что это, его функции, структура

Центральный банк, или ЦБ, — это высшее звено банковской системы России и главная финансовая структура страны, от которой зависит стабильность и устойчивость рубля. У него есть исключительное право выпускать деньги и ценные бумаги: акции, облигации.

Центрального банка нет формы правовой организации, как у коммерческих банков — ООО или АО. По Конституции Российской Федерации у него особый статус: независимое юридическое лицо, которое действует в интересах государства. Центральный банк сам обеспечивает свою работу, а 75% всех его доходов уходят в федеральный бюджет.

Конституция о ЦБ

Рассказываем, чем он занимается, как зарабатывает деньги и кто может взять в нем кредит.

Зачем нужен Центральный банк

Главная цель Банка России — защитить рубль и обеспечить его устойчивость. Например, чтобы цена рубля оставалась стабильной, Центробанк продает и покупает валюту.

Центральный банк развивает и укрепляет банковскую систему: например, проводит проверки банков, контролирует микрофинансовые организации, вместе с правительством проводит мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности населения и предпринимателей.

При этом Центробанк не может вмешиваться в операции кредитных организаций, а только контролирует соблюдение закона.

ст. 56 закона от 01.07.2002 № 86-ФЗ

Что делает Центральный банк

Центробанк — главный регулятор финансового рынка России. Он занимается эмиссией рубля — выпуском наличных денег.

Банк России подчиняется правилам Международного валютного фонда, поэтому может выдавать кредиты другим странам, а России — нет: давать кредит своему государству запрещено. Еще Центробанк кредитует банки в кризисных ситуациях и при стабилизации курсов.

Контролирует банки. Банк России регулирует работу кредитных организаций, например банков, брокеров и страховых компаний: проводит проверки, налагает санкции за нарушения закона. Только он имеет право:

  • выдавать, отзывать, аннулировать банковские лицензии;
  • принимать меры для спасения банков — санации;
  • регламентировать расчеты и устанавливать правила банковских операций;
  • утверждать нормативные документы;
  • выступать оператором при расчетах между банками.

Регулирует денежно-кредитную политику. Вместе с правительством Центробанк разрабатывает и регламентирует денежно-кредитную политику — это действия, которые помогают контролировать темпы инфляции. Например, изменение ключевой ставки или поддержание стабильного курса рубля.

Определяет курс валют. Каждый день Центробанк устанавливает официальный курс валюты. На него ориентируются в национальных сделках и при управлении бюджетом страны.

Что такое валютный курс и конвертация

Официальный курс не используют для продажи валюты населению. Он нужен в бухгалтерском учете, при расчетах таможенных платежей и налогов.

Loading…

Каждый день Центральный банк устанавливает курс валют

Курс бывает фиксированным и плавающим. В России применяется плавающий курс: это значит, что он меняется. На него влияют торги на биржах, операции межбанковского валютного рынка, политические и экономические явления. Такой курс нужен, чтобы сдерживать инфляцию.

Официальный курс валют ежедневно публикуют на сайте Центробанка. Он напрямую влияет на рост цен и уровень благосостояния населения.

Курс валют на сайте ЦБ

Устанавливает ключевую ставку. Ключевая ставка — это минимальный процент, под который коммерческие банки могут взять деньги в долг или сдать на хранение в Центробанк. Это основной инструмент денежно-кредитной политики, с ее помощью Банк России поддерживает оптимальный уровень инфляции. Банки опираются на ключевую ставку, когда устанавливают проценты по кредитам и депозитам: если растет ставка, проценты повышают. И наоборот.

На чем зарабатывает ЦБ

Центробанк не выдает кредиты и не открывает депозитные счета физлицам. Вот благодаря чему он зарабатывает:

  • операции с акциями, облигациями;
  • процентные доходы;
  • участие в капиталах кредитных и других организаций;
  • инвестиции;
  • сделки с валютой;
  • продажа монет из драгоценных металлов;
  • прием платежей по штрафам, пеням, неустойкам.

Большую часть денег Центральный банк получает от деятельности с ценными бумагами. Например, в 2020 году Банк России получил больше 98% прибыли на продаже акций ПАО «Сбербанк».

C кем сотрудничает Центральный банк

Центральный банк сотрудничает с Международным валютным фондом, правительством своего государства и коммерческими банками внутри страны.

