Как написать план произведения? — Литературная мастерская
Опубликовано в рубрике Писательское мастерствоОпубликовано 32 комментария
Сегодня в качестве продолжения рубрики «Писательское мастерство» я предлагаю возобновить разговор о составлении плана произведения. В прошлый раз мы разобрались, что же такое план, для чего он нужен, и почему без него значительно хуже, чем с ним. Сегодня мы разберемся, как этот самый план составлять.
Скажу сразу, не существует какой-либо единой унифицированной формы составления плана. У каждого свой взгляд на вопрос, и здесь я буду излагать те принципы, опираясь на которые, строю план сам. Соображения эти не взялись с потолка, а прошли крепкую обкатку практикой. Вы же вольны воспользоваться моим опытом, как, впрочем, и пропустить его мимо ушей. Выбор за вами.
Синопсис.
Обычно я начинаю составление плана с написания синопсиса. Хотя такая формулировка не совсем верна: те несколько скупых предложений, в которые умещается суть рассказа, не являются синопсисом в обыденном понимании, так как здесь синопсис не получается в процессе сжатия истории, а как раз наоборот – он-то и является источником основной массы, «мяса» произведения. Но на первоначальном этапе я не ставлю амбициозных целей, мне достаточно лишь четко сформулировать основную идею текста и держать ее перед глазами, дабы она не затерялась в дальнейшем, и сюжетные линии не увело куда-нибудь в дебри.
После того, как синопсис написан и сформулирована главная идея текста, я начинаю кратко описывать события истории. Порой этот шаг занимает у меня несколько недель. Взявшись выстраивать сюжетную линию, обычно быстро натыкаешься на пустоты – места, которые еще не продуманы, и что там будет происходить еще совершенно не ясно. Именно заполнение сюжетных оврагов, продумывание переходов и мостов и отнимает большую часть времени при подготовке к написанию. Однако важно понимать, что скрупулезно продуманный сюжет является тем незыблемым скелетом, на который нарастает плоть шикарной истории. Проверено на личном опыте: чем больше времени уделяется проработке сюжета, тем обычно качественнее результат. Но я не настаиваю, что над рассказом нужно раздумывать год, порой все идет настолько удачно, что пасьянс складывается за пару вечеров. Тут, как и везде, нужна золотая середина, главное – не потерять интерес к произведению.
Карточки персонажей.
Параллельно с выстраиванием сюжетных линий я занимаюсь заполнением карточек персонажей. Эта вещь не обязательная, но крайне желательная. Причем, чем длиннее и масштабнее намечается произведение, тем подробнее должны быть характеристики героев. Этому элементу работы я посвятил отдельную статью «Как составить подробную карточку персонажа», обязательно ознакомьтесь с ней, а здесь я лишь коротко перечислю основные моменты, которые обычно заношу в карточку действующих лиц:
- Имя персонажа, его прозвище.
- Роль (место в истории) и профессия (главный антагонист, друг главного героя, наставник и т.д.).
- Возраст.
- Рост и телосложение.
- Описание внешности. Я никогда не составляю фоторобот (цвет и длина волос, цвет глаз, форма ушей и носа, толщина бровей, размах ноздрей и длина ресниц), а использую только характерные отличительные детали внешности вроде длинного носа, сутулости или хромоты, бороды или усов, крупных родимых пятен на лице и т.д. Вообще, чем ярче подобранные детали, тем лучше запоминается персонаж, тем проще за него цепляется внимание читателя. Только ради бога, не переборщите с экзотикой – если каждый второй поц будет хромым и горбатым карликом, изнемогающим от чесотки, вряд ли кто-либо оценит ваши старания.
- Черты характера. Как то: раздражительность, угрюмость, беззаботность, доверчивость, мнительность – все то, что отличает персонаж от других в психологическом плане.
Но здесь все очень субъективно. Вы можете расписать в плане целый букет разнообразных качеств, но если сюжет будет ставить героя только в однообразные ситуации (где он проявляет, скажет, только трусость и малодушие), то и образ получится однобоким. Сюжет и характеры взаимосвязаны, и понимание этих связей позволяет работать над текстом на совершенно ином уровне, но об этом в других статьях блога. Пока же хочу заметить, что для писателя по жизни чрезвычайно важна наблюдательность; я считаю, что автор должен постоянно культивировать ее в себе, ведь очень многие детали и даже сюжеты берутся из повседневности. Порой наши знакомые и коллеги вытворяют такое, что не придет в голову ни одному, даже самому креативному литератору. А такие нестандартные проявления – и есть лучший материал для построения ярких неповторимых образов. В общем, глядите в оба и не забывайте записывать. - Мотивы. Чего хочет добиться герой? Сообразно каким интересам и принципам он действует.
- Одежда. Иногда тоже может послужить хорошим подспорьем для обрисовки характера. Персона, предпочитающая яркие краски, все-таки чем-то отличается от того молчуна в черной потертой кожанке, не так ли?
