Содержание

Что такое план рассказа и как его составить

1

February

2023

Количество просмотров: 214

Время чтения: n- минут(а)

Если история не собственного сочинения, запомнить её сложнее, поэтому нужно сначала правильно составить план рассказа. И как это сделать, мы с вами сейчас разберём.

Содержание:

  • Что такое план рассказа и зачем он нужен
  • Как правильно составить план рассказа
  • Виды планов рассказа
  • Примеры составления разных видов плана
  • Подведём итоги

Все мы знаем, что младшеклассники — это те ещё выдумщики. С каким неподдельным увлечением и энтузиазмом рассказывают они о своих приключениях, даже если это просто история о том, как ребёнок по дороге в школу увидел гоняющуюся за голубями кошку.

А вот когда дело доходит до пересказа текста из учебника по литературе, здесь иногда возникают трудности. Если это история не собственного сочинения, запомнить её сложнее, поэтому нужно сначала правильно составить план рассказа.

И как это сделать, мы с вами сейчас разберём.

Что такое план рассказа и зачем он нужен

План рассказа — это ключевые фразы или формулировки из каждой части произведения, которые кратко передают содержание и расположены последовательно.

План помогает лучше запомнить произведение, не упустить главное и не перепутать местами описанные в нём события. Правильно составленный план показывает, что ребёнок хорошо понял прочитанный текст. 

Составлять план рассказа дети учатся во 2 и 3 классах, но это умение пригодится ребёнку и в старших классах на всех предметах, где есть работа с текстами: на литературе, русском языке, истории, географии и т. д. Поэтому очень важно научиться правильно составлять план рассказа в младших классах.

Каким должен быть план рассказа:

  • последовательным: его пункты идут в том же порядке, что и события в произведении;
  • кратким: каждый пункт плана — это одно, редко два коротких предложения;
  • содержать основное — в плане упускаются все подробности, описания, малозначительные детали;
  • состоять не менее чем из трёх пунктов: произведение принято делить как минимум на три части — вступление, основную часть и вывод. Даже если мы разделим заданный текст на эти части и по каждой сформулируем один пункт плана, то в нём получится уже три пункта. Но лучше эти части поделить на фрагменты поменьше и составить план хотя бы из пяти-шести пунктов, иначе по нему сложно будет пересказать произведение;
  • одинаково оформленным: если пункты обозначаете арабскими цифрами, то делайте так во всём плане. Если подпункты маркируете, например, буквами, то лучше не обозначать какие-то из них русскими, а какие-то латинскими. Желательно внутри одного плана использовать буквы какого-то одного алфавита, чтобы план был оформлен в едином стиле и выглядел эстетично.

Как правильно составить план рассказа

Итак, чтобы правильно составить план рассказа, можно использовать следующий алгоритм.

  1. Прочитайте текст. Не важно, что ребёнок, возможно, уже изучил его в школе. Дома нужно снова его прочитать: вдумчиво, не торопясь, лучше два раза.

Если попались непонятные слова, обязательно объясните ребёнку их значение, иначе он может упустить смысл целой части текста.

Если к тексту есть иллюстрации, рассмотрите их вместе, обсудите, какие именно моменты на них изображены.

Сразу после этого приступайте к написанию плана.

  1. Определите тему текста. Спросите ребёнка: «О чём именно этот рассказ (сказка, отрывок)?». Это будет темой произведения.

Задайте ему наводящие вопросы:

  • кто главные герои;
  • какое событие произошло;
  • когда всё происходило;
  • как всё началось;
  • чем всё закончилось и т. д.

Спросите, какую главную мысль, по мнению ребёнка, автор хотел донести до читателя этим произведением, что именно он хотел сказать — это будет идеей произведения.

Ответы ребёнка на эти вопросы помогут убедиться, что он хорошо понял прочитанное. Без понимания самого произведения составить план рассказа не получится.

  1. Разделите текст на смысловые части. Снова перечитывая произведение, отметьте вместе с ребёнком начало новых частей карандашом прямо в учебнике, чтобы он видел их границы и смог работать с каждой конкретной частью.

Новая часть должна отличаться от предыдущей каким-то новым содержанием, мыслью, событием или действием. На сколько частей вы разделите текст — столько и будет пунктов в вашем плане рассказа.

  1. Выделите в каждой части главную мысль. Спросите ребёнка, что наиболее ярко запомнилось ему в этом небольшом отрывке. Предложите ему придумать название к отрывку. Возможно, он сам сможет сформулировать готовый пункт плана. Если же сразу не получится, помогите ему прийти к основной мысли, опять же задавая наводящие вопросы.

Кратко запишите сформулированные по отрывкам названия. Это можно сделать в виде вопроса, тезиса, цитаты и т. д. Всё зависит от того, какой именно вид плана рассказа был задан учителем.

  1. Отредактируйте получившийся план. Перечитайте его, поправьте, если требуется. Посмотрите, нет ли повторов. Уберите то, что можно убрать, оставив самое основное.

  1. Перескажите текст. Опираясь на план, ребёнок должен сам пересказать произведение. Если план составлен грамотно, ребёнок без труда перескажет содержание, отразив в своём пересказе самое главное.

Виды планов рассказа 

Есть несколько видов планов. Если учитель не задал составить конкретный вид плана, то можно выбрать любой из них, какой больше понравится. Главное, чтобы ребёнку было удобно по нему восстановить содержание произведения и кратко его пересказать, если требуется.

