Содержание

пунктуация — Где расставить запятые?

Вопрос задан

Изменён 1 год 4 месяца назад

Просмотрен 7k раза

Награждается Иванов Иван ученик 6 класса участник школьного этапа городского конкурса «В стране математике».

  • пунктуация
  • запятые

1

О расстановке запятых хорошо сказано в ПАС.

Приложения, стоящие после определяемого слова, независимо от передаваемого ими значения разделяются запятыми и обязательно выделяются (см. § 61): Людмила Пахомова, заслуженный мастер спорта, олимпийская чемпионка, чемпионка мира, неоднократная чемпионка Европы.

..

Награждается Иванов Иван, ученик 6 класса, участник школьного этапа городского конкурса…
Региональный победитель Всероссийского филологического чемпионата Боровикова Анна, ученица 6 класса, дипломант I степени V Международной олимпиады по русскому языку.

С этим понятно. Сомнения у меня вызвал сам конкурс.
Если слово «математика» является названием страны (то есть топонимом), то его надо писать с заглавной буквы: «В стране Математике».
Если же имеется в виду дисциплина, то получается словосочетание с родительным падежом «страна (чего?) математики» и при склонении изменяется только первое слово: «В стране математики

».

Знаки препинания при однородных приложениях
Как склонять географические названия?

Награждается Иванов Иван, ученик 6 класса, участник школьного этапа городского конкурса «В стране математике».

1) Обособляется приложение, стоящее после имени собственного (из правил Розенталя). Здесь после имени собственного два однородных приложения.

2) Вообще говоря, все проблемы с обособлением приложений и определением их однородности появляются в том случае, если приложения находятся перед определяемым словом. Если ряд приложений расположен после определяемого слова

, то он всегда обособляется и считается однородным, например:

Обломов, дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живёт двенадцатый год в Петербурге.

На конференции с интересным докладом выступил Леонов С.А., доцент, кандидат биологических наук.

3) Вопрос № 292192
Здравствуйте! У меня вопрос по оформлению почетных грамот.

Ответ справочной службы русского языка Верно: Награждается Иванов Иван Иванович, водитель предприятия Х (город У), за многолетний добросовестный труд.

Довольно непростая тема. Здесь необходимы знания тем «Обособленное приложение» и «Уточняющие члены предложения».

Теперь разберемся, как их различить.

  1. В нашем случае видим, что одно имя является собственным, а другое — нарицательным, что довольно важно. Найдем связь между двумя понятиями:

«Награждается Иванов Иван, (кто он ЕЩЁ такой?) ученик шестого класса…»

Здесь основным именем выступает Иванов Иван, а сочетание «ученик» необходимо для его характеристики. Иван просто является учеником. Нельзя задать вопрос «кто именно?», т.к. фактически есть и другие учащиеся. Чтобы не грузить вам голову, просто приведу ещё один пример:

«Ученик шестого класса Иванов Иван …»

Получаем, что «ученик шестого класса» (важно писать всё сочетание, чтобы сохранить распространённость приложения) является распространённым приложением, стоящим ДО главного слова, выраженного собственным именем. В предыдущем же случае у нас была обратная картина. Вот в этом случае необходимо поставить запятую. «Участник городского этапа…» обособляется не только по этим же правилам, но и по однородности с другим приложением.

Возможная «ловушка»: некоторые могут принять оба сочетания за уточнение(и это самый «безобидный» вариант разбора), что неверно. Собственно, для этого я сначала начал объяснять теорию. Однако в авторских текстах можно встретить и иной смысл(однако письменно это задокументировано не будет), зависящий от определенных условий.

1

Зарегистрируйтесь или войдите

Регистрация через Google

Регистрация через Facebook

Регистрация через почту

Отправить без регистрации

Почта

Необходима, но никому не показывается

Отправить без регистрации

Почта

Необходима, но никому не показывается

Нажимая на кнопку «Отправить ответ», вы соглашаетесь с нашими пользовательским соглашением, политикой конфиденциальности и политикой о куки

Как правильно ставить знаки препинания? — Meduza

1

Что случилось?

Меньше месяца назад, 16 апреля, по всему миру прошел Тотальный диктант по русскому языку — самая масштабная на планете акция по проверке грамотности. Накануне диктанта «Медуза» рассказывала о базовых орфографических правилах. После этого сразу несколько читателей написали в редакцию, что нужны карточки и о пунктуации. Мы попросили главного редактора портала «Грамота.ру» Владимира Пахомова напомнить, как правильно ставить знаки препинания. 

