Содержание

Государственные субсидии \ КонсультантПлюс

  • Главная
  • Документы
  • Государственные субсидии

Документ не применяется. Подробнее см. Справку

Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 25.11.2011 N 160н) (ред. от…

Государственные субсидии

7. Государственные субсидии, в том числе немонетарные субсидии по справедливой стоимости, не должны признаваться до тех пор, пока не появится обоснованная уверенность в том, что:

(a) предприятие выполнит связанные с ними условия;

(b) субсидии будут получены.

8. Государственная субсидия не признается до тех пор, пока не появится обоснованная уверенность в том, что предприятие будет выполнять все условия, связанные с субсидией, и что субсидия будет получена. Получение субсидии само по себе не является решающим доказательством того, что условия, связанные с ней, выполнены или будут выполнены.

9. Способ получения субсидии не влияет на выбор метода ее учета. Таким образом, субсидия учитывается одинаково, независимо от того, получена ли она в форме денежных средств или в форме уменьшения обязательств перед государством.

10. Условно-безвозвратный заем от правительства учитывается как государственная субсидия, если имеется обоснованная уверенность в том, что предприятие выполнит условия, достаточные для прощения займа.

10A. Преимущество, получаемое от государственной субсидии по ставке процента ниже рыночной, учитывается как государственная субсидия. Ссуда должна быть признана и оценена в соответствии с МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты». Преимущество от использования ставки процента ниже рыночной должно оцениваться как разница между первоначальной балансовой стоимостью ссуды, определенной в соответствии с МСФО (IFRS) 9, и полученной прибылью. Преимущество учитывается в соответствии с настоящим стандартом. Предприятие должно рассмотреть условия и обязательства, которые были или должны были быть выполнены при идентификации затрат, которые ссуда намерена компенсировать.

(п. 10А в ред. МСФО (IFRS) 9, утв. Приказом Минфина России от 26.08.2015 N 133н)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. После признания государственной субсидии все связанные с ней условные обязательства или условные активы отражаются в соответствии с МСФО (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы».

12. Государственные субсидии следует систематически признавать в составе прибыли или убытка на протяжении периодов, в которых предприятие признает в качестве расходов соответствующие затраты, которые данные гранты должны компенсировать.

13. Существует два основных подхода к порядку учета государственных субсидий: подход с позиции капитала, в соответствии с которым субсидия признается не в составе прибыли и убытка, и подход с позиции доходов, в соответствии с которым субсидия относится на доходы/расходы на протяжении одного или нескольких отчетных периодов.

14. Сторонники подхода с позиции капитала выдвигают следующие аргументы:

(a) Государственные субсидии представляют собой один из способов финансирования и, соответственно, должны отражаться в отчете о финансовом положении, а не признаваться в составе прибыли или убытка с целью приведения их в соответствие со статьями расходов, которые они финансируют. Поскольку возврат субсидий не предусматривается, такие субсидии следует признавать не в составе прибыли или убытка.

(b) Неправомерно признавать государственные субсидии в составе прибыли или убытка, поскольку они не заработаны, но представляют собой стимулы, предоставляемые правительством, с которыми не связаны никакие затраты.

15. В пользу подхода с позиции доходов выдвигаются следующие аргументы:

(a) Так как государственные субсидии представляют собой поступления из источников, отличных от акционеров, их следует признавать не непосредственно в капитале, а в составе прибыли или убытка в соответствующих периодах.

(b) Государственные субсидии редко предоставляются без каких-либо условий. Предприятие зарабатывает их посредством соблюдения связанных с ними условий и выполнения предусмотренных обязательств. Поэтому правительственные субсидии следует признавать в составе прибыли или убытка на протяжении тех периодов, в которых предприятие признает в качестве расходов соответствующие затраты, которые данные гранты должны компенсировать.

(c) Поскольку налог на прибыль и другие налоги представляют собой расходы, логично таким же образом отражать государственные субсидии, являющиеся продолжением фискальной политики, в составе прибыли или убытка.

16. Для подхода с позиции доходов важно, чтобы государственные субсидии признавались в составе прибыли или убытка на систематической основе на протяжении периодов, в которых предприятие признает в качестве расходов соответствующие затраты, которые данные гранты должны компенсировать. Признание государственных субсидий в составе прибыли или убытка в момент получения не соответствует принципу учета по методу начисления (см. МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности») и приемлемо только в том случае, если не существует базы для распределения субсидии по периодам, кроме того периода, в котором она была получена.