Виды планов:

  • Вопросный. В нём каждый пункт записан в виде вопроса. Развёрнуто отвечая на эти вопросы, ребёнок как раз и сможет кратко пересказать произведение. Пример пункта такого плана для сказки «Колобок»: «Как старуха испекла колобок?».

  • Назывной. Такой план записывается с помощью существительных или существительных в сочетании с прилагательными. Например: «Старик, старуха и колобок».

  • План-опорная схема. Он состоит из «опор» — слов или коротких выражений из произведения. В них содержится основной смысл частей, на которые поделили произведение. Здесь могут быть выписаны важные цифры, даты, названия чего-либо, факты и т. д. Например: «Старуха печёт колобок».

  • Тезисный. Тезис — это короткая формулировка, в которой заключена основная мысль части текста. Тезисы могут представлять собой полноценные предложения. В тезисном плане часто используется много глаголов. Например: «Старуха испекла колобок по просьбе старика».

  • Цитатный. Состоит только из цитат. Цитаты — это предложения или отрывки предложений, которые взяты прямо из произведения в неизменённом виде. Например: «Испеки мне, старая, колобок».

  • Комбинированный. Он же смешанный, а это означает, что здесь можно использовать и сочетать пункты из разных видов планов. Например, первый пункт записать в виде вопроса, второй в виде тезиса, третий в виде цитаты, четвёртый снова в виде вопроса и т. д.

А ещё все планы делятся на простые и сложные (или развёрнутые). В сложном плане, в отличие от простого, пункты делятся на подпункты, которые подробнее раскрывают содержание пунктов. Сложные планы удобно составлять к произведениям большого объёма, чтобы при пересказе не упустить все важные эпизоды и события.

Примеры составления разных видов плана

А теперь давайте составим разные виды планов пересказа. Для этого возьмём хорошо известную всем сказку «Колобок».

Вопросный план:

  1. Как старуха испекла колобок?
  2. Почему колобок укатился?
  3. Кого колобок встретил первым?
  4. Как колобок повстречался с волком?
  5. Как колобок встретил медведя?
  6. Чем закончилась встреча с лисой?

Назывной план:

  1. Старик, старуха и колобок.
  2. Сбежавший колобок.
  3. Заяц.
  4. Волк.
  5. Медведь.
  6. Лиса.

План-опорная схема:

  1. Старуха печёт колобок.
  2. Колобок сбежал.
  3. Встреча с зайцем.
  4. Встреча с волком.
  5. Встреча с медведем.
  6. Встреча с лисой и конец колобка.

Тезисный план:

  1. Старуха испекла колобок по просьбе старика.
  2. Колобку надоело лежать.
  3. Колобок встретил зайца.
  4. Колобок встретил серого волка.
  5. Колобок встретил медведя.
  6. Колобок встречает лису и пропадает.

Цитатный план:

  1. «Испеки мне, старая, колобок».
  2. «Надоело колобку лежать».
  3. «… а навстречу ему — заяц».
  4. «… а навстречу ему — серый волк».
  5. «… а навстречу ему медведь идёт».
  6. «… а навстречу ему — лиса».

Комбинированный план:

  1. Как старуха испекла колобок?
  2. Колобку надоело лежать.
  3. Встреча с зайцем.
  4. Волк.
  5. «… а навстречу ему медведь идёт».
  6. Чем закончилась встреча с лисой?

Подведём итоги

Составить план рассказа, не зная его содержание, невозможно. Если план составлен правильно, по нему ребёнок без труда перескажет содержание произведения.

 

Чтобы составить план, нужно:

  1. Прочитать произведение.
  2. Определить его тему и идею.
  3. Разделить текст на смысловые части.
  4. В каждой части найти самое главное и кратко записать в виде пунктов.
  5. Перечитать готовый план, убрать лишнее, дополнить, если это необходимо.
  6. Пересказать текст по получившемуся плану. Если нужно — внести изменения. И снова пересказать текст, как говорится — «на чистовик».  

Составление плана рассказа — это очень важное и нужное школьнику умение. Чтобы ваш ребёнок научился максимально хорошо составлять план рассказа, зарегистрируйте его на образовательной платформе iSmart, которая имеет ряд неоспоримых преимуществ:

  • в  разделе «Русский язык» вы найдёте множество заданий на определение темы и главной мысли текста, составление плана текста и прочее. Выполнив все задания подтемы, ребёнок гарантированно освоит учебный материал;
  • задания составлены педагогами и методистами так, чтобы было интересно даже самому немотивированному ребёнку;
  • платформа удобная, простая и интуитивно понятная, на ней ребёнок сможет заниматься самостоятельно. А у родителей появится свободное время для домашних дел или семейного отдыха;
  • занимаясь регулярно по 15-20 минут в день, ваш ребёнок отлично закрепит материал и сможет улучшить успеваемость на 1-2 балла.

Регистрируйте ребёнка на платформе iSmart и начинайте заниматься!

План-проспект диссертации: структура, образец, пример

Содержание

  • Что такое план-проспект диссертации
  • Структура плана-проспекта
  • Образец для кандидатской диссертации
  • Пример для докторской диссертации

План-проспект диссертации – основа научного исследования. 

Будущим кандидатам наук составление проспекта кажется формальностью, что неверно: грамотный план облегчает работу над подготовкой и оформлением исследования и ложится в основу ряда учебных документов

Концепцию диссертации представляют в отдел аспирантуры отдельным документом или в виде заполненных полей в тетради аспиранта, описание разделов включают в семестровые отчеты о научной работе, используют отрывки текста при подготовке публикаций.

