общие советы по составлению плана

Каждый школьник и студент слышал о таком понятии как «план». Планы пишут по уже готовым текстам или для создания собственных сочинений. 

Планы для разных типов речи (описание рассуждение, рассказ) имеют свои нюансы, не исключение и план сочинения-рассуждения по литературе, как его писать, расскажет данная публикация.

Содержание

  • 1 Общие советы по составлению плана
  • 2 План сочинения-рассуждения
  • 3 Рекомендации по составлению плана
  • 4 Подведем итог

Общие советы по составлению плана

Составить план – это значить разбить текст на логические фрагменты, предложения в которых объединены микротемой. Как правило, таковыми являются абзацы.

План нужен, чтобы не запутаться

Нельзя путать тему и микротемы: первая охватывает весь текст, а последние – лишь отдельный его аспект.

Например, общая тема – «Значение доброты в жизни человека».

Микротемы – «Что такое доброта», «Что для меня доброта», «Добрые поступки окружающих», «Проблема доброты в литературе».

Важно правильно оформить пункты плана.

Предпочтительно использовать развернутые словосочетания или простые предложения, которые едины по смыслу, но требуют дальнейшего развития мысли.

Одно слово в качестве пункта плана не годится, так как имеет слишком узкое значение и «втиснуть» в него главную мысль не получится.

Сложные же предложения заключают в себе законченный тезис. План нужно составлять так, чтобы через него легко «просматривалось» будущее сочинение, был виден ход развития мысли автора.

План сочинения-рассуждения

Чтобы грамотно составить план данного типа сочинения, нужно иметь представления об особенностях структуры рассуждения. Если вы призабыли, из каких частей оно состоит, напомним:

  1. Ключевая мысль (тезис). Эта же часть будет вступительной (или продолжение вступления).
  2. Аргументы, которые образуют основную часть.
  3. Заключение (собственные выводы).

На основе этой структуры можно составить как простой, так и сложный план (с подпунктами). Выбор зависит от предпочтений автора и особенностей темы.

Шаблон простого плана:

  1. Главный тезис или словосочетание, отображающее микротему вступительной части.
  2. Аргумент 1.
  3. Аргумент 2.
  4. Аргумент 3.

    Если хотите, вы можете составить сложный план

  5. Словосочетание, отображающее содержание выводов.

Шаблон сложного плана:

  1. Главный тезис или словосочетание, отображающее микротему вступительной части.
  2. Словосочетание, отображающее содержание основной части.
  3. Аргумент 1.
  4. Аргумент 2.
  5. Аргумент 3.
  6. Словосочетание, отображающее содержание выводов.

Обратите внимание! Оптимальное количество аргументов – 3-5. Недостаточная аргументация может стать причиной низкой оценки.

Так как план пишется для сочинения-рассуждения по литературе, в нем обязательно должен присутствовать литературный пласт. Как правило, его включают в аргументы, например «проблема рока на примере образа…», «поступок… и проблема дружбы».

Очень важно следить за тем, чтобы аргумент соответствовал ключевому тезису и названию основной части (в сложном плане). «Литературные» аргументы можно разбавить примерами из собственного опыта или фильмов (если они гармонично вписываются в содержание).

Сочинение по литературе может быть направлено на анализ одного произведения сквозь призму конкретной проблемы или же на рассмотрение нескольких произведений. Этот факт нужно обязательно учесть и отобразить в плане.

Рекомендации по составлению плана

Советуем сделать еще несколько «узелков на память», которые сослужат хорошую службу при написании плана:

  1. Перед составлением плана нужно вникнуть в тему и подумать, какой ключевой тезис выдвинуть (если он не заявлен темой) и какие аргументы для его доказательства или опровержения есть в произведении.

    Можно пользоваться не только арабскими цифрами

  2. Не нужно делать слишком детальный план, в нем стоит отобразить только основные моменты.
  3. Не всегда получается сразу придумать название для заключительной части, так как она выплывает из содержания. Можно обозначить этот пункт плана словом «выводы».
  4. Заключительный пункт можно сформулировать на основе ключевого тезиса. Например, к тезису «Существует ли женская дружба (по роману…)?» можно составить заключительный пункт «В чем секрет женской дружбы».
  5. Предпочтительнее для сочинения рассуждения сложный план, так как он точно отображает структуру рассуждения.

При оформлении сложного плана можно использовать римские и арабские цифры (образец сверху) или арабские цифры (для пунктов) и маленькие буквы со скобками (для подпунктов).

Подведем итог

Написание плана – первый шаг к хорошему сочинению. Для того, чтобы составить хороший план, нужно вчитаться в тему, сформулировать ключевую мысль будущего рассуждения и решить, что с ней сделать – доказать или опровергнуть.

