Содержание

Что такое дефолт и в каких странах он был объявлен

11 марта 2022, 16:21

ТАСС-ДОСЬЕ. 10 марта 2022 года директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Кристалина Георгиева выступила с утверждением о возможности дефолта России из-за санкций, введенных на фоне обострения ситуации на Украине. 11 марта пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что «фактически как таковых условий для дефолта не существует, если они только не создаются и не вменяются нам искусственно».

ТАСС подготовил материал о том, как и из-за чего страна может объявить дефолт, и о том, к чему приводили такие случаи ранее.

Что такое дефолт

Дефолт (англ. default — невыполнение обязательств) — невыполнение договора займа, то есть неоплата своевременно процентов или основного долга по долговым обязательствам или по условиям договора о выпуске облигационного займа. Дефолт может объявляться как компаниями и частными лицами, так и государствами (суверенный дефолт), неспособными обслуживать все или часть своих обязательств. Суверенный дефолт наступает в том случае, если государство не может вовремя выполнить обязательства перед внутренними или внешними частными кредиторами (как правило — коммерческими банками). При этом международные рейтинговые агентства не считают дефолтом ситуацию, при которой государство объявляет о невозможности расплачиваться по обязательствам перед международными кредитными организациями, такими как МВФ, Европейский центробанк (ЕЦБ) или Всемирный банк.

За последние 40 лет в мире произошло несколько десятков суверенных дефолтов по обязательствам перед иностранными кредиторами. Среди них наиболее крупные (более $1 млрд) происходили в Мексике (1982), Бразилии (1987), России (1998), в Эквадоре (1999), Аргентине (2001), Греции (2012, 2015), на Украине (2016), в Венесуэле (2017) и в Ливане (2020).

Мексика, 1982 год — дефолт на $80 млрд

20 августа 1982 года Мексика объявила, что приостанавливает обслуживание внешнего долга на сумму $80 млрд. Кризис был спровоцирован падением мировых цен на нефть, ростом процентных ставок и выводом капиталов. Дефолт в Мексике стал первым в цепочке последовавших финансовых потрясений более чем в 40 странах мира. В 1989 году при посредничестве МВФ и Всемирного банка была запущена программа поддержки пострадавших от кризиса государств. Она известна как «план Брейди» (Brady Plan; назван по имени Николаса Брейди, министра финансов США, который предложил программу). В ее рамках долг Мексики был конвертирован в специальные долгосрочные ценные бумаги, гарантированные казначейскими облигациями США. Благодаря этой программе в феврале 1990 года Мексике вновь был открыт доступ к внешним займам. Ввиду того, что в период кризиса существенно пострадало большинство стран Латинской Америки, 1980-е годы в этом регионе называют «потерянным десятилетием».

Бразилия, 1987 год — $68 млрд

19 февраля 1987 года Бразилия объявила о приостановке выплат по внешним долгам на сумму $68 млрд. В сентябре 1988 года правительство страны при поддержке МВФ договорилось о реструктуризации задолженности. Однако в 1989 году МВФ приостановил оказание помощи, сославшись на несоблюдение бразильским правительством условий займа. Вслед за Мексикой Бразилия была вынуждена присоединиться к «плану Брейди», и в июле 1992 года ей удалось заключить с кредиторами соглашение о реструктуризации долгов.

Россия, 1998 год — $36 млрд

17 августа 1998 года в России был объявлен технический дефолт: государство приостановило выплаты по государственному внешнему долгу, который в основном сформировался из-за выпуска государственных краткосрочных обязательств (ГКО). Ожидавшийся транш выплат по ГКО должен был составить $36 млрд, резервы Банка России к тому времени были потрачены на поддержание курса рубля и не превышали $25 млрд. Кризис привел к более чем трехкратной девальвации рубля, банкротству крупнейших банков, связанных с торговлей ГКО (Инкомбанк, Мосбизнесбанк, СБС-Агро, Мост-банк), ВВП по итогам 1998 года снизился в два раза. Вместе с тем, девальвация рубля позволила экономике России стать более конкурентоспособной. Договоренность о рефинансировании задолженности ГКО была достигнута с иностранными кредиторами в ноябре 1998 года.

Эквадор, 1999 год — $6,5 млрд

26 сентября 1999 года президент Эквадора Хамиль Мауад объявил о неспособности страны обслуживать в полном объеме облигации, выпущенные в рамках «плана Брейди». Эти затруднения были вызваны разразившимся в 1997 году азиатским экономическим кризисом, ростом процентных ставок в странах-кредиторах, падением экспорта и выводом капиталов. Мораторий на выплаты коснулся облигаций на сумму $6,5 млрд. В целях сдерживания гиперинфляции в январе 2000 года Хамиль Мауад подписал декрет о замене национальной валюты сукре на американский доллар. В июле 2000 года правительство предложило программу по реструктуризации долга. В следующем месяце были выпущены новые облигации двух типов, рассчитанные на 12 и 30 лет.