Подобные карточки полезно составлять для всех мало-мальски значимых персонажей в вашей истории.
Карта. Карточки локаций.
Следующий элемент составления плана – это изображение карты. Конечно, потребность в ней есть не всегда, однако зачастую героям приходится перемещаться в пространстве, а иногда и в придуманном автором мире. Чтобы не запутаться и не заблудиться, полезно нарисовать карту. Вместе с ней можно завести и карточки локаций. В них мы просто коротко описываем места, в которых происходят события (если это город, то достопримечательности и основные улицы; если комната или квартира – то обстановка). Все это позволит создать глубину мира, в котором разворачивается сюжет. И вот еще небольшой совет по поводу названий: старайтесь избегать странных, чуждых русскому языку фонетических нагромождений вроде Бильдыма, Шмонца, Киндельсвельгена и прочего. Лучше брать осмысленные, образованные от русских слов названия: Двуречье, Высокий Камень, Белая Скала. И смысловую нагрузку заложите и от родного звучания не отойдете.
Сцены.
После того, как написано краткое изложение событий, я приступаю к формированию сцен – отдельных сюжетных блоков, где происходят те или иные события (в том числе и диалоги) в короткий промежуток времени. На работу со сценами я стараюсь делать основной упор. Главное, понимать, что каждая сцена должна каким-то образом менять положение дел в произведении. Это может быть и резкий сюжетный поворот (вскрытие обмана, например) или изменение психологического состояния героя (апатия после краха надежд) – решать вам, но каждая сцена должна иметь какой-то известный вам и понятный читателю смысл. Более подробно об этом читайте в статье «Как написать идеальную сцену«. Сейчас же мы пришли к тому, что в моем плане образовался самостоятельный список следующих друг за другом сцен.
В общем-то, на этом все. Подобного супового набора вполне достаточно, чтобы написать добротный интересный рассказ. В работе же над романом я практиковал составление одного общего главного плана и отдельных миниатюрных планов каждой главы. Но об этом уже в следующий раз.
Обязательно прочитайте статью «Подготовка к написанию книги«, которая отлично дополняет материал этой записи.
Следите за обновлением блога. До скорых встреч!
Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!
Составляем план художественного произведения
Этот проект является платным. | Подробнее |
Язык проекта:
План произведения помогает при пересказе точно сформулировать главную мысль текста и в краткой форме последовательно отразить важные моменты содержания прочитанного.
Поучаствуйте в проекте и получите знак отличия.
Мне нравится Проект нравится 1 участнику
План произведения — это краткое изложение содержания текста с использованием ключевых (главных) фраз. В плане последовательно отражаются все эпизоды. Пользуясь планом текста, можно более полно и точно пересказать его письменно или устно.
Планы бывают разные: вопросные, назывные, картинные, комбинированные и т. д. Про особенности каждого из них вы можете узнать в статье «Какие виды планов можно составить при работе с текстом?». Вы найдёте эту статью в медиатеке проекта.
Чтобы составить план текста, надо выполнить следующие действия:
- Прочитать его, то есть познакомиться с содержанием произведения.
- Поразмышлять, о чём произведение, и определить тему и основную мысль текста.
- Разделить текст на части: начало, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Выделить в каждой из них главную мысль.
- Озаглавить каждую часть текста, используя ключевые (главные) слова и важные предложения каждой части текста.
- Записать эти заголовки.
Это и есть план произведения.
Чтобы проверить, правильно ли он составлен, надо выполнить следующие действия:
- Прочитать произведение повторно. Проверить, все ли главные мысли отражены в плане, не пропущены ли важные эпизоды. Оценить, насколько составленный план отражает содержание произведения и помогает вспомнить содержание.
- Пересказать кратко или подробно произведение, используя составленный план.
- Проверить: соотнести содержание текста с планом и убедиться, что в плане отражается всё самое важное в содержании текста.
Давайте попробуем составить планы художественных произведений.
Ключевые слова:план, текст, произведение, изложение, содержание, основная мысль, части плана, ключевые слова, тема произведения, части текста, абзац, пересказ произведения
Перейти к разделу Исследование
- Автор проекта
- globallab
Планирование написания — академическое письмо
Прежде чем приступить к написанию, рекомендуется убедиться, что вы понимаете свою задачу и имеете представление о том, как вы будете распределять свое время при выполнении задания.
Планирование полезно, потому что оно может помочь вам организовать свои мысли и расставить приоритеты в том, как вы представляете информацию.
Планируя свое письмо:
- Более вероятно, что у вас получится последовательная аргументация
- Вы можете разработать логическую структуру и конечную точку вашего письма, прежде чем начать процесс
- Вам не придется заниматься всеми своими сложными размышлениями об аргументах, структуре и т.
