Содержание

такие разные и такие одинаковые — РБК

В конце июня 2013г. истекают полномочия действующего председателя Банка России Сергея Игнатьева, уже более 10 лет занимающего этот пост. Возглавляемый им ЦБ достаточно успешно справлялся со своими непосредственными задачами, чего только стоят филигранные маневры регулятора во время кризиса, начавшегося в 2008г. Было достаточно и критики. Общественность и эксперты не раз высказывали недовольство значительным оттоком капитала, высокой инфляцией и установлением Банком России высоких ставок.

Фото: РБК

Недовольные находятся всегда, однако давать профессиональную оценку действиям ЦБ — прерогатива правительства Российской Федерации. И надо отметить, что в последнее время оно все чаще критикует Банк России, особенно в части монетарной политики. В связи с этим возникает вопрос: насколько же тесно Центральный банк должен взаимодействовать с государством и должен ли от него зависеть в своей деятельности?

Мировой опыт

Центральные банки разных стран так или иначе зависят от государства.

Есть центробанки, 100% капитала которых принадлежит государству, как, например, в Великобритании, Германии, Франции, России, Дании и Нидерландах. Есть акционерные. К примеру, в США 100% капитала федеральных резервных банков находится в собственности банков — членов ФРС, в Италии 100% капитала ЦБ принадлежит банкам и страховым компаниям. А вот в Японии 55% Центробанка находится в собственности государства и 45% — частных лиц, в Швейцарии — 57% — в собственности кантонов и 43% — частных лиц.

adv.rbc.ru

В подавляющем большинстве стран центральные банки, по сути, являются государственными, даже в тех случаях, когда формально не принадлежат государству. Например, государству принадлежит лишь часть капитала Швейцарского национального банка, 55% капитала Банка Японии, 50% капитала Национального банка Бельгии. Доля собственности государства в капитале того или иного ЦБ является важным фактором и определяет его место в экономике страны.

adv.rbc. ru

Итак, наиболее независимыми от государства являются ФРС США и Немецкий федеральный банк, несмотря на то, что в США капитал федеральных резервных банков принадлежит банкам — членам ФРС, а в Германии – государству. А вот, например, Центральный банк Италии, хоть и находится в собственности банков и страховых компаний, является более зависимым от государственных органов.

Некоторые центральные банки были сразу образованы в качестве государственных (в Германии и России), другие создавались как акционерные, а затем национализировались (в Великобритании, Франции).

Еще одним фактором, определяющим независимость ЦБ от государства, является процедура назначения руководства банка. В некоторых странах руководящие органы избираются из предложенных правительством кандидатур или назначаются правительством. К ним относятся Великобритания, Германия, Франция, Россия, Швейцария, Япония, Австрия и Дания.

В Италии же президент Центробанка назначается советом управляющих банка, куда не входят политики страны, получает одобрение Совета министров, а затем утверждается президентом.

А вот в Нидерландах решение о назначении принимает Совет министров из кандидатур, предложенных самим Центробанком.

Следующим важным моментом, отражающим независимость ЦБ, является то, насколько полно и четко в законодательстве определены цели и задачи банка. От этого зависят свобода деятельности банка и его полномочия. В Австрии, Дании, Франции, Германии, Швейцарии и Японии основные цели и сфера деятельности отражены в Конституции или подробно изложены в законах о Центральном банке и банковской деятельности.

К примеру, в Германии цели и сферы деятельности Центрального банка определены Конституцией. В ней формулируется основная задача Немецкого федерального банка: обеспечение стабильности национальной валюты (конечно, до введения евро). Кроме того, законом о Немецком федеральном банке 1957г. перед ним поставлены следующие основные задачи: регулирование денежного обращения и кредитного обеспечения экономики, осуществление платежного оборота. Причем в законе подчеркивается, что банк поддерживает экономическую политику правительства лишь в той мере, в какой она не противоречит сохранению покупательной силы денег.

В США, Швеции и Италии законодательно задачи Центрального банка сформулированы лишь в общих чертах. Банк Англии представляет собой исключение, так как его задачи не зафиксированы ни в законодательном порядке, ни предписаниями казначейства. Эти задачи основаны на национальных традициях в этой области.

Важнейшим фактором независимости ЦБ является законодательно установленное право госорганов на их вмешательство в денежно-кредитную политику (ДКП). Наиболее зависимы в этом плане Центробанки Франции и Италии. Правительство этих стран на законодательном уровне определяет направления ДКП, а Центральный банк является лишь консультантом и обязан выполнять решения правительства.

В таких странах, как Великобритания, Нидерланды, Швеция и Япония, законом предусмотрена возможность государства вмешиваться в политику Центрального банка. В Австрии и Дании не предусмотрено вмешательство государства в ДКП, но Центральный банк должен координировать свою политику с экономической политикой правительства.

И, наконец, ЦБ Германии и Швейцарии являются наиболее независимыми от государства. В законодательстве этих стран отсутствует право государства на вмешательство в ДКП Центрального банка. Кроме того, в отличие от Федеральной резервной системы США, Немецкий федеральный банк не отчитывается перед парламентом.

Миссия регулятора

Независимо от того, принадлежит капитал ЦБ правительству или нет, между ними должно быть налажено четкое взаимодействие в проведении экономической политики. Правительство должно быть заинтересовано в надежности банка, так как он играет огромную роль в реализации экономической политики.

В целом любой ЦБ выполняет схожий набор функций с зарубежными коллегами: осуществление эмиссии банкнот, проведение денежно-кредитной политики, валютной политики, рефинансирование кредитных организаций, регулирование их деятельности (осуществление банковского надзора), выполнение функций агента правительства и многое другое. Центральные банки осуществляют руководство всей кредитной системой страны.

Продолжение следует, следите за нашими публикациями.

Андрей Корзин, РБК

Операции в разделе «Блокировано Банком России»

Переводы ценных бумаг при предоставлении кредитов Банка России, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг

В соответствии с Положением Банка России от 04.08.2003 г. № 236-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг»  НРД выполняет функции депозитария,  осуществляющего регистрацию фактов обременения ценных бумаг залогом при проведении Банком России операций кредитования банков. Обеспечением для кредитов Банка России являются ценные бумаги, блокированные на отдельных разделах счета депо владельца – кредитной организации.

С описанием особенностей по предоставлению кредитов Банком России можно ознакомиться на сайте Банка России.

Для учета ценных бумаг при предоставлении кредитов Банка России на счетах депо владельца могут быть открыты следующие разделы:

Код раздела Наименование раздела
05 Блокировано Банком России
06 Блокировано в залоге под ломбардные кредиты Банка России
07 Блокировано в залоге под кредиты овернайт Банка России

Использование

Переводы ценных бумаг

Банк России может осуществлять переводы ценных бумаг без встречного поручения по всем из указанных разделов.

