Содержание

Зачем нужна читательская грамотность и как сформировать ее у школьника? — Группа компаний «Просвещение»

О функциональной грамотности и ее важнейшей разновидности — читательской грамотности — на вебинаре рассказал Виктор Федоров, методист Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы, учитель русского языка и литературы «Цифровой школы». Он является одним из авторов пособий по формированию функциональной грамотности, выпущенных издательством «Просвещение».

Ни для кого не секрет, что жизненные условия меняются постоянно. С раннего детства каждый знает сказку о Буратино, которого обманули лиса Алиса и кот Базилио. Им удалось это сделать, потому что он вовремя не получил образование — не воспользовался своей «Азбукой».

Точно так же угрозы подстерегают и современного человека, не получившего необходимые знания, — например, в интернете, когда мошенники просят назвать номер кредитной карты, или при совершении покупок, когда переплачиваешь за товары и услуги из-за нежелания получить о них исчерпывающую информацию.

Люди подписывают банковский договор не читая, а потом удивляются, откуда берутся высокие проценты и иные неприятные условия.

Все это происходит, потому что мы живем в информационном мире, и количество информации, поступающей через разные каналы, растет по экспоненте. Необходимо учиться с этой информацией работать, структурировать ее, сортировать, относиться с известной долей критики и выбирать ту, которая нужна.

Великий психолог и лингвист А.А.Леонтьев писал, что функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это означает, что функциональная грамотность не может быть «привязана» к какому-то одному предмету. Все, что человек узнает в течение жизни, способствует расширению его функциональной грамотности. Все, что помогает решать жизненные задачи, все, что можно применить как рабочий инструмент, делает его сильнее.

Существуют разновидности функциональной грамотности, в числе которых — читательская, математическая, естественно-научная, компьютерная, юридическая, экономическая. Среди этих разновидностей читательская грамотность занимает самое особое место. Речь идет о способности человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Наш мир есть текст, вся получаемая информация — так или иначе организованный текст.

Именно читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности. Точно так же русский язык — не только предмет, но и средство обучения. Невозможно решить математическую задачу, не прочитав условие, не разобравшись, о чем нас спрашивают. Любая задача по другим школьным предметам начинается с текста, пусть и специфического, но требующего применения обычных правил. Не зная русского языка, невозможно общаться с друзьями или качественно проводить переговоры, убеждать в чем-то собеседника, слышать его аргументы, взаимодействовать с государственными структурами.

Функциональную и читательскую грамотность можно сравнить с мышцами, которые необходимо накачивать, а успех зависит от вложенного времени и усилий.

Чтобы процесс формирования функциональной и читательской грамотности был более организованным и структурированным, авторским коллективом в сотрудничестве с издательством «Просвещение» была подготовлена серия специализированных задачников. В школах Москвы она уже успешно апробирована, есть отзывы учителей, которые с ними работают.

В основе каждого задачника — тексты, к каждому из которых прилагается блок заданий. Это тексты об особенностях мышления и поведения человека, страноведческие и художественные, о живой природе и техносфере. Предпочтение авторы отдают современным текстам. При подборе также учитывались результаты международных сравнительных исследований качества образования, использовался межпредметный подход. Зачастую обучение в рамках одного предмета происходит изолированно, но это неправильно с точки зрения функциональной грамотности. Наши жизненные задачи нельзя «уложить» ни в один предмет, и это означает, что при анализе предъявляемых текстов нужно опираться на разные знания.

С этим связан и принцип разнообразия ситуаций, контекстов, в которых ученикам предлагается поработать, — учебные, личные, деловые и другие. Используются разные источники информации, которые нужно между собой сравнивать и из которых можно заимствовать недостающую информацию. На материалах текстов можно демонстрировать разные приемы работы. Очень мало заданий, предполагающих однозначный правильный ответ, — в большинстве случае правильных ответов может быть больше одного, и это плохо укладывается в умы наших учеников, хорошо научившихся работать по шаблону и с трудом от него отходящих.

Еще одна особенность текстов — опора на личный опыт ученика. Чем скорее он узнает себя в той или иной ситуации, тем больше вероятность, что он будет внимательнее, сможет увидеть конкретные инструменты, помогающие улучшить собственную жизнь.