Аргентина, 2001 год — $82 млрд

23 декабря 2001 года временный президент Аргентины Адольфо Родригес Саа объявил дефолт. Его причиной стала экономическая политика, проводившаяся в период правления президента Карлоса Сауля Менема (1989-1999), которая не смогла обеспечить условия для устойчивого роста. Новые кредиты, полученные от МВФ при президенте Фернандо де ла Руа (1999-2001), не способствовали исправлению ситуации. В итоге правительство ввело мораторий на платежи по обслуживанию $82 млрд государственного долга. Общий объем госдолга на тот момент достигал $144,5 млрд. В 2005 и 2010 годов Аргентине удалось договориться о реструктуризации 92,4% задолженности на сумму около $100 млрд. В 2006 году Буэнос-Айрес досрочно погасил долг перед МВФ в размере $9,8 млрд. Окончательно суверенный долг Аргентины был реструктуризован в ноябре 2016 года.

Греция, 2012, 2015 годы — €177 млрд

В 2012 году в Греции международные рейтинговые агентства дважды определяли финансово-экономическую ситуацию как дефолт. К 2009 году в стране начали проявляться признаки экономического кризиса, причиной которого, в частности, стало массовое уклонение от уплаты налогов. В 2010 году государственный долг составил €330 млрд (свыше 110% от ВВП). С 2010 года Евросоюз и МВФ выделили Греции кредиты на €240 млрд в рамках двух программ международной финансовой помощи. Составной частью второй программы стал план PSI, предполагавший участие частного сектора в обмене старых греческих облигаций на новые. В конце февраля — начале марта 2012 года международные рейтинговые агентства Standard&Poors и Moody’s, а также Международная ассоциация свопов и деривативов признали, что проведенная правительством Греции реструктуризация госдолга представляет собой дефолт. 12 марта Греция завершила обмен облигаций на €177 млрд, из-за чего частные инвесторы потеряли до 75% средств, вложенных в старые ценные бумаги. В этот же день Еврогруппа приняла принципиальное решение по запуску второй программы помощи Греции. 6 декабря агентство S&P понизило кредитный уровень Греции до выборочного дефолта в связи с начавшейся в стране операцией по обратному выкупу греческим правительством своих облигаций со скидкой в 60-70% к номинальной цене с целью сокращения задолженности страны на €20 млрд. На этой процедуре настаивали международные кредиторы Греции, в частности, МВФ. В третий раз дефолт Греция сама объявила 1 июля 2015 года, не погасив вовремя задолженность перед МВФ в размере €1,54 млрд. Это произошло из-за срыва переговоров по ранее утвержденной программе реструктуризации задолженности между новым премьер-министром Алексисом Ципрасом и кредиторами. Договоренности о ее реализации удалось достичь только 13 июля 2015 года. В июне 2018 года еврокомиссар по экономическим и финансовым вопросам Пьер Московиси объявил, что финансовый кризис в Греции закончился, экономика страны перешла к росту.

Пуэрто-Рико, 2015 год — $120 млрд

3 августа 2015 года Пуэрто-Рико (свободно ассоциированное с США государство) впервые в своей истории объявило дефолт. Выплатив всего $628 тыс. из необходимых $58 млн, остров оказался более не способен обслуживать кредитные обязательства перед Public Finance Corporation, дочерней корпорацией пуэрториканского Государственного банка развития. Основные потери понесли рядовые пуэрториканцы, так как именно они являлись держателями большинства просроченных облигаций. На этом проблемы островного государства не закончились, страна объявила дефолт по десяткам других внешних и внутренних обязательств. К началу 2020-х годов число невыплаченных обязательств Пуэрто-Рико превысило $120 млрд, в том числе $50 млрд — своим пенсионерам. Реструктуризация задолженности была утверждена судебными властями Пуэрто Рико в феврале 2022 года.

Украина, 2016 год — $3 млрд

1 января 2016 года Украина допустила суверенный дефолт, не выплатив очередной транш по возврату российского кредита в $3 млрд, предоставленного в декабре 2013 года. При этом ранее власти Украины отказались признавать эту задолженность. 18 декабря 2015 года мораторий на выплату по нему наложила Верховная рада. В феврале 2016 года Россия подала иск против Украины в Высокий суд Лондона, в марте 2017 года суд удовлетворил иск России, признав, что Украина обязана выплатить задолженность. В сентябре 2018 года апелляционная инстанция это решение отменила. В настоящее время спор России и Украины рассматривается в Верховном суде Великобритании, вердикт ожидается в 2022 году.

Венесуэла, 2017 год — $60 млрд

14 ноября 2017 года Венесуэла не выплатила вовремя купонные платежи по своим зарубежным заимствованиям на сумму около $200 млн и затем остановила платежи. В 2018 году общая сумма государственного внешнего долга, по которому были пропущены платежи, достигла $60 млрд. Дефолт усугубил экономический кризис в этой стране, привел к гиперинфляции национальной валюты — боливара.

Ливан, 2020 год — $1,2 млрд

9 марта 2020 года Ливан объявил о дефолте по выплатам $1,2 млрд с еврооблигаций, что стало результатом затяжного экономического кризиса в стране. Результатом стало 15-кратное падение курса ливанского фунта на черном рынке (официальный курс остался фиксированным), высокие темпы инфляции и сокращение ВВП. 