Далее необходимо определить возможные аргументы (на основе сочинения). На основе этого можно составить простой или сложный план, обращая внимание на правильность формулировки его пунктов. После проверки на правильность – план готов.

Некоторые учащиеся хитрят: пишут сочинение, а уже на его основе – план. Конечно же, такая организация работы не несет пользы, а вот время отбирает. Для того чтобы план стал хорошим помощником, не поленитесь составить его на совесть перед написанием текста.

На создание первых планов будет тратиться достаточно сил и времени, зато после нескольких тренировок формулировки пунктов будут сами приходить в голову.

В этом видео вы узнаете о подготовке к сочинению-рассуждению:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

План сочинения

Здравствуй, дорогой друг! Сегодня наш разговор о создании плана текста

Мне сейчас вспомнилось, как иногда поступали мои ученики при работе над сочинением.
Написав текст, они начинали писать план (строгая учительница, т. е. я, требовала – обязательно! — наличие плана в письменной работе).

Заметьте, они писали план не в НАЧАЛЕ работы над сочинением, а ПОСЛЕ!!!

Этому есть свое объяснение. Ведь прежде чем ученик приступит к работе над своим сочинением, он учится анализировать готовый текст-образец. Учится составлять план текста, делить его на абзацы, т. е. структурировать текст.

Есть и такое упражнение: для анализа предлагается текст, где намеренно перепутаны местами части текста. Ученик должен суметь восстановить справедливость и все расставить по своим местам.

Признаться, это неплохой способ сделать свой текст логически выдержанным! Но этот способ хорош только при

проверке написанного, т.к. позволяет увидеть: а все ли у меня логично? Есть ли начало, соответствует ли оно основной теме? А заключение? Нет ли повторов и т.д. и т.п.? Но лучше всего сделать набросок плана ДО начала написания текста.

Великий Пушкин тоже работал над планом своего сочинения.

Самое главное для любого текста: ВСЕ должно быть подчинено ОСНОВНОЙ МЫСЛИ, идее автора. И структура текста стоит в этом списке на первом месте. Читатель не должен запутаться и потерять «нить», т.е. основную мысльТекст должен быть понятным читателю для восприятия…

Не начинай работу над сочинением, имея перед собой только чистый лист. Идешь в магазин, моешь посуду, пылесосишь, выгуливаешь собаку, прокручивай в уме тему сочинения, прикидывай «в уме» порядок того, о чем ты будешь писать. Хорошо бы всегда иметь под рукой записную книжку для того, чтобы сразу же записывать пришедшую в голову мысль. Когда сядешь за сочинение, напиши план текста. Обязательно. Ведь любая идея имеет начало и конец.

Подумай, с чего ты начнешь сочинение? О чем будешь писать в основной части? Чем закончишь? У любого текста обязательно присутствуют ТРИ ЧАСТИ: вступление, основная часть, заключение.

К каждой части ты можешь написать заметки-пояснения. Тогда у тебя получится развернутый план, по которому легче писать сочинение. Можно писать вопросительные предложения. Тогда текст ты будешь создавать, отвечая на вопросы.

О чем писать в каждой

части сочинения

Вступление предвосхищает основную часть, как бы «рекламирует» ее. Здесь можно выразить свои эмоции и чувства. Здесь можно привести интересные высказывания выдающихся людей. Вступление «задает тон» всему сочинению и подготавливает читателя к восприятию главной части.

   Именно в главной части сочинения ты должен раскрыть свою основную мысль.

А в конце сочинени

я следует подвести итог всему, о чем говорил в сочинении. Самое главное: твой текст не должен резко обрываться. Это как смотреть два часа фильм, и вдруг на самом интересном отключили электричество! Поэтому в любом сочинении обязательно должно быть заключение.

Все три части неравнозначны по объему. Никак не может быть так, что вступление или заключение больше основной части!

И напоследок, схемы плана, простого и сложного. Обрати внимание на знаки препинания после пунктов плана и заголовков частей. И в сложном плане, если сказал А, обязательно говори Б, если есть 1 подпункт, обязательно должен быть 2-й, их может быть сколько хочешь, но структурных частей все равно только ТРИ!!!

ПРОСТОЙ ПЛАН

I. Вступление.

II. Основная часть.

III. Заключение.

СЛОЖНЫЙ ПЛАН

I. Вступление.

1. Тезис.

2. Тезис.

II.Основная часть.

1. Тезис:

а) предложение;

б) предложение;

2. Тезис:

а) предложение;

б) предложение;

в) предложение.

3. Тезис.