Депонент – Кредитная организация может осуществлять следующие операции без встречного поручения:

  • Зачисление ценных бумаг на «05» раздел в рамках одного счета депо владельца (код операции – 20)
  • Зачисление ценных бумаг на «05» раздел с других счетов депо владельца, открытых данной кредитной организации (код операции – 10)
  • Зачисление ценных бумаг на «05» раздел при приеме ценных бумаг на хранение и/или учет из реестра или иностранного депозитария (коды операций – 35, 37).

Списание ценных бумаг из «05» раздела по инициативе депонента-кредитной организации  осуществляется только на основании встречных поручений депо кредитной организации и Банка России. Для этого используются отдельные операции со встречными поручениями – коды операций 26 и 26/1.

Депонент-кредитная организация может осуществлять вышеуказанные операции по 05 разделу «Блокировано Банком России» и не может подавать поручения к разделам «06», «07».

Операция 26

Срок запуска: 29 февраля 2016

Для осуществления переводов ценных бумаг из 05 раздела «Блокировано Банком России» счетов депо кредитных организаций в НКО АО НРД вводятся отдельные операции, которые позволят осуществлять переводы на основании встречных поручений депо кредитных организаций и Банка России.

Код операции Наименование операции Инициатор
26 «Перевод ценных бумаг с подтверждением» Банк России
26/1 «Перевод ценных бумаг с подтверждением. Встречное поручение» Кредитная организация

В настоящее время для осуществления возврата ценных бумаг из «05» раздела «Блокировано Банком России» используются операции с кодами 16 и 16/1. При этом поручения на данные операции могут подаваться только через ПО «ЛУЧ».

С даты вступления в силу изменений в Порядок взаимодействия Депозитария и Депонентов при реализации Условий осуществления депозитарной деятельности НКО АО НРД, предусматривающих введение новых операций 26 и 26/1, нельзя будет использовать операции с кодами 16 и 16/1 для списания ценных бумаг из раздела «Блокировано Банком России».

Протокол обмена сообщениями между НКО АО НРД, депонентами-кредитными организациями и Банком России при осуществлении переводов из раздела «Блокировано Банком России».

Особенности осуществления переводов ценных бумаг в рамках 26х операций:

  1. допустим перевод ценных бумаг только в рамках одного счета депо кредитной организации;
  2. допустимы только следующие переводы: списание из «05» раздела «Блокировано Банком России» и зачисление на «00» раздел «Основной» или списание из «05» раздела «Блокировано Банком России» и зачисление на другой «05» раздел «Блокировано Банком России»;
  3. период исполнения поручения должен быть равен 2м календарным дням
  4. поручение начнет исполнение не ранее времени, указанного в нем в поле «дата начала исполнения»
  5. время окончания исполнения, указанное в поручении, не анализируется и поручение будет аннулировано в конце операционного дня в дату окончания исполнения.
  6. осуществляется проверка полномочий лица, представившего поручение в НРД от имени кредитной организации;
  7. для исполнения поручения на счете депо кредитной организации должно быть достаточно ценных бумаг.

Если на счете депо кредитной организации не достаточно ценных бумаг, то поручение не начинает исполняться и уведомления в Банк России не направляются. В рамках 26х операций не предусмотрен отчет для кредитной организации о том, что на счете недостаточно ценных бумаг для начала исполнения поручения, и кредитная организация должна самостоятельно отслеживать остатки по соответствующим разделам счетов депо.

Требования к 26м операциям:

  • для поручений применяется способ квитовки «по референсу»;
  • квитовка осуществляется по пересечению периодов для исполнения встречных поручений, таким образом, поля с датой начала и датой окончания исполнения не сверяются напрямую во встречных поручениях;
  • поля «дата сделки» и «референс» обязательно должны быть заполнены в поручениях;
  • рекомендовано в поле «дата сделки» использовать дату, которая указана в поле «дата начала исполнения».

Квитовочные поля:

Квитовочные поля Комментарии
Счета депо Во встречных поручениях должны совпадать поля «счет депо отправителя».
Во встречных поручениях должны совпадать поля «счет депо получателя».
Разделы счетов депо Во встречных поручениях должны совпадать поля «раздел счета депо отправителя».
Во встречных поручениях должны совпадать поля «раздел счета депо получателя».
На квитовку не оказывает влияние, если в поручениях используются «дополнительные идентификаторы» вместо номеров счетов и кодов разделов счетов депо.
Период исполнения Поручения сверяются по пересечению периодов для исполнения. Даты начала и окончания исполнения не сверяются и могут различаться во встречных поручениях. Квитовка по пересечению периодов.
Код ценной бумаги В поручении может быть указано несколько выпусков ценных бумаг (только ПО «ЛУЧ»). В данном случае коды и соответствующее им количество ценных бумаг должны совпадать во встречных поручениях.
Количество ценных бумаг Если в поручении указано несколько выпусков ценных бумаг (только ПО «ЛУЧ»), то коды и соответствующее им количество ценных бумаг должны совпадать во встречных поручениях.
Код операции  
Дата сделки Дата сделки должна быть равна дате начала исполнения поручения. Если поручение предоставляется заранее, то дата сделки может быть равна как дате начала исполнения, так и дате подачи поручения [дата начала исполнения – 1 день]. Рекомендательный характер, технические проверки не осуществляются на стороне НРД.
Референс Референс может состоять из цифр или заглавных латинских букв.
Референс должен содержать не более 16 символов.
У неисполненных поручений референс не может совпадать. Если поручение было исполнено или отменено, то депонент может подать новое поручение с тем же референсом.

Документы, которые должны иметь депоненты – кредитные организации при осуществлении операций:

  • Договор счета депо владельца с НРД и Дополнительное соглашение к нему;
  • Доверенность по форме, являющейся приложением к Дополнительному соглашению и опубликованной на сайте НРД.

Россия

Институциональная основа

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» одной из основных функций Банка России (ЦБ РФ) является защитить рубль и обеспечить его прочность за счет поддержания ценовой стабильности, в том числе для создания условий для сбалансированного и устойчивого экономического роста. Стабильность цен является основной целью денежно-кредитной политики, что предполагает устойчиво низкий уровень инфляции. Для поддержания ценовой стабильности Банк России проводит денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции. Текущей целью денежно-кредитной политики Банка России является постоянное поддержание годовой инфляции на уровне около 4%. Целевой показатель инфляции устанавливается для годового темпа роста потребительских цен, то есть изменения цен на товары и услуги, приобретаемые населением за последние 12 месяцев.