Теги:

АргентинаБразилияУкраинаМексикаЛиванГрецияЭквадорВенесуэлаРоссия

Что такое дефолт и как он отражается на обычных гражданах

29 июня 2022 Как жить Ликбез

Обычно это плохо влияет на экономику, но сейчас уже большой роли не играет.

Что такое дефолт и почему о нём все говорят

Дефолт — это неисполнение обязательств по договорам займа. Речь может идти о несвоевременной выплате процентов или основного долга. Этот термин употребляется по отношению к частным лицам, компаниям или государствам. Но в быту его чаще ассоциируют со странами, так как последствия такого события затрагивают много людей. Существует также технический дефолт, когда должник не банкрот и в целом может выплатить долги, но конкретно сейчас, в срок, этого не сделал.

Разговоры о потенциальном дефолте России ведутся с конца февраля. Внешний долг РФ составляет около 450 миллиардов долларов США. Для страны это не то чтобы много, то есть со своими обязательствами государство пока может справляться. Но важно не только наличие денег, но и возможность передать их адресату.

25 мая Минфин США не продлил России лицензию, которая позволяла обслуживать внешний долг. В свою очередь российский Минфин подстраховался и перечислил деньги по купонному доходу по еврооблигациям ещё 20 мая. Однако они до получателей не дошли. Последний день, когда средства могли оказаться у инвесторов, — 26 июня, но владельцы облигаций перевод не получили. За рубежом считают, что это дефолт, в России — что нет. И пока «в верхах» спорят, стоит разобраться, как это отразится на обычных гражданах.

Чем опасен дефолт

Дефолт государства снижает его кредитные рейтинги. Это значит, что стране будет тяжелее привлекать заёмные средства, и это тормозит развитие экономики. Если государство (и предприятия внутри него) и смогут брать деньги в долг, то уже под более высокий процент, чем раньше. То есть больше средств будет уходить на обслуживание займов — и это при оптимистичном сценарии. Возможны рост инфляции, ослабление национальной валюты, банковский кризис и так далее. Граждане могут столкнуться с ростом безработицы, снижением зарплат, сокращением государственных льгот.

В каждом отдельном случае исход может быть разным. Многое зависит от политики государства и его репутации.

Как страны переживали дефолт

Россия в 1998 году

Предпосылками стали дефицитный бюджет, в который пытались заложить в том числе популистские расходы, а также отчаянные попытки сдержать инфляцию и не допустить падения рубля. Деньги на все эти цели привлекали за счёт государственных краткосрочных облигаций, высокодоходных для инвесторов и, соответственно, очень накладных для страны. Доходы бюджета при этом не были высоки. Например, налоги хронически недособирались.

Эта ненадёжная конструкция пошатнулась из-за финансового кризиса в Азии в 1997 году. Осложнялось всё противоборством в экономических и политических высших кругах страны. 17 августа 1998-го ЦБ и правительство РФ объявили о техническом дефолте. Цену рубля сначала отпустили торговаться в рамках валютного коридора, а потом и вовсе перестали поддерживать, в результате чего доллар подорожал с 6,2 рубля в июле до 19,9 рубля в декабре.

Инфляция, по некоторым данным, составила 80%. За дефолтом последовали банкротства компаний и банковский кризис. Сотрудники коммерческих организаций оставались без работы, а бюджетники месяцами не получали зарплату.

Со временем появились новые рабочие места, открылись производства. Российские предприятия стали более конкурентоспособными на мировом рынке. В страну пришли многие иностранные компании. Хотя, конечно, всё это было не сразу, первые несколько лет пришлось потратить на борьбу с последствиями дефолта.

Аргентина в 2001 году

26 декабря 2001 года Аргентина объявила дефолт по внешнему долгу на общую сумму в 93 миллиарда долларов США. Страна шла к этому событию, начиная с 90-х. Если вкратце, с ней произошло то же самое, что с любым нерадивым заёмщиком: чтобы отдавать старые долги, приходилось брать новые под более высокие проценты. В итоге нагрузка стала невыносимой.

В результате иностранные инвестиции покинули страну, приток капитала в Аргентину почти полностью прекратился с 2001 по 2003 год. Песо по отношению к доллару подешевел в четыре раза. Инфляция выросла более чем на 40%, ВВП в 2002-м упал на 11%, а число бедных среди населения выросло.

Восстановилась ли экономика Аргентины за 20 лет? Не очень. Ключевая ставка в стране сейчас составляет 52%, и это не исторический максимум. Инфляция высокая. И Аргентина в общем-то постоянно живёт в ожидании нового дефолта.

Греция в 2015 году

1 июля 2015 года Греция не перевела Международному валютному фонду 1,54 миллиарда евро, которые была должна. Кредитор признал её технический дефолт. Страна от обязательств не отказывалась, просто просила скорректировать сроки.

