Содержание

Типичные ошибки в русском языке: грамматические, речевые

Наши курсы призваны помочь школьникам успешно подготовиться к ЕГЭ и стать студентами медицинских вузов. Мы предлагаем глубокие знания как для подготовки к профильным ЕГЭ по химии и биологии, так и к ЕГЭ по русскому языку.

В этой статье познакомимся с классификацией типичных ошибок в русском языке и разберем их на конкретных примерах.

Классификация ошибок по ФИПИ

Составители КИМов ЕГЭ по русскому языку предлагают следующую классификацию, которая используется при проверке письменного задания. Итак, типичные ошибки подразделяются на:

Рассмотрим каждый вид подробнее.

Виды грамматических ошибок

Грамматические ошибки заключаются в неправильном образовании слов и их грамматических форм, в нарушении синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

Ознакомимся с типичными грамматическими ошибками в русском языке.

  1. Ошибочное словообразование 

Подскользнуться (нужно писать поскользнуться).

  1. Неправильное образование формы существительного 

Многочисленные договора (нужно: многочисленные договоры).

  1. Неверное образование формы прилагательного

Не более громче, а более громкий, не самый старейший, а самый старый

  1. Неправильное образование формы числительного 

Около пятиста участников вместо пятисот участников 

  1. Неверное образование формы местоимения

Ихний сын (правильно: их сын).

  1. Неправильное образование форм глаголов, причастий, деепричастий

Махает (правильно: машет)

Скакающий (верно: скачущий),

Положа трубку вместо положив

  1. Нарушение согласования 

Он восхищается студентами, напролом идущих к своей цели (правильно: студентами, идущими к своей цели).

  1. Нарушение управления 

Анна Александровна не поздравила с день рожденья.

 (правильно: не поздравила с днём рождения).

  1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым 

Все, кто советуют не пользоваться гаджетами перед сном, обычно сами пренебрегают этим правилом (правильно: кто советует).

  1. Ошибочное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами

Классический пример: Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

  1. Смешение прямой и косвенной речи

Директор заявил, что я накажу виновных.

(Правильно: директор заявил, что он накажет виновных).

  1. Нарушение границ предложения 

Аня, наверное, испугалась. Потому что вздрогнула и обернулась (необходимо оформить как сложноподчиненное предложение).

Виды речевых ошибок

Речевая ошибка – это нарушение в структуре употребления и сочетаемости слов.

Постарайтесь запомнить типичные речевые ошибки в русском языке и не употреблять их в своих высказываниях.

  1. Употребление слова в не подходящем для него значении

Благодаря землетрясению, были разрушены сотни жилых домов (следовало употребить предлог из-за).

  1. Плеоназм 

Он откликается на всесвободные вакансии (слово вакансия означает свободное рабочее место).

  1. Тавтология 

В своем рассказе автор рассказывает о событиях прошлого лета.

  1. Неудачное употребление местоимений

Лена очень любила свою подругу.

Она была очень доброй и заботливой.

  1. Неправильное употребление паронимов

В решении этого вопроса были приняты эффектные меры (следует употребить эффективные меры).

  1. Нарушение лексической сочетаемости 

Евгений постоянно пополняет свой кругозор. Работа занимает важную роль в его жизни (правильно: кругозор расширяют; занимает важное место либо играет важную роль).

  1. Неоправданное употребление просторечий, жаргонизмов

Автор не ожидал такого кринжа.

Логические ошибки – это высказывания, в которых есть внутреннее противоречие, нарушение логики изложения мысли. Такие ошибки тоже не редко встречаются в работах ЕГЭ по русскому языку.

  • Подмена понятий 

Автор поднимает проблему патриотизма. Эта тема очень важна в наше время (тема и проблема – далеко не одно и то же).

Вскоре она перестала плакать, так как успокоилась.

Автор задумывается о роли воспитания в жизни ребенка. И действительно, детям нужно заботиться о животных, чтобы привить чувство ответственности.