III. Заключительная часть.

На этом все, дорогой мой друг. Надеюсь, статья была полезной? Не пропусти выпуск следующих статей, для этого можешь подписаться на рассылку ( смотри справа).

Удачи!

Похожие записи:

Как написать грамотно структурированное эссе | Ричард Д. Мори

Письмо — важный научный навык. Писать — это не просто фиксировать мысли на (виртуальной) бумаге; проницательные мысли, плохо переданные, бесполезны. Хороший писатель структурирует свои мысли как для собственной выгоды, так и для пользы читателя. Эссе — это обычная короткая форма, которая позволяет учащимся практиковать свои основные навыки письма и служит основой для более длинных и сложных форм. Качественное эссе состоит из трех необходимых компонентов: вступительного абзаца с явным тезисом, нескольких связных абзацев с четкими тематическими предложениями и заключительного абзаца, резюмирующего эссе.

Первый абзац эссе представляет собой введение читателя в тему. Оно должно начинаться с общего предложения, а каждое последующее предложение должно добавлять больше информации, сужая объем. Последнее предложение первого абзаца имеет важное значение: тезис содержит ваш основной аргумент в одном предложении, предоставляя краткое изложение ваших подтверждающих доказательств. Структура тезисного предложения предвосхищает темы последующих абзацев.

Три или четыре абзаца между вступительным и заключительным абзацами содержат основную часть вашего эссе. Первое предложение каждого абзаца сообщает читателю, о чем будет этот абзац; как правило, тема каждого абзаца будет отдельным доказательством вашего тезиса. Убедитесь, что каждое предложение в абзаце связано с темой предложения; одна из самых распространенных ошибок молодых писателей — объединение нескольких тем в абзаце, что ослабляет структуру аргументации и сбивает читателя с толку.

Последний абзац эссе резюмирует содержание эссе. Первое предложение последнего абзаца часто является еще одним изложением тезиса и подтверждающих его доказательств. Последующие предложения обсуждают тему в более широком контексте в свете фактов, представленных в эссе, причем каждое предложение постепенно расширяет объем. Последнее предложение эссе связывает тему с более широкими интересами читателя, часто обращаясь к будущему.

Форма эссе строгая, но допускает некоторую гибкость. В одном-двух абзацах перед заключением часто включаются ограничения, исключения или контраргументы к основному аргументу эссе. Это не будет предвосхищаться в формулировке тезиса — это сделало бы формулировку тезиса слишком сложной — но, тем не менее, важно, поскольку сигнализирует читателю, что он внимательно прочитал тему. Хотя эссеист может стремиться убедить, научное эссе, тем не менее, должно предлагать баланс из уважения к читателю.

Ключом к хорошо написанному эссе является предоставление читателю четкого тезиса, последовательных вспомогательных абзацев и гладкого заключения в последнем абзаце. Если вы планируете свое эссе с учетом этих компонентов, вы обнаружите, что это повышает вашу способность критически мыслить. Структурированное, критическое мышление и общение имеют решающее значение для освоения во время получения степени. Какими бы ни были ваши планы на будущее, умение хорошо писать и ясно мыслить даст вам преимущество перед конкурентами.

Изображение предоставлено epicantus на flickr

Приведенное выше эссе на самом деле является мета-эссе, поскольку оно написано именно в той форме, которую оно описывает. Ключом к написанию такого эссе является планирование . Как спланировать такое хорошо структурированное эссе?

Первое: собрать информацию. Когда вы читаете на какую-либо тему, вы должны попытаться структурировать информацию примерно по трем основным пунктам, которые станут поддержкой для вашего аргумента. Вы должны быть в состоянии выразить каждое из этих общих положений в коротком предложении. Каждая точка или линия доказательств должны быть отличны от других.

Во-вторых: сформулируйте тезис из основных тезисов, выявленных во время чтения. Каждый из пунктов должен быть кратко представлен в тезисе, а затем будет использоваться для структурирования эссе в параграфах.

В-третьих, напишите вступительный абзац. Имейте в виду, что цель первого абзаца — мягко подвести читателя к тезису. К тому времени, как они дойдут до последнего предложения вступительного абзаца, у них уже должна быть вся контекстуальная информация, необходимая для понимания тезиса.

В-четвертых, пишите каждый вспомогательный абзац отдельно. Превратите каждый из пунктов, выделенных вами в тезисе, в тематическое предложение, за которым следует информация, относящаяся к этой теме. Не включайте более одной темы в абзац. На этом этапе не беспокойтесь о переходе между абзацами.

В-пятых, напишите заключительный абзац. Перефразируйте ваше тезисное предложение — более или менее — для вступительного предложения, затем расширьте его содержание. Свяжите все с основной темой и постарайтесь оставить читателю что-то важное: возможно, о влиянии темы, последствиях ваших аргументов и т. п. Здесь у вас есть некоторая свобода. Будьте изобретательны и критичны, но всегда актуальны.