Проблема возникла из-за того, что после вступления в Евросоюз и введения евро в обращение страна несколько лет приукрашивала финансовую статистику. Правда всплыла в 2009 году, а Греция оказалась на грани банкротства. Бюджет был дефицитным, госдолг рос. Положение страны также ухудшал мировой финансовый кризис конца нулевых, так как она зависима от туризма. Евросоюз предоставил государству финансовую помощь в 2010, 2012 и 2015 годах, но деньги фактически пошли на обслуживание займов, а не на улучшение экономической ситуации.

В итоге благодаря средствам ЕС в 2015-м Греции удалось рассчитаться с текущими долгами и избежать полноценного дефолта. Однако для этого властям пришлось согласиться на внутренние реформы и на внешнее наблюдение за состоянием бюджета от некоторых стран Евросоюза.

С 2017 года экономика Греции растёт (с перерывом на пандемийный 2020-й). Сейчас рейтинговые агентства смотрят на неё скорее с оптимизмом. Например, в Fitch отмечают, что экономическая активность в стране восстанавливается более быстрыми темпами, чем ожидали в компании. И, судя по всему, продолжит это делать в будущем году. При этом в рейтинге стран ЕС по финансовому благополучию до распространения коронавируса Греция занимала последнее место, а пандемия существенно ухудшила ситуацию для обычных греков.

Чем дефолт грозит россиянам сейчас

Если вкратце, то ничем. Точнее, велика вероятность, что экономическая обстановка будет ухудшаться, но с дефолтом это уже никак не связано.

Агентство Fitch Ratings ещё в марте понизило рейтинг России до C (дефолт неизбежен), Moody’s — до преддефолтного Ca. Потом они перестали следить за деятельностью российских компаний. Немало иностранных предприятий объявили о прекращении инвестиций в отечественный бизнес из идеологических соображений или вовсе ушли с рынка. Ввозить товары и компоненты для производства тоже готовы далеко не все.

Центробанк по итогам 2022 года ждёт инфляцию в 14–17%, хотя чуть ранее говорил о 18–23%. Однако в январе прогноз был равен 4%, а это существенно меньше. Как будет на самом деле, пока говорить рано.

Власти регионов отчитываются о снижении безработицы. Однако в это же время предприятия отправляют сотрудников в простой (дают ⅔ оклада) и переводят на неполный рабочий день (платят в соответствии с отработанным временем). То есть официально люди место не теряют, но фактически их доход существенно снижается. Стоит также учитывать, что безработных считают по количеству людей, вставших на учёт на биржу труда. Многие так не делают, потому что пособие небольшое, но иметь дополнительные денежные источники при этом нельзя.

Рубль подорожал относительно доллара, что вроде бы неплохо, но это не то чтобы многое меняет. Просто спрос упал: импорт снизился, людям тяжело получить валюту внутри страны легальными путями. То есть доллар подешевел, но купить его нельзя и на него что-то приобрести не выйдет, потому что не продают. Если ситуация изменится, на курсе это отразится.

В то же время реального риска, что государство обанкротится, пока нет. Так что дефолт — это не то, о чём стоит сильно беспокоиться. Сумеет страна расплатиться с внешними долгами или нет, негативные последствия всё равно уже все здесь. За остальным можно наблюдать чисто из академического интереса.

Читайте также 🧐

  • Как перевести деньги за границу
  • Банк берёт комиссию за хранение валюты на счетах. Что делать с деньгами?
  • «Все блогеры — на завод!»: почему не стоит радоваться, когда кто-то теряет заработок
  • Почему бывает важно говорить, даже если кажется, что вас никто не слышит
  • Как понять, что перед вами пропаганда

Жизнь после дефолта | CEA

Председатель Сесилия Роуз, Эрни Тедески, Марта Гимбел и Брэдли Кларк


Репутация Соединенных Штатов основана на столетиях стабильности и ответственности. Эта страна никогда преднамеренно не нарушала свои обязательства из-за лимита долга. Но, по оценкам Министерства финансов США, у него будут очень ограниченные ресурсы, чтобы не делать именно это в первый раз, если Конгресс не поднимет или не приостановит потолок долга к 18 октября. Если Конгресс не предпримет никаких действий, Соединенным Штатам могут потребоваться десятилетия, чтобы полностью восстановиться.

Дефолт серьезно помешает федеральному правительству служить американскому народу. Платежи от федерального правительства, на которые семьи полагаются, чтобы свести концы с концами, окажутся под угрозой. Основные функции федерального правительства, включая поддержание национальной обороны, национальных парков и многих других, окажутся под угрозой. Система общественного здравоохранения, которая позволила этой стране отреагировать на глобальную пандемию, не сможет адекватно функционировать.

Кроме того, дефолт будет иметь серьезные и длительные финансовые и экономические последствия. Финансовые рынки потеряют веру в Соединенные Штаты, доллар ослабнет, а акции упадут. Кредитный рейтинг США почти наверняка будет понижен, а процентные ставки по многим потребительским кредитам в целом вырастут, что сделает такие продукты, как автокредиты и ипотечные кредиты, более дорогими для семей, которые подвержены изменениям процентных ставок или берут новые кредиты. Эти и другие последствия могут спровоцировать рецессию и заморозку кредитного рынка, что может повредить способности американских компаний работать.

