Литературный институт им. Горького. «Я хочу быть писателем!» | Архив

Ты можешь получить в Литературном институте им. Горького филологическое образование по специальности «литературный работник» или «переводчик художественной литературы». Ты можешь работать журналистом, редактором, преподавателем, корректором, зарабатывать своим творчеством (все надеются, что в будущем это станет реальным). Кем ты будешь работать, зависит, прежде всего, от тебя, творческий вуз здесь не может дать никакой гарантии. Но в Литературном ты сможешь почувствовать нечто более важное, чем гарантированное рабочее место. Это та самая особая атмосфера, которая так ценится творческими людьми.

Дом Герцена и МАССОЛИТА

Литературный институт расположен в бывшей усадьбе Герцена, которая находится по адресу Тверской бульвар, 25. Это очень красивое здание в тихом центре Москвы, одна сторона усадьбы выходит на Большую Бронную, другая — на Тверской бульвар. Все рядом — пешком можно прогуляться до Красной площади, до Маяковской, до Арбата, до Патриарших прудов. Эти маршруты давно уже исхожены поэтами, прозаиками и прочими литературными гражданами.

В самом особняке особая атмосфера. Она осталась, несмотря на модернизации и ремонты, и не почувствовать ее невозможно. В этом здании в стиле классицизм родился А.И. Герцен. В 40-х гг. XIX века у владельца усадьбы Д. Свербеева собирался литературный салон, в котором бывали Н. В. Гоголь, В. Г. Белинский, П. Я. Чаадаев, С.Т. и К.С. Аксаковы, А.С. Хомяков, Е.А. Баратынский, М.С. Щепкин. В конце XIX — начале XX века в усадьбе размещалось издательство братьев Гранат. В XX веке здание занимали многие писательские организации, в бывшем доме Герцена проходили литературные вечера, на которых выступали В. Маяковский, А. Блок, С. Есенин. Это же здание упоминается в романе «Мастер и Маргарита» под именами «Дом Грибоедова» и «Дом МАССОЛИТА».

Собственно Литературный институт был основан в 1933 году по инициативе Максима Горького как Вечерний рабочий университет. Университет воспитывал «новые писательские кадры из рабочих и крестьян». С тех пор прошло более 70 лет, многое изменилось, но кое-что осталось неизменным. Сегодня институт воспитывает писателей не только из рабоче-крестьянских семей, но само существо института глубоко консервативно. Кого-то это привлечет, кого-то оттолкнет, но правильнее сказать, что это и хорошо, и плохо.

В институте мастера и преподаватели отдают предпочтение классической литературе, русской и зарубежной. Если вы выберете этот вуз, то вас основательно познакомят с западноевропейской литературой — с античности до наших дней и с русской — от древности до современности. Кстати, современная литература (текущая) преподается три года. Семинары по текучке, как ее здесь называют, превращаются в дополнение к основному творческому семинару. К каждому занятию выбирается докладчик, который рассказывает о каком-нибудь известном современном российском произведении, а потом все высказывают свое мнение об обсуждаемом авторе и его тексте. Ругают, хвалят, спорят, — семинар по текучке превращается в увлекательный и плодотворный разговор о литературе.

Нет ли у тебя лишнего талончика?

Вообще говорить в Литературном институте любят. Без бесед, обсуждений и споров разве может быть писатель? После второй пары (кстати, занятия в институте начинаются в 10 утра) будущие литераторы встречаются в столовой. Столовая (вечером джаз-клуб) находится в соседнем здании. Она в Литературном институте очень необычная. В ней ничего нельзя купить! Хочешь есть — отправляйся в деканат за цветным талончиком, а потом вставай в очередь и получай по талончику свой обед. Эта бесплатная система здорово выручает тех, кто живет в общежитии, или просто не слишком богат.

В столовой беседуют, читают, обсуждают прочитанное и готовятся к семинарам. Книжка на подносе с борщом — самое обыкновенное дело. Продолжение разговоров может случиться на Тверском бульваре. В любую погоду, на пяточке у фонтана (напротив кинотеатра «Пушкинский», по другую сторону Тверской улицы) можно встретить литовцев (ударение на «и»!). Обычно они с горячительными напитками читают стихи или говорят о своем, о поэтическом. Еще оживленно беседующих студентов Литературного можно застать в общежитии на Дмитровской.

Здание на Дмитровской

В Литературном институте много иногородних студентов. Творческие работы присылают со всей России (и даже из других стран). Все они прочитываются, более того — многие мастера предпочитают ребят из провинции, надеясь найти именно в них будущее литературы. Кстати, блата в Литературном нет никакого, — что для московского вуза уникально. Поступить может абсолютно любой талантливый человек. Именно поэтому общежитие никогда не пустует. В комнаты селят по два человека, удобства — на этаже, душ — внизу. В общежитии проходят занятия по физкультуре: настольный теннис, гимнастика. Учти, что отношение к физкультуре в этом институте более чем серьезное. Прогуливать нельзя — выгонят скорее, чем за «творческую несостоятельность».

Охрана в общежитии очень серьезная: переночевать «разок-другой у друзей» невозможно. Остатки советской строгости. Равно как и то, что прогуливать занятия нельзя, все прогулы подсчитываются и вывешиваются на доске объявлений. «Лидеров» исключают. И все же хитрые студенты умудряются и сачкануть иногда, и пробираться в общежитие. Здесь любят выпить, поговорить и вспомнить бывших жильцов, например, Николая Рубцова. Да и не один Рубцов, почти все русские литераторы XX века связаны с институтом. Преподавали в нем К.Паустовский, К.Федин, М.Светлов, Л.Озеров, Л.Ошанин, С.Радциг, А.Тахо-Годи, Г.Винокур и многие другие известные личности.

О поступлении

В Литературный идут те, кто предан литературе, или те, кто ищет подходящего окружения для своей творческой личности. Надо сказать, что и те, и другие, находят здесь искомое. Учась в Литературном, ты общаешься со множеством необычных, странных, неординарных людей. Когда знакомишься с кем-то, хорошим тоном считается попросить почитать текст. Когда тексты взаимно прочитаны, полагается честно сказать свое мнение, и только потом уже начинается дружеское общение.

Чтобы поступить в Литературный институт, вам придется пройти два этапа. Первое вступительное испытание существует уже много десятков лет. И называется оно «творческий конкурс». Прошел это испытание — считай, поступил. Раньше на творческий конкурс можно было подать только опубликованное произведение или текст с рекомендацией члена Союза писателей. Сейчас в институт обычно идут после школы. Естественно, что от вчерашних школьников требовать публикаций было бы глупо. Да и к чему они? Если человек талантлив, и ему есть, куда расти, к чему стремиться, институт постарается помочь ему.

На творческий конкурс можно подавать произведения на отделения поэзии (350 строк), прозы, драматургии, публицистики, критики, детской литературы, художественного перевода (25-35 страниц).

Экзамены

Если вы чувствуете потребность в основательной подготовке, то можете записаться в Лицей (1 год) или на подготовительные курсы (6 месяцев). Что нужно сдавать после того, как пройден творческий конкурс? Первый экзамен — еще одно творческое испытание. Вам нужно написать этюд на заданную тему. Этюд — это коротенькая история, интересная зарисовка, рассуждение на тему, эссе. Похожий экзамен есть, кстати, на сценарном факультете во ВГИКе. Но там от будущих сценаристов требуют развернутого сочинения с хорошо выстроенным сюжетом.

Темы на экзамене могут быть самые неожиданные. Бывают даже забавные. «Последний секрет президента», «В кладовке под лестницей», «Опасная дорожка», «Красный цветок ночью» или — менее абстрактные, например, «Какое открытие совершил Чехов в драматургии». Темы будет придумывать ваш будущий мастер. Они могут зависеть от направленности вашего семинара: у поэтов могут быть темы, связанные с поэзией, у критиков — с критикой и так далее. Этюд ваш будущий мастер оценит по 5-балльной шкале. «5» увеличит ваши шансы на поступление.

Какие еще экзамены предстоит сдать? Русский язык — изложение или ЕГЭ. Русская литература — письменно, нужно будет ответить на два вопроса. Иностранный язык — тестирование и перевод (его сдают только переводчики).

Последнее вступительное испытание не менее специфическое, чем первое. Вам нужно пройти собеседование. Страшного в нем нет ничего, тем более что все экзамены уже позади. Однако представьте… Вы заходите в небольшую, обшитую деревом, комнату. В центре — огромный овальный стол, за которым сидят ректор, ваш мастер, будущие преподаватели. Вас любезно приглашают присесть, и тут начинается… Каждый, кто захочет, задает вам совершенно любой вопрос. Обычно спрашивают о причине поступления, о творчестве, о городе, из которого вы приехали, о любимых и вообще известных писателях. Поэтов любят просить почитать свои стихи. Держитесь уверенно, отвечайте смело и остроумно. За собеседование тоже выставляется оценка. Если вы больше молчали или говорили откровенные глупости, злились, плакали (и такое бывает) — могут поставить «3».

