Русский язык Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

Материалы к уроку

Конспект урока

Тема: Правописание  слов с  безударным  гласным звуком в корне

Ход урока

  1. Организационный момент. Постановка проблемы урока

Введение

Однажды произошла такая история.

Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.

«Мяч будет, – сказал товарищам Дима. – Колька принесёт».

Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч.

Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.

Почему так получилось? ~

Правильно пишется «с мячом». В этом слове есть опасное место. Чтобы узнать, какой буквой обозначить безударный гласный звук, надо подобрать проверочное

слово.

Для этого поставим этот гласный под ударение. Поверочное слово — мяч. ~  

Давайте поможем Диме и Коле разобраться в этом правиле. Пускай они будут нашими гостями.

 

2. Постановка темы и цели урока

Учитель: – Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? (Тема нашего урока  «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова».)

— Какие цели поставите перед собой? (Научиться правильно писать слова безударной гласной в корне.)

В течение урока будем отвечать на вопросы:

Что

Где

Как                  надо проверять?

Чем

 

3. Актуализация знаний

Вспомните! Гласный звук в ударном слоге слышится ясно и чётко и называется ~ ударным. Например, ~ горы, стены.

Гласный звук без ударения в безударном слоге называется ~ безударным. Он слышится не так чётко и ясно, поэтому его надо проверять. Например, моря – море, врачи – врач.

Мы под ударением пишем

Без сомненья то, что слышим.

Если ж звук без ударенья

Вызывает он сомненье.

Слуху вы не доверяйте

Удареньем проверяйте!

 

Например, ~

На берегу растёт сосна,

А рядом с нею сосны, ~

Горит прекрасная звезда,

А рядом с нею звёзды.

Слова сосна и звезда являются проверяемыми словами. В них нам надо проверить написание букв о и е,  обозначающих безударные гласные звуки.  

Например, в слове сосна без ударения мы слышим звук [а].

Чтобы узнать, какую букву писать: ~а или о, мы подбираем слово для проверки.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая

буква о обозначает ударный гласный звук: ~сосны.

Для слова звезда проверочным является слово звёзды.

Обратите внимание, в некоторых словах безударный гласный, который обозначается буквой е, проверяется словом с буквой ё.

В проверочном и проверяемых словах гласные в ударном

и безударном слогах  пишутся одинаково.

Запишите пары этих слов. Поставьте ударение и подчеркните буквы безударных гласных.

 

 

Чистописание

Запишите буквосочетания и слова река, речной.

 

Обратите внимание на ошибкоопасное место в словах, где пропущены буквы, обозначающие безударные гласные звуки.

Послушайте стихотворение и найдите в нём проверочные слова.

Вьётся недалечко

Реченька-река,

Маленькая речка,

Меньше ручейка.

 

Проверочные слова:

речка реченька. Запишите их на следующей строчке. Выделите ударный гласный.

 

Учитель: – Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я).

– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)

 — Для того, чтобы ответить на вопрос, как надо проверять, давайте выполним следующие задания.

Вместе с Димой и Колей подберите проверочные слова.

 

Проверяемые слова               

д..ревья —   

тр..па

л..сник —

к..рмушка —

тр..ва

Запишите слова в два столбика. Поставьте ударение.

Проверочные слова

дерево

тропы

лес

корм

травка

 

 

Учитель: – Сделайте вывод, как подобрать проверочное слово? (Подобрать однокоренное слово или изменить форму слова, чтобы безударный гласный звук стал ударным).

Выделите корень в однокоренных словах.

 

Объяснение материала

Для проверки безударного гласного звука надо изменить слово так,  чтобы безударный гласный стал ударным.  Существуют два способа проверки.  Первый способ: чтобы подобрать проверочное слово, надо~ изменить форму слова. Например,  Деревья – дерево,  тропа – тропы.

Второй способ: ~надо подобрать ~однокоренное слово

, Например: лесник – лес, трава— травка.

 

Помогите Диме и Коле среди однокоренных слов найти проверочное. ~

 

Бежать – бег, бегать.

Плясать – пляска, пляшет, пляшущий.

Запишите цепочки слов. Выделите безударные гласные и корень слова.