В режиме таргетирования инфляции ключевая ставка является основным инструментом денежно-кредитной политики Банка России. Ключевая ставка – процентная ставка по основным операциям, проводимым Банком России по регулированию ликвидности банковского сектора. Совет директоров Банка России принимает решения по ключевой ставке на регулярной основе восемь раз в год. После каждого заседания Совета директоров по ключевой ставке выпускается пресс-релиз с подробностями и обоснованием решения, а глава Банка России проводит пресс-конференцию в прямом эфире. Кроме того, Банк России публикует свой среднесрочный макроэкономический прогноз четыре раза в год, обновляемый на каждом из заседаний по ключевой ставке, вместе с пресс-релизом по ключевой ставке. С 2021 года прогноз был дополнен предполагаемой динамикой ключевой ставки. Отчет о денежно-кредитной политике также публикуется после каждого основного заседания.

Основные характеристики схемы реализации

Для достижения основной цели денежно-кредитной политики, то есть стабильности цен, Банк России устанавливает оперативную цель денежно-кредитной политики — приблизить ставки овернайт денежного рынка к ключевой ставке.

Банк России достигает операционной цели путем реализации принятых общих подходов к управлению ликвидностью банковского сектора и ставками денежного рынка с помощью системы инструментов денежно-кредитной политики. Последний состоит из требований к резервам, постоянных средств и рыночных операций.

Еще одним важным элементом операционной системы Банка России является его политика в отношении контрагентов. Для снижения финансовых и репутационных рисков Банк предоставляет ликвидность в рамках реализации своей денежно-кредитной политики только под квалифицированное обеспечение (ценные бумаги, включенные в ломбардный список).

Резервные требования

В настоящее время депозитарные учреждения и инфраструктурные организации, имеющие счета в ЦБ РФ, обязаны соблюдать резервные требования (РД). Эта мера служит инструментом для создания стабильного и устойчивого спроса на остатки на счетах в центральных банках и влияет на структуру балансов коммерческих банков.

В настоящее время нормативы рублевых обязательств установлены на уровне 4,75% по обязательствам, номинированным в рублях (1% для банков с базовой лицензией, которые составляют небольшую долю банковского сектора), 8% по обязательствам, номинированным в иностранной валюте. Дифференцированные коэффициенты RR направлены на то, чтобы препятствовать долларизации балансов банков.

Большинство банков имеют право на усреднение резервных требований, что позволяет банкам поддерживать определенный уровень депозитов в центральном банке в течение периода поддержания (обычно в течение 28-35 дней). Механизм усреднения снижает волатильность ставок денежного рынка, амортизируя шоки ликвидности из-за ежедневных платежей.

Постоянные кредитные линии

Большинство финансовых организаций, имеющих остатки на счетах в ЦБ РФ, имеют право на постоянные кредитные линии. В настоящее время правомочными контрагентами являются банки и небанковские организации, имеющие лицензию кредитной организации. Основная цель постоянных кредитных линий — снизить волатильность ставок денежного рынка за счет поглощения и предоставления ликвидности по штрафным ставкам. Ставки по постоянным кредитам формируют процентный коридор. Банк России использует коридор симметричной ставки в 200 базисных пунктов.

Постоянные кредиты включают кредиты овернайт (которые являются продолжением внутридневных кредитов) и широкий спектр операций со сроком погашения 1 день: ломбардные кредиты, валютные свопы, репо, кредиты, обеспеченные нерыночными активами для обеспечения ликвидности, депозит операции по поглощению ликвидности.

Банк России также предоставляет постоянную внутридневную кредитную линию, чтобы помочь банкам в ежедневных операциях.

Правомочные контрагенты имеют доступ к операциям внутри дня и овернайт в любое время в течение времени работы Платежной системы Банка России.

Банк России также предоставляет долгосрочные кредиты под залог нерыночных активов по повышенной ставке (ключевая ставка + 175 базисных пунктов), которые направлены на улучшение условий проведения основных операций, ограничение влияния структурного дефицита ликвидности на сроки погашения кредитных организаций обязательства со сроком погашения от 2 до 549 дней. Поскольку российский банковский сектор в настоящее время находится в профиците ликвидности, эти операции не получили широкого распространения.

Операции на открытом рынке

Операции на открытом рынке (ОМО) образуют основной набор инструментов для приведения ставок денежного рынка к директивной ставке.

Основными ОМО являются недельные депозитные (или репо) аукционы, проводимые еженедельно. Направление аукциона (РЕПО для обеспечения ликвидности, депозиты для поглощения средств) зависит от ситуации с банковской ликвидностью. Максимальная сумма отчислений определяется на основании прогноза ликвидности. Минимальная/максимальная ставка на аукционе репо/депозита равна ключевой ставке.

OMO также включают операции «тонкой настройки», проводимые по усмотрению Банка России для предотвращения чрезмерных колебаний процентных ставок. Операции «тонкой настройки» могут осуществляться в форме репо, валютных свопов и депозитных аукционов со сроком погашения от 1 до 6 дней и максимальной/минимальной ставкой, равной ключевой ставке.

Наконец, Банк России использует ряд долгосрочных ОМО, которые удовлетворяют среднесрочные и долгосрочные потребности банковского сектора в ликвидности. В настоящее время в условиях профицита ликвидности Банк России выпускает 3-месячные купонные облигации, которые еженедельно предлагаются кредитным организациям. Основной целью выпуска облигаций является поглощение среднесрочного излишка ликвидности.

Для обеспечения среднесрочной ликвидности Банк России имеет в своем арсенале трехмесячные аукционные кредиты под залог нерыночных активов. Данные кредиты были предоставлены в условиях дефицита ликвидности, однако в настоящее время данные операции не проводятся.

В мае 2020 года Банк России ввел ежемесячные аукционы репо сроком на 1 месяц и 1 год с предоставлением средств с небольшим спредом к ключевой учетной ставке. Эти операции изначально были направлены на снижение несоответствия сроков погашения в балансах банков в условиях сокращения структурного профицита ликвидности и сокращения сроков погашения обязательств кредитных организаций.