В описаниях международных исследований качества образования определены несколько уровней функциональной грамотности:

  • 1-й уровень: низкий уровень элементарных знаний и небольшая вероятность успешного выполнения заданий;
  •  2-й уровень: умение применить имеющиеся знания и навыки в простейших жизненных (неучебных) ситуациях;
  • 3-4 уровень: способность использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации;
  • 5-6 уровень: умение самостоятельно мыслить, анализировать и выдвигать собственные гипотезы и использовать имеющиеся знания для решения жизненных задач.

Среди ключевых элементов работы с текстом выделены следующие.

  • умение найти связь предложений в тексте;
  • умение анализировать структуру текста;
  • умение вычленить главную и второстепенную информацию в тексте;
  • умение работать с неявно заданной информацией;
  • умение проанализировать информацию условия задачи и структурировать имеющуюся там информацию;
  • умение оценивать достаточность представленной информации или ее избыточность;
  • умение извлечь необходимую информацию для ответа на вопрос;
  • умение устно и письменно осмыслять и оценивать полученную информацию — оценивать получившийся результат.

Авторы учебных пособий рекомендуют учителям вводить элементы заданий, ориентированных на формирование функциональной грамотности, в свою педагогическую практику.

Начинать это делать нужно чем раньше, тем лучше.

Рекомендуемая литература

Федоров В.В., Богомазова С.В., Гончарук С.Ю. и др. Формирование функциональной грамотности. Сборник задач по русскому языку для 8-11 классов

Гончарук С.Ю., Фёдоров В.В. Русский язык. Задачник по функциональной грамотности.

что это и как ее развивать

Современный мир требует переосмысления педагогических подходов в обучении школьников. Все чаще высказываются мысли о необходимости развивать у школьников функциональную грамотность. Разберемся, в чем ее ценность и какие инструменты применять педагогам

Что такое функциональная грамотность

Понятие функциональной грамотности школьников появилось в 1970-е годы и подразумевало совокупность навыков чтения и письма для решения реальных жизненных задач. За следующие 40 лет функциональная грамотность в обучении и развитии школьников приобрела большую значимость, чем базовая. Сегодня функционально грамотный ученик — индикатор качества образования.

Одних академических знаний в жизни теперь недостаточно. Акцент смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях.  

Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью:

  • успешно решает разные бытовые проблемы;
  • умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
  • использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
  • выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.  

Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один урок, процесс повышения функциональной грамотности логично встроен в учебную программу нескольких лет. 

Преимущества функциональной грамотности

На рынке труда востребованы те специалисты, которые способны быстро реагировать на любые вызовы, осваивать новые знания и применять их в решении возникающих проблем. Это и есть функционально грамотные люди. Если учащийся сумел приобрести такие навыки, он будет легко ориентироваться в современной реальности.

Некоторым педагогам кажется, что обучить функциональной грамотности сложно. Однако если следовать всем педагогическим наработкам, детям становится интереснее учиться, а учителю — работать. 

Анализ метапредметных результатов обучения показывает, что акцент на функциональной грамотности делает ребят вовлеченными в познавательный процесс, способными анализировать и сегментировать информацию, делать выводы и использовать полученные данные в разных учебных направлениях. Это закономерно повышает успеваемость класса.

Из чего состоит функциональная грамотность

Понятие объединяет читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую и компьютерную грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Речь идет о применении полученных знаний и умений в разносторонней практической жизни.

Пример. Обучающийся прочитал описание природных явлений, но не может ответить на вопросы и обсудить ситуацию. Это говорит о том, что у него отработаны только базовые навыки чтения. Читательская функциональная грамотность делает ученика способным рассуждать, делать выводы, моделировать описанные ситуации в реальной жизни, например, самостоятельно определять температуру воздуха, стороны света, силу ветра, прогнозировать уровень природной опасности.

Читательская грамотность

Федеральный государственный образовательный стандарт включает задачу по формированию функциональной грамотности младших школьников и школьников среднего звена. Например, читательская грамотность — важнейший метапредметный результат обучения.