- Вы с большей вероятностью будете придерживаться цели
- Спайдер-диаграммы / Визуальные планы
- Маркированные точки / Линейные планы
- Простой план сочинения
- Серийный план сочинения
- Хронологический план
Этот метод, также известный как интеллект-карты, включает в себя размещение всех основных идей на странице с ключевыми словами и фразами, связанными с вашим центральным вопросом. Этот метод является гибким и творческим — вам не нужно беспокоиться о том, чтобы упорядочить свои идеи, важнее сначала реализовать все свои идеи. Для получения дополнительной информации посмотрите видео ниже:
Маркированные пункты / Линейные планы
Для некоторых учащихся создание списков или маркеров является более эффективным способом планирования их письма. Этот метод может включать краткое изложение основных моментов по каждой теме письма или более подробный план с подпунктами и примечанием доказательств в поддержку каждого пункта (включая источники, номера страниц и т. д.). Использование набросков или маркированных списков позволит вам увидеть, как идеи следуют одна за другой.
На следующих вкладках показаны некоторые примеры планов эссе, связанных с использованием линейного плана:
Инструментальные набор
Раздача для печати
Добавить ссылки здесь
С Валовые кабины
Книги
Эффективные исследования. Цена; Пэт МайерСправочник по навыкам обучения Стеллы Коттрелл
Академическое письмо Джанет Гилтроу
Навыки обучения Джона Кеннеди; Грэм Лоулер (редактор)
Блестящие советы по написанию эссе для студентов. Джулия Копус.
Основы написания эссе. и письменные задания (Ноттингем)
Планирование и письмо (Оксфорд)
Назначить встречу
Индивидуальные встречи можно назначить с вашими консультантами по академическим навыкам в вашей предметной области.
Учащиеся из Ипсвича могут записываться на две встречи в неделю (если вы являетесь учащимся Learning Network, обратитесь в свою библиотеку) —
- до 1 часа с консультантом по академическим навыкам
Встречи запланированы на 30-минутные интервалы.
Назначить встречу
- << Предыдущая: Чтение и ведение заметок
- Следующая: Структурирование письма >>
ПЛАНИРОВАНИЕ + ЗАПИСЬ — Teacher ToolBox SRSD Strategies
Что: Эта стратегия письма предоставляет мнемонический прием для организации мышления учащихся при написании эссе.
PLAN + WRITE — написание эссе по мнемонической стратегии. Эта стратегия предназначена для обучения студентов стратегиям планирования, составления и редактирования текста, а также знаниям и навыкам, необходимым для поддержки этих процессов. (ДеЛаПаз и Грэм, 2002). Эта стратегия организует и направляет процессы планирования и написания эссе.
Почему: Умение эффективно писать является важным навыком для академической успеваемости. Однако прежде чем начать писать, студенты должны уметь планировать свое письмо. Планирование является критическим элементом в квалифицированном письме. Студенты колледжей посвящают планированию около четверти своего письменного времени (Kellogg, 1987). Опытные писатели планируют не только то, что они будут писать, но и то, как они это будут писать. Они устанавливают цели для своего письма, структурируют свои идеи и учитывают свою аудиторию (DeLaPaz & Graham, 2002).
Согласно DeLaPaz and Graham (2002), дети школьного возраста не тратят много времени на тщательное планирование того, что они напишут заранее, и даже когда они это делают, эти планы обычно несложны.
«Квалифицированные писатели активируют и координируют впечатляющий набор умственных операций, навыков и знаний, когда они составляют планы, черпают идеи из памяти, развивают концепции, систематизируют идеи, создают письменные черновики, реконцептуализируют планы, редактируют текст и т. д. ( Грэм и Харрис, ДеЛаПаз и Грэм, 2002).
С кем: Доказано, что стратегии письма SRSD эффективны для всех учащихся-подростков. (Graham & Perin, 2007). Было также специально продемонстрировано, что они оказывают положительное влияние на учащихся с трудностями в обучении и эмоциональными расстройствами. (Гувер и др., 2007). Студенты должны были предварительно ознакомиться с эссе из 5 абзацев.
Когда: Стратегии, которые преподаются с использованием структуры SRSD, как правило, не предназначены для использования в специально разработанных задачах в учебной среде. Скорее, цель состоит в том, чтобы учащиеся применяли эти стратегии вне непосредственной учебной среды. Следовательно, эту стратегию следует преподавать в условиях SETSS, во время периодов AIS или в качестве альтернативной стратегии обучения во время занятий по ИКТ. Цель состоит в том, чтобы учащиеся обобщили свое понимание стратегии и применяли ее в различных условиях обучения в течение дня.
Как/процедура: ПЛАН + НАПИСАТЬ особенно эффективен для планирования и написания описательных эссе.
Используя стратегию обучения SRSD, студентов научат как планировать, так и писать эссе. Шаги для ПЛАН следующие:
1. P обратите внимание на подсказку (это поможет учащимся полностью обдумать подсказку – укажите и подчеркните, о чем их просят написать)
2. L основные идеи
3. A dd вспомогательные идеи
4. N пронумеруйте основные моменты (или идеи)
Вторая мнемоника, НАПИСАТЬ, помогает учащимся продолжать процесс планирования при написании своего эссе.