С Международным валютным фондом. Центробанк — это хранилище части ресурсов Международного валютного фонда на территории России. В валютно-финансовой сфере эта организация — ведущая на международном уровне. Управляющий в Международном валютном фонде от России — министр финансов, а его заместитель — председатель Банка России. Мировое сотрудничество нужно, чтобы стабилизировать валютные курсы, увеличить количество международных партнеров и развивать системы расчетов.

С органами власти. Центральный банк — независимая организация. Он сдает отчеты в Госдуму, но не выполняет ее указания. Центробанк помогает власти: вместе с правительством разрабатывает кредитно-денежную политику.

В Центральном банке хранятся золотовалютные резервы и средства бюджетов всех уровней: местного, муниципального, регионального и федерального. При этом он не дает кредиты на пополнение бюджетов в случае дефолта, не несет ответственность за долги государства и не обслуживает частные структуры. Это координатор и консультант власти.

С коммерческими банками. Центральный банк обеспечивает стабильную работу и развитие банковского сектора, поддерживает устойчивость системы без вмешательства в оперативную деятельность банков.

Центральный банк устанавливает ключевую ставку и курс валют, а это влияет на работу всех банков. Он выдает и отзывает лицензии, консультирует по вопросам порядка создания новых банков и контролирует соблюдение законов.

Структура Банка России

У Банка России есть центральный аппарат в Москве, территориальные и вспомогательные учреждения. Их много, в 2020 году штат Центробанка России составил 45 746 сотрудников. Чтобы было проще представить масштабы, это чуть меньше населения Фарерских островов.

Банком России управляют:

  1. Национальный банковский совет. Он рассматривает годовой отчет Банка России, вопросы развития банковской системы и проект кредитно-денежной политики.
  2. Председатель. Он возглавляет Центробанк, действует от его имени без доверенности и несет полную ответственность за деятельность организации. У председателя 7 заместителей и 4 первых заместителя.
  3. Совет директоров. Он руководит Центральным аппаратом Банка России, может принимать решения об изменении процентных ставок, выпуске новых наличных денег и изъятии старых. В совет директоров входят 12 человек и председатель. Каждую кандидатуру представляет Президент и утверждает Государственная дума.

В Банке России есть еще одна важная должность, она приравнивается к заместителю председателя, — главный аудитор. Это человек, который контролирует, соответствует ли работа Центробанка законодательству.

Что важно запомнить

  1. Центральный банк — единственный независимый банк, который стоит над всеми коммерческими банками.
  2. Только Банк России может выпускать деньги и ценные бумаги.
  3. Центральный банк обеспечивает устойчивость рубля, устанавливает ставку рефинансирования, определяет курс валют, сдерживает инфляцию.
  4. Центральный банк взаимодействует с Международным валютным фондом, правительством и коммерческими структурами для оптимизации финансового сектора и стимулирования денежно-кредитной политики.

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ (последняя редакция) \ КонсультантПлюс

(в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 5-ФЗ,

от 23.12.2003 N 180-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 29.07.2004 N 97-ФЗ,

от 18.06.2005 N 61-ФЗ, от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 03.05.2006 N 60-ФЗ,

от 12.06.2006 N 85-ФЗ, от 29.12.2006 N 246-ФЗ, от 29.12.2006 N 247-ФЗ,

от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 26. 04.2007 N 63-ФЗ, от 13.10.2008 N 171-ФЗ,

от 13.10.2008 N 174-ФЗ, от 27.10.2008 N 176-ФЗ, от 25.12.2008 N 274-ФЗ,

от 25.12.2008 N 276-ФЗ, от 30.12.2008 N 317-ФЗ, от 19.07.2009 N 192-ФЗ,

от 25.11.2009 N 281-ФЗ, от 03.11.2010 N 291-ФЗ, от 07.02.2011 N 10-ФЗ,

от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 19.10.2011 N 285-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ,

от 03.12.2012 N 231-ФЗ, от 25.12.2012 N 266-ФЗ, от 29.12.2012 N 282-ФЗ,

от 14.03.2013 N 29-ФЗ, от 05.04.2013 N 41-ФЗ, от 07.05.2013 N 102-ФЗ,

от 02.07.2013 N 146-ФЗ, от 02.07.2013 N 184-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ,

от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 02.12.2013 N 335-ФЗ, от 21.12.2013 N 375-ФЗ,