И вот, все полученные баллы суммируются — и объявляются победители. Список поступивших будет прочитан, и сразу же последуют вспышки небывалой радости и дикие вопли отчаяния. И все же результаты довольно-таки предугадываемы. За время экзаменов вы будете знать всех своих соперников, будете знать, кто лидирует, кто отстает. Будут ходить слухи и о том, сколько человек какой мастер набирает. Те, кто сдал все экзамены, но не добрал баллы, нередко поступают на контрактной основе. Можно ли потом перевестись на бюджетное? Такие случаи известны: если вы учитесь на одни «пятерки» и во всем остальном являетесь примером для подражания, вас могут перевести. Но если вы не прошли по творческому конкурсу, надежды мало.

Вы и творческие семинары

Подавляющее большинство студентов — ребята молодые и пока не имеют устойчивых взглядов на творчество. Наверное, поэтому часто бывает так, что авторитет мастера оказывается слишком силен. Представьте, что каждый вторник мастер говорит вам: «Пишите искренне, пишите то, что вы пережили. То, что выдумано, — плохо и ненатурально». В сущности, такой совет верен, любой писатель пишет о том, что ему близко, интересно, что он хорошо знает. Но, с другой стороны, разве писатель не имеет права на выдумку? Разве все выдуманное обязательно будет неискренним, фальшивым, ненастоящим? Может ведь получиться и так, что выдуманное, совершенно нереальное будет прочувствовано автором так глубоко, как не были прочувствованы реальные события его жизни. Поэтому каждый совет мастера надо уметь правильно понимать и примерять его именно к себе. Вполне очевидно, что когда на семинаре 20 человек, мастер не может указать единственно верный путь каждому.

Практика чтения и обсуждения написанного — давняя и применяется не только в Литературном, но и на слетах, форумах молодых писателей. Что же представляет собой творческий семинар в Литературном институте? Мастер или сами студенты выбирают, кого будут обсуждать, назначают дату. Студент должен раздать всем членам семинара свою подборку (так называются «написанные за последнее время тексты, которые не стыдно обсудить»). К следующему занятию все будут ознакомлены с текстами и смогут высказать свое мнение. Такая практика обычно применяется на прозаических семинарах. Считается, что прозу можно воспринимать только при чтении. На самом семинаре автор может прочитать небольшой рассказ — это бывает полезно, если кто-то не успел ознакомиться с подборкой.

На поэтических семинарах стихи тоже раздаются заранее. А вот на драматургическом семинаре подборки заранее не раздаются. Автор будет читать свою пьесу вслух, от начала и до конца. Никакого чтения по ролям, даже если в пьесе будет десяток действующих лиц. Монотонно, ровно, со всеми ремарками, всякий раз называя имена действующих лиц перед репликами — именно так следует читать пьесу. Ведь если ваша пьеса будет ставиться в театре, ее будут читать перед актерами. Актеры сами сыграют эмоции там, где это будет необходимо. Но должен быть текст, ровное монотонное чтение позволит представить, как будет звучать этот же самый текст со сцены. Когда чтение пьесы закончено, все высказывают свое мнение. Часто разгораются споры о том, каким должен быть конфликт, нужен ли современному театру чистый жанр или же можно смешать комедию с трагедией. На факультете переводчиков тоже есть творческие семинары, на них студенты вместе с опытным мастером-переводчиком учатся искусству перевода. Последним, как бы подводя итог всему сказанному, говорит мастер.

Вы всегда сможете зайти в гости на «чужой» семинар, а вот свой надо выбирать не по степени знаменитости мастера. Хорошо бы перед поступлением разыскать произведения мастера, творческие или критические, почитать их, поразмыслить над тем, нравятся ли они тебе. Ведь, так или иначе, мастер будет преподавать вам собственную манеру письма. От мастера-реалиста не стоит ждать призывов к сюрреализму. Возможно, ваш мастер окажется разумен и не будет настаивать на признании его литературных вкусов; но будьте готовы к тому, что этого может и не произойти.

Если вы совсем не уживетесь с позицией своего мастера, всегда есть возможность перейти на другой семинар. Для этого нужно будет показать свои работы выбранному мастеру, и если они ему понравятся, он с радостью возьмет вас к себе. Хороший мастер искренне заинтересован в наборе талантливых студентов. Во-первых, они потом будут с благодарностью вспоминать своего учителя и посвящать ему романы. Во-вторых, каждый настоящий писатель хочет передать свой опыт молодым талантливым ребятам. Поэтому не бойтесь — подавайте свои работы на несколько направлений, посещайте разные семинары, учитесь, набирайтесь опыта, пишите.

Смотрите также:

учить языки, смотреть кино и слушать лекции

В Москве есть центры, где бесплатно устраивают лекции, кинопоказы и организуют другие развлечения.

Антонида Пашинина

учит иностранные языки

Они работают при поддержке зарубежных посольств и министерств. Задача таких центров — познакомить россиян с культурой другой страны. Поэтому там можно научиться готовить рамен, танцевать K-pop, побывать на встрече с номинантами на «Грэмми» и узнать о поступлении в иностранные вузы.

Рассказываем, где бесплатно учиться и больше узнать о зарубежной культуре. Все центры собрали на одной карте — сохраните ее себе:


Американский центр

Адрес: Новинский бульвар, 21
Что предлагает: лекции, кинопоказы, мастер-классы, разговорный и танцевальный клубы, музыкальные вечера, онлайн-библиотеку

В центре проводят лекции писатели, художники, музыканты, дизайнеры, актеры и различные эксперты. Например, 3 сентября Валерия Курмак — директор практики Human Experience в компании AIC — рассказала, как технологии делают мир доступным для людей с инвалидностью. 28 августа в прямом эфире провели встречу с номинантами на премию «Грэмми» — блюграсс-группой Della Mae, а 14 августа — с джазовым музыкантом Элайджей Джамалом Бальбедом.

В киноклубе смотрят и обсуждают фильмы. Например, 11 сентября в «Зуме» будут транслировать картину Man in Red Bandana об Уэллсе Кроутере, который трагически погиб, спасая людей после теракта. Показ будет на английском языке с русскими субтитрами, а обсуждение — на русском.

В центре также есть танцевальный клуб, для участия в котором не важны возраст и опыт. Организаторы учат латиноамериканским танцам, буги-вуги, вальсу, танго, фокстроту и джазу. До пандемии коронавируса здесь провели серию мастер-классов по американским танцам 19 века.

В центре все бесплатно, но нужна предварительная запись. С 13 марта из-за коронавируса не проводят публичные мероприятия, а разговорные клубы, дебаты, концерты перевели в онлайн-формат. В электронной библиотеке можно брать напрокат книги на языке оригинала. Здесь есть классика, детская литература, биографии, научпоп, пособия для подготовки к TOEFL и современная проза. Например, можно почитать «Девушку в поезде» Полы Хокинс и «Заветы» Маргарет Этвуд. Чтобы взять книги, нужно зарегистрироваться на сайте. Произведения доступны только жителям России.

Календарь мероприятий Американского центра

Студенты МГИМО на встрече с представителями американского вуза University of Texas at AustinВсе программы центра бесплатные

Отдел японской культуры Japan Foundation

Адрес: библиотека иностранной литературы, ул. Николоямская, 1, 4 этаж
Что предлагает: курсы японского языка, обучение чайной церемонии и икебане

В отделе проводят бесплатные курсы японского для новичков и тех, кто уже изучает язык. Студенты должны быть старше 17 лет.

Участников набирают два раза в год: на осенний и весенний семестры. Конкурс большой: на одно место претендуют 15—20 человек. Чтобы попасть на курсы, нужно пройти двухэтапный отбор: подать заявку на сайте jpfmw.ru и сдать тест на логику и знание русского языка. Экзамен показывает, есть ли у кандидата способности к изучению языков. Тех, кто справится с заданиями, приглашают на занятия. Выпускникам выдают сертификат.

Курсы японского языка для начинающих

В отделе японской культуры можно научиться проводить чайную церемонию, делать цветочные композиции — икебану, рисовать тушью, мастерить оригами, играть в японские шахматы — сёги. Время от времени здесь проводят открытые лекции, а еще дают напрокат традиционные игры и одежду.

Фонд также предлагает гранты в сферах искусства, японоведения и японского языка. Например, преподаватели японского могут пройти стажировку в Токио или других городах, а ученые и исследователи — поехать туда, чтобы заниматься научной деятельностью. Сроки разные: от 21 дня до года. Программа покрывает перелет и проживание в стране. Требования к участникам и сроки проведения есть на сайте фонда.

Пробки, реагенты и безумные цены: 8 вещей, которые раздражают в Москве

Из-за коронавирусных ограничений центр пока закрыт. Когда работу возобновят, сотрудники обещают опубликовать объявление в группе во «Вконтакте».

