Содержание

Как преподают финансовую грамотность в школах

Василиса Глядешкина

учит школьников быть богатыми

Профиль автора

Я выросла в самой обычной семье. Родители работали, но никаких накоплений у нас не было — жили от зарплаты до зарплаты.

Однажды я подумала: «Возможно, чтобы денег на все хватало, их нужно изучать?» Так я решила связать свою жизнь с экономикой.

Сейчас я уже три года работаю в школе учителем экономики и финансовой грамотности. Преподаю ребятам основы: как планировать личный бюджет, зачем платить налоги и почему азартные игры — это вовсе не источник дохода.

Делать это непросто: учебников по финансовой грамотности мало, а те, что есть, написаны сложным языком или содержат разрозненную информацию. Расскажу, как проходят уроки финансовой грамотности в школе, какие темы мы разбираем, а также из каких источников, помимо учебников, дети могут почерпнуть полезную информацию.

Почему о финансовой грамотности стали говорить чаще

В 2017 году Правительство РФ утвердило стратегию по повышению финансовой грамотности населения, которая коснулась в том числе и школ. Сначала преподавание финграмотности носило рекомендательный характер. В рамках обязательного урока обучение проводилось только в каждой пятой школе.

Однако с 1 сентября 2022 года в начальной школе и для учеников пятых — девятых классов элементы финграмотности должны быть интегрированы в такие предметы, как окружающий мир, математика, обществознание и география. Преподавание элементов финграмотности в рамках существующих учебных дисциплин для десятых и одиннадцатых классов планируется закрепить. То есть изучать финансы теперь будут все.

Именно сейчас об этом заговорили по многим причинам, но основная в том, что люди не умеют принимать взвешенные финансовые решения. Так, средний уровень закредитованности россиян за 2021 год вырос с 49,1 до 55,6%. При этом Минфин прогнозирует, что ситуация будет усугубляться из-за снижения реальных доходов.

/fingram-test/

Исследование Т—Ж: проверьте уровень своей финансовой грамотности

Если говорить именно о молодежи, то каждый второй ее представитель — 53% — считает, что ему не хватает знаний о финансовой безопасности. Две трети представителей российской молодежи — 65% — ошибочно думают, что криптовалюта — один из самых надежных и выгодных способов инвестиций. Таковы результаты совместного исследования Аналитического центра НАФИ и Международного учебно-методического центра финансового мониторинга.

Какими пособиями я пользуюсь и почему считаю, что этого недостаточно

Я веду уроки финансовой грамотности в параллелях с пятого по одиннадцатый класс, но не во всех. Как и в каких классах преподавать финграмотность, до этого года решала школа, но в основном упор был на классы и группы, которые обучались по математическому или социально-экономическому профилю.

Я сама раньше училась в этой школе. Помню, что один из классов в моей параллели изучал экономику с преподавателем физики: на уроках они решали задачи на вычисление ВВП. Но никаких наработок по финансовой грамотности до моего прихода в школе не было: ни контрольно-тематического планирования, ни единой системы учебников.

/spec-cards-for-kids/

Быть в курсе трат и научить распоряжаться деньгами: 5 причин открыть ребенку личную карту

В библиотеке я нашла несколько учебников для шестых, девятых, десятых и одиннадцатых классов. Этого было недостаточно, учитывая, что проводить уроки нужно было во всех классах с пятого по одиннадцатый. Причем взять любую книгу и начать учить по ней детей тоже нельзя: информация в учебниках должна быть подобрана с учетом требований к ГИА и ЕГЭ, а само пособие — входить в федеральный перечень учебников.

Еще один важный момент — как изложен материал. Сухие объяснения терминов дети, может быть, и запомнят, но только до конца экзамена — в жизни они не пригодятся. Например, в нашей школьной библиотеке есть учебник по экономике, который составлен доктором экономических наук Игорем Липсицем. В нем много полезного, но воспринимать информацию очень сложно.

Минпросвещения для подготовки к экзамену по обществознанию, в который входят и вопросы по экономике, рекомендует использовать учебники Ольги Котовой и Татьяны Лисковой, потому что именно на их основе составляются задания для ЕГЭ и ГИА. По моей просьбе руководство школы закупило эти пособия.

Это выдержка из учебника Игоря Липсица о постоянных и переменных издержках. Разграничение издержек видно четко, однако не дано общее объяснение различий между ними, да и язык повествования для школьников сложноват А так в учебнике «Обществознание» Ольги Котовой и Татьяны Лисковой для десятого класса объяснены различия между постоянными и переменными издержками фирмы Это пример задания из ЕГЭ по обществознанию. Формулировки «приобретение сырья», «проценты по кредиту», «сдельная зарплата работников» соответствуют учебнику Ольги Котовой и Татьяны Лисковой. Встретив их, школьник не растеряется и сможет правильно ответить на вопрос

Для классов, которые изучают финансовую грамотность как отдельную дисциплину, я использую серию учебников и методических рекомендаций, разработанных Минфином и Всемирным банком. Эти пособия пока единственные на рынке, где экономические термины преподнесены в доступном для детей виде.