от 21.12.2013 N 379-ФЗ, от 28.12.2013 N 410-ФЗ, от 05.05.2014 N 106-ФЗ,

от 05.05.2014 N 112-ФЗ, от 01.07.2014 N 202-ФЗ, от 21.07.2014 N 218-ФЗ,

от 04.10.2014 N 287-ФЗ, от 04.11.2014 N 344-ФЗ, от 22.12.2014 N 432-ФЗ,

от 29.12.2014 N 451-ФЗ, от 29.12.2014 N 484-ФЗ, от 29.06.2015 N 167-ФЗ,

от 29.06.2015 N 210-ФЗ, от 13. 07.2015 N 222-ФЗ, от 13.07.2015 N 231-ФЗ,

от 05.10.2015 N 285-ФЗ, от 29.12.2015 N 403-ФЗ, от 30.12.2015 N 426-ФЗ,

от 30.12.2015 N 430-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.07.2016 N 292-ФЗ,

от 03.07.2016 N 340-ФЗ, от 03.07.2016 N 362-ФЗ, от 28.12.2016 N 505-ФЗ,

от 28.03.2017 N 38-ФЗ, от 01.05.2017 N 84-ФЗ, от 01.05.2017 N 92-ФЗ,

от 01.07.2017 N 153-ФЗ, от 18.07.2017 N 176-ФЗ, от 29.07.2017 N 281-ФЗ,

от 05.12.2017 N 391-ФЗ, от 31.12.2017 N 482-ФЗ, от 19.02.2018 N 29-ФЗ,

от 07.03.2018 N 49-ФЗ, от 07.03.2018 N 53-ФЗ, от 23.04.2018 N 87-ФЗ,

от 04.06.2018 N 133-ФЗ, от 27.06.2018 N 167-ФЗ, от 29.07.2018 N 263-ФЗ,

от 03.08.2018 N 322-ФЗ, от 28.11.2018 N 452-ФЗ, от 25.12.2018 N 485-ФЗ,

от 27.12.2018 N 514-ФЗ, от 06.02.2019 N 5-ФЗ, от 01.05.2019 N 74-ФЗ,

от 06.06.2019 N 138-ФЗ, от 03.07.2019 N 173-ФЗ, от 18.07.2019 N 190-ФЗ,

от 26.07.2019 N 248-ФЗ, от 02.08.2019 N 259-ФЗ, от 02.08.2019 N 264-ФЗ,

от 02.08.2019 N 271-ФЗ, от 02. 12.2019 N 394-ФЗ, от 27.12.2019 N 469-ФЗ,

от 27.12.2019 N 482-ФЗ, от 01.04.2020 N 91-ФЗ, от 01.04.2020 N 97-ФЗ,

от 03.04.2020 N 106-ФЗ, от 20.07.2020 N 212-ФЗ, от 31.07.2020 N 259-ФЗ,

от 29.12.2020 N 479-ФЗ, от 30.12.2020 N 514-ФЗ, от 24.02.2021 N 20-ФЗ,

от 24.02.2021 N 23-ФЗ, от 05.04.2021 N 79-ФЗ, от 20.04.2021 N 92-ФЗ,

от 30.04.2021 N 116-ФЗ, от 11.06.2021 N 161-ФЗ, от 11.06.2021 N 192-ФЗ,

от 01.07.2021 N 250-ФЗ, от 02.07.2021 N 343-ФЗ, от 02.07.2021 N 359-ФЗ,

от 29.11.2021 N 378-ФЗ, от 06.12.2021 N 398-ФЗ, от 21.12.2021 N 423-ФЗ,

от 30.12.2021 N 443-ФЗ, от 30.12.2021 N 484-ФЗ,

с изм., внесенными Федеральными законами

от 23.12.2003 N 177-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ, от 23.12.2004 N 173-ФЗ,

от 27.10.2008 N 175-ФЗ, от 18.07.2009 N 181-ФЗ, от 22.09.2009 N 218-ФЗ,

от 30.09.2010 N 245-ФЗ (ред. 06.10.2011), от 28.11.2015 N 333-ФЗ)

Что такое центральные банки и почему они так важны?

01. 02.2023

Когда вы думаете о банке, возможно, первое, что приходит вам на ум, это место, где вы управляете своими финансами с помощью услуг и продуктов, таких как депозиты и кредиты. Однако существует финансовое учреждение, которое не имеет коммерческой направленности, но играет ключевую роль в экономике и также называется банком: центральным банком.

