Содержание

Как составить план рассказа для 2, 3, 4 класса

Как составить план рассказа для 2, 3, 4 класса

План пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.

Виды планов

Перед тем как приступать к работе, поинтересуйтесь у учителя, какой должен быть план рассказа: вопросный, тезисный, план-опорный, назывной или комбинированный. Если нет задания подготовить структуру конкретного вида, выбирайте то, что вам ближе и понятнее.

Виды планов:

  1. Тезисный. Содержание всех пунктов выражается тезисами, короткими формулировками.
  2. Вопросный. Пункты пишутся как вопросы, ответы на которые передают суть фрагмента произведения.
  3. План-опорная схема. При таком подходе не выдумывают называния частей текста самостоятельно, а используют отрывки предложений непосредственно из рассказа.
  4. Назывной. Тезисы выражаются именами существительными.
  5. Комбинированный. Содержит несколько разных видов планов.

Обязательные части плана

Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.

В идеале структура включает такие обязательные части:

  1. Вступление. Описывают место действия, знакомят с персонажами.
  2. Завязка. Описывают событие, с которого начинается развитие сюжета.
  3. Развитие действия. Ключевые события, которые происходят в произведении.
  4. Кульминация. В этой части отражают самый напряженный момент повествования.
  5. Развязка. Описывают, к чему привели действия героев.

Как сделать план пересказа

План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.

Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:

  1. Прочитать рассказ.
  2. Определить его основную тему.
  3. Выписать имена главных героев.
  4. Разделить текст на вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку.
  5. Прочитать первую часть, озаглавить. Название брать емкое, чтобы оно передавало суть этой части текста. Если текста и событий в этой части слишком много, добавить подпункты, опорные предложения, которые помогут при пересказе.
  6. Последовательно прочитать последующие части, озаглавить их.
  7. Прочитать составленный план, оценить, насколько он отражает суть произведения и помогает вспомнить его содержание.

Еще несколько полезных советов для пересказа:

  • прочитать текст, проанализировать, выделить его суть;
  • убрать подробности, детали, чтобы упростить текст и сократить;
  • отдельные действия, явления — обобщить;
  • чтобы текст не стал слишком сухим, бездушным, в заключении добавить образные выражения, слова, которые передадут эмоции и настроение книги.

Чем младше школьник, тем сложнее ему дается такая задача. Подсказки, как написать план рассказа в младших классах:

  1. Внимательно прочтите текст. Обсудите, что понравилось, что не понравилось.
  2. Самый простой способ составить план — читать текст по абзацам и придумывать название к каждому из них.
  3. Перечитайте план. Уберите описательные части. Оставьте самое главное.

Примеры плана

С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.

2 класс

На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:

  1. Читаем рассказ, обращаем внимание на то, о чем говорится в начале рассказа, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст.
  2. Делим рассказ на смысловые части, которые отличаются друг от друга содержанием.
  3. Перечитываем части, пересказываем своими словами, подбираем заголовок.
  4. Записываем заголовок к каждой части.
  5. Проверяем себя.

Составляем план по рассказу:

  1. Утка вышла с утятами на прогулку.
  2. Путь к озеру, в обход.
  3. Встреча с мальчишками, они ловят утят.
  4. Рассказчик пристыдил мальчишек.
  5. Мальчишки кричат утятам «До свидания!».

3 класс

Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:

  1. Путешествие Муравьишки с березы.
  2. Падение и встреча с гусеницей-землемером.
  3. Путешествие на пауке-Сенокосце.
  4. Путешествие на жужелице.
  5. Путешествие на жучке-Блошачке.
  6. Путешествие на кузнечике.
  7. Путешествие на водомере.
  8. Путешествие на майском жуке.
  9. Путешествие на гусенице Листовертке и возвращение домой.

4 класс

Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:

  1. Сторож Вьюшка.
  2. Потеря подарка.
  3. Сорока с пыльцой в голове.
  4. Выскочка без хвоста.
  5. Осуждение сороками бесхвостой Выскочки.

Отличная статья 78

Наверх

Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.

Adblock
detector

Как написать план произведения? — Литературная мастерская

Опубликовано в рубрике Писательское мастерствоОпубликовано 32 комментария

Сегодня в качестве продолжения рубрики «Писательское мастерство» я предлагаю возобновить разговор о составлении плана произведения. В прошлый раз мы разобрались, что же такое план, для чего он нужен, и почему без него значительно хуже, чем с ним. Сегодня мы разберемся, как этот самый план составлять.

Скажу сразу, не существует какой-либо единой унифицированной формы составления плана. У каждого свой взгляд на вопрос, и здесь я буду излагать те принципы, опираясь на которые, строю план сам. Соображения эти не взялись с потолка, а прошли крепкую обкатку практикой. Вы же вольны воспользоваться моим опытом, как, впрочем, и пропустить его мимо ушей. Выбор за вами.

Синопсис.

Обычно я начинаю составление плана с написания синопсиса. Хотя такая формулировка не совсем верна: те несколько скупых предложений, в которые умещается суть рассказа, не являются синопсисом в обыденном понимании, так как здесь синопсис не получается в процессе сжатия истории, а как раз наоборот – он-то и является источником основной массы, «мяса» произведения. Но на первоначальном этапе я не ставлю амбициозных целей, мне достаточно лишь четко сформулировать основную идею текста и держать ее перед глазами, дабы она не затерялась в дальнейшем, и сюжетные линии не увело куда-нибудь в дебри.