Еще в них прослеживается система обучения — от простой темы бюджета семьи до сложной темы инвестирования. Вот какие советы в учебнике дают детям:

  • откладывай 10% от доходов;
  • соблюдай баланс доходов и расходов;
  • не бери кредиты бездумно;
  • копи и преумножай капитал.
Текст кажется не таким сухим, как в учебнике по обществознанию Так в пособии для восьмых и девятых классов раскрывается суть понятия «инфляция» А это пример объяснения терминов для старшеклассников

Недостатки у этой системы пособий тоже есть. Например, материал в учебнике, который рассчитан на изучение с пятого по седьмой класс, можно пройти за год, если заниматься раз в неделю. В шестых и седьмых классах повторять то же самое уже неинтересно — приходится импровизировать. А еще материалы от Минфина и Всемирного банка отлично развивают финграмотность, но, к сожалению, не подходят для изучения экономики. Подготовиться к экзаменам по ним не удастся.

Идеального учебника я так и не нашла, поэтому работаю над построением собственной системы обучения. Ниже расскажу, как я провожу уроки и какие задания даю для закрепления материала.

Какие темы мы обсуждаем на уроках

Экономика и финансовая грамотность — это две разные дисциплины, хотя, на первый взгляд, они могут показаться похожими.

Экономика рассказывает про устройство мирового хозяйства. Многие темы могут быть неинтересны детям, но изучать их мы обязаны, так как соответствующие вопросы встретятся на экзаменах. А вот финансовая грамотность ближе к нашей повседневной жизни, поэтому вызывает у школьников больший отклик.

На мой взгляд, самое важное — научить детей грамотно управлять своими финансами.

Ребенок должен знать, как платить налоги и зачем это нужно, как выбрать банк, как не попасться на уловки мошенников. Вот список основных тем по финграмотности, которые мы изучаем.

Источники доходов. Доходы бывают разного вида: зарплата, социальные пособия, доходы от собственности. На уроках дети учатся отличать реальный заработок от других поступлений, например подарков и выигрышей. К сожалению, в этом контексте часто всплывает тема азартных игр и букмекерских ставок — идея легких денег кажется школьникам классной. В таком случае я объясняю, что лучше полагаться на работу, где человек в силах влиять на исход событий, чем надеяться на удачу и проиграть все.

На эту тему я написала свою книгу. Ученики помогали мне в процессе написания обратной связью, говорили: «Вот тут здорово, а здесь лучше добавить еще пример»

Расходы. Цель уроков по этой теме — донести до детей, что обязательства нужно исполнять, а траты — считать. Вместе с учениками мы группируем расходы на обязательные, постоянные, переменные и прочие. Еще решаем задачи на долю какого-то вида трат в общем объеме расходов, обсуждаем мобильные приложения для удобства контроля за деньгами.

Личный бюджет и бюджет семьи. На таких занятиях мы объединяем знания о доходах и расходах, обсуждаем виды бюджета: дефицитный, профицитный и сбалансированный. Я объясняю, что сбалансированный лучше профицитного, потому что в бюджете должна быть заложена такая статья расходов, как финансовая подушка безопасности, на которую идет фиксированная сумма и излишки, если они есть.

/deti-i-dengi-uchebnik/

Курс: как говорить с детьми про деньги

Банк. Выясняем, какую основную пользу несут банки для физических лиц: проводят наши транзакции, выдают деньги в кредит, размещают деньги на вкладах, обменивают валюту. Вспоминаем известные банки. Многие ученики только на уроках финграма узнают, что главный банк страны — не Сбер, а Центральный.

Инвестиции. В старших классах говорим, в какие инструменты можно инвестировать, чтобы добиться финансового благополучия. Основные варианты — недвижимость, металлы, фондовый рынок. Здесь же обсуждаем принцип диверсификации, доходность и риски.

Налоги. Обсуждаем бюджет государства: какие есть налоги, на какие нужды тратятся собранные средства. Так у детей появляется понимание, что такое НДФЛ, НДС и зачем нужно платить, например, налог на транспорт или имущество.

Финансовое мошенничество. Мы рассматриваем варианты, где можно встретиться с мошенниками: в интернете, по телефону, у банкомата и даже просто на улице. Узнаем главное правило — не раскрывать личные данные, пароли, номера карт, CVV.