2

А что напоминать? Я со школы помню, что перед «что» всегда ставится запятая

Говоря о знаках препинания, слова «всегда» лучше избегать. Например, союз может встретиться в составе цельных по смыслу выражений (их еще называют неразложимыми сочетаниями), и тогда постановка запятой перед ним будет ошибкой. Правильно, например: достать что нужно, делай что хочешь, есть чем заняться, сделать как следует, явиться как ни в чем не бывало, добиваться во что бы то ни стало, не лезть куда не следует, ночевать где придется, картина чудо как хороша, работа что надо.

3

Ну уж в сложном-то предложении перед союзом «что» запятая всегда нужна!

И здесь слово «всегда» лучше забыть. Да, запятая ставится перед союзом, присоединяющим придаточное предложение. Например: Сочинил же какой-то бездельник, что бывает любовь на земле. Или: Жди, когда наводят грусть желтые дожди. Но если придаточное состоит из одного только союзного слова, запятая перед ним отсутствует: Мы собираемся встретиться, но еще не знаем когда. Девушка не пришла на свидание и даже не объяснила почему. 

4

Какие еще трудности подстерегают в сложных предложениях?

Мы пока говорим о сложноподчиненных предложениях. В них может быть и такое: у одного главного предложения есть несколько придаточных. В этом случае действуют такие же правила, как при однородных членах. Если придаточные не соединены союзами, запятая между ними ставится: Как я хочу придумать средство, чтоб счастье было впереди, чтоб хоть на час вернуться в детство, догнать, спасти, прижать к груди… А если между придаточными стоит неповторяющийся союз и, запятая не ставится ни до него, ни после. Пример на это правило был в тексте Тотального диктанта — 2016 и привел к большому количеству ошибок. А правильно так: Было ясно, что войска нуждались в перемирии и что единственной возможностью его объявить могли стать Олимпийские игры…

5

А если между частями предложения не союз «что», а союз «и»?

Такие предложения называются сложносочиненными. По общему правилу в них перед союзом и ставится запятая. Например: Ржавеет золото, и истлевает сталь. Но и здесь есть свои подводные камни. Так, мы не ставим запятую, если в состав сложносочиненного предложения входят вопросительные или восклицательные предложения: Кому адресованы эти тексты и каков их смысл? Как он смешон и как глупы его выходки! Ошибкой будет запятая и в том случае, если у двух простых предложений в составе сложного есть общий второстепенный член: От долгого сидения у него затекли ноги и заболела спина.

6

А если в сложном предложении нет союзов?

Сложное предложение, между частями которого нет союзов, называется бессоюзным. Знаки препинания в нем зависят от смысла фразы. При простом перечислении ставится запятая. Если вторая часть поясняет, раскрывает содержание первой части, указывает на причину того, о чем говорилось выше, необходимо двоеточие. Если же вторая часть, наоборот, содержит следствие, результат, вывод из того, о чем говорилось в первой части, мы поставим тире. Сравните: Она вышла за него замуж, он стал больше зарабатывать (простое перечисление событий). Она вышла за него замуж: он стал больше зарабатывать (она решила стать его женой, потому что он стал больше зарабатывать). Она вышла за него замуж — он стал больше зарабатывать (рост его доходов стал следствием женитьбы). 

7

Кстати, о союзах. Один из вечных вопросов — когда нужен знак перед «как»?

Запятая перед союзом как ставится, если он присоединяет придаточное предложение: Я помню, как впервые приехал в этот город. Выделяется сравнительный оборот с союзом как, например: Как соломинкой, пьешь мою душу; Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. Но не надо ставить запятую, если союз как имеет значение «в качестве», например: Я говорю вам это как лингвист (= «я и есть лингвист», здесь нет сравнения). Запятая не ставится и в том случае, если оборот с союзом как входит в состав сказуемого или тесно связан с ним по смыслу, например: Сын не позвонил, и мать сидела как на иголках (без оборота с как сказуемое здесь не имеет смысла).

8

Подозреваю, что и в простых предложениях со знаками тоже все непросто

Правильно подозреваете. Простое предложение (такое, где только одна грамматическая основа) может быть осложнено вводными словами и вставными предложениями, причастными и деепричастными оборотами, уточняющими, пояснительными и присоединительными конструкциями… И здесь самое время назвать справочные пособия по пунктуации, где обо всех этих конструкциях подробно написано. Самый полный — справочник Д. Э. Розенталя «Пунктуация». И, конечно же, незаменим для всех пишущих полный академический справочник «Правила русской орфографии и пунктуации» под редакцией В. В. Лопатина.

