Методическая разработка для студентов «Как составить сложный план выступления по истории и обществознанию» — Информио
Образовательные организации среднего профессионального образованияОбразовательные организации высшего образованияОбщеобразовательные организацииРабочие программы учебных дисциплин, профессиональных модулей и междисциплинарных курсовОткрытое учебное занятиеОткрытое внеучебное мероприятиеУчебно-методическое сопровождение практики обучающихсяУчебно-методическое сопровождение курсового проектирования и выпускных квалификационных работ (дипломного проектирования)Учебно-методическое сопровождение системы оценивания и аттестации обучающихсяУчебно-методическое сопровождение организации самостоятельной работы обучающихся (аудиторной/внеаудиторной)Документационное сопровождение организации индивидуальной траектории обучающихся (примеры разработки индивидуального плана)Документационное сопровождение образовательного процесса (примеры разработки локальных нормативных актов образовательной организации)Учебно-методическое сопровождение практических занятийПрограммы сопровождения первокурсников в адаптационный периодУчебники, учебные и учебно-методические пособия (УМК дисциплин, модулей)Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)Учебно-методическое сопровождение практики студентовУчебно-методическое сопровождение учебно- и научно-исследовательской работы студентовНормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения студентами основных образовательных программУчебно-методическое сопровождение внеучебной деятельности студентовДокументационное сопровождение образовательного процесса (примеры разработки локальных нормативных актов образовательной организации)Учебно-методическое сопровождение занятийУчебно-методическое сопровождение организации самостоятельной работы студентов (аудиторной/внеаудиторной)Программы сопровождения первокурсников в адаптационный периодУчебники, учебные и учебно-методические пособия (УМК дисциплин, модулей)Документационное сопровождение организации обучения в школе на основе индивидуальных учебных планов (примеры индивидуальных планов)Документационное сопровождение системы профильного обучения в школе (примеры программ профильной подготовки, элективных курсов)Документационное сопровождение системы профориентации обучающихся школы (примеры программ профориентационной работы)Документационное сопровождение системы работы с детьми, отнесенными к категории «трудных»/«группа риска» (примеры программ)Открытый урокОткрытое внеурочное мероприятие (по направлениям)Рабочие программы предметовДокументационное сопровождение образовательного процесса (примеры разработки локальных нормативных актов образовательной организации)
28. 05.2020
109
581
Панова Светлана Михайловна, преподаватель
Челябинский медицинский колледж
Дорогой студент! Сегодня ты будешь готовить домашнее задание по обществознанию. Составить сложный план -ПРОСТО!
Желаю удачи!
Вспомните, что такое сложный план?
Не забывайте, что хороший план должен быть логичен, целостен и конкретен
Большинство тем по содержанию можно разделить на 4 основных вида:
1) Названия темы состоит их одного обществоведческого понятия. Например: «Государство», «Семья», «Политические режимы», «Экономические системы», «Духовная культура» и т.д.
2) Название темы состоит из двух рядоположенных понятий. Например: «Политические партии и движения», «Семья и брак», «Правовое государство и гражданское общество», «Права и обязанности гражданина РФ» и т.д.
3) Название темы представляет одно понятие, как одну из составляющих другого понятия. Например: «Семя как социальный институт», «Государство как элемент политической системы», «Образование как социальный лифт», «Искусство как способ познания мира» и т.д.
4) Тема посвящена современным проблемам развития чего-либо. Например: «Проблемы современной семьи», «Развитие демократии в современном обществе», «Культура современного общества»
В зависимости от вида темы логика ее изложения должна быть разной. Рассмотрим это на условных примерах. Обозначим одно обществоведческое понятие, как «Х», а другое, как «У».
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Методическая разработка для студентов «Как составить сложный план выступления по истории и обществознанию»
Расскажите друзьям:
Назад к списку
Методические рекомендации по выполнению задания С8 Единого государственного экзамена по обществознанию
- org/Person»>
Глухова Альфинур Гумеровна, учитель истории и обществознания
Разделы: История и обществознание
1. Понятие «план».
План – это схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей-заголовков. По образному выражению, – это «скелет произведения». Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для организации умственного труда, для развития навыка четкого формулирования и умения вести другие виды записей.
2. Достоинства и недостатки плана.
Достоинства плана | Недостатки плана |
|
|
3. Виды планов и их выполнение.
Планы подразделяются на простые и сложные. Простой план отражает выделение и наименование главных частей. Сложный план полнее раскрывает построение и содержание текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом автора.