Центральный банк — это государственное учреждение, отвечающее за реализацию денежно-кредитной политики, управление валютой страны или группы стран и контроль над денежной массой. Некоторые из основных обязанностей центральных банков:

  • Определение денежно-кредитной политики – центральные банки устанавливают макроэкономические цели, такие как обеспечение ценовой стабильности и экономического роста. Для этого у финансовых властей есть такие инструменты, как установление официальных процентных ставок, которые влияют на стоимость денег. В зависимости от экономической ситуации центральные банки предпочтут либо повысить официальные процентные ставки (например, для контроля над инфляцией), либо снизить их (для поощрения потребления и ускорения экономического роста).
  • Регулирование денежного обращения – это орган по выпуску монет и банкнот, денежной массы и регулированию количества денег в обращении. Центральные банки делают это для вливания ликвидности в экономику, чтобы различные экономические агенты (семьи, компании и государства) могли использовать ее в своих операциях. Что касается валют, центральные банки также несут ответственность за проведение операций, обеспечивающих стабильность обменных курсов, а также за владение и контроль над своими официальными резервами.
  • Надзор за межбанковским рынком – они следят за соблюдением соответствующих финансовых законов и контролируют национальные платежные системы, чтобы убедиться, что они работают должным образом.
  • Предоставление ликвидности коммерческим банкам в случае необходимости для решения проблем с платежеспособностью – помимо кредитов, предоставляемых между учреждениями на межбанковском рынке, как указано в предыдущем пункте, коммерческие банки также могут получать ликвидность от центральных банков в обмен на обеспечение, такие как гарантированные государственные облигации.
    Это означает, что при необходимости коммерческие банковские учреждения могут покрыть то, что им нужно в краткосрочной перспективе, в то время как центральные банки пытаются обеспечить стабильность цен, выступая посредником при колебаниях кредита.
  • Взяв на себя консультативную роль — они регулярно готовят исследования и отчеты, которые полезны, например, для правительств или частных организаций.

Центральные банки делают все это независимо от политической группы, находящейся у власти в той или иной стране, поскольку они стремятся обеспечить стабильность финансовой системы. Их решения напрямую зависят от надзорного органа, входящего в состав финансового учреждения.

Какие существуют центральные банки?

Центральные банки представляют финансовые учреждения страны, но они также могут представлять их группу. Еврозона является примером финансового учреждения, состоящего из группы стран. В этом случае власть подпадает под Евросистему, состоящую из двух основных частей: Европейского центрального банка (ЕЦБ) и национальных центральных банков государств-членов еврозоны, официальной валютой которых является евро.

Банк Испании, Deutsche Bundesbank и Национальный банк Польши (Narodowy Bank Polski, NBP) являются некоторыми примерами.

Поскольку некоторые страны входят в состав Европейского Союза, но не входят в еврозону, в дополнение к Евросистеме существует еще одна организация, которая называется Европейская система центральных банков (ЕСЦБ). В его состав входят как Европейский центральный банк, так и все национальные центральные банки стран, входящих в Европейский союз, независимо от того, имеют ли они евро в качестве официальной валюты или нет.

В Соединенных Штатах Федеральная резервная система является там центральной банковской системой. Известный просто как ФРС, он отвечает за выполнение вышеупомянутых задач по наблюдению за экономикой страны и валютой — в данном случае за долларом.

Также в Северной и Южной Америке другими примерами центральных банков являются Banxico в Мексике и Banco Central do Brasil в Бразилии.

Вам может понравиться

{{/каждый}} {{/ifCond}}

{{/каждый}}

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

Краткая история центральных банков

Один из ведущих мировых историков экономики объясняет движущие силы, лежащие в основе развития современных центральных банков, и дает представление об их роли в финансовой системе и экономике.

Центральный банк — это термин, используемый для описания органа, ответственного за политику, влияющую на предложение денег и кредита в стране. В частности, центральный банк использует свои инструменты денежно-кредитной политики — операции на открытом рынке, дисконтное кредитование, изменения резервных требований — для воздействия на краткосрочные процентные ставки и денежную базу (валюта, которой владеет население, плюс банковские резервы) и для достижения важные цели политики.

Существуют три ключевые цели современной денежно-кредитной политики. Первая и самая важная — стабильность цен или стабильность стоимости денег. Сегодня это означает поддержание стабильно низкого уровня инфляции. Вторая цель — стабильная реальная экономика, часто интерпретируемая как высокая занятость и высокий и устойчивый экономический рост. Другими словами, ожидается, что денежно-кредитная политика сгладит деловой цикл и компенсирует потрясения в экономике. Третья цель – финансовая стабильность. Это включает в себя эффективную и бесперебойно работающую платежную систему и предотвращение финансовых кризисов.