/list/children-fraud/

5 схем, в которых мошенники используют детей, чтобы украсть ваши деньги

Некоторые темы, например функции Центрального банка, не вызывают у детей особого интереса. Но обсуждение ключевой ставки становится увлекательнее в свете текущих событий: школьники узнают, что кредиты становятся дороже, а вклады — выгоднее. Поэтому, чтобы оперативно отвечать на возникающие у детей вопросы, преподавателю нужно быть в курсе последних новостей.

С этим связана и необходимость импровизировать на уроках: так или иначе разговор с детьми может уйти в обсуждение актуальной ситуации. Например, на одном из уроков у детей возник вопрос: «А что с долларом?» Пришлось отсутпить от запланированной темы банков и обсудить, как образуется курс валют.

Какие практические задания я даю на уроках

По плану теория и практика на уроках чередуются, поэтому ученики не успевают заскучать. Вот какие практические задания я даю на уроках.

Финансовые задачи, в которых дети считают деньги. Я беру задания из разных источников: типовых Всероссийских проверочных работ, экзаменационных сборников, рабочих тетрадей.

Примеры финансовых задач для пятого классаPDF, 297 КБ

Недавно с учениками средней школы мы проходили тему рынка и ценообразования. Сначала обсудили, что есть не только рынок с овощами, но и рынок техники, недвижимости, одежды, а цена зависит от многих факторов: стоимости материалов, зарплаты рабочих и так далее. А затем решали финансовые задачи на эту тему: считали сдачу от покупки и определяли стоимость товара после подорожания.

Пример задания на составление бюджета из рабочей тетради «Финансовая грамотность» Юлии Корлюговой и Анастасии Половниковой для пятых — седьмых классов Задания для проверки знаний учеников восьмых и девятых классов

Родители могут придумывать подобные задачи на ходу. Например, делая покупки в магазине, предложить ребенку посчитать изменение цены в процентах.

Задания, в которых дети придумывают бизнес. Старшеклассникам нравится тема предпринимательства. Особенно им интересно считать прибыль, придумывать идеи для своего дела и составлять бизнес-планы. В копилке ярких идей моих учеников — сайт знакомств, где люди выбирают друг друга только по глазам, и детейлинг-студия для автомобилей.

Пример задания на подсчет прибыли. Источник: телеграм-канал «Generation IF. О финансах для всех поколений»

Дискуссии. На уроках мы обсуждаем актуальные вопросы, связанные с текущей экономической обстановкой. Например, говорим о том, как меняется курс рубля из-за ажиотажа вокруг валют, чем вызван кризис и возможен ли дефолт.

Меня радует, что дети читают новости и находятся в курсе событий. Большинство моих учеников обеспокоены массовым уходом иностранных компаний с российского рынка. Отталкиваясь от этого, мы обсуждаем возможности для наших предпринимателей и дальнейшего импортозамещения. Главное — не нагнетать, а искать выход. Ведь кризис по определению — это переход в новое состояние, а не конец света.

Обмен знаниями. Чаще всего дети уже что-то знают о деньгах, налогах и прочих финансовых терминах. Поэтому наши уроки — это своего рода взаимный обмен информацией. Ученики рассказывают мне, что знают, а я их корректирую и дополняю.

/i-read-how-we-learn/

Я прочитала книгу «Как мы учимся» и сформулировала основные правила обучения

В таких темах, как налоги, полезные функции банков, личные финансы, доходы и расходы семьи, школьники обычно хорошо ориентируются. При изучении более сложных тем не обходится без казусов. Вот пример диалога с учениками седьмого класса:

Я: Что такое юридическое лицо?
ДЕТИ: Юристы.
Я: А денежная масса?
ДЕТИ: Масса, из которой делают деньги.

Творческие задания. Я стараюсь давать больше заданий, где дети могут проявить свою фантазию и поработать в команде. Мы часто проводим викторины, делаем презентации, решаем кроссворды и ситуативные задачи.

Фото с практического урока про источники доходов. Ученикам нужно было выделить конкретным цветом каждый вид источника доходов: собственный заработок, пособия, доходы от собственности и прочее Ученица презентует бизнес-план своей мастерской по созданию украшений из фетра, которые она изготавливает в реальной жизни Ученики решают кроссворды в группе и таким образом вспоминают пройденный материал

Проблем с дисциплиной на уроках у меня не возникает. Я всегда стараюсь расположить учеников к предмету, объясняя, что деньги — неотъемлемая часть жизни каждого из нас. Да и детям нравится эта взрослая тема: всем хочется быть богатыми. Некоторые проявляют особый интерес и сами дополнительно обсуждают тему с родителями, изучают литературу, участвуют в олимпиадах.