На уроке обязательно должны быть задания, где нельзя дать однозначный ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему. Это помогает пополнять накопленные знания и достигать определенных целей в жизни, применяя их на практике. 

Примеры. Что бы сделал ты на месте главного героя? Почему автор закончил произведение именно так? Что могло случиться, если бы главный герой поступил иначе?

Важно научиться читать между строк, уметь находить и извлекать важную и второстепенную информацию, замечать различные взаимосвязи и параллели.

Математическая грамотность

Сформировать математическую грамотность поможет правильно заданный вопрос, связанный с практической жизнью.

Пример. Задача об эффективности электромобиля. Дано: количество топлива, которое требуется при эксплуатации автомобиля с ДВС, количество энергии для подзарядки электромобиля, тариф на электроэнергию и стоимость одного литра бензина. В результате решения класс увидит, за сколько лет разница в затратах на содержание автомобиля с ДВС и электрокара достигнет стоимости последнего, то есть он полностью окупится.

Ребенок с математической грамотностью способен использовать знания в различных контекстах, на основе математических данных прогнозировать явления, просчитывать фактическую выгоду и принимать взвешенные решения.

Естественно-научная грамотность

Здесь помогут задания на анализ и сравнение явлений природы, географических карт, процессов в окружающей среде. Чтобы наработать компетенции в области естественных наук, важно грамотно интерпретировать научные данные, проводить практические исследования, объяснять явления природы и находить существующие доказательства.

Пример. Анализ карты сейсмической активности поможет ответить на вопрос, в каком регионе будет комфортнее и безопаснее проживать. Можно предложить старшеклассникам рассчитать оптимальную этажность зданий, которые допустимо возводить в определенных сейсмических и геологических условиях.     

Ученик с естественно-научной грамотностью способен формировать мнение о явлениях и ситуациях, связанных с естественными процессами.  

Глобальные компетенции

Еще один компонент функциональной грамотности — глобальные компетенции. Это способность ученика самостоятельно или в группе использовать знания для решения глобальных задач.  

Ее развитию способствуют задания на нахождение причинно-следственных связей между явлениями, событиями и закономерными последствиями. Ученикам предлагают проанализировать ситуацию и ответить на вопросы в области демографии, экономики, экологии и других мировых проблем.

Ребенок должен уметь управлять своим поведением, открыто воспринимать новую информацию, быть контактным и взаимодействовать в группе. Этот компонент развивает аналитическое и критическое мышление, эмпатию, способность к сотрудничеству. Совместные исследования помогают формировать уважительное отношение к чужому мнению и культуре. Современное образование предлагает совершенно новый уровень развития личности, способной понимать и принимать убеждения других людей.   

Креативное мышление

Сюда относим все, что связано с творчеством в глобальном значении: способность генерировать свои и улучшать чужие идеи, предлагать эффективные решения, использовать фантазию и воображение. Итогом становится критический анализ предложений, который поможет увидеть их сильные и слабые стороны.

Развивать креативное мышление помогает совместная работа над стенгазетой, составление расписания уроков и домашних дел, создание картины на актуальную тему или изображения фантастического животного.                        

Креативное мышление связано не только с творческой активностью, но и с глубоким знанием предмета. Творческий потенциал неразрывно сопутствует ежедневным задачам, решать которые при определенных условиях можно быстрее и проще.

Финансовая грамотность

Грамотность в области финансовых инструментов подразумевает, что школьники знакомятся с базовыми понятиями и учатся принимать решения для улучшения собственного благополучия.

Для того чтобы освоить этот вид грамотности, педагоги моделируют для учеников ситуации с банковскими продуктами, денежными операциями, другими инструментами финансового рынка.

Компьютерная грамотность

Компонент, связанный с компьютерной грамотностью и безопасностью школьников, выходит в последние годы на одно из первых мест. Навык взаимодействия с электронными сервисами требуется уже в начальной школе.

Компьютерная грамотность заключается в умениях:

  • работать с информацией в интернете, искать и анализировать данные, сегментировать их по степени достоверности. 
  • пользоваться электронными сервисами: почтой, облачными хранилищами, базовыми программами;
  • знать правила безопасности и защиты личной информации, управлять личными аккаунтами в соцсетях. 