17. В большинстве случаев периоды, на протяжении которых предприятие признает связанные с государственной субсидией затраты или расходы, легко определяются и, таким образом, в момент признания конкретных расходов субсидии признаются как доходы в тех же периодах, что и соответствующие расходы.

Подобным образом субсидии, относящиеся к амортизируемым активам, обычно признаются в качестве доходов на протяжении тех периодов и в той пропорции, в которых начисляется амортизация на данные активы.

18. Субсидии, относящиеся к неамортизируемым активам, могут также потребовать выполнения определенных обязательств и тогда будут относиться на доходы в тех же периодах, в которых возникают затраты, связанные с выполнением данных обязательств. Например, субсидия в виде земельного участка может быть предоставлена с тем условием, что на этом участке будет возведено здание, и в таком случае может быть правомерным признание ее в качестве дохода в течение срока службы такого здания.

19. Субсидии иногда предоставляются в составе комплексной финансовой или фискальной помощи, с которой связан ряд условий. В таких случаях требуется тщательность при определении условий, ведущих к возникновению затрат и расходов, которые, в свою очередь, определяют периоды, на протяжении которых субсидия будет заработана. Может оказаться правомерным разнесение части субсидии на одной основе, а части — на другой.

20. Государственная субсидия, которая подлежит получению в качестве компенсации за уже понесенные расходы или убытки или в целях оказания предприятию немедленной финансовой поддержки без каких-либо будущих соответствующих затрат, признается как доход того периода, в котором она подлежит получению.

21. В определенных обстоятельствах государственные субсидии могут предоставляться для оказания предприятию немедленной финансовой помощи, а не для того, чтобы стимулировать его к осуществлению каких-либо конкретных затрат. Такие субсидии могут быть ограничены одним конкретным предприятием и могут не распространяться на весь класс бенефициаров. Эти обстоятельства могут служить основанием для признания субсидии в качестве дохода того периода, в котором у данного предприятия возникло право на ее получение, с раскрытием информации, обеспечивающей правильное понимание ее последствий.

22. Предприятие может получить государственную субсидию в качестве компенсации за расходы или убытки, понесенные в одном из прошлых отчетных периодов. Такая субсидия признается как доход того периода, в котором она стала подлежать получению, с раскрытием информации, обеспечивающей правильное понимание ее последствий.

  • Немонетарные государственные субсидии
  • Представление субсидий, относящихся к активам
  • Представление информации о субсидиях, относящихся к доходам
  • Возврат государственных субсидий

Определения Немонетарные государственные субсидии

Меры государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей

Государственная поддержка сельскохозяйственных производителей осуществляется в виде предоставления субсидий за счет средств федерального и регионального бюджетов.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% за календарный год.

Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения части произведенных затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в текущем финансовом году.

Правительством Рязанской области утверждены:

  • Постановление 52 от 16.03.2021 г. «Об утверждении порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат предприятиям хлебопекарной промышленности на производство и реализацию произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий (в ред. Постановления Правительства Рязанской области от 19.04.2022 N 145)»;
  • Постановление 53 от 16.03.2021 г. «Об утверждении Порядка предоставления субсидий в целях реализации отдельных мероприятий подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» государственной программы Рязанской области «Развитие агропромышленного комплекса»;
  • Постановление 54 от 16. 03.2021 г. «Об утверждении Порядка предоставления субсидий в целях реализации отдельных мероприятий подпрограммы «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» государственной программы Рязанской области «Развитие агропромышленного комплекса»;
  • Постановление 94 от 20.04.2021 г. «Об утверждении порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе в целях реализации мероприятия подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация агропромышленного производства» государственной программы рязанской области «Развитие агропромышленного комплекса»;
  • Постановление 99 от 27.04.2021 г. «Об утверждении порядка предоставления субсидий в целях реализации мероприятий подпрограммы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения» государственной программы рязанской области «Развитие агропромышленного комплекса»;
  • Постановление №28 от 13. 02.2013г. «Об утверждении порядков предоставления субсидий на государственную поддержку в сфере АПК Рязанской области».