После того, как синопсис написан и сформулирована главная идея текста, я начинаю кратко описывать события истории. Порой этот шаг занимает у меня несколько недель. Взявшись выстраивать сюжетную линию, обычно быстро натыкаешься на пустоты – места, которые еще не продуманы, и что там будет происходить еще совершенно не ясно. Именно заполнение сюжетных оврагов, продумывание переходов и мостов и отнимает большую часть времени при подготовке к написанию. Однако важно понимать, что скрупулезно продуманный сюжет является тем незыблемым скелетом, на который нарастает плоть шикарной истории. Проверено на личном опыте: чем больше времени уделяется проработке сюжета, тем обычно качественнее результат. Но я не настаиваю, что над рассказом нужно раздумывать год, порой все идет настолько удачно, что пасьянс складывается за пару вечеров. Тут, как и везде, нужна золотая середина, главное – не потерять интерес к произведению.

Карточки персонажей.

Параллельно с выстраиванием сюжетных линий я занимаюсь заполнением карточек персонажей. Эта вещь не обязательная, но крайне желательная. Причем, чем длиннее и масштабнее намечается произведение, тем подробнее должны быть характеристики героев.

Этому элементу работы я посвятил отдельную статью «Как составить подробную карточку персонажа», обязательно ознакомьтесь с ней, а здесь я лишь коротко перечислю основные моменты, которые обычно заношу в карточку действующих лиц:

  • Имя персонажа, его прозвище.
  • Роль (место в истории) и профессия (главный антагонист, друг главного героя, наставник и т.д.).
  • Возраст.
  • Рост и телосложение.
  • Описание внешности. Я никогда не составляю фоторобот (цвет и длина волос, цвет глаз, форма ушей и носа, толщина бровей, размах ноздрей и длина ресниц), а использую только характерные отличительные детали внешности вроде длинного носа, сутулости или хромоты, бороды или усов, крупных родимых пятен на лице и т.д. Вообще, чем ярче подобранные детали, тем лучше запоминается персонаж, тем проще за него цепляется внимание читателя. Только ради бога, не переборщите с экзотикой – если каждый второй поц будет хромым и горбатым карликом, изнемогающим от чесотки, вряд ли кто-либо оценит ваши старания.
  • Черты характера. Как то: раздражительность, угрюмость, беззаботность, доверчивость, мнительность – все то, что отличает персонаж от других в психологическом плане. Но здесь все очень субъективно. Вы можете расписать в плане целый букет разнообразных качеств, но если сюжет будет ставить героя только в однообразные ситуации (где он проявляет, скажет, только трусость и малодушие), то и образ получится однобоким. Сюжет и характеры взаимосвязаны, и понимание этих связей позволяет работать над текстом на совершенно ином уровне, но об этом в других статьях блога. Пока же хочу заметить, что для писателя по жизни чрезвычайно важна наблюдательность; я считаю, что автор должен постоянно культивировать ее в себе, ведь очень многие детали и даже сюжеты берутся из повседневности. Порой наши знакомые и коллеги вытворяют такое, что не придет в голову ни одному, даже самому креативному литератору. А такие нестандартные проявления – и есть лучший материал для построения ярких неповторимых образов.
    В общем, глядите в оба и не забывайте записывать.
  • Мотивы. Чего хочет добиться герой? Сообразно каким интересам и принципам он действует.
  • Одежда. Иногда тоже может послужить хорошим подспорьем для обрисовки характера. Персона, предпочитающая яркие краски, все-таки чем-то отличается от того молчуна в черной потертой кожанке, не так ли?

Подобные карточки полезно составлять для всех мало-мальски значимых персонажей в вашей истории.

Карта. Карточки локаций.

Следующий элемент составления плана – это изображение карты. Конечно, потребность в ней есть не всегда, однако зачастую героям приходится перемещаться в пространстве, а иногда и в придуманном автором мире. Чтобы не запутаться и не заблудиться, полезно нарисовать карту. Вместе с ней можно завести и карточки локаций. В них мы просто коротко описываем места, в которых происходят события (если это город, то достопримечательности и основные улицы; если комната или квартира – то обстановка). Все это позволит создать глубину мира, в котором разворачивается сюжет. И вот еще небольшой совет по поводу названий: старайтесь избегать странных, чуждых русскому языку фонетических нагромождений вроде Бильдыма, Шмонца, Киндельсвельгена и прочего. Лучше брать осмысленные, образованные от русских слов названия: Двуречье, Высокий Камень, Белая Скала. И смысловую нагрузку заложите и от родного звучания не отойдете.

Сцены.

После того, как написано краткое изложение событий, я приступаю к формированию сцен – отдельных сюжетных блоков, где происходят те или иные события (в том числе и диалоги) в короткий промежуток времени. На работу со сценами я стараюсь делать основной упор. Главное, понимать, что каждая сцена должна каким-то образом менять  положение дел в произведении. Это может быть и резкий сюжетный поворот (вскрытие обмана, например) или изменение психологического состояния героя (апатия после краха надежд) – решать вам, но каждая сцена должна иметь какой-то известный вам и понятный читателю смысл. Более подробно об этом читайте в статье «Как написать идеальную сцену«. Сейчас же мы пришли к тому, что в моем плане образовался самостоятельный список следующих друг за другом сцен.