Дети, которые изучали финансовую грамотность в школе, в дальнейшем показывают хорошие результаты. Одни выпускники пишут мне, что пошли изучать экономику в вузе, другие хвастаются доходом от инвестиций. Получая такие сообщения, я горжусь своими учениками и в очередной раз убеждаюсь, что финансовая грамотность — нужная и важная дисциплина.

Какие источники могут сделать обучение интереснее

Помимо учебников и ситуативных задач есть еще масса вариантов изучать финграмотность.

Игры. Расскажу о нескольких онлайн-играх, которые, на мой взгляд, смогут пробудить у ребенка интерес к финансам:

  1. «Тайна потерянной копилки» разработана проектом «Финансовая культура» от Центрального банка РФ и подойдет для дошкольников. Суть игры — собирать монетки, избегая мошенников.
  2. «Финансовые будни» — квест, в котором нужно принимать финансовые решения, играя за студента Вениамина. Игру разрабатывали по заказу Минфина.
  3. «Бизнес-мания» — многопользовательская браузерная игра-симулятор, которая подойдет для учеников старшей школы. Игрокам нужно добывать полезные ископаемые, торговать, строить. А еще можно сотрудничать или конкурировать друг с другом.

Еще я рекомендую не забывать о классической настольной игре «Монополия»: она поможет заинтересовать темой финансов даже самых маленьких.

Книги. Для младшеклассников я бы посоветовала три наиболее увлекательные и познавательные книги:

  1. «Пес по имени Мани» Бодо Шефера — приключенческая история, которая раскрывает секреты управления деньгами.
  2. «Волшебный банкомат. Детям об экономике» Татьяны Поповой — история-игра, в которой родители вместе с ребенком смогут разгадывать загадки и выполнять задания на смекалку.
  3. «Обращайся с деньгами „по-взрослому“. Финансовая грамотность для детей от мобайликов» Алексея Гридина. Сказочные персонажи рассказывают, как правильно ставить цели в жизни и управлять личными финансами.

Родителям, которые понимают, что говорить с детьми о финансах важно, но не знают, с чего начать, советую книгу «Как научить ребенка обращаться с деньгами» Джолайн Годфри. Она подскажет, как выработать у подрастающего поколения ключевые навыки обращения с деньгами.

Интернет-ресурсы. Для занятий с детьми более старшего возраста можно использовать, например, сайт про финансы от ЦБ и Минфина. Там можно найти калькуляторы для подсчета инфляции, полезные образовательные статьи и рекомендации родителям, как беседовать с ребенком о деньгах.

Материалы для детей на сайте «Финансовая культура» от Центрального банка

Мультфильмы. Детям помладше наверняка понравятся мультфильмы про финансовую грамотность. Серии на эту тему есть в следующих мультиках: «Смешарики», «Три кота», «Фиксики» и «Уроки тетушки Совы».

Эти мультфильмы мы смотрим даже со старшеклассниками — отдыхаем так после контрольных.

Смешарики расскажут, как сделать так, чтобы денег становилось больше, и почему важно иметь финансовую подушку безопасности

Как заниматься финансовой грамотностью дома

Я убеждена, что базу финграмотности дети получают дома. В семье не стоит делать тему денег табуированной. Лучше всего ребенок учится, следуя примеру родителей. Вот что советую.

Обсуждать семейный бюджет. Объясните ребенку, как распределяются деньги в семье, на что они уходят, есть ли накопления и финансовые планы.

Говорить о финансах по ситуации. Походы в магазин можно сделать полезными, если обсуждать, как формируются и растут цены, почему фрукты дороже зимой, чем летом, какими функциями банка пользуются члены семьи, какие сообщения от мошенников вы получали.

/wtf-is-money/

«Разрешаем выбрать что-то одно»: 7 способов научить ребенка распоряжаться деньгами

Вовлекать в процесс управления деньгами. Позовите ребенка вместе снять показания со счетчиков. Дайте возможность расплатиться самостоятельно на кассе. Сходите вместе в банк и обменяйте валюту перед отпуском.

Расскажите ребенку, сколько денег уходит на обязательные платежи и как оплачивать счета, чтобы во взрослом возрасте квитанция за квартплату не стала для него неприятным открытием. Школьникам желательно периодически выделять какую-то сумму на карманные расходы и на первых порах помогать с планированием трат.