Объясните свой выбор. (Надо изменить слово, чтобы гласный стал ударным). Это и есть ответ на последний наш вопрос.

– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)

 

Учитель: – Вернёмся к нашим вопросам. 

Теперь мы можем ответить на вопросы, поставленные вначале урока.

Что надо проверять?Гласные  а, о, и, е, я

Где надо проверять? – В корне слова.

Как проверять? —  Подбирать однокоренные слова или изменять форму слова

Чем надо проверять? — Ударением .

 

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Какими буквами обозначены безударные

гласные в словах?

Ночлег                  кормушка

трава                    вареник

силач                     плясать

снежок                 полетел

мячи                      грибной

 

Укажите пары слов, в которых на первом месте стоит проверочное слово: ~

Свист – свистеть

вес – весы

бинт – бинты

 

Помогите Коле надо найти пары слов, в которых на втором месте стоит проверочное слово: ~

грибной – гриб

тяжёлый – тяжесть

речной — речка

 

Физкультминутка   

Дима шёл, шёл и грибок нашёл.

Раз грибок, два грибок,

Полезай-ка в кузовок.

(Дети имитируют сбор грибов).

 

Закрепление изученного (2)

Учитель: – Прочитайте. Выберите нужную букву и вставьте. Как вы проверили?

 

Отгадайте загадку. О ком в ней идёт речь?

Чьи-то лапки на белом сн(е,и)гу насл(е,и)дили,

Кто-то робкий л(е,и)сною опушкой б(и,е)жал,

У берёзки к(а,о)ру обгл(а,о)дал.

Корешок чьи-то зубки  т(а,о) чили.  (Заяц).

Выберите нужную букву. Объясните свой выбор. ~

 

Какой в этом слове безударный гласный ([и]). Какой буквой обозначили на письме?(я).

Можно ли проверить слово «заяц»?  (Это слово проверить нельзя.)

Вспомните!  В русском языке есть слова, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова,  проверить нельзя.  Например,  ~заяц, 

~ картина,  

~пальто.

Написание слов  с непроверяемыми  безударными гласными  надо запомнить  или  проверить  по словарю.  Именно поэтому  их ещё называют~ словарными словами.  Отгадав следующую загадку, вы узнаете новое словарное слово:

Скачет зверушка.

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

Кто это? Лягушка.

 

Учитель: – Какой безударный звук в этом слове мы слышим? ([и])

Какой буквой он обозначен на письме. (Я). Это написание нам надо запомнить.

— Подберите однокоренные слова к слову «лягушка» . (Лягушата, лягушачья).

—  Какую букву напишем в корне слова? (Я).

 

Словарная работа

Запишите словарные слова под диктовку:

Заяц, ~ картина, ~ пальто, ~ лягушка.

 

Подчеркните буквы, написание которых надо запомнить. Поставьте в словах знак ударения.

Проверьте себя!

 

Букву, написание которой  надо проверить  или запомнить, мы будем называть ~

орфограммой.  Слово орфограмма греческое  по своему происхождению.

Оно состоит из двух  греческих слов:  «орфос» —  «правильный» и  «грамма» —

«запись», буква.  Всё слово означает  «правильная запись» или «правильная буква».

Если орфограмму  можно проверить, ~ это проверяемая орфограмма.  Например, вода, грибы. Это слова с безударным гласным звуком в корне слова, которые можно проверить словами: ~ воды, водный; гриб.

Если орфограмму надо запомнить, то это ~ непроверяемая орфограмма. Например,  ноябрь, одежда. Непроверяемая орфограмма встречается в словарных словах.

 

Диме надо  записать слова с проверяемой гласной – проверяемой орфограммой.

А  Коле надо записать слова с непроверяемой орфограммой.

Помогите ребятам. Распределите слова в два столбика.

Р_бята, б_льница, п_суда, зв_зда, пл_ток, зап_сали, л_ства, _дежда, л_нивый, м_л_ток. , сн_говик, к_пуста.