Наконец, прочитайте все вместе. Вы можете подождать день или около того между предыдущим шагом и этим последним шагом. Это ваш шанс подправить текст и сгладить неловкие фразы. При необходимости добавьте несколько переходов между абзацами основного текста. Ищите основные ошибки, такие как неполные предложения, проблемы с копированием и вставкой и тому подобное.

Если вы следовали описанным выше шагам, у вас должно получиться хорошо структурированное эссе, в котором ваши идеи станут понятны любому, кто сможет его прочитать. Если вы студент, надеющийся на хорошую оценку, вот вам секрет когнитивной науки: эффект беглости означает, что ваше легко читаемое эссе выглядит лучше для вашего маркера, чем трудночитаемое эссе с идеями того же качества. Немного спланировав, вы сможете воспользоваться когнитивными предубеждениями вашего маркера, и им спасибо за это.

Продвинутая структура эссе | Написание эссе

Введение

Когда студенты впервые учатся писать эссе, их часто учат некой версии «эссе из пяти абзацев». Эссе из пяти абзацев обычно содержит три взаимосвязанных пункта, каждый из которых имеет отдельный основной абзац. Хотя такая жесткая структура эссе может быть полезна для начинающих авторов, она легко становится предсказуемой и скучной. Вот почему мы хотели бы представить другую модель написания эссе. На этой странице мы даем несколько общих советов о том, как создавать органичные и естественные эссе. Хотя структура важна, мы предоставляем гибкие рекомендации, отвечающие вашим потребностям.

Основные части

Очевидно, что каждое эссе имеет введение и заключение. В середине вы найдете кучу абзацев. Так много для очевидного.

Важно то, что не существует установленного правила относительно того, сколько абзацев вы можете использовать для любой части вашего эссе. В длинном эссе введение может занимать два или три абзаца. В коротком эссе (например, на 3-4 страницы) имеет смысл сделать вступление и заключение приятным и кратким. Вы также можете иметь столько средних абзацев, сколько хотите.

Другими словами, до тех пор, пока вы представляете свою тему, аргументируете свою позицию убедительно и даете заключение, количество абзацев совершенно не имеет значения.

На самом деле, написание эссе немного похоже на переход через реку. Думайте об абзацах как о ступенях, которые позволяют вам быстро и сухо добраться до другой стороны:


Если поток широкий, вам понадобится больше ступенек. То же самое верно и для эссе: чем длиннее эссе, тем больше абзацев вам понадобится.

Знакомство

Не переусердствуйте со своим представлением. Нет необходимости впихивать в свое введение все подряд. Просто представьте тему и свой аргумент:

Другими словами, вместо того, чтобы придумывать какую-то искусственную зацепку (например, цитату или неожиданный факт), предположите, что ваша тема достаточно интересна, чтобы привлечь внимание вашего читателя. Сосредоточьте свои усилия на объяснении исследовательского вопроса или проблемы, которая лежит в основе вашего исследования. Чем важна ваша тема? Почему люди должны заботиться? Если вы ответите на вопрос «почему?» вопрос, ваш читатель будет заботиться достаточно, чтобы читать дальше.

Тезис

Тезис — это краткое изложение вашего общего аргумента. Это должно быть в конце введения. Если ваше введение состоит из нескольких абзацев, у вас будет больше гибкости при размещении тезиса.

Некоторые преподаватели советуют своим студентам придумать три балла для своей диссертации. Это вообще ужасная идея. Что неизменно заканчивается тем, что вы пишете три мини-эссе, которые слабо связаны между собой.

Хотя у вас могут быть подпункты, самое главное, чтобы вы придумали ОДИН связный аргумент, который связывает воедино все в вашем эссе.

Если вам требуется несколько предложений, чтобы полностью выразить свою аргументацию, это не проблема: тезис не обязательно должен состоять всего из одного предложения.

Основные абзацы

Средние абзацы составляют основную часть вашего эссе. Эти абзацы чем-то напоминают вазы: они содержат содержание вашего эссе и бывают разных форм и размеров:

Подобно вазам, абзацы, как правило, более узкие посередине. Вот где вы найдете особенности аргументации, цитаты и факты.

Начало и конец абзаца обычно носят более общий характер. Вступительное предложение (тематическое предложение) указывает, о чем идет речь в абзаце. Это также связывает абзац с тем, что было раньше.

Хитрость при написании абзацев заключается в том, чтобы напомнить вашему читателю об общем аргументе. Однако нет необходимости заканчивать каждый абзац кратким изложением того, что было раньше.