Владимир Кузнецов проводит чайную церемонию в отделе японской культуры. Обычно участники надевают на занятия свободную одежду: во время мероприятия нужно сидеть на коленях

Корейский культурный центр

Адрес: Чистопрудный бульвар, д. 17, стр. 1
Что предлагает: курсы корейского языка, уроки тхэквондо, традиционных танцев, K-pop, лекции, мини-музей, библиотеку

Два раза в год — зимой и летом — центр набирает студентов на бесплатные курсы корейского языка. Есть группы для начинающих и продолжающих. Чтобы принять участие, нужно подать заявку на сайте russia.korean-culture.org или в группе во «Вконтакте». Студентов младше 15 лет на курсы не принимают.

В центре открыта библиотека, где выдают корейские, русские и английские книги. На первом этаже работает выставочный зал. Здесь можно увидеть традиционных кукол, музыкальные инструменты, предметы быта и керамику.

Из-за коронавируса центр пока закрыт для посетителей, а занятия проводят онлайн. Во время пандемии там сняли серию видео о простых корейских блюдах, которые можно приготовить дома: например, кимчи, кимпаб, рамен.

До 20 сентября в центре проходит онлайн-конкурс на лучшее исполнение кавер-версий K-pop-танцев. Участники должны записать свое выступление на видео, загрузить на «Ютуб» и прислать ссылку и информацию о себе на [email protected] К участию приглашают группы и индивидуальных исполнителей. Финал конкурса пройдет в конце октября — начале ноября. Победители получат мобильные телефоны, смарт-часы, корейскую косметику и еду.

Центр организует разные культурные мероприятия: например, 18 сентября в Доме кино покажут фильм «Подозреваемый». Вход свободный, но нужно зарегистрироваться.

Расписание онлайн-занятий и домашние задания публикуют на официальном сайте. Когда в Корейском культурном центре возобновят живые встречи, пока неизвестно

Спланируем путешествие за вас

Подпишитесь на рассылку, и мы будем присылать полезные путеводители каждую неделю

Российско-немецкий дом

Адрес: ул. Малая Пироговская, 5
Что предлагает: лекции, кинопоказы, концерты, вернисажи, курсы немецкого

Российско-немецкий дом организовывает бесплатные концерты, кинопоказы, дискуссии, лекции. Судя по анонсам в соцсетях, из-за пандемии таких мероприятий сейчас немного. Например, 28 сентября начнется онлайн-фестиваль «Неделя кино российских немцев». В течение трех дней будут показывать фильмы «Немец», «Одиссея Петра», «Несломленные», «Долгий путь назад»; Eins, Zwei, Drei.

Для этнических немцев каждый год проводят бесплатные курсы немецкого языка. В этом году запись вели с 13 июля по 16 августа, а занятия стартуют 14 сентября. Пока неизвестно, когда снова начнут набирать учеников. Посещать курсы можно не только в Москве, но и в других городах России, например в Петербурге, Томске и Пензе.

Запись в клуб любителей немецкого языка

Участники клуба немецкого языка отмечают Рождество. Они испекли штоллен и подарили гостям открытки

Французский институт в Москве

Адрес: ул. Воронцово Поле, д. 16, стр. 1
Что предлагает: курсы французского, стажировки, кинопоказы, встречи

Во Французском институте рассказывают, как получить стипендию для обучения во французских вузах, уехать туда учиться и работать. Российские студенты и аспиранты, которые владеют языком на уровне B1, могут поехать во Францию работать ассистентами преподавателей русского языка, чтобы улучшить свой французский, больше узнать о стране и набраться опыта в сфере преподавания. Программа длится 7 месяцев, ассистенты получают зарплату: 794 € (71 301 Р).

Иногда институт устраивает бесплатные мероприятия для всех желающих: мастер-классы, кинопоказы и лекции. Например, ежегодно в Москве проходит фестиваль «День Франции». В этом году из-за коронавируса его провели в онлайн-формате.

Парад бульдогов в День Франции тоже провели удаленно. Такой пост появился в официальной группе 14 июля. Источник: vk.com

Итальянский институт культуры

Адрес: Малый Козловский переулок, 4
Что предлагает: курсы итальянского, лекции, кинопоказы, выставки

Итальянский институт культуры — правительственная организация. Здесь устраивают лекции и встречи с интересными людьми. В период коронавирусных ограничений они проходили в Vimeo. Например, в июле и августе провели серию встреч с Кристианом Греко — директором Египетского музея в Турине. Если подписаться на рассылку сайта Итальянского института культуры, можно получить доступ к онлайн-показам фильмов, лекций, спектаклей и концертов.

Открытие выставки «Джованни Маттио. Бесконечная бесконечность. Пространство. Материя. Логос». Источник: Полина Шестакова

Израильский культурный центр

Адрес: Стремянный переулок, 38, 4 этаж
Что предлагает: платные курсы иврита, стажировки, лекции, кинопоказы

В центре работает молодежный клуб «Натив», который знакомит с культурой и историей Израиля, организует волонтерские акции и проводит тренинги. Все занятия и мероприятия, кроме молодежного лагеря, бесплатны. Возраст участников — с 10 до 17 лет.

Еще в центре устраивают лекции, кинопоказы, мастер-классы и встречи с разными людьми. Большинство мероприятий бесплатные. Из-за коронавируса они проходят в «Зуме» и на официальной странице в «Фейсбуке». В августе провели встречи с композитором Александром Журбиным, ведущей передачи «Идеальный ремонт» Наташей Барбье, поэтом и киноактером Владимиром Вишневским, а также вебинар о поступлении в израильские вузы. Во второй половине октября организаторы планируют устроить третий ежегодный фестиваль иврита: возможно, в живом формате.

Я съездила в Израиль и Европу за чужой счет

В культурном центре есть платные курсы иврита. Их субсидирует правительство Израиля: за 72 часа обучения студенты платят 5000 Р.

На втором фестивале иврита в Москве были открытые уроки, кинопоказы, танцы, викторины, творческие мастерские. На кулинарном мастер-классе гости готовили сабих — традиционное блюдо, которое представляет собой сэндвич с баклажанами, хумусом, тхиной, яйцом и салатом из овощей

14 лучших курсов • ARTANDHOUSES

Menu
  • Искусство
    • Арт-процесс
    • Арт-рынок
    • Ярмарки и биеннале
    • Интервью
  • Архитектура
    • Новости архитектуры
    • Музеи и культурные центры
    • Архобъекты
    • Интервью
  • Дизайн
    • Новости дизайна
    • Интерьеры
      • Общественное пространство
      • Частные интерьеры
    • Объекты
    • Профиль
    • Интервью
  • Kалендарь
    • Аукционы
    • Биеннале
    • Выставки
      • Австрия
        • Вена
      • Бельгия
        • Брюссель
      • Великобритания
        • Лондон
        • Солсбери
      • Германия
        • Берлин
        • Билефельд
        • Вайль-на-Рейне
        • Франкфурт-на-Майне
      • Нидерланды
        • Амстердам
        • Маастрихт
        • Роттердам
        • Эйндховен
      • Дания
        • Копенгаген
      • Израиль
        • Тель-Авив
      • Италия
        • Венеция
        • Милан
        • Рим
      • Испания
        • Бильбао
        • Мадрид
      • Китай
        • Пекин
      • Монако
      • Норвегия
        • Осло
      • ОАЭ
        • Дубай
      • Россия
        • Владикавказ
        • Москва
        • Омск
        • Санкт-Петербург
      • США
        • Вашингтон
        • Лос-Анджелес
        • Нью-Йорк
      • Турция
        • Стамбул
      • Финляндия
        • Хельсинки
      • Франция
        • Гренобль
        • Марсель
        • Париж
        • Тулуза
      • Швейцария
        • Базель
        • Лугано
        • Цюрих
      • ЮАР
        • Кейптуан
      • Япония
        • Иокогама
        • Токио
    • Конференции
    • Ярмарки
  • Фото
    • Репортаж
    • Светская хроника
  • Видео
  • Книги

Тест с ответами: “Жизнь и творчество Н.Г.Чернышевского”

1. Николай Чернышевский не является:
а) Революционером
б) Философом
в) Врачом+

2. Отец Чернышевского:
а) Священник+
б) Писатель
в) Военный

3. Факультет Петербургского университета, где учился Николай Чернышевский:
а) Историко-филологический+
б) Юридический
в) Медицинский

4. Кем работал Чернышевский после окончания университета:
а) Торговцем
б) Преподавателем+
в) Священником

5. Каким журналом руководил Чернышевский в 1855—1862 годах?
а) Искра
б) Отечественные записки
в) Современник+

6. Чернышевский являлся лидером отечественной философской науки
а) Дуализм
б) Протестантизм
в) Материализм+

7. Революционное движение, к которому имел отношение Николай Чернышевский:
1. Черносотенцы
2. Земля и Воля+
3. Эссеры

8. Тюрьма, где держали Николая Чернышевского за революционную деятельность?
а) Кресты
б) Петропавловская крепость+
в) Матросская тишина

9. Знаменитое литературное произведение Николая Чернышевского:
а) Кто виноват?
б) Что делать?+
в) Кому на Руси жить хорошо