Способы развития функциональной грамотности школьников

Основные правила

Функциональная грамотность в школе

Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение

Посмотреть программу

Заданий разного вида по развитию функциональной грамотности начального и продвинутого уровня в школе все больше. Они должны быть равномерно распределены в учебном процессе на протяжении всего года.

Их основные особенности:

  • привязка к реальным ситуациям, в которых дети могут представить себя;
  • соответствие возрасту обучающихся;
  • системность и взаимосвязь знаний и факторов.

Формирование функциональной грамотности в начальной школе

Для развития функциональной грамотности у младших школьников важно, чтобы задачи соответствовали их практическому опыту. Близкая детям тема вызывает интерес и вдохновляет искать новые знания. Вместо землекопов и токарей для составления задач лучше выбирать героев любимых мультфильмов и компьютерных игр.

Пример. Задача, которая поможет рассчитать количество пластика для изготовления модели золотого ключика на 3D-принтере. Если перед этой задачей будет проведен увлекательный мастер-класс, дети не смогут оторваться от решения и обязательно предложат свои варианты.

Большую роль в формировании функциональной грамотности в начальной школе играет дополнительное образование. Занятия в кружках развивают творческие способности, креативное мышление, компьютерную и читательскую грамотность. Правильная синхронизация работы педагогов и метапредметные связи помогут быстро развить нужные компетенции.    

Формирование функциональной грамотности в основной школе

В средних и старших классах предлагают постепенное увеличение объема знаний и сложности анализа информации. С детьми можно поговорить о серьезных глобальных проблемах, причинах мировых войн и социального неравенства. Результаты также оценивают по более строгим критериям.

Задания дают на стыке разных наук и межпредметных занятиях, где одновременно изучают историю и литературу, географию и экономику и делают выводы на основе их взаимосвязей. Хорошие результаты демонстрируют самостоятельные и групповые исследовательские работы, проектная деятельность по естественно-научным и социологическим направлениям.

Для развития критического мышления в основной школе анализируют информацию и учатся определять фейки и вирусный контент. Усложняются задания и по финансовой грамотности. Ребятам можно предложить построить свою финансовую пирамиду и рассчитать сроки ее существования.

Формирование функциональной грамотности учеников — задача каждого современного педагога. Это непростой процесс, где от самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.   

Что такое грамотность? | National Literacy Trust

Важность грамотности

Отсутствие жизненно важных навыков грамотности сдерживает человека на каждом этапе его жизни. В детстве они не смогут преуспеть в школе, будучи молодыми взрослыми, они будут исключены из рынка труда, а как родители они не смогут поддерживать обучение своего ребенка. Этот межпоколенческий цикл затрудняет социальную мобильность и более справедливое общество.

Люди с низким уровнем грамотности могут быть не в состоянии читать книгу или газету, понимать дорожные знаки или ценники, понимать расписание автобусов или поездов, заполнять формы, читать инструкции по лекарствам или пользоваться Интернетом.

Низкий уровень грамотности подрывает экономическую конкурентоспособность Великобритании, ежегодно обходясь налогоплательщикам в 2,5 миллиарда фунтов стерлингов (KPMG, 2009). Треть предприятий не удовлетворены навыками грамотности молодых людей, когда они приходят на работу, и примерно такое же количество предприятий организовали корректирующее обучение для молодых сотрудников, чтобы улучшить их основные навыки, включая грамотность и общение.

Обсерватория исследований и политики COVID-19

Наша исследовательская и политическая обсерватория включает самые современные исследования, политику и анализ воздействия COVID-19об обучении, грамотности и благополучии детей и молодежи.

Узнать больше.

Статистика грамотности

Наши исследования лежат в основе наших программ, кампаний и политической работы, направленной на улучшение навыков грамотности, отношения и привычек по всей Великобритании.

  • Дети, которые любят читать и писать, более довольны своей жизнью

    Дети, которым нравится читать, в три раза чаще имеют хорошее психическое здоровье, чем дети, которым это не нравится. Читать далее.