В общем-то, на этом все. Подобного супового набора вполне достаточно, чтобы написать добротный интересный рассказ. В работе же над романом я практиковал составление одного общего главного плана и отдельных миниатюрных планов каждой главы. Но об этом уже в следующий раз.

Обязательно прочитайте статью «Подготовка к написанию книги«, которая отлично дополняет материал этой записи.

Следите за обновлением блога. До скорых встреч!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

От идеи к первому наброску: 7 советов

Стремиться к написанию романа без какого-либо планирования — возможно, самая большая ошибка, которую может совершить автор. Тем не менее, хороший план не обязательно должен быть планом главы за главой или объемным документом, описывающим каждого персонажа и место действия. У каждого свой подход к созданию историй, поэтому вместо того, чтобы давать вам конкретное руководство по планированию романа, мы собираемся поделиться семью универсальными советами, которые помогут вам заложить прочную основу для вашего следующего писательского начинания. Давайте погрузимся!

Если вы не пишете художественную литературу, возможно, вы захотите ознакомиться с нашим руководством о том, как составить план документальной книги.

1. Выберите метод планирования, который вам подходит

Прежде чем мы перейдем к подробностям вашей истории, давайте обсудим доступные вам подходы к планированию. Как упоминалось ранее, не существует проверенного способа планирования романа — процесс зависит как от автора, так и от рассказываемой истории. Некоторые авторы печатают маркированные списки, некоторые рисуют ментальные карты, некоторые даже делают наброски своих персонажей. Вот лишь несколько методов, которые вы, возможно, захотите попробовать.

Упражнения на развитие книги 📖

Иногда все, что вам нужно сделать, это задать правильные вопросы, и вам сами придут в голову удивительные идеи! Если вам интересно, что это могут быть за вопросы, ознакомьтесь со следующим шаблоном, предоставленным Шаелин на нашем канале Youtube, и посмотрите серию ее видеороликов о том, как разработать книгу, чтобы увидеть, как она использует ее с пользой.

БЕСПЛАТНЫЙ РЕСУРС

Получите наш шаблон разработки книг

Используйте этот шаблон, чтобы перейти от смутной идеи к четкому плану первого проекта.

У нас также есть несколько письменных упражнений, которые могут помочь вам конкретизировать сюжет и персонажей, если вам нужно больше вдохновения!

Метод снежинки ❄️

Представьте себе снежинку, начинающуюся в центре и расходящуюся во все стороны в виде замысловатого узора — вот как будет выглядеть ваш процесс планирования, если вы воспользуетесь этим методом. Вы начинаете с простого краткого изложения сюжета в одном предложении, а затем переходите к персонажам, обстановке и другим деталям.

И точно так же, как снежинка имеет почти круглую форму, процесс такого планирования также несколько круговой. Вы можете начать с развития персонажа, переключиться на построение мира, а затем вернуться к персонажам, когда почувствуете вдохновение. Помните, что рост в одной области может послужить толчком для другой — не думайте, что вам нужно планировать в определенном порядке, просто делайте то, что работает для вас!

Классический метод свободного письма ✍️

Вы не ошибетесь, выбрав свободное письмо — это позволит вам изложить все мысли, которые у вас есть о вашей истории, и даже может помочь вам установить связи, которые вы раньше не замечали. Наш единственный совет вам, если вы собираетесь использовать этот метод, состоит в том, чтобы организовать свои идеи под следующими заголовками: персонажи, сеттинг и сюжет. Таким образом, вы сможете легко находить и редактировать детали, и вы не будете перегружены собственными заметками.

2. Сосредоточьтесь на главном герое

Теперь мы подошли к сути планирования. Каждая отдельная история следует по крайней мере за одним главным героем, поэтому, если вы хотите надежное начало своего плана, начните с главного героя (героев). Но не думайте только об их именах и о том, как они будут выглядеть, как бы весело это ни было! Вместо этого, чтобы убедиться, что ваш роман имеет сильное развитие персонажа, вы должны углубиться в суть своего главного героя, выполнив следующие действия.

Выбери цель 🎯

Цель — это не просто то, к чему должен стремиться персонаж. Скорее, он воплощает самое большое желание этого персонажа: то, что его больше всего волнует. Это напрямую связано с другими частями их профиля, такими как темперамент и предыстория, и информирует обо всех их выборах на протяжении всей истории.

Давайте рассмотрим популярный пример: Голодные игры . Цель Китнисс Эвердин выжить в смертельных Голодных играх проистекает из ее желания обеспечить и защитить свою семью (темперамент), роль, которую она взяла на себя после смерти отца (предыстория).

Возвращение к семье является главным приоритетом для Китнисс Эвердин. (Изображение: Lionsgate)

Цель персонажа — это движущая сила каждого его действия, вносящая свой вклад в сюжетную линию его персонажа и общую сюжетную линию книги. Объединившись со своими конкурентами, чтобы попытаться выжить, Китнисс узнает о масштабах страданий, причиняемых правительством. Впоследствии ее цель простирается от простого выживания до руководства своей семьей и соотечественниками в их борьбе против тирании.

БЕСПЛАТНЫЙ РЕСУРС

Шаблон профиля персонажа Ридси

История настолько сильна, насколько сильны ее персонажи. Заполните это, чтобы развить свой.