Данные Постановления определяют требования к заявителям, сроки, перечень и формы документов, необходимых для получения бюджетной поддержки в 2022 году:

  1. Субсидии на возмещение части затрат на поддержку собственного производства молока.
  2. Субсидии по возмещению части затрат производителям зерновых культур на производство и реализацию зерновых культур
  3. Субсидии, направленные на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам в АПК.
  4. Субсидии, направленные на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам ( кроме льготных ) на проведение сезонных полевых работ.
  5. Субсидии на поддержку отдельных подотраслей животноводства.
  6. Субсидии на поддержку племенного животноводства
  7. Субсидии на возмещение части затрат на проведение агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а так же повышение плодородия и качества почв
  8. Субсидии на стимулирование увеличения производства масличных культур
  9. Субсидии на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, в том числе на раскорчевку выбывших из эксплуатации многолетних насаждений
  10. Субсидии на обеспечение прироста сельскохозяйственной продукции собственного производства в рамках приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса в области животноводства
  11. Субсидий гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, на возмещение части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) на производство и реализацию молока
  12. Субсидии на поддержку отдельных подотраслей растениеводства
  13. Субсидии на гидромелиоративные мероприятия
  14. Субсидии, на проведение мероприятий в области известкования кислых почв на пашне
  15. Субсидии на возмещение части затрат предприятиям хлебопекарной промышленности на производство и реализацию произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий
  16. Субсидии на возмещение части затрат производителям муки на закупку продовольственной пшеницы
  17. Субсидии на возмещение части затрат на обеспечение технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства
  18. Субсидии на возмещение части затрат на обеспечение прироста объема молока, переработанного на пищевую продукцию
  19. Субсидия на возмещение затрат по заключенным ученическим договорам и договорам о целевом обучении с обучающимися в образовательных организациях
  20. Субсидия на возмещение затрат, связанных с оплатой труда и проживанием обучающихся, привлеченных для прохождения практики
  21. Субсидии на возмещение части затрат на поддержку элитного семеноводства
  22. Субсидирование расходов по проведению агрохимического обследования земель

Вопросы и ответы

Каков порядок предоставления и рассмотрения отчетной документации в том случае, если сведения, представленные в этой документации, отнесены Получателем субсидии к категории конфиденциальных или составляющих коммерческую тайну?

При выполнении соглашения стороны, при необходимости, определяют перечень сведений по проекту, признаваемых конфиденциальными.

Получатель предоставляет в Министерство на согласование перечень сведений по проекту, в отношении которых им установлен режим коммерческой тайны, для придания таким сведениям статуса конфиденциальной информации.

При этом для подтверждения исполнения своих обязательств по соглашению Получатель субсидии обязан ознакомить уполномоченных лиц, подписавших соглашение о конфиденциальности, с отчетной документацией в полном объёме, включая конфиденциальную информацию.

Могут ли командировочные расходы на участие в мероприятиях Минобрнауки России по Постановлению учитываться в затратах вуза на выполнение НИОКТР, а также в объеме собственных средств Получателя субсидии, направленных на реализацию проекта?

Командировочные расходы на участие в мероприятиях Минобрнауки по Постановлению могут учитываться в накладных расходах вуза на выполнение НИОКТР, а также в объеме собственных средств Получателя субсидии, направленных на реализацию проекта.

Если в текущем отчетном периоде фактическое расходование собственных средств Получателя субсидии на реализацию проекта превысило запланированное в плане-графике работ для этого периода, то может ли указанный перерасход собственных средств быть зачтен в следующих отчетных периодах?

Договором между Получателем субсидии и Минобрнауки России допускается привлечение Получателем собственных средств в размере, превышающем согласованный договором. При этом привлеченные собственные средства Получателя субсидии учитываются только в том отчетном году, в котором имело место фактическое расходование этих средств, без переноса на последующие отчетные годы. При предоставлении обоснования необходимости переноса части работ и/или средств софинансирования, такой перенос оформляется дополнительным соглашением.

Каков порядок переноса срока представления отчетной документации в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы?

Решение вопросов исполнения соглашения между Получателем субсидии и Минобрнауки России в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы осуществляется в соответствии с действующим законодательством и положениями разделов соглашения. Получатель субсидии должен незамедлительно в письменном виде известить Минобрнауки России о наступлении подобных обстоятельств. Кроме того, при наличии рисков исполнения обязательств по договору, Получателю субсидии рекомендуется заблаговременно обращаться к монитору.

Расходы по каким статьям могут быть указаны в бухгалтерской справке к форме 1.5 и, соответственно, зачтены в объеме собственных средств Получателя субсидии, направленных на реализацию проекта?

В счет привлеченного дополнительного финансирования проекта Получателем субсидии засчитываются все прямые расходы, связанные с выполнением плана-графика работ по проекту в части работ, проводимых за счет средств организации.

Какие изменения и как часто можно вносить в план-график работ по проекту? Какие ограничения существуют по изменениям плана-графика в отношении работ, выполняемых за счёт собственных средств Получателя субсидии?