10. Болезнь послужившая причиной смерти русского философа:
а) Тиф
б) Туберкулез
в) Малярия+

11. Город в котором родился Н.Г.Чернышевский:
а) Симбирск
б) Орел
в) Саратов+

12. Статья Н.Г.Чернышевского, где поднимается проблема создания в литературе образа положительного героя:
а) «Не начало ли перемены»
б) «Очерки гоголевского периода русской литературы»
в) «Русский человек на rendez-vous»+

13. Роман написанный Н.Г.Чернышевским в ссылке:
а) «Что делать?»
б) «Пролог»+

14. Основа сюжета в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?»:
а) детективная история
б) любовная история +
в) реальные исторические события

15. Данное высказывание принадлежит:
«А, впрочем, не показывает ли это проницательному сорту читателей (большинству литературных людей показывает – ведь оно состоит из проницательных господ), не показывает ли это, говорю я, что Кирсанов и Лопухов были люди сухие, без эстетической жилки
а)Вере Павловне
б) Рахметову
в) автору+

16. Теория, о которой идет речь в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?» в связи с убеждениями «новых людей»:
а) «разумного эгоизма» +
б) «кровь по совести»
в) «целых кафтанов»

17. Определите героя романа по отрывку:
«Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней – теин в чаю, букет в благородном вине; от них её сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль земли»)
а)О Лопухове
б) О Кирсанове
в) О Рахметове+

18. Сон Веры Павловны, где показано идеальное общество будущего:
а)второй сон
б) первый сон
в) четвертый сон+

19. Город, где писатель служил учителем словесности в гимназии:
а) Петербург+
б) Саратов
в) Москва
г) Орел

20. Где опубликованы «Очерки гоголевского периода русской литературы»?
а) Отечественные записки
б) Время
в) Современник+
г) Русское слово

21. Жанр произведения «Что делать»:
а) Роман+
б) Рассказ
в) Поэма
г) Статья

22. Кем были осуждены правительства, когда Чернышевского приковали к позорному столбу и сломали над его головой шпагу?
а) И.Бентам
б) Ш.Фурье
в) Н.А.Некрасов
г) А.И.Герцен+

23. Причина по которй издание журнала «Современника» было приостановлено:
а) Журнал «Современник» перестал пользоваться спросом, т.к. появилось большое количество новых журналов
б) Н.А.Некрасов закрыл журнал, т.к. после него, как он посчитал, нет достойных последователей
в) «Современник» признали как распространитель революционных идей+

24. Писатель учился:
а) В музыкальной школе
б) В духовной семинарии+
в) Актерское училище
г) Нигде

25. Тезис в диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности»:
а) «Прекрасное есть жизнь»+
б) «Чистый разум»
в) «Чистое искусство»
г) «Жизнь бесконечна»

26. Год начала карьеры публициста:
а) 1854
б) 1852
в) 1851
г) 1853+

27. Труды какого критика продолжил Н.Г. Чернышевский?
а) А.И.Герцена
б) Н.А.Серно-Соловьевича
в) В.Г.Белинского
г) И.Бентама+

28. Любовь всей жизни писателя:
а) О.С.Васильева+
б) Н.Костомарова
в) А. Дункан
г) М. В.Васильева

29. Город, где писатель учился на историко-филологическом факультете:
а) Орел+
б) Петербург
в) Москва
г) Саратов

30. Кем считалось, что исторический процесс – это не результат деятельности исключительно великих людей?
а) Ф.Гизо и Ж.Мишле
б) Н.В.Гегель+
в) И.Бентам
г) А.Сен-Симон и Ш.Фурье

31. В чем учении Чернышевским было усвоено представление о непрерывном развитии и обновлении всего мира?
а) Ф.Гизо и Ж.Мишле+
б) Н.В.Гегель
в) И.Бентам
г) Фейербах

32. Теория «разумного эгоизма», которой руководствуются персонажи романа «Что делать» была заимствована:
а) Ф.Гизо и Ж.Мишле
б) Фейербах+
в) И.Бентам
г) А.Сен-Симон и Ш.Фурье

33. Кто мечтал о том, что в обществе исчезнет неравенство, не будет частной собственности, и все будут сообща трудиться на благо человечества?
а) Ф.Гизо и Ж.Мишле
б) Н.В.Гегель
в) И.Бентам+
г) А.Сен-Симон и Ш.Фурье

34. Кто из авторов считал, что основным двигателем всех человеческих поступков прежде всего является польза?
а) Фейербах
б) И.Бентам
в) Ф.Гизо и Ж.Мишле
г) Н.В.Гегель+

Москва глазами писателей

Уменя есть мечта: окно от пола до потолка.
Вот она, моя мечта, прямо передо мной.

— Слишком тихо, — произнес девчачий голос.
— Люди мечтают о тишине, — произнес мужской.

Перед своей мечтой я оказался не один.

Знакомьтесь: мой приятель с дочерью. Ему еще нет сорока, ей уже пятнадцать. Она вьет из него веревки, он сопротивляется, но всегда терпит поражение.

Она бранится — он успокаивает. Она предъявляет — он огрызается. Она требует — он отбивается.

На этот раз ее не устраивает квартира в жилом комплексе «Резиденции композиторов».

«Резиденции композиторов»
Жилой комплекс с панорамными видами на Павелецкую набережную «Резиденции композиторов» объединяет людей, которые ценят комфорт, свободу мысли и творческий взгляд на вещи. Расположенный на территории старинных фабричных построек, квартал несет в себе архитектурные традиции XIX века. Проектная декларация на сайте afi-residence.ru. Застройщик ОАО «МКПК». ОГРН 1037700018180

Здесь слишком тихо.

— Я сниму тебе однушку с окном на Третье кольцо!
— Ну и сними!
— И сниму, а сам перееду сюда!

Отец и дочь бродят по квартире, которую он подумывает купить. Консультант описывает достоинства. Меня пригласили посоветоваться: приятель убежден, что у меня хороший вкус.

В этом он прав.

Едва я увидел с набережной несколько новостроек, сразу понял, что и сам бы не прочь здесь жить. Такие дома могут стоять в любой из первых мировых столиц. Пропорции, материалы, те самые окна в пол.

Я сразу влюбился в кирпич на фасаде того корпуса, в который мы зашли. Не удержался — провел по стене рукой. Обожаю классный кирпич, я — кирпичесексуал.

Вернусь чуть назад. Первым делом мы поднялись на шестой этаж здания поблизости, в офис продаж.

Уже на пороге меня охватил детский восторг: весь жилой комплекс предстал перед нами во всех подробностях.

Макет с дорожками, клумбами, детскими площадками, прохожими и, главное, домами завораживал. Красные тумблеры регулировали освещение.

— Класс! — я тотчас щелкнул тумблером и разом вырубил все любимые окна.

Тумблер оказался моей личной машиной времени: я тотчас превратился обратно в ребенка, который может щелкать светом до умопомрачения.

Юная капризуля поджала губы. Когда тебе пятнадцать, впавшие в детство дяди вызывают недоумение.

Я погасил один дом, другой, зажег все разом. Окошки приветливо осветились.

Плоская крыша одного из корпусов была размечена планировками квартир. Глядя на окошки, видя внутреннее устройство, я представил, что нахожусь одновременно во всех этих высоких и низких домах, во всех просторных и компактных квартирах, за каждым окном в пол. Я был повсюду, и повсюду мне было хорошо.

— Вот этот корпус уже готов, а этот завершают, — слова консультанта пробудили меня от грез. — А мы сейчас пойдем вот сюда.

Мой приятель заранее высказал пожелание относительно площади и вида, поэтому мы сразу направились в конкретную квартиру в конкретном корпусе на конкретном этаже. Тем более свободных квартир осталось совсем мало.

Тут-то я и провел пальцами по кирпичу, а затем оказался перед окном, в той точке, откуда начал свой рассказ.

— Это моя комната, — буркнула юная особа, потоптавшись в самом просторном помещении квартиры.
— Тебе нравится? — спросил приятель.
— Слишком тихо.
— Это французский балкон, — консультант распахнула мою мечту.
— Надеюсь, эти дома сломают? — юная особа поинтересовалась судьбой старых кирпичных домов по ту сторону переулка.
— Нет, здесь не будет стройки. Здесь тихо.
— Очень жаль!

Мы отвезли дочь на теннис, и приятель сказал, что нуждается в совете.

— Отличная квартира, шикарный дом, надо брать, — перебил я.
— Мне тоже очень нравится, — кивнул приятель. — Я даже антикварный бретонский буфет купил. Уже представляю, куда его поставлю.
— Буфет наверняка впишется, у дома есть атмосфера.
— Как думаешь, втроем там будет нормально?

Попробую кратко пересказать его разъяснения.

Оказалось, девушка моего приятеля, с которой он вяло встречался целых четыре года, наконец-то его бросила.

Она его бросила, и он оживился.