Что такое план-проспект диссертации

Проект диссертации – это расширенный план работы над научным исследованием. Подготовка включает все элементы введения и краткое перечисление глав. Заключение при составлении плана диссертации не детализируется. Вывод пишется как ответ на гипотезу, заявленную во введении, и включает краткие резюме по каждой главе.

 «Выжимка» кандидатского исследования составляется в первом семестре обучения: в тетради аспиранта отведен отдельный разворот. 

Будущий кандидат наук представляет проект работы в отдел аспирантуры к концу семестра, но на деле документ понадобится раньше – при утверждении темы на заседании кафедры и ученом совете института.

Хороший тон, если на утверждении темы соискатель или очный обучающийся коротко расскажет о сути исследования и сможет доказать корректность формулировки темы.

У соискателей план-проспект может иметь иную форму, приближенную к автореферату диссертации. Указанные выше разделы нужно дополнить результатом первых экспериментов и списком литературы. Общий объем работы – 10-15 страниц. Подобный образец могут запросить к концу первого года обучения, точные сроки зависят от программы.

Структура плана-проспекта

План кандидатской диссертации включает следующие разделы:

  1. Введение
  2. Цели и задачи исследования;
  3. Актуальность работы;
  4. Предмет и объект изысканий;
  5. Рабочая гипотеза диссертации;
  6. Методология и методы, применяемые при написании диссертации;
  7. Новизна исследования;
  8. Степень разработанности темы;
  9. Апробация результатов.
  10. Названия глав диссертационного исследования и краткое их описание.
  11. Заключение
  12. Приложения

Чтобы составить план диссертации, важно преодолеть собственный перфекционизм и понять, что задача исследователя представить концепцию. Впоследствии она может меняться. 

Чаще всего меняется рабочая гипотеза: эксперименты могут не подтвердить выдвинутое предположение, но помогут по-новому взглянуть на исследование.

Тогда текст гипотезы в кандидатской нужно составить заново. Возьмите за основу представленный выше шаблон, а затем проработайте структуру с научным руководителем, он подскажет, какие разделы убрать, какие – оставить.

Заложите с помощью плана диссертации общую структуру работы

Список задач хорошо составлять так, чтобы он соответствовал количеству глав: три задачи – три главы. Работы по техническим специальностям часто требуют большего объема задач – распределяйте их равномерно: раскрывайте по две или три задачи в каждой главе.

Если при анализе степени разработанности темы материала хватает на главу или раздел – сделайте их. Для введения подготовьте несколько показательных примеров и укажите, что подробное рассмотрение вопроса вынесено в основную часть диссертации.

Не игнорируйте приложения при составлении плана диссертации, даже если их содержание в ходе работы может измениться

Примеры из практики или экспериментов демонстрируют прозрачность исследования и воспроизводимость результатов.

В технических специальностях в приложение выносятся чертежи, расчеты, результаты лабораторных работ по проекту. Укажите их в проспекте.

Образец для кандидатской диссертации

Рассмотрим пример плана-проспекта кандидатской по психологии:

Тема: «Когнитивная терапия депрессии в кризисном женском центре»

Введение
Глава 1.
Роль личности и окружения в когнитивной терапии.

  • Роль эмоций в ходе терапии;
  • Терапевтические отношения в контексте когнитивно-поведенческой психологии;
  • Терапевтическое интервью как основной метод терапии в кризисном центре «Рада».

Глава 2.
Техники работы в рамках сеансов.

  • Поведенческие техники;
  • Когнитивные практики;
  • Работа с депрессогенными и суицидальными пациентами.

Глава 3.
Проблема завершения терапии

  • Технические трудности;
  • Проблема рецидивов;
  • Замена индивидуальной терапии групповыми занятиями.

Заключение


Приложение:
Анализ опросников по «Шкале депрессии Бека» женщин кризисного центра «Рада».

Пример плана-проспекта кандидатской диссертации по теории и методики физического воспитания

Обратите внимание, что при составлении плана диссертации и написании текста исследования будущий кандидат наук может не следовать примерным правилам оформления научного текста.
В образце ученый отказывается от выделения раздела или главы, посвященных истории вопроса и включает анализ других исследований частично во введение, частично – в каждую из глав. При планировании работы, однако, важно не забыть обзорную часть: эксперты диссертационного совета обращают внимание на историю вопроса.

Пример для докторской диссертации

План-проспект докторской написать сложнее. Отлична сама концепция и принцип исследования, которое проводит будущий доктор наук. Если кандидатская диссертация может только дополнять или раскрывать детали отдельного научного направления, то задача учащегося докторантуры решить научную проблему или предложить оригинальное техническое или технологическое решение. Полученные результаты должны иметь важное социокультурное или хозяйственное значение. Проспект работы включает большее количество глав – обычно 4.

Рассмотрим образец плана докторской диссертации:
Тема:

«Творчество А. П. Чехова в аспекте пространства»
Введение
Глава 1.
Творчество 1880–х годов. Пространственная модель экзистенциального трагизма

  • «Степь» как основной топос в прозе Чехова;
  • Драмы 1880 годов: формирование онтологической модели.