В плане-графике работ по комплексному проекту допускаются следующие изменения:

  • введение новых работ по проекту, финансируемых за счёт дополнительно привлеченных собственных средств Получателя субсидии;
  • разбивка работ в рамках отчетного года, не приводящая к снижению установленного договором годового размера привлекаемых собственных средств Получателя субсидии;
  • замена работы на эквивалентную (на комплекс эквивалентных работ) без снижения установленного договором годового размера привлекаемых собственных средств Получателя субсидии;
  • перенос (с одновременной заменой работ), не приводящий к снижению установленного договором годового размера привлекаемых собственных средств Получателя субсидии.

Не допускаются изменения плана-графика работ, следствием которых может быть неисполнение Получателем субсидии обязательств договора/соглашения с Минобрнауки России.

Все изменения, вносимые в план-график работ по проекту, должны гарантировать достижение целей договора Получателя субсидии с Минобрнауки России, должны быть обоснованы и предварительно согласованы м Монитором.

Поскольку план-график работ по комплексному проекту является документом Получателя субсидии, он вправе самостоятельно определять необходимость внесения в него изменений, руководствуясь конкретными условиями создания высокотехнологичного производства.

Вправе ли Монитор корректировать предлагаемый Получателем субсидии план-график? В каких случаях?

План график-работ по комплексному проекту является документом Получателя субсидии, исполнением которого обеспечивается создание высокотехнологичного производства. Монитор не вправе предписывать Получателю субсидии тот или иной порядок выполнения работ по проекту, поскольку ответственность за его реализацию лежит на Получателе субсидии. Однако Монитор вправе требовать от Получателя субсидии такого представления работ и их результатов в плане-графике работ, которое позволило бы объективно контролировать ход выполнения этих работ и качество достигаемых при этом результатов.

Можно ли предъявить расходы из собственных средств, которые произведены ранее объявления конкурса по заявляемому проекту при создании научно-технического задела?

Нет, зачтены могут быть расходы, понесенные с момента заключения соглашения с Минобрнауки России.

При приобретении оборудования в лизинг: можно ли ежемесячные платежи относить к расходам?

Лизинговые платежи за оборудование, приобретенное за счет собственных средств организации, могут быть учтены в расходах по проекту.

Какая ответственность Получателя субсидии предусмотрена в случае, если не удастся вовлечь результаты НИОКР в хозяйственный оборот через 1 год после окончания НИОКР? Например, не удастся достичь запланированных объемов производства и продаж?

Правилами предоставления субсидий на развитие кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций реального сектора экономики в целях реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств предусмотрены ежегодные штрафные санкции за недостижение показателей результативности, в том числе за недостижение плановых годовых объемов продаж. Размер штрафов определен пунктом 19 Правил.

Существуют ли рекомендации по заполнению Приложений 4-6 к соглашению о предоставлении субсидии в системе ГИИС «Электронный бюджет»?

В системе ГИИС «Электронный бюджет» заполняются следующие отчеты (по форме, приведенной в Приложениях 4-6 к соглашению):

— отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия;

— отчет о ходе реализации проекта;

— отчет о достижении значений результатов предоставления субсидии.

Отчеты заполняются в системе Электронный бюджет в формате «Черновик», затем скачиваются и представляются в составе отчетной документации в Информационной системе. В системе Электронный бюджет отчеты подписываются Получателем субсидии только после подписания со стороны Минобрнауки России Акта оценки исполнения обязательств Получателем субсидии.

Существуют ли рекомендации заполнения формы 1.

4 «Справка о количестве исследователей в возрасте до 39 лет, привлеченных к выполнению НИОКТР в рамках проекта» Регламента?

При заполнении «Справки о количестве исследователей в возрасте до 39 лет, привлеченных к выполнению НИОКТР в рамках проекта» необходимо придерживаться следующих требований:

— категория одного физического лица должна указываться знаком «+» только в одной графе – или «Молодой учёный», или «Студент», или «Аспирант», или «Молодой инженерно-технический специалист» (работник). При соответствии физического лица нескольким категориям знак должен быть указан в первом по списку из вышеперечисленных;

— в графе «Занимаемая должность», кроме должности, необходимо указывать наименование организации Головного исполнителя, в которой специалист работает по проекту;

— при заполнении формы за 2-е полугодие отчётного года:

  • раздел «Начавшие участвовать в работах по Договору в первом периоде его выполнения в отчётном году» должен воспроизводить форму 1. 4 за 1-е полугодие;
  • в разделе «Начавшие участвовать в работах по Договору во втором периоде его выполнения в отчётном году» должны быть указаны только те специалисты, которые начали участвовать в работах во 2-м полугодии.