Схема системы убеждений ☯

Определив основную цель, темперамент и предысторию вашего персонажа, давайте немного углубимся в его психику — части вашего характера, которые могут быть менее очевидными на странице. Ваш главный герой должен быть круглым персонажем со сложной системой убеждений, которая может включать детали о:

  • Как они видят себя в отличие от других;
  • Что они считают своими правами; и
  • Независимо от того, согласны ли они с господствующими в их обществе ценностями.

Это не только углубит ваше понимание вашего персонажа, но и вашего сюжета! Возможно, даже больше, чем их непосредственная цель, система убеждений персонажа может дать вам отличные идеи о том, какие типы ситуаций вы можете создать, чтобы повысить ставки на протяжении всей книги.

Например, Китнисс всегда доверяла себе больше, чем системам, которые были установлены вокруг нее; она начинает верить, что затаившись на дно и живя простой жизнью, она может защитить свою мать и сестру. Создавая ситуации, в которых выживание также означает бросить вызов государству, книга укрепляет первое убеждение, а также бросает вызов второму.

Если вы хотите глубже изучить своих персонажей, вот несколько полезных ресурсов:

  • Динамические символы против статических символов
  • 12 типов персонажей почти во всех историях
  • 8 упражнений для развития персонажа, которые помогут вам освоить своего персонажа

3. Создайте задачу

Если самая большая цель вашего персонажа — одна сторона медали повествования, то центральный конфликт — другая — в романе вам нужно иметь и то, и другое. Только тогда, когда есть что-то, что мешает главному герою в его поисках, могут быть растущие ставки, которых так желают читатели и которым они так нравятся.

Это препятствие (или ряд препятствий) может быть физическим антагонистом, статус-кво, нарушением окружения главного героя или всем вышеперечисленным. Существует множество различных типов конфликтов, которые вы можете использовать, даже в сочетании друг с другом! Тем не менее, мы предлагаем вам выбрать центральный, важный конфликт, когда вы планируете свой роман. Все, что происходит в истории, должно либо дополнять, либо разрешать этот центральный конфликт.

Учитывать внутренний конфликт

Не каждая история нужен сильный внутренний конфликт — например, Шерлок Холмс больше озабочен разгадкой тайн, чем поиском своей души. Но для большинства жанров личная борьба может сделать персонажа более многослойным и правдоподобным, а в результате — историю более убедительной.

Это внутреннее состояние может быть вызвано вызовом системе убеждений персонажа или воспоминанием из прошлого, которое он не может поколебать. В «Гордости и предубеждении » Джейн Остин ярко выражены внутренние конфликты. И Элизабет Беннет, и мистер Дарси позволили своей гордости и предположениям о происхождении друг друга помешать их роману и, соответственно, их счастью. Только преодолев свои предрассудки и научившись не замечать статус друг друга, они смогли начать ослаблять напряжение и позволить своему роману процветать.

Элизабет Беннет и мистер Дарси должны бороться со своей гордостью и предрассудками, чтобы обрести счастье. (Изображение: BBC)

Иногда внутренние и внешние конфликты накладываются друг на друга и связывают характер и сюжетные дуги воедино. Таким образом, обнаружение внутреннего конфликта может помочь вам сформировать сам центральный конфликт.

4. Найдите сеттинг, подходящий для истории

Как и следовало ожидать, сеттинг истории сильно различается в зависимости от вашего жанра. Скажем, вы пишете исторический роман о солдатах на Западном фронте во время Второй мировой войны (думаю, Искупление ) — сеттинг является неотъемлемой частью сюжетной концепции. Но даже если ваш сеттинг не так уж сильно переплетен с сюжетом вашего романа, вам все равно следует хорошенько подумать над этим.

Действительно, строите ли вы сложный мифический мир или основываете свое повествование на реальном месте, важно убедиться, что эта среда поможет вам рассказать историю. Не совсем уверен, как это сделать? У нас есть пара предложений для вас.

Используйте настройку, чтобы усилить конфликт

Если вы выбираете из нескольких возможных настроек, спросите себя, какая из них наиболее эффективно усилит центральный конфликт. Например, если ваш персонаж пытается найти себя, вы можете захотеть установить историю в большом городе, полном захватывающих возможностей. Небольшой приземленный городок может резко контрастировать с этим (например, если ваш главный герой уезжает домой на каникулы), но он, вероятно, не будет идеальным в качестве основного места действия.

Бесконечные небоскребы и бесконечные возможности для вашего главного героя в большом городе.

Одно замечание: хотя это не обязательно должно усиливать конфликт, ваша обстановка никогда не должна подрывать препятствия в истории. Если вы пишете хоррор, в котором главное действующее лицо находится в полной изоляции, размещение в тематическом парке с бесплатными точками для зарядки телефонов и максимальным сигналом 4G может быть не идеальным вариантом.

Проведите небольшое исследование (при необходимости)

🧭 В фэнтезийных и научно-фантастических романах со сложными придуманными социальными системами вы можете изучить как знания, так и существующие научные разработки, чтобы найти баланс между тем, что наиболее интересно, и тем, что имеет смысл. Это исчерпывающее руководство по построению мира, дополненное подробным шаблоном, может вам помочь.