Финансовые советы родителям

  1. Говорите с детьми о деньгах. Не стоит делать из этой темы табу.
  2. Вовлекайте ребенка в финансовую сторону жизни семьи: «Оплатили вот это», «Отложили столько-то денег». Тогда во взрослом возрасте квитанция за свет не вызовет у них удивления.
  3. Ставьте финансовые цели вместе с ребенком — так формируется интерес к накоплению денег. Например, когда ребенок просит что-то купить, не бросайте фразу «Денег нет!». Лучше подумайте вместе, как осуществить хотелку.
  4. Обговорите выдачу карманных денег. Сначала расскажите ребенку, как планировать личный бюджет, а затем предоставьте финансовую свободу. Конечно, в рамках разумного.
  5. Выбирайте источники, которые развивают финансовую грамотность, по возрасту ребенка. Это совсем не обязательно должны быть учебники — по теме есть красочные комиксы, книги, игры и мультфильмы.

Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety.

О том, как написать статью о своем родительском опыте, рассказываем в нашем мануале: прочитайте его и станьте нашим автором.

10 лучших книг для детей о финансовой грамотности

1. «Волшебный банкомат», Татьяна Попова и Анастасия Булавкина

Книга знакомит детей с миром денег и экономики в форме рассказа о приключениях двойняшек Кати и Серёжи на острове, куда их отправил волшебный банкомат. Для детей – сказочный сюжет с историческими справками и пояснениями, а для родителей – рекомендации к каждой главе, в которых указывается, на что стоит обратить внимание перед прочтением. Книга также содержит игровые задания, которые объясняют ребёнку, откуда берутся деньги и для чего они нужны.

Рекомендуемый возраст – от 4-5 лет.

2. «Финансовая грамотность», Сергей Федин

Произведение представляет собой учебное пособие, поэтому лучше, если ребёнок будет знакомиться с информацией вместе с родителями. Две части книги посвящены разным темам: первая даёт представление о базовых экономических понятиях и рассказывает историю денег, а вторая объясняет всё про семейный бюджет. Содержание включает много вопросов и задач. Книги учат азам финансовой грамотности – вплоть до того, как защититься от мошенников и отличить поддельные банкноты от настоящих.

Рекомендуемый возраст – от 7-8 лет.

3. «Удивительные приключения в стране Экономика», Игорь Липсиц

Автор – доктор экономических наук, поэтому книга не просто о деньгах и правильном обращении с ними, а об основах экономики. Произведение простым языком объясняет детям экономическую сторону устройства общества: почему есть бедные и богатые, как формируются цены, что такое конкуренция, какую роль она играет на рынке. Акцент делается на знакомстве с ключевыми понятиями и законами, по которым работают инструменты рынка. Подаётся информация в весёлом и увлекательном виде, поэтому аудитория у книги широкая – и дети, и подростки, и родители.

Рекомендуемый возраст – от 8-9 лет.

4. «Начинающий инвестор», Гейл Карлиц и Дебби Хониг

Книга рассказывает о ключевых понятиях экономики, знакомит с финансовыми инструментами, но основное внимание уделяет инвестированию. Дети узнают, как копить и вкладывать деньги, какие механизмы и способы для этого существуют. Раскрываются такие понятия, как сберегательные счета, облигации, акции, паевые инвестиционные фонды и т.д. Есть и практическая часть – в последней главе читателям предлагается купить реальные акции или облигации по рыночной цене, а через полгода проверить, чего удалось добиться. Читать и учиться инвестировать вместе с детьми могут и родители.

Рекомендуемый возраст – от 8 до 14 лет.

5. «Пёс по имени Мани», Бодо Шефер

Бестселлер об азах правильного обращения с финансами для детей, читать который можно всей семьёй. Главная героиня книги – 12-летняя девочка Кира, финансовым консультантом для которой неожиданно оказывается её лабрадор по имени Мани. В формате лёгкого повествования о приключениях девочки и собаки книга рассказывает, как грамотно копить, тратить и вкладывать деньги. Простым и доступным языком для детей доносится мысль о том, как важно уважать деньги, но не делать их первостепенной целью.

Рекомендуемый возраст – от 10-12 лет.

6. «Финансы для тинейджеров», Наталья Попова

Автор объясняет, что деньги – это инструмент, с которым важно правильно обращаться. Подростки получат представление об инфляции, доходе, инвестициях, кредитах, микро- и макроэкономике. В книге есть задачи и вопросы для самоконтроля, а также много рекомендаций по управлению личными финансами. Информация подаётся легким языком и с красочными картинками, поэтому книга может понравиться и детям, хотя ориентирована она на подростков.

Рекомендуемый возраст – от 12-13 лет.