Глава 2.
Путешествие на Сахалин. Онтологизация мира

  • Рождение новой онтологии в сибирском пространстве;
  • «Остров Сахалин» как выражение нетрагического антропоцентризма;
  • Сибирь и Сахалин в художественном творчестве Чехова.

Глава 3.
Послесахалинский период. Пространственная модель диалога с миром

  • Смысловой спектр морского комплекса;
  • Антропоцентрическая пространственная структура послесахалинской прозы Чехова.

Глава 4.
Последний период творчества: онтологическая интеграция человека в мире

  • Проза: обоснование онтологического равновесия;
  • «Вишневый сад»: пространственная модель исторической перспективы.

Заключение 

Пример плана-проспекта докторской диссертации по педиатрии

После того, как вам удалось составить и утвердить план диссертации, приступайте к обработке полученных замечаний. Комментарии научного руководителя и членов кафедры помогут исключить заведомо неверные методы исследования и некорректные материалы для работы. После окончательного согласования плана научным руководителем, можно приступать к работе над текстом.



Возврат к списку


Пока нет комментариев

Как спланировать свой роман за десять шагов

Каждый автор в конечном счете выработает свой собственный подход к планированию и написанию романа, и однозначно не существует универсального решения. Нет единого мнения и среди профессионалов.

Энн Пэтчетт месяцами будет разрабатывать роман в своей голове — «самое счастливое время» в ее писательском процессе — прежде чем ей, наконец, придется «дотянуться и сорвать бабочку из воздуха» ( Машина для побега ).

Стивен Кинг, как известно, не любит знать, что произойдет в конце его книг, и дошел до того, что сказал, что сюжет несовместим со «спонтанностью реального творения» ( При записи ).

Я думаю, что для авторов-дебютантов особенно важно потратить время на размышления о своих персонажах и разработку плана, прежде чем взяться за перо. План представляет собой дорожную карту — четкий маршрут вперед, что снижает вероятность того, что вы заблудитесь по пути.

Если вам интересно, как спланировать собственный роман, вот десять шагов, которые помогут вам начать:

1. Что лежит в основе вашего романа?

Начните с вопроса, какую историю вы пытаетесь рассказать. Это может быть однострочное предложение или вопрос, на который вы пытаетесь ответить. Например, «Ромео и Джульетта » можно представить как «трагическую историю несчастных влюбленных, чья смерть в конечном итоге примиряет их враждующие семьи» или «Большие надежды » как «рассказ о мальчике-сироте, который получает богатство и статус только для того, чтобы понять, что счастье должно быть найдено в дружбе и любви.»

2. Вы пишете в определенном жанре или для определенного типа читателей?

Хорошо определить жанр с самого начала, так как это может повлиять на решения о языке, стиле, озвучке и сюжете. У читателей будут другие ожидания от романтики, чем от ужасов или криминальной литературы, и вы не хотите их разочаровывать!

3. Напишите аннотацию к обложке.

У вас должно быть четкое представление о форме истории, которую вы хотите рассказать, прежде чем начать писать. Попробуйте объяснить, что происходит, в нескольких абзацах. Подумайте, как бы вы описали историю другу или что вы ожидаете увидеть на задней обложке книги. Дайте вашей истории начало, середину и конец и обязательно укажите основной источник конфликта и то, как он разрешается.

4. Познакомьтесь со своими персонажами.

Начните с составления списка главных и второстепенных персонажей. Для каждого запишите их имя, возраст, семейную историю, внешний вид, политические и религиозные убеждения, черты характера и причуды. Что ваш главный герой носит с собой в сумочке/карманах? Какой напиток ваш антагонист заказал бы в баре? Как каждый провел свой последний день рождения? О чем они будут сожалеть на смертном одре? Затем наметьте, каковы их роли в книге. Чего они хотят и почему они этого хотят? Что мешает им достичь своих целей? Что они узнают во время романа? Сюжет будет намного проще, если у вас будет четкое представление о ваших персонажах, их перспективах и путешествии, в которое вы хотите их отправить.

5. Где происходит действие вашего романа?

Сделайте несколько общих заметок о времени и месте, включая погоду, ландшафт, архитектуру, интерьеры и запахи, и подумайте, что они говорят о характере. Рисование карты может помочь представить местность и понять расстояние между локациями, а планы этажей могут быть полезны, если вы устанавливаете довольно много основных действий в доме. Например. может быть важно, что персонаж не сможет услышать крик в доме из глубины сада, поэтому загородная терраса не подойдет…

6. Проведите исследование.

Если вы поручили своему персонажу работу, о которой мало что знаете, или пишете о месте, в котором никогда не были, вам может потребоваться провести небольшое исследование, прежде чем начать писать. Чтение автобиографий, просмотр исторических драм, исследовательская поездка или интервью в дружелюбном полицейском участке могут помочь глубже понять предмет и темы вашего романа.

Убедитесь, что вы достаточно информированы, чтобы принимать ключевые решения по сюжету, но не увлекайтесь — вы всегда можете пополнить свои знания по мере написания.

7. Как вы построите свой рассказ?

Охватывает ли это один день или несколько лет? Ты будешь писать от первого лица или от третьего? Будет ли ваш рассказчик вспоминать события из будущего или история разворачивается в настоящем? Вам нужно больше одного голоса?

Когда у вас есть приблизительное представление о структуре, вы можете начать планировать события, например. что происходит и когда это происходит? Если вы работаете со структурой из трех актов, вы захотите изложить основной конфликт и то, что поставлено на карту в начале, использовать середину, чтобы усложнить историю и создать напряжение, и двигаться к захватывающей кульминации, прежде чем разрешать любые незавершенные дела. .