🌎 Для настроек, основанных на реальных местах, особенно тех, на изучение которых вы не потратили много (или вообще) времени, узнайте больше об общих условиях жизни и образе жизни там. Вам не нужно посещать это место, чтобы познакомиться с ним — используйте блоги, книги или даже Google Street View, чтобы создать убедительную картину жизни в этой обстановке.

5. Выберите концовку

Если вы когда-либо писали какую-либо историю, вы знаете, что обычно ее легко начать, но ее завершение может показаться геркулесовым подвигом. Иногда вы теряете направление развития истории, иногда натыкаетесь на творческий тупик — и то, и другое невероятно расстраивает. Хорошая новость заключается в том, что вы можете позволить финалу истории вдохновить вас на то, что произойдет в преддверии. Другими словами, вы можете реконструировать финал, чтобы создать четкую схему всего сюжета!

Совет: реконструировать концовку особенно полезно при планировании загадки.

Безусловно, самый распространенный и органичный способ закончить историю — это просто разрешить центральный конфликт, дав персонажам завершение и предоставив читателям ответы на все их вопросы. Несчастные влюбленные должны собраться вместе для финала, детективные истории должны закончиться разгадкой тайны. Это тип окончания, к которому вы должны стремиться , если только вы пишете сериал, в котором могут быть уместны клиффхэнгеры и открытые концовки.

Трехактная структура — это обычная структура рассказа с центральным конфликтом.

Следуйте арке персонажа

Если вы действительно изо всех сил пытаетесь придумать удовлетворительный финал, пусть арка вашего главного героя идет впереди. В конце концов, история о них; если вы знаете, где они окажутся, это должно дать вам приблизительное представление о том, где заканчивается ваша история. Например, если ваш персонаж борется в токсичных отношениях на протяжении всей истории, логичным финалом может быть то, что он уедет и начнет новую, независимую жизнь.

Будьте осторожны с двусмысленными и запутанными концовками

Неясные концовки и повороты сюжета имеют свое место в литературе — если все сделано правильно, они процветают в художественной литературе и детективных романах соответственно. Но их также сложно снять. Написание поворота часто балансирует между недостаточной неожиданностью и чрезмерной драматичностью до такой степени, что это становится неубедительным. Что касается двусмысленности, то большинству читателей не нравится, когда их оставляют на грани — они хотят твердого, убедительного финала (подумайте о «долго и счастливо» в любовном романе или о поражении злодея в фэнтезийных рассказах). Так что, если вы не можете достаточно хорошо развить его, вероятно, безопаснее избегать поворотов и открытых концовок.

БЕСПЛАТНЫЙ КУРС

Как написать роман

Автор бестселлеров Бен Гэлли проведет вас от первой страницы до финишной черты.

6. Продумайте стиль и структуру вашего романа

Теперь давайте отвлечемся от сюжетных аспектов планирования романа и рассмотрим некоторые технические детали. Когда дело доходит до стиля и структуры, вы можете просто плыть по течению и посмотреть, что получится. Но чтобы помочь вам сохранить последовательность и избежать утомительных исправлений, вот несколько элементов, о которых следует подумать, когда вы планируете роман.

Точка зрения

Большинство писателей выбирают между видом от первого и третьего лица. Первое лицо дает читателю прямой доступ к разуму главного героя. Третье лицо, хотя и менее интимное, дает вам возможность исследовать более широкий спектр событий и точек зрения в истории.

Золотая середина между видом от первого и третьего лица — это книга с несколькими точками зрения, часто используемая для рассказов с несколькими персонажами. Используйте эту разбивку преимуществ каждой точки зрения, чтобы определить, какая из них лучше всего подходит для вашего романа. (Для ясности: мы не рекомендуем писать целую книгу от второго лица, если у вас нет чрезвычайно веская причина для этого.)

Обратите внимание, что каждый POV также имеет свой голос . От первого лица голос рассказчика — это голос главного героя. Используя вид от третьего лица, вы можете не только изучить голоса своих персонажей, но и задать тон истории. Является ли история жуткой или юмористической, циничной или беззаботной — точка зрения третьего лица может сыграть большую роль в определении этого.

Хронология

Большинство историй будут следовать линейной временной шкале, хотя некоторые могут и не совпадать. Джиллиан Флинн Gone Girl , семейная тайна об исчезновении Эми Данн, является хорошим примером нелинейной истории. Главы не просто переключаются между точками зрения Эми и ее мужа Ника — они также скачут вперед и назад во времени. Повествование Ника рассказывает историю, которая происходит с по , в то время как повествование Эми, по крайней мере, в первой части романа, дает предысторию их брака. Это добавляет интриги, хотя для других жанров это может быть слишком сложной структурой.

Профессиональный совет: если вы хотите следовать нескольким временным шкалам, лучше сначала сопоставить все в одну большую хронологию, чтобы не потерять след, когда вы пишете.

Настоящее и прошедшее время

Опять же, здесь есть тенденция: прошедшее время имеет тенденцию использоваться для большинства жанров, особенно фэнтези и научной фантастики. Но это не значит, что у вас нет выбора.

Настоящее время придает вашей истории ощущение близости и непосредственности, а также упрощает создание воспоминаний. Если вы хотите сосредоточиться на «сейчас», вы, скорее всего, склонитесь к использованию настоящего времени. Просто будьте абсолютно уверены, прежде чем начать писать, потому что редактировать время нескольких глав (или всей рукописи) будет непросто.