В сопутствующем сообщении в блоге мы объясняем, что такое лимит долга. В этом посте мы идем дальше и описываем риски, с которыми американцы и США — и мировая экономика — столкнутся в дни, месяцы и годы после дефолта.

Федеральное правительство будет немедленно лишено возможности выполнять свои основные функции, включая предоставление финансовой помощи, на которую полагаются десятки миллионов американцев.

Все в Америке почувствуют последствия дефолта. Если Соединенные Штаты объявят дефолт, десятки миллионов людей, включая семьи с детьми, пенсионеров и ветеранов, быстро, а в некоторых случаях даже в одночасье, столкнутся с перспективой потерять регулярные федеральные выплаты, которые помогают им сводить концы с концами.

В 2020 году почти 50 миллионов жителей получали пенсионные пособия через систему социального обеспечения, а 6 миллионов получали пособия в связи с потерей кормильца. В 2015 году около 12 миллионов человек полагались на социальное обеспечение как на единственное средство поддержки.[1] Как показано на Рисунке 1, пенсионер, получающий социальное обеспечение в среднем, рассчитывает получать почти 1600 долларов в месяц. Среди домохозяйств, получающих какие-либо пособия по социальному обеспечению, эти пособия составляют в среднем более половины дохода домохозяйства.[2] И все же, если мы не выполним обязательства, эти американцы могут не получить свои выплаты по социальному обеспечению вовремя или даже вообще не получить их.

Медицинское обслуживание во время пандемии также будет под вопросом. Более 60 миллионов человек по всей Америке пользуются Medicare, 75 миллионов зарегистрированы в Medicaid, и почти 7 миллионов детей получают страховку в рамках Программы медицинского страхования детей (CHIP). Одни только чистые платежи Medicare составляют около 1100 долларов на получателя. Хотя доступное медицинское обслуживание имеет жизненно важное значение, особенно во время пандемии, миллионы людей могут оказаться без покрытия.

Дефолт угрожает и ветеранским программам, более 9миллионов ветеранов, полагающихся на физическую и психологическую помощь в дополнение к другим видам поддержки. Для одинокого ветерана с 50-процентным рейтингом инвалидности и без иждивенцев среднее пособие по инвалидности составляет около 900 долларов в месяц; ветераны с семьями или с более высоким рейтингом инвалидности получают больше.

Если федеральное правительство в конечном итоге пропустит или задержит платежи, миллионы людей не смогут поставить еду на стол или платить арендную плату. Еще до того, как федеральный ответ на пандемию проявился в полной мере, трудности, с которыми столкнулись на раннем этапе, например, семьи, голодающие и ожидающие в очередях за продуктами, напоминают нам о тяжелых страданиях, которые неадекватная федеральная поддержка приносит после экономического шока.

Примеры других важных форм федеральной помощи, которые также могут быть подвержены риску, приведены в таблице ниже. Конечно, это недопредставленность, поскольку федеральное правительство отвечает за финансирование многих программ, на которые рассчитывают американцы, — от ухода за детьми до денежной помощи и помощи владельцам малого бизнеса.

Таблица 1. Количество участников по государственной программе
Программа Количество участников
 Supplemental Nutrition Assistance Program (SNAP)  42 million people
 Child Tax Credit (CTC)  60 million children
 Housing Assistance  10 million people
 Financial Aid  11 млн учащихся [1]
 Программа школьных обедов  30 млн детей

Более того, многие получают выгоду от разных федеральных программ сразу. Рассмотрим последствия невыполнения федеральным правительством своих обязательств трех типичных американских семей: пожилой пары, ветерана, живущего в одиночестве, и молодой семьи с двумя детьми. Все они извлекают выгоду из федерального правительства множеством способов. Например, как показано ниже, типичная женатая пожилая пара получает более 4800 долларов в месяц только от Social Security и Medicare, не говоря уже о других программах, на которые они претендуют.

  • Социальное обеспечение пожилой пары пожилых людей в возрасте 70 лет.
  • Пособие ветеранам по инвалидности: 1428 долларов в месяц
  • Пособие на образование: 1740 долларов в месяц
  • Молодая супружеская пара зарабатывает 40 000 долларов, двое детей 4 и 6 лет.
    • Налоговый кредит на детей: 600 долларов США в месяц
    • Программа помощи малоимущим в области энергоснабжения дома: 440 долларов США в месяц
    • Специальная программа дополнительного питания для женщин, младенцев и детей: 40 долларов США в месяц
    • 009 094 90890 Способность федерального правительства обеспечить национальную оборону, реагирование на пандемию и повседневные услуги, вероятно, будет серьезно затруднена.

      Есть много других функций федерального правительства, которые мы часто принимаем как должное и которые могут оказаться под угрозой в случае дефолта. Например, федеральное правительство обеспечивает безопасность нашей страны, выплачивая зарплату 1,4 миллионам военнослужащих, находящихся на действительной службе, и их семьям. Развертывание персонала, техническое обслуживание оборудования, закупка материалов и другие вспомогательные мероприятия могут быть заморожены после дефолта, что затруднит оборону страны в то время, когда существуют серьезные угрозы национальной безопасности. То же самое относится к расходам, связанным с борьбой с терроризмом и разведывательными мероприятиями, которые могут сделать Америку более уязвимой перед потенциальными угрозами.