Фактические ошибки 

Фактическая ошибка – это искажение информации о событиях и лицах, упоминаемых в тексте сочинения.

Автор с упоением отзывается о писателе А. Эйнштейне.

Все смешалось в доме Обломовых. 

Орфографические, графические, пунктуационные ошибки

Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова. К типичным орфографическим ошибкам в русском языке относятся:

  • Правописание букв в слабой позиции перехот(переход)

  • Нарушения в переносе слов рад-ость

  • Слитное или раздельное написание слов какбудто, не чем (как будто, нечем)

  • Правописание чередующихся корней умерать (умирать)

  • Правописание словарных слов. Например, поменяться кординально (кардинально)

Совет: если вы сомневаетесь в написании слова, не используйте его, а замените синонимом, в написании которого вы уверены.

Графические ошибки – это перестановка (полувер) либо пропуск букв (рассморение), а иногда добавление лишних букв (дажбе). Чаще всего эти недочёты связаны с невнимательностью пишущего либо с торопливостью.

Пунктуационные ошибки связаны с неправильной постановкой знаков препинания, неверного их выбора (запятая на месте тире). 

К типичным ошибкам в ЕГЭ по русскому языку, связанным с пунктуацией, относятся:

  •  неверное оформление прямой речи на письме,

  •  невыделение уточняющих слов, причастных и деепричастных оборотов.

Хотя наиболее частыми являются именно грамматические ошибки в ЕГЭ по русскому языку, обратите внимание и на все остальные.

 

Совет: найдите в интернете текст с ошибками и отредактируйте его, выделив в нем все виды ошибок. Такое упражнение поможет вам стать грамотнее и прибавит чувство уверенности при написании сочинения на ЕГЭ.

А если ваша подготовка к ЕГЭ зашла в тупик и вы не знаете, с чего начать, либо у вас остались вопросы, то скорее записывайтесь на наши курсы!

Классификация ошибок по русскому языку.

Классификация ошибок.

І – орфографическая ошибка

Это ошибки в словах (буквенные, постановка дефиса, слитное и раздельное написание) (Орфография)

Как (-) то рас пашол снег. Прелители грачи. Учиникам пара здавать икзамены. Он неуспел ра(с)строит(ь)ся.

V – пунктуационная ошибка

Это ошибки в постановке знаков препинания (запятая, точка, тире, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки, точка с запятой, кавычки, скобки, троеточие) (Синтаксис)

Когда солнце встало(,) он увидел свою ошибку. Многие писатели(,) художники(,) певцы с радостью откликнулись на приглашение. Билет(,) купленный дядей на прошлой неделе(,) оказался недействительным. Каждый день (–) это возможность изменить мир к лучшему. Все(:) деревья, кусты, листва на земле (–) трепетало от порывистого ветра. Инспектор ответил(: «)Я не согласен(»).

Г – грамматическая ошибка

Это ошибки в образовании и употреблении формы слова, т.е. сочетаемости в грамматических формах (Морфология)

бессмертность, заместо, англичаны, на мосте, Гринев жил недорослью, Он не боялся опасностей и рисков, Во дворе построили большую качель, Один брат был богатей другого, Эта книга более интереснее, Я пошел к ему, ихний дом, Он ни разу не ошибился, Мама всегда радовается гостям, Вышев на середину комнаты, он заговорил, В дальнем углу сидел улыбающий ребенок, Мы ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее. Первых два места определились в бескомпромиссной борьбе.

Р – речевая ошибка

Это употребление не соответвующих смыслу слов или форм слова (Лексика) Здесь и непонимание значения слова, тавтология, неправильное употребление синонимов, омонимов, паронимов и т. д.

С – стилистическая ошибка

Это ошибки в употреблении стилистически окрашенных слов в инородном стиле. Единство стиля – важная компонента любой работы. (Лексика и Развитие речи). Как правило, ученики используют сниженную лексику: разговорные, жаргонные слова, просторечную лексику.

Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору (Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором). В этом эпизоде главный герой накосячил. (В этом эпизоде главный герой допустил просчет / совершил ошибку).

Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения:

Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии. – Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.

Л – логическая ошибка

Это ошибки логического построения текста. Среди них наиболее часто встечающаяся – отсутствие причинно-следственной связи:

Обломов воспитывался в деревне, поэтому ничего не умел делать сам.

К логическим ошибкам также следует отнести порядок слов в предложении, ведущий к искажению смысла:

Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе. – В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.

Ф – фактическая ошибка

Это ошибки смысловые, искажение исходного содержания текста (в сочинении и изложении) (Развитие речи)

Z – нарушение абзацного членения

Текст неверно разделен на микротемы, абзацы (Синтаксис и Развитие речи)

Отдельным видом ошибок следует, пожалуй, выделить бедность и однообразие используемых синтаксических конструкций.

Мужчина был одет в прожженный ватник. Он был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью. – Мужчина был одет в грубо заштопанный прожженный ватник, хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъедены молью.

Это очень серьезный недостаток ученических работ. И очень распространенный.

Классификация ошибок (условные обозначения)

Вид ошибки

Условные обозначения ошибки

В чем заключается ошибка

Как исправить ошибку

1. Ошибки в

содержании

С

Не основная мысль (тема не раскрыта) в выражена сочинении.

Есть что-то лишнее.

[ ]

Переписать предложение заново без этого слова или словосочетания.

О чем-то сказано недостаточно, пропущено слово, целая фраза или предложение.

V

Переписать данное предложение заново, добавив необходимое слово, фразу или предложение.

Мысли излагаются непоследовательно, нарушена логика

. Л

Переписать данное предложение заново, добавив необходимое слово, фразу или предложение.

Искажен факт текста

Ф

Переписать данное предложение заново, исправив фактическую ошибку.

2. Речевые ошибки и недочет

Р

Употреблено не то слово.

Переписать данное предложение заново, употребив необходимое слово.

Употреблено лишнее слово

[ ]

Использование однообразных по структуре предложений.

Переписать данное предложение

заново убрав лишнее слово.

Неоправданно повторяются слова (речевой повтор).

Р

Переработать данное предложение так, чтобы оно звучало грамматически правильно. Из нескольких простых предложений построить сложное и записать его.

3.Грамматические ошибки.

Г

Неправильно образовано слова или его форма. Неправильно образовано словосочетание. Неправильно построено предложение.

Переписать словосочетание или все предложение, исправив данное слово.

Переписать словосочетание, исправив его.

Переписать предложение в исправленном виде.

4.Орфографические ошибки.

I

Слово написано неправильно.

Сделать работу над ошибками в слове.

5. Пунктуационные ошибки.

V

Неправильно поставлен или отсутствует знак препинания в предложении.

Переписать предложение в исправленном виде, подчеркнуть знак препинания, составить схему предложения, объясняющую постановку знака.

Не делайте эти 11 пунктуационных ошибок, которые «больше всего раздражают людей», говорят эксперты по грамматике. Да, мы говорим о знаках препинания — запятых, кавычках, точках, точках с запятой и тому подобном.

Хорошая пунктуация может иметь большое значение, когда речь идет о поиске работы и серьезном отношении к работе. В среднем рекрутер тратит около 7,4 секунды на просмотр резюме. Поэтому последнее, что вам нужно, это чтобы они зацикливались на запятой или апострофе, которые вы поставили не в том месте.

Мы написали много книг и статей по грамматике и орфографии, а также ведем подкаст NPR о языке. Основываясь на комментариях и ответах наших читателей и слушателей, вот 11 распространенных ошибок пунктуации, которые раздражают людей больше всего:

1. Неуместные апострофы

Вы не используете апострофы, чтобы сделать слова множественными. Но вы используете их:

  • Чтобы показать владение ( дом человека), за исключением местоимений. В данном случае апострофа нет (это не ее , а ее ).
  • Для замены пропущенных букв в сокращениях (have not = have not ).