7. «Твои деньги», Джерри Бейли, Фелиция Ло

Книга написана для детей постарше – здесь есть не только история денег и понятия основных финансовых терминов, но и подробные инструкции, как заработать первые деньги и даже начать бизнес. Подросткам рассказывают об основах налогообложения и трудового законодательства. Главное достоинство книги – обучение ребёнка планированию собственного бюджета и правильному распоряжению личными деньгами. Есть и предостережения от незаконных способов заработка и азартных игр.

Рекомендуемый возраст – 12-15 лет.

8. «Хочу зарабатывать. Полезные советы для детей и подростков +60 идей заработка», Сергей Бондаренко и Ирина Золотаревич

Основа книги – советы для ребёнка, как заработать первые собственные деньги. Рекомендации самые разные: от подработок до начинаний в предпринимательстве. Есть и советы, как преуспеть в бизнесе. Книга ориентирована на детей, поэтому информация подаётся доступно, а также немало внимания уделяется и вопросам управления заработанными средствами. Это хорошая база для того, чтобы ребёнок задумался о способах самостоятельного дохода.

Рекомендуемый возраст – от 13-14 лет.

9. «Богатый папа, бедный папа для подростков», Роберт Кийосаки

Это версия известной книги «Богатый папа, бедный папа», ориентированная на подростков. По содержанию и идеологии произведения похожи, но для детей информация объясняется в более доступном и понятном виде. Акцент делается на умении управлять деньгами так, чтобы они приносили не только удовольствие, но и доход, то есть превращение их в активы. Книга поможет подросткам задуматься о сути финансов и сформировать собственное отношение к теме денег.

Рекомендуемый возраст – 15-18 лет.

10. «Как научить ребенка обращаться с деньгами», Джойлан Годфри

Эта книга – сборник рекомендаций для родителей о том, как научить детей основам финансовой грамотности. Автор считает, что для ребёнка важно не только понимание и правильное отношение к деньгам, но и конкретные навыки, которые должны быть сформированы к достижению совершеннолетия. Родители с помощью этой книги научат детей грамотно тратить и вкладывать деньги, планировать бюджет и не выходить за его рамки.

Книга для родителей детей в возрасте от 5 до 18 лет.

11 книг по финансовой грамотности для детей и подростков, которые действительно узнают о деньгах

Распространяйте любовь

Несмотря на то, что апрель является месяцем финансовой грамотности, никогда не бывает плохого времени, чтобы помочь вашим ученикам понять основные финансовые идеи. Детям будет полезно прочитать эти полезные книги о финансовой грамотности. Они охватывают все, от основ сбережения и расходования денег до инвестирования или молодых владельцев бизнеса, финансирующих свои стартапы.

Книги по финансовой грамотности

  1. Bunny Money Розмари Уэллс

Два творения Уэллса, Руби и Макс, появляются в этой книжке с картинками. Это потрясающее место, где маленькие дети могут начать глубже задумываться о том, как функционируют деньги. Маленькие персонажи-кролики узнают, как быстро могут исчезнуть деньги, если вы не будете следить за своими расходами, когда они пытаются подарить своей бабушке подарок на день рождения.

  1. Деньги, Деньги, Милый Зайчик! Мэрилин Сэдлер

Эта рабочая тетрадь развлекает младших школьников играми, головоломками и стишками, помогая им создать словарный запас финансовых и политических слов. Это отличный способ представить концепции толпе, не подавляя их.

  1. Детская книга о деньгах и финансах Аллана Кунигиса

Эта рабочая тетрадь предназначена для детей младшего школьного возраста с помощью игр, загадок и стишков, которые помогут им расширить словарный запас финансовых и политических терминов. Это фантастический способ донести идеи, не подавляя аудиторию.

  1. Детская книга о деньгах для детей Бретт МакВортер Сембер, доктор юридических наук

Этот справочник очень полезен для учащихся старших классов. Он охватывает все, в том числе то, как работают кредитные карты и как впервые открыть банковский счет. Это отличный способ помочь детям, получающим первое пособие, развить финансовую грамотность.

  1. Инвестирование для детей: как экономить, инвестировать и приумножать деньги Дилан Редлинг и Эллисон Том

Эта книга немного сложнее, с упражнениями и вспомогательными средствами для обсуждения.

Он концентрируется на том, как делать инвестиции, а не на более фундаментальных советах по управлению капиталом (например, не тратить деньги на день рождения полностью). Авторы также предоставляют сводки о более ранних финансовых событиях и биографии известных инвесторов.

  1. National Geographic Kids: Everything Money Кэти Фурганг

Все, что связано с деньгами, освещено потрясающими фотографиями National Geographic Kids и проницательными методами разделения фактов. Это может быть скорее справочник о деньгах в целом, но он послужит хорошей отправной точкой для детей младшего возраста, если они заинтересуются этой темой.