9

Давайте про вводные слова, остальное потом почитаю в справочнике

Давайте. Вводные слова выделяются запятыми, это помнят многие: Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была… Реже вспоминают другое правило: если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, то никаким знаком препинания от оборота оно не отделяется: Этот фильм снимали в каком-то советском городе, кажется в Риге. Этот фильм снимали в каком-то советском городе, в Риге кажется.

10

Есть ли слова, которые ошибочно выделяют запятыми?

Да, и их немало. Надо запомнить, что не являются вводными и не выделяются запятыми такие слова и сочетания, как буквально, будто, вдобавок, ведь, в конечном счете, вряд ли, вроде бы, даже, как будто, как бы, к тому же, между тем, наверняка. Много вопросов вызывает слово однако. Запомните: если оно стоит в начале предложения или между частями предложения и употребляется в роли союза но, запятая после него ошибочна: Все эти правила запомнить сложно, однако необходимо. Или: Этот разговор можно продолжать еще долго. Однако нам пора обедать. Вводным слово однако может быть только в середине предложения: Пора нам, однако, и пообедать.

11

Почему многие из этих правил не проходят в школе?

В школьных учебниках действительно рассказывается не обо всех пунктуационных правилах. В этом нет ничего страшного, ведь и на уроках биологии не сообщаются все сведения, известные академикам, и на школьных уроках физики не готовят докторов физико-математических наук. Так же обстоят дела и с уроками русского языка: задача школы — дать базовые сведения о русском языке и правописании, а не подготовить профессиональных редакторов и корректоров. Чтобы стать специалистом в области русского языка, надо учиться дальше — как и для освоения любой другой профессии. 

12

И напоследок такой вопрос: какую пунктуационную ошибку можно назвать самой нелепой?

Пожалуй, это запятая внутри обращения. Со школы почти все помнят, что обращения отделяются запятой: Привет, Юра! Здравствуй, мама! Добрый вечер, Иван Петрович! И ставят запятую в таком, например, месте: Уважаемый, Иван Петрович! Дорогая, Катя! Но запятая здесь — ошибка, ведь слова уважаемый, дорогой, любимый и т. д. входят в состав обращения. Правильно: Уважаемый Иван Петрович! Дорогая Катя! Но: Добрый вечер, уважаемый Иван Петрович! Дорогая Катя, я люблю тебя — в этих примерах запятой отделяется все обращение уважаемый Иван Петрович и дорогая Катя.

Автор: Владимир Пахомов, главный редактор «Грамота.ру», член экспертного совета «Тотального диктанта»

Правила использования запятых и их использование с примерами

Даниэль МакЛеод

Даниэль МакЛеод — высококвалифицированный преподаватель английского языка в средней школе, которая привносит разнообразный образовательный опыт в свой класс. Имея ученые степени в области естественных наук, английского языка и грамотности, она работала над созданием межпредметных материалов, чтобы заполнить пробелы в обучении и помочь учащимся сосредоточиться на эффективных приемах письма и речи. В настоящее время она работает инструктором по техническому письму с двойным кредитом в Центре профессионального и технического образования. Ее учебная программа направлена ​​на то, чтобы студенты сосредоточились на эффективном общении для выбора будущей карьеры.

Запятая используется на письме чаще, чем любой другой знак препинания. Из-за этого существует много неправильных толкований того, где находится запятая, неправильного использования правил и мифов, порожденных плохой практикой преподавания.

Нет, запятая не ставится всякий раз, когда вы делаете вдох при чтении предложения, но запятая обозначает паузу. Посмотрите, как вы должны использовать запятые, чтобы помочь разделить основные элементы и сделать ваше письмо четким и кратким.

Какая польза от запятой?

Запятая [] говорит читателю сделать короткую паузу, прежде чем продолжить чтение. Он разделяет основные элементы и используется для выделения дополнительных деталей и функций в предложении. Без запятых в предложениях слова смешивались бы вместе, что создавало бы путаницу в отношении важности конкретной информации.

Использование запятых в сложных предложениях

Сложное предложение состоит из двух или более независимых предложений, соединенных сочинительным союзом, таким как и, но, для, или, ни, так или еще. Запятая необходима для разделения независимых предложений и является важным знаком препинания при использовании.