Решил обрушить на нее сразу всё: брак, семью, детей и любовь до гроба.

Ну, а для начала решил предложить пожить вместе.

Спустя четыре года.

Посмотрел бы я, если бы он у себя в офисе принимал решения с такой скоростью.

Приятель принялся названивать своей возлюбленной и завалил ее сообщениями. Но вот беда: на звонки она не отвечала, сообщения оставляла непрочитанными.

— Поговори с ней, пожалуйста, — попросил приятель. — У тебя получится.

Я набрал не откладывая.

Ответила сразу.

Приятель тотчас выскочил из машины, и в течение всего последовавшего разговора я видел, как он бродит неподалеку, пиная опавшие листья.

Мы с ней договорились о встрече.

Я сто раз повторил, что очень волнуюсь: почему-то решил, что, напоминая о собственной неуверенности, смогу придать уверенности ей.

Накануне мы отправились за кольцом — жениху везде нужен советчик.

Мы остановили выбор на скромной роскоши в салоне, который увековечил Капоте.

Перед оплатой нам деликатно подали анкету: отныне предметы роскоши запрещено покупать анонимно.

Пока я удивлялся нововведению, приятель пододвинул анкету мне. Мол, у него нет при себе паспорта. Я пожал плечами и указал вымышленные данные. Продавцы проявили любезность: не стали проверять.

С ней мы встретились за столиком ресторана.

Выходя из дома, я надел белую рубашку и надушился. Жена спросила, куда это я собрался, такой красивый и с кольцом. Я рассказал, что мне доверена роль посредника между влюбленными, но жена всё равно до конца не поверила.

Она пришла вовремя.

Бросилась в глаза ее молодость. Приятель говорил, что ей всего двадцать четыре, но я бы дал меньше.

Я заказал целую бутылку вина, сославшись на акцию, мол, грех не воспользоваться. На самом деле я всё-таки начал волноваться.

Она взяла себе пиццу, а я — целых две устрицы, мне понравилась их форма: одна напоминала растопыренную ладошку, другая, наоборот, имела узкий вытянутый панцирь.

— Хочешь? — я предложил ей устрицу.
— Нет, — отказалась она. — А ты хочешь? — кивнула на пиццу.
— Хочу.

Мы принялись за еду. Она пила мало, я опрокидывал бокал за бокалом.

— Вижу, ты доедаешь корочки, — сказала она.
— Доедаю, — согласился я. — Раньше не доедал, но в конце концов всё равно доедал, в том числе и за соседями, поэтому решил сказать себе да и доедать сразу. Чуть не забыл!

Я вытер руки и передал ей коробочку и конверт.

В коробочке кольцо, в конверте штука баксов.

Шучу, в конверте было письмо.

— Приятно, что он помнит мой размер, — улыбнулась она, разглядывая свою растопыренную окольцованную ладонь.

Я вспомнил, как мы это кольцо выбирали, как просили всех продавщиц по очереди его примерить, пока не обнаружили похожую по габаритам ручку. «У нее примерно такие пальцы, как у вас, только немного другие».

— Узнаю его стиль, — рассмеялась она, достав письмо.

Приятель распечатал письмо на принтере и расписался в конце третьей странички.

Он бы еще каждую страничку подписью заверил.

Письмо, в котором он раскрывал душу, выглядело словно акт приема-передачи.
Она погрузилась в чтение, и скоро на ее щеке блеснула слеза.

— Ты читал это? — спросила она, шмыгнув носом.
— Нет, — соврал я.

Я это письмо не просто читал, но и хорошенько подредактировал.

По просьбе автора, разумеется.

Она сунула письмо обратно в конверт.

Утерла слезу, снова растопырила пальцы и сфоткала кольцо на свой китайский смартфон.

— Ты им довольна? — спросил я про китайский гаджет.
— Дешевый, удобный, там куча функций, которых нигде больше нет.
— А надежный?

Вместо ответа она бросила телефон за спину.

Китайское чудо электроники пролетело в опасной близости от головы ребенка за соседним столиком, стукнулось о стену и упало на пол.

Официант поднял телефон и вернул с поклоном.

— Ни царапины, — сказала она.

Когда мы распрощались, я позвонил приятелю с отчетом.

После бутылки белого, которую я выпил практически единолично, после двух живописных устриц и многочисленных корочек от пиццы я чувствовал себя непревзойденным переговорщиком.

Я сообщил, что кольцо благосклонно принято и оказалось ей очень к лицу, а письмо прочитано и омыто слезами. Из моего резюме складывалась картина не просто восстановленных отношений, но отношений, разогретых до предсвадебного накала.
Убаюканный собственными талантами, я вырубился под скептическим взглядом жены.

Наутро от моей эйфории не осталось и следа — меня мучило похмелье. Кроме того… Если бы мой телефон мог менять размер в зависимости от полученных сообщений, то лопнул бы или занял собой всю комнату: приятель писал мне ночь напролет.

Мы часто упрекаем писателей в многословии, не замечая ее за собой. Десятки обрывочных эмоциональных фраз приятеля можно было свести к одной: «Она опять не отвечает».

Собственное дипломатическое фиаско — не лучшее лекарство от сушняка. Приятель умолял позвонить ей, если уж она теперь говорит только со мной. Задавал бесконечный вопрос: «Почему?» Но самым страшным было то, что она сняла кольцо.

Откуда он об этом узнал?

Это отдельная история.

Дело в способе, которым неуловимая невеста зарабатывает на жизнь.

Она девушка самостоятельная и сама себя обеспечивает.

Чем?

Игрой.

Играет в игры. Скоростной ноут подарил мой приятель. На этом ноуте она убивает монстров, поедая чипсы и запивая сидром. Все ее действия транслируются через веб-камеру, а поклонники смотрят. Они-то и являются источником заработка. За то, чтобы посмотреть на то, как малышка мочит чудовищ, анонимные зрители делают ей переводы.

Узнав об этом на ужине, я спросил ее, в чём прикол.

— Ты в лифчике? — спросил я.
— Нет, конечно, — она рассмеялась.
— Без? — воскликнул я, обрадовавшись.
— Ни в коем случае! — отрезала моя собеседница. — За такое банят. Я одета в обычную одежду, просто кому-то нравится смотреть, как другие играют. У меня есть свои поклонники, они шлют мне донаты, вот и всё.

Тогда я хорошенько отпил вина и в очередной раз задумался о человеческой природе. Кажется, я становлюсь старым. Совершенно не понимаю, зачем платить за то, чтобы смотреть, как одетая девушка гасит виртуальных тварей из виртуальной базуки.

Короче говоря, мой приятель следит за своей возлюбленной вместе с множеством других маньяков, благодаря чему и заметил, что кольцо на пальчике отсутствует.

Размяв собственную опухшую физиономию, я написал ей.

Мне она тоже не ответила.

Вот она, женская натура: вчера вместе грызли корочки, сегодня я в игноре.

Приятель собрался ехать к ней лично, попросил меня присоединиться. В случае чего я отправлюсь на переговоры.

— В загс ты тоже вместо него пойдешь? — спросила меня жена. — Если уж она только с тобой разговаривает.

Тяжело вздыхая, делая в лифте зарядку для лица, я вышел из подъезда. Приятель ждал внизу.

— Ты что, пил? — первым делом спросил он.

На набережной возле новостройки, где мы недавно побывали с его дочерью, приятель свернул в переулок и остановился прямо под моей мечтой — тем самым французским окном в пол.

— Зачем мы опять сюда приехали? — хрипло спросил я. — Решил напомнить бедному писателю, что можешь, в отличие от него, позволить себе классную хату?
— Она здесь живет.
— В смысле?
— Мы приехали к ее дому.
— Ничего не понимаю.
— Вот ее дом, вот окно, — приятель указал на старый симпатичный дом, один из тех, которые, к большому огорчению его дочери, не будут ломать.

Окно было приоткрыто.

— Получается, у тебя будет вид на нее.
— Получается.
— А у нее вид на тебя.
— Да.
— Но у нее домик поскромнее.
— Поскромнее.
— А у тебя просто модный дворец.
— У меня дворец.
— А ты бы где хотел жить: в маленьком домике с видом на дворец или во дворце с видом на маленький домик?
— Я бы хотел жить везде, только бы с ней.

Я вспомнил макет в офисе продаж. В моём воображении макет стал расширяться, пускать побеги новых дорожек, обрастать новыми детскими площадками, раздвигать пространство новыми домами. Это был уже не отдельный жилой комплекс, а целый город, целый мир со множеством приветливых окошек, за каждым из которых была любовь.

В тот день мы ее не дождались. Когда стемнело, стало ясно, что в квартире горит свет, а окно по-прежнему открыто.

Что-то долго она проветривает для осени.

На следующий день свет продолжал гореть, а окно явно никто не закрывал.

В сети она не появлялась.

Приятель связался с ее матерью, та ничего не знала.

Он караулил возле дома еще несколько дней. Воображение рисовало жуткие картины: то казалось, что возлюбленная стала жертвой маньяка, то, наоборот, она в добром здравии нежится в объятиях другого.