2. Неправильное использование it’s

Мы так часто слышим, как менеджеры разглагольствуют об этой ошибке, что решили поговорить о ней отдельно: Апострофы показывают владение, но есть огромное исключение: its и it’s.

Чтобы сказать, что что-то принадлежит это , вы говорите это без апострофа, как в это дом . с апострофом всегда означает .  

3. Неправильные кавычки

Кажется, люди думают, что кавычки могут быть где угодно, но, конечно, это не так. Вот когда нужно использовать кавычки:

  • Чтобы выделить точный язык, который исходит от кого-то другого или из средств массовой информации, таких как книга или пьеса.
    Пример: Генеральный директор сказал, что «сокращение расходов никогда не должно происходить за счет нашей команды».
  • Вокруг названия статьи, фильма, пьесы или какого-либо другого средства массовой информации.
    Пример: Я только что прочитал интересную статью под названием «Сокращение расходов ведет к значительному сокращению персонала».
  • Чтобы показать, что слово является жаргонным.
    Пример: Клиент пожаловался на его «странную гибкость».
  • Чтобы быть ироничным или саркастическим.
    Пример: Мой «лучший друг» в компании действительно приклеил его ко мне.

4. Неправильное размещение точек

Правильное место — внутри кавычек, а не вне кавычек, например: Они сказали: «Смотрите, вот куда идет точка».

То же самое, если вы цитируете книгу или строку из статьи. (Одно примечание: чтобы усложнить ситуацию, в Великобритании и Канаде правильно ставить точки снаружи.)

5. Запятые не в том месте салат. Но запятые не должны быть расставлены в предложениях без рифмы или причины.

Это правильные места для запятой:

  • В датах, датах, адресах, титулах и числах.
    Пример: Ее интервью состоялось 5 января 2022 года.
  • Между двумя предложениями (или частями предложения с подлежащим и глаголом), которые соединены такими словами, как и, но, еще, так и далее.
    Пример: Она должна была встретиться с менеджером вчера, но он перенес встречу на сегодня.
  • После вводного пункта.
    Пример: После встречи с менеджером она отчиталась перед своей командой.
  • С каждой стороны предложения, которое не является существенным для смысла предложения.
    Пример: Она думала, что менеджер, который работает здесь всего три месяца, станет отличным дополнением к команде.
  • По обеим сторонам несущественного описания, относящегося к соседнему существительному.
    Пример: Менеджер по рекламе, пришедший из нью-йоркского офиса, был принят на работу три месяца назад.
  • Чтобы выделить имя человека, к которому вы обращаетесь напрямую.
    Пример: Тайлер, я хочу назначить встречу.
  • После каждого элемента серии в предложении.
    Пример: Она встретилась с менеджером, главным операционным директором и новым сотрудником по рекламе.

6. Использование точек с запятой как запятых

Точки с запятой могут выглядеть как запятые, но они используются по-другому и не так часто. Среди наиболее распространенных способов использования точки с запятой:

  • Для соединения двух полных, но тесно связанных предложений.
    Пример: Продажи в этом месяце превысили прогноз; они, по прогнозам, появятся и в следующем месяце.
  • Между двумя связанными предложениями, когда второе предложение начинается со таких слов, как «однако»,
    «поэтому», «кроме того», «к тому же» или «например».
    Пример: Продажи в этом месяце превысили прогноз; однако в следующем месяце все выглядит не так хорошо.
  • Вместо запятой, когда есть длинный список элементов в серии или список, который уже содержит запятые.
    Пример: Давайте договоримся о встрече с Рико, директором по продажам; Тайлер, главный рекрутер; Бринн, вице-президент по маркетингу; а вы.

Если вы все еще не уверены, когда использовать точку с запятой, лучше вообще ее пропустить. Как однажды сказал писатель Курт Воннегут: «Не используйте точки с запятой… Все, что они делают, — это показывают, что вы учились в колледже».