7. Знайте, когда начинать писать

Некоторые люди предпочитают иметь подробный план, которым они будут руководствоваться при написании, в то время как другие хотят открывать для себя историю по мере написания. Решение о том, когда прекратить планирование и начать написание, полностью зависит от того, как вы лучше всего работаете как автор.

Однако, прежде чем двигаться дальше, вы должны убедиться, что вы, по крайней мере, разработали:

✅ Сюжетную арку с началом, серединой и концом
✅ Профили персонажей для ваших главных героев
✅ Четкая настройка

Эти элементы будут появляться снова и снова по мере того, как вы будете писать, поэтому твердое понимание их может очень помочь вам, избавив вас от чрезмерного переписывания по строке.

Совет: когда вы думаете, что сделали все необходимое для планирования, оставьте его на неделю, прежде чем начать писать. Эта неделя предназначена для того, чтобы все обдумать и посмотреть, не хотите ли вы что-то изменить.

Как только вы прикрепите все эти элементы — другими словами, как только вы создадите хороший фундамент — вы готовы начать писать этот роман!

Как спланировать роман: полное пошаговое руководство

Джери Боландер

Загрузить инфографику «Математика сторителлинга»

Прежде чем вы сможете написать роман, вам нужно знать, как планировать роман.

Story Grid имеет множество инструментов, которые могут помочь вам в этом процессе. Следите за этим постом, пока мы проведем вас через него.

Написание романа может быть полезным и очень увлекательным. Это также может быть борьба. Что касается меня, мне нравится избегать трудностей, планируя свои романы, поэтому у меня есть якорь к тому, какова моя цель для романа. Я на самом деле делаю это для всего, что пишу.

Я предпочитаю начинать с плана, а не с плана, так как план — это, скорее, деталь микроуровня, и бывает сложно узнать все детали до того, как вы начнете писать.

Вот 9 шагов для планирования вашего романа:

  1. Проведите мозговой штурм, о чем нужно написать
  2. Определите продолжительность вашего романа
  3. Определите свой глобальный жанр
  4. Запланируйте время написания
  5. Определитесь с инструментами для использования
  6. Запланируйте время и место для написания
  7. Организуйте свои письменные подсказки
  8. Напишите исследования своего персонажа
  9. Создайте общественную отчетность

План > Схема

Для меня план написания романа — это высокоуровневое руководство к вашей детальной работе над уровнем. Например, если у вас был план написать свой роман во время NaNoWriMo, то логистика написания 1667 слов в день (50 000 слов / 30 дней) должна быть частью вашего плана — независимо от того, о чем вы пишете.

Направление, которое вы можете выбрать в своем романе, особенно в начале, будет меняться. Если ваш план учитывает это, то эти корректировки будут намного менее разрушительными. Планы — это также отличный способ сосредоточиться на намерениях и дать вам основу для старта.

Как планировать в романе

Как правило, план высокого уровня для вашего романа будет учитывать следующие аспекты процесса написания, а также создание плана записи. Подробнее об этом позже.

#1 Придумайте, что написать о

Всегда полезно иметь список того, о чем можно написать. Даже если это не тема вашего романа. Мозговой штурм нескольких вещей заставит вас задуматься о том, о чем может быть ваш роман. Одна из лучших вещей, о которых можно написать, — это забавная или грустная часть вашей жизни. Из этих жизненных моментов получаются отличные истории. Они также дают отличные идеи для персонажей.

Для одного из своих романов я создал персонажа, который представлял собой гибрид трех реальных людей. Я взял лучшее из всех трех и сделал одного супер причудливого человека.

# 2 Определите длину вашего романа

Хорошо иметь общую цель по количеству слов, которые будут в вашем романе. Конечно, эта оценка может измениться, как только вы начнете писать, но лучше установить базовый уровень того, что вам нужно снимать.

Длина романа зависит от жанра и автора. Если вы только начинаете, я бы предложил от 50 000 слов. Золотая середина для романа, по словам Ридси, составляет около 80 000 – 9.0000 слов. Эта длина зависит от жанра. Ниже приведен список, основанный на статье Ридси. Обратите внимание, что это маркетинговые жанры, а не жанры контента, которые, как я знаю, могут сбивать с толку:

  • Коммерческие и литературные романы: 80 000 – 100 000
  • Научная фантастика и фэнтези: 100 000 – 115 000
  • Подростки: 55 000 – 70 000
  • Средний класс: 20 000 – 590 000 80 000 – 100 000
  • Тайна: 75 000 – 100 000
  • Триллер: 90 000–100 000
  • Мемуары: 80 000 – 90 000
  • Вестерн: 45 000 – 75 000

Конечно, это всего лишь рекомендации, и вы должны следовать музе в поисках того, что лучше для вас.

#3 Определите свой глобальный жанр

Слишком часто у авторов слишком много замечательных идей для романа, и они пытаются уместить все это в одну книгу. Идея заключалась в том, что если это хорошая история, то какое значение имеет то, что у меня происходит шесть разных историй?

По правде говоря, для читателей очень важно, чтобы у романа был определенный жанр содержания, в котором он написан. Это отличается от описанных выше маркетинговых генов. Этот глобальный жанр является важной частью плана, поскольку он поможет вам определить, какие сцены необходимы и какие другие шедевры в вашем жанре вам следует изучить.