Неизвестно, что хуже.

После выходных она как ни в чём не бывало объявилась. Шла по проезжей части вдоль тротуара, спрятав нос в высокое горло свитера.

— Где ты была?
— Я теперь обязана отчитываться?
— Я волновался, твоя мама волновалась.
— Маму я предупредила.

Приятель репетировал этот разговор, но сорвался.

Он хотел быть мудрым и нежным, хотел подтвердить всё, что написал в письме, что четыре года ее мурыжил, а теперь осознал, что хочет свадьбу, детей, квартиру присмотрел в ее любимом районе, вот прямо в этом красивом новом доме напротив…

Вместо этого он обрушил на нее упреки, будто они двадцать лет в браке.

Вместо нежного признания получился скандал.

— Ты предупредила маму? — переспросил он.
— Да, — пристукнула она и мстительно уточнила: — А она тебе сказала, что не в курсе, где я?

Он молчал. Ему показалось, что он теряет собственные очертания.

— Чувствуешь, хлебом пахнет? — спросила она.

Его бедро отделилось от тела и поплыло в сторону, рука, почки и легкие отделились и упорхнули.

Под ногами образовалась пустота, а сам он неумолимо растворяется в воздухе, в запахе хлеба и находится не рядом с ней, а одновременно повсюду: на всех детских площадках, во всех домах, за всеми окошками.

— Тут рядом хлебозавод, на весь район хлебный запах.

Хочется, чтобы у этой истории был счастливый конец.

И читателям, то есть вам, хочется, и автору, то есть мне.

Я не садист, мне не доставляет удовольствия мучить собственных персонажей.

В конце концов, я столько сделал для их счастья.

Выслушивал его бесконечные исповеди, заполнял анкету на кольцо, пил вино, съел целых две устрицы, торчал под ее окнами, смотрел новую квартиру, наконец.

Я желаю результата.

Я желаю, чтобы мои персонажи были счастливы.

Вы скажете: хочешь — напиши.

Ты задаешь тут правила, ты же бог этого маленького мира, ты же повсюду, за каждым приветливым окошком.

Бог-то я бог, но против шерсти даже богу нельзя. Даже бога могут свергнуть, если он будет злоупотреблять всемогуществом.

Мой приятель так и не съехался с той девушкой.

Он купил квартиру с французскими окнами и поселился в ней с дочерью.

Дочь заняла лучшую комнату и продолжает помыкать отцом.

Девушка так и живет напротив и во время игр так и не надевает кольцо. Зато в ее закрытом инстаграме кольцо время от времени сверкает. Думаю, причина в тех самых зрителях, которые шлют ей донаты: незамужнюю содержать приятнее.

Судя по инсте, она иногда путешествует, и, видимо, не одна.

Счастливы ли они?

Мой приятель, его дочь и девушка, разбившая ему сердце.

Полагаю, да. Ведь счастье не где-то там, где фантазии, а прямо тут, где рутина. Счастье нельзя захомутать, счастью можно только довериться.

Экскурсоводы по Москве

Катерина Пигусова

Катерина Пигусова


Ведущий сайта, соучредитель Bridge to Moscow, редактор, гид по Москве, переводчик, преподаватель английского языка, ассистент преподавателя языка Фулбрайта в Университете Брауна в 2011-2012 гг.


Языки: Родной русский, свободный английский, французский средний уровень, испанский

Нравится: общение, история и личные истории, открытие новых культур, картины импрессионистов, театр, танцы, импровизация, пение, катание на велосипеде, фигурное катание

Мой опыт поскольку стипендиат программы Фулбрайта помог мне по-новому взглянуть на мою страну, ее неоднозначную историю и современную политику, это дало мне представление о путешественнике, блуждающем по лабиринту прошлого.

Анна Тур

Анна Тур


Ведущий сайта, соучредитель Bridge to Moscow, редактор, гид по Москве, переводчик, преподаватель русского как иностранного

Языки: Родной русский, свободно английский, французский средний

Нравится: Знакомство с новыми людьми, история России, архитектура, велоспорт, итальянское кино, поэзия, дети

Алена Шатрова

Алена Шатрова


Тур-менеджер

Языки:

Родные русский и белорусский, продвинутый английский

Нравится: Путешествия, рисование, изучение разных культур и традиций, история и искусство России, велоспорт, Формула-1

Михаил Казбеков

Казбеков Михаил


Сотрудник по коммуникациям и связям с общественностью, гид по Москве, переводчик, директор благотворительного фонда


Языки: свободно владеет английским, немецкий средний


Нравится: История, искусство / музыка, спорт, путешествия, семья
Знаете ли вы, что 200-каратный алмаз в скипетре русских царей когда-то был глазом в статуе Брахмы? Знаете ли вы, что у Сталина был теологический опыт? История и искусство России поистине удивительны, полны драматизма, красоты и парадоксов.

Мария Калашникова

Мария Калашникова

Московский гид

Языки: Родной русский, свободно английский

Нравится: Путешествовать без точного плана, чувствуя себя первооткрывателем, оперы Верди, читать биографии, гулять с сыном, походы и кемпинг

Свиясова Оксана

Свиясова Оксана
Гид по Москве

Языки:

Родной русский, свободный английский, свободный испанский

Нравится: история, новые знакомства, бильярд, игра в шахматы, психологические фильмы, детективы Агаты Кристи, рисование портретов, плавание

Эбель Наталия

Наталия Эбель

Московский гид, переводчик, преподаватель английского

Языки: родной русский, свободный английский, немецкий ниже среднего

Нравится: общение, путешествия, история, фигурное катание, альпинизм и скалолазание, расходы время с дочкой, просмотр достойных фильмов, психологию, чтение.

Сергей Седов

Сергей Седов .
Путеводитель по Русской деревне и Золотому кольцу России.

Языки : родной русский, свободно английский
Образование: магистр истории
Нравится : история, вождение, путешествия, джазовая музыка, фильмы

Москва большая и красивая, но Россия намного больше! Хочу показать вам очаровательную русскую деревню, милые бревенчатые домики, в которых живут люди, архитектуру на 300 лет старше любого дома в Москве и то, как живут провинциальные городки.

Зоя Базылева

Зоя Базылева

Московский гид, переводчик

Свободно владеет польским, средним французским и английским

Нравится: история и искусство. Еще меня интересуют архитектура и театр.
Provadzam polskie wycieczki po Moskwie. W strefie turzstzcynej pracuę od 1980 r .. Zaczynłam swoją karierę w burze podroży turystyki zagranicznej «Интурист».Oprócz polskiego mowię po francusku, znam język angielski. Lubię czytać literaturę historyczną, interesuje mnie architecture i teatr. Szegolnie lubię podrożować. Z przyemnością gotova jestem podzielić się swoim doświadczeniem z gośćmi rosyjskiej stolicy.

Ирина Чулкова

Ирина Чулкова


Москва гид, переводчик, преподаватель английского и русского как иностранного


Языки: Родной русский, свободный английский, базовый итальянский


Нравится: Темными русскими зимними вечерами читать исторические книги, смотреть на звезды, выращивать розы, покорять снежные холмы

Алексеева Наталья

Наталья Алексеева


Москва гид, переводчик

Языки:

родной русский, свободный английский, свободный немецкий

Нравится: устный перевод, чтение, танцы

Бадина Ирина

Ирина Бадина


Гид по Москве, переводчик с английского / русского

Языки:

Родной русский, свободный английский, средний уровень немецкого

Нравится: старая и новая русская история, древнерусская архитектура, бальные танцы, катание на лыжах зимой, изучение кухни в разных странах во время путешествий и пытаясь приготовить дома

Даниил Петров

Даниил Петров


Гид по Москве

Языки:

родной русский, свободно английский

Нравится: Фотография, гитарная музыка, история России, особняки в стиле модерн в Москве, фильмы Отара Иоселиани, Андрея Тарковского и Вуди Аллена, Флоренция, поэзия, кросс-кантри катание на лыжах, езда на велосипеде, садоводство

Позвольте показать вам мою Москву сегодня.И лучший способ сделать это определенно на велосипеде. Вам понравится город, который я люблю. Я могу создать для вас индивидуальный тур, основанный на следующих турах: Экскурсия по городу на велосипеде, машине или фургоне. Загородные поездки во Владимир, Суздаль, Сергиев Посад, Шахматово и Поленово. Экскурсии по Советской Москве

Светлана Шубина

Светлана Шубина


Гид по Москве

Языки:

родной русский, свободный английский, немецкий средний

Нравится: История и архитектура, легенды и сказки, русские иконы, классическое искусство и авангард, фигурное катание и беговые лыжи, собирание грибов, приключения.