      Федеральный ответ здравоохранения на COVID требует проверок и сертификации лекарств, которые могут быть остановлены без финансирования, включая одобрение вакцин и терапевтических средств через FDA, так же, как вакцина против COVID для американских детей проходит процесс утверждения. Другие критически важные повседневные услуги также будут под угрозой, в том числе работа наших национальных парков, доставка почты, консульские службы в других странах (которые поддерживают американских жителей за границей) и управление воздушным движением, которые потенциально могут приземлять пассажиров и грузы. самолеты.

      Существуют также услуги, которые, как многие американцы, вероятно, не осознают, зависят от федеральной поддержки. Например, в случае дефолта Национальная метеорологическая служба может столкнуться с трудностями при доставке важной информации о погоде семьям, местным новостным станциям и предприятиям. Возможность слушать и общаться по радио будет под угрозой, поскольку система радиосвязи организована Федеральной комиссией по связи. Даже официальное время в Соединенных Штатах поддерживается Национальным институтом стандартов и технологий, что имеет решающее значение для вычислений и путешествий, поскольку устройства GPS зависят от точных официальных часов.

      Последствия дефолта выходят далеко за рамки отсутствия финансовой помощи нуждающимся. Повседневные услуги, имеющие решающее значение для функционирования общества, многие из которых, казалось бы, работают на заднем плане нашей жизни, окажутся под угрозой. Невозможность оплатить эти услуги вызовет большие сбои для всей страны.

      Рынки и потребители пострадают даже от угрозы дефолта, не говоря уже о фактическом дефолте.

      Наконец, дефолт — или даже угроза дефолта — окажет разрушительное воздействие на нашу экономику. В преддверии и после кризиса потолка долга 2011 года, когда страна в конечном итоге избежал дефолта — показатели рыночного риска постоянно росли, а показатели доверия потребителей и оптимизма малого бизнеса ослабевали. Ставки по ипотечным кредитам выросли на 0,7–0,8 процентных пункта в течение двух месяцев после того, как в этом году миновал кризис потолка долга, и после этого снижались лишь медленно.[4] Для семьи, берущей 30-летнюю ипотеку с фиксированной процентной ставкой в ​​размере 250 000 долларов, дополнительные 0,8 процентного пункта означают более 30 000 долларов дополнительных процентных платежей в течение срока действия кредита. Ставки по автокредитам, потребительским кредитам и другим потребительским финансовым продуктам также выросли после кризиса 2011 года,[5] и этот рост часто длился месяцами. Все это произошло, несмотря на то, что Конгресс вовремя предпринял действия, чтобы избежать дефолта, прежде чем Казначейство США исчерпало свои наличные деньги и другие средства финансирования.

      Хотя прошлый опыт может помочь нам понять, чего ожидать, если федеральное правительство не выполнит свои обязательства, они, вероятно, недооценивают последствия того, с чем столкнутся Соединенные Штаты. Фактический дефолт — даже если он будет урегулирован быстро — скорее всего, будет иметь еще более выраженные последствия и более глубокие финансовые шрамы.

      Последствия дефолта могут быстро усугубиться, если их не устранить, что может привести к глобальному финансовому кризису и рецессии.

      Если Соединенные Штаты объявят дефолт, последствия могут быстро и серьезно обостриться. Сроки этих воздействий неясны, поскольку Соединенные Штаты никогда не объявляли дефолтов; более того, последствия дефолта не ограничатся Соединенными Штатами. Мировая экономика, которая опирается на сильную экономику США, начнет сползать к финансовому кризису и, вероятно, к рецессии. Долг казначейства США является эталонным безопасным активом в мире, а его процентные ставки служат основой для ценообразования бесчисленных финансовых продуктов и транзакций по всему миру. Доллар США также является главной мировой резервной валютой. Дефолт вызовет шок на мировых финансовых рынках и, скорее всего, приведет к остановке кредитных рынков во всем мире и падению фондовых рынков. Работодателям по всему миру, вероятно, придется начать увольнять работников. Финансовый кризис 2008 года оказал волновое воздействие на всю мировую экономику, отразившись рикошетом на берегах США, вынудив фирмы увольнять работников и сокращать частные инвестиции.[6] Финансовый кризис, вызванный дефолтом, может оказаться еще хуже, помимо того, что он ударит по мировой экономике, еще не полностью оправившейся от пандемии.

      В частности, в Соединенных Штатах прошлые симуляции Федеральной резервной системы[7] и Фонда Петерсона[8], рассматривающие возможный месячный дефолт в 2013 году, показали, что безработица будет расти и оставаться на высоком уровне в течение как минимум двух-четырех лет. после. Прогнозы в недавнем отчете, опубликованном агентством Moody’s, еще более ужасны: предполагается, что в случае продолжительного 4-месячного дефолта реальный ВВП упадет на 4 процента, безработица вырастет почти до 9 процентов, а экономика США потеряет почти 6 миллионов рабочих мест. Для сравнения: за два года Великой рецессии реальный ВВП упал на 4,3 процента, безработица выросла до 10 процентов, а экономика потеряла почти 9миллионов рабочих мест.