Существуют ли рекомендации заполнения формы 1.10 «Справка о числе новых рабочих мест, созданных в рамках реализации проекта, в том числе для молодых ученых (специалистов)»?

При заполнении «Справки о числе новых рабочих мест, созданных в рамках реализации проекта, в том числе для молодых ученых (специалистов)» необходимо придерживаться следующих требований:

— учету подлежат рабочие места, созданные в организации Получателя субсидии;

— понятие «специалисты» распространяется на все категории специалистов, имеющих высшее или среднее специальное образование

Документы — Правительство России

Варианты поиска по сайту

Закрыть

Следующая новость

Предыдущая новость

  •  Маленький размер шрифта
  •  Нормальный размер шрифта
  •  Большой размер шрифта
  • Включить/выключить отображение изображений Вкл Выкл

Правительство России

    • Демография
    • Здоровье
    • Образование
    • Культура
    • Общество
    • Государство
    • Занятость и труд
    • Технологическое развитие
    • Экономика. Регулирование
    • Финансы
    • Социальные услуги
    • Экология
    • Жильё и города
    • Транспорт и связь
    • Энергетика
    • Промышленность
    • Сельское хозяйство
    • Региональное развитие
    • Дальний Восток
    • Россия и мир
    • Безопасность
    • Право и юстиция
  • Избранные документы со справками к ним
  • Поиск по всем документам

Вид документа

Постановление Правительства Российской ФедерацииРаспоряжение Правительства Российской ФедерацииРаспоряжение Президента Российской ФедерацииУказ Президента Российской ФедерацииФедеральный законФедеральный конституционный законКодекс

Номер

Заголовок или текст документа

Дата подписания

2 сентября, пятница

Постановление Правительства Российской Федерации от 02.

09.2022 г. № 1554

О внесении изменения в Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода

Постановление Правительства Российской Федерации от 02.09.2022 г.

№ 1551

О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336

Постановление Правительства Российской Федерации от 02.09.2022 г. № 1552

Об установлении случая, при котором товары могут прибывать в Российскую Федерацию и убывать из Российской Федерации в местах, не являющихся местами перемещения товаров в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза

Постановление Правительства Российской Федерации от 02.

09.2022 г. № 1545

О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации

Постановление Правительства Российской Федерации от 02.09.2022 г. № 1543

О внесении изменений в Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Постановление Правительства Российской Федерации от 02.09.2022 г. № 1548

Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях предоставления социальных выплат, установленных пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 27 августа 2022 г. № 586 «О выплатах гражданам Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и лицам без гражданства, вынужденно покинувшим территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и прибывшим на территорию Российской Федерации»

Постановление Правительства Российской Федерации от 02.09.2022 г. № 1544

О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2015 г. № 878

Постановление Правительства Российской Федерации от 02.

09.2022 г. № 1549

О внесении изменения в подпункт «б» пункта 3 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов

Постановление Правительства Российской Федерации от 02.09.2022 г. № 1542

О внесении изменения в Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации

1 сентября, четверг

Постановление Правительства Российской Федерации от 01.

09.2022 г. № 1537

О внесении изменения в подпункт «д» пункта 1 требований к инвестиционным проектам, реализуемым резидентами территорий опережающего социально-экономического развития, создаваемых на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)

Постановление Правительства Российской Федерации от 01.09.2022 г. № 1529

О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2022 г. № 635

Постановление Правительства Российской Федерации от 01.

09.2022 г. № 1540

О внесении изменений в раздел I государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»

Постановление Правительства Российской Федерации от 01.09.2022 г. № 1530

О внесении изменения в пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1999 г. № 862

Постановление Правительства Российской Федерации от 01.09.2022 г. № 1533

О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178

Постановление Правительства Российской Федерации от 01.09.2022 г. № 1539

О внесении изменений в особенности тарификации воинских и специальных железнодорожных перевозок

Постановление Правительства Российской Федерации от 01.09.2022 г. № 1531

Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на оказание государственной поддержки в целях создания испытательной базы для проведения сертификационных и доводочных работ при проектировании автомобилей с низким углеродным следом

Постановление Правительства Российской Федерации от 01.

09.2022 г. № 1532

О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в части определения порядка взимания косвенных налогов при оказании услуг в электронной форме

Постановление Правительства Российской Федерации от 01.09.2022 г. № 1536

О внесении изменений в Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями

31 августа, среда

Постановление Правительства Российской Федерации от 31.

