против изменений в произведении, которые могут нанести ущерб репутации создателя.

Могу ли я зарегистрировать авторские права?

В большинстве стран и в соответствии с Бернской конвенцией защита авторских прав обеспечивается автоматически без необходимости регистрации или других формальностей.

Тем не менее в большинстве стран существует система, позволяющая осуществлять добровольную регистрацию произведений. Такие системы добровольной регистрации могут помочь разрешить споры о праве собственности или создании, а также облегчить финансовые операции, продажи и уступку и/или передачу прав.

Обратите внимание, что ВОИС не предлагает систему регистрации авторских прав или доступную для поиска базу данных по авторским правам. Узнайте больше о системах регистрации авторских прав и документации.

Как я могу получить сертифицированное подтверждение существования моей творческой работы?

Использование WIPO PROOF дополняет системы добровольной регистрации авторских прав, предлагая создателям возможность записи и цифрового удостоверения владения произведением. Это зашифрованное в цифровом виде доказательство, которое нельзя изменить, может удостоверить существование произведения в определенный момент времени.

Прочитайте полный список часто задаваемых вопросов об авторских правах.

Темы и проблемы авторского права

Авторское право ежедневно затрагивает нашу жизнь. Читаете ли вы книгу, смотрите фильм, передаете музыку или делаете фото, проблемы с авторскими правами всегда присутствуют. Изучите темы и проблемы авторского права.

(Фото: Брэдли Канарис/Getty Images)

IP и спорт

Инновации и творчество являются ключевыми движущими силами в мире спорта. В каждой спортивной области изобретатели и создатели работают за кулисами, чтобы раздвинуть границы, создавая новые возможности для удовольствия и для спортсменов, чтобы улучшить свои результаты.

(Фото: © Waag Society)

Будущее издательского дела

Издатель Джейсон Эпштейн делится своими взглядами на будущее издательского дела и роль авторского права.

(Фото: © Victor R. Ruiz)

Авторское право и музеи

Работа музеев по сохранению, управлению и облегчению доступа к произведениям из их коллекций связана с рядом уникальных вопросов, связанных с авторским правом.

Закон об авторском праве и договоры

Законодательство об авторском праве направлено на то, чтобы сбалансировать интересы тех, кто создает контент, с общественными интересами в максимально широком доступе к этому контенту. ВОИС администрирует несколько международных договоров в области авторского права и смежных прав.

Договоры об авторском праве, административные функции которых выполняет ВОИС

  • Пекинский договор по аудиовизуальным исполнениям
  • Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений
  • Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых с помощью спутников
  • Женевская конвенция об охране прав производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм
  • Марракешский договор об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям
  • Римская конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания
  • Договор ВОИС по авторскому праву (ДАП)
  • Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (ДИФ)

WIPO Lex — это глобальная база данных, предоставляющая бесплатный доступ к правовой информации об интеллектуальной собственности (ИС), включая законы и правила в области ИС, договоры, административные функции которых выполняет ВОИС, и договоры, связанные с ИС, а также ведущие судебные решения по ИС.

Постоянный комитет

Постоянный комитет по авторскому праву и смежным правам (ПКАП) — это форум, на котором государства-члены и наблюдатели ВОИС встречаются для обсуждения, дебатов и принятия решений по вопросам, связанным с разработкой сбалансированных международно-правовых рамок авторского права для удовлетворения меняющихся потребностей общества.

(Изображение: ВОИС)

Пекинский договор ВОИС вступает в силу: начинает помогать актерам и другим исполнителям

Инициативы ВОИС

ВОИС для авторов

Эта совместная инициатива ВОИС и Фонда осведомленности о правах на музыку поддерживает авторов во всем мире в обеспечении их справедливое вознаграждение за свою работу за счет расширения знаний и осведомленности о своих правах ИС.
Устав  | Пресс-релиз

Консорциум доступных книг

Консорциум доступных книг (ABC) стремится увеличить количество книг во всем мире в доступных форматах, таких как шрифт Брайля, аудио и крупный шрифт, и сделать их доступными для слепых людей с ограниченными возможностями здоровья. зрения или иным образом неспособны воспринимать печатную информацию.

Марракешский договор лежит в основе работы ABC, облегчая производство и международную передачу специально адаптированных книг для людей с нарушениями зрения или слепоты.

Making a living in the creative industries

Music

Film

Video games

Publishing

Advertising

Creative firms

Measuring the size of copyright industries

These national studies look at the size отраслей, основанных на авторском праве, в зависимости от страны. Они рассматривают экономический вклад с точки зрения их доли в ВВП, создании рабочих мест и торговле.

Измерение доходов от авторских прав

Посредством ежегодных обзоров законодательства и практики в области авторского права ВОИС отслеживает доходы, получаемые от конкретных авторских прав (например, частное копирование, сборы за текст и изображения) в разных странах. В этих исследованиях представлены результаты опросов.

Измерение эффективности авторского права

Исследования эффективности авторского права сосредоточены на конкретной роли, которую авторское право и смежные права играют в отдельных отраслях. ВОИС также предоставляет проект руководящих указаний по оценке более широкого воздействия авторского права на социальную, экономическую и культурную сферы.

Коллективное управление авторским правом

Коллективное управление является осуществлением авторского права и смежных прав организациями, действующими в интересах и от имени правообладателей.

Например, автор может разрешить исполнение своего произведения на сцене при определенных условиях, или музыкант может дать согласие на запись исполнения на компакт-диск. Однако автору или музыканту может быть нецелесообразно связываться с каждым театром или радиостанцией, чтобы договориться о лицензиях на использование их произведений. Именно здесь вступают в действие коллективные права и, в частности, организации коллективного управления (ОКУ).