8. Напишите план главы.

Как только вы хорошо разберетесь в повествовательном стержне, вы можете начать планировать то, что происходит в каждой главе, и разбивать действие на сцену за сценой. Включите важные события — рождение, смерть, секс и насилие — так же, как и более тонкие тревоги и осознания, и не забывайте отслеживать свои воспоминания и дополнительные сюжеты через книгу.

Вам нужно решить, с чьей точки зрения рассказываются сцены и как много раскрывается в каждой из них. Что осталось недосказанным? Что побудит читателя продолжить чтение?

Подробный план глав поможет обеспечить достаточное количество событий в вашей истории, а также правильность хода и темпа событий. (Помните, что короткие сцены действия и диалоги, как правило, увеличивают темп, в то время как более длинные описательные отрывки могут замедлить повествование.) Глубокое понимание сюжета особенно важно для криминальных романов, которые пытаются обмануть читателя с помощью ложных указаний и отвлекающих маневров.

В качестве упражнения я бы посоветовал вам перечитать любимый роман и записать, что происходит, глава за главой. Какова продолжительность сцен? Сколько сцен происходит в каждой главе? Как расположены воспоминания? Каков баланс диалога, описания и повествования?

9. Создайте временную шкалу.

Расположение сцен в хронологическом порядке, даже если они не будут сообщены читателю, может помочь отметить любые проблемы, которые вам нужно решить, прежде чем приступить к написанию романа. Вы можете обнаружить, что отсутствует ключевая сцена, или что вам нужно изменить порядок последовательности, или что ваш возраст не соответствует действительности. Например, если персонаж помнит, как в детстве наблюдал за посадкой на Луну, вы не можете отправить его в дом престарелых в 2020 году…

10. Не переусердствуйте!

Может возникнуть соблазн продолжать делать заметки, но следите за тем, чтобы это не превратилось в форму прокрастинации. Ваш план не должен быть идеальным, прежде чем вы начнете писать. Вы можете передумать и вернуться к своим идеям позже, расцепляя нити и вплетая другие в ткань повествования. Или подумайте о своем романе как о куске глины, который вы можете лепить и переделывать, если вам не нравится форма, которую он принимает.

С открытия тоже не обязательно начинать; Одним из преимуществ наличия плана является то, что вы можете погрузиться прямо в сцену с большим количеством действий или даже сначала написать конец.

И если вы не умеете планировать, я не думаю, что вам следует заставлять это делать. Писать, когда вы не знаете, что будет дальше, может быть свободным, чтобы увидеть, что произойдет и куда ваши персонажи приведут вас. Итак, нажимайте и пишите следующее предложение, следующую сцену, следующую главу. Наслаждайтесь процессом воплощения вашей истории в жизнь!

И еще один одиннадцатый совет…! Подпишитесь на наш онлайн-курс «Начнем писать свой роман ». От оттачивания идеи до планирования, создания ярких персонажей и написания отличной первой главы — наш шестинедельный курс покажет вам, как это сделать. А со всеми обучающими видеороликами, ресурсами, заданиями и студенческим форумом, размещенными на нашей онлайн-платформе обучения, вы можете принять участие в удобное для вас время, где бы вы ни находились.

Все, что вам нужно знать о планировании романа – Правка писателя

Итак, вы хотите написать роман? Ну, вы пришли в нужное место! Эта статья посвящена тому, как сделать первые шаги к планированию своего романа, и содержит советы по всем вопросам, включая характер, сюжет, сеттинг, жанр, голос и многое другое…

  • 6
  • 1.

    Знайте, какую книгу вы хотите написать

    Первый шаг к планированию вашего романа — выяснить, какую книгу вы хотите написать. Художественная фантастика, фэнтези, триллер, мелодрама, роман для молодежи, новый взрослый, научная фантастика… Жанры продолжаются и продолжаются, как и возможности каждого из них.

    Лучший способ понять это — подумать о том, какие книги вы любите читать. По всей вероятности, книги, которые вам нравится читать, будут и теми, которые вам нравится писать.

    Как только вы получите общее представление о том, какую книгу хотите написать, задайте себе следующие вопросы:

    • Вы лучший человек, чтобы написать эту книгу?
    • Можете ли вы представить себя работающим все эти часы, чтобы закончить его?
    • После того, как вы его закончите, есть ли на него спрос?

    Хотя на такие вопросы сложно ответить на столь раннем этапе процесса, вы можете обнаружить, что ответы удивят вас, и если да, то вам, возможно, придется пересмотреть свое решение написать эту книгу.


    Нет времени читать весь пост прямо сейчас?

    Нет проблем. Позвольте нам отправить вам загружаемый PDF-файл, чтобы вы могли прочитать его, когда вам удобно…

    Решение о том, какую книгу вы хотите написать, должно стать вашим первым шагом. Изображение через Kaboompics

    2. Запишите свои существующие идеи

    Мы все еще находимся на невероятно ранней стадии, поэтому существующие у вас идеи могут быть очень простыми, и это нормально.

    Ограничьте свои заметки основным:

    • Имена персонажей
    • Аспекты/черты окружения
    • Любая имеющаяся у вас информация о сюжетной линии. Это могут быть такие вещи, как начало или концовка, или даже основной конфликт, но это также могут быть мелкие детали, такие как фрагменты диалога или случайные сцены.