08.2022 г. № 1516

О внесении изменения в пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1100

Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2022 г. № 1517

О внесении изменения в пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1097

1

Показать еще

Бюджетное субсидирование коммерческих организаций: подводные камни

Кому положены субсидии?

Возможность субсидий коммерческим организациям предусматривает статья 78 Бюджетного кодекса РФ, в котором они значатся как производители товаров и услуг. Законодатель формирует для них целый ряд правил. Примечательно, что получателями субсидий могут быть и бюджетные организации, автономные, однако они под эти правила не попадают.

Инструмент субсидирования коммерческих организаций используется очень активно. Оно осуществляется в рамках национальных и федеральных проектов. Для субсидирования имеются и другие основания: поддержка субъектов малого и среднего бизнеса, импортозамещение, например, выделение средств на разработку квантовых процессоров или организацию железнодорожного транспорта. Поддерживают организации, которые обращаются с твердыми бытовыми отходами.

«Внес свою лепту и коронавирус. Появилась целая серия актов, направленная на преодоление проблем, возникших на фоне пандемии. Это могут быть точные субсидии: на производство тканей из льна, создание цифровых платформ. Такие субсидии могут быть предоставлены, если имеет место публичная цель», —  отмечает Наталья Шевелева.

Сами субсидии и цели предусмотрены в Законе о бюджете, это является непреложным правилом. Дальнейшее регулирование вопросов осуществляется актами органов исполнительной власти и прокуратурой, которая следит за возможными нарушениями. В актах должны быть указаны критерии отбора получателей, определены цели, порядок и предоставления.

«78-я статья включает в себя два вида субсидий, при этом не называя их таковыми. Отличия мы увидели только в рамках судебной практики. Первый вид — на возмещение выпадающих доходов. Экономическая суть в том, что публичный субъект поручает осуществление действий организации, которая несет расходы, подлежащие компенсации. В качестве примера можно привести авиаперевозки по специальному тарифу. Второй вид — стимулирующие субсидии, которые направлены на создание нового продукта. Они попадают под казначейское сопровождение и для получателей открывают специальный лицевой счет», — рассказывает профессор.

Учитывая, что субсидии разные, их цели формулируются по-разному. Если 2-3 года назад судебная практика говорила об одном порядке установления цели, то сейчас все изменилось. Эксперт приводит пример, когда субъект малого предпринимательства получает субсидию целевого характера на приобретение фургона для молочного скотоводства. В результате проверки выясняется, что он использовался для растениеводства. Вопрос о том, нарушена ли цель или нет, рассматривался в судебном порядке. Было принято решение, что цель не нарушена, так как растения пошли на корм скоту.

Маргарита Кустова подчеркивает, что стимулирующая субсидия это особый публичный инструмент. Условия определяются таким образом, чтобы можно было обеспечить общественно полезный эффект от частного лица. «То есть речь идет о рефинансировании частных субъектов. Если мы говорим о такой субсидии, она определяет широкие условия. Речь может идти о безграничном усмотрении условий субсидирования. За исключением соблюдения в обязательном порядке Конституции и закона. Главная задача — обеспечить эффективность, результативность, адресность», — поясняет она.

Таким образом, в случае возникновения допустимости тех или иных условий в соглашении о субсидировании, можно ориентироваться на Конституцию, а  можно принимать во внимание публичные задачи в программных документах.

Риски и нюансы предоставления субсидий

Самым главным требованием в части условий субсидирования становится определение итогового результата. «Речь идет о понимании того, о каком завершенном действии должна идти речь, в какую дату должно совершиться действие, каковы количественные характеристики. Из этого следует, что получатель субсидии принимает на себя значительные риски, которые должны внимательно просчитываться», — предупреждает Маргарита Кустова.

Важно понимать, какие претензии могут привести к возврату субсидии. Формально постановление разграничивает, с одной стороны, требования порядка предоставления, и с другой, требования к получателю (уплата налогов, не в процессе ликвидации). Соблюдение требований позволит делать вывод о законности соглашения и прогнозировать последствия в ситуации, когда предприниматель нарушит условия соглашения.

Наталья Шевелева рассуждает, является ли предоставление субсидий правом или обязанностью. По ее мнению, здесь ситуация не очевидна. «Мы должны понимать, что это именно право. Публичный субъект может принять решение о предоставлении или не принять. Если лимиты исчерпаны, субсидия в полном объеме не предоставлена, должен ли публичный субъект предоставить субсидию в полном объеме? На первый взгляд, все очевидно, нужно исполнить обязательство, но на практике все оказывается сложнее», —  отметила она.