      Ущерб от дефолта усугубляется тем фактом, что федеральное правительство будет обездвижено в ответ на тот самый экономический кризис, который, вероятно, вызовет дефолт. Скорее всего, он не сможет оказать помощь, которая оказалась столь важной для помощи семьям во время прошлых экономических кризисов, а в последнее время — во время пандемии коронавируса. Вместо этого федеральное правительство могло только стоять в стороне, беспомощное, чтобы справиться с экономическим водоворотом.

      Вывод

      Короче говоря, Соединенные Штаты никогда преднамеренно не нарушали свои обязательства по одной причине, прежде всего по другим причинам: причиненный самим себе экономический крах в результате этого был бы катастрофическим. Сама угроза дефолта оказывает негативное влияние на экономику США, а фактический дефолт на любое время нанесет сокрушительный удар, который будет ощущаться семьями, предприятиями и экономикой здесь и во всем мире в течение десятилетий. Потолок долга не является и не должен использоваться в качестве политического футбола. Последствия слишком велики.

      В предыдущей версии этого сообщения в блоге упоминалось, что техническое обслуживание электросети через Федеральную комиссию по регулированию энергетики (FERC) окажется под угрозой в случае дефолта. В то время как FERC действительно играет роль во внедрении стандартов надежности для энергосистемы, Комиссия не играет роли в управлении самой сетью.


      [1] Используя цифры из CBPP, 12 миллионов человек, которые полагались исключительно на социальное обеспечение в 2015 году, особенно полагались на страхование по старости и на случай потери кормильца.

      [2] Согласно анализу CEA CPS ASEC 2021 года, это относится к 54 процентам домохозяйств, получающих пособия по социальному обеспечению.

      [3] Данные за 2015-2016 гг.

      [4] Источник: Haver Analytics, Wall Street Journal и Совет Федеральной резервной системы

      [5] Источник: Haver Analytics, Wall Street Journal, RateWatch и Совет Федеральной резервной системы

      [6] краткосрочные кредиты для осуществления повседневных платежей, таких как фонд заработной платы. Если кредитные рынки замерзнут или кредиты станут слишком дорогими, фирмам может быть трудно платить работникам.

      [7] Энген, Эрик, Гленн Фоллетт и Жан-Филипп Лафорте. (2013). «Возможные макроэкономические последствия временного дефолта по федеральному долгу. Отчет, санкционированный для публикации Федеральным комитетом по открытым рынкам . [ссылка]

      [8] Макроэкономические консультанты, ООО. (2013). «Цена фискальной политики, вызванной кризисом». Отчет, подготовленный для Фонда Петерсона . [ссылка]

      Определение, причины, последствия и пример

      Что такое суверенный дефолт?

      Суверенный дефолт — это неспособность национального правительства погасить свой долг. Правительства, как правило, не решаются объявить дефолт, поскольку это, вероятно, лишит страну доступа к долговым рынкам на долгие годы и сделает заимствования более дорогими, по крайней мере, на то время, когда это снова станет возможным.

      Кредиторы имеют ограниченные средства правовой защиты в случае дефолта по суверенному долгу, потому что ни один международный суд не может заставить страну заплатить, хотя они могут предъявлять претензии к активам неплатежеспособного заемщика за границей.

      Страны, занимающие в своей собственной валюте, всегда могут напечатать ее больше в качестве альтернативы суверенному дефолту, а также могут избежать этого, собрав больше налоговых поступлений.

      Ключевые выводы

      • Суверенный дефолт — это неспособность правительства страны выплатить свой долг.
      • Суверенный дефолт может замедлить экономический рост и, вероятно, запретит дальнейшие государственные займы у зарубежных инвесторов на годы.
      • Войны и революции, бесхозяйственность и политическая коррупция являются одними из основных причин суверенного дефолта.
      • Проблемные суверенные заемщики часто пытаются договориться о реструктуризации долга, вынуждая своих кредиторов списать часть долга в обмен на сокращение платежей по обслуживанию долга.
      Обзор суверенного долга

      Понимание суверенного дефолта

      Частные инвесторы в суверенный долг зарубежных стран внимательно изучают экономику, государственные финансы и политику страны, выпускающей облигации, чтобы оценить и оценить риск ее дефолта.

      Другие страны и многонациональные кредиторы, такие как Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк, предоставляют ссуды суверенным государствам для достижения политических целей, начиная от улучшения управления страной-заемщиком и заканчивая продвижением экспорта страны-кредитора, и могут настаивать на том, чтобы они были возвращены даже если заемщик не выполнил свои обязательства по другому долгу.

      Суверенный долг, выпущенный в суверенной валюте, также может привлекать частных иностранных инвесторов, но часто в первую очередь покупается банками страны и частными лицами.