Институциональная структура решений и операций денежно-кредитной политики

Орган принятия политических решений, размер и состав Совет директоров Банка России, в состав которого входят Председатель Банка России и 14 членов Совета, принимает решения по ключевой ставке, иным ставкам, резервным требованиям, ОБР (облигациям Банка России).
Комитет по денежно-кредитной политике, в состав которого входят Председатель Банка России и 10 членов, принимает оперативные решения. 1
Основные мандаты 2 Поддерживать стабильность цен, то есть устойчиво низкую инфляцию.
Процесс принятия решений Консенсус 3
Частота/продолжительность встреч Встречи по ключевой ставке проводятся восемь раз в год с четырьмя ежеквартальными базовыми встречами и четырьмя промежуточными встречами между ними.
Собрания по другим вопросам проводятся по усмотрению
Частота объявлений То же
Основная цель политики Годовая инфляция (ИПЦ) близка к 4% 4

Обзор основных характеристик

Ключевая учетная ставка Ключевая ставка
срок погашения (дней) 1-7 дней
Рабочая цель RUONIA (Rubble Overnight Index Average), ставка по необеспеченным кредитам овернайт в рублях близка к ключевой ставке
срок погашения (дней) 1
Постоянные помещения Кредитование (репо, займы, свопы), депозит
Ширина коридора (бп) 200
Резервные требования Да
период обслуживания 28/35 дней
Основная операция 5 Аукционы RP или депозитные аукционы
функции Вливание или поглощение ликвидности
срок погашения (дней) Вливание или поглощение ликвидности
регулярный интервал Вливание или поглощение ликвидности
частота Вливание или поглощение ликвидности
Общая частота Аукционы ~ еженедельно, Постоянные аукционы — ежедневно
На усмотрение оператора
Ключевые сигналы политики через
объявление +
основной тендер +
постоянный объект +
прочие +

Сообщение о денежно-кредитной политике

Явное использование прямой навигации 6
Сроки/средства для объявления политики Пресс-релиз по ключевой ставке публикуется в 13:30 по московскому времени в день принятия решения. В 15:00 по московскому времени Председатель Банка России выступает с публичным заявлением о принятом решении.
Заявление о политике и документы Пресс-релиз по ключевой ставке
Объяснение политических решений Пресс-конференция Председателя Банка России плюс Отчет о денежно-кредитной политике, опубликованный на шестой рабочий день после принятия решения 7
Распространение протоколов (хронометраж / СМИ)
Содержание протокола
Публикация прогнозов 8 Динамика инфляции, денежно-кредитные условия, экономическая активность и инфляционные риски
Публикация прогнозируемой динамики учетной ставки 9 Да. С апреля 2021 года Банк России включает в свой публикуемый прогноз прогнозируемую траекторию учетной ставки в виде диапазонов средней ключевой ставки для каждого календарного года, охватываемого прогнозом. Этот путь следует интерпретировать как коллегиальное мнение Совета директоров относительно эндогенного пути, соответствующего макроэкономическим условиям базового прогноза Банка России, который должен привести к достижению цели ценовой стабильности, то есть удержанию годовой инфляции «близко к 4% на непрерывном основа». Прогнозируемый курс политики обновляется на каждом заседании Совета директоров по основной ключевой ставке вместе со среднесрочным макроэкономическим прогнозом.

Резервные потребности: соотношение и размер

Основные выполняемые функции Управление ликвидностью

Вспомогательная функция:
макропруденциальные цели

Внутренняя валюта 4,75% по всем обязательствам для банков с универсальной лицензией и по обязательствам перед нерезидентами для банков с базовой лицензией; 1% для банков с базовой лицензией по обязательствам перед населением и другим обязательствам.
Иностранная валюта 8%
Средний 5,59%
Обязательные резервы 3547 млрд руб. 10
Обязательный резерв в % от ВВП 3,32%
Фактические запасы 3617,3 млрд руб. 11
Фактический резерв в % от ВВП 3,38%

Основные характеристики резервных требований

Усреднение Да
Переходящий
Тип Запаздывающий
Период обслуживания 28/35 дней
конец (день) Вт
Расчетный период 1 месяц
конец (день) Последний день месяца
Отставание перед техническим обслуживанием 1,5 месяца
Деньги в хранилище Да 12
ограничения До 25% обязательных резервов по рублевым обязательствам
Вознаграждение
средняя ставка
предельная ставка
Последнее изменение платформы август 2019 г.

Ликвидность и прогнозирование

Структурное положение Излишек
Наиболее летучий(е) фактор(ы) Потоки государственного сектора
Самый непредсказуемый(е) фактор(ы) Потоки государственного сектора
Горизонт(ы) прогноза Суточный прогноз на следующий месяц, месячный — до 3-х лет
Частота Еженедельно
Периодичность пересмотра Еженедельно для краткосрочных прогнозов (ежедневное обновление при необходимости), восемь раз в год для среднесрочных прогнозов.
Прогноз опубликован? Да — еженедельно в течение следующей недели и один раз в год в течение следующих 3 лет

Постоянные возможности: кредитование / рыночный потолок

Имя Помещения для ночлега
Форма Обеспеченный кредит, репо, своп
Метод ценообразования Ключевая ставка плюс 100 базисных пунктов
Срок погашения Артикул
Доступ ограничен/до Приемлемое обеспечение, индивидуальные лимиты, структура контрагента центрального банка
Функции 1) Устанавливать потолок ставок однодневного денежного рынка 2) Предоставлять ликвидность кредитным организациям, не сумевшим занять средства на денежном рынке (кредитор последней инстанции)

Постоянные помещения: депозит / торговый зал

Имя Помещения для ночлега
Форма Депозиты овернайт
Метод ценообразования Ключевая ставка минус 100 базисных пунктов
Срок погашения Артикул
Доступ ограничен до/до Все лицензированные кредитные организации (необходимо иметь депозитный договор с Банком России)
Функции 1) Установить нижний предел ставок денежного рынка овернайт 2) Поглотить ликвидность кредитных организаций, которые не смогли разместить средства на денежном рынке

Операции на открытом рынке: репо или обратное репо

Наименование/Тип 13 Аукционы RP для обеспечения ликвидности и депозитные аукционы для поглощения ликвидности
Срок погашения Одна неделя
Частота Еженедельно
Метод ценообразования Американский аукцион с минимальной (максимальной) ставкой предложения, равной ключевой ставке
Доступ ограничен/до Допустимое обеспечение, доступ только к лицензированным кредитным организациям, имеющим генеральное соглашение РЕПО с ЦБ РФ
Функции Предоставление/поглощение ликвидности для регулирования ставок денежного рынка

Операции на открытом рынке: векселя центрального банка

Имя ОБР (облигации Банка России)
Всего выпущено 900 млрд руб. (из них 694 млрд руб. в обращении) на 1 ноября 2020 г.
Срок погашения 3 месяца
Ограничения возможных сроков погашения Нет
Метод ценообразования Американский аукцион с минимальной ставкой ставки, равной ключевой ставке или ставке ключ+спред
Доступ ограничен/до Только российские кредитные организации
На усмотрение операционного стола