7. Два пробела после точки

Еще в старые времена пишущих машинок (и первых компьютеров) существовало жесткое правило: два пробела после точки.

Времена изменились, и пробелы тоже. Теперь это одно пространство. Период. Используйте два, и вы будете выглядеть так, как будто вы из ледникового периода.

8. Использование многоточия

Многоточие — это три точки, которые ставятся между словами, в начале или в конце предложения. Обычно они используются, чтобы указать на пропущенное слово или мысль, а также показать нерешительность, смену настроения или замирание мысли.

Многоточие почему-то многих очень раздражает, и большинство менеджеров, с которыми мы разговаривали, сказали, что терпеть их не могут.

9. Использование слишком большого количества тире

В последнее время все больше людей ставят тире вместо более стандартной запятой или точки. Это нормально, но только если вы не переусердствуете, чтобы не раздражать свою аудиторию.

Используйте тире, чтобы выделить особо важную деталь или прервать мысль. Не используйте тире с запятой — вот так, это неправильно.

10. Использование слишком большого количества слов с заглавной буквы

Иногда люди пишут слова с заглавных букв, чтобы выделить их. Но не каждое слово может или должно быть написано с большой буквы.

правильно писать с большой буквы:

  • Первое слово предложения.
  • Первая буква имени собственного (например, имени, дня недели, месяца или праздника, но не времен года, таких как весна).
  • Mo st слов в заголовке (слова типа «the», «of» или «a» не пишутся с заглавной буквы).

Вот и все.

11. Использование слишком большого количества восклицательных знаков

Здорово быть восторженным и здорово делиться своим энтузиазмом. Но это , а не здорово переборщить с восклицательными знаками.

Большинство людей, с которыми мы разговаривали, говорят, что один или два восклицательных знака в электронном письме — это абсолютный максимум. Более того, и это начинает действовать им на нервы.

Наш совет: если сомневаетесь, не используйте их!

Кэти и Росс Петрас — брат и сестра, соавторы «Моменты Awkword» «Ты говоришь неправильно» и

15

Это не означает то, что вы думаете». Они совместно ведут подкаст NPR о языке, «Вы говорите это неправильно», и были представлены в The New York Times, The Washington Post и Harvard Business Review.Подпишитесь на них в Твиттере: @kandrpetras

Не пропустите:

  • Хотите, чтобы эти фразы звучали умнее? претенциозно», — говорят эксперты по грамматике
  • 5 психологических приемов, которые помогут вам выглядеть и чувствовать себя более уверенно, по мнению психотерапевта

    20 наиболее распространенных ошибок пунктуации

    Бетси Фаррелл

    1 из 20

    Пропущение запятых для необязательных элементов запятые. Например, «однако» в этом предложении добавляет контраст, а не уточнение.

    Бетси Фаррелл

    2 из 20

    Выделение важной информации запятыми

    Аналогичным образом, любая информация, имеющая отношение к смыслу предложения, должна , а не выделяться запятыми. Полезный совет: слово «тот» всегда указывает на существенные элементы, а слово «который» указывает на несущественные элементы.

    Бетси Фаррелл

    3 из 20

    Соединение запятой

    Соединение запятой происходит, когда запятая разделяет два независимых предложения. Если каждая часть может стоять сама по себе как законченное предложение, вам нужно разбить их. Добавьте координирующий союз, например «и» или «но», или используйте вместо него точку или точку с запятой.

    Бетси Фаррелл

    4 из 20

    Соединение предложений двоеточием

    Краткий обзор: точка с запятой обычно соединяет связанные независимые предложения, а двоеточие часто предваряет список или цитату. Период также может разделять два отдельных отчета.

    Бетси Фаррелл

    5 из 20

    Использование слишком большого количества запятых

    Между несущественными элементами и координирующими союзами количество необходимых запятых может быстро возрасти. Чтобы ограничить количество отвлекающих пауз, стильные писатели исключают «и» и «но», разделяя независимые предложения на отдельные предложения.