Начало

История центрального банка восходит как минимум к семнадцатому веку, к основанию первого учреждения, признанного центральным банком, Шведского Риксбанка. Основанный в 1668 году как акционерный банк, он был уполномочен ссужать государственные средства и действовать как расчетная палата для торговли. Несколько десятилетий спустя (1694 г.) самый известный центральный банк того времени, Банк Англии, был основан также как акционерное общество для покупки государственного долга. Другие центральные банки были созданы позже в Европе для аналогичных целей, хотя некоторые из них были созданы для решения денежного беспорядка. Например, Банк Франции был основан Наполеоном в 1800 году для стабилизации валюты после гиперинфляции бумажных денег во время Французской революции, а также для помощи в государственных финансах. Ранние центральные банки выпускали частные банкноты, которые служили валютой, и у них часто была монополия на выпуск таких банкнот.

Хотя эти ранние центральные банки помогали финансировать государственный долг, они также были частными организациями, занимавшимися банковской деятельностью. Поскольку они держали депозиты других банков, они стали служить банками для банкиров, облегчая операции между банками или предоставляя другие банковские услуги. Они стали хранилищем для большинства банков в банковской системе из-за их больших резервов и разветвленной сети банков-корреспондентов. Эти факторы позволили им стать кредитором последней инстанции перед лицом финансового кризиса. Другими словами, они стали готовы предоставить наличные деньги своим корреспондентам в случае финансовых затруднений.

Transition

Федеральная резервная система принадлежит к более поздней волне центральных банков, возникших на рубеже двадцатого века. Эти банки были созданы в первую очередь для консолидации различных инструментов, которые люди использовали для валюты, и для обеспечения финансовой стабильности. Многие также были созданы для управления золотым стандартом, которого придерживалось большинство стран.

Золотой стандарт, преобладавший до 1914 года, означал, что каждая страна определяла свою валюту с точки зрения фиксированного веса золота. Центральные банки держали большие золотые резервы, чтобы гарантировать, что их банкноты могут быть конвертированы в золото, как того требовали их уставы. Когда их резервы сокращались из-за дефицита платежного баланса или неблагоприятных внутренних обстоятельств, они повышали свои учетные ставки (процентные ставки, по которым они ссужали деньги другим банкам). Это повысит процентные ставки в более широком смысле, что, в свою очередь, привлечет иностранные инвестиции, тем самым принеся в страну больше золота.

Центральные банки придерживались правила золотого стандарта о сохранении конвертируемости золота превыше всех других соображений. Конвертируемость золота служила номинальным якорем экономики. То есть количество денег, которые банки могли предоставить, ограничивалось стоимостью золота, которое они держали в резерве, а это, в свою очередь, определяло преобладающий уровень цен. А поскольку уровень цен был привязан к известному товару, долгосрочная стоимость которого определялась рыночными силами, с ним также были связаны ожидания относительно будущего уровня цен. В некотором смысле первые центральные банки были твердо привержены ценовой стабильности. Они не слишком беспокоились об одной из современных целей центрального банка — стабильности реальной экономики — потому что были ограничены своим обязательством придерживаться золотого стандарта.

Центральные банки этой эпохи также научились выступать в роли кредиторов последней инстанции во времена финансового кризиса, когда такие события, как неурожаи, дефолты железных дорог или войны, спровоцировали борьбу за ликвидность (когда вкладчики бежали в свои банки и пытались конвертировать свои депозиты в наличные деньги). Урок начался в начале девятнадцатого века как следствие обычной реакции Банка Англии на такие паники. В то время Банк (и другие европейские центральные банки) часто сначала защищал свои собственные золотые резервы, отказывая своим корреспондентам в случае необходимости. Это спровоцировало большую панику в 1825, 1837, 1847 и 1857 годах и привело к резкой критике Банка. В ответ на это Банк принял «доктрину ответственности», предложенную писателем-экономистом Уолтером Бэджхотом, которая требовала, чтобы Банк подчинял свои частные интересы общественным интересам банковской системы в целом. Банк начал следовать правилу Бэджхота, которое заключалось в свободном кредитовании на основе любого предлагаемого надежного залога, но со штрафной ставкой (то есть выше рыночной), чтобы предотвратить моральный риск. Банк хорошо усвоил урок. После 1866 года в Англии не было финансовых кризисов в течение почти 150 лет. Только в августе 2007 года страна пережила следующий кризис.