Операции на открытом рынке: валютные свопы

Срок погашения 1-2 дня
Частота По усмотрению 14
Метод ценообразования Американский аукцион с минимальной ставкой заявки, равной ключевой ставке
Доступ ограничен/до Российские кредитные организации, допущенные к участию в аукционах РЕПО
Функции Обеспечить ликвидность в рублях, когда обычное рыночное обеспечение (т. е. ценные бумаги) является дефицитным

Прочие средства управления значительной ликвидностью

Наименование/Тип 15 i) Аукционы доводки ii) Аукционы долгосрочных займов (в настоящее время не проводятся из-за избытка ликвидности) iii) Аукционы долгосрочного РЕПО iv) Долгосрочные постоянные кредиты v) Механизм экстренной помощи ликвидности (ELA)
Форма i) Аукционы РЕПО и валютный своп/депозитные аукционы ii) Аукционы по предоставлению займов под залог нерыночных активов iii) Аукционы РЕПО iv) Займы под залог нерыночных активов v) Репо/займы
Частота i) Время от времени ii) Ежемесячно iii) Ежемесячно iv) Ежедневно v) Время от времени
Срок погашения i) 1-6 дней ii) 3 месяца iii) один месяц, один год iv) 2-549дней v) до 90 дней
Метод ценообразования и) Минимальная (максимальная) процентная ставка по доводочным операциям по предоставлению (абсорбированию) ликвидности равна ключевой ставке. ii) Минимальная ставка равна ключевой ставке + 25 б.п. iii) Минимальная ставка для месячных аукционов РЕПО равна ключевой ставке + 10 б.п. Минимальная ставка для годовых аукционов РЕПО равна ключевой ставке + 25 б.п. iv) ключевой ставке + 275 б.п. v) ключевой ставке + 275 б.п.
Доступ ограничен до/до i-ii, iv) То же, что и для других операций этого типа (т.е. РЕПО, кредиты, депозиты) iii) Набор обеспечения более узкий по сравнению с обычным РЕПО: федеральные государственные облигации, включенные в Ломбардный список, и облигации учредителей территории Российской Федерации и муниципальные образования с наивысшим кредитным рейтингом по национальной рейтинговой шкале v) более широкий набор обеспечения по сравнению с обычными операциями РЕПО, кредитами
Функции i) Предотвращение чрезмерных колебаний ставок денежного рынка в пределах процентного коридора ii) Удовлетворение среднесрочной потребности в ликвидности iii) Уменьшение несоответствия сроков в балансах банков в условиях сокращения структурного профицита ликвидности и сокращение сроков погашения обязательств кредитных организаций iv) Улучшить условия проведения основных операций, ограничить влияние структурного дефицита ликвидности на сроки погашения обязательств кредитных организаций v) Предоставить средства финансово устойчивым кредитным организациям, испытывающим временные трудности с ликвидностью

Расчетные системы и средства внутридневной ликвидности

Расчетная система РТГС
Внутридневная ликвидность Да
Плата Транзакции — Да, внутридневная кредитная линия — Нет
Система расчетов в иностранной валюте
Участие CLS банков
Другие расчетные системы Да 16

Обеспечение

Постоянные кредиты: Список приемлемого обеспечения i) Ценные бумаги, включенные в Ломбардный список Банка России с начальной дисконтом ниже 100% ii) Кредитные требования к предприятиям реального сектора и фискальным органам (только по кредитам) iii) Валюта (доллары США, евро) для валютных свопов
Постоянные кредиты: На усмотрение центрального банка в отношении обеспечения 17 Да. Центральный банк использует контрциклический подход в своей структуре обеспечения, корректируя приемлемое обеспечение путем расширения (уменьшения) его списка и изменения дисконтов в зависимости от прогнозируемой ситуации с банковской ликвидностью. Меры, которые приводят к уменьшению приемлемого залога, обычно объявляются заранее (3-6 месяцев).
Операции на открытом рынке: список приемлемого обеспечения То же, что и 11.1
Операции на открытом рынке: решение центрального банка в отношении обеспечения 18 То же, что и 11.2

Распространение оперативной информации: прогноз ликвидности

Прогноз опубликован? Да
Каналы Специализированные страницы на сайте Банка России; официальные публикации (Ликвидность банковского сектора и финансовые рынки: факты, оценки, комментарии, Отчет о денежно-кредитной политике, Отчет о основных направлениях денежно-кредитной политики)
Хронометраж i) вторник (день проведения основных операций) для еженедельных прогнозов ii) в ежемесячном отчете «Ликвидность банковского сектора и финансовые рынки: факты, оценки, комментарии» и отчете о денежно-кредитной политике для прогноза до конца года iii) В ежегодном Отчете о руководящих принципах денежно-кредитной политики на следующие три года
Примечания

Распространение оперативной информации: операции на открытом рынке

Объем и цена опубликованы? Да
Канал(ы) Сайт Банка России
Хронометраж В тот же день

Распространение оперативной информации: постоянные объекты

Использование кредитного средства: Канал(ы) Сайт Банка России
Использование кредитных средств: Сроки Следующий рабочий день
Использование депозитных средств: Канал(ы) Сайт Банка России
Использование депозита: время Следующий рабочий день

Распространение другой информации

Тип i) Обязательные резервы ii) Процентные ставки однодневного денежного рынка iii) Облигации Банка России (ОБР) iv) Требования Банка России к кредитным организациям в рамках специальных механизмов рефинансирования
Канал(ы) Сайт Банка России
Время i) В соответствии с соответствующими периодами обслуживания (28/35 дней) ii) Ежедневно iii) Ежемесячно

1 На совещании по ключевой ставке присутствуют приглашенные участники, не принимающие участия в голосовании: Директор Департамента денежно-кредитной политики, Директор Департамента по связям с общественностью, представители Минэкономразвития и Министерство финансов Российской Федерации

2  Опишите также правовой статус мандата и участие правительства

3  В ходе заседания Совет директоров стремится достичь консенсуса по наиболее важным аспектам обсуждения и по ключевой ставке решение. В том числе, это очень важно, поскольку Банк России придерживается политики «единого голоса», обеспечивая общественность единым и непротиворечивым мнением Банка России.

4  Формулировка «близко к 4%» подразумевает, что инфляция может незначительно колебаться вокруг цели.

5 RP = обратная покупка (репо, вливание ликвидности), RS=RRP=обратная продажа (обратное РЕПО, поглощение ликвидности), RT=обратная сделка (репо или обратное РЕПО).