Специалист приводит в пример случай, который произошел с обществом по обращению с твердыми бытовыми отходами в 2020 году. Субсидии для организации закончились в связи с тем, что их лимит в бюджете был исчерпан, при этом выплату предоставили не в полном объеме. Почему же в деле не разобрался суд? Оказалось, что проблема в цели субсидии. Верховный суд указал, что речь идет не о стимулирующей субсидии, а данной субсидией исполняется цель экологической реформы.

Существует еще один нюанс, связанный с отказом предоставления субсидии. Речь идет о выплатах, которые предоставляются по фактическому исполнению. Объем таких субсидий зависит от представленных документов, где должны быть прописаны все условия, и их же нужно соблюдать на практике.

Регламентация отношений субсидирования в современной правовой системе становится все более автономной, постепенно превращаясь в «вещь в себе», когда исполнительная власть получает свободу в определении условий субсидирования и вслед за этим определение последствий таких условий.

«Если заглянуть в общие требования правительства, мы увидим, что в качестве возможных мер ответственности за нарушение условий субсидирования, помимо возврата денег, предусмотрен некий штраф», — отмечает Наталья Шевелева.

Пытаясь определить природу штрафов, суды ориентируются на положения Гражданского законодательства. Когда случается правовой спор, возникает ситуация определения отраслевой принадлежности штрафа и выбора той области, к которой применим этот штраф.

«Сегодня мы имеем шквал судебных актов, в которых ставится вопрос о применении сроков давности, взыскании убытков, неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами. Мы обнаруживаем на практике целый ряд правовых подмен, происходит смешение правовой природы соответствующих отношений. Все это приводит к сложному положению получателей субсидий», — заключает Маргарита Кустова.

Вебинар полностью можно посмотреть по ссылке.

Источник изображения: pixabay.com

Как государственные субсидии помогают отрасли?

Оглавление

Содержание

  • Помогают ли субсидии экономике?

  • Влияние субсидий на предложение

  • Налоговые кредиты

  • Часто задаваемые вопросы о субсидиях

  • Суть

По

Эван Тарвер

Полная биография

Эван Тарвер более 6 лет занимается финансовым анализом и более 5 лет работает автором, редактором и копирайтером.

Узнайте о нашем редакционная политика

Обновлено 10 мая 2022 г.

Рассмотрено

Чарльз Поттерс

Рассмотрено Чарльз Поттерс

Полная биография

Чарльз является признанным на национальном уровне специалистом по рынкам капитала и педагогом с более чем 30-летним опытом разработки углубленных программ обучения для начинающих финансовых специалистов. Чарльз преподавал в ряде учреждений, включая Goldman Sachs, Morgan Stanley, Societe Generale и многих других.

Узнайте о нашем Совет финансового контроля

Факт проверен

Катрина Муньелло

Факт проверен Katrina Munichiello

Полная биография

Katrina Ávila Munichiello — опытный редактор, писатель, проверяющий факты и корректор с более чем четырнадцатилетним опытом работы с печатными и онлайн-изданиями. В 2011 году она стала редактором World Tea News, еженедельного информационного бюллетеня о торговле чаем в США. В 2013 году она была нанята в качестве старшего редактора для оказания помощи в преобразовании журнала Tea Magazine из небольшого ежеквартального издания в ежемесячный журнал, распространяемый по всей стране. Катрина также работала редактором в Cloth, Paper, Scissors и корректором в Applewood Books. С 2015 года работает фактчекером в журналах America’s Test Kitchen’s Cook’s Illustrated и Cook’s Country. Она публиковала статьи в The Boston Globe, Yankee Magazine и других изданиях. В 2011 году она опубликовала свою первую книгу « Чтец чая: жизнь по чашке за раз (Таттл). Прежде чем работать редактором, она получила степень магистра общественного здравоохранения в области здравоохранения и работала в некоммерческой администрации.

Узнайте о нашем редакционная политика

Помогают ли субсидии экономике?

Государственные субсидии помогают отрасли, оплачивая часть стоимости производства товара или услуги, предлагая налоговые льготы или возмещения, или оплачивая часть стоимости, которую потребитель заплатил бы при покупке товара или услуги.

Субсидия часто предоставляется правительством для поддержки важнейших секторов экономики, которые считаются уязвимыми для внешних сил.