  1. Как превратить 100 долларов в 1 000 000 долларов: заработай! Сохранять! Инвестировать! Джеймс Маккенна, Жаннин Глиста и Мэтт Фонтейн

Эту книгу написали авторы удостоенного премии «Эмми» телешоу Biz Kid$. Он идеально подходит для детей с предпринимательским духом, рассматривающих возможность создания собственной компании или финансовых вложений. Приемы составления бюджета и советы автора по поиску первой работы пригодятся любому ребенку с полной копилкой.

  1. Детский стартап: как стать предпринимателем Марк Кьюбан, Шаан Патель и Ян МакКью

Эта книга предлагает практический и реалистичный взгляд на то, как делать деньги для студентов, которые уже понимают основы управления деньгами и имеют в виду более высокие цели. Есть также десять бизнес-концепций, подходящих для детей, — от киосков с лимонадом до магазинов Etsy — и советы по зарабатыванию денег на оригинальной идее.

  1. Покажите мне деньги: большие вопросы о финансах Элвин Холл

В этой книге рассматриваются финансы с глобальной точки зрения. Дети, которые действительно заинтересованы в том, чтобы узнать, как деньги влияют на мир, получат большую пользу от этого тома, который охватывает такие темы, как свободная торговля, справедливая торговля и долги в развивающихся странах.

  1. Займитесь финансовой жизнью: личные финансы в 20–30 лет, Бет Коблинер

Хотя в названии указано, что эта книга предназначена для молодых людей, подростки постарше могут извлечь из нее большую пользу. Kobliner охватывает все: от предотвращения типичных финансовых ошибок до обработки студенческих кредитов.

  1. Как сделать вашего ребенка гением в деньгах (даже если вы им не являетесь): Руководство для родителей для детей от 3 до 23 лет, Бет Коблинер

Kobliner предлагает руководство для родителей (и преподавателей), которые хотят привить своим детям разумный взгляд на управление деньгами. Хотя эта книга и не предназначена специально для детей, покупка этой книги будет разумной, поскольку в ней содержатся полезные темы для разговора.

Уиллкокс — Основы финансовой грамотности, 11-е издание

Предварительный просмотр запроса Товары и цены Оглавление Заглянуть внутрь Корреляции Об авторе

Автор: Салли Р. Кэмпбелл и Роберт Л. Дэнсби

Авторские права: 2023

Предмет: Финансы

Класс: 9–12

Основы финансовой грамотности

предлагает учащимся старших классов комплексную программу обучения личной финансовой ответственности, которая позволяет им принимать мудрые финансовые решения, вести продуктивную жизнь и добиваться финансовой безопасности. Этот текст включает в себя кросс-учебные и портфельные мероприятия, подробный обзор экономических принципов и понятную информацию для успешного управления вехами, такими как финансирование вашего первого автомобиля, подготовка к колледжу и карьере, выход на пенсию и планирование имущества. 11-е издание было обновлено, чтобы отразить последние изменения в налоговом законодательстве и процедурах, и включает в себя обновленный охват текущих финансовых практик, таких как оценки FICO и VantageScore 4.0, торговые соглашения и понимание FAFSA для образования и личного финансового планирования.

  • Введение в экономику помогает учащимся связать то, что они узнали о финансовой грамотности, с текущими проблемами национальной экономики и мировой экономики.
  • Блоки по планированию карьеры и цифровому гражданству помогают учащимся подготовиться к карьере в современном мире, в то время как Навыки трудоустройства сосредоточены на социальных навыках, необходимых для успеха в работе, а Подготовка к мероприятиям объединяет соревнования для FBLA, BPA и ДЕКА.
  • Соответствие Национальным стандартам Jump$tart для личного финансового образования
    и соответствие экзаменам Precision YouScience  Личная финансовая ответственность. Экзамен помогает учащимся приобрести реальные профессиональные навыки и пройти сертификацию.

Включает ли ваша программа развитие навыков межличностного общения для учащихся? Поскольку эти базовые навыки нужны каждой профессии, подумайте о том, чтобы добавить в свой заказ навыки межличностного общения для рабочего места.