      Дефолта по обязательствам суверена в его собственной валюте легче избежать, и он может быть более болезненным с политической точки зрения, чем дефолт по внешнему долгу.

      Поскольку суверенный дефолт сопряжен с различными издержками и экономическими рисками, к нему обычно прибегают в крайнем случае. Резкие экономические спады, финансовые кризисы и политические потрясения могут ускорить суверенный дефолт. Например, дефолт России по своему долгу в июне 2022 года стал результатом экономических санкций, введенных против страны за ее вторжение в Украину, включая замораживание валютных резервов России за рубежом.

      Типы суверенного дефолта

      Если страна ненадолго задерживает выплату процентов по нескольким своим облигациям по техническим причинам, не свидетельствующим о ее способности или желании погасить долг, как однажды сделало Казначейство США в 1970-х годах, технически она может на какое-то время объявить дефолт. До тех пор, пока загвоздка с выплатами будет быстро устранена, такой «дефолт» вряд ли будет иметь какие-либо долгосрочные последствия или широко рассматриваться как один из них.

      Например, США остаются в числе суверенных государств мира с самым высоким рейтингом, хотя агентство кредитных рейтингов Standard & Poor’s понизило свой долгосрочный рейтинг суверенного долга США на одну ступень с AAA до AA+ в 2011 году, во время одного из периодических приступов правительства США. Баланс потолка долга. Казначейский долг по-прежнему служит эталоном «безрисковой ставки», который инвесторы используют для оценки риска в других долговых инструментах, а также в акциях.

      Напротив, «договорной» дефолт — это реальная сделка, преднамеренная неуплата долга.

      Чтобы избежать этого прямого дефолта, правительства, которые, как многие считают, вполне могут пойти на этот шаг, иногда договариваются об обмене облигаций, заменяя свои ранее выпущенные и часто сильно дисконтированные облигации новыми облигациями с более низкой стоимостью.

      По сути, держатели облигаций получают «стрижку» на средства, уже предоставленные в обмен на обещание государства продолжать сокращать выплаты по долгу. Если кредиторы убеждены, что такой обмен — наименее плохой вариант, они могут согласиться.

      Это неявный дефолт, потому что обмен может произойти только в том случае, если кредиторы серьезно сомневаются в готовности суверена выполнить свои обязательства по ранее выпущенному долгу. Во время кризиса суверенного долга в Европе Греция предложила держателям облигаций несколько таких расчетов при поддержке своих европейских партнеров.

      Последствия суверенного дефолта

      Для неплатежеспособного правительства и его граждан последствия дефолта по суверенному долгу будут различаться в зависимости от таких факторов, как состояние экономики и государственных финансов, степень зависимости от внешнего финансирования и вероятность того, что кредиторы вернутся в будущем.

      Кредитные рынки, как правило, более приветливы и снисходительны к крупным странам с пригодными для эксплуатации природными ресурсами, таким как Россия, чем к небольшим странам с низкими доходами, поэтому последние часто зависят от МВФ и доноров помощи в получении кредита.

      Тем временем Россия объявила дефолт по своим обязательствам по облигациям в 1918 году, когда ленинское правительство отказалось от долга царской империи, и снова по своим рублевым обязательствам в 1998 году, хотя она продолжала производить выплаты по своему внешнему долгу после короткого моратория.

      Если страна сильно зависит от иностранных кредиторов в финансировании инвестиций, последствия ее суверенного дефолта, вероятно, будут включать замедление экономического роста, что усложнит жизнь потребителям и предприятиям.

      Дефолт по суверенному долгу также снизит стоимость чистых активов любых взаимных фондов облигаций, удерживающих просроченный долг, поскольку его рыночная стоимость резко падает. И наоборот, суверенный дефолт может открыть возможности для инвесторов в проблемные долги, которые могут купить облигации с большими дисконтами к номинальной стоимости в надежде, что они могут стоить больше позже после реструктуризации долга.

      Дефолты по суверенным долгам также создают победителей и проигравших на рынке кредитно-дефолтных свопов, которые представляют собой финансовые контракты, которые окупаются подобно страховому полису в случае дефолта.

      Свопы кредитного дефолта позволяют держателям облигаций хеджировать риск кредитного дефолта. и позволить спекулянтам делать ставки на дефолт.

      Реальный пример суверенного дефолта

      Ливан впервые в своей истории объявил дефолт по внешнему долгу в марте 2020 года, когда годы коррупции в правительстве и расточительных заимствований завершились банковским и финансовым кризисом на фоне экономической депрессии. Валовой внутренний продукт (ВВП) Ливана сократился на 58% в период с 2019 г.и 2021 г., согласно оценкам Всемирного банка.

      Ливанская экономика продолжала испытывать трудности в 2022 году, даже несмотря на то, что правительство страны достигло предварительного соглашения с МВФ о реформах экономического управления, необходимых для получения нового финансирования МВФ. Еще одно требование заключается в том, чтобы Ливан вел переговоры о реструктуризации долга с частными иностранными кредиторами. Через два года после дефолта переговоры о такой сделке по состоянию на середину 2022 года не принесли видимого прогресса.