    Бетси Фаррелл

    6 из 20

    Написание предложений с повторами

    Подобно соединению запятых, полное отсутствие пунктуации между двумя независимыми предложениями также является большим табу. Вставьте точку с запятой или точку для быстрого исправления.

    Бетси Фаррелл

    7 из 20

    Ставить двоеточие после фрагмента

    Большинство людей знают, что двоеточие нужно ставить перед списком, но это не всегда так. Если предыдущая часть сама по себе звучит как незаконченное предложение, пропустите ее.

    Бетси Фаррелл

    8 из 20

    Использование одинарных кавычек вне двойных

    Существует много дезинформации об одинарных кавычках, включая их использование для коротких фраз, внутренних мыслей или сомнительной информации. К счастью, правило довольно простое. Только используйте их внутри цитат, когда человек, которого вы цитируете, цитирует что-то еще.

    Бетси Фаррелл

    9 из 20

    Использование дефисов для выделения фраз

    Эти горизонтальные линии не взаимозаменяемы. Любая прерывающая информация должна заканчиваться более длинными короткими или длинными тире, а не более короткими дефисами. Большинство текстовых процессоров автоматически создают их, когда вы вводите два дефиса подряд.

    Бетси Фаррелл

    10 из 20

    Объединение двух слов тире

    С другой стороны, используйте дефисы, чтобы объединить два слова или числа в одно понятие. Меньшие строки также могут соединять префиксы, такие как self- или ex-.

    Бетси Фаррелл

    11 из 20

    Ставить знак препинания в конце предложения вне кавычек

    Это легко. Точки, вопросительные и восклицательные знаки все ставятся перед закрывающей кавычкой.

    Бетси Фаррелл

    12 из 20

    Непоследовательное использование оксфордских запятых

    Среди грамматиков идут жаркие споры, но не существует определенного правила использования оксфордской запятой или запятой, которая ставится перед последним пунктом в списке. Ваша лучшая ставка? Примите сторону одной школы мысли и придерживайтесь ее.

    Бетси Фаррелл

    13 из 20

    Перепутать it’s и its

    «It’s» — это притяжательное. «Это» заменяет «это». Понятно?

    Бетси Фаррелл

    14 из 20

    Два пробела после точки

    Любой, кто пользовался пишущей машинкой, скорее всего, предпочитает правило двух пробелов, так как дополнительный штрих помогает различать новые предложения. Однако современные компьютерные шрифты автоматически исправляют проблемы с пробелами и разборчивостью, что побуждает большинство руководств по стилю отстаивать единый пробел.

    Betsy Farrell

    15 из 20

    Добавление дополнительных апострофов

    Личные местоимения, такие как hers, his, its, yours, ours и itss, уже указывают на притяжательное местоимение, поэтому они не нуждаются в знаках препинания, указывающих на факт. Совет для профессионалов: «чей» подразумевает право собственности, а «кто» означает «кто есть» или «кто имеет».

    Бетси Фаррелл

    16 из 20

    Добавление ненужных цитат

    Они слишком долго заполонили предложения, вывески и рекламные щиты. Лишние кавычки не добавляют акцента, как полагают некоторые машинистки. Во всяком случае, это заставляет читателя не доверять тому, что у них внутри, например, действительно ли эта бутылка «Пино» просто виноградный сок.

    Бетси Фаррелл

    17 из 20

    Слова без дефиса, служащие одним прилагательным

    В этом случае вся фраза «35-летняя» описывает слово «женщина». С другой стороны, составные модификаторы, которые идут после существительного (например, женщине 35 лет) , не получают дефис .

    Бетси Фаррелл

    18 из 20

    Наречия с дефисом, оканчивающиеся на -ly

    Не беспокойтесь о возможной двусмысленности. Слова, оканчивающиеся на -ly, по своей сути указывают на то, что они изменяют то, что идет дальше, будь то существительное или прилагательное.