Товары и цены 6-12 Образование

ПЕЧАТЬ

ЦИФРОВОЙ

INSTRUCTOR
МАТЕРИАЛЫ

497* СКАЛИВА.
Продукция Страницы ISBN Розничная цена Order Quantity

Hardcover Text

978-1-64925-019-3 $128. 00*

Workbook

978-1-64925-020-9 $ 30,00*

Компания (текст + рабочая тетрадь)

978-1-63776-843-3 $ 150,00*
Продукция ISBN Розничная цена Количество для заказа

Онлайн-учебник Reflowable, 1 год. инв. Подписка (мгновенный доступ)

978-1-64925-021-6 64,00 $*

Пакет для онлайн-обучения, 6 лет. Подписка на аудиторию (мин. 15)

978-1-64925-022-3 147,20 долл. США*

Пакет (текст + Онлайн-обучение, 1 подписка) (9 мин. 1 классная подписка)0003

978-1-64925-024-7 192,00 $*

Готовый контент EduHub LMS, 1 год. инв. Пакет ключей доступа

978-1-64925-025-4 $83,20* Заказ по телефону‡
‡Чтобы заказать этот товар, позвоните по телефону 800.323.0440.
Продукция ISBN Розничная цена Количество заказа

Готовый контент EduHub LMS, доступ для инструктора, 1 год. инв. Пакет ключей доступа

978-1-64925-025-4 $83,20* Звонок для заказа‡

Онлайн-ресурсы для инструкторов, 6 лет. инв. Подписка, бесплатная при соответствующей покупке

978-1-64925-023-0 $800,00* Заказ по телефону‡
*Квалифицированные школы могут иметь право на скидку 25%.
‡Чтобы заказать этот товар, позвоните по телефону 800. 323.0440.

Пожалуйста, выберите товар в корзине или введите количество товара выше.


Связанные названия
Изучение финансовой грамотности, 2-е издание
Математика для финансовой грамотности, 2-е издание
Содержание

Блок 1: Финансовая грамотность

1. Основы финансовой грамотности
2. Личное финансовое планирование
3. Доход и налоги

Блок 2: Протестование ваших финансов

4. Banking
5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 5. 6. Инвестирование
7. Планирование выхода на пенсию и имущества

Раздел 3: Управление расходами

8. Кредит
9. Управление кредитом
10. Потребительские закупки
11. Потребительская власть

Раздел 4: Покупка и защита вашего имущества

12. Решения о жилье
13. Покупка автомобиля
14. Управление рисками и страхование жилья и автомобилей
15. Страхование здоровья, инвалидности и жизни

Модуль 5: Изучение экономики

16. Экономические принципы
17. Функционирование экономики
18. Бизнес в условиях свободного предпринимательства
19. Глобальная торговля и экономика
20. Экологическая ответственность в экономической системе

Unit 6: Preparing for Your Career

21. Planning for Your Career
22. Applying for and Accepting Employment
23. Digital Citizenship

Math Skills Handbook

Glossary

Заглянуть внутрь

Текст

Передняя часть (PDF, 1,17 МБ)

Глава 2 (PDF, 1,24 МБ)

Глава 16 (PDF, 1,05 МБ)

Обзор видео (пример видео HTML, 1. 09КБ)

Рабочая тетрадь

Глава 2 (PDF, 497,47 КБ)

Корреляции

Флорида

Стандартные классы Флориды (9–12) (PDF, 343,87 КБ)

Jump$start Корреляции

Национальные стандарты Jump$tart для обучения личным финансам K-12 (PDF, 313,98 КБ)

Корреляция Огайо

Стандарты финансовой грамотности: средняя школа (PDF, 165,31 КБ)

Прецизионные экзамены

Precision Exams Personal Financial Responsibility (1002) (PDF, 174,5 КБ)

Южная Каролина

 

CTE — Priority 32 Personal Finance, 9–12

 

CTE — Приоритет 33 Финансовая грамотность, 9–12

 

CTE — Приоритет 48 Финансовое состояние 1 и 2, 9–12

Об авторе (авторах)

Салли Р. Кэмпбелл — внештатный писатель и консультант в области потребительской экономики. Она разработала учебные материалы, в том числе руководства для учителей, учебные пособия, учебники и материалы для занятий учащихся. Она бывший редактор и помощник директора Института управления капиталом Household International, поставщика потребительских кредитов и кредитных карт. Она написала учебные материалы, связанные с управлением денежными средствами, информацией для потребителей и финансовым планированием. Салли имеет степень магистра в области образования Университета Сент-Луиса и прошла Сертифицированную программу профессионального обучения в области финансового планирования Колледжа финансового планирования. Она преподавала науку о семье и потреблении и обучение потребителей в государственных школах Сент-Луиса. Она также работала образовательным представителем в компании McCall Pattern Company.

Роберт Л. Дэнсби — преподает бухгалтерский учет, бизнес и личные финансы в Общественном колледже долины Чаттахучи в Алабаме, где он также является председателем отдела бизнеса и социальных наук. Кроме того, Боб является консультантом по малому бизнесу, налогам и личным финансам. Он является автором многочисленных учебников и рабочих пособий по бухгалтерскому учету, учету затрат, управленческому учету, бизнес-математике и личным финансам.