Смагол Оксана

Оксана Смагол


Москва гид
Языки:
Китайский
Образование: История (МГУ, 2005), История (МГУ, 2013)
2003-2004 — учился в Китае (SISU)
Нравится: История искусства, архитектура

中文 名字 : 删 删 (Оксана Смагол) 莫斯科 的 导游 语 远: 汉语 (普通话) 专业 : (莫斯科 大学 , 2005) ,艺术 历史 (莫斯科 大学 , 2013) , 中华人民共和国 , 上海 外国语 大学 (2003–2004 交流 学) 现在 我 作为 研究生 家 艺术 和 建筑 特别 有 兴趣。

Сергей Окулов

Окулов Сергей


Экскурсовод по Москве, переводчик с французского / русского, писатель (член Союза писателей России)

Языки:

Родной русский, родной французский

Любит: блошиные рынки и антикварные магазины, коллекционирование монет разных стран и всякого рода антиквариата (открытки, альбомы, старые фотоаппараты, аптечные бутылки, бинокли, утюги, подковы, трубки, колокольчики, граммофоны, прялки, самовары), посещение старых городов, фотография, путешествия, охота за грибами

Сергей Буров

Сергей Буров

Экскурсовод по Москве, переводчик, преподаватель итальянского и французского языков, фотограф

Языки: родной русский, свободно владеет итальянским и французским, английский на среднем уровне.


Любит: фотография, история, путешествия, джаз, выращивание кактусов

Чернореченский Алексей

Алексей Чернореченский

Московский гид, Городские пространства, Теория культуры, Искусство

Языки: родной русский, свободный английский, французский, польский, испанский, немецкий, итальянский на среднем уровне, украинский

Нравится: музыка, искусство, страны, города, театр, кино, языки, йога, архитектура, фотография, история

Ковалёва Алисия

Алисия Ковалева

Экскурсовод по Москве, устный и письменный переводчик с испанского и русского языков, преподаватель испанского и русского языков как иностранного, фотограф


Знание языков: родной русский, свободное владение испанским, английский на среднем уровне и португальский для элементарных навыков

Любит: путешествия, походы, приключения, фотография, искусство, вегетарианство
Московский государственный лингвистический университет, факультет письменного и устного перевода.Практика в Гранаде, Испания. Опыт работы в туризме более 10 лет. Практика в Москве и Мексике. Добро пожаловать в мою страну чудес! Давайте сделаем это особенным.

Филиппова Юлия

Юлия Филиппова
Московский гид, переводчик

Знание языков: родной русский, свободный испанский, свободный португальский, средний английский

Любит: йога, танцы, психология, искусство, приключения

Людмила Коржова

Людмила Коржова
Англоговорящий гид в Москве

Языки: родной русский, свободно английский

Любит: путешествия, садоводство, импрессионизм, поэзия

Игнат Калинин

Игнат Калинин

Москва гид, переводчик

Языки: родной русский, свободно английский

Нравится: путешествия, история

Леонид Клет

Леонид Клет


Веб-программист (друг московских экскурсоводов)

Знание языков : Родной русский, средний уровень английского

Нравится : фотография, классическая музыка, джаз, фильмы Вуди Аллена, поэзия, плавание в ледяной воде зимой

FCE Практический тест по чтению и использованию английского языка 8

Вы собираетесь прочитать статью об обучении за границей в течение года.На вопросы 31-36 выберите ответ ( А , В , C или D ), который, по вашему мнению, лучше всего подходит в соответствии с текстом.

Многое может случиться за год за границей

Как и многие другие студенты до нее, учеба за границей сильно повлияла на Сару Моррисон

Когда я сидел и смотрел на впечатляющее побережье Калифорнии Биг-Сур, мне повезло, что я получил сестра, которая уговорила меня провести год за границей.Кажется, недостаточно старших братьев и сестер, объясняющих, насколько легко принять участие в международном обмене.

В то время как большинство университетов предлагают всемирные обмены, когда студенты обмениваются местами с другими со всего мира на семестр или год во время учебы, количество и качество предлагаемых услуг, а также стоимость и время, проведенное за границей, сильно различаются.

Решающим фактором для меня при выборе обучения в Эдинбургском университете стало то, что он предложил более 230 мест по обмену в зарубежных университетах США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Китая, Южной Кореи, Японии, Сингапура. и Южная Америка.

Несмотря на весь этот выбор, я все же обнаружил, что решение провести год за границей было чем-то вроде новизны, и большинство моих друзей больше думали о том, чтобы принять Эдинбург, чем собирать чемоданы, чтобы покинуть город, который только что стал их домом. Тем не менее, подкрепленный советом моей сестры и другом из Калифорнии, который сказал мне, что я буду любить побережье, я подал заявку на третий год обучения в Калифорнийском университете в Беркли — никогда не догадываясь, что это повлияет почти на каждое мое решение в будущем.

С самого начала обмена вы знаете, что время, которое у вас есть в вашей новой стране, ограничено и не может быть потрачено зря. Ваш опыт определяется заранее определенным началом и концом, что сразу увеличивает значение времени между ними.

С первой недели приезда я начал работать в The Daily Californian, студенческой газете Беркли. Я переехал из интернационального дома с более чем 600 студентами со всего мира в кооперативный дом, где 60 из нас разделили ответственность за управление зданием.Я встретил людей из Калькутты, Каира и Чили и узнал, что придерживаться любых стереотипов, которые я мог бы иметь в отношении американцев, было бы так же полезно, как предположение, что все европейцы живут на фермах.

Оценки, которые я получил в Беркли, на самом деле не учитывались при классификации моей степени в Эдинбурге. Однако я учился у поэта, лауреата Пулитцеровской премии, записался на семинары под руководством студентов и взял уроки афро-американской литературы, которые легли в основу моей диссертации в Эдинбурге. Узнал ли я о современных поэтах в поездке по Сан-Франциско или писал о речи президента в Сан-Франциско для газеты на следующий день, мое пребывание там позволило мне вернуться в Эдинбург с повышенным пониманием того, что я хочу получить от моя степень по английской литературе.

Хотя расходы могут показаться начальным препятствием для международных обменов, в действительности они действительно могут сэкономить студенту деньги. Визы, медицинскую страховку и авиабилеты в выбранную страну необходимо будет покупать, но со студента обычно взимается только 25–50 процентов годовой платы за обучение в родном университете. Студент, выезжающий за границу, имеет право на более крупную студенческую ссуду, и во многих учебных заведениях студентам, собирающимся по обмену, доступны гранты.

Участие в обмене может понравиться не всем студентам.Вы должны самостоятельно изучить варианты, подать заявку почти за год до отъезда и знать оценки, необходимые в первый год, чтобы претендовать на место на одном. Несмотря на это, Эдинбургский международный обменник Хелен Лейтч говорит: «Если бы у меня был фунт за каждый раз, когда студенты говорили мне, что это был лучший опыт в их жизни, я была бы действительно очень богатой женщиной».

31 Одна из причин, по которой Сара стала студенткой Эдинбургского университета, заключалась в том, что
A она могла сначала учиться за границей, а затем переехать в Эдинбург.
B ее сестра ранее училась в Эдинбурге.
C Она могла бы частично учиться в подходящем университете за границей.
D Большинство студентов в Эдинбурге проводят год в зарубежном университете

32 Что чувствовала Сара, когда она поступила в Беркли?
A Ей было приятно узнать, что люди оказались именно такими, как она ожидала.
B Она знала, что хочет максимально использовать свое пребывание там.
C Она хотела получить работу, а не сразу же начать учебу.
D Она захотела, чтобы ее пребывание там было немного короче.

33 Чего, по мнению Сары, она достигла в Беркли?
A У нее сформировалось более четкое представление о ее долгосрочных целях.
B Она сделала первые шаги к тому, чтобы стать учителем.
C Она значительно улучшила свои навыки написания стихов.
D Она заверила, что получит высшее образование с дипломом первого класса.

34 Что Сара говорит о стоимости международного университетского обмена?
A Будучи студентом, вы можете получить льготные тарифы на медицинское страхование.
B Ваши гонорары могут уменьшаться вдвое за каждый год вашего курса.
C Это может быть дешевле, чем обучение в вашей стране.
D Дешевые перелеты за границу могут сэкономить вам много денег.

35 Что означает «один» в последнем абзаце (подчеркнутом)?
A международный обмен в рамках университетского курса
B исследовательская степень в университете в другой стране
C университетский курс, оплачиваемый государством
D первый год обучения в университете конечно, в вашей стране

36 Что предлагает Хелен Лейтч в последнем абзаце?
A Студенты, участвующие в международных обменах, часто становятся чрезвычайно богатыми.
B Большинство студентов, прошедших международный обмен, считают, что он очень полезен.
C Только студенты из богатых семей могут позволить себе международный обмен.
D Ей следует платить гораздо более высокую зарплату за организацию международных обменов.

Для этого задания: Ответы с пояснениями :: Словарь

BBC — Travel — Город, давший России название

Сто лет назад революция отбросила Россию из империалистической эпохи в коммунистическую — от веков царей до красных советских звезд.В Санкт-Петербурге экстравагантные дворцы напоминают о роскошном образе жизни российских императоров, а в Москве суровые небоскребы напоминают о суровом существовании при диктаторском режиме.