6  В своем сообщении Банк России может включить качественное указание баланса вероятностей изменения ключевой ставки на «предстоящих заседаниях» (что обычно интерпретируется как следующие 2-3 заседания). Однако это не является предварительным прогнозом, так как не зависит напрямую от каких-либо экономических показателей. Банк России последовательно заявляет, что оставляет за собой полную свободу действий на данном заседании, независимо от сигнала, переданного на предыдущем заседании, т. е. достоверность сигнала постепенно снижается с течением времени, развитием ситуации и появлением дополнительных данных. В этом смысле данная практика НЕ ​​должна интерпретироваться как предварительное руководство.

7  Банк России дает свои разъяснения по решению по ключевой ставке и ключевым аспектам проводимой денежно-кредитной политики не только в день принятия решения, но и в течение всего периода до следующего решения по ключевой ставке. Банк России продолжает общение с общественностью, журналистами, представителями власти, бизнеса и экспертного сообщества. Наиболее интенсивный этап проходит в течение двух недель после принятия решения по ключевой ставке.

8  Например, экономические и инфляционные прогнозы, связанные с политическими решениями.

9  Если применимо, опишите публикацию любых веерных диаграмм или диапазонов неопределенности вокруг прогнозов/прогнозов.

10 по состоянию на январь 2021 г.

11 По состоянию на январь 2021 г.

12 Денежные средства. («обратное репо»), RT = обратная транзакция (RP или RRP).

14  Только в сочетании с операциями тонкой настройки РЕПО, на практике никогда не проводились

15 OT = Прямая сделка, DB = Прямое заимствование, DL = Прямое кредитование.

16  Система быстрых платежей

17  Усмотрение центрального банка в отношении расширения типов обеспечения и список дополнительных типов обеспечения, которые центральный банк может принимать по своему усмотрению. Кроме того, требуется дополнительная информация, такая как задержки, в случае изменения дискреционного обеспечения.

18  Усмотрение центрального банка в отношении расширения типов обеспечения и списка дополнительных типов обеспечения, которые центральный банк может принимать по своему усмотрению. Кроме того, требуется дополнительная информация, такая как задержки, в случае изменения дискреционного обеспечения.

Справочная информация для прессы от старшего должностного лица администрации о наложении дополнительных серьезных расходов на Россию

Посредством телеконференции

(26 февраля 2022 г. )

МОДЕРАТОР: Спасибо всем за участие. Напоминаем, что этот звонок является фоновым и связан с «высокопоставленным должностным лицом администрации». Мы собираемся обсудить дальнейшие ограничительные экономические меры, которые мы вводим в отношении России сегодня в координации с союзниками и партнерами.

К вашему сведению, а не для сообщения, выступающим сегодня по телефону является [высшее должностное лицо администрации].

Содержание звонка блокируется до конца этого звонка.

Итак, [высшее должностное лицо администрации], я передам это вам.

СТАРШИЙ СЛУЖАЩИЙ АДМИНИСТРАЦИИ: Всем спасибо за участие. Таким образом, в результате путинской войны по выбору и продолжающихся нападок на Украину, а также основных принципов мира и стабильности, которые преобладали со времен Второй мировой войны, президент Байден и лидеры Европейской комиссии, Франции, Германии, Италии и Соединенных Штатов Королевство решило принять дополнительные меры по изоляции России от мировой финансовой системы и мировой экономики.

В рамках беспрецедентного акта координации глобальных санкций наши лидеры сегодня решили предпринять три действия: во-первых, применить иранскую модель и отключить российские банки, находящиеся под санкциями, от SWIFT; во-вторых, подорвать способность российского Центрального банка защищать рубль; и в-третьих, создать совместную оперативную группу для коллективной охоты за физическими активами подсанкционных российских компаний и олигархов — их яхтами, самолетами, модными автомобилями и роскошными домами.

Позвольте мне подробно остановиться на каждой из этих трех мер.

Во-первых, наши лидеры решили последовать иранской модели и отключить ключевые российские банки, находящиеся под санкциями, от SWIFT. ЕС введет постановление, которое удалит российские банки, находящиеся под санкциями, из международной платежной сети SWIFT, фактически лишив их доступа к важнейшей финансовой системе мира.

Причина серьезности де-SWIFT заключается в том, что это сеть, которую почти все банки в мире используют для передачи финансовой информации друг другу при совершении или получении платежей. SWIFT-код находится в нижней части каждого чека, который вы подписываете. Членами сети SWIFT являются около 11 000 банков по всему миру. Если один из этих де-SWIFT российских банков хочет совершить или получить платеж в банке за пределами России, например в банке в Азии, ему теперь нужно будет использовать телефон или факс. По всей видимости, большинство банков по всему миру просто перестанут работать с российскими банками, которые будут удалены из SWIFT.

Два лидера взяли на себя обязательство напасть на российский Центральный банк — самое важное финансовое учреждение в России. Мы коллективно планируем ввести меры, чтобы Россия не могла использовать резервы Центрального банка для поддержки своей валюты и тем самым подорвать действие наших санкций.

Это покажет, что предполагаемая защита российской экономики от санкций — это миф. Более чем 600-миллиардный военный сундук российских валютных резервов является мощным только в том случае, если Путин может его использовать, и, не имея возможности покупать рубли, например, у западных финансовых институтов, путинский Центральный банк потеряет способность компенсировать воздействие наших санкций. . Рубль упадет еще больше, инфляция подскочит, а ЦБ останется беззащитным.

В-третьих, на этой неделе мы создадим многостороннюю трансатлантическую оперативную группу для выявления, выслеживания и замораживания активов российских компаний и олигархов, находящихся под санкциями, — их яхт, особняков и любых доходов, полученных нечестным путем, которые мы сможем найти и заморозить по закону.

Вчера мы уже видели последствия трансатлантического сотрудничества, когда французское правительство захватило грузовое судно, принадлежащее находящемуся под санкциями российскому банку «Промсвязьбанк».

В составе нашей новой оперативной группы мы стремимся к полному применению санкций и других финансовых и правоприменительных мер по борьбе с отмыванием денег для достижения максимального эффекта в отношении находящихся под санкциями российских чиновников и представителей элиты, близких к российскому правительству, а также членов их семей и их помощников, чтобы идентифицировать и заморозить активы, которыми они владеют в наших юрисдикциях. Как я уже сказал, мы будем преследовать их яхты, их роскошные апартаменты, их деньги и их способность отправлять своих детей в модные колледжи на Западе.

Мы также будем привлекать другие правительства, чтобы обнаруживать и пресекать перемещение доходов, полученных нечестным путем, и лишить этих лиц возможности скрывать свои активы в юрисдикциях по всему миру.