Опыт США был очень интересным. В начале девятнадцатого века у него было два центральных банка: Банк Соединенных Штатов (1791–1811) и второй Банк Соединенных Штатов (1816–1836). Оба были созданы по образцу Банка Англии, но, в отличие от британцев, американцы питали глубоко укоренившееся недоверие к любой концентрации финансовой власти вообще и к центральным банкам в частности, так что в каждом случае уставы не обновляется.

Затем последовал 80-летний период значительной финансовой нестабильности. Между 1836 годом и началом Гражданской войны — период, известный как эра свободной банковской деятельности — государства разрешили практически свободный доступ к банковской деятельности с минимальным регулированием. На протяжении всего периода банки часто терпели крах, и произошло несколько банковских паник. Платежная система была общеизвестно неэффективной, в обращении находились тысячи государственных банкнот и подделок разного вида. В ответ правительство создало национальную банковскую систему во время Гражданской войны. Хотя система повысила эффективность платежной системы, предоставив единую валюту на основе национальных банкнот, она по-прежнему не предоставляла кредитора последней инстанции, и эпоха была полна серьезной банковской паники.

Кризис 1907 года стал той соломинкой, которая сломала хребет верблюду. Это привело к созданию в 1913 году Федеральной резервной системы, которой было поручено обеспечивать единую и эластичную валюту (то есть такую, которая приспосабливалась бы к сезонным, циклическим и долговременным изменениям в экономике) и служить кредитором. последней инстанции.

Генезис современных целей центральных банков

До 1914 года центральные банки не придавали большого значения цели поддержания стабильности внутренней экономики. Это изменилось после Первой мировой войны, когда их стали беспокоить занятость, реальная активность и уровень цен. Этот сдвиг отражал изменение политической экономии многих стран — расширялось избирательное право, росло рабочее движение, устанавливались ограничения на миграцию. В 19В 20-е годы ФРС начала уделять внимание как внешней стабильности (что означало наблюдение за золотыми резервами, поскольку США все еще придерживались золотого стандарта), так и внутренней стабильности (что означало наблюдение за ценами, производством и занятостью). Но пока господствовал золотой стандарт, преобладали внешние цели.

К сожалению, денежно-кредитная политика ФРС привела к серьезным проблемам в 1920-х и 1930-х годах. Когда дело дошло до управления количеством денег в стране, ФРС следовала принципу, называемому доктриной реальных векселей. Доктрина утверждала, что количество денег, необходимое для экономики, будет естественным образом обеспечиваться до тех пор, пока резервные банки ссудят средства только тогда, когда банки представят подходящие самоликвидирующиеся коммерческие бумаги в качестве залога. Одним из следствий доктрины реальных векселей было то, что ФРС не должна разрешать банковское кредитование для финансирования спекуляций на фондовом рынке, что объясняет, почему она проводила жесткую политику в 1919 году.28, чтобы компенсировать бум на Уолл-стрит. Эта политика привела к началу рецессии в августе 1929 года и краху в октябре. Затем, перед лицом серии банковских паник между 1930 и 1933 годами, ФРС не смогла действовать как кредитор последней инстанции. В результате денежная масса рухнула, и последовали масштабная дефляция и депрессия. ФРС допустила ошибку, потому что доктрина реальных векселей заставила ее интерпретировать преобладающие низкие краткосрочные номинальные процентные ставки как признак облегчения денежно-кредитной политики, и они полагали, что ни один банк не нуждается в средствах, потому что очень немногие банки-члены пришли к учетному окну.

После Великой депрессии Федеральная резервная система была реорганизована. Законы о банках 1933 и 1935 годов окончательно передали власть от резервных банков Совету управляющих. Кроме того, ФРС была подчинена Министерству финансов.
Федеральная резервная система восстановила свою независимость от Министерства финансов в 1951 году, после чего она начала проводить преднамеренную антициклическую политику под руководством Уильяма МакЧесни Мартина. В течение 1950-х годов эта политика была весьма успешной в смягчении последствий нескольких рецессий и поддержании низкой инфляции. В то время Соединенные Штаты и другие развитые страны были частью Бреттон-Вудской системы, согласно которой США привязывали доллар к золоту на уровне 35 долларов за унцию, а другие страны привязывали его к доллару. Связь с золотом, возможно, сохранила часть доверия к номинальному якорю и помогла удержать инфляцию на низком уровне.