    Используйте этот момент в процессе как «информационный дамп». По сути, вы записываете все и все, что вы знаете о книге на данный момент.

    Скорее всего, это будет основа вашего романа.

    Возьмите чистый лист бумаги и начинайте строчить! Запишите все идеи, которые у вас есть до сих пор. Изображение через Kaboompics

    3. Проработайте свои основы

    Здесь мы переходим к мельчайшим основам книги: вашим персонажам, сюжету, жанру и голосу. Крайне важно, чтобы все эти элементы были детально проработаны, если вы хотите разработать всеобъемлющий и эффективный план для своего романа.

    Персонажи

    Персонажи — один из самых важных аспектов романа, который нужно правильно передать. Именно персонажи и их действия двигают повествование вперед и заставляют читателей продолжать переворачивать страницу.

    Вот список персонажей, которые понадобятся вашему роману:

    Главные герои/главные герои

    Главный герой или главный герой — это персонаж, вокруг которого основан ваш роман. Часто герой или героиня, главная героиня порождает действие истории и вызывает интерес и сочувствие читателя.

    Обычно они сталкиваются с конфликтом, который должны разрешить или смириться.

    Примеры:

    • Гарри Поттер из серии Гарри Поттер Дж. К. Роулинг
    • Бильбо Бэггинс в Хоббит Дж. Р. Р. Толкиена
    • Элизабет Беннетт в Гордость и предубеждение Джейн Остин
    • Китнисс Эвердин в фильме «Голодные игры» Сюзанны Коллинз
    • Шерлок Холмс в Собака Баскервилей Ким Ньюман
    Антагонисты

    Антагонист — это тот, кто выступает против главного героя/главного героя, борется с ним или соревнуется с ним.

    Часто они противники героя или главного героя романа.

    Примеры:

    • Волдеморт в серии Гарри Поттер Дж. К. Роулинг
    • Смауг в Хоббит Дж. Р. Р. Толкиена
    • Мистер Дарси (по большей части) в Гордость и предубеждение Джейн Остин
    • Президент Сноу в фильме «Голодные игры» Сюзанны Коллинз
    • Профессор Джеймс Мориарти в Собака д’Эрбервиллей сэра Артура Конан Дойла
    Наставники

    Хотя это несколько говорит само за себя, оно также может нарушать правила.

    Традиционно наставник — это кто-то старше и мудрее главного героя, который ведет его через процесс принятия решений в повествовании.

    Однако это не всегда помогает главному герою и часто является причиной конфликта в истории.

    Властные игроки

    Опять же, несколько самоочевидно: в вашем романе сильные игроки, хорошие или плохие, могут изменить ход истории.

    Второстепенные персонажи

    Думайте о своих второстепенных персонажах как о поддержке ваших главных героев. Эти персонажи должны взаимодействовать с вашими главными героями и помогать продвигать повествование вперед своими действиями и реакциями.

    ***

    Важно помнить, что персонажей не обязательно ограничивать одной ролью. Например, Дамблдор в «Гарри Поттер » — наставник, но он также и сильный игрок. Точно так же Волан-де-Морт — антагонист, но также и сильный игрок.

    Думать о том, где ваши персонажи сидят в этих ролях, важно, но так же важно мыслить нестандартно и нарушать правила.

    На данный момент мы еще не делаем подробные профили персонажей . Эта часть процесса заключается в том, чтобы понять, кто и какие роли будет играть, и убедиться, что ваш актерский состав достаточно хорошо подобран, чтобы увидеть вас на протяжении всего романа.

    Пока что придерживайтесь имен, возраста, целей и всего остального, что приходит на ум.

    Выстройте в ряд всех основных и второстепенных действующих лиц вашего романа, четко указав, какие роли они будут играть. Изображение предоставлено: Unsplash

    Сюжет

    Сюжет — это события повествования — что происходит и когда это происходит.

    Три шага

    Давайте рассмотрим это в три основных шага:

    Шаг первый: Узнай конец своей книги.

    Шаг второй: Узнайте начало своей книги.

    Шаг третий:  Заполните середину любыми конфликтами, поворотами событий или сценами, о которых вы уже подумали в ходе первоначального мозгового штурма.

    При планировании сюжета романа невероятно важно знать концовку. Знание концовки дает вам цель, к которой нужно двигаться, и позволяет вам действительно сосредоточиться на том, как вы собираетесь туда добраться.

    Начало также имеет решающее значение, так как именно эту часть вы отправите издателям, когда напишете свой роман и доработаете рукопись.

    Не обязательно, чтобы все было идеально прямо сейчас, но важно, чтобы вы долго и тщательно думали о том, где вы хотите, чтобы эта книга начиналась, и почему она должна начинаться именно там.

    Вскоре мы заполним пробелы…

    Это часть серии?

    Сейчас самое время подумать, является ли этот роман отдельной книгой или частью серии.

    Если это отдельная игра, вы должны убедиться, что ваша концовка отражает это, если только вы не оставляете ее открытой.

    Однако, если вы планируете серию, то мы здесь задержимся немного дольше…

    В серии вам нужны отдельные сюжеты для каждой книги, а также общий сюжет для всех.

    Вы заметите, что в «Гарри Поттер » каждая книга имеет собственное повествование, наполненное конфликтами и развязками, но конечный сюжет — это победа Гарри над Волан-де-Мортом, и он охватывает все семь книг.