Мы также заявляем о своем намерении принять меры по ограничению продажи гражданства — так называемых золотых паспортов, которые позволяют состоятельным россиянам, связанным с российским правительством, становиться гражданами определенных стран и получать доступ к нашим финансовым системам.

Любой нынешний или будущий человек, находящийся под санкциями и пытающийся избежать воздействия наших санкций, купив себе дорогу к западному гражданству, будет вынужден терпеть последствия поддержки путинской войны выбора.

Эти беспрецедентные действия, о которых мы объявляем сегодня, основаны на быстрых и решительных шагах, предпринятых нами совместно с союзниками и партнерами на прошлой неделе.

В соответствии с вчерашним решением наших европейских союзников Соединенные Штаты ввели санкции против президента Путина, министра иностранных дел Лаврова и членов российской команды национальной безопасности.

Вчера Президент также поручил министру финансов ввести в ближайшие дни полную блокировку Российского фонда прямых инвестиций. Это государственное финансовое учреждение, выполняющее функции суверенного фонда благосостояния и привлекающее капитал — предназначено для привлечения капитала в российскую экономику в быстрорастущих и высокотехнологичных секторах. Санкции в отношении этой организации еще больше сократят стратегические амбиции Путина по расширению инструментов войны и репрессий.

В общей сложности на этой неделе, когда вы размышляете над введенными нами финансовыми санкциями, мы нацелились на все 10 крупнейших финансовых учреждений России, на долю которых приходится почти 80 процентов совокупных активов российского банковского сектора. Мы отрезали крупнейший российский банк от финансовой системы США, что нанесло серьезный удар по его способности функционировать и обрабатывать мировую торговлю.

Меры экспортного контроля, которые мы предприняли совместно с союзниками и партнерами по всему миру, как в Европе, так и в Азии, прекратят более половины российского импорта высоких технологий, ограничив доступ России к жизненно важным технологическим ресурсам, атрофировав ее промышленную базу. и подрыв стратегических амбиций России по влиянию на мировую арену.

Мы также ввели санкции в отношении российских олигархов, ближайшего окружения Путина и членов их семей, в том числе приближенных Путина, которые возглавляют крупнейшие российские финансовые институты и несут ответственность за предоставление ресурсов, необходимых для дальнейшего вторжения Путина в Украину.

Это была худшая неделя для российского фондового рынка за всю историю наблюдений. Это была худшая неделя для российского рубля с марта 2020 года, и в начале этой недели валюта достигла исторического минимума по отношению к доллару. Стоимость государственных заимствований России увеличилась более чем вдвое и составила почти 17 процентов. Рейтинговое агентство S&P понизило рейтинг России до мусорного. Согласно сообщениям, в течение 24 часов после наших действий спрос на наличные в России вырос в 58 раз, и российское правительство изо всех сил пыталось истощить свои собственные ресурсы, чтобы попытаться укрепить свои банки и свою валюту.

Короче говоря, Россия стала глобальным, экономическим и финансовым изгоем. Более 30 стран, представляющих более половины мировой экономики, объявили о санкциях и экспортном контроле в отношении России. Правительство Путина выкидывают из международной финансовой системы.

Чтобы было ясно, это печальный исход для народа Украины, народа России и многих других. Это не то, чего мы хотели, но это война по выбору Путина, и только Путин может решить, сколько дополнительных затрат он готов нести. Соединенные Штаты и наши союзники и партнеры едины и будут продолжать налагать издержки.

Позвольте мне остановиться на этом.

МОДЕРАТОР: Отлично. Можем ли мы встать в очередь, чтобы задать вопрос, пожалуйста?

В    Можете ли вы объяснить действия Центрального банка? Вы добавляете его в списки SDN? И если нет, то какой механизм вы используете?

И затем, в более широком смысле, можете ли вы дать нам некоторое представление о том, почему в субботу все поторопились сделать это? Было ли что-то, что побудило вас так быстро выйти за рамки того, что происходило на Украине, с точки зрения перемещения активов Россией, чтобы избежать санкций в упреждающем порядке? Спасибо.

СТАРШИЙ СЛУЖАЩИЙ АДМИНИСТРАЦИИ: Да, спасибо, Деметрий. Ну, мы все время говорили: если Путин продолжит эскалацию, мы будем эскалировать, и что все варианты остаются на столе. Мы делаем то, что сказали.

И конкретно, что касается Центрального банка, сегодняшнее заявление было обязательством лидеров, которых я упомянул во всем мире, ограничить действия, которые может предпринять российский Центральный банк, чтобы подорвать влияние наших санкций.

Итак, как я уже говорил в начале, вы слышали о Крепости Россия — военном сундуке в 630 миллиардов иностранной валюты. Это впечатляет, но впечатляет только в том случае, если Россия сможет использовать эти резервы. А это значит, что Россия должна быть в состоянии продать эти резервы и купить рубль, чтобы поддержать свою валюту.

Итак, мы обязуемся разоружить Центральный банк. И способ, которым мы можем это сделать, например, запретить лицам из США, ЕС и Великобритании продавать рубли Центральному банку России. Это означает очень просто, российский Центробанк не может поддержать рубль, точка, а значит, наши санкции будут иметь гораздо большую силу.

Есть и другие меры, которые мы могли бы принять против Центрального банка, и об этом вы еще услышите позже.

В    Спасибо, [высшее должностное лицо администрации]. И просто в продолжение вопроса Дмитрия: вы действительно вносите ЦБ России в список SDN или, другими словами, вы замораживаете их активы? Или это что-то меньшее?

А отключение SWIFT касается только банков, которые уже попали под санкции, и какие российские банки выбраны и как вы их выбрали? Спасибо.

СТАРШИЙ СОТРУДНИК АДМИНИСТРАЦИИ: Да, спасибо, Эллен. Мы все еще дорабатываем конкретный механизм исполнения санкций ЦБ, и он может касаться как потоков, которые ЦБ разрешено осуществлять, так и активов, которые у него есть.

Что касается SWIFT и того, какие банки будут де-SWIFT, то, Эллен, идет процесс, чтобы завершить список банков, которые будут отключены от системы SWIFT. Есть несколько банков, на которые Европа и США наложили санкции, и они будут рассмотрены в первую очередь.

И, наконец, согласно регулированию, список банков, которые будут удалены из SWIFT, будет утвержден ЕС, поскольку SWIFT находится под бельгийской юрисдикцией.

Но мы собираемся очень тесно сотрудничать, как и на протяжении всего этого процесса, с нашими европейскими партнерами, чтобы завершить этот список.