 

Проверьте себя:

Слова с проверяемой орфограммой:                  Слова с непроверяемой орфограммой:

Больница                                                                                     ребята

звезда                                                                                           посуда

записали                                                                                      платок

листва                                                                                         одежда

ленивый                                                                                        молоток

снеговик                                                                                       капуста

 

Игра «Найди ошибки». ~

Котёнок – буква о, проверочное слово – кот

малыш – буква а, проверочное слово маленький,

чистюля – буква и, проверим: чистый

клевать – буква е, проверим: клёв, но не клюв.

рядовой – буква я, проверочное слово ряд

 

ИТОГ УРОКА

Сегодня мы отрабатывали умение, как верно написать букву безударного гласного звука. Для этого надо:

1. Изменить форму слова так, чтобы гласный стал ударным.  Например,  лиса – лисы.

2. Подобрать для проверки однокоренное слово, в котором этот гласный стоит под ударением.  Например,  морской – море.

 

Друзья Дима и Коля  благодарят вас за помощь.

Теперь они точно знают, как писать слова с безударными гласными в корне слова.

Остались вопросы по теме? Наши репетиторы готовы помочь!

  • Подготовим к ЕГЭ, ОГЭ и другим экзаменам

  • Найдём слабые места по предмету и разберём ошибки

  • Повысим успеваемость по школьным предметам

  • Поможем подготовиться к поступлению в любой ВУЗ

Выбрать репетитора

«Как проверить орфограммы в высказывании?» (с использованием ЦОРов) | План-конспект занятия по русскому языку (3 класс):

Проект урока по русскому языку для 3 класса

(с использованием ЦОРов)

Тема: «Как проверить орфограммы в высказывании?»

Система РО Д. Б.Эльконина – В.В. Давыдова. УМК «Русский язык». Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В., Чеботкова Л.В.

         Урок постановки и решения частной задачи

Составила группа учителей: Астрихинская Л.И.

                                    Банина Г.Д.  

                                       Гасанова О.Т.                        

                                       Фёдорова Т.П.

Цель:  систематизация орфографического материала; отработка умения вести учебный диалог.

Задача: уточнение понятия  «орфограмма», классификация орфограмм по видам: связанные с обозначением фонем и не связанные обозначением фонем.

Форма:  коллективно – распределительная деятельность.

Ход урока.

  1. Ситуация успеха.

На доске запись:

Под к_рнями дер_ва лисья н_ра. По елов_й ветк_  прыг_т бел_ч(?)ка. От елк_ к елк_ лета_т сойка. Она игра_т   с п_прошайк_й – синиц_й.

Учитель:

— Кто может сформулировать задачу?

Дети:

— Проверить орфограммы и записать высказывания.

Дети записывают высказывания в тетрадях. Тот, кто выполнил работу раньше других, заполняет пропуски на доске. Ему задают вопросы.

  1. Создание ситуации интеллектуального конфликта.

Учитель:

— Молодцы. Хотите еще попробовать? Заодно поможем нашим друзьям – Сам Самычу, Пете, Маше и их коту. По-моему, они совсем запутались.

Включается запись ЦОР. (object_01).

  1. Постановка частной задачи.

Учитель:

— С какой проблемой мы столкнулись?

Дети:

— Как выбрать правильный способ проверки орфограмм. Какие бывают орфограммы.

Учитель:

— Зафиксируем нашу проблему:

Орфограмма

        ?             ?

4. Анализ условий.

Учитель:

— Что же такое орфограмма?

Дети предлагают разные формулировки.

Учитель:

  • Давайте попробуем выделить все орфограммы в нашем высказывании.

 На доске:

Шел ежик Филька за мамой ежихой по тропинке, глядел на звездочки и улыбался.

Тот, кто выполнил работу раньше других, заполняет пропуски на доске. Ему задают вопросы.

Учитель:

-Проверим правильность выполнения  задания. Поможет нам Петин папа.

Включается запись ЦОР. (object_03).

Учитель:

— Почему в слове шел две орфограммы?

Дети:

                                                                                                                                                       . .

-Первая – гласная фонема  в сильной позиции после шипящего обозначена буквой е.

Вторая – большая буква в начале высказывания. Она с обозначением фонемы не связана.

Учитель:

— А еще есть орфограммы в высказывании, связанные с обозначением фонем?