Эти шедевры — отличный источник не только идей, но и вдохновляющих подсказок, которые помогут вам, когда вы застряли.

№4 Планируйте свое время для письма

Если вы состоите в группе NaNoWriMo, то у вас есть 30 дней, чтобы написать свой первый черновик. Для других вам может потребоваться немного больше времени. Независимо от продолжительности, выберите временные рамки для первого черновика. Таким образом, вы можете планировать свой роман с хорошими микро-вехами, чтобы держать вас в курсе и мотивировать.

# 5 Определитесь с инструментами для использования

Перед тем, как начать писать, настройте набор инструментов для письма. Это может быть ваша любимая программа, такая как Heminnway или Scrivener. Это может быть даже покупка нескольких блокнотов, чтобы бесплатно писать вместе с вашими любимыми ручками. Как только вы выберете свои инструменты, настройте их заранее, чтобы они не отвлекали вас от работы с инструментами.

Причина, по которой важно правильно настроить инструменты для написания, заключается в том, что это устраняет отвлекающие факторы и оправдания. Я, например, потратил часы, выбирая правильный шрифт или шаблон для письма, потому что я не хотел писать. Устранение этой формы сопротивления поможет вам выполнить план письма и не сбиться с пути.

#6 Планируйте время и место для написания

Исследователи привычек предполагают, что для формирования новой лучше всего постоянно выполнять привычку в определенном месте и в определенное время. Они также рекомендуют добавить новую привычку к существующей привычке. Причина в том, что проще добавить что-то к существующей привычке, чем начинать с нуля.

Как писатели, мы все знаем, что лучшим изменением в написании наших романов является сведение к минимуму сопротивления. Соблюдая время и место написания, вы отбрасываете сопротивление обратно в тень, где оно и должно быть. Еще лучше, если вы привяжете свое время и место для письма к уже устоявшейся привычке, например, писать после того, как вернетесь домой из спортзала, и у вас будет больше возможностей для этого.

# 7 Организуйте свои письменные подсказки

Когда я писал роман во время NaNoWriMo, я счел полезным иметь фрагменты битов и сцен, в которых можно было рифмовать. Некоторые из этих письменных подсказок были такими простыми, как тип сцены, такой как «Разговор за чашкой кофе», «Семья за обеденным столом» или «Босс отпускает неуместную шутку». Все эти письменные подсказки я придумал заранее, потому что знал, что, когда я застряну, я не хочу думать о них.

Одна из причин, по которой я использую Story Grid Framework для своих романов и документальной литературы, заключается в том, что она запекается в письменных подсказках. Например, когда вы выбираете жанр в Story Grid Framework, обязательные сцены и условности приходят на помощь. Эти запеченные в письменном виде подсказки значительно облегчают расклейку. Например, когда я писал историю любви, одной из обязательных сцен была сцена «Расставание влюбленных». Эта подсказка помогла мне сориентироваться в сложном переходе, добавив сцену расставания, а затем, чуть позже, сцену «Воссоединение влюбленных» — еще одну обязательную сцену любовной истории.

#8 Напишите этюды своего персонажа

Это может показаться немного телегой впереди лошади, но я считаю чрезвычайно ценным написание этюдов на 150-500 слов о персонажах моих романов. Я знаю, что иногда вы можете не знать всех персонажей, но если вы можете написать описание характера для главного героя и антагониста, у вас хорошее начало.

#9 Создать общественную подотчетность

Во всех хороших планах есть метод или показатель, который публично заставляет вас нести ответственность за соблюдение плана. Хотя «публичная» часть не обязательно должна быть криком с крыш, ваш план должен быть доведен до сведения других, чтобы вы были подотчетны. В идеале вы должны найти партнера по подотчетности, который также приступает к проекту, чтобы вы оба могли помогать друг другу оставаться вовлеченными и увлеченными.

Ответив на приведенный выше вопрос, теперь вы можете написать свой план записи, что звучит немного корпоративно, потому что именно оттуда я его взял. Это краткое изложение вашего плана — отличный способ укрепить ваш план написания романа в осязаемой форме, которая будет держать вас под контролем и будет напоминать вам о вашей цели.

Прежде чем мы это сделаем, давайте рассмотрим некоторые практические правила, которые помогут вам спланировать.

Эмпирические правила

Как и все эмпирические правила, они основаны на моем опыте и опыте моих друзей-писателей и редакторов. Пробег может варьироваться, но всегда лучше иметь какие-то приблизительные идеи о том, как спланировать свой роман, чтобы вы могли его завершить.

Поскольку я являюсь сертифицированным редактором сетки историй, я также взял многие из этих правил из этого поста Шона: Сколько сцен в романе.

  1. 80 000–90 000: Количество слов в среднем романе.
  2. 250: Среднее количество слов на странице.
  3. 3: Количество действий или частей романа. Это основано на классической пьесе в 3 действиях.
  4. 25%: Процент романа, относящийся к первому акту или началу.
  5. 50%: Процент романа, относящийся к акту 2 или средней версии.
  6. 25%: Процент романа, относящийся к акту 3 или финальной расплате.
  7. 15: Количество основных сцен или тактов в романе.
  8. 1500: Количество слов в средней сцене.
  9. 33: Количество сцен в романе из 50 000 слов.
  10. 250: Среднее количество слов, которые человек читает в минуту.
  11. 200: Среднее количество страниц в романе из 50 000 слов.
  12. 1,667: Количество слов в день, чтобы написать 50 000 романов за 30 дней.