Картина резко изменилась в 1960-х, когда ФРС стала проводить более активную политику стабилизации. В этом десятилетии он сместил свои приоритеты с низкой инфляции на высокую занятость. Возможные причины включают принятие кейнсианских идей и веру в компромисс кривой Филлипса между инфляцией и безработицей. Следствием изменения политики стало нарастание инфляционного давления с конца 1960-х до конца 1970-х годов. Причины Великой инфляции все еще обсуждаются, но эта эпоха известна как одна из самых низких точек в истории ФРС. Сдерживающее влияние номинального якоря исчезло, и в течение следующих двух десятилетий инфляционные ожидания резко возросли.

Инфляция закончилась шоковой терапией Пола Волкера с 1979 по 1982 год, которая включала ужесточение денежно-кредитной политики и повышение процентных ставок до двузначных значений. Шок Волкера привел к резкому спаду, но ему удалось сломить хребет высоким инфляционным ожиданиям. В последующие десятилетия инфляция значительно снизилась и с тех пор остается низкой. С начала 1990-х годов ФРС проводила политику скрытого таргетирования инфляции, используя ставку по федеральным фондам в качестве инструмента своей политики. Во многих отношениях применяемый в настоящее время политический режим перекликается с принципом конвертируемости золотого стандарта в том смысле, что общественность поверила в достоверность приверженности ФРС низкой инфляции.

Ключевой силой в истории центрального банка была независимость центрального банка. Первоначальные центральные банки были частными и независимыми. Они зависели от правительства в поддержании своих уставов, но в остальном были свободны в выборе своих собственных инструментов и политики. Их цели были ограничены конвертируемостью золота. В ХХ веке большинство этих центральных банков были национализированы и полностью утратили свою независимость. Их политика диктовалась фискальными органами. ФРС восстановила свою независимость после 1951, но его независимость не является абсолютной. Он должен отчитываться перед Конгрессом, который в конечном итоге имеет право изменить Закон о Федеральной резервной системе. Другим центральным банкам пришлось ждать до 1990-х годов, чтобы восстановить свою независимость.

Финансовая стабильность

Финансовая стабильность играет все более важную роль для центральных банков. Эволюция этой ответственности была сходной во всех развитых странах. В эпоху золотого стандарта центральные банки разработали функцию кредитора последней инстанции, следуя правилу Бэджхота. Но финансовые системы стали нестабильными в период между мировыми войнами, так как в начале 19 века широко распространились банковские кризисы.20-е и 1930-е годы. Опыт ФРС был худшим. Реакцией на банковские кризисы в Европе в то время обычно была помощь проблемным банкам за счет государственных средств. Позднее этот подход был принят Соединенными Штатами с Финансовой корпорацией реконструкции, но в ограниченном масштабе. После Великой депрессии каждая страна создала систему финансовой защиты, включающую страхование депозитов и жесткое регулирование, включающее потолки процентных ставок и брандмауэры между финансовыми и коммерческими учреждениями. В результате банковских кризисов с конца 19 века не было. 30-х до середины 1970-х годов в любом развитом мире.

Ситуация резко изменилась в 1970-х годах. Великая инфляция подорвала потолки процентных ставок и вдохновила на финансовые инновации, призванные обойти потолки и другие ограничения. Эти инновации привели к дерегулированию и усилению конкуренции. Банковская нестабильность снова возникла в Соединенных Штатах и ​​за рубежом, с такими примерами крупномасштабных финансовых потрясений, как банкротства Franklin National в 1974 году и Continental Illinois в 1919 году.84 и ссудно-сберегательный кризис 1980-х гг. Реакцией на эти беспорядки была помощь банкам, которые считались слишком большими, чтобы обанкротиться, что, вероятно, увеличивало вероятность морального риска. Многие из этих вопросов были решены Законом о дерегулировании депозитных учреждений и денежно-кредитном контроле 1980 года и Базельскими соглашениями I, в которых подчеркивалось владение банковским капиталом как способ поощрения осмотрительного поведения.

Еще одна проблема, вновь возникшая в наше время, — это подъемы и спады активов. Бумы на фондовом рынке и рынке жилья часто связаны с фазой бума делового цикла, а спады часто вызывают экономический спад. Политика ортодоксального центрального банка заключается в том, чтобы не гасить бум до того, как он превратится в крах, из опасения спровоцировать рецессию, а реагировать после того, как крах произойдет, и предоставить достаточную ликвидность для защиты платежной и банковской систем. Такой политики придерживался Алан Гринспен после краха фондового рынка в 1919 г.87. Этой же политике следовали позже во время зарождающихся финансовых кризисов 1990-х и 2000-х годов. В идеале политика должна ликвидировать избыточную ликвидность после того, как угроза кризиса минует.