Как составлять простой план. | Как составлять сложный план |
|
|
Общие правила составления плана при работе с текстом.
1) Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.
2) Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
3) Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.![]()
4) Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста
4. Требования к плану.
1) Пункты плана можно и нужно фиксировать немедленно, уже в процессе первоначального чтения, а не откладывать его составление, как иногда советуют, до повторного чтения. По окончании первоначального чтения, в дальнейшей работе, план может исправляться и уточняться.
2) Составляя план при чтении, прежде всего, стараются определить границы мыслей, т.е. те места, где кончается одна мысль и начинается другая. Эти места в книге тотчас помечают. Нужным отрывкам дают заголовок, формулируя пункт плана.
3) Самое сложное в работе над планом – сформулировать заголовки. Приступая к формулированию, ищите в тексте опорные словосочетания, они помогут.
4) Прежде чем план перенести в тетрадь, следует прикинуть его на черновике – отточить формулировки.![]()
а) План должен полностью охватывать содержание текста (темы).
б) В заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.
Не пренебрегайте графической культурой записи плана! Схема записи плана может выглядеть так:
I. —————————————
1. —————————————
2. —————————————
3. —————————————а) —————————————
б) —————————————
в) —————————————II. —————————————
III. —————————————
5. Развитие умений и навыков по составлению плана.
Предлагаем организовать развитие умений по
составлению планов на уроках истории и
обществознания следующим образом.
1-4 классы – развитие умений по составлению простого плана.
5-6 классы – учащиеся постепенно учатся расчленять отдельные вопросы плана на подпункты и переходят к составлению сложного плана.
7- 9 классы – учащиеся справляются с составлением сложного плана по тексту учебника или рассказа учителя.
10-11 классы – старшеклассники развивают умения по составлению сложного плана к докладам, рефератам, устным выступлениям.
6. Алгоритм работы по развитию ЗУН учащихся.
1) Учитель сам составляет на уроке сложный план и разъясняет основные принципы его построения.
2) Затем можно дать простой план темы урока и продолжить учащимся развернуть его путем детализации наиболее важных вопросов.
3) Далее, одному из сильных учеников поручить во время опроса написать на доске развернутый план, а затем разобрать его при участии всего класса.![]()
4) Уч-ся самостоятельно составляют на уроке сложный план по одному-двум разделам параграфа.
5) Только после этого можно предложить школьникам составить развернутый план, по какой либо теме, охватывающий целый параграф, а потом и по сквозной теме.
7. Выполнение части С8 Единого государственного экзамена по обществознанию.
Задание С8. Вам предстоит подготовить развернутый план по теме «Политический режим». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Предлагаем вашему вниманию два варианта плана на заданную тему.
1 вариант | 2 вариант |
1. Понятие политического режима.![]() а)
Политические ценности. 2. Демократические и антидемократические режимы. а) Признаки демократического режима. 3. Политические режимы в современном обществе. а) Демократия в странах Западной Европы и США. |
1. Понятие политического режим. 2. Демократический режим и его признаки. а) Народ – источник власти. 3. Авторитаризм и его особенности. а) Народ отчужден от власти. 4. Характерные черты тоталитаризма. а) Наличие единой партии. 5. Политические режимы в современном обществе. |
Список литературы:
- Демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 г. по обществознанию. Федеральный институт педагогических измерений.
- Как составлять выписки, планы и тезисы. Библиотечный урок для учащихся старших классов / ЦРБ им. 1 Мая; сост. зав. ИБО Т.В. Виноградова. — Н. Новгород, 2002. — 8с.
- Клементёнок В.
Сборник учебно-методического и дидактического материала (памяток, схем, характеристик) для учащихся, преподавателей http://1sept.ru/.
- Лейбенгруб П.С. О повторениях на уроках истории СССР в 7-10 классах. Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1987.
- Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Обществознание /авт.-сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова.- М.:АСТ: Астрель, 2010.
5 законов усложнения истории без создания безбожного беспорядка
В чем разница между чрезмерно запутанной историей с кучей обходных путей и блестящим гобеленом? Часто это сводится к тому, соответствуют ли все ваши добавленные сложности теме. Вот пять правил тематического рассказывания историй, которые могут помочь.
Просматривая последнюю серию эпизодов Lost , я понял, как трудно собрать любую историю в единое целое. Будь то роман, телесериал или набор графических романов, когда вы собираетесь рассказать историю, большую часть времени вы едва ли представляете себе, чем закончите. А лучшие истории часто самые сложные, с самыми интригующими связями.