Например:

  • Сгущались тучи, поэтому мы перенесли наш пикник в укрытие.

Примеры того, когда НЕЛЬЗЯ использовать запятую с союзом 

Не совершайте ошибку, автоматически ставя запятую, когда видите союз. Сочинительные союзы также соединяют сложные подлежащие, глаголы, предложные фразы и предложения. Не все требуют использования запятой.

Составной предмет Ученики и их родители встретились прошлой ночью с учителями.
Составной глагол Во время отпуска мы любим плавать и ходить в походы.
К предложным словосочетаниям Я бросил бейсбольный мяч ловцу и второму игроку с низов.
Два подчиненных предложения Мои дети любят читать книги только в том случае, если материал увлекательный и только если на страницах есть картинки.

Как использовать запятые при перечислении трех вещей

Используйте запятые для разделения трех или более слов, предложных фраз или предложений в предложении. Такое использование называется последовательной запятой или оксфордской запятой и помогает избежать путаницы, когда в списке используется более одного элемента. Дополнительные примеры см. здесь: Как использовать оксфордские запятые.

Words При подготовке к экзамену я прочитал все свои раздаточные материалы, учебник и классные записи.
Фразы с предлогами Шотландия была сформирована ее географией, ее людьми и ее наследием.
Пункты Имеются доказательства того, что Америка была заселена племенами, которые путешествовали через Медвежий пролив, викингами, прибывшими на лодках, а позже европейцами, искавшими проход в Индию.

Допускается опускать последнюю запятую в ряду, если эта закономерность соблюдается во всем материале и не создает путаницы.

Примеры, когда НЕ следует использовать запятую в ряду

Запятые не нужны, если союзы разделяют все элементы в ряду.

Например: 

  • Я нарезала и сложила яблоки в формочки для кексов для выпечки.

Запятые не нужны для разделения пар элементов, перечисленных вместе в предложении.

Например:

  • Я попросил бекон и яйца, тосты и джем, а также кофе со сливками.

Как использовать запятые для разделения прилагательных

Запятые разделяют прилагательные одинакового ранга. Они называются прилагательными-координаторами и определяются с помощью двух простых правил: 

  • Вы можете поместить и между прилагательными в предложении, и оно сохранит точно такое же значение И
  • Вы можете поменять местами прилагательные, и оно по-прежнему будет звучать грамматически правильно .

Например:

  • Я оставил своим ученикам подробные и точные планы уроков, которым они могли следовать, когда меня не будет.

НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ запятые для разделения кумулятивных прилагательных

Накопительные прилагательные должны стоять в том порядке, в котором они даны, чтобы избежать путаницы в предложении. Вы не используете запятые между прилагательными, которые должны оставаться в определенном порядке.

Например:

  • В кастовой системе средневековых европейских стран были жесткие социальные классы.

Как использовать запятые после вводного материала

Запятые ставятся после вводных слов, фраз или предложений. Это использование позволяет читателям понять, что начальная информация подошла к концу и что последует основная часть предложения. Посмотрите на следующие примеры, которые помогут вам:

Words

Introductory Words

  • Да, я был бы рад помочь вам прополоть ваш сад в эти выходные.

Существительные прямого обращения

  • Даг, пожалуйста, останься после занятий, чтобы помочь.

Распространенные выражения/междометия

  • Конечно, мы можем доработать для вас это расписание.

Вводные наречия

  • Очевидно, он очень много работал над проектом и получил проходной балл.

Фразы

Фразы с предлогами

  • В глубоких нишах приливной лужи крошечные крабы прятались от хищников.

Причастные фразы

  • Сын, перепрыгивая через забор, зацепился и порвал штаны.

Infinitive Phrases

  • Чтобы попасть в школу вовремя, нам нужно было успеть на автобус к 7 утра.

Пункты

Наречия Пункты

  • Когда картофель начал подрумяниваться, мы сняли его с плиты.

Как использовать запятые с выражениями в скобках

Выражение в скобках — это слово или фраза, которые прерывают ход предложения. Запятые помогают компенсировать выражение, чтобы обеспечить ясность.