Я уверен, что вы найдете больше практических правил для своего письма. При этом ведите их список, чтобы чем больше планов вы создавали, тем лучше они становились.

План записи

Теперь, когда вы хорошо усвоили ответы на приведенные выше вопросы и получили некоторые общие практические правила планирования, пришло время собрать все воедино и написать план записи.

План записи — это один или два коротких абзаца, в которых основное внимание уделяется тому, чего вы собираетесь достичь. Это похоже на повествование о цели высокого уровня, которое должно четко и ясно отражать, как вы собираетесь достичь написания своего романа. Ниже я написал пару примеров.

План записи NaNoWriMo

Через 30 дней я собираюсь написать роман из 50 000 слов в жанре «Любовь > Ухаживание», основанный на истории моей первой школьной подруги. Мне нужно будет писать 1667 слов в день, что чуть больше сцены в день. Мне нужно написать в общей сложности 33 сцены, примерно по 8 сцен в начале и в конце и 16 сцен в середине. Прежде чем я начну писать, я создам пять этюдов персонажей и настрою Scrivener на их стандартный шаблон романа. Я собираюсь поделиться своим прогрессом с сообществом NaNoWriMo, чтобы держать меня в курсе и вдохновлять.

Черновик в годовом плане записи

Моя цель — написать роман из 125 000 слов в жанре «Действие > Лабиринт», который похож на «Первому игроку приготовиться». Мне нужно будет писать 345 слов в день, то есть примерно сцену каждые 5 дней. Мне нужно написать 84 сцены, по 21 в начале и в конце и около 42 в середине. Я собираюсь использовать Google Docs, чтобы писать, чтобы легко делиться своими успехами с моим лучшим другом Джимом. Прежде чем я начну, я собираюсь провести десять исследований персонажей и наметить начальный крючок, чтобы не застрять.

План записи трилогии

Моя цель — написать трилогию из трех романов. Каждый роман будет состоять из 75 000 слов. Я хочу завершить набросок первого за шесть месяцев. Это означает, что мне нужно писать 465 слов в день, то есть сцена примерно каждые 3 дня. Мне нужно написать 50 сцен, примерно по 12 в начале и в конце, а также 26 в середине. Я собираюсь использовать Hemmingway в качестве инструмента для разработки (настольная версия). Прежде чем я начну, я напишу общий план всех трех книг, чтобы построить мир в первой книге.

Дисциплина равна свободе

Планирование может ощущаться как сопротивление, мешающее вам писать. Я знаю по себе, что когда я застреваю, я возвращаюсь к рутинным задачам, таким как форматирование текста, возня с электронной таблицей отслеживания или чтение блогов. Это не означает, что вы должны пренебрегать планированием.

Планирование того, как вы собираетесь взяться за масштабную работу по написанию романа, — это потраченное время с пользой, потому что это дает вам ощущение дисциплины, необходимой для того, чтобы сделать первый набросок. Эта дисциплина, как ни странно, даст вам свободу для создания романа, который вы хотите. Причина в том, что когда вы работаете над своим планом, вы добьетесь прогресса. Постепенный прогресс — единственный самый сильный мотиватор для завершения трудной, долгой и сложной задачи. Ежедневные маленькие победы делают сложную задачу выполнимой.

У меня есть план. Что теперь?

Теперь, когда у вас есть план того, как вы будете писать свой роман, пришло время сделать следующий шаг и прибить некоторые части Марко. Лучший метод, который я нашел и использую, — это метод Global Foolscap. Этот метод является частью структуры Story Grid для создания работающих историй. Для меня имеет смысл начать с макро, а затем сосредоточиться на микро. Это то, что делает Foolscap. Еще один многообещающий метод, который я еще не использовал, — это Beat Sheet из книги «Спасите кота, который пишет роман». Он основан на классической книге сценаристов «Спасите кошку».

Что интересно в обоих этих подходах на макроуровне, так это то, что и в Global Foolscap, и в Beat Sheet есть 15 основных сцен/битов, составляющих роман. Это обнадеживает, поскольку показывает универсальную структуру истории. Так что выбирайте то, что вам подходит, и вперед.

Какой бы метод вы ни использовали или ни нашли, важным моментом является то, что теперь у вас есть план записи, в котором вы можете отслеживать свой прогресс, сохранять мотивацию и закончить свой роман. Удачи!

Я хотел бы увидеть ваш план записей. Не стесняйтесь поделиться ими в комментариях.

Если вы хотите связаться со мной напрямую, подпишитесь на меня в Твиттере @TheDailyMBA или загляните в мой блог thedailymba.com.

Загрузить инфографику «Математика сторителлинга»


Поделиться этой статьей:

🟢 Твиттер — 🔵 Фейсбук — 🔴 Пинтерест

ПОЛУЧИТЕ СКИДКУ 100% НА КНИГУ STORY GRID НА ВАШ ВЫБОР

ПОЛУЧИТЕ СКИДКУ 100% НА КНИГУ STORY GRID НА ВАШ ВЫБОР

Зарегистрируйтесь ниже, и мы немедленно вышлем вам код купона, чтобы получить любую книгу Story Grid — печатную, электронную книгу или аудиокнигу — бесплатно.