В    Большое спасибо за звонок. Можете ли вы сказать нам, есть ли у вас какие-либо признаки того, что Китай или другие страны собираются помочь России смягчить удар этих санкций? Видели ли вы какие-либо признаки каких-либо транзакций, например, которые указывают —

СТАРШИЙ СЛУЖАЩИЙ АДМИНИСТРАЦИИ: Привет, Андреа.

В    — что собирается делать Китай?

СТАРШИЙ СЛУЖАЩИЙ АДМИНИСТРАЦИИ: Извините, что прерываю. Да, так что, если что, я бы сказал, Андреа, последние признаки говорят о том, что Китай не придет на помощь. Я думаю, что вчера или позавчера сообщалось, что Китай фактически ограничивал некоторые из своих банков в предоставлении кредита для облегчения закупок энергии у России, что говорит о том, что, как это было в течение многих лет, Китай склонен уважать силу санкций США.

И, вы знаете, как мы уже говорили — просто немного приподнявшись, как мы говорили с самого начала, это действительно было бы неприятным сигналом для видения мира Китаем, если бы он дал молчаливое или явное согласие на вторжение России суверенной страны в сердце Европы. Это нанесло бы серьезный ущерб его репутации в Европе, но на самом деле во всем мире.

В    Спасибо, [высшее должностное лицо администрации]. У нас есть вопрос об выделении энергии в процессе де-SWIFT. Будут ли предусмотрены исключения для энергетических компаний в России, чтобы они продолжали вести бизнес за пределами России, подобно тому, как несколько лет назад Венесуэла была де-SWIFT?

И еще, какую часть из 630 миллиардов или -40 миллиардов или около того резервов в ЦБ, как вы думаете, вы сможете реально заморозить?

СТАРШИЙ СОТРУДНИК АДМИНИСТРАЦИИ:  Да, поэтому, когда учреждение де-SWIFT, обычно не остается исключения для типа продукта. Итак, мы будем рассматривать учреждение за учреждением с точки зрения тех, которые удалены из сети, и мы будем очень тщательно выбирать их, чтобы максимизировать влияние на Россию и свести к минимуму побочные эффекты для Европы и мировой экономики.

Извините, второй вопрос?

МОДЕРАТОР: Можем ли мы снова открыть линию, пожалуйста, для Джордана Фабиана?

СТАРШИЙ СЛУЖАЩИЙ АДМИНИСТРАЦИИ: Знаете что? Я только что вспомнил. Речь шла о том, сколько из 630 миллиардов подлежат санкциям, и — все. Все это.

Итак, прямо сейчас теоретически все 630 миллиардов золотовалютных резервов России можно было бы использовать для того, чтобы продать эти резервы и купить рубль. И это частично компенсировало бы воздействие наших санкций. Я имею в виду, как вы знаете, в этом эпизоде ​​российский рубль уже упал на 15 процентов, а Центральный банк впервые с 2014 года впервые с 2014 года провел интервенцию уже на этой неделе9.0005

Эта мера, среди прочего, предотвращает транзакции России с западными банками, банками США, европейскими банками, банками Великобритании, что необходимо для фактического вмешательства на валютных рынках. Он должен покупать рубль и продавать свои валютные резервы, чтобы поддерживать свою валюту. Вот почему я говорю, что мы разоружаем — мы разоружаем Крепость Россия, совершая это действие.

А могут быть и другие действия, которые обнародованы в отношении ЦБ РФ, и мы их доработаем на выходных.

В    Привет, спасибо, что сделали это. Можете ли вы сказать, как быстро, по вашему мнению, мы увидим эффект от этих действий? Я понимаю, что вы все еще дорабатываете, какие банки будут затронуты, но значит ли это, что в понедельник Москва проснется и почувствует разницу? И когда вы говорите, что пытаетесь свести к минимуму влияние на мировую экономику, какой именно риск вы пытаетесь свести к минимуму здесь?

СТАРШИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ АДМИНИСТРАЦИИ: Да, я глубоко уверен, что последствия этих мер сразу же почувствуются на российских финансовых рынках. Я думаю, участники рынка понимают, что если Россия не сможет защитить свою валюту, она войдет в свободное падение.

Действия в отношении SWIFT требуют, чтобы европейцы издали директиву, которая затем будет направлена ​​в Бельгию для голосования Совета директоров SWIFT. Таковы особые требования бельгийского законодательства. Но с принятием этого решения, я думаю, вы сразу же увидите сдерживающий эффект на российский банковский сектор, даже сверх того, что уже произошло.

Что касается вторичных эффектов, издержек и так далее, послушайте, я имею в виду, что наше суждение здесь, наш расчет состоит в том, что у нас есть два варианта: либо мы продолжаем увеличивать расходы, чтобы сделать это стратегическим провалом для президента Путина, либо вы знаете, альтернатива, которая неприемлема — и это было бы допущением неконтролируемой агрессии в сердце Европы вопреки основным принципам, которые поддерживали мир и безопасность на всем континенте в течение 70 лет.

И эти издержки бездействия и позволения этой неопределенности гноиться, и сдерживающего эффекта, и вопросов, которые будут заданы о том, над какой страной запугивают в следующий раз и какой автократ в следующий раз завладеет сферой влияния — такие затраты для нас неприемлемы.

В    Большое спасибо за это, [высшее должностное лицо администрации]. Я просто хотел продолжить вопрос Джордана о исключениях. США и союзники были очень осторожны, чтобы сделать исключения из предыдущих санкций, чтобы ограничить влияние на энергетику. Вы говорите, что этого не будет — этой энергии не будет — не будет сокращения SWIFT для энергии? Или это план вернуться и сделать один за другим, и энергия будет извлечена? Спасибо.

СТАРШИЙ СЛУЖАЩИЙ АДМИНИСТРАЦИИ: Да, спасибо, Франко. Итак, я имею в виду, что я дам вам столько подробностей, сколько смогу. Отсюда действительно два пути. Во-первых, мы пытаемся в эти выходные и круглосуточно работать со SWIFT, чтобы выяснить, есть ли у них возможность идентифицировать тип продукта.

В смысле, давайте запомним: SWIFT — это как Gmail для банков. И что мы пытаемся понять: в тех сообщениях, которые отправляются из одного банка в другой для совершения или получения платежей, есть ли пометка, указывающая на то, что производится платеж за энергию? Если это так, мы могли бы освободить эти платежи. Так что это один путь.

Но второй путь заключается в выборе нашего учреждения — разумно выбирайте учреждения, которые мы де-SWIFT. Итак, мы знаем, где происходит большая часть энергетических потоков, через какие банки они происходят.