, 2, г. г. г. г. г. как прибывает поезд.
Экспрессии Примеры В предложении
Существительные
Наречия союза кроме того, также, однако, кроме того, действительно, кроме того, вместо, иначе, тем не менее, таким образом, поэтому Собаки, однако, отказались выбраться из грязной лужи, и все получили ванну позже этой ночью.
Общеупотребительные выражения/междометия по-моему, конечно, с другой стороны, кстати, я чувствую, в первую очередь Ее сад, кстати, полон наследственных цветов, которые она вырастила из семян.
Контрастные выражения Не мое, не там, не то Это было ее, а не мое, поэтому ты и запутался в первую очередь.

Как использовать запятые с несущественными выражениями

Несущественные выражения — это дополнительная информация, которая не нужна читателю для понимания смысла предложения. Он предоставляет дополнительную информацию, но не изменит смысла предложения, если его удалить. Запятые необходимы, чтобы сместить выражение, поскольку оно прерывает ход предложения.

Существенные и несущественные выражения

Важно понимать разницу между существенными и несущественными выражениями. Запятые не используются с основными выражениями, потому что они сообщают необходимую информацию в предложении. Удаление основных выражений из предложения меняет смысл.

Примеры существенных выражений Примеры несущественных выражений
Ребенок, держащий плюшевого мишку, садится в самолет. Джонатон Эйерс с плюшевым мишкой садится в самолет.
Известный актер Майкл Смит получил множество наград. Майкл Смит, известный актер, обладатель множества наград.

Другие варианты использования запятых

Запятые используются в сценариях повседневного письма, касающихся технических коммуникаций и переписки, форматирования материалов и даже адресов. Следующие примеры помогут вам правильно их использовать в различных ситуациях, чтобы не было путаницы.

Использование запятых с указанием местоположения

При указании конкретного места или географического местоположения, состоящего из двух или более мест, для разделения каждого элемента необходима запятая.

Например:

  • Я отправился из Хоббса, штат Нью-Мексико, в Даллас, штат Техас, чтобы сесть на самолет.

Использование запятых с датами

Если дата состоит из двух или более частей, используйте запятую после каждого элемента. Исключением из этого правила является использование месяца, за которым следует день или год.

Например:

  • Задание должно было быть выполнено в понедельник, 26 апреля, и его нужно было сдать онлайн.
  • Классная поездка в Грецию отправляется 16 ноября 2023 г.
  • Дождь не прекращался в течение марта 2018 г. 

Использование запятых в заголовках

Если за именем следует одна или несколько запятых, используйте запятую после имени и после каждого заголовка.

Например:

  • Я видел, что Джо Смит-старший был ведущим продавцом в июне.

Использование запятых в адресах

Адрес, состоящий из двух или более частей, требует запятых для разделения каждой части. Избегайте использования запятых, если предлоги соединяют части адреса.

Например:

  • Новый адрес Сары: 1615 South Opal, Oxford, Tennesse 65431.
  • Новый адрес Сары — Саут-Опал в Оксфорде.

Использование запятых с приветствиями и окончаниями

Запятые следуют за всеми приветствиями и окончаниями в письме.

.
Салютации Уважаемый г -н Смит, дорогая тетя Сара, дорогая г -н и миссис Джонатон Свифт, Дорогая Моника,
Закрытие Синтерли, ваш по -настоящему, соответственно, в центре, Регс,

Использование запятых в цифрах

Числа, состоящие более чем из трех цифр, требуют использования запятой после каждой третьей цифры справа для обозначения места.

Например:

  • Новый отель может комфортно разместить до 12 640 человек.
  • Кондитерская продала более 1 500 000 коробок шоколада ко Дню святого Валентина.
Когда НЕЛЬЗЯ использовать запятую с цифрами

Из этого правила есть некоторые исключения. Не ставьте запятую в следующем:

Zip Code 48009
Telephone Numbers (716) 555-2020
Page Numbers Page 4306
House Numbers 19257 North Lamson
Serial /Отслеживание/Номера социального обеспечения 154 05 3007 24576

Использование запятых с пропусками

Слова и фразы могут быть намеренно опущены в предложении для создания эллиптического предложения. Эллиптическая структура предложения предполагает пропуск слов за счет использования других элементов внутри предложения. Чтобы обеспечить ясность, поставьте запятую там, где слова были опущены, как визуальное указание на то, что упущение существует.

Например:

  • Ребенок шел быстро, а няня медленно

Использование запятых в прямой цитате

Запятые используются для отделения прямой цитаты от остальной части предложения.

Например:

  • «Если вы не возражаете против дополнительного времени, — сказал нам гид, — мы можем остановиться в соседнем городе, чтобы осмотреть достопримечательности, прежде чем отправиться в отель».