Самые богатые пласты повествования часто открываются случайно, на полпути, а то, что вы планировали заранее, часто терпит неудачу. Это, без сомнения, вдвойне верно, если вы делаете телешоу, и у вас есть актеры, которые хотят досрочно расторгнуть свои контракты, или случается миллион других неожиданных вещей. Но это верно для любой среды: припасы, которые вы набиваете в свой рюкзак для предстоящего путешествия, часто оказываются бесполезными, и вы находите на своем пути отличные вещи.
Размышляя над этими вопросами, я собираюсь предложить несколько законов — и под законами я подразумеваю способы рассмотрения этих тем. Я не собираюсь обезглавливать вас, если вы не согласны с этим:
1) Рассказывание историй имеет тенденцию к сложности. Подсюжеты накапливаются. Появляются крутые идеи, и персонажи, находящиеся на периферии вашего зрения, стремятся попасть в кадр. Чем больше у вас есть времени, тем сложнее становится ваша история и тем больше случайных элементов попадает на ваш корпус.
2) Ваша история может быть сложной, а может быть и ненужной. Думайте об этом как о разнице между льготными нотами, с одной стороны, и отвлекающими маневрами, с другой. Не то чтобы с красными селедками что-то не так. Есть причина, по которой «Пять отвлекающих маневров» — возможно, лучший роман лорда Питера Уимзи. (Извиняюсь перед поклонниками Гарриет Вейн.) Но часто отвлекающие маневры через некоторое время просто воняют. Или, скорее, слишком много отвлекающих маневров могут показаться бессмысленными.
3) Разница между льготами и отвлекающими маневрами заключается в теме. Не сюжет. Тема. Вы можете сделать фигуру любой сложности в своем сюжете — или, по крайней мере, вы можете сделать так, чтобы она казалась, что достаточно близко. Ваш МакГаффин может пройти через бесконечную череду рук, или ваше путешествие может иметь бесконечные обходные пути. Но включение бесконечной сложности в ваш сюжет не спасает его от серии отвлекающих маневров — это может сделать только тематическая последовательность. Если кажется, что добавленные вами элементы соответствуют теме или усиливают центральную идею истории, то это примечания.
4) Нельзя заставить вещи соответствовать теме. И не всегда можно вводить вещи в тематических целях. Тема сложнее сюжета во многих отношениях. Если это слишком застенчиво, это смертельно, и ваша история превращается в проповедь или дубинку. Мы все читали книги или видели телевизионные шоу, в которых разные персонажи произносят определенное слово или высказывают определенную идею, чтобы вы знали, что это тема. (Мне нравится история «Доктор Кто» «Выживание», но она не совсем тонкая в том, чтобы дать вам понять ее всеобъемлющую тему. Это даже в названии.) Часто, когда вы пишете или иным образом просачиваете историю, вы выигрываете. Не знаю, какие темы всплывут, пока не войдешь в это. С действительно хорошая история, во многих случаях вы не узнаете, какие темы люди увидят в ней, пока не пройдет много лет.
5) Если вы достаточно хорошо интегрируете свою сложность в тему или группу тем, то читатели/зрители не будут сильно беспокоиться, если вы не объясните каждую мелочь. Только когда нити торчат, мы не можем перестать задаваться вопросом, куда они идут.
Так как же сделать так, чтобы сложность обогатила вашу историю, а не похоронила ее? Это сложная часть. Вы можете написать миллион книг о том, как развивать темы, не обязательно попадая в цель. И я уверен, что у многих людей разные взгляды на этот счет.
Тем не менее, у меня твердое мнение на этот счет, и я много об этом думал. Так вот. Я думаю, что эта тема — нечто, что всплывает из бессознательного. Оно возникает во время повествования, и это должно быть как минимум случайно, иначе оно того не стоит. История, рассказанная с осознанной темой, — это проповедь.
В то же время закономерности должны становиться очевидными по мере развития сюжета. Вы делаете выбор, ваши персонажи делают выбор, и этот выбор что-то значит. Кроме того, ваши персонажи говорят о том, что они думают и чувствуют, и иногда — мы надеемся — эти высказывания тоже что-то значат. Эти осмысленные фрагменты подобны сигналам сонара, и вы можете как бы триангулировать их, чтобы прийти к теме. За исключением того, что это редко бывает таким аккуратным, и это никак не наука.