    Прежде чем приступить к написанию романа или сериала, вам нужно знать, как они начинаются и, что более важно, чем заканчиваются. Изображение через Kaboompics

    Жанр и озвучка

    Это может показаться очевидным, но вы будете удивлены тем, как много авторов начинают писать, прежде чем у них есть четкое представление о жанре и стиле, в котором они хотят писать.

    Подумайте о жанре для Момент: триллер, мелодрама, научная фантастика, литературная фантастика… Все эти жанры объединяет то, что они определяют вашу целевую аудиторию.

    Знание целевой аудитории означает знание того, какой язык использовать, какие темы наиболее актуальны и эффективны и т. д.

    Если вы не имеете в виду целевую аудиторию, когда пишете свой роман, отправка вашей работы издателям будет невероятно сложной. Помните, что ваша книга может относиться к нескольким жанрам, если вы знаете, что это такое.

    Возможно, вы уже знаете это из своего первого мозгового штурма, но если нет, то сейчас самое время подумать об этом.

    Ранний выбор жанра означает, что вы сможете гораздо раньше разработать голос/тон своего романа и избежать необходимости переделывать его позже.

    Также попытайтесь решить, хотите ли вы использовать первое, второе или третье лицо. Точка зрения, с которой читатель смотрит на историю, невероятно важна, когда дело доходит до успеха книги.

    Что также поможет в реализации вашего нового плана, так это усовершенствование вашего стиля. Возьмите рассказ или эссе, которое вы написали в прошлом, и изучите его стиль. Практикуйте следующее:

    • Используя простой язык.
    • Сокращение длинных предложений или разделение их на два предложения.
    • Устранение излишней квалификации, такой как «очень много».
    • Не использовать ненужные ссылки на самих себя, такие как «я думаю» или «я верю».
    • Выбор активного голоса.
    Прежде чем начать писать, отточите свой стиль и хорошо изучите свой жанр. Изображение через Kaboompics

    4. Заполните пробелы

    Когда мы обсуждали сюжет, мы упомянули заполнение пробелов. Ну вот, и вот как это сделать…

    Будьте в курсе самых популярных сообщений на Writer’s Edit.

    Сюжет и подсюжет

    К настоящему моменту вы уже знаете основные события романа – начало, середину и конец. Но как насчет остальных?

    В романе содержится гораздо больше, чем три простых события. Сейчас самое время «заполнить пробелы» и дополнить свою историю более подробной информацией.

    Подумайте о дополнительных сюжетах. Что еще происходит в вашем романе, кроме того, что ваш герой добирается из точки А в точку Б (например)?

    Есть ли в основе история любви? Родословная вашего главного героя находится под вопросом? Возможно, лучший друг вашего главного героя скрывает секрет? Все это может выступать в качестве подсюжетов к вашему основному всеобъемлющему повествованию.

    Здесь также вступают в игру ваши второстепенные персонажи, наставники, сильные игроки и т. д. Это ваша поддержка актеров; они существуют для поддержки любых аспектов вашего романа, которые вам нужны, так что используйте их правильно.

    После того, как вы определились с сюжетами и подсюжетами, вы должны начать думать о конкретных сценах, которые помогут вам достичь этих целей.

    Вам нужны сцены, раскрывающие характер, и сцены, продвигающие историю вперед. Это физическое путешествие? Или эмоциональный?

    Выясните, какие сцены могут помочь изобразить эти аспекты и где в романе они расположены.

    Хотя эта часть нашего руководства, безусловно, посвящена «заполнению пробелов», это не означает, что вы не можете придумывать вещи, когда будете писать позже, или изменить свое мнение в дальнейшем.

    Эти упражнения предназначены для создания основы, которая поможет вам начать писать. Фреймворк можно снять и переставить по своему усмотрению.

    Вам нужно будет сплести нити своих сюжетов и подсюжетов вместе, убедившись, что в истории нет пробелов. Изображение предоставлено: Deepay через Flickr Creative Commons

    Профили персонажей

    Вы должны знать своих персонажей наизнанку; от того, как они ходят, до того, как они пьют кофе. Это много нужно знать, но, что еще важнее, вам нужно иметь эти знания , прежде чем вы начнете писать .

    Естественно, вы узнаете кое-что о своих персонажах по ходу дела (это половина удовольствия), но если вы будете хорошо знать их с самого начала, вам будет намного легче добраться до конца вашего романа.

    Запомните отличительные черты персонажей и убедитесь, что они есть у всех. Все персонажи могут звучать одинаково, но у них должны быть очень разные голоса, внешность и предыстория.

    Вот несколько вопросов, связанных с персонажем, которые вам нужно задать себе:

    Рассматривали ли вы создание профиля персонажа?

    Для каждого из ваших главных героев создание профиля персонажа может творить чудеса, открывая подлинные подробности о них.

    Профиль персонажа предлагает вам ответить на определенные вопросы с точки зрения вашего персонажа. Хотя иногда они кажутся немного экстравагантными, они часто рождают новые идеи и помогают авторам создавать более круглых персонажей.

    Все ли ваши персонажи важны для истории?

    Если бы вы могли убрать кого-то из истории, а история не изменилась бы — это говорит о том, что этот персонаж , а не нужен.

    Не усложняйте свой роман огромным актерским составом. Это только вызовет у вас головную боль в дальнейшем.

    Это также будет означать, что более важные персонажи не так развиты, как могли бы быть.