Давайте повторим

Понимание правильного использования запятых может помочь вам избежать ошибок по невнимательности, которые могут изменить смысл ваших предложений. Распространено чрезмерное использование запятых, как и их неправильное размещение. Даже если в целом они не создают проблем с вашим сообщением, вы хотите, чтобы ваше письмо звучало утонченно и изысканно для ваших читателей.

Используйте Shift+Tab, чтобы вернуться назад

Запятая в списке : Запятая

Запятая в списке используется как своего рода замена слов и или иногда для или . Это происходит в двух немного разных обстоятельствах. Во-первых, это используется в списке, когда три или более слов, фраз или даже полных предложений соединенные словом

и или или ; мы могли бы назвать эту конструкцию списком X, Y и Z :

Тремя мушкетерами были Атос, Портос и Арамис.
На венгерском языке говорят в Венгрии, на западе Румынии, на севере Сербии и в некоторых частях Австрии и Словакии.
В Бомбей можно прилететь через Москву, через Афины или через Каир.
Лиза говорит по-французски, Джульетта говорит по-итальянски, а я говорю по-испански.
Вечера мы болтали в кафе, любуясь закатом над гаванью, набивая себя местными крабами и приятно напилась рецины.

Обратите внимание, что во всех этих примерах запятые можно было заменить словом

и . или или , хотя результат будет довольно неуклюжим:

Тремя мушкетерами были Атос, Портос и Арамис.
На венгерском языке говорят в Венгрии, западной Румынии и север Сербии и в некоторых частях Австрии и Словакии.
В Бомбей можно прилететь через Москву или через Афины или через Каир.
Лиза говорит по-французски, Джульетта говорит по-итальянски, а я говорю по-испански. 904:53 Мы проводили вечера, болтая в кафе и любуясь закатом. над гаванью и набивая себя местными крабами и приятно напилась рецины.

Обратите внимание, что вы можете соединить три или более полных предложения с перечислением запятые, как в приведенном выше примере с Лизой/Джульеттой. Обратите внимание на разницу здесь:

Лиза говорит по-французски, Джульетта говорит по-итальянски, а я говорю по-испански.
*Лиза говорит по-французски, Джульетта по-итальянски.

Помните, вы должны не соединять запятой два полных предложения, а три или более полные предложения могут быть объединены перечислением запятых плюс и или или .

Обратите также внимание, что в Великобритании не принято ставить запятую в списке. перед самим словом и , или , или (хотя американское использование регулярно ставит один там).

Итак, в британском использовании обычно пишут , а не .

Тремя мушкетерами были Атос, Портос и Арамис.

Это разумно, так как запятая в листинге заменяет слова и , а не дополнение к нему. Тем не менее, вы должны поставить запятую в этой позиции, если делаете так бы сделать ваш смысл более ясным:

Мои любимые оперные композиторы — Верди, Пуччини, Моцарт и Гилберт. и Салливан.

Здесь запятая перед и ясно показывает, что Гилберт и Салливан работали все вместе. Если вы опустите запятую, результат может сбить с толку:

*Мои любимые оперные композиторы — Верди, Пуччини, Моцарт и Гилберт. и Салливан.

Здесь читатель, возможно, воспримет Моцарта и Гилберта как пару, которая работала все вместе. Лишняя запятая снимает проблему.

Запятая также используется в списке модификаторов, которые все изменяют то же самое. На этот раз обычно вообще не будет и , но опять такой запятую можно заменить на и , не нарушая смысла:

Это провокационная, тревожная книга.
Меня очаровали ее длинные, темные, блестящие волосы.

Попробуйте заменить запятые на и :

Это провокационная и тревожная книга.
Ее длинные, темные и блестящие волосы очаровали меня.

Смысл не изменился, хотя второй пример, по крайней мере, гораздо топорнее без запятых.

Обратите внимание на разницу в следующих двух примерах:

Она дала мне старинную шкатулку из слоновой кости.
Всем остальным я предпочитаю австралийские красные вина.

На этот раз запятых нет. Было бы неправильно писать

*Она подарила мне старинную шкатулку цвета слоновой кости.
*Я предпочитаю австралийские, красные вина всем остальным.

Почему разница? В этих примерах запятая не может быть использована потому что списка нет: слова и никак не могут быть вставлены:

*Она дала мне старинную шкатулку из слоновой кости.
*Всем другим я предпочитаю австралийские и красные вина.