  • 1 из 11 детей из неблагополучных семей в Великобритании говорят, что у них нет собственной книги

    Дети, которые говорят, что у них есть собственная книга, в шесть раз чаще читают на уровне, превышающем ожидаемый для их возраста уровень, чем их сверстники у кого нет книги. Читать далее.

  • Дети, рожденные в общинах с наиболее серьезными проблемами грамотности, имеют одну из самых низких ожидаемых продолжительность жизни в Англии

    Ожидаемая продолжительность жизни мальчика, родившегося в центре города Стоктон (район с серьезными проблемами грамотности), на 26,1 года меньше, чем у мальчика, родившегося в Северном Оксфорде. Читать далее.

  • 1 из 2 детей в Великобритании любит читать

    Только 1 из 2 детей и молодых людей сказал, что им нравится читать в начале 2022 года, что является самым низким показателем с тех пор, как мы впервые задали этот вопрос в 2005 году. Подробнее.

  • 2 из 5 детей в Великобритании любят писать

    В 2022 году 2 из 5 детей и молодых людей заявили, что им нравится писать, что является небольшим улучшением по сравнению с 2021 годом, когда этот показатель был на самом низком уровне, зафиксированном нами с 2010 года. Подробнее.

  • Аудиокниги могут способствовать более широкому распространению грамотности

    1 из 5 детей и подростков заявил, что прослушивание аудиокниги или подкаста вызвало у них интерес к чтению книг. Читать далее.

См. другие отчеты о наших исследованиях.

Уровень грамотности взрослого населения

16,4% взрослого населения Англии, или 7,1 миллиона человек, можно охарактеризовать как обладающих «очень плохими навыками грамотности». Взрослые с плохими навыками грамотности будут исключены из рынка труда, и как родитель они не смогут поддерживать обучение своего ребенка.

Узнать больше.

Дополнительная информация

  • Как грамотность Англии по сравнению с другими странами?

    Чем грамотность в Англии отличается от других европейских стран?

    Узнать больше
  • Образование в Англии, Уэльсе, Северной Ирландии и Шотландии

    Как работает национальная учебная программа в Англии, Уэльсе, Северной Ирландии и Шотландии?

    Узнать больше
  • Грамотность и цифровые технологии

    Какие возможности и проблемы открывают цифровые технологии для детской грамотности?

    Узнать больше

Что такое грамотность?

Грамотность традиционно считалась чтением и письмом. Хотя это важные компоненты грамотности, сегодня наше понимание грамотности включает в себя гораздо больше. Образование Альберты определяет грамотность как способность, уверенность и готовность использовать язык для приобретения, построения и передачи значения во всех аспектах повседневной жизни . Язык рассматривается как социально и культурно сконструированная система общения.

Обучение грамоте детей младшего возраста

С момента рождения ребенка начинается его или ее путь обучения грамоте. Способности детей к грамотности воспитываются в их семьях и общинах. Примеры:

  • младенец улыбается или плачет, чтобы сообщить о своих потребностях родителю
  • малыш произносит свои первые слова
  • маленький ребенок интерпретирует окружающие его символы
  • дошкольник поет песенку и
  • родитель и ребенок смеются над рассказом

Грамотность среди детей школьного возраста

Когда дети поступают в школьную систему, большое внимание уделяется развитию навыков чтения и письма. Дети используют возможности обучения, которые позволяют им взаимодействовать со многими различными формами текста, в печатных и цифровых формах, используя слова, изображения и графику. Студенты начинают учиться

  • правила языка
  • как получать информацию, оценивать ее и использовать с соблюдением этических норм
  • как составить смысл из различных видов текста и
  • как эффективно общаться

По мере того, как учащиеся продвигаются по школьной системе, они продолжают совершенствовать все свои базовые навыки, изучая более широкий спектр текстов и технологий. Огромное количество информации, доступной как в печатных изданиях, так и в Интернете, а также возможность общаться с широкой и разнообразной аудиторией по всему миру расширили возможности чтения и общения наших студентов. Грамотность для наших студентов сегодня также означает подготовку их к критическому и этичному потреблению информации.

Где проходит обучение грамоте?

Развитие грамотности происходит не только в классе словесности.