Итак, если не обязательно думать о теме перед тем, как приступить к созданию своей истории, когда лучше всего это сделать? Говоря по моему собственному опыту — и ваш пробег может варьироваться — вы, вероятно, не захотите останавливаться и исследовать свою тему в те времена, когда история только льется из вас, а дорога впереди ясна как белый день. Когда вы катитесь вперед, как безжалостная сила, и все течет, последнее, что вы хотите сделать, это остановиться и подумать: «Эй, к чему все это приводит?»
Итак, когда вы думаете о теме? Опять же, исходя из личного опыта, вы делаете это, когда застреваете или когда редактируете.
Давайте возьмем первое — иногда вы застреваете в тупике, потому что весь этот радостный спуск загнал вас в канаву. В такие моменты вам, возможно, придется отступить. Вы также можете подумать о своих главных героях, о том, что они на самом деле думают и что бы они сделали в этой ситуации. Но также неплохо сесть и подумать о том, что вы написали до того, как застрянете, и посмотреть, во что это выльется. И, возможно, это поможет вам увидеть путь вперед или еще где вы ошиблись. Иногда ясно, что все это к чему-то приводит — за исключением одного или двух элементов, которые в то время казались отличной идеей.
А затем, когда ваш роман будет готов или ваша история находится в состоянии вроде первого черновика, вы можете сесть и подумать о теме — и это может помочь вам понять, что нужно вырезать или что вам нужно развить дальше.
Я уверен, некоторые люди скажут вам, что вы вообще не должны думать о теме — это не работа писателя. И это правда, как я сказал выше, что слишком много застенчивых дискуссий по темам может легко стать неуклюжим или даже драгоценным и милым. Но я думаю, что в той мере, в какой сюжет, история и тема — это три разные вещи, первые две зависят от третьей, чтобы достичь настоящего величия. Любой может построить грамотный сюжет. Большинство историй представляют собой вариации «кто-то достигает цели, кто-то чему-то учится, кто-то отправляется в путешествие, бла». Часто тема — это то, что возвышает сюжет над уловкой, а историю — над клише.
Вот почему — здесь небольшое отступление — я постоянно говорю всем, кто готов слушать, что «Сверхъестественное» — самое литературное шоу на телевидении, возможно, когда-либо. Не только потому, что он рассказывает одну связную историю от начала до конца на протяжении пяти сезонов. Но также и потому, что у него сильная тематическая структура, которая есть как в первом, так и в последнем эпизоде. Посмотрите любой эпизод первого сезона, а затем финальную «Лебединую песню», и вы увидите, что обсуждаются одни и те же вопросы. Разговор на кладбище между Майклом и Люцифером может быть разговором Дина и Сэма из любого эпизода первого сезона, хороший сын против мятежного сына.
Причина, по которой Сэм и Дин победили Архангела и Дьявола, заключается в том, что они медленно и мучительно переросли эти роли за пять сезонов. Они сделали то, чего не смогли ангелы — они выросли и научились понимать и уважать друг друга. Они поняли, что семья важнее этих мелких споров, и что все всегда сложнее, чем просто «хороший сын против непослушного сына». Эти роли — причина, по которой Люцифер и Майкл хотели, чтобы Сэм и Дин были сосудами в первую очередь, но братья Винчестеры им больше не подходят. В конце пятилетней арки Крипке вам больше не нужно спрашивать, почему Бог предпочитает людей ангелам — это стало ясно. И это хорошее повествование, потому что оно тематически богато.
Не говоря уже о том, что персонаж и тема едины — тема не навязывается персонажам, а исходит от них естественно, без принуждения.
Соблазнительно думать о теме как о чем-то, что ваши читатели навязывают истории после того, как вы давно с ней покончили. Или что-то, что критики изобретают, чтобы обсудить вашу историю более остроумно, чем просто «Боже мой, это было так грустно». Но я думаю, что многие писатели думают о теме, когда они глубоко внутри истории, и это инструмент, который вы можете иметь в своем наборе инструментов, чтобы помочь вам распознать разницу между блестящими дополнениями и беспорядком. И это может помочь вам понять, где вы ошиблись, если вы застряли на проселочной дороге в никуда.
Просто помните: что бы вы ни думали о теме своей работы, ваши читатели/зрители/сталкеры без сомнения скажут вам, что это нечто совершенно иное. Это не означает, что вы потерпели неудачу — во всяком случае, это, вероятно, означает, что вам все-таки удалось создать что-то целостное и яркое.
Обложки журналов от Micky The Pixel , Pixel Jones и Twin Cover Collector на Flickr.