Ключевые выводы

  • Субсидии – это выплаты, налоговые льготы или другие формы экономической поддержки, предоставляемые правительствами определенным отраслям или секторам экономики.
  • Целью субсидий является помощь или поддержка того, что считается ключевым элементом экономики или национальной инфраструктуры.
  • Хотя субсидии могут иметь прямое положительное влияние на конкретную отрасль или компании, экономисты утверждают, что субсидии работают против свободной торговли и создают неэффективность рынка.
Субсидия

Влияние субсидий на предложение

Правительства стремятся ввести субсидии для поощрения производства и потребления в конкретных отраслях. Когда поставщику предоставляются государственные субсидии, отрасль может позволить своим производителям производить больше товаров и услуг. Это увеличивает общее предложение этого товара или услуги, что увеличивает спрос на этот товар или услугу и снижает общую цену товара или услуги.

В этом смысле, когда правительство предоставляет субсидии поставщику, результатом является беспроигрышная ситуация как для поставщика, так и для потребителя. По сути, поставщик получает выгоду, как если бы товар продавался по более высокой цене и мог производить больше продукта. Между тем, потребители получают удовольствие от продукта по сравнительно более низкой цене, поскольку поставщикам не нужно взимать непомерные ставки, чтобы обеспечить безубыточность производства.

Поскольку государство помогает поставщикам за счет налоговых льгот или возмещения расходов, более низкая общая стоимость их товаров и услуг более чем компенсируется получаемой ими экономией.

Налоговые льготы

Что касается потребителей, государственные субсидии могут помочь потенциальным потребителям оплатить стоимость товара или услуги, как правило, за счет налоговых льгот. Например, отличным примером этого является переход на более возобновляемые источники энергии. Поскольку модели «зеленой» экономики все еще находятся в зачаточном состоянии, текущий спрос на покупку новых энергосберегающих технологий низок. Чтобы повлиять на интерес потребителей, государственные субсидии или налоговые льготы могут помочь с этой высокой стоимостью внедрения. Когда потребители оборудуют свои дома солнечными панелями, правительство предоставит налоговую льготу отдельным лицам и семьям, чтобы компенсировать высокую цену покупки новых солнечных батарей.

В этом смысле субсидии, ориентированные на потребителя, не обязательно увеличат предложение, поскольку производители не мотивированы и не получают вознаграждения за увеличение производства. Однако налоговые льготы будут компенсировать более высокие цены для потребителей, так что маржа по-прежнему будет возвращаться производителям.

В том же духе некоторые штаты также предоставляют налоговые льготы или субсидии на покупку электрического или гибридного автомобиля. Это помогает отрасли возобновляемых источников энергии, позволяя большему количеству потребителей приобретать продукты, связанные с этой отраслью, без необходимости покрытия всей стоимости.

Какие критические замечания по поводу государственных субсидий?

Критики субсидий утверждают, что они мешают свободному рынку и поэтому могут вызывать аномалии или неэффективность. Критики утверждают, что субсидии создают несправедливые условия, благоприятствующие одной группе компаний по сравнению с другими, что снижает конкуренцию. Эти компании могут воспользоваться субсидиями для получения ренты, что в конечном итоге нанесет ущерб потребителям.

Что такое прямые и косвенные субсидии?

Прямые субсидии включают денежные переводы или налоговые льготы, которые непосредственно влияют на компанию или отрасль. Косвенные субсидии не имеют конкретной денежной стоимости и не предполагают выплаты наличными. Вместо этого они могут включать в себя упрощение получения ресурсов или снижение затрат другими способами.

Какие отрасли субсидирует правительство США?

Правительство США в значительной степени субсидирует отечественный сельскохозяйственный сектор. Он также субсидирует производителей нефти и энергии, некоторых производителей жилья, автомобилей и некоторых медицинских учреждений (например, Medicare).

Практический результат

Государственные субсидии могут помочь отрасли как со стороны поставщика, так и со стороны потребителя, независимо от того, с какой стороны они реализуются. Для реализации субсидий правительствам необходимо повысить налоги или перераспределить налоги из существующих бюджетов. Существует также аргумент, что стимулы в виде субсидий на самом деле уменьшают стимулы фирм к сокращению затрат. Однако, будь то за счет увеличения предложения за счет субсидий со стороны поставщиков или за счет помощи потребителям с высокими затратами на внедрение за счет налоговых льгот, ясно, что вмешательство правительства в рыночную экономику оказывает реальное влияние на обе стороны.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СУБСИДИЯ | определение в кембриджском словаре английского языка

Примеры государственной субсидии

Государственная субсидия

Пароходные предприятия, получающие государственную субсидию , активно работают, и новые участки реки открыты для обслуживания.

Из проекта Гутенберг