Дети:

— Запятая, точка – знаки препинания. Филька с большой буквы.

Учитель:

— А орфограммы, не связанные с обозначением фонем?

Дети:

— Много. Ежик – и в суффиксе – ик- (беглая гласная). Жи с  и по сильной позиции. За с а и раздельное написание существительных с предлогами. Мамой о в окончании слова – проверка стеной. Ежихой – целых три орфограммы: в корне еж; жи с  и по сильной позиции; в окончании о – проверка стеной. По с о и раздельное написание существительных с предлогами. Тропинке – в корне о, проверка тропы; в окончании е, проверка – по стене. Глядел – в корне я, проверка родственником взгляд. На с а и раздельное написание существительных с предлогами. Звездочки – о в суффиксе – очк -, проверка цепочка; чк без мягкого знака; и в окончании, проверка – на столы. В — раздельное написание существительных с предлогами. Небе – в окончании е, проверка – в столе. И – раздельное написание помощника. Улыбался – ы в корне, проверка – улыбка; я в постфиксе  -ся —  у действий.

Учитель:

 — На какие группы можно разделить орфограммы? Зафиксируйте в модели:

Орфограмма

                                         связ. с об, ф.                          не  связ. с об, ф.        

 

                                               А                                    Б — пробел

         — перенос

         — знаки препинания

        — большая буква

На доске:

Через всю Сибирь с юга на север несет свои воды красавец Енисей. В устье могучей реки расположился полярный порт Дункан.

Учитель:

— Какое задание?

Дети:

— Потренироваться в парах.

Дети записывают высказывания в тетрадях. Тот, кто выполнил работу раньше других, заполняет пропуски на доске. Ему задают вопросы.

ЦОР(object_12? swf).

5. Итоговая рефлексия.

Учитель:

— Что мы делали сегодня?

Дети:

— Уточнили понятие «орфограмма».  Разобрались в том, какие бывают орфограммы.

Учитель:

— Для чего?

Дети:

— Чтобы правильно подбирать проверочные слова.

Учитель:

— Дома тренируемся на упражнении 291.

Справка NVivo 11 для Windows

 


Вы можете проверить правописание в редактируемом исходном содержимом — для например, документы, заметки, стенограммы — когда источник открыт в режиме редактирования режим. Вы также можете проверить правописание аннотаций в любом типе источника.

Что ты хочешь сделать?


  • Проверка орфографии
  • Проверка орфографии во всем источнике
  • Проверка орфографии в аннотациях
  • Сет ваши настройки проверки орфографии
  • Проверка орфографии на разных языках
  • Использование пользовательский словарь для добавления слов для проверки орфографии

 


Проверка орфографии

NVivo поставляется со встроенными словарями для английского языка (Великобритания), английский (США), французский, немецкий, португальский и испанский. Если ваш источник в материалах используются специальные термины или сокращения , которых нет в встроенный словарь, вы можете добавить эти слова в пользовательский словарь — каждое из этих языков может иметь свой собственный словарь.

Когда вы проверяете орфографию источника, NVivo помечает слова, нет во встроенном или пользовательском словаре, и вы можете решить, следует ли вы хотите их игнорировать, исправлять или добавлять в пользовательский словарь.

Вы можете проверить орфографию исходного содержимого, когда источник открыт в режиме редактирования. Вы можете проверить орфографию:

Вы также можете проверять орфографию в аннотациях любого типа. источник, в том числе нередактируемый типы источников, такие как наборы данных и PDF-файлы. Вы также можете проверять орфографию аннотаций отображается в подробном представлении узла.

Вы можете установить ваши настройки проверки орфографии в параметрах приложения NVivo — например, вы можете выбрать, следует ли помечать все слова в верхнем регистре (например, США) как орфографические ошибки.

Верх стр.

Проверка орфографии во всем источнике

При проверке орфографии во всем источнике (для например, документ или расшифровка), NVivo находит все слова, которые не в его словаре. Когда NVivo идентифицирует слово с ошибкой, вы можете решить, что вы хотите с этим сделать.

Сначала NVivo проверяет орфографию в источнике, а затем затем проверяет аннотации.