Как написать сложный роман за один день (это займет весь день)
/ Писатель с не очень классическим образованием
Во-первых, я должен сказать, что сюжет, который вы можете придумать за один день, не будет лишен недостатков, но придумывая все сразу, вся история разворачивается прямо перед вами. и заставляет вас хотеть продолжать с ним. Итак, с чего начать?
- Какова ваша предпосылка и основной сюжет? Выберите свой сюжет. Я рекомендую просто вытащить один из этого списка. Никакие сюжеты не являются «оригинальными», поэтому, делая их интересными и сложными, вы легко отвлечетесь от того факта, того и интересных персонажей. Персонажи будут чем-то для вас, чтобы работать в другой день, потому что это день заговора. Вам нужно, чтобы основной сюжет был довольно прямолинейным, потому что запутанный основной сюжет обречет вас, если вы захотите второстепенных сюжетов.
- Решите, кем будут персонажи. На данный момент у них не должно быть имен. Вам даже не нужно знать, кто они, кроме того, почему они должны быть в истории. Чем больше персонажей, тем сложнее будет сюжет. Если вы собираетесь иметь более одного сюжета, вам понадобится больше персонажей. Множественные взаимосвязанные сюжетные линии создадут иллюзию, что история очень сложная, и дадут читателю возможность постоянно смотреть на множество разных вещей.
Это также дает вам возможность развивать многих второстепенных персонажей. В том сюжете, который я вчера разработал, было 13 персонажей, все они были необходимы. Определите их «роли», не беспокойтесь ни о чем другом. Это кажется мелким, но это сюжет. Сюжет неглубокий.
- Теперь решите, что движет каждым персонажем. Почему именно они в этой истории? Вы можете сделать это. Вы даже не знаете этих персонажей. Просто до тех пор, пока у каждого есть свои мотивы, вы в безопасности.
- Что эти персонажи не раздают сразу? Открой им секрет! Это не обязательно должно быть что-то, о чем они активно лгут или пытаются скрыть, просто найдите что-то, что, возможно, связывает их с сюжетом или подсюжетом. Самое время углубиться в сюжет. Это вовсе не обязательно должно быть связано с их стремлением, чтобы присутствовать в истории. Решите, кто в кого влюблен, что этот человек делал в 70-х, что возвращается, чтобы укусить его сегодня, и что продолжает преследовать что-его-лицо по сей день.
Здесь вы начинаете видеть, как обретают форму персонажи. Не беспокойтесь о том, кто они или как они выглядят, просто сосредоточьтесь на том, что они делают для истории.
- Что изменит эти символы? Теперь нужно подумать. Все хотят, чтобы хотя бы несколько персонажей вышли измененными к концу истории, так что подумайте, , как они будут отличаться в результате сюжета/подсюжета? Возможно, их меняет не сюжет, но если у вас много персонажей, вам могут помочь несколько изменений, которые вплетены в суть сюжета.
- Теперь перечислите основные события романа с подсюжетом в хронологическом порядке. Это будет ваша временная шкала. Особенно перечислите исторические вещи, которые вы хотите, чтобы существовали в предыстории. Перечислите все, что вы можете придумать. Подумайте, куда пойдет история. В этот момент вы, вероятно, не слишком сосредоточились на основном сюжете, да, он есть, но теперь действительно сосредоточьтесь на зарождающихся действиях, на том, как этот основной сюжет строит свой конфликт, а затем на кульминационном моменте.
Убедитесь, что вы получите все это там. Это может занять несколько часов.
- Решите, с чего начать писать. Эта часть займет ЛОТ мышления. Это сложно! Но теперь, когда у вас есть временная шкала, выберите интересный момент для начала. Что-то с действием. Что-то актуальное. Желательно не в начале вашей временной шкалы — вы хотите, чтобы позже были огромные открытия, где раскрываются эти важные вещи, которые произошли раньше. Это тот момент, когда вы думаете о том, какая информация и когда должна появиться. Это будет пересмотр вашего последнего списка, за исключением того, что он не в хронологическом порядке, а для создания напряженности.
- Как только вы закончите второй список, у вас будет сюжет. Нужна работа? Вероятно. Но с учетом сказанного, на данный момент вы, вероятно, понятия не имеете, кто половина ваших персонажей. Оставь это на завтра, это тоже будет много работы.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Советы по сюжету
сюжетная подсказка
Ищи: Архивы Выберите месяц Ноябрь 2015 (1) Октябрь 2015 (1) Август 2015 (1) Апрель 2015 (4) Март 2015 (2) Февраль 2015 (20) Январь 2015 (54)