Несмотря на то, что прошло столетие с тех пор, как русские оказались на перекрестке между этими двумя основными этапами истории своей страны, многие до сих пор не согласны друг с другом в том, какой период — и какой город — оказал наибольшее влияние на сегодняшнюю русскую культуру и вызвали у граждан глубокий патриотизм.Но пока жители Москвы и Санкт-Петербурга спорят, что посеяли семена национализма — Советы или цари, жители Великого Новгорода (известного просто как Новгород) настаивают на том, что это были викинги.

Здесь родилась Россия

На первый взгляд, Новгород (расположенный примерно в 200 км к югу от Санкт-Петербурга вдоль реки Волхов) кажется застывшим в советские времена, и ничто не указывает на то, что он может быть чем-то особенным. На вокзале тихо, а на улицах, застроенных невзрачными бетонными зданиями, ощущается недоедание.Только внутри укрепленного Новгородского кремля — ​​одной из старейших укрепленных цитаделей в России — можно почувствовать историческое значение этого места.

Здесь, говорят новгородцы, родилась Россия.

Вас также может заинтересовать:
• Город, разделивший мир на две части
• Верфь, изменившую человечество
• Остатки забытого царства

В 9 веке в Новгороде процветала торговля поселение на главном варяжском (средневековый термин для викингов) торговом пути между Скандинавией и Грецией.В Новгороде кипела жизнь, когда купцы обменивали экзотические ткани, металлы, вина и янтарь из Средиземноморья на роскошный мех горностая, соболя и куницы, которыми славился Новгород.

И все же это было место беззакония, и между новгородцами и другими близлежащими общинами были обычным делом. Стремясь навести порядок, новгородцы пригласили тогда могущественного варягов князя Рюрика установить справедливое и справедливое правительство. Рюрик обязался, путешествуя из Скандинавии, взять под свой контроль город в 862 году.После смерти Рюрика в 879 году его родственник Олег захватил власть и расширил империю, захватив земли к северу до того, что позже станет Санкт-Петербургом, и даже на юг, до Киева (более 1000 км от Новгорода) и объединив окрестные славянские и финские племена для образуют государство Киевская Русь.

Новгород процветал, и благодаря широкой автономии, предоставленной лидерами Киевской Руси, город мог свободно развивать свои собственные законодательные системы; ее лидеры были избраны и отбыли срок полномочий в первом демократическом правительстве в регионе, который мы теперь называем Россией.

Сегодня в средневековых стенах из красного кирпича Новгородского кремля, объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, находится Новгородский государственный объединенный музей с выставками и артефактами, рассказывающими об истории города, а также Ярославский двор, на месте бывшего обширного рынка XVI века. . В центре кремля находится Монумент тысячелетия российской государственности, у руля которого стоит скульптура князя Рюрика. Статуи знатных людей, в том числе Михаила Романова и Екатерины Великой, проходят по спирали в истории России.Однако главной фигурой всегда был Рюрик.

«Рюрик в современной России — это своего рода символическая фигура, вокруг которой сосредоточен круг мифов», — сказал Адриан Селин, профессор и старший научный сотрудник исторического факультета Санкт-Петербургской Высшей школы экономики.

Со временем Рюрик стал легендой, настолько символической, что Советский Союз выступил против того, чтобы его задокументировали как основателя России, даже если заявить, что идея такого человека — изобретение сборника рассказов.«[Советские власти] отвергли Рюрика как реального человека из-за произношения его имени, которое звучит по-немецки или скандинавски, а не по-славянски, как современные русские идентифицируют себя», — пояснил Селин.

Но новгородцы настаивают на том, что князь Рюрик был реальным, и что он и его родственники помогли установить несколько основных элементов русской культуры.

Наряду с тем, что Новгород считается родиной России, он также является важным центром распространения русской православной религии.Владимир Великий, правитель тогдашней Киевской Руси между 980-1015 годами, принял решение объединить свой народ под одной религией после серии конфликтов между христианскими и языческими последователями. Отправив ученых по всему миру изучать религию, Владимир выбрал православие; сегодня Русская православная церковь играет видную роль в российской культуре и политике, а православные священники даже благословляют русское оружие.

Вскоре после того, как Владимир Великий ввел православное христианство в Киевскую Русь, началось строительство собора Святой Софии Премудрости Божией, ныне старейшего храма в стране.Его прочная каменная конструкция подчеркивает скромность и мощь новгородцев. Между тем, собор был одним из первых, в котором луковичные купола были замечены на некоторых из самых известных построек России, в том числе на знаменитом московском соборе Василия Блаженного, построенном более чем через 500 лет после собора Святой Софии.

Если Новгород внес такой значительный вклад в национальную культуру, почему в историческом повествовании России Новгород так часто уступает место Москве и Санкт-Петербургу?

«[Новгород] не стал частью России, пока Москва не завоевала его в 1478 году», — пояснила Нэнси Коллманн, профессор истории Стэнфордского университета и автор книги «Российская империя 1450–1801».

В середине 13 века монгольские войска (известные как татары) вторглись в Киевскую Русь. Татары установили власть на Русской земле и заменили ее демократическое общество феодальным. Это вызвало распад государства и рост власти Великого княжества Московского.

Если бы Новгород завоевал Москву, Российской Империи никогда бы не существовало.

Новгород, ставший своим государством после распада Киевской Руси, оказался под угрозой растущей мощи Москвы.Конфликт между двумя средневековыми государствами достиг апогея в 1471 году, когда плохо организованная новгородская армия случайно столкнулась с московскими войсками в так называемой Шелонской битве. Новгород понес такие потери, что его лидеры сдали некогда могущественное государство московскому владычеству.

И вот так была потеряна независимость Новгорода, его избранных руководителей сменила московская царственная власть. Русский писатель XIX века Александр Герцен полагал, что, если бы Новгород завоевал Москву, Российской империи никогда бы не существовало.

Но влияние Киевской Руси осталось. Великое княжество Московское продолжало называть свою землю Русью, которая превратилась в «Русь» между 14 и 16 веками. Имя оставалось сильным, когда Петр I основал Российскую Империю и перенес центр власти из Москвы в недавно основанный Санкт-Петербург в начале 1700-х годов. И хотя в 1917 году Советский Союз отказался от названия Россия в пользу Союза Советских Социалистических Республик (СССР), оно снова утвердилось после распада Советского Союза в 1991 году.

Новгородцы не забыли своих корней. Вдали от кремлевских стен маленькие кусочки культурной гордости все еще просачиваются в современную жизнь. Городской фольклорный театр «Кудеси» исполняет традиционные новгородские танцы и музыку, уходящую корнями в варяжскую культуру, а новгородский историко-этнографический клуб «Рат» обучает оружию и изготовлению доспехов времен князя Рюрика.

Несомненно, в стране с таким широким географическим охватом вопрос о происхождении русской культуры будет продолжаться.По крайней мере, для новгородцев люди знают свою историю, а личность сложена из легенд.

Присоединяйтесь к более чем трем миллионам поклонников BBC Travel, поставив нам лайк на Facebook , или подписывайтесь на нас в Twitter и Instagram .

Если вам понравилась эта история, подпишитесь на еженедельную рассылку новостей bbc.com под названием «Если вы прочитаете только 6 статей на этой неделе». Тщательно подобранная подборка историй из BBC Future, Earth, Culture, Capital и Travel, которые доставляются на ваш почтовый ящик каждую пятницу.

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова — Российский университет

Открытие первого университета в России стало возможным благодаря активной деятельности выдающегося ученого-академика Михаила Ломоносова (1711-1765), неоднократно поднимавшего вопрос о необходимости подготовки научных кадров. 25 января 1755 года императрица Елизавета Петровна подписала указ об учреждении университета.
Начальная фундаментальная подготовка студентов проходила на философском факультете.Для дальнейшей специализации можно было продолжить обучение на том же факультете либо перейти на медицинский или юридический. В Московский университет принимали студентов и преподавателей независимо от социального статуса. Некоторые лекции стали открытыми для посещения. В 1756 году была открыта первая публичная библиотека.
В 1804 г. был принят устав университета , благодаря которому автономия университета была значительно расширена. С этого момента избирались ректор и деканы.Студенты обучались в университете 3 года по 4 направлениям науки (морально-политическим, физико-математическим, медицинским, вербальным).
Во время войны 1812 года здания университета сильно пострадали от пожаров. Совместными усилиями преподавателей и студентов в сентябре 1813 года занятия в университете были возобновлены, а к 30-м годам XIX века количество студентов уже составило человек, достигнув 500 человек.
После отмены крепостного права в связи с развитием промышленности, сельского хозяйства и торговли значение университетского образования возросло.С 1863 года количество учебных дисциплин и преподавателей расширилось, больше времени уделялось практическим занятиям и семинарам.

В результате революции 1917 года в университете произошли два значительных изменения: плата за обучение была отменена , но около половины преподавателей и студентов покинули университет по политическим причинам.