Задачи на будущее

Основной проблемой, с которой, как мне видится, в будущем будут сталкиваться центральные банки, будет баланс между тремя целями их политики. Основной целью центрального банка является обеспечение ценовой стабильности (в настоящее время рассматривается как низкая инфляция в долгосрочной перспективе).

Эта цель требует доверия к работе. Другими словами, люди должны верить, что центральный банк ужесточит свою политику, если будет угрожать инфляция. Эта вера должна быть подкреплена действиями. Так было в середине 1990-х, когда ФРС ужесточила свою политику в ответ на опасения по поводу инфляции. Такая стратегия может быть значительно усилена хорошей коммуникацией.

Второй целью политики является стабильность и рост реальной экономики. Многочисленные данные свидетельствуют о том, что низкая инфляция связана с более высокими темпами роста и общими макроэкономическими показателями. Тем не менее крупные потрясения все же случаются, угрожая сбить экономику с пути роста. Когда такие ситуации угрожают, исследования также предполагают, что центральный банк должен временно отступить от своей долгосрочной цели по инфляции и смягчить денежно-кредитную политику, чтобы компенсировать силы рецессии. Более того, если рыночные агенты верят в долгосрочную надежность приверженности центрального банка низкой инфляции, снижение директивных процентных ставок не вызовет высоких инфляционных ожиданий.

После того, как рецессии удалось избежать или она закончилась, центральному банку необходимо повысить ставки и вернуться к своей цели по низкой инфляции.

Третьей целью политики является финансовая стабильность. Исследования показали, что она также улучшится в условиях низкой инфляции, хотя некоторые экономисты утверждают, что в такой среде порождаются бумы цен на активы. В случае начинающегося финансового кризиса, такого как тот, что только что наблюдался в августе 2007 года, текущая точка зрения состоит в том, что курс политики должен заключаться в предоставлении любой ликвидности, необходимой для того, чтобы развеять опасения денежного рынка. Открытое окно скидок и принятие любого надежного залога рассматриваются как правильное предписание. Кроме того, средства должны предлагаться со штрафной ставкой. ФРС следовала этим правилам в сентябре 2007 года, хотя неясно, были ли средства предоставлены по штрафной ставке. Как только кризис закончится, что обычно происходит в течение нескольких дней или недель, центральный банк должен удалить избыточную ликвидность и вернуться к своей цели по инфляции.

Федеральная резервная система следовала этой стратегии после 2000 года. Когда финансовый кризис не наступил, он быстро отозвал предоставленное им массивное вливание ликвидности. Напротив, после предоставления средств после терактов 11 сентября и технологического краха 2001 года он позволил дополнительным средствам остаться на денежном рынке после того, как угроза кризиса миновала. Если бы рынки так долго не были наполнены такой большой ликвидностью, процентные ставки не были бы такими низкими в последние годы, как они были, и жилищный бум, возможно, не распространялся бы так сильно, как это было.

Вторая задача, связанная с первой, заключается в том, что центральный банк должен быть в курсе финансовых инноваций, которые могут подорвать финансовую стабильность. Инновации на финансовых рынках представляют собой сложную задачу, поскольку они представляют собой попытки обойти регулирование, а также снизить транзакционные издержки и увеличить долю заемных средств. Недавний кризис субстандартного кредитования иллюстрирует опасность, поскольку многие проблемы были вызваны деривативами, созданными для объединения ипотечных кредитов сомнительного качества с более надежными, чтобы эти инструменты могли быть сняты с балансов коммерческих и инвестиционных банков.

Эта стратегия, призванная снизить риск, могла иметь неприятные последствия из-за непрозрачности новых инструментов.

Третья проблема, стоящая, в частности, перед Федеральной резервной системой, заключается в том, следует ли принять четкую цель таргетирования инфляции, как Банк Англии, Банк Канады и другие центральные банки. Преимущества такого подхода заключаются в том, что он упрощает политику и делает ее более прозрачной, что облегчает общение с общественностью и повышает доверие. Тем не менее, может быть сложно совместить четкую цель с двойным мандатом ФРС по стабильности цен и высокой занятости.

Четвертой задачей для всех центральных банков является учет глобализации и других изменений со стороны предложения, таких как политическая нестабильность, цены на нефть и другие шоки, которые находятся вне их контроля, но могут повлиять на мировые и внутренние цены.

Последняя проблема, о которой я хотел бы упомянуть, касается вопроса о том, следует ли заменить неявное или явное таргетирование инфляции таргетированием на уровне цен, при котором инфляция удерживалась бы на нулевом уровне.