Для проверки правописания всего источника:

  1. Убедитесь, что вы находитесь в .

  2. Дома вкладку, в группе Правописание щелкните Написание.

  1. Если NVivo находит правописание ошибки, отображается диалоговое окно, показывающее первое слово с ошибкой, вы можете решить, что вы хотите сделать:

Хочу Сделай это
Игнорировать этот экземпляр слова с ошибкой и перейти к следующему Нажмите «Игнорировать один раз»
Игнорировать все экземпляры слова с ошибкой в этот источник и перейти к следующему отмеченному слову Нажмите «Игнорировать все»
Исправьте ошибку одним из предложенных слов Нажмите на слово в предложениях поле, а затем щелкните Изменить
Исправьте ошибку, введя правильное слово самостоятельно Введите правильное слово в поле Изменить В поле, а затем нажмите Изменить
Добавьте слово в пользовательский словарь, потому что это настоящий слово, и это не должно быть помечено как ошибка в будущем. Нажмите Добавить к Словарю
  1. После разрешения каждого слово с ошибкой, NVivo отображает следующее слово с ошибкой.

ПРИМЕЧАНИЕ

  • Вы можете изменить все экземпляры слова с ошибкой в ​​источнике, нажав Изменить Все (а не Изменить). Вы не можете изменить слова в нескольких источниках.

  • Вы не можете проверить орфографию в нередактируемых источниках (наборы данных и PDF-файлы) или в настраиваемых столбцах в аудио- и видеорасшифровках.

Верх стр.

Проверка орфографии в аннотациях

Вы можете проверять орфографию аннотаций в любом типе источника, включая нередактируемые исходные типы таких как наборы данных и PDF-файлы. Вы также можете проверить орфографию отображаемых аннотаций в подробном представлении узла.

  1. Убедитесь, что аннотации вкладка видна. Чтобы отобразить вкладку аннотаций, выберите Аннотации флажок в группе Ссылки на вкладку Вид.

  2. Щелкните в первом аннотация.

  3. Дома вкладку, в группе Правописание щелкните Написание.

  1. Если NVivo находит правописание ошибки, отображается диалоговое окно, показывающее первое слово с ошибкой, вы можете решить, что вы хотите делать (подробнее см. в предыдущем разделе). информация).

  2. После разрешения каждого слово с ошибкой, NVivo отображает следующее слово с ошибкой.

Верх стр.

Комплект ваши настройки проверки орфографии

По умолчанию NVivo игнорирует слова, которые:

  • Все в верхнем регистре (например, США)

  • Содержат числа (для например, м32)

Чтобы изменить настройки проверки орфографии:

  1. Щелкните файл вкладку, а затем щелкните Параметры.

  1. Нажмите на текст вкладка

  2. Под заклинанием Проверяя, задайте свои предпочтения, выбрав (или сняв флажок) флажки.

  3. Нажмите OK.

Верх стр.

Проверка орфографии на разных языках

NVivo имеет встроенный словарь для поддержки проверки орфографии для следующих языков: английский (Великобритания), английский (США), французский, немецкий, португальский и испанский. Язык проверки орфографии контролируется язык текстового содержимого проекта — см. Установить язык текстового содержимого и стоп-слова для получения дополнительной информации.

NVivo не обеспечивает проверку орфографии для китайского языка или японский языки, которые основаны на символах.

Если вы хотите проверить орфографию в других словах языков (например, голландский или хинди), вам нужно будет установить текст язык содержимого на «Другое» и предоставить свой собственный словарь.

Верх стр.

Использование пользовательский словарь для добавления слов для проверки орфографии

Для каждого языка может быть свой собственный пользовательский словарь, содержащий слова (или сокращения), которых нет во встроенном словаре. Обычай словарь представляет собой текстовый файл, содержащий список слов.

По умолчанию в NVivo нет пользовательских словарей, но если вы решите добавлять слова в словарь при проверке орфографии, словарь создается для текущего языка текстового контента, а слова к нему добавляются.

Если у вас уже есть собственный словарь, который вы используете с другим программным приложением — например, у вас есть собственный словарь медицинской терминологии, которую вы используете в Microsoft Word, — вы можете использовать тот же словарь для проверки орфографии в NVivo.