    Читатель также расстроится, если внимание будет обращено на менее важных персонажей.

    Получите бесплатное сочинение беллетристики Загрузить набор сейчас

    Этот набор, содержащий в общей сложности более 20 000 слов, содержит советы по планированию, написанию, редактированию и публикации вашего романа. Кроме того, присоединяйтесь к нашему списку адресов электронной почты, чтобы оставаться в курсе последних событий.

    Насколько силен ваш главный герой?

    Убедитесь, что у вас достаточно хорошо проработана предыстория и хороший прогноз того, куда вы собираетесь привести этого человека.

    Это персонаж, который будет тащить вашего читателя за руку по вашей книге, поэтому вы хотите, чтобы он оказал влияние. Может ли читатель легко понять их? Вот десять вещей, в которых нуждается великий персонаж.

    Еще вопросы…
    • Отличаются ли ваши персонажи?
    • У них разные голоса, внешность и происхождение?
    • Каковы их мотивы?
    • У вашего главного героя есть сильный антагонист?
    • Отличаются ли ваши второстепенные персонажи друг от друга?
    • У всех ваших персонажей одинаковые поговорки?
    Вы должны знать все о своих персонажах, чтобы убедительно изобразить их в своем романе. Изображение предоставлено: Рэйчел Х через StockSnap Creative Commons

    Создание мира

    Создание мира предназначено для тех из вас, кто пишет фантастические, научно-фантастические или даже постапокалиптические романы. Здесь вы должны построить чужой мир с нуля настолько подробно, чтобы читатель мог представить его для себя.

    Это вводит совершенно новую игру в планировании вашего романа. К счастью для вас, у нас есть полное руководство по созданию мира прямо здесь. В нем подробно рассказывается, как создавать воображаемые и альтернативные миры, а также реальные локации.

    Сеттинг

    Не путать с построением мира, сеттинг имеет отношение к каждому когда-либо написанному роману, рассказу, стихотворению, пьесе или фильму.

    Сеттинг вашего романа можно использовать не только как фон для происходящих действий.

    Сеттинг может помочь продвинуть историю вперед; например, такая простая вещь, как изменение погоды, может запустить цепочку реакций.

    Чтобы помочь спланировать, изучите область, которую вы используете для своей обстановки, или хотя бы что-то подобное. Обратите внимание на флору и фауну, погоду и расстояние между местами.

    Вы также можете использовать карты. Используются ли они на самом деле в вашем романе или нет, зависит от вас, но карты могут быть использованы для вдохновения с точки зрения местности, того, как изложена земля и насколько обширными могут быть настройки.

    Планы этажей домов также могут быть полезны, если у вас есть несколько сцен в одном доме. Планируя это заранее, вы избежите путаницы, когда позже вы обнаружите, что вам нужен дом с террасой с тремя спальнями, а не квартира-студия.

    История также очень важна для сеттинга, особенно если вы используете место в реальной жизни. Например, есть ли на земле шрамы от прошлых времен? Как изменилась земля с течением времени, и были ли ваши персонажи там, чтобы засвидетельствовать это?

    Знайте все, что нужно знать о вашем окружении, будь то реальное место или воображаемый мир. Изображение предоставлено: Крис Лоусон через StockSnap Creative Commons

    5. Создайте временную шкалу

    Создайте временную шкалу основных событий романа в хронологическом порядке. Это не означает, что ваше повествование должно быть линейным, но вам нужно знать, как все происходит, прежде чем вы сможете их смешивать.

    Создайте список сцен, то есть всех сцен, которые вы уже знаете, и поместите их в хронологический список. Пока вы делаете это, вы можете обнаружить, что в результате вам приходит еще больше сцен.

    Разделите сцены на главы. Это должно дать вам приблизительное представление о том, насколько длинными будут ваши главы и каким будет темп вашего романа.

    Более короткие и четкие сцены и главы делают роман более динамичным, в то время как более длинные и описательные фрагменты текста делают роман более медленным.

    Создание временной шкалы поможет выявить темп вашего романа и указать на проблемы, которые вам необходимо решить, прежде чем приступить к этапу написания.

    Организуйте свой роман с хорошо продуманным графиком. Изображение через Kaboompics

    6. Обслуживайте своих читателей

    Это возвращает нас к нашему предыдущему моменту, когда мы знали вашу целевую аудиторию. К настоящему времени вы должны точно знать, чего ваши читатели хотят от вашего романа, и рассмотрение вашего плана на этом этапе позволит вам удовлетворить их.

    Независимо от вашей читательской аудитории, вы должны убедиться, что в вашем романе НЕТ следующего:

    • Скучные биты
    • Части, в которых логика вашего мира выходит за рамки (иначе называемые сюжетными дырами)
    • 90 109 Пробелы, из-за которых читатель не будет знать, почему что-то произошло.
    Обязательно помните о своих читателях при планировании и написании романа. Изображение с Kaboompics

    7. Начните писать свой роман

    К настоящему времени у вас будет куча заметок, временных рамок и профилей персонажей, которые можно использовать в качестве справочного материала, когда вы решите, что готовы начать писать, поэтому вот несколько последних советов:

    • Существует такая вещь, как слишком много планирования. Не позволяйте себе слишком долго откладывать непосредственное написание и не планируйте так много, чтобы в вашем письме не было спонтанности — где бы в этом было веселье?
    • Не бойтесь передумать.