Если вы хотите просмотреть слова в пользовательском словаре, или отредактируйте список слов (например, если вы хотите удалить термин, который вы добавлен случайно), то вы должны найти пользовательский словарь на вашем компьютере и откройте его в Блокноте, чтобы просмотреть или отредактировать содержимое. Чтобы увидеть расположение пользовательского словаря на вашем компьютере, перейдите на вкладку «Текст» в приложении Параметры, а затем щелкните Пользовательские словари. кнопка.

Чтобы изменить используемый пользовательский словарь для проверки правописания:

  1. Щелкните файл вкладку, а затем щелкните Параметры.

  1. Нажмите на текст вкладка

  2. Под заклинанием Проверяя, нажмите Пользовательские словари.

  1. Выберите язык словаря из Текстового содержимого список языков.

  2. Нажмите Обзор, и выберите файл словаря, который вы хотите использовать для этого языка.

  3. Нажмите OK.

ПРИМЕЧАНИЕ. Каждый язык может иметь только один пользовательский словарь — если вы хотите использовать слова из большего количества чем один словарь, вам нужно будет объединить два словаря в один текстовый файл

Верх стр.

    Как проверить орфографию в Excel и Google Sheets

    В этой статье вы узнаете, как проверять орфографию в Excel и Google Sheets.

     

     

    Как запустить проверку орфографии

    Параметр проверки орфографии в Excel можно использовать для поиска и исправления любых слов с опечатками. Допустим, у вас есть следующий набор данных с продуктами в столбце B.

     

     

    В приведенном выше списке есть опечатки в ячейках B2, B4, B5 и B7. Чтобы исправить эти значения с помощью проверки орфографии, выполните следующие действия:

    1. В ленте выберите Проверка > Орфография (или используйте сочетание клавиш F7).

     

     

    2. Нажмите Да в ответ на вопрос, чтобы проверить весь лист на наличие орфографических ошибок.

     

     

    Excel просматривает столбец за столбцом и строку за строкой, проверяя орфографические ошибки. Это означает, что значения в первой строке будут проверяться сначала из столбца A, затем из строки 2 и т. д.

    3. В окне Правописание, если вы согласны с выбранным предложением, нажмите Изменить , чтобы соответствующим образом изменить значение ячейки.

     

     

    В результате значение в ячейке B2 изменяется с Keybaord на Keyboard.

    Если повторить шаг 3 для каждой орфографической ошибки, все ячейки будут иметь правильное значение. Вы можете нажать Изменить все , чтобы сразу изменить все ячейки с этой ошибкой. После этого значения в B4, B5 и B7 также корректируются.

     

     

    Примечание. Язык по умолчанию для проверки орфографии в Excel — это язык по умолчанию, установленный для вашей системы.

    Изменить настройки проверки орфографии

    Теперь давайте посмотрим на настройки проверки орфографии по умолчанию в Excel и как их изменить. По умолчанию проверка орфографии Excel:

    • игнорирует слова в верхнем регистре,
    • игнорирует слова, содержащие цифры,
    • игнорирует интернет-адреса и адреса файлов, а
    • помечает повторяющиеся слова.

    Чтобы изменить одно или несколько из этих правил (т. е. включить слова в верхнем регистре при проверке орфографии), выполните следующие действия:

    1. В Лента , перейдите к Файл > Параметры .

     

     

    2. В окне «Параметры Excel» (1) выберите Правописание , (2) снимите флажок Игнорировать слова в ЗАГЛАВНОМ РЕГИСТРЕ и (3) нажмите ОК . . ОК .

     

     

    В результате Excel теперь также будет исправлять слова в верхнем регистре при проверке орфографии.

    Как запустить проверку орфографии в Google Sheets

    Чтобы запустить проверку орфографии в Google Sheets, выполните следующие действия:

    1. В меню выберите Сервис > Орфография > Проверка орфографии .

     

     

    2. В верхней правой части листа появляется окно проверки орфографии. Здесь нажмите Change , чтобы изменить значение ячейки B